Интегрированное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения. Интегрированное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения и развитию речи для детей старшего дошкольного возраста Мишке я помочь хочу

Мероприятия 11.10.2023
Мероприятия

АНАСТАСИЯ ЗЛОБИНА
Интегрированное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения и развитию речи для детей старшего дошкольного возраста

Интегрированное логопедическое занятие

по коррекции звукопроизношения и развитию речи

для детей старшего дошкольного возраста .

Тема : «Звук Л в словах , предложениях, чистоговорках. «Животные»

Цель : Автоматизировать звук Л в словах , предложениях, чистоговорках, развивать связную речь .

Задачи :

коррекционно- развивающие :

корригировать произношение ;

корригировать и развивать общую и мелкую моторику;

корригировать речевое дыхание ;

развивать связную речь ;

развивать слуховое восприятие ;

развивать подвижность артикуляционного аппарата;

развивать чувство ритма , стимулировать восприятие ритмической структуры слова;

развивать внимание , память, логическое мышление, графомоторные функции.

образовательные :

Уточнить и расширить словарь по теме «Животные» ;

Закрепить характеристику звука по артикуляционным и акустическим признакам;

Обобщить знания по теме «Дикие животные в зимнем лесу» .

воспитательные :

Воспитывать интерес к занятиям ;

Воспитывать бережное отношение к пособиям;

Воспитывать умение работать самостоятельно и в парах.

здоровьесберегающие :

Планировать объем материала с учетом повышенной утомляемости детей ;

Соблюдать правильную посадку детей ;

Способствовать созданию благоприятного психологического климата;

Соблюдать режим охраны зрения;

Чередовать статические и динамические задания.

Оборудование : тетради для индивидуальных занятий ; панно «Зимний лес» ; карточки с изображением животных : слон, волк, белка, ласка, дикий козёл, лама, лось, медведь, лошадь, заяц, тигр; карточки с изображением дупла, берлоги, норы, логова ; музыкальный центр, звуки вьюги , вой волка, скрип снега; домики для определения слогов ; картинки со звуком Л ; силуэты животных; раскраски животных

Ход занятия

Этапы занятия Виды работы на этапе Деятельность педагога Деятельность ребенка Какие задачи решались в ходе выполнения заданий

Психогимнастика.

Пальчиковая гимнастика.

Логопед сообщает детям , что сейчас мы превратимся в грустных зверят, мы соскучились по друг другу, но вот мы встретились и обрадовались. Логопед произносит слова пальчиковой гимнастики «Здравствуй» и показывает.

Дети выполняют движение в парах

Организовать детей . Способствовать созданию благоприятного психологического климата. Развивать мелкую моторику .

II. Основной этап

II. 1 Проверка ДЗ

Взаимопроверка

Логопед предлагает произнести вместе чистоговорку «Милая Мила» , обменяться тетрадями и поставить плюс соседу, если он произнёс правильно звук Л .

Дети произносят чистоговорку, ставят «отметки»

Выяснить, насколько скорригировано произношение звука Л в разных позициях .

Актуализация знаний

Дидактическая игра

Логопед предлагает детям рассмотреть изображение зимнего леса, какие животные там обитают, послушать звуки зимнего леса . Определить, кто или что издаёт звук

Дети рассматривают и определяют, кто может находиться в зимнем лесу.

Дети слушают и определяют звук вьюги , вой волка и скрип снега.

Привлечь внимание детей , вызвать интерес к занятию . Развивать слуховое восприятие . Актуализировать знания по теме занятия .

Изучение нового материала

Дыхательная гимнастика

Упражнение «Помоги волчонку отдохнуть»

Логопед рассказывает сказку . Предлагает определить какой звук слышится во всех названиях животных и их жилищах, ответить на вопросы по тексту. Готовит детей к пересказу .

Логопед предлагает изобразить «уставшего волчонка» , контролируя правильность воздуха

Дети слушают, отвечают на вопросы. Вспоминают, как правильно произносится звук Л . Пересказывают сказку

Дети выполняют упражнения

Закрепить произношение звука Л . Обогащать словарь по теме «Дикие животные зимой» . Определить уровень осведомлённости о правильном произношении звука Л . Развивать связную речь .

Формировать правильный выдох

Закрепление изученного материала

Динамическая пауза

Зрительная гимнастика

Работа у доски

«Речедвигательная ритмика»

Работа у доски

Упражнение

Логопед сообщает , что звери перепутали свои жилища и им нужно помочь отыскать.

Логопед предлагает детям выполнить упражнения со словами

Логопед демонстрирует домики, где живут слова из 1, 2-х и 3-х слогов . Предлагает детям отхлопать слово и расселить слова.

Логопед предлагает , не поворачивая головы, найти глазами на стене 3 силуэта животных

Дети проводят на доске соответствующие линии от животного к его жилищу.

Дети выполняют движения вместе с логопедом

Дети называют и отхлопывают слова со звуком Л , «селят» в определённые домики

Дети выполняют

Развивать графо-моторные функции, обогащать словарь по теме занятия

Закрепить правильное произношение звука Л . Развивать общую моторику . Способствовать снятию утомления

Развивать чувство ритма . Стимулировать восприятие ритмической структуры слова

Соблюдать режим охраны зрения

Контроль знаний и умений

Самостоятельная работа

Логопед предлагает открыть тетради и обвести в кружочек тех животных, в которых есть звук Л

Дети выполняют

Проконтролировать уровень усвоения знаний по теме занятия

Итог занятия

Подведение итогов и оценка деятельности детей

Опрос. Оценивание

Логопед спрашивает , что детям понравилось на занятии , что было самым трудным или самым весёлым. Затем оценивает работу детей и дарит им силуэты животных

Дети отвечают на вопросы.

Обобщить тему. Развивать память

Домашнее задание

Объяснение домашнего задания

Логопед предлагает детям приклеить в тетради данные силуэты и заштриховать их, на каждую полоску называть звук Л

Дети получают домашнее задание

Закрепить пройденную тему во время домашних заданий.

Приложение :

1. Пальчиковая гимнастика «Здравствуй» (соприкасаемся пальчиком с соседом по парте и говорим : Желаю (большой) большого (указательный) успеха (средний) во всём (безымянный) и везде (мизинец) здравствуй (вся ладонь)

2. Чистоговорка «Милая Мила» Милая Мила мылилась мылом. Намылилась, смыла. Так мылась Мила.

3. Сказка «Как волчонок потерял свой дом» Наступила зима. Стало холодно. Волчонок никак не мог уснуть. Когда завывала вьюга, волчонку казалось, что кто-то крадётся к нему из-за кустов. Он никогда и никуда не ходил, потому что его мама всегда приходила вечером и кормила его. Но в этот день мама почему-то задерживалась и волчонок пошёл её искать. Он так долго ходил, что потерялся. Тут он увидел белку, она пряталась где-то на дереве между сучками.

Что ты там делаешь? – спросил волчонок

Я тут живу. А ты почему такой грустный? – спросила белка.

Я потерялся – смутился волчонок

Ах, ах, ах, как жалко! – развела лапками белка – Я бы тебя пустила погреться, но там тебе будет тесно, да и не сможешь ты залезть на дерево, - и вновь спряталась в дупле.

А волчонок грустно пошёл дальше. Вдруг он увидел много хвороста и веток, которые прикрывали яму. И только он захотел туда залезть погреться, как услышал чей-то грозный храп. Волчонок так испугался, что очень быстро побежал в обратную сторону. Он не оглядывался и не останавливался. А когда волчонок устал и остановился, он увидел свою маму, которая ждала его около их логова .

4. Речедвигательная ритмика «Клак-клак-это так» Логопед говорит текст с движениями. Дети выполняют движения и произносят «Клак-клак-это так» - хлопают в ладоши или «Клак-клак-это не так» - прячут руки за спину.

Наступили холода (потирать ладонями друг о друга) Клак – клак – это …

Превратилась в лёд вода (сжали кулачки)

Спит зимой в берлоге мишка (растереть ладонями уши)

Под кустом дрожит зайчишка (попрыгать на ножках)

Ну а люди спят в лесу (растереть лоб в стороны от середины лба)

Любят хлеб и колбасу (маршировать на месте)

Костакова Елена Александровна

Должность: учитель-логопед

Наименование ОУ:

МКУДО ДООЦ (МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ - ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»).

Описание работы:

Интегрированное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения для дошкольников старшего возраста с общим недоразвитием речи IV уровень: « В сказочном Царстве – государстве. Звуки Л и ЛЬ в словах и словосочетаниях». Творческий подход к разработке и проведению занятия, использование современных образовательных технологий интегрированного обучения, информационно-коммуникативных (специализированных компьютерных логопедических программ «Игры для тигры» и «Времена года»), инновационной технологии когнитивного развития ключевых рисунков, способствует более эффективному решению коррекционно-развивающих, образовательных и здоровье сберегающих задач.

Подгрупповое интегрированное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения для дошкольников старшего возраста с общим недоразвитием речи ( IV уровень).

Тема: «Путешествие в страну Капеландию».

Звуки Л и ЛЬ в словах и словосочетаниях».

Цель:

Научить дифференцировать звуки Л и ЛЬ в словах и словосочетаниях;

Формирование творческого воображения детей.

Задачи:

Воспитательные:

Способствовать повышению мотивации к обучению;

Воспитывать эстетическое отношение к природе;

Воспитывать самостоятельность;

Коррекционно – развивающие:

Корригировать и развивать навык дифференциации изолированных звуков Л и ЛЬ, а так же на фоне слога и слова;

Развивать умение определять наличие звуков Л и ЛЬ в слове.

Закрепить навык правильного произношения звуков Л и ЛЬ;

Корригировать и развивать фонематический слух, умение соотносить звуки речи со звучанием музыкальных инструментов;

Корригировать и развивать диалогическую речь через формирование ответа полным предложением;

Корригировать речевое дыхание;

Корригировать и развивать образное мышление, воображение и память через формирование способности к замещению и пространственному моделированию.

Корригировать и развивать произвольное внимание, способность к быстрому переключению и концентрации;

Развивать мыслительную деятельность (операции звукового анализа);

Корригировать и развивать мелкую и общую моторику, развивать ритмичность, плавность, соразмерность зрительно-двигательную координацию движений;

Корригировать эмоционально-волевую сферу (навык самоконтроля, усидчивости).

Развивать воображение, способность идентифицировать себя с явлениями природы и сказочными героями, умение выражать свои чувства через мимику и движение.

Здоровьесберегающие:

Соблюдать правильную посадку детей;

Соблюдать режим охраны зрения;

Планировать объём материала с учётом повышенной утомляемости детей, чередовать статические и динамические задания;

Улучшать координацию и пластику движений;

Способствовать созданию благоприятного психологического климата.

Образовательные:

Уточнить и расширить словарь по теме «Весна»;

Продолжать формировать навык звукового анализа;

Закрепить знание буквы «Л», умение соотносить звук Л с буквой;

Продолжать формировать навык чтения, закреплять правильное произношение звуков Л и ЛЬ в процессе чтения.

Оборудование:

- презентация- медиасказка «Путешествие в страну Капеландию»;

Компьютерная программа для развития речи «Игры для Тигры»;

Символы звуков, схемы слова;

Модель солнца и прищепки желтого цвета;

Слоговая таблица;

Музыкальные инструменты: треугольник и колокольчик;

Офтальмотренажер для профилактики зрительных расстройств;

Логопедическая песенка.

Ход занятия

Деятельность

педагога

Деятельность

ребенка

Какие задачи решались в ходе выполнения заданий

I .

Оргмо-мент

Упражнение «Пробужде-ние весны»

Педагог обращается к детям: «Ребята, мы так давно ждем весну, а она все не наступает… Давайте попробуем её разбудить!» Как можно разбудить весну? Что нужно для этого сделать? Я тоже знаю один способ.

Педагог называет детям по порядку (солнышко, вода, воздух, земля) и показывает соответствующие движения («солнышко» - поднять руки над головой, делать перекрестные движения, «вода» - руками изобразить волны, «воздух» - поднять руки вверх, «земля» - опустить руки вниз).

Логопед называет любое из указанных слов.

Затем педагог осознанно допускает ошибки.

Дети отвечают на вопросы проблемного содержания.

Дети демонстрируют правильные движения

Дети внимательно слушают и выполняют движения без ошибок.

Развивать творческое мышление, умение отвечать на вопрос полным предложениемКорригировать и развивать способность к быстрому переключению и концентрации внимания.

II .1

Актуали-зация знаний.

Образное упражнение

«В сказочном Царстве»

Показ презентации

«Дифференциация звуков Л и ЛЬ. В сказочном царстве – государстве»

Педагог рассказывает историю, сопровождая рассказ определенными движениями и мимикой.

«В одном сказочном царстве - государстве под названием «Капеландия» жила-была могущественная королева «Капелания» (Ладонь с расправленными пальцами в виде короны над головой).

В её владениях были моря и океаны (волнообразные движения кистей рук), серебристая гладь озер и рек (свободные движение рук влево – вправо), облака и грозовые тучи (руки вверху). А ещё у неё была маленькая дочка – принцесса «Капель» (кисти рук соединяются над головой капелькой). Зимой вся «Капеландия» засыпала сладким безмятежным сном (кисти рук соединяются и прикладываются к щекам, легкие покачивания из стороны в сторону). Но стоило только яркому весеннему солнышку проснуться, как все царство оживало» (ладони соединяются, пальцы в стороны).

Дети вместе с педагогом сопровождают рассказ имитацией движений.

Привлечь внимание и вызвать интерес детей к занятию.

Актуализировать знания по теме.

Развивать воображение, способность идентифициро-вать себя с явлениями природы и сказочными героями.

Корригировать и развивать общую моторику, развитие ритмичности, плавности, соразмерности движений.

II .2

Изучение нового материа-ла. Сообщение темы занятия.

Беседа с детьми о весне. Д/и «Времена года» (компьютерная программа «Учись говорить правильно»)

Педагог предлагает детям рассмотреть изображение весеннего леса на мониторе компьютера, назвать, что изображено, и послушать звуки весеннего леса.

Дети рассматривают изображение, слушают звуки весеннего леса и называют признаки весны.

Закрепить произношение звуков Л и ЛЬ.

Обогащать словарь по теме.

Беседа о характеристике звуков по артикуляционным и акустическим признакам.

«Послушайте, как начинает петь сама королева Капелания: «Л-Л-Л…» Логопед предлагает поднять язык за верхние резцы и, крепко прижимая его к альвеолам протянуть звук.

Педагог просит охарактеризовать звук.

Педагог продолжает: «Потом ей начинала подпевать маленькая Капель: «ЛЬ-ЛЬ-ЛЬ ». Педагог обращает внимание детей на то, что губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны, а кончик языка стучит в бугорки за верхними зубами.

Педагог предлагает охарактеризовать звук ЛЬ.

А затем ответить на вопрос, чем звуки Л - ЛЬ похожи по артикуляции

и чем отличаются.

Дети повторяют, длительно протягивая звук, используя зрительный контроль (зеркало).

Дети отвечают: «Звук Л – согласный, звонкий, твердый» и обозначают его синим цветом. «Звук ЛЬ - согласный, звонкий, мягкий» и обозначают его зеленым цветом.

Дети повторяют, длительно протягивая звук: «Ль-ЛЬ..». Используют зрительный контроль (зеркало).

Ответы детей на вопрос, чем похожи и чем отличаются звуки

Уточнение артикуляции звуков Л и ЛЬ с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения

Формировать навык ответа на вопрос полным предложением.

Дыхательное упражнение «Кораблик»

(комп. прогр. «Игры для Тигры»).

Педагог:

«Посмотрите, ребята, появились первые весенние ручейки! Давайте запустим кораблики в плавание».

Педагог продолжает: «Весенняя песня зазвучала увереннее - Л-ЛА, Л-ЛО, Л-ЛЫ,

Л-ЛУ»

После произношения каждого слога педагог задает вопрос: «Какой звук вы услышали?» И контролирует выполнение задания: «Правильно, это поёт сама королева. А это песенка «Капели».

Дети воспроизводят слоги по образцу педагога: «ЛА, ЛЯ, ЛО, ЛЁ, ЛУ, ЛЮ, ЛЫ, ЛИ», длительно протягивая гласные и согласные звуки

Дети выделяют звук и отвечают на вопрос: «Я услышал звук Л-Л... Я услышал звук ЛЬ-ЛЬ…». Дети обозначают синий или зеленый символы звуков.

Корригировать речевое дыхание.

Формировать умение выделять звуки Л и ЛЬ на фоне слога.

Логоритми-

ческое упражнение «Звенящие ручьи» с музыкальным сопровож-дением.

«У принцессы Капели конечно же были друзья – маленькие капельки. Вместе они стали петь громче и веселее. Послушайте внимательно, чтобы правильно повторить за мной:

Педагог предлагает запомнить: «Так звучит

звук Л» (педагог воспроизводит звук на музыкальном инструменте «треугольник») А так звучит ЛЬ (звонит в колокольчик).

«Я ла - ла - ла,

Я ля – ля - ля;

Со мной всегда

Мои друзья

Я лу - лу - лу;

Я лю - лю - лю

Я громко песенку пою.

Я ло – ло – ло,

Я лё – лё – лё,

Вот настроение моё!

Я кап – кап – кап,

Я буль – буль – буль,

Я хлопаю в ладошки,

И песенка моя звучит,

Как звонкие ручьи!

Педагог

контролирует правильность произношения звуков детьми.

Дети произносят и выделяют каждый звук Л, когда звучит «треугольник», каждый звук ЛЬ, когда слышат звук колокольчика.

Развивать умение дифференциро-вать звуки на фоне слога.

Корригировать и развивать фонематический слух;

Развивать ритмичность движений, умение соотносить звуки речи со звучанием музыкальных инструментов.

Упражнение

«Найди звук в слове».

«Капали, капали капли и капельки и появились лужи, а на деревьях стали лопаться почки и распускаться первые листочки».

Педагог предлагает определить, какой звук слышится в словах «лужа», «лист», и именах «Капелания» и «Капель». Затем предлагает найти место звуков Л и ЛЬ в указанных словах.

Дети выполняют задание, используя схемы слов.

Дети отвечают на вопросы педагога и обозначают звуки синим либо зеленым символом.

Формировать умение определять наличие звука в слове.

Формировать умение выделять и дифференциро-вать звуки Л и ЛЬ на фоне слова

Корригировать и развивать мыслительную деятельность (операция анализа)

Формировать навык ответа на вопрос полным предложением.

Пальчиковая гимнастика с прищепками «Солнышко»

«Выглянуло солнышко, но что-то не светит…»

Педагог предлагает детям прикрепить лучи (прищепки желтого цвета) к «солнышку»,

Дети прикрепляют лучики (прищепки) к «солнышку»

Корригировать и развивать мелкую моторику

Закрепле-ние изученного материа-ла.

Чтение прямых слогов

«А чтобы оно светило и грело нужно прочитать слоги».

Дети читают слоги: - ЛА, - ЛО, - ЛУ, - ЛЫ, - ЛЯ, - ЛЁ, - ЛЮ, - ЛИ.

Закрепить знание буквы «Л», умение соотносить звук с буквой. Формировать навык чтения. Закреплять правильное произношение звуков Л и ЛЬ в процессе чтения.

Зрительная гимнастика

Логопед просит проследить взглядом за указкой.

Ребенок следит за указкой логопеда, описывая взглядом различные фигуры

Соблюдать режим охраны зрения.

Упражнение: «Зарисуй и запомни». (Технология ключевых рисунков).

«Только королева «Капелания» была очень своенравна и вспыльчива. Нагнала темных грозовых туч, стала метать гром и молнии! Как же успокоить могущественную королеву? Я знаю, здесь поможет только волшебство. Сейчас каждый из вас попробует стать волшебником!

Педагог делит детей на две команды и каждой из них предлагает запомнить ряд слов. Задание для первой команды: «облако, ландыш, почки, лужа, луч, ручей, ласточка, солнышко». Задание для второй команды: «сосулька, капель, лед, земля, трава, лист, проталина, подснеж-ник». Педагог предлагает детям к каждому слову сделать рисунок, который помог бы, потом вспомнить эти слова.

Затем предлагает каждому из детей точно воспроизвести все слова.

Дети вспоминают и называют основные признаки весны.

Дети выполняют зарисовки. Затем воспроизводят последовательность слов с опорой на полученные изображения.

Обогащать словарь по теме.

Корригировать и развивать образное мышление, воображение и память через формирование способности к замещению и пространственному моделирова-нию.

Контроль знаний и умений.

«Подарки».

Педагог предлагает произнести каждое из слов отдельно и определить,

в каких словах есть звук Л, ЛЬ.

Педагог спрашивает детей, кому каждый из них желает «подарить» свой «рисунок».

Дети определяют, есть ли изученные звуки в слове;

какой звук Л или ЛЬ слышится в словах определяют место звука: в начале, в середине, или в конце слова.

Затем дети «дарят» свои зарисовки королеве «Капелании» со звуком Л, а принцессе «Капели» со звуком ЛЬ.

Проверить сформирован-ность навыка дифференциации звуков Л и ЛЬ в словах.

Развивать мыслительную деятельность (операции звукового анализа).

III .1

Итог занятия.

Музыкально-игровое упражнение «Зеленая песенка».

« Вот и выглянуло ласковое солнышко и закончилась гроза! Мы разбудили весну. Послушайте её «Зеленую песенку». Звучит песня.

Дети по желанию под музыку выполняют движения.

Обобщить тему урока.

Развивать воображение.

Оценка деятель-ности детей

Педагог предлагает детям вспомнить, что они делали на занятии и какие звуки учились различать. Что понравилось.

Педагог оценивает деятельность детей.

Дети отвечают на вопрос и называют звуки, которые учились различать.

III .2

Домаш-нее задание.

Педагог предлагает ребенку домашнее задание по пройденной теме.

Дети получают домашнее задание.

Закрепить пройденную тему во время домашних занятий.

C писок использованной литературы.

    «Логопедическая работа с детьми четвертого уровня речевого развития». Авторы Т.Б.Филичева;

    Краузе Е.Н. Традиционные и инновационные подходы к коррекции звукопроизношения/ Учебно-методическое пособие, 2013.

    Дуева Т.И., Суворова Е.Н. Интегрированные занятия для детей с нарушениями речи// Логопед. 2010. №8.

    Инновации в логопедическую практику/ Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений/ сост. О.Е. Громова. М.2008.

    Косенкова О.С. Интегрированный подход к проведению логопедических занятий//Логопед. 2010. №7.

Комплекс индивидуальных занятий по формированию звукопроизношения предназначен для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (дизартрия, алалия) и составлен в соответствии с методическими рекомендациями классиков логопедии М. Е. Хватцева, Р.Е. Левиной, Л. С. Волковой, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной
Нарушения речи у данной категории детей носят системный характер, они затрагивают как фонетико - фонематическую, так и лексико - грамматическую стороны речи. Поэтому логопедическое воздействие направлено на речевую систему в целом, а не только на какой-то один изолированный дефект. Кроме того, весь процесс логопедической работы направлен на формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения. Особенностями данного комплекса являются максимальное включение слуховых, зрительных, двигательных анализаторов и максимальное использование дидактических средств.
Дидактический материал отобран и расположен с максимальным учетом дидактических и методических требований к логопедической работе с детьми и в соответствии с законами русской фонетики.
Цель данного комплекса - разработать систему занятий, включающих все этапы работы над звуком К, с детьми имеющими тяжелые нарушения речи.
Комплекс решает следующие задачи:

  • Развитие артикуляционной моторики.
  • Формирование дыхательной и голосовой функции, просодической стороны речи.
  • Работа над произношением (постановка, автоматизация, введение в речь)
  • Формирование навыков звукового анализа и синтеза
  • Обогащение словаря.
  • Формирование грамматического строя речи.
  • Развитие связной речи.
  • Формирование познавательных процессов.
  • Повышение речевой и эмоциональной активности детей.
  • Совершенствование личностного контакта учителя-логопеда и ребенка.

Комплекс состоит из 6 занятий и включает в себя следующие разделы:

  • коррекция звукопроизношения;
  • коррекция фонематических процессов;
  • коррекционная работа на слоговом, лексическом уровнях;
  • коррекционная работа на синтаксическом уровне;
  • совершенствование связной речи.

У детей с тяжелыми нарушениями речи этапы формирования артикуляционной моторики (артикуляционного уклада) и автоматизации звука проходят более длительный и трудный путь. Крайне важно разнообразить этот процесс, вызвать и сохранить мотивацию, поддержать интерес детей на протяжении всего периода коррекционно-логопедического воздействия. Этой цели служат презентации, включенные в структуру занятия.
В связи с тем, что старые условно - рефлекторные связи у детей со сложной речевой патологией очень консервативны, необходимо тщательно отрабатывать этапы закрепления правильных речевых навыков. Отсюда частая повторяемость логопедических упражнений, но с включением элементов новизны по содержанию и по форме. Учитывая быструю утомляемость детей, проводиться частая смена видов деятельности, переключение ребенка с одной формы работы на другую.
Занятие 1
Цель: подготовить артикуляционный аппарат к постановке звука К, закрепить произнесения звука К в обратных слогах и словах, познакомить с буквой К, развивать мелкую моторику, воспитывать положительную установку к логопедическому занятию.
Ты любишь путешествовать. Хочу тебя обрадывать сейчас мы отправимся в путешествие и будем останавливаться на разных станциях. А вот и наша остановка. Мы приехали в лес. Посмотри нас кто-то встречает. А кто это догадайся.
На сметане мешен.
На окошке стужен.
Он от дедушки ушел
Он от бабушки ушел круглый бок, румяный бок
Покатился (Колобок)

К нам пришел Колобок. Мы с тобой будем показывать движения наших язычков.
1. Подготовительная часть. Разминка и упражнения:
А) подготовительные артикуляционные упражнения: для губ: чередование движений
А-И, А-У, А-О и обратно; для языка: (Презентация1).
«Лопаточка
«Киска сердится»:
«Кто сильнее?» соревнование между языком ребенка и пальцем логопеда, нажимающим на кончик языка и отодвигающим язык в глубь рта (рот раскрыт, губы в улыбке) (5 раз)
«Катушка» : рот открыт. Кончик зыка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается в глубь рта. (5раз)
«Горка» 1 : выгибание (подъем) задней части спинки языка, прижимание ее к мягкому небу, кончик языка несколько оттянут от нижних зубов (рот раскрыт, губы в улыбке). (5 раз.)
«Горка» 2: то же со сдуванием ватного шарика. (5 раз.)
«Горка « 3 : то же со шпателем или зондом. (5 раз)
Дышать носом с широко раскрытым ртом.
Б) разминка для кистей рук и пальцев рук + дополнительное упражнение «кулак-кольцо (пальцы одной руки сжимаются в кулак, а другой поочередно с большим пальцем образуют кольцо).
Голосовые упражнения: Колобок услышал, как «Курочка учит цыплят говорить: «Ко-ко-ко». Цыплята повторяют: «Ко-ко-ко». А самый маленький цыпленок говорит:» Ку-ку-ку». Мама его поправляет:»Не так. ку-ку-ку» говорит кукушка, а ты говори «ко-ко-ко» Как говорят куры? Как говорит кукушка?.
«У мамы болит горлышко, и она кашляет: «К-К-К-К»
2.Основная часть. Постановка звука К
1) По подражанию . Давай вместе с тобой научим Колобка поднимать спинку языка и стучать в потолок: «В домике он прыг да скок. В потолок стучит, Колобка веселит: «К-К-К-К»»
- развитие речевого дыхания: какое сейчас время года? Зимой падает снег. На рукавичку Колобка упала снежинка. Давай сдуем снежинку с рукавички, произнося звук К: «К-К-К-К»
Механический способ (является преобладающим)
Основный принцип его - от взрывного переднеязычного передненебного Т к взрывному заднеязычному задненебному К при помощи зонда, шпателя, пальца логопеда (затем ребенка) нажимая на кончик и переднюю часть спинки языка, постепенно выгибая и отодвигая язык в глубь рта, при этом произнося ТА-ТА-ТА: ТА-ТА-ТА—ТЯ-ТЯ-ТЯ - КЯ-КЯ-КЯ - КА-КА-КА.
Механическая помощь постепенно ослабляется, затем устраняется совсем.
2) Уточнение артикуляционного уклада: как мы произносим звук К? Спинка языка стукает глубоко во рту по нёбу, а кончик языка находится за нижними зубами. Произнеси звук К и попробуй это почувствовать: « К-К-К-К». Произнести звук многократно и отрывисто.
Характеристика звука: согласный (так как воздушная струя встречает преграду), глухой (так как голосовые связки не напряжены), твердый, обозначать мы его будем синим квадратом.
3. Закрепление правильного произнесения звука.
Произнеси слоги с изменением ритмического рисунка «Повторялки»
АК-АК - АК-АК-АК АК-АК-АК - АК-АК
ОК- ОК - ОК-ОК-ОК ОК-ОК-ОК - ОК-ОК
УК-УК - УК-УК-УК УК-УК-УК - УК-УК
ЫК - ЫК - ЫК-ЫК-ЫК ЫК-ЫК-ЫК - ЫК-ЫК
ИК - ИК - ИК-ИК-ИК ИК-ИК-ИК - ИК-ИК
Знакомство с буквой К
Послушайте стихотворение про букву К
Посмотри на букву К:
Есть нога и есть рука.
Костя Крикнул Кошке: "Кыш! "
Это всё на К, малыш.
На что похожа буква К? (на усики жука, клюв) В какую сторону смотрит буква К? (в правую) Сколько элементов у буквы К? Какие? (Приложение 1)
Давай для Колобка слепим его букву и украсим ее.
Итог занятия. Прощание с Колобком дарим ему букву из пластилина.
Занятие 2.
Цель: автоматизировать звук К в обратных слогах и словах, формировать фонематический слух, закрепить понятия « буква», «звук», развивать мелкую моторику, воспитывать положительную установку к логопедическому занятию.
Колобок написал нам письмо
«Жду тебя в домике лесном, поиграем, отдохнем»
- Отправимся в гости?
- Да
По тропинке в лес пойдем. На полянке дом найдем.
Упражнение « постучи как Я» - развитие чувства ритма, слухового внимания, памяти. (ритмический рисунок)
Колобок узнал, что ты учишься правильно произносить его любимый звук и решил пригласить тебя в гости, что бы вместе поиграть со звуком К.
Артикуляционная гимнастика:
«Лопаточка »: рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе (счет до 6);

«Киска сердится»: рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх. (5 раз)

«Катушка» : рот открыт. Кончик зыка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается в глубь рта.(5раз)
«Змейка»

раз.
1. Проговори слоги и слова (2-3 раза):слуховое внимания слуховая память

УК-ЫК-АК-ОК

ЫК-УК-ОК-АК

ОК- АК- УК-ЫК

АК-АК-АК - МАК ЫК-ЫК-ЫК - БЫК

ОК-ОК-ОК - ОПЕНОК ИК-ИК-ИК - ВЕНИК

УК-УК-УК - ПАУК
2. Формирование речевого голоса, отработка четкого произнесения и артикуляции звука К. (фонематический слух)Послушай потешку. Слушай внимательно, какой звук я выделяю голосом, назови слова с этим звуком:

Котя, котенька, коток,

Котя острый коготок

Выучить потешку наизусть: произнести потешку без голоса, четко артикулируя каждый звук. А теперь тихо-тихо разбудим кота, а теперь громко, позовем кота гулять.
3. Закрепление звука К в предложениях: вставь слова со звуком К (Презентация 2)

У Кати на клумбе вырос (мак, пион, нарцисс)

Коричневый (мухомор, опенок) красовался на пеньке.

В углу стоит (веник, ведро)

С потолка спускался (паук, пчела)

У ворот стоял огромный (бык, верблюд).

Назови слова со звуком К: мак, опенок, веник, паук, бык.

4.Рассмотри букву К, сложи ее из палочек, начерти в воздухе пальцами обеих рукпоочередно.

5.

Раскрась большую букву синим цветом, а маленькую зеленым, заштрихуй.

6. Итог занятия. Прощание с Колобком.

Занятие 3

Цель занятия: автоматизировать звук в прямых слогах и словах, развивать фонематический слух, и простой звуковой анализ, развивать зрительно моторную координацию руки.

1.Подготовительная часть.

1. Разминка и упражнения:

А) подготовительные артикуляционные упражнения: для губ: чередование движений А-И, А-У, А-О и обратно; для языка:

«Лопаточка »: рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе (счет до 6);

«Змейка» Рот раскрыт. Язык сильно высунуть вперед, напрячь и сделать узким. Узкий язык максимально выдвинуть вперед, а затем убрать в глубь рта.

Движения языка производятся в мед ленном темпе и выполняются 5—6раз.

2.Основная часть.

1). Колобок сегодня приготовил тебе много заданий и упражнений. Он предлагает тебе поиграть с картинками: как кричат куры: «Ко-ко-ко!», «Куд-куда!»,петух: «Кука-реку», утки: «Кря-кря-кря!», кукушка: «Ку-ку, ку-ку!», ворона: «Кар-кар»

В крике, каких птиц слышится звук [К]? Обведи подходящие картинки.

Изолированное произнесение звука К, уточнение артикуляции:

Широко открыть рот.

Спрятать язык вглубь рта, сжать его в комочек.

Постучать сжатым языком по нёбу, произнести звук К.

Приблизить ладонь ко рту, почувствовать движение воздуха.

Громко и отчетливо, многократно произнести звук К.

Характеристики звука: согласный, глухой, твердый.

Развитие фонематического слуха

  • Опознание звука из ряда других

К : К, Р, Г, М, К, Ж, К, Л, К, Х, К

  • Опознание из слогов

Сожми крепко кулачки, когда услышишь звук К : КА, ГА, КЫ, МУ, АК, КО, ХА, КУ

  • Опознание из слов

Сожми крепко кулачки, когда услышишь звук К : ЛАМПА, РУКА, НОРА, КОЗА, ПОЛКА, ДОМ, КОТ, ШОКОЛАД, СЛОН, КАМЕНЬ, СТОЛ, КАЛОШИ.

Запомни, повтори слоги:

КА-КА-КА КА-КО-КУ-КЫ

КО-КО-КО КО-КУ-КЫ-КА

КУ-КУ-КУ КУ-КЫ-КА-КО

КЫ-КЫ-КЫ КЫ-КА-КО-КУ

Проговори слова (по 2 раза):

кабан банка ком

кабина будка кон

кабинет бука конь

кайма ветка кофе

камень майка ковать

канава нотка комета

капитан утка конфета

Игра «Чудесный мешочек». У Колобка - чудесный мешочек с овощами (капуста, картофель, морковь. Ребенок достает овощи, называет их, уточняет, что в словах есть звук К (определяет место звука в словах). Четко выделяет интонационно звук К.

Подбор названий овощей к притяжательным местоимениям: моя капуста, мой картофель, моя морковь

Предлагает найти такие же картинки - контуры и раскрасить их. Называет овощи, в названии которых нет звука К: (помидор, огурец)

Игра «Прятки». Колобок предлагает поиграть в прятки. А прятаться от тебя будет слог КА. Слушай внимательно предложения (картинки к предложениям пронумеровать) и попробуй восстановить слова: (Приложение 2).

1. Соба (ка) тяв (ка)ла на рыба (ка).

2. (Ка)тя на(ка)зала озорни(ка) котен(ка)

3. Кош(ка) ла(ка)ла молоко из блюдеч(ка).

4. Малень(ка)я девоч(ка) громко пла(ка)ла.

5. Зай(ка)пос(кал в огород за (ка)пустой.

6. Бабуш(ка) (ка)тает вну(ка) по дорожке пар(ка).

Звуковой анализ : твердый согласный обозначать на звуковой схеме слова синим цветом, а гласные звуки - красным цветом:

Повтори скороговорку «Котя, котенька,коток. Котя острый коготок»

Нарисуй петелькой собаку возле будки.

Занятие 4.

Цель занятия: продолжать автоматизировать звук К в словах и предложениях, расширять словарь на звук К, развивать зрительно моторную координацию руки, воспитывать познавательный интерес к логопедическому занятию, положительный эмоциональный настрой на занятие.

Развитие дыхания

Сядь ровно, ноги на полу, руки положи на живот. Закрой глаза. Представь, что в животе - шарик. Вдох делаем через нос - шарик надувается; плечи неподвижны; выдох через нос - шарик спускается потихоньку. Сейчас мы будем «надувать» и «сдувать» шарик. Дышим медленно.

Ребёнок сидит на стуле, откинувшись на спинку стула; выполняет упражнение в медленном темпе 5 раз.

Артикуляторная гимнастика Развитие подвижности и дифференцированных движений губ, языка.

  • «Лягушка» - «Хоботок»
  • «Лопата» - «Иголочка»
  • «Киска сердится»
  • «Чистим нижние зубки»
  • «Катушка»
  • «Качели»

Ребёнок перед зеркалом выполняет под счёт упражнения в медленном темпе.

Автоматизация звука [К]. с использованием « Суджока»

на длительном речевом выдохе произносим слоги:

[Кк-а-а-кк-о-о-кк-у-у-кк-ы- ы- кк -э-эк];

Ребёнок на длительном речевом выдохе произносит чётко артикулируя гласные.

Давай поиграем с тобой в игру «Повторялки»

Развитие слухового восприятия, чувства ритма, рифмы.

Закрепление навыка правильного произношения звука [к] в прямых слогах, словах с прямым слогом.

Ка - ка, Ка - ка, Ка - ка,

Каша, камень, камера.

ка - Ка, ка - Ка, ка - Ка,

цветка, индюка, молотка

Ко - ко, Ко - ко, Ко - ко,

Кот, котик, комок

ко - Ко, ко - Ко, ко - Ко,

высоко, широко, велико.

Ку-ку, Ку-ку, Ку-ку.

Курица, куры, кумушка

Ку-Ку, ку-Ку, ку-Ку.

Глазику, ротику, носику.

«Назови картинки». Развитие памяти. Развитие фонематических функций. Активизация словаря.

Назови картинки, в названиях которых есть звук [К].

(теленок, жеребенок, цыпленок, лошадь)

(теленок, жеребенок, цыпленок) какое лишнее слово (лошадь). Почему?

В этом слове нет звука (К).

Составь предложение с одни из слов.

Катя кормит цыпленка.

Сколько слов в предложении.

Игра «4 лишний» (Презентация 3 )

Итог

Чем мы сегодня занимались?

Как правильно произносить звук [К]?

Положение губ;

Положение зубов;

Положение языка;

Какая воздушная струя.

Вспоминает виды деятельности;

правильную артикуляцию звука [К].

Занятие 5

Цель : автоматизировать звук К в слогах и словах со стечением согласных, работа над предложением, формирование грамматического строя языка, воспитывать положительную установку к логопедическому занятию.

Катился Колобок, катился по дорожке и услышал кто-то кричит Ква-Ква. Кто же это?

Зелена я, как трава

Моя песенка: «Ква-ква».

Отгадай загадку. Обведи отгадку.

Тянем губы прямо к ушкам, получается - лягушка

Артикуляционная гимнастика:

«Улыбка»- «Трубочка», «Лопаточка»-«Иголочка»

«Чистим нижние зубки», «Катушка», « Качели»

Анализ артикуляции:

  • губы приоткрыты, растянуты в легкой улыбке;
  • зубы разомкнуты:
  • кончик языка лежит у основания нижних резцов,
  • передняя и средняя части спинки языка опущены,
  • задняя часть спинки языка поднимается вверх и упирается в нёбо в задней его части,
  • боковые края языка прижаты к верхним боковым зубам;
  • мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость;
  • голосовые связки не напряжены, разомкнуты — голос не образуется;
  • воздушная струя сильная, в момент произнесения звука проходит по центру ротовой полости, разрывая смычку между задней частью спинки языка и небом.

Лягушка-квакушка обрадовалась нашей встрече, запрыгала по камушкам

Автоматизация звука [к]в слогах.

Ква-кво-кву

Ска-ско-ску

Кво-кву-квы

Ско-ску-скы

Кву-квы-ква

Ску-скы-ска

Квы-ква-кво

Скы-ска-ско

Квакушка - квадрат -квартира

Скамейка -сказка - коляска.

Физминутка: вот лягушки по дорожке, скачут вытянувши ножки. Увидали комара закричали: Ква-Ква-Ква! (ребенок изображает лягушку)

Развитие просодии.

Как квакает большая лягушка? Как маленькая?

Игра «Отгадай загадки». Колобок просит тебя подсказать слово в конце каждого стихотворения.

Кто на себе свой домик тащит

В темной темнице,

Красна девица,

Без нитки, без спицы,

Вяжет вязаницы.

(бабочка)

Пляшет крошка —

Всего одна ножка.

Чепоруха Екатерина Владимировна

ГКОУ РО «Ростовская специальная школа-интернат №48»

г. Ростова-на-Дону

Учитель-дефектолог

Итоговая работа «Интегрированное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения»

Вид интегрированного занятия: коррекция звукопроизношения + развитие речи.

Учитель-дефектолог - Чепоруха Е.В.

Конспект занятия

Тема : «Весна. Звук С в слогах, словах и словосочетаниях».

Цель : автоматизировать звук С в слогах, словах и словосочетаниях.

Задачи :

коррекционно-развивающие:

корригировать произношение;

корригировать и развивать связную устную речь (орфоэпические правила произношения, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогическую и монологическую речь) через формирование ответа на вопрос полным предложением;

корригировать речевое дыхание;

корригировать и развивать зрительное восприятие;

корригировать и развивать слуховое восприятие;

корригировать и развивать мыслительную деятельность (операции анализа и синтеза, установление причинно-следственных связей).

образовательные:

продолжать знакомить детей с признаками весны;

расширять пассивный и активный словарь по теме урока;

систематизировать знания по теме «Весна».

воспитательные:

воспитывать интерес к занятиям;

воспитывать самостоятельность;

воспитывать нравственные качества (бережное отношение к природе и всему живому).

здоровьесберегающие:

планировать объем материала с учетом повышенной утомляемости ребенка;

следить за правильной посадкой ребенка;

способствовать созданию благоприятного психологического климата;

соблюдать режим охраны зрения;

чередовать статические и динамические задания.

Оборудование: символы звуков, таблички со словами, картинный материал, компьютер, презентация по теме «Весна», гнездо с птенцами (макет).

Ход занятия :

Этапы и виды работы на этапе

Деятельность педагога

Деятельность ребенка

Какие задачи решались в ходе выполнения заданий

I . Оргмомент. Традиционный.

Логопед приветствует ребенка в стихотворной форме.

Ребенок отвечает на приветствие.

Организовать ребенка. Настроить на занятие. Способствовать созданию благоприятного психологического климата.

II . 2. Актуализация знаний.

Логопед предлагает ребенку собрать разрезную картинку, где изображено время года и весна.

Ребенок складывает картинку и называет изображенное время года

Актуализировать знания по теме занятия.

Привлечь внимание и вызвать интерес у ребенка.

III . 3. Изучение нового материала.

Сообщение темы занятия.

Педагог сообщает, что сегодня на занятии он и ребенок будут правильно говорить звук С.

Логопед предлагает посмотреть на компьютере изображение весны и послушать пение птиц, а затем вспомнить названия перелетных птиц.

Логопед предлагает ребенку образовать однокоренные слова от слова скворец и подобрать к ним признаки (с опорой на таблички).

Ребенок вспоминает, как правильно произносить звук С.

Ребенок слушает пение птиц.

Ребенок называет перелетных птиц.

Ребенок называет новые слова: скворчонок, скворчиха, скворчата. К словам подбирает определения: черный скворчонок, заботливая скворчиха, голодные скворчата.

Определить уровень осведомленности ребенка о правильном произношении звука С.

Развивать связную устную речь.

Развивать слуховое восприятие. Расширять активный и пассивный словарь.

Формировать навык словообразования и составления словосочетаний.

Реализация принципа интеграции образовательных областей - обязательное условие при выполнении основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Как же реализовать этот принцип в условиях дошкольного логопункта? Хороший результат дает система итоговых интегрированных занятий, сочетающих звуковую и лексическую темы с различными видами продуктивной деятельности детей – рисованием, конструированием и пр.

Предлагаю конспект интегрированного занятия по автоматизации звука [Л] на уровне связной речи с элементами изо-деятельности. Занятие проводилось в подгруппе для детей 6 лет с ФФНР.

Интегрированное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения и развитию речи с элементами изо-деятельности.

(Подгрупповое занятие на логопункте для детей старшего дошкольного возраста)

Тема: «В гостях у ласточек». Звук [Л] в рассказах».

Цель:

  • Автоматизировать звук «Л» в рассказах,
  • закрепить навыки рисования с помощью трафаретов.

Задачи:

1. Коррекционно-развивающие:

  • корригировать произношение звука [л] в фразовой речи на уровне связных текстов.
  • корригировать и развивать диалогическую речь через формирование ответа полным предложением;
  • развивать умение анализировать структуру объекта (узнавать и называть части тела птицы).
  • корригировать и развивать мелкую моторику кистей рук (формирование ручной умелости);
  • развивать внимание, память, познавательную активность, любознательность;
  • развивать общую моторику, умение согласовывать речь с движением;

2. Образовательные:

  • закрепить умение пересказывать рассказ с опорой на мнемо-таблицу.
  • уточнить и расширить словарь по теме «Птицы»
  • закрепить графический образ буквы «Л»
  • закрепить навык работы с трафаретами.

3. Воспитательные:

  • воспитывать любовь к природе, доброе отношение к пернатым друзьям.
  • воспитывать нравственные качества (умение сопереживать, помогать друзьям)
  • воспитывать самостоятельность, самоконтроль, усидчивость.

4. Здоровьесберегающие:

  • планировать объем материала с учетом повышенной утомляемости ребенка;
  • соблюдать правильную посадку ребенка;
  • способствовать созданию благоприятного психологического климата.
  • чередовать статические и динамические задания.

Оборудование:

  • звуковая фонограмма «Голоса природы»; картина «Весна, перелетные птицы», изображение ласточки, буква «Л», таблица: «Найди букву», мнемотаблицы к рассказу «Ласточки»- целая и разрезанная на части, пиктограмма «Части тела птицы», трафареты «ласточка», бумага, карандаши.

Ход занятия:

I. Организационный момент:

(Звучит запись «Звуки природы”. Все стоят, взявшись за руки, слушают музыку).

Логопед (Л.) проводит психогимнастику:

Какой сегодня чудесный день! Давайте улыбнёмся друг-другу…

Замечательно, что мы сегодня вместе. Мы спокойны и добры. Мы здоровы и веселы. Сделайте глубокий вдох носом и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту этого дня. А выдохните через ротик все обиды и огорчения.

(Дети делают вдох и выдох- 2-3 раза)

Логопед предлагает прислушаться — звучит пение птиц.

Основная часть.

II.1 Актуализация знаний.

Вводная беседа — ответы на вопросы с опорой на сюжетную картину: «Весна, перелетные птицы».

Какое настроение вызвало у вас пение птиц?

Когда и где так поют птицы?

Угадайте, что за птичка:
Тёмненькая невеличка,
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста,
Она летом мошек ловит,
Гнёздышко из глины строит
И с птенцами ласкова,
И красива … (ласточка)

II.2 Изучение нового материала.

Демонстрируется изображение ласточки.

Логопед сообщает детям, что они отправятся в гости к этим птичкам и научатся про них рассказывать. Л. предлагает вспомнить, с какого звука начинается слово «ласточка».

(Дети определяют и вспоминают правильное произношение звука Л).

Игра на внимание: «Буква спряталась».

Л. сообщает, что птицы принесли из теплых стран много разных букв, попробуйте найти «букву ласточки» — Сколько раз встречается эта буква?

(Дети определяют)

Демонстрация мнемотаблицы к рассказу.

Л. предлагает послушать историю, которая произошла с ласточкой:

Ласточка летела около окошка и зацепилась лапкой за нитку. Конец нитки был привязан к окну. Нитка не пускала ласточку. Тогда ласточка стала громко пищать. На её писк слетелось много ласточек. Они летали вокруг подружки и щебетали. Вот одна из них клюнула нитку. Потом стали клевать и другие ласточки. Скоро ласточка была свободна и могла лететь.

II.3 Усвоение изученного материала.

Ответы на вопросы с опорой на мнемотаблицу:

1. Где летела ласточка? Что с ней случилось?

2. Почему ласточка не могла лететь?

3. Зачем ласточка стала громко пищать? Кто ее услышал?

4. Как ласточки помогли подруге?

5. Как ты думаешь, что бы произошло, если ласточке не помогли бы подруги?

(Дети дают конкретные развернутые ответы по тексту, логопед следит за чётким произношением звука «Л»).

II.4 Закрепление изученного материала.

Логопед еще раз читает рассказ, дает установку его запомнить.

Затем предлагает посмотреть на схему рассказа и по — очереди рассказать его. Дети рассказывают по цепочке с опорой на мнемотаблицу.

II.5 Динамическая пауза: Упражнение «Ласточки»

Ласточки летели, (Бегут по кругу, взмахивая руками как крыльями.)
Все люди глядели.
Ласточки садились, (Приседают, сложив руки за спиной.)
Все люди дивились.
Сели, посидели, (Делают ритмичные наклоны головой.)
Взвились, полетели. (Опять бегут по кругу, взмахивая руками, кружатся.)
Ласточки летали,-
Песни щебетали!

II.6 Продуктивная деятельность – зарисовка героя рассказа.

Разбор пиктограммы «Части тела птицы».

Л. сообщает детям, что для ласточки надо нарисовать подружек. Но сначала надо определить, что мы будем рисовать.

Дети с опорой на пиктограмму называют части тела ласточки и дают описание птицы:

Голова, крылья и спинка у ласточки чёрные, а грудка белая. Голова круглая, шея короткая, клюв маленький, крылья длинные и заостренные, хвост похож на рогатку.

Рисование по трафаретам.

Дети обводят фигурку ласточки, дорисовывают части тела – глаза, лапки, выделяют грудку.

Пальчиковая игра «Птички».

Логопед: «Пальчики отдыхают, как ласточки летают! Большие пальчики – головка, ладошки – крылышки».

(Ладони повернуты к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены и цепляются друг за друга, большие пальцы – головка, остальные сомкнутые пальцы – крылья — помахать ими)

II.7 Контроль знаний и умений.

Игра: «Расставь по порядку».

Л. сообщает, что пока дети рисовали, картинки с рассказом о ласточках порвал ветер. И предлагает восстановить таблицу с рассказом. Каждому ребенку раздается часть рассказа, чтобы выставить на доске.

Дети расставляют части в правильной последовательности, рассказывая, что произошло с ласточкой.

III. Итог занятия.

1. Логопед выясняет, у кого сегодня мы были в гостях, с какой буквой и звуком «дружит» ласточка.

Логопед предлагает:

Давайте покажем нашей ласточке ее друзей. Какие красивые у вас получились птички!

Дети подходят к изображению ласточки, демонстрируя рисунки

Ласточке очень понравились ваши рассказы и изображения, и она дарит вам веселые солнышки, чтобы поскорее настала весна!

2. Домашнее задание.

А что не хватает вашим ласточкам?

(дети отмечают, что птички не разукрашены, говорят, как их надо разукрасить)

Возьмите рисунки домой, разукрасьте их и расскажите маме историю про ласточек.

Беляева Елена Николаевна,
учитель-логопед
МБДОУ ЦРР д/с № 13 «Теремок»,
г. Климовск

Рекомендуем почитать

Наверх