На острие военно-кадровой политики. Горемыкин: Не всегда целесообразно создавать новые военные кафедры Служил ли в фсб горемыкин виктор петрович

Биология 04.04.2024

Без эффективной, хорошо организованной и слаженно действующей структуры, отвечающей за работу с кадрами, немыслимы ни одна организация, ни одно ведомство. В Министерстве обороны России вопросам кадрового обеспечения Вооружённых Сил уделяется приоритетное внимание. Ключевая роль на этом направлении принадлежит Главному управлению кадров - коллективу истинных профессионалов, обладающих соответствующим служебным опытом и большим арсеналом знаний по всему спектру вопросов в сфере своей ответственности.
История Главного управления кадров - как слепок с биографии страны, отражение всех знаковых этапов в развитии и становлении Вооружённых Сил нашего Отечества. В поле зрения специалистов военно-кадровой работы всегда находились актуальные вопросы, связанные с подготовкой и комплектованием кадрового состава армии и флота. Главное управление кадров Министерства обороны России и сегодня находится на острие основных мероприятий, направленных на качественное преобразование Вооружённых Сил страны. Успешно реализуя поставленные руководством страны и Министерством обороны РФ задачи в области укрепления кадрового потенциала Российской армии и флота, коллектив Главного управления кадров вносит весомый вклад в повышение обороноспособности государства.
О зарождении, этапах становления и современном состоянии военно-кадровой работы рассказывает начальник Главного управления кадров Министерства обороны Российской Федерации генерал-полковник Виктор Петрович ГОРЕМЫКИН.

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА. Генерал-полковник Горемыкин Виктор Петрович, начальник Главного управления кадров Министерства обороны Российской Федерации, родился 4 февраля 1959 года в селе Кормовое Серебряно-Прудского района Московской области. Окончил Челябинское высшее танковое командное училище (1980), Академию Федеральной службы контрразведки Российской Федерации (1994), Российскую академию государственной службы при Президенте Российской Федерации (2001).
В Главном управлении кадров Министерства обороны Российской Федерации проходит военную службу с 2000 года. С апреля 2009 года – начальник Главного управления кадров Минобороны России. Награждён орденами Мужества, «За заслуги перед Отечеством» IV степени. Заслуженный военный специалист Российской Федерации.

Главный кадровый орган Вооружённых Сил государства
в разное время возглавляли:

Генерал-лейтенант (старой армии) Алексей Петрович Архангельский (первая половина 1918 г.).
Н.Н. Сиверс (первая половина 1918 г.)
Генерал-лейтенант (ст. армии) Семён Андреевич Сухомлин (май 1918 г. – август 1919 г.)
Полковник (ст. армии) Николай Александрович Мучник (октябрь 1919 г. – август 1920 г.)
Капитан (ст. армии) Сергей Георгиевич Шах-Тахтинский (август 1920 г. – февраль 1921 г., сентябрь 1922 г. – январь 1924 г.)
Александр Владимирович Стрельбицкий (февраль–август 1921 г.)
Валериан Романович Бородулин (август 1921 г. – февраль 1922 г.)
Поручик (ст. армии) Николай Евгеньевич Пауфлер (февраль–сентябрь 1922 г.)
Подпоручик (ст. армии), комкор (1935 г.) Николай Александрович Ефимов (январь 1924 г. – декабрь 1926 г.)
Комкор (1936 г.) Николай Владимирович Куйбышев (декабрь 1926 г. – январь 1928 г.)
Комкор (1935 г.) Илья Иванович Гарькавый (январь 1928 г. – апрель 1930 г.)
Комкор (1935 г.) Михаил Васильевич Калмыков (апрель–ноябрь 1930 г.)
Прапорщик (ст. армии), комдив (1935 г.) Сергей Михайлович Савицкий (ноябрь 1930 г. – декабрь 1934 г.)
Комкор (1935 г.) Борис Миронович Фельдман (декабрь 1934 г. – апрель 1937 г.)
Армейский комиссар 2 ранга Антон Степанович Булин (апрель–август 1937 г.)
Армейский комиссар 1 ранга генерал-полковник (1942 г.) Ефим Афанасьевич Щаденко (ноябрь 1937 г. – декабрь 1940 г.)
Генерал-майор (1946 г. – генерал-лейтенант) Александр Дмитриевич Румянцев (декабрь 1940 г. – апрель 1943 г.)
Генерал-полковник (1961 г. – Маршал Советского Союза) Филипп Иванович Голиков (апрель 1943 г. – сентябрь 1950 г.)
Генерал-лейтенант (1955 г. – генерал-полковник) Иван Терентьевич Коровников (октябрь 1950 г. – январь 1951 г.)
Генерал-полковник Алексей Сергеевич Желтов (январь 1951 г. – апрель 1953 г.), Герой Советского Союза.
Генерал-полковник Фёдор Федотович Кузнецов (апрель 1953 г. – май 1957 г.)
Генерал-полковник (1968 г. – генерал армии) Афанасий Павлович Белобородов (май 1957 г. – март 1963 г.), дважды Герой Советского Союза.
Генерал-полковник (1968 г. – генерал армии) Иосиф Ираклиевич Гусаковский (март 1963 г. – октябрь 1970 г.), дважды Герой Советского Союза.
Генерал-полковник (1975 г. – генерал армии) Александр Терентьевич Алтунин (октябрь 1970 г. – июль 1972 г.), Герой Советского Союза.
Генерал-полковник (1975 г. – генерал армии) Иван Николаевич Шкадов (июль 1972 г. – январь 1987 г.), Герой Советского Союза.
Генерал армии (1990 г. – Маршал Советского Союза) Дмитрий Тимофеевич Язов (январь–май 1987 г.)
Генерал армии Дмитрий Семёнович Сухоруков (июль 1987 г. – июль 1990 г.)
Генерал-полковник (1991 г. – генерал армии) Виктор Фёдорович Ермаков (июль 1990 г. – сентябрь 1991 г.)
Генерал-лейтенант (1991 г. – генерал-полковник) Юрий Николаевич Родионов (сентябрь 1991 г. – август 1992 г.)
Генерал-лейтенант (1993 г. – генерал-полковник) Евгений Васильевич Высоцкий (сентябрь 1992 г. – октябрь 1996 г.), Герой Советского Союза.
Генерал-лейтенант (1996 г. – генерал-полковник) Григорий Павлович Касперович (октябрь 1996 г. – июль 1997 г.)
Генерал-лейтенант (декабрь 1997 г. – генерал-полковник) Илья Григорьевич Панин (июль 1997 г. – апрель 2001 г.)
Генерал-полковник Иван Иванович Ефремов (апрель 2001 г. – июль 2001 г.)
Генерал-полковник (с 2004 г. – генерал армии) Николай Александрович Панков (июль 2001 г. – октябрь 2004 г.)
Генерал-полковник Михаил Георгиевич Вожакин (октябрь 2004 г. – апрель 2009 г.)
Генерал-полковник Виктор Петрович Горемыкин (с апреля 2009 г. – по настоящее время).

ПРООБРАЗ будущих военных кадровых органов Российской армии, призванных вести повседневную работу, направленную в значительной мере на повышение заинтересованности военных профессионалов в добросовестном исполнении служебных обязанностей, сложился к 30-м годам XVII века. Вместе с тем подчеркнём, что подобного рода структуры возникли ещё в Московском государстве, когда зарождалась и сама армия, берущая начало от отдельных отрядов и княжеских дружин. Необходимо было вести учёт воинов, распределять их по полкам, увольнять со службы, поощрять, а за проступки - наказывать, разыскивать беглых солдат, решать иные задачи. Для исполнения этих обязанностей требовались сначала писари, а в последующем должностные лица, владеющие грамотой и навыками рационального использования людского материала, в первую очередь командного состава. Объём работы значительно увеличивался, когда начиналась подготовка к военной кампании.
Во времена царствования Ивана Грозного и вплоть до реформ Пётра I эту работу выполнял Разрядный приказ (Разряд), который ведал «служилыми людьми», то есть лицами, состоявшими на государственной, в том числе военной, службе. Первое упоминание о Разрядном приказе относится к 1531 году. Распоряжения русского правительства о ежегодных назначениях на военную, гражданскую и придворную службу заносились в разрядные книги. Фактически эти книги являлись одними из первых документов Российского государства, имеющих отношение к кадровой политике.
Одним из недостатков существовавшей в то время системы было то, что назначения на военные должности осуществляли дьяки - люди, слабо знакомые с военным делом и к тому же не имеющие возможности оценить поведение назначенных в бою. И всё же военное руководство, несмотря на очевидные недостатки, среди которых едва ли не самым существенным было отсутствие надлежащего контроля и чётких правил ответственности должностных лиц, сумело создать военно-административные учреждения, в том числе и кадровые, заложило базу для их последующего совершенствования. Именно на этой основе Пётр I проводил реформы первой четверти XVIII века, круто изменившие организацию, структуру, функции и полномочия органов военного управления. Наряду с созданием регулярной армии и флота было централизовано руководство всей военной организацией, что способствовало упорядочению и развитию работы с военными кадрами. Приказы получили другие названия, стали подчиняться лицам, в наибольшей степени пользовавшимся доверием государя. Изменилась и их организационно-штатная структура.
В феврале 1711 года Пётр I подписал указ об учреждении Правительствующего Сената, и с этого момента приказы передали свои полномочия в ведение сенатской Военной канцелярии при Правительствующем Сенате. Особое внимание в ходе военных реформ Пётр I придавал формированию офицерского корпуса, который составлял в войсках особый класс «начальных людей» и являлся основным объектом для работы кадровых служб. Офицерский корпус комплектовался преимущественно из дворянских детей, которые до получения офицерского чина обязаны были постигать азы воинской службы в полках гвардии (Преображенском и Семёновском) рядовыми и унтер-офицерами. И лишь после нескольких лет службы нижними чинами они получали возможность быть произведёнными в обер-офицеры.
В целях обеспечения русской армии достаточным числом хорошо подготовленных офицеров Пётр I с первых дней строительства регулярной армии обратил особое внимание на создание военных школ. За короткое время были созданы артиллерийские, инженерные, мореходные и другие школы, в которых начали готовить офицерские кадры. Безусловно, это было лишь началом формирования военно-учебных заведений. За всю вторую половину XVIII века военные школы подготовили для войск лишь около 3 тысяч офицеров.
ПётрI реформировал центральное военное управление: создал в 1717 году систему коллегий, которые отличались от приказов коллективным обсуждением и решением вопросов, единообразием организационного устройства и делопроизводства, более чётко очерченной компетенцией. Так, в 1718 году вместо Военной канцелярии была учреждена Военная коллегия как орган центрального управления войсками. Она отвечала за устройство и образование войск, ведала вопросами комплектования, службы и инспектирования войск, выдавала патенты на воинские чины, занималась распределением и увольнением офицеров, а также решением других вопросов кадровой службы.
Тогда же были введены единая система воинских званий западноевропейского типа и твёрдые основы прохождения службы, закреплённые в Табели о рангах. Теперь в основу службы и чинопроизводства была положена не родовитость, а личные способности, образование, опыт и храбрость. Кроме того, обеспечивалась возможность производства в офицеры выходцев из низших сословий. Все получившие на службе низший офицерский чин становились потомственными дворянами.
С созданием в 1802 году Военного министерства Военная коллегия первоначально вошла в его состав как главный орган, а в 1812 году кадровая работа была передана в ведение Инспекторского департамента, который «заведовал... личным составом армии, её комплектованием... и призрением (социальным обеспечением) воинских чинов и их семейств». С реорганизацией Военного министерства, проведённой в 1832 году по плану императора Николая I, Инспекторский департамент перешёл в непосредственное подчинение военного министра, который наряду с другими вопросами теперь отвечал и за работу с кадрами, а по делам департамента предусматривался доклад императору. Это означало, что император рассматривал работу с военными кадрами как одну из наиболее значимых сфер военного управления.
Развитие военного искусства в период Наполеоновских войн и создание массовых армий потребовали увеличения численности русской армии, что в свою очередь привело к расширению сети кадетских корпусов, ставших основой системы военно-учебных заведений России. В то же время рост промышленного производства, развитие транспорта и связи потребовали новых подходов к решению проблем организации военного управления, мобилизации и снабжения войск. Поражение России в Крымской войне послужило катализатором военных реформ 1862–1874 годов. В связи с этим произошли радикальные изменения в системе военного управления, подготовки и обучения кадров.
В ходе указанных реформ совершенствовалась и организационная структура кадровых органов. В 1865 году Инспекторский департамент был объединён с Главным управлением Генерального штаба. В ведении новой структуры находились вопросы комплектования войск, производства и увольнения офицеров, надзор за состоянием войск в строевом отношении, учёт личного состава, определявшего военную силу государства.
Поражение России в русско-японской войне 1904–1905 годов выявило ряд серьёзных проблем в военной организации государства, в том числе в подготовке офицерского корпуса. Свои коррективы в систему подготовки командных кадров внесла и Первая мировая война. Армии необходима была не только высокопрофессиональная подготовка офицерского корпуса, но и весьма значительное увеличение его численного состава. В целом в годы Первой мировой войны система кадровых органов военного ведомства с поставленными перед ней задачами справилась.
ФЕВРАЛЬСКАЯ, а затем и Октябрьская революции 1917 года, по сути, привели к слому старой военной машины. Это в свою очередь вызвало определённые трудности в деле строительства Красной Армии. Кадровые вопросы решались в течение некоторого времени своеобразно: командиры не назначались военным руководством, а избирались красноармейцами. Но уже в апреле 1918 года ВЦИК принял декрет «О порядке замещения должностей в Рабоче-Крестьянской Красной Армии», которым выборность командного состава отменялась.
24 мая 1918 года в результате реорганизации структур бывшего Главного штаба старой армии было сформировано Управление по командному составу Всероссийского Главного штаба со штатом 526 человек, правопреемником которого и является Главное управление кадров Министерства обороны Российской Федерации в его нынешнем виде.
В конце 1920-х и в 1930-е годы в ходе военных преобразований многое менялось и в органах военного управления. Главный кадровый орган армии носил наименования: командное управление РККА, управление по начальствующему составу РККА при НКО СССР, с 1940 года - Управление кадров Красной Армии, а с первых месяцев Великой Отечественной войны - Главное управление кадров НКО. Менялись его задачи, но основополагающие принципы подбора и расстановки кадров оставались неизменными.
Армия и флот оснащались более совершенной боевой техникой и вооружением. Соответственно, вносились изменения и в кадровую работу. Она становилась более конкретной, целенаправленной и плодотворной. Подтверждением тому - подготовка квалифицированных офицеров всех видов и родов войск, принятие действенных мер для повышения авторитета командных кадров. В результате большой работы были созданы необходимые предпосылки, прежде всего материальные, которые позволили Советскому Союзу и его армии выдержать испытания Великой Отечественной войны и одержать победу.
В дальнейшем, в годы строительства Вооружённых Сил, кадровая работа имела целью совершенствование организационной структуры армии и флота, а также подготовку и воспитание военных кадров. Поскольку развитие вооружения и военной техники в послевоенные годы шло бурными темпами, требования к офицерским кадрам росли и руководство Вооружённых Сил обращало большое внимание на дальнейшее повышение уровня подготовки, подбора и воспитания руководящего состава армии и флота, улучшение стиля его работы, укрепление единоначалия.
В современных условиях задача умелого и рационального использования кадрового ресурса в Вооружённых Силах Российской Федерации остаётся весьма актуальной. Это требует высоких профессиональных и нравственных качеств от всего коллектива Главного управления кадров. Наличие богатого служебного опыта, прочных деловых навыков позволяют офицерам и гражданскому персоналу ГУК оперативно и качественно выполнять поставленные перед ними задачи.
К их числу на современном этапе относятся:
- формирование и проведение кадровой политики в Вооружённых Силах;
- организация прохождения военной службы военнослужащими по контракту;
- планирование, организация и контроль комплектования Вооружённых Сил военнослужащими по контракту;
- организация поступления граждан на государственную гражданскую службу, её прохождения и прекращения;
- организация кадрового обеспечения замещения должностей работников;
- организация работы с гражданами, имеющими воинское звание офицера, пребывающими в запасе Вооружённых Сил;
- перспективное и текущее планирование подготовки и накопления офицеров запаса;
- общее руководство военной подготовкой граждан в учебных военных центрах, на факультетах военного обучения и военных кафедрах при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования;
- организация работы по награждению военнослужащих и гражданского персонала и вручению им государственных наград Российской Федерации и ведомственных знаков отличия Министерства обороны РФ;
- организация кадрового обеспечения мероприятий международного военного и военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями;
- организация выезда из Российской Федерации военнослужащих и гражданского персонала;
- организация оказания иностранным государствам услуг по подготовке национальных военных кадров и технического персонала;
- профилактика коррупционных и иных правонарушений;
- организация и ведение персонального и статистического учёта офицеров, проходящих военную службу по контракту, и офицеров запаса, учёта военнослужащих по личным номерам, персонального и статистического учёта гражданского персонала.
В рамках перечисленных задач у Главного управления кадров Минобороны России существует ещё и множество иных функций. Перечислить все сложно, поэтому ограничимся наиболее важными, относящимися, в частности, к вопросам формирования и проведения кадровой политики в Вооружённых Силах:
- участие в разработке и реализации Концепции и Плана строительства Вооружённых Сил Российской Федерации;
- подготовка проектов нормативных правовых актов по вопросам прохождения государственной службы, регулирования трудовых отношений с работниками воинских частей и организаций, а также по организации работы с гражданами, имеющими воинское звание офицера, пребывающими в запасе Вооружённых Сил;
- рассмотрение обращений граждан и организаций, касающихся работы с военнослужащими по контракту и гражданским персоналом, поступивших в Главное управление кадров;
- формирование государственного заказа по закреплённым направлениям деятельности.
Отметим, что работа Главного управления кадров опирается на богатый опыт и строится с учётом перемен, происходящих в Вооружённых Силах и в стране в целом. Сегодня кадровая работа включает в себя две основные составляющие, назовём их научно-теоретическая и практическая. Научно-теоретическая составляющая - это разработка концепций, положений, формирование законодательной и нормативной правовой базы для обеспечения прохождения военной службы офицерами и другими категориями военнослужащих. В свою очередь практическая составляющая включает в себя все текущие задачи кадровой работы.
На некоторых аспектах кадрового обеспечения всех категорий военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, как практической составляющей кадровой работы, остановимся подробнее.
С начала формирования нового облика Вооружённых Сил (с октября 2008 года) по настоящее время директивами Генерального штаба штатная численность офицерских должностей была уменьшена почти в два раза. В настоящее время укомплектованность войск офицерами поддерживается на уровне, обеспечивающем выполнение задач по предназначению, - от 95 до 100 процентов.
С 2009 года введена ежегодная аттестация всего офицерского состава, а с 2011 года - аттестация всех военнослужащих рядового и сержантского состава, проходящих военную службу по контракту. По итогам аттестации составлены планы реализации решений, которые в настоящее время выполняются.
В 2008–2009 годах была разработана и внедрена система территориального перевода офицеров к новому месту службы - ротация офицерских кадров. За три последних года переведены к новым местам службы более 105,1 тысячи человек.
С начала 2012 года на кадровые органы возложено кадровое обеспечение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на должностях солдат, матросов, сержантов и старшин. Для практической реализации новой задачи выстроена управленческая вертикаль: Главное управление кадров Минобороны России - отделы по работе с военнослужащими по контракту управлений кадров военных округов - пункты отбора на военную службу по контракту. Такие пункты созданы и функционируют в субъектах Российской Федерации.
НУЖНО подчеркнуть, что в кадровой работе важное место занимают вопросы стимулирования личного состава, в том числе награждения. Работа в этом направлении организована так, чтобы военнослужащие были по достоинству оценены за заслуги перед Родиной, чтобы государственные награды были предметом гордости и активно «работали» на дальнейшее повышение престижа военной службы, способствовали укреплению офицерского корпуса страны.
В конце апреля 2013 года министр обороны России генерал армии Сергей Шойгу побывал на Ашулукском военном полигоне (Астраханская область), где проходило учение ВВС и ПВО по отработке совместных действий по борьбе с вероятным агрессором. Министр обороны дал высокую оценку деятельности офицеров подразделений, участвовавших в учении, и лично вручил награды наиболее отличившимся из них.
Нельзя не отметить, что в последние годы впервые в новейшей истории России за успешное выполнение боевых заданий государственных наград удостоено 5 соединений и воинских частей. Орден Кутузова появился на Боевых Знамёнах 45-го отдельного гвардейского полка специального назначения Воздушно-десантных войск и 393-й авиационной базы армейской авиации. Орденом Жукова отмечены 10-я отдельная бригада специального назначения и 201-я Гатчинская дважды Краснознамённая военная база. Тяжёлый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий» награждён орденом Нахимова.
Все награды соединениям и воинским частям вручались лично Президентом Российской Федерации. Грамотами Верховного Главнокомандующего Вооружёнными Силами РФ награждены Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище имени Героя Советского Союза генерала армии В.Ф. Маргелова и 154-й отдельный комендантский полк.
Приведённые примеры лишь часть из тех моментов, когда высшее военное руководство страны смогло воочию убедиться в качестве работы по подбору и расстановке командных кадров, реально оценить их боевую выучку, деловые и морально-психологические качества.
Необходимо также отметить, что за последнее время воинским соединениям возвращаются почётные наименования. Первыми этой высокой чести удостоились Преображенский и Семёновский полки. Возрождены (с передачей всех почётных наименований и наград) 2-я гвардейская мотострелковая Таманская ордена Октябрьской Революции, Краснознамённая, ордена Суворова дивизия и 4-я гвардейская танковая Кантемировская ордена Ленина, Краснознамённая дивизия имени Ю.В. Андропова.
Многое делается и в плане поиска участников Великой Отечественной войны и других боевых действий, которым по каким-то причинам не были вручены заслуженные ими награды. К настоящему времени установлены более 4,3 тысячи ветеранов либо их родственников, которым вручено (передано для хранения как память) более 4,6 тысячи орденов и медалей СССР. В настоящее время розыск указанной категории граждан продолжается по обращениям, а розыск фронтовиков, кроме того, ведётся с использованием общедоступного электронного банка наградных документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов». Нельзя не подчеркнуть, что при создании указанного ресурса в течение 2010–2011 годов была проведена экспертиза более 17,5 тысячи наградных листов времён Великой Отечественной войны.
В 2011 году в основном завершён процесс награждения государственными наградами участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Всего по представлению Минобороны России по этому направлению награждены 58 тысяч человек.
ВОЗВРАЩАЯСЬ к рассказу о деятельности Главного управления кадров на современном этапе, необходимо подчеркнуть, что в этой деятельности произошло много перемен в связи с появлением новых задач и функций. Пересмотрены подходы к решению кадровых вопросов, разрабатываются и активно внедряются новые кадровые технологии, методы и способы решения задач. В связи с этим повысились требования и непосредственно к офицерам Главного управления кадров Минобороны России, на чьих плечах лежит основная повседневная деятельность управлений и отделов. Практически все они прошли хорошую армейскую или флотскую школу, имеют большой опыт службы в войсках. Многие до назначения в Главное управление кадров командовали полками, кораблями, занимали ответственные должности в штабах, служили в управлениях кадров видов Вооружённых Сил, военных округов, флотов. За плечами подавляющего большинства офицеров - военные академии, высшие военные училища. Многие имеют государственные награды, учёные степени и звания. Пример качественного выполнения своих должностных обязанностей показывают полковники И.А. Белявский, А.С. Кузьмин, А.А. Воробьёв, В.В. Свирида, Л.И. Пракопович, С.В. Чунов, К.И. Ладыка, Д.Ю. Бескровнов, С.Н. Харламов, А.А. Шепеленко, В.Г. Никифоров, А.А. Кирдей, М.А. Дмитриев, А.В. Руг, О.П. Терентьев, И.С. Науменко, А.А. Сувернев, А.В. Яренко, С.В. Чернышов, В.П. Терентьев, И.И. Мингалёв, В.И. Снежко, В.Б. Ёркин, капитаны 1 ранга А.П. Богданов, А.В. Кулабухов, подполковник А.Ю. Исаков.
Накопленный опыт, деловые качества позволяют офицерам Главного управления кадров оперативно и эффективно выполнять поставленные перед ними задачи, передавать накопленный опыт офицерам подчинённых кадровых органов.
Нельзя не отметить также и наш гражданский персонал. Среди тех, кто вносит достойный вклад в решение стоящих перед Главным управлением кадров задач, - И.В. Мануилова, И.О. Розенблюм, В.В. Серебряков, В.В. Романов, А.Ю. Морозов, О.Н. Костюк, А.А. Львова, Л.Л. Валеева, В.Е. Сиваш, Л.Н. Карасёва, С.В. Егорова.
Добрых слов заслуживает деятельность ветеранской организации Главного управления кадров Минобороны России. Мы всегда прислушиваемся к мнению наших уважаемых ветеранов. В марте 2013 года состоялось очередное заседание совета ветеранов ГУК Минобороны РФ. Несмотря на возраст, в процессе совершенствования кадровой работы в Вооружённых Силах активно участвуют генерал армии В.Ф. Ермаков, генерал-полковники И.Г. Панин, А.К. Миронов, Ю.Н. Родионов, генерал-лейтенанты В.П. Брюхов, А.Г. Шеенков, А.Т. Авилов, Н.М. Васильев.
Переход Вооружённых Сил России на трёхуровневую систему управления вызвал соответствующие изменения и в общей схеме построения кадровой работы в войсках (силах). Сегодня кадровые органы представлены на трёх уровнях общей системы управления Вооружённых Сил:
- в соединениях (бригадах, дивизиях и им равных);
- в объединённых стратегических командованиях (военных округах);
- Главное управление кадров Министерства обороны Российской Федерации.
С учётом масштабов решаемых задач и объёмов работы на базе Главного управления кадров в 2012 году создан Единый кадровый орган Минобороны России, в зону ответственности которого вошло кадровое обеспечение всех категорий военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и гражданского персонала Вооружённых Сил. В связи с этим организационная структура Главного управления кадров Министерства обороны России, неоднократно менявшаяся за истекшие годы, в настоящее время включает в себя девять управлений:
- первое управление (офицеров ОСК);
- второе управление (организационно-плановое и комплектования);
- третье управление (награждений и загранработы);
- четвёртое управление (военнослужащих, проходящих военную службу по контракту);
- пятое управление (офицеров видов, родов войск);
- шестое управление (органов военного управления, подчинённых министру обороны РФ и его заместителям, и вузов);
- управление государственной гражданской службы;
- управление (по регулированию трудовых отношений);
- управление (военного образования).
Деятельность ГУК невозможно также рассматривать в отрыве от не входящего непосредственно в его состав Управления учёта военнослужащих (Главного управления кадров Министерства обороны Российской Федерации).

Основные усилия в кадровой работе 1-го управления, которое возглавляет генерал-майор Сергей Анатольевич Батюшкин, направлены на обеспечение требуемого уровня укомплектованности объединений, соединений и воинских частей военных округов профессиональными кадрами, проходящими военную службу по контракту на воинских должностях, подлежащих комплектованию всеми категориями военнослужащих. Укомплектованность войск и сил военных округов офицерами, а также другими категориями военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, поддерживалась и поддерживается на уровне, обеспечивающем выполнение задач по предназначению.
Кроме того, 1-м управлением в соответствии с Указом Президента РФ от 2012 года № 1653 проводится работа по формированию федерального кадрового резерва на 2013–2015 годы и выработке системы подготовки включённых в него должностных лиц. В основу подбора кандидатов в федеральный кадровый резерв положен принцип отбора офицеров, соответствующих определённым квалификационным требованиям и обладающих необходимыми профессиональными и личностными качествами к назначению на высшие воинские должности, подлежащие замещению высшими офицерами с учётом текущей и перспективной потребности в замещении этих должностей.
Немалое внимание уделяется формированию ведомственного кадрового резерва. Его база - кандидаты на основные командно-штабные должности от командира батальона и выше.
В рамках реализации программы противодействия коррупции и профилактики коррупционных и иных правонарушений 1-е управление ведёт сбор и размещение на официальном сайте Минобороны России сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера военнослужащих и федеральных государственных гражданских служащих военного ведомства, должности которых подвержены коррупционным рискам. Кроме того, проведена огромная работа по сбору, обработке и заведению в информационные системы персональных данных и финансово-значимой информации о надбавках и иных денежных выплатах на всех военнослужащих военных округов.
В основе деятельности 2-го управления , которым руководит генерал-майор Юрий Петрович Бобров, лежит совершенствование законодательной и нормативной базы прохождения военной службы. На протяжении последних лет мероприятия в этой сфере проводились особенно активно: были подготовлены проекты целого ряда федеральных конституционных, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, вносящих изменения и регламентирующих правовые основы военной службы по контракту. Именно Главное управление кадров Министерства обороны России принимает участие в качестве соисполнителя в совершенствовании нормативной правовой базы по вопросам государственных гарантий и компенсаций, социальной защиты военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.
Важнейшая составляющая работы 2-го управления - вопросы комплектования Вооружённых Сил офицерскими кадрами. Возобновлена разработка планов комплектования офицерами Вооружённых Сил в целом, а также видов и родов войск, военных округов (флотов) до объединений и соединений включительно. Планы предусматривают использование всех имеющихся источников комплектования. При планировании в полной мере применяется наработанный в предыдущие годы опыт использования по служебному предназначению выпускников вузов. В прошлом году проведённый заблаговременно и интенсивно комплекс мероприятий позволил назначить выпускными приказами на офицерские должности 76 процентов лейтенантов. Серьёзное внимание уделено перспективному планированию восполнения потребности войск. При планировании комплектования вузов Минобороны России переменным составом на 2013 год учтены не только нормативные параметры набора под штатную численность офицерских должностей Вооружённых Сил, но и факторы, определяющие дополнительную потребность.
Неотъемлемая часть кадровой работы в армии и на флоте - награждения. За этот участок в Главном управлении кадров Минобороны России отвечает 3-е управление , которое возглавляет полковник Анатолий Витальевич Руг. С 2008 года за мужество и отвагу, проявленные при исполнении воинского долга, отличия в ходе учений, несения боевого дежурства (службы), за заслуги в укреплении обороноспособности страны и высокие показатели в служебной и трудовой деятельности государственными наградами Российской Федерации отмечены свыше 12 тысяч военнослужащих и лиц гражданского персонала. Значительная их часть получила награды за мужество и героизм, проявленные в ходе операции по принуждению Грузии к миру, при ведении боевых действий по ликвидации незаконных вооружённых формирований на территории Северо-Кавказского региона, за участие в походах кораблей, учениях войск и сил флота. 49 человек были отмечены званием Героя Российской Федерации, в том числе 17 - посмертно. Ведомственными знаками отличия Министерства обороны РФ отмечены 404,7 тысячи человек.
Специалисты названного управления также отвечают за подбор и оформление кандидатов для работы за границей в качестве советников, преподавателей, сотрудников аппаратов, загранпредставительств и других структур, осуществляющих непосредственное военное и военно-техническое сотрудничество в странах пребывания. Также ведётся подбор и организуется подготовка военнослужащих для участия в международных миссиях и операциях ООН по поддержанию мира в соответствии с принятыми на себя российской стороной международными обязательствами. Важное место в деятельности управления занимает подготовка национальных военных кадров и технического персонала иностранных государств. Отдельное направление работы - оказание услуг по подготовке иностранных специалистов из состава экипажей и боевых расчётов кораблей, подводных лодок, самолётов, вертолётов, зенитных ракетных комплексов, ракетно-артиллерийской и бронетанковой техники, поставляемых в иностранные государства.
4-м управлением Главного управления кадров Минобороны России, возглавляемым генерал-майором Евгением Владимировичем Кучинским, реализована на практике чёткая и прозрачная система отбора (именно отбора, а не набора) кандидатов на военную службу по контракту, соответствующих предъявляемым требованиям по состоянию здоровья, физической подготовленности, мотивированности на военную службу, профессиональной пригодности и другим параметрам. Приоритет при отборе отдаётся гражданам, пребывающим в запасе, служившим в Вооружённых Силах, имеющим необходимый уровень образования и требуемую военно-учётную специальность. Кроме того, все контрактники обязательно направляются на обучение, что ранее практиковалось крайне редко. С теми, кто не соответствует предъявляемым требованиям, не оправдывает из-за собственной нерадивости доверие, не использует предоставленные возможности совершенствования во время обучения и дальнейшей службы, без сожаления расстаются: на это нацелена вся система контроля. На вершине функциональной пирамиды на этом участке деятельности находится именно 4-е управление Главного управления кадров Минобороны России.
В сфере внимания 5-го управления , которым руководит полковник Александр Васильевич Яренко, - организация работы по назначению офицеров видов, родов войск на воинские должности, освобождению от воинских должностей, своевременному увольнению, заключению контрактов, присвоению воинских званий. Управление также отвечает за изучение кандидатов для назначения на руководящие воинские должности, подготовку по ним предложений и материалов для рассмотрения на заседаниях Центральной аттестационной комиссии Министерства обороны Российской Федерации. Управление принимает участие в прогнозировании и планировании потребности в офицерах, а также в планировании, контроле распределения и должностного предназначения выпускников вузов Минобороны России. Оно ответственно за подготовку оперативной и достоверной информации об укомплектованности воинских должностей, замещаемых офицерами, готовит расчёты и предложения по обеспечению проводимых организационно-штатных мероприятий в части, касающейся использования высвобождаемых офицеров. Управление также организует и контролирует проведение плановой замены офицеров, проходящих военную службу по контракту в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, а также в воинских частях, находящихся за пределами Российской Федерации. В зоне внимания управления - организация и руководство работой по проведению аттестации офицеров, сбор, анализ, обобщение и представление руководству оперативных данных кадровой обстановки, а также основных показателей деятельности кадровых органов.
На 6-е управление , возглавляемое генерал-майором Михаилом Михайловичем Синюковым, возложены задачи в области формирования кадровой политики в Вооружённых Силах и её проведение в центральных органах военного управления и в вузах Минобороны России. Управление проводит предварительную работу по набору и размещению выпускников вузов и Военной академии Генерального штаба Вооружённых Сил Российской Федерации. Кроме того, это управление организует работу центральной комиссии Минобороны России по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий, а также выполняет широкий спектр задач в рамках обеспечения функционирования Единого расчётного центра Минобороны России.
Бурное развитие средств вычислительной техники и информационных технологий потребовало новых подходов к автоматизации учёта. Сегодня за решение всего спектра задач в этой сфере отвечает управление учёта военнослужащих , которым руководит полковник Сергей Александрович Боцвин. Отметим, что личный состав управления совместно с предприятиями промышленности и научно-исследовательскими учреждениями Минобороны России активно участвует в опытно-конструкторских работах по совершенствованию автоматизированных систем штатно-должностного и персонального учёта офицеров и прапорщиков Вооружённых Сил. Разработка и внедрение этих систем позволили поднять на новый уровень автоматизацию учёта военнослужащих, повысить качество и эффективность работы кадровых органов всех уровней.
Приоритетной задачей управления государственной гражданской службы , которым руководит Ирина Валентиновна Мануилова, является формирование кадрового состава федеральной государственной гражданской службы Минобороны России, пополнение его высококвалифицированными специалистами. Этому способствует внедрение новых подходов к организации и прохождению гражданской службы. Кадровый состав гражданской службы ведомства формируется в соответствии с законодательством Российской Федерации на основе организации и проведения конкурсов на замещение вакантных должностей гражданской службы, назначений на должности гражданской службы из кадрового резерва, а также назначений без конкурсных процедур.
Одним из основных направлений деятельности управления является создание условий формирования кадрового резерва Минобороны России прежде всего из числа гражданских служащих ведомства в порядке их должностного роста - одного из факторов, определяющих мотивацию профессиональной служебной деятельности гражданских служащих. Наличие такого резерва позволяет полнее использовать потенциал гражданских служащих, оперативно замещать вакантные должности, в том числе во вновь создающихся центральных органах военного управления.
В сфере внимания управления - присвоение классного чина государственной гражданской службы Российской Федерации, повышение профессионализма и компетентности кадрового состава путём применения системы дополнительного профессионального образования. В целом эффективная деятельность управления государственной гражданской службы по качественному подбору и рациональной расстановке кадров с учётом их компетентности, профессионализма, нравственных ориентиров является одним из условий успешного выполнения поставленных перед ведомством задач.
Обеспечение реализации в Вооружённых Силах государственной политики в области трудовых отношений, контроль за соблюдением трудового законодательства, а также единой кадровой политики в отношении работников воинских частей и организаций и внедрение единых кадровых стандартов в Вооружённых Силах осуществляет управление по регулированию трудовых отношений , которым руководит Игорь Олегович Роземблюм. Основная задача управления - подбор гражданского персонала, оценка его профессиональных и личных качеств, организация трудовых отношений с работниками. Кроме того, управлением проводится работа по нормативному правовому регулированию трудовых отношений работников воинских частей и организаций, реализации требований российского законодательства о противодействии коррупции, координации и контролю деятельности кадровых органов Вооружённых Сил по вопросам регулирования трудовых отношений.
Ни для кого не секрет, что перспективы развития Вооружённых Сил в значительной степени зависят от того, насколько они укомплектованы офицерами, профессиональными военнослужащими, являющимися основой армии, её становым хребтом. Сегодня войска и силы флота комплектуются офицерами из разных источников, основным из которых по-прежнему являются военно-учебные заведения.
Новым импульсом в работе по совершенствованию системы военного образования стало возвращение в состав Главного управления кадров Минобороны России с 1 мая 2013 года управления военного образования . В настоящее время обязанности начальника управления - заместителя начальника Главного управления кадров Министерства обороны России временно исполняет полковник Игорь Алексеевич Муравлянников. Перед управлением стоит важная и ответственная задача - организовать обучение и подготовку для Вооружённых Сил офицерских кадров, способных обеспечивать обороноспособность нашей страны.
Подводя итог рассказу о прошлом и нынешнем дне главного кадрового органа Министерства обороны Российской Федерации, важно отметить, что работа с кадрами - это в первую очередь работа с конкретными людьми, имеющими индивидуальные особенности, которые обязательно надо учитывать. В этой связи при выполнении служебных обязанностей офицеры и гражданский персонал Главного управления кадров Минобороны России стремятся исключать формализм, основываясь при принятии кадровых решений на требованиях нормативно-правовой базы, служебном и жизненном опыте, знании психологии и педагогики. Богатый опыт офицеров ГУК позволяет им всесторонне изучать профессионально-деловые возможности и личностные особенности кандидатов на те или иные воинские должности. Наблюдательность, тактичность, умение располагать к себе людей - непременные условия их успешной работы.
Широкое распространение в современной кадровой практике получил альтернативный подход, когда на вакантную должность рассматриваются несколько кандидатов. При этом учитывается мнение широкого круга руководителей. Умелое обобщение отзывов о кандидате, подготовка руководству обоснованных предложений для принятия оптимального решения о назначении помогают изживать протекционизм, искоренять назначения и перемещения по принципу «нравится - не нравится».
Безусловно, нынешние реформы обусловлены велением времени. Динамично меняется геополитическая обстановка, совершенствуются формы и методы вооружённой борьбы, и, соответственно, требуются оптимизация и модернизация Вооружённых Сил, в том числе и системы подготовки, учёта и распределения кадров.
Объём и масштаб работы Главного управления кадров значителен. Каждое из управлений решает множество сложных задач. Однако единство целей и действий, сплочённость и взаимовыручка позволяют коллективу Главного управления кадров Министерства обороны России решать их успешно и качественно. Нельзя не отметить и того, что военно-кадровая политика сегодня - это неотъемлемая часть государственной кадровой политики, инструмент её практической реализации в армии и на флоте. И Главное управление кадров Министерства обороны Российской Федерации, неустанно совершенствуя все стороны, все направления своей повседневной деятельности, выступает в качестве надёжного и эффективного инструмента военно-кадровой политики государства.

По решению президента страны студенты вузов теперь могут проходить военную службу без отрыва от учебы. Как организована подготовка резервистов, кто за нее отвечает, какую роль здесь играет министерство обороны? На эти и другие вопросы корреспондента "РГ" ответил начальник Главного управления кадров минобороны генерал-полковник Виктор Горемыкин.

Виктор Петрович, есть, скажем так, полноценные Вооруженные силы. Почему для страны важно заниматься еще и военной подготовкой студентов?

Виктор Горемыкин: Это одно из важнейших условий поддержания обороноспособности страны. Ведь мы говорим о создании отлаженной системы подготовки и накопления профессионального и хорошо обученного мобилизационного людского ресурса. Иными словами, речь идет о кадровом запасе Вооруженных сил.

Основным элементом этой системы как раз и является подготовка на военных кафедрах студентов гражданских образовательных организаций высшего образования.

Хочу напомнить, что современный облик сети таких кафедр был сформирован еще в 2008 году. Он включил в себя 68 структурных подразделений военной подготовки при ведущих гражданских вузах России. Но военное обучение там осуществлялась только по программам подготовки офицеров запаса. Новым импульсом в развитии этой системы стало Послание президента Российской Федерации Федеральному Собранию 12 декабря 2013 г., в котором глава государства предложил изменить подходы к военной подготовке в образовательных организациях высшего образования, не отказываясь при этом от отсрочек по призыву для студентов. В соответствии с поручением президента от 22 января 2014 года, отданным в Национальном исследовательском ядерном университете "МИФИ", создана новая система военной подготовки граждан по программам обучения сержантов и солдат запаса.

И что это даст стране?

Виктор Горемыкин: Основной замысел новой системы военной подготовки студентов обеспечить накопление в запасе военно-обученного ресурса, а также предоставить молодым людям, получающим высшее образование в вузах страны, право самостоятельно выбирать один из способов исполнения конституционного долга по защите Отечества. Фактически с "нуля" разработана необходимая нормативно-правовая база. 21 июля 2014 года принят Федеральный закон № 246-ФЗ, определяющий порядок обучения граждан по программам подготовки солдат, сержантов запаса на военных кафедрах вузов. Внесены необходимые изменения в нормативные акты президента РФ и правительства Российской Федерации. Следует отметить, что инициатива президента Российской Федерации о совершенствовании системы военной подготовки студентов нашла в обществе широкую поддержку, и, как показала практика, новый порядок военной подготовки многим из молодых людей показался интересным и привлекательным.

Не всегда целесообразно создавать новые военные кафедры. Можно более эффективно использовать ресурс уже имеющихся

В чем это выразилось?

Виктор Горемыкин: В 2014 году тысячи студентов в 65 вузах страны приступили к освоению программ военной подготовки по военно-учетным специальностям сержантов, старшин и солдат, матросов. Сегодня их обучается уже более 22 тыс. чел.

В 2016 году министерство обороны приступило к проведению первых учебных полевых сборов с 11,6 тыс. студентов, завершающих обучение в рамках новой системы военной подготовки. Первыми гражданами, уже прошедшими такие сборы, стали 104 студента Национального исследовательского ядерного университета "МИФИ". И что показательно, 11 из них изъявили желание связать свою дальнейшую судьбу с профессиональной военной службой. А это ни много ни мало каждый десятый студент.

А как в других регионах?

Виктор Горемыкин: Минобороны активно работает по расширению географии военной подготовки в вузах многих регионов страны. Новые военные кафедры создаются на основе детального анализа и определения необходимой потребности Вооруженных сил в специалистах того или иного профиля.

В 2015 году открыта военная кафедра при Всероссийском государственном университете юстиции (РПА Минюста России), где для Вооруженных сил будут готовить специалистов Военной полиции.

Обеспечение мобилизационной потребности в интересах Черноморского флота возложено на созданные в 2016 году военные кафедры при Крымском федеральном университете (г. Симферополь) и Севастопольском государственном университете. Распоряжением правительства РФ от 9 июня 2016 года № 1157-Р созданы новые военные кафедры при Сибирском федеральном университете (в филиале г. Абакан) и Тувинском государственном университете (г. Кызыл). До конца 2016 года будет сформирована кафедра в Северо-Кавказском федеральном университете (г. Ставрополь). В 2017 году мы эту работу продолжим.

В перспективе есть над чем еще поработать - надо скорректировать некоторые положения нормативной правовой базы в этой сфере. На мой взгляд, не всегда целесообразно создавать новые военные кафедры. Можно более эффективно использовать ресурс уже имеющихся. В порядке эксперимента уже осуществляется военная подготовка студентов Саратовской государственной юридической академии на базе военной кафедры при Саратовском государственном техническом университете имени Ю. А. Гагарина. В некоторых регионах можно организовать военную подготовку студентов на базе имеющихся там военно-учебных заведений минобороны. Сейчас, опять же в порядке эксперимента, идет военная подготовка студентов Санкт-Петербургского государственного экономического университета на базе Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А. В. Хрулева.

Сейчас идет подготовка студентов Санкт-Петербургского экономического университета в Военной академии

Требуют совершенствования вопросы, связанные со сроком и порядком приведения студентов к военной присяге, а также их с медицинским освидетельствованием. Для этого необходимо внести изменения в два федеральных закона: "О воинской обязанности и военной службе" и "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". В минобороны соответствующий законопроект подготовлен и в ближайшее время будет представлен в правительство Российской Федерации. Отдельно следует отметить, что в свое время в Федеральный закон "Об обороне" были внесены изменения, в соответствии с которыми с правительства Российской Федерации были сняты полномочия по реорганизации структур военной подготовки при вузах. При этом полномочия по их созданию сохранились.

То есть необходимо и здесь доработать нормативную правовую базу?

Виктор Горемыкин: Совершенно верно. В результате полномочиями по реорганизации структур военной подготовки при вузах без учета позиции заказчика подготовки, то есть Минобороны России, и без учета позиции учредителя вуза стали обладать сами вузы. Чтобы избежать односторонних, произвольных, не имеющих под собой объективных оснований решений по реорганизации структур военной подготовки в вузах, в том числе их ликвидации, минобороны разработало соответствующий правовой механизм. Он прописан в проекте постановления правительства Российской Федерации - этот документ размещен для общественного обсуждения на едином портале проектов нормативных и правовых актов.

Данный правовой механизм предусматривает, что решение о реорганизации структур военной подготовки будет приниматься минобороны в соответствии с потребностями военной организации страны в военно-обученном мобилизационном ресурсе при обязательном согласовании с минобрнауки и учредителями вузов. А если говорить в целом, то, на наш взгляд, использование потенциала гражданской высшей школы для подготовки хорошо обученного мобилизационного ресурса доказало свою эффективность. Поэтому такую важную и очень необходимую работу в этом направлении мы будем продолжать.

Визитная карточка

Горемыкин Виктор Петрович родился 4 февраля 1959 г. в селе Кормовое Серебряно - Прудского района Московской области.

В 1980 г. окончил Челябинское высшее танковое командное училище, в 1994 г. - Академию Федеральной службы контрразведки Российской Федерации, в 2001 г. - Российскую академию государственной службы при Президенте Российской Федерации. С 2000 г. проходит военную службу в Главном управлении кадров Министерства обороны Российской Федерации.

С апреля 2009 г. - начальник Главного управления кадров минобороны Российской Федерации. Награжден орденами "За заслуги перед Отечеством" IV степени, Мужества, Дружбы, Александра Невского. Заслуженный военный специалист Российской Федерации.

До конца этого года многие офицеры Вооруженных сил поменяют свои служебные адреса. Их перевод в другие части, штабы и учреждения впервые массово идет по новым правилам. Они перечислены в специальной инструкции, утвержденной главой военного ведомства Анатолием Сердюковым.

Обо всех нюансах офицерской ротации в округах и на флотах в эксклюзивном интервью "Российской газете" рассказал начальник Главного управления кадров минобороны генерал-лейтенант Виктор Горемыкин.

Российская газета: Виктор Петрович, офицеров всегда переводили с места на место. Зачем понадобилось издавать еще и специальную инструкцию об их ротации?

Виктор Горемыкин: Как вы правильно заметили, перемещение офицеров на различные должности, в том числе их территориальный перевод, практиковался и раньше.

Существует он и сейчас. Прежде всего это связано со служебной необходимостью.

Одна из форм такого перемещения - так называемая плановая замена. Прежде она использовалась только в отношении офицеров, которые служили по контракту в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в регионах с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, а также в воинских частях за пределами Российской Федерации. Порядок их замены определяло специальное руководство.

Вместе с тем под плановую замену не попадали другие категории офицеров.

В результате одни из них могли постоянно перемещаться, а другие всю службу проходили в одной местности и даже в одной воинской части.

Чтобы изменить ситуацию, два года назад в министерстве обороны разработали Инструкцию по организации и проведению перевода офицеров Вооруженных сил.

Этот документ существенно расширил круг должностных лиц, подлежащих замене в другие регионы.

РГ: И кто попадает под такую практику?

Горемыкин: В инструкции перечислены условия и виды перевода. Например, он может быть профессионально-должностным. Это когда идет назначение офицера на должность, в том числе в воинскую часть другого вида и рода Вооруженных сил, округа или флота, без перевода его в иную местность.

Второй вид - территориальный. Он сопровождается обязательной сменой места службы. В этом случае офицера можно назначить на должность по той же либо однопрофильной специальности. Еще один вариант - назначение по новой специальности, которую человек достаточно хорошо освоил. Как и в первом случае, новое место службы офицеру могут предложить в другом виде или роде войск, а также в ином оперативно-стратегическом командовании.

Наконец, существует смешанный или комбинированный перевод. Он предусматривает назначение офицера на должность по другой специальности с его заменой в другую местность. Такому перемещению обязательно предшествует профессиональная переподготовка или повышение квалификации.

Новоселье по приказу

РГ: Инструкцию министр обороны утвердил еще два года назад. Тогда ажиотажа в войсках она не вызвала. Почему же сейчас командиры столь бурно реагируют на возможный перевод?

Горемыкин: Не знаю, откуда у вас такие данные. После выхода инструкции к новым местам службы уехали несколько тысяч военнослужащих. Мы постоянно анализируем письменные и устные обращения офицеров в Главное управление кадров. Никакого всплеска негатива по поводу замены в этом году я не заметил.

Скажу больше. Офицеры начали понимать, что их перевод является не просто территориальным или профессионально-должностным перемещением по службе. Почти всегда он связан с повышением профессионализма военнослужащих, обновлением военных кадров, подготовкой резерва командиров и начальников высокого уровня. Ведь в армии сегодня особенно востребованы люди, знающие различные театры военных действий, способные в сложной обстановке управлять войсками.

В результате таких перемещений растет компетентность офицеров, создаются условия для их служебного роста.

РГ: В свое время министр обороны приказал каждые три года менять местами военкомов. Призывное начальство "тасовали", чтобы бороться со взятками при солдатском наборе. Ну а ротные с комбатами чем провинились?

Горемыкин: Воспринимать перевод как некое наказание абсолютно неправильно. Во-первых, на территории Российской Федерации есть районы, где жестко определены сроки прохождения военной службы. Если офицер прослужил там необходимое время и изъявил желание перевестись на новое место, его необходимо заменять. А еще направить на освободившуюся должность офицера из другого региона или военного округа.

Во-вторых, офицерам основных командно-штабных должностей принципиально важно иметь опыт организации боевых действий в разных регионах, с резко отличающимся рельефом местности, растительностью и климатическими условиями. Они должны уметь правильно применять там военную технику.

А кто такой упомянутый вами комбат? В недалеком будущем командир бригады. В чуть более отдаленной перспективе - командующий армией. И если он с лейтенанта до подполковника прослужил в одной бригаде, о каком опыте и каких перспективах его службы может идти речь?

РГ: Есть ли жестко установленные сроки пребывания офицеров на должностях и в округах? Например, лейтенант к моменту перевода в другой регион и на иную должность должен командовать взводом не меньше пяти лет?

Горемыкин: Когда мы говорим о плановой замене офицеров из "неблагоприятных" районов, то минимальные сроки четко оговорены для каждой местности, вне независимости от срока пребывания военнослужащего в должности. Применительно к переводу "по инструкции" ситуация иная. До перемещения офицер должен прослужить в занимаемой должности не менее трех лет.

РГ: Слышал, что ротацию младших офицеров разрешено проводить только в пределах военного округа. Скажем, лейтенанта с приморского острова Русский могут перемещать только в пределах Дальнего Востока. А начальников повыше, например, комбрига, заменяют уже в другое оперативно-стратегическое командование или переводят в вышестоящий штаб. Где же справедливость?

Горемыкин: Действительно, для офицеров от командира взвода до командира батальона приоритетным считается профессионально-должностной перевод внутри военного округа или флота. Но это вовсе не значит, что такие военнослужащие не могут быть перемещены в другие округа.

Младшие офицеры военных баз за пределами России, соединений и частей из районов с установленными сроками службы по истечении определенного времени могут быть переведены в другие округа. Такая замена может быть вызвана и служебной необходимостью при наличии на новом месте вакантных должностей.

В этом году центральная аттестационная комиссия минобороны впервые рассмотрит вопрос о территориальном переводе командиров батальонов, дивизионов и эскадрилий. На основании выводов комиссии часть из них направят для прохождения службы в другие военные округа или в военно-учебные заведения. А наиболее подготовленных будут назначать в управления округов, флотов, родов войск.

Надо иметь в виду, что в округе некоторые специальные бригады имеются в единственном числе. Перевод их командира на равную должность возможен только в другое оперативно-стратегическое командование.

РГ: В инструкции сказано, что перемещение по службе может быть с понижением. В каких случаях используется такая практика? Требуется ли при этом согласие офицера?

Горемыкин: Назначение офицера на низшую должность возможно только с его согласия. Но могут быть исключения. Например, когда человек меняет место службы на основании дисциплинарного взыскания. Но это отдельные и достаточно редкие случаи. К "штатной" практике перевода офицеров они, в общем-то, отношения не имеют.

Как правило, кадровый военнослужащий переезжает в другой гарнизон на равную или высшую должность. Низшую ему могут предложить в форс-мажорных условиях. Скажем, если офицер по семейным обстоятельствам просит заменить его в конкретный регион. А подходящих его "статусу" вакантных мест в воинских частях там нет.

РГ: Представим ситуацию: капитана отправляют в другой гарнизон. А там для офицерской семьи ни кола, ни двора. Может ли человек в этом случае отказаться от назначения?

Горемыкин: Офицер в любом случае обязан выполнить приказ командира. Вместе с тем, по Закону "О статусе военнослужащих", офицерам и членам их семей государство гарантирует предоставление жилья по месту службы либо в близлежащих населенных пунктах.

Поэтому при составлении планов перевода обязательно учитывается количество членов семьи офицера и возможность обеспечения их служебным жильем.

РГ: Есть ли "неприкасаемые" для ротации кадры? По каким признакам отбираются такие люди?

Горемыкин: Если вы имеете в виду военнослужащих, которые, исходя из их должностей или персоналий, не могут быть переведены в другие места, то таких в Вооруженных силах нет.

Однако нельзя заменять офицеров в местах, где установлены сроки прохождения службы, в год окончания контракта и за три года до достижения ими предельного возраста пребывания в Вооруженных силах.

РГ: В инструкции в основном идет речь о войсковых офицерах. На полковников и генералов из "высоких" штабов" такая практика распространяется?

Горемыкин: В инструкции нет каких-то ограничений для перевода - ни по офицерским должностям, ни по званиям. Вы, наверное, знаете, что недавно президент России назначил бывшего командующего Черноморским флотом вице-адмирала Владимира Королева командующим Северным флотом. Это один из примеров кадровой ротации высшего офицерского звена Вооруженных сил.

Между прочим, перевод генералов и полковников в министерстве обороны начали еще до утверждения инструкции. Полученную тогда практику использовали для разработки общих для всех офицеров правил перемещения.

РГ: Если человек категорически отказывается от переезда, его уволят?

Горемыкин: Перевод идет по приказу командира части. Офицер обязан его выполнить. Откажется - будет привлечен к дисциплинарной, а в отдельных случаях и к уголовной ответственности. Правда, при наличии серьезных оснований офицера могут уволить с военной службы. Например, по невыполнению условий контракта, по собственному желанию или по семейным обстоятельствам. В двух последних случаях сделать это можно только с согласия военнослужащего.

Аттестат офицерской зрелости

РГ: Об аттестации в МВД говорят и пишут каждый день. Но мало кто знает, что через такое же "кадровое сито" проходят и армейские офицеры. Аттестуют всех - от взводного до главкома и замминистра обороны? Или это выборочный процесс?

Горемыкин: Есть такой документ - Положение о порядке прохождения военной службы. Там сказано, что всех кадровых военнослужащих аттестуют не менее чем за четыре месяца до истечения срока контракта, но не реже чем через каждые пять лет службы.

Министр обороны принял решение - до окончательного выхода Вооруженных сил на новый облик аттестации проводить ежегодно. Закон это позволяет. Аттестация дает возможность качественно подбирать и переназначать офицеров, переводить их к новым местам службы и принимать решения об их служебном росте.

РГ: Результаты таких аттестаций держат под секретом?

Горемыкин: Вовсе нет. Могу привести данные по прошлому году. Всего было аттестовано 210,4 тысячи офицеров. 31 тысячу признали достойными назначения на высшие воинские должности. 139 тысяч офицеров соответствуют занимаемым должностям. 7,6 тысячи рекомендовали поставить на низшие должности. По 32,8 тысячи офицеров принято решение об увольнении. В их число попали те, кто достиг предельного возраста пребывания на военной службе, офицеры со слабым здоровьем и все желающие добровольно расстаться с армией.

Хочу подчеркнуть, что аттестация в Вооруженных силах - это непрерывный процесс, в который вовлечены все без исключения офицеры.

РГ: Кто и по каким критериям оценивает военнослужащих? Как результаты аттестации влияют на служебную карьеру офицеров?

Горемыкин: Механизм аттестации выглядит следующим образом. Не позднее чем за две недели до аттестации непосредственный начальник составляет на военнослужащего письменный отзыв. Там дается оценка уровню профессиональной подготовки офицера и называется область деятельности, в которой он достиг наиболее высоких результатов. Обязательно говорится о наличии боевого опыта, дисциплинированности и способности офицера качественно выполнять поставленные задачи. Среди других критериев - умение руководить, обучать и воспитывать подчиненных. Ставится оценка и подразделению, воинской части или соединению, которым командует офицер. Называются моральные и психологические качества человека, состояние его здоровья и физической подготовки.

После этого отзыв рассматривают на заседании аттестационной комиссии и командир воинской части утверждает аттестационный лист. В заключении аттестационной комиссии сказано, соответствует или нет военнослужащий занимаемой должности, а также формулируется мнение о его дальнейшем служебном предназначении.

Эти выводы командир части и кадровый орган учитывают, когда решается вопрос о включении военнослужащего в кадровый резерв для выдвижения на вышестоящую должность, а также при его назначении на новую должность и направлении на учебу.

РГ: Слышал, что центральная аттестационная комиссия минобороны во главе с Анатолием Сердюковым в прошлом году выставила "неуд" каждому пятому генералу. Если это верно, какая судьба им уготована?

Горемыкин: Одна из задач любой аттестации - всесторонняя и объективная оценка служебной деятельности военнослужащих, определение соответствия офицера занимаемой должности. Но в то же время аттестация помогает избавить Вооруженные силы от людей, которые потеряли интерес к службе, недобросовестно исполняют свои обязанности. Те, кто не захотел устранить недостатки, не горел желанием служить, на основе аттестационных выводов были уволены из армии. Но их количество незначительное.

РГ: Дают ли военачальникам шанс на своеобразную реабилитацию?

Горемыкин: Когда в заключении аттестационной комиссии написано: "Занимаемой должности не соответствует" и полагается целесообразным убрать человека с военной службы, то он подлежит увольнению. Если же в аттестационном листе фигурируют только незначительные упущения, то офицер может поправить свои дела до очередной аттестации. Ее требования для всех категорий кадровых военнослужащих - будь то лейтенант или генерал - одинаковые.

РГ: Результаты такой оценки как-то сказываются на кошельке офицеров? Например, их могут лишить премии?

Горемыкин: Аттестация проводится для всесторонней и объективной оценки офицера, определения его соответствия занимаемой должности и перспектив дальнейшего служебного использования, а не для "вычисления" размера денежного довольствия военнослужащего.

Но так как кошелек офицера в том числе зависит от оклада по занимаемой должности, то результаты аттестации в определенном смысле могут влиять на размер офицерского жалованья. Если военнослужащий будет аттестован и назначен на высшую должность, он станет получать больше. А когда его понизят, соответственно уменьшится его денежное довольствие.

Решение о выплате, лишении или уменьшении размера премии командиры и начальники принимают по результатам служебной деятельности военнослужащих. Итоги аттестации при этом в расчет не берутся.

Лейтенант до востребования

РГ: Расскажите о судьбе лейтенантов, которым после выпуска не досталось офицерской должности. Им в конце концов нашли места службы?

Горемыкин: Прежде всего хочу сказать, что это был вынужденный шаг. В прошлом году сразу после выпуска из вузов минобороны перед нами стояла задача переназначить всех лейтенантов. После значительного сокращения офицерских должностей выполнить ее было очень непросто. Практически до конца 2010 года мы изыскивали вакантные офицерские "клетки".

Тем не менее часть выпускников с их согласия пришлось временно назначить на старшинские и сержантские должности. При этом за лейтенантами сохранили офицерское денежное довольствие. А чтобы они не потеряли свои знания и навыки, таких военнослужащих привлекли к занятиям в системе командирской подготовки офицеров.

Могу сказать однозначно: всем лейтенантам-выпускникам, которые мотивированы на продолжение службы, со временем будут найдены должности, соответствующие их званию и уровню образования.

РГ: Таких офицеров в армии много?

Горемыкин: В настоящее время на сержантских должностях проходят службу около 1,6 тысячи выпускников военных вузов 2010 года.

Такое их назначение носит временный характер. Лейтенантов, которые имеют положительные характеристики по службе, мы рассматриваем как главных кандидатов на вакантные офицерские должности. Их перемещение идет в приоритетном порядке. С начала текущего года уже решилась судьба более 800 выпускников 2010 года.

РГ: Будут ли трудности с распределением выпускников нынешнего года?

Горемыкин: Этим летом проводятся очередные выпуски из высших военно-учебных заведений минобороны. В октябре завершат учебу курсанты вузов Военно-воздушных сил - летный состав. Всего на комплектование Вооруженных сил будет направлено немногим более 14 тысяч лейтенантов.

Подавляющее большинство распределим по офицерским должностям. Но кое-кого зачислим в распоряжение для последующего назначения в течение 2 - 3 месяцев на офицерские должности. Или с их согласия временно поставим на должности сержантского состава.

Кроме того, в военно-учебных заведениях организован отбор офицеров, которые после соответствующей переподготовки смогут продолжить службу по дефицитным в армии специальностям.

Наконец, и в прошедшем, и в текущем году проводится работа по дополнительному размещению выпускников, чьи специальности оказались невостребованными в Вооруженных силах. Им предлагают офицерскую службу в других, как принято говорить, силовых министерствах и ведомствах.

Хочу напомнить, что служба по контракту, в том числе в качестве офицера, основана на принципе добровольности. И если раньше мы всячески удерживали от отчисления по собственному желанию курсантов военно-учебных заведений, старались уберечь молодых офицеров от досрочного увольнения из армии, то в условиях формирования нового облика Вооруженных сил такая необходимость отпала.

Курсанты, которые ошиблись в выборе профессии, беспрепятственно уходят из вузов. Аналогичная ситуация с офицерами.

РГ: И что, многие уволились?

Горемыкин: В 2009-м сразу после окончания учебы сняли погоны более 500 офицеров-выпускников.

Мы понимаем, что трудности с должностным распределением будут и в 2012, и в 2013 году. Дело в том, что объемы набора курсантов еще три-четыре года назад были ориентированы на гораздо больший по численности офицерский корпус.

РГ: Когда может возобновиться набор в военные училища? Двери перед школьниками распахнут все ваши вузы?

Горемыкин: Набор курсантов в высшие военно-учебные заведения минобороны, в общем-то, не прекращался. Другой вопрос, что за последние годы существенно изменились потребности в армейских и флотских офицерских кадрах. Сокращена общая численность таких должностей, отдельные из них переведены в разряд гражданских, кое-какие "клетки" в штатно-должностном расписании отданы под сержантов и старшин контрактной службы.

Соответственно, значительно снизилась и потребность в подготовке офицеров, сократился набор курсантов. Некоторые вузы минобороны прекратили обучение по специальностям, под которые в Вооруженных силах больше нет офицерских должностей.

Надо иметь в виду, что потребность в офицерах определяется еще при кадровом планировании. Тогда же на несколько лет вперед подсчитывается их возможный некомплект. В результате мы точно знаем, сколько и по каким специальностям нужно готовить офицеров. Такой анализ и расчет необходимы, чтобы все лейтенанты по выпуску заняли свои места в строю. В стране не должно быть ни перепроизводства офицеров - на что уходят значительные государственные средства, ни их дефицита - это может привести к снижению боеспособности войск.

РГ: Что же показали ваши расчеты?

Горемыкин: Они еще два года назад подсказали, что нужно существенно сократить набор курсантов, а в 2010 и 2011 годах вообще отказаться от приема в вузы минобороны. Что и было сделано. За единственным исключением - в нынешнем году двери перед абитуриентами открыл филиал Военно-медицинской академии, наш Военный институт физической культуры.

Понимаю, что такая "запретительная" практика не прибавила настроения мечтающим о погонах ребятам. Но она поможет минобороны решить проблему с распределением избыточного количества лейтенантов в 2014 - 2016 годах.

РГ: Почему же вы тогда говорите, что прием в армейские вузы никогда не прекращался?

Горемыкин: Потому что военно-учебные заведения проводили и проводят наборы курсантов для их последующей офицерской службы в других силовых министерствах и ведомствах. Кроме того, в некоторых вузах минобороны организована подготовка сержантов-контрактников. Их учеба идет по программам среднего профессионального образования.

с апреля 2009 года Рождение: 4 февраля (1959-02-04 ) (60 лет)
село Кормовое, Серебряно-Прудский район
Московская область
РСФСР , СССР Образование: Челябинское высшее танковое командное училище;
Академия Федеральной службы контрразведки РФ;
Российская академия государственной службы при Президенте РФ Военная служба Годы службы: - наст. вр. Принадлежность: СССР СССР → Россия Россия Звание:
Генерал-полковник Награды:

Ви́ктор Петро́вич Горемы́кин (род. 4 февраля 1959 года) - российский военный деятель, генерал-полковник , начальник Главного управления кадров Министерства обороны России с апреля 2009 года.

Биография

В апреле 2009 года был назначен на должность начальника Главного управления кадров Министерства обороны Российской Федерации.

Награды и почётные звания

Напишите отзыв о статье "Горемыкин, Виктор Петрович"

Ссылки

Отрывок, характеризующий Горемыкин, Виктор Петрович

– Оставьте его, – говорила Марья Генриховна, робко и счастливо улыбаясь, – он и так спит хорошо после бессонной ночи.
– Нельзя, Марья Генриховна, – отвечал офицер, – надо доктору прислужиться. Все, может быть, и он меня пожалеет, когда ногу или руку резать станет.
Стаканов было только три; вода была такая грязная, что нельзя было решить, когда крепок или некрепок чай, и в самоваре воды было только на шесть стаканов, но тем приятнее было по очереди и старшинству получить свой стакан из пухлых с короткими, не совсем чистыми, ногтями ручек Марьи Генриховны. Все офицеры, казалось, действительно были в этот вечер влюблены в Марью Генриховну. Даже те офицеры, которые играли за перегородкой в карты, скоро бросили игру и перешли к самовару, подчиняясь общему настроению ухаживанья за Марьей Генриховной. Марья Генриховна, видя себя окруженной такой блестящей и учтивой молодежью, сияла счастьем, как ни старалась она скрывать этого и как ни очевидно робела при каждом сонном движении спавшего за ней мужа.
Ложка была только одна, сахару было больше всего, но размешивать его не успевали, и потому было решено, что она будет поочередно мешать сахар каждому. Ростов, получив свой стакан и подлив в него рому, попросил Марью Генриховну размешать.
– Да ведь вы без сахара? – сказала она, все улыбаясь, как будто все, что ни говорила она, и все, что ни говорили другие, было очень смешно и имело еще другое значение.
– Да мне не сахар, мне только, чтоб вы помешали своей ручкой.
Марья Генриховна согласилась и стала искать ложку, которую уже захватил кто то.
– Вы пальчиком, Марья Генриховна, – сказал Ростов, – еще приятнее будет.
– Горячо! – сказала Марья Генриховна, краснея от удовольствия.
Ильин взял ведро с водой и, капнув туда рому, пришел к Марье Генриховне, прося помешать пальчиком.
– Это моя чашка, – говорил он. – Только вложите пальчик, все выпью.
Когда самовар весь выпили, Ростов взял карты и предложил играть в короли с Марьей Генриховной. Кинули жребий, кому составлять партию Марьи Генриховны. Правилами игры, по предложению Ростова, было то, чтобы тот, кто будет королем, имел право поцеловать ручку Марьи Генриховны, а чтобы тот, кто останется прохвостом, шел бы ставить новый самовар для доктора, когда он проснется.
– Ну, а ежели Марья Генриховна будет королем? – спросил Ильин.
– Она и так королева! И приказания ее – закон.
Только что началась игра, как из за Марьи Генриховны вдруг поднялась вспутанная голова доктора. Он давно уже не спал и прислушивался к тому, что говорилось, и, видимо, не находил ничего веселого, смешного или забавного во всем, что говорилось и делалось. Лицо его было грустно и уныло. Он не поздоровался с офицерами, почесался и попросил позволения выйти, так как ему загораживали дорогу. Как только он вышел, все офицеры разразились громким хохотом, а Марья Генриховна до слез покраснела и тем сделалась еще привлекательнее на глаза всех офицеров. Вернувшись со двора, доктор сказал жене (которая перестала уже так счастливо улыбаться и, испуганно ожидая приговора, смотрела на него), что дождь прошел и что надо идти ночевать в кибитку, а то все растащат.

Рекомендуем почитать

Наверх