Правление Л. Брежнева — внутренняя и внешняя политика. Эпоха застоя и Л.И. Брежнев. Годы правления Брежнева Отношение к брежневу

Внеурочная работа 29.10.2023
Внеурочная работа

Брежнев Леонид Ильич (родился 19.12.1906), деятель Коммунистической партии и Советского государства, международного коммунистического и рабочего движения, Генеральный секретарь ЦК КПСС, член Политбюро ЦК.

Родился в семье рабочего-металлурга в с. Каменское (ныне г. Днепродзержинск). Трудовую жизнь начал пятнадцати лет. После окончания в 1927 Курского землеустроительно-мелиоративного техникума работал землеустроителем в Кохановском районе Оршанского округа Белорусской ССР, в Курской губернии и на Урале - заведующий райземотделом и заместитель председателя исполкома Бисертского районного совета, первым зам. начальника Уральского областного земельного управления. В комсомол вступил в 1923, в члены КПСС - в 1931. В 1935 оканчивает металлургический институт в г. Днепродзержинске, там же работает инженером на металлургическом заводе. В мае 1937 избирается заместителем председателя исполкома Днепродзержинского горсовета. С мая 1938 - заведующий отделом, а с февраля 1939 - секретарь Днепропетровского обкома КП (б) Украины.

С первых дней Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-45 Л.И. Брежнев в действующей армии вёл большую организаторскую и политическую работу, занимая посты: заместителя начальника Политуправления Южного фронта, начальника Политотдела 18-й армии, начальника Политуправления 4-го Украинского фронта. В 1943 ему присвоено звание генерал-майора. Участвовал в боевых операциях Советской Армии на Кавказе, в Причерноморье, в Крыму, на Украине, а также в боях за освобождение народов Чехословакии, Польши, Венгрии. В 1945-46 - начальник Политуправления Прикарпатского военного округа.

После окончания Великой Отечественной войны партия направляет Л.И. Брежнева на руководящую работу по восстановлению народного хозяйства. С августа 1946 он - первый секретарь Запорожского, с ноября 1947 - первый секретарь Днепропетровского обкомов партии. Все свои знания, опыт и большие организаторские способности он отдаёт быстрейшему восстановлению первенца социалистической индустрии - Днепровской ГЭС им. В.И. Ленина, гиганта металлургии «Запорожсталь», народного хозяйства Запорожской и Днепропетровской областей.

В июле 1950 Л.И. Брежнев избирается первым секретарём ЦК КП Молдавии. Партийная организация республики провела большую работу по развитию промышленности, коренному социалистическому переустройству сельского хозяйства и подъёму культуры Молдавской ССР. На 19-м съезде КПСС Л.И. Брежнев избран членом ЦК, на Пленуме ЦК (октябрь 1952) - кандидатом в члены Президиума и секретарём ЦК КПСС. С марта 1953 по февраль 1954, в звании генерал-лейтенанта, работает заместителем начальника Главного политуправления Советской Армии и Военно-Морского Флота.

В период, когда партия, решая задачи дальнейшего подъёма сельского хозяйства, развернула в широких масштабах освоение целинных и залежных земель, ЦК КПСС направляет Л.И. Брежнева в Казахстан, где его избирают вторым (февраль 1954), а затем первым (август 1955) секретарём ЦК КП Казахстана.

На 20-м съезде КПСС Л.И. Брежнев избран членом ЦК КПСС, на Пленуме ЦК КПСС (февраль 1956) - кандидатом в члены Президиума и секретарём ЦК КПСС, одновременно с 1958 - зам. председателя Бюро

ЦК КПСС по РСФСР. С июня 1957 - член Президиума ЦК КПСС. По поручению ЦК занимался вопросами развития тяжёлой промышленности и строительства, оснащения вооружённых сил страны новейшей боевой техникой, развития космонавтики.

На 5-й сессии Верховного Совета СССР 5-го созыва (май 1960) Л.И. Брежнев избран председателем Президиума Верховного Совета СССР, находился на этом посту до июня 1964, одновременно с июня 1963 - секретарь ЦК КПСС. Он проводит большую работу по совершенствованию государственного аппарата, развитию социалистической демократии и укреплению законности, осуществлению ленинской внешней политики.

Историческое место в жизни партии и страны занимает Октябрьский (1964) пленум ЦК КПСС, в работе которого Л.И. Брежнев принимает активное участие. На Октябрьском пленуме ЦК, выразившем непреклонную волю партии строго соблюдать и развивать ленинские нормы партийной жизни и принципы руководства, он был избран первым секретарём ЦК КПСС. В ноябре 1964 утвержден председателем Бюро ЦК КПСС по РСФСР.

В марте 1965 на Пленуме ЦК КПСС Л.И. Брежнев выступил с докладом, в котором была изложена по существу новая экономическая политика партии в деревне, сформулированы важнейшие направления развития сельскохозяйственного производства. На Майском (1966) пленуме ЦК КПСС он выступил с докладом, в котором была выдвинута обширная программа мелиоративных работ как необходимого условия ускоренного развития сельского хозяйства страны.

На 23-м съезде КПСС (март - апрель 1966) Л.И. Брежнев выступил с Отчётным докладом ЦК, в котором дан глубокий марксистско-ленинский анализ современной международной обстановки, итогов развития страны, определены главные задачи пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР на 1966-1970 и основные принципы советской внешней политики. В докладе и решениях съезда получили дальнейшее развитие многие важнейшие вопросы марксистско-ленинской теории и практической деятельности КПСС. 23-й съезд избрал Л.И. Брежнева членом ЦК КПСС, а состоявшийся после съезда Пленум ЦК - Генеральным секретарём ЦК КПСС.

3 ноября 1967 на совместном торжественном заседании ЦК КПСС, Верховных Советов СССР и РСФСР Л.И. Брежнев выступил с докладом «50 лет великих побед социализма», в котором подведены итоги полувекового социалистического развития Советского Союза и намечены очередные задачи строительства коммунистического общества.

На посту Генерального секретаря ЦК КПСС Л.И. Брежнев проявил себя как политический деятель ленинского типа. Обладая богатым жизненным опытом и большим организаторским талантом, он неутомимо трудится над укреплением партии и Советского государства. В эти годы ЦК КПСС, при самом непосредственном участии Л.И. Брежнева, были разработаны и осуществлены важнейшие меры по развитию ленинских норм партийного и государственного строительства, утверждению принципов коллективности в работе, улучшению руководства народным хозяйством, дальнейшему росту экономики страны, подъёму благосостояния и культуры трудящихся, укреплению дружбы народов, усилению оборонной мощи Советского государства.

Много сил и энергии Л.И. Брежнев отдаёт развитию международных связей СССР, укреплению мировой системы социализма, борьбе за прочную дружбу и мир между народами, сплочению международного коммунистического и рабочего движения, укреплению уз революционной солидарности трудящихся всех стран. Большая роль принадлежит ему в подготовке и проведении в июне 1969 в Москве международного Совещания коммунистических и рабочих партий, знаменовавшего новый этап борьбы народов мира против империализма, за мир и социализм. На этом Совещании он возглавлял делегацию КПСС и выступил от её имени с программной речью.

Л.И. Брежнев - депутат Верховного Совета СССР 3-8-го созывов, член Президиума Верховного Совета СССР. В июне 1961 за выдающиеся заслуги в развитии ракетной техники и обеспечение успешного полёта советского человека в космическое пространство на корабле «Восток» ему присвоено звание Героя Социалистического Труда. В 1966 за выдающиеся заслуги перед Коммунистической партией и Советским государством в коммунистическом строительстве, укреплении обороноспособности страны и большие заслуги в борьбе против немецко-фашистских захватчиков на фронте Великой Отечественной войны, в связи с 60-летием со дня рождения Л.И. Брежневу присвоено звание Героя Советского Союза. Награжден четырьмя орденами Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденами Богдана Хмельницкого, Красной Звезды и медалями, а также высшими государственными наградами Чехословацкой Социалистической Республики и Польской Народной Республики.

брежнев коммунистический социализм политический

После смещения Хрущева Первым секретарем ЦК КПСС стал Л.И. Брежнев (с 1966 г. - генеральный секретарь, с 1977 г. - одновременно и Председатель Президиума Верховного Совета СССР). Пост Председателя Совета Министров СССР занял А.Н. Косыгин.

И по характеру, и по интеллекту Брежнев не обладал качествами руководителя великой державы, необходимыми для реализации коренного обновления общества. Ведущее место в управлении страной заняло неофициальное «малое» Политбюро, куда входили министр обороны Д.Ф. Устинов, министр иностранных дел А.А. Громыко, секретарь ЦК М.А. Суслов, председатель КГБ Ю.В. Андропов , которые определяли внутреннюю и внешнюю политику.

Основой курса становится «стабильность», означавшая отказ от всяких попыток радикального обновления общества. И власть, и общество устали от чрезвычайных условий и постоянного напряжения, в которых страна жила предыдущие полвека.

Политическое развитие.

Характерными чертами политического развития страны во второй половине 1960-х - первой половине 1980-х гг. стали централизация и бюрократизация управленческого аппарата. Принимавшиеся резолюции о дальнейшей демократизации общественной жизни оставались декларативными.

Правление Брежнева явилось «золотым временем» для бюрократии . При Сталине она жила под постоянным страхом ареста, при постоянных хрущевских реорганизациях она также чувствовала себя неспокойно. После смерти Сталина и смещения Хрущева элита хотела спокойной жизни, уверенности в завтрашнем дне, желала оградить себя от кадровых перестановок. Брежнев идеально подходил на роль выразителя интересов чиновничества.

Общая численность управленцев к концу правления Брежнева составила почти 18 млн. человек (на 6-7 работающих - один управленец). Быстрый рост бюрократии обеспечивался многочисленными льготами и привилегиями. На содержание такого аппарата к середине 1980-х гг. ежегодно расходовалось более 40 млрд. руб., или 10% бюджета.

К началу 1980-х гг. только в управлении народным хозяйством накопилось до 200 тыс. различных приказов, инструкций и других подзаконных актов, которые регламентировали каждый шаг хозяйственников, сковывали их инициативу.

Что сделал Брежнев для советского народа?

Встать в «квартирную» очередь или «дачную», или же многолетняя очередь за «народными» автомобилями – все это и многое другое попытаемся освежить в памяти бывших советских граждан.

1. Профицит и дефицит

В 70-е годы СССР выгодно отличался от многих других государств тем, что производил практически всё: от ракетоносителей до нижнего белья. И пускай продукция была зачастую неказиста, а одежда – далека от фэшн-стандартов, зато, как говорится, своя рубаха ближе к телу.

К 1980 году Советский Союз по объемам промышленного производства и сельского хозяйства занимал 1-е место в Европе и 2-е место в мире, уступая лишь США.

Например, мы производили больше всех в мире цемента, а советская сельхозтехника, хоть и была далека от совершенства, экспортировалась в 40 стран мира. Обвинения в том, что во времена Брежнева «было голодно и холодно», не совсем состоятельны.

Да, предсказать, что в очередной раз исчезнет с магазинных прилавков, было невозможно.

Дефицит и блат стали нормами жизни советских людей. Свободно купить копченую колбасу или гречневую крупу в провинции было трудновато, но все же возможно. К тому же существовала гостеприимная и хлебосольная столица, куда можно было «спалять» и «отовариться». И каким же шикарным казался новогодний стол с привезенной из столицы колбасой, зеленым горошком и добытой «в неравном бою» «Паутинкой».

2. Своя квартира

В брежневские годы реальные доходы советских граждан выросли более чем в полтора раза. «Отдыхающее» советское общество наслаждалось спокойной жизнью, обретая любовь к комфортному быту.

Население в эти годы увеличилось на 12 миллионов человек.

Эпопея стояния в очереди на бесплатное жилье для 162 миллионов человек завершилась успешно, а при квартплате, которая не превышала 3% от совокупного дохода семьи, жить становилось радостней, жить становилось веселей. Кстати, сказать «спасибо» можно и во время очередной поездки на шашлычки на родные 6 соток – возможно, их родители получили как раз в брежневские годы.

3. Своя машина

В 1970 году на Волжском автомобильном заводе начали выпускать автомобиль «Жигули». К концу следующего года завод выпускал по 735 автомобилей ежедневно. ВАЗ-2101, прозванный в народе «копейкой», вполне реально было «достать» через «шустрых» знакомых (впрочем, как и многие другие вещи) или купить, встав в очередь.

Ждать машину можно было годы или даже десятилетия, но зато каким событием становилась покупка долгожданной «ласточки»! Конечно, на автомобиль надо было еще накопить, но сделать это было реально, если потуже затянуть пояса. По крайней мере, собственный автомобиль перестал быть роскошью и утратил статус «несбыточной мечты».

4. ПРО

26 мая 1972 года Брежнев и Никсон подписали договор по ПРО, который ограничил возможности двух держав в области создания противоракетной обороны и практически исключил возможность безнаказанного нанесения ядерного удара. После многих лет бесконечных стрессов в ожидании очередного военного конфликта наступило относительно мирное время.


Брежнев и Никсон
5. Льготное время

Пятидневной рабочей неделей и двумя выходными многие из нас также обязаны брежневской эпохе. В это время появился и гарантированный оплачиваемый трехнедельный отпуск, который, к слову, в США отсутствует до сих пор. Если добавить к этому бесплатные или льготные путевки в санатории и детские лагеря, отсутствие безработицы, бесплатные высшее образование и здравоохранение, и все это на фоне относительной стабильности, то жизнь в Стране Советов представляется почти сказочной.

6. Олимпиада

Олимпийские игры 1980 года, проведенные в столице, запомнились всем и надолго. Советские спортсмены завоевали рекордное число медалей – 197, в том числе 80 золотых. Правда, справедливости ради стоит заметить, что расклад мог бы быть иным, если бы игры не бойкотировали США и ряд их союзников. Но стоит ли отрицать, что организовано мероприятие было на высшем уровне. Это лишний раз доказало: русский человек может сделать «праздник жизни» зачастую вопреки.

7. Творческий бум

«Бархатные репрессии» — именно так называли борьбу с инакомыслием, которую осуществляло брежневское правительство. Когда в 1968 году академик Сахаров высказался о «постепенном сближении капитализма и социализма», его всего лишь отстранили от работы. Страшно представить, что ожидало бы ученого в сталинское время. Пожалуй, именно в брежневское время страх почти окончательно покинул сердца советских граждан. Многие, конечно, испытывали отвращение к бесконечным «ленинианам» и официальной пропаганде, зато как обогатилась народная среда анекдотами, за которые уже не боялись получить реальный срок.

В период застоя были написаны лучшие книги Шукшина, Распутина, Айтматова, Астафьева, братьев Стругацких. А еще эпоха Брежнева подарила нам великолепные фильмы Гайдая, Рязанова, Данелия, Тарковского: «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» и «Неуловимые мстители», «Кавказская пленница» и «Берегись автомобиля», «Служили два товарища» и «Белое солнце пустыни», «Джентльмены удачи» и «Семнадцать мгновений весны», «Тот самый Мюнхгаузен» и «Мимино». Наконец, фильм, без которого просто немыслим русский Новый год, — «Ирония судьбы, или С легким паром!».


8. Знаменитое фото

Перечисляя все заслуги и регалии Леонида Ильича почти невозможно пройти мимо самого яркого фотосюжета в жизни самого Брежнева. Знаменитый поцелуй Брежнева — мощнейшее оружие. Его реально боялись — как вцепится, как обнимет и давай зацеловывать. Чуть позже даже дали название: «Тройной Брежнев».

Леонид Ильич Брежнев заключал лидера дружественного государства в свои объятия, а затем крепко целовал 3 раза: в начале в левую щеку, затем в правую щеку и, наконец, в губы.

В 1971 году произошел исторический поцелуй Брежнева, который был адресован новому руководителю Германской Демократической Республики Эриху Хонеккеру. Поцелуй произошел в аэропорту Шереметьево. На основе этого поцелуя была создана картина Дмитрия Врубеля «Братский поцелуй». Впоследствии целующиеся Брежнев и Хонеккер стали олицетворять перестройку и начало разрушения Берлинской стены, а также Железного занавеса.

Также Брежнев поцеловал лидеров ряда социалистических государств, среди которых Янош Кадар, Николае Чаушеску, Густав Гусак, Тодор Живков, Иосип Броз Тито, индийский политический лидер Индира Ганди, председатель ООП Ясер Арафат, президент Центральноафриканской Республики Жань-Бидель Бокасса и др. Была сделана неудачная попытка поцеловать Маргарет Тэтчер.

Л. И. Брежнев однажды очень крепко поцеловал лидера Югославии Иосипа Броз Тито, в результате чего порвал ему губу.

Граффити российского художника Дмитрия Врубеля, изображение целующихся Леонида Брежнева и Эрика Хонеккера на участке Берлинской стены.

Мы все с теплотой вспоминаем сегодня
Того, кто нам первым стабильность принес.
Его называли мы запросто — Леня
И уровень жизни при нем только рос.

И русский при нем был радушный хозяин
И Киев с Москвой подружились навек.
На Волгу в Казань приглашал их татарин,
А после всех трех ждал в Ташкенте узбек.

Наш флаг, как свидетель уверенной силы
Взлетал к облакам, вместе с пуском ракет.
На Марсе тогда наши станции были
И лучшим считался советский балет.

Дышал человек без торгашеской грязи,
Смеялся над словом «продай и купи».
Сходили с конвейера в Минске БЕЛАЗЫ,
Со стапелей шли на моря корабли.

Бывает, что кто-то возводит чернуху,
Коверкая подло нестройную речь,
А он воевал и отстроил разруху —
Пусть фактом вот этим хотят пренебречь.

  • Автор статьи: Фаина Шатрова
  • Автор стихотворения: Геннадий Малинский

Реферат по учебной дисциплине "История России"

на тему: "Эпоха правления Брежнева Л. И. 1964-1982 гг."

План

1. Введение.

2. Биография Брежнева Л. И. Становление Брежнева во главе государства.

3. Внутренние преобразования в период правления Брежнева.

4. Внешняя политика при Брежневе.

5. Заключение.

6. Список литературы.

1. Введение.

Л. И. Брежнев был хорошим политиком, к моменту своего прихода к власти он имел огромный послужной список и большой опыт руководства. Однако, к моменту возвышения он уже был в преклонном возрасте, в последние годы, после инсульта он стал практически не дееспособным. Ему сохранили место, но на практике, страной управляли уже другие люди. Это отразилось в противоречивости его политики. Успешные реформы начинают сворачиваться, и наблюдается возврат к старым устоям.

В те годы народ о многом не знал, успехи всегда преувеличивались, а ошибки напротив, замалчивались. Не было доступа и к большей части документов. В последние годы советское время стали тщательно исследовать, пытаясь разобраться во всех причинах произошедших событий. Среди историков бытует множество разных мнений.

Учитывая, что все эти события произошли сравнительно недавно, с исторической точки зрения, многим сложно абстрагироваться от субъективного мнения и анализировать сухие факты.

С падением СССР документы рассекретили, но далеко не все, поэтому полный анализ сделать невозможно. Даже используя доступный материал, некоторые события остаются непонятными, поэтому ученым приходится решать эти вопросы путем анализа общей ситуации.

2. Биография Брежнева Л. И. Становление Брежнева во главе государства.

19 декабря 1906 года в селе Коломенское Екатеринославской губернии, в семье обычных рабочих родился первенец - Леонид, ставший впоследствии лидером страны на целых 2 десятилетия. Семья жила бедно, но родители стремились окружить детей заботой и лаской. Леонид был старшим, позже появились младшая сестра Вера и брат Яков.

Мальчик ничем не выделялся из толпы дворовых мальчишек. В 1921 году Леонид окончил классическую гимназию, и сразу начал работать на маслобойном заводе. Спустя 2 года Леонид Ильич вступил в комсомол и в тот же год поступил учиться в техникум на землеустроителя. С 1927 года работал по специальности в должности первого зам. начальника окружного земельного управления.

В 1930 году молодой человек поступает в московский сельскохозяйственный институт машиностроения, но спустя год переводится на вечернее отделение Днепродзержинского металлургического института и параллельно работает слесарем-кочегаром на Днепровском металлургическом заводе. В это же время Брежнев получает партийный билет.

В 1935 году Брежнев получает диплом инженера и уходит служить в армию. Военный путь заканчивается в звании лейтенанта. Вернувшись в Днепродзержинск, Леонид Ильич возглавил металлургический техникум. В 1937 году Брежнев начинает свою политическую карьеру, с этих пор именно партийная деятельность становится его основным занятием.

Свой путь он начал с должности заведующего отделом областного комитета коммунистической партии в Днепропетровске. В годы войны содействовал мобилизации красной армии и принимал активное участие в эвакуации советской промышленности. Затем на политических должностях в армии дослужился до генерал-майора.

В послевоенные годы занимался восстановлением хозяйства и промышленности. По рекомендации Н.С. Хрущева, Брежнев был назначен первым секретарем обкома Запорожской компартии. Именно дружба с Хрущевым позволила Брежневу войти в высшие эшелоны власти.

Оказавшись в партийной элите, Леонид Ильич смог добиться расположения И.В. Сталина, который в 1950 г. назначил его на пост первого секретаря ЦК КПСС Молдавии. Тогда же политик стал членом Президиума ЦК партии и начальником Главного политуправления Военно-морского флота и Советской Армии.

Смерть Сталина вытеснила Брежнева с высоких должностей, но Хрущев снова вернул его к работе. Первой должностью стало место секретаря ЦК компартии Казахстана. Брежнев занимается поднятием целины и участвует в строительстве Байконура. Брежнев курировал космическую технику и участвовал в подготовке первого человеческого полета в космос.

Заговор против Хрущева помог поднять еще выше. Брежнев стал первым секретарем ЦК КПСС. На пути к возвышению он нещадно устраняет конкурентов и ставит на ключевые посты своих людей.

Добровольную отставку Хрущева население встретило со смешанными чувствами. С одной стороны, все устали от бурной реформаторской деятельности прежнего лидера, но в то же время, боялись возврата к авторитарным методам руководства страной.

В самой партии так же не было единого мнения остались и сторонники реформ, и те, кто желал возврата к старому курсу. Л. И. Брежнев придерживался центристских позиций, поэтому его личность в качестве первого секретаря стала своеобразным компромиссом и устраивала большинство.

После политики изобличения сталинизма впервые вновь заговорили о роли Сталина в победе над фашизмом, это и стало первым маяком консерватизма. Наметился некий возврат к прошлому: президиум ЦК вновь был переименован в полит бюро. Возникли разговоры об усилении идеологического контроля над обществом.

Изменилась и идеологическая концепция. Вместо активного курса Хрущева на строительство коммунизма, в статье от 21 декабря 1966 года объявлялось, что в СССР построено развитое социалистическое общество.

Концепция развитого социализма предполагала развитие вглубь. Главной задачей стало соединение достижений науки и техники с социалистической системой хозяйствования. Говорилось о необходимости достижения однородности всех социалистических народов. Но для реализации этих целей так и не создали необходимых рычагов.

3. Внутренние преобразования в период правления Брежнева.

Новый политический курс привел и к смене первых лиц страны. Спустя всего месяц выбраны новые члены президиума: П. Е. Шелест и А. Н. Шелепин. В декабре 1965г. подал в отставку председатель Президиума ВС А. И. Микоян, на его место избран Н. В. Подгорный - активный участник заговора против Хрущева. На прочих весомых постах так же постепенно сменялись люди, как и прочие лидеры, Брежнев стремился окружить себя верными соратниками, разделяющими его взгляды на управление страной.

Сразу же после отставки Хрущева в октябре 1964 года была проведена контрреформа, произошел обратный перевод управления от территориального принципа к отраслевому принципу. Однако, для преодоления всех последствий бурной реформаторской деятельности Хрущева этого было недостаточно. Было принято решение командно-административное распределение дополнить некоторыми элементами рыночной экономики.

Идея родилась еще в 1962 г. экономист Е. Г. Аиберман первым в СССР стал говорить о том, что для успешной работы предприятия необходима его рентабельность и прибыльность, для этого необходимо некоторое оживление товарно-денежных отношений. В качестве эксперимента теоретические выкладки опробовали на нескольких предприятиях еще при Хрущеве. Образцом экономической реформы во многом стал НЭП, но без участия частных предприятий.

На мартовском пленуме ЦК КПСС 1965 г. наметилось решение аграрной проблемы. В первую очередь, снизили план обязательных поставок зерна и зафиксировали эту цифру на 10 лет. На все сельхоз продукты повысили закупочную цену в 1.5 - 2 раза, а за все, что закупалось сверх плана, платили больше на 50%. Это сделали для стимулирования личной заинтересованности работников сельского хозяйства. Выполнить план стало намного легче, а высокие сверхплановые цены стимулировали работу.

С колхозов и совхозов списали все долги государству. Благотворно сказалось и понижение цен на сельскохозяйственную технику, и запчасти для ремонта. Кроме того, снизили подоходный налог и понизили цену на электроэнергию. Совхозы и колхозы по-прежнему получали государственные задания, но имелась определенная свобода в планировании работы.

Новшества в промышленной сфере провозглашались на сентябрьском пленуме ЦК 1965г. в докладе А. Н. Косыгина. Совнархозы отменялись, и восстанавливался отраслевой принцип управления. Но это не было простым возвратом к прошлому. Наряду с общей централизацией руководства, промышленные предприятия сохраняли оперативно-хозяйственную самостоятельность.

Количество обязательных плановых показателей сократилось с 30 до 9. Показателем стал не валовой объем продукции, а реализованный, теперь главные показатели переводились из натуральной в ценовую категорию. Главным показателем стала прибыль предприятия, из нее выделялись деньги на развитие производства и поощрения работников. От этого завесила 13 зарплата на конец года, выделялись значительные средства на улучшение условий труда и строительство жилья.

Работа заводов теперь регулировалась положением о промышленных предприятиях. Теперь не было постоянной опеки и жесткой регламентации работы предприятия, многие вопросы руководство могло решать теперь самостоятельно, что значительно сократило время принятия решений.

В 1965 г. произошла и реформа управления. Всего стало 11 общесоюзных министерств и 17 союзно-республиканских. Причем в каждой республике не действовали все сразу, а только те, которые были необходимы именно здесь.

Реформа вводилась в действие постепенно. В 1966 году на систему хозрасчета перевели всего 43 предприятия, где работали наиболее опытные коллективы, только после того, как был получен положительный результат, реформа двинулась дальше. Уже в следующем году 40% всех предприятий управлялось по новому образцу.

Процесс перехода завершился только к концу пятилетки. За это время крупные предприятия поглотили более мелкие. Развилась система производственных объединений. Несколько заводов связывались производственной кооперацией от переработки сырья до выпуска готовой продукции. За 8 пятилетний план выпуск готовой продукции повысился на 50%.

На хозрасчетную систему стали переводить и сельское хозяйство. Все затраты должны были покрываться из собственных средств, из них же состоял и фонд заработной платы. Оплату по трудодням отменили, вместо этого ввели фиксированный оклад в зависимости от занимаемой должности. Учитывая, что колхозам простили долги, средств на оплату труда оставалось больше, что повышало благосостояние тружеников сельского хозяйства.

В ноябре 1969 г. прошел III съезд колхозников СССР. На нем создали новый устав. Теперь выборными становились не только должности председателя и членов правления, но прочего руководящего состава - бригадиров, мастеров.

На пленумах ЦУ было принято еще несколько важных решений для развития сельского хозяйства. Теперь за счет госбюджета финансировались работы по повышению плодородия земли и мелиорации. Налаживались поставки машин и минерального удобрения в колхозы и совхозы. Как и в промышленности, в сельском хозяйстве происходит кооперация между несколькими колхозами и совхозами. На их базе создается агропромышленные комплексы с предприятиями по переработке продуктов сельского хозяйства.

Реформы давали результат в промышленности и в сельском хозяйстве, но уже к концу 60-х гг. началось свертывание преобразований и возврат к директивной экономике. После событий в Чехословакии 1968 г., консерваторы это использовали в своих целях и стали настаивать на более жесткой линии правительства.

Основным недостатком всех новшеств оказалось то, что они были больше ориентированы на рыночную экономику, при полумерах не все срабатывало должным образом. В это же время, правительство не было готово полностью отказаться от директивной экономики и государственного распределения.

В 70-е годы вновь усиливается централизованное управление экономикой. В 9 и 10 пятилетки уже не удавалось достичь плановых темпов роста. В 70-е создаются гигантские промышленные комплексы. Именно в этот период времени идет активная разработка месторождений нефти в Западной Сибири. Затраты были колоссальными, и всего за 10 лет Сибирь стала давать 10% от мировой добычи нефти и газа.

Экстенсивный путь развития экономии, основанный на экспорте природных богатств, привел страну к отставанию от Европы в наукоемких отраслях. Именно тогда наметилось отставание в электронике, кибернетике, биотехнологиях.

Несмотря на все противоречия, экономический потенциал страны за 8 и 9 пятилетки возрос на столько же, как за предыдущие 50 лет развития. Причиной возврата к директивным мерам послужило не только субъективное мнение влиятельных членов ЦК. В условиях холодной войны СССР было нелегко нести финансовые расходы на военно-промышленный комплекс. Оборонная промышленность поглощала десятую часть всего валового продукта страны, многие промышленные предприятия так же работали на оборону. Это не давало возможности влить дополнительный капитал для интенсификации гражданского производства.

4. Внешняя политика при Брежневе.

К началу Брежневского времени в международных отношениях была достигнута небольшая разрядка. Этого удалось достичь благодаря тому, что в текущий момент времени ни США, ни СССР объективно не могли победить в ядерной войне, она могла бы привести только к тотальному уничтожению всех участников конфликта.

В 1970 г. наконец было признание всех послевоенных границ. Однако, ФРГ и ГДР признали друг друга лишь в 1972 году. В мая 1972 г. заключен договор между СССР и США об ограничении систем ПРО. Кроме того, заключили договор на 5 лет об ограничении количества межконтинентальных ракет, но общее число ядерных зарядов не обговаривалось, поэтому эта мощь продолжала наращиваться. Этот договор получил название СВО-1.

В 1974 г. заключен договор СВО-2. В нем говорилось о сокращении стратегических наступательных вооружений, включая все бомбардировщики и ракеты с РГЧ. Но уже в 1977 г. в США создали крылатые ракеты и не собирались накладывать на них ограничения. В мае 1975 г. в силу вступила международная конвенция о запрете разработки и производства бактериологического и токсического оружия, прежние запасы тоже подлежали уничтожению.

Таким образом, не смотря на разрядку, гонка вооружений продолжалась. Налагая ограничение на уже существующее оружие, обе страны продолжали разработку новых видов вооружения, чтобы достичь превосходства.

Разногласия не помешали СССР и США создать совместную космическую программу. В 1975 совместно отправили в космос 2 корабля «Союз» и «Аполлон». Новый заключенный регламент позволил проводить подземные ядерные испытания в мирных целях.

В 1975г. совещание по безопасности заключило договор по сотрудничеству, его подписали 33 европейские страны, США и Канада. В нем говорилось о соблюдении границ, не вмешательстве во внутренние дела, не допустимость использования силы, а так же, соблюдении прав человека. Но с развертыванием европейской компании в защиту прав человека и войной в Афганистане 1979г. договор оказался подорван.

Нарастало напряжение с некоторыми странами советского лагеря, особенно с Китаем. Несогласие Китая с отказом от мировой революции, Китай предъявил притязание на часть восточных территорий - Владивосток, Хабаровск, Камчатка. В марте 1969г. произошло военное столкновение на реке Уссури, затем и на других участках границы. Всего за годы конфликта произошло около 500 столкновений. Переговоры шли медленно, и соглашения достичь не удавалось. В 1976 умер Мао Цзэдун, но это не облегчило ситуацию.

СССР оказало поддержку северному Вьетнаму в рамках помощи братскому социалистическому народу. В основном это были военные специалисты и пусковые установки зенитных ракет. На стороне Южного Вьетнама в свою очередь открыто выступало США. Война началась в 1974 году, и закончилась в 1976, провозглашением Социалистической Республики Вьетнам.

Социалистический блок пошатнули события в ЧССР. Экономические реформы и демократизация подвергли опасности власть КПЧ, на выборах в Национальное собрание они могли проиграть. В СССР приняли решение о вводе войск. Этот акт в СССР рассматривали как помощь братским социалистическим народам, в то время, как в Европе в этом видели вмешательство во внутреннюю политику страны.

Социалистические страны тоже по разному смотрели на участие СССР в конфликте. В 70-х гг. напряженная обстановка появилась в Польше. Польша стала первой страной, где возникла альтернативная власть.

5. Заключение.

Годы управления страной Л. И. Брежневым оказались противоречивыми. Брежнев был выходцем из простой рабочей семьи, но это не помешало ему добиться многого. К моменту прихода к власти он уже имел большой опыт управления, полученный в союзных республиках, поэтому в первые годы провел немало успешных реформ.

Экономические реформы Брежнева давали больше свободы промышленным предприятиям и совхозам. Большим плюсом для сельского хозяйства стало списание всех долгов. Удалось создать хоть и не большую, но все же материальную заинтересованность всех работников страны в собственной работе.

Все эти реформы предполагали оживление товарно-денежных отношений, но это оказалось лишь полумерой, пойти дальше правительство не решилось, поэтому, не смотря на успех, началось свертывание реформ и возврат к директивной экономике.

Во внешней политике, к этому моменту, удается достичь как бы договора со старинами Западной Европы и США. Гонка вооружений не завершилась, но договорами СВО она немного ограничивалась. В это же время нарастает конфликт в социалистическом лагере. Одни страны начинают тяготеть к Капитализму, но СССР изо всех сил сдерживает эти порывы. С другой стороны, более решительно Китай обвиняет СССР в отказе от мировой революции и предъявляет территориальные притязания.

Узел противоречий нарастает и становится понятно, что СССР предстоят тяжелые потрясения в будущем.

6. Список литературы.

2. Баталина В.В. Краткий курс по истории государства и права России. - М.: 2009.

3. Илларионова Е.В., Фомина А.С., Гуськов С.А. Отечественная история. - М.: ЕАОИ, 2008.

4. Медведев Р.А. Личность и эпоха: Политический портрет Л.И. Брежнева. М., 1991.

5. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: 2009.

«Эпоха застоя» - так характеризуют публицисты экономическое и политическое состояние СССР в период правления Л. И. Брежнева (с 1964 по 1982 годы). Консерватизм и отсутствие политической дальновидности генсека Брежнева приближали советскую экономику к развалу. Он отдавал особое предпочтение развитию военно-промышленного комплекса, на что растрачивалась основная часть бюджетных средств. Был создан мощный комплекс, но это негативно отразилось на экономике в целом и усугубило кризис в стране. Происходит замедление научно-технического прогресса, экономические реформы «замораживают», резко снижаются темпы роста сельского хозяйства и промышленности. Все эти факторы стали приводить Советский Союз к отставанию в развитии от лидеров мировых держав. В это же время внутриполитическая ситуация складывалась не лучшим образом. Принимается новая Конституция СССР. В основном законе страны говорилось о полновластии народа, как о главном принципе власти. На деле же все обстояло иначе. При Брежневе возрастает и усиливается бюрократический аппарат. Партийцы и приближенные Леонида Ильича свободно занимаются произволом, казнокрадством, злоупотребляют служебным положением. Процветает коррупция среди чиновников. Активно ведется борьба с инакомыслящими. Под руководством Брежнева органами государственной безопасности применяются репрессивные меры в отношении членов правозащитных движений. Ужесточается цензура. Возобновляется преследование литературных деятелей за их произведения. Однако помимо негативных моментов во внутренней политике СССР, следует выделить такое важное историческое событие, как первый выход человека в открытый космос (1965 г.).

Внешняя политика ссср при Брежневе

Что касается внешней политики, проводимой Брежневым, то она носила неоднозначный характер. СССР совместно с мощными державами США и Великобританией подписывают ряд договоров (о мирном использовании космического пространства, о нераспространении ядерного и бактериологического оружия и другие). Принимается множество соглашений о сотрудничестве с различными странами (Египтом, Индией, Сирией, Ираком и т.д.). Наряду с принятием мирных политических постановлений, в годы правления Брежнева принимаются решения о вводе советских войск совместно с некоторыми европейскими войсками на территорию Чехословакии (август 1968 г.). Менее чем через десять лет, в 1979 году войска СССР направляются в Афганистан. Помимо этого, Л. И. Брежнев выступает инициатором доктрины об ограничении суверенитета для социалистических государств. Иными словами, те государства, которые попытались бы не считаться с руководством Советского Союза при построении своей внешней и внутренней политики, могли быть подвергнуты определенным санкциям (от простого запугивания, до военного вторжения). Столь агрессивное поведение СССР обесценило прежние договоры по поддержанию мира. Советский Союз под руководством Брежнева стремительно подходил к развалу.

37.Внешняя политика СССР в 1950-е – начале 1980-х гг.

Советская внешняя политика решала основную проблему этого периода - снижение противостояния между Востоком и Западом.

Взаимоотношения СССР с капиталистическими странами стали более взвешенными.

С целью ослабить международную напряженность был подписан ряд договоров: четырехстороннее соглашение по Западному Берлину, советско-американский договор об ограничении систем противоракетной обороны и др.

Летом 1966 г. с визитом в Москве побывал президент Франции Шарль де Голль, в 1970 г. - канцлер ФРГ В.Брандт (прибыв в Москву, он заключил договор с СССР о неприменении силы во взаимоотношениях). На переговорах были подтверждены послевоенные границы. 21 декабря 1972 г. ФРГ заявила о признании ГДР. Оба германских государства были приняты в ООН.

В 1972 г. состоялись встречи с американскими президентами Р.Никсоном и сменившим его Д.Фордом. Наметился курс на разрядку напряженности в отношениях между двумя державами.

26 мая 1972 г. в Москве был заключен договор ОСВ-1. Стороны договорились об ограничении числа межконтинентальных ракет и ракет подводного базирования. В 1978 г. был заключен договор ОСВ-2 об ограничении подземных ядерных испытаний и противоракетной обороне: Объем советско-американской торговли возрос в 8 раз.

Наметились положительные сдвиги в отношениях с Великобританией, ФРГ, Италией, Францией и другими капиталистическими державами.

30 июля 1975 г. в Хельсинки состоялось Общеевропейское Совещание по безопасности и сотрудничеству (СБСЕ). В нем приняли участие 33 государства, в итоговом документе закреплялись десять принципов во взаимоотношениях стран-участников СБСЕ: суверенное равенство государств, их территориальная целостность, нерушимость границ, мирное урегулирование споров, невмешательство во внутренние дела, уважение прав человека, равноправие народов, взаимовыгодное сотрудничество, выполнение обязательств по международному праву.

Продолжилось развитие сотрудничества со странами народной демократии. Перед СССР стояла задача укрепления социалистического лагеря, сплочение его в политическом, военном и экономическом отношениях.

В 1971 г. была принята программа экономической интеграции стран участников СЭВ, оказавшая положительное влияние на развитие экономики социалистических стран. Однако изолированность СЭВ от мировой экономики пагубно сказывалась на темпах экономического развития, что в свою очередь становилось причиной кризисных ситуаций в отношениях между социалистическими странами.

В 1968 г. в Чехословакии руководство компартии во главе с А.Дубчеком предприняло попытку провести демократические преобразования в обществе и построить социализм с «человеческим лицом». В ответ на территорию Чехословакии были введены совместные войска пяти стран - участниц ОВД. Произведена смена правительства, во главе которого Москвой был поставлен Г.Гусак.

В мае 1970 г. Чехословакия подписала договор о союзе с СССР. Чехословакия, Польша и ГДР стали оплотом социализма в Европе. Эти события нанесли колоссальный ущерб международному престижу СССР и имели тяжелые внешнеполитические последствия.

В 1969 г. территориальный конфликт между СССР и Китаем закончился вооруженными столкновениями на полуострове Даманский.

Конфликт в Польше был спровоцирован резким ростом цен, вызвавшим волну протеста. Борьбу за независимость организовал профсоюз «Солидарность» во главе с популярным лидером Л.Вапенсой. 13 декабря 1981 г. в Польше было введено военное положение.

С 1973 г. между странами Варшавского Договора и НАТО велись переговоры о сокращении вооруженных сил в Европе. Однако введение советских войск в Афганистан в декабре 1979 г. перечеркнуло все усилия, переговоры зашли в тупик.

38.Курс М.С. Горбачёва на «обновление общества». Социально-экономические и политические преобразования в СССР (1985-1991 гг.)

К началу 1980-х годов Советский Союз серьезно отставал от передовых стран Запада. Крайне медленно развивались гражданские отрасли экономики, при этом миллиарды рублей тратились на гонку вооружений и содержание армии. Устаревшая политическая система тормозила развитие страны. В 1985 году Советский Союз возглавил молодой и энергичный руководитель Михаил Сергеевич Горбачев. Он объявил о начале перестройки. Предполагалось ускорить экономический рост за счет освоения новых технологий, укрепления дисциплины и заинтересованности людей в результатах своего труда. Народ поддержал политику нового лидера и поверил в него. Во внешней политике Горбачев высказался в поддержку нового курса, получившего название «новое мышление». СССР отказывался от противостояния с Западом и предложил закончить «холодную войну». США. Были проведены переговоры с президентом США Рональдом Рейганом. В ходе них были достигнуты договоренности о разрядке международной напряженности и сокращении ядерных запасов. Горбачев (или «Горби», как его звали на Западе) стал самым популярным мировым политиком. Однако внутренняя политика Горбачева отличалась противоречивостью, многие планы были не продуманы и нереалистичны. В ходе антиалкогольной кампании были уничтожены ценнейшие виноградники. Не выполнялись обещания, данные народу (каждой семье по отдельной квартире к 2000 году). Тяжелым ударом по перестройке стала авария на Чернобыльской атомной электростанции в 1986 году. Радиоактивному загрязнению подверглись территории трех республик (Украины, Белоруссии, России). Тысячи людей вынуждены были бросить свои дома и переселиться из 30-ти километровой зоны в более безопасные районы. Для Советского Союза обычной практикой было сокрытие информации об авариях и несчастьях. Получалось так, что в СССР не горели заводы, не падали самолеты, не тонули подводные лодки. Но Чернобыльская авария была такой огромной, что скрыть ее не удалось. Горбачеву и его окружению пришлось объявить о переходе к политике гласности. Желая ускорить ход реформ, Горбачев с конца 1980-х гг. начал процесс демократизации политической системы. В 1989 году в СССР (впервые с 1917 года) прошли свободные выборы. Ведущие публицисты («прорабы перестройки») в изданиях, выходивших миллионными тиражами вскрывали преступления советских руководителей. Однако гласность и демократизация поставили под сомнение монополию КПСС на власть, которая была основой советского государства. Экономические реформы (создание кооперативов, коммерческих банков) были не последовательны, часто вызывали резкое неприятие у общества. Из магазинов стали исчезать самые необходимые продукты и товары, на улицах больших и малых городов вытянулись огромные очереди. К началу 1990-х годов доверие к политике перестройки и популярность Горбачева были подорваны. Главная причина - падение жизненного уровня основной массы населения. Политика перестройки зашла в тупик. С распадом СССР она потерпела поражение, но привела к формированию основ рыночных отношений, значительно расширила гражданские свободы.

39. Внешняя политика России 1985г. – 1990-е годы.

С началом перестроечного процесса стали происходить серьезные изменения во внешней политике СССР. С уходом с поста министра иностранных дел А.А.Громыко произошла смена руководства министерства. Во внешнюю политику пришли люди с новым мышлением.

Внешнеполитический курс стал выбираться на основе мнения экспертов.

Горбачев заявил о приоритете общечеловеческих ценностей над классовыми и отказе от основного постулата советской идеологии о расколе мира на две противоборствующие общественно-политические системы. Мир признавался единым и неделимым.

Основным инструментом разрешения международных вопросов признавался не баланс сил, а баланс их интересов. Исходя из этого, были определены основные направления внешней политики: смягчение противостояния между Востоком и Западом посредством переговоров, урегулирование региональных конфликтов, расширение экономических связей с мировым сообществом.

Особое значение придавалось советско-американским отношениям. Ежегодными стали «встречи в верхах», в результате были подписаны соглашения об уничтожении ракет средней и меньшей дальности. В июле 1991 г. М.С.Горбачев и Дж. Буш подписали договор об ограничении наступательных вооружений. Достигнут значительный успех в переговорном процессе о снижении количества обычных вооружении в Европе. Подписав этот договор в ноябре 1990 г., СССР выдвинул встречную инициативу и в одностороннем порядке сократил численность сухопутных войск на 500 тыс. человек.

В апреле 1991 г. М.С.Горбачев нанес визит в Японию с целью подготовить почву для подписания мирного договора и оживления двухсторонних отношений. Советская делегация официально признала существование территориальных разногласий с Японией, связанных с изменением границ в результате их пересмотра в 1945 г.

В мае 1989 г. в результате визита Советской делегации в Пекин произошла нормализация отношений с Китаем, подписаны долгосрочные соглашения о политическом, экономическом и культурном сотрудничестве.

Был положен конец бессмысленной войне Советского Союза в Афганистане. Процесс урегулирования и вывода войск осуществлялся поэтапно: в феврале 1988 г. было объявлено о выводе войск, который начался 15 мая 1988 г. и завершился в феврале 1989 г.

Политика отказа от применения силы в международных отношениях, в том числе и по отношению к союзникам, ускорила процесс падения коммунистических режимов в странах восточной Европы. В Чехословакии, Польше, Болгарии, Румынии, Венгрии, ГДР к власти пришли новые демократические силы.

В ноябре 1989 г. прекратила существование Берлинская стена - символ раздела Европы. Лидеры новых государств взяли курс на разрыв связей с СССР и сближение со странами Запада.

1 июля 1991 г. юридически оформлен роспуск Варшавского Договора. К этому времени советские войска покинули Венгрию и Чехословакию.

Была решена самая большая проблема европейской политики - «германский вопрос». В 1990 г. в Москве состоялась встреча канцлера ФРГ Г.Коля с М.С.Горбачевым. В ходе переговоров было достигнуто соглашение об объединении двух германских государств и вхождении единой Германии в состав НАТО. В марте этого же года в ГДР были проведены многопартийные выборы, победу в которых одержал блок буржуазно-консервативных партии.

В ноябре ГДР вошла в состав ФРГ.

В период перестройки произошла интеграция СССР в мировое сообщество. Началась работа представителей СССР в международных конференциях и встречах лидеров ведущих стран.

На западе резкий поворот во внешней политике связывали с именем президента СССР Горбачева. В 1990 г. он был удостоен Нобелевской премии мира. Выросло доверие к СССР.

40. Россия в начале ХХI века: экономическая и политическая жизнь страны.

«Революция сверху» в России в 90-х гг. привела к формированию рынка труда, товаров, жилья, фондового рынка. Однако эти перемены были лишь началом переходного периода экономики.

Неудавшийся «путч» ГКЧП и завершение перестройки означали не только конец социалистического реформаторства в СССР, но и победу тех политических сил, которые видели в смене модели общественного развития единственный выход страны из затяжного кризиса. Это был осознанный выбор не только власти, но и большинства общества. «Революция сверху» в России в 90-х гг. привела к формированию рынка труда, товаров, жилья, фондового рынка. Однако эти перемены были лишь началом переходного периода экономики.

В ходе политических преобразований была демонтирована советская система организации власти. Вместо нее началось формирование политической системы, основанной на разделении властей.

Из-за передела властных полномочий между ослабленным федеральным Центром и набирающими силу регионами (в первую очередь национальными) усилились центробежные тенденции. В этой ситуации сохранение государственного единства страны явилось важнейшей задачей.

Многие проблемы духовной жизни были связаны со сменой модели общественного развития, переходом от господства единственной в прежние годы коммунистической идеологии к идейному плюрализму, отказом от ряда традиционных нравственных ценностей, заимствованием массовой западной культуры. Распад СССР радикально изменил геостратегическое положение России. Была разрушена единая система безопасности и обороны страны. НАТО вплотную придвинулось к границам России. В то же время сама Россия, преодолев прежнюю изолированность от западных стран, оказалась, как никогда прежде, интегрированной во многие международные структуры.

К началу XXI в. Россия утратила статус великой мировой державы. Занимая 12 % мировой суши, она к концу XX в. производила лишь 1 % мирового валового продукта. Налицо был кризис федеративных отношений, социальной сферы. До минимума упал жизненный уровень населения. Необходимо было принять срочные меры для исправления положения.

Новый стратегический курс был предложен В. В. Путиным, сделавшим ставку на укрепление государственности и достижение через это возрождения и расцвета страны, с учетом всего положительного опыта, накопленного на всех этапах отечественной истории XX в. Реализуя его, в короткий исторический срок стране удалось:

    в экономике вступить в завершающую стадию построения государственного социально ориентированного рынка;

    в политике создать модель политической системы, избавленной от вмешательства в дела власти как отечественных олигархов, так и иностранных государств, и международных организаций;

    в духовной жизни обеспечить соблюдение конституционных прав и свобод граждан, развитие глобальной сети коммуникаций, вовлеченность России в мировое культурное и информационное пространство;

    во внешней политике сформулировать суть национальных интересов на новом этапе развития и приступить к их решению.

Рекомендуем почитать

Наверх