Классный час «Поговорим о хороших манерах» Классный руководитель Сабырбаева А.Ж. Правила этикета для детей в любых жизненных ситуациях Классный час ” О хороших манерах”

География 23.12.2023
География

План внеклассного мероприятия

«Поговорим о хороших манерах».

Цели: дать понятие, что такое воспитанность, что означает быть воспитанным.

Задачи:

Воспитательная: вырастить из ребят воспитанных людей.

Учебная: научиться самому сделать себя воспитанным человеком.

План. 1.

2. Самонаблюдение.

    Самооценка.

    Изучать мнение других людей.

    Проверь себя.

6. Итоги.

На доске написать или приготовить плакаты или показать на слайде:

«Манеры не пустяки; они плод благородной души и честного ума» Теннисон

«Хорошие манеры состоят из мелких самопожертвований» Эмерсон

«Умение себя вести украшает и ничего не стоит» немецкая пословица

«Благородство чувств не всегда сопровождается благородством манер» Бальзак

«Не говори ничего дурного о ком –либо, если точно не знаешь этого, а если и знаешь, то спроси себя: почему я это говорю?» Ж. Санд

Урок проходит в форме беседы. Учитель ставит перед учениками вопросы и вместе они стараются найти ответы.

    Какой человек может называться воспитанным?

Учитель :

В жизни встречаются тысячи ситуаций, которые не может предусмотреть никакой – пусть самый полный – свод правил поведения. И тогда единственно верное решение подскажет воспитанность. Какой человек может называться воспитанным?

Ученики:

Он не допустит бесцеремонности, ни грубости.

Он утвердит в человеке качества положительные - терпимость, ненавязчивость, простоту, деликатность, понимание и.т. д.

Учитель :

Откуда берутся такие качества?

Ученики

Дар природы.

Воспитание с детства.

С помощью взрослых.

Наблюдать за людьми, поведение которых тебе нравится и. т. д.

Учитель :

Но если мы отличаем воспитанных людей, разве нельзя от них чему-то учиться? Что для этого нужно, давайте вместе подумаем:

Ученики : 1)надо знать каким бы вы хотели быть,

2)надо знать каковы мы есть.

3) как преодолеть разрыв между вторым и первым.

Учитель :

«Познай самого себя»,- говорили древние греки и считали, что это самое трудное дело на свете.

Чтобы этого достигнуть, существует несколько приемов, про которые нам расскажут ребята.

(Им заранее дала темы для подготовки к мероприятию).

Ученик1 : Самонаблюдение .

Нужно как бы раздвоиться: вы живете и все делаете, как обычно, и в то же время наблюдаете за собой со стороны глазами другого человека. Например: обедаете: пока бабушка суп наливаете, вы сидите и ждете, ей не помогаете;

или почесали голову;

или тронули себя за нос;

или лавровый лист вынули и на стол положили;

над тарелкой нагнулись низко; и т. д.

В другой раз цели будут другие.

Как разговариваю с людьми?

Как здороваюсь?

Кому и как оказываю услуги?

Как держусь в гостях?

Отмечаете все свои недостатки и стараетесь их не делать.

Учитель : Конечно, нужно замечать все свои недостатки, но обязательно нужно видеть и хорошее.

Ученик 2 : Самооценка.

Уже понятно, что надо не только следить за собой, но и давать себе честную, без всяких скидок оценку. Можно вечером, когда ложишься спать, вспомнить, как прошел день, что заметили за собой, и прямо сказать себе: вот это плохо, а тут ничего дела обстоят. Можно вести дневник своих впечатлений, тоже помогает, только никому не давать его читать.

Учитель : Верно. Ведь наши мысли прочитать в уме никто не сможет, поэтому нам некого стеснятся, разбирая наши поступки.

Ученик3. Изучать мнение других людей.

Как бы честно вы не старались оценить себя, всегда есть опасность ошибиться. Многое гораздо лучше видно со стороны. Поэтому очень важно знать, что думают о вас другие.

Учитель : Есть игра, в которую играют даже взрослые люди, давайте поиграем и мы. Вот перечень качеств: воспитанный, добрый, ласковый, спокойный, терпеливый. Поставьте себе на листках бумаги напротив всех этих черт характера оценку.

Ученики пишут.

Учитель: Теперь поменяйтесь листками с соседом и поставьте оценки за те же качества соседу.

Посмотрите: оценки совпали? Наверное нет. Надо задуматься!

А теперь проверьте себя:

Однажды я выходила из магазина. В обеих руках у меня были сумки. Незнакомый мальчик открыл передо мной дверь и держал ее, пока я не прошла. Мне захотелось сказать ему спасибо, но не знаю, правильно ли это. Ведь мальчики обязаны пропускать девочек?

Ученики высказывают свои мнения, обсуждают, приходят к тому, что сказать спасибо не вредно. Чем чаще, тем лучше .

Кто должен первым закончить разговор по телефону?

Ученики : Тот, кто звонит.

Учитель иногда поправляет, иногда соглашается.

На слайде появляется слова:

«Воспитанность нельзя вбить, вколотить в человека, ее нельзя привить, прищепить, ее нельзя насильно на человека натянуть.

Это такое качество, которое вырастает изнутри в результате собственной работы человека над собой ».

Итоги занятия подводят ученики, проговаривая основные мысли, прозвучавшие на занятии:

воспитанным быть хорошо:

к этому надо стремиться;

над этим надо работать,

нужно заниматься самосовершенствованием.

ГУ Средняя общеобразовательная школа №32

Классный час

на тему:

«Поговорим о хороших манерах»

(беседа о воспитанности в 6 «Г» классе)


Классный руководитель Сабырбаева А.Ж.

г.Семей, 2013г


Игровое занятие «Хорошие манеры».

Цель: прививать детям этические нормы культурного поведения.

Оборудование: аудиозаписи песни "Улыбка”, музыкальные фрагменты, магнитофон, карточки со словами, цветные полоски, удостоверение «Знаток вежливых слов».

Ход занятия:

Вводная беседа. (словарная работа)

Воспитатель. Любому взрослому и маленькому человеку не достаточно уметь хорошо читать, писать, считать, рисовать. Также очень важно правильно и достойно вести себя в различных жизненных ситуациях.
Манера – это способ поведения с другими людьми, т. е, что и как вы говорите и делаете.

Хорошими манерами всегда считались: скромность, вежливость, сдержанность, тактичность, умение контролировать себя, говорить приятные слова.

Игра «Хорошие и плохие манеры».

(хлопок, если педагог называет хорошие манеры, «у-у-у» - плохие).

Мыть руки перед едой, смеяться над ошибками товарищей, читать чужие письма, бегать по школьным коридорам, предложить гостю чай, долго разговаривать по телефону, уступать место в автобусе, жадничать, ябедничать, посадить дерево, говорить обидные слова.

Загадка.

«Здоров ли ваш скот?» - говорят монголы.

Я тебя вижу!» - произносят в Африке.

«Ели вы сегодня?» - можно услышать в Китае.

А как звучит это на русском языке? (Здравствуйте!)

Почему нужно здороваться? (показывает своё хорошее отношение, желает добра и здоровья)

С кем, по вашему мнению, нужно здороваться?

Нужно ли здороваться со всеми подряд в школе? Почему?

Игровое задание «Приветствия» (карточки со словами, обозначающими людей)

Необходимо поприветствовать данного человека и что-нибудь у него спросить.

(Учитель, Мама, Знакомый мальчик, Незнакомая девочка, Лучший друг (пожать руку)

Воспитатель. Но, к сожалению, правила этикета часто нарушаются детьми!

Дети читают стихотворения.

(после прочтения стихотворения, дети прикрепляют напечатанное слово магнитиком к доске)

Встречу, новый разговор
Мы со «Здравствуйте » начнем.
Друг пришел вдруг на обед –
Скажем мы ему «Привет».

Если вы на именины
Друга Петю пригласили,
Он принес цветок красивый –
Скажем мы ему «Спасибо».

Нам желают: «Доброго пути!» -
Будет легче ехать и идти.
Приведет, конечно, добрый путь
Тоже к доброму чему-нибудь.

Отметить, что ли, слово «пожалуйста» ?
Повторяем его поминутно.
Нет, пожалуй, что без «пожалуйста»
Нам становится неуютно.

Если вы сломали ручку
Друга или вдруг подружки,
Вы скажи им «простите»
И свою им предложи.

Извини , пожалуйста, прости и разреши.
Это не слова, а ключик от души.
Кроме нашей спутницы –
Таблицы умножения
Есть еще таблица,
Таблица уважения!
Помните, как азбуку,
Как дважды два:
«Спасибо» и «Пожалуйста» -
Волшебные слова!

Физкультминутка

Давайте поиграем в игру «Да - Нет». Если вы согласны будете со мной, то хором отвечайте - «да!» и руки поднимайте вверх. Если не согласны, отве­чайте - «нет!» и качайте головой.

Вы смелые? -Да!

Умелые? -Да!

Ленивые? - Нет!

Красивые? -Да!

Крикливые? - Нет!

Веселые? -Да!

Милые? -Да!

Послушные? -Да!

Драчливые? - Нет!

Счастливые? -Да!

Ситуация "Случай из школьной жизни”

В новой школе,

В дружном классе

Появился паренёк.

Что такое вежливость,

Ему и невдомёк.

"Простите”, "здравствуйте”, "спасибо”

Говорить он не привык,

А от слова "извините”

У него болит язык.

Очень-очень-очень лень

Просто сказать: "Добрый день!”

Он уходит по-английски,

Даже не махнув рукой.

И откуда в нашем классе появился он такой.

Что неправильно делал мальчик?

Почему вежливые слова обязательно нужно знать и говорить друг другу?

«Путешествие в прошлое» (воспитатель)

В русском языке до 16 века широко употреблялось многозначное слово «вежа». (Карточка крепится на доску.)

1. Вежа – ведать, знать.

2. Вежа – человек, знающий, как вести себя.

Отсюда и «вежество», («невежество»). Вежеству учили в школах наряду с арифметикой, грамотой и молитвами. Затем это слово изменилось в «вежливость». (Карточки «вежа», «вежество», «вежливость» на доске).

Состязание знатоков этикета.

1. Ты с товарищем идешь по улице. Он приостановился и поздоровался с неизвестным тебе человеком,. Надо ли поздороваться и тебе? (Да)

2. Кто должен поздороваться первым при встрече старший или младший? (Младший)

3. Дети вошли в автобус (троллейбус) в заднюю дверь и заметили, что у передней стоят ваши знакомые. Надо ли здороваться с ними? Каким образом это сделать? (Да, можно кивнуть)

4. Если вы опоздали в театр или кино, нужно ли искать своё место? (Необходимо занять ближайшее свободное место).

Физкультминутка Игра «Пожалуйста!» (музыкальное сопровождение) Дети выполняют упражнения не по приказу, а после слова «Пожалуйста». Попрыгайте, руки вверх, присядьте, руки на пояс, поворот назад, руки за голову…

Игровое задание «Закончите предложение» (хором)

Растаять может ледяная глыба, услышав тёплое (спасибо).

Улыбнётся старый пень, если сказать ему (добрый день).

Больше кушать мы не в силах, скажем бабушке (спасибо).

И в мае, и в июле, и в августе при встрече говорят (здравствуйте).

Чтоб не ругала мама нас за шалости, мы скажем ей (прости, пожалуйста).

И в Англии, и у нас, и в Дании, прощаясь говорят (до свидания).

На уроки не проспите. А опоздав, скажите (извините).

Игровое задание «Дорожка вежливых» (2 ученика по обе стороны поочерёдно говорят вежливые слова без повторений) Победителю вручается удостоверение «Знаток вежливых слов».

Ситуации «Учим друг друга»

1. Мальчик крикнул прохожему: "Скажи, сколько сейчас часов?”

Какие ошибки он допустил?

2. Девочка крикнула однокласснику: "Эй, ты!” Витька!»" - Помогите ей советом.

3. Ученик и учитель столкнулись в школьных дверях. - Как им разойтись?
Сейчас мы проверим кто из детей очень хорошо знает волшебные слова.

(дети хором отвечают)

Загадки о вежливости

Говорить друзьям не лень,

Улыбаясь «добрый …….день»!

Друг другу на прощание

Мы скажем … ……. «до свидания».

Друга не стоит в обиде винить,

Лучше скорее его ………извинить.

До чего ж оно красиво,

Слово доброе …….«спасибо».

Как похоже слово «царствуй»

На приветливое ……. «здравствуй».

Когда виноваты, сказать поспешите:

«Прошу Вас, пожалуйста, … «извините»

В чужой разговор никогда не встревай,

И взрослых ты лучше не ……. перебивай!

Итог:

Наше занятие подошло к концу. Давайте ребята, подведём итог нашего занятия:

1.Вспомним, как называлось наше занятие? (Хорошие манеры).

2.Какими мы должны быть по отношению друг к другу? (вежливыми, терпимыми, понимающими…)

3.Что вы взяли для себя из нашего занятия? (надо соблюдать все нормы поведения в обществе)

А сейчас, я вас приглашаю встать в большой круг, и подарить друг другу "искренние пожелания ”.

«Подай другу руку и скажи что ты ему желаешь».

(Дети стоят в кругу, жмут друг другу руки, говоря при этом добрые, ласковые слова).

Список использованной литературы

1. Щуркова Н.Е. Классное руководство: игровые методики /Н.Е. Щуркова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Педагогическое общество России, 2004. – 224 с.
2. Соколова В.В. Культура речи и культура общения. - М.: Просвещение, 1995. - 192с.
3. Карнилова В.И. Классный час «Хорошие манеры» // Классный руководитель. - 2009. - № 2. - С. 71-81.
4. Корчинова О. В. Детский этикет. / Текст/: О. В. Корчинова. – Ростов на Дону «Феникс», 2002, - 186 с.
5. Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры // М., 1987/Васильева – Гангнус Л. Азбука вежливости. /Текст/: Л. Васильева – Гангнус. – М.: «Педагогика», 1888, - 145 с.

Беседа на тему: «Этикет, или просто хорошие манеры».

Цель: воспитание нравственной культуры личности, отношения к миру и другим людям, которое определяется степенью культуры общения общества. Познакомить с историей происхождения этикета. Дать первоначальное представление об этикете и значимости в жизни человека. Оборудование : слайды и иллюстрации.

Ход мероприятия

Педагог . Ребята, сейчас я прочту короткое стихотворение, которое поможет вам узнать тему нашей беседы.

Этикет – серьезный он

Так не топайте как слон.

Здесь поклон, вам – привет,

Вот что значит этикет.

Педагог. Сегодня на занятии вы узнаете историю происхождения этикета, познакомитесь с правилами поведения некоторых народов, узнаете, зачем необходимо следовать этикету.

Итак, что же такое Этикет? Правила поведения, которые необходимо знать и соблюдать каждому человеку, называются - этикетом . С этими правилами мы знакомимся с раннего возраста и продолжаем познавать их на протяжении всего детства, а может всей жизни.

Откуда же появились различные правила этикета?. В течение тысячелетий люди искали такие формы общения друг с другом, при которых всем было бы комфортно. Сложившиеся за тысячелетия правила поведения помогают людям понимать друг друга, избегать конфликтов. Очень древнюю историю имеет обычай рукопожатия. Человек протягивал невооруженную ладонь с вытянутыми пальцами правой руки в знак отсутствия враждебных намерений. До наших дней сохранилась традиция, согласно которой младший по возрасту или положению никогда не протягивает руку первым, так как ее могут просто не принять. Например, ёщё в средние века зародилась традиция снимать шляпу и ли перчатку при приветствии. Средневековый рыцарь, желая показать, что он находится в кругу друзей и ему нечего опасаться, снимал шлем или поднимал забрало. Впоследствии, когда шлем уступил место другим головным уборам, дворянин снимал или приподнимал шляпу с той же целью показать, что он находится в кругу друзей. Еще позже шляпу стали снимать перед вышестоящим лицом, а приветствуя равного себе, к ней лишь притрагивались. Женщин всегда приветствовали, снимая головной убор. И в таком виде этот ритуал сохранился и в 19 веке, не меняясь на протяжении столетий. Даже короли Франции, которые не снимали шляпы ни перед кем, дотрагивались до нее при появлении дамы. (Показ слайдов)

Педагог. Слово Этикет произошло от французского слова - этикетка, ярлык.

О происхождении данного слова существует любопытная версия. Согласно этой версии, оно возникло благодаря главному садовнику французского короля Людовика Х IV . Садовник пожаловался королю на дворян, вытаптывающих лужайки Версальского парка, не обращая внимания на многочисленные запреты. На одном из своих приёмов король распорядился раздать карточки с правилами поведения. От французского названия такой карточки - "этикетки" - и произошло слово этикет . Этикет - совокупность правил поведения, касающихся отношения людей (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда).

Педагог. Часто соблюдение этикета называют - хорошими манерами.

"Хорошими манерами обладает тот, кто наименьшее количество людей ставит в неловкое положение ".

Что такое манеры, как вы думаете? (Ответы детей)

И так, манеры - это искусство вести себя с людьми в любых жизненных ситуациях. Манеры - способ держать себя, внешняя форма поведения, обращения с другими людьми, употребляемые в речи выражения, тон, интонация, характерные для человека походка, жестикуляция и даже мимика. В обществе хорошими манерами считаются скромность и сдержанность человека, умение контролировать свои поступки, внимательно и тактично общаться с другими людьми.

Педагог . Перечислите, какие хорошие манеры нам знакомы? (Ответы детей сопровождаем показом слайдов)

У двери пропускаем вперед старших и девочек.

Встаем при встрече и разговоре со взрослыми и т. д.

Дурными манерами принято считать привычки громко говорить, не стесняясь в выражениях, развязность в жестикуляции и поведении, неряшливость в одежде, грубость, проявляемые в откровенной недоброжелательности к окружающим, пренебрежении к чужим интересам и запросам, в беззастенчивом навязывании другим людям своей воли и желаний, неумении сдерживать свое раздражение, намеренном оскорблении достоинства окружающих людей, бестактности, сквернословии, употреблении унизительных кличек и прозвищ.

Педагог. В истории были случаи, когда стремление соблюсти этикет могло стоить людям жизни. Даже была такая поговорка: “Этикет делает королей рабами двора” .

Испанский король Филипп III во имя этикета пожертвовал своей жизнью. Сидя у камина, в котором слишком сильно разгорелся огонь, король не позволил никому из придворных поставить заслонку и не отодвинулся сам. Придворный, который должен был следить за огнем в камине, отсутствовал. Король решил не двигаться с места, хотя пламя уже обжигало его лицо, и загорелись кружева на его одежде. Получив сильные ожоги, он умер через несколько дней.

Педагог. И еще один пример абсурдного поведения.

Иногда строгое соблюдение этикета приводило к принесению в жертву человеческих жизней. При испанском дворе Филиппа II королева однажды упала с коня, застряв ногой в стремени. Конь поволок королеву за собой, но никто не рискнул помочь ей, чтобы не оскорбить ее величество прикосновением к ее ноге. Когда двое придворных все же решились спасти полумертвую королеву, то они поспешили немедленно скрыться от гнева короля за грубое нарушение правил этикета.

Педагог. В русский язык слово этикет вошло в начале XVII века. Сначала этикет использовался как придворный церемониал. При появлении книгопечатания, стали появляться первые пособия по этикету. Первая книга по этикету называлась “Домострой”. В ней были изложены правила поведения человека в повседневной жизни. Петр 1, который много путешествовал по Европе, очень хотел, чтобы его подданные были похожи на европейцев. Он хотел перенять их обычаи, нравы. При Петре 1 в 1717 году вышла в свет книга о хороших манерах под названием “Юности честное зерцало”. Эта книга была адресована молодежи и рассказывала о правилах поведения в обществе. Воспитанному дворянину полагалось, например, быть всегда вежливым и учтивым, знать иностранные языки, уметь красноречиво говорить, с почтением относиться к старшим.

Различают несколько видов этикета, основными из которых являются:

- придворный этикет - строго регламентируемый порядок и формы обхождения, установленные при дворах монархов или титулованных особ;

- дипломатический этикет - правила поведения дипломатов и других официальных лиц при общении друг с другом на различных дипломатических приемах, визитах или переговорах;

- воинский этикет - свод общепринятых в армии правил, норм и манер поведения военнослужащих во всех сферах их деятельности;

- общегражданский этикет - совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых гражданами при общении друг с другом.

Педагог. Проверим вашу внимательность. (Показ слайдов)

Как называлась первая на Руси книга по этикету? (Домострой).

Как называлась книга, изданная при Петре I? (Юности честное зерцало).

О чём эта книга? (Правила поведения молодёжи в обществе).

Какие основные виды этикета вы знаете?

Какой вид этикета регламентирует порядок и правила поведения при переговорах официальных лиц. (Дипломатический).

Педагог . Этикет имеет национальные черты. Народы каждой страны вносят в этикет свои поправки и дополнения, обусловленные общественным строем или национальными традициями и обычаями. Одни и те же правила в разных странах трактуются по-разному. Возьмем самое простое – приветствие.

Как мы приветствуем друг друга? Покажите ваши приветствия друг другу. (Дети показывают свои приветствия.)

(Педагог читает стихотворение "Приветствия")

Для прощания и встречи
Много есть различных слов:
«Добрый день!» и «Добрый вечер!»,
«До свиданья!», «Будь здоров!»,
«Я вас рада видеть очень»,
«Мы не виделись сто лет»,
«Как дела?», «Спокойной ночи»,
«Всем пока», «Прощай», «Привет»,
«Буду рад вас видеть снова»,
«Не прощаюсь!», «До утра!»,
«Всем удачи!», «Будь здорова!»
И «Ни пуха, ни пера!».

А вот как приветствуют друг друга в разных странах : ( Показ слайдов )

    древние греки – “Радуйся!”,

    современные греки – “Будь здоровым!”,

    арабы – “Мир с тобой!”,

    индейцы – “Все хорошо!”,

    англичане и американцы – пожимают друг другу руку,

    китайцы – пожимают руку себе самому,

    лапландцы – трутся носами,

    латиноамериканцы – целуют друг друга в щеку,

    японцы – кланяются.

Педагог. Неопрятность, грубость, развязность, незнание приличий отталкивают от нас людей, которые могли бы любить и уважать нас, если бы мы были более воспитаны. Хорошие манеры прочно связаны с внутренней культурой человека. Культурный человек – тот, кто не только создает произведения культуры, но и стремится сберечь то, что было создано до него. Он не ломает вещей, не мешает жить окружающим своим поведением, оказывает помощь всем, кто в ней нуждается. Скромен, аккуратен, внимателен и заботлив.

Читает стихотворение " Что такое этикет?"

Что такое этикет –
Знать должны мы с детских лет.
Это – нормы поведения:
Как ходить на День рождения?
Как знакомиться?
Как есть?
Как звонить?
Как встать?
Как сесть?
Как здороваться со взрослым?
Много разных есть вопросов.
И на них даёт ответ
Этот самый этикет.

Педагог . Как вы думаете, о чём эти строки. (Рассуждения детей .) .И так Вы, поняли что Этикет - очень большая и важная часть общечеловеческой культуры, нравственности и морали, выработанной на протяжении многих веков жизни всеми народами в соответствии с их представлениями о добре, справедливости, человечности - в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве, бытовой целесообразности - в области культуры материальной. А теперь послушайте несколько афоризмов - высказываний известных людей:

Этикет - когда ведешь себя чуточку лучше, чем это совершенно необходимо (У. Каппи).

Хорошие манеры - это ум, образованность, вкус и стиль, смешанные настолько искусно, что вам уже не нужны ум, образованность, вкус и стиль (П. О"Рурк).

Хорошие манеры состоят из мелких самопожертвований (Р. Эмерсон).

Хорошие манеры - лучшая защита от дурных манер другого (Ф. Честерфилд).

Манеры человека - это зеркало, в котором отражается его портрет (И. Гете).

Важно, чтобы каждый из вас учился хорошим манерам и следовал следующему принципу:

«Поступайте с людьми так, как хотите, чтобы поступили с вами» .

Классный час на тему «Хорошие манеры» Дата:16.10.2018г.

Цель: способствовать воспитанию хороших манер, культуры общения.

Подготовительная работа

1. Попросить 4 учеников подготовить сообщения об истории этикета.

Оборудование: вырезать из бумаги сердечки.

План классного часа

I. Беседа «Хорошие манеры».

II. Информационный блок «Из истории этикета».

III. Памятка воспитанного человека.

1. Приветствие - знак вежливости.

2. «Когда в товарищах согласья нет...»

3. «Встречают по одежке...»

4. Учись смеяться над собой.

IV. Заключительное слово.

Ход классного часа

I. Беседа «Хорошие манеры»

Сегодня мы поговорим о правилах хорошего тона. Для любого человека важно знать хорошие манеры. Прежде всего, что такое манеры? Это способ держать себя, внешняя форма поведения, употребляемые в речи выражения, тон, жесты, мимика.

Человек, обладающий хорошими манерами, умеет произвести приятное впечатление на окружающих. Такой человек умеет контролировать свои поступки, внимателен, приветлив, с уважением относится к интересам других людей. Культура человека также проявляется в его речи. Умение грамотно, ясно и красиво выражать свои мысли - тоже признак хороших манер.

II. Информационный блок «Из истории этикета»

Ученик 1. Многое изменилось в жизни человечества за миллионы лет. Однако из века в век, из года в год повторяются некоторые обычные, повседневные ситуации. Люди встречаются и расстается, знакомятся и прощаются, ходят в гости и принимают гостей, оказывают друг другу услуги, дарят подарки.

Ученик 2. Бесчисленное количество раз это повторялось, и постепенно люди выработали самые удобные и разумные способы поведения в таких ситуациях. Так возник этикет.

Ученик 3. Слово «этикет» французского происхождения. На одном из пышных приемов у короля Людовика XIV, имевшего громкое прозвище «король-солнце», гостям вручали карточки с перечислением некоторых обязательных правил поведения. От французского названия карточек - этикетки - и произошло слово «этикет».

Ученик 4. Каждая нация вносила свой вклад в сокровищницу общечеловеческих ценностей. Скандинавы, например, первыми ввели в этикет правило предоставлять самые лучшие места за столом женщинам и наиболее почетным гостям. За нарушение этикета назначались штрафы.

Классный руководитель. Мы сегодня не будем вводить штрафы. Напротив, за знание правил этикета и демонстрацию хороших манер я буду поощрять вас сердечками.

Переходим к конкурсам

Конкурс знатоков этикета

(вопросы – на листках «ромашки», дети читают их, отвечают, передавая цветок друг другу, учитель вручает «сердечко» за правильный ответ).

1.Кто здоровается первым, если встретились старший и младший? (младший).

2.Ты идёшь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком, приостановился. Надо ли поздороваться и тебе? (да)

3.Вы вошли в автобус на заднюю площадку и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Как надо с ними поздороваться? (просто кивнуть).

4.С вами, наверное, такое бывает: встречаете Вы человека часто, например, по дороге в школу, но не знакомы с ним. Полагается ли в таких случаях здороваться? (да)

5.Кто первым подает руку при приветствии: старший младшему или наоборот, мужчина женщине или наоборот?(старший- младшему)(женщина-мужчине)

Не доставляйте неудобства окружающим людям!

- Я предлагаю вам игру «Зеркало»(ученик встает перед классом, дети – «Зеркало» повторяют все его движения, жесты, походку, слова…)- Какая польза от этой игры?- Каково же следующее правило?

Следите за собой всегда и везде!

Волшебные слова

А давайте проверим, как вы знаете волшебные слова. Я буду читать начало фразы, а вы должны закончить её вежливым словом:

Растает даже ледяная глыба

От слова тёплого…(спасибо)

Зазеленеет старый пень

Когда услышит…(добрый день)

Мальчик вежливый и развитый

Говорит при встрече…(здравствуйте)

Когда нас бранят за шалости,

Мы говорим, извините…(пожалуйста)

И во Франции, и в Дании

На прощание говорят…(до свидания)

Но не только слова должны быть добрыми и вежливыми, надо чтобы и поступки ваши были разумными, такими, чтобы никогда вам не пришлось за них краснеть и стыдиться. Послушайте стихотворение «Очень вежливый индюк» и подумайте над его содержанием.

Раз по 30 в день (не реже)

Он кричал: «Эй вы, невежи!»

Заходите к нам в гости,

Поучитесь вежливости.

Я и сам – кричал индюк –

Доктор вежливых наук,

И жена моя пример

Замечательных манер.

Даже когда спит она,

Видно, что воспитана.

Не стесняйся ты, осёл,

Заходи, садись за стол,

Что же ты молчишь как рыба?

Ты свиньёй не будь свинья,

Только раньше бы умыла

Ты своё свиное рыло.

Как ни бился он, однако

К индюку никто не шёл:

Ни хавронья, ни собака,

Ни корова, ни осёл.

Посинел индюк от злости –

Зря пропали все труды:

Своего величья, -

Не усвоили они

Правила приличья».

- Ребята, вы согласны с индюком. Правильно ли он вёл себя? А почему это стихотворение так называется?

Ребята, а как вы думаете, есть ли специальные правила поведения в школе и в классе?

4. Игра «Берём – не берём »

На доске записаны качества человека. Выберите из них те, которые, по вашему мнению, принадлежат воспитанному человеку (хлопать в ладоши на хорошие качества, топать ногами – на плохие)

-безразличие

-благодарность

- вежливость

-ворчливость

-грубость

-жадность

-злость

-скромность

-отзывчивость

-тактичность

-ябедничество

- доброта

Физминутка

Давайте немного отдохнём. Поиграем в игру «Не ошибись, пожалуйста!»

Я буду давать команды, но выполнять вы будете только те, в которых есть «волшебные слова».

Итак, начали!

Встаньте.

Встаньте, пожалуйста!

Поднимите руки.

Поднимите, пожалуйста, руки!

Будьте добры, похлопайте!

Потопайте.

Попрыгайте, пожалуйста!

Пожалуйста, наклонитесь вперед,

Наклонитесь назад.

Присядьте, пожалуйста,

Будьте добры, встаньте.

Тихо сядьте.

Тихо сядьте, пожалуйста!

Инсценирование

Жил-был Кролик, очень скромный и вежливый. Однажды, вдоволь наевшись капусты на крестьянском огороде, он собрался было домой, но как вдруг заметил Лисицу. Она возвращалась в лес. Ей не удалось стащить курицу с крестьянского двора, и она была очень сердита и голодна.

У Кролика дрогнуло сердце. Бежать, но куда? И Кролик опрометью бросился к пещере. Он не знал, что там поджидала его другая грозная опасность - в пещере поселилась змея. Кролик, однако, был хорошо воспитан и знал, что без разрешения в чужой дом входить не полагается. "Нужно поздороваться, - подумал он, - но с кем? С пещерой, конечно!"

И, присев на задние лапки, Кролик вежливо сказал:

Здравствуйте, добрая пещера! Разрешите мне, пожалуйста, войти.

Входите, входите! - ответила она, желая обмануть Кролика.

Простите, что я побеспокоил вас, - сказал он. - Я совсем забыл, что меня ждёт Крольчиха! До свидания! - и бросился бежать прочь со всех ног.

Прискакал Кролик в свою нору и подумал о том, что вежливость никогда ещё никому не повредила. Змея же свернулась в клубок и проворчала:

Лучше бы я ему не отвечала! Ох уж эти вежливые кролики! Нужно же было

. Рефлексия

Ребята, заполните анкету.

АНКЕТА

1.

2.

3.

Доброта и отзывчивость

Вежливость и тактичность

От родителей

От учителей, воспитателей

От самого ребенка

Итог урока.

Не только всем детям, но и всем окружающим людям хочется, чтобы все их друзья, соседи, даже незнакомые прохожие, всегда бы уважали их, и чтобы никто-никто не делал им замечаний. А весь секрет в том, что только к вежливому, воспитанному и доброму человеку люди относятся всегда хорошо, по-доброму. Только такого человека все любят и уважают, и у него есть верные и надёжные друзья, с которыми ему никогда не бывает скучно.

IV. Заключительное слово

Я очень надеюсь, что сегодня мы общались не зря, и вы будете стараться объективно оценивать себя, следить за своим поведением. Помогает в самопознании и наблюдение за поведением окружающих. У древнегреческого писателя Лукиана спросили: «Где ты учился благовоспитанности?» - «У невоспитанных - ответил он, - я избегал делать то, что делают они».

АНКЕТА

1. Считаете ли вы себя воспитанным?

2. Считаете ли вы своих друзей воспитанными?

3. Какая самая главная черта воспитанного человека?

Доброта и отзывчивость

Вежливость и тактичность

Общительность и чувство юмора

4. От кого зависит воспитание ребёнка?

От родителей

От учителей, воспитателей

От самого ребенка

АНКЕТА

1. Считаете ли вы себя воспитанным?

2. Считаете ли вы своих друзей воспитанными?

3. Какая самая главная черта воспитанного человека?

Доброта и отзывчивость

Вежливость и тактичность

Общительность и чувство юмора

4. От кого зависит воспитание ребёнка?

От родителей

От учителей, воспитателей

От самого ребенка

АНКЕТА

1. Считаете ли вы себя воспитанным?

2. Считаете ли вы своих друзей воспитанными?

3. Какая самая главная черта воспитанного человека?

Доброта и отзывчивость

Вежливость и тактичность

Общительность и чувство юмора

4. От кого зависит воспитание ребёнка?

От родителей

От учителей, воспитателей

От самого ребенка

АНКЕТА

1. Считаете ли вы себя воспитанным?

2. Считаете ли вы своих друзей воспитанными?

3. Какая самая главная черта воспитанного человека?

Доброта и отзывчивость

Вежливость и тактичность

Общительность и чувство юмора

4. От кого зависит воспитание ребёнка?

От родителей

От учителей, воспитателей

От самого ребенка

Знают люди с детских лет,
«Что такое - этикет»…

А знаешь ли ты — что это такое? Правила этикета для детей - это волшебные правила, которые помогут тебе стать воспитанным, вежливым и дружелюбным человеком. Зная эти правила, ты сможешь более легко и просто общаться со своими друзьями, родителями, близкими и совсем незнакомыми тебе людьми. Без труда научишься, как правильно здороваться, дарить подарки и принимать их, как ходить в гости, говорить по телефону и многому другому…

Ну что, ты готов учиться? Тогда за дело!

Правила приветствия

Правила поведения со взрослыми — Для воспитанных детей

Правила дружбы — Для детей и подростков

Правила поведения в театре, в кино и на концерте очень важно знать не только детям, но и взрослым. Так как в наше время встречаются и взрослые люди, которые ведут себя не совсем культурно на подобных мероприятиях.

Собираясь в театр или концертный зал, ты должен помнить очень строгое правило, установленное этикетом, касающееся одежды, в которой можно посещать подобные заведения. Отнесись к этому серьезно, чтобы не выглядеть белой вороной среди присутствующих там людей!

В театр не принято приходить в джинсах и кроссовках, а уж тем более в спортивном костюме. Мужчины, обычно, надевают темный костюм, светлую рубашку и галстук. Женщины же, как принято, приходят в вечерних платьях.

Приходить в театр или на концерт нужно пораньше, чтобы было достаточно времени на то, чтобы привести себя в порядок, сдать в гардероб верхнюю одежду, да и просто прогуляться в фойе.

Если твое место находится в середине ряда, постарайся занять его заранее, чтобы не беспокоить тех, кто сидит в начале ряда. Но если уж произошла такая ситуация — проходи лицом к сидящим, при этом не забудь попросить прощение за беспокойство.

Во время спектакля является дурным тоном что-то есть и пить

С простудой в театр лучше не ходить. Своим кашлем ты будешь мешать и зрителям, и исполнителям, да и сам окажешься в неловкой ситуации.

На концерте не подпевай исполнителю, пойми, ведь люди пришли сюда не для того, чтобы послушать твое пение.

На музыкальных концертах, чтобы не выглядеть глупо, не спеши аплодировать, если не очень хорошо знаешь музыкальное произведение, потому что пауза в исполнении может означать не конец исполнения, а перерыв между частями.

В кинотеатре правила попроще, чем в театре. Однако ты все равно не должен особо расслабляться. Не нужно превращать кинозал в свалку попкорна, конфетных бумажек и банок из-под напитков. Веди себя прилично.

В кинотеатре обычно не снимают верхней одежды. Однако ты все время должен помнить о людях, сидящих сзади тебя. Сними головной убор прежде, чем тебя попросят об этом. Так должны поступать не только мальчики, но и девочки.

Если сидящий впереди сделал это ради тебя, обязательно поблагодари его.

Признак невоспитанности - предсказывать то, что произойдет в фильме. Не комментируй увиденное, не выражай свое мнение о фильме и отношение к героям по ходу просмотра. Это мешает другим. А если кто-то думает иначе, может возникнуть спор или шумное обсуждение, чему не место в кинотеатре. Не забывай, что люди пришли смотреть фильм, а не слушать комментарии и споры.

Посещение театра в последнее время становится все более популярным, как среди молодежи, так и у взрослых людей. Именно поэтому очень важно знать правила поведения в театре, как таблицу умножения. Ведь если ребенок будет вызывающе себя вести в театре, это обязательно привлечет осуждающие взгляды на его родителей. Чтобы не краснеть и не ощущать неловкость нужно своевременно научить ребенка этих нехитрым правилам.

Как дарить подарки

Не каждый знает, как правильно дарить подарки. А ведь у этого события тоже есть свои особенные правила этикета, которые следует узнать и запомнить.

Наступает праздник… и мы, как всегда, в растерянности… А что же… кому… и как… можно подарить?

Итак, приступим. Как дарить подарки по правилам:

— Готовя подарок родным, ты можешь что-нибудь нарисовать, вышить, сделать что-нибудь своими руками. Ко дню рождения мамы или отца можно выучить стихотворение или разучить песенку.

— Если ты покупаешь другу подарок в магазине, попроси взрослых помочь тебе выбрать его.

— Неприлично дарить другу деньги и советовать при этом «купить себе что хочешь». Если вам действительно небезразличен одариваемый, то стоит потрудиться и придумать для него нужный подарок, который доставит радость.

— В первую очередь, важно учитывать вкусы и увлечения одариваемого. Вспомните, что любит этот человек и чем увлекается!

— Лучше всего упаковать подарок - разворачивать его ну очень приятно!

— К подарку можно приложить открытку с пожеланием.

— Не забудь обязательно снять с подарка ценник.

— Нельзя дарить животных, если заранее это не обговорено! Твой друг, скорей всего, очень обрадуется, а вот родители его могут быть и против.

— Новый год - это волшебный праздник, когда все ждут чудес и сюрпризов! Поэтому подарки нужно сделать всем родственникам и друзьям, а подарками могут стать недорогие, но приятные мелочи. При подготовке новогодних подарков постарайся проявить чувство юмора — это очень порадует и развеселит твоих друзей и родных.

— Запомни, хорошо подобранным и душевным подарком человек будет пользоваться, и будет хорошо вспоминать о тебе. Подарком скучным или сделанным для простой формальности, никто пользоваться не станет, такой подарок отдадут кому-нибудь, или вообще просто выбросят.

Теперь ты знаешь, как дарить подарки, а значит можешь смело ждать ближайших праздников, чтобы поздравить своих близких по всем правилам этикета!

Рекомендуем почитать

Наверх