Политическая система. Понятие, структура и функции политической системы. Основная функция политической системы общества Структура функционирование и развитие политических систем

Русский язык 26.04.2024
Введение

Тема «Политическая система общества» занимает важное место в курсе политологии: ее изучение позволяет составить представление об обществе как сложном организме, усвоить характерные особенности его функционирования, преодолеть односторонний подход в анализе политики.

Проблема формирования политической системы имеет актуальное значение для современной России, переживающей переход в качественно иное состояние. Знание структуры и функций политической системы дает возможность понять происходящие политические процессы, определить их тенденции.

1 Структура

Преобладающей точкой зрения в политической науке на структуру является выделение таких подсистем как институциональная, нормативная, функциональная, коммуникативная, культурная. Кратко раскроем содержание каждой из подсистем.

Институциональная подсистема состоит из политических институтов, каждый из которых также является системой государственной, партийной, общественно-политической, представляющей, в свою очередь, частные подсистемы.

Фундаментальной основой политической системы в целом и ее институциональной подсистемы является государство. Оно представляет собой властную опору существующей общественной системы, оказывает значительное воздействие на деятельность других подсистем. Государство обладает монопольным правом на контролируемой им территории осуществлять от имени всего общества внутреннюю и внешнюю политику, издавать законы, нормативные акты, обязательные для всего населения, взимать налоги, различные платежи, контролировать соблюдение законов и правовых норм вплоть до применения или угрозы применения физического принуждения.

В границах политической системы действуют различные политические партии, общественно-политические движения, профессиональные союзы, молодежные организации, организации предпринимателей, творческие объединения, всевозможные лоббистские организации в структурах законодательной и исполнительной ветвей власти, группы давления.

Особое место в политической системе занимают религиозные объединения. Их воздействие на реальную политику осуществляется через участие верующих граждан с политической жизни.

Нормативную подсистему составляют всевозможные нормы. Особое место занимают нормы права, Конституция, которые служат главным регулятором общественных отношений, обеспечивают нормальное функционирование не только государственных органов, но и общественных организаций, не вмешиваясь во внутреннюю деятельность последних. Нормативная подсистема включает политические традиции, мораль, этику политической жизни.

Функциональная подсистема выражается в формах и направления политической деятельности, в способах и методах осуществления власти, связи государства, общества, индивида, то есть политическом режиме. Современная наука выделяет такие режимы: демократический, авторитарный, тоталитарный.

Коммуникативная подсистема включает разнообразные формы и принципы взаимодействия как внутри политической системы, так и между политическими системами стран. Важным элементом коммуникативной подсистемы являются средства массовой информации, выступающие в качестве государственных учреждений и как органы партий, массовых общественных организаций. Велико их воздействие на политическую жизнь как важного канала формирования и выражения общественного мнения и гласности, а также информирования населения о событиях, деятельности государства, партий, движений.

Культурная подсистема представляет собой комплекс ценностей и образцов поведения, отвечающих потребностям развития данной политической системы и предполагающих участие граждан в политической жизни, одобрение и поддержку ими существующей власти, участие в процессах принятия решений, выборах и т.п. На функционирование политической системы большое влияние оказывает политическое сознание – восприятие и осознание мира политики, политических процессов и событий личностью, социальной группой, обществом в целом. Одной из форм общественного сознания является политическая идеология, выражающая интересы определенных социальных групп и оправдывающая способы достижения поставленных целей.

Скрепляющим фактором структуры политической системы являются политические отношения , в процессе которых обеспечивается функционирование всех сфер жизнедеятельности общества. Особая роль политических отношений заключается в том, что они выражают отношения по поводу публичной власти больших групп людей – классов, наций, социальных групп.

2 Функции

Под функциями политической системы понимается любое ее стандартизированное действие, которое способствует поддержанию достигнутого состояния и дальнейшего развития. Исходные объективные требования к политической системе состоят в обеспечении ее сохранности и стабильности. Функции суть все, что способствует самосохранению и результативности политической системы. Функции политической системы не являются неизменными, они постоянно развиваются, обновляются с учетом конкретной исторической обстановки. Можно выделить следующие функции:

1) определение целей развития общества;

2) властно-политическая интеграция;

3) регулирование режима общественно-политической деятельности;

4) легитимация политического режима;

5) обеспечение целостного управленческого воздействия на общество;

6) разрешение конфликтов;

7) мобилизация ресурсов и др.

Иначе указанные функции можно обозначить как «координирующую, интегративную, направленную на достижение адекватного отражения приоритетных социальных интересов в принимаемых политических решениях» (см. Фарукшин М. Политическая система общества. // Социально-политические науки, 1991, № 5).

Американский политолог Г.Алмонд предложил разделить функции политической системы на «входящие» и «исходящие».

«Входящие» функции:

1) политическая социализация и вовлечение в политику;

2) артикуляция (выражение) интересов;

3) агрегирование (интеграция) интересов;

4) политическая коммуникация.

«Исходящие» функции:

1) нормотворчество;

2) использование правил и норм;

3) контроль за соблюдением правил и норм

Под структурой политической системы понимается способ связи ее элементов в единое, целостное системное образование, то есть установление устойчивых связей и отношений между элементами этой системы.

В юридической литературе выделяют следующие компоненты, или подсистемы , политической системы, которые связаны друг с другом и обеспечивают функционирование публичной власти.

1. Институциональная;

2. Нормативная;

3. Функциональная;

4. Коммуникативная;

5. Культурно-идеологическая.

Институциональная подсистема состоит из политических институтов, каждый из которых также является системой – государственной, партийной, общественно-политической, состоящей в свою очередь, из частных подсистем. Ведущим политическим институтом, сосредотачивающим в себе максимальную политическую власть, является государство. Особая роль в политической системе принадлежит политическим партиям и общественно-политическим движениям, в том числе профсоюзам, организациям предпринимателей всевозможным лоббистским организациям, создаваемым при структурах законодательной и исполнительной власти. С одной стороны, они являются важным участниками политического процесса, осуществляют своеобразное посредничество между различными государственными структурами и населением. По этой причине их иногда объединяют под общим понятием «политическая инфраструктура». Специфическое место в политической системе занимают такие неполитические по своей природе социальные институты, как средства массовой информации и Церковь, которые способны существенно влиять на процесс формирования общественного мнения, а через него – оказывать давление на политическую власть.

Нормативная подсистема образует всевозможные нормы – правовые и моральные, политические традиции, ценности, обычаи. С их помощью политическая система оказывает регулятивное воздействие на деятельность институтов, поведение граждан, определяя правила их взаимоотношений.

Функциональная подсистема выражается в формах и направлениях политической деятельности, в различных политических процессах, в способе и методах осуществления власти. Она составляет основу политического режима, задача которого состоит в обеспечении функционировании, преобразовании и защите механизма власти и общества.

Коммуникативная подсистема предполагает совокупность отношений и форм взаимодействия, складывающихся между классами, социальными группами, нациями, индивидуумами по поводу их участия в осуществлении власти, выработке и осуществлении политики. При этом это и отношения, основанные на нормах права, так и неформальные нормы и отношения, не закрепленные в нормах права.

Политические отношения являются результатом многочисленных и разнообразных связей субъектов политики в процессе политической деятельности. Вступать в них людей и политические институты побуждают их собственные политические интересы и потребности.


Выделяют первичные и вторичные (производные) политические отношения. К первым , относятся различные формы взаимодействия между социальными группами (классами, нациями, сословиями и др.), а также внутри них, ко вторым – отношения между государствами, партиями, другими политическими институтами, отражающими в своей деятельности интересы определенных социальных слоев или всего общества.

Культурно-идеологическая подсистема представляет собой совокупность различных по своему содержанию политических идей, взглядов, представлений, чувств участников политической жизни. Политическое сознание субъектов политического процесса функционирует на двух уровнях – теоретическом (политическая идеология) и эмпирическом (политическая психология). К формам проявления политической идеологии относятся взгляды, лозунги, идеи, концепции, теории, а к политической психологии – чувства, эмоции, настроения, предрассудки, традиции. В политической жизни общества они равноправны.

В идеологической подсистеме особое место занимает политическая культура, понимаемая каккомплекс типичныхдля конкретного общества политических ориентаций, установок, ценностей и моделей политического поведения.

Политическая культура – это передаваемый из поколения в поколение опыт политической деятельности, в которой соединены знания, убеждения и модели поведения человека и социальных групп. Политическая культура обеспечивает стабильность политической системы общества и воспроизводство политической жизни на основе преемственности.

В современной политологии принята типологизация политической культуры, предложенная учеными С. Вербой и Г. Алмондом. Избрав в качестве критерия степень ориентации людей на участие в политической жизни, они выделили три «чистых» типа политической культуры.

1. Патриархальная политическая культура характеризуется полным отсутствием у членов сообщества интереса к политическим институтам, глобальным политическим процессам. Носители этого типа политической культуры ориентированы на местные ценности, безразличны к политике, установкам и нормам центральных властей. Этот тип политической культуры характерен для развивающихся стран Азии и Африки.

2. Подданническая политическая культура отличается ориентацией субъектов на политическую систему, деятельность центральных властей. Ее носители имеют собственное представление о политике, но не принимают активного участия в ней, ожидая от власти либо благ, либо приказа.

3. Гражданская политическая культура присуща современным развитым демократическим государствам. Носители данной культуры не только ориентированы на политическую систему, но и стремятся быть активными участниками политического процесса. Они подчиняются велениям власти, но при этом воздействуют на выработку принятия решений государственными органами.

На сегодняшний день редко можно встретить «чистый» тип политической культуры. Для большинства современных обществ характерны смешанные типы : патриархально-подданническая, подданническо-гражданская ипатриархально-гражданская политическая культура.

Политическая система выступает в единстве всех указанных подсистем, которые тесно взаимосвязаны и не могут функционировать, если хотя бы одна из подсистем не работает надлежащим образом.

Сущность политической системы общества наиболее ярко проявляется в ее функциях. Поэтому характеристика политической системы будет неполной без их рассмотрения.

В теории систем под функцией понимается любое действие, направленное на поддержание системы в устойчивом состоянии и обеспечении ее жизнедеятельности.

Можно выделить следующиефункции политической системы:

1. Функция политической социализации , т.е. приобщение индивида к политическим ценностям, следование принятым в обществе стандартам политического поведения, лояльное отношение к институтам власти. Этот процесс подразумевает формирование политического сознания индивида, когда последний включается в работу конкретных политических механизмов, благодаря чему происходит воспроизводство политической системы путем приобщения все новых членов общества к политическому участию и деятельности. Таким образом, политическая социализация играет роль механизма сохранения политических ценностей и целей системы, дает возможность сохранить преемственность поколений в политике.

2. Функция адаптации . Подготовка и отбор субъектов власти (лидеров, элит), способных находить наиболее эффективные пути решения актуальных проблем и предлагать их обществу.

3. Функция реагирования . С помощью этой функции политическая система реагирует на сигналы, поступающие извне или изнутри системы. Данная функция позволяет системе быстро адаптироваться к изменяющимся условиям. Особенно это важно тогда, когда появляются новые требования групп, партий. Игнорирование этих требований может привести к дезинтеграции и распаду общества.

4.Экстракционная функция . Извлечение ресурсов из внешней и внутренней (природной, экономической, социальной и т.д.) среды.

5 . Дистрибутивная (распределительная) функция . Предполагает распределение функциональной нагрузки между различными политическими институтами и компонентами политической системы, Распределение ресурсов среди групп внутри общества; поддержание нормальной жизнедеятельности политической системы и обеспечение ее повседневного действия и дальнейшего развития.

6.Функция регуляции , т.е. воздействие на общество. Это воздействие может проявляться путем введения норм и правил, на основе которых взаимодействуют индивиды, а также применение мер в отношении к нарушителям.

Общество состоит из множества подсистем: экономической, политической, социальной, духовно – идеологической, правовой и др. Политическая система, представляя собой одну из подсистем совокупной общественной системы, занимает в ней особое место. Политическая система - это система институтов и отношений, определяющих политическую жизнь общества и осуществляющих государственную власть.

Ее можно, в свою очередь, разделить на три основные подсистемы: институциональную, нормативно – правовую и функционально- коммуникативную.

Институциональная подсистема – включает в себя всю совокупность политических институтов, как формализованных так и не формализованных. К формализованным институтам относятся: государство, государственные учреждения и органы, политические партии, общественно – политические объединения и организации, группы давления и др.

К неформализованным институтам можно отнести митинги, пикеты, шествия, манифестации, избирательные компании и др. В период массовых политических действий (выборов, референдумов) политическая система расширяет свои границы за счет неформализованных институтов.

Нормативно правовую подсистему создают те законы и нормы права, которые определяют функциональную заданность каждого политического института, каждой политической роли, устанавливают приделы их компетенции, способы взаимодействия и зоны ответственности. В современном обществе основу нормативно - правовой подсистемы составляют нормы конституционного права.

Функционально- коммуникативная подсистема представляет собой совокупность отношений, возникающих в процессе функционирования политической системы. Эти отношения обусловлены уровнем развития общества, правовыми нормами, соотношением политических сил, политической культуры, политическим сознанием граждан, способами политического поведения, историческими традициями страны, средствами информации и др.

Политическая система многофункциональную структуру, которая включает компоненты:

    институционаональный, состоящий из разных социально-политических институтов и учреждений (государство, политические партии, общественные движения);

    функциональный (формы и направления политической деятельности, способы и методы осуществления власти, средства воздействия на общественную жизнь);

    регулятивный (Конституция, законы, политические принципы);

    коммуникативный – совокупность отношений между субъектами плитической системы по поводу власти;

    идеологический (политическое сознание, политическая и правовая культура).

Существует ряд функций , которые являются обязательными для сохранения и развития политической системы в целом.

    согласование интересов различных социальных слоев, классов, групп. Снятие социального напряжения в обществе;

    определение общих целей, задач и путей развития общества;

    разработка конкретных программ деятельности и организация их выполнения;

    распределение, перераспределение материальных и духовных ценностей между различными социальными общностями и сферами жизнедеятельности общества;

    политическая социализация граждан: подготовка и включения индивидов в систему сложившихся политических отношений;

    контроль за сохранением существующих институтов и правовых норм и внедрение новых.

Основной функцией политической системы является управление всеми общественными отношениями, всеми системами конкретного общества. Для определения типа политической системы существуют различные основания:

    в зависимости от типа общества и характера политического режима политические системы можно разделить на тоталитарные, авторитарные и демократические

    в зависимости от типа государствующей в обществе идеологии – коммунистические, фашистские, либеральные, исламские и др.

    формационный (классовый) подход предполагает деление политических систем по типам общественно- экономических формаций: рабовладельческие , феодальные, буржуазные, социалистические.

    цивилизационный подход предлагает деление политических систем по типам цивилизации: традиционная (доиндустриальная) индустриальная, постиндустриальная (информационная).

    по степени открытости к внешней среде и способности к восприятию инноваций извне – на открытые и закрытые.

    по характеру взаимоотношений между центром и местами –на децентрализованные и централизованные.

Типы политических систем.

Политический режим – одна из форм политической системы общества с характерными для нее целями, средствами и методами реализации политической власти. Политический режим дает представлениео сущности государственной власти, установившейся в стране в определенный период ее истории. Выделяют три основные формы политических режимов: тоталитарный, авторитарный, демократический.

Тоталитаризм – (лат. Totalis – весь, целый, полный) политический режим, при котором государство полностью подчиняет себе все сферы жизни общества и отдельного человека. Именно всеохватностью своего надзора тоталитаризм отличается от всех других форм государственного насилия – деспотии, тирании, военной диктатуры и др. Политическая система тоталитаризма, как правило, представляет собой жестко централизованную партийно – государственную структуру, которая осуществляет контроль над всем обществом, не допуская возникновения каких – либо общественных и политических организаций, стоящих вне этого контроля. Для любого тоталитарного режима характерными чертами являются: военная и полувоенная организация общества, постоянный поиск внутренних и внешних (врагов), периодическое создание экстремальных ситуаций жесткая вертикаль власти.

Авторитаризм – (от лат. Auctoritas власть, влияние, auctor- зачинатель, основатель, автор) – политический режим, характеризующийся сосредоточением всей полноты власти у одного лица (монарха, диктатора) или правящей группы. Для авторитаризма характерными чертами являются: высокая централизация власти, огосударствление многих сторон общественной жизни, командно- административные методы руководства, безоговорочное подчинение власти, отчуждение народа от власти, недопущение реальной политической оппозиции, ограничение свободы печати. Политическая структура авторитарного режима не предусматривает реального разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Хотя формально все эти структуры власти могут существовать.

Демократия – (отгреч.Demos - народ и kratos –власть) власть народа или народовластие. Это такая форма государства, его политический режим, при котором народ или его большинство является носителем государственной власти. Важнейшими признаками демократии являются:

Гарантии прав и свобод человека;

Юридическое признание верховной власти народа;

Периодическая выборность основных органов власти;

Всеобщее избирательное право, гарантирующее каждому гражданину принимать участие в формировании представительных институтов власти;

Равенство прав граждан на участие в управлении государством, т е. каждый гражданин имеет право не только избирать, но и быть избранным на любую выборную должность;

Принимать решения по большинству поданных голосов и подчинение меньшинства большинству;

Контроль представительных органов за деятельностью представительной власти;

Подотчетность выборных органов своим избирателям;

Политический плюрализм.

Государство и его сущность.

Термин (государство) обычно употребляется в широком и в узком смысле. В широком смысле государство отождествляется с обществом, с определенной страной. В узком смысле государство понимается как один из институтов политической системы, обладающий верховной властью в обществе. Государство является основным социально- политическим институтом общества, ядром политической системы.

Государство имеет сложную организационную структуру, которая включает в себя следующие элементы: законодательные учреждения, исполнительно- распорядительные органы, судебную систему, органы охраны общественного порядка и государственной безопасности, вооруженные силы. и др. все это позволяет государству выполнять не только функции управления обществом, но и функции принуждения (институционализированного насилия) как в отношении отдельных граждан, так и в отношении больших социальных общностей (классов, сословий).несмотря на все многообразие видов и форм государственных образований, возникавших ранее и существующих в настоящее время, можно выделить общие признаки, которые являются характерными для любого государства:

1. публичная власть, отделенная от общества.наличие особого слоя людей, осуществляющих политическое управление обществом;

2.определенная территория (политическое пространство), очерчиваемая граница, на которую распространяются законы и полномочия государства;

3.суверенитет - верховная власть над всеми проживающими на определенной территории гражданами, их институтами и организациями;

4.монополия на легальное применение силы. Только государство имеет законные основания для того, чтобы ограничивать права и свободы граждан и даже лишать их жизни. Для этих целей оно имеет специальные силовые структуры: армию, полицию, суды, тюрьмы;

5.право на взимание налогов и сборов с населения, которые необходимы для содержания государственных органов и материального обеспечения государственной политики: оборонной, экономической, социальной;

6.обязательность членства в государстве. Человек получает гражданство с момента рождения. В отличие от членства в партии или других организаций, гражданство является необходимым атрибутом принадлежности любого человека;

7.претензия на представительство всего общества как единого целого и на защиту общих интересов и целей.

Все функции государства можно разделить на два основных вида: внутренние и внешние.

Внутренние функции - деятельность государства направленная на управления обществом, на согласование интересов различных социальных слоев и классов, на сохранение своих властных полномочий.

Внешние функции – деятельность государства как субъекта международных отношений. Представляющего определенный народ, территорию и суверенную власть.

Выделяют две основные формы государства: монархию и республику, которые, в свою очередь, подразделяются на ряд разновидностей:

Монархия – (от греческого monarchia –единовластие) Форма правления, при которой верховная власть полностью или частично принадлежит единоличному главе государства – монарху (королю Царю, Султану).

Монархии подразделяют на следующие виды:

Абсолютная монархия – ни чем не ограниченная политическая власть всецело принадлежит монарху (Саудовская Аравия).

Конституционная монархия – полномочия монарха ограниченыконституцией(Великобритания, Дания. Норвегия, Испания). Во многих развитых демократических странах роль монарха сводится к чисто формальным, символическим функциям.

Теократическая монархия – глав а государства является одновременно и религиозной главой.

Республика – (от латинс. Res-дело и publikus- общественный, всенародный) Форма государства и правления, при которой источником власти считается народное большинство, а основные органы государственной власти избираются гражданами.

Республиканские формы правления подразделяются на следующие виды:

Парламентская республика – верховным органом власти является парламент, который формирует правительство, издает законы, утверждает государственный бюджет и т д. Первым лицом в государстве считается руководитель правительства (премьер –министр, канцлер), хотя официально он не является главой государства. Президент в таких республиках, как правило, выполняет чисто формальные функции (Италия, Индия, Германия, Швейцария).

Президентская республика – президент выбирается внепарламентским методом, путем прямых или косвенных выборов. Он является главой государства и верховным главнокомандующим, формирует правительство и контролирует его деятельность, руководит внешней и внутренней политикой страны (США, Бразилия, Мексика). Россия, согласно конституции РФ также является президентской республикой, хотя и имеет определенные признаки парламентской республики.

Полупрезидентская (президентско – парламентская) республика – сильная президентская власть сочетается с эффективным контролем парламента за деятельностью правительства (Франция). Два института власти являются относительно независимыми друг от друга и взаимно уравновешивают друг друга.

Формы национально территориального устройства государства – это структура устройства организации государства обусловленная уровнем властных полномочий, которыми наделены входящие в него административно- территориальные образования (земли, штаты, провинции, республики, края).

Унитарное единое государство политически однородная организация, имеющая единую конституцию и гражданство, единое политическое и правовое пространство, единые законодательные, исполнительные и судебные органы власти. Административно – территориальные единицы, входящие в государство, не обладают атрибутами собственной государственности.

Различают централизованные и децентрализованные унитарные государства. В централизованных (Великобритания, Дания, Швеция) местные органы управления имеют достаточно широкую самостоятельность. Однако среднее звено управления ориентировано на выполнение решений центра.

Децентрализованное (Франция, Италия, Испания). На уровне среднего звена управления имеют собственное административно – территориальное деление (штаты, провинции, кантоны), обладающие определенной самостоятельностью.

Федеративное государство устойчивый союз государственныхобразований (земель, штатов, республик, краев). Каждое из которых имеет собственныеатрибуты государственности (законодательные, исполнительные, судебные органы власти и как правило конституцию, двойное гражданство).

Конфедерация – неустойчивая форма организации суверенныхгосударств. Такое объединение возникает для осуществления каких-либо совместных целей, например, защиты от нападения извне, создание зоны межнациональной безопасности и др.

Правовое государство и гражданское общество.

Правовое государство - вид демократического государства, действующего только в рамках принятых и единых для всех законов, уважающее и защищающее права и свободы граждан.

Правовое государство предполагает:

Наличие развитого гражданского общества.

Правовое равенство всех граждан и гарантированность законных прав и свобод.

Всеобщность права, его распространение на всех граждан, все организации и институты.

Взаимную ответственность государства и личности, равенство сторон перед законом.

Суверенитет народа, признание того, что народ является основным источником власти, а государственная власть носит представительный характер.

Реальное разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Правовое государство выступает гарантом совокупности интересов гражданского общества в их взаимоотношениях с государством.

Гражданское общество – это общество, состоящее из свободных, независимых от произвола государства граждан, способных защищать свои права и интересы. Для координации совместной деятельности и защиты индивидуальных и общественных сфер жизни граждане входят в добровольно сформированные негосударственные институты гражданского общества.

Основные признаки гражданского общества:

Разграничение компетенций государства и общества, независимость институтов гражданского общества от государства в рамках своей компетентности;

Демократия и плюрализм в политической сфере;

Рыночная экономика, основу которой составляют негосударственные предприятия;

Экономика, основанная на индустриальных и постиндустриальных технологиях;

Социальную основу гражданского общества составляет средний класс –это экономически, социально, политически независимые люди;

Социально независимые от государства граждане, имеющие возможности и способности обеспечить себя сами;

В правовой сфере тесное взаимодействие с правовым государством. Приоритет прав и свобод индивида перед интересами государства;

Идеологический и религиозный плюрализм;

Свобода слова и средств массовой информации;

Гражданское общество и правовое государство возникают только на определенной стадии развития человеческого общества. Для их возникновения необходим определенный уровень экономического, политического и социального развития и соответствующей уровень политической культуры.

Политическая партия как субъект политических отношений.

Под субъектами политики подразумеваются активные участники политической жизни, способные формулировать и реализовывать собственные цели. Это государство, класс, нация, политическая партия, массовые движения, избиратель, политические лидеры, политическая элита. Почему они являются субъектами политики? Они имеют собственные, осознанные, отличные от других интересы и потребности и участвуют в политическом процессе для реализации этих интересов.

Первым субъектом политики является личность, так как все социальные группы и слои состоят из личностей. Человек становится субъектом политики лишь тогда, когда он осознает свои социальные потребности и интересы, понимает причинную обусловленность социальных противоречий, ориентируется в правилах и механизме политической жизни общества, постигает способы реализации поставленных перед собой целей и задач. св Личность не единственный субъект политики. В политологии принято выделять несколько видов субъектов политики:

1.непосредственные участники политической жизни: государство, партии, лидеры общественные организации и движения.

2. второй вид субъектов политики принято включать крупные социальные группы и общности: классы, сословия, межклассовые и внутриклассовые группы, которые, не являясь непосредственными участниками политики, но оказывают на нее сильное влияние.

3. к третьему видов субъектов политики принято относить такие структуры, деятельность которых не всегда видна.

Существует взаимосвязь субъектов политики с той общностью, от имени которой он выступает. Признаком субъекта политики является его положение как представителя общности . Если же субъект политики не выступает от имени общности, группы, то он и не воспринимается как политический субъект. Как представитель общности, активно участвуя в политической жизни, субъект преследует и свои цели. Важнейшим субъектом политики является государство. Важнейшим институтом политической системы, субъектом политики являются политические партии . Исполняя роль посредника между гражданским обществом и государством, политические партии выступают как организации, сочетающие общественный и государственный интерес, способствуют стабильности и динамичному развитию общества.

Слово партия происходит от латинского pars (partis) – часть, группа. Политическую партию можно представить как часть какого-либо класса, социального слоя или общественного движения. Общественно-политическое движение создается непосредственно для решения какой-либо социальной проблемы или проведения политической акции. После выполнения намеченных задач, политическое движение либо распадается, либо трансформируется в партию.

Политическая партия – устойчивая политическая оганизация, объединяющая людей с общими идеологическими, социально-классовыми, политическими и иными интересами и идеалами, представляющая определенные классы и социальные слои. Эффективно защищать интересы больших социальных общностей можно лишь тогда, когда обладаешь ресурсами политической власти. Поэтому основная деятельность партий направлена на борьбу за власть или участие во власти.

Политические партии возникают в результате взаимодействия общества и государства как политические институты гражданского общества, оппозиционные государству и другим политическим объединениям.

М. Вебер выделял три этапа возникновения и развития партий, два из которых считаются предисторией политических партий:

1) партии как аристократические группировки;

2) партии как политические клубы;

3) современные массовые партии.

В России первые политические партии возникли в конце 19 – начале 20 веков, Например, в 1898 году была создана Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП), а в 1902 году – партия эсеров.

Современные массовые партии могут иметь несколько источников своего возникновения:

1. По инициативе «сверху».

2. По инициативе «снизу».

3. Новые партии возникают путем слияния или раскола других партий.

Классификацию (типологию) политических партий осуществляют:

    по социальной сущности: буржуазные, мелкобуржуазные, пролетарские, крестьянские;

    по идеологическим и программным установкам: консервативные, либеральные, реформистские, революционные, националистические, религиозные;

    по внутреннему строению: демократические, тоталитарные, массовые, кадровые, открытые, закрытые;

    по функциям: на представительные и мобилизационные;

    по месту в политической системе: - на авангардные, парламентские (правящие и оппозиционные).

Из всего многообразия функций, которые выполняют политические партии, можно выделить общие, наиболее характерные для большинства из них:

Выражение и защита интересов определенных слоев населения

Создание политической идеологии и программы действия

Политическая социализация граждан и активизация их политической деятельности

Формирование общественного мнения

Рекрутирование новых членов в свои ряды

Руководство массовыми акциями граждан

Формирование политической элиты и лидеров

Участие в борьбе за власть, за использование государственной власти в реализации своих целей

Контроль за институтами государственной власти.

Взаимосвязь партий и других институтов власти создает различные партийные системы.

Партийная система – это совокупность определенных партий и взаимодействий между ними, характерных для данной политической системы (политического режима) Партийные системы различаются по количеству партий и их качественным признакам:

- однопартийные являются наиболее характерными для тоталитарных и авторитарных политических режимов. Такие режимы исключают плюрализм мнений и открытую конкуренцию различных политических сил. Это монополия одной партии на власть;

- двухпартийные системы наиболее характерны для устоявшихся демократических режимов власти (США, Англия, Австралия) В таких политических системах каждая из партий способна одна самостоятельно, бех коалиции с другими политическими силами, сформировать правительство и осуществлять власть. Плюсы двухпартийной системы: стабильность, высокая степень управляемости государством, предсказуемость политической деятельности. Недостатки: консервативность, неспособность адекватно выражать всё многообразие социальных интересов различных общественных групп и классов, закрытость для вхождения в политику новых сил, сращивание с государственным аппаратом.

- многопартийная система состоит из трёх или более политических партий. Ни одна не располагает достаточной поддержкой со стороны избирателей и не в состоянии без вступления в коалицию победить на выборах и сформировать правительство. Отражает разнообразные интересы различных социальных групп, но разногласия между партнерами по коалиции не всегда способствуют созданию эффективного и легитимного правительства.

Существуют различия не только в партийных системах, но и в самих партиях. Основные типы современных партий :

    классовые партии – выражают интересы того или иного социального слоя, класса (рабочие, крестьяне, буржуазные)

    идеологические партии – основа идеология (коммунистическая. либеральная, радикальная и др.)

    кадровые партии – небольшое число фукционеров-профессионалов; свободное членство и нестабильный состав активистов. Такие партии предназначены для проведения периодических массовых акций (выборов, референдумов, манифестаций)

    массовые партии – стремятся удовлетворить интересам и требованиям максимально возможного числа избирателей из различных социальных слоев и классов.

    харизматические партии –создаются вокруг конкретного лица, обладающего харизмой

    оппозиционные партии – потерпевшие поражение на выборах и находящиеся в оппозиции к существующему режиму

    легальные партии – действующие в рамках существующего законодательства

    нелегальные партии – деятельность несовместима с существующими нормами, вне закона.

Контрольная работа

Выполнила:

студентка гр. М-61

Грицук О. А.

Гомель 2013 г.


ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА

Понятие, структура и функции политических систем

Политическая система представляет собой совокупность государственных и общественных организаций, объединений, правовых и политических норм, принципов организации и осуществления политической власти в обществе . Понятие “политическая система” является одним из основных в политологии и позволяет представить политическую жизнь, политический процесс в определенной целостности и устойчивости, акцентируя внимание на структурной, организационно-институциональной и функциональной сторонах политики.

Важнейшим фактором конструирования и консолидации элементов политической системы выступает политическая власть. Она является как бы стержнем политической системы, определяя сущность, природу, структуру и границы. Политическая система отражает состояние общества, включая экономические условия существования, социальную и национальную структуру, состояние и уровень общественного сознания, культуры, международного положения и др. Через политическую систему выявляются и аккумулируются основные группы интересов, выстраиваются социальные приоритеты, что получает затем закрепление в политике.

Политическая система представляет собой многофункционую структуру, включающую в себя компоненты различного профиля:

- институииональный , состоящий из различных социально- политических институтов и учреждений (государство, политические общественные движения, организации, объединения, разные органы представительной и непосредственной демократии, средства массовой информации, церковь и др.);

- функциональный , складывающийся из совокупности тех лей и функций, которые осуществляются как отдельными социально-политическими институтами, так и их группами (формы и направления политической деятельности, способы и методы осуществления власти, средства воздействия на общественную жизнь и др.);

- регулятивный , выступающий как совокупность политике - правовых норм и других средств регулирования взаимосвязей между субъектами политической системы (Конституция, законы, обычаи, традиции, политические принципы, взгляды и др.);

- коммуникативный , представляющий собой совокупность разнообразных отношений между субъектами политической системы по поводу власти, в связи с выработкой и осуществлением политики;

- идеологический , включающий в себя совокупность политических идей, теорий, концепций (политическое сознание, политическая и правовая культура, политическая социализация).

Каждый из компонентов политической системы имеет свою собственную особую структуру, формы внутренней и внешней организации и способы выражения.

Среди политических институтов, оказывающих существенное сияние на политический процесс и политическое воздействие на общество, следует выделить государство и политические партии. о собственно политические институты. К ним примыкают не являющиеся собственно политическими институтами различного рода общественные объединения и организации, профессиональные и творческие союзы и др. Основным назначением политических институтов является представительство коренных интересов различных слоев общества. Стремление к организации и реализации своих политических интересов и целей – главное в деятельности политических институтов. Центральным институтом власти в обществе является государство.

Именно государство является официальным представителем всего общества, от его имени принимаются властные решения, обязательные для общества, от его имени принимаются властные решения, обязательные для общества. Государство обеспечивает политическую организованность общества, и в этом качестве оно занимает особое место в политической системе, придавая ей своего рода целостность и устойчивость. По отношению к обществу государство выступает как орудие руководства и управления.

Государство играет значительную роль в выполнении задач и реализации функций политической системы. Государственная власть служит своеобразным центром притяжения социальных сил и организаций, выражающих их интересы. Характер и объем собственно государственного управления неодинаковы и зависят от природы государства и политической системы.

В состав политической системы входят также политические отношения. Они представляют собой разновидности общественных отношений, которые отражают связи, возникающие по поводу политической власти, ее завоевания, организации и использования. В процессе функционирования общества политические отношения весьма подвижны и динамичны. Они по существу своему определяют содержание и характер функционирования данной политической системы.

Развитие политических отношений зависит и определяется социально0классовой структурой общества, политическим режимом, уровнем политического сознания, идеологией и другими факторами. Одновременно политические отношения выступают формой сохранения и закрепления политического опыта, традиций, определенного уровня политической культуры. Характер взаимодействия субъектов политического процесса определяет формы политических отношений. Они могут выступать в форме принуждения, конфликта или сотрудничества, консенсуса.

По социальной направленности различают политические отношения, нацеленные на упрочение существующего политического строя, и отношения, выражающие интересы оппозиционных сил.

Существенным элементом политической системы являются политические нормы и принципы. Они составляют нормативную основу общественной жизни. Нормы регулируют деятельность политической системы и характер политических отношений, придавая им упорядоченность и направленность на стабильность. Содержательная направленность политических норм и принципов зависит от целей общественного развития, уровня развития гражданского общества, типа политического режима, исторических и культурных особенностей политической системы. Через политические принципы и нормы получают официальное признание и закрепление определенные социальные интересы и политические устои. В то же время при помощи этих принципов и норм политико-властные структуры решают проблему обеспечения общественной динамики в рамках законности, доводят до сведения общества свои цели, определяют своеобразную модель поведения участников политической жизни.

К числу элементов политической системы относятся также политическое сознание и политическая культура. Отражение политических отношений и интересов, оценка людьми политических явлений выражаются в виде определенных понятий, идей, взглядов и теорий, которые в своей совокупности образуют политическое сознание. Формируясь прежде всего под влиянием конкретной социально-политической практики, представления, ценностные ориентации и установки участников политической жизни, их эмоции и предрассудки оказывают сильнейшее влияние на их поведение и все политическое развитие.

Политологи разработали несколько моделей, позволяющих наглядно представить и понять функционирование политических систем. Рассмотрим модели американского ученого Г. Алмонда.

Г. Алмонд предложил свой вариант политической системы в своих работах «Политика развивающихся регионов» (1966), «Сравнительная политика: концепция развития» (1968), «Сравнительная политика сегодня» (1988). При исследовании способов сохранения и регулирования политической системы он использует функциональный метод.

С точки зрения Алмонда, политическая система – это система взаимодействия различных форм политического поведения государственных и негосударственных структур, в анализе которых выделяются два уровня – институциональный (политические институты) и ориентационный (политическая культура). Модель Алмонда (схема 11) учитывает психологические, личностные аспекты политических взаимодействий, импульсы, поступающие не только извне, от народа, но и от правящей элиты. По его мнению, при исследовании политической системы необходимо учитывать, что каждая система имеет свою собственную структуру, но все системы осуществляют одни и те же функции. Важной особенностью политической системы является ее многофункциональность и смешанность в культурном смысле.

Ввод информации, по Алмонду, складывается из политической социализации и мобилизации населения, анализа существующих интересов, их обобщения и интеграции. Эти функции называют функциями артикуляции и агрегирования интересов. В основном они реализуются политическими партиями, партийными системами, общественными организациями, различными группами интересов. С помощью этих функций формируются и распределяются по степени важности и направленности требования граждан. Такое укрупнение и интегрирование осуществляется для того, чтоб обобщить и дать всеобщее выражение частным интересам и требованиям, придать им по возможности общенациональное измерение в интересах стабильности системы.

Специфическое место занимает функция политической коммуникации, обеспечивающая распространение, передачу политической информации как между элементами политической системы, так и между политической системой и окружающей средой.

Функции выхода информации (или функции конверсии) состоят из установления правил (законодательная деятельность), применения правил (исполнительная деятельность правительства), формализации правил (придание им юридического оформления), непосредственного выхода информации (практическая деятель правительства по осуществлению внутренней и внешней политики). К исходящим функциям относится также контроль за соблюдением правил и норм, предполагающий истолкование законов сечение действий, нарушающих правила, урегулирование конфликтов и наложение наказаний.

В модели Алмонда политическая система предстает как совокупность политических позиций и способов реагирования на определенные политические ситуации с учетом множественности интересов. Важнейшей является способность системы развивать популярные убеждения, взгляды и даже мифы, создавая символы и лозунги маневрировать ими с целью поддержания и усиления необходимой легитимности во имя эффективного осуществления функций.

Жизнедеятельность политической системы проявляется в процессе выполнения своих функций. Подфункцией понимается любое действие, которое способствует сохранению и развитию данного состояния, взаимодействию со средой. Функции многообразны, отличаются непостоянством и развиваются с учетом конкретно-исторической обстановки. Они взаимосвязаны, дополняют друг друга, но вместе с тем относительно самостоятельны.

Существуют различные подходы к типологии функций политической системы. На основе целевого подхода к политике они подразделяются на политическое целеполагание (определение целей, задач, программ деятельности); мобилизацию ресурсов; интеграцию общества; регулирование режима социально-политической деятельности; распределение ценностей; легитимацию. Ряд авторов различают внесистемные (политическое представительство, целеполагание, интеграция, регуляция, коммуникация) и внутрисистемные (координирующие, воспитательные и инициативные) функции. Д. Истон, Дж. Пауэлл и др. исходят из того, что политическая система должна обладать четырьмя основными функциями: регуляционной, экстракционной (мобилизационной), дистрибутивной (распределительной) и реактивной.

В современной политологии наиболее полно анализирует функции Г. Алмонд. Он рассматривает функционирование политической системы на трех уровнях.

Схема 11. Политическая система: модель Г. Алмонда

Первый уровень - это возможности системы. Причем, под возможностью он понимал власть правительства над общественными мессами, степень влияния на политическое сознание и поведение людей в интересах достижения государственных целей. По его мнению, существует пять различных типов возможностей, вероятность использования которых зависит от направленности решаемых задач, состояния социально-экономической структуры, типа политического режима, уровня легитимности и др. Это мобилизационная, регулирующая, распределительная, реагирующая и символизирующая возможности. На данном уровне анализа выявляются соответствие политической системы обществу, характер активности политической системы по отношению к другим системам.

Второй уровень отражает происходящее в самой системе, т.е. конверсионный процесс (способы превращения входящих факторов в исходящие). В данном случае функциональность системы рассматривается через призму технологии обеспечения той или иной задачи.

Третий уровень - функции поддержания модели и адаптации, к которым Алмонд относит процессы политического рекрутирования и социализации. Важным здесь является обеспечение соответствия политических акций и политического развития базовым принципам, постоянное воспроизводство нормативного поведения и образцов его мотивации. Оптимальный уровень достигается обеспечением устойчивой реакции граждан по отношению к властям и постоянной поддержки.

Политическая система, функционирующая в условиях постоянно изменения баланса сил и интересов, решает проблему обеспечил общественной динамики в рамках устойчивости и законности, поддержания порядка и политической стабильности.

Типы политических систем

Многомерность политической жизни, возможность ее анализа с позиций самых разных критериев явились основой классификации политических систем.

Основным в типологии политических систем выступает сущность осуществляемой в обществе политической власти, предопределяемые ею характер и направленность социального развития Важным при решении вопросов типологии политических систем является также учет уровня экономического развития общества объем, способы и возможности реализации прав и свобод граждан" плюрализм и наличие (или отсутствие) гражданского общества" уровень политической культуры и другие факторы.

В начале XX в. в типологизации политических систем проявилось противопоставление марксистской и веберовской традиций анализа общественных структур. Суть марксистского подхода к анализу политической системы заключалось в абсолютизации классового фактора в функционировании и развитии политической системы. Системы различались прежде всего в зависимости от того, политические интересы какого класса они выражали, от характера социально-экономической структуры и типа формации. В соответствии с этим политические системы подразделялись на рабовладельческие, феодальные, буржуазные и социалистические.

Основанием типологизации может явиться форма и способы функционирования политических систем. Основа такого анализа была заложена М. Вебером. Он отрицал экономическую детерминированность типов политических систем. Жесткая привязанность к экономической структуре общества не всегда может объяснить, почему на однотипном базисе возникают разные виды политических систем. Ключевым, с его точки зрения, является детерминирующий способ властвования, определяемый социальным характером эпохи, уровнем развития гражданского общества, ожиданиями и требованиями масс, способами обоснования власти, способностями элиты.

В зависимости от ориентации на типы господства и легитимности политические системы подразделяются на традиционные, харизматические, рациональные. Процесс политического развития представляется М. Веберу как переход от традиционных, харизматических систем к легальным, рациональным.

Веберовский подход оказал большое влияние на современное развитие типологизации политических систем. Широкой популярностью пользуется классификация французского социолог Ж. Блонделя. Он разделил политические системы по содержании формам правления на следующие типы: либеральные; радикально-авторитарные или коммунистические (характеризуются равенством социальных благ и пренебрежением к либеральным средствам его достижения); традиционные (поддерживается неравномерное распределение материальных и социальных благ, управляется олигархией, управлению присущ метод консерватизма); популистские (стремление к равенству авторитарными методами и средствами управления); авторитарно-консервативные (сохраняют сложившееся неравенство “жесткими” средствами).

Системный подход позволяет классифицировать политические системы по разным основаниям в зависимости от направленности исследования.

Так, Г. Алмонд акцентирует внимание на социокультурной среде. В основу своей типологии он положил различные политические культуры. Главное - это выявление ценностей, лежащих в основе функционирования и формирования политических систем. Алмонд выделяет четыре типа политических систем: англо-американская, континентально-европейская, доиндустриальная и частично-индустриальная, тоталитарная.

Англо-американская система характеризуется гомогенной и плюралистической политической культурой. Она гомогенна в том смысле, что подавляющее большинство субъектов политического процесса разделяют основополагающие принципы устройства политической системы, общепринятые нормы и ценности. Политическая культура основана на идее свободы человека, признании законности всех интересов и позиций, между ними преобладает толерантность, что создает условия для прочного союза общества и элиты и реалистического политического курса. Ролевые структуры - политические партии, заинтересованные группы, средства массовой информации - пользуются значительной долей свободы.

Каждый отдельный индивид может принадлежать одновременно множеству взаимно пересекающихся групп. Данному типу политической системы свойственны четкая организованность, высокая стабильность, рациональность, развитость функций и распределение власти между различными ее элементами, бюрократизированность. Англо-американская политическая культура основана также на антиэтатизме, эгалитаризме, секуляризованности и индивидуализме

Континентально-европейская система отличается фрагментарностью политической культуры, имеющей в целом общую базу. Для нее характерно сосуществование старых и новых культур, общество разделено на множество субкультур со своими ценностями, поведенческими нормами, стереотипами, иногда несовместимыми друг с другом. Возможности групп интересов, партий и др. переводить потребности и требования народа в политическую альтернативу ограничены, но усилия и возможности других социальных организаций (религиозных, национальных и т.п.) стимулируют противоречия между различными субкультурами. В результате - под угрозой политический порядок и политическая стабильность. В целом в этих системах сильно влияние этатизма, элементов авторитарности (на пример, политические системы стран Центральной Европы).

Доиндустриальные и частично-индустриальные политические системы имеют смешанную политическую культуру: сосуществуют традиционные институты ценностей, норм, ориентации и атрибуты западной политической системы (парламент, бюрократия и др.). Причем, сами условия формирования такой политической культуры сопровождаются нарушением считавшихся священными обычаев, традиций, связей, ростом ощущения неустойчивости. Различают демократические и авторитарные политические системы.

Демократической политической системе свойственно наличие представительных органов власти, формируемых на основе все общих выборов; признание политических прав и свобод граждан в таком объеме, который позволяет легально действовать не только партиям и организациям, поддерживающим политику правительства, но и партиям и организациям оппозиционным; построение и Функционирование государственного аппарата по принципу “раз- Деления властей”, причем единственным законодательным органом считается парламент; признание и осуществление на практике принципов конституционности и законности и др.

Необходимо учитывать, что демократические системы не представляют собой некоего стереотипа, признаки которого автоматически повторяются в различных странах. Более того, при характеристике демократических систем необходимо учитывать уровень экономического и социального развития, политический курс, формы правления и т.д.

Авторитарная политическая система отличается отказом от принципа разделения властей, усилением исполнительной власти, ограничением выборности органов государства, существенным ограничением или ликвидацией основных демократических прав и свобод человека, запрещением оппозиционных партий и организаций и др. Порою авторитарные системы характеризуются милитаризацией государственного аппарата, применением политических репрессий, широким применением принципа авторитаризма в управлении. Это может быть связано с периодами обострения социальных противоречий в обществе или внутри правящей партии, с кризисом самой политической системы и, прежде всего, государственной власти.

Таким образом, в рамках каждого типа политических систем существует множество модификаций, которые объясняются своеобразием соотношения государства и общества, политических сил, ветвей власти, стиля политического руководства, формы правления и другими факторами. Причем сходные социально-экономические отношения могут обслуживаться различными по структуре и содержанию политическими системами, но и схожие политические системы могут приводить к различным результатам.

Если в основу классификации положить ориентацию на стабильность или перемены, то политические системы условно можно подразделить на консервативные и трансформирующиеся. Главной целью консервативной политической системы является поддержание традиционных структур, сложившихся в политической, экономической и культурных сферах и особенно форму и способы реализации политической власти. Трансформирующиеся политические системы ориентированы на проведение реформ, они динамичны, свою очередь, трансформирующиеся системы подразделяются на реакционные и прогрессивные в зависимости от целей и ориентиров общественного развития.

Весьма распространена классификация политических систем и традиционные и модернизированные, с точки зрения процесса политического развития. В основе традиционных систем лежит неразвитое гражданское общество, слабая дифференцированность политических ролей. харизматический способ обоснования власти. В модернизированных системах, напротив, существует развитое гражданское общество, диверсификация политических ролей, рациональный способ обоснования власти.

Существуют и другие варианты классификации" политических систем.


Похожая информация.


Проблема общества, его организации и функционирования всегда занимали важное место в исследованиях ученых.

На определённом этапе развития общества появляется частная собственность, классы и социальные группы, формируются политические идеи и теории, возникает потребность руководства обществом. Так формируется и исторически развивается политическая система общества.

Политическая система общества - упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственные органы, политические партии, движения, общественные организации), в рамках которой происходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.

Термин "политическая система общества" обязан своим происхождением широкому развитию в 60-е годы ХХ в. системного метода исследований (общая теория систем Л. фон Берталанфи) и разработке на его основе теории социальной системы (прежде всего в трудах Т. Парсонса, И.Мертона, М.Леви и др.). В центре внимания советских ученых-обществоведов и ученых из социалистических стран эта тематика оказалась позже: со второй половины 60-х до конца 70-х годов. Если же заглянуть глубже в историю науки, то одним из основоположников системного подхода к политике был выдающийся древнегреческий философ Аристотель, а автором первого научного определения политики и попыток его практического применения к анализу политической реальности считается английский философ и мыслитель Т.Гоббс.

Политическая система современного общества отличается чрезвычайной сложностью, многообразием структурных элементов, функциональных характеристик и взаимосвязей. Она предоставляет одну из его подсистем наряду с экономической, социальной, политической и духовно-идеологической. Существует множество определений политической системы общества.

В отечественной литературе распространение получило определение, основанное на функциональном подходе. Автор одного из первых определений Ф.М.Бурлацкий понимает под политической системой "относительно замкнутую систему, которая обеспечивает интеграцию всех элементов общества и само существование его как целого, централизованно управляемого политической властью социального организма, сердцевину которого составляет государство, выражающее интересы экономически господствующих классов". В данной дефиниции акцент сделан надвух моментах, имеющих большое значение для раскрытия и понимания политической системы: во-первых, ее целевом назначении (интеграция как главная функция) и, во-вторых, классовой сущности системы, которая идентифицируется путем указания на природу государственной власти.

В западной политологиинесколько направлений в толковании политической системы общества - американская школа, французская и германская.



Американская школа (Д.Истон, Д.Дойч, Г.Алмонд) дает широкое толкование политической системы общества, понимая под ней в целом способ поведения людей, когда эта система осуществляет авторитарное (властное) распределение ценностей.

Французская школа (М.Дюверже) отождествляет политическую систему с политическим режимом. Здесь понятие политической системы общества сужается, берется лишь одна из его сторон.

Германская школа (М.Вебер, К.фон Бойме) рассматривают политическую систему как государство и его структуру. Но с этим нельзя согласиться, т.к. государство – это один из элементов политической системы.

Кроме этих направлений существует еще множество других моделей политической системы, характеризующих политическую систему как политический процесс, политическое поведение в рамках тех или иных общностей – профсоюзов, фирм, клубов, городов.

Наиболее рациональны два определения политической системы:

1 политическая система общества - система институтов (государственных учреждений, политических партий, общественных организаций), в рамках проходит политическая жизнь общества и осуществляется власть;

2 политическая система общества - совокупность политических институтов и отношений определенного общества.

По мере развития и усложнения жизни, вызванных социально- экономическими, научно-техническими, международными факторами изменяется и политическая система. Политическая система трансформируется и приспосабливается к переменам в обществе. Одновременно она оказывает влияние на окружающую среду, управляющая и регулирующая общественная сила.

Как и всякая упорядоченная система обеспечения жизнедеятельности общества, политическая система имеет внутреннюю организацию, структуру.

Политическая система структурно состоит из 4-х элементов:

1) политических институтов;

2) взаимоотношений между ними;

3) политических норм, сознания, культуры;

4) политической деятельности, политического процесса.

Так, политическая система подразделяется на подсистемы: институциональную, нормативно-культурную, функциональную и субстанциональную. Рассмотренные в единстве и целостности, они составляют комплекс взаимодействующих институтов и отношений, отраженных в сознании, культуре и реализующиеся в практически-политической деятельности.

Структура политической системы определяется либо, исходя из системного подхода, либо из структурно-функционального подхода.

Подсистемы в структуре политической системы общества: институциональная, регулятивная, функциональная, коммуникативная, политико-идеологическая, нормативно-культурная.

1. Институциональная подсистема - "каркас" политической системы общества, в которую входят органы государственной власти, политические партии, общественные движения, общественные организации, средства массовой информации и пр. Создается нормативно - правовая база для функционирования всей политической системы, определяются формы ее воздействия на другие общественные системы. Это совокупность различных содержанию политических взглядов, идей, представлений, чувств участников политической жизни общества. Ей принадлежит ключевая роль в политической системе.

2. Регулятивная подсистема - правовые и моральные нормы, традиции, обычаи, господствующие в обществе политические взгляды, воздействующие на политическую систему.

3. Функциональная подсистема - это формы и направления политической деятельности, методы осуществления власти. Обобщенное выражение это находит в понятии "политический режим".

4. Коммуникативная подсистема охватывает все формы взаимодействия между различными элементами политической системы (классами, социальными группами, нациями, индивидами) по поводу их участия в организации, осуществлении и развитии политической власти в связи с выработкой и проведением в жизнь определенной политики, а также между политическими системами различных стран.

5. Политико-идеологическая подсистема - совокупность политических взглядов, идей, теорий и концепций, представлений участников политической жизни общества на основе которых возникают, формируются и развиваются различные общественно-политические институты. Эта подсистема играет су-щественную роль в определении политических целей и путей их достижения.

Нормативно-культурная подсистема - интегрирующий фактор политической системы, комплекс типичных для данного общества укоренившихся образцов (стереотипов) политических представлений, ценностных ориентаций политического поведения; политические нормы и традиции, определяющие и регулирующие политическую жизнь общества.

Каждая из подсистем имеет собственную структуру и обладает относительной самостоятельностью. В конкретных условиях в каждом государстве эти подсистемы функционируют в специфических формах.

Среди политических институтов, оказывающих влияние на политический процесс и политическое воздействие на общество, следует выделить государство и политические партии . К ним примыкают не являющиеся политическими институтами общественные объединения и организации, профессиональные и творческие союзы и др . Основное назначение политических институтов - представительство коренных интересов различных слоев общества. Стремление к организации и реализации своих политических интересов и целей - главное в деятельности политических институтов.

Центральным институтом власти в обществе является государство. Именно государство является официальным представителем всего общества, от его имени принимаются властные решения, обязательные для общества. Государство обеспечивает политическую организованность общества, и в этом качестве оно занимает особое место в политической системе, придавая ей своего рода целостность и устойчивость.

Существенное воздействие на общество оказывают политические партии, представляющие интересы части народа и ставящие целью их реализацию путем завоевания государственной власти или участия в ее осуществлении, также политические движения, не ставящие целью завоевание государственной власти, но к обладанию влиянием над теми, кто ее осуществляет.

В состав политической системы входят также политические отношения . Они представляют разновидности общественных отношений, которые отражают связи, возникающие по поводу политической власти, ее завоевания, организации и использования. В процессе функционирования общества политические отношения подвижны и динамичны. Они определяют содержание и характер функционирования данной политической системы.

Существенным элементом политической системы являются политические нормы и принципы. Они составляют нормативную основу общественной жизни. Нормы регулируют деятельность политической системы и характер политических отношений, придавая им упорядоченность и направленность на стабильность. Содержательная направленность политических норм и принципов зависит от целей общественного развития, уровня развития гражданского общества, типа политического режима, исторических и культурных особенностей политической системы. Через политические нормы и принципы получают официальное признание и закрепление определенные социальные интересы и политические устои. При помощи этих принципов и норм политико-властные культуры решают проблему обеспечения общественной динамики в рамках законности, доводят до сведения общества свои цели, определяют модель поведения участников политической жизни.

К числу элементов политической системы относятся политическое сознание и политическая культура . Отражение политических отношений и интересов, оценка людьми политических явлений выражаются в виде определенных понятий, идей, взглядов и теорий, которые в своей совокупности образуют политическое сознание.

Политическая система общества возникла для решения определенных задач. Решение их находит выражение в функциях политической системы.

Функции политической системы:

1. Политическое руководство обществом - управление общественными делами, целеполагание - определение целей, задач и путей развития общества; организация деятельности общества по выполнению целей и программ

2. Интегративная функция направлена на консолидацию общества как единого целого; согласование разнообразных интересов социальных общностей и государства. Эта функция объективно обусловлена существованием разнонаправленных, порой антагонистических по своим проявлениям политических процессов, за которыми стоят разные политические силы, борьба которых чревата тяжёлыми последствиями для общества.

3. Регулятивная функция - создание особой подсистемы социально-политических норм, следование которым признается эталоном общественно приемлемого поведения.

4. Мобилизационная функция - обеспечивает максимальное использование ресурсов общества.

5. Дистрибутивная функция направлена на распределение ресурсов, материальных и духовных ценностей между членами общества.

6. Функция легитимизации обеспечивает достижение необходимой степени соответствия реальной политической жизни официальным (общепринятым) правовым и политическим нормам. Взаимодействуя с внешней средой, политическая система выполняет следующие функции:

7) Функция политической коммуникации - обеспечивает связь между элементами политической системы, а также между системой и средой;

8) Контролирующая функция - контроль за соблюдением выполнения законов и правил, пресечение действий, нарушающих политические нормы; контроль конфликтов интересов различных социальных групп с целью сохранения единства и целостности общества.

9) Мировоззренческая функция способствует выработке видения политической действительности, формирование гражданственности, политической культуры, политических убеждений, ценностных ориентаций, политического сознания, приобщение членов общества к политической деятельности.

10) Охранительная и стабилизирующая функция обеспечивает внутреннюю и внешнюю безопасность и стабильность политического строя;

Рекомендуем почитать

Наверх