Пинчук николай григорьевич. Пинчук, николай григорьевич

Уроки 23.04.2024

Из предисловия: Когда я читал рукопись Николая Григорьевича, в моей памяти ожили огненные годы Великой Отечественной войны. Я как бы вновь стал участником описываемых событий, встретился с боевыми сослуживцами, припомнил разные периоды фронтовой жизни. В ту пору мне довелось командовать 18-м гвардейским истребительным авиаполком, где служил этот безусый юноша. Полк воевал в Подмосковье и под Смоленском, Брянском и Орлом, принимал участие в освобождении Белоруссии, бил врага в небе Балтики и Восточной Пруссии. Бок о бок с нами против общего врага сражался французский полк "Нормандия Неман".

Предисловие (А. Е. Голубов)

Путевка в небо

Вставай, страна огромная!..

Гвардейцы поднебесья

Белые молнии

Это было под Гродно

Бонжур, камарад!

Огненная дуга

На подступах к Белоруссии

Треугольник смерти

Иду на таран

Девятый вал

Форс-мажор

Отчий дом

На одном крыле

Над вражьим логовом

Гибель друга

На кенигсбергском направлении

Особое задание

Держись, Машкин!

Спасая командира

Приближение финала

Неожиданное испытание

В сантиметре от смерти

Последний бой

Через годы и расстояния

Примечания

Живым и погибшим в боях за Родину воинам 18-го гвардейского истребительного авиационного Витебского дважды Краснознаменного, ордена Суворова II степени полка посвящаю.

Для Героя Советского Союза, заслуженного военного летчика СССР полковника Николая Григорьевича Пинчука путь в авиацию начался с Бобруйского аэроклуба. Затем он учился в Одесской школе пилотов имени Полины Осипенко, Армавирском авиационном училище. На фронтах жестокой битвы с немецким фашизмом летчик Пинчук вместе со своими однополчанами, не жалея сил и самой жизни, отважно дрался с ненавистным врагом во имя Победы, во имя сегодняшнего дня.

Когда я читал рукопись Николая Григорьевича, в моей памяти ожили огненные годы Великой Отечественной войны. Я как бы вновь стал участником описываемых событий, встретился с боевыми сослуживцами, припомнил разные периоды фронтовой жизни. В ту пору мне довелось командовать 18-м гвардейским истребительным авиаполком, где служил этот безусый юноша. Полк воевал в Подмосковье и под Смоленском, Брянском и Орлом, принимал участие в освобождении Белоруссии, бил врага в небе Балтики и Восточной Пруссии. Бок о бок с нами против общего врага сражался французский полк "Нормандия Неман".

Обо всем этом Николай Григорьевич и рассказывает в книге "В воздухе Яки". В ней нет никаких домыслов. Автор пишет о том, что сам пережил, рассказывает о фактах, очевидцем которых он был, о людях, с которыми летал крыло к крылу и бил врага. В своих мемуарах Николай Григорьевич воскресил яркие примеры беззаветного служения Родине.

Разумеется, описать каждый бой, каждый вылет невозможно. Автор выбрал из гущи событий наиболее яркие, характерные, запомнившиеся эпизоды и подал их убедительно, правдиво и интересно. Уверен, что книга понравится читателям разных возрастов и профессий.

Мемуары Н. Г. Пинчука "В воздухе - Яки" - еще один вклад непосредственного участника битвы с фашистскими захватчиками в славную летопись Великой Отечественной войны советского народа. Они послужат делу военно-патриотического воспитания молодежи, усиление которого потребовал исторический XXV съезд КПСС.

От имени ветеранов полка я хочу выразить автору душевную солдатскую благодарность за его труд и пожелать ему новых успехов в служении любимой Родине.

А. Е. ГОЛУБОВ, Герой Советского Союза, генерал-майор авиации в отставке

Путевка в небо

В детстве я любил подолгу глядеть в бездонную голубую высь. С интересом наблюдал, как под облаками парит коршун, выискивая очередную добычу, с писком снуют неугомонные стрижи, носятся быстрокрылые ласточки, в акробатических трюках кувыркаются голуби.

Почему птицы летают, а мы не можем? - спросил я как-то своего товарища Ванюшку Копчана.

Тот, подумав немного, ответил:

Однажды над нашей деревней Буденновка промчался самолет. Долго думал, как эта диковина летает и кто ею управляет. Потом они стали часто появляться здесь. При звуках каждого самолета запрокидывал голову кверху, всматриваясь в синеву небес. Я мог так целыми часами простаивать. Как завидовал тем, кто парил в вышине! Мне думалось, что это могут только люди особые.

Сколько было неуемной радости, когда, увидев самолет, ватага ребят бежала по полю и кричала: "Аэроплан, аэроплан, посади меня в карман!" Изредка летчики снижались и покачивали крыльями. После этого я долго не мог заснуть. Пробовал сам мастерить крылья из тряпья, палок, бумаги и прыгать с крыши сарая. Но, кроме синяков и шишек, ничего не получал.

Когда я окончил семилетку, отец сказал:

Ну, Николай, пора тебе за дело браться.

Учился я средне, поэтому в техникум поступать побоялся. Пошел в двухгодичную школу фабрично-заводского ученичества при Бобруйском деревообделочном комбинате. В ФЗУ мы проходили не только общеобразовательные и специальные предметы, но и практику на предприятии, были среди рабочих. Я чувствовал себя полноправным членом большого и дружного коллектива.

В один из осенних дней к нам в ФЗУ пришли мужчина и женщина в летном обмундировании. Это были инструкторы Бобруйского аэроклуба Виктор Дронин и Дора Слесарева.

Ребята, кто хочет стать летчиком? - спросили инструкторы.

Я, признаться, сразу даже опешил: разве это так просто?

Да вы не бойтесь, - подбадривали гости. - Главное, чтобы здоровье крепкое было, а остальному мы вас научим.

Вместе с несколькими учащимися я тоже изъявил желание поступить в аэроклуб. На здоровье не жаловался и медицинскую комиссию прошел, как говорится, без сучка, без задоринки. Меня зачислили курсантом.

С девяти утра и до четырех часов дня я занимался в ФЗУ, а вечером - в аэроклубе. Возвращался в общежитие в двенадцатом часу ночи усталый, но довольный. Многие мои сверстники мечтали о небе, но не всем повезло так, как мне.

В аэроклубе до весны 1939 года занимались теорией. Изучали основы аэродинамики, конструкцию самолета У-2 и мотора М-11, овладевали штурманскими навыками. Потом сдали зачеты по теоретическим предметам и приступили к полетам.

Первыми моими воздушными наставниками были опытные инструкторы Дмитрий Мотькин, Виктор Дронин и Михаил Самусев. Вначале дело не клеилось. Многие курсанты уже летали самостоятельно, а меня все еще возили, я никак не мог своевременно и точно определить расстояние самолета до земли при посадке. Получалось то высокое, то слишком низкое выравнивание с последующей серией "козлов" {1} при приземлении. В аэроклубе уже начали было поговаривать о моем отчислении. Я приуныл. Но начальник аэроклуба Борис Владиславович Нартыш-Блук решил найти причину ошибок, что вскоре ему удалось. Оказывается, я неправильно распределял внимание, переносил взгляд на землю с высоты 20-25 метров, очень близко к плоскости самолета, поэтому и не мог точно определить расстояние до земли.

От полетов меня временно отстранили, заставили заниматься наземным тренажом. Я часами сидел в кабине и отрабатывал правильный "взгляд на землю". Наконец начальник учебной части выпустил меня в самостоятельный полет.

Незаметно пролетел год учебы в ФЗУ и аэроклубе. Осенью 1939 года к нам прибыла комиссия для отбора курсантов в Одесскую авиационную школу пилотов имени Полины Осипенко. Члены комиссии придирчиво проверяли технику пилотирования. Зачетный полет в зону и по кругу я выполнил отлично. В апреле 1940 года меня вместе с другими выпускниками аэроклуба направили в Одессу. В школе пилотов мы прошли теоретическую подготовку и были направлены в Конотопское училище для прохождения летной практики на самолетах У-2. А в конце 1940 года нашу учебную эскадрилью перевели в Армавирское авиационное училище.

(2. 4. 1921 - 12. 1. 1978)

П инчук Николай Григорьевич командир 1-й эскадрильи 18-го гвардейского истребительного авиационного полка (303-я истребительная авиа дивизия, 1-я воздушная фрмия, 3-й Белорусский фронт) - гвардии капитан. Родился 4 февраля 1921 года в деревне Буденовка ныне Бобруйского района Могилевской области в семье крестьянина. Белорус. Член КПСС с 1945 года. В 1940 году окончил 10 классов школы и Бобруйский аэроклуб. В том же году добровольцем пошел служить в РККА. В 1940 году окончил 8-ю Одесскую, в 1941 году Конотопскую, в 1942 году Армавирскую военную авиационную школу пилотов.

На фронтах Великой Отечественной войны с августа 1942 года. В октябре 1942 года прибыл в 18-й гвардейский истребительный авиационный полк. 30 августа 1943 года вблизи города Ельни, Николай Пинчук был ранен после тарана вражеского пикировщика Ju-87. Был отправлен в госпиталь на лечение. 2 Сентября всех раненых на автомашинах повезли к железнодорожной станции для эвакуации в тыл. По дороге Пинчук бежал в свой полк и через месяц был уже снова в боевом строю. Весной 1944 года назначен заместителем командира, а в январе 1945 года - командиром 1-й эскадрильи.

З вание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" Николаю Григорьевичу Пинчуку присвоено 19 апреля 1945 года за 226 боевых вылетов, 46 воздушных боев и 18 сбитых самолета противника и проявленные при этом мужество и высокое летное мастерство.

Всего в годы войны Николай Пинчук совершил 307 боевых вылетов, участвуя в 68 воздушных боях, сбил 24 вражеских самолета - 22 лично (один тараном) и 2 в группе.

П осле войны продолжал службу в ВВС. В 1954 году с отличием окончил Краснознаменную Военно-воздушную академию. Заслуженный военный летчик СССР (1969). С 1975 года полковник Пинчук - в запасе. Жил в Минске. Автор книги: "В воздухе - Яки!". Награжден орденом Ленина, 4 орденами Красного Знамени, 2 орденами Красной Звезды, орденом "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР" 3 степени, медалями.

К концу Августа 1943 года Гвардии Лейтенант Пинчук имел на своем счету уже несколько побед. Так, в Июле 1943 года на высоте 8000 метров Николай настиг и уничтожил дальний разведчик Ju.88, а буквально через пару дней после этого, в паре с Владимиром Баландиным сбил разведчик - корректировщик Fw.189, причем экипаж "рамы" (все 3 человека), выпрыгнул с парашютами и был взят в плен нашими солдатами. В конце Августа уничтожил немецкий истребитель Fw.190.

30 августа 1943 года гвардии-лейтенант Пинчук Н.Г. во второй половине дня вылетел в составе звена Як-9 под командованием гвардии капитана Сибирина С.А. на прикрытие наземных войск в районе города Ельни Смоленской области. В районе линии фронта наши летчики обнаружили группу бомбардировщиков противника He-111 и Ju-87 в сопровождении истребителей FW-190. Капитан Сибирин повел звено в атаку на бомбардировщиков. Пинчук в паре с Лобашевым Д.А. атаковал "Юнкерсов". Выбрав себе цель, Пинчук пошел в атаку. Ju-87 начал маневрировать, не давая прицелиться. Меткой очередью Пинчук поразил противника. Отвернув в сторону, он оказался в хвосте другого бомбардировщика. Он нажал на гашетки, но пушка и пулеметы молчали. В это время стрелок "юнкерса" обстрелял самолет Пинчука и ранил его. Чтобы не упустить противника, Пинчук решил таранить. Довернув вправо и увеличив скорость, он нанес удар консолью правого крыла по кабине бомбардировщика. Тот начал разваливаться на части и рухнул на землю. Будучи раненным в грудь и правую руку, Пинчук покинул падающий истребитель и раскрыл парашют. Два FW-190 пытались расстрелять его в воздухе, но в это время в бой вступили французские летчики из "Нормандии". Один из них - А.Дюран - сковал боем "фокке-вульфы", чем дал возможность Пинчуку приземлиться. Во время спуска на парашюте он был ранен в грудь. Подоспевшие пехотинцы отправили его в госпиталь.


---
Источники:
1) Барсуков В.Н. Крылом к крылу. - М.: ДОСААФ, 1981
2) Бессмертные подвиги. - М.: Воениздат, 1980
3) Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь. Т.2. М.:Воениз.1988.
4) Гнездилов Ф.С. На высотах мужества. - Минск: Беларусь, 1987
5) Дриго С.В. За подвигом - подвиг. Калининградское кн.изд.,1984.
6) Захаров Г.Н. Я - истребитель. - М.: Воениздат, 1985
7) Лукашин В.И. Против общего врага. - М.: Воениздат, 1976.
8) На грани возможного. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: "Лимб", 1993.
9) Наливайко Б.М. Орлиная юность героев. - Минск: Белорусь, 1985

Николай Григорьевич Пинчук (4 февраля 1921 - 12 января 1978) - командир 1-й эскадрильи 18-го гвардейского истребительного авиационного полка, гвардии капитан, Заслуженный военный лётчик СССР.

Биография

Родился 4 февраля 1921 года в деревне Будёновка ныне Бобруйского района Могилёвской области в семье крестьянина. Белорус.С 1938 года -в ВЛКСМ.

В 1940 году окончил 10 классов школы и Бобруйский аэроклуб. В том же, 1940 году, добровольцем пошёл служить в Красную Армию. В 1940 году окончил 8-ю Одесскую, в 1941 году - Конотопскую, в 1942 году - Армавирскую военные авиационные школы пилотов.

На фронтах Великой Отечественной войны с августа 1942 года в 32-м истребительном авиационном полку. В октябре 1942 года прибыл в 18-й гвардейский истребительный авиационный полк. 30 августа 1943 года вблизи города Ельни Н. Г. Пинчук был ранен после тарана вражеского пикировщика Ju-87. Был отправлен в госпиталь на лечение. 2 сентября всех раненых на автомашинах повезли к железнодорожной станции для эвакуации в тыл. По дороге Н. Г. Пинчук бежал в свой полк и через месяц был уже снова в боевом строю. Весной 1944 года был назначен заместителем командира, а в январе 1945 года - командиром 1-й эскадрильи.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1945 года за 226 боевых вылетов, 46 воздушных боёв, 18 сбитых самолётов противника и проявленные при этом мужество и высокое лётное мастерство, гвардии капитану Пинчуку Николаю Григорьевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Член ВКП/КПСС с 1945 года.

Всего в годы войны он совершил 307 боевых вылетов, участвуя в 68 воздушных боях, сбил 24 вражеских самолёта - 22 лично и 2 в группе.

После войны продолжал службу в ВВС. В 1954 году с отличием окончил Военно-воздушную академию. С 1975 года полковник Н. Г. Пинчук - в запасе.

Жил в городе-герое Минске.

Награды

Полковник, заслуженный военный лётчик СССР. Награждён орденом Ленина, 4 орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й степени, 2 орденами Красной Звезды, орденом «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени, медалями.

Пинчук Николай Григорьевич

В воздухе - "яки"

Пинчук Николай Григорьевич

В воздухе - "яки"

Из предисловия: Когда я читал рукопись Николая Григорьевича, в моей памяти ожили огненные годы Великой Отечественной войны. Я как бы вновь стал участником описываемых событий, встретился с боевыми сослуживцами, припомнил разные периоды фронтовой жизни. В ту пору мне довелось командовать 18-м гвардейским истребительным авиаполком, где служил этот безусый юноша. Полк воевал в Подмосковье и под Смоленском, Брянском и Орлом, принимал участие в освобождении Белоруссии, бил врага в небе Балтики и Восточной Пруссии. Бок о бок с нами против общего врага сражался французский полк "Нормандия Неман".

Предисловие (А. Е. Голубов)

Путевка в небо

Вставай, страна огромная!..

Гвардейцы поднебесья

Белые молнии

Это было под Гродно

Бонжур, камарад!

Огненная дуга

На подступах к Белоруссии

Треугольник смерти

Иду на таран

Девятый вал

Форс-мажор

Отчий дом

На одном крыле

Над вражьим логовом

Гибель друга

На кенигсбергском направлении

Особое задание

Держись, Машкин!

Спасая командира

Приближение финала

Неожиданное испытание

В сантиметре от смерти

Последний бой

Через годы и расстояния

Примечания

Живым и погибшим в боях за Родину воинам 18-го гвардейского истребительного авиационного Витебского дважды Краснознаменного, ордена Суворова II степени полка посвящаю.

Для Героя Советского Союза, заслуженного военного летчика СССР полковника Николая Григорьевича Пинчука путь в авиацию начался с Бобруйского аэроклуба. Затем он учился в Одесской школе пилотов имени Полины Осипенко, Армавирском авиационном училище. На фронтах жестокой битвы с немецким фашизмом летчик Пинчук вместе со своими однополчанами, не жалея сил и самой жизни, отважно дрался с ненавистным врагом во имя Победы, во имя сегодняшнего дня.

Когда я читал рукопись Николая Григорьевича, в моей памяти ожили огненные годы Великой Отечественной войны. Я как бы вновь стал участником описываемых событий, встретился с боевыми сослуживцами, припомнил разные периоды фронтовой жизни. В ту пору мне довелось командовать 18-м гвардейским истребительным авиаполком, где служил этот безусый юноша. Полк воевал в Подмосковье и под Смоленском, Брянском и Орлом, принимал участие в освобождении Белоруссии, бил врага в небе Балтики и Восточной Пруссии. Бок о бок с нами против общего врага сражался французский полк "Нормандия Неман".

Обо всем этом Николай Григорьевич и рассказывает в книге "В воздухе Яки". В ней нет никаких домыслов. Автор пишет о том, что сам пережил, рассказывает о фактах, очевидцем которых он был, о людях, с которыми летал крыло к крылу и бил врага. В своих мемуарах Николай Григорьевич воскресил яркие примеры беззаветного служения Родине.

Разумеется, описать каждый бой, каждый вылет невозможно. Автор выбрал из гущи событий наиболее яркие, характерные, запомнившиеся эпизоды и подал их убедительно, правдиво и интересно. Уверен, что книга понравится читателям разных возрастов и профессий.

Мемуары Н. Г. Пинчука "В воздухе - Яки" - еще один вклад непосредственного участника битвы с фашистскими захватчиками в славную летопись Великой Отечественной войны советского народа. Они послужат делу военно-патриотического воспитания молодежи, усиление которого потребовал исторический XXV съезд КПСС.

От имени ветеранов полка я хочу выразить автору душевную солдатскую благодарность за его труд и пожелать ему новых успехов в служении любимой Родине.

А. Е. ГОЛУБОВ, Герой Советского Союза, генерал-майор авиации в отставке

Путевка в небо

В детстве я любил подолгу глядеть в бездонную голубую высь. С интересом наблюдал, как под облаками парит коршун, выискивая очередную добычу, с писком снуют неугомонные стрижи, носятся быстрокрылые ласточки, в акробатических трюках кувыркаются голуби.

Почему птицы летают, а мы не можем? - спросил я как-то своего товарища Ванюшку Копчана.

Тот, подумав немного, ответил:

Однажды над нашей деревней Буденновка промчался самолет. Долго думал, как эта диковина летает и кто ею управляет. Потом они стали часто появляться здесь. При звуках каждого самолета запрокидывал голову кверху, всматриваясь в синеву небес. Я мог так целыми часами простаивать. Как завидовал тем, кто парил в вышине! Мне думалось, что это могут только люди особые.

Сколько было неуемной радости, когда, увидев самолет, ватага ребят бежала по полю и кричала: "Аэроплан, аэроплан, посади меня в карман!" Изредка летчики снижались и покачивали крыльями. После этого я долго не мог заснуть. Пробовал сам мастерить крылья из тряпья, палок, бумаги и прыгать с крыши сарая. Но, кроме синяков и шишек, ничего не получал.

Когда я окончил семилетку, отец сказал:

Ну, Николай, пора тебе за дело браться.

Учился я средне, поэтому в техникум поступать побоялся. Пошел в двухгодичную школу фабрично-заводского ученичества при Бобруйском деревообделочном комбинате. В ФЗУ мы проходили не только общеобразовательные и специальные предметы, но и практику на предприятии, были среди рабочих. Я чувствовал себя полноправным членом большого и дружного коллектива.

В один из осенних дней к нам в ФЗУ пришли мужчина и женщина в летном обмундировании. Это были инструкторы Бобруйского аэроклуба Виктор Дронин и Дора Слесарева.

Ребята, кто хочет стать летчиком? - спросили инструкторы.

Я, признаться, сразу даже опешил: разве это так просто?

Да вы не бойтесь, - подбадривали гости. - Главное, чтобы здоровье крепкое было, а остальному мы вас научим.

Вместе с несколькими учащимися я тоже изъявил желание поступить в аэроклуб. На здоровье не жаловался и медицинскую комиссию прошел, как говорится, без сучка, без задоринки. Меня зачислили курсантом.

С девяти утра и до четырех часов дня я занимался в ФЗУ, а вечером - в аэроклубе. Возвращался в общежитие в двенадцатом часу ночи усталый, но довольный. Многие мои сверстники мечтали о небе, но не всем повезло так, как мне.

В аэроклубе до весны 1939 года занимались теорией. Изучали основы аэродинамики, конструкцию самолета У-2 и мотора М-11, овладевали штурманскими навыками. Потом сдали зачеты по теоретическим предметам и приступили к полетам.

Первыми моими воздушными наставниками были опытные инструкторы Дмитрий Мотькин, Виктор Дронин и Михаил Самусев. Вначале дело не клеилось. Многие курсанты уже летали самостоятельно, а меня все еще возили, я никак не мог своевременно и точно определить расстояние самолета до земли при посадке. Получалось то высокое, то слишком низкое выравнивание с последующей серией "козлов" {1} при приземлении. В аэроклубе уже начали было поговаривать о моем отчислении. Я приуныл. Но начальник аэроклуба Борис Владиславович Нартыш-Блук решил найти причину ошибок, что вскоре ему удалось. Оказывается, я неправильно распределял внимание, переносил взгляд на землю с высоты 20-25 метров, очень близко к плоскости самолета, поэтому и не мог точно определить расстояние до земли.

От полетов меня временно отстранили, заставили заниматься наземным тренажом. Я часами сидел в кабине и отрабатывал правильный "взгляд на землю". Наконец начальник учебной части выпустил меня в самостоятельный полет.

Незаметно пролетел год учебы в ФЗУ и аэроклубе. Осенью 1939 года к нам прибыла комиссия для отбора курсантов в Одесскую авиационную школу пилотов имени Полины Осипенко. Члены комиссии придирчиво проверяли технику пилотирования. Зачетный полет в зону и по кругу я выполнил отлично. В апреле 1940 года меня вместе с другими выпускниками аэроклуба направили в Одессу. В школе пилотов мы прошли теоретическую подготовку и были направлены в Конотопское училище для прохождения летной практики на самолетах У-2. А в конце 1940 года нашу учебную эскадрилью перевели в Армавирское авиационное училище.

Вставай, страна огромная!..

22 июня 1941 года я был начальником караула. Произвел очередную смену часовых. По дороге встретилась пожилая женщина, вся в слезах.

Что случилось, мамаша? - спросил я. Она вытерла слезы и тихо проговорила:

Сынок, война началась... По радио сейчас передавали...

Вскоре в училище объявили боевую тревогу. Личный состав начал рассредоточивать самолеты и готовить укрытия. Тогда я услышал по радио повторную передачу сообщения о бандитском нападении фашистской Германии на нашу страну.

Всю ночь не мог уснуть. В ушах стояли слова: "Наше дело правое, враг будет разбит, победа будет за нами!" Не спали и мои товарищи. Мы тихо переговаривались, решив завтра же пойти к командиру эскадрильи и попроситься на фронт. Но командир нас и слушать не захотел.

Рекомендуем почитать

Наверх