Типология семей в историческом и современном аспектах. Современная семья характеристики и типология - реферат. Типы семейных отношений

География 14.03.2024

Семья - важнейший из феноменов, сопровождающий человека в течение всей его жизни. Значимость ее влияния на личность, ее сложность, многогранность и проблемность обуславливают большое количество различных подходов к изучению семьи. Традиционно «ядром» семьи считают супружескую пару с добавлением к «ядру» детей, родственников, родителей супругов.

Однако, существует несколькотипологических подходов к се-мье:

1) на основе исторического анали-за развития семьи и преемственности ее форм (матри-архальная семья, групповая, парная, патриархальная, моногамная);

2) на основе анализа структуры семьи и представленных в ней типов родства (нуклеарная, рас-ширенная, неполная, смешанная).

3) типология С. И. Голода (1998), основанная на анализе приоритетной значимости полюсов двух се-мейных осей (муж-жена; родители-дети).

Рассмотрим первую типологию семьи, основанную на историческом анали-зе развития семьи и преемственности ее форм. Наиболее древней формой социальной организации человека был род, который объединял всех людей, происходивших от одной праматери: ее дочерей, детей ее дочерей итак далее до бесконечности. Род представлял собой матриархальную семью, включавшую всебя всех потом-ков по женской линии.

Групповая семья опиралась на брак нескольких се-стер с группой мужчин. Мужья, в свою очередь, могли состоять в родстве, но могли быть и не родственника-ми. Родство считалось по женской линии, так как от-цовство не устанавливалось достоверно. Признаки матрилинейности, отсчета ибольшей значимости родства по материнской линии наблюдаются у неко-торых народов, живших вконце Х1Х-начале XX в. (Голод С. И., 1998).

Парная семья основывалась на браке отдельных пар, однако взаимоотношения не были стабильными и могли прерваться в любой момент по желанию лю-бой из сторон.

Патриархальная семья основывалась на браке од-ного мужчины с несколькими женщинами, она полигамна для мужчины, сопровождалась «затворничеством жен; сформировалась в период возникновения соб-ственности. Этот тип семьи определялся главенством мужчины в решении всех вопросов жизнедеятельности семьи и закреплял патрилинейность (отсчет по мужс-кой линии родства и мужское наследственное право).

Моногамная семья — семья, которую создают один мужчина и одна женщина; их супружество постоянно в течение всей их жизни (от древнегреч. Monos — один, единственный, gamos — брак). Этот тип семьи сложился примерно три тысячелетия назад (в первом тысячелетии до новой эры). Многие исследователи семьи в своих суждениях исходят из представлений, что патриархальная моногамная се-мья последних столетий в европейской жизни — это позитивный образец, а отклоне-ния от нее — это явления, достаточно негативно влияющие на социализацию человека.


Если говорить об изменениях в совре-менной семье, то наиболее очевидным можно считать изменение в социальном статусе женщины — выра-жающееся в стремление «состояться» профессионально и сделать карьеру. Из этого вытекают последующие из-менения, касающиеся непосредственно семьи. В силу экономической независимости, которую об-рела женщина в XX в., изменился ее статус в семье, и структура семьи стала двух либо одновершинной, но роль главы зани-мает женщина. Таким образом, мужчина утрачивает свои доминирующие функции в области обеспечения ресурсами, принятия решений и приобщения детей к социуму.

Женщина все меньше времени уделяет семье и вос-питанию ребенка; репродукция ставится в подчинен-ное положение относительно карьеры. Отсюда следу-ет, что показатели детности современной семьи и численности населения индустриальных стран неуклонно снижаются. Функции воспитания постепенно передаются другим лицам — либо няне и гувернантке, либо государству. В случае передачи этих функций государству, как это было в советский период в России, вместо индивиду-альной опеки и непрестанной заботы близкого человека детей воспитывают в безликих отношениях государственные служащие. Эта замена опеки матери опекой государ-ства наиболее трагично влияет на психическое разви-тие ребенка , вызывая необратимые симптомы скры-той или явной материнской деривации.

Следующий подход описывает структуру семьи через численный со-став семьи, тип родства ироли, которые исполняют члены семьи. (Антонов А. И., Медков В. М., 1996; Антонов А. И., 1998).

Нуклеарная (ядерная) семья — состоит из представителей двух поколений — супругов и их де-тей, численный состав трое и более человек; представ-лена 8 типами семейных ролей: муж, жена (супруги друг для друга), отец, мать (родители для своих детей), сыновья, дочери (дети для своих родителей), братья, сестры (друг для друга). Из представленного набора ролей видно, что ролевой диапазон членов нуклеарной семьи достаточно обширный, что помогает членам та-кой семьи и, особенно, детям, осваивать значимые жиз-ненные навыки взаимоотношений с раннего возраста.

Расширенная семья — наиболее типичная в аграр-ных культурах семья. В настоящее время численность таких семей уменьшается, особенно в городах. Эта се-мья состоит из трех поколений — родителей одного из супругов, супругов и их детей. В ней представлены 12 типов семейных ролей (члены прародительской пары выполняют по 4 роли: дедушка, муж, отец, све-кор; члены родительской пары — по 3 роли: отец, муж, сын; дети — по 3 роли: сын, брат, внук), исполнение которых может создавать определенное напряжение и требует гибкости, так как некоторые члены семьи дол-жны исполнять одновременно и детские, и родитель-ские роли (например, когда мужчина является сыном для своих родителей и отцом для собственных детей).

Неполная семья — семья, чаще всего состоящая из двух человек, в которой не представлена хотя бы одна из супружеских или детских ролей. В большинстве случаев речь идет об одиноком родителе и его ребенке или о бездетной паре. Ролевой диапазон в такой семье обеднен, а межперсональная зависимость чрезмерна, что также создает напряжение в отношениях. Одинокий родитель может испытывать деривацию потребности в поддержке, понимании, интимности. Личностное развитие ребенка из неполной семьи замедляется из-за сложностей процесса идентификации. Финансовые ресурсы такой семьи нередко также ограничены.

Смешанная семья — это семья, состоящая из «осколков» (частей) прежних семей (Сатир В., 1992), например, одинокая женщина и вдовец с ребенком, разведенные мужчина и женщина со своими детьми от прежних браков. Сложности такой семьи состоят в том, что члены новой семьи связаны множеством взаимоотношенческих нитей с другими людьми за пре-делами данной, их связывают с ними те семейные роли, которые они исполняли в прежних семьях.

Третью типологию семей описывает С.И. Голод, выделяя три типа моногамных семей, кото-рые представляют разные семейные уклады. В работах С. И. Голода основное внимание уделялось структуре семьи, под которой автор понимал отношения кровного родства и свойства.

С. И. Голод выделил три идеальных типа семьи:

· традиционную патриархальную семью;

· современную детоцентрическую семью;

· супружескую (посредственную) семью.

Все три типа семьи относятся к западноевропейской культуре, но имеют различную распространенность и представленность в обществах, отличающихся особенностями и стадиями развития. Скрытым основанием типологии семьи, по С. И. Голоду, очевидно, было отношение власти (доминирования-подчинения). При доминировании отца семья считается традиционно-патриархальной, при доминировании капризов и/или интересов ребенка — детоцентрической, при равенстве супругов и подчиненном положении детей — супружеской или эгалитарной.

Патриархальная моногамная семья — семья, ос-нованная на доминировании старшего в роду мужчи-ны, зависимом положении жены — от мужа, детей — от родителей. В патриархальной семье сыновья не от-деляются от отцовской семьи, а приводят жен в семей-ный клан своего отца, дочери же уходят в семейные кланы мужей и теряют фамилию. Это семья, в которой наименование рода (фамилия), счет родства и право наследования ведутся по мужской линии, а виды ра-бот разделены между мужчинами и женщина-ми. Мужчины выполняют работы преимущественно по обеспечению семьи ресурсами, женщины — внут-ренние домашние работы.

Детоцентрическая моногамная семья возникла на рубеже XIХ-ХХ в. В связи с процессами эмансипа-ции и установлением социальных прав ребенка. Пока-затель детности снижается, повышается ценность ре-бенка в семье. Наряду с карьерой ребенок становится средоточием интересов родителей, и значительная часть бюджета семьи расходуется на обеспечение потребнос-тей ребенка, на его воспитание и образование. В связи с новыми потребностями семьи развивается индустрия специального детского питания, детской одежды, дет-ских игр и игрушек, детских музеев, детской литерату-ры, кино.

Появляется многообразие об-разовательных центров и обучающих программ, специально разрабатываются программы, облегчающие вхождение в профессиональную деятельность (профес-сиональное консультирование), увеличивается продол-жительность детства, а включение ребенка в систему труда отодвигается на более поздний срок. Ребенок привыкает быть главным, находиться в центре всей семьи, привыкает к тому, что все делается для него. Это приводит к возрастанию детского эгоцентризма.

Супружеская семья возникла в 60-е гг. XX в. Какрезультат совместного действия движений эмансипа-ции — женской и детской. Основная взаимоотношенческая линия, вокруг которой строится такая семья, — отношения между двумя людьми — мужем и женой. Эти отношения строятся на стремлении к максималь-ному раскрытию своей человеческой природы на ос-нове интимности и автономии.

Страница 10 из 34

Типология современных семей

Каждая семья выбирает свою концепцию, стиль, приемы и средства воспитания, используемые при воспитании. В то же время, в ряде семей уже изначально заложены проблемы, которые негативно сказываются на воспитании подрастающего поколения. В современной науке существует множество типологий семьи, имеющих как положительную, так и отрицательную направленность.

Типология, в основе которой способность семьи решить возникающие перед ней нормативные и ненормативные кризисы:

Семьи, в которых система взаимодействий достаточно гибка, члены которых свободны в проявлениях своих чувств и желаний и все возникающие проблемы обсуждают сообща, что дает возможность находить новые образцы отношений, адекватно изменять семейную структуру.

Семьи, в которых основные усилия направлены на поддержание согласия и единства перед внешним миром, достигаемого за счет подчинения воли и желаний всех воле и желаниям одного (главы, лидера и т.п.) и в которых поэтому исключены любые индивидуальные разногласия. Данные семьи в немалой степени нуждаются в поддержке и защите, но из-за их «закрытости» для внешнего мира обращение за ней возможно лишь в случае событий, как бы «взрывающих» границы семьи и становящихся известными. Таковыми могут быть психические заболевания, насилие над членами семьи и т.п.

Семьи, в которых взаимодействия хаотичны и основаны на беспрерывных спорах и конфликтах, ведущих к кризису, причем прошлый опыт не служит ориентиром для поведения в будущем. Данные семьи имеют хаотическую структуру, низкоорганизованны, конфликтны и почти не имеют собственного потенциала разрешения кризисных ситуаций. Поэтому они в наибольшей степени нуждаются в социальной поддержке.

Типология семьи по ее функциональной состоятельности.

Семьи можно условно разделить на функционально состоятельные и функционально несостоятельные («группа риска»). Среди функционально несостоятельных семей, т.е. семей, не справляющихся с воспитанием детей, от 50 до 60% составляют семьи, характеризующиеся неблагоприятными социально-психологическими факторами, так называемые конфликтные семьи, где хронически обострены отношения супругов, и педагогически несостоятельные семьи с низкой психолого-педагогической культурой родителей, неправильным стилем детско-родительских отношений. Наблюдаются самые разнообразные неправильные стили детско-родительских отношений: жестко-авторитарный, педантично-подозрительный, увещевательный, непоследова-тельный, отстраненно-равнодушный, попустительско-снисходительный и т.п.

Вместе с тем есть значительное число не осознающих свои проблемы семей, условия в которых столь тяжелы, что они угрожают жизни и здоровью детей. Это, как правило, семьи с криминальными факторами риска, где родители из-за своего антиобщественного или преступного образа жизни не создают элементарных условий для воспитания детей, допускается жестокое обращение с детьми, женщинами, имеет место вовлечение детей, подростков в преступную и антиобщественную деятельность.

Среди семей с недееспособными по разным причинам родителями значительное число составляют семьи с несовершеннолетними либо учащимися родителями, несовершеннолетними одинокими матерями, родителями-инвалидами, хронически больными, нетрудоспособными родителями, которые нуждаются как в материальной, так и в социально-психологической помощи и поддержке.

Типология семьи, учитывающая специфику десоциализирующего влияния, оказываемого семьей на своих членов.

Семьи с прямым десоциализирующим влиянием демонстрируют асоциальное поведение и антиобщественные ориентации, выступая, таким образом, институтами десоциализации. Это криминально-аморальные семьи, в которых преобладают криминальные факторы риска, и асоциально-аморальные семьи, которые характеризуются антиобщественными установками и ориентациями.

Наибольшую опасность по своему негативному воздействию на детей представляют криминально-аморальные семьи. Жизнь детей в таких семьях из-за отсутствия элементарной заботы об их содержании, жестокого обращения, пьяных дебошей, сексуальной распущенности родителей зачастую находится под угрозой. Это так называемые социальные сироты (сироты при живых родителях), воспитание которых должно быть возложено на государственно-общественное попечение. В противном случае ребенка ждет раннее бродяжничество, побеги из дома, полная социальная незащищенность как от жестокого обращения в семье, так и от криминализирующего влияния преступных образований.

К асоциально-аморальному типу относят семьи с откровенно стяжательскими ориентациями, в которых отсутствуют моральные нормы и ограничения. Обстановка в этих семьях может выглядеть благопристойной, уровень жизни – достаточно высоким, но духовные стремления подменены исключительно стяжательскими целями с весьма неразборчивыми средствами их достижения. Такие семьи также оказывают на детей десоциализирующее влияние, непосредственно прививая им антиобщественные взгляды и ценностные ориентации. Данная категория семей и несовершеннолетних особенно трудна для коррекционно-профилактической работы. Несмотря на негативное влияние, которое оказывается на детей родителями, как правило, нет формального повода для принятия решения об изъятии ребенка из таких семей (как в предыдущем случае). Здесь высокий уровень материального благосостояния, трезвый образ жизни, стремление родителей заботиться о своих детях.

Семьи с косвенным десоциализирующим влиянием испытывают затруднения социально-психологического и психолого-педагогического характера, выражающиеся в нарушениях супружеских и детско-родительских отношений. Сюда относятся конфликтные и педагогически несостоятельные семьи.

Иного подхода требуют семьи с косвенным десоциализирующим влиянием – конфликтные и педагогически несостоятельные. В конфликтной семье по различным психологическим причинам личные взаимоотношения супругов строятся не по принципу взаимоуважения и взаимопонимания, а по принципу конфликта, отчуждения. Конфликтные семьи могут быть как шумными, скандальными, где повышенные тона, раздраженность становятся нормой взаимоотношений супругов, так и «тихими», где отношения супругов характеризуются полным отчуждением, стремлением избегать всякого взаимодействия. Во всех случаях конфликтная семья отрицательно влияет на формирование личности ребенка и может послужить причиной различных асоциальных проявлений.

Наиболее распространенными являются педагогически несостоятельные семьи, в которых при относительно благоприятных условиях (здоровая семейная атмосфера, ведущие правильный образ жизни и проявляющие заботу о детях родители) неправильно формируются взаимоотношения с детьми, совершаются серьезные педагогические просчеты, приводящие к различным асоциальным проявлениям в сознании и поведении детей. Педагогически несостоятельные и конфликтные семьи не оказывают на детей прямого десоциализирующего влияния. Формирование антиоб-щественных ориентаций у детей происходит потому, что из-за педагогических ошибок, тяжелой морально-психологической атмосферы здесь утрачивается воспитательная роль семьи, и она по степени своего воздействия начинает уступать другим институтам социализации, играющим неблагоприятную роль.

Типология семьи по типу воспитательных ошибок.

Семьи с попустительско-снисходительным стилем воспитания, когда родители не придают значения проступкам детей, не видят в них ничего страшного, считают, что «все дети такие», что «мы сами такими же были». Педагогу, психологу в подобных случаях бывает трудно изменить благодушное, самоуспокоенное настроение таких родителей, заставить всерьез реагировать на проблемные моменты в поведении ребенка.

Семьи с позицией круговой обороны воспитания, строят свои отношения с окружающими по принципу «наш ребенок всегда прав». Такие родители весьма агрессивно настроены ко всем, кто указывает на неправильное поведение их детей. Даже совершение подростком тяжелого преступления в данном случае не отрезвляет пап и мам. Они продолжают искать виновных на стороне. Дети из таких семей страдают особенно тяжелыми дефектами морального сознания, они лживы и жестоки, весьма трудно поддаются перевоспитанию.

Семьи с демонстративным стилем воспитания, когда родители, чаще мать, не стесняясь, всем и каждому жалуются на своего ребенка, рассказывают на каждом углу о его проступках, явно преувеличивая степень их опасности, вслух заявляют, что он растет «бандитом» и т.п. Это приводит к утрате у ребенка стыдливости, чувства раскаяния за свои поступки, снимает внутренний контроль за своим поведением, вызывает озлобление по отношению к взрослым, родителям.

Семьи с педантично-подозрительным стилем воспитания, при котором родители не верят, не доверяют своим детям, подвергают их оскорбительному тотальному контролю, пытаются полностью изолировать от сверстников, друзей, стремятся абсолютно контролировать свободное время ребенка, круг его интересов, занятий, общения.

Семьи с жестко-авторитарным стилем воспитания, в которых родителям присуще злоупотребление физическими наказаниями. К такому стилю отношений больше склонен отец, стремящийся по всякому поводу жестоко избить ребенка, считающий, что существует лишь один эффективный воспитательный прием – жестокая расправа. Дети обычно в подобных случаях растут агрессивными, жестокими, стремятся обижать слабых, маленьких, беззащитных.

Семьи с увещевательным стилем воспитания, где в противоположность жестко-авторитарному стилю родители проявляют по отношению к своим детям полную беспомощность, предпочитают увещевать, бесконечно уговаривать, объяснять, не применяя никаких волевых воздействий и наказаний. Дети в таких семьях, что называется, «садятся на голову».

Семьи с отстраненно-равнодушным стилем воспитания. Данный стиль возникает, как правило, в семьях, где родители, в частности мать, поглощены устройством своей личной жизни. Выйдя вторично замуж, мать не находит ни времени, ни душевных сил для своих детей от первого брака, равнодушна как к самим детям, так и к их поступкам. Дети предоставлены самим себе, чувствуют себя лишними, стремятся меньше бывать дома, с болью воспринимают равнодушно-отстраненное отношение матери.

Семьи с воспитанием по типу «кумир семьи». Данное отношение часто возникает по отношению к поздним детям, когда долгожданный ребенок наконец-то рождается у немолодых родителей или одинокой женщины. В таких случаях на ребенка готовы молиться, все его просьбы и прихоти выполняются, в результате у него формируется крайний эгоцентризм, эгоизм, первыми жертвами которого становятся сами же родители.

Семьи с непоследовательным стилем воспитания, когда у родителей, особенно у матери, не хватает выдержки, самообладания для осуществления последовательной воспитательной тактики в семье. Возникают резкие эмоциональные перепады в отношениях с детьми – от наказания, слез, ругани до умилительно-ласкательных проявлений, что приводит к потере родительского авторитета. Подросток становится неуправляемым, непредсказуемым, пренебрегает мнением старших, родителей.

Таким образом, тип семьи во многом определяет характер, который будет сформирован у ребенка.



Оглавление
Теоретические основы психологии воспитания школьника.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Предмет психологии воспитания
Процесс воспитания как психологическая проблема
Цель психологии воспитания
Закономерности и принципы воспитания
Методы психологии воспитания
Воспитание ребенка на различных этапах развития общества
Основные концепции и модели воспитания в семье
Типология современных семей
Нарушения семейного воспитания
Стиль семейного воспитания и его влияние на развитие ребенка
Стиль семейного воспитания ребенка-дошкольника

1

В статье представлена авторская позиция по проблеме типологии современной семьи. При этом семья рассматривается как система отношений, которая определяет характер переживаний личности, особенности восприятия действительности, специфику поведенческих реакций на внешние воздействия. Именно в семье у ребенка формируется опыт положительных эмоциональных отношений, выражающийся в дружбе, любви, привязанности, и, наоборот, опыт отрицательных эмоциональных отношений, выражающийся в антипатии, неприязни, вражде, ненависти. Таким образом, человека можно понять и оказать ему помощь только в контексте тех ближайших систем, членом которых он является. Иными слова, членом, какой семьи он является. Исходя из этого, основаниями типологии современной семьи должно быть следующее: 1) состав семьи; 2) благополучие в сфере супружеских отношений; 3) время функционирования семьи. Считаем необходимым семьи условно делить на категории и лишь внутри этих категорий выделять типы семей. Полагаем, что такая типология позволит раскрыть более глубоко специфику семейных отношений, их изменчивость, развитие и, как следствие, находить более точные методы и приемы в процессе психологического сопровождения.

благополучная и неблагополучная семья.

типология

семейные отношения

1. Зайкова С. А. Психологические особенности негативного влияния семьи на психическое развитие детей дошкольного возраста и условия его преодоления: монография / С. А. Зайкова. – Ханты-Мансийск, 2008. – 229 с.

2. Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний / С. Кратохвил; Пер. с чешск. – М.: Медицина, 1991. – 336 с.

3. Мясищев В. Н. Психология отношений / Под ред. А. А. Бодалева / Вступительная статья А. А. Бодалева. – М.: Изд. Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. – 400 с.

4. Эйдемиллер Э. Г. Психология и психотерапия семьи. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2002. – С. 280–380.

5. Weber K. Psychologie. H. Keup, Hamburg, 2001. –173 S.

Проблема типологии семьи является достаточно сложной, дискуссионной и до настоящего времени не имеющей однозначного решения в области психологии. Вся сложность ее решения кроется в самой специфике семьи, отношений внутри нее, их закрытости, интимности, изменчивости многих происходящих в ней событий и отсутствии их четких контуров.

Прежде чем классифицировать семьи, необходимо остановиться на не менее важном вопросе: что же такое семья?

Множественность подходов к изучению такого феномена как семья приводит к тому, что в разных работах мы находим разные сущностные характеристики семьи. Исследователи выделяют различные системообразующие основания для ее определения: функциональные, моральные, социальные, педагогические, психологические и другие.

В. С. Торохтий рассматривает семью как активную социальную систему. С этой точки зрения под семьей понимается малая социальная группа, которая преимущественно адекватно реагирует на социальный опыт и со временем по мере реализации своих потенциальных возможностей превращается в воспитывающий коллектив, ориентированный на процессы, происходящие в социуме.

В. И. Зацепин и В. И. Цимбалюк считают, что семья - это форма общности людей, состоящая из соединенных браком мужчины и женщины, их детей, а также в некоторых случаях из других лиц, связанных с вышеназванными кровнородственной связью.

По определению Н. Я. Соловьева, Я. С. Ломизе, семья - это малая социальная группа общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и другими родственниками, живущими и ведущими общее хозяйство.

А. В. Петровский, рассматривая семью с социально-психологической точки зрения, определяет семью как социальную группу, соответствующую нормам и ценностям данного общества, объединенную формируемой в совместной деятельности совокупностью межличностных отношений: супругов между собой, родителей к детям и детей к родителям и между собой, которые проявляются в любви, привязанности, интимности.

По утверждению И. А. Зимней, семья - это сеть межличностных отношений типа «принятие - непринятие», «симпатия - антипатия», «уважение - пренебрежение», «поддержка -безразличие», «любовь - неприязнь» и т.п.. Семья без общения мертва - это некоторый социальный конструкт, в котором межличностное или социальное взаимодействие сведено к нулю.

С точки зрения А. Г. Харчева, семья - это малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, и социальная необходимость, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения. Данное определение в отечественной науке является практически общепризнанным, на него мы будем опираться в нашем исследовании.

Таким образом, все исследователи семьи в определениях подчеркивают наличие «связей», «отношений» между членами семьи, в частности, супружеских отношений, родительско-детских, детско-родительских, родственных и т.д. Между тем, известно, что концепция отношений личности впервые была выдвинута А. Ф. Лазурским, разработана В. Н. Мясищевым. Понятием отношение пользовался В. М. Бехтерев. В психологическом плане отношения человека представляют собою субъективную, внутреннюю индивидуально-избирательную сторону его многообразных связей с различными сторонами действительности и со всей действительностью в целом. Психология отношений выражает подлинную динамику личности, меняющей позиции под влиянием меняющейся ситуации или сохраняющей их вопреки изменению требований этой ситуации или обеспечивающей внешнюю неизменность за счет динамической перестройки и мобилизации ресурсов. В концепции В. Н. Мясищева психологическим ядром личности является индивидуально-целостная система ее субъективно-оценочных, сознательно-избирательных отношений к действительности, представляющая собой интериоризованный опыт взаимоотношений с другими людьми в условиях социального окружения. Система отношений определяет характер переживаний личности, особенности восприятия действительности, характер поведенческих реакций на внешние воздействия. Положительный или отрицательный опыт взаимоотношений с людьми формирует соответствующую систему отношений личности. Именно в семье у ребенка формируется опыт положительных эмоциональных отношений, выражающийся в дружбе, любви, привязанности, и, наоборот, опыт отрицательных эмоциональных отношений, выражающийся в антипатии, неприязни, вражде, ненависти.

Таким образом, человека можно понять и оказать ему помощь только в контексте тех ближайших систем, членом которых он является. С точки зрения теории систем семья является живой системой. Семейная система - это группа людей, связанных общим местом проживания, совместным хозяйством и взаимоотношениями. Эта система является открытой, то есть находится в постоянном взаимообмене с окружающей средой. Семья как все системы состоит из независимых частей, взаимодействие которых обеспечивает такие свойства системы, которыми ни одна из частей не обладает. С точки зрения теории систем система первична по отношению к входящему в нее элементу, и поэтому намерения и поступки людей вторичны и подчиняются законам и правилам функционирования семейной системы. Поэтому поведение и потребности членов семьи невозможно правильно понять, если рассматривать их изолированно. Системный подход означает взаимообусловленность поведения всех членов семьи. Таким образом, отдельные характеристики семьи можно понять, только изучив взаимоотношения между ее членами и взаимодействие ее различных параметров. При системном подходе к семье особое внимание уделяется равновесию системы или ее гомеостазу, то есть способности системы поддерживать необходимое равновесие при внешних воздействиях. Для того чтобы изменить взаимодействие, необходимо изменить всю организацию системы, а не только поведение одного ее члена. В соответствии с концепцией системного подхода выделяют структуру семьи, семейные взаимодействия, семейные функции и жизненный цикл семьи. Структура семьи включает ресурсы семьи и характеристику ее отдельных членов. Это вход системы, формирующий семейные, культурные, идеологические стили семьи и семейные взаимодействия. В процессе семейных взаимодействий семья выполняет свои функции и удовлетворяет свои потребности. Они являются выходом системы. Наконец, семья как целое постоянно изменяется по мере продвижения по стадиям своего жизненного цикла .

Как показал анализ классификаций семьи, именно эти перечисленные выше особенности семьи, ее внутрисемейных отношений часто остаются не учтенными. Основания классификаций самые различные: «трудные дети» как результат семейного воспитания (Б. Н. Алмазов, Н. Н. Верцинская), особенности отношений в семье - последствия подобных отношений, насыщенность эмоциональных отношений в семье, эмоциональные переживания ребенка (Л. С. Алексеева, Г. П. Бочкарева), дефекты воспитания, состояние стресса у ребенка (М. И. Буянов, И. В. Казакова), эмоционально-нравственный климат в семье, уровень педагогической компетентности родителей (Г. А. Карпова), степень проявления семейных проблем (Л. Я. Олиференко, Т. И. Шульга, И. Ф. Дементьев), противостояния в сфере интересов, потребностей (В. С. Торохтий). Таким образом, каждый из авторов классифицирует неблагополучные семьи на основе разных показателей, которые реально могут инвариантно сочетаться. Кроме того, авторами не учитывается время функционирования семьи и ее состав, а так же тот факт, что семейным отношениям свойственна динамичность, склонность к изменяемости в своем индивидуальном темпе и направлении (как благоприятном, так и неблагоприятном).

Мы разработали типологию семей, в основу которой заложены следующие основания: 1) состав семьи; 2) благополучие в сфере супружеских отношений; 3) время функционирования семьи. Благополучие семьи складывается из устойчивых, длительно действующих обстоятельств жизни и кратковременных ситуаций, способствующих удовлетворению актуальных потребностей. В научных исследованиях содержатся показатели благополучия, которые позволяют (количественно и качественно) оценить динамику жизни. К ним относятся показатели материального благосостояния, показатели отношений в коллективе, семье, социальное самочувствие, представления о том, что означает «хорошо жить», быть «благополучным». Восприятие благополучия личностью - целостный образ, как складывается жизнь в целом. Так благополучная семья оценивается через показатели материального достатка, отношений в семье, поведения ее членов. Неблагополучные семьи чаще оцениваются через показатели не уровня жизни, а нравственного поведения членов семьи. Шкала оценок благополучие - неблагополучие детерминирована многими переменными: полом, возрастом, социальными ожиданиями и притязаниями и др.

Считаем необходимым семьи условно делить на три категории: 1) благополучные, 2) временно-неблагополучные и 3) неблагополучные. Важно отметить, что семьи временно неблагополучной категории занимают промежуточное, переходное положение между благополучными и неблагополучными. И лишь внутри каждой категории мы предлагаем выделять типы семей.

М. И. Буянов, И. В. Казакова, Медведева называют деструктивной - полную семью, но между ее членами нет эмоциональной сплоченности и близости. Это, как правило, высокообеспеченная, либо сверхобеспеченная семья. Нередко благополучие носит только видимый характер. Каждый из ее членов ведет обособленный образ жизни. Ссоры и конфликты между супругами не долговременны. Если они приобретают постоянный, систематический и затяжной характер, тогда данную семью нужно относить к категории неблагополучных семей, к типу конфликтная семья.

Новая семья - это вновь образованная семья, в связи с чем, внутрисемейные отношения в ней еще только зарождаются: идет процесс становления отношений в супружеской подсистеме, налаживание родительских и детско-родительских с отчимом (мачехой). Если данные процессы будут протекать благоприятно, тогда данная семья из категории временно неблагополучной перейдет в категорию благополучной, что в свою очередь говорит о том, что психологический климат и условия для реализации воспитательного процесса улучшатся. Иными словами, семья приобретет основные признаки гармоничной. В том случае если адаптация ребенка к условиям новой семьи будет затруднена, то его жизнь будет протекать не менее сложно, чем в распадающейся или распавшейся семье.

Распадающаяся семья - это семья, находящаяся в ситуации, предшествующей бракоразводному процессу. В данной семье возрастает отчуждение между супругами, т.е. супружеские отношения находятся в состоянии кризиса. Существует два выхода из создавшейся ситуации: 1) развод; 2) капитуляция. Если выходом из кризисной ситуации будет развод, то данная семья из категории временно неблагополучной перейдет в категорию неблагополучных семей и приобретет черты распавшейся. Если супруги решают сохранить семью ради детей, то путь исхода - капитуляция. Реально конфликт остается неразрешенным, и один из родителей продолжает жить в унижении. Кризис также психотравматичен для детей, как и развод.

Распавшаяся семья - это семья, образовавшаяся в результате бракоразводного процесса супругов. Развод - это способ прекращения брака при жизни супругов. Каковы бы ни были причины развода, от его последствий в той или иной степени страдают все члены распавшейся семьи, и это осложняет процесс воспитания. Положение усугубляется тем, что бывшим супругам не всегда удается сохранить нормальные отношения, столь важные для полноценного развития детей. Еще больший урон развитию дошкольника наносится, если родители после распада семьи не скрывают своего недоброжелательного отношения друг к другу, каждый старается обелить собственное поведение в его глазах. Родители, пытающиеся убедить дошкольника в том, что вина за распад семьи лежит на совести бывшего супруга, лишь усиливает его эмоциональное неблагополучие. И. В. Гребенников указывает на тот факт, что развод, как правило, сопровождается ухудшением материальных и жилищных условий разведенных супругов; ухудшением стабильности их жизненного положения, снижением активности, возрастанием риска алкоголизма, наркомании, то есть негативным влиянием социальных факторов.

Конфликтная семья - это семья, в которой ссоры и отрицательные эмоции супругов носят устойчивый характер и тенденцию к закреплению в отрицательных формах поведения. Причем, матери чаще, чем отцы, оценивают супружеские отношения как конфликтные. Это связано не столько с большей критичностью женщин, сколько с гиперсоциализированными чертами их характера, излишне не терпимым и бескомпромиссным отношением к проблемам семейной жизни. Наиболее конфликтной диадой в семье будут отношения матери с отцом при наличии дочери, наименее - отношения отца с дочерью. Такой семье свойственна повышенная возбудимость, беспокойство; отсутствует конструктивность в решении возникающих семейных вопросов; преобладают озабоченность, пониженный фон настроения, пессимизм.

В аморальной семье целью является уничтожить в скандалах друг друга или разделить алкогольную радость. Супруги адаптировались к самым крайним, негативным формам поведения, пришли к полному забвению этических и моральных норм поведения. В такой семье ребенку прививаются социально нежелательные потребности и интересы, он вовлекается в аморальный образ жизни. Наглядным примером данного типа семей являются алкогольные семьи.

Следует отметить, что во временно неблагополучных и неблагополучных семьях подвергнута деформации система внутрисемейных отношений. Так в распадающейся семье нарушена подсистема супружеских отношений, в аморальной семье недостаточно полноценными являются родительские и детско-родительские отношения, а в распавшейся - совсем отсутствует подсистема супружеских отношений, в то время как в новой семье только начинают свое развитие все внутрисемейные отношения. Деформация системы отношений между родителями и детьми негативно влияет на психическое развитие последних .

Между тем, источником травматизации является противоречивость отношений, вытекающая из противоречивости в аффективно-напряженной ситуации. Так конфликт, вражда, столкновение между родителями создают острую борьбу, конфликт любви и агрессивности. Психогенные нарушения связаны с острыми, тягостными, потрясающими переживаниями, которые в свою очередь могут быть объяснены только в связи с эмоциональными отношениями .

Разработанная нами типология представлена на следующем рисунке:

Рис. 1. Типология современной семьи

Рисунок наглядно показывает, что любая семья из категории благополучной может перейти в категорию временно неблагополучной или оказаться в категории неблагополучных семей и наоборот. Но необходимо указать на тот факт, что описанный процесс является обратимым. Влияние определенных факторов, например, таких как: конструктивное решение конфликтной ситуации перед бракоразводным процессом, благоприятное развитие и становление новых внутрисемейных отношений, наполнение родительско-детских отношений эмоционально насыщенными контактами и т.п. - может способствовать гармонизации внутрисемейных отношений .

Полагаем, что такая типология позволит раскрыть более глубоко специфику семейных отношений, их изменчивость, развитие и, как следствие, находить более точные методы и приемы в процессе психологического сопровождения.

Рецензенты:

Шибаева Людмила Васильевна, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии Сургутского государственного университета, г. Ханты-Мансийск.

Подымов Николай Анатольевич, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии Столичной финансово-гуманитарной академии, г. Москва.

Библиографическая ссылка

Зайкова С.А. К ВОПРОСУ ТИПОЛОГИИ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=7806 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Характеристика современной семьи.

Семья-это малая социально-психологическая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Типология семей

Каждая семья уникальна, но при этом содержит признаки, по которым может быть отнесена к какому-либо типу.

  • 1. Патриархальная (традиционная) семья - большая по численности семья, где в одном «гнезде» проживают разные поколения родственников и свойственников. В семье много детей, которые зависят от родителей, почитают старших, строго соблюдают национальные и религиозные обычаи. Эмансипация женщин и все ей сопутствующие социально - экономические перемены подорвали основы авторитарности, которые царили в патриархальной семье. Такие семьи сохранились в сельской местности, в малых городах.
  • 2. Нуклеарная семья - состоит преимущественно из двух поколений - из супругов и детей - до вступления в брак последних. Нуклеарная семья т.е. молодая семья, обычно наблюдается тесное содружество супругов в быту. Оно выражается в уважительном отношении друг к другу, во взаимопомощи, в открытом проявлении заботы друг о друге в отличие от патриархальных семей, в которых обычно принято не допускать подобные отношения. Такие семьи часто носят вынужденный характер: молодая семья хочет отделиться от родительской, но не может это сделать из - за отсутствия собственного жидья.
  • 3. Неполная семья - возникшая в результате развода или смерти одного из супругов. В неполной семье один из супругов, чаще мать, воспитывает ребенка.
  • 4. Материнская (внебрачная) семья - мать не состоит в браке с отцом своего ребенка, таким образом по статистике рождается каждый шестой ребенок. Часто матери всего 15 - 16 лет, когда она еще не в состоянии самостоятельно ни содержать своего ребенка, ни воспитывать его. Такие семью создаются не только молодыми девушками, но и зрелыми женщинами, которые сознательно делают такой выбор.
  • 5. Промежуточная семья - такая семья в любой момент может принять какую - то окончательную форму: развалиться или будет закреплена документально.

Функции современной семьи

Под функциями семьи понимают направления деятельности семейного коллектива или отдельных его членов, выражающие социальную роль и сущность семьи.

В настоящее время нет общепринятой классификации функций семьи. Исследователи единодушны в определении таких функций, как продолжение рода (репродуктивная), хозяйственная, восстановительная (организация досуга, рекреативная), воспитательная. Между функциями существует тесная связь, взаимозависимость, взаимодополняемость, поэтому какие - либо нарушения в одной из них сказываются и на выполнении другой.

Функция продолжения рода (репродуктивная) - это биологическое воспроизведение и сохранение потомства, продолжение человеческого рода.

Хозяйственная функция обеспечивает многообразные хозяйственные потребности собственной семьи. Каждая семья осуществляет хозяйственную деятельность, необходимую в повседневной жизни: покупка продуктов и приготовление пищи; уход за детьми, больными и престарелыми членами семьи; уборка и ремонт жилища; содержание в порядке одежды, обуви и других предметов обихода и т.п.

Функция организации досуга имеет своей целью восстановление и поддержание здоровья, удовлетворение различных духовных потребностей.

Досуг выполняет специфическую роль, которая направлена на поддержание семьи как целостной системы. Содержание и формы проведения досуга зависят от уровня культуры, образования, места жительства, доходов, национальных традиций, возраста членов семьи, их индивидуальных склонностей и интересов. Досуг современной семьи может быть активным, содержательным, если учитываются интересы и потребности всех ее членов.

Воспитательная функция - важнейшая функция семьи, заключающаяся в духовном воспроизводстве населения. Выделяют три аспекта воспитательной функции семьи:

  • 1. Воспитание ребенка, формирование его личности, развитие способностей.
  • 2. Систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни.
  • 3. Постоянное влияние детей на родителей (других членов семьи), побуждающее их к самовоспитанию.

1.00 /5 , 1 голос.

Актуальность темы исследования определяется тем, что изучение семьи и брака является одной из наиболее важных задач, стоящих перед социологией. В обществе любого типа практически каждый его член воспитывается в семье, и в любом обществе подавляющее большинство взрослых состоит, или состояло, в браке. Брак относится к числу
социальных институтов, получивших очень широкое распространение, хотя в разных культурах формы брака и семьи (равно как и другие стороны общественной жизни) различаются весьма существенно. Что такое семья, ее отношения с другими родственниками, выбор супругов, связь между браком и сексуальностью - все это различается очень широко. В этой главе мы рассмотрим некоторые из этих различий и покажем, как они могут помочь в изучении особенностей семейной жизни, форм брака и развода в современном западном обществе. Семья – неотъемлемая ячейка общества, и невозможно уменьшить ее значение. Ни одна нация, ни одно сколько-нибудь цивилизованное общество не обходились без семьи. Обозримое будущее общества также не мыслится без семьи. Для каждого человека семья – начало начал. Понятие счастья почти каждый человек связывает, прежде всего, с семьей: счастлив тот, кто счастлив в своем доме.

Классическое определение семьи гласит, что семья - это малая социальная группа, члены которой связаны браком, родительством и родством, общностью быта, общим бюджетом и взаимной моральной ответственностью.

Семья–ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета. Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества. Естественно, чем вше культура общества, следовательно тем выше культура семьи. Понятие семья не следует путать с понятием брак.

Жизнь в семье невозможна без общения в ней, общения между мужем и женой, между родителями и детьми в процессе повседневных отношений. Общение в семье представляет собой отношение членов семьи друг к другу и их взаимодействие, обмен информацией между ними, их духовный контакт.

Основное назначение семьи - удовлетворение общественных, групповых и индивидуальных потребностей. Являясь социальной ячейкой общества, семья удовлетворяет ряд его важнейших потребностей, в том числе и в воспроизводстве населения. В то же время она удовлетворяет личностные потребности каждого своего члена, а также общесемейные (групповые) потребности.

Брак можно определить как получивший признание и одобрение со стороны общества сексуальный союз двух взрослых лиц. Индивиды, вступившие в брак, становятся родственниками друг другу, но их брачные обязательства связывают родственными узами гораздо более широкий круг людей. При заключении брака родители, братья, сестры и другие кровные родственники одной стороны становятся родственниками противоположной стороны.

Задачи работы:

– дать понятие семьи и охарактеризовать основные функции семьи как важнейшего социального института;

– привести типологию современной семьи;

– рассмотреть основные этапы социальной работы семьи.

Семья является одним из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка.

К определению природы и сущности семьи мыслители прошлого подходили по-разному. Одна из первых попыток определить характер брачно-семейных отношений принадлежит древнегреческому философу Платону. Патриархальную семью он считал неизменной, исходной общественной ячейкой, поскольку государства возникают в результате объединения семей. Однако Платон не был последователен во взглядах на семью. В проектах «Идеального государства» в целях достижения сплоченности общества он предлагал введение общности жен, детей и имущества. Эта идея была не нова. Древнегреческий историк Геродот в своей знаменитой «Истории» отмечает, что общность женщин была отличительной чертой у ряда племен. Такие сведения встречаются на протяжении всей античной эпохи.

Аристотель, критикуя проекты «Идеального государства», развивает идею Платона о патриархальной семье как исходной и основной ячейке общества. При этом семьи образуют «селения», а соединение «селений» – государство.

Английский философ Томас Гоббс, разрабатывая проблемы моральной и гражданской философии, опровергал точку зрения на брак как нечто нечистое, лишенное святости, желая возвращения земному институту брака его духовной ценности.

Французский просветитель Жан-Жак Руссо писал: «Самое древнее из всех обществ и единственно естественное – это семья. Таким образом, семья – это, если угодно, прообраз политических обществ…» 1 .

Философы античности, средневековья и отчасти даже нового времени выводят общественные отношения из семейных отношений, обращают основное внимание на отношение семьи к государству, а не на характеристику ее как особого социального института. В определенной мере эти взгляды разделяли даже немецкие философы Кант и Гегель.

Основу семьи Кант видел в правовом порядке, а Гегель – в абсолютной идее. Заметим, что ученые, признающие вечность и изначальность моногамии, фактически отождествляют понятия «брак» и «семья», различия между ними сводятся к формальному началу. Конечно, между понятиями «брак» и «семья» существует тесная взаимосвязь. Недаром в литературе прошлого, а иногда и настоящего, они нередко используются как синонимы. Однако в сути этих понятий есть не только общее, но немало и особенного, специфического. Так, ученые убедительно доказали, что брак и семья возникли в разные исторические периоды. Современные социологи определяют брак как исторически изменяющуюся социальную форму отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой, общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности.

Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она, как правило, объединяет не только супругов, но и их детей, а также других родственников или просто близких супругам и необходимых им людей.

Существование семьи, как и все социальных институтов, обусловлено общественными потребностями. Как и все социальные институты, семья представляет собой систему действий и отношений, необходимых для существования и развития общества. «Семья – малая социальная группа, члены которой соединены браком или кровным родством, общностью быта, взаимопомощью, и взаимной и моральной ответственностью» 1 .

Через семью наиболее полно выражается единство социального и природного в человеке, социальной и биологической наследственности. По своей сущности, семья является первичным связующим звеном между природой и обществом, материальной и духовной сторонами жизнедеятельности людей.

Жизненный цикл семьи – последовательность значимых, этапных событий в существовании семьи – начинается с заключения брака и кончается его расторжением, то есть разводом. Не разведенные супруги, проходящие все стадии жизненного цикла, послужили ученым в качестве идеального типа для выделения этапов жизненного цикла семьи. Гораздо сложнее построить схему жизненного цикла для супругов, которые несколько раз разводились и создавали повторные семьи.

Коротко говоря, жизненный цикл семьи состоит в следующем. Заключение брака служит первой, или начальной стадией семьи. По прошествии некоторого времени у молодых супругов появляется первый ребенок. Эта фаза продолжается от момента заключения брака до рождения последнего ребенка и называется стадией роста семьи.

Вторая стадия начинается с момента рождения последнего ребенка и продолжается до того времени, когда из родительской семьи отселяется первый взрослый ребенок, обзаведшийся собственной семьей.

На третьей стадии процесс отселения взрослых детей продолжается. Она может быть очень длинной, если дети рождаются через большие промежутки времени, и очень короткой, если следующие один за другим по годам рождения дети по очереди покидают семью. Ее называют «зрелой» фазой. В это время у первых отселившихся детей рождаются собственные дети и родительская семья часто превращается в место, где воспитываются внуки.

Четвертая стадия – стадия одиночества в старости, или стадия «затухания». Она заканчивается со смертью одного или обоих супругов.

Завершающая стадия жизненного цикла как бы повторяет первую– брачная пара остается наедине с собой. Разница заключается лишь в возрасте – в начале это молодая пара, а теперь она состарилась.

Выделяют два главных типа семьи – расширенную (или многопоколенную), она же называется
традиционной (классической), и современную нуклеарную
(двухпоколенную) семью.

Семья называется нуклеарной, потому что демографическим ядром семьи, отвечающим за воспроизводство новых поколений, являются родители и их дети. Они составляют биологический, социальный и экономический центр любой семьи. Все остальные родственники относятся к периферии семьи. Если все они живут вместе, то семья называется
расширенной. Она расширяется за счет 3– 4 поколений прямых родственников. Нуклеарная семья может быть полной и неполной. Полной семьей называется такая семья, в которой есть два супруга, неполной – семья, в которой нет одного из супругов. Следует отметить, что нуклеарная семья возможна в тех обществах, где взрослые дети имеют возможность после брака жить отдельно от родительской семьи.

Различают также родительскую семью, или семью происхождения, и прокреационную, или новообразованную (она создается взрослыми детьми).

По числу детей различают бездетную, однодетную и многодетную семьи. По критерию господства в семье мужа или жены выделяют патриархальную и матриархальную семьи, а по критерию лидерства – патернальную (глава семьи мужчина), материальную (глава семьи женщина) и
эквалитарную
(оба супруга в равной степени считаются главой семьи).

Также современные семьи различаются и по другим признакам: по числу занятых членов семьи, по числу детей моложе 18 лет, по типам жилищных помещений, размеру жилой площади, по типу поселения, по национальному составу и т. д.

Семья может рассматриваться как социальный институт, и как семейная группа, выполняющая определенную социальную задачу.

Можно выделить следующие основные функции семьи, способствующие реализации этой задачи:

    Репродуктивная функция выполняет две основных задачи: общественную – биологическое воспроизводство населения, и индивидуальную – удовлетворение потребности в детях. В ее основе лежит удовлетворение физиологических и сексуальных потребностей, побуждающих людей противоположных полов объединяться в семейный союз. Выполнение этой функции семьей зависит от всей совокупности общественных отношений

    В семье воспитываются и взрослые, и дети. Особенно важное значение имеет ее влияние на подрастающее поколение. Поэтому воспитательная функция семьи имеет три аспекта. Первый – формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи (матерью, отцом, дедушкой, бабушкой и др.) накопленного обществом социального опыта, обогащение их интеллекта, эстетическое развитие, содействие их физическому совершенствованию, укреплению здоровья и выработке навыков санитарно-гигиенической культуры. Второй аспект – семья оказывает огромное влияние на развитие личности каждого ее члена в течение всей его жизни. Аспект третий – постоянное влияние детей на родителей (и других взрослых членов семьи), побуждающее их активно заниматься самовоспитанием.

    Выполняя хозяйственно-экономическую функцию, семья обеспечивает прочные экономические связи между своими членами, поддерживает материально несовершеннолетних и нетрудоспособных ее членов общества, оказывает помощь и поддержку тем членам семьи, у которых возникают материальные, финансовые трудности.

    Восстановительная функция направлена на восстановление и укрепление физических, психологических, эмоциональных и духовных сил человека после трудового рабочего дня. В нормально функционирующем обществе реализации этой функции семьи способствуют сокращение общей продолжительности рабочей недели, увеличение свободного времени, рост реальных доходов.

    Назначение регулятивной функции состоит в том, чтобы регулировать и упорядочивать отношения между полами, поддерживать семейный организм в стабильном состоянии, обеспечивать оптимальный ритм его функционирования и развития, осуществлять первичный контроль за соблюдением членами семьи общественных норм личной, групповой и общественной жизни.

    Семья как социальная общность является первичным элементом, опосредующим связь личности с обществом: она формирует у ребенка представление о социальных связях и включает в них его с рождения. Отсюда следующая важнейшая функция семьи – социализация личности.

    Все большее значение социологи придавали и придают коммуникативной функции семьи.

    Досуговая функция осуществляет организацию рационального досуга и осуществляет контроль в сфере досуга, кроме того, удовлетворяет определенные потребности индивида в проведении досуга..

    Социально-статусная функция связана с воспроизводством социальной структуры общества, так как предоставляет (передает) определенный социальный статус членам семьи.

    Эмоциональная функция предполагает получение эмоциональной поддержки, психологической защиты, а также эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия.

    Функция духовного общения предполагает развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение.

    Сексуальная функция семьи осуществляет сексуальный контроль и направлена на удовлетворение сексуальных потребностей супругов.

    В XX веке уменьшение воспитательной роли семьи обнаружилось в индустриальных, развитых странах в связи с кризисом семьи и семейного образа жизни в ходе определенных процессов:

    процесс нуклеаризации – разъединения поколений в семье, распространения нуклеарной, двухпоколенной семьи, которая состоит из родителей и детей, при взрослении которых происходит их отдаление от родителей;

    Процесс конъюгализации – сведения единства семейной жизнедеятельности, единства «родства – родительства – супружества» к супружескому партнерству и сексу, то есть к таким отношениям, которые предполагают минимизацию родственно-родительских связей;

    процесс индивидуализации – смещение центра общения с совместного супружества на формы внесемейного и внесупружеского образа жизни.

    Во второй половине XX столетия система факторов, связанных с «модернизацией» индустриально развитых стран, привела к ряду негативных тенденций, свидетельствующих о глубоком кризисе института семьи. Социальный порядок устранил ценностные опоры семейного родительства, погасив стремления семьи к обзаведению несколькими детьми.

    Процессы семейного кризиса наблюдались в России с конца 60-х годов. Они наблюдаются и до сих пор. Рассматривая воспитательную роль семьи в России нельзя не учитывать общемировые тенденции ослабления института семьи. Но, анализ воспитательного воздействия российской семьи на новые поколения осложняется действием специфических факторов.

    Ускоренная урбанизация и индустриализация Российской Федерации привели к резкой деформации структуры семьи, к смене трехпоколенной сельской семьи семьей городской двухпоколенной. При этом ключевое значение имела поддерживаемая государством передача социализирующих функций семьи специализированным институтам воспитания и образования (детским дошкольным учреждениям, школам, интернатам и т.д.).

    Единый прежде семейный авторитет распался на ряд противоречащих друг другу «социализационных авторитетов», подвергся многоступенчатому расщеплению. В связи с этим создался постоянный источник конфликтной социализации молодежи, находящий разнообразные формы в соответствии с историческим временем и меняющимися условиями жизни. Проявление этой конфликтности можно увидеть в несогласованности воспитательных действий — от нарушения социокультурного поведения до социальной патологии (бегство от своего Я, суицид, насилие, правонарушения). Криминальные формы конфликтной социализации принуждают к созданию учреждений повторной, принудительно социализации несовершеннолетних.

    Все ныне известные заменители семейного воспитания являются целевыми, специализирующимися на целях воспитания детей. Вокруг этих целей выстраивается функционирование организаций с определенным уставом, штатом, что неизбежно приводит к появлению неформальных структур, которые противостоят формальной (в армии – «старики» и «салаги»).

    Семейная социализация лишена этого противоборства формальных и неформальных структур, так как семья не является целевой формальной организацией и внутрисемейные роли включают в себя определенные права и обязанности по домохозяйству и семейному производству.

    Расщепление семейного авторитета обнаружилось первоначально в распаде расширенной семьи на ряд нуклеарных семей и при расколе авторитета главы расширенной семьи на ряд авторитетов глав нуклеарных семей. Миграция из деревень в города, в городские коммунальные квартиры способствовала разъединению взрослых детей и их родителей. Это способствовало нарушению семейной преемственности поколений, отдалению, изоляции новых поколений от старших.

    Урбанизация страны способствовала закреплению этой тенденции, новые города и поселки возникали вокруг строящихся заводов и комбинатов. Жилищная стесненность нарушила семейно-родственные связи, оставляя нуклеарную семью в окружении «чужих» людей. Это резко контрастирует с интенсивностью семейно-родственных и соседских контактов на селе, где все знают друг друга. Город, приучая людей к постоянным контактам в транспорте, магазине, создает фон отчуждения людей друг от друга, феномен отсутствия людей при их соприкосновении. Эта городская особенность психологически весьма опасна как основа и для криминального поведения. Только социально-психологические особенности семьи позволяют сформировать у личности способности переключения с кода обезличенного взаимодействия на код личностного общения без каких-либо отклонений от общепринятых норм. Раскол семейного авторитета, особенно резкий в городских семьях, усугубляет для подрастающих поколений тенденцию к девиантности поведения среди «чужих».

    Раскол семейного авторитета происходит также при разрушении семейного производства как арены совместной деятельности родителей и детей, как арены трудового воспитания и формирования семейных династий по профессиональной их ориентации. В семейном домопроизводстве никто не чувствует себя батраком, наемником, а семейный авторитет родителей укрепляется благодаря их профессиональному мастерству, передаваемому в процессе обучения. Отсутствие у семьи общесемейного дела лишает членов семьи чувства хозяина своей жизни, самоуважения и достоинства. Только родители, имеющие свободные профессии, занимающиеся творчеством в стенах дома, способны передать по наследству свои профессиональные знания, навыки – только немногие в условиях капиталистического наемничества способны создавать семейные династии артистов, художников, писателей, музыкантов. Эти немногочисленные исключения подтверждают огромное значение совместного общесемейного дела родителей и детей как ведущего фактора полноценной социализации потомства и поддержания высокой планки семейного авторитета.

    Еще один момент, связанный с нарушением семейного производства капиталистической индустриализацией – удлинение периода социализации. Многие считают социализацию молодежи до 25 лет признаком прогресса, в связи с этим трудовое воспитание детей встречается в штыки, объявляется эксплуатацией детей. Здесь корни запретов труда несовершеннолетних даже вместе с родителями, поскольку труд изначально мыслится внесемейным и является таковым. В результате родителям оставляется возможность проявить себя в качестве воспитателей не в серьезном деле, а во время отдыха, туризма. Затягивание учебы и ученичества без настоящего труда ставит подростков в положение недовзрослых, социально не признаваемых взрослыми людей. Отсрочка социального признания резко противостоит процессу акселерации – ускоренного развития физического и полового воспитания. Отсюда идет нагромождение острых социальных проблем материнства несовершеннолетних, сексуальной вседозволенности, групповой секс. Ранние браки как попытка приобретения статуса социализированной взрослости в период затянувшегося ученичества и, как следствие, – рост разводимости из-за социальной неготовности к родительским ролям – все это следствие разрыва между социальной и физической зрелостью, удлинения социализационного периода в связи с развалом семейного авторитета по причине краха семейного производства.

    Индустриализация и вовлечение женщин в систему государственного производства ведут к еще одной разновидности дробления семейного авторитета. Занятость женщин-матерей вне дома ставит матерей и отцов в положение конкурентов. Взамен взаимно дополняющих друг друга ролей матери и отца в системе семейного производства, взамен единства родительского авторитета и единства родительского влияния на детей и подростков, занятость женщин, понижающая уровень оплаты труда мужчин, привела к конкуренции мужей и жен на рынке труда. Подобная конфликтность не могла не сказаться и на семейных отношениях отцов и матерей, что и является причиной роста разводов. Общий семейный авторитет был раздроблен на два родительских авторитета, находящихся в противостоянии. Более того, произошло снижение авторитета отца, и усиление авторитета матери.

    Вовлечение женщин в производство происходило в условиях существования социокультурных норм разделения мужских и женских обязанностей. Крах семейного производства коснулся прежде всего мужчин, урбанизация закрепила исчезновение тех видов домашнего труда, которые выполнялись мужчинами. Но за женщинами остались их прежние домашние роли, теснее всего связанные с функцией материнства. Отсюда доминирование матери в домашнем хозяйстве и в семье, дополняемое большим времяпрепровождением матери дома в связи со льготами, предоставляемыми матерям государством по уходу за детьми. Эти льготы породили своеобразную систему матриархата.

    Перекос семейного авторитета в сторону роли матери обусловлен также перевесом женских поколений над мужскими в первое послевоенное десятилетие. Распространение матерей-одиночек способствовало укреплению социального признания альтернативных семей с одним родителем, легитимности статуса матерей-одиночек.

    Таким образом, в течение нескольких десятилетий структура родительского авторитета, присущая расширенной семье, радикально трансформировалась, сузившись до семейного авторитета нуклеарной семьи, к тому же лишенного трудового сотрудничества родителей и детей обремененного необходимостью длительной опеки в связи с затягиванием периода социализации; наконец, зауженный авторитет семьи оказался раздроблен на два противоречащих друг другу авторитета отца и матери с усилением последнего.

    2. ЭТАПЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ

  1. Неполные семьи, в том числе, функционально неполные семьи, в которых двое родителей, но различные причины оставляют им мало времени для семьи (выявляются через школы, детские сады, учреждения дополнительного образования);

    Семьи, где отношения между родителями напряженные или подано заявление на развод (отслеживать через ЗАГС, центры «Семья»). Особое внимание необходимо уделить семье с одним ребенком, т.к. согласно исследованиям Дж. Валлерштейн, наиболее уязвим при распаде семьи единственный ребенок;

    Семьи с недавней смертью одного из родственников (А. К.Бек, Г. Браун), т.к. негативные последствия отражаются на развитии личности и могут вылиться в депрессию. (поиск семей через ЗАГС, индивидуальная работа).

    В соответствии с этим, можно сформулировать три связанные между собой задачи «раннего вмешательства»:

    Систематическое отслеживание статуса и состояния семьи, динамики ее межличностных и социальных отношений в процессе патронажной работы (реализация технологии на базе Центра «Семья»);

    Создание социально- психологических условий для преодоления семейных конфликтных и кризисных состояний. (консультационные и терапевтические группы при социальных учреждениях для родителей, работа с детьми в образовательных учреждениях). Решение данной задачи предполагает, что взаимодействие строится по гибким схемам, меняясь в зависимости от реально наблюдаемых отношений семьи;

    — создание специальных условий для оказания помощи и поддержки семье в целом или тем ее членам, которые имеют проблемы психологического, физического или социального характера. Для разрешения данной задачи особенно эффективно временное помещение детей в семейные воспитательные группы. Это позволяет реализовывать реабилитационную технологию в отношении детей в течение необходимого периода времени. В то же время специалисты работают с родителями, оказывают необходимую помощь и поддержку.

    Существуют различные модели помощи семье, которые может использовать социальный педагог для повышения воспитательной функции семьи в зависимости от характера причин, вызывающих проблемы детско-родительских и супружеских отношений: педагогическая, социальная, психологическая (психотерапевтическая), диагностическая, медицинская.

    Для достижения поставленной цели представляется необходимым ознакомление с предлагаемым ниже алгоритмом работы с дисфункциональной семьей, на всех этапах реализации которого необходимо активное вмешательство специалистов.

    Этап- организационный. Основной метод работы на данном этапе- это экспертная оценка. Она направлена на выяснение степени необходимости вмешательства в проблему семьи. Специалистами определены некоторые критерии, по которым можно определить, что изменения в семье необходимы:

    Нет четкой структуры семьи (неизвестно, какой тип отношений-авторитарный или демократический, ролевые функции членов семьи, кто занимается воспитанием детей, взаимоотношения между супругами);

    Имеются недолжные или неправильные границы между семьей и окружающим миром, между представителями разных поколений (нет авторитета старших, дети выполняют «взрослые обязанности»;

    Наблюдается распад иерархии (отсутствует авторитет родителей, уважение друг к другу);

    Создание ошибочной системы взаимоотношений (например. при разводе дочь начинает самостоятельно вести хозяйство вместо матери или сын выполняет роль «главы семьи»).

    При определении необходимости вмешательства первое, на что должны обратить внимание специалисты- это изучение окружения семьи, взаимоотношений членов семьи, семейная история, акцентируя при этом внимание на момент возникновения проблемы (причины, временной период). При этом происходит постепенное смещение анализа на периоды успешного преодоления семьей конфликтов и кризисов.

    Этап- функциональный. Происходит мобилизация ресурсов семьи. В психологическом плане задача- нормализация семейных отношений- принятие родителями собственных родителей, друг друга и ребенка. Ребенку в данный период создается семейная реабилитационная среда- работа со специалистами либо внутри семьи (посещения, беседы) либо вне ее, в рамках специализированного учреждения для несовершеннолетних при организации посещения родственниками, выявлении желания и возможности возвращения в семью. В социальном плане при необходимости, возможна трудовая активизация членов семьи (трудоустройство, стабилизация заработков, активизация роли родителей). При этом, по запросу, семье оказывается адресная социальная (бытовая, материальная, денежная) помощь, помощь в организации лечения (при наличии тяжелых заболеваний, алкогольной и наркотической зависимости).

    После этого осуществляется исследование и устранение конфликтов развития семьи- данный процесс предполагает желание и активное участие членов семьи- объекта воздействия. основа профилактической и коррекционной работы- формирование навыков и ценностей здорового образа жизни. здесь же можно говорить и о вторичной профилактике- предотвращении рецидивов возникновения подобных проблемных ситуаций.

    Контрольный. Выявляется динамика развития семьи- исследуется материальное положение, условия проживания, взаимоотношения между членами семьи. Кроме того, на протяжении необходимого периода времени (определяемого специалистами) проводится патронаж семьи с целью подтверждения и закрепления позитивных изменений. На данном этапе семья, еще не выведенная из «группы риска», переходит к реабилитационному саморазвитию за счет наращивания собственного потенциала, получения регулярной социальной помощи.

    На всех этапах, параллельно социальному процессу, алгоритм работы включает в себя организацию системы мониторинга развития неблагополучной семьи, определения форм и методов профилактики и коррекции. Это позволяет не только изучить эффективность работы с конкретной семьей, реализовать межведомственный подход к реабилитационному процессу, но также создать банк проблемных ситуаций, который позволяет выработать алгоритм работы применительно к типу конкретной ситуации, а ориентируясь на определенную семью, подбирать формы и методы работы.

    Специалистами определены несколько моделей организации работы с дисфункциональными семьями, а именно 1:

    Диагностическая — основывается на предположении дефицита знаний о ребенке или своей семье. Объект диагностики — социально-психологический климат внутрисемейных коммуникаций, т. е. диагностика системы «семья — дети». Диагностическое заключение может служить основанием для принятия организационных решений. Методы диагностики: анкеты, беседы, тесты, направленные на определение внутрисемейных проблем; Педагогическая — базируется на гипотезе недостатка педагогической компетенции родителей. Объект жалобы — ребенок. Консультант вместе с родителем анализирует ситуацию, намечает программу по повышению педагогической компетенции родителя, ориентируясь на универсальные с точки зрения педагогики и психологии способы воспитания. Если родитель сам является причиной неблагополучия, то данная возможность открыто не рассматривается. Методы повышения педагогической компетенции родителей: день /неделя, месячник/ правовых знаний, родительские собрания, лекторий, семинары, тренинги для родителей, выступление узких специалистов /инспектор ИДН, психолог, психоневролог, инспектор по охране прав детства/; Социальная –используется в тех случаях, когда семейное неблагополучие связано с действием социогенного фактора. В этих случаях, помимо анализа ситуации и рекомендаций, необходимо вмешательство внешних сил привлечение органов социальной защиты, оформление опеки и попечительства, организация социально значимой деятельности и пр.; Медицинская — предполагает, что в основе семейного неблагополучия лежит болезнь одного из членов семьи. Задача консультирования — разъяснение диагноза, лечение и адаптация здоровых членов семьи к больному. Формы оказания помощи: социально-медицинское сопровождение ребенка, взаимодействие с органами здравоохранения по решению проблем лечения и реабилитации ребенка, система профилакториев и санаториев; Психологическая – используется, когда причины неблагополучия ребенка лежат в области общения, личностных особенностей членов семьи. Она предполагает анализ ситуации, психодиагностику личности, диагностику семьи, психотренги по решению семейных проблем. Практическая помощь заключается в преодолении барьеров общения, причин их появления, коррекции внутрисемейных коммуникаций.

    Социально–педагогическая работа направлена на укрепление и развитие, восстановление внутреннего потенциала семьи для выполнения ею многочисленных общественно значимых функций. Конечная цель социально – педагогической помощи состоит в том, чтобы семья преодолела свою дезорганизацию и возникшие в её результате отклонения в поведении членов семьи и оказалась в состоянии распознавать и самостоятельно разрешать возникающие проблемы до того, как они усугубятся 1 .

    Социально–педагогическая помощь семье характеризуется направленностью на окружающую среду. Работа проводится не только с членами семьи, но и с её ближайшим окружением. Социально–педагогическая поддержка может быть необходима любой семье, хотя и в разной степени. Особенно нуждаются в помощи пассивные семьи (с ориентацией на иждивенчество, с низкой мобильностью и неразвитостью адаптационных способностей). Они имеют малый собственный потенциал для разрешения кризисных ситуаций.

    Реализация социальной политики государства в отношении семьи предполагает деятельность специалистов социальных институтов (ОВД, КДН, ПДН, органы социальной защиты, опеки и попечительства, образовательных учреждений, общественных объединений и др.) по различным направлениям:

    содействие адаптации семьи к изменяющимся социально–экономическим условиям; улучшение её экономического и социально–бытового положения;

    адресная поддержка малообеспеченных и социально уязвимых категорий семей;

    выявление семей с медико–социальными проблемами и обеспечение необходимой медицинской помощью;

    социально–правовая защита семьи и социальная реабилитация детей и подростков с девиантным поведением;

    реабилитация детей из группы социального риска;

    предупреждение безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

    диагностирование, анализирование и прогнозирование интегральных социально–психологических характеристик развития семьи и её влияния на процессы обучения и воспитания детей (психологический климат, общественное мнение, социометрическая структура, лидерство);

    помощь в реализации основных гуманистических подходов развития и воспитания личности в семье: возрастного (учёт возрастных особенностей), индивидуального (учёт индивидуальных особенностей), дифференцированного (учёт значимых критериев жизнедеятельности), личностного (опора на проявление субъектности, самосознание);

    информирование семьи об актуальных социально–психолого–педагогических проблемах через работу лекториев, социально–психолого – педагогических служб различных организаций и учреждений;

    педагогическая и социально–психологическая профилактика возникновения и развития отклоняющегося поведения и личностной деструктивности членов семьи;

    установление связи семьи с другими коллективами, организациями и социальными институтами, которые обеспечивают ресурсы, возможности поддержки;

    помощь в организации семейного досуга и др.

    Каждое из приведенных направлений имеет свой потенциал в решении проблем семьи и общества в целом. Успех в их решении во многом зависит от создания системы, охватывающей семью, образовательные учреждения, административные органы, государственные и негосударственные центры по работе с детьми и подростками, ориентированные на заботу о детях, на их воспитание, образование, предупреждение и преодоление отклоняющегося поведения. Повышение качества социально–педагогической работы с семейным социумом возможно при согласованной деятельности всех социальных институтов, при этом социальный педагог должен взять на себя роль координатора, связующего звена между ними.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Итак, семья один из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка. Семья – единственный и незаменимый производитель самого человека, продолжение рода. Но, к сожалению, выполняет она эту главную функцию со сбоями. И зависит это не только от нее, но и от общества. Семья возникает из потребности удовлетворить личные потребности и интересы индивидов. Являясь частью общества, она соединяет их с общественными интересами. Личные потребности организуются на основе принятых в обществе норм, ценностей, образцов поведения и часто происходит так, что бесцеремонное вмешательство общества в жизнь семьи разрушала ее и жизнь людей ее составляющих, доводило ее до нищенского существования.

    Причины снижения рождаемости вплоть до малодетности порождены внесемейным характером индустриальной цивилизации. Они связаны с утратой семей прежде всего производственной функции, а затем и ряда других (передача опыта от родителей к детям, власти родителей над детьми, обеспечение в старости и т.п.). Ни характер труда, ни вознаграждение за труд теперь не зависят от наличия детей, ни от наличия семьи вообще. Скорее наоборот: малодетные выигрывают во всем перед многодетными.

    Говоря о создании государством необходимых условий для развития семьи, важно определить главные функции и обязанности государства по отношению к семье: охрана семьи, защита от необоснованного вмешательства в ее дела.

    В современных условиях охрана семьи возводится в ранг государственной политики через гарантированное право на труд каждого человека, каждой семьи. Эффективное использование трудового потенциала молодых семей один из важнейших путей современного этапа социальной политики государства. Именно подрастающее поколение практически единственный источник в государстве пополнения рабочей силы.

    Не менее важным направлением укрепления семьи есть государственные меры, непосредственно направленные на стимулирование рождаемости, охраны материнства и детства, на сохранение здоровой семьи. Цель и целесообразность демографической политики состоит в том, чтобы пропорционально сочетать в семье воспроизводство, рождение детей и собственную жизнь родителей, учитывая социальные качества и гармоничное развитие личностей родителей и детей.

    1. Харчев А.Г., Мацковский М.С. Современная семья и её проблемы. М., 1978.

Рекомендуем почитать

Наверх