Кто из героев тургенева был глухонемым. Краткое описание герасима из рассказа "муму". Как изменился Герасим после гибели Муму

Математика 04.12.2023
Математика
  1. Кто такой Герасим;
  2. Внешность героя;
  3. Как он попал к барыне;
  4. Его обязанности;
  5. Жилище;
  6. Отношение к Муму;
  7. Характер Герасима;
  8. Почему он уходит от барыни;
  9. Мое отношение к Герасиму.

Герасим - главный герой рассказа Ивана Сергеевича Тургенева «Муму ». С самого рождения он был глухонемым, поэтому не мог слышать ни человеческой речи, ни звуков природы, и сам не мог вымолвить ни одного слова. Никого не было у Герасима. Он одиноко жил в деревне, в своей небольшой избушке. Как и многие простые люди того времени, он был несвободным, крепостным человеком и принадлежал одной московской вздорной барыне. Он на неё трудился, безропотно выполнял самую тяжелую крестьянскую работу.

Этот деревенский мужик был настоящим русским богатырем. Природа щедро одарила его необычайной физической силой. Он был очень высоким человеком - «12 вершков» или почти два метра ростом и весьма крепкого телосложения. У него были большие трудовые руки и огромные ладони. В работе не было ему равных, всё давалось ему легко. Трудился он неутомимо, за четверых. И косил, и пахал, и молотил он ловко и умело. Все считали его очень славным мужиком.

Но судьбе было угодно, чтобы барыня забрала глухонемого богатыря из деревни к себе в Москву. Наверное, ей приглянулось его молчаливое трудолюбие. А он не мог ей противиться, потому что она была его полноправной хозяйкой. В московской усадьбе ему выдали новую одежду и поручили выполнять новую работу. Из крестьянина Герасим неожиданно для самого себя превратился в дворника и сторожа.

Работать в городе на новой должности для него было слишком просто. Ведь он привык к тяжелым полевым работам, и трудиться по двору для него не составляло никакого труда. Круг дел у него был совсем небольшой: подметать двор, доставлять в усадьбу бочку с водой, обеспечивать хозяйство дровами, не пускать чужих людей, а ночью сторожить. Всю основную работу Герасим выполнял за полчаса. Трудился он очень усердно, как привык в деревне. Везде и во всем у него был образцовый порядок. Но не любил он своего нового места жительства, тосковал, душа его так и рвалась в родной деревенский дом. Чувствовал он себя зверем, которого поймали и заточили в клетку.

Жилище его было весьма скромным и в самом деле похожим на тесную клетку. Он обустроился в небольшой комнатушке прямо над кухней. Обстановка в ней была очень простая. Мебели было совсем мало, только самое необходимое: кровать, столик и стул. Но вся она была очень прочная, дубовая, чтобы выдерживать вес деревенского богатыря. Свою каморку Герасим всегда запирал на ключ - он был всё-таки нелюдимым и не любил, чтобы к нему заходили посторонние.

Дворовые люди, которые жили у барыни, к Герасиму относилась с опаской. Они побаивались глухонемого из-за того, что характер у него был уж больно строгий и серьезный, а ещё из-за его необычайной силы и сурового молчания. «Кто знает, что у него не уме», - наверное, думали они. За глаза они называли дворника «лешим».

Как-то раз это богатырь Герасим спас маленького щеночка, взял его к себе в каморку, отогрел, обсушил и накормил. Он так заботился о своем питомцем, как «ни одна мать не ухаживает за своим ребенком». Оказалось, что за суровой внешностью и могучим телосложением скрывается очень доброе, нежное сердце. Герасим назвал собачонку Муму, потому что никакого другого слова, кроме этого мычания, он не мог произнести. Муму всегда с радостью отзывалась на это незамысловатое имя. Герасим с теплотой заботился о собачке, любил её без памяти. Всю свою нерастраченную ласку он подарил этому маленькому преданному существу. А Муму ходила за ним по пятам, беспрекословно слушалась и верно ему служила.

Но недолго пришлось им счастливо вместе жить. Чувствуя свою беспомощность, от безысходности и отчаяния Герасим утопил Муму. Для него это была невосполнимая потеря. Он вырастил её как родного ребенка, и своими же руками ему пришлось её убить. Сердце его дрогнуло, тяжелые слёзы катились из его глаз, но он в тот момент не видел другого выхода.

После гибели собачки Герасим больше не мог вынести своего заточения в городе. Он проявляет решительность, которая раньше ему была несвойственна, и возвращается в родную деревню. Хотя он прекрасно понимает, то за подобное своеволие - побег - ему грозит тяжелое наказание: каторга или даже смерть.

Мне жаль Герасима. Судьба была к нему сурова. Лишенный дара слуха и речи, он оказался лишенным всего, что было дорого его сердцу, доставляло ему радость и утешение. И всё же я не совсем понимаю героя рассказа: почему он всё-таки решил утопить бедное животное. Наверняка, можно было найти какой-то выход. Например, отдать её в добрые руки. Какие мысли и переживания терзали Герасима и почему он совершил свой жестокий поступок, нам, к сожалению, уже не узнать.

Повесть «Муму», написанная Тургеневым в начале 50-х, не принимала цензура. Критики посчитали сюжет безобидного произведения щекотливым, неуместным в печати. Читатели могли проникнуться жалостью к главному герою, мужику темному, необразованному, а это недопустимо. Тем не менее повесть вышла в 1854 году.

Молчаливый великан

Барыню окружала многочисленная дворня. Среди челяди примечательных личностей не было. Исключением стал Герасим, характеристику которому автор дает весьма подробную. Сложен он был по-богатырски: высок, крепок. Однако глухонемой с рождения. Герасим отличался от прочих дворовых невиданной силой, благодаря чему и попал к барыне. Когда-то она забрала его из деревни, где он жил одиноко в маленькой избушке. Трудился Герасим за четверых. Постоянное молчание придавало рабочему процессу некую торжественность.

Одиночество

Не родись Герасим глухим, всякая девка пошла бы за него. Но такой изъян поставил крест на семейной жизни. Это очень важный момент в характеристике Герасима. Герой повести обречен на одиночество.

Итак, мужика, отличавшегося небывалой силой и старательностью в работе, привезли в Москву, переодели и определили дворником. Городская жизнь ему не понравилась: он привык к деревенскому быту.

Характеристика Герасима: молчаливый, трудолюбивый. И, как уже было сказано, очень одинокий. Любой другой человек привыкает к новой обстановке благодаря общению. У Герасима такой возможности не было. Он за два-три часа выполнял всю свою работу, которая по сравнению с крестьянской казалась ему слишком легкой, а затем растерянно останавливался посреди барского двора и глядел на проходящих.

Давая характеристику Герасиму, автор говорит: «он был похож на степенного гусака». Дворник любил порядок, всегда блестяще выполнял свои обязанности, но без лишней суетливости. Примерно спустя год после того, как Герасим прибыл в Москву, произошел случай, который лег в основу сюжета повести «Муму». Образ Герасима раскрывается в кульминации. Но прежде стоит рассказать об одной из героинь произведения Тургенева.

Татьяна

Среди дворни была маленькая, пугливая женщина, не видевшая за свою жизни ничего хорошего. Герасима она боялась. А тот проникся к ней глубоким чувством. И появился у Татьяны, на ее же беду, заступник.

Будучи, как и все немые, весьма догадлив, Герасим чувствовал, когда над Татьяной насмехались. Дворовые боялись его, а потому и при нем не позволяли себе шуток в адрес безобидной, пугливой женщины. Герасим уже мечтал о том, как женится на Татьяне. Однако барыне однажды пришло в голову выдать Татьяну замуж за Капитона - горького пьяницу и бездельника. Что и было исполнено.


Муму

Вероятно, в тот день, когда Татьяна вышла замуж за башмачника Капитона, Герасим распрощался с мечтой о женитьбе. И позже нашел у пруда маленького щенка. Не каждая мать заботится так о своем ребенке, как Герасим заботился о собачонке.

В его душе, видимо, было немало нерастраченной любви и нежности. Сперва Муму являла собой болезненную, слабую дворняжку. Но стараниями Герасима превратилась в ладную собачонку с длинными ушами и пушистым хвостом. Стоит сказать, что это была очень умная собака. Оно попусту не лаяла и не скулила, была со всеми приветлива. Однако любила только Герасима.


Старая барыня

Однажды она увидела на своей клумбе собачонку и тут же потребовала принести ее в дом. Но Муму, в отличие от приживалок и лакеев, лицемерить не умела. Она не стала вилять хвостом перед барыней, забилась в самый дальний угол, а когда та подошла к ней, зарычала. Это, казалось бы, незначительное событие изменило судьбу Герасима.

Барыня приказала избавиться от собаки. Сперва дворецкий отнес Муму подальше от дома. Хозяин долго искал свою собаку, обошел чуть ли не всю Москву. Но не нашел. Муму сама вернулась к своему благодетелю. Однако Барыня настаивала, требовала избавиться от собаки раз и навсегда. Тогда глухонемой взял своего питомца, отнес к реке и утопил.


Как изменился Герасим после гибели Муму

Он вернулся в свою каморку, что недалеко от барского дома, но надолго здесь не задержался. Спешно собрал свои пожитки и отправился в деревню. Беглого дворового не стали возвращать в Москву. В деревне Герасим работал так же исправно. Однако крестьяне говорили, что после Москвы он сильно изменился. Отныне он не интересовался женщинами и никогда не заводил собак.

Предварительный просмотр:

Урок - знакомство

Тема: Иван Сергеевич Тургенев. Реальная основа рассказа «Муму». Образ главного героя Класс: 5

Уровень: базовый

Цели : Познакомиться с впечатлениями детства Тургенева; познакомиться с историей создания рассказа «Муму»; познакомиться с портретом главного героя рассказа; окунуться в ту эпоху, в которую жил и творил писатель. Проанализировать первую часть рассказа (образ барыни и Герасима). Показать симпатию автора к своему герою, направить читательское восприятие; обогатить представления учащихся о нравственных качествах Герасима; выявить душевную щедрость, высокую человечность, чуткость героя; показать, что душевное богатство и чёрствость, опустошённость вне социальных отличий.

Основное содержание темы, термины и понятия :

  • Основное содержание
  • Работа с тестовым заданием
  • Сообщение учеников о крепостном праве, о прототипах героев
  • Просмотр отрывка из мультфильма по рассказу И.С.Тургенева «Муму»
  • Аналитическая беседа по тексту
  • Составление кластера «Образ Герасима»
  • Словарная работа
  • Работа в группах
  • Термины и понятия:

Литературный герой, портрет, прототип, метафора, сравнение, гипербола, крепостное право, дворянство, крепостные, челядь, дворня, дворовой; аннибалова клятва.

Планируемые результаты :

Личностные : развитие познавательной активности учеников; формирование нравственно-этического оценивания и эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им, а также живого интереса к изучаемому.

Метапредметные

  • Познавательные: расширить представление детей о жизни крепостных крестьян в России 19 века; воспитывать думающего, неравнодушного человека и читателя; формирование умения критически мыслить, анализировать, оценивать прочитанное.
  • Регулятивные: умение работать по предложенному учителем плану, формулируя вопросы по учебному материалу, виду деятельности, в которых возникли затруднения; формирование способности принимать учебную цель и задачи, планировать их реализацию, прогнозировать.
  • Коммуникативные: продолжение работы по формированию умения выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуацией, строить монологическое доказательное высказывание, уважать мнение высказывающего.

Предметные :

  • В познавательной (интеллектуальной) сфере:

понимание ключевых проблем рассказа И.С. Тургенева «Муму», связанных с образами барыни и Герасима; понимание связи произведенийя с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания; формирование навыков составления рассказа о герое, лексической работы, работы с иллюстрациями; владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

  • В ценностно-ориентационной сфере:

приобщение к духовно-нравственным ценностям русской классической литературы; развитие умения выразить свои мысли, оценить поступок героя - обобщать, делать выводы.

  • В сфере физической деятельности: восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие; умение отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; умение вести диалог.

Организация образовательного пространства

Оборудование:

компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку.

Мультфильм по рассказу И.С.Тургенева "Муму"

Межпредметные связи

История:

Отмена крепостного права

МХК

Иллюстрации к рассказу И.С.Тургенева «Муму»:

«Каморка Герасима» Художник А. И. Кулешов

Формы работы: фронтальная, в группе, индивидуальная

Ход урока:

Приветствие учителя

Сегодня у нас урок-знакомство (прикрепляет на доску блок кластера «Знакомство»). Что такое знакомство?

Предполагаемые ответы: поступки, речь, поведение, отношение к другим, мнения других, увлечения, род занятий, обязанности

Давайте улыбнемся друг другу и посмотрим так, как будто вы в первый раз увиделись и хотите познакомиться.

Когда вы смотрели друг на друга, на что вы обращали внимание?

Работа с кластером (графический систематизатор знаний)

Скажите, чтобы узнать человека лучше, достаточно ли только этих признаков? Обсудите в паре: на что еще необходимо обращать внимание, чтобы лучше узнать человека?

Сегодня, работая на уроке, мы тоже будем знакомиться, будем больше узнавать друг о друге, потому что будем видеть друг друга, будем общаться. А чтобы состоялось общение, что необходимо?

Необходима тема для общения

Сегодня мы познакомимся с великим русским писателем И.С.Тургеневым

Запишите тему урока: Иван Сергеевич Тургенев. Реальная основа рассказа «Муму». Образ главного героя

Перед нами стоит цель: познакомиться с впечатлениями детства Тургенева; познакомиться с историей создания рассказа «Муму»; познакомиться с портретом главного героя рассказа.
А какую цель вы ставите лично для себя на этот урок? Определите ваши цели урока?

Сформулируйте учебную задачу, проговорите ее в паре, запишите в рабочую тетрадь. «Сегодня на уроке я хочу научиться анализировать образ героя».

Зачитывает вслух определение портрета. «Портрет – изображение внешности героя: лица, фигуры, одежды, манеры поведения».

Известный французский писатель А. Доде сказал о знаменитом русском писателе так: «Добрый великан... с красивой осанкой, огромного роста, широкоплечий, с румяным лицом чисто русского склада» - именно так выглядел Иван Сергеевич Тургенев. Жизнь его длилась 65 лет.

Сообщение ученика: Село Спасское-Лутовиново находится в нескольких верстах от Мценска, уездного города Орловской губернии. В имении был и роскошный двухэтажный дом с колоннами, почти в 40 комнат, и уютные уголки огромного парка с тенистыми аллеями и прудами, и великолепные цветники. Около дома - «службы»: постройки для дворни (крепостных слуг), которых было около трехсот человек: повара, прачки, столяры, портные, мальчики для побегушек, кружевницы... Подальше - скотный, конный и птичий дворы. Спасское принадлежало Лутовиновым. Последнею из Лутовиновых владела им девица Варвара Петровна, мать будущего писателя. Ей было уже под тридцать, когда в Спасское заехал молодой офицер Сергей Николаевич Тургенев для закупки лошадей с её завода.

Варвара Петровна сразу в него влюбилась: отличался он редкостной красотой. Она пригласила его бывать запросто в ее имении. Сергей Николаевич стал появляться в Спасском. В 1816 году она вышла за него замуж. Через год у них родился сын Николай, а затем 28 октября (9 ноября) 1818 года Иван. Главным лицом в усадьбе была мать писателя Варвара Петровна. Она была очень богатой, ей принадлежала не только усадьба Спасское, но и еще несколько имений и тысячи крепостных крестьян.

Своевольная, властолюбивая, она была умна, образованна... Но, несмотря на свой ум и образованность, была она жестокой помещицей-крепостницей. Никогда не задумывалась она над тем, что крепостные крестьяне тоже люди. Ей ничего не стоило оторвать от семьи и сослать в дальнюю деревню на скотный двор горничную только за то, что та не успела стереть пыль с ее столика, или приказать высечь на конюшне всех садовников, если случайно оказывалось, что кто-то сорвал ее любимый цветок. Прихотям и причудам Варвары Петровны не было конца. Домашний врач из крепостных обязан был каждое утро справляться о ее здоровье, вести записи и отсылать их в Москву двум докторам.

Работа в парах: Сейчас вы внимательно прочитаете статью в учебнике на страницах 188-189. Выделите ту информацию, которая не прозвучала в выступлении Кирилла. Выявление затруднений и пути построения из затруднений.

+(Николай Иванович Якушин – заведующий кафедрой истории журналистики и литературы Института международного права и экономики имени А.С. Грибоедова, профессор кафедры литературы в Московском государственном открытом педагогическом университете имени М.А. Шолохова. Н.И. Якушин – известный исследователь истории русской литературы)

На Руси было время, которое в истории называется крепостное право. Что вы знаете о крепостном праве?

Сообщение ученика: Всё население России делилось на несколько групп, называемых сословиями: дворянство, духовенство, купечество, мещанство (мелкие купцы, ремесленники, мелкие служащие), крестьяне. Человек мог перейти из одного сословия в другое в очень редких случаях. Дворянство и духовенство считались привилегированными сословиями. Дворяне имели право владеть землей и людьми - крепостными крестьянами. Больше половины крестьянского населения Центральной России было крепостным. Дворянин, которому принадлежали крестьяне, мог назначать им какие угодно наказания, мог продавать крестьян, например, продать мать одному помещику, а её детей - другому. Крепостные крестьяне считались по закону полной собственностью господина. По сути, это была форма рабства. Крестьяне должны были работать на помещика на его поле (отрабатывали барщину ) или отдавать ему часть заработанных денег (платили оброк ).

Обратимся к значению слов: барщина, оброк.

Сообщение ученика: Крепостное право – это такие законы, по которым большинство русских крестьян не могли покинуть своих господ-помещиков. По этим законам земля принадлежала помещикам, а работать на ней должны были крестьяне. Богатство помещика определялось тем, сколько у него было «душ» - крестьян мужского пола (женщин за «души» не считали). Были помещики, имевшие несколько тысяч «душ».

Крестьян, «прикреплённых» к помещичьей земле, называли крепостными. Помещики делали со своими крепостными всё, что хотели: возлагали на них непосильную работу, за малейшую провинность отдавали в солдаты, секли – иногда до смерти. Крестьян продавали, словно скотину, при этом разлучали детей с родителями; выменивали крепостных на собак.

Были помещики, которые заводили у себя театры с крепостными актёрами. Были среди крепостных прекрасные музыканты, художники, скульпторы. Все они так же зависели от помещиков, как и те, кто работал в поле. Прекрасные произведения искусства созданы руками крепостных. К сожалению, даже невозможно сосчитать, сколько талантов погибло в крепостной неволе.

Были законы, запрещавшие помещикам жестокое обращение с крепостными, но исполнялись они плохо. Известен, например такой случай. Помещица Наталья Салтыкова, известная своей жестокостью, во цвете лет стала лысеть. Пришлось ей носить парик, а для того, чтобы крепостной парикмахер не открыл кому-нибудь эту ужасную тайну, помещица приковала юношу цепью к клетке, а клетку поставила в своей спальне.

1852 год – написание рассказа «Муму». Исследователи творчества Тургенева определили жанр произведения как повесть, хотя сам Тургенев называл его рассказом. (Повесть -средняя по объему и охвату жизни форма эпической прозы).

1861г – отмена крепостного права

Почему Тургенев обращается к теме повести «Муму» задолго до отмены крепостного права?

Сообщение ученика: В 1852 г умирает Гоголь. Тургенев тяжело пережил смерть писателя. Рыдая составлял некролог. (НЕКРОЛО́Г - статья по поводу смерти какого-нибудь человека с сообщением сведений о его жизни и деятельности). Но власти запретили употреблять имя Гоголя в печати. А за напечатанную статью в «Московских ведомостях» царь лично приказал посадить Тургенева под арест и через месяц выслать на родину под присмотр. Под арестом в полиции Тургенев жил по соседству с помещением, где секли присылаемых владельцами крепостных слуг. Каждый день Тургенев слышал хлест розг и их крики.

Еще в детстве, познав ужас крепостничества, молодой Тургенев писал: « Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел… В моих глазах враг этот имел определенный образ, носил известное имя: враг этот был – крепостное право. Под этим именем я собрал и сосредоточил все, против чего решил бороться до конца – с чем я поклялся никогда не примеряться…» Это была его аннибалова клятва (клятва до конца жизни)– бороться за отмену крепостного права

// твёрдая решимость быть непримиримым в отношении кого-либо или чего-либо до конца//


«Муму» – первое произведение, в котором Тургенев изобличает пороки крепостничества . .

Сообщение ученика: Много лет назад в дальней господской деревне Сычево жил глухонемой от рождения мужик, по имени Андрей. Но приметила его барыня (маменька Тургенева Варвара Петровна), восхитилась гвардейским его ростом и медвежьей силой, пожелала иметь того гвардейца у себя при московском доме в дворниках. Пусть колет дрова для кухни и комнат, возит в бочке воду из Александровского фонтана, обхаживает и сторожит барский двор. Ни у кого не будет во всей Москве такого гиганта-дворника, как дворник вдовы полковника Екатеринославского полка. А что нем да глух как пробка - и того лучше!

Для мужика городская работа - легкая, скучная. Но вот жил и жил Андрей, словно б не жалуясь, при барыне до самой ее смерти, службу справлял аккуратно, госпожу свою уважал, ни в чем ей не перечил.

Однажды приглянулась немому тихая дворовая девушка, а барыня, зная это, рассудила отдать ее замуж за другого - он это стерпел. И собачонку свою, по кличке Муму, любимицу, из речки Фонтанки спасенную как-то зимою, отраду и утешение, безропотно утопил сам, коли барыня приказала.

Всё вынес…

История, которую описал Тургенев в своем произведении, не придумана им, а происходила на самом деле. Мать Тургенева Варвара Петровна и немой дворник Андрей – прототипы героев – барыни и Герасима.

Прототип (работают со словарем) Гайдоров = Радько

Запись термина в тетрадях учащихся.

Прототип - реальный человек, облик, поведение, события жизни которого послужили автору основой для создания образа литературного героя.

Рассказ начинается словами «В одной из отдаленных улиц Москвы, в сером доме с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом… »

- А вам бы хотелось на миг оказаться в доме барыни?

Ну что ж, у нас есть такая возможность. Я предлагаю вам просмотреть начало мультфильма. Ваша задача - ощутить атмосферу барского дома и нарисовать словесный портрет барыни.

Просмотр начала м ультфильма по рассказу И.С.Тургенева «Муму» (1 кадр - о барыне) 2 минуты

Итак, как выглядит дом барыни? (В одной из отдаленных улиц Москвы, в сером доме с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом.)

Что мы узнали о барыне в самом начале рассказа? (Вдова, окруженная многочисленною дворней. Сыновья ее служили в Петербурге, дочери вышли замуж; она выезжала редко и уединенно доживала последние годы своей скупой и скучающей старости. День ее, нерадостный и ненастный, давно прошел; но и вечер ее был чернее ночи.)

Комментированное чтение первого абзаца рассказа БАРЫНЯ с.189

В одной из отдаленных улиц Москвы, в сером доме с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом (Почему балкон покривился? скупа она и позабыта-позаброшена ) жила некогда барыня, вдова, окруженная многочисленною дворней. Сыновья ее служили в Петербурге, дочери вышли замуж; она выезжала редко и уединенно доживала (Какой оттенок имеет это слово?) последние годы своей скупой и скучающей старости. (Почему автор говорит о её старости именно так?) День ее, нерадостный и ненастный, давно прошел; но и вечер ее был чернее ночи. (Найдите развёрнутую метафору. Что означает эта метафора?) (Утром человека называют его детство и юность, день - это зрелость, вечер - старость. Тургенев хочет сказать, что жизнь этой женщины была безрадостной, и старость совсем мрачной.)

День - это зрелые годы, утро - юность, ночь – старость. Скажите, когда день для нас нерадостный и ненастный (когда нет солнца). А что в жизни может греть так же как солнце? Что способно осветить нашу жизнь? (дружба, любовь). Не было в жизни барыни ни дружбы, ни любви. Почему же? Ведь у неё были дети, рядом были слуги. (Была она чёрствая, капризная и злая.)

Какую характеристику даёт автор барыне? (Барыня – вдова. Она живёт уединённо, «окружённая многочисленной дворней». «Сыновья её служили в Петербурге, дочери вышли замуж; она выезжала редко». В прошлом у неё было мало радости, да и настоящее приносило одни огорчения: «она…доживала последние годы своей скупой и скучающей старости».)

Все герои рассказа имеют свои имена, порой даже значащие, кроме барыни. Почему барыня названа в рассказе «причудливой старухой»? (В образе причудливой старухи находит отражение уродливое явление русской жизни начала XIX в., порождённое крепостным правом. Образ героини является собирательным, то есть включающим характерные черты определённого явления).

Образ Герасима, работа в парах.

- Сегодня мы начнем работать над характеристикой Герасима (вот по такому кластеру).

Сейчас вы получите задания по рядам, задания выполняются в парах. Мы читаем отрывки из 1 главы, а вы выполняете задание (читают ребята по очереди – по 1 предложению) первую главу, ваша задача – выполнить задание. Отвечает один от пары.

1 ряд - Обязанности Герасима в деревне.

Почему Герасим так усердно и много работал? Найти эпитеты

ЖИЗНЬ ГЕРАСИМА В ДЕРЕВНЕ

Барыня взяла его из деревни, где он жил один, в небольшой избушке, отдельно от братьев, и считался едва ли не самым исправным тягловым мужиком .

Одаренный необычайной силой , он работал за четверых-дело спорилось в его руках , и весело было смотреть на него, когда он либо пахал и, налегая огромными ладонями на соху, казалось, один, без помощи лошаденки, взрезывал упругую грудь земли, либо о Петров день так сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой березовый лесок смахивать с корней долой, либо проворно и безостановочно молотил трехаршинным цепом, и как рычаг опускались и поднимались продолговатые и твердые мышцы его плечей .

Словарная работа.

Выяснение лексического значения слов, характеризующих образ Герасима:

Неистомный – не знающий усталости, утомления.

Тягловый мужик- тягло – сколько должны обработать земли с семьи. В данном случае «который выполняет самую трудную работу в поле»

Исправный - бесперебойный, безотказный; аккуратный, внимательный

Трехаршинный цеп 2 метра 13 см.

- Зачем барыня взяла Герасима из деревни? (забавно ей было – такой огромный дворник)

- Как выглядел Герасим? В чём было несчастье Герасима?

Чем был для Герасима переезд в Москву (с точки зрения его и барыни)?

(Барыня считала, что повысила Герасима, а он же в этом не разбирался, ему лучше было в родной деревне.)

Тургенев называет Герасима «самым замечательным лицом» из числа всей челяди....Почему? И ещё говорит о нём «славный он был мужик».

(По этому описанию можно судить об отношении автора к своему герою: Тургенев словно любуется Герасимом, его силой и жадностью к труду. Тургенев говорит о торжественности неистомной работы Герасима, то есть о его неутомимости и трудолюбии.)

2 ряд - Обязанности Герасима в городе.

Задание: Найти сравнение, объяснить значение

ЖИЗНЬ В ГОРОДЕ

Дела у него было немного; вся обязанность его состояла в том, чтобы двор содержать в чистоте, два раза в день привезти бочку с водой, натаскать и наколоть дров для кухни и дома да чужих не пускать и по ночам караулить. И надо сказать, усердно исполнял он свою обязанность: на дворе у него никогда ни щепок не валялось, ни сору; застрянет ли в грязную пору где-нибудь с бочкой отданная под его начальство разбитая кляча-водовозка, он только двинет плечом – и не только телегу, самое лошадь спихнет с места; дрова ли примется он колоть, топор так и звенит у него, как стекло , и летят во все стороны осколки и поленья; а что насчет чужих, так после того, как он однажды ночью, поймав двух воров, стукнул их друг о дружку лбами, да так стукнул, что хоть в полицию их потом не води, все в околотке очень стали уважать его; даже днем проходившие, вовсе уже не мошенники, а просто незнакомые люди, при виде грозного дворника отмахивались и кричали на него, как будто он мог слышать их крики.

- Как исполнял Герасим обязанности дворника? Почему новые занятия казались ему шуткой?

- Значение сравнения (сила, ловкость, удаль, любовь к работе, к труду – вот что мы видим в этом сравнении «как стекло»)

3 ряд - Интерьер, описание каморки Герасима.

Задание: подобратть ключевые слова – ассоциации.

Что можно сказать о характере Герасима, глядя на обстановку в его каморке?

Ему отвели над кухней каморку; он устроил ее себе сам, по своему вкусу: соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырех чурбанах , истинно богатырскую кровать; сто пудов можно было положить на нее- не погнулась бы; под кроватью находился дюжий сундук; в уголку стоял столик такого же крепкого свойства, а возле столика- стул на трех ножках , да такой прочный и приземистый , что сам Герасим, бывало, поднимет его, уронит и ухмыльнется. Каморка запиралась на замок , напоминавший своим видом калач , только черный; ключ от этого замка Герасим всегда носил с собой на пояске. Он не любил, чтобы к нему ходили.

(Описывая силу Герасима, Тургенев употребляет гиперболы, то есть сильные преувеличения. Про кровать писатель говорит: «сто пудов можно было положить на неё - не погнулась бы».)

Прочитайте ключевые слова ещё раз, какая ассоциация возникает? Какой герой живёт в такой комнате? (Богатырь)

- Скажите, а какой нрав был у Герасима? (строгий, справедливый, серьёзный, рассудительный, степенный)

1 группа

ОТНОШЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ

Со всей остальной челядью Герасим находился в отношениях не то чтобы приятельских, - они его побаивались,- а коротких: он считал их за своих. Они с ним объяснялись знаками, и он их понимал, в точности исполнял все приказания, но права свои тоже знал, и уже никто не смел садиться на его место в застолице.

Как Герасим относится к другим героям? Почему?

Какие качества Герасима раскрываются через его поступки и отношение к другим героям?

2 группа

ХАРАКТЕР ГЕРАСИМА

Вообще Герасим был нрава строгого и серьезного , любил во всем порядок ; даже петухи при нем не смели драться, а то беда! увидит, тотчас схватит за ноги, повертит раз десять на воздухе колесом и бросит врозь. На дворе у барыни водились тоже гуси; но гусь, известно, птица важная и рассудительная ; Герасим чувствовал к ним уважение, ходил за ними и кормил их; он сам смахивал на степенного гусака.

Каково значение слова «степенный»?

Рассудительно- серьезный, отличающийся основательностью поступков, достоинством поведения . 2. Свойственный рассудительному человеку, характерный для него.

3 группа

КАК ПЕРЕНОСИЛ СВОЁ НОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ГЕРАСИМ?

Крепко не полюбилось ему сначала его новое житье. С детства привык он к полевым работам, к деревенскому быту. Отчужденный несчастьем своим от сообщества людей, он вырос немой и могучий , как дерево растет на плодородной земле. .. Переселенный в город, он не понимал, что с ним такое деется , - скучал и недоумевал , как недоумевает молодой, здоровый бык, которого только что взяли с нивы, где сочная трава росла ему по брюхо, взяли, поставили на вагон железной дороги - и вот, обдавая его тучное тело то дымом с искрами, то волнистым паром, мчат его теперь, мчат со стуком и визгом, а куда мчат-бог весть! Занятия Герасима по новой его должности казались ему шуткой после тяжких крестьянских работ; а полчаса все у него было готово, и он опять то останавливался посреди двора и глядел, разинув рот, на всех проходящих , как бы желая добиться от них решения загадочного своего положения, то вдруг уходил куда-нибудь в уголок и, далеко швырнув метлу и лопату, бросался на землю лицом и целые часы лежал на груди неподвижно, как пойманный зверь . Но ко всему привыкает человек, и Герасим привык наконец кгородскому житью.

(Герасим долго привыкал к новому житью. Он не мог полноценно общаться с людьми из-за своей немоты, и общение с природой заменяло ему человеческое тепло. Герасим скучал и недоумевал, как недоумевает молодой, здоровый бык, который только что пасся на ниве, где росла сочная трава, но его поставили в вагон железной дороги. Кругом всё грохочет, визжит, и поезд мчится неведомо куда.)

Почему Герасим «швыряет метлу и лопату», а не ставит их или бросает?

Почему не ложился, а «бросался на землю»? Какое чувство хотел подчеркнуть писатель?

Герасиму было тоскливо, одиноко в городе. У него не было напряжённой работы, которая приносила бы усталость и удовлетворение. Но… Изменился ли Герасим? Согнула ли Герасима чуждая ему жизнь? Сломался ли он?

(Герасим, которого взяли в город в качестве «представительной фигуры» и только, остался таким же собранным, аккуратным, трудолюбивым и прямым, каким был в деревне. Он сумел сохранить чувство собственного достоинства).

Кластер это блок из нескольких объектов...

Обсуждение созданного в группах кластера «Образ Герасима»

V этап. Рефлексивная деятельность

Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

Задание 1 (самоанализ)

  • Мы познакомились с главным героем рассказа, используя разнообразные средства создания литературного образа, выделили его основные черты.
  • Какие качества героя вам близки, ценны для вас?

Задание 2 (самооценка )

  • Вернитесь к цели урока. Достигли вы ее или нет? Что помогло достигнуть цели?
  • Может ли составленный кластер пригодиться в будущем?
  • Понравилось ли работать в группе? Какая группа выступила с более полным и интересным ответом? Какой группе поставим «5», какой «4»? Почему?

- Герасим подобен русскому былинному богатырю . Матушка-природа одарила его красотой, здоровьем, умом, добрым сердцем, но забыла подарить речь и слух. Герасим любит крестьянскую работу, умеет трудиться на земле. Он не сдался, когда оказался в городе . Герасима отличает стойкость характера, сила духа и оптимизм .

Во всём Герасим любит порядок, аккуратность. Наш герой - один из тех, кто хорошо знал свое место, место крепостного, готового «в точности» исполнить приказания барыни. Но наступит время, когда образцовый слуга, проявив неслыханную дерзость, самовольно уйдет от барыни. Причины ухода останутся для окружающих загадкой. Но это предмет разговора на следующих уроках.

Рефлексия.

Встаньте у рабочих столов и ответьте на мой последний вопрос, но без слов, только движениями. Вопрос: какое эмоциональное состояние вы испытывали на уроке?

Если вам было плохо, скучно, не интересно, то присядьте.

Если вам было хорошо, вы были уверенны, вам было интересно, то поднимите руки.

Если было очень хорошо, вам все очень понравилось, вы себя чувствовали отлично, то поднимите руки и хлопните в ладоши».

Посмотрите, какие мы все разные, интересные. Все имеем право на свое мнение. И выражать свое мнение можем не только с помощью жестов, эмоций, но и с помощью речи. Нам дано с вами самое ценное – умение говорить, то, чем был обделен Герасим.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:

При пересказе любого произведения следует дать краткую характеристику, назвать, кто такие его главные герои. «Муму» - это рассказ известного русского писателя И. Тургенева, который был написан им в 1852 году и опубликован два года спустя в популярном на то время журнале «Современник». Интересен тот факт, что это одно из самых известных сочинений автора было создано в период его ареста. У него возникли трудности с публикацией и включением рассказа в собрание собственных сочинений.

Герасим

Успех произведения во многом зависит от того, насколько удачно жизненно, правдиво получились главные герои. «Муму» - рассказ, в основу которого был положен реальный случай в семье писателя, вернее, в доме его матери. У Герасима был свой прототип - слуга Андрей по прозвищу Немой. С ним произошла та же история, что и с его литературным воплощением. Этот герой - замкнутый нелюдимый человек, который, однако, отличается трудолюбием и работоспособностью. В поместье он считается лучшим рабочим, его трудовые навыки ценят все, в том числе и сама старая барыня. У этого внешне нелюдимого человека была одна слабость - он испытывал симпатию к служанке Татьяне, на которой даже хотел жениться.

История собаки

Во многом ход развития сюжета произведения определяет то, как ведут себя в различных ситуациях главные герои. «Муму» - произведение, смысл которого зависит от характеров действующих лиц. Свою первую потерю Герасим понес тогда, когда Татьяну по приказу барыни выдали замуж за пьяного башмачника Капитона. Через некоторое время он нашел некоторое утешение в том, что спас и выходил маленького щенка, которого назвал Муму. Это была очень умная и преданная собачка, которую полюбили все, но особенно сильно она была привязана к своему хозяину, который в ней Тем сильнее оказался для него удар, когда старая барыня приказала избавиться от собаки из-за того, что она однажды испортила ей настроение, не подчинившись ей. Герасим выполнил приказ и утопил собаку, однако после этого ушел из московского дома своей хозяйки в родную деревню.

Татьяна

Половину успеха произведения обеспечивают главные герои. «Муму» - это повесть, в которой представлены все типы характеров, которые наблюдались в типичном русском поместье середины девятнадцатого столетия. Образ молодой женщины Татьяны в этом отношении не представляет исключения. Она бедная забитая служанка, которая постоянно терпит унижения и издевки, от которых ее спасает только защита Герасима. В доме барыни она работает прачкой. Бедная женщина настолько забита, что беспрекословно выполняет приказ дворецкого и притворяется перед Герасимом пьяной, чтобы он сам от нее отказался. Хитрость удалась, однако дворник все-таки сохраняет к ней симпатию и при отъезде ее в деревню дарит ей красный платок.

Гаврила

В произведении автора разительный контраст между собой представляют главные герои. «Муму» Тургенева - рассказ, который интересен тем, что в нем представлена полная галерея характеров. Дворецкий Гаврила - это простой плутоватый мужик, который готов на любую хитрость ради достижения поставленной цели. Он человек сам по себе не злой, но вместе с тем, чтобы сохранить спокойствие в доме и ублажить свою барыню, готов на любые ухищрения. Так, именно он придумал хитрость, благодаря которой смог разлучить Герасима с Татьяной. Он же приказывает дворнику утопить бедную собачку. Эти поступки делают его в глазах читателей

Капитон

Это был башмачник в поместье старой барыни. Он получился таким же колоритным и жизненным, как и все остальные главные герои. «Муму» Тургенева - рассказ, в котором каждое действующее лицо запоминается читателю благодаря тщательно прописанным характерам. Капитон - это по-своему неглупый человек, когда-то он даже считался человеком образованным, однако с годами спился и превратился в горького пьяницу. Барыня пыталась как-то исправить положение, женив его на Татьяне, однако это не спасает ситуацию. Капитон спивается окончательно, и его вместе с женой отправляют в деревню.

Барыня

В рассматриваемом произведении большую роль играют главные герои. «Муму» Тургенева (характеристика рассказа обязательно должна включать психологические портреты действующих лиц) - это сочинение, которое основано на постепенном раскрытии внутреннего мира персонажей. В этом отношении старая барыня вызывает больше всего нареканий, так как ее капризы стали причиной случившейся трагедии. По словам автора, она была капризна, вспыльчива, кроме того, у нее наблюдались частые смены настроения. Вместе с тем ей нельзя отказать в некоторой хозяйственности и распорядительности. Так, она отличила Герасима как способного и трудолюбивого работника, пыталась как-то исправить Капитона, однако ее деспотические замашки не привели к желаемому результату, так как она была слишком упряма и своенравна.

Итак, очень правдивыми и жизненными получились главные герои "Муму" Тургенева. Крестьянин всегда был в центре его творчества, и данное произведение - наиболее убедительное тому доказательство.

Прототипы героев рассказа "Муму" Тургенева
=======================================
Рассказ "Муму" является одним из самых известных произведений выдающегося русского писателя И. С. Тургенева.
Рассказ "Муму" основан на реальных событиях, произошедших в семье самого автора, И. С. Тургенева.
Прототипы Герасима и барыни.
Известно, что прототипом Герасима из рассказа "Муму" является немой дворник Андрей, служивший у матери Тургенева, помещицы Варвары Петровны Тургеневой. Родственники Тургенева в своих мемуарах подтверждают, что именно Андрей стал прототипом Герасима.
Прототипом старой барыни стала мать Тургенева. Об этом свидетельствуют мемуары сестры Тургенева, В. Н. Житовой.
Ниже представлены фрагменты из воспоминаний В. Н. Житовой о дворнике Андрее, о матери писателя и других прототипах героев "Муму": "...Каждое почти лето Варвара Петровна отправлялась по деревням (технический термин), т. е. предпринималась на долгих поездка в имения Орловской, Тульской и Курской губерний В одну из таких поездок, приехали мы в Сычево
Подъезжая к деревне, Варвара Петровна и все мы были поражены необыкновенным ростом одного пашущего в пол крестьянина. Варвара Петровна велела остановить карету и подозвать этого великана. Долго звали его издалека, наконец, подошли к нему ближе, и на все слова и знаки, которые к нему относились, он отвечал каким-то мычанием. Оказалось, что кто был глухонемой от рождения.
Призванный сычевский староста объявил, что немой Андрей трезвый, работящий и необыкновенно во всем исправный мужик, несмотря на свой природный недостаток. Но мне кажется, что, исключая роста и красоты Андрея, этот недостаток, как придающий ему еще более оригинальности, и пленил Варвару Петровну.
Она тут же решила взять немого во двор, в число своей личной прислуги и в звании дворника. И с этого дня он получил имя Немой. Как совершилось это, охотно ли променял Андрей свою крестьянскую работу на более легкую при барском доме - не знаю
...расспросила я очевидцев и узнала, что он действительно сначала сильно грустил. Да! Надо было иметь ту любовь и то участие к крепостному люду, которое имел наш незабвенный Иван Сергеевич, чтобы дорываться так до чувства и до внутреннего мира нашего простолюдина! Узнал же он, однако, что Немой скучал и плакал, а мы все даже и внимания не обратили. Но утешительно то, что Немой, вероятно, не долго печалился, потому что до несчастного случая с Муму, он был всегда почти весел и изъявлял в особенности очень сильную привязанность в барыне своей, которая, в свою очередь, была в нему особенно благосклонна.
Варвара Петровна щеголяла своим гигантом-дворником. Одет он был всегда прекрасно, и кроме красных кумачовых рубашек никаких не носил и не любил; зимой красивый полушубок, а летом плисовая поддевка или синий армяк.
В Москве зеленая блестящая бочка и красивая серая в яблоках заводская лошадь, с которыми Андрей ездил за водой, были очень популярны у фонтана близ Александровского сада. Там все признали Тургеневского Немого, приветливо его встречали и объяснялись с ним знаками.
Замечательно огромное, но совершенно пропорциональное с его гигантским ростом, лицо Андрея всегда сияло добродушной улыбкой. Сила его была необыкновенная, а руки так велики, что когда ему случалось меня брать на руки, я себя чувствовала точно в каком экипаже
...я в первый раз увидала Муму. Крошечная собачка, белая с коричневыми пятнами, лежала на кровати Андрея...Всем известна печальная участь Муму, с тою только разницей, что привязанность Андрея к своей барыне осталась все та же. Как ни горько было Андрею, но он остался верен своей госпоже, до самой ее смерти служил ей, и кроме нее никого своей госпожой признавать не хотел...
...он показал пальцем на свою барыню и ударил себя в грудь, что на его языке значило, что он ее очень любить. Он ей даже простил смерть своей Муму! Но замечательно, что после трагического конца своей любимицы, он ни одной собаки никогда не приласкал...
Весь рассказ Ивана Сергеевича об этих двух несчастных существах не есть вымысел. Вся эта печальная драма произошла на моих глазах..." (В. Н. Житова "Воспоминания о семье И. С. Тургенева", 1884 г.)
Родственница писателя Конусевич Е. Н. также указывает на то, что крепостной крестьянин Андрей являлся прообразом Герасима: "...дворником в Спасском, возил воду, колол дрова, топил в доме печи..." "...красавец с русыми волосами и синими глазами, огромного роста и с такой же силой, он поднимал десять пудов..." (Конусевич Е. Н. "Воспоминания")

Прототип Капитона Климова
Оказывается, что у второстепенного персонажа Капитона Климова тоже был прототип. В 1846 и 1847 гг. барыня Варвара Петровна Тургенева (прототип барыни) вела особую книгу. В эту книгу она записывала плохие поступки своих слуг. В этой книге ("Книге для записывания неисправностей моих людей...") есть имеется запись, из которой видно, что среди слуг В. П, Тургеневой действительно числился пьяница по имени Капитон: "
...Капитон вчера явился ко мне, от него так и несет вином, невозможно говорить и приказывать - я промолчала, скучно всё то же повторять..." (В. П. Тургенева)
Прототип Дяди Хвоста У Дяди Хвоста, героя рассказа "Муму", также был прототип. Об этом пишет сестра писателя, В. Н. Житова, в своих мемуарах. Прообразом Дяди Хвоста стал буфетчик Антон Григорьевич, живший в Спасском:
"...старый буфетчик, Антон Григорьевич {Известный в Муму под именем Дядя Хвост - человек замечательной трусости.}..." (В. Н. Житова "Воспоминания о семье И. С. Тургенева", 1884 г.)
Прототипа лекаря Харитона По словам исследователей, прототипом лекаря Харитона в "Муму" является сводный брат писателя - П. Т. Кудряшов. (По материал книги "В. Н. Житова и ее воспоминания" Т. Н. Волковой.)

Эта статья была автоматически добавлена из сообщества

Рекомендуем почитать

Наверх