Лобное место на красной площади история. Надежда, отправленная на плаху? Правда и мифы о Лобном месте. Находка у горы Биндэр

Уроки 28.03.2024

Постройка представляет собой трибуну круглой формы с каменной ограждением, с которой царь и высокопоставленные особы оглашали указы и произносили пламенные речи. С западной стороны площадки находится лестница из 11 ступенек, которая ведет ко входу с металлической решеткой.

До сих пор идут споры относительно происхождения названия этого исторического памятника.

  • Одно из распространенных мнений состоит в том, что Лобным это место названо по той причине, что в XIV - XIX веках здесь проходили казни, как говорили, «складывали и рубили лбы». Однако, эта версия не верна, ведь Лобное место всегда считалось святым и казни на нем проводиться не могли. Это была площадка, где оглашались царские указы и проходили торжественные публичные мероприятия, а тех, кто был неугоден государю, в том числе бунтовщиков и мятежных стрельцов, казнили на достаточном расстоянии отсюда, так например, местом казни Степана Разина была Болотная площадь
  • Самой правдоподобной версией является следующая: Лобное место расположено там, где начинается Васильевский спуск, идущий к Москве-реке , а в средние века такие спуски к реке на Руси назывались «Лбами».

Следует отметить, что словосочетание «лобное место» иногда используется в значении площадки для казни, но без географической привязки к какому-то населенному пункту.

Лобное место – из истории

Исследователи считают, что первое Лобное место было сооружено в 1521 году, когда татарское войско под предводительством хана Махмет-Гирея бежало из-под Москвы и город был спасен от нашествия татар.

В летописи говорится о том, что в 1549 году Иван Грозный с этой трибуны обратился к враждующим между собой боярам и велел им помириться. С тех пор эта трибуна часто называлось Царевой, царской кафедрой и царским трибуналом.

Особенное значение Лобное место имело до правления Петра Первого, когда государь один раз в год появлялся здесь перед народом, а когда наследнику исполнялось 16 лет, он представлял его, также здесь оглашались важнейшие государевы указы.

Во время каждого крестного хода торжественная процессия останавливалась и архиерей, поднявшись на площадку, осенял народ крестным знамением. Здесь жители Москвы узнавали об избрании патриарха, о начале войны и заключении мира. И сейчас здесь продают вербы и проводятся гулянья.

1 мая 1919 года на Лобном месте был открыт памятник «Степан Разин с ватагою», выполненный известным скульптором Сергеем Коненковым. Композиция была оригинальной: она состояла из фигуры Разина в полный рост, а также деревянных голов его ближайших соратников на раскрашенных деревянных подставках и полулежащей персидской княжны, выполненной из цемента. Вскоре, чтобы уберечь памятник от неблагоприятного воздействия окружающей среды, его демонтировали и перенесли в Пролетарский музей, сейчас это Музей революции.

  • 6 ноября 1942 года дезертир Савелий Дмитриев укрылся на Лобном месте, а затем стал стрелять по выехавшей из Спасских ворот Кремля правительственной машине, приняв ее за машину Сталина. Террорист был обезврежен, в происшествии никто не пострадал
  • 25 августа 1968 года рядом с памятником прошла сидячая демонстрация в поддержку независимости Чехословакии. Восемь ее участников выразили протест против введения на территорию Чехословацкой республики войск СССР и стран Варшавского договора. Через несколько минут демонстранты были арестованы сотрудниками милиции и КГБ, избиты и доставлены в отделение милиции. Впоследствии двоих отправили на принудительное лечение в психбольницу, а остальные были осуждены.

Раньше существовала традиция, по которой, чтобы снова приехать в Москву, на площадку надо было закинуть монету. В 1996 году этот ритуал переместился к знаку «Нулевой километр России», установленному перед Воскресенскими воротами.

Лобное место – памятник древнерусской архитектуры, находящийся в историческом центре Москвы, у стен Московского кремля, на Красной площади, напротив ворот Спасской башни. Представляет собой круглое каменное возвышение – трибуну диаметром около 13 м. с лестницей, по верху огражденное парапетом с резными чугунными воротами.
Этимология названия Лобного места точно не выяснена. По одной версии, место получило такое название оттого, что здесь проходили казни (рубили лбы, складывали лбы). Существует предположение, что это славянский перевод с греческого «Краниево место», или «Голгофа» – с еврейского, потому, что оно напоминало человеческий череп. Но самая распространенная и общепринятая точка зрения, что Лобное место – это начало Васильевского спуска к берегу Москвы-реки. В старину «лбами» в России называли подобные крутые спуски к реке.
Предание связывает устройство Лобного места с избавлением Москвы от нашествия татар в 1521г. Изначально это был помост из кирпича с деревянной решеткой и шатром на столбах. В 1597-98 гг. при Борисе Годунове Лобное место было отстроено в камне неизвестными зодчими.
После того, как столица из Москвы была перенесена в Санкт-Петербург, Лобное место утратило свою роль в жизни и города, и государства, а вокруг расположились торговые лавки. В 1753 году обветшавшее Лобное место отреставрировали под руководством главного архитектора Москвы Д.В. Ухтомского. Следующая реставрация, а вернее, перестройка Лобного места, была осуществлена в 1786 году архитектором М.Ф. Казаковым по старому плану из белого тесаного камня. Круглый помост в новом виде имел каменные перила, а с западной стороны установили железную решетку с дверью. Для подъема была сооружена лестница с 11-ю ступенями. Тогда же Лобное место сдвинули немного восточнее от первоначального месторасположения. В 1786 году Лобное место было перестроено по проекту архитектора М.Ф. Казакова.
Самое первое достоверное упоминание о Лобном месте на Красной площади содержится в «Пискаревском летописце» (1599г.). Позднее упоминается в «Петровом чертеже», появившемся в начале правления Бориса Годунова. Есть Лобное место и на Сигизмундовом плане города (1610 г.). Поэтому конец XVI века принято считать временем основания Лобного места.
На протяжении нескольких веков Лобное место было главной трибуной Москвы. С него оглашались государственные указы, отсюда выступали с обращениями к народу цари, здесь же объявлялось народу об избрании патриарха, войне, о заключении мира. В 1612 году князь Д.М. Пожарский провозгласил здесь освобождение Москвы от польских интервентов. Часто на Лобном месте для всеобщего обозрения выставляли мощи почитаемых православных святых. При Василии Шуйском, здесь происходили чудесные исцеления от чудотворных мощей цесаревича Дмитрия. А в 1652 году здесь можно было увидеть мощи митрополита Филиппа, привезенные из Соловецкого монастыря для перезахоронения в Москве. Из записок польских послов (1671 г.) можно узнать, что на это место дважды в год поднимался царь и показывал народу своего наследника вплоть до достижения тем 16 лет. До Октябрьской революции 1917 года возле Лобного места всегда останавливались Крестные ходы, и с его возвышения архиерей осенял собравшихся крестным знамением. В праздник Входа в Иерусалим на трибуну поднимался патриарх с духовенством, раздавал освященные веточки вербы царю и прочим лицам высокого звания, а оттуда уезжал на осле.
За всю историю России непосредственно на Лобном месте совершили только несколько казней - казнили Никиту Пустосвята, суздальского священника, противника церковной реформы Патриарха Никона и (по одной из версий) Степана Разина. Первые казни совершились здесь во время Стрелецкого бунта, да и то эшафот устанавливался рядом. Вблизи Лобного места в 1606 году разъяренный народ выбросил труп Лжедмитрия I. В 1768 г. у Лобного места стояла привязанная к позорному столбу «убивица, кровопийца и душегубица» Салтычиха (помещица Д.Н.Салтыкова), насмерть замучившая 139 своих крепостных. Ну а последняя казнь произошла здесь при Екатерине II, когда над головой дворянина Истомина палач сломал шпагу и ударил барина по щеке.
1 мая 1919 года на Лобном месте установили памятник «Степан Разин с ватагою», вырезанный из дерева и раскрашенный в духе народной игрушки скульптором С. Т. Конёнковым. В конце того же месяца скульптурную группу перенесли в Пролетарский музей (позднее - в Музей революции).
6 ноября 1942 года у Лобного места ефрейтор Савелий Дмитриев обстрелял из винтовки машину Анастаса Микояна, приняв её за машину Иосифа Сталина.
25 августа 1968 года у Лобного места прошла сидячая демонстрация против ввода войск Варшавского договора в Чехословакию.
В наши дня Лобное место является частью комплекса Красной площади, а среди туристов существует традиция бросать на него монетки, чтобы вновь вернуться сюда.
Ранее нулевой километр находился на Лобном месте.

Лобное место - памятник древнерусской архитектуры на Красной площади и одна из ключевых , окутанная мрачными городскими легендами.

Объект представляет собой круглое в плане возвышение, сложенное из камня и окружённое каменной оградой. В прошлом оно служило в качестве главной городской трибуны, с которой народу объявлялись важнейшие царские указы и решения: о налогах, казнях, новых законах, объявлении войны или заключении мира, избрании нового патриарха; здесь же царь представлял горожанам своих наследников. Лобное место нередко называли "Царевым местом", подразумевая под ним трибуну, с которой до народа доносили царскую волю.

Важную роль Лобное место играло и в религиозных мероприятиях: на нём могли выставляться мощи почитаемых на Руси православных святых, кроме того, при проведении крестных ходов архиерей с его трибуны осенял народ крестным знамением. Особенно значимым оно становилось в Вербное воскресенье, когда на Красной площади совершали православный обряд "шествие на осляти", символизировавший вход Господень в Иерусалим: после крестного хода и торжественных обрядовых мероприятий патриарх поднимался на Лобное место и вручал царю пальмовую ветвь и ветки вербы (представители духовенства в это время раздавали ветки вербы народу), затем на осляти - ведомой царём лошади, накрытой попоной - ехал через Спасские ворота в Успенский собор.

В качестве царской трибуны Лобное место служило лишь до воцарения Петра I, а вот в крестных ходах продолжало играть свою роль вплоть до Революции 1917 года.

Казни на Лобном месте

Многие горожане и гости города убеждены, будто бы Лобное место служило площадкой для проведения публичных казней (а наиболее впечатлительные непременно вспоминают ещё и Ивана Грозного, который якобы получал садистское удовольствие от кровавых зрелищ, наблюдая за ними с Кремлёвской стены), однако, никаких прямых доказательств этому нет.

В действительности это всего лишь мрачная городская легенда: хотя с него могли оглашаться указы о казни, сама экзекуция проводилась в стороне от Лобного места на специальных деревянных помостах, если по какой-то причине её решали провести на Красной площади, но обычно для этого использовали территорию в районе современной Болотной площади. Непосредственно на Лобном месте казнили всего один раз: 11 июля 1682 года по приказу царевны Софьи на нём отрубили голову суздальскому священнику Никите Пустосвяту, противнику церковной реформы патриарха Никона.

В 1698 году рядом с Лобным местом прошли казни стрельцов после Стрелецкого бунта. Также существует мнение, будто бы здесь могли казнить Степана Разина.

Загадка названия

Помимо казней, одной из интригующих деталей Лобного места является его название. На этот счёт существует несколько версий разной степени убедительности. Первая гласит, что слово "лобное" означает лишь расположение вблизи , который в старину могли называть "лбом" (распространённое название крутых спусков на берегу реки); вторая связывает его с тем, что здесь якобы "рубили лбы", то есть казнили через отсечение головы; третья указывает, что "Лобное место" является переводом слова "Голгофа" с еврейского.

Учитывая, что казни на Лобном месте не проводились, а предположение о связи с Голгофой выглядит слишком витиевато, версия с расположением "на лбу" - Васильевском спуске - выглядит наиболее убедительной среди прочих.

История Лобного места

Точных данных о том, когда в Москве обустроили Лобное место, нет, но обычно его появление связывают с избавлением Москвы от нашествия татар в 1521 году. Первое летописное упоминание о нём датировано 1549 годом, когда 20-летний царь Иван Грозный обратился с Лобного места к народу.

Изначально это был кирпичный помост, который в 1597-1598 годах перестроили в камне. В 17 веке Лобное место имело деревянную решётку и установленный на столбах шатёр. В 1786 году его коснулась достаточно радикальная перестройка по проекту архитектора Матвея Казакова: Лобное место перенесли немного восточнее его изначального расположения и возвели из дикого тёсаного камня по прежнему плану, добавив каменные перила. Так что, хотя Лобное место и называют памятником древнерусской архитектуры, в действительности в современном виде оно появилось лишь ближе к концу 18 века.

Наибольшую роль в жизни Москвы Лобное место играло в допетровские времена, когда его использовали в качестве царской трибуны: после воцарения Петра I и последующего переноса столицы в Санкт-Петербург эта функция отпала, и фактически его продолжали использовать только при совершении крестных ходов на Красной площади.

После Революции 1917 года Лобное место стало объектом ленинской монументальной пропаганды: на нём был установлен деревянный памятник "Степан Разин с ватагою", изготовленный и раскрашенный в стиле народной игрушки скульптором Сергеем Конёнковым. Спустя буквально пару недель памятник перенесли в Первый Пролетарский музей, чтобы не портился от погоды, а потом потеряли.

Впоследствии Лобное место рассматривалось исключительно в качестве культурной достопримечательности.

Среди московских туристов существует традиция бросать внутрь сооружения монетки на счастье, чтобы когда-нибудь ещё раз вернуться на Красную площадь. В последние годы традиция пошла на спад - вероятно, из-за снижения оборота монет низкого номинала (1, 5, 10, 50 копеек, 1 и 2 рубля) и роста популярности безналичных способов оплаты, однако, в целом продолжает оставаться актуальной.

Лобное место находится на Красной площади, примерно напротив . Добраться до него можно пешком от станций метро "Охотный ряд" Сокольнической линии, "Театральная" Замоскворецкой и "Площадь Революции" Арбатско-Покровской.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Ло́бное ме́сто - памятник древнерусской архитектуры, находящийся в Москве , на Красной площади . Представляет собой возвышение, окружённое каменной оградой. Кроме Москвы "лобное место" есть в Кремле г. Астрахани.

Происхождение названия

Также распространено ошибочное мнение, что Лобное место являлось местом публичной казни в XIV -XIX веках . Однако казни на самом Лобном месте производились очень редко, ибо оно почиталось святым. Это было место для оглашения царских указов и других торжественных публичных мероприятий. Вопреки легендам, Лобное место не являлось обычным местом казни (казнили обычно на Болоте). 11 июля 1682 г. на нём отсекли голову раскольнику Никите Пустосвяту , указом от 5 февраля 1685 г. на Лобном месте было повелено и впредь совершать казни, но свидетелем казней оно стало только в 1698 г. при подавлении стрелецкого бунта . Для казней воздвигался специальный деревянный эшафот рядом с каменным помостом. Тем не менее, в переносном значении словосочетание «лобное место» (с маленькой буквы, так как имеется в виду не имя собственное) всё-таки иногда употребляется как синоним места казни, без географической привязки к какому-либо городу.

История

Предание связывает устройство Лобного места с избавлением Москвы от нашествия татар в 1521 году . В летописи оно впервые упоминается в 1549 году , когда двадцатилетний царь Иван Грозный держал с Лобного места речь перед народом, призывая к примирению враждующих бояр.

Напишите отзыв о статье "Лобное место"

Примечания

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Либсон В. Я., Домшлак М. И., Аренкова Ю. И. и др. Кремль. Китай-город. Центральные площади // Памятники архитектуры Москвы . - М .: Искусство, 1983. - С. 403. - 504 с. - 25 000 экз.

Координаты : 55°45′12″ с. ш. 37°37′21″ в. д.  /  55.75333° с. ш. 37.62250° в. д.  / 55.75333; 37.62250 (G) (Я)

Отрывок, характеризующий Лобное место

– Соня? ты спишь? Мама? – прошептала она. Никто не ответил. Наташа медленно и осторожно встала, перекрестилась и ступила осторожно узкой и гибкой босой ступней на грязный холодный пол. Скрипнула половица. Она, быстро перебирая ногами, пробежала, как котенок, несколько шагов и взялась за холодную скобку двери.
Ей казалось, что то тяжелое, равномерно ударяя, стучит во все стены избы: это билось ее замиравшее от страха, от ужаса и любви разрывающееся сердце.
Она отворила дверь, перешагнула порог и ступила на сырую, холодную землю сеней. Обхвативший холод освежил ее. Она ощупала босой ногой спящего человека, перешагнула через него и отворила дверь в избу, где лежал князь Андрей. В избе этой было темно. В заднем углу у кровати, на которой лежало что то, на лавке стояла нагоревшая большим грибом сальная свечка.
Наташа с утра еще, когда ей сказали про рану и присутствие князя Андрея, решила, что она должна видеть его. Она не знала, для чего это должно было, но она знала, что свидание будет мучительно, и тем более она была убеждена, что оно было необходимо.
Весь день она жила только надеждой того, что ночью она уввдит его. Но теперь, когда наступила эта минута, на нее нашел ужас того, что она увидит. Как он был изуродован? Что оставалось от него? Такой ли он был, какой был этот неумолкавший стон адъютанта? Да, он был такой. Он был в ее воображении олицетворение этого ужасного стона. Когда она увидала неясную массу в углу и приняла его поднятые под одеялом колени за его плечи, она представила себе какое то ужасное тело и в ужасе остановилась. Но непреодолимая сила влекла ее вперед. Она осторожно ступила один шаг, другой и очутилась на середине небольшой загроможденной избы. В избе под образами лежал на лавках другой человек (это был Тимохин), и на полу лежали еще два какие то человека (это были доктор и камердинер).
Камердинер приподнялся и прошептал что то. Тимохин, страдая от боли в раненой ноге, не спал и во все глаза смотрел на странное явление девушки в бедой рубашке, кофте и вечном чепчике. Сонные и испуганные слова камердинера; «Чего вам, зачем?» – только заставили скорее Наташу подойти и тому, что лежало в углу. Как ни страшно, ни непохоже на человеческое было это тело, она должна была его видеть. Она миновала камердинера: нагоревший гриб свечки свалился, и она ясно увидала лежащего с выпростанными руками на одеяле князя Андрея, такого, каким она его всегда видела.
Он был таков же, как всегда; но воспаленный цвет его лица, блестящие глаза, устремленные восторженно на нее, а в особенности нежная детская шея, выступавшая из отложенного воротника рубашки, давали ему особый, невинный, ребяческий вид, которого, однако, она никогда не видала в князе Андрее. Она подошла к нему и быстрым, гибким, молодым движением стала на колени.
Он улыбнулся и протянул ей руку.

Для князя Андрея прошло семь дней с того времени, как он очнулся на перевязочном пункте Бородинского поля. Все это время он находился почти в постояниом беспамятстве. Горячечное состояние и воспаление кишок, которые были повреждены, по мнению доктора, ехавшего с раненым, должны были унести его. Но на седьмой день он с удовольствием съел ломоть хлеба с чаем, и доктор заметил, что общий жар уменьшился. Князь Андрей поутру пришел в сознание. Первую ночь после выезда из Москвы было довольно тепло, и князь Андрей был оставлен для ночлега в коляске; но в Мытищах раненый сам потребовал, чтобы его вынесли и чтобы ему дали чаю. Боль, причиненная ему переноской в избу, заставила князя Андрея громко стонать и потерять опять сознание. Когда его уложили на походной кровати, он долго лежал с закрытыми глазами без движения. Потом он открыл их и тихо прошептал: «Что же чаю?» Памятливость эта к мелким подробностям жизни поразила доктора. Он пощупал пульс и, к удивлению и неудовольствию своему, заметил, что пульс был лучше. К неудовольствию своему это заметил доктор потому, что он по опыту своему был убежден, что жить князь Андрей не может и что ежели он не умрет теперь, то он только с большими страданиями умрет несколько времени после. С князем Андреем везли присоединившегося к ним в Москве майора его полка Тимохина с красным носиком, раненного в ногу в том же Бородинском сражении. При них ехал доктор, камердинер князя, его кучер и два денщика.
Князю Андрею дали чаю. Он жадно пил, лихорадочными глазами глядя вперед себя на дверь, как бы стараясь что то понять и припомнить.
– Не хочу больше. Тимохин тут? – спросил он. Тимохин подполз к нему по лавке.
– Я здесь, ваше сиятельство.
– Как рана?
– Моя то с? Ничего. Вот вы то? – Князь Андрей опять задумался, как будто припоминая что то.
– Нельзя ли достать книгу? – сказал он.
– Какую книгу?
– Евангелие! У меня нет.
Доктор обещался достать и стал расспрашивать князя о том, что он чувствует. Князь Андрей неохотно, но разумно отвечал на все вопросы доктора и потом сказал, что ему надо бы подложить валик, а то неловко и очень больно. Доктор и камердинер подняли шинель, которою он был накрыт, и, морщась от тяжкого запаха гнилого мяса, распространявшегося от раны, стали рассматривать это страшное место. Доктор чем то очень остался недоволен, что то иначе переделал, перевернул раненого так, что тот опять застонал и от боли во время поворачивания опять потерял сознание и стал бредить. Он все говорил о том, чтобы ему достали поскорее эту книгу и подложили бы ее туда.
– И что это вам стоит! – говорил он. – У меня ее нет, – достаньте, пожалуйста, подложите на минуточку, – говорил он жалким голосом.
Доктор вышел в сени, чтобы умыть руки.
– Ах, бессовестные, право, – говорил доктор камердинеру, лившему ему воду на руки. – Только на минуту не досмотрел. Ведь вы его прямо на рану положили. Ведь это такая боль, что я удивляюсь, как он терпит.
– Мы, кажется, подложили, господи Иисусе Христе, – говорил камердинер.
В первый раз князь Андрей понял, где он был и что с ним было, и вспомнил то, что он был ранен и как в ту минуту, когда коляска остановилась в Мытищах, он попросился в избу. Спутавшись опять от боли, он опомнился другой раз в избе, когда пил чай, и тут опять, повторив в своем воспоминании все, что с ним было, он живее всего представил себе ту минуту на перевязочном пункте, когда, при виде страданий нелюбимого им человека, ему пришли эти новые, сулившие ему счастие мысли. И мысли эти, хотя и неясно и неопределенно, теперь опять овладели его душой. Он вспомнил, что у него было теперь новое счастье и что это счастье имело что то такое общее с Евангелием. Потому то он попросил Евангелие. Но дурное положение, которое дали его ране, новое переворачиванье опять смешали его мысли, и он в третий раз очнулся к жизни уже в совершенной тишине ночи. Все спали вокруг него. Сверчок кричал через сени, на улице кто то кричал и пел, тараканы шелестели по столу и образам, в осенняя толстая муха билась у него по изголовью и около сальной свечи, нагоревшей большим грибом и стоявшей подле него.

На Красной площади Москвы сконцентрировано очень много памятников архитектуры, особое место среди которых занимает Лобное место – небольшое округлое возвышение с каменной оградой. В далеком прошлом данное сооружение использовалось царями и другими высокопоставленными лицами во время праздничных мероприятий для оглашения указов или провозглашения торжественных речей.

Изначально постройка представляла собой невысокий помост из кирпича, огражденный деревянной решеткой. После неоднократных реконструкций, Лобное место стало возвышенным сооружением в окружении невысоких каменных перил с постаментом в самом центре конструкции. В западной части Лобного места находится дверь с железной решеткой, через которую на верхнюю площадку ведут одиннадцать ступенек.

Происхождение самого названия «лобное» до сих пор на 100% не выяснено. Одно с предположений гласит, что такое название связано с ранее проводимыми здесь казнями, которые в древности называлось «складывать лбы» или «рубить лбы».

Другой вариант объяснения в том, что это обычный перевод еврейского слова «Голгофа», которое само по себе ассоциируется со складываемыми черепами на месте смертных казней в древнем Иерусалиме (если посмотреть на план Лобного места, то можно увидеть, что своими контурами он напоминает череп).

Наиболее приемлемой версией считается следующая: Лобное место расположено там, где начинается Васильевский спуск, который круто опускается к Москве-реке. Места с такими перепадами высот на Руси назывались «Лбами».

История появления Лобного места на Красной площади

Следуя трактовке древних документов, ряд исследователей считает, что Лобное место было устроено в 1521 году в честь избавления города от нашествия татар. Впервые оно упоминается в некой рукописи от 1549 г., когда на Лобном месте двадцатилетний Иван Грозный держал речь перед горожанами, призывая примириться враждующих между собой бояр. С тех пор место часто называлось «Царевым», как царская кафедра или царский трибунал.

О Лобном месте на Красной площади также упоминается в «Пискаревском летописце» от 1599 г. и «Петровом чертеже» времен правления Бориса Годунова от 1600 г. По описаниям того времени, постройка была огорожена деревянной решеткой, имела шатер или навес на столбах и находилась напротив Фроловских (сегодня – Спасских) ворот Кремля.

Все последующее время, вплоть до переноса столицы Российского государства в Санкт-Петербург, постройка была главной городской трибуной, на которой народу объявлялись важнейшие указы царя; здесь дважды в год государь представлял своему народу наследника, (до тех пор, пока последний не достигал совершеннолетия); здесь объявлялось об избрании патриарха, о начале войны и о подписании мирного соглашения; около Лобного места были казнены взбунтовавшиеся стрельцы Петра I, а у его ступенек лежало обезображенное тело Лжедмитрия I.

В 1753 г. Лобное место было отреставрировано архитектором Д.В. Ухтомским, а в 1786 г., по проекту русского зодчего Матвея Казакова, постройка была смещена в восточном направлении и частично перестроена.

С давних времен и вплоть до октябрьской революции около Лобного места останавливались крестные ходы, с его вершины архиерей осенял горожан крестным знамением. Когда праздновался «Вход в Иерусалим», патриарх восходил на Лобное место и с него раздавал царю, боярам и духовенству освященную вербу, а по завершению церемонии – уезжал с площади на осле, ведомого самим царем!

В 1919 г. на Лобном месте был установлен деревянный памятник «Степан Разин с ватагою», который, чтобы сохранить его от губительного воздействия окружающей среды, было решено демонтировать и перенести в Пролетарский музей (ныне – Музей революции).

В 1936 г. на Лобном месте была установлена Скульптура трудящихся, которая простояла здесь несколько лет (на фотографиях 1941 г. ее уже здесь не было).

Возле Лобного места в 1942 г. дезертир С. Дмитриев, приняв машину А. Микояна за машину И. Сталина, обстрелял ее из винтовки. Впоследствии был приговорен к расстрелу.

В 1968 г. у Лобного места проходила сидячая забастовка против ввода войск СССР на территорию Чехословакии, восставшей против социалистического строя.

На сегодняшний день Лобное место – составляющая часть архитектурного комплекса Красной площади и охраняется государством.

Известен интересный факт: до недавнего времени среди туристов существовала традиция – бросать внутрь сооружения монетки, чтобы когда-то еще раз вернутся сюда. Теперь таким местом стал знак «Нулевой километр России».

Рекомендуем почитать

Наверх