Травы названия окружающий мир 2. Какие бывают растения? Задания для домашней работы

География 26.04.2024
География

Растительный мир планеты очень многообразен. Наука, которая его исследует, называется ботаникой. Азы ее ребята начинают изучать еще в начальной школе.

Ботаника - системная наука, позволяющая рассматривать ступенчатую структуру растительного мира, подразделяя его на царства, отделы, классы, порядки, семейства и виды. Такая структура называется иерархической. Построение гармоничной системы растительного мира, его классификация осуществлялась на протяжении многих столетий. Важнейший вклад в развитие классификации растений внес Карл Линней. Наша задача - рассмотреть конкретные виды растений (список). 3 класс начальной школы - это время, когда ребята активно изучают ботанику. В учебниках общеобразовательной программы предлагаются такие виды:

  • водоросли;
  • моховидные;
  • папоротники;
  • хвойные;
  • цветковые.

Основные группы растений

Вышеуказанное деление растений на группы обусловлено особенностями среды обитания, строения, способов размножения. Каждая из рассматриваемых ниже групп имеет виды растений, которые также представлены.

Водоросли - организмы, которые не имеют корней, листьев, стебля. Основная среда их обитания - вода. Общее количество видов водорослей в пределах 35 тысяч. Некоторые виды водорослей:

  • морские макрофиты: валлисерия американская;
  • зеленые водоросли: хламидомонада, хлорелла, микрастериас, каулерпа, кладофора;
  • жгутиковые водоросли: эвглена зелёная, факус, ночесветка, динофизис норвежский, перидинелла, пророцентрум малый;
  • красные водоросли: ирландский мох, эндокладия колючая, порфира ланцетолистная, гигартина, филлофора, полиневра;
  • бурые водоросли: фукус, постелсия пальмовидная, макроцистис, саргассум, ламинария, цистозейра.

Мхи - это растения, имеющие стебель и листья, но не имеющие корня. Их размножение осуществляется посредством спор. Растут мхи на затененной местности, вблизи воды, иногда в воде. Всего насчитывается более 5000 растений такого плана.

Папоротники - растения, обладающие корнем, стеблем и листьями. Они произрастают в затененных местностях с повышенным уровнем влаги. Размножение - спорами. Общее число видов папоротников составляет девять тысяч. Приведем некоторые названия видов папоротников: оноклея чувствительная, осмунда королевская, сальвиния плавающая, азолла каролинская, щитовник мужской, костенец северный, скребница аптечная, орляк обыкновенный.

Хвойные. Растения, произрастающие в лесах, имеющие корень, стебель. Особенностью хвойных является наличие иголок. Всего насчитывают 600 видов хвойных растений. Назовем некоторые: сосна, ель, пихта, кедр, можжевельник, туя, тис.

Цветковые. Растения, имеющие корень, стебель, лист, цветок и плод. К ним относят деревья, кустарники и травы. С учетом многообразия цветковых растений количество видов превышает 350 тысяч наименований. Приведем некоторые из них: тополь, акация, пион, роза, одуванчик, боярышник, жасмин, айва, вейгела, гибикус, пырей ползучий, костер безостый, тимофеевка, лисохвост, щучка, белоус, пшеница, просо, кукуруза, белена, дурман.

Виды растений. Список в России

Для каждой местности характерны определенные виды растений, список которых мы также приведем. Климатические условия, почвенный покров, исторические особенности, деятельность человека - факторы, влияющие на уникальность растительного мира природного ареала. Все эти факторы нужно рассматривать в совокупности.

Рассмотрим видовое разнообразие флоры Российской Федерации. Учитывая обширность территории, можно выделить несколько типов растительных зон России, каждому из которых свойственны определенные виды растений. Список (3 класс общеобразовательной школы) можно также найти в учебнике по ботанике.

К основным типам флоры России можно отнести:

  • тундровый тип, основными представителями флоры которого являются зеленые мхи, ягель, брусника, водяника, куропаточья трава, кассиопея, карликовая береза, полярные ивы, полярный мак, мятлик арктический;
  • лесной тип, который представлен елями, пихтами, кедрами, соснами, березой, дубом, кленом;
  • степной тип, для которого характерно произрастание травяной растительности;
  • пустынный тип, представителями растительности которого считаются полынь и солянки;
  • луговой тип, растительность которого представлена травянистыми многолетними: лютик ползучий, мята полевая, полевица побегоносная, пырей ползучий, одуванчик, льнянка, короставник.
  • болотный тип, который характеризуется

Растительная "палитра" России, как видим, очень широка. Территориально виды растений, список, которых изначально значителен, в количественном эквиваленте возрастают с севера на юг, однако в пустынях несколько уменьшаются из-за сухости климата, от равнин к горам увеличиваются.

Культивация растительности

С древнейших времен флора Земли развивалась без прямого вмешательства человека, соответственно, все цветы и травы были дикорастущими. Развитие человека обусловило появление у него потребности в обрабатывании земли и выращивании растений для собственных нужд. Под воздействием человеческого труда растения видоизменялись, получали новые характеристики. Таким образом возникли культурные растения, что с латинского обозначает "возделанные", "обработанные" растения, выращиваемые для получения пищевых продуктов, лекарств, кормов для скота и т. д. Главной отличительной особенностью культурных растений является то, что они выращиваются независимо от места происхождения и самостоятельно не способны размножаться.

Сегодня многие культурные насаждения получены из диких путём селекции или генной инженерии. Культурные цветы и деревья подразделяют на зерновые, прядильные, овощные, плодовые, декоративные. Рассмотрим культурные растения, список видов.

  • Зерновые растения - насаждения, основным продуктом которых является зерно, используемое как продукт питания, сырье для промышленности, корм для животных. Основными видами считают пшеницу, рожь, ячмень, овес, рис, просо, сорго, гречиху.
  • Прядильные насаждения - это те, из которых изготавливают волокно для текстильной промышленности. Основные виды прядильных растений: лен, долгунец, хлопчатник, джут, конопля, какпок, кенаф, кроталярия, сизаль, фуркрея.
  • Овощные растения высаживают с целью получения плодов. Основные представители: томат, перец, баклажан, физалис, капуста кочанная, кольраби, кресс-салат, редис, тыква, арбуз, дыня, огурец, морковь, свекла, сельдерей спаржа, лук репчатый, чеснок.
  • Плодовые растения - растения, приносящие плоды. К ним относятся: апельсин, лимон, грейпфрут, банан, авокадо, манго, гранат, виноград, миндаль, кокосовая пальма, маслина, земляника, крыжовник, смородина.
  • Декоративные растения - растения, использующиеся для оформления и украшения помещений, мест отдыха человека. Видами декоративных растений являются: акация, барбарис, магнолия, сирень, туя, самшит, можжевельник, роза, пион, гвоздика.

Наиболее привлекательными являются декоративные виды растений. Список, фото примеров можно увидеть в школьном учебнике. Сюда относятся также и домашние цветы.

(список домашних комнатных растений) включает и древообразные. Ниже будут описаны основные подвиды декоративных насаждений.

Злаковидные растения

Это растения длинные, тонкие, узкие с собранными пучком листьями. Сюда относятся такие представители, как аир злаковидный, арундинария блестящая, офиопогон японский, хлорофитум, бильбергия поникающая, валлота прекрасная, тилландсия уснеевидная.

Существуют и другие виды комнатных растений. Список будет представлен ниже.

Кустистые растения

Кустистые растения - растения, стебли которых произрастают кустообразно. Виды кустистых: пеперомия, аукуба японская, ахименес, бегония, гипоцирта голая, колеус, маранта, пилея.

Растения с прямостоящими стеблями

Растения с прямостоячими стеблями имеют прямые, растущие строго в вертикальной плоскости стебли, которые имеют разную высоту. Представители: клейния членистая, нотокактус, ленингхауза, трихоцереус беловатый, феландра, кодиеум, лавр, фикус, бокарнея, диффенбахия, драцена, панданус, юкка.

Лианы и ампельные растения

Лианы и ампельные растения имеют длинные гибкие стебли, что позволяет им разрастаться и служить декором. Представители: плющ, сциндапсус, фикус, фиттония, вертера, колумнея, зигакактус.

Розеточные растения

Розеточные растения имеют укороченный стебель, что приводит к недоразвитию междоузлий и обеспечивает срастание близко расположенных листьев в одной точке. Размер таких растений незначительный. Представители: глоксиния, примула, сентполия (узумбарская фиалка), молодило кровельное.

Шаровидные растения

Шаровидные растения характеризуются отсутствием листьев и своеобразной формой стебля. В первую очередь к ним относятся кактусы. Примеры таких растений: астрофитум, маммиллярия, пародия, ребюция, ферокактус, эхинокактус Грусона.

Какие бывают растения

Растения очень разнообразны. Среди них есть деревья, кустарники, травы .
У трав, или травянистых растений, стебли мягкие, сочные. У деревьев и кустарников - твёрдые, одревесневшие. У дерева от корня отходит один толстый стебель - ствол. У кустарника несколько довольно тонких стеблей - стволиков.
Деревья и кустарники бывают лиственные и хвойные. У лиственных растений листья в виде пластинок, а у хвойных - в виде иголок (хвоинок).

Нарисуй схематически дерево, кустарник, травянистое растение.

Заполни пропуски в тексте.

У лиственных растений листья в виде пластинок.
У хвойных растений листья в виде хвоинок.

Приведите примеры растений (не менее трёх в каждой группе).

а) Деревья: липа, ель, берёза, яблоня, каштан, тополь

б) Кустарники: малина, барбарис, смородина, сирень, можжевельник, бузина

в) Травы: полынь, тимофеевка, лисохвост, шалфей, мята, петрушка, базилик

Это задание приготовила для тебя мама Серёжи и Нади. Здесь спрятались названия трёх групп растений. Найди их и раскрась клеточки с буквами карандашами разного цвета.

Мудрая Черепаха интересуется, знаешь ли ты названия этих растений. Пронумеруй рисунки в соответствии с подписями.
1. Птичья гречишка. 2. Тысячелистник. 3. Репейник. 4. Подорожник. 5. Пустырник.

В книге "Зелёные страницы" прочитай рассказ об одном из этих растений. Подготовь устное сообщение.

Подорожник

Люди давно знают подорожник. И не только внешний его вид, но и свойства. Древнегреческие, древнеримские, арабские, персидские врачи очень высоко ценили его: ведь подорожник способен заживлять раны.
Прошло много лет, но люди не разочаровались в подорожнике. В аптеках сейчас можно купить не только его листья и сок, но и особый препарат, полученный из этой травы, - плантаглюцид, который помогает при болезнях желудка.
Слово плантаглюцид происходит от слова плантаго. Так по-латыни именуются все подорожники. А слово плантаго возникло от слова планта - ступня. Это лишний раз напоминает нам, что мы ходим по чудесному лекарству, невольно топча его ногами.Что еще замечательно у подорожника? Да хотя бы то, что мы его топчем-топчем, а он не исчезает.

Здесь запиши свой рассказ о красоте растений.

Растения это удивительный мир, который существует рядом с нами и помогает нам. Многие растения мы употребляем в пищу. Существуют растения, которые нам помогают вылечиться от болезней - лекарственные растения. Благодаря растениям, мы дышим чистым воздухом. А еще растения просто очень красивы. Как прекрасно выглядит весенний цветущий луг, а как красивы и ароматны цветущие плодовые деревья. Хорошо в жаркую солнечную погоду посидеть под кронами раскидистых деревьев, подумать о чем-нибудь и насладиться благоуханием цветов и трав.

1. Нарисуй схематически дерево, кустарник, травянистое растение. Проверь себя по учебнику.

2. Заполни пропуски в тексте.

У лиственных растений листья в виде пластинок.
У хвойных растений листья в виде хвоинок.

3. Приведите примеры растений (не менее трёх в каждой группе).

а) Деревья: берёза, ель, сосна
б) Кустарники: малина, смородина, облепиха
в) Травы: одуванчик, колокольчик, ромашка

4. Это задание приготовила для тебя мама Серёжи и Нади. Здесь спрятались названия трёх групп растений. Найди их и закрась клеточки с буквами карандашами разного цвета.

  • Деревья
  • Кустарники
  • Травы

5. Мудрая Черепаха интересуется, знаешь ли ты названия этих растений. Пронумеруй рисунки в соответствии с подписями. Проверь себя с помощью атласа-определителя «От земли до неба». Раскрась на рисунке те травы, которые растут возле твоего дома.

  1. Птичья гречиха
  2. Тысячелистник
  3. Репейник
  4. Подорожнык
  5. Пустырник

Возле моего дома (на даче) растёт тысячелистник, репейник и пустырник.

В книге «Зелёные страницы» прочитай рассказ об одном из этих растений (по своему выбору). Подготовь устное сообщение.

Птичью гречиху часто называют «травой-муравой». Это растение можно встретить на улицах во дворах, на спортивных площадках. Ею питаются многие птицы.

6. Здесь запиши свой рассказ о красоте растений.

Природа всегда поражает своим разнообразием, а особенно она поражает разнообразием растений. Сейчас известно более 320 000 видов растений и из них 280 000 видов — это цветковые растения!

Крошечные водоросли, которые можно увидеть только в микроскоп и гигантские размером с небоскрёб деревья секвойи, живущие несколько сотен лет, мягкие мхи и колючие ели, привычные ромашки и экзотические венерины башмачки — это все представители царства растений.

Каждое из этих сотен тысяч видов растений особенное, не похожее на другие и каждое обладает уникальной красотой, которой можно любоваться и любоваться.

А здесь наклей одну из своих фотографий, показывающих удивительную красоту растений.

Наверное, тебе приходилось слышать выражение: «Растения - зелёная одежда Земли». И действительно, на Земле почти повсюду есть представители этого царства живой природы. Зелёный наряд делает нашу планету удивительно красивой!

  • Используя свои знания и рисунок учебника, докажи, что растения очень разнообразны.

Наука о растениях называется ботаникой. Это один из разделов биологии.

Учёные-ботаники делят царство растений на несколько групп. Познакомимся с группами растений и найдём их представителей на рисунках.

Водоросли - жители воды. Одни из них так малы, что рассмотреть их можно только в микроскоп. Другие имеют вид тонких шелковистых нитей зелёного цвета. Третьи (например, морская капуста) похожи на длинные бурые ленты.

Мхи растут во влажных местах. Они имеют стебли и листья, но у них не бывает корней, цветков и плодов с семенами.

Папоротники легко узнать по красивым листьям, похожим на большие перья. Кроме листьев, у папоротников есть корни и стебли. Цветков, плодов и семян у них не бывает.

Хвойные растения - это сосна, ель, можжевельник и др. Хвоинки - это их листья! У хвойных не бывает цветков и плодов. На месте плодов у них шишки, в которых и созревают семена.

Цветковые растения - такие растения, у которых есть цветки и плоды. Они имеют и все другие части: корни, стебли, листья. Эти растения наиболее разнообразны.

  1. К каким группам растений относятся: роза, лиственница, морская капуста, клён, кедр?

    Придумайте подобное задание для своих одноклассников. Проверьте, научились ли они классифицировать растения.

  2. В каждой группе растений много видов. Что же такое виды растений?

    Рассмотрите рисунок. На нём показаны растения следующих видов: одуванчик лекарственный, подорожник большой, клевер красный. Обратите внимание на то, что каждый вид имеет название, состоящее из двух слов. Такие названия им дают учёные, а мы обычно называем растения просто: одуванчик, подорожник, клевер. Растения разных видов непохожи друг на друга. Зато все растения одного вида очень сходны.

    Посчитайте, сколько на рисунке растений каждого вида. А сколько всего растений показано? Проверьте себя на «Страничках для самопроверки» (7).

  1. Прочитайте текст. Используйте полученную информацию при характеристике групп растений.

    Учёным сейчас известно около 500 тысяч видов растений. Из них почти 250 тысяч - цветковые. Мхов на свете около 27 тысяч видов, папоротников - более 10 тысяч. А вот хвойных всего около 600 видов.

  2. Определите с помощью атласа-определителя 2-3 растения в классе, в других помещениях школы или возле школы (по вашему выбору). Проверьте, правильно ли определили растения другие ребята.

Проверь себя

  1. Перечисли группы растений, изученные на уроке.
  2. Приведи примеры различных видов растений.

Задания для домашней работы

  1. Запиши в словарик: ботаника.
  2. С помощью атласа-определителя определи несколько комнатных растений у себя дома, а также несколько растений во дворе. Запиши их названия в рабочую тетрадь.

На следующем уроке

Узнаем, как дышат и питаются растения. Будем учиться обнаруживать взаимосвязи между неживой природой, растениями и человеком, моделировать их, использовать для объяснения необходимости бережного отношения к растениям.

Вспомни, что поглощают растения из почвы.

Рекомендуем почитать

Наверх