Как умер ахилл. Значение слова ахилл в словаре-справочнике мифы древней греции. Встреча с амазонкой

Всем учителям 20.04.2024
Всем учителям

Лаптева Анна

Ахиллес

Краткое содержание мифа

Ахилл (греч.) или Ахиллес (лат.) — в героических сказаниях древних греков является храбрейшим из героев, сын царя Пелея и морской богини Фетиды.
Иметь сына от прекрасной Фетиды хотели Зевс и Посейдон, но титан Прометей предупредил их, что ребенок превзойдет величием своего отца. И боги благоразумно устроили брак Фетиды со смертным, сыном царя мирмидонян Пелеем. Стремясь сделать своего сына неуязвимым и таким образом дать ему бессмертие, Фетида по ночам закаляла его в огне, а днем натирала амброзией. Однажды ночью Пелей, увидев своего малолетнего сына в огне, вырвал его из рук матери. Согласно другой версии, Фетида купала Ахиллеса в водах подземной реки Стикс, чтобы таким образом сделать его неуязвимым, и только пятка, за которую она его держала, осталась уязвимой. Оскорбленная вмешательством Пелея, Фетида покинула мужа, и тот отдал Ахиллеса на воспитание мудрому кентавру Хирону, который выкормил его внутренностями львов, медведей и диких вепрей, обучил игре на сладкзвучной кифаре и пению.

Ахиллес при дворе царя Ликомеда
Греческий барельеф, 240 г.

Ахиллес вырос бесстрашным воином, но Фетида, зная, что ее сыну все же предопределено судьбой погибнуть под Троей, стремилась спасти его и с этой целью спрятала его во дворце царя Ликомеда на острове Скирос. Там Ахиллес жил одетый в женские одежды среди дочерей Ликомеда. Здесь от тайного брака юноши с дочерью Ликомеда - Деидамией родился сын Пирр, прозванный позднее Неоптолемом. Когда ахейские вожди узнали предсказание жреца Калханта, что без участия Ахиллеса поход под Трою обречен на неудачу, они отправили на Скирос посольство во главе с Одиссеем. Прибыв к царю под видом купца, Одиссей разложил перед собравшимися женские украшения вперемежку с оружием. Обитательницы дворца принялись рассматривать ювелирные изделия, но вдруг, по знаку Одиссея, раздался сигнал тревоги - девушки в испуге разбежались, а герой схватился за меч, выдав себя с головой. После разоблачения Ахиллесу волей-неволей пришлось отплыть в Трою.

В течение долголетней осады Илиона он неоднократно предпринимал набеги на различные соседние города. По версии, пять лет бродил по скифской земле в поисках Ифигении. На десятом году осады Илиона, он во время одного похода взял в плен прекрасную Брисеиду. По одной из версий, она и послужила яблоком раздора между Ахиллесом и Агамемноном, который заявил притязание на обладание Брисеидой.

Фреска «Ахиллес и Брисеида»
1 в.Национальный музей
Неаполь

Воспламенённый гневом, Ахиллес отказался от дальнейшего участия в битвах. Фетида, желая отомстить Агамемнону за обиду, нанесённую её сыну, умолила Зевса даровать победу троянцам. Ни бедствия греков, ни мольбы и обещания посольства, которое, по совету Нестора, снарядил к нему Агамемнон, не могли смягчить гнева героя. Только, когда троянцы, предводимые Гектором, вторглись в сам лагерь греков, он разрешил своему другу Патроклу повести им на помощь мирмидонян и для большего устрашения врагов приказал ему облечься в свои доспехи. Но Патрокл пал от руки Гектора, и лишь обнажённый труп его был отбит греками у троянцев, доспехи же Ахиллеса достались в добычу Гектору. Тогда Ахиллес, безоружный и в сопровождении Афины, появился на поле битвы, и один грозный вид героя обратил врагов в бегство.

На следующее утро, горя мщением, герой ринулся в бой и прогнал троянцев до городских стен; один лишь Гектор осмелился здесь противостоять ему; преследуя убийцу своего друга, Ахиллес трижды гнал его вокруг стен, наконец, убил его и, привязав обнажённый труп к своей боевой колеснице, повлёк за собой в лагерь. Пышно отпраздновав тризну по своему павшему другу Патроклу, он вернул за богатый выкуп труп Гектора отцу его — царю Приаму, который с мольбой проник в его палатку.

Обучение Ахилла Помпео Батони, 1770

После сражений, в которых Ахиллес побеждает пришедших на помощь троянцам царицу амазонок Пенфесилею и вождя эфиопов Мемнона, он врывается в Трою и здесь, у Скейских ворот, погибает от двух стрел Париса, направляемых рукой Аполлона: первая стрела, попав в пяту, лишает Ахиллеса возможности устремиться на противника, и Парис сражает его второй стрелой в грудь. В течение семнадцати дней Ахиллеса оплакивали нереиды во главе с Фетидой, музы и все ахейское войско. На восемнадцатый день тело героя было сожжено, и прах в золотой урне, изготовленной Гефестом, погребен вместе с прахом Патрокла у мыса Сигей. Душа Ахиллеса, по верованиям древних, была перенесена на остров Левка, где герой продолжал жить жизнью блаженных.

Образы и символы мифа

Ахиллес, прежде всего, предстает в образе неуязвимого бесстрашного героя, который нес смерть врагам во многом благодаря своей матери. Но с другой стороны, его образ можно трактовать, не придавая значения неуязвимости как таковой, а представляя его храбрейшим и сильнейшим из героев исключительно в силу его личных качеств. И тогда он является в виде воина, знающего, что ему суждена короткая жизнь, и стремящегося прожить ее так, чтобы слава о его беспримерной доблести сохранилась навеки у потомков.

Ахилл убивает Пенфесилею
Ок. 540-530 гг. до н. э.

Поскольку миф об Ахиллесе имеет отношение к сражениям и завоеваниям, символы, с ним связанные, так же относятся к военной тематике. Основной символ мифа - ахиллесова пята , единственное незащищенное место этого героя, в которое он был смертельно ранен Парисом. В настоящее время выражение «Ахиллесова пята» обозначает слабую сторону, «больное», уязвимое место чего-либо.

Щит Ахиллеса
(серебряное блюдо)
Конец IV - начало V века

Ахиллесов щит — чудесный щит, который выковал Гефест для Ахиллеса, он не только предназначался для защиты от врагов, но был настоящим произведением искусства. Щит имел центр с небольшим возвышением, что символизировало земную твердь, имевшую, по мнению древних, форму щита со срединной горой, «пупом земли». На щите Гефест изобразил землю, небо, звёзды, а также многочисленные эпизоды городской и сельской жизни и реку Океан на ободе. Согласно мифам, такого щита не было ни у кого: ни у воинов троянских и ахейских, ни у божеств, спускавшихся с Олимпа. По своему щиту Ахиллес мог найти любое место: и землю мирмидонян, правителем которой был его отец Пелей, и Трою, где он во главе отряда отстаивал честь Менелая.

В мифе об Ахиллесе фигурирует река Стикс . Именно ее воды сделали Ахиллеса непобедимым и, следовательно, может являться символом божественной чудодейственной силы, наделяющей неуязвимостью. В древнегреческой мифологии Стикс - это олицетворение первобытного ужаса и мрака, из которых возникли первые живые существа. Река Стикс протекает в Аиде, а в историческое время ее видели в потоке близ Нонакриса (в северной Аркадии). По преданию водой из этой реки был отравлен Александр Македонский.

Коммуникативные средства создания образов и символов

Ахилл среди дочерей Ликомеда
Саркофаг, III в.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж

Ахиллес имел широкую известность среди древних греков, о чем свидетельствует большое количество упоминаний о нем в разных источниках. Именно поэтому существует множество вариантов финала мифа об Ахиллесе, о том, как закончилась его жизнь, и куда он попал после смерти. Греки воздвигли ему мавзолей на берегу Геллеспонта, и здесь же они, чтобы умиротворить тень героя, принесли ему в жертву Поликсену. По Одиссее, Ахиллес пребывает в подземном царстве, где его встречает Одиссей, а похоронен он в золотой амфоре, которую Дионис подарил Фетиде, о чем также писали греческий поэт Ликофрон и западно-греческий поэт Стесихор. Но уже другая древнегреческая эпическая поэма «Эфиопида» повествует, что Фетида увела своего сына с горящего костра и перенесла его на остров Левка (Змеиный остров при устье Истра Дуная), где он продолжает жить в обществе других обоготворенных героев и героинь. Остров этот служил центром культа Ахиллеса, равно как курган, который высится на Сигейском холме перед Троей и до сих пор слывёт гробницей Ахиллеса. Храмы его имелись ещё в Элиде, Спарте и других местах. О большой популярности Ахиллеса говорят те факты, что он именуется «царящим над скифами», а люди верили, что в Трое появлялся призрак Ахиллеса, охотящегося на зверей.

Копье Ахиллеса хранилось в Фаселиде в храме Афины. Его погребальный памятник был в Элиде. А статуи обнаженных эфебов с копьями стали называть ахиллами. По происхождению первоначально Ахиллес являлся местным фессалийским героем, культ которого распространился также в различных областях Греции. В лаконском городе Прасии существовал храм героя, в котором совершалось ежегодное празднование. Его культ был занесен также в греческие колонии на Сицилии в Южной Италии (Тарент, Кротон и другие города). Как место культа почитался могильный курган Ахиллеса и Патрокла у мыса Сигей. Александр Македонский, а впоследствии римский император Каракалла устраивали здесь погребальные игры. Таким образом, существует огромное число храмов, жертвенников и участков, посвященных Ахиллесу. Кроме того, он был идеалом великого полководца древности Александра Македонского. Вплоть до наших дней по мотивам мифа об Ахиллесе художники писали картины, композиторы сочиняли музыкальные произведения, также к его образу обращались драматурги. Существуют и художественные фильмы, в которых мы встречаем этого героя. Все это сделало Ахиллеса одним из популярнейших персонажей античного искусства.

Социальное значение мифа

Хирон учит Ахиллеса играть на лире
Фреска в Помпеях. 1 в. до н.э.

Ахиллес олицетворяет величие, неуязвимость, силу, данную богами и подкрепленную его собственным волевым характером, рвением к славе, стремлением к свершению великих поступков и ясными представлениями о чести, добре и преданности. Но в древнегреческой мифологии существует множество подобных образов, ведь практически в каждом мифе можно встретить доблестного героя, защищающего добро и справедливость. Тем не менее, Ахиллеса можно назвать одним из самых известных, ведь при его непобедимости он все же имеет одно уязвимое место - пяту, что отличает его от остальных мифологических героев и выделяет из общего ряда. Именно эта особенность делает его образ неординарным и запоминающимся, благодаря чему и в наши дни едва ли найдется много людей, которые не слышали это имя.

История Ахиллеса может являться олицетворением того, что даже самые сильные и бесстрашные герои имеют слабые стороны и поэтому не имеют права считать себя непобедимыми. С другой стороны, совершая великие поступки, можно обеспечить себе вечную память потомков и таким образом продлить свою жизнь в бесконечность.

Ахиллес Ахиллес

или Ахилл

(Aehilies, Άχιλλεύς). Главный герой “Илиады” Он был сын Пелея, царя мирмидонов, и; Нереиды Фетиды. Мать его, желая сделать его бессмертным, окунула его, когда он был еще ребенком, в реку Стикс, причем осталась сухой только пятка, за которую она его держала. Воспитателями его были Феникс и кентавр Хирон, из которых первый обучил его красноречию и военному искусству, а второй - искусству врачевания. Когда ему было только девять лет, Калхас объявил, что Троя не может быть взята без его помощи. Но мать его, зная, что он должен погибнуть в этой войне, переодела его девочкой и послала его на остров Скирос, к двору царя Ликомеда, где он жил вместе с его дочерьми и назывался Пиррой, т. е. красной, вследствие каштанового цвета своих волос. Видя, однако, что Троя не может быть взята без его помощи, хитрый Одиссей отправился на Скирос, переодетый купцом, и узнал Ахиллеса, когда разложил перед девушками различные женские украшения, положив между ними щит и копье. Ахиллес тотчас же схватил оружие и таким образом выдал себя. Одиссей увез его под Трою, в греческое войско. При дворе Ликомеда Ахиллес сделался отцом Неоптолема, или Пирра, матерью которого была Дейдамия. Под Троей Ахиллес совершил великие подвиги военной доблести. Убив множество троян, он, наконец, встретился с Гектором, которого заставил три раза обежать вокруг стен Трои, а затем, умертвив его, привязал его тело к своей колеснице и потащил в греческий лагерь. У Ахиллеса было неуязвимое вооружение, выкованное Гефестом по просьбе его матери. В конце концов Ахиллес был убит Парисом, сыном Приама, попавшим ему стрелою в пятку - единственную уязвимую часть его тела. Ахиллес не только главный герой “Илиады”, но считался храбрейшим и красивейшим из греков. После своей смерти Ахиллес сделался одним из судей подземного мира и жил на островах блаженных, где был супругом Медеи или Ифигении.

(Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.)


Синонимы :

Смотреть что такое "Ахиллес" в других словарях:

    Ахиллес, Альбрехт У этого термина существуют и другие значения, см. Ахиллес (значения). Альбрехт Адольф Конрад Ахиллес (Albrecht Adolf Konrad Achilles) 25 января 1914(19140125) 27 сентября 1943 (29 лет) … Википедия

    - (греч. Achilles). 1) мужское имя: обоготворенный. 2) храбрейший из героев троянского похода; теперь Ахиллесом называют иногда человека с необыкновенным мужеством. 3) красивая дневная бабочка в Суринаме. Словарь иностранных слов, вошедших в состав … Словарь иностранных слов русского языка

    - (АХИЛЛ) (герой поэмы Гомера «Илиада» (между Х VIII вв. до н.э.). В греческой мифологии А. сын морской богини Фетиды и Пелея, царя города Фтии в Фессалии. По имени отца в «Илиаде» А. именуется Пелидом или Пелеевым сыном. Мифы рассказывают, что А … Литературные герои

    Сущ., кол во синонимов: 3 ахилл (3) бабочка (201) персонаж (103) Словарь синонимов ASIS … Словарь синонимов

    См. Ахилий. День Ангела. Справочник по именам и именинам. 2010 … Словарь личных имен

    АХИЛЛЕС - (вар. к АХИЛЛ; тж в знач. нариц.) Разъединил ли б зрящ Елену с Ахиллесом? // Елена. Ахиллес. Звук назови созвучней. (рфм. к завесой) Цв924 (II,235); Лишь шорохом древес Миртовых, сном кифары: «Елена: Ахиллес: Разрозненная пара». РП … Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён

    АХИЛЛ, АХИЛЛЕС, а; м. [от греч. Achilleus]. 1. [с прописной буквы] В греческой мифологии: имя одного из храбрейших героев, осаждавших город Трою. 2. В речи медиков: ахиллово (ахиллесово) сухожилие. Повредить, травмировать а. Сойти с дистанции из… … Энциклопедический словарь

    АХИЛЛЕС - (achilles) Альбрехт (25.1. 1914, Карлсруэ – 27.9.1943, северо восточнее Бахии, Бразилия), офицер подводник, капитан 3 го ранга (посмертно, 5.4.1945). В апр. 1934 начал службу на флоте. Прошел подготовку в военно морской школе в Шлезвиг Гольштейне … Военно-морской флот Третьего рейха

    Или Ахилл (греч.) в героических сказаниях греков является храбрейшим из героев, предпринявших под предводительством Агамемнона поход против Трои. Сказания единогласно называют его сыном смертного Пелея, царя мирмидонян (народ южной Фессалии),… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    I м.; = Ахилл Имя одного из храбрейших героев, осаждавших город Трою, единственным уязвимым местом которого была пята, за которую держала его мать, когда, желая сделать его бессмертным, окунала в священные воды реки Стикса. II м. Название… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Книги

  • Ахиллес Сын морской богини Роман в двух книгах Книга 1 Часть 1-3 , Колобова Н.. Боги предоставили ему выбор: жизнь долгая, спокойная и ничем не примечательная или короткая, но полная подвигов и славы. Он выбрал вторую. Сын богини и смертного, один из выдающихся героев,…

У этого древнегреческого героя, пришедшего вместе со стотысячным войском под стены Трои, и ставшего центральным персонажем поэмы Гомера Илиада, в избытке имелось всё, что испокон века составляет гордость настоящего мужчины. Боги щедро наградили его силой, отвагой, красотой и благородством. Лишён он был в жизни только одного - счастья.

Смертные потомки жителей Олимпа

О том, кто такой Ахиллес нам известно из произведений многих античных авторов, наиболее известным и авторитетным из которых является Гомер. Со страниц его бессмертной поэмы мы узнаём, что населявшие вершину Олимпа, имели обыкновение спускаться на землю, и вступать в брак со смертными людьми, тем или иным путём заслужившими эту честь.

Если верить древним легендам, от таких союзов появлялись на свет исключительно герои, сочетавшие в себе бесконечный перечень достоинств, ставивший их выше всех прочих обитателей земли, в жизнь которых они вносили порядок и гармонию. И лишь одна проблема лишала их полноты счастья - они рождались смертными.

Сын земного царя и морской богини

Так случилось, что фтийский царь Пелей как-то раз вскружил голову морской богине Фетиде. Он нашёл путь к сердцу повелительницы глубин, а плодом её минутной слабости стал легендарный Ахиллес, унаследовавший от матери все достоинства, присущие богам, но по отцу оставшийся смертным.

Желая восполнить этот пробел, Фетида прибегла к старому и проверенному средству, опустив его сразу после рождения в воды протекавшей в подземном царстве. От этого всё тело младенца покрылось невидимым, но непроницаемым панцирем, который не способно было поразить никакое оружие. Исключением осталась лишь пятка, за которую мать держала его, опуская в воду.

Она стала его единственным уязвимым местом, и это хранилось втайне. Но забегая вперёд, следует сказать, что тот, кто убил Ахиллеса, а закончил он свою жизнь, несмотря на все старания Фетиды, как простой смертный, знал об этом. Имя же убийцы будет названо лишь в конце повествования, дабы не нарушать законов жанра и не снижать остроту сюжетной интриги.

Наставники юного царевича

Для воспитания будущего героя отец подобрал ему двух наставников. Одним из них был старый и мудрый Феникс, обучавший отрока приличным манерам, медицине и сложению поэм, без чего в те времена можно было прослыть невежей и хамом. Вторым же стал кентавр по имени Хирон.

В отличие от своих соплеменников - хитрых и коварных созданий, он отличался открытостью и дружелюбием. Вся его педагогика, правда, сводилась к тому, что он кормил Ахиллеса медвежьими мозгами и жареными львами. Но такая диета явно пошла на пользу мальчику, и в десятилетнем возрасте он уже без труда убивал голыми руками кабанов и догонял оленей.

Бегство на остров Скирос

Когда началась война, в которой греки со своими многочисленными союзниками подступили к стенам Трои, где правила царица Елена, признанная красивейшей женщиной всех времён и народов, нашему герою исполнилось пятнадцать лет. Кстати, эта подробность позволяет с известной точностью определить, в каком году жил Ахиллес. Начало историки датируют рубежом XIII и XII века до нашей эры, значит, родился он приблизительно в 1215 году до н. э или около того.

Богиня Фетида, несмотря на то, что опустив сына в воды Сикса, сделала его почти бессмертным, допускала, тем не менее, возможную смерть Ахиллеса. Она решила не рисковать и уберечь его от похода, в котором тот обязан был принять участие. С этой целью богиня силой волшебства перенесла сына на остров Скирос, где он в женской одежде скрывался от призыва в войско среди дочерей местного царя Ликомеда, наивно уповавшего на его целомудрие.

Хитрость Одиссея

Однако вскоре предводитель греков Агамемнон узнал местопребывание Ахиллеса и послал за ним Одиссея. Перед его посланником встала довольно пикантная задача - распознать среди молодых прелестниц того, кто под женским нарядом прятал своё мужское естество. И Одиссей справился с ней блестяще.

Переодевшись купцом, он разложил перед царевнами роскошные ткани, драгоценности, и прочие вещи к которым женщины всегда питали слабость, а между ними, как бы случайно оставил меч. Когда же по его команде слуги издали боевой кличь, все девицы с визгом разбежались, и лишь одна из них схватилась за оружие, выдав в себе мужчину и воина.

Провожали новобранца в поход всем островом. Искренне горевал царь Ликомед, и обливалась слезами его молодая дочь Диедамия, во чреве которой уже шестой месяц набирал силы сын Ахиллеса (герой - во всём герой).

Герой, наводящий ужас на врага

Под стены Трои Ахиллес прибыл не один, а в сопровождении стотысячного войска, которое послал с ним его отец, царь Пелей, по старости лишённый возможности лично принять участие в осаде города. Сыну он подарил свои доспехи, выкованные ему когда-то и обладавшие волшебными свойствами. Воин, облачённый в них, становился непобедимым.

В своей поэме «Илиада» Гомер повествует о том, как, воспользовавшись подарком отца, сын в течение девяти лет сражался, наводя ужас на троянцев, и захватывая один город за другим. Благодаря волшебным силам, дарованным ему водами Стикса, а также отцовским доспехам, он был неуязвим для врага, но тот, кто убил Ахиллеса в Троянской войне (о чём речь пойдёт ниже), знал его слабое место, и до времени оставался в тени.

Зависть, пленившая душу воина

Бесчисленные подвиги, совершённые Ахиллесом, снискали ему громкую славу среди простых воинов и стали причиной зависти, снедавшей их главнокомандующего Агамемнона. Известно, что это низкое чувство во все времена толкало людей на подлости, а порой даже на преступления. Не стал исключением и греческий военачальник.

Однажды, вернувшись из очередного набега, Ахиллес среди прочей добычи привёл прекрасную пленницу, отец которой Хрис был жрецом Аполлона. Агамемнон, воспользовавшись своим положением отнял её у Ахиллеса, на что тот не возражал, так как был тогда увлечён другой невольницей по имени Брисеида.

Вскоре несчастный жрец явился в лагерь греков и предложил за свою дочь богатый выкуп, но получил отказ. В отчаянии он призвал на помощь самого Аполлона, и тот, войдя в положение своего слуги, наслал на обидчиков его дочери моровую язву. Греки не успевали хоронить умерших. Находившийся среди них прорицатель Калхант, пообщавшись с богами, сообщил, что смерть не отступит, пока Хрис не получит свою дочь, а Аполлон богатые жертвоприношения.

Пришлось Агамемнону подчиниться, но в отместку, он отобрал у Ахиллеса его возлюбленную Брисеиду и именно её принёс в жертву божеству. Самого же героя гнусно обругал и оскорбил в присутствии подчинённых ему воинов. Этот поступок стал для всех неожиданностью, так как прежде главнокомандующий имел репутацию не только храброго, но и вполне благородного человека. Нет сомнения, что и тут не обошлось без волшебства. Даже более того, не исключено, что злые чары на него наслал именно тот, кто убил Ахиллеса в конце пересказываемой нами поэмы. Но имя его будет названо немного позже.

Посрамлённый завистник

Невинно оскорблённый и лишённый своей лучшей рабыни, Ахиллес отказался продолжать участие в войне, чем несказанно обрадовал троянцев, трепетавших от одного его вида. Явившись на берег моря, он вызвал из его глубин свою мать, морскую богиню Фетиду, и, услышав его рассказ, она упросила верховного бога Зевса помочь троянцам одолеть войско Агамемнона и показать ему, что без Ахиллеса их ждёт неминуемая гибель.

Так всё и произошло. Сговорчивый Зевс придал силы троянцам, и те стали безжалостно сокрушать своих врагов. Катастрофа казалась неминуемой, и гнусному завистнику ничего не оставалось, как публично, в присутствии всё тех же воинов принести Ахиллесу свои извинения и в качестве компенсации за погубленную Брисеиду подарить ему несколько красивейших невольниц.

Последние подвиги Ахиллеса

После этого великодушный Ахиллес простил своего обидчика и с ещё большим остервенением начал громить защитников города. К этому периоду относится один из его наиболее известных подвигов - победа в поединке с предводителем троянцев Гектором. Ахиллес не только сумел обратить его в бегство, но заставил трижды обежать вокруг стен Трои, и только после этого пронзил копьём.

Но богам не было угодно сделать Ахиллеса свидетелем падения Трои, и именно их волю исполнил тот, кто убил Ахиллеса. Незадолго до смерти он совершил свой последний подвиг - одержал победу над войском прекрасных, но коварных и злых амазонок, пришедших на помощь троянцам во главе со своей предводительницей Пенфесилеей.

Гибель Ахиллеса

Древние авторы, во многом противоречащие друг другу, в жизнеописании Ахиллеса тем не менее единодушны в изображении его последнего часа. По их свидетельству, в один из дней он пытался ворваться в осаждённый город через его главные ворота. Неожиданно путь ему преградил, не кто иной, как сам Аполлон, не вполне ещё примирившийся с греками после истории с дочерью его жреца.

Аполлон, разумеется, знал, кто такой Ахиллес. Дело в том, что, увенчанный славой красивейшего из небожителей, он питал постыдную зависть и ревность по отношению к смертному человеку, считавшемуся, как и он, эталоном красоты. О пагубности этого низкого чувства среди людей уже шла речь в нашем рассказе, в данном же случае им было запятнано имя божества.

Преградив Ахиллесу дорогу, но, ожидая, тем не менее, почтительного к себе обращения, он вместо этого получил грубый окрик и угрозу быть пронзённым копьём, если не уберётся сей же час с дороги. Оскорблённый, Аполлон отошёл в сторону, но лишь для того, чтобы немедленно совершить свою месть.

Далее авторы несколько расходятся в описании произошедшего. По одной версии, Аполлон сам пустил вслед обидчику роковую стрелу, и именно он был тем, кто убил Ахиллеса. По другой, это гнусное дело завистливый бог поручил Парису - сыну троянского царя, оказавшемуся поблизости. Но так как стрела поразила Ахиллеса в его единственное уязвимое место, о котором знал только Аполлон, то нет сомнения, что именно он направил её полёт. Тот, кто убил Ахиллеса в пятку, не мог не знать его тайны. Поэтому убийство героя приписывается Аполлону - красивейшему из богов, но не сумевшему побороть в себе низкого и мелкого чувства.

История Ахиллеса вдохновила целую плеяду античных поэтов, посвятивших ему свои произведения, часть из которых дошла до наших дней. Многие из них признаны лучшими образцами древнегреческой поэзии. Несомненно, что наибольшую славу среди них снискал Гомер своей знаменитой поэмой «Илиада». Сама же смерть Ахиллеса породила крылатое выражение - «ахиллесова пята», обозначающее слабое, уязвимое место.

4. Смерть Ахиллеса (Дарес Фригиец, «Excidium Troiae», 34; Диктис Критский, 4:10-13). Ахиллесу была обещана рука Поликсены, дочери Приапа, царя Трои, если он согласится снять осаду Трои. Но это был заговор с целью убить Ахиллеса. Поликсена потребовала, чтобы он явился с жертвой Аполлону. Когда Ахиллес стоял в храме у алтаря, коленопреклоненный, брат Поликсены Парис метнул в него стрелу. Аполлон направил её в единственное уязвимое место Ахиллеса - его пятку. Ахиллес изображается стоящим на коленях перед алтарем, его пятку пронзает стрела. Или - иначе - его могут поддерживать другие братья Поликсены. Она стоит рядом со своими сопровождающими. В дверях храма виден Парис, в его руках лук. Аполлон стоит рядом. Гомер, у которого Овидий заимствовал сюжеты для своей поэмы, повествует, что Ахиллес погиб в битве. Однако эта версия редко находит отражение в живописи.

Так как каждое из этих событий по разным причинам задевает бога Аполлона, они служат в дальнейшем объяснением мести, которую Аполлон свершает руками Париса над А. на десятом году осады Трои. В этой связи заслуживает внимания вариант мифа, передвигающий убийство Троила на последний год войны, когда оно предвещает скорую кончину A. (Verg. Aen. I 474-478). Особенно прославился А. уже в первые годы войны, когда греки, после неудачных попыток взять Трою штурмом, стали разорять окрестности Трои и совершать многочисленные экспедиции против соседних городов Малой Азии и близлежащих островов. Он разорил города Лирнесс и Педас, плакийские Фивы - родину Андромахи, Метимну на Лесбосе. Во время одной из таких экспедиций А. взял в плен прекрасную Брисеиду и Ликаона (сына Приама), которого продал в рабство на острове Лемнос (Нот. II. II 688-692; VI 397; IX 129; XIX 291-294; XXI 3443).

После сражений, в которых А. побеждает пришедших на помощь троянцам царицу амазонок Пенфесилею и вождя эфиопов Мемнона, он врывается в Трою и здесь, у Скейских ворот, погибает от двух стрел Париса, направляемых рукой Аполлона: первая стрела, попав в пяту, лишает А. возможности устремиться на противника, и Парис сражает его второй стрелой в грудь (Apollod. epit. V 3). В этом варианте сохранился рудиментарный мотив «ахиллесовой пяты», в соответствии с которым достаточно было поразить стрелой пятку А., чтобы убить героя. Эпос, отказавшись от представления о неуязвимости А., ввел действительно смертельную для человека рану в грудь. Смерть А., равно как и его сражение с Пенфе-силеей, в поздних источниках получили романтическую окраску. Сохранилась, в частности, поздняя версия о любви А. к троянской царевне Поликсене и о его готовности ради брака с ней уговорить ахейское войско прекратить войну. Отправившись безоружным для переговоров о свадьбе в святилище Аполлона на троянской равнине, А. был предательски убит Парисом с помощью сына Приама Де-ифоба. В течение 17 дней А. оплакивали нереиды во главе с Фетидой, музы и все ахейское войско. На 18-й день тело А. было сожжено, и прах в золотой урне, изготовленной Гефестом, погребен вместе с прахом Патрокла у мыса Сигей (при входе в Геллеспонт со стороны Эгейского моря) (Нот. Od. XXIV 36-86). Душа А., по верованиям древних, была перенесена на остров Левка, где герой продолжал жить жизнью блаженных (Paus. Ill 19, 11 след.).

Когда греки, наконец, ворвались в Трою, с ними был и Ахилл, но тут одна стрела Париса поражает его уязвимое место - пяту, другая попадает в сердце. По другой версии, Ахилл влюбляется в царевну Поликсену, дочь Приама, и отправляется безоружным, чтобы договориться о прекращении войны, но тут его предательски убивает Парис. Семнадцать дней оплакивала Фетида сына вместе с нереидами, на восемнадцатый день тело Ахилла было сожжено в золотой урне, изготовленной богом Гефестом, а прах погребен вместе с прахом его друга Патрокла. Душа Ахилла поселилась на островах блаженных, и там он женился на Медее (варианты: Ифигении, Елене). Мы приводим разговор Ахилла с матерью после смерти Патрокла в «ИлиаДе»:

и именно в пятку Ахилла, когда он ворвался в Трою, попала отравленная стрела Париса, направляемая рукой Аполлона.

Ахилл или Ахиллес - в героических сказаниях древних греков является храбрейшим из героев, предпринявших под предводительством Агамемнона поход против Трои. Имя a-ki-re-u (Ахиллей) зафиксировано в древнем Кноссе, его носят рядовые люди.

Источник: Мифы и легенды Древней Греции

Мифы об Ахилле

Детство Ахилла

От браков олимпийских богов со смертными рождались герои. Они были наделены огромной силой и сверхчеловеческими возможностями, но не обладали бессмертием. Герои должны были выполнять на земле волю богов, вносить в жизнь людей порядок и справедливость. С помощью своих божественных родителей они совершали всевозможные подвиги. Герои высоко почитались, легенды о них передавались из поколения в поколение.

Сказания единогласно называют Ахилла сыном смертного - Пелея, царя мирмидонян, мать же его, морская богиня Фетида, принадлежит к сонму бессмертных.Первейшие упоминания о легенде, связанной с рождением Ахилла упоминают печь Гефеста, в которую Фетида, желая обожествить Ахилла (и сделать его бессмертным) клала, держа за пятку. Согласно другому преданию, которое не упоминает Гомер, но содержащемуся в древнем эпосе, мать его, Фетида, желая испытать смертен ли он или бессмертен, хотела вслед за рождением Ахилла окунуть его в кипящую воду, подобно тому, как она делала с прежними своими детьми, но этому воспротивился Пелей. Позднейшие же сказания повествуют, что Фетида, желая сделать своего сына бессмертным, погрузила его в воды Стикс или, по другому варианту, в огонь, так что одна лишь пята, за которую она его держала, осталась уязвимой; отсюда и поныне употребимая поговорка - «Ахиллесова пята» для обозначения слабой стороны данного лица.

В детстве носил имя Пиррисий (переводят как «Ледяной»), но когда огонь обжег ему губы, его назвали Ахилл («безгубый»). По другим авторам, его в детстве звали Лигирон. Подобная смена детского имени на «взрослое», связанная с травмой или подвигом - реликт инициационного ритуала (ср. смена детского имени «Алкид» на «Геракл» после убийства героем киферонского льва и победы над царём Эргином).

Воспитывался Хироном на Пелионе, не был женихом Елены. Лишь Еврипид называет его женихом. Хирон кормил его костным мозгом оленей и других животных, именно поэтому его, якобы, стали называть а-хилос, «бескормный», то есть «невскормленный грудью». По истолкованию, нашёл траву, которой можно излечивать раны.

Воспитание Ахилла и начало войны

Воспитание Ахиллес получил у Феникса, лечебному искусству обучил его кентавр Хирон. По другому сказанию, Ахилл не знал врачебного искусства, но исцелил Телефа.

По требованию Нестора и Одиссея и согласно воле своего отца, он присоединился к походу против Трои в сопровождении 50 кораблей (либо 60), своего воспитателя Феникса и друга детства Патрокла (некоторые авторы называют Патрокла возлюбленным Ахилла). Согласно Гомеру, он прибыл в войско Агамемнона из Фтии. Согласно поэме Лесха, буря занесла его на Скирос.

Сказание послегомеровского цикла передаёт, что Фетида, желая спасти своего сына от участия в роковом для него походе, скрыла его у Ликомеда, царя острова Скирос, где он в женских одеждах находился между царскими дочерьми. Хитрая уловка Одиссея, который под видом торговца разложил перед девушками женские украшения и, примешав к ним оружие, приказал неожиданно поднять боевой клич и шум, обнаружила его пол, и Ахилл был вынужден примкнуть к походу греков.

В течение долголетней осады Илиона он неоднократно предпринимал набеги на различные соседние города. По версии, пять лет бродил по скифской земле в поисках Ифигении.

В начале войны пытался взять город Монению (Педас), в него влюбилась местная девушка.

Ахилл в «Илиаде»

Главный герой «Илиады».

На десятом году осады, он во время одного похода взял в плен прекрасную Брисеиду. Она-то и послужила яблоком раздора между Ахиллесом и Агамемноном, который свою пленницу Астиному вынужден был вернуть её отцу Хрису, и потому заявил притязание на обладание Брисеидой. Воспламенённый гневом, Ахиллес отказался от дальнейшего участия в битвах (ср. с аналогичным отказом сражаться оскорблённого Карны, величайшего героя индийского сказания «Махабхарата»). Фетида, желая отомстить Агамемнону за обиду, нанесённую её сыну, умолила Зевса даровать победу троянцам. Ни бедствия греков, ни мольбы и обещания посольства, которое, по совету Нестора, снарядил к нему Агамемнон, не могли смягчить гнева героя. Только, когда троянцы, предводимые Гектором, вторглись в сам лагерь греков, он разрешил своему другу Патроклу повести им на помощь мирмидонян и для большего устрашения врагов приказал ему облечься в свои доспехи. Но Патрокл пал от руки Гектора, и лишь обнажённый труп его был отбит греками у троянцев, доспехи же Ахиллеса достались в добычу Гектору. Тогда Ахиллес, безоружный и в сопровождении Афины, появился на поле битвы, и один грозный вид героя обратил врагов в бегство.

На следующее утро Фетида принесла своему сыну новые доспехи, скованные искусной рукой самого Гефеста (в особенности щит описывается в Илиаде, как дивное произведение искусства - описание, имеющее важное значение для первоначальной истории греческого искусства). Горя мщением, герой ринулся в бой и прогнал троянцев до городских стен; один лишь Гектор осмелился здесь противостоять ему; преследуя убийцу своего друга, Ахиллес трижды гнал его вокруг стен, наконец убил его и, привязав обнажённый труп к своей боевой колеснице, повлёк за собой в лагерь. Пышно отпраздновав тризну по своему павшему другу Патроклу, он вернул за богатый выкуп труп Гектора отцу его - царю Приаму, который с мольбой проник в его палатку.

В «Илиаде» убил 23 троянца, названных по имени. Например, он убил Астеропея. Сражался с Энеем, Эней бежал; с Агенором (которого спас Аполлон).

Смерть Ахилла

При дальнейшем течении осады Ахилл, как об этом повествуют эпосы эпического цикла, умертвил Пенфесилею, царицу амазонок, равно как эфиопского князя Мемнона, которые пришли на помощь троянцам. Мемнона он убил, мстя за смерть своего друга (по некоторым авторам, возлюбленного) Антилоха, сына Нестора. В поэме Квинта убил 6 амазонок, 2 троянцев и эфиопа Мемнона. Согласно Гигину, он убил Троила, Астинома и Пилемена. Всего убил 72 воина.

По убиении последних, он проник до Скейских ворот Илиона, но здесь стрела, пущенная из лука Париса рукой самого Аполлона, поразила его в пяту, и герой погиб. По некоторым авторам, убит самим Аполлоном, либо стрелой Аполлона, принявшего облик Париса, или Парисом, спрятавшимся за статуей Аполлона Фимбрейского. Самый ранний автор, упоминающий уязвимость лодыжки Ахилла - Стаций, однако есть соответствующее изображение на амфоре VI в. до н. э.

Позднейшие сказания переносят смерть Ахилла в храм Аполлона в Фимбре, близ Трои, куда он явился, чтобы обвенчаться с Поликсеной, младшей дочерью Приама. Ахилл был убит Парисом и Деифобом, когда сватался к Поликсене и пришёл на переговоры.

Согласно Птолемею Гефестиону, был убит Геленом или Пенфесилеей, Фетида воскресила его, он убил Пенфесилею и вернулся в Ад.

Последующие предания

По версии, его тело выкуплено за равный вес золота с Пактола.

Греки воздвигли ему мавзолей на берегу Геллеспонта, и здесь же они, чтобы умиротворить тень героя, принесли ему в жертву Поликсену. За доспехи его, по рассказу Гомера, спорили Аякс Теламонид и Одиссей Лаэртид. Агамемнон присудил их последнему. По Одиссее, Ахилл пребывает в подземном царстве, где его встречает Одиссей. Похоронен в золотой амфоре (Гомер), которую Дионис подарил Фетиде (Ликофрон, Стесихор).

Но уже «Эфиопида», один из эпосов эпического цикла, повествует, что Фетида увела своего сына с горящего костра и перенесла его на остров Левка (наз. Змеиный остров при устье Истра Дуная), где он продолжает жить в обществе других обоготворенных героев и героинь. Остров этот служил центром культа Ахилла, равно как курган, который высится на Сигейском холме перед Троей и до сих пор слывёт гробницей Ахилла. Святилище и памятник Ахилла, а также памятники Патрокла и Антилоха были у мыса Сигей. Храмы его имелись ещё в Элиде, Спарте и других местах.

Именуется «царящим над скифами». Песнь о нём поет Демодок. В Трое появлялся призрак Ахилла, охотящегося на зверей.

Копье Ахилла хранилось в Фаселиде в храме Афины. Кенотаф Ахилла был в Элиде, в гимнасии. Согласно Тимею, Периандр воздвиг укрепление Ахиллея против афинян из камней Илиона, что опровергает Деметрий из Скепсиса. Статуи обнаженных эфебов с копьями назывались ахиллами.

Рекомендуем почитать

Наверх