В чем смысл названия поэмы Н. Гоголя «Мертвые души»? В чем смысл названия поэмы «Мертвые души»? (Гоголь Н. В.) Смысл названия н в гоголя мертвые души

Физкультура 18.03.2024

Гоголь несколько лет писал поэму «Мертвые души» и именно это произведение стало основным в его творчестве. Замысел поэмы неоднократно менялся, но словосочетание «мертвые души» присутствовало во всех вариантах. Его можно отнести практически ко всем персонажам произведения.

В начале мертвые души - это души, скупаемые Чичиковым. Он выступает в роли благородного человека, говоря, что таким образом хочет перевезти крестьян в губернию и обустроить там хозяйство. На самом же деле за это благодетельностью скрывается мошенник Чичиков, который пытается за эти души получить деньги. Для этого он отправился в поездку по всей России в поисках мертвых душ.

Однако затем определение «мертвые души» можно отнести к помещикам, с которыми встречался главный герой. Все они как один обнищали душой, а на уме у них были деньги, да еда. Они были мертвы душой, поэтому Гоголь сравнивал их с животными.

Про чиновников можно сказать тоже самое. Они погрязли во лжи и в коррупции. Их интересовали лишь взятки, а не людские проблемы. Их души были также мертвы. Таким образом, «мертвые души» применимы не только к крестьянским душам, скупаемым Чичиковым, но и к помещикам и чиновникам.

Смысл названия. Известен тот факт, что сюжет поэмы подсказал
Гоголю Пушкин, но также известно, что при чтении Гоголем
первой главы Пушкин становился все мрачнее и мрачнее.
И как давно замечено в критике, название «Мертвые души» имеет
двойственное значение. Главный герой по сюжету скупает умерших
крестьян, которые числятся живыми по ревизской сказке (реестру
душ). И второе значение названия - это омертвение души человеческой,
превращение ее в мертвую душу. И в самом названии соединено
несоединимое (душа вечно живая). Поэма тоже имеет два плана,
два уровня: физический (авантюра Чичикова, галереи помещиков
и чиновников) и духовный. Духовный план раскрыт в предсмертной
записке Гоголя: «Будьте не мертвые, а живые души». Проблему
пошлости, основную проблему поэмы, Гоголь рассматривал
как религиозную, он писал об этом в «Выбранных местах...»:
«Это свойство выступило с большой силой в "Мертвых душах".
"Мертвые души" не потому так испугали Россию и произвели такой
шум внутри ее, чтобы они раскрыли какие-нибудь ее раны или внутренние
болезни, и не потому также, чтобы представили потрясающие
картины торжествующего зла и страждущей невинности. Ничуть не
бывало. Герои мои вовсе не злодеи; прибавь я только добрую черту
любому из них, читатель бы помирился с ними всеми. Но пошлость
всего вместе испугала читателей. Испугало их то, что один за другим
следуют у меня герои один пошлее другого, что нет ни одного утешительного
явления, что негде даже и приотдохнуть или перевести
дух бедному читателю и что по прочтенье всей книги кажется, как
бы точно вышел из какого-то душного погреба на Божий свет. Мне
бы скорей простили, если бы я выставил известных извергов; но
пошлости не простили мне. Русского человека испугала его ничтожность
более, чем его пороки и недостатки».
Поэма Гоголя вызвала скандал. Толстой-Американец предложил
даже выслать Гоголя в Сибирь, в кандалах. Но были и горячие восторженные
похвалы от критиков (В. Белинского, К. Аксакова, Плетнева,
Шевырева, Герцена).
Идея произведения. Зачем же Гоголь явил миру кунсткамеру
уродов? Цель была та же, что и у «Ревизора»: обратить внимание
каждого человека на себя, как это сделал сам Гоголь, признаваясь в том,
что каждую человеческую черту, доведенную до абсурда, он брал
у себя. Он хотел таким образом искоренить свои пороки.
Размах гоголевской поэмы грандиозен. Россия представлена со
всех сторон, она явилась читателю «через зримые слезы сквозь смех».
Гоголь посмеялся над всем пошлым и уродливым, что есть в человеке
и во всей России, но грустно и тяжко было ему от этого смеха.
Было задумано три тома. Первый том являет нам всю «тину мелочей
», главного героя Чичикова, человека средней руки, и самого автора.
Второй и третий том должны были показать «возрождение» героя.
От второго тома осталось всего несколько глав, атретьего тома нет вообще.
Художественное пространство «Мертвых душ»
Прежде чем приступить к прочтению каждой главы, а их всего 11,
необходимо бросить взгляд сверху, увидеть панорамным зрением всю
картину, т. е. необходимо увидеть всю поэму целиком. Существует
такое понятие, как «художественное пространство» произведения.
Есть жизненное пространство, на котором умещается как частная
жизнь, так и жизнь страны или даже целого мира, а есть пространство,
созданное воображением художника, на котором размещаются
художественные образы, их внутренний мир, а также и те места, куда
заносит воображение писателя, необходимое для реализации той или
иной идеи, другими словами, идея произведения организует художественное
пространство.
Идея «Мертвых душ» - показать всю Россию хотя бы с одного боку.
Вот эта идея и организовала художественное пространство поэмы.
По мысли Ю. М. Лотмана, дорога становится универсальной формой
организации художественного пространства в «Мертвых душах».
И с появлением образа дороги появляется и идея пути как цели для
конкретного человека и для целого человечества. Образ дороги предполагает
линейное пространство, но в художественной структуре
произведения есть еще образы героев, читателей и автора, которые
составляют разное пространство.
Герои - очень приземленные люди, они живут на земле и очень
ограничены в своем видении, т. к. заняты своими мелкими делами,
превращающими их в «мертвые души».
Точка зрения читателя находится где-то наверху: он может все
знать о героях, их прошлом и будущем, наблюдать одновременно
сразу нескольких персонажей. Он может передвигаться в этом
пространстве благодаря авторским словам: «перенесемся в...»,
«посмотрим, что делает...». И Гоголь так определяет различия между
читателем и персонажами: «Читателям легко судить, глядя из своего
покойного угла и верхушки, откуда открыт весь горизонт, на все,
что делается внизу, где человеку виден только близкий предмет».
Автор же - человек пути, т. е. он знает моральный исход, он пророк,
поэтому все, что ни есть на Руси, «обратило» на него «полные ожидания
очи». Он проповедует в бесконечном будущем славу России, придумав
образ птицы-тройки, которая вынесет его на широкую дорогу - путь.
Сюжет «Мертвых душ» - это дорожный сюжет. Катится, катится
по дорогам бесконечной России бричка Чичикова, и каждая остановка
в пути - это приобретение, скупка «мертвых душ».

Лиро-эпическая поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души» несомненно является главной в творчестве писателя. Можно долго размышлять о жанре произведения, об образе главного героя Павла Ивановича Чичикова. Но первый вопрос, который возникает еще до прочтения произведения: почему поэма называется «Мертвые души»?

Истинные «Мертвые души»


Самый простой ответ на этот вопрос связан с сюжетом произведения: Чичиков скупает «мертвые» души крестьян с целью заложить их и получить за это деньги. Но чем дальше читаешь, тем отчетливее понимаешь, что истинные мертвые души – герои произведения – помещики, чиновники, да и сам Чичиков.

Помещики, описанные в поэме: Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич и Плюшкин – бездушные люди. Кто-то живет мечтами, другой узко мыслит, третий растрачивает впустую состояние и подгаживает близким, четвертый делает все только для себя, пятый вообще стал «прорехой на теле человечества», потерял человеческий облик.

Чиновники города N

Еще более «мертвыми» являются чиновники города N. Ярче всего это проявляется в сцене на балу, где нет ни одного лица, а мелькают только головные уборы. Они бездуховны, утратили интерес к чему-либо, кроме накопительства средств и взяток.

Стоит отметить, что вслед за хозяевами начинают утрачивать душу крепостные: кучер Чичикова Селифан, крестьяне дядя Митяй и дядя Миняй, дворовая девка Коробочки.

Главное по Гоголю

Главным в человеке Гоголь считал душу, которая отражает божественное начало каждого из нас. Душа в литературе являлась предметом торгов, карточных игр, потерь. Оставшись без души человек уже не может считаться живым. Он не может быть полезен, единственное, чего следует от него ожидать – бесчеловечные поступки, ведь он ничего не чувствует.

(353 слова)

Поэма Николая Васильевича Гоголя «Мёртвые души» - удивительное и поистине великое произведение русской классической литературы. Однако при прочтении названия на обложке у читателя может возникнуть закономерное недоумение. Какой же смысл в себе несёт странное и абсурдное словосочетание «мёртвые души»? Чтобы ответить на этот непростой вопрос, стоит глубже окунуться в гнетущую атмосферу помещичьих деревень, осмотреться в галерее неприглядных портретов эпохи и понять, что же скрывается за таинственным словом «душа».

Природа названия, данного Гоголем, двояка. При начальном ознакомлении с поэмой становится ясно, что «мертвыми душами» герои произведения нарекают умерших крестьян в бюрократических документах, которых скупает Чичиков. Но при более глубоком погружении приходит осознание иной природы заголовка. Ведь по своей сути, душа – это бессмертная субстанция, представляющая собой божественное начало человека, всё живое, что есть в нём. И Гоголь, уходя в некоторую гиперболизацию, показывает читателю собирательные образы дворянского общества того периода, отталкивающие и одинаково отвратительные в своём падении, несмотря на различия в характерах и повадках.

В героях автор не видит ничего настоящего, кроме порока: грехи Манилова — это праздность и слащавость; Коробочка невероятно скупа и мелочна; у Ноздрева прослеживается абсолютный нарциссизм; холодный цинизм и приземленность – основные черты Собакевича; ну а равнодушный Плюшкин является типичным карикатурным скрягой с огромным состоянием, но столь же огромными дырами в одеянии. Во главе этого «цирка уродов» стоит сам Чичиков – прохвост и жулик, чья единственная цель – обрести капитал любым способом.

В их обличье мы видим историю болезни, разъевшей высшее общество, симптоматика которой – забота о материальных, временных благах и угасание морали и той самой многострадальной души. Вместо того чтобы найти своё предназначение в служении родному отечеству, миру и людям эти существа предпочитают низменные привычки и холодный расчёт, вытеснившие высокие порывы души настоящих людей, когда-то загубленных в героях. Именно такое падение Гоголь и называет причудливым оксюмороном «мёртвые души» — меркантильные оболочки без нравственных принципов.

Николай Гоголь, безусловно, гений своего ремесла. Через острую сатиру, иронию и юмор он открывает читателю глаза на насущные проблемы времени, на гадкую гниль в основании столба, неуверенно держащего государство. К сожалению, образы из омерзительной галереи помещичьих «мёртвых душ» встречаются и в современном мире. А это значит, что моральная деградация общества не утратила силы, и поэтому поэма Гоголя ещё долгое время не потеряет своей актуальности.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

«Мертвые души» - поэма с метафоричным названием. Она написана Н.В. Гоголем в 1942 году. В этом названии заключается неоднозначный смысл: во-первых, оно отображает основной сюжет поэмы, а во-вторых, автор заставляет задуматься читателя над проблемой «мертвых душ».

Сюжет «Мертвых душ» построен на покупке у помещиков душ мертвых крестьян Павлом Ивановичем Чичиковым, главным героем поэмы.

«Перекрестясь по русскому обычаю, приступил … к исполнению» своего дела Чичиков и отправился на поиски душ уже давно мертвых крестьян. И, таким образом, исходя из содержания гоголевского произведения, незамысловато можно интерпретировать название «Мертвых душ», связанное с развитием основных событий в произведении.

Но смысл названия поэмы Н.В. Гоголя гораздо глубже, чем может показаться на первый взгляд. Путешествуя за главным героем из одного поместья в другое, следуя за ним по разным заведениям губернского города, читатель понимает, что истинно мертвы душой в этом произведении лишь жители города NN и помещики.

Н.В. Гоголь хотел выстроить сюжет «Мертвых душ» по примеру «Божественной комедии» Данте. Так, в первом томе писатель воссоздает «ад», во втором же и в третьем он планировал отразить «чистилище» и «рай» соответственно. И даже имя главного героя не случайно. Павел – это апостол, переживший душевный переворот. Так и Чичиков в дальнейшем должен был пойти по пути святого: наставлять души людей на путь истинный и возрождать их. Он не должен был стать «мертвой душой», так как у него есть стремление обзавестись семьей, детьми. Он и сам удивляется глупости и ограниченности интересов помещиков, постепенно деградирующих и превращающихся в «мертвые души».

Однако обратимся же к первому тому поэмы, в котором Н.В. Гоголь отразил весь «ад» современной ему действительности. Как уже было сказано, в поисках душ Чичиков посещает различных помещиков (Манилова, Коробочку, Ноздрева, Собакевича, Плюшкина). И, ознакомившись с личностью и бытом каждого из них, становится ясно, что душа посещаемых главным героем помещиков давно мертва, она очерствела, словно камень. Так, Гоголь обращает внимание читателя на бесплодность каждой мечты Манилова, на «дубинноголовость» и ограниченность интересов Коробочки, о Ноздреве пишет напрямую: «в этом теле совсем не было души», но самым страшным персонажем становится Плюшкин, «прореха на человечестве», который завершает повествование о купле-продаже умерших крестьян. Это значит, что название поэмы напрямую связано с рассказом об этих помещиках. Более живыми оказываются умершие крестьяне, о чьих достоинствах говорит Собакевич, стараясь их более выгодно продать, нежели помещики, чья душа давно умерла.

Но и за пределами поместий главный герой не находит «живой души». Во время посещения Чичиковым различных заведений, инстанций и мероприятий, сатирически Н.В. Гоголь описывает обездушенное общество, окружающее главного героя. Так в эпизоде бала Чичиков замечает лишь головные уборы, фраки, муслины и прочие одеяния, а автор порой даже олицетворяет их. Во время же посещения Чичиковым канцелярии, Гоголь вновь не раз прибегает к приемам иронии и сарказма. Так, герой вместо людей видит «много бумаги», фраки и куртку, пишущую «какой-нибудь протокол». Ни одного живого, искреннего, естественного чувства нет в них. Используемые писателем приемы обличают пороки жителей губернского города. И, таким образом, представшие перед читателем души помещиков, чиновников и просто жителей города NN оказываются еще более мертвы, чем души крестьян, скупаемые Чичиковым.

Таким образом, называя свое произведение «Мертвые души», Н.В. Гоголь, по-моему, имел в виду не аферу, задуманную главным героем, а прежде всего живых людей, потерявших свою душу, умерших еще при жизни.

Рекомендуем почитать

Наверх