Радуга с точки зрения химии. Удивительные химические опыты. Красный осадок белого вещества

Математика 21.03.2024

Профессиональный конкурс работников образования

ВСЕРОССИЙСКИЙ ИНТЕРНЕТ-КОНКУРС

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

(2013/2014 учебный год)

Номинация конкурса: организация досуга и внеклассной деятельности

«Химическое кафе»

Место выполнения работы : Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Экспериментальный лицей «Научно-образовательный комплекс»

г Усть-Илимск

Внеклассное мероприятие разновозрастного сотрудничества между средним и начальным звеном. На данном мероприятие ученики 9 класса выступают в роли поваров – консультантов для учеников 4 класса в виде театрализованного представления. Данное мероприятие проводится с целью знакомства детей выпускников 4-х классов с учителем предметником, который будет вести урок в среднем звене, то есть педагог проводит кратковременную стажировку в классе, где ему предстоит работать.

Цель :

Познакомить учащихся 4-х классов с наукой химией, сформировать у них интерес к этому предмету, чтобы они изучали его с увлечением и желанием. Развивать преемственность знаний и умений между начальной школой и средним звеном.

Задачи:

1. расширение кругозора учащихся;

2. создание условий, в которых учащиеся младшего звена начали бы активно мыслить, получая при этом интеллектуальное удовольствие;

3. развитие коммуникативных навыков и умение работать в группах;

4. показать, что наука – это живое, увлекательное дело;

Оборудование:

Для «напитков» 4 химических стакана

Опыт №1 – семь больших пробирок, демонстрационный штатив с белым фоном;

Опыт №2 – химический стакан ёмкостью 500 мл, фарфоровая чашка с холодной водой, спиртовка, спички, штатив с кольцом, асбестовая сетка, веточка ели;

Опыт №3 – спиртовка, спички, стальная петля;

Опыт №4 – кафельная плита, спички, лучинка;

Для загадок: колба, воронка, мензурка, весы, остальное в опытах №1-4.

Реактивы:

Для «напитков»: растворы гидроксида натрия, карбоната натрия, хлорида бария, соляной кислоты, фенолфталеина;

Опыт №1 – химическая радуга (окраска осадков в реакции обмена) растворы:

  1. Хлорид железа и роданид калия
  2. Хромат калия и серная кислота
  3. Нитрат свинца и иодид калия
  4. Сульфат никеля и гидроксид натрия
  5. Сульфат меди (II) и гидроксид натрия
  6. Сульфат меди (II) и раствор аммиака
  7. Хлорид кобальта и роданид калия;

Опыт №2 – Зимнее чудо (возгонка и кристаллизация бензойной кислоты):

Бензойная кислота твердая;

Опыт №3 – Фейерверк (окраска пламени солями металлов):

Твердые соли лития – красное окрашивание, натрия – желтое, кальция – кирпично- красное, меди – зеленое и смесь этих солей – разноцветное пламя;

Опыт №4 – Вулкан (разложение дихромата аммония):

Дихромат аммония (тверд.), спирт;

Работа в группах по 4 человека (определение крахмала):

Чашка Петри, раствор йода, кусочки хлеба и яблока, рис, макароны.

В роли поваров ребята из 9 класса.

Оформление:

  1. вывеска «Химическое кафе»
  2. бейджики ученикам – поварам 2 штуки
  3. меню на столы по числу групп
  4. белые халаты ученикам – поварам 2 штуки

Описание опытов

Напитки:

  1. «морс» - в стакан с раствором щелочи добавить фенолфталеин, появляется малиновое окрашивание;
  2. «молоко» - в стакане слить растворы карбоната натрия и хлорида бария, это бесцветные жидкости, выпадает белый осадок;
  3. «газированный напиток» - к полученному «молоку» добавить раствор соляной кислоты, происходит выделение углекислого газа.

Опыт №1 – Химическая радуга (окраска осадков в реакции обмена)

В семь больших пробирок, помещенных в демонстрационный штатив с белым фоном, сливаем попарно растворы, получаем окрашенные осадки по цветам радуги:

1- хлорид железа (III) и роданид калия (красный цвет);

2- раствор хромата калия подкисляем H 2 SO 4 (оранжевый цвет);

3- нитрат свинца и иодид калия (желтый цвет);

4- сульфат никеля (II) и гидроксид натрия (зеленый цвет);

5- сульфат меди (II) и гидроксид натрия (голубой цвет);

6- сульфат меди (II) и раствор аммиака (синий цвет);

7- хлорид кобальта (II) и роданида калия (фиолетовый цвет).

1. FeCl 3 + 3KCNS = Fe(CNS)3 + 3KCl

2. 2K 2 CrO 4 + H 2 SO 4 = K 2 Cr 2 O 7 + K 2 SO 4 + H 2 O

3. Pb(NO 3 ) 2 + 2KJ = PbJ 2 + 2KNO 3

4. NiSO 4 + 2NaOH = Ni(OH) 2 + Na 2 SO 4

5. CuSO 4 + 2NaOH = Cu(OH) 2 + 2Na 2 SO 4

Опыт №2 – Зимнее чудо (возгонка и кристаллизация бензойной кислоты):

В химический стакан ёмкостью 500 мл помещаем 5г бензойной кислоты и веточку ели. Стакан закрываем фарфоровой чашкой с холодной водой и нагреваем через асбестовую сетку на спиртовке. Кислота возгоняется и кристаллизуется при охлаждении, заполняя стакан «инеем», который покрывает веточку.

Опыт №3 – Фейерверк (окраска пламени солями металлов):

Вносим в бесцветное пламя спиртовки кристаллы соли на стальной петле, предварительно, прокалив её в пламени до исчезновения окрашивания.

Опыт №4- Вулкан (разложение дихромата аммония):

На термостойкую поверхность (кафельную плитку) насыпаем горкой дихромат аммония, делаем лучинкой углубление (кратер вулкана) и наливаем в него немного спирта. Поджигаем спирт лучинкой. Дихромат аммония разлагается с выделением азота и паров воды, вспучивающих смесь с образующимся оксидом хрома (III)

(NH 4 ) 2 Cr 2 O 7 → t Cr 2 O 3 + N 2 + 4H 2 O

Внешне реакция напоминает действующий вулкан. После её завершения оксид хрома (III) занимает объем примерно в 3 раза больший, чем исходное вещество. Следует учесть, что частицы образующегося оксида хрома (III) – «вулканическая пыль», будут оседать вокруг вулкана, поэтому опыт необходимо проводить на большом подносе.

Сценарий

Учитель:

Здравствуйте ребята, гости. Добро пожаловать к нам в кабинет. Вы у нас сегодня впервые, меня зовут Марина Николаевна, на следующий год я у вас буду вести предмет, который называется природоведение или другими словами природоизучение.

А вы знаете, какие науки изучает природу? (правильно, география, биология, химия)

Подумайте, как и с помощью чего можно изучать природу? (да, это наблюдение, опыт или эксперимент, исследование).

Сегодня мы приглашаем вас использовать их в нашем «Химическом кафе».

Вы находитесь в необычном кафе: в нем можно приготовить множество интересных блюд и напитков, которых не бывает в других.

Что же здесь готовят волшебные повара Владимир и Павел? Познакомьтесь с меню нашего кафе, оно у вас на столах.

Повар 1:

Здравствуйте ребята. Мы рады видеть вас в нашем «химическом кафе». Чтобы приготовить эти блюда, мы проведем различные химические опыты.

Повар 2:

Чудесное это занятие – химические опыты! Берешь одно вещество, проводишь реакцию с другим и получаешь третье! Знаю, что вы ребята ещё не изучали химию. А что это такое химия?

Повар 1:

Это наука о веществах и их превращениях.

Повар 2:

А что это такое?

Повар 1:

Это то, из чего состоит все на свете.

Например: парта, а вещество дерево

Химия имеет дело с самыми разными веществами: жидкими и твердыми, бесцветными и яркими, прочными и хрупкими, полезными и вредными.

Повар 2:

Что такое превращение?

Повар 1:

Это когда одно вещество превращается в другое или так: было два вещества, а стало одно.

Повар 2:

Хотите увидеть как это бывает?

Посмотрите меню: что вас интересует?

Учитель:

Нас интересует, как приготовить напитки, которые в меню?

Повар 1:

Это очень просто: смешиваем две бесцветные жидкости (щелочь и фенолфталеин), что замечаете?

(изменение цвета) какой цвет жидкости? (малиновая окраска). На какой напиток она похожа? (на морс)

Повар 2:

Мы сейчас приготовим более подходящий для вас напиток. Снова смешиваем две бесцветные жидкости

(карбонат натрия и хлорид бария). Какие изменения происходят теперь? На какой напиток это похоже?

(белый цвет – молоко). Этот напиток очень полезный, особенно для детей

Повар 1:

А летом, когда жарко, чем утоляете жажду? (газировкой) В следующем опыте мы её получим.

К «молоку» приливаем бесцветную жидкость и, что произошло? (бурное выделение углекислого газа).

Вот видите получили воду, да ещё газированную!

Повар 2:

А теперь, ребята, из меню выберите любое блюдо, которое хотелось бы вам посмотреть: вулкан, химическая радуга, фейерверк, зимнее чудо.

(демонстрация опытов любой последовательности)

Учитель:

Вот какие волшебные повара работают в нашем химическом кафе! И, хотя, здесь, нельзя есть, блюдо у них самые интересные и необычные.

Вам понравились они, ребята?

Что вы узнали у нас сегодня?

Химия это наука или колдовство? Что изучает химия? Что такое вещество? А что такое превращения?

Химия – очень интересная наука, с помощью которой можно творить чудеса

Я предлагаю вам сегодня тоже поработать с веществами. Так как мы находимся в кафе, нам необходимо знать какие продукты питания содержат вещество крахмал.

Повар 1:

Крахмал – это углевод, который человеку необходим для получения энергии и он бывает на кухне в чистом виде (показать упаковку и вещество из нее).

Повар 2:

А как обнаружить его в продуктах, например у нас есть хлеб, яблоко, рис, макароны?

Повар 1:

Да очень просто: необходимо капнуть раствор йода, и, если продукт окрасится в синий цвет, это означает что он содержит крахмал.

(работа всех учащихся в группах по 4 человека, каждый исследует один продукт)

Учитель:

Чему вы научились в нашем химическом кафе? (определять содержания крахмала в продуктах питания), а с помощью чего его обнаружили? (молодцы, нам помог раствор йода)

Химия это интнресная наука, с помощью которой можно творить чудеса!

Опыты не проведешь без химической посуды. Хотите знать как она называется?

Чтобы опыт был красивым,
Нам поможет великан:
Из стекла, для реактивов,
Сам химический стакан .

У меня вверху есть дырка,
Чтобы сыпать и вливать.
Я - стеклянная пробирка,
Это химик должен знать.

Я фарфоровая чашка ,
Из меня, увы, не пьют.
Для еды не варят кашу.
Во мне опыты ведут.

Химик знает об одном:
Что есть колба с круглым дном,
Так же есть и непреклонная -
Колба только плоскодонная.

Фитилек мой зажигай,
И что хочешь, нагревай.
Спирт во мне сгорает ловко,

А зовут меня спиртовка.

Из стакана струйкой звонкой:
Жидкость будем наливать.
Если лить через воронку ,
Можно будет фильтровать.

Я – шпатель, наблюдаю строго.

Чтоб веществ не брали много.

Довольно горстку зачерпнуть,

Потом водицей сполоснуть.

Химикам известно многим:

Целым будет реактив

В их пробирке. Ведь, как ноги,

У пробирки есть ШТАТИВ

За расчерченным стеклом

Пишут цифрами объем.

В меня только жидкость льют

И МЕНЗУРКОЮ зовут.

Две чашки- близняшки,

Точны, как весы,

Всё время в упряжке,

Зовут их ВЕСЫ.

Вот и закончилась наша встреча. Как и в любом кафе вы, посетители, можете оставить свои отзывы о нашем заведение.

(на маленьких листочках младшие школьники оставляют отзывы).


Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Элементы занимательности во внеклассной работе.

Большое преимущество химии перед другими предметами состоит в том,

что ее преподавание может включать красивые эксперименты.

Доклад посвящен элементам занимательности во внеклассной работе.

Приводим описание экспериментальных опытов по химии,

которые можно проводить на уроках, факультативных и внеклассных занятиях и на химических вечерах.

Эти эксперименты, согласно учебному плану, желательно проводить в конце III четверти 8 класса. После того как учащиеся пройдут такие темы как

Тема4 "Вода.Растворы.Основания ",

Тема5 "Обобщение сведений об основных классах неорганических соединений";

Тема7 "Химическая связь".

Неплохо провести эксперименты также в конце изучения курса химии, т.е. в конце 11 класса, когда учащиеся занимаются обобщением и повторением материала. Таким образом, они смогут объяснить неизвестные на уровень 8-го класса факты.

Опыт I . Химическая радуга.

Описание.

В семь больших пробирок, помещенных в демонстрационный штатив с белым фоном, сливаем попарно растворы:

1- хлорид железа (III) и роданид калия (красный цвет);

2- раствор хромата калия подкисляем H 2 SO 4 (оранжевый цвет);

3- нитрат свинца и иодид калия (желтый цвет);

4- сульфат никеля (II) и гидроксид натрия (зеленый цвет);

5- сульфат меди (II) и гидроксид натрия (голубой цвет);

6- сульфат меди (II) и раствор аммиака (синий цвет);

7- хлорид кобальта (II) и роданида калия (фиолетовый цвет).

1. FeCl 3 + 3KCNS Fe(CNS) 3 + 3KCl

2. 2K 2 CrO 4 + H 2 SO 4 K 2 Cr 2 O 7 + K 2 SO 4 + H 2 O

3. Pb(NO 3) 2 + 2KJ PbJ 2 + 2KNO 3

4. NiSO 4 + 2NaOH Ni(OH) 2 + Na 2 SO 4

5. CuSO 4 + 2NaOH Cu(OH) 2 + 2Na 2 SO 4

6. CuSO 4 + 4NH 3 SO 4

7. CoCl 2 + 2KCNS Co(CNS) 2 + 2KCl

Примечание.

Опыт очень простой, но эффективный, благодаря яркости веществ, получаемых в ходе реакции. Учащиеся могут вспомнить как составляются уравнения химических реакций. Для опыта можно привлечь учащихся.

Опыт II . Фейерверк в жидкости.

Описание.

В мерный цилиндр наливаем 50 мл этилового спирта. Через пипетку, которая опущена до дна цилиндра, вводим 40 мл концентрированной серной кислоты. Таким образом, в цилиндре образуется два слоя жидкости с хорошо заметной границей: верхний слой - спирт, нижний - серная кислота В цилиндр бросаем немного мелких кристалликов перманганата калия. Дойдя до границы раздела, кристаллики начинают вспыхивать - вот нам и фейерверк. Появление вспышек связано с тем, что при соприкосновении с серной кислотой на поверхности кристалликов соли образуется марганцевый ангидрид Mn 2 O 7 - сильнейший окислитель, который поджигает небольшое количество спирта:

2KMnO 4 + H 2 SO 4 Mn 2 O 7 + K 2 SO 4 + H 2 O.

Mn 2 O 7 - зеленовато-бурая жидкость, неустойчива и при соприкосновении с горючими веществами поджигает их.

Примечание.

Также весьма красивый опыт. Здесь учащиеся могут повторить окислительно-восстановительные реакции.

Опыт III . Красные призмы.

Описание.

10 г двухромовокислого калия смешиваем с 40 мл концентрированной соляной кислоты и добавляем 15-20 мл воды. Смесь немного нагреваем, и кристаллы соли перейдут в раствор. После растворения двухромовокислого калия раствор охлаждаем водой. Выпадают очень красивые красные кристаллы в виде призм, представляющие собой калиевую соль хлорхромовокислой кислоты KCrO 3 Cl, согласно уравнению реакции:

K 2 Cr 2 O 7 + 2HCl 2KCrO 3 Cl + H 2 O.

Примечание.

После изучения темы7 “Химическая связь” (в частности подтемы “Кристаллические решетки”), этот опыт будет очень полезен.

Опыт IV . Горящий снег.

Описание.

В железную консервную банку насыпаем снега и слегка уплотняем. Затем делаем в нем углубление (примерно на ј высоты банки), помещаем туда небольшой кусочек карбида кальция и засыпаем сверху снегом. К снегу подносим зажженную спичку - появится пламя, “снег горит”.

Карбид кальция медленно вступает в реакцию со снегом, в результате чего образуется ацетилен, который при поджигании горит.

CaC 2 + 2H 2 O Ca(OH) 2 + C 2 H 2 .

2C 2 H 2 + 5O 2 4CO 2 + 2H 2 O + Q.

Примечание.

Опыт позволяет показать факты, которые будут изучаться в последующих разделах химии (орг.химия).

Опыт V . Буран в стакане.

Описание.

В химический стакан емкостью 500 мл насыпаем 5 г бензойной кислоты и уложим веточку сосны. Стакан закрываем фарфоровой чашкой с холодной водой и нагреваем над спиртовкой. Кислота сначала плавится, потом превращается в пар (испаряется), и стакан заполняется “снегом”, который покрывает веточку белыми хлопьями.

Примечание.

Эксперимент можно связать с полученными знаниями учащихся о химической связи.

Литература:

1. Журнал “Химия и жизнь XXI век” №9 1999г. (раздел “Школьный клуб”);

Подобные документы

    Истоки и развитие химии, ее связь с религией и алхимией. Важнейшие особенности современной химии. Основные структурные уровни химии и ее разделы. Основные принципы и законы химии. Химическая связь и химическая кинетика. Учение о химических процессах.

    реферат , добавлен 30.10.2009

    Человек как система, где происходят различные химические превращения. Экзотермическая реакция окисления органических веществ при высокой температуре (горение дров) – первая использованная человеком химическая реакция. Основные понятия и законы химии.

    лекция , добавлен 09.03.2009

    Роль химии в развитии естественнонаучных знаний. Проблема вовлечения новых химических элементов в производство материалов. Пределы структурной органической химии. Ферменты в биохимии и биоорганической химии. Кинетика химических реакций, катализ.

    учебное пособие , добавлен 11.11.2009

    От алхимии - к научной химии: путь действительной науки о превращениях вещества. Революция в химии и атомно-молекулярное учение как концептуальное основание современной химии.Экологические проблемы химической компоненты современной цивилизации.

    реферат , добавлен 05.06.2008

    Краткий обзор концептуальных направлений развития современной химии. Исследование структуры химических соединений. Эффективные и неэффективные столкновения реагирующих частиц. Химическая промышленность и важнейшие экологические проблемы современной химии.

    реферат , добавлен 27.08.2012

    Национальный знак соответствия как знак, подтверждающий соответствие требованиям, установленным национальными стандартами или другими нормативными документами. Таинственные символы на упаковках бытовой химии. Способы выбора нетоксичной бытовой химии.

    реферат , добавлен 26.11.2013

    Основные этапы развития химии. Алхимия как феномен средневековой культуры. Возникновение и развитие научной химии. Истоки химии. Лавуазье: революция в химии. Победа атомно-молекулярного учения. Зарождение современной химии и ее проблемы в XXI веке.

    реферат , добавлен 20.11.2006

    Определение скорости химической реакции. История открытия, понятие и типы каталитических реакций. Мнения видных деятелей химии о явлении катализа, физические и химические его аспекты. Механизм гетерогенного катализа. Ферментативный катализ в биохимии.

    реферат , добавлен 14.11.2010

    Токсичность как способность вещества вызывать нарушения физиологических функций организма. Особенности взаимосвязи токсикологической химии с другими дисциплинами. Общая характеристика форсированного диуреза. Способы лечения отравления формальдегидом.

    контрольная работа , добавлен 24.04.2015

    Процесс зарождения и формирования химии как науки. Химические элементы древности. Главные тайны "трансмутации". От алхимии к научной химии. Теория горения Лавуазье. Развитие корпускулярной теории. Революция в химии. Победа атомно-молекулярного учения.

Внимание малышей привлекает все яркое и необычное – например, радуга на небе. Как отчетливо видны ее цвета! Но это редкое удовольствие – невозможно ведь заказать подобное «шоу». Для возникновения радуги одновременно должны идти дождь и светить солнце. Но можно сделать собственную маленькую радугу – из четырех цветов – у себя дома, в стакане воды. И, конечно же, независимо от погоды. Что же нам понадобится для домашнего эксперимента для ребенка? Надо приготовить 5 стеклянных стаканов; 10 ст. л. сахара, насыпанных в одну емкость (сахарница вполне подойдет); 4 баночки с разведенной заранее пищевой краской 4 цветов (красный, желтый, зеленый, синий); воду; шприц без иглы; чайную и столовую ложки. Итак, начинаем.

Эксперимент для детей

1. Расположим стаканы в ряд. В каждый из них добавляем разное количество сахара: в 1-й – 1 ст. л. сахара, во 2-й – 2 ст. л., в 3-й – 3 ст. л., в 4-й – 4 ст. л.

2. В четыре стакана, выставленные в ряд, наливаем по 3 ст. ложки воды, лучше теплой, и перемешиваем. Пятый стакан остается пустым. Кстати, сахар растает в первых двух стаканах, а в остальных – нет.

3. Затем при помощи чайной ложки в каждый стакан добавляем несколько капель пищевой краски и перемешиваем. В 1-й – красной, во 2-й – желтой, в 3-й – зеленой, в 4-й – синей.

4. Теперь самое интересное. В чистый стакан при помощи шприца без иглы начинаем добавлять содержимое стаканов, начиная с 4-го, где сахара больше всего, и по порядку – в обратном отсчете. Стараемся лить по краю стенки стакана.

5. В стакане образуется 4 разноцветных слоя – самый нижний синий, затем зеленый, желтый и красный. Они не перемешиваются. И получилось такое полосатое «желе», яркое и красивое.

Объяснение опыта для детей

В чем же секрет этого опыта для детей? Концентрация сахара в каждой окрашенной жидкости была разной. Чем больше сахара, тем выше плотность воды, тем она «тяжелее» и тем ниже этот слой будет в стакане. Жидкость красного цвета с наименьшим содержанием сахара, а соответственно с наименьшей плотностью, окажется на самом верху, а с наибольшим – синяя – внизу.

горели с постоянной скоростью три дюйма в час. Замерив длину оставшейся части, можно было довольно точно определить, сколько времени прошло с момента пуска таких часов в ход.

Двойная спираль... Что-то удивительно знакомое было в этом образе. Но что? Ну конечно, форму двойной спирали имеет молекула ДНК- Правда, спираль из канатов сгорает за несколько часов, спираль же ДНК продолжает копировать себя в течение всей жизни клетки...

Эрет стал искать яЫвой организм, экспериментируя с которым он мог бы утвердиться в своей догадке. Выбор пал на инфузорию туфельку - простой одноклеточный организм. «Обычно инфузория в дневное время более активна, чем ночью, - рассуждал Эрет. - Если удастся, воздействуя на молекулу ДНК, нарушить ритм ее жизни, можно считать доказанным, что эта молекула служит также и механизмом биологических часов».

Инструментом воздействия он избрал световой пучок. После серии опытов ему удалось выяснить, что, действуя на туфельку попеременно ультрафиолетовым излучением и белым светом, можно то сильно изменять ритм жизни инфузории, то восстанавливать его снова.

«Ультрафиолет повреждает спираль ДНК, но клетка может исправить повреждение, если после ультрафиолетового импульса (воздействовать на нее белым светом», - заключил Эрет.

Немного позднее выводы Эрета подтвердили другие ученые, воздействовавшие на молекулу ДНК различными химическими веществами.

рию, суть которой сводится вот к чему.

Молекула ДНК, которую в данном случае американский ученый назвал «хрононом», свернута в ядре клетки тугой спиралью. Когда начинается дублирование молекулы, нити такой спирали расходятся, на них строится информационная РНК, достигающая полной длины одиночной нити ДНК-«хроиона». Одновременно протекает ряд взаимосвязанных химических реакций, соотношение скоростей которых можно рассматривать как работу регулирующего механизма часов.

Эрет рассматривал свою модель как «скелет, в котором опущены все подробности...». Но в этих-то подробностях, видимо, и скрывается основа основ биологических часов. Какие именно химические реакции протекают при дублировании ДНК?..

«РАДУГА» В ПРОБИРКЕ

Два десятка лет назад советский ученый Б. П. Белоусов открыл новый вид пульсирующих окислительно-восстановительных реакций. Жидкость в пробирке прямо на глазах меняла свой цвет: только что она была красной, вот она уже синяя, затем снова краснела... Изменение окраски шло строго периодично.

О наблюдаемом им феномене Белоусов рассказал на одном из симпозиумов. Сообщение было выслушано с большим интересом, однако никто, в том числе и сам автор, не придал особого значения тому факту, что исходными компонентами пульсирующих реакций являются органические вещества, весьма сходные по своему составу с веществами живой клетки, с веществами ДНК. Лишь в 1960 году на это обратил внимание и разработал подробную рецептуру таких реакций другой советский

«Дни открытых дверей»
в кабинете химии

Каждый год в апреле в школе проходит «День открытых дверей», который проводят старшеклассники. Учащиеся начальной школы и воспитанники подготовительных групп детского сада приходят в кабинет химии, и старшеклассники рассказывают им о науке химии, демонстрируют занимательные опыты.

Такие встречи имеют огромное значение и для зрителей, и для демонстраторов. Ведь не секрет, что в настоящее время в России, да и во всем мире, имеет место хемофобия, вызывающая изначальное пренебрежение к предмету. Но после таких встреч эта проблема перестает для нас существовать. И малыши ждут-не дождутся, когда же они начнут изучать эту увлекательную науку.

У старшеклассников, выступающих в роли учителя, наряду с экспериментальными навыками развиваются педагогические, а часто и артистические способности, ведь одновременно с показом опытов ребята разыгрывают миниспектакли.

Необходимо помнить, что для воспитанников детского сада встречи должны быть не более 10 мин. Во время демонстрации детям нужно пояснять, что все опыты – шутки (змея ненастоящая, делаем операцию «понарошку» и т.п.), и обязательно предупреждать, чтоб дома ничего не пытались повторить сами. Для учащихся начальной школы встреча может продолжаться 25–30 мин.

Сценарий «Дня открытых дверей»
для воспитанников детского сада

Учитель. Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня вы пришли в самый удивительный кабинет нашей школы. Ведь те, кто изучает химию, становятся немножко волшебниками. После уроков ребята выращивают кристаллы (ученик-ассистент демонстрирует лучшие экземпляры кристаллов), изготавливают свечи, которые горят разноцветным пламенем (демонстрирует), делают краски и рисуют ими (показывает рисунки). Кроме этого, ребята умеют еще очень многое и свои любимые опыты покажут вам.

1-й ученик. Сегодня я покажу вам настоящую радугу. В семь одинаковых пробирок добавлю вот это волшебное вещество. А вы называйте мне цвет, который при этом получается. (Ученик добавляет универсальный индикатор в растворы кислоты, хлорида алюминия, в дистиллированную воду, водопроводную воду, в растворы дигидрофосфата натрия, гидрофосфата натрия, гидроксида натрия.)

А сейчас я добавлю бесцветный раствор вот в эти пробирки с малиновым раствором. Что вы видите? (К подкисленному, нейтральному и щелочному растворам перманганата калия добавляет сульфит калия.)

Учитель. А я покажу опыт, который мы назвали «Химический дракон». К белому порошку в стеклянном сосуде добавляю самую главную для химиков серную кислоту. (Сахар в цилиндре обугливается и поднимается вверх по цилиндру, процесс сопровождается выделением паров воды.)

2-й ученик. Ребята, а вы любите летом посидеть у фонтана? Мы тоже любим, но жаль, что сейчас не лето, да и фонтана рядом нет. Хотя, если знаешь химию, то нет ничего невозможного. (К кристаллизатору, наполненному водой с добавлением фенолфталеина, подносит колбу, заполненную аммиаком и закрытую пробкой со вставленной в нее длинной пипеткой. Колбу переворачивает, опуская пипетку в кристаллизатор. Вода поднимается по пипетке, заполняет колбу, цвет фенолфталеина меняется.)

3-й ученик. А сейчас вы увидите несколько волшебных превращений в одной пробирке. (Поочередно в большую пробирку добавляет растворы хлорида железа(III), карбоната натрия, соляной кислоты, роданида калия, фторида натрия, гидроксида натрия, сульфида натрия. Сначала выпадает кирпично-красный осадок, затем он растворяется, образуется прозрачный раствор, который при добавлении роданида калия окрашивается в кроваво-красный цвет. После добавления фторида натрия окрашивание пропадает. При добавлении щелочи выпадает кирпично-красный осадок, а в конце образуется осадок черного цвета.)

1-й ученик. Подумаешь, я могу еще лучше . (Добавляет поочередно в большую пробирку с раствором сульфата меди(II) карбонат натрия, соляную кислоту, йодид калия, тиосульфат натрия, раствор аммиака, 3? %-й раствор пероксида водорода, сульфид натрия. Сначала в голубом растворе образуется бирюзовый осадок, при добавлении кислоты осадок растворяется, выделяется газ. После добавления йодида калия появляется осадок, меняющий свой цвет с желтого до коричневого. После добавления тиосульфата натрия осадок становится белым, затем образуется ярко-синий раствор, который «вскипает» при добавлении пероксида водорода. И в конце опять появляется осадок черного цвета.)

2-й ученик. Ребята, а вы любите фотографироваться? Сейчас я вас сфотографирую. Посмотрите на этот листок внимательно. Самый внимательный на нем и получится. Фотографию необходимо проявить. (Сбрызгивает лист из пульверизатора.) Кто у нас получился? (На листе раствором щелочи нарисована рожица, в пульверизаторе раствор фенолфталеина.)

3-й ученик. Кто из вас самый смелый? О, как много! Ну тогда подходите, я вас резать буду. Что, нет желающих? (Если никто из детей не решится, «операцию» проводят на одном из демонстраторов.) Ассистент, дайте йод. (Ученик подает раствор хлорида железа(III).) Чтобы было все стерильно, йодом смажем мы обильно (обмакивает вату в раствор и смачивает руку). Скальпель! При каждой операции нужна стерилизация (обмакивает скальпель в раствор роданида калия, подносит к руке и аккуратно проводит). Вот видите, какой молодец! Кровь течет, а он улыбается. Сейчас вылечим (протирает руку ватой, смоченной раствором тиосульфата натрия). Вот видите, от разреза – ни следа .

1-й ученик. А сейчас мы устроим настоящий праздничный салют в честь вашего прихода. (В пробирки с мелом ученики добавляют раствор соляной или серной кислот и закрывают пробками. Пробок должно быть несколько для каждой пробирки. Когда вылетает одна, закрывают пробирку следующей пробкой и т.д. Пробки лучше брать пластмассовые.)

2-й ученик. В заключение мы покажем вам наш любимый опыт «Извержение вулкана». (Поджигает дихромат аммония, насыпанный на металлический лист.)

3-й ученик. Наша встреча окончена. Но мы с вами прощаемся ненадолго. Пока вы учитесь в начальных классах, будете постоянными гостями в нашем кабинете. А когда подрастете, то, возможно, и сами будете показывать опыты малышам.

«День открытых дверей»
для учащихся начальной школы

Занимательные опыты

1. «Волшебный сосуд» . В начале мероприятия в эксикатор на дно наливают немного раствора аммиака и помещают туда цветы, которые постепенно изменяют свой цвет.

2. «Необычный металл». Небольшой кусочек натрия с помощью пинцета помещается в воду с фенолфталеином.

3. «Несгораемый платок». Предварительно увлажненный платок смачивают в этиловом спирте. Один ученик держит платок пинцетом, второй поджигает.

4. «Фейерверк». В ступке растирают натрий с серой, смесь воспламеняется и горит с разбрызгиванием искр.

5. «Дым без огня». Один цилиндр смочен концентрированной соляной кислотой, второй – аммиаком, оба прикрыты стеклами. Цилиндры подносят друг к другу, убирают стекла. Густой белый дым заполняет сосуды.

6. «Таинственные письмена» . Заранее насыщенным раствором нитрата калия на лист наносится рисунок и подсушивается. Линии не должны пересекаться и прерываться. Поджигают начало контура рисунка. Огонь распространяется по линии, и рисунок проступает.

7. «Жар-птица» . В фарфоровую чашку с этиловым спиртом помещают кристаллы хлоридов меди, лития, стронция, кальция, натрия. Поджигают спирт: соли окрашивают пламя в разные цвета. Опыт лучше выглядит при затемнении.

8. «Старик Хоттабыч» . В фарфоровую чашку помещают 0,3 г порошка алюминия и 4 г йода. Содержимое растирают, пестиком добавляют каплю воды, которая является катализатором реакции. Образуется коричнево-фиолетовый дым. Опыт следует проводить в вытяжном демонстрационном шкафу.

9. «Огонь без спичек» . На стальной лист помещают 0,3 г перманганата калия, смачивают концентрированной серной кислотой, вокруг горкой насыпают древесные опилки. Сверху капают этиловый спирт. Происходит самовозгорание.

10. «Золотой дождь» . Предварительно из ацетата свинца и йодида калия в пробирке получают желтый осадок йодида свинца. Добавляют к осадку уксусную кислоту и нагревают до исчезновения осадка. При демонстрации опыта пробирку с раствором опускают в стакан с холодной водой. Выпадают красивые чешуйчатые кристаллы.

11. «Химические водоросли». Заранее в раствор силикатного клея добавляют соли железа, меди, никеля, кобальта, хрома и других окрашенных солей.

12. «Мармелад». К раствору силикатного клея добавляют фенолфталеин и соляную кислоту. В пробирке образуется твердый гель кремниевой кислоты, похожий на желе или мармелад, переворачивают пробирку, содержимое не выливается.

13. «Песчаные змеи» . На стальной лист насыпают небольшую горку из песка, внутрь помещают таблетку сухого горючего, сверху – таблетку норсульфазола. Поджигают сухое горючее. Из песка «выползает» огромная черная «змея».

Рекомендуем почитать

Наверх