Алексей Венедиктов: биография, личная жизнь, семья, журналистика и книги. Алексей венедиктов: "я шакал с крыльями" Основные вехи биографии

Математика 25.03.2024

Главный редактор радиостанции «Эхо Москвы», бывший школьный учитель и самый лохматый человек страны – Алексей Венедиктов стал сегодня одним из главных лиц оппозиции власти, борцом за свободу и рупором демократии. Сам он до сих пор слегка удивлен этим обстоятельством.

Алексей, у тебя довольно экстравагантный имидж. Откуда он взялся?

Он сложился сам собой. Я начинал работать почтальоном и учился на вечернем. Рано утром вставать, в 6.30 надо быть уже на работе, не до нарядов. Борода тоже отсюда: бриться некогда. Волосы имеют всклокоченную структуру от природы. А галстук я в последний раз надевал на выпускной. Было жутко неудобно, осталось ощущение, что он мешает танцевать и целоваться. Поэтому я перешел на клетчатые рубашки. Отчасти это профессиональный прием. На пресс-конференциях я заметнее. Все в пиджаках, а я в яркой рубашке, и меня скорее выберут, чтобы я задал вопрос. В 1997 году шеф протокола президента Ельцина дал мне разрешение на приемах в Кремле появляться без галстука, но в пиджаке. Пиджак пришлось купить, в нем я и женился. Теперь у нас в семье это называется «дедушкин пиджак» – ельцинский в смысле. И я Борису Николаичу, когда он уже ушел на пенсию в 2000 году, про это рассказал. Он ответил: вот видишь, без меня бы не женился.

Несмотря на растрепанный имидж, ты не чужд изящному образу жизни. Тебя часто видят в обществе прекрасных дам в дорогих ресторанах.

Не чужд! Я люблю окружать себя и красивыми людьми, и красивыми вещами. Хорошее вино, хорошие часы, красивые женщины…

С годами способность получать удовольствие от этих вещей не притупилась?

Увеличилась! С годами, когда понимаешь, что времени осталось мало, начинаешь ценить. Начинаешь отличать фальшак от настоящего.

С часами фальшак отличить легко. А вот как с женщинами?

Не надо никогда прикидываться. Ты такой, какой есть. Я понимаю, что в общении я поначалу человек малоприятный и при знакомстве не пытаюсь казаться лучше. Фальшак меня не выдерживает. А те люди – это касается и женщин, и друзей, – которые понимают, что это наносное, те остаются рядом.

Сколько женщин Алексею Венедиктову нужно для счастья?

Все! На самом деле много нужно. Но при всей полигамии должна быть старшая жена. В этом смысле султаны османские все делали правильно.

Каким журналистским подвигом ты гордишься?

Вот чтобы прямо по-настоящему горжусь – так только одним эпизодом, пожалуй. Но зато горжусь на самом деле. Это было в Чечне в 1994 году. Группа депутатов и журналистов поехала выручать офицеров федеральной службы контрразведки, попавших в плен к Дудаеву. И был момент, когда депутаты вышли и сказали: «Вы знаете, офицеры отказываются возвращаться». Мы поняли, что их запугали. И тут я вспомнил, что я школьный учитель, а офицеры – молодые ребята. Попросил: «Пустите меня к ним, попробуем поговорить». Зашел с магнитофоном к ним и говорю: «Знаете что, мы не можем, вернувшись, не отчитаться перед вашими мамами. Каждый из вас сейчас в микрофон скажет имя, фамилию, звание и слова: «Я отказываюсь вернуться к маме». Ударил по-больному, в общем. И четырнадцать человек уехали с нами. За это я даже награду получил – медаль Совета Безопасности. Было безумно страшно. Эти головорезы – вооруженные, небритые – стояли, следили за каждым нашим шагом… Кстати, вот тут, может быть, образ сумасшедшего сыграл свою роль. На Востоке юродивых убивать не принято.

В школе ученики тебя боялись?

Я думаю, что да. Им было неприятно, когда я ору. Им больше нравилось, когда я спокоен, потому что тогда было интересно и им, и мне. Между нами был заключен некий конкордат: что можно, что нельзя. Я не люблю тратить время на уговоры, и, когда они делали то, что нельзя, я начинал орать.

А ты любишь поорать…

Да! И Голос у меня хороший, и характер скверный. Есть два типа корпораций. Есть так называемая американская, где все делается по инструкции. Если вы что-то нарушаете, то с вас деньги снимают или вы приходите на работу, а в вашей ячейке уведомление: «До свидания, спасибо». И есть итальянский, мафиозный тип корпорации-семьи, когда глава корпорации – папа, который может высечь, обнять, наорать, наградить, выгнать. Без бумажек, отчетов, без снятия зарплаты. Вот у нас такая корпорация. «Эхо Москвы» – абсолютно мафиозная структура. Мы над этим работаем. Более того, у нас внутри огромное число браков – я и свою жену тут нашел. И детей много – сейчас в компании три беременные красавицы. Это следствие харассмента, безусловно.

Покайся, назови свой самый большой журналистский провал.

Интервью с Майей Плисецкой. Мышь и гора. Мышь – это я. Она была не в духе, отвечала «да», «нет», «может быть». А это прямой эфир. Не надо было говорить про ее артистическую деятельность, надо было про жизнь говорить. А я подготовился, я прочитал мемуары, вот и не смог съехать с рельс. Она заморозила меня своим взглядом, снежная королева. В результате – провал, до сих пор стыдно. Хотя мне говорили: да обычное банальное интервью! Банальное интервью с Плисецкой… Провал!

Можешь вспомнить самую странную работу, которую тебе приходилось выполнять?

В начале «Эха Москвы», когда друзья позвали помочь им открыть это радио, тут все было очень примитивно и очень тесно. Шли звонки, и сразу не было понятно, кто это звонит – слушатель или просто по делам звонок в редакцию. Меня посадили под стол, где я поднимал трубку, слушал, что в эту трубку говорят, и показывал: есть звонок! Тогда человека выводили на пульт. Тридцать пять лет, отличник народного образования, любимый учитель сидит под столом и жестами показывает, что трубку надобно поднимать. Странная была работа, недолго продолжалась – две недели.

Случались в жизни моменты, когда тебе было невообразимо страшно?

Когда рождался ребенок. Потому что ты ничего уже не можешь сделать, ты можешь только накручивать круги возле роддома. Я уехал на радио, сидел здесь, все вокруг ходили на цыпочках, а меня трясло. Рожать – это чужое, это женское.

Возвращаясь к теме покаяния – давай вспомним грехи молодости.

Какие там у меня грехи? Банальный московский мальчик, школа, институт, потом работа в школе. Просто нет места преступлениям… Ну секс с ученицами…

Секс с ученицами?! Скукотища какая... Ну ладно, расскажи, что ли.

А что тут такого? Со старшеклассницами – это в школе обычная история. Когда приходит молодой учитель или молодая учительница и разница в пять лет... Ну что такое семнадцать и двадцать два? Обычно первый шаг делают ученики. Ты психологически взрослый, ты ставишь барьер, но тебя соблазняют. И сил сопротивляться нет: двадцать два года, гормоны. Не могу сказать, что я пользовался бешеным успехом, но романы случались. Это были романы, которые включали в себя иногда и секс.

Какой волшебной способностью ты бы хотел обладать?

Хотел бы мгновенно изучать иностранные языки. Безумно жалко, что не имею доступа к какой-то информации. У меня нет английского, только французский. Когда езжу, чувствую себя инвалидом. Все что-то обсуждают, а ты сидишь как идиот. Если бы можно было, как в «Матрице», закачать!

Почему твое радио до сих пор не закрыли?

Говорят, что мы являемся витриной для Запада. Такой оазис свободы слова. И это тоже правда. Но я точно знаю, что радио является источником информации для людей, принимающих решение. Скажем, о кондопогских погромах они узнали из нашего радио. Перед переговорами Лаврова с Кондолизой Райс мы брали у нее интервью. Нам позвонили из МИДа и сказали: «Ребята, быстрее расшифровку, чтобы мы до переговоров знали ее публичную позицию». Это первое. Второе: мы не ведем информационных войн. Ни против Путина, ни за Путина – нам по фигу. Только фашистов у нас не будет, в остальном площадка для всех. Как бы мы к ним ни относились.

Ты считаешь себя борцом за свободу слова?

Нет. Для меня то, что я делаю, просто естественно. Я так живу. И в глаза этим людям я говорю то же, что и в эфире. Что я буду извиваться? У меня уже хребет не столь гибок, чтобы извиваться. Я не борец, я просто делаю свою работу.

Но сейчас другие борцы как-то рассосались. Получается, что ты борец.

Знаешь, это когда в лесу растет маленькая ольха, она не видна. Но когда дубы вырыли, ольха кажется гигантом.

Допустим, происходит звонок сверху, тебе говорят: «Вы убираете Шендеровича, или вашу станцию закроют». Твои действия.

Смотря с какого верху и смотря какая аргументация. Потому что были звонки, когда я взял на работу не Шендеровича, правда, а Доренко. Люди говорили от имени президента. И я сказал: пусть президент сам мне позвонит и объяснит. И звонившие поняли, что я их решения не исполню. Меня пугали несколько раз, я говорил: «Ну закрывайте, это же в вашей власти. Что я могу сделать? Только не надо мне угрожать, я от этого становлюсь упрямее». Пытаться со мной договориться – можно. Я иду на компромиссы, но не в области редакционной политики. Меня можно убедить, что вот это неправильно. Недавно, например, я извинялся перед Валентиной Матвиенко. Когда услышал, что у нас в одном эфире про нее говорилось, и понял, что это мерзость неоправданная, – я извинился. Это очень неприятно, я очень не люблю извиняться, это очень противно. Даже когда ты не прав. Но если ты несправедливо обвинил человека, надо извиниться. Будь то хоть Жириновский. Какой он – не имеет значения.

Похоже, что широкие массы флегматично относятся к расшатыванию таких демократических институтов, как свободная пресса, независимый суд, свобода демонстраций и т. п. Отсюда вопрос: а нужна ли вообще России демократия?

Если спросить таксиста, нужна ли России демократия, он ответит, что нет. Но когда введут новые правила, позволяющие у него отнять машину, – куда он побежит, чего потребует? Свободы демонстраций, избрания депутатов, которые отменят эти правила. И свободной прессы, которая скажет: «Смотрите, они нас гнобят!» Я тебе напомню: когда погиб губернатор Евдокимов, а водителя хотели посадить, в его защиту выступили кто? Те самые таксисты, народ. И куда они пошли? К нам пошли. В суд пошли. И когда в Сочи начнут сейчас отнимать землю под олимпийские объекты, те сочинцы, которые кричали: «Нам не нужно демократии!» – куда побегут? В суд побегут, в прессу побегут, к депутатам побегут. Вот что такое демократия. А не просто лозунги. Так что простому человеку демократия нужна, чтобы защищать себя.

Напиток - кампари со льдом

Сообщения в СМИ:

Родства не помнящие: кем были предки российских либералов
Перед вами неполный список известных журналистов, политиков, общественных деятелей, которые сделали себе имя на категорическом неприятии советского прошлого и...

БЛОГЕР НАШЕЛ У «ЭХА МОСКВЫ» БРИТАНСКУЮ «КРЫШУ»
Волгоградский блогер Илья Ухов выявил связь между российским "Эхом Москвы" и английской "BBC" Волгоградский блогер Илья Ухов, впечатленный «бездоказательным и...

АЛЕКСЕЙ ВЕНЕДИКТОВ ПОПРОСИЛ ПОЛИТИЧЕСКОЕ УБЕЖИЩЕ В ШВЕЙЦАРИИ
По информации телеканала «Дождь» главный редактор радиостанции «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов не хочет возвращаться в Россию и попросил...

Новая выходка Шарли Эбдо. Поддержит ли ее Эхо Москвы?
К вопросу о том, где проходит граница, не переступив которую, ты еще можешь считаться интеллектуалом и либералом, критикующим язвы своего общества, а переступив -...

Биография:

Алексе́й Алексе́евич Венеди́ктов (род. 18 декабря 1955, Москва) — российский журналист, главный редактор, совладелец (18 % акций) и ведущий радиостанции «Эхо Москвы», президент «Эхо-ТВ»

На радиостанции «Эхо Москвы» работает с августа 1990 года. Начинал с должности газетного обозревателя и корреспондента (в частности, был в Белом доме во время противостояния президента Бориса Ельцина и Верховного Совета), затем стал политическим обозревателем, возглавил информационную службу и, наконец, в феврале 1998 года был избран на пост главного редактора радиостанции.

С 2002 года — президент телекомпании «Эхо-ТВ».

В сентябре 2006 года попробовал себя в качестве ведущего программы телеканала «Домашний» «В круге света».

Владеет 18 % акций ЗАО «Эхо Москвы»

В августе 2008 года Владимир Путин вызвал 35 руководителей СМИ (в том числе Венедиктова) в свою резиденцию в Сочи и сделал последнему строгий выговор. Путину не понравилось то, как радиостанция «Эхо Москвы» освещала российско-грузинский конфликт в Южной Осетии. Путин достал стопку стенограмм передач «Эхо Москвы», на которых были основаны его претензии, и заявил: «Вам придётся за это отвечать, Алексей Алексеевич!» Венедиктов пообещал частично учесть замечания Путина в своей работе. Венедиктов также сказал, что не согласен с некоторыми из жалоб Путина.

В 2001 году Путин, разъясняя Венедиктову, кто он в его глазах, сказал: «Враги прямо перед тобой, ты с ними воюешь, потом заключаешь перемирие, и всё ясно. Предателя нужно уничтожить, раздавить. Знаете, Алексей, вы не предатель. Вы враг». Несмотря на непростые отношения, сложившиеся между ним и главным редактором «Эха» в период войны на Кавказе, Путин сказал несколько тёплых слов в адрес журналиста и возглавляемой им радиостанции. В 2006 году он поздравлял его телеграммой с 50-летием. В 2008 году Путин поздравил Венедиктова с Днём народного единства, пожелав «успехов в профессиональной деятельности». Но даже сейчас Алексей Венедиктов не стесняется говорить о том, в чем по его мнению ошибаются Путин и Медведев

Свои политические воззрения определяет как консервативные, называет себя консерватором, поклонником Рональда Рейгана и Маргарет Тэтчер.

Его же самого определяют как «консерватора-неолиберала». Является атеистом

2 марта не только день рождения первого и последнего президента СССР Михаила Горбачева, не только выборы нового президента России, но и решение судьбы главного редактора "радиостанции мирового значения", как называет "Эхо Москвы" Алексей Венедиктов. Алексей Алексеевич правит "Эхом" 10 лет. Накануне больших перемен в стране и на радио корреспондент "Труда" Катерина МИГУЛИНА встретилась с Алексеем Венедиктовым.

"ИЩУ ФОРМАТ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ВВП"
- Алексей Алексеевич, как на "Эхе" проходят выборы?
- Главного редактора избирает ассамблея журналистов, потом его утверждает совет директоров. До 29 февраля любые 5 журналистов и любой акционер, который владеет или контролирует 3% акций "Эха Москвы", могут выдвинуть свою кандидатуру, хоть Буша, хоть бен Ладена, и при письменном согласии она автоматически выносится на собрание журналистов. Меня в очередной раз выдвинули, я подписал согласие, и бумага ушла в избирательную комиссию. 2 марта я узнаю, один я или не один кандидат. Затем на собрании мы выступим, ответим на вопросы, и судьбу решит тайное голосование.
- Еще три года назад вы заявили, кто станет президентом страны. Какой вы дальновидный!
- Да, в 2005 году я назвал Медведева, но это был результат холодного расчета, а не ослепительной догадки. В обоих случаях меня интересует уровень протестного голосования. Те, кто голосует против Медведева, то есть за любого другого кандидата. В любом случае, если я наберу такой же процент голосов, сколько и Дмитрий Анатольевич, я буду доволен.
- Вы для своих сотрудников "отец родной"?
- Куда там! Каждый день, все 102 человека предъявляют мне претензии. Кому-то я не додал зарплату, кого-то несправедливо лишил эфира, на кого-то наорал, кого-то угрожал выгнать, кого-то не повысил. Я десять лет главный редактор. И если бы здесь остался кто-то, не обиженный мной, было бы странно.
- Недовольных много, но аудитория-то растет! Кажется, увеличилась на 20% ...
- На 14 - больше, чем инфляция. И это несмотря на то, что за последние три года вместо 4 разговорных радиостанций в Москве стало 12. То есть у нас теперь на 8 конкурентов больше! И мне все предрекали, что 20% аудитории я потеряю. Но у нас - прирост.
- А ваших людей не переманивают эти 8 новых радиокомпаний?
- Да, ушли, но немногие. Среди них первый главный редактор "Эха" Сергей Корзун. Он стал генеральным продюсером одной из конкурентных станций.
- Но дружеские отношения вы при этом поддерживаете?
- Мы не просто поддерживаем, Сергей сохранил свою передачу на "Эхе Москвы". Он классный журналист, и я не хочу его терять. Я вообще в этом смысле стервятник, шакал с крыльями: если вижу на горизонте хорошего журналиста, тут же его приглашаю.
- Вы хотели завлечь Познера? Почему он еще не у вас?
- Под Познера нужно делать особый формат, но мы с Владимиром Владимировичем не можем пока его найти. Мы с ним сидели, разговаривали - он согласен, я согласен, а не придумывается... Познер - это бренд, к тому же с инициалами ВВП! Пока что Познер согласился принять участие в нашем проекте, посвященном американским выборам под названием "49 минут".
- Кто еще украсит эфир "Эха" в ближайшее время?
- Мы находимся в состоянии переговоров с Леонидом Парфеновым. В принципе Леня сказал "да", но опять же, надо придумать формат. Леня - человек абсолютно блистательный. И неважно, что в нашей прошлой жизни было много всяких расхождений - профессиональных и политических. А с кем у меня их не было?! У меня с Доренко их, что ли, не было?!
- Вам никогда не отказывали журналисты, которых вы звали на работу?
- Отказывали, бывали в переговорном плане неудачи. В свое время на "Эхе" совершенно потрясающе стартовала Тина Канделаки. Тина - человек очень тонкой организации, с очень трудной судьбой. А сейчас вон какая успешная. Она очень хороший интервьюер, умеет расположить к себе самых разных людей, которые приходят в студию.
- Ну еще бы, она красивая женщина.
- Это радио, часто приходится вести беседу по телефону. Сейчас Тина очень загружена, и я предложил пропустить этот сезон. Я ей сказал: "Нет, дорогая, время от времени не годится: или ты приходишь на постоянку, или мы остановим процесс". Очень ценю людей, сделавших себя реально.
- Но и вы сделали себя сам.
- Ну что вы сравниваете, я московский мальчик с Покровских ворот, выросший в этой среде, учился с такими же пацанами. Мой сын тоже учится на Покровских воротах, ходит в свой несчастный первый класс. Мне не надо завоевывать Москву, мы кровь от крови московские, покровские. А Тина - человек, приехавший завоевывать Москву из далекой имперской провинции, государства, где тогда не было ни света, ни газа. Для нее это все чужое. А Парфенов?! Леня из Череповца Вологодской области.
- Много пришлых у вас?
- Много: и мальчики, и девочки - из Ростова, Новгорода, Красноярска, у меня здесь вся Россия. И даже из Петербурга - Ксения Басилашвили, дочь Олега Валерьяновича. Мы тоже не чужды веяниям моды.
- Вы хотите и Ксению Собчак заманить, как человека с трудной судьбой...
- Да, питерских нам не хватает. Мы даже встречались, обсуждали форматы. Та же история. Я абсолютно уверен, что Ксения - очень глубокий человек. Да, она выбрала такую маску, которая мне тоже не очень нравится, но я вас уверяю, что скоро она ее отбросит. С Ксюшей надо работать. С точки зрения задачи, рейтинга она успешна, она стала поколенческим символом, отражающим реальность. Ей подражают, ей завидуют, ее ненавидят, но нет равнодушных. И в принципе ей пора начать менять амплуа.
"ЕДУ К ТИМОШЕНКО ПОГОВОРИТЬ О ПЕТЛЮРЕ"
- "Эхо Москвы" называют "форточкой для интеллигенции", вы согласны с определением?
- Называйте хоть "форточкой", хоть "балконной дверью", хоть "окном в мир". У меня задача предоставить нашим слушателям некий набор услуг: информационных, дискуссионных, аналитических, развлекательных, образовательных. В этом смысле мы, конечно же, супермаркет. Вам не нравится Сергей Доренко? Слушайте Ксению Ларину. Не нравится Ларина? А у нас для вас Сергей Бунтман. У нас есть Евгений Киселев, Михаил Леонтьев, а вот господин Проханов, а еще есть я - сам себе любимый, мы представляем множество стилей и услуг. И 2,5 миллиона человек в день идут у нас на поводу.
- "Клиенты радиосупермаркета" обожают слушать именно Венедиктова.
- Слушатель хочет разного и непонятного, как у Стругацких - "они хотели непонятного"... У каждого ведущего "Эха" - свой фан-клуб.
- Вам интересно, когда и как вас слушают? В пробках, на работе, в ванне?
- Мы очень любим пробки, в пробках у нас повышается аудитория. У нас два прайм-тайма - утренний разворот - с 8.00 до 11.00 и вечерний - с 18.00 до 22.00. В это время "Эхо Москвы", которое среди 50 радиостанций, включая музыкальные, обычно держится на 8-й позиции, оказывается на 1, 2, 3-м местах. Мы ставили себе задачу обойти "Маяк" - и обошли, еще полгода назад.
- Ощущаете себя человеком на своем месте?
- Я абсолютно на своем месте. Мне нравится делать конструкции, которые приносят успех. Нравится быть успешным.
- Вы называете "Эхо Москвы" "радиостанцией мирового значения", но у вас же практически нет корпунктов на Западе.
- Мировое значение заключается в другом. По уровню цитирования мировыми агентствами и газетами "Эхо Москвы" - на первом месте. Цитируют наших гостей, наши новости. Я внимательно слежу за индексом цитирования.
- Какие у вас сегодня самые главные темы?
- Утро началось со встречи с премьер-министром Украины Тимошенко. Вечером - беседа с президентом Грузии Саакашвили, буду снимать с него эмоции и информацию. А главными темами занимается наша информационная служба, я туда не вмешиваюсь.
- Тимошенко на вас какое впечатление произвела?
- Очаровательная. Я поеду за ней в Киев, буду делать с ней интервью. Без скромности скажу, что я один из лучших интервьюеров в электронных СМИ. Особое умение расколоть человека, владеющего информацией, которую он не хочет давать, у меня со школьных времен, когда даже троечник у доски должен ответить на тройку, а не на двойку. Его надо раскалывать на то, что он знал, но забыл, учил, но вылетело. Главная задача - вытащить из него то, что он знает. Я думаю, мы с Юлией Владимировной договоримся и я поеду в Киев.
- На что вы хотите ее "расколоть"?
- Я хочу узнать про ее отношение к нашей общей истории, к таким людям, как Мазепа, Бандера и Петлюра. Я хочу узнать, что будет с границей России и Украины, когда последняя войдет в Евросоюз и придется вводить визы. Хочу выяснить, что будет с Крымом, расколом русской православной церкви, спросить, что она думает по поводу русского языка...
"Я УЗАКОНИЛ ДОМОГАТЕЛЬСТВА"
- Алексей Алексеевич, Путин должен вам орден дать за повышение демографии. У ваших сотрудников за 18 лет существования "Эха" родились, кажется, 18 детей...
- За последние три месяца на свет появились аж 6 малышей - просто какой-то демографический бум! Дети вылетают как пробки из бутылок! Я вынужден был объявить, что лимит на беременность в этом году исчерпан, так как некому работать. Все девушки осведомлены, что начинать интимную жизнь можно не раньше мая, чтобы уйти в декрет не раньше января. У меня сейчас из 68 сотрудниц 12 сидят в декрете!
- Ваша супруга Елена тоже работает вместе с вами?
- Да, она на "Эхе" делает передачу про сад и огород. В эфире она Ситникова, а по документам - Венедиктова.
- Когда Елена вышла за вас, вы уже были главным редактором?
- Мы поженились как раз в год моего избрания, хотя предложение я ей сделал до того. Поэтому я все время над ней подтруниваю, что она вышла замуж из корыстных побуждений.
- Это ваш первый брак?
- Да, и у меня, и у Елены - первый, хотя я старше на 14 лет.
- Как относитесь, если сотрудники заводят служебные романы?
- Моим приказом на "Эхе" узаконен харасмент (англ.- harassment) - сексуальные домогательства на работе. Хочешь - домогайся на здоровье! Стране нужны здоровые малыши! Как решить демографическую проблему, если люди все время проводят на работе?
- А вы могли бы своей супруге объявить выговор?
- Легко. Но не приходилось, так как Елена еще более педантичная и более добросовестная, чем я. Убежден, что родственники начальников, которые работают на том же предприятии, обязаны быть святее Папы Римского.
- Елена ведет передачу про сад-огород, а у вас дачи нет...
- И машины нет. Но дача есть у ее родителей, на каком-то 70-м километре, заросшая лопухами и крапивой, ну еще цветочками. Туда летом наш ребенок ездит отдыхать.
- А вы природу не любите?
- Я городской мальчик, цветок на асфальте, и мне, как и Марксу, "идиотизм сельской жизни" не близок. Я люблю Москву, Чистые пруды, живу в центре, недалеко от того места, где родился, и жить за городом не хочу. Мне там некомфортно. Это просто не мой ритм жизни, я окутан проводами, я урбанист до мозга костей. Единственное, на что я согласен, взять книжку и закрыть дверь, при этом мобильный рядом, компьютер включен, все экраны работают.
"ПЕРЕДАЧИ СОЧИНЯЮ В ПАРИЖЕ"
- Вы учились на вечернем. А почему так вышло?
- Недобрал полбалла, поступая на истфак пединститута, мне предложили пойти на вечерний. Начал учиться и работать в своей школе лаборантом, а потом 4 года был почтальоном.
- Пока вы разносили газеты и журналы, у вас не возникало предчувствия, что жизнь будет связана со СМИ?
- В 70-е годы ни у кого никаких предчувствий не было, и какие такие СМИ? О чем вы говорите? Просто было любопытство. Поскольку я еще обслуживал дома, где жили иностранные корреспонденты, туда приходила буржуазная пресса. Я окончил французскую школу и свободно читал газеты "Фигаро", журнал "Пари Матч". Поэтому каждый день мог сравнивать, что пишут наши и зарубежные газеты, в режиме реального времени. Это очень расширило мой кругозор.
- Как случилось, что вы попали на радио?
- Мои друзья Корзун и Бунтман летом 1990 года создали это радио и предложили мне поработать во время школьных каникул. Я согласился их выручить не более чем на две недельки, но мне так понравилось брать интервью...
- Где вы придумываете свои проекты?
- В основном в Париже. У меня там есть несколько кафе, совершенно уникальных, где я провожу часов по 15, и там придумываются основные передачи. Атмосфера творческая, и вокруг такие же люди, которые заняты своим делом. В Москве я узнаваем, люди подходят, говорят, либо как они меня любят, либо наоборот.
- У вас есть какой-то французский орден?
- Не просто какой-то, а орден Почетного легиона. Формально он дан для укрепления дружбы и взаимопонимания между народами России и Франции. Неформально - за то, что мы продвигали здесь французский шансон, французскую литературу, культуру, гастрономию. Так случилось, что все основатели "Эха"- я, Корзун и Бунтман - франкофоны.
НАШЕ ДОСЬЕ
Алексей Венедиктов родился 18 декабря 1955 года в Москве. Окончил вечернее отделение исторического факультета Московского пединститута. В армию не взяли из-за плохого зрения, минус 10. Работал почтальоном, учителем истории в школе. На "Эхо Москвы" пришел в возрасте 35 лет. Сначала работал корреспондентом, с 1998 года - главный редактор. Создал десятки авторских программ, сейчас ведет две из них - "Все так" и "48 минут". Жена Алексея Венедиктова Елена Ситникова окончила факультет вычислительной математики и кибернетики МГУ, работает на "Эхе" с 1993 года, их сыну Леше 7 лет.

Главред-либерал таскает фаворитку на встречи с министрами

Главред-либерал таскает фаворитку на встречи с министрами

Главного редактора радиостанции «Эхо Москвы» Алексея ВЕНЕДИКТОВА можно поздравить. Во-первых, его увольнение из-за конфликта с акционерами, о чем много судачили, все же не состоится. А во-вторых, у 58-летнего медиа-босса очаровательная 23-летняя помощница. С которой Алексей Алексеевич практически не расстается. Теперь, видимо, поднабравшись мудрости от любимого начальника, фаворитка будет учить журналистов России хорошим манерам.

За короткое время юная ведущая рубрики «Краем глаза» Олеся Рябцева взяла небывалую власть на радиостанции. Вот несколько комментариев на страничке «Эха...» в «Фейсбуке»: «Леся Рябцева проявляет чудеса! Только за неделю она наорала или унизила столько людей... Все должна решать только она. А если кто-то решил без нее, то будет большой скандал и жалобы в жилетку ААВ. А ведь совсем недавно эта девочка только пришла в редакцию, тихо сидела продюсером и дружила со всеми людьми, которых теперь обливает помоями...», «Она же думает, что «поймала Бога за бороду». Что почти (в рамках «Эха…») так и есть» , «Ага, прям все так и было. Уже проревела на пиджаке Лексича несводимое пятно».

Леся - человек публичный. Она активно делится мудрыми мыслями в Сети. При этом комментируя закрытые встречи чиновников высокого ранга с главными редакторами, куда ее лично приводит Венедиктов !- Она бывает на всех или почти на всех моих встречах, в том числе и закрытых, с людьми, принимающими решения, - поведал сам главред. - Вы ее видели в Вене во время визита Путина , по телевизору ее почему-то все показывали - не меня, красавца, а ее. Она была и на встречах с Лавровым , с Голодец и так далее. Попросила моего разрешения - писать блог на сайт о том, как ей кажется, что происходит на этих встречах. «Ты не можешь передавать наши разговоры, это разговоры за столом», - сказал я. Она говорит: «Хорошо, я хочу передавать впечатления». И мне показалось это интересным, я должен сказать, что это интересно.

Однако не все разделяют мнение Венедиктова. Раздражает она даже патентованных либералов, целевую аудиторию «Эха Москвы». « А вот это что, простите, за...? - пишет в своем «Твиттере» известный блогер Рустем Адагамов . - Кто такая эта Леся Рябцева и зачем? Что у вас там в Мск вообще происходит? Газы?»

«Знаете, чем отличаются секретарши Путина от секретарши Венедиктора? - язвит известная журналистка Галина Тимченко . - Они молчат и не ведут блогов. То, что они «думают», не видит никто, кроме их подружек, как и должно быть».


Но резче всех высказалась главред журнала «The New Times» Евгения Альбац : «Раздражают эти девчушки, чья единственная ценность то, что у них между ног, которые полагают, что это есть критерий оценки».

Зато сам Венедиктов в восторге, что его ассистентка бесит людей. В том числе гостей рубрики «Краем глаза».- Не было случая, чтобы герой мне не позвонил с претензиями, - доволен Алексей Алексеевич. - Сегодня 12-я рубрика - вот 11 звонков я получил. И встречи были, и ор был: «Чего она понимает! Заткни ее!»- и так далее. Я не буду ее затыкать. Это ее взгляд, и мне кажется, героям и вам полезно ознакомиться с ним.В соцсетях же таланты Рябцевой подвергают сомнению: «Вам нужна своя Света из Иванова?» - иронично пишут слушатели.

Отвечая на скабрезные намеки, Леся на своей страничке с достоинством информировала: мол, у нее есть официальный молодой человек. И на радиостанции его имя прекрасно известно. На что один из пользователей Сети ответил: «Подумаешь! У Венедиктова вон целая жена работает на «Эхе...» и сын 14-летний имеется. Одно другому не мешает...»

Но Лесе не до пересудов. Она замахнулась на создание кодекса поведения журналистов в Интернете. После скандала с некорректным поведением сотрудника «Эха...» Александра Плющева в Сети, которое чуть не стоило Венедиктову кресла главреда, для радиостанции эта тема весьма актуальна. Но Леся не признает рамок. «Задача максимум - создать общие правила поведения для всех. Всех и каждого журналиста. Радиостанции, холдинга или страны - не важно». На это известный журналист Андрей Мальгин написал в «Твиттере»: «Леся Рябцева, пошла...» И указал адрес, который закон нам запрещает озвучивать.Венедиктов отреагировал жестко: «Мальгин не мужчина».Сам Алексей Алексеевич, безусловно, джентльмен. А то, что с бесом в ребре, - это частности. Зато талантливую смену воспитал.

Оригинал этого материала
© plushev (Плющев),19.12.2006

Светская жизнь бьет ключом

[...] Даже рехнувшуюся (в хорошем смысле этого слова) на политике аудиторию самой влиятельной разговорно-новостной станции, все равно больше всего волнует светско-желтая тематика. Впрочем, после недавней истории, приключившейся в Ницце и последовавшей за ней кутерьмы, следовало ожидать.

И сотрудники, ведомые, как и полагается, главным редактором, живо откликнулись на этот спрос и тут же ринулись его удовлетворять, правда, пока в интернете. Итак, вашему вниманию - настоящая сенсация: студентка, комсомолка и просто красавица Тоня _miscellenia Самсонова . Хоть баннеры рисуй, ей-богу.

Воспитывать молодую сотрудницу сексом, почему нет

Оригинал этого материала
© _miscellenia (Тоня Самсонова), 19.12.2006

По многочисленным заявкам радиослушателей сообщаем

Выдержки из интервью с главным редактором

Тоня Самсонова

>Развороты Москва, Россия, Павел Гусак, пенсионер

Ув. АА, слушая Вас в "Разворотах" , а в особенности (о, ужас)М.Ганапольского, переживаю за милую юную девушку Тоню, которую вы оба нещадно публично воспитываете. Надеюсь, Вы не применяете физических мер воздействия, как-то очень тревожно...

Венедиктов: Физически - это как? Если секс, то почему нет...

>Нащщет секса
Капотня, Россия, Зинаида Прокофьевна, на пеньсии

Дорогой Алеша мой вопрос не пичятай но сам учьти и призадумайся. Вот зачем ты пишиш нащщет секса с тоней самсановой веть она ещще молодая ей замуж надо будит да и вы с матюшей жинаты удачьно и Леночка и Ирина женьщины очень прикрастныи. Ни стоит так грубо шутить вить ты очень грамотный и порядочьный мущщина. призадумайся. И разбирись нащщет угодай цветок 25 тура. Желаю тебе здоровье

Венедиктов: Так мыж так, баловство то ись

>Если секс, то почему нет.
Москва, Россия, Дмитрий, финансовый директор

Про Самсонову так..
Не слишком ли часто?
А если бы так кто-то сказал про вашу дочь? Про физической воздействие "сексом"?????
Да и поздно уже, старичок.

Венедиктов: Это тебе поздно, а нам в самый раз. Это тебе поздно, а нам в самый раз. Завидывать дурно, так-то.

>Уважение
Москва, Россия, Анатолий Александрович, IT

Поражаюсь я вам, Алексей! Люди вам пишут сюда с серьезными (для них) вопросами, надеясь на взаимность. А вы в ответ позволяете себе откровенный стеб, демонстрируя полное к ним неуважение.
А за пионэрские шуточки ниже пояса по адресу своих сотрудниц, я б морду набил.

Венедиктов: А почему Вы решили, что это шуточки? А если это серьезно?

Уважаемые радиослушатели!

Как сторона, несомненно, участвующая в процессе, обсуждаемом вами с главным редактором, не могу не оставить свой комментарий по этому горячему вопросу:

Поступая на работу в страстно любимою мною радиостанцию, не могла даже предположить, что буду вовлечена в столь яркое, творческое, взаимообогащающее, так сказать, общение, с двумя по достоинству признанными intellect-символами эпохи: Матвеем Юрьевичем и Алексеем Алексеевичем.
В самые потаенные мечты мои о достойной карьере журналиста не закрадывалось такое предположение.

Тоня Самсонова

© "GQ" , ноябрь 2006

Философия в будуаре с Алексеем Венедиктовым

Поговорить о секс-харассменте Ксения Соколова и Ксения Собчак решили с профессионалом этого дела - главным редактором «Эха Москвы» Алексеем Венедиктовым

Ксения Соколова, Ксения Собчак

Убежденный сексист - находка для двух самостоятельных женщин, требующих уважать в женщине личность. Лишь почтение к бастиону свободы слова спасло главного редактора радиостанции от жестокой расправы при помощи острых каблучков Jimmy Choo и не менее острых язычков двух Ксений. Алексей Венедиктов был последователен в своем мужском шовинизме так, как будто речь шла об иранской ядерной программе.

Соколова Алексей Алексеевич, скажите, как по-вашему, влияют ли сексуальные отношения между сотрудниками на рабочий процесс?

Венедиктов А как же! Влияют! И исключительно положительно. Вот я, например, на радио «Эхо Москвы» даже приказ специальный издал, что харассмент не только не осуждается, но и всячески приветствуется, поскольку является естественным состоянием человека. В результате у нас на радиостанции 12 браков, 8 разводов, 16 детей и вечно приподнятая атмосфера. Демографическую ситуацию в стране мы начали улучшать задолго до президента Путина. Да что там говорить, я и женился благодаря харассменту. Моя будущая жена тоже на радио работала - а я к ней долго на производстве приставал.

Собчак А до радио вы где работали?

Венедиктов Преподавал историю в школе.

Собчак Вот где простор для харассмента!

Венедиктов (мечтательно) Это не то слово! Вот, помню, пришли мы, молодые учителя физики, химии...

Соколова После этой реплики в Америке вы бы лишились всех должностей и сели бы в тюрьму.

Венедиктов В Америке, между прочим, после ужесточения всех этих законов о харассмен-те количество изнасилований только растет.

Собчак Давайте вообще разберемся, что, собственно, такое харассмент.

Соколова В Америке существует довольно четкое определение. Если я не ошибаюсь, в США под понятие «харассмент» подпадают оскорбления на сексуальной почве; нежеланные приглашения; предложения к действиям, связанным с сексом, если они дополняются обещанием вознаграждения; принуждения и прикосновение. Кроме того, по американским законам сотрудник к сотруднику не имеет права подходить в офисе ближе, чем на 40 см. В Дании эта дистанция снижена до 23 см.

Венедиктов Кошмар какой! Весь этот харассмент придумали американские неоконсерваторы, самые яркие представители которых нынешний президент Буш, Дик Чейни и так далее. Они считают, что, загоняя в «серую зону» естественную тягу человека к промискуитету, они смогут защитить семейные ценности. По-моему, это полный бред. Эти отношения невозможно регламентировать.

Соколова Президент Буш считает иначе...

Соколова Может, вся эта американская история про харассмент в Штатах стала естественным ответом на сексуальную революцию?

Венедиктов В каком-то смысле да. Мы, в свою очередь, еще в советские времена стали жертвами американских стереотипов 50-х. Всех этих бесконечных голливудских мифов про похотливого продюсера мюзикла и старлетку, которая делает карьеру через постель. Другая «пара сезона» - начальник и секретарша.

Собчак Вот уж это точно не миф! Я лично знаю десятки захватывающих историй из жизни на эту тему.

Соколова Скорее архетип. Вообще «начальник-подчиненный» - это абсолютно архетипическая пара. Витающая вокруг этих двоих идея власти-подчинения, унижения, уязвленности - это уже секс.

Венедиктов Вот и я говорю, зачем идти против природы?

Собчак А что скажете насчет женщин-начальников?

Венедиктов Дама-начальник - тяжелый случай.

Соколова Между прочим, по статистике, на вопрос «Как вы относитесь к предложению секс-услуг со стороны начальника или коллеги?» 70 % мужчин ответили: «Мне будет лестно» и только 20 % женщин сказали, что рассмотрели бы это предложение.

Собчак В природе полно мужчин, которые просто жаждут быть униженными женщиной. Это тоже, с позволения сказать, архетип.

Венедиктов Для реализации этой идеи существуют такие специальные клубы с плеточками.

Собчак А чем офис не клуб с плеточками? Если бы ваша - гипотетическая - начальница вами сексуально заинтересовалась, что бы вы сделали?

Венедиктов Немедленно уволился бы! Эта ситуация не имеет решения.

Собчак Так, какой-то у нас сексуальный шовинизм получается. Значит, пожилым дяденькам можно симпатичных сотрудниц сексуально преследовать, а солидным дамам - никаких удовольствий? Ксения, это, между прочим, нас с тобой напрямую касается. Вот станем мы старыми, высокопоставленными, со следами былой красоты и трогательной сеточкой морщин на благородных лицах, и что - ни секса, ни любовников?!

Венедиктов Почему это? Моя бабушка, например, последний раз вышла замуж в 83 года.

Соколова Сильно!

Венедиктов За бывшего одноклассника. Вы бы видели, как этот деда за ней ухаживал - с цветами под окном часами стоял. Сидя за столом, руку не отпускал - так что я ревновал страшно. Вот это был харассмент!

Собчак По-моему, бабушка могла бы гордиться вами. Вы достойно продолжаете семейные традиции.

Венедиктов Стараюсь! А что касается начальственных дам, то у большинства из них, как правило, своеобразный характер. Они привыкли добиваться своего, и в силу организации нашего общества, чтобы стать кем-то, им пришлось прилагать больше усилий, чем мужчинам. Такая биография формирует своеобразный характер: эта женщина будет добиваться своего, несмотря ни на что. Кроме того, такие дамы чрезвычайно мстительны. Так что положительного выхода из ситуации «начальница-подчиненный» не существует. Увольняться надо, и все.

Соколова Я помню дивную, опять-таки, американскую историю про некоего миловидного юношу, который ответил на настойчивые ухаживания начальницы. Она повезла его в какое-то шале, где юноша, проявив смекалку, установил камеру. Вскоре видеозапись романтической ночи оказалась в суде в качестве приложенного доказательства к исковому заявлению по делу о харассменте с требованием выплатить в качестве компенсации 5 миллионов долларов. И деньги эти ушлый парень получил. Но - внимание! - за что я люблю Америку - не от начальницы, а от компании, которая не сумела обеспечить в коллективе правильную атмосферу.

Венедиктов Ну и что, нравится вам такой подход?

Соколова Знаете, это лучше, чем мужская галантность made in USSR, когда мужчина вежливо распахивал дверь перед женщиной, у которой в обеих руках были авоськи с дефицитными синими курицами и десятью килограммами гречневой крупы. По моим наблюдениям, с тех пор во взаимоотношениях полов в нашей стране ничего особенно не изменилось - общество как было первобытно-сексистское, так и осталось. Кстати, в России факт харассмента доказать нельзя - в Уголовном кодексе РФ сексуальным домогательством является лишь принуждение к половому акту. Юристы говорят, что правоприменительная практика по харассменту в России отстает от мировой лет на пятьдесят и находится на уровне Гватемалы.

Венедиктов И пусть находится! Я считаю, что идея достижения поведенческого равноправия между полами - неправильна по своей сути. Ну не хочу я ходить в театр, где все играют Гамлета! Понимаете, мужчиной владеет великая иллюзия, что каждая новая его женщина - это новая жизнь и что он может прожить десятки таких жизней. Это сокровенное знание придает энергии и жизненных сил.

Собчак А, так вот почему вы появляетесь на светских приемах в компании нескольких молодых красивых девушек...

Венедиктов Дело обстоит еще хуже. Я и на работу только красивых девушек беру.

Собчак А за аппетитные места щиплете?

Венедиктов Случается...

Собчак И как они реагируют?

Венедиктов Обычно положительно.

Собчак А если не обычно?

Венедиктов Тогда день испорчен!

Собчак Это как-то отражается на их карьерном росте?

Венедиктов Нет. Скорее на общей атмосфере - рабочий процесс идет без огонька.

Соколова После этих слов в США все сотрудницы вашей радиостанции получили бы возможность отсудить у вас минимум по миллиону долларов каждая.

Венедиктов А у нас не такие меркантильные сотрудницы. Совсем наоборот! Давайте я вам расскажу, как к нам на «Эхо Москвы» приезжал главный герой самой главной американской истории про харассмент, президент Клинтон. В качестве условия проведения эфира референты Клинтона поставили прямые звонки, которые мы не должны были фильтровать. И мы все сидели и тряслись, вдруг какой-нибудь слушатель задаст вопрос про Монику - и все, конец «Эху Москвы».

Соколова И что, кто-нибудь задал?

Венедиктов Нет, все больше про ракеты интересовались.

Соколова Русские - несексуальные и нелюбопытные...

Венедиктов После того, как эфир закончился, Клинтон с охраной пошел клифтам. Разумеется, предварительно помещение зачистили и всех наших сотрудниц отправили в такой предбанничек, за стекло. А дело было 26 июля, девушки наши в маленьких маечках, в мини - фактически полуголые.

Собчак Это вы им дресс-код придумали?

Венедиктов Они сами догадались. Так вот, проходит Клинтон по коридору, смотрит на девушек и вдруг совершенно неожиданно разворачивается и направляется в их сторону.

Собчак Зачем?

Венедиктов Он сфотографировался с ними. С каждой отдельно. Девчонки были в восторге!

Собчак Ваши девчонки постоянно упускают шанс разбогатеть. Иск русской секретарши против президента Клинтона в американском суде имел бы блестящие перспективы.

Соколова Если рассматривать вопрос харассмента с точки зрения исторической перспективы, следует с прискорбием отметить, что золотые времена политических секс-скандалов прошли. После Клинтона с Моникой и Ельцина с ткачихами по обе стороны океана восторжествовали нелюбимые вами, Алексей Алексеевич, семейные ценности - пожилая жена, ранчо, лыжи и Лабрадор Кони.

Венедиктов Непатриотично рассуждаете! Нашей стране необходимо улучшать демографическую ситуацию, в том числе и с помощью харассмента. Это естественно, нормально, полигамно и правильно!

Соколова Я знаю еще более эффективный путь улучшить демографическую ситуацию - многоженство.

Венедиктов Когда несколько лет назад президент Ингушетии Руслан Аушев издал указ о введении многоженства на территории республики, я этот указ на «Эхе» повесил и приписал, что отныне указ президента Аушева действует на территории нашей отдельно взятой радиостанции. Аушев мою приписку лично завизировал.

Собчак А как насчет многомужества?

Венедиктов Надо подумать... Я все-таки собственник.

Соколова Двойные секс-стандарты?

Венедиктов Всегда!

© Журнал "Итоги", 04.05.1998

[...] 42-летний Веник женился. Впервые в жизни. Юным и прекрасным существом, заставившим убежденного холостяка поступиться принципами, оказалась сотрудница "Эха Москвы" Елена Ситникова, автор передачи "Во саду ли, в огороде". В минувшую среду, приняв прямо в штаб-квартире радиостанции многочисленные поздравления коллег, счастливая чета отбыла в свадебное путешествие по маршруту Париж - Рим - Флоренция - Венеция.

Рекомендуем почитать

Наверх