Методика логопедической работы «Виды игр и их роль в коррекционном воспитании дошкольника с нарушением речи» учебно-методический материал по логопедии на тему. Проект «Использование универсальных логопедических игр при коррекции речевых нарушений у детей

Биология 11.10.2023
Биология

Процесс развития речи - явление сложное и многостороннее. Речь не является врожденной способностью человека, она формируется у ребенка постепенно, вместе с ростом и развитием. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему выражать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будут и его взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а, следовательно, и его личность в целом. Решающую роль в предупреждении нарушений речевого развития играет максимально ранняя коррекционно-воспитательная работа, позволяющая предотвратить вторичные отклонения в развитии ребенка. В связи с особенностями развития дети в целенаправленном обучении и развитии. Логопедические дети не усваивают общественный опыт спонтанно, особенно в раннем возрасте. Ученые, исследующие особенности развития детей с отклонениями в развитии речи, в первую очередь отмечают у них отсутствие интереса к окружающему. Поэтому для организации обучения и воспитания этих детей особую роль играют способы воздействия, направленные на активизацию их познавательной деятельности, где особое место принадлежит целенаправленной организации коррекционно-развивающих игр.

Игра - один из тех видов детской деятельности, которые исследуются взрослыми в целях воспитания детей, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения.

Игровой метод - это основной метод работы с детьми. Во время игр дети овладевают навыками и умениями правильной речи, а так же другими видами деятельности. Игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить собственный опыт.

Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребенка. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения. Своевременное устранение недостатков произношения поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма, которые могут возникнуть из-за дефектов речи. Преодоление недостатков произношения требует определенной системы и особых методов коррекционной работы. Методика проведения занятий строится с учетом принципа постепенности перехода от легкого к трудному, от простого к сложному. Большое внимание уделяется включению в работу всех анализаторных систем (тактильные, зрительные, слуховые, кинестетические анализаторы), что способствует быстрейшему восстановлению нарушенных функций. Так, работа над развитием переключаемости органов артикуляционного аппарата, направленная на преодоление трудности в усвоении слоговой структуры слов, сочетается с движением пальцев рук, выработкой правильного дыхания и интонационной выразительности голоса. Закрепление поставленного звука в словах сочетается с развитием познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, а также овладением навыков звукослогового анализа и синтеза. В период работы по автоматизации звуков в предложениях и связной речи большое внимание уделено развитию воображения. Сочинение чистоговорок, небылиц, самостоятельное придумывание заданий способствуют развитию творческой активности ребенка. Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям, нужны разнообразные творческие задания, новые подходы к упражнениям по закреплению правильного произношения.
Игровые методы, так же как упражнение и моделирование, обязательно включаются в логопедическую практику. Это позволяет решить сразу несколько задач:
- пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения;
- расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков;
- повысить познавательную активность и работоспособность детей;
- активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;
- плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры;
- увеличить объем коррекционного воздействия, включив игровые упражнения в различные режимные моменты.
Предлагаемые игровые приемы по закреплению правильного произношения звуков проверены многолетней практикой. Они предназначены в основном для автоматизации изолированных и закрепления правильного произношения поставленных звуков в слогах и словах.
Наиболее сложной по разнообразию упражнений является работа над слогами. Дело в том, что отдельный слог, как и звук, не вызывает у ребенка конкретного образа, не осознается им как структурный компонент речевого высказывания. И если звук порой может вызвать слуховую ассоциацию (з-з-з - комарик звенит, р-р-р - собака рычит), то слог для дошкольника - весьма абстрактное понятие. Хрестоматийным примером может служить повторение ребенком слогов ра как рак и ша как шар или шарф. При первичном обследовании, без специальной инструкции, такая картина может наблюдаться и у детей с сохранным фонематическим слухом и нормальным звукопроизношением. Когда работа по автоматизации достигает этапа закрепления правильного произношения звуков в словах и фразах, можно значительно разнообразить занятия, используя картинный материал. Использование же следующих игровых приемов поможет эффективно провести этапы автоматизации изолированного звука и закрепления правильного произношения этого звука в слогах.
Некоторые игровые приемы:
Кто дольше?
Ребенок и логопед соревнуются в правильном и длительном произношении звука. Победитель отмечается каким-либо символом (звездочкой, кружочком и т.д.). Игру можно использовать для автоматизации свистящих, шипящих, сонорных звуков.
Кто больше?
Используется любой счетный материал (собачки, грибочки, квадратики и т.д.). За каждое правильное произнесение звука или слога логопед и ребенок берут себе по одной фигурке. Игру можно проводить с двумя-тремя детьми с однотипным нарушением произношения. В этом случае логопед оценивает его правильность и награждает участников.
Научи Петрушку
Логопед берет пальчиковую куклу и просит ребенка научить ее правильно произносить тот или иной звук или слог. Ребенок выступает в роли учителя, Петрушка - ученика.
Поедем на машине
Игра используется для автоматизации изолированного звука [р]. В тетради для индивидуальных занятий ребенок и логопед рисуют машину, от которой тянется извилистая дорожка к домику (деревцу, гаражу, скамейке и т.д.). Ребенок ставит палец на начало маршрута и, длительно произнося [р], ведет пальцем по дорожке. В результате он должен «доехать» до интересующего объекта. В первый раз разрешается делать 2-3 остановки в пути. Для автоматизации звука [л] выбирается образ гудящего парохода или самолета; для [з] - комарика; для [ж] - жука и т.д.
Повтори для мишки
На столе выставляются игрушки. Для каждой из них ребенок произносит звук или слог (или ряд слогов). Логопед подыгрывает ребенку: Как мишке понравилось! Лисичка не расслышала, повтори-ка еще раз! и т.д.
Давай проверим!
При выполнении домашнего задания ребенок должен каждый правильно произнесенный звук или слог отмечать в тетради каким-либо знаком (крестиком, галочкой). По количеству знаков, проставленных в тетради, логопед проверяет и отмечает старательность и усердие ученика. Дома такое задание выполняется под контролем родителей.
Пальчики здороваются
Ребенок большим пальцем поочередно прикасается к указательному, среднему, безымянному, мизинцу. Одновременно он произносит заданный звук или слог. Логопед следит за правильностью произношения и точностью движений пальцев рук ребенка.
Маленькие ножки бежали по дорожке…
Ребенок представляет, что указательный и средний пальцы - это ножки, большой палец прижимает безымянный и мизинец к середине ладони. Указательным и средним пальцами ребенок «шагает» по столу, произнося на каждый «шажок» заданный звук или слог.
Говорящие руки
Иногда ребенку долго не удается ввести новый правильный звук в слоги. Как только к согласному звуку присоединяется гласный, автоматически включается произношение старого дефектного звука. Предположим, что речь идет об автоматизации звука [ш]. Логопед дает инструкцию: Мы с тобой поиграем в «говорящие руки». Левую руку научим говорить [ш], а правую - [а]. Давай попробуем! Логопед берет своей рукой левую руку ребенка и показывает, как совместить произношение [ш] с легким ударом руки по столу, точно так же правая рука «обучается» говорить [а]. Поочередно, слегка ударяя руками по столу, ребенок в медленном темпе произносит: Ш - а, ш - а. Постепенно пауза между [ш] и [а] сокращается, и ребенок переходит к слитному проговариванию.
Ступеньки
В тетради ребенка логопед рисует ступеньки. Нужно прошагать пальчиками по ступенькам вверх и вниз, правильно повторяя звук или слог. Другой вариант: ступеньки выкладываются самим ребенком на столе из счетных палочек или спичек. Задание остается прежним.
Ромашка
В тетради ребенка логопед рисует крупную ромашку, в центре которой пишет необходимую согласную букву (р, л, з, ж, ш и т.д.) На лепестках ромашки пишутся гласные буквы. Ребенок, переходя от одного лепестка к другому, прочитывает прямые и обратные слоги: ра, ро, рэ; ар, ор, эр и т.д. Упражнение проводится с детьми 5-7 лет, которые знают буквы, а также используется при обучении грамоте.
Раз - шажок, два - другой…
Ребенок стоит, руки на поясе. Логопед предлагает ему прошагать всю комнату, на каждый шаг повторяя заданный слог или ряд слогов. Упражнение логоритмическое.
Прокати мяч
Логопед предлагает ребенку прокатить по полу мяч из одного конца кабинета в другой, произнося при этом заданный звук. Используется для автоматизации шипящих, свистящих и сонорных звуков. Также ребенок может подбрасывать мяч вверх.
Телеграмма
Дети, взявшись за руки, образуют круг. Логопед, поворачиваясь к ребенку, называет звук, слог или пару слогов. Ребенок должен повторить этот слог, повернувшись к товарищу. Телеграмма проходит круг, возвращаясь к педагогу. Если кто-то из детей неверно повторит звуковой ряд, значит телеграмма не дошла до адресата, и игра начинается заново. Упражнение используется не только для автоматизации звуков в слогах, но и для развития фонематического восприятия. Например, по кругу передаются слоги ша - са, ко - го, зу - жу - зу и др.Применять эти игровые приемы можно как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях. Многие из них используются на дальнейших этапах автоматизации, способствуют развитию фонематического восприятия и могут целенаправленно использоваться при дифференциации тех или иных звуков. Все упражнения легко изменяются, с радостью принимаются детьми, помогают устранить речевой негативизм и могут быть предложены для домашней работы.

В современной педагогической практике возникает насущная потребность в активном расширении методического потенциала, в особенности активных форм обучения. И на сегодняшний день самыми перспективными из них выступают игровые технологии . Это уникальная форма обучения имеет очевидное обоснование своей эффективности, которое заключается в простой логике: ребенок приходит на занятия к логопеду обычно уже после своих школьных уроков, и насыщенный материалом детский мозг уже не в состоянии быстро и качественно воспринимать информацию. Необходима физическая и эмоциональная разрядка. Так для большинства логопедов встает закономерный вопрос: как повысить мотивацию уставшего школьника и создать позитивное настроение в процессе его обучения?

На помощь приходит игра. При правильной постановке она способна активно увлечь ребенка и помочь вникнуть в самые сложные задачи. Игровой процесс помогает не только усваивать информацию как можно лучше, он также является прекрасным методом снятия эмоционального напряжения, которое дети обычно испытывают на уроках школьной программы. Но, кроме того, подаваемый в форме игры теоретический материал проходит через своеобразную практику, что вносит элемент наглядности поставленной задачи , а также добавляет разнообразие и поддерживает интерес к процессу обучения.

Применение игровых технологий в логопедической практике

Опыт педагогической деятельности показывает, что для проведения коррекционно-развивающей работы наиболее эффективными являются методы с использованием правильно подобранных игровых предметов (игрушек), дидактических материалов и компьютерных приложений.

Развивающие игрушки

Игрушки можно использовать практически на каждом групповом занятии. Благодаря чему создается нестандартная «ситуация-сюрприз» с участием вымышленных персонажей (сказочных героев), которые помогают ребятам быстрее включиться в учебный процесс и полностью погрузиться в него. Этим «сказочным гостем» может быть кто угодно: Винни Пух, Чебурашка, Чиполино - не важно. Суть дела в том, что от лица персонажа идет изложение учебного материала, возможно в форме диалога или, так сказать, мини-конференции с детской аудиторией. Таким образом, ребенок легче усвоит информацию, чем в случае, если бы она преподносилась в стандартной лекционной форме. Еще лучше наличие обратной связи, когда ребята самостоятельно пытаются чему-нибудь научить своего героя или просто делятся впечатлениями об окружающем мире . В подобной ситуации дети гораздо быстрее справляются со сложностями, которые в реальной жизни могли бы испытывать ни один год. Так, например, в гости приходит ворона Каркуша и помогает научить ребенка правильно выговаривать букву «р».

Не стесняйтесь использовать игровые элементы в период активного роста и развития ваших детей. Многочисленными исследованиями в области логопедии доказано, что эффективность такого обучения значительно повышается.

Детей, которым не свойственно проявлять эмоции, называют аутистами. Они не осознают значение других людей, являясь асоциальными личностями. Но у детей...

Игровая форма занятия

Форма игры активно стимулирует детей к учебной деятельности. Ситуации и приемы реализуются с помощью трех главных направлений:

  • ставится дидактическая цель в форме игровой задачи;
  • правилам игры подчиняется вся учебная деятельность;
  • учебный материал используется в качестве средства для реализации игры.

Логопедические занятия в игровой форме проводятся следующим образом . В самом начале урока ставится образная задача, к примеру, появляется сказочный гость, моряк дальнего плавания, который приносит карту со спрятанными сокровищами, и, чтобы угадать где находится клад, необходимо ответить на ряд направляющих вопросов. Дети также могут играть роли (пиратов, рыцарей, известных мореплавателей и др.). За успешное выполнение заданий можно выдавать игровые карточки в форме черных меток, картонных ракушек или шоколадных монеток.

Дети, особенно старших групп, очень любят подобные викторины в форме соревнований. В этом случае перед логопедом стоит задача расположить ребенка в эмоциональном плане так, чтобы он не замыкался, не смущался и принимал активное участие в конкурсах. Для этого требуется создать доброжелательный настрой в коллективе, научить детей поддерживать и помогать друг другу.

Использование дидактических игр

Трудно недооценивать роль дидактической игры для развития у ребенка определенных навыков. Ведь непосредственная задача, которую преследует преподаватель-логопед не вызывает у ребенка особых эмоций. Для него важен сам процесс - интересно играть и выигрывать, хочется получить свой приз. Грамотный педагог сумеет совместить игровую ситуацию с заложенной в ней целевой информацией так, что дети не только будут рады интересным конкурсам, но и овладеют новыми полезными навыками и знаниями.

В качестве дидактического материала можно использовать:

  • реальные предметы (орудия труда, картины, посуду, предметы обихода и т.п.);
  • объекты природы (фрукты, цветы, грибы, овощи, листья и т.п.);
  • обычные детские игрушки.

Использование этих материалов решает важные задачи, среди которых можно выделить особенно ценные:

  • совершенствование речевых навыков;
  • корректное развитие психологических процессов;
  • дискретизация приемов мышления (анализ, синтез, сравнение, категоризация и др.);
  • расширение детского кругозора и развитие частично сформированных понятий об окружающей действительности.

Среди множества обучающих игр предпочтительное место занимают следующие виды.

  1. Сюжетно-дидактические игры или инсценировки. В таких играх дети примеряют на себя новые роли, что тренирует концентрацию внимания, терпение и умение быстро реагировать в нестандартной ситуации.
  2. Настольные игры - их особое условие строго соблюдать правила от начала до конца развивает способность смотреть более чем на один шаг вперед - это основа стратегического мышления.

В коррекционно-развивающей работе с детьми логопед обязан уделять внимание звукопроизношению таким образом, чтобы процесс не наскучил ребенку уже на ранних этапах освоения материала. Игровая мотивация помогает закрепить полученные навыки и знания в непринужденной форме. Увлекшись игровым моментом, ребенок перестает стесняться и нарочно сдерживать себя, что позволяет ему корректировать свое произношение ненавязчиво, как часть игрового процесса.

Медленное побуквенное чтение или вовсе неумение читать создаёт для нынешних первоклассников серьёзные проблемы. К тому же научиться читать в семь лет...

Неправильное использование игровых технологий в логопедической деятельности начинающих педагогов

Важно понимать, что некорректное построение игрового процесса может привести к обратному, отрицательному результату. Бывают случаи, когда молодые специалисты отдают большее предпочтение «увеселительной» части, но частично (или почти полностью) забывают о познавательно-развивающей составляющей урока. В скором времени такие ошибки формируют у детей неверное представление о предмете и абсолютно не развивают интерес к самостоятельной познавательной деятельности.

Учитывайте и тот факт, что цель игровой терапии - не просто изучить предмет, но также дать ребенку замечательную возможность «пережить» в игре волнующие его моменты при полном внимании и сопереживании со стороны взрослых.

Не всегда игровой элемент столь необходим в обучении, но иногда он просто незаменим. К примеру, если при формировании произношения, ребенок по каким-либо причинам не способен осуществить механическую постановку звука (допустим, у него появляется рвотный рефлекс), тогда процесс игры позволяет легче настроить его в нужную сторону.

Пример: Мальчик Витя решил прогуляться со своим верным другом, котёнком по имени Тото, и, когда они проходили мимо дремучего леса, навстречу им выползла страшная змея и зашипела: «Ш-ш-ш-ш-ш», но пролетавшие мимо шмели решили её отвлечь и прожужжали сверху: «Ж-ж-ж-ж-ж».

Такие моменты на занятиях действительно очень важны. Для того чтобы коррекционный эффект обучения протекал в приятной обстановке с хорошим настроением участников, важно грамотно подбирать для каждого занятия методический материал. Желательно регулярно проводить консультации по воспитательной работе вместе с родителями и обсуждать использование коррекционных игр в логопедической работе.

3 0

Доклад на тему:

«МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ НА ШКОЛЬНОМ ЛОГОПУНКТЕ»

Подготовила:

учитель-логопед

Сл. Белая

Нарушения речи – достаточно распространенное явление не только среди детей, но и среди взрослых. Причины возникновения этих нарушений весьма разнообразны. Но они являются следствием несвоевременно и неэффективно оказанного лечения. Наиболее сложными являются органические нарушения (дизартрия, алалия, ринолалия) и в меньшей степени функциональные (дислалия). На этом фоне в большинстве случаев у детей присутствуют в той или иной степени нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонема тических процессов. Все эти нарушения, если их вовремя не исправить в детском возрасте, вызывают трудности общения с окружающими, а в дальнейшем влекут за собой определенные изменения личности, т. е. ведут к возникновению у детей закомплексованности, мешая им учиться и вполной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности.

Коррекционная работа с детьми, имеющими нарушения речи (как устной, так и письменной) направлены на преодоление у них речевых и психофизических недостатков путем проведения индивидуальных, подгрупповых и фронтальных логопедических занятий.

На индивидуальных занятиях ведется работа по развитию артикуляционной моторики, постановке звуков, развитию фонематического восприятия, коррекции нарушенных функций с учетом возможностей каждого ребенка.

На подгрупповых занятиях дети со сходными речевыми нарушениями объединяются. С ними проводится работа по автоматизации звуков, расширению словаря, развитию связной речи. В каждое занятие на развитие лексико-грамматических форм языка включаются задания на формирование психофизической сферы детей. Это психогимнастика, релаксация, игры на развитие мелкой и общей моторики, голосовые и дыхательные упражнения, игры на внимание.

Во фронтальные занятия включаются дети, у которых имеются нарушения чтения и письма, обусловленные фонетико-фонематическим , либо общим недоразвитием речи. В ходе фронтальной части занятий формируются фонематические процессы и уточняются представления о звуко-слоговом составе слова, а также осуществляется работа по расширению и активизации словарного запаса и моделей простых синтаксических конструкций. Так как большая часть времени отводится фронтальной работе, то остановлюсь на ней подробнее.

Организационно-сюжетная основа фронтальных занятий может быть разнообразной, с использованием: сказочных сюжетов; воображаемых путешествий, экскурсий, поездок, приключений; литературных персонажей, известных и придуманных игр; элементов сюжетно-дидактической игры; специально изготовленных пособий – рисунков, мозаик, панно, сюжетов и героев мультфильмов.

Структура фронтальных занятий по автоматизации произношения и дифференциации звуков включает обязательные элементы:

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы занятия.

3. Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам.

4. Произношение изучаемых звуков в слогах и слоговых сочетаниях, запись слогов.

5. Произношение звуков в словах; запись слов.

6. Физминутка.

7. Работа над предложением.

8 Произношение звкуа в связной речи.

9. Обучение элементам грамоты; письменные упражнения на закрепление изучаемого звука.

10. Итог занятия.

Кроме обязательных элементов вводятся дополнительные: задания на развитие функции языкового анализа и синтеза; лексико-грамматические задания; голосовые, дыхательные, мимические упражнения; игры и упражнения на развитие познавательных процессов; стихи, диалоги и другие задания. Количество, тип и характер дополнительных элементов определяются задачами каждого конкретного занятия. Они дополняют содержание занятия и направлены на всестороннее и гармоничное развитие речи ребенка.

Рассмотрим более детально задачи и варианты организации элементов сюжетно-тематических фронтальных занятий.

1. Первый этап занятия – организационный. Его цель - введение в тему занятия, создание положительного настроя на учение, пробуждение интереса к познанию новых звуков, а так же коррекция психофизических функций. Основная задача – включить детей в работу с первых минут занятия. Оргмоменты проводятся в разных вариантах, но в любом случае полезно включать релаксационные, мимические и имитирующие упражнения. Релаксационные упражнения помогают снять повышенное мышечное напряжение у детей, имеющих дизартрический компонент. Мимические упражнения улучшают работу лицевых мышц, способствуют развитию подвижности артикуляционного аппарата. Психофизическая гимнастика способствует развитию воображения, преодолению двигательной неловкости.

2. Сообщение темы занятия. Задания, предлагаемые в этой части, позволяют плавно и незаметно перейти к теме занятия. Игровая форма сообщения темы занятия не только пробуждает интерес у детей к занятию, но и достигается главное для этого этапа – направляется внимание детей к изучаемому звуку, к восприятию новых или повторению пройденных звуков.


3. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам. На данном этапе реализуются следующие задачи:

Уточняется артикуляция – положение губ, языка и зубов при произношении изучаемого звука;

Показывается «профиль» звука на рисунке; - уточняются акустические признаки звуков: слышен или не слышен в горлышке голос (звонкий или глухой звук); выдуваем или выстреливаем звук; поется или не поется звук (гласный или согласный звук);

Находится образное сравнение звука (звук Р – рычание тигра, звук Ш – шелестящая листва, звук Ль – весенняя капель);

Запись характеристики звука а тетрадь.

При сравнении звуков выделяются не только признаки твердости и мягкости, звонкости и глухости, но и задаются вопросы, способствующие развитию воображения: « Каким вы представляете себе этот звук? На что он похож? Каким цветом вам хотелось бы его нарисовать?

4. Произношение изучаемых звуков в слогах и слоговых сочетаниях. Запись слогов. Основной задачей является развитие слухоречевой памяти и фонематического восприятия, мимики и просодических компонентов речи (ритма, ударения, интонации). Произношение слоговых рядов обычно сочетается с развитием интонационной выразительности речи и мимики. Запись слогов в тетради обычно осуществляется под диктовку.

5. Произношение звуков в словах. Запись слов. На этом этапе занятий решаются следующие задачи:

Развитие фонематического восприятия и фонематических представлений;

Уточнение и расширение лексического запаса;

Овладение грамматическими категориями словоизменения и словообразования , понимания смысла и многозначности слов;

Развитие слухового внимания и зрительной памяти;

Овладение простыми и сложными видами фонематического анализа и синтеза слов.

Для решения этих задач важно правильно подобрать речевой и наглядный материал. Первый критерий подбора определяется темой и сюжетом занятий, второй - поставленной задачей. В работе по обогащению словаря детей и развитию фонематического восприятия используются предметные и сюжетные картинки, изображения сказочных персонажей или героев мультфильмов. В процессе развития фонематических представлений наглядный материал не демонстрируется или выставляется только после названия слов детьми. Здесь фонематические представления, базирующиеся на ранее известных образах предметов, позволяют активизировать мыслительные процессы и развивать память у детей.

Использование на одном занятии слов, включающих одну или несколько родовых групп (птицы, звери, посуда, мебель и т. д.), способствует развитию логической памяти. А применение речевого материала – слов, насыщенных изучаемым звуком (в начале, середине или в конце слова); развивает звуковое чутье.

Параллельно с решением перечисленных задач на данном этапе ведется работа над усвоением грамматических категорий языка. Вопросы ставятся таким образом, чтобы дети смогли повторить одно и то же слово в разных падежах, в единственном и множественном числе , в настоящем или прошедшем времени и с разными приставками. Развитию слухового внимания способствуют словесные игры «Звук потерялся», «Звук заблудился», а также задания по восстановлению слов с переставленными звуками, угадывание слов по первому и последнему звуку и слогу и восстановление перепутанных слов.

Зрительная память и внимание хорошо развиваются в играх « Что изменилось?», «Кто спрятался?», «Чего не стало?», «Кто улетел?» и т. п.

Фонематический анализ и синтез – это сложная мыслительная работа, которая ведется на каждом занятии. Особый интерес вызывают задания, в которых «собираются» рассыпанные звуки или, наоборот, их «рассыпают», сопровождая действием. Составление схем слов из цветовых символов чередуется с подбором или поиском подходящих слов к заданной схеме. На более поздних этапах работы дети отгадывают ребусы и кроссворды.

6. Физминутка тесно связана с темой занятия и является как бы переходным мостиком к следующей части занятия. Основные ее задачи:

Снять усталость и напряжение;

Внести эмоциональный заряд;

Совершенствовать общую моторику;

Выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью.

Физминутка может проводится и в форме психофизической гимнастики, когда дети мимикой, жестами и движениями изображают состояние разных животных. Иногда развитие сюжета в физминутке связывается ситуативной цепочкой со словом из предыдущего этапа занятия.

7. Работа над предложением. Успешному овладению детьми закономерностей необходимых связей слов в предложениях способствует предварительная работа над заданиями по словосочетаниям. Дети упражняются в правильном согласовании прилагательных с существительными, в образовании относительных прилагательных.

На данном этапе занятий решаются следующие задачи:

Установление лексико – грамматических отношений между членами предложения;

Активизация накопленного словаря;

Формирование связности и четкости высказываний;

Анализ и синтез словесного состава предложения.

Приемы работы над предложением разнообразны, но в любом случае задания выполняются в соооветствии с основным правилом – от простого к сложному. Сначала это ответы на заданные вопросы с опорой на картинки. Затем задания усложняются: детям предлагают составлять предложения по набору слов или по опорным словам. На более высоком уровне развития речи предлагаются задания на восстановление деформированного текста предложения. Составление предложений из набора слов, связанных ситуативной цепочкой, способствует развитию мышления.

8. Произношение звука в связной речи. Основная часть этапа – совершенствование навыка правильного произношения звуков в связных текстах, т. е. доведение произношения звуков до автоматизма. Попутно решаются следующие задачи:

Развитие воображения и творческой фантазии;

Развитие словотворчества;

Развитие мелодико – интонационных и просодических компонентов речи.

Необходимым и обязательным условием для заданий на данном этапе является смысловая связь с темом или сюжетом занятия и с заданиями предшествующего этапа. В одних случаях используются задания с известными чистоговорками, диалогами и стихотворениями. Причем, необходимо, чтобы они были насыщенны изучаемыми звуками, были занимательны и доступны детям. В других случаях, если позволяет время, можно организовать пересказ детьми сказок от имени персонажей с возможной театрализацией действий, развивающихся по ходу сюжета.

9. Обучение элементам грамоты (в 1-ом классе); письменные упражнения на закрепление изучаемого звука (во 2-3-их классах). Это завершающий этап занятий. Обучающиеся первых классов на этом этапе учатся находить изучаемою букву среди других букв, читать и писать ней слоги и слова. Для более прочного и образного запоминания буквы используется прием, в котором элементы буквы находятся в предметах окружающей действительности. При чтении слогов и слов с изучаемой буквой используется таблица слогов и разрезная азбука. Составленные слова записываются в тетради.

Письменные упражнения на закрепление изучаемого звука, используемые на занятиях с учениками 2-3-х классов включают в себя списывание: а) с рукописного текста; б) с печатного текста; в) осложненное заданиями логического и грамматического характера. Этот вид письма дает возможность согласовывать темп чтения записываемого материала, его проговаривания и записи с индивидуальными возможностями детей. Слуховой диктант с выделением изучаемого звука в тексте, отвечает принципу взаимодействия анализаторов, участвующих в акте письма. Графический диктант является щадящей формой контроля, т. к. исключает из поля зрения обучающихся другие орфограммы. Наиболее точно эта форма отвечает задаче проверке усвоения детьми пройденных тем по дифференциации смешиваемых звуков.

10. Итог занятия. На заключительной стадии занятия подводятся итоги, т. е. определяется его результативность. Обязательное условие этого этапа – передача положительных эмоций. При индивидуальной оценке отмечается активность, удача или просто хорошее настроение того или иного ребенка. В неменьшей степени важно узнать и оценку детьми прошедшего занятия в ответах на вопросы: «Что вам понравилось?», « Какие задания показались вам интересными?», « Какое задание было самым трудным? «и т. д.

МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида» Рузаевского муниципального района, структурное подразделение «Детский сад №10 комбинированного вида»

Тема: « Методика организации проведения логопедических занятий »

(консультация в школе молодого учителя-логопеда)

Учитель-логопед «Детского сада № 10

комбинированного вида»

Герасименко И.И.

Методика организации логопедических занятии.

Многолетняя практика и поиски новых путей повышения результативности логопедической работы показали, что добиться положительного результата в коррекционной работе с детьми -логопатами можно, если изменить форму и содержание обучающих занятий и использовать комплексно игровой метод организации фронтальных занятий, Сюжетно – тематическая организация заня i 1 более целесообразна для активизации речи, развития познавательных процессов и соответствует детским психофизическим данным, так как в игре максимально реализуются потенциалы возможности детей.

Цель этого краткого методического изложения – показать многовариантность организационных форм обучения, его развивающей характер и разнообразие методических приёмов, используемых в каждой части занятия. Помимо задач, направленных на развитие речи, в занятиях предусматриваются задания на развитие функции языкового анализа и синтеза, т.е. осуществляется подготовка к обучению грамоте. Всё э с благодаря специфике детского возраста, легче усваивается в рамках сюжета сказки, путешествия, приключения, игры или одной лексической темы. По мере того, как развёртываются действия по сюжету, дети, играя, постигают понятия «звук», «слог», «слово», «предложение», «буква», закрепляют правильное употребление звуков в произношении пословиц и поговорок, участвуют в сочинении сказок, стихов, чистоговорок.

Организационно сюжетная основа фронтальных занятий может быть беспредельно разнообразной. Всё завистит от желания и возможностей логопеда, его готовности к экспромтам. Вот некоторые варианты организации занятий с использованием:

Сказочных сюжетов, элементов фольклора; воображаемых путешествий, экскурсий, поездок, приключений;

Литературных персонажей;

Известных и придуманных игр;

Элементов сюжетно – дидактической игры;

Сюжетных пейзажных картин;

Специально изготовленных пособий- рисунков, коллажей, мозаик.

Настольно – печатных игр;

Сюжетов и героев мультфильмов.

При этом не обязательно использовать только общеизвестные сюжеты и темы. Сюжет можно придумать самим полностью, либо использовать основу сюжета и развивать его по ходу занятия. Большинство предлагаемых конспектов занятий построено на придуманных сюжетах. Например, в одних действуют персонажи знакомых сказок «Золушка» (звук л), «Наш гость Чииполино» (звук ч) в других герои мультфильмов «Клад кота Леопольда» (звуки л, л), в третьих вымышленные герои сюжетов «Полет на звездолёте» (звуки з, з), «Путешествие в голубую страну» (звук л) и т.д. в некоторых занятиях дети сами становятся действующими лицами сюжетов: «Путешествие звуков с, ш», «как звук р к нам попал», «Похищение буквы в» и т.д. Дети сами выбирают транспорт, маршрут, фантазируют «на привалах» и т.д. Эти занятия расширяют кругозор детей.

Занятия, проводимые и организуемые по единой теме или сюжету, способствуют: -развитию всех компонентов речи;

Формированию навыка звуко – слогового анализа и синтеза;

Развитию познавательных процессов;

Развитию творческих способностей детей;

Воспитанию нравственно – эстетических чувств.

Сюжетно – тематические занятия обращены к душе ребёнка, его

чувствам. Они побуждают в детях доброту, учат понимать, что такое

хорошо и что такое плохо, вызывают желание совершать хорошие

поступки.

Структура фронтальных занятий но автоматизации произношения и дифференциации звуков включает обязательные элементы:

1) оргмомент;

сообщение темы занятия;

характеристика звука по артикуляционным и акустическим

признакам;

произношение изучаемых звуков в слогах и слоговых сочетаниях;

произношение звуков в словах;

физминутка;

работа над предложением; 8)произношение звука в связанной речи;

9)обучение элементам грамоты;

10)итог занятия.

Кроме обязательных элементов вводятся дополнительные: задания на развитие функции языкового анализа и синтеза; подготовка к обучению грамоте; леке и ко — грамматические задания; голосовые, дыхательные, мимические упражнения: имитация движений и действий, происходящих по ходу развития сюжета; творчески задания; игры и упражнения на развитие познавательных процессов; стихи, диалоги и др.

Рассмотрим более детально задачи и варианты организации элементов сюжетно тематических фронтальных занятий.

1. первый этап - организационный.

Его цель – введение в тему занятия, создание положительного настроя на учение, интереса к познанию новых звуков. Основная задача логопеда – включить детей в работу с первых минут занятия. Оргмоменты проводятся в разных вариантах, но в любом случае полезно включать релаксационные, мимические и имитирующие упражнения.

Например, занятие на тему «Похищение буквы в» начинается с прочтения телеграммы; в другом варианте занятия на основе сюжета «Прогулка в лес» (звук л) начинается с загадки о лете, затем следует релаксационные упражнения «представьте, что сейчас лето. Протяните руки к солнышку, подставьте лицо. Вам тепло, приятно (расслабление). Спряталось солнышко. Сожмитесь в комочек, покажите, как вам холодно (напряжение). Опять засветило солнышко (расслабление). Релаксационные упражнения помогают снять повышенное мышечное напряжение у детей с дизартрией. В третьем варианте используется психогимнастика. Дети изображают разных зверей (ворчливых, грустных, весёлых, добрых и злых). Мимические упражнения улучшают работу лицевых мышц, способствуют подвижности артикуляционного аппарата.

2.Сообщение темы занятия.

Перед детьми обычно выставляют игрушки, плоскостные фигурки или изображения персонажей – участников занятия. Дети знакомятся с ними, выделяют изучаемые звуки и названия персонажей. Например, в занятии на темуб «Три поросёнка» (Звуки н-н ) сообщение темы звучит так: «Сегодня мы будем’ сочинять сказку о Ниф -Няфе, Наф-Нафе, Нуф-Нуфе и изучать звуки н-н.

Таким образом, игровая форма сообщения темы занятия не только пробуждает у детей интерес к занятию, но и достигается главное для этого этана – направляется внимание детей к изучаемому звуку, к восприятию новых или повторению пройденных звуков.

3. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признаком.

На данном этапе реализуются следующие задачи:

уточняется артикуляция – положение губ, языка и зубов при произношении изучаемого звука;

показывается «профиль» звука на рисунке;

уточняется акустические признаки звуков «спит» или «не спит» голосок (гласный или согласный);

находится образное сравнение звука (звук р – рычание тигра, звук ш

шелестящая листва);

звуки обозначаются цветовыми символами;

определяется их место в звуко – буквенном городе (в Синем, Красном или Зелёном замке они будут жить).

Так как характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам проходит по одному плану, то лишь в отдельных конспектах излагается часть этих заданий.

4 .Прои зношение изучаемых звуков в словах и слоговых сочетаниях.

Основной задачей является развитие слухо – речевой памяти и фонематического восприятия, мимики и просодических компонентов речи (ритма, ударения и интонации). Произношение слоговых рядов обычно сочетается с развитием интонационной выразительности речи и мимики. Слоговые сочетания произносятся персонажем занятия: с Вини – Пухом дети повторяют «вопилки», «дразнилки» и т.д. Например: са – ша – са – ша (здороваются)

со – шо – со – шо (удивляются)

су – ту – су – шу (сердятся) и т.д.

5. Произношение звуков в словах. На этом этапе занятия решаются следующие задачи:

развитие фонематического восприятия и фонематических представлений;

уточнение и расширение лексического запаса;

развитие слухового внимания и зрительной памяти;

овладение простыми и сложными видами звуко – слогового анализа и синтеза.

Для решения этих задач важен принцип подбора речевого и наглядного материала. Первый критерий подбора определяется темой н сюжетом занятий, второй – поставленной задачей. В работе по обогащению словаря детей и развитию фонематического восприятия обязательно выставляются предметы, игрушки и картинки. В процессеразвития фонематического представления наглядный материал не демонстрируется, а если выставляется, то только после называния слов детьми.

Развитию слухового внимания способствуют словесные игры «Звук потерялся», «Звук заблудился», а также угадывание слов по первому и последнему звуку и слогу, восстановление перепутанных слогов.

На данном этапе ведётся работа над усвоением грамматических категорий языка. Вопросы ставятся так, чтобы дети смогли повторить одно и тоже слово в разных падежах, в единственном и множественном числе, в настоящем или в прошедшем времени и с разными приставками. Речевые задания хорошо здесь сочетаются с развитием мелкой моторики. Зрительная память и внимание хорошо развиваются в играх «Что изменилось?», «Кто спрятался?», «Кто улетел?» и т.д. Особый интерес у детей вызывают задания, в которых «собираются рассыпные» звуки или, наоборот. Составление схем ело* из цветовых символов, чередуется с подбором или поиском подходящих слов к заданной схеме. На более поздних этапах дети разгадывают кроссворды: и ребусы. При этом научить детей самостоятельно задавать вопросы о звуках, слогах и словах.

6. Физминутка .

Тесно связана с темой занятия и является переходом к следующей части занятия. Основные задачи физминутки:

снять усталость и напряжение;

внести эмоциональный заряд;

совершенствовать общую моторику;

выработать чёткие координированные действия во взаимосвязи с речью.

Физминутка может проводиться и в форме психофизической гимнастики. Желательно проводить под музыку, связанную с темой занятия.

7. Работа над предложением.

На данном этане решаются следующие задачи:

установление лексико – грамматических отношений между членами предложения;

актуализация накопленного словаря;

формирование связанности и чёткости высказываний;

работа над предложением как средство развития мыслительных процессов; анализ и синтез словесного состава предложения, как средство предупреждения диет рафии.

Приёмы работы над предложением разнообразны, но в любом случае необходимо помнить, что задания должны соответствовать основному правилу – от простого к сложному. На начальном этапе это ответы на заданные вопросы с опорой на картинки, затем предлагают детям составлять предложения по набору слов или по опорным словам. 11а более высоком уровне предлагаются задания на восстановление деформированного текста предложения.

Параллельно с усвоением лексико – синтаксических отношений между членами предложения должна вестись работа по анализу и синтезу словесного состава предложения. При этом используют полоски для обозначения слов и т.д.

8.Произношение звука в связной речи.

Основная – часть этапа – совершенствование навыка правильного произношения звуков в связанных текстах, т.е. доведение произношения звуков до автоматизма. Задачи этого этапа:

развитие воображения и творческой фантазии;

развитие словотворчества;

развитие мело дикоинтонационных, компонентов.

Необходимым и обязательным условием для заданий является смысловая и игровая связь с темой или сюжетом занятия и с заданиями предшествующего этапа. Чтобы задания были насыщены изучаемыми звуками. Были занимательны и доступны.

9.0бучение элементам грамоты.

Это завершающий этап занятий, предусматривающий следующие задачи:

познакомить с буквой, который обозначается изучаемый звук;

научить писать печатным шрифтом букву, а также слоги и слова. При решении первых двух задач необходимо связать звуковой образ звука со зрительным образом. Дети должны знать: звуки мы слышим, а буквы видим, пишем и читаем. Знакомство с буквой начинается с того, что демонстрируют заглавную и строчную печатные буквы. Буквы сравниваются, отмечаются их сходство и различия. Чтение слогов, слов с изучаемой буквой должны быть уже известны детям. Затем детям предлагают составлять слова из букв, слова с пропущенной буквой, слова из переставленных букв, а также слова, в которых однабуква заменяется на другую и т.д. естественно, что наиболее приемлемой формой организации занятия является игровая. 10. Итог занятия.

На заключительной стадии занятия подводятся итоги, т.е. определяется его результативность. Она не проводится в форме «Это хорошо, а это плохо». Скорее: «Спасибо, дети, вы меня очень порадовали своими ответами!. Мне было приятно работать с вами И жаль, что занятие подошло к концу, приходиться расставаться»

При индивидуальной оценке нужно отметить активность, удачу, пусть даже маленькую.

В наименьшей степени важно узнать и оценку детьми прошедшего занятия в ответах на вопросы: «Что вам понравилось? Какие задания вам показались интересными? Какое задание вам было самым трудным? Что бы вы хотели услышать в следующий раз 0 И Ответы помогут найти более близкий контакт с детьми и отобрать удачный принцип построения заданий для каждого этапа. Итог занятия может быть предложен в игровой форме – сюрпризным моментом

В заключительном «аккорде» занятия должна звучать положительная оценка и уверенность, что завтра получится ещё лучше. Важно закончить занятие так, чтобы дети ждали следующей встречи с логопедом.

Но главное – занятие от начало до конца должно быть добрым!

Игра в работе логопеда

Игра – один из важнейших приемов работы с детьми дошкольного возраста. Игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринужденной обстановки, установлению психологически адекватной возрасту ситуации общения. В игровой деятельности раскрывается индивидуальность ребенка, формируются чувства коллективизма и взаимопонимания, развиваются творческие способности детей.

Хорошая, умная и занимательная игра активирует внимание детей, снимает психологическое и физическое напряжение, обеспечивает восприятие нового материала.

Игра – наш незаменимый помощник в обучении дошкольника. Итак, учить играя. Но как конкретно? Как выбрать самую нужную для данного занятия, для определенного его этапа игру? Конечно, не может быть точного рецепта, где, когда и на сколько минут включать игровой материал. Здесь важно одно, чтобы игры помогали достичь цели. Количество их на занятии должно быть разумным. Необходимо продумать поэтапное распределение: в начале занятия игра должна помочь организовать, заинтересовать ребенка, в середине должна подвести к усвоению темы, в конце занятие может носить поисковый характер. Но на любом этапе игра должна быть интересной, доступной.

В своих работах Н.К.Крупская неоднократно подчеркивала: «Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания». Такое же значение игре придавал и А.С.Макаренко: «У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра».

В литературе по дошкольной педагогике и психологии накоплен значительный материал, указывающий на то, что игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста, одна из характерных закономерностей детского развития. Игра как форма деятельности ребенка способствует гармоническому развитию у него психических процессов, личностных черт, интеллекта.

Касаясь вопроса о влиянии игры на формирование всех психических процессов у ребенка, советский психолог Д.Б.Эльконин совершенно определенно делает вывод: «Специальные экспериментальные исследования показывают, что игра влияет на формирование всех основных психических процессов, от самых элементарных психических процессов до самых сложных».

Как же используются игры в логопедической работе?

Необходимость проведения серьезных коррекционных замыслов логопеда в его работе с дошкольниками через игру очевидна. Работа логопеда нуждается в использовании игровых приемов в еще большей степени, нежели в обычных воспитательных мероприятиях. Наличие речевого дефекта приводит к изменениям в психической сфере, а именно к появлению таких черт, как повышенная раздражительность, возбудимость, замкнутость, депрессивные состояния, негативизм, заторможенность, апатичность, психическая истощаемость, чувство ущемлённости и прочее.

Особенности поведения таких детей отмечаются и в играх. По наблюдениям Г.В.Косовой, они нередко теряют возможность совместной деятельности со сверстниками из-за неумения выразить свою мысль, боязни показаться смешными, хотя правила и содержание игры им доступны. Нарушение общей и речевой моторики (это касается дизартриков) вызывает у детей быстрое утомление в игре. Неуравновешенность, двигательное беспокойство, суетливость в поведении, речевая утомляемость затрудняют включение в коллективную игру.

Своеобразно поведение в игре у детей-алаликов, у которых действия с игрушками не носят развернутого характера, не имеют замысла и целенаправленных действий. Игра у них в таких случаях носит однообразный, подражательный характер. Чаще они перекладывают игрушку из рук в руки, вертят ее, рассматривают, не производя с ней игрового действия. Машину длительно и бесцельно возят, с куклы снимают платье, а затем бесцельно бросают ее, кубики рассыпают или беспорядочно нагромождают один на другой.

Характеристика логопедических игр

В современной методической литературе по логопедии в работе с детьми дошкольного возраста рекомендуется проведение разных игр. Авторы методической литературы настоятельно рекомендуют использовать игры в целях коррекции неправильной речи у детей. Во многих случаях приводятся примеры таких игр, которые представляют собой модифицированные варианты общеизвестных в дошкольной педагогике игр, но часто они придуманы самими авторами. Попытки создать специфические логопедические игры иногда выливаются в удачные формы, но нередко они надуманы и неинтересны для детей.

Термин «логопедические игры» весьма неудачен, ибо таких игр в номенклатуре дошкольной педагогики не значится. Есть игры сюжетно-ролевые, подвижные, дидактические, со строительным материалом, игры драматизации и др. номенклатура игр состоит в зависимости от формы их проведения, а не от задач, которые они ставят. Поэтому правильнее говорить об использовании общеизвестных игр, в логопедической работе с детьми.

Практический материал игр разделен на три части:

1. Подготовительные игры и упражнения.

2. Игры для формирования правильного звукопроизношения.

3. Потешки,чистоговорки, считалки.

Последовательность коррекционной работы над неправильным звуком состоит из подготовительных упражнений, постановки звука определенным приемом, автоматизации и дифференциации нового звука изолированно, в слогах, в словах, в предложениях и в самостоятельной речи.

1. Подготовительные игры предполагают подготовку органов речи и слуха ребенка к восприятию правильного звука и к правильному артикуляционному укладу, необходимому к его воспроизведения. Поэтому на первом месте стоят игры по развитию слуха. Но слух бывает разный: биологический или речевой. Подбор игр идет в строгой последовательности: сначала для развития слухового внимания, т.е. умение различать неречевые звуки по их звукочастотным свойствам. Затем для развития речевого слуха, т.е. умения ребенка различать голоса людей, понимать смысл фразы говорящего. И лишь после этого следует переход к развитию фонематического слуха, т.е. умению слышать составные части слова.

Для вызывания правильного артикуляционного уклада необходимого звука требуется координированная, четкая работа всех подвижных частей артикуляционного механизма: языка, губ, нижней челюсти, мягкого неба.

Есть игры на активизацию артикуляционной моторики, но, к сожалению, таких игр оказалось очень мало.

К подготовительным условно можно отнести игры на развитие дыхания и голоса, так как они необходимы в коррекционной работе при дизартриях и ринолалиях, и могут быть полезны в случаях нарушения темпа и плавности речи и различных расстройствах голоса.

2. Игры для формирования правильного звукопроизношения подобраны на различные звуки и группы звуков, наиболее часто искажающиеся у детей. Имеющиеся в этом разделе игры на звукоподражание могут быть использованы как попытка вызвать правильный звук после хорошо усвоенных ребенком подготовительных игр и упражнений.

В целом здесь подобраны игры для автоматизации и дифференциации различных звуков в принятой последовательности.

3. Потешки, чистоговорки, считалки подобраны на теже звуки и группы звуков, что и в предыдущем разделе. Повторение вслед за логопедом или выученные наизусть потешки, чистоговорки, считалочки могут служить целям автоматизации и дифференциации определенных звуков в самостоятельной речи детей.

Их можно давать отдельно от игр как самостоятельно, так и в игровой форме.

Рекомендованные игры могут быть использованы как для формирования правильной речи у детей. Как для детей с недостатками звукопроизношения (физиологические несовершенства, функциональные дислалии), так и для детей-ринолаликов и дизартриков в первую очередь могут быть рекомендованы игры на развитие слухового внимания, фонематического слуха, артикуляционной моторики и соответственно дефекту игры на формирование определенных групп звуков(их постановка, автоматизация, дифференциация). Закрепление правильного звукопроизношения во фразовой речи у детей дизартриков и ринолаликов можно проводить на материале потешек, чистоговорок и загадок.

Игры, опубликованные в книгах М,Ф.Фомичевой «Воспитание у детей правильного произношения», О.Голецыовой и др.»Игры в детском саду», М.Г.Геринг, Н.А.Герман «Воспитание у дошкольников правильной речи», выпущенных издательством «Просвещение» и другими издательствами. Большинство игр перерабатывается составителями. В содержании некоторых игр составители изменили методику с целью использования их в логопедической работе.

Игровые приемы в логопедической работе

Все чаще в старшей и подготовительной к школе группе детского сада у детей встречается диагноз ОНР (общее недоразвитие речи). Это системное нарушение, при котором нарушено звукопроизношение, фонематическое восприятие, слоговая структура и звуконаполняемость слов, в речи присутствуют аграмматизмы. У детей бедный словарный запас, с преобладанием существительных и глаголов. Страдает связная речь, а также наблюдаются отклонения в развитии моторики как общие, так и артикуляционной. Как следствие дети сталкиваются с трудностями в процессе обучения, слабо усваивают программный материал. В связи с этим возникает необходимость использования эффективных методов обучения и коррекционной работы, обеспечивающих успешное овладение детьми знаниями, умениями, навыками, предусмотренными программой и на помощь приходит игра и становится важным направление коррекционной работы. Преимущество игры и игровых приемов, по-моему, мнению, состоят в том, что они позволяют, с одной стороны – более активно воздействовать на ребенка. Доступная и привлекательная игровая ситуация на занятиях делает познавательный процесс полноценным, при этом он окрашен положительными эмоциями, столь важными для ребенка – дошкольника. С помощью развлекательных моментов поддерживается стойкий интерес к занятиям, желание узнать новое и усваивать знания и умение.

В своей работе при проведении и изготовлении игр, наглядных пособий к ним, опираюсь на возрастные особенности восприятия и мышления детей, уровень автоматизированности речевых навыков, уровень самостоятельности, речевой опыт, чтобы они были понятны и доступны детям. Из опыта работы могу утверждать, что игра должна быть внешне привлекательной и эстетичной. Количество пособий лучше изготавливать по числу детей в занимающейся подгруппе.

Например: игра «Домики» - индивидуальные карточки для определения места звука в слове; игра «Собери бусы» - для развития мелкой моторики пальцев рук, игра «Чашечки» - пособие для работы над воздушной струей.

В своей работе хочу остановиться на некоторых логопедических играх, которые наиболее часто использую в своей работе, как наиболее эффективные, на этапе развития фонематического восприятия, обучениям навыкам звукового анализа и синтеза, автоматизации и дифференциации звуков с детьми старшей и подготовительной к школе группах.

Звуковой анализ и синтез слогов и слов – один из этапов логопедической работы. Он вызывает наибольшие трудности в процессе обучения. Именно оно создает в дальнейшем благоприятные условия для развития таких операций, как четкое отделение одного звука от другого, установление последовательности этих звуков определение места звука и др. хорошо представляя те трудности, с которыми дети столкнутся в процессе овладения звуковым анализом и синтезом, строю все обучение на игровых приемах, обеспечивая доступность материала и заинтересованность детей.

Словесные игры они облегчают решение таких задач, как формирование правильного звукопроизношения, совершенствование дикции, развитие фонематического восприятия и связной речи, обогащение словаря, развитие памяти, воображения, внимания, коммуникативных навыков.

К моменту перехода в старшую группу дети могут произносить многие звуки (их артикуляционный аппарат уже готов к произношению даже самых трудных звуков). Но по- прежнему необходимо уделять серьезное внимание развитию фонематического слуха и артикуляционного аппарата детей, учить их различать звуки на слух и правильно произносить их (с-з, с-ц, ш-ж, ч-щ, с-ш, з-ж, ц-ч, с-щ, л-р). С этой целью проводится на каждом занятии артикуляционная гимнастика, а также работа по устранению недостатков звукопроизношения. Не все дети достаточно четко различают на слух определенные группы звуков, они нередко смешивают их. Это относится в основном к определенным звукам, например не дифференцируют на слух звуки с-ц, с-ш, ;ш-ж и другие.

Для развития фонематического восприятия, умения вслушиваться в звучание слов, устанавливать наличие или отсутствие того или иного звука в слове, дифференцировать определенные пары звуков предлагаются детям этого возраста игры, направленные на подбор слов с заданными звуками, или упражнения, в которых нужно выделить слова с заданными звуками из фраз, небольших стихотворений.

Цель данных игр и упражнений – развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие: учить детей слышать в словах звуки, дифференцировать на слух и в произношении некоторые пары звуков (с-з, с-ц, ш-ж, ч-щ, с-ш, з=ж, ц-ч, с-щ, л-р), правильно выделять во фразах нужные слова. Например, игры:

«Кто лучше слушает?»

Логопед вызывает к себе двух детей. Ставит их спиной друг к другу и дает задание: «Я буду называть слова, а Саша будет поднимать руку лишь только тогда, когда услышит слова со звуком Ш. Какой звук? А, Катя будет поднимать руку лишь тогда, когда услышит слова, в которых есть звук Ж». Еще раз предлагается детям повторить, кто и когда должен поднимать руку. Дети подсчитывают количество правильных ответов.

На седьмом году жизни звукопроизношение детей мало чем отличается от произношения взрослых, хотя у отдельных детей отмечаются недостатки. Малая подвижность артикулярного аппарата или отклонения в его строении (например, неправильный прикус) являются наиболее частой причиной дефектов произношения. Такие дети, как правило, нуждаются в дополнительных логопедических упражнениях. Особое внимание педагог уделяет выработке у детей четкого и внятного произнесения слов, фраз, умению дифференцировать на слух произношении звуки, близкие по звучанию или произнесению: звонкие и глухие согласные, твердые и мягкие, свистящие и шипящие. При этом необходимо следить за тем, чтобы дети четко и правильно произносили изолированные звуки.

Цель данных игр и упражнений – развивать фонематическое восприятие, элементы звукового анализа: определять в словах наличие данного звука, выделять в словах первый и последний.

«Какой звук есть во всех словах?

Логопед произносит три-четыре слова, в каждом из которых есть один из отрабатываемых звуков: шуба, кошка, мышь – и спрашивает у детей, какой звук есть во всех этих словах. Дети называют звук Ш. затем предлагает определить, какой звук есть во всех ниже приведенных словах: жук, жаба, лыжи – Ж; чайник , ключ, очки –Ч; щетка, ящик, щавель – Щ; коса, усы, нос – С; селедка, Сима, лось – СЬ; коза, замок, зуб – З; зима, зеркало вазелин -ЗЬ; цветок, яйцо, курица –Ц; лодка, стул, лампа –Л; липа, лес, соль – ЛЬ; рыба, ковер, крыло – Р; рис, крепость, букварь – РЬ.

Логопед следит, чтобы дети четко произносили звуки, правильно называли твердые и мягкие согласные.

Игры с использованием наглядности

При изучении звуков необходимо давать их характеристику – описание артикуляционных и акустических свойств. Для детей это абсолютные, не видимые понятия. Поэтому необходима зрительная опора в виде графических схем, символов, опираясь на которые дети могут рассказать о любом звуке, могут сравнить звуки и наглядно их увидеть

Отдельно хотелось бы остановиться на играх для развития мелкой моторики рук. Уникальность этих игр, на наш взгляд, состоит в том, что в них обычные бытовые предметы превращаются в увлекательные и полезные игрушки. Для детей это одновременно и процесс обучения, и возможность соприкоснуться с чудесными превращениями знакомых вещей: бутылочные пробки – «лыжи»- могут мчаться по «снежной» дорожке, в пельменнице живут непоседливые пчелы, звери в зоопарке спрятались по клеткам – решеткам для раковины. Действия, выполняемые ребенком в игре, сопровождаются четверостишиями или короткими стихотворениями. В результате игра становится более эмоциональной. А для родителей эти игры – просто клад. Во-первых, для них не нужен сложный инвентарь: все есть под рукой. Во-вторых, родителям не надо серьезно готовиться и тратить драгоценное свободное время не на игру, а на подготовку к ней. В-третьих, для этих игр не нужны большие помещения – вы разместитесь даже на кухонном столе.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего детства. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки т т.д. И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе. В своей работе активно использую дидактическое пособие «Барыня-сударыня». (показ)

Дети очень любят путешествовать. Поэтому путешествуем мы с ними часто: в страну звуков, букв, слогов, в страну добрых слов. Выбираем, на чем можно путешествовать. Хочешь плыть на пароходе? Тогда нарисуй, и появится пароход, заштрихуй его. Что возьмем с собой в дорогу? Нарисуй, отбери картинки, найди в них одинаковые звуки, буквы, загрузи их по машинам: в красную – гласные, в синюю – согласные.

Широко использую на занятии игровые физкультминутки. Наибольшая эффективность от них достигается лишь тогда, когда форма и содержание разнообразны: оздоровительно-гигиенические, ритмические, подражательные, двигательно-речевые, элементы психогимнастики. Самые популярные игровые физкультминутки у нас это двигательно-речевые. Дети вместе читают веселые стихи, рифмовки и одновременно выполняют различные движения, как бы инсценируя их.

В человеческой деятельности практически нет таких областей, где бы не использовалась речь. Речь нужна везде. Это сложная функция, и развитие ее зависит от многих моментов. Большую роль здесь играет влияние окружающих – ребенок учится говорить на примере речи родителей, педагогов. Друзей. Окружающие должны помочь ребенку в формировании правильно, четкой речи. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал правильную, отчетливо звучащую, на примере которой формируется его собственная речь.Если у ребенка речевые дефекты, он зачастую подвергается насмешкам сверстников, обидным замечаниям, в концертах и детских праздниках не учувствует. Ребенок обижен, он не чувствует себя равным среди других детей. Постепенно такой ребенок отделяется от коллектива, замыкается в себе. Он старается отмолчаться или ответить односложно, не принимать участия в речевых играх.

Задача логопеда совместно с родителями убедить ребенка в том, что речь можно исправить, можно помочь малышу стать таким как все. Важно заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось учувствовать в процессе коррекции речи. А для этого занятия не должны быть скучными уроками, а интересной игрой. Желание ребенка учувствовать в процессе обучения определяется его интересом к занятиям и стремление к положительной оценке со стороны взрослого. Поэтому обучающий взрослый должен стать для ребенка близким другом, всегда готовым прийти на помощь.

В своей работе я придерживаюсь правила: не проходить программу, а добиваться ее усвоения. Поэтому занятиям придаю легкий, занимательный характер, доступный восприятию дошкольников. Избегаю низких оценок в адрес детей и всегда помню о том, что ребенок должен испытывать психологическую защищенность.

Предложенные игры каждый педагог может совершенствовать, дополнять, находить новые варианты проведения, опираясь на свой творческий потенциал.

Выставка игр, используемых в работе логопеда

Источники

    Быстрова Г.А., Сизова Э.А., Шуйская Т.А. Логопедические игры и задания. – Спб.: КАРО, 2008. – 96с.

    Головнёва Н.Я., Ильина М.Н., Парамонова Л.Г. 365 проверочных упражнений и заданий для подготовки к школе. – СПб.,2000.

    Логопедия. Разработки занятий с детьми дошкольного возраста: Выпуск 1 / Сост. О.В. Епифанова – Волгоград: Учитель – АСТ, 2004.

    Флёрова Ж.М. Логопедия. Серия «Учебники, учебные пособия». -Ростовн/Д: Феникс, 2001. – 320с.

    Интернет-ресурс: http://logoped18.ru

Рекомендуем почитать

Наверх