Зависимость приставки от глухости звонкости последующего согласного. Правописание приставок, оканчивающихся на з-с. Правила правописания гласных в приставках

Обществознание 09.04.2024

Формулировка задания:

Из предложений 4-5 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется ее значением "пространственная близость":
(4)На пришкольном участке работы шли полным ходом. (5) Ребята, припевая, копали грядки.

Показать ответ

Другие возможные формулировки:
Из предложений... выпишите слово(а), в котором...
варианты продолжения:

  • правописание приставки зависит/не зависит от глухости-звонкости последующего согласного;
  • правописание согласной в приставке зависит от глухости последующего согласного;
  • правописание приставки зависит от звонкости последующего согласного;
  • правописание приставки определяется ее значением (может указываться конкретное значение приставки);
  • правописание приставки зависит от ударения.

Что нужно знать:

Во-первых , нада знать теоретический материал по теме:

Основные термины:

Морфема - значимая часть слова, которая передаёт определённую информацию о его лексическом и грамматическом значении.

Морфемика – раздел языкознания о значимых частях слова и морфемной структуре слова.

Словообразование – раздел науки о языке, изучающий способы образования слов.

Производные основы - это те, в которых, помимо корня, имеются приставки и суффиксы.

Непроизводные основы состоят из корня.

Словообразовательная пара – это два однокоренных слова, одно из которых непосредственно образовано от другого (то есть это исходное и производное слово).

Словообразовательная цепочка – это ряд однокореных слов, которые последовательно образуются друг от друга.

Способы образования слов

приставочный - опасный – пре опасный

Кто – кое -кто

Бежать - вы бежать

суффиксальный – день - денёк

Луч – лучист ый

Белый - беле ть

приставочно–суффиксальный - курс - со курсник

Немецкий – по -немецки

бессуффиксный – заплывать – заплыв

Тихий – тишь

сложение слов вечнозелёный, кресло-кровать

Корней сенокос, листопад

Частей слов универмаг, зарплата

Букв МГУ, НТВ

Звуков МХАТ, ТЮЗ, вуз

переход слов рядовой (боец) – рядовой

из одной части речи блестящий (на солнце) – блестящие (способности)

в другую благодаря (за приём) – благодаря (удаче)

Порядок морфемного разбора слова.

  1. Определить, какой частью речи является слово.
  2. Укажите окончание (если это изменяемая часть речи), формообразующий суффикс (если есть) и определите их значение.
  3. Укажите основу слова.
  4. Выделите приставки (если есть).
  5. Выделите словообразующие суффиксы (если есть).
  6. Выделите корень.

Пример.

Холодноватый

  1. Слово является прилагательным.
  2. Окончание -ый
  3. Основа холодноват.
  4. Приставок нет.
  5. Словобразующие суффиксы: -оват- со значением «немного, слегка» (холодноватый – «немного, слегка холодный»); -н- (холодный – «имеющий отношение к холоду, связанный с холодом»).
  6. Корень – холод.

Порядок словообразовательного разбора .

  1. Дать толкование лексического значения слова.
  2. Найти слово, от которого оно образовано. Выделить производящую основу.
  3. Указать словообразующую морфему.
  4. Построить словообразовательную цепочку.
  5. Определить способ словообразования. Привести примеры слов, образованных тем же способом с помощью тех же морфем.

Пример.

Бездонный

  1. Прилагательное бездонный имеет значение «не имеющий дна, глубокий».
  2. Образовано от слова дно . Производящая основа - дон- (-//о).
  3. Образовано с помощью приставки без - и суффикса –н- .
  4. Дно – бездонный.
  5. Слово образовано приставочно- суффиксальным способом (бездомный, бессонный, бесхарактерный ).

Во-вторых , в русском языке существует 4 группы приставок в написании которых могут возникнуть трудности:
1) (их нужно запомнить);
2) , написание которых зависит от последующего согласного;
3) , написание которых зависит от ударения;
4) , написание которых определяется их значением.

1. Неизменяемые приставки.

Эти приставки в своем написании неизменны, постоянны. Они пишутся так всегда! Обязательно запомните эти приставки:

В- (ВО-), ДО-, ЗА-, НА-, НАД-, НЕДО, О-, ОБ- (ОБО-), ОТ- (ОТО-), ПО-, ПОД- (ПОДО-), С- (СО-), ПЕРЕ-, ПРЕД-, ПРО-.

ПРИМЕР: на писать, недо солить,по скользнуться, по стучаться, с делать, с дать, пред принять.
Приставки З- нет в русском языке! В словах з дание, з доровье, з десь, ни з ги (не видно) буква З входит в состав корня.

2. Приставки на З-, С-.

Их написание очень простое: перед звонкими согласными пишется приставка с буквой З, перед глухими согласными - с буквой С. Обязательно запомните эти приставки:

БЕЗ-/БЕС-, ВЗ-/ВС-, ВОЗ-/ВОС-, ИЗ-/ИС-, НИЗ/НИС-, РАЗ-/РАС-, ЧЕРЕЗ-(ЧРЕЗ-)/ЧЕРЕС-

ПРИМЕР:
РАС с мотреть,
РАЗ г лядеть,
ИЗ в ести,
ИС т опить,
ЧРЕЗ м ерный,
РАС ч ертить,
ВС к арабкаться,
ЧЕРЕС ч ур,
сНИС х одительный

Случай 1. Чтобы выбрать правильную букву -з- или -с- на конце приставок, необходимо отличать звонкие согласные от глухих.
Все глухие согласные звуки позволяет запомнить фраза: Ф ОК А, Х ОЧ ЕШ Ь П ОЕСТ Ь Щ ЕЦ ?
Звонкие согласные звуки позволяет запомнить фраза: ОЙ , М Ы Ж Е Н Е З АБ ЫВ АЛ И О ДР УГ Е!
ПРИМЕР:
в приставках слов РАС ч удесный и РАС ц ветка мы напишем -с -, потому что первые буквы корня - ч - и - ц - обозначают глухие согласные звуки, а в приставках слов ИЗ д ержка и ИЗ м ена мы напишем букву -з -, так как первые буквы корней обозначают звонкие согласные звуки
- д - и - м -

Случай 2. Запомните, что правописание приставки С - в словах не зависит от звонкости или глухости следующего за ней согласного . Приставка С- относится к группе неизменяемых приставок.
ПРИМЕР:
в словах С ДЕЛАТЬ и С ПРЫГНУТЬ пишется одна и та же приставка С-, несмотря на то что в первом слове после приставки стоит звонкий согласный, а во втором - глухой.

Случай 3. Приставку на З- С- можно не заметить, если слово имеет две приставки.
ПРИМЕР:
в слове НЕВОС ТРЕБОВАННЫЙ после приставки НЕ- стоит приставка ВОС-, написание которой зависит от глухости последующего согласного, в то время как правописание приставки НЕ- этим правилом не определяется.

Случай 4. Не путайте слова с приставками на З-С- со словами, у которых корень созвучен с данными приставками.
ПРИМЕР:
1. приставка БЕС- (БЕСпокоить) и корень -БЕС- (БЕСиться)
2. приставка НИЗ- (НИЗвергнуть) и корень -НИЗ- (НИЗкорослый)
3. приставка РАЗ- (РАЗбить) и корень -РАЗ- (РАЗительный), корень -РАЗН- (РАЗНица)
4. приставка РАС- (РАСтереть) и корень -РАСТ- (РАСТение)
5. приставка РОЗ- (РОЗдал) и корень -РОЗ- (РОЗовый)
6. приставка РОС- (РОСчерк) и корень -РОС- (РОСистый), другие корни (РОСКОШный, РОСТочек)
7. приставка ВОЗ- (ВОЗдержаться) и корень -ВОЗ- (ВОЗница)

3. Приставки РОЗ- (РОС-), РАЗ- (РАС-), НЕ-, НИ-

Написание гласных букв в данных приставках определяется ударением.
В приставках РОЗ- (РОС-), РАЗ- (РАС-) без ударения пишется буква А , под ударением - О .
ПРИМЕР:
ра списАться - рО спись, ра зыгрАть - рО зыгрыш, ра злИв (реки), рО злив напитков

Приставки НЕ и НИ, встречающиеся в отрицательных и неопределенных местоимениях и наречиях, также зависят от ударения. Под ударением пишем НЕ, без ударения - НИ.
ПРИМЕР:
нЕ когда - ни когдА, нЕ кто - ни ктО, нЕ что - ни чтО

4. Приставки ПРИ-, ПРЕ-

Правило написания этих приставок одно из самых любимых школьниками, и оно также очень простое в запоминании. Написание гласной в них зависит от значения приставок.

Приставка ПРИ- обозначает:
1) приближение, присоединение, прибавление: при ехать, при клеить
2) расположение вблизи чего-либо (близость): при морский, при окский
3) неполноту действия (действие выполнено не до конца): при открыть, при тормозить
Это основные значения приставки при-, но есть еще три более редких значения:
4) законченность действия: при думать
5) действие, выполненное исходя из чьих-либо интересов: при прятать
6) сопутствующее действие: при прыгивать, при говаривать, при танцовывать, при певать

Приставка ПРЕ- обозначает:
1) близкое по значению к слову "очень": пре красный (очень красивый)
2) близкое по значению к приставке пере-: пре ступить (перейти черту), прервать (перервать)

Однако не всегда написание этих приставок определяется перечисленными значениями!

Трудности, которые могут возникнуть:

Случай 1. Различается написание слов, близких по звучанию, но разных по значению:
придать соответствующий вид - предать друга,
притворить дверь - претворить мечту (воплотить),
прибывать вовремя - пребывать в отпуске (находиться),
приступить к работе - преступить закон,
приходящий в гости - преходящий момент (непостоянный),
презреть врага (возненавидеть) - призреть сироту (приютить)
преклоняться перед талантами (восхищаться) - приклоняться к земле (наклоняться)
превратности судьбы - привратник у ворот
предел (граница) терпения - придел (пристройка) дома
претерпеть (пережить) - притерпеться (привыкнуть) к зною

Случай 2. Правописание некоторых слов с приставками ПРИ-, ПРЕ- следует запомнить или определять по орфографическому словарю. Сюда относятся, например, устаревшие слова, употребляющиеся во фразеологических сочетаниях преткнуться (ус­тар.) - «споткнуться», преткновение - «помеха, затруд­нения», камень преткновения; преставиться (устар.) -«умереть», устроить светопреставление.

Случай 3. Правописание заимствованных слов с при-, пре- в корне рекомендуется определять по орфографическому словарю: престиж, президент, прейскурант, префикс, прецедент; приоритет, привилегия, притяз ание, приватный, примитивный и т.п.

С правописанием приставок, оканчивающихся на З-С, связано задание А6 экзаменационного теста.

Раньше оно звучало так: "Из данных предложений (указаны номера) выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости/звонкости согласного звука, обозначенного последующей буквой".


В этом году несколько изменилась не только формулировка задания, но и его формат:

В каком слове правописание приставки зависит от последующего согласного звука?
1) свалявшейся 2) беззвучно 3) откатывались 4) впалыми

1. В каком слове правописание приставки определяется правилом: "Если после приставки следует глухой согласный, то на конце её пишется буква С"?


2. В каком слове правописание приставки зависит от глухости или звонкости последующего согласного?


Как готовиться к данному заданию?

Сначала повторяем правило:

В приставках, оканчивающихся на З и С, написание конечной согласной зависит от произношения:


перед глухими согласными произносят [с] и пишут «с»,

перед звонкими согласными произносят [з] и пишут «з».

Например: РАС-ПИЛИТЬ (П - глухая), РАЗ-БУДИТЬ (Б - звонкая).


Обязательно выучите приставки, которые оканчиваются на З-С:


без-, бес-

воз-, вос-

вз-, вс-

из-, ис-

низ-, нис-

раз-, рас-

роз-, рос-

черес-, чрез-



А теперь рассмотрим, какие ошибки можно допустить при выполнении задания А6:


Ошибка 1. Если после приставки, оканчивающейся на З-С, стоит гласная или Ъ, то на правописание данной приставки ни гласная, ни Ъ не влияют, т.к. З или С слышится в этом случае отчётливо.

Примером этого могут служить слова РАЗузнать и БЕЗъядерный.


Ошибка 2. Правописание приставки С- в словах не зависит от звонкости или глухости следующего за ней согласного. Приставка С- относится к группе неизменяемых приставок.

Например, в словах СДЕЛАТЬ и СПРЫГНУТЬ пишется одна и та же приставка С-, несмотря на то что в первом слове после приставки стоит звонкая согласная, а во втором - глухая.


Ошибка 3 . Приставку на З-С можно не заметить, если слово имеет две приставки.

Например, в слове НЕВОСТРЕБОВАННЫЙ после приставки НЕ- стоит приставка ВОС-, написание которой зависит от глухости следующего после неё согласного.
Ошибка 4. Не путайте слова с приставками на З-С со словами, у которых корень созвучен с данными приставками.

Например:


1. приставка БЕС- (БЕСпокоить) и корень -БЕС- (БЕСиться)
2. приставка НИЗ- (НИЗвергнуть) и корень -НИЗ- (НИЗкорослый)
3. приставка РАЗ- (РАЗбить) и корень -РАЗ- (РАЗительный), корень -РАЗН- (РАЗНица)
4. приставка РАС- (РАСтереть) и корень -РАСТ- (РАСТение)
5. приставка РОЗ- (РОЗдал) и корень -РОЗ- (РОЗовый)
6. приставка РОС- (РОСчерк) и корень -РОС- (РОСистый), другие корни (РОСКОШный, РОСТочек)
7. приставка ВОЗ- (ВОЗдержаться) и корень -ВОЗ- (ВОЗница)


Для профилактики указанных ошибок, попробуйте выполнить следующее несложное задание.


В каждой группе слов найди лишнее:


а) безобразие, бездельник, безграмотность
б) разговаривать, разбить, разъяриться
в) возглас, возня, возраст
г) бескровный, беспокойство, беситься
д) разбить, разузнать, раздуть
е) низвергнуть, низвести, низкорослый


Теперь выполняем тренировочное задание в формате ГИА-2011:


В данных предложениях найдите слова, в которых правописание приставки зависит от глухости/звонкости согласного звука, обозначенного последующей буквой.

Внимание! В данных предложениях может быть не одно , а два и более слов на указанную орфограмму.


а) Офицер, разгоряченный вином, игрою и смехом товарищей, почел себя жестоко обиженным и, в бешенстве схватив со стола медный шандал, пустил его в Сильвио…


б) Попробуй взглянуть на молнию, когда, раскроивши черные, как уголь, тучи, нестерпимо затрепещет она целым потопом блеска.


в) Возвратясь в гостиную, они уселись втроем: старики вспомнили прежнее время и анекдоты своей службы, а Алексей размышлял о том, какую роль играть ему в присутствии Лизы.


г) Сотник сидел почти неподвижен в своей светлице; та же самая безнадежная печаль, какую он встретил прежде на его лице, сохранялась в нем и доныне.


д) Крестясь и что-то бормоча, пролетел печальный человечек, без шляпы, с совершенно безумным лицом, исцарапанной лысиной и в совершенно мокрых штанах.


е) Мы сели за стол; хозяин был чрезвычайно в духе, и скоро веселость его сделалась общею; пробки хлопали поминутно, стаканы пенились и шипели беспрестанно, и мы со всевозможным усердием желали отъезжающему доброго пути и всякого блага.


ж) Он осекся и опять уставился на меня с теми же вытаращенными глазами и с тою же длинною, судорожною, бессмысленно-вопрошающей улыбкой, раздвигающейся все более и более.


з) Целый день гробовщик разъезжал с Разгуляя к Никитским воротам и обратно; к вечеру все сладил и пошел домой пешком, отпустив своего извозчика.

С правописанием приставок, оканчивающихся на З-С, связано задание В3 экзаменационного теста.

Звучит оно так: "Из данных предложений (указаны номера) выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости/звонкости согласного звука, обозначенного последующей буквой".

Сначала повторяем правило на Грамота.РУ . Здесь же выполняем тренировочное упражнение .

Внимание! Обязательно выучите приставки, которые оканчиваются на З-С:
без-, бес-
воз-, вос-
вз-, вс-
из-, ис-
низ-, нис-
раз-, рас-
роз-, рос-
через-, черес-
чрез-, чрес-


А теперь рассмотрим, какие ошибки можно допустить при выполнении задания В3:

Ошибка 1. Если после приставки, оканчивающейся на З-С, стоит гласная или Ъ, то на правописание данной приставки ни гласная, ни Ъ не влияют, т.к. З или С слышится в этом случае отчётливо. Примером этого могут служить слова РАЗузнать и БЕЗъядерный.

Ошибка 2. Не путай приставку с частью корня или корнем. Например , в слове РАСТение нет приставки РАС-, в нём корень -РАСТ-. Или в слове ВОЗница ВОЗ - это не приставка, а корень.

Ошибка 3. Правописание приставки С- в словах не зависит от звонкости или глухости следующего за ней согласного. Например, в словах СДЕЛАТЬ и СПРЫГНУТЬ пишется одна и та же приставка С-, несмотря на то что в первом слове после приставки стоит звонкая согласная, а во втором - глухая.

Ошибка 4. Приставку на З-С можно не заметить, если слово имеет две приставки. Например, в слове НЕВОСТРЕБОВАННЫЙ после приставки НЕ- стоит приставка ВОС-, написание которой зависит от глухости следующего после неё согласного.

Для профилактики указанных ошибок, попробуйте выполнить следующее несложное задание.

В каждой группе слов найди лишнее:

а) безобразие, бездельник, безграмотность
б) разговаривать, разбить, разъяриться
в) возглас, возня, возраст
г) бескровный, беспокойство, беситься
д) разбить, разузнать, раздуть
е) низвергнуть, низвести, низкорослый

Выполняем задание в формате ГИА:

В данных предложениях найдите слова, в которых правописание приставки зависит от глухости/звонкости согласного звука, обозначенного последующей буквой.

Внимание! В данных предложениях может быть не одно, а два и более слов на указанную орфограмму.

а) Офицер, разгоряченный вином, игрою и смехом товарищей, почел себя жестоко обиженным и, в бешенстве схватив со стола медный шандал, пустил его в Сильвио…

б) Попробуй взглянуть на молнию, когда, раскроивши черные, как уголь, тучи, нестерпимо затрепещет она целым потопом блеска.

в) Возвратясь в гостиную, они уселись втроем: старики вспомнили прежнее время и анекдоты своей службы, а Алексей размышлял о том, какую роль играть ему в присутствии Лизы.

г) Сотник сидел почти неподвижен в своей светлице; та же самая безнадежная печаль, какую он встретил прежде на его лице, сохранялась в нем и доныне.

д) Крестясь и что-то бормоча, пролетел печальный человечек, без шляпы, с совершенно безумным лицом, исцарапанной лысиной и в совершенно мокрых штанах.

е) Мы сели за стол; хозяин был чрезвычайно в духе, и скоро веселость его сделалась общею; пробки хлопали поминутно, стаканы пенились и шипели беспрестанно, и мы со всевозможным усердием желали отъезжающему доброго пути и всякого блага.

ж) Он осекся и опять уставился на меня с теми же вытаращенными глазами и с тою же длинною, судорожною, бессмысленно-вопрошающей улыбкой, раздвигающейся все более и более.

з) Целый день гробовщик разъезжал с Разгуляя к Никитским воротам и обратно; к вечеру все сладил и пошел домой пешком, отпустив своего извозчика.

Ответы к заданию "В каждой группе слов найди лишнее"
а) БЕЗобразие
б) РАЗъяриться
в) возня (корень -ВОЗ-)
г) беситься (корень -БЕС-)
д) РАЗузнать
е) низкорослый (корень -НИЗ-)

Ответы к заданию в формате ГИА:
а) РАЗгорячённый
б) ВЗглянуть, РАСкроивши
в) ВОЗвратясь, ВСпомнили, РАЗмышлял
г) БЕЗнадёжная
д) ИСцарапанной
е) ЧРЕЗвычайно, БЕСпрестанно, всеВОЗможным
ж) БЕСсмысленно-..., РАЗдвигающейся
з) РАЗгуляя, ИЗвозчика

P.S.: О том, как прошло у вас это занятие, пишите в комментариях. Удачи!

I.

Необходимо запомнить, что большинство приставок в русском языке неизменяемые . То есть пишутся всегда одинаково. В любых словах.

Например:
о- : обежать, остановка, одуматься
у- : увести, убежал, успокоиться
до- : дожить, дойти, доставка
по- : побежать, подворье, посмотреть
про- : прокатить, пробел, просмотр
пра- : употребляется в значении «отдаленная степень родства»: прабабушка, праязык
на- : нападки, накрыть, надавить
за- : закрыть, заключенный, запутать
над- (надо-): надкусить, надпись, надорваться
под- (подо-): подплыть, подсказать, подождать
от- (ото-): отдать, отодвинуть, открыть
об-(обо-): облететь, обтереть, обойти
в- (во-): вдоволь, вверх, вовлечь
вы- : вылавливать, выход, выстоять
пред- (предо-): предпочтение, предрешать, предостеречь
пере-: перерыв, перелить, перекос
с- (со-): сдвинуть, сойти, сгибать (будьте внимательны, есть только приставка с-, нет приставки з-)

! Заимствованные иноязычные приставки также неизменяемые:

Дез- : дезинформировать
контр- : контраргумент
транс- : трансатлантический
пост- : постмодернизм
суб- : субкультура
супер- : супергерой
пан- : панъевропейский

II.

В русском языке есть несколько небольших групп приставок, которые все-таки изменяются при определенных условиях. Иначе говоря, их правописание зависит от чего-то. Рассмотрим эти группы приставок.

1. Приставки, правописание которых зависит от глухости/звонкости последующего согласного.

Что это значит?

Если после приставки из этой группы мы видим звонкий согласный, то на конце приставки пишем -з, а если глухой, то, соответственно -с.

Сюда относятся так называемые приставки на -з, - с, их ровно шесть:

Без-/бес- безработный, бессмертный
раз-/рас- разрозненный, распустить
воз-/вос- (вз-/вс-) возврат, вздохнуть, вскарабкаться
из-/ис- избежать, испуг
низ-/нис- низвергать, нисходить
через-/черес- (чрез-/чрес-) чрезмерный, чересчур

2. Приставки, правописание которых зависит от лексического значения.

Это приставки пре-/при- .

Для того, чтобы сделать правильный выбор приставки, необходимо понять, какое значение она привносит в слово.

Итак, какие значения характерны для каждой приставки:

а) Значения приставки пре:

1) Значение высшей степени качества. Проще говоря, это значение равно значению слова очень .

Например: прекрасный, преувеличивать, превосходить, преспокойный.

2) Значение, близкое значению приставки пере- (следует понимать, что не всегда в таких случаях приставку пре- можно заменить приставкой пере- , здесь важно сходство их значений)

Например: прервать, преступник, преподаватель, преобразовать, преграда.

б) Значения приставки при:

1) «приближение»

Например: приходить, приезжать

2) «присоединение»

Например: пришить, приклеить

3) «недодействие», то есть неполнота действия, близко к значению «слегка»

Например: прикрыть, присесть,

4) «завершенное действие», то есть доведенное до конца

Например: придумать, приготовить

5) «близость к чему-либо», то есть "около"

Например: прибрежный, придорожный

3. Приставки, правописание которых зависит от ударения.

В эту группу входят приставки:
рас-/рос (раз-/роз-)
Если вы не забыли, то эти приставки относятся и к первой группе, поэтому имеют вариант написания -з/-с .

Без ударения в них пишется буква А, а под ударением... - под ударением проблемы нет, что слышим, то и пишем, как правило, это буква О.

Например: роспись, расписание, разговор, розыск.

III.

Чтобы правильно выполнить задания на правописание приставок, надо знать еще два правила:

1. О выборе Ы-И после приставок в словах с корнями с первой буквой И.

После приставки, оканчивающейся на согласный, в корне пишется Ы, если эта приставка русского происхождения.

Например: безЫдейный, подЫскать, разЫграть, обЫндеветь (от слова иней)

Исключения : русские приставки МЕЖ- (межинститутский, после Ж невозможна Ы!) и СВЕРХ- (сверхинтеллект)и целое слово ВЗИМАТЬ.


После приставки нерусского происхождения, то есть заимствованной (чаще всего из латыни), в корне сохраняется буква И.

В разделе на вопрос из текста, выпишите слова в которых правописание приставки зависит от глухости/звонкости последующего согласного. заданный автором Полосовать лучший ответ это Важная информация
Ещё раз о приставках
Правописание приставок
1. Приставки, оканчивающиеся на 3 и С
Написание приставок, оканчивающихся на 3 и С (БЕЗ - БЕС, ВОЗ - ВОС, ВЗ - ВС, ИЗ - ИС, НИЗ - НИС, РАЗ - РАС, ЧРЕЗ - ЧРЕС, ЧЕРЕЗ - ЧЕРЕС), зависит от глухости - звон­кости последующего звука:
А) приставка оканчивается на 3:
если первый согласный звук корня звонкий (раздать);
если корень начинается с гласной буквы (разузнать).
Б) приставка оканчивается на С:
если первый согласный звук корня глухой (распилить).
Простое правило, но, к сожалению, иногда к концу девятого класса ученики забывают о звонких и глухих согласных:
ПАРНЫЕ
ЗВОНКИЕ Б В Г Д З Ж
ГЛУХИЕ П Ф К Т С Ш
НЕПАРНЫЕ
ЗВОНКИЕ Р Л М Н Й (сонорные)
ГЛУХИЕ Х Ц Ч Щ
Примечание:
Все глухие согласные звуки позволяет запомнить следующая фраза:
ФОКА, ХОЧЕШЬ ПОЕСТЬ ЩЕЦ?
Если в данном предложении вычеркнуть все гласные, то останутся только глухие со­гласные звуки.
Все звонкие согласные звуки позволяет запомнить другая фраза:
ОЙ, МЫ ЖЕ НЕ ЗАБЫВАЛИ О ДРУГЕ!
Если в данном предложении вычеркнуть все гласные, то останутся только звонкие со­гласные звуки.
Приставка С относится к НЕИЗМЕНЯЕМЫМ приставкам (ее написание не зависит от последующей согласной корня: сгиб, сделать, сбросить.
Если вы видите в слове приставку, состоящую из одной буквы, и выбираете между напи­санием С- и 3- в ней, смело пишите С, так как приставки 3 в русском языке нет:
Пусть никто никогда не забудет:
3 приставкой не была и не будет!
Примечание:
В словах ЗДЕСЬ, ЗДЕШНИЙ, ЗДАНИЕ, ЗДОРОВЬЕ, ЗГИ нет приставки: буква 3 в них является частью корня.

Рекомендуем почитать

Наверх