Герои Великой Отечественной войны Александр Матросов Стрелок-автоматчик 2-го...
Формулировка задания:
Из предложений 4-5 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется ее значением "пространственная близость":
(4)На пришкольном участке работы шли полным ходом. (5) Ребята, припевая, копали грядки.
Показать ответ
Другие возможные формулировки:
Из предложений... выпишите слово(а), в котором...
варианты продолжения:
- правописание приставки зависит/не зависит от глухости-звонкости последующего согласного;
- правописание согласной в приставке зависит от глухости последующего согласного;
- правописание приставки зависит от звонкости последующего согласного;
- правописание приставки определяется ее значением (может указываться конкретное значение приставки);
- правописание приставки зависит от ударения.
Что нужно знать:
Во-первых , нада знать теоретический материал по теме:
Основные термины:
Морфема - значимая часть слова, которая передаёт определённую информацию о его лексическом и грамматическом значении.
Морфемика – раздел языкознания о значимых частях слова и морфемной структуре слова.
Словообразование – раздел науки о языке, изучающий способы образования слов.
Производные основы - это те, в которых, помимо корня, имеются приставки и суффиксы.
Непроизводные основы состоят из корня.
Словообразовательная пара – это два однокоренных слова, одно из которых непосредственно образовано от другого (то есть это исходное и производное слово).
Словообразовательная цепочка – это ряд однокореных слов, которые последовательно образуются друг от друга.
Способы образования слов
приставочный - опасный – пре опасный
Кто – кое -кто
Бежать - вы бежать
суффиксальный – день - денёк
Луч – лучист ый
Белый - беле ть
приставочно–суффиксальный - курс - со курсник
Немецкий – по -немецки
бессуффиксный – заплывать – заплыв
Тихий – тишь
сложение слов вечнозелёный, кресло-кровать
Корней сенокос, листопад
Частей слов универмаг, зарплата
Букв МГУ, НТВ
Звуков МХАТ, ТЮЗ, вуз
переход слов рядовой (боец) – рядовой
из одной части речи блестящий (на солнце) – блестящие (способности)
в другую благодаря (за приём) – благодаря (удаче)
Порядок морфемного разбора слова.
- Определить, какой частью речи является слово.
- Укажите окончание (если это изменяемая часть речи), формообразующий суффикс (если есть) и определите их значение.
- Укажите основу слова.
- Выделите приставки (если есть).
- Выделите словообразующие суффиксы (если есть).
- Выделите корень.
Пример.
Холодноватый
- Слово является прилагательным.
- Окончание -ый
- Основа холодноват.
- Приставок нет.
- Словобразующие суффиксы: -оват- со значением «немного, слегка» (холодноватый – «немного, слегка холодный»); -н- (холодный – «имеющий отношение к холоду, связанный с холодом»).
- Корень – холод.
Порядок словообразовательного разбора .
- Дать толкование лексического значения слова.
- Найти слово, от которого оно образовано. Выделить производящую основу.
- Указать словообразующую морфему.
- Построить словообразовательную цепочку.
- Определить способ словообразования. Привести примеры слов, образованных тем же способом с помощью тех же морфем.
Пример.
Бездонный
- Прилагательное бездонный имеет значение «не имеющий дна, глубокий».
- Образовано от слова дно . Производящая основа - дон- (-//о).
- Образовано с помощью приставки без - и суффикса –н- .
- Дно – бездонный.
- Слово образовано приставочно- суффиксальным способом (бездомный, бессонный, бесхарактерный ).
Во-вторых
, в
русском языке существует 4 группы приставок в написании которых могут возникнуть трудности:
1) (их нужно запомнить);
2) , написание которых зависит от последующего согласного;
3) , написание которых зависит от ударения;
4) , написание которых определяется их значением.
1. Неизменяемые приставки.
Эти приставки в своем написании неизменны, постоянны. Они пишутся так всегда! Обязательно запомните эти приставки:
В- (ВО-), ДО-, ЗА-, НА-, НАД-, НЕДО, О-, ОБ- (ОБО-), ОТ- (ОТО-), ПО-, ПОД- (ПОДО-), С- (СО-), ПЕРЕ-, ПРЕД-, ПРО-.
ПРИМЕР:
на
писать, недо
солить,по
скользнуться, по
стучаться, с
делать, с
дать, пред
принять.
Приставки З- нет в русском языке! В словах з
дание, з
доровье, з
десь, ни з
ги (не видно) буква З входит в состав корня.
2. Приставки на З-, С-.
Их написание очень простое: перед звонкими согласными пишется приставка с буквой З, перед глухими согласными - с буквой С. Обязательно запомните эти приставки:
БЕЗ-/БЕС-, ВЗ-/ВС-, ВОЗ-/ВОС-, ИЗ-/ИС-, НИЗ/НИС-, РАЗ-/РАС-, ЧЕРЕЗ-(ЧРЕЗ-)/ЧЕРЕС-
ПРИМЕР:РАС с мотреть,
РАЗ г лядеть,
ИЗ в ести,
ИС т опить,
ЧРЕЗ м ерный,
РАС ч ертить,
ВС к арабкаться,
ЧЕРЕС ч ур,
сНИС х одительный
Случай 1.
Чтобы выбрать правильную букву -з- или -с- на конце приставок, необходимо отличать звонкие согласные от глухих.
Все глухие согласные звуки позволяет запомнить фраза: Ф
ОК
А, Х
ОЧ
ЕШ
Ь П
ОЕСТ
Ь Щ
ЕЦ
?
Звонкие согласные звуки позволяет запомнить фраза: ОЙ
, М
Ы Ж
Е Н
Е З
АБ
ЫВ
АЛ
И О ДР
УГ
Е!
ПРИМЕР:
в приставках слов
РАС
ч
удесный и РАС
ц
ветка мы напишем -с
-, потому что первые буквы корня -
ч
- и -
ц
-
обозначают глухие согласные звуки, а в приставках слов ИЗ
д
ержка и ИЗ
м
ена мы напишем букву -з
-, так как первые буквы корней обозначают звонкие согласные звуки
-
д
- и -
м
-
Случай 2.
Запомните, что правописание приставки С
- в словах не зависит от звонкости или глухости следующего за ней согласного
. Приставка С- относится к группе неизменяемых приставок.
ПРИМЕР:
в словах С
ДЕЛАТЬ и С
ПРЫГНУТЬ пишется одна и та же приставка С-, несмотря на то что в первом слове после приставки стоит звонкий согласный, а во втором - глухой.
Случай 3.
Приставку на З- С- можно не заметить, если слово имеет две приставки.
ПРИМЕР:
в слове НЕВОС
ТРЕБОВАННЫЙ после приставки НЕ- стоит приставка ВОС-, написание которой зависит от глухости последующего согласного, в то время как правописание приставки НЕ- этим правилом не определяется.
Случай 4.
Не путайте слова с приставками на З-С- со словами, у которых корень созвучен с данными приставками.
ПРИМЕР:
1. приставка БЕС- (БЕСпокоить) и корень -БЕС- (БЕСиться)
2. приставка НИЗ- (НИЗвергнуть) и корень -НИЗ- (НИЗкорослый)
3. приставка РАЗ- (РАЗбить) и корень -РАЗ- (РАЗительный), корень -РАЗН- (РАЗНица)
4. приставка РАС- (РАСтереть) и корень -РАСТ- (РАСТение)
5. приставка РОЗ- (РОЗдал) и корень -РОЗ- (РОЗовый)
6. приставка РОС- (РОСчерк) и корень -РОС- (РОСистый), другие корни (РОСКОШный, РОСТочек)
7. приставка ВОЗ- (ВОЗдержаться) и корень -ВОЗ- (ВОЗница)
3. Приставки РОЗ- (РОС-), РАЗ- (РАС-), НЕ-, НИ-
Написание гласных букв в данных приставках определяется ударением.
В приставках РОЗ- (РОС-), РАЗ- (РАС-) без ударения пишется буква А
, под ударением - О
.
ПРИМЕР:
ра
списАться - рО
спись, ра
зыгрАть - рО
зыгрыш, ра
злИв (реки), рО
злив напитков
Приставки НЕ и НИ, встречающиеся в отрицательных и неопределенных местоимениях и наречиях, также зависят от ударения. Под ударением пишем НЕ, без ударения - НИ.
ПРИМЕР:
нЕ
когда - ни
когдА, нЕ
кто - ни
ктО, нЕ
что - ни
чтО
4. Приставки ПРИ-, ПРЕ-
Правило написания этих приставок одно из самых любимых школьниками, и оно также очень простое в запоминании. Написание гласной в них зависит от значения приставок.
Приставка ПРИ- обозначает:
1)
приближение, присоединение, прибавление: при
ехать, при
клеить
2)
расположение вблизи чего-либо (близость): при
морский, при
окский
3)
неполноту действия (действие выполнено не до конца): при
открыть, при
тормозить
Это основные значения приставки при-, но есть еще три более редких значения:
4)
законченность действия: при
думать
5)
действие, выполненное исходя из чьих-либо интересов: при
прятать
6)
сопутствующее действие:
при
прыгивать, при
говаривать, при
танцовывать, при
певать
Приставка ПРЕ- обозначает:
1)
близкое по значению к слову "очень": пре
красный (очень красивый)
2)
близкое по значению к приставке пере-: пре
ступить (перейти черту), прервать (перервать)
Однако не всегда написание этих приставок определяется перечисленными значениями!
Трудности, которые могут возникнуть:
Случай 1.
Различается написание слов, близких по звучанию, но разных по значению:
придать
соответствующий вид - предать
друга,
притворить
дверь - претворить
мечту (воплотить),
прибывать
вовремя - пребывать
в отпуске (находиться),
приступить
к работе - преступить
закон,
приходящий
в гости - преходящий
момент (непостоянный),
презреть
врага (возненавидеть) -
призреть
сироту (приютить)
преклоняться
перед талантами (восхищаться) -
приклоняться
к земле (наклоняться)
превратности
судьбы -
привратник
у ворот
предел
(граница) терпения -
придел
(пристройка) дома
претерпеть
(пережить) -
притерпеться
(привыкнуть) к зною
Случай 2. Правописание некоторых слов с приставками ПРИ-, ПРЕ- следует запомнить или определять по орфографическому словарю. Сюда относятся, например, устаревшие слова, употребляющиеся во фразеологических сочетаниях преткнуться (устар.) - «споткнуться», преткновение - «помеха, затруднения», камень преткновения; преставиться (устар.) -«умереть», устроить светопреставление.
Случай 3. Правописание заимствованных слов с при-, пре- в корне рекомендуется определять по орфографическому словарю: престиж, президент, прейскурант, префикс, прецедент; приоритет, привилегия, притяз ание, приватный, примитивный и т.п.
С правописанием приставок, оканчивающихся на З-С, связано задание А6
экзаменационного теста.
Раньше оно звучало так:
"Из данных предложений (указаны номера) выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости/звонкости согласного звука, обозначенного последующей буквой".
В этом году несколько изменилась не только формулировка задания, но и его формат:
В каком слове правописание приставки зависит от последующего согласного звука?
1) свалявшейся 2) беззвучно 3) откатывались 4) впалыми
1. В каком слове правописание приставки определяется правилом: "Если после приставки следует глухой согласный, то на конце её пишется буква С"?
2. В каком слове правописание приставки зависит от глухости или звонкости последующего согласного?
Как готовиться к данному заданию?
Сначала повторяем правило:
В приставках, оканчивающихся на З и С, написание конечной согласной зависит от произношения:
перед глухими согласными произносят [с] и пишут «с»,
перед звонкими согласными произносят [з] и пишут «з».
Например: РАС-ПИЛИТЬ (П - глухая), РАЗ-БУДИТЬ (Б - звонкая).
Обязательно выучите приставки, которые оканчиваются на З-С:
без-, бес-
воз-, вос-
вз-, вс-
из-, ис-
низ-, нис-
раз-, рас-
роз-, рос-
черес-, чрез-
А теперь рассмотрим, какие ошибки можно допустить при выполнении задания А6:
Ошибка 1. Если после приставки, оканчивающейся на З-С, стоит гласная или Ъ, то на правописание данной приставки ни гласная, ни Ъ не влияют, т.к. З или С слышится в этом случае отчётливо.
Примером этого могут служить слова РАЗузнать и БЕЗъядерный.
Ошибка 2. Правописание приставки С- в словах не зависит от звонкости или глухости следующего за ней согласного. Приставка С- относится к группе неизменяемых приставок.
Например, в словах СДЕЛАТЬ и СПРЫГНУТЬ пишется одна и та же приставка С-, несмотря на то что в первом слове после приставки стоит звонкая согласная, а во втором - глухая.
Ошибка 3 . Приставку на З-С можно не заметить, если слово имеет две приставки.
Например, в слове НЕВОСТРЕБОВАННЫЙ после приставки НЕ- стоит приставка ВОС-, написание которой зависит от глухости следующего после неё согласного.
Ошибка 4. Не путайте слова с приставками на З-С со словами, у которых корень созвучен с данными приставками.
Например:
1. приставка БЕС- (БЕСпокоить) и корень -БЕС- (БЕСиться)
2. приставка НИЗ- (НИЗвергнуть) и корень -НИЗ- (НИЗкорослый)
3. приставка РАЗ- (РАЗбить) и корень -РАЗ- (РАЗительный), корень -РАЗН- (РАЗНица)
4. приставка РАС- (РАСтереть) и корень -РАСТ- (РАСТение)
5. приставка РОЗ- (РОЗдал) и корень -РОЗ- (РОЗовый)
6. приставка РОС- (РОСчерк) и корень -РОС- (РОСистый), другие корни (РОСКОШный, РОСТочек)
7. приставка ВОЗ- (ВОЗдержаться) и корень -ВОЗ- (ВОЗница)
Для профилактики указанных ошибок, попробуйте выполнить следующее несложное задание.
В каждой группе слов найди лишнее:
а) безобразие, бездельник, безграмотность
б) разговаривать, разбить, разъяриться
в) возглас, возня, возраст
г) бескровный, беспокойство, беситься
д) разбить, разузнать, раздуть
е) низвергнуть, низвести, низкорослый
Теперь выполняем тренировочное задание в формате ГИА-2011:
В данных предложениях найдите слова, в которых правописание приставки зависит от глухости/звонкости согласного звука, обозначенного последующей буквой.
Внимание! В данных предложениях может быть не одно , а два и более слов на указанную орфограмму.
а) Офицер, разгоряченный вином, игрою и смехом товарищей, почел себя жестоко обиженным и, в бешенстве схватив со стола медный шандал, пустил его в Сильвио…
б) Попробуй взглянуть на молнию, когда, раскроивши черные, как уголь, тучи, нестерпимо затрепещет она целым потопом блеска.
в) Возвратясь в гостиную, они уселись втроем: старики вспомнили прежнее время и анекдоты своей службы, а Алексей размышлял о том, какую роль играть ему в присутствии Лизы.
г) Сотник сидел почти неподвижен в своей светлице; та же самая безнадежная печаль, какую он встретил прежде на его лице, сохранялась в нем и доныне.
д) Крестясь и что-то бормоча, пролетел печальный человечек, без шляпы, с совершенно безумным лицом, исцарапанной лысиной и в совершенно мокрых штанах.
е) Мы сели за стол; хозяин был чрезвычайно в духе, и скоро веселость его сделалась общею; пробки хлопали поминутно, стаканы пенились и шипели беспрестанно, и мы со всевозможным усердием желали отъезжающему доброго пути и всякого блага.
ж) Он осекся и опять уставился на меня с теми же вытаращенными глазами и с тою же длинною, судорожною, бессмысленно-вопрошающей улыбкой, раздвигающейся все более и более.
з) Целый день гробовщик разъезжал с Разгуляя к Никитским воротам и обратно; к вечеру все сладил и пошел домой пешком, отпустив своего извозчика.
С правописанием приставок, оканчивающихся на З-С, связано задание В3 экзаменационного теста.
Звучит оно так: "Из данных предложений (указаны номера) выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости/звонкости согласного звука, обозначенного последующей буквой".
Сначала повторяем правило на
Грамота.РУ . Здесь же выполняем тренировочное упражнение .Внимание!
Обязательно выучите приставки, которые оканчиваются на З-С:
без-, бес-
воз-, вос-
вз-, вс-
из-, ис-
низ-, нис-
раз-, рас-
роз-, рос-
через-, черес-
чрез-, чрес-
А теперь рассмотрим, какие ошибки можно допустить при выполнении задания В3:
Ошибка 1. Если после приставки, оканчивающейся на З-С, стоит гласная или Ъ, то на правописание данной приставки ни гласная, ни Ъ не влияют, т.к. З или С слышится в этом случае отчётливо. Примером этого могут служить слова РАЗузнать и БЕЗъядерный.
Ошибка 2. Не путай приставку с частью корня или корнем. Например , в слове РАСТение нет приставки РАС-, в нём корень -РАСТ-. Или в слове ВОЗница ВОЗ - это не приставка, а корень.
Ошибка 3. Правописание приставки С- в словах не зависит от звонкости или глухости следующего за ней согласного. Например, в словах СДЕЛАТЬ и СПРЫГНУТЬ пишется одна и та же приставка С-, несмотря на то что в первом слове после приставки стоит звонкая согласная, а во втором - глухая.
Ошибка 4. Приставку на З-С можно не заметить, если слово имеет две приставки. Например, в слове НЕВОСТРЕБОВАННЫЙ после приставки НЕ- стоит приставка ВОС-, написание которой зависит от глухости следующего после неё согласного.
Для профилактики указанных ошибок, попробуйте выполнить следующее несложное задание.
В каждой группе слов найди лишнее:
а) безобразие, бездельник, безграмотность
б) разговаривать, разбить, разъяриться
в) возглас, возня, возраст
г) бескровный, беспокойство, беситься
д) разбить, разузнать, раздуть
е) низвергнуть, низвести, низкорослый
Выполняем задание в формате ГИА:
В данных предложениях найдите слова, в которых правописание приставки зависит от глухости/звонкости согласного звука, обозначенного последующей буквой.
Внимание! В данных предложениях может быть не одно, а два и более слов на указанную орфограмму.
а) Офицер, разгоряченный вином, игрою и смехом товарищей, почел себя жестоко обиженным и, в бешенстве схватив со стола медный шандал, пустил его в Сильвио…
б) Попробуй взглянуть на молнию, когда, раскроивши черные, как уголь, тучи, нестерпимо затрепещет она целым потопом блеска.
в) Возвратясь в гостиную, они уселись втроем: старики вспомнили прежнее время и анекдоты своей службы, а Алексей размышлял о том, какую роль играть ему в присутствии Лизы.
г) Сотник сидел почти неподвижен в своей светлице; та же самая безнадежная печаль, какую он встретил прежде на его лице, сохранялась в нем и доныне.
д) Крестясь и что-то бормоча, пролетел печальный человечек, без шляпы, с совершенно безумным лицом, исцарапанной лысиной и в совершенно мокрых штанах.
е) Мы сели за стол; хозяин был чрезвычайно в духе, и скоро веселость его сделалась общею; пробки хлопали поминутно, стаканы пенились и шипели беспрестанно, и мы со всевозможным усердием желали отъезжающему доброго пути и всякого блага.
ж) Он осекся и опять уставился на меня с теми же вытаращенными глазами и с тою же длинною, судорожною, бессмысленно-вопрошающей улыбкой, раздвигающейся все более и более.
з) Целый день гробовщик разъезжал с Разгуляя к Никитским воротам и обратно; к вечеру все сладил и пошел домой пешком, отпустив своего извозчика.
Ответы к заданию "В каждой группе слов найди лишнее"
а) БЕЗобразие
б) РАЗъяриться
в) возня (корень -ВОЗ-)
г) беситься (корень -БЕС-)
д) РАЗузнать
е) низкорослый (корень -НИЗ-)
Ответы к заданию в формате ГИА:
а) РАЗгорячённый
б) ВЗглянуть, РАСкроивши
в) ВОЗвратясь, ВСпомнили, РАЗмышлял
г) БЕЗнадёжная
д) ИСцарапанной
е) ЧРЕЗвычайно, БЕСпрестанно, всеВОЗможным
ж) БЕСсмысленно-..., РАЗдвигающейся
з) РАЗгуляя, ИЗвозчика
P.S.: О том, как прошло у вас это занятие, пишите в комментариях. Удачи!
I.
Необходимо запомнить, что большинство приставок в русском языке неизменяемые
. То есть пишутся всегда одинаково. В любых словах.
Например:
о- : обежать, остановка, одуматься
у- : увести, убежал, успокоиться
до- : дожить, дойти, доставка
по- : побежать, подворье, посмотреть
про- : прокатить, пробел, просмотр
пра- : употребляется в значении «отдаленная степень родства»: прабабушка, праязык
на- : нападки, накрыть, надавить
за- : закрыть, заключенный, запутать
над- (надо-): надкусить, надпись, надорваться
под- (подо-): подплыть, подсказать, подождать
от- (ото-): отдать, отодвинуть, открыть
об-(обо-): облететь, обтереть, обойти
в- (во-): вдоволь, вверх, вовлечь
вы- : вылавливать, выход, выстоять
пред- (предо-): предпочтение, предрешать, предостеречь
пере-: перерыв, перелить, перекос
с- (со-): сдвинуть, сойти, сгибать
(будьте внимательны, есть только приставка с-, нет приставки з-)
! Заимствованные иноязычные приставки также неизменяемые:
Дез- : дезинформировать
контр- : контраргумент
транс- : трансатлантический
пост- : постмодернизм
суб- : субкультура
супер- : супергерой
пан- : панъевропейский
II.
В русском языке есть несколько небольших групп приставок, которые все-таки изменяются при определенных условиях. Иначе говоря, их правописание зависит от чего-то. Рассмотрим эти группы приставок.
1. Приставки, правописание которых зависит от глухости/звонкости последующего согласного.
Что это значит?
Если после приставки из этой группы мы видим звонкий согласный, то на конце приставки пишем -з, а если глухой, то, соответственно -с.
Сюда относятся так называемые приставки на -з, - с, их ровно шесть:
Без-/бес- безработный, бессмертный
раз-/рас- разрозненный, распустить
воз-/вос- (вз-/вс-) возврат, вздохнуть, вскарабкаться
из-/ис- избежать, испуг
низ-/нис- низвергать, нисходить
через-/черес- (чрез-/чрес-) чрезмерный, чересчур
2. Приставки, правописание которых зависит от лексического значения.
Это приставки пре-/при- .
Для того, чтобы сделать правильный выбор приставки, необходимо понять, какое значение она привносит в слово.
Итак, какие значения характерны для каждой приставки:
а) Значения приставки пре:
1) Значение высшей степени качества. Проще говоря, это значение равно значению слова очень .
Например: прекрасный, преувеличивать, превосходить, преспокойный.
2) Значение, близкое значению приставки пере- (следует понимать, что не всегда в таких случаях приставку пре- можно заменить приставкой пере- , здесь важно сходство их значений)
Например: прервать, преступник, преподаватель, преобразовать, преграда.
б) Значения приставки при:
1) «приближение»
Например: приходить, приезжать
2) «присоединение»
Например: пришить, приклеить
3) «недодействие», то есть неполнота действия, близко к значению «слегка»
Например: прикрыть, присесть,
4) «завершенное действие», то есть доведенное до конца
Например: придумать, приготовить
5) «близость к чему-либо», то есть "около"
Например: прибрежный, придорожный
3. Приставки, правописание которых зависит от ударения.
В эту группу входят приставки:
рас-/рос (раз-/роз-)
Если вы не забыли, то эти приставки относятся и к первой группе, поэтому имеют вариант написания -з/-с
.
Без ударения в них пишется буква А, а под ударением... - под ударением проблемы нет, что слышим, то и пишем, как правило, это буква О.
Например: роспись, расписание, разговор, розыск.
III.
Чтобы правильно выполнить задания на правописание приставок, надо знать еще два правила:
1. О выборе Ы-И после приставок в словах с корнями с первой буквой И.
После приставки, оканчивающейся на согласный, в корне пишется Ы, если эта приставка русского происхождения.
Например: безЫдейный, подЫскать, разЫграть, обЫндеветь (от слова иней)
Исключения : русские приставки МЕЖ- (межинститутский, после Ж невозможна Ы!) и СВЕРХ- (сверхинтеллект)и целое слово ВЗИМАТЬ.
После приставки нерусского происхождения, то есть заимствованной (чаще всего из латыни), в корне сохраняется буква И.
В разделе на вопрос из текста, выпишите слова в которых правописание приставки зависит от глухости/звонкости последующего согласного. заданный автором Полосовать
лучший ответ это Важная информация
Ещё раз о приставках
Правописание приставок
1. Приставки, оканчивающиеся на 3 и С
Написание приставок, оканчивающихся на 3 и С (БЕЗ - БЕС, ВОЗ - ВОС, ВЗ - ВС, ИЗ - ИС, НИЗ - НИС, РАЗ - РАС, ЧРЕЗ - ЧРЕС, ЧЕРЕЗ - ЧЕРЕС), зависит от глухости - звонкости последующего звука:
А) приставка оканчивается на 3:
если первый согласный звук корня звонкий (раздать);
если корень начинается с гласной буквы (разузнать).
Б) приставка оканчивается на С:
если первый согласный звук корня глухой (распилить).
Простое правило, но, к сожалению, иногда к концу девятого класса ученики забывают о звонких и глухих согласных:
ПАРНЫЕ
ЗВОНКИЕ Б В Г Д З Ж
ГЛУХИЕ П Ф К Т С Ш
НЕПАРНЫЕ
ЗВОНКИЕ Р Л М Н Й (сонорные)
ГЛУХИЕ Х Ц Ч Щ
Примечание:
Все глухие согласные звуки позволяет запомнить следующая фраза:
ФОКА, ХОЧЕШЬ ПОЕСТЬ ЩЕЦ?
Если в данном предложении вычеркнуть все гласные, то останутся только глухие согласные звуки.
Все звонкие согласные звуки позволяет запомнить другая фраза:
ОЙ, МЫ ЖЕ НЕ ЗАБЫВАЛИ О ДРУГЕ!
Если в данном предложении вычеркнуть все гласные, то останутся только звонкие согласные звуки.
Приставка С относится к НЕИЗМЕНЯЕМЫМ приставкам (ее написание не зависит от последующей согласной корня: сгиб, сделать, сбросить.
Если вы видите в слове приставку, состоящую из одной буквы, и выбираете между написанием С- и 3- в ней, смело пишите С, так как приставки 3 в русском языке нет:
Пусть никто никогда не забудет:
3 приставкой не была и не будет!
Примечание:
В словах ЗДЕСЬ, ЗДЕШНИЙ, ЗДАНИЕ, ЗДОРОВЬЕ, ЗГИ нет приставки: буква 3 в них является частью корня.