Энциклопедия сказочных героев: Гадкий утенок. Лексическая тема "домашние птицы" Общие позиции кур и уток

Уроки 17.04.2024
Уроки

Андерсен Г-Х. сказка "Гадкий утенок"

Главные герои сказки "Гадкий утенок" и их характеристики

  1. Гадкий утенок, которому не повезло родиться в утином гнезде, но который преодолел все трудности и стал прекрасным лебедем, но с добрым сердцем
  2. Мама утка, пыталась сперва заботиться о гадком утенке, но потом стала гнать его от себя
  3. Птицы - обитатели птичьего двора, испанская курица, индейский петух, утки.
  4. Дикие утки, гусаки, ставшие жертвами охотников
  5. Собака охотников, которая не тронула Гадкого утенка
  6. Старушка с котом и курицей, приютили утенка, но не понимали его желание плавать
  7. Крестьянин, крестьянка, дети, спасли утенка,когда тот замерзал, но прогнали, когда тот опрокинул крынку.
  8. Лебеди, прекрасные птицы, которые приняли Гадкого утенка в свою стаю.
План пересказа сказки "Гадкий утенок"
  1. Большое яйцо
  2. Уроки плаванья
  3. Птичий двор
  4. Бегство утенка
  5. Пруд, утки, гусаки и охотники
  6. Собака в камышах
  7. Домик старушки
  8. Кот и курица
  9. Осень пришла
  10. Крестьянин и его дети
  11. Весенний канал
  12. Утенок становится лебедем.
Кратчайшее содержание сказки "Гадкий утенок" для читательского дневника в 6 предложений
  1. Рождение Гадкого утенка, птичий двор.
  2. Гадкий утенок убегает и чуть не гибнет на охоте.
  3. Гадкий утенок находит приют у старушке и спорит с курицей и котом
  4. Гадкий утенок замерзает и оказывается в доме крестьянина
  5. Гадкий утенок в страхе убегает и переживает зиму в одиночестве.
  6. Гадкий утенок плывет к лебедям и видит, что и сам стал лебедем.
Главная мысль сказки "Гадкий утенок"
Для того чтобы чего-то достичь в жизни всегда приходится преодолевать трудности.

Чему учит сказка "Гадкий утенок"
Сказка учит нас меньше обращать внимание на внешний вид человека, а больше на его поступки. Учит не сдаваться перед трудностями. учит верить в себя и свои способности. Учит не зазнаваться чего-то добившись, а всегда сохранять добро в своем сердце.

Отзыв на сказку "Гадкий утенок"
Сказка "Гадкий утенок" очень красивая и трогательная. Мне было так жаль бедного утенка, которого унижали и били только за то, что он был не таким как другие. Мне было очень жаль одинокого утенка во время его скитаний. Но у этой сказки такой красивый конец и когда-то гадкий утенок становится красивым лебедем. Он заслуживает счастья и добивается его.

Пословицы к сказке "Гадкий утенок"
Не было бы счастья, да несчастье помогло.
Не отведав горя, не познаешь и счастья.
Хорошо то, что хорошо кончается.

Краткое содержание, краткий пересказ сказки "Гадкий утенок"
В лопухах утка высиживала яйца. Все птенцы уже вылупились, но самое большое яйцо все еще лежало.
Старая утка предполагает, что это индюшонок и советует бросить яйцо. Молодая утка отказывается.
Наконец большое яйцо проклюнулось и появился на свет гадкий утенок. Он был большой и страшный, но все-таки умел плавать и утка решила его оставить.
На следующий день утка повела утят представлять на птичий двор. Все обитатели двора сразу невзлюбили Гадкого утенка и стали его клевать и щипать. Утенок долго терпел, но потом убежал.
Гадкий утенок прибился к диким уткам на пруду. Там он познакомился с молодыми гусаками, которые согласились с ним дружить, потому что утенок был очень безобразным. Но тут появились охотники и убили гусаков. По камышам бегали собаки и одна из них нашла Гадкого утенка, но не тронула его. Утенок решил, что потому, что он страшный.
Утенок убежал и нашел приют в избушке, где жили кот, курица и старушка. Старушка думала, что утенок утка и будет нести яйца. Но утенок не мог нести яйца. Он спорил с котом и курицей о том, как хорошо плавать. И он ушел от старушки.
Утенок видит прекрасных лебедей и завидует им.
Наступила осень и стало холодно. Однажды утенок сильно обмерз, но его подобрал крестьянин. Он принес утенка домой и дети хотели поиграть с утенком, но утенок испугался и опрокинул крынку с молоком. Хозяйка бегала за ним по дому, дети смеялись, и испуганный утенок убежал.
Он с трудом пережил зиму, а весной на канале вновь увидел прекрасных лебедей. Утенок решил подплыть к ним, что прекрасные птицы убили его, но внезапно увидел свое отражение. Он сам превратился в лебедя.
Лебеди приняли его к себе, дети кидали им крошки и говорили, что молодой лебедь лучше всех. Но Гадкий утенок не загордился, ведь у него было доброе сердце и он пережил столько испытаний.

Иллюстрации и рисунки к сказке "Гадкий утенок"

УЧИМ ДЕТЕЙ ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ

ДОБРАЯ УТКА
В. Сутеев

Утка с утятами, курица с цыплятами пошли гулять. Шли-шли к речке пришли. Утка с утятами умеют плавать, а курица с цыплятами не умеют. Что делать? Думали- думали и придумали! Речку переплыли ровно в полминутки: цыплёнок на утёнке, цыплёнок на утёнке, а курица на утке!

1. Ответить на вопросы:
Кто пошёл гулять?
Куда пошли гулять утка с утятами курица с цыплятами?
Что умеет делать утка с утятами?
Чего не умеет делать курица с цыплятами?
Что придумали птицы?
Почему про утку сказали «добрая»?
Птицы «переплыли речку в полминутки»,что это значит?
2. Пересказать.

ГОРКА
Н.Носов
Ребята построили во дворе снежную горку. Полили её водой и пошли домой. Котька не работал. Он дома сидел, в окно глядел. Когда ребята ушли, Котька нацепил коньки и пошёл на горку. Чирк коньками по снегу, а подняться не может. Что делать? Котька взял ящик с песком и посыпал горку. Прибежали ребята. Как же теперь кататься? Обиделись ребята на Котьку и заставили его песок снегом засыпать. Котька отвязал коньки и стал горку снегом засыпать, а ребята снова полили её водой. Котька ещё и ступеньки сделал.

1. Ответить на вопросы:
Что делали ребята?
Где был в это время Котька?
Что случилось, когда ребята ушли?
Почему Котька не смог подняться на горку?
Что тогда он сделал?
Что же случилось, когда прибежали ребята?
Как поправили горку?
2. Пересказать.

Осенью небо пасмурное, затянуто тяжёлыми тучами. Солнце почти не выглядывает из-за туч. Дуют холодные пронизывающие ветры. Деревья и кусты стоят голые. Облетел их их зелёный наряд. Трава пожелтела и засохла. Кругом лужи и грязь.

1. Ответить на вопросы:
Какое сейчас время года?
Что описывается в рассказе?
Какое осенью небо?
Чем оно затянуто?
Что сказано про солнце?
А ветры какие дуют?
Как автор говорит про деревья?
Что стало осенью с травой?
И ещё что отличает осень?
2. Пересказать.

КУРОЧКА.
Е.Чарушин.

Ходила курочка с цыплятами по двору. Вдруг пошёл дождик. Курочка скорей на землю присела, все пёрышки растопырила и заквохтала: «Квох-квох-квох-квох!» Это значит: прячьтесь скорей. И все цыплята залезли к ней под крылышки, зарылись в её тёплые пёрышки. Кто совсем спрятался, у кого только ножки видны, у кого головка торчит, а у кого только глаз выглядывает.
А два цыплёнка не послушались своей мамы и не спрятались. Стоят, пищат и удивляются: что это такое им на головку капает?

1. Ответить на вопросы:
Где курочка с цыплятами ходила?
Что случилось?
Что сделала курочка?
Как цыплята прятались под крылышки курицы?
А кто не спрятался?
Что они стали делать?
2. Пересказать.

ЛАСТОЧКА.

Ласточка-мама учила птенчика летать. Птенчик был совсем маленький. Он неумело и беспомощно махал слабенькими крылышками.
Не удержавшись в воздухе, птенчик упал на землю и сильно ушибся. Он лежал неподвижно и жалобно пищал.
Ласточка-мама очень встревожилась. Она кружила над птенчиком, громко кричала и не знала, как ему помочь.
Птенчика подобрала девочка и положила в деревянную коробочку. А коробочку с птенчиком поставила на дерево.
Ласточка заботилась о своём птенчике. Она ежедневно приносила ему пищу, кормила его.
Птенчик начал быстро поправляться и уже весело щебетал и бодро махал окрепшими крылышками.
Старый рыжий кот захотел съесть птенчика. Он тихонько подкрался, залез на дерево и был уже у самой коробочки.
Но в это время ласточка слетела с ветки и стала смело летать перед самым носом кота.
Кот бросился за ней, но ласточка проворно увернулась, а кот промахнулся и со всего размаха хлопнулся на землю. Вскоре птенчик совсем выздоровел и ласточка с радостным щебетанием увела его в родное гнездо под соседней крышей.

1. Ответить на вопросы:
Какое несчастье случилось с птенчиком?
Когда случилось несчастье?
Почему оно случилось?
Кто спас птенчика?
Что задумал рыжий кот?
Как ласточка-мама защитила своего птенчика?
Как она заботилась о своём птенчике?
Чем закончилась эта история?
2. Пересказать.

БАБОЧКИ.

Стояла жаркая погода. На лесной полянке летали три бабочки. Одна была жёлтая, другая коричневая с красными пятнышками, а третья бабочка была голубая. Опустились бабочки на большую красивую ромашку. Тут прилетели ещё две разноцветные бабочки и сели на ту же ромашку
Тесно было бабочкам, зато весело.

1. Ответить на вопросы:
О ком рассказ?
О чём говорится сначала?
Какие были бабочки?
Куда опустились бабочки?
Какая была ромашка?
Сколько бабочек ещё прилетело?
Какие они были?
О чём говорится в конце?
2. Пересказать.

ВНУКИ ПОМОГЛИ.

У бабушки Нюры пропала коза Ночка. Бабушка сильно расстроилась.
Пожалели внуки бабушку и решили помочь ей.
Ребята пошли в лес искать козу. Она услыхала голоса ребят и пошла навстречу.
Бабушка очень обрадовалась, когда увидела свою козочку.

1. Ответить на вопросы:
О ком говорится в рассказе?
Почему расстроилась бабушка Нюра?
Как звали козу?
Что решили сделать внуки? Почему?
Как нашлась коза?
Чем закончилась эта история?
2. Пересказать.

СТЫДНО ПЕРЕД СОЛОВУШКОЙ.
В. Сухомлинский.

Оля и Лида, маленькие девочки, пошли в лес. После утомительной дороги сели они на траву отдохнуть и пообедать.
Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки уже закончили обед, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасной песней, Оля и Лида сидели, боясь пошевельнуться.
Соловей перестал петь.
Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст.
Лида же завернула в газету яичные скорлупки и хлебные крошки и положила кулёк в сумку.
-Зачем ты берёшь с собой мусор? – сказала Оля. -Брось под куст. Ведь мы в лесу. Никто не увидит.
-Стыдно … перед соловушкой,- тихо ответила Лида.

1. Ответить на вопросы:
Кто пошёл в лес?
Для чего Оля и Лида пошли в лес?
Что услышали девочки в лесу?
Как Оля поступила с мусором? А Лида?
Почему рассказ называется «Стыдно перед соловушкой?
Чей поступок вам больше нравится? Почему?
2. Пересказать.

Летом дружили белка и зайка. Белка была рыжая, а зайка – серый. Каждый день они дружно играли.
Но вот пришла зима. Выпал белый снег. Рыжая белка залезла в дупло. А зайка залез под ветку ели.
Однажды белка вылезла из дупла. Она увидела зайку, но не узнала его. Зайка был уже не серый, а белый. Зайка тоже увидел белку. Он тоже не узнал её. Ведь он был знаком с рыжей белкой. А эта белка была серая.
Но летом они снова узнают друг друга.

1. Ответить на вопросы:
Когда подружились белка и зайка?
Какими они были летом?
Почему белка и зайка не узнали друг друга зимой?
Где прячутся белка и заяц зимой от морозов?
Почему летом они снова узнают друг друга?
2. Пересказать.

БАСНЯ "ДВА ТОВАРИЩА".
Л.Н.Толстой.

Шли по лесу два товарища, и вскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать ему нечего – он упал наземь и притворился мёртвым.
Медведь подошёл к нему и стал нюхать: он и дышать перестал.
Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мёртвый, и отошёл.
Когда медведь ушёл, тот слез с дерева и смеётся.
- Ну что,- говорит,- медведь тебе на ухо говорил?
- А он сказал мне, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают.

1. Ответить на вопросы:
Почему басня названа « Два товарища»?
Где были мальчики?
Что с ними случилось?
Как поступили мальчики?
Как вы понимаете выражение «упал наземь»?
Как отреагировал медведь?
Почему медведь подумал, что мальчик мёртвый?
Чему учит эта басня?
Как бы вы поступили в данной ситуации?
Настоящими ли товарищами оказались мальчики? Почему?
2. Пересказать.

У нас есть кошка. Её зовут Мурка. Мурка чёрная, только лапки и хвостик белые. Шёрстка мягкая, пушистая. Хвост длинный, пушистый, глаза у Мурки жёлтые, как огоньки.
У Мурки пять котят. Три котёнка совсем чёрные, а два пёстренькие. Все котята пушистые, как комочки. Мурка и котята живут в корзинке. Корзинка у них очень большая. Всем котятам удобно и тепло.
Ночью Мурка охотится на мышей, а котята сладко спят.

1. Ответить на вопросы:
Почему рассказ назван «Мурка»?
Что вы узнали о Мурке?
Расскажите про котят.
О чём говорит концовка?
2. Пересказать.

КАК МЕДВЕДЬ САМ СЕБЯ НАПУГАЛ.
Н.Сладков.

Вошёл медведь в лес. Хрустнула под его тяжёлой лапой сухая веточка. Испугалась белка на ветке – выронила из лапок шишку. Упала шишка – угодила зайцу в лоб. Вскочил заяц и помчался в гущу леса. Наскочил на сорок, из-под кустов выпрыгнул. Те крик подняли на весь лес. Услышали лоси. Пошли лоси по лесу кусты ломать.
Тут остановился медведь, насторожил уши: белка лопочет, сороки стрекочут, лоси кусты ломают… «Не уйти ли лучше?» - подумал медведь. Рявкнул и дал стрекача.
Так медведь сам себя напугал.

1. Ответить на вопросы:
Куда вошел медведь?
Что хрустнуло у него под лапой?
Что сделала белка?
На кого упала шишка?
Что сделал заяц?
Кого увидела сорока? Что она сделала?
Что решили лоси? Что они сделала?
Как повел себя медведь?
Что означает выражение «дал стрекача» , «рявкнул»?
Чем заканчивается рассказ?
Кто же напугал медведя?
2. Пересказать.

ПОЖАРНЫЕ СОБАКИ.
Л.Н.Толстой.

Бывает часто, что в городах на пожарах остаются в домах дети и их нельзя вытащить, потому что от испуга спрячутся и молчат, а от дыма их нельзя рассмотреть. Для этого в Лондоне приучены собаки. Собаки эти живут с пожарными, и когда загорается дом, то пожарные посылают собак вытаскивать детей. Одна такая собака спасла двенадцать детей, ее звали Боб.

Один раз загорелся дом. Когда пожарные приехали к дому, к ним выбежала женщина. Она плакала и говорила, что в доме осталась двухлетняя девочка. Пожарные послали Боба. Боб побежал по лестнице и скрылся в дыму. Через пять минут он выбежал из дома, а в зубах за рубашку нес девочку. Мать бросилась к дочери и плакала от радости, что дочь была жива.

Пожарные ласкали собаку и осматривали ее - не обгорела ли она; но Боб рвался в дом. Пожарные подумали, что в доме еще есть что-нибудь живое, и пустили его. Собака побежала в дом и скоро выбежала с чем-то в зубах. Когда народ рассмотрел то, что она вынесла, то все расхохотались: она несла большую куклу.

1. Ответить на вопросы:
Что произошло один раз?
Где это случилось, в каком городе?
С кем приехали к дому пожарные?
Что делают на пожаре собаки? Как они называются?
Кто выбежал к пожарным, когда они приехали?
Что делала женщина, о чём говорила?
Как Боб нёс девочку?
Что сделала мать девочки?
Что делали пожарные после того, как собака вынесла девочку?
Куда рвался Боб?
Что подумали пожарные?
Когда народ рассмотрел то, что она вынесла, что они стали делать?
2. Пересказать.

КОСТОЧКА.
Л.Н.Толстой

Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он всё ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел.
Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу.
За обедом отец и говорит:
- А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?
Все сказали:
- Нет.
Ваня покраснел, как рак, и сказал тоже:
- Нет, я не ел.
Тогда отец сказал:
- Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрёт. Я этого боюсь.
Ваня побледнел и сказал:
- Нет, я косточку бросил за окошко.
И все засмеялись, а Ваня заплакал.

1. Ответить на вопросы:
Как звали главного героя?
Что купила мама детям?
Почему Ваня съел сливу?
Когда мама обнаружила пропажу?
Что спросил отец у детей?
Почему он сказал, что можно умереть?
Почему Ваня сразу признался, что съел сливу?
Почему мальчик заплакал?
Правильно ли Ваня поступил?
Жалко ли вам мальчика или нет?
Как бы вы поступили на его месте?
2. Пересказать.

Курица Хильда заботливая мама и отважная защитница своего утиного выводка. Пестрое семейство дружно выходит пастись на лужок и курица совершенно не замечает, что это не ее дети. А все началось с того, что Хильда приняла чужие яйца за свои и почти месяц высиживала "цыплят".

Хильда и не догадывалась, что пять яйца были отложены уткой. Этот случай произошел на ферме Филиппа Палмера в графстве Дорсет (Великобритания). Дело в том, что на ферме утки и курицы живут вместе. Получилась так, что одна из уток покинула кладку с яйцами, а курица приняла утиные яйца за свои.

И даже после 28 дней, когда вылупились утята, не похожие на желтых пушистых цыплят, Хильда не ушла, а приняла детей как своих собственных.

Филиппу 45 лет, он с детства работает на ферме, а по поводу случившегося с радостью говорит: «Хильда, кажется, вообще не беспокоится - утята за ней следуют так же, как это были бы цыплята. Утята не знают, что их мать курица и Хильда совершенно не знает, что она на самом деле мать целого выводка уток. Утята не отходят далеко от нее, и если пугаются, то бегут в укрытие под мамино крыло. За этим очень здорово наблюдать, ведь все происходящее так мило и трогательно".

Стояло тёплое солнечное утро. Пушистый рыженький утёнок, стараясь не шуметь, открыл дверь своего дома и вышел на улицу. Он с удовольствием шлёпал широкими красными лапками по сочной зелёной траве. Малышу хотелось идти как можно быстрее, ведь он отправился в путь по важному делу, но только неуклюже переваливался сбоку набок и с досадой произносил: «Кря, кря»...
Когда утёнок миновал последний дом в их деревне, из травы навстречу ему выбежал крошечный цыплёнок, совсем желторотый и пушистый, как одуванчики, которые росли вокруг. Кряк обратил внимание на косыночку, покрывавшую головку цыплёнка, и решил, что это девочка. Малышка была явно чем-то напугана, она быстренько перебирала тоненькими ножками, а когда поравнялась с утёнком, остановилась и с трудом перевела дыхание.
– Скажи, кто ты и как называется эта деревня? – с тревогой спросила кроха.
Утёнок внимательно посмотрел на незнакомку и с достоинством ответил:
– Я утёнок Кряк, а деревня называется Кряквино. Почему ты дрожишь? – в свою очередь задал он вопрос.
– Я потеряла маму-курицу, уважаемую Коко. Может, ты её видел?
– Нет, твою маму я не встречал. Послушай, пойдём в деревню к моей маме! Она, наверное, знает, где твоя. Кстати, как тебя зовут?
– Я Цыпа,– произнесла та и задумалась.
– Что же мне делать? – вслух размышляла Цыпа. – Как найти маму?! Она будет меня руга-а-ать, – Цыпа уже хотела заплакать, но тут же передумала. Рядом с утенком ей было не страшно.
– Кряк, а ты тоже заблудился?
– Нет. Если ты умеешь хранить секреты, расскажу.
– Конечно, умею. Люблю разные секреты, – с любопытством смотрела на него Цыпа в ожидании услышать тайну.
– Я иду к озеру, – зашептал Кряк, – хочу научиться плавать. Все мои братья и сёстры делают это превосходно, а у меня никак не получается. Вчера вечером мама осталась недовольна мной. Сказала, что я неумеха и трусишка. Мне было так стыдно... А сегодня утром решил доказать, что я настоящий утёнок, и такой же смелый, как все. Вышел из дома потихоньку, никому ничего не сказал. Хочешь пойти со мной на озеро?
Цыпа обрадовалась: наконец-то она была не одна! Подпрыгнула на своих коротеньких ножках и закричала:
– Да, да, побежали!
– Я не могу быстро бегать... – вздохнул Кряк.
– Что ты, это же так просто!
– У тебя, Цыпа, лапки тоненькие и ты их быстро переставляешь. А мои широкие, на ласты похожи. На таких и ходить-то трудно.
– Хорошо, буду идти с тобой рядом. Ты так смешно качаешься сбоку набок, – рассмеялась Цыпа.
– Не смейся... Мы же с тобой теперь друзья. Над друзьями не смеются, а во всем помогают им, – обиделся Кряк.
– Да ладно тебе, – примирительно махнула крылышком Цыпа и зашагала рядом.
Какое-то время она старалась идти медленно, но вскоре ей надоело плестись, она снова вырвалась вперёд, оставив нового друга позади. А когда показалось озеро, Цыпа закричала:
– Ура! Вот и озеро!
Стремглав малышка бросилась к берегу и, не раздумывая, бултыхнулась в прохладную синь воды...
– Ой, тону! Помогите! – отчаянно била крылышками Цыпа.
Утёнок услышал испуганный голос и бросился на помощь, но бежать быстро не получалось. Кряк споткнулся и покатился по крутому склону к озеру. Оказавшись в воде, окунулся с головой, лапки сами собой задвигались, и он поплыл к Цыпе. В этот момент утёнок забыл, что не умеет плавать, и не боялся утонуть. Он приблизился к подружке, а та уже совсем выбилась из сил, жёлтенькая головка то и дело погружалась в воду, клювик беззвучно открывался, жадно хватая воздух.
– Держись за меня! – крикнул Кряк.
Цыпа ухватилась за крылышко утёнка и забралась к нему на спину. Скоро оба уже были на берегу. Цыпа спрыгнула на траву и стала смешно отряхивать мокрые крылышки, подставляя то одно, то другое под лучи яркого солнышка. Усталый утёнок разлёгся на травке.
– А почему ты не мокрый? – вдруг спросила Цыпа.
– Утки не бывают мокрыми. Вода скатывается с наших перьев, потому что они смазаны жиром.
– Вон оно как, – удивилась Цыпа, расправлявшая клювиком свой слипшийся пух.
– Зачем ты прыгнула в озеро? – недоумевал утёнок. – Ты же могла утонуть. Если не умеешь плавать, не лезь в воду. А мы, утята, почти с рождения должны это делать.
– Ну и что! Я тоже научусь, – заносчиво ответила Цыпа.
– Курицы не плавают. Хотя это, оказывается, так просто! Зато вы можете быстро бегать.
Цыпа с удовольствием растянулась на травке, подставляя солнышку животик, и совершенно не собиралась благодарить друга за спасение. Кряк приподнялся и воскликнул:
– Цыпа! А ведь у меня получилось... Я научился плавать!
– Вот видишь, как я тебе помогла, – с гордостью произнесла Цыпа.
– Ты не помогала мне. Я сам поплыл и, между прочим, спас тебя.
– Если бы я не тонула, ты так и не научился бы, – высокомерно продолжила Цыпа.
Утёнок обиделся и ничего не ответил, только поджал лапки и повернулся с бока на брюшко.
– Скучно с тобой, Кряк, – поднялась с травы Цыпа. – Даже в догонялки не поиграешь.
Она вскочила и стала бегать, прыгать вокруг утёнка. В это время неподалёку показались курица и утка, спешившие к ним.
– Наши мамы идут! – крикнула Цыпа.
Кряк вскочил и радостно заковылял навстречу. Когда он приблизился к маме, сразу виновато закрякал.
– Мамочка, прости меня, я больше не буду уходить один так далеко, – просил прощения Кряк.
В это время курица Коко распушила перья и, широко расставив крылья, направилась к своему непослушному ребёнку. Цыпа опасливо попятилась.
– Мама, не ругай меня! Я чуть не утонула!
– А кто же тебя спас? – спросила свою дочь Коко, и недоверчиво посмотрела на нее.
– Кряк!
Курица остановилась и подошла к Кряку.
– Спасибо, Кряк, что ты не дал утонуть моей доченьке. Я бы этого не пережила...
Утка-мама с гордостью улыбнулась и погладила крылышком Кряка по головке.
– Какое счастье, что всё хорошо закончилось! Я так волновалась. Прощаю тебя, сынок. Ты совершил благородный поступок. Но больше не уходи без разрешения из дома. А Вы, уважаемая Коко, приходите к нам в гости. У вас много цыплят, а у нас – утят. Пусть дети играют вместе. Будем дружить.
– Ура! – закричали Кряк и Цыпа.
– Спасибо за сына и за приглашение, – ответила Коко.
Они разошлись по своим деревням, пообещав, что завтра обязательно встретятся.

Разведение домашней птицы приносит хороший доход, который можно значительно увеличить, выращивая несколько видов пернатых, например, кур и уток. В условиях небольшой территории приусадебного хозяйства встаёт вопрос о недостатке места под отдельные птичники. В этой статье рассмотрим возможность совместного содержания разных семейств.

Трудности, с которыми можно столкнуться при содержании птиц вместе

Основная проблема совместного содержания - любовь водоплавающих к влажности, в то же время для куриного поголовья чрезмерная влажность чревата болезнями. Утки имеют привычку запивать пищу, находящуюся в клюве.

Естественно, в ёмкость поилки попадает часть корма, вылетающего из клюва, кроме этого птицы расплёскивают воду по подстилке. Куриный отряд, в свою очередь, любит выгребать зерно из кормушки, в итоге всё это остаётся на подстилке.

В связи с этим появляется проблема номер два: частая уборка. Чтобы избежать постоянной влажности, лучше обустроить отдельные поилки и кормить питомцев в разное время.

Знаете ли вы? В Древней Греции петуха связывали с Персефоной богиней плодородия и супругой Аида, повелителя царства мёртвых. Согласно мифу, полгода богиня проводила в царстве своего супруга, полгода - на Олимпе, а вестником её возвращения в мир живых был петух.

В птичьем общежитии может возникнуть также и дух соперничества, агрессия приведёт к потере аппетита, стрессу и падению продуктивности в итоге.

Особенности совместного содержания в птичнике

Между курами и утками есть много различий, но есть и сходства в условиях обитания и потребностях, разберёмся подробнее.

Общие позиции кур и уток

Итак, что общего:

  • оба вида нуждаются в тёплом помещении, без сквозняков;
  • оба семейства нужно оградить от грызунов и диких птиц, как от возможных вредителей и разносчиков болезней;
  • в птичниках обязательно должна проводиться уборка, регулярная дезинфекция;
  • утки и куры нуждаются в продлении светового дня в зимний период;
  • особи нуждаются в продуманном и сбалансированном рационе, наличии свежей воды, вакцинации от болезней;
  • до месячного возраста различий по уходу за птенцами нет.

Противоположные позиции

При обустройстве птичника следует учесть, что утки приспособлены для жизни на подстилке. Куры предпочитают отдыхать на высоте, обхватив лапами жердь насеста высотой примерно 50–70 см. При этом нужно правильно рассчитать плотность заселения на метр квадратный: куры - до 5 особей, утки - не более 3.

Есть разница в предпочтениях несушек: утки предпочитают полумрак при высиживании кладки, курам нужно освещение. Кроме этого, курица спокойно примет чужое яйцо за своё и высидит подклад, утка, скорее всего, бросит кладку.

Уткам обязательно нужно обеспечить водоём на выгуле, куры воду не любят, более того, влажность для них губительна. Даже в зимнее время уткам нужно где-то чистить перья, нужна ёмкость с водой. Куриному семейству также нужны ванны, но с золой.

Уток кормят до 4–5 раз в день, куриное поголовье - не более 3 раз, количество пищи в сутки также разнится. Поилки нужно расположить отдельно: для кур - на высоте уровня глаз (ниппельная), уткам поилку ставят на пол.

Преимущества и недостатки совместного размещения

Пожалуй, единственным преимуществом такого тандема является экономия пространства на небольшой приусадебной территории. Упрощается в какой-то мере уход за чистотой в птичнике: легче убрать одно помещение, чем проводить одни и те же процедуры дважды.

Недостатков сравнительно больше:

  • водоплавающие птицы могут создать повышенную атмосферу влажности, что приведёт к болезням кур;
  • уборку придётся делать чаще, особенно это касается подстилки и мытья птичьей посуды;
  • нужно хорошо продумать организацию кормления - отдельные поилки и кормушки;
  • учесть предпочтения условий для отдыха и кладки яиц;
  • постоянно наблюдать за возможными проявлениями агрессии;
  • продумать систему освещения, отдельную для разных семейств.

Плохо организованное обустройство для любого вида птиц может сказаться на продуктивности: из-за стресса может снизиться яйценоскость, пропасть аппетит, а с ним - и набор массы у .

Знаете ли вы? Самой старой уткой, пережившей своё 25-летие, согласно книге рекордов Гиннеса, считают селезня из Великобритании по имени Уилл-Квак-Квак.

Особенности кормления

Суточная доза корма в курином рационе составляет примерно 130–135 граммов, сюда входят:

  • зерно (пшеница, ячмень, кукуруза) - 70 г;
  • костную муку - 2 г;
  • соль - 0,5 г;
  • зелень и овощи - 30 г;
  • отруби - 20 г;
  • добавки (минералы, витамины) – 10 г.

В тёплый сезон достаточно зелени на выгуле, овощи можно добавлять во влажный корм. Режим кормления обычно делят на три раза: утром и вечером - сухой корм, в обед - .

Взрослые особи в сутки должны получать в среднем 380 граммов корма. В рацион входят:

  • зерно - 200 г;
  • зелень - 100 г;
  • отруби - 80 г;
  • витамины и минералы - 3–5 г.

В тёплый сезон количество потребляемой зелени увеличивается: утки при условии живого водоёма собирают ряску. В этот период добавлять в корм рыбий жир не нужно.

Рацион для обоих видов птиц рассчитывается более точно в зависимости от направления породы (мясное или яичное), а также от сезона.

Особенности выращивания птенцов

До месячного возраста принципиальных различий по уходу за птенцами нет.

Важно! Мешанки для обоих представителей пернатых готовятся непосредственно перед приёмом пищи, так как влажные продукты быстро скисают.

Условия для содержания цыплят и утят:

  • температура. До недельного возраста - 30 °С, вторая неделя - 26 °С, далее постепенно снижают до 18 °С;
  • освещение. Первые дни световой день - 20 часов, постепенно снижают до 12 часов;
  • подстилка. Обязательно сухая до месяца жизни, от этого зависит здоровье птенцов, утят, в том числе;
  • обязательно доступная свежая вода. И цыплята, и утята нуждаются в ней круглосуточно в большом объёме.

Режим питания и рацион для малышей одинаковый:

  • первый день жизни - варёное яйцо;
  • до трёх дней - нежирный творог, каша;
  • до десяти дней - дроблёное запаренное зерно, мешанка, рубленая зелень, рыбий жир и другие витамины;
  • дважды в неделю птенцов поят слабо-розовым раствором марганцовки.

Кормить малышей нужно одновременно, чтобы не создать стрессовых условий. Не следует ставить поилки возле кормушек, утята быстро загрязняют воду, стараясь тут же запить корм. Если поилка стоит далеко, птенчик успеет проглотить корм и поилка останется чистой.

Утят на водоём со взрослыми особями отпускают в трёхнедельном возрасте, а при условии высиживания наседкой и тепла на улице - в недельном возрасте.

Выбор породы . Избежать конфликтов поможет правильно подобранная порода и того, и другого вида, чем более спокойным и миролюбивым характером обладают птицы, тем проще им ужиться вместе.

Помещение . Оптимальный вариант - разделить на две зоны. Одну секцию обустроить исходя из потребностей кур, другую - с учётом интересов водоплавающей птицы. Насесты для кур располагаются на высоте 50–70 см от пола, уткам - напольное содержание при глубокой подстилке.

Питание . В первую очередь кормят более крупных и прожорливых, то есть уток. Избежать грязи и влажности поможет размещение поилок в отдалении от кормушек. Разбрасывание корма предупредит сетчатое ограждение, с крупными ячейками, чтобы птица могла просунуть лишь голову (10 см).

Важно! Совместное содержание цыплят и утят с первых дней жизни значительно снижает риск конфликтов между взрослыми особями.

Освещение . При разведении несушек обоих семейств следует продумать отдельное освещение для куриных гнёзд, не мешающее уткам, которые предпочитают полумрак. Следует учесть, что несушки отличаются более агрессивным характером, чем мясные породы, поэтому гнёзда нужно располагать на удалении друг от друга.

Выгул . Если территория для выгула маленькая, её лучше разделить на две секции: с водоёмом для уток, с корытцем, наполненным золой и обязательным навесом от дождя и зноя для кур.

Подытожим: изучив потребности и привычки каждого из семейств домашней птицы, можно обеспечить беспроблемное сосуществование видов на одной территории. Таким образом можно увеличить доход от домашнего хозяйства и рационально использовать небольшую территорию участка.

Рекомендуем почитать

Наверх