Лирические частушки примеры. С. Г. Лазутин. Поэтика русского фольклора. Учебное пособие. История возникновения Частушки

Всем учителям 13.10.2023
Всем учителям

|
частушка детские, частушка
Самыми модными и любимыми
в нашем народе
поэтическими произведениями
в настоящее время,
бесспорно, являются
романс и частушка этнограф Д. К. Зеленин, 1901 г.

Часту́шка (припевка, коротушка) - жанр русского фольклора, сложившийся к 1870-х годах. Термин «частушка» был введён писателем Г. И. Успенским в очерке «Новые народные песни» (1889 г.) при характеристике народных стишков. Истоки частушки - игровые и плясовые припевки, «сборные» хороводные песни, скоморошьи прибаутки, свадебные «дразнилки» и городские песни. Частушке свойственны злободневность тематики, афористичность, неожиданность метафор и рифм, напевно-речитативный тип мелодики, импровизация на основе устойчивых музыкальных форм.

По версии А. А. Шахматова, название частушки происходит от глагола «частить» со значением «говорить быстро, под лад частых тактов музыки»; другая интерпретация мотивированности названия - «то, что часто повторяют».

  • 1 Характеристика Частушки
  • 2 История возникновения Частушки
  • 3 Различные названия Частушки
  • 4 Типы Частушек
  • 5 Темы Частушек
  • 6 Символизм цвета в Частушке
  • 7 См. также
  • 8 Примечания
  • 9 Литература
  • 10 Дополнительная литература
  • 11 Ссылки

Характеристика Частушки

Частушки создаются преимущественно сельской молодёжью, исполняются на одну мелодию целыми сериями во время гуляний под гармонь, балалайку или без музыкального сопровождения. Основной эмоциональный тон - мажорный. Тематика главным образом любовно-бытовая, однако уже в дооктябрьский период возникают Частушка общественного содержания (чаще с сатирической окраской); в советское время их доля в общей массе частушек значительно возрастает, тематический диапазон расширяется. Будучи откликом на события дня, частушка обычно рождается как поэтическая импровизация. Ей свойственны обращения к определённому лицу или слушателям, прямота высказывания, реалистичность, экспрессия. Под влиянием фольклорных частушек возникла литературная частушка (Д. Бедный, В. В. Маяковский, А. А. Прокофьев и др.).

Текст частушки - обычно это четверостишие, написанное хореем, в котором рифмуются 2-я и 4-я строки (иногда перекрестно рифмуются все строки). Характерной чертой языка частушки является его выразительность и богатство языковых средств, часто выходящее за рамки литературного языка. Частушка часто исполняется под аккомпанемент гармони или балалайки. Музыкальной основой частушки являются короткие одночастные, реже - двухчастные, мелодии, исполняемые полу говорком или напевно.

История возникновения Частушки

Есть факты наличия коротеньких песенок, близких к частушкам, в XVIII и первой половине XIX веков, но они не убедительны. Однако метод изучения фольклорных текстов, связанный с попыткой относительно точного датирования времени их происхождения на основе дат первых их публикаций не может быть в полной мере применен к фольклору и поэтому это не является основанием для отнесения времени возникновения тех или иных жанров фольклора именно к периоду не ранее XVIII века. Поэтому принято считать, что частушка возникла в середине XIX века в мужской среде и наибольшее развитие получила после становления советской власти. Предшественниками ее были игровые и плясовые песни, которые в народе называли «частыми».

Первоначально частушку не признавали за художественный жанр народного творчества, считали, что она испортит и погубит народную песню. Резко по этому поводу высказывался великий русский певец Ф. И. Шаляпин. своей книге «Лад» известный писатель В. И. Белов приводит одно из высказываний Ф. И. Шаляпина: «…Что случилось с ним (то есть народом), что он песни забыл и запел эту частушку, эту удручающую, невыносимо бездарную пошлость? Эта проклятая немецкая гармошка, которую с такой любовью держит под мышкой какой-нибудь рабочий в день отдыха? Этого объяснить не могу. Знаю только одно, что эта частушка - не песня, а сорока, и даже не натуральная, а похабно раскрашенная. А как хорошо пели. Пели в поле, на речке, в лесах, в избах за лучиной...».

В XX веке острота и своеобразие частушечных мелодий привлекли внимание композиторов. Создано немало разнообразных авторских произведений в этом жанре. Сейчас частушка живет полноценной, творческой жизнью, занимает немалое место в русской национальной песенной культуре.

Частушки совершено отсутствуют на Дону, так как казаки пренебрежительно относились к Российским «лапотникам», поэтому и не перенимали жанр частушки. «Частушка» вошла в словари многих языков без перевода, как и слово «самовар», «матрешка» иноязычные словари не переводят.

Различные названия Частушки

Существует множество частушечных напевов. Часто текст частушки распевают на один и тот же знакомый мотив. Между тем, в каждой области, почти в каждом районе можно услышать своеобразные, не похожие на другие напевы и наигрыши. разных областях России частушки называли по-разному: пригудки, припевки, страдания, сбирушки, прибаски, завлекаши, нескладехи, перепевки, скоморошина, тараторка, проходная и т. д. Они пелись и поются сообща, и в одиночку, и в пляске, и в работе. Быстро или медленно поются частушки, зависит от их содержания.

Типы Частушек

  • Лирические частушки (припевки) - 4-х строчная частушка на разные темы.
  • Плясовые - 4-х строчные припевки, они отличаются от лирических особым ритмом, удобным для сопровождения плясок, строчки короче, чем в лирической частушке. К ним относятся частушки типа «Яблочко», которые появились в начале XX века на Украине, как любовные. 1917-1920 годы эти частушки обрели новую тему, став социально-политическими.
  • Страдания - как правило, двухстрочные частушки о любви - поются медленно, протяжно. Их пели на Волге и в средней полосе России. На Севере России, Урале, Сибири они не были известны.
  • Частушки, названные по зачину - «Семеновна». Это 2-х строчные частушки с особым заунывным ритмом. Появились в 30-е гг. XX века. частушках Семёновна это разбитная русская баба. На мотив «Семёновны» в 30-40 гг. XX в. было создано много жестоких романсов.
  • Матаня - со словом «Матаня» исполнители частушек обращались к своим возлюбленным, при этом словом так часто звучало и в запеве и в припеве, что по нему была названа вся жанровая разновидность. Это четырёх стопный хорей, а также строфа «Матани» состоит из двух строк и имеет при себе припев.

Темы Частушек

Большинство частушек - о любви, однако граница между частушкой личной, бытовой и общественной, социальной весьма условна. Можно выделить следующие темы: любовно-бытовые, общественно-политические, деревенско-колхозные будни с колхозной производственной тематикой и с участием трактористов-механизаторов. годы советской власти поводом для частушек служила советская пропаганда. Во многих частушках демонстрировалось общее народное равнодушие ко всем пертурбациям в стране - в противовес навязываемой политической активности. Иногда в частушках отражались текущие новости. Некоторые частушки являлись моментальной меткой реакцией на злободневные темы. то же время, в целях пропаганды издавались сборники «идеологически правильных» частушек. Частушки сочиняли все - и взрослые и дети. 1990-е годы, после Перестройки, появились частушки с использованием иностранных слов. С изменениями в стране изменились и темы для частушек, но основной темой по-прежнему остались взаимоотношения между мужчиной и женщиной. Некоторые темы частушек запрещёны цензурой. пред советскую эпоху к такой теме относилась религия. эпоху СССР большинство частушек имело острую политическую или сексуальную направленность; многие содержали ненормативную лексику.

Символизм цвета в Частушке

В частушке цвет имеет символическое значение: красный - цвет силы, голубой - цвет сомнения, жёлтый - цвет измены, чёрный - цвёт горя, белый цвет - цвет чистоты и непорочности.

Примеры частушек на различные темы

Про Семёновну:

Эх, Семеновна, ты мне нравишься, Поцелуй меня, ты не отравишься. Поцеловалася, не отравилася, Любовью Сениной я заразилася.

Страдания:

Была девка - все любили, Стала баба - все забыли.

Заунывные, женские:

Рожку жала, убежала Из поля в поляночку, Хороша милай играет Новую тальяночку.

Мимо тёщиного домику Пройду и пропою: Что гулять не отпускает Сударушку мою.

Тема про войну:

Мы с миленочком поедем Воевать напарочку: Он пойдет за командира, Я - за санитарочку.

Армейская частушка:

Нас забреют, мы не тужим, По три годика отслужим. На Елец дорожка пряма, Призываться будем тама.

Про гармониста:

Гармонист устал, Запинаться стал, А я ему стулицу Вынесу на улицу.

На свадьбу:

Посмотрите на невесту: Она просто идеал! От неё жених ни с места, Чтобы кто, вдруг, не украл!

Большевистская, политическая и антирелигиозная пропаганда:

Знаем Ленина заветы. Кулаки, попы - наш враг Призовет их всех к ответу Большевицкий красный флаг.

См. также

  • Русская народная музыка
  • Обрядовая поэзия славян

Примечания

  1. 1 2 3 С. Адоньева, Санкт=Петербургский государственный университет. Антропологический форум №1 Прагматика частушки
  2. 1 2 3 4 5 Тематическое занятие: «Частушка - составная часть русской музыки» Самодурова Е. В.
  3. 1 2 Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat
  4. Фраёнова, 1990
  5. Земцовский, 1982
  6. Сборник Отделения русского языка и словесности Императорской Академии наук. - Том XCV, № 1. Диалектологические материалы, собранные В. И. Тростянским, И. С. Гришкиным и др. / Приготовил к печати и снабдил примечаниями А. А. Шахматов. - Пг., 1916. - С. 22.
  7. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. - М., 1987. - Т. IV. - С. 318.
  8. 1 2 Частушка - статья из Большой советской энциклопедии
  9. Юрий Соколов. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. - М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель, 1925
  10. Белов, 1982
  11. «Двенадцать» Блока и Леонид Андреев. Статья М. С. Петровского, стр. 211
  12. 1 2 Москвичёва Традиционные наигрышы Тамбовского края
  13. Частушка. Определение. Происхождение жанра. Классификации.
  14. Частушки. Доклад. Культурология
  15. 1 2 О. Комаричева ЧАСТУШКА КУЛЬТУРНОМ НАСЛЕДИИ
  16. Newholidays.ru Частушки

Литература

  • Белов В. И. Частушка // Лад: Очерки о народной эстетике / Василий Белов. - М.: Молодая гвардия, 1982. - 296 с. - (Отечество). - 50 000 экз.
  • Земцовский И. И. Частушки // Музыкальная энциклопедия / Под ред. Г. Келдыша. - М.: Советская энциклопедия, 1982. - Т. 6 (Хейнце–Яшугин).
  • Фраёнова М. Частушка // Музыкальный энциклопедический словарь / Гл. ред. Г. Келдыш. - М.: Большая Советская Энциклопедия, 1990.

Дополнительная литература

  • Власова З. И. Частушки // Русский фольклор Великой Отечественной войны. - М.; Л.: Наука, 1964. - С. 149–193. - 476 с. - 2000 экз.;
  • Власова З. И., Горелов А. А. Частушки в записях советского времени, - М.-Л., 1965;
  • Власова З. И. Частушка и песня, в сборнике: Русский фольклор, т. 12, - Л., 1971;
  • Сборник частушек: «Частушка в записи современного времени». / сост. Власова З. И. и Горелов А. А. - Мск, 1968 г.;
  • Камаев А. Ф. Народное музыкальное творчество: учебное пособие для ВПО. - М.: Академия, 2006;
  • Пожидаева В. И. Частушка как произведение устной народной поэзии // Литература в школе. - 2007. - № 6;
  • Певучая Россия / сост. Т. А. Синицина // Библиотечка «В помощь художественной самодеятельности». - 1988. № 22;
  • Симаков В. И. Сборник деревенских частушек, - Ярославль, 1913;
  • Елеонская Е. Н. Сборник великорусских частушек, - М., 1914;
  • Частушка. / Вступ. ст., подгот. текста и прим. В. С. Бахтина, - М.–Л., 1966;
  • Гиппиус Е. Интонационные элементы русской частушки, в сборнике: Советский фольклор, № 4–5, - М.–Л., 1936;
  • Колпакова Н. Русская народная и литературная частушка, «Звезда», 1943, № 4;
  • Лазутин С. Г. Русская частушка. Вопросы происхождения и формирования жанра, - Воронеж, 1960;
  • Буртин Ю. О частушках, «Новый мир», 1968, № 1;
  • Зырянов И. В. Поэтика русской частушки, - Пермь, 1974.
  • Сборник великорусских частушек. / Под редакцией Е. Н. Елеонской. Издание комиссии по народной словесности. - М. 1914.
  • Флоренский П. А. Собрание частушек Костромской губернии Нерехтского у. - Кострома. 1910.
  • Костромская деревня в первый год войны. - Кострома, 1915.
  • Частушки современной нам революционной эпохи напечатаны в журн. «Культура и Просвещение». 1921 г. № 2, и в журн. «Красн. Новь» 1921, № 1.

Ссылки

  • Частушка - статья из ФЭБ «Русская литература и фольклор!»

ансамбль частушка, музыка к частушкам, ненормативная частушка, ноты к частушкам, ухажер в частушках, частушка, частушка mp3, частушка детские, частушка о школе, что такое частушка

Частушка Информацию О


1 СЮЖЕТ И КОМПОЗИЦИЯ

Композиция частушек Специфика композиции частушки всецело обусловлена особенностями родовой природы, содержания, условий бытования и назначения этого жанра. Частушки относятся к лирическому роду поэзии. Их главное назначение не в том, чтобы подробно рассказать о тех или иных фактах (хотя жизненные события и отражаются в частушках), а в том, чтобы дать этим фактам и событиям определенную идейно-эмоциональную оценку, выразить те или иные мысли или чувства. Жанр частушки возник и развивался в пору, когда в фольклоре заметно усилилась роль личного, индивидуального. Еще Е. В. Аничков справедливо отметил, что в частушке лирическое начало выражено более отчетливо, чем в других песенных жанрах фольклора. Если в отдельных жанрах народной лирики исследователь отмечал обрядовую условность, элемент эпического, то частушки он назвал «строго-лирическими песнями», которые выражают то или иное чувство «в самый момент его пробуждения» . В частушках с большей силой, чем в других жанрах народной поэзии, проявился импровизационный, экспромтный характер фольклора. Об этих ее особенностях говорили уже первые собиратели и исследователи. Так, например, собиратель саратовских частушек Н. А. Арефьев, деятельность которого высоко ценил А. М. Горький, характеризуя содержание собранных им частушек, говорил, что это «свод всего того, что экспромтом вырывается в то или другое время, при тех или иных условиях из человеческой души» . По определению В. Н. Перетца, частушки в большинстве своем - «...это экспромты, в массе нарождающиеся и в массе гибнущие» . В. И. Симаков в экспромтном характере возникновения частушки видел ее главную, определяющую жанровую особенность. В неопубликованной, написанной незадолго до смерти статье «О частушке, об ее значении в народном быте» он писал: «Говоря о частушке, как об экспромте, мы ближе всего приближаемся к ее определению как особого народного типа народной поэзии» . В силу отмеченных жанровых качеств и особенностей возникновения частушки необыкновенно многогранны по своему содержанию, необычайно разнообразны по выражаемым ими мыслям, чувствам и настроениям. В отличие от других песенных жанров фольклора, содержание которых всегда в той или иной мере ограничено определенным кругом тем и образов, тематический диапазон частушек поистине безграничен. Частушка и касается тем большего общественного значения, и «откликается на каждую малость жизни» (Г. Успенский) . В ней находят яркое выражение и острая публицистическая мысль, и интимное любовное чувство, и едкая, убийственная сатира, и мягкий дружеский юмор. По широте тематики, особенностям содержания и возникновения частушки очень напоминают пословицы. В. И. Даль писал, что пословица «не сочиняется, а вынуждается силою обстоятельств, как крик или возглас, невольно сорвавшийся с души» . Каждая пословица представляет собой изречение, выражающее определенное обобщение народных мыслей и чувств. «Сборник же пословиц - свод народной опытной премудрости и суемудрия, это стоны и вздохи, плач и рыдания, радость и веселие, горе и утешение в лицах; это цвет народного ума, самобытной стати; это житейская народная правда, своего рода судебник, никем не судимый. „Что не болит, то и не плачет»; что не дошло до народа, не касалось житья-бытья его. то не шевелило ни ума, ни сердца его, и того в пословицах нет; что впуталось, добром либо лихом, в быт его, то найдете и в пословице» . Все сказанное В. И. Далем о пословице можно полностью отнести и к частушке. По характеру своего содержания, особенностям возникновения и назначения частушки во многом приближаются к пословицам и поговоркам. Поэтому заслуживает внимания такое замечание В. И. Симакова: «По своему типу частушка всех больше подходит к поговорке, к пословице, скороговорке, но никак не к песне» . Однако частушки имеют и существенные отличия от пословиц. Прежде всего отметим, что частушки - не прозаический, а песенный жанр. Оригинальность жанра частушек проявляется также в условиях их создания и исполнения. Частушки предназначены для публичного исполнения в кругу молодежи. В них говорится решительно обо всем, что как-то взволновало или просто было замечено в жизни, в быту исполнителем и что будет небезынтересно знать другим, слушателям частушки. Публичное исполнение частушек - это выражение своих личных мыслей и чувств и одновременно их общественная апробация. В этом - жанровая специфика частушек. В. П. Аникин справедливо пишет о частушке: «Предельная концентрация немногих, но выразительных и сильных художественных приемов подчинена стремлению донести до слушателей новость, нечто злободневное, некую новизну, повеселить слушателей, погрустить с ними, вызвать участие - словом, пробудить у них сочувствие, сделать их свидетелями чего-либо. Частушка создается для публичного исполнения и утрачивает свой настоящий смысл вне такого исполнения» . Все сказанное о жанровых особенностях содержания и исполнения частушек отразилось на специфике их построения, формах и приемах их композиции. В композиции частушек своеобразно сочетаются элементы поэтической традиции и новаторства. Как мы отмечали выше, основными композиционными формами традиционных лирических песен являются формы монолога, диалога и форма схемы «описательно-повествовательная часть + монолог (диалог)». Все эти формы можно найти и в частушках. Однако степень их распространенности в традиционных лирических песнях и частушках различная. Если композиционная форма «описательно-повествовательная часть + монолог (диалог)» в традиционных лирических песнях является основной, самой распространенной, то в частушках, по причине их миниатюрного размера и повышенного лиризма, она встречается крайне редко. Можно привести только отдельные образцы. Например:

Сел милашка на машину, Потупил головушку: - Ты вези меня, машина, На чужу сторонушку . (Елеонская, № 134)

Я стояла у ворот, Мил спросил: «Который год?» - Совершенные лета - Сижу, никем не занята. (Елеонская, № 37)

Подавляющее число частушек имеет форму монолога. И это вполне объяснимо, так как монолог является самой естественной и самой простой формой выражения мыслей и чувств. В. И. Симаков, учитывая эмоционально-тематическое содержание частушек-монологов, в своем сборнике выделил такие разделы: «Думы девичьи» (№ 457-472), «Любовные муки» (№ 551-582), «Тоска девичья» (№ 614-645), «Отчаяние» (№ 1096-1098), «Дума о замужестве» (№ 1641-1648), «Жалобы на раннее замужество» (№ 1937-1942), «Тоска по милому» (№ 2068-2090), «Молодец о своих любовных муках» (№ 758-774), «Молодец о рекрутчине» (№ 2324-2329) и др. Как видим, большинство из названных циклов составляют девичьи частушки. И это не случайно, так как создателями бытовых частушек были главным образом девушки. Именно мысли и чувства девушек, особенно их любовные переживания, получили в частушках очень полное выражение. Вот примеры таких частушек-монологов:

Светит месяц вдоль дорожки, А звезда-то поперек; Полюбила я милашку, Да раздумьицо берет. (Симаков, № 462)

Возьму белый платок в руки, Разгоню в поле туман; Неужели цветок аленький Гуляет на обман? (Симаков, № 460)

Приведенные частушки представляют собой примеры монологических частушек - размышлений. Монологи-размышления - самая распространенная композиционная форма частушек, но не единственная. Монологическую форму имеют также частушки-повествования и частушки-описания. В частушках-повествованиях также выражаются всевозможные мысли и чувства, различные эмоции. Но они выражаются не прямо, а посредством сообщения о каких-то небольших жизненных событиях. Н. П. Колпакова о частушках-повествованиях пишет: «В такие частушки может быть вложен оттенок радости, грусти, любования, сожаления, разочарования, но общий их характер одинаков: это маленькие рассказы о маленьких фактах - сжатые, лаконичные, преследующие цель отразить какой-то мелкий эпизод из жизни лирических героев» . Вот примеры таких частушек-повествований, частушек-рассказов:

Шел я полем-поличком, Тальянка с колокольчиком; Шел я песни припевал, Милашке голос сподавал. (Симаков, № 26)

На беседу я пришел, Кругом поклонился, Увидал: милашки нет - Назад воротился. (Симаков, № 228)

В огороде я косила Зеленую травушку, За реку платком махала Дорогому Санюшке. (Симаков, № 176)

Шел деревней, приустал - На камушек садиться стал, Белой платочек вынимал, Тебя, хороша, вспоминал. (Симаков, № 236)

В приведенных частушках-рассказах сюжеты совсем не занимательны. Это даже и не сюжеты, а небольшие сюжетные ситуации. Интерес представляют лишь отдельные детали, раскрывающие те или иные чувства и переживания лирических героев. Так, в первой частушке важен не рассказ о том, как молодец шел полем, играл на тальянке и пел частушки, а последние слова о желании встретиться с любимой девушкой. Из информации второй частушки важно не то, что девушка в огороде косила зеленую травушку, а то, что она при этом за реку платком махала дорогому Санюшке. В третьей частушке важно признание, что, не увидев милой на беседе, молодец сразу же ушел домой. И в четвертой важно сообщение, что отдыхающий на камушке молодец вспоминал о своей милой. То есть, повествовательные частушки интересны не своими «эпическими сюжетами», а лирическим содержанием. То же самое можно сказать и об описательных частушках, которые можно разделить на две группы: а) частушки, рисующие картины быта и природы, и б) частушки - портретные характеристики. Эти частушки не только рисуют те или иные картины, но и при этом выражают определенные мысли и чувства лирических героев. Так, например, одна девушка грустит в связи с тем, что ее милый беден, а другая радуется богатому строенью возлюбленного:

У миленка во избушке Нет ни скобочек, ни дужки; Дырочка провернута, Веревочка продернута. (Симаков, № 1166)

Как у милого домок, Семь окошек во рядок; Супротив зеленый сад, Растет малина, виноград. (Симаков, № 1740)

В приводимых ниже частушках не только ярко рисуются портреты молодца и девушки, но и одновременно высказывается к ним любовное отношение. Сочинители и исполнители частушек явно любуются своими возлюбленными:

Девки, ой! Девки, ой! Вам знаком игривый мой: Белый - оборотистой Красивой, разговористой. (Симаков, № 170)

Милая, заветная, По косе приметная, Рожку жнет на полосе, Алеет ленточка в косе. (Симаков, № 309)

Какие же приемы внутренней организации материала используются в частушках-монологах? Как уже отмечалось, в традиционных лирических песнях довольно широкое применение имели такие композиционные приемы, как «ступенчатое сужение образов» и «выделение единичного из многого». В частушках эти приемы используются очень редко. Вот пример построения частушек приемом «выделения единичного из многого»:

Девушки песен не поют - Об кавалерах думают, Только я одна пою - Ни о ком не думаю. (Симаков, № 354) Воробьи и галочки Все летят по парочке, А я молодешенька Тоскую одинешенька. (Симаков, № 615)

Совсем единичны случаи использования в частушках приема «ступенчатого сужения образов». Два таких образца приводит в своей статье о композиции частушки З. И. Власова:

На горе березка бела. На нее кукушка села, Золотые перушки, Снеси поклон Егорушке! (Елеонская, № 1662)

Не деревня меня сушит, Сушит кругленький домок, Где крашенные окошки, Тут хороший паренек. (Симаков, № 637)

Особое значение для частушек имеет композиционный прием обращения. Обращения можно найти и в традиционных лирических песнях. Но их там, во-первых, не так много, как в частушках, и, во-вторых, они в песнях не выполняют столь разнообразных функций. В частушках же обращения очень распространены, выполняют роль важного композиционного приема и в определенной мере выражают специфику жанра. Остановимся на этом несколько подробнее. Являясь жанром непременно публичного исполнения, каждый раз рассчитанная на обязательную реакцию частушка всегда имеет смысловую и эмоциональную обращенность. В частушках можно встретить и риторические обращения. Например:

Ты, ретивое, не ной, Когда мил сидит со мной, Ты тогда, сердце, заной, Когда он пойдет домой. (Симаков, № 645)

Попляшите-ка, сапоженьки, Вам не долго поплясать; Придет времячко такое, Что на полочке лежать. (Елеонская, № 335)

В приведенных примерах, как и во многих других частушках, риторические обращения служат средством усиления выражаемой мысли. Однако несравненно чаще в частушках употребляются не риторические, условно поэтические, а прямые, реальные обращения. В зависимости от того, к кому обращена частушка и каково ее конкретное содержание, В. И. Симаков в своем сборнике выделяет такие разделы, как «Речи милому» (№ 441-456), «Признание в любви» (№ 536-550), «Упрекимилому» (№ 646-603), «Наказ милому» (№ 2038-2039), «Девичьи упреки молодцу, изменщику»(№ 1554-1517), «Совет милому» (№ 3030-3044),«К подружкам» (№ 1887-1891), «Любовь - девушке» (№ 1003-1017), «Прощальные речи молодца к милой» (№ 2006-2016), «Речи рекрута к милой»(№ 2330-2339), «Обращение к родителям» (№ 1451-1452), «Просьба к родителям не отдавать замуж»(№ 1832-1844), «Обращение к отцу и матери» (№ 2216-2220) и др. Приведем примеры частушек, использующих прием прямого обращения:

Тебе, милая подружка, Скажу горюшко свое: Не за любого родной батюшка Меня замуж отдает. (Симаков, № 1887)

Полно, милые родители, За ягодку бранить; По любви выхожу замуж - Меня нечего корить. (Симаков, № 1416)

Обращения, включенные в частушку, конкретизируют выражаемое ею содержание, точно называют образ, в адрес которого направлены те или иные мысли и чувства. Они во время исполнения облегчают восприятие частушки, говорят о том, кого частушка касается прежде всего, кто ее должен слушать особенно внимательно, кто при желании может на услышанную частушку ответить своей частушкой. Нередко частушки-монологи содержат вопросы к тому, к кому они обращены. Например:

Что сидишь невесело И качаешь головой? Разве чует твое сердце, Что расстанемся с тобой? (Симаков, № 929)

Мы сидели по секрету; Кто любовь нашу узнал? Ты не сам ли, сероглазенький, Товарищу сказал? (Симаков, № 1406)

В приведенных примерах вопросы обращены к милому. Но вопросы могут и не иметь конкретного адресата. В таком случае они предназначены для всех, кто их слушает. Однако и в том и в другом случае вопросы, включенные в частушки, заинтересовывают, интригуют, приковывают внимание слушателей. Так, например, если девушка пропоет: «Мы сидели по секрету, кто любовь нашу узнал?» (Симаков, № 1406), то это заинтересует не только молодца, к которому обращена эта частушка, но и многих других. В самом деле, кто и как мог узнать о любви молодца и девушки, если она была тайной? С нескрываемым интересом все девушки будут ждать ответ на вопрос одной девушки, с которым она обратилась к своей замужней подруге: «Скажи, милая, подружка, хороша ли бабья жизнь?» (Симаков, № 1891) и т. д. Нередко задающий вопрос как бы ждет ответа на него, советуется с людьми по очень важному для него делу. Например:

У меня миленка три - За которого идти? Один мал, другой велик, Третий немо говорит. (Симаков, № 1668)

Неужели пересохнет Наша Северна Двина? Неужели замуж выйдет Заруценная моя? (Елеонская, № 79)

Иногда вопросы частушек риторические. На них не ожидается никакого ответа, это, так сказать, размышления вслух, публично, на народе. Например:

Не мои ли белы рученьки На солнышке горят? Не про меня ли, про молоденьку Неправду говорят? (Симаков, № 1064)

Не последнее ли лето Эту травушку кошу? Не последнюю ли зимушку Во девушках сижу? (Симаков, № 1661)

Такие риторические вопросы усиливают психологизм, эмоциональную выразительность частушки. Нередко в частушке мы находим не только вопрос, но и ответ на него, причем вопросы также могут быть и прямыми, и риторическими. Вот пример частушек с прямыми вопросами:

Миленький, милеюшка, Велика ли семеюшка? - Не бойся, дорогушка, Только я да мамушка. (Елеонская, № 133)

А вот пример сатирических частушек с риторическими вопросами, в которых парни одного села просмеивают девушек другого села:

Как Медведково деревня Чем она украшена? - Пеньями, колодами Да девками уродами. (Симаков, № 1177)

Как Размесово деревня Чем она украшена? - Ведрами, лопатами Да девками горбатыми. (Симаков, № 1178)

В данном случае это уже частушки не монологической, а иной - диалогической формы. Мы приводили примеры частушек-диалогов, когда в них находили какой-то вопрос (прямой или риторический) и ответ на него. Но диалогические частушки могут и не содержать в себе вопросов. Например:

Дорогой, мой родненькой, Купи конфетку с барынькой! - Все лавочки обошел - Такой конфетки не нашел. (Симаков, № 317)

Сядь-ко, сядь-ко со мной рядом, Земляниченка моя! - Я не сяду с тобой рядом - Я сердита на тебя. (Симаков, № 319)

Диалогическая форма менее распространена в частушках, чем монологическая. Но тем не менее и она в частушках встречается довольно часто и также является для них вполне органичной. Как отмечалось выше, частушки всегда исполняются «на люду», при народе, во время различных молодежных гуляний (на улице, на сельском «пятачке», на беседах, вечеринках и т. п.). Их исполнение нередко представляет своеобразный, поэтический диалог (или полилог). Эта особенность исполнения частушек своеобразно отразилась на композиционной форме частушек-диалогов. Каждая такая частушка исполняется одним лицом, хотя композиционно она распадается на две части, выражающие мысли и чувства различных людей. Такие диалогические частушки содержат определенные элементы драматизации, заметно выделяются из всей остальной массы частушек. В. И. Симаков в своем сборнике большое количество диалогических частушек объединил в раздел «Разговоры милых» (№ 316-338), однако встречаются они и в других разделах сборника. Таким образом, по своей внешней форме большинство частушек являются монологами или диалогами. А что представляют собой частушки по своей внутренней организации? По своей внутренней композиционной структуре они делятся на одночастные и двучастные. Одночастными мы называем частушки, все строки которых представляют собою единое, нераздельное художественное целое. Первая и вторая пары строк таких частушек не имеют не только относительной смысловой самостоятельности, но даже и синтаксической законченности. Такая одночастная частушка нередко представляет собой одно законченное предложение. Например:

Я за то люблю Ивана, Что головушка убрана, Лицо бело, румяно, Разговаривает умно. (Елеонская, № 117)

Я поеду в Питер жить По узенькой дорожке, Привезу себе часы, Дроле - полсапожки. (Елеонская, № 101)

Приведенные примеры являются частушками-размышлениями. Но одночастные частушки могут также быть повествованиями (см. Симаков, № 98, 166, 236) и описаниями (Симаков, № 170, 1268, 1744). Исследователи отмечают в одночастных русских частушках «принцип нанизывания образов». «Этот принцип, - пишет И. Клагге, - основан на объединении нескольких понятий (образов) одним, более общим, в котором и заключается суть высказывания» . Свою мысль она поясняет следующими примерами:

Я, бывало, горилась, Бывало, беспокоилась, Бывало, кудри завивала, К вечеру готовилась. (Архангельская, с. 127, № 619)

Через поле яровое, Через десять деревень, Через сорок три дорожки Ходит милый каждый день. (Рождественская, Жислина, с. 427, № 95)

Композиционный принцип создания одночастных частушек - четырехстрочных куплетов, в которых выражалась бы единая, поэтически законченная мысль, на наш взгляд, выработался под влиянием как традиционной песни, так и литературной поэзии. Однако следует заметить, что значительно большее распространение в частушках получил принцип их двучастного построения. Все строчки таких частушек (как и частушек одночастных) объединены в единое художественное целое. Но при этом первая и вторая пары строк (в отличие от одночастных частушек) имеют синтаксическую законченность и относительную смысловую самостоятельность, как, например:

Ты играй, играй, тальяночка, Играть бы тебе век; Не тальянка завлекает, Завлекает человек. (Симаков, № 37)

Золото мое колечко Изнутри-то с пробою. Поздравляю тебя, милый, С новою зазнобою. (Елеонская, № 20)

Словесно-композиционная двучастность частушек, на наш взгляд, всецело обусловлена ее музыкально-ритмической двучастностью: в исполнении каждая частушка состоит из двух совершенно аналогичных музыкальных фраз. А в народном песнопении музыкальной законченности, как правило, отвечает словесно-поэтическая законченность. Среди двучастных частушек в особую группу выделяются частушки, построенные по принципу синтаксического параллелизма. В том случае, когда в частушку входят символические образы и их реальные соответствия из бытовой жизни, синтаксический параллелизм переходит в композиционный символико-реальный параллелизм. Вот примеры такого композиционного параллелизма, возникшего на использовании символических образов, заимствованных частушкой из традиционных лирических песен:

Полно, полно, полетала, Сизокрыла пташечка; Полно, полно, погуляла, Свет моя милашечка. (Симаков, № 243)

Не убитую тетерешку Хотели ощипать; Нелюбимую девчоночку Хотели замуж взять. (Симаков, № 1489)

Полно, белая береза, Над водою бушевать; Полно, глупая девчонка, Надо мной озоровать. (Симаков, № 1003)

Не кукуй, кукушечка, Во поле на камушке, Не тоскуй ты, девица, По дружке, по Ванюшке. (Елеонская, № 1854)

В приведенных частушках отмечаются следующие параллели символических и реальных образов: «пташечка» - «милашечка», «тетерешка» - «девчоночка»; «березка» - «девчонка» и «кукушечка» - «девица». Можно указать и на другие случаи использования в двучастных частушках традиционных символических образов. Однако следует признать, что частушки параллельной композиции, включающие в себя символические образы традиционной лирической песни, встречаются довольно редко. Это объясняется тем, что символы в известной мере чужды частушкам, они вступают в противоречие с ее реалистическим художественным методом . Значительно большее распространение в частушках получил не символический, а, как мы его назвали, логический параллелизм. Две образные картины в таком случае сопоставляются не по какой-то символической связи, а по реальной, логической аналогии. Например:

На рябинушке сидела, Не могла накушаться; Про милова говорили, Не могла наслушаться. (Елеонская, № 2463)

Что-то сделалось теленочку Не стал водицу пить; Что-то сделалось миленочку Не стал сюда ходить. (Симаков, № 1517)

Три передника сносила, Завтра новый подвяжу; Год забаву не видала, Завтра придет - погляжу. (Симаков, № 386)

Не на то я платье шила, - Чтобы в горенке лежать; Не на то дружка любила, - Чтоб подруженьке отдать. (Симаков, № 800)

В приведенных частушках нет никаких символических образов. Все образы в них выступают в их реальном значении. Частушки построены не на сравнениях «рябинушки» с «милым», «теленочка» с «миленочком» (подобные сравнения и допустить нельзя), а на основе логических сопоставлений, выраженных словами «не могла», «не стал», «завтра», «не на то... чтобы». Иногда две реальные параллельные картины в частушках даются не в плане сопоставления (как было в приведенных выше примерах), а, наоборот, - в плане контрастного противопоставления. Например:

Не любого-то чужого Полюбить заставили; А любого, дорогого Сиротой оставили. (Симаков, № 1907)

Веселое гуляньице Рано миновалося; Проклятое замужьице Навеки навязалося. (Симаков, № 1931)

Отмеченный логический параллелизм частушек, на наш взгляд, больше восходит не к традиционным лирическим песням, а к пословицам. Многие пословицы построены именно на основе такого логического параллелизма (в плане сопоставления или противопоставления). Например: «Жених да невеста парочка, что твой баран да ярочка» (Даль, с. 756); «Брагу сливай, не доквашивай; девку отдай, не доращивай» (там же, с. 758); «Замуж идет - песни поет, а вышла - слезы льет» (там же, с. 760). Рассматриваемый вид параллелизма частушек можно назвать также свободно-поэтическим, так как он не сковывает создателя частушки никакими символико-поэтическими рамками и канонами, а, наоборот, позволяет втягивать в параллельные поэтические ряды решительно все образы реальной действительности, дает возможность безгранично расширять тематику частушек. Мы рассмотрели двучастные частушки, построенные на основе синтаксического параллелизма. Каждая такая частушка состоит из двух законченных предложений. Однако в большинстве двучастных частушек мы не находим подобного параллелизма. В таком случае частушка представляет собой или одно сложное предложение, или два простых различных по своему характеру предложения. Смысловые связи и отношения между первой и второй парами строк в таких частушках могут быть самыми разнообразными. Одну из таких связей между первой и второй парами строк частушек верно подметил В. П. Аникин. «Разумеется, в каждом отдельном случае, в зависимости от выражаемого душевного движения, частушка находит свой характерный строй, - пишет исследователь, - но почти повсеместно четырехстрочная частушка строится по одному «структурному» типу. Первая половина (две строки) немногими, но самыми существенными чертами вскрывает жизненно-бытовую ситуацию:

Расставались с дорогим У куста ольхового.

Третья и четвертая строка, как правило, выговаривают отношение поющего к тому, о чем шла речь в двух первых строках. В нашем случае частушка завершается так:

Мне теперь уж без него Не будет дня веселого» .

Можно, разумеется, указать и на другие случаи, когда в первой части частушки сообщается какой-либо факт, а во второй говорится о реакции на это сообщение, дается определенная оценка того или иного события. Например:

Как по улице я шла, Прокламацию нашла. Не пилось, не елося, Прочитать хотелося. (Елеонская, № 328)

Однако преувеличивать значение отмеченной логической структуры не стоит. Как показали исследования, не менее распространены случаи, когда между первой и второй парами строк частушек существуют другие взаимосвязи. Наиболее характерными из этих типов структуры двучастных частушек нам представляются следующие: 1. Когда вторая часть частушки разъясняет смысл ее первой части. Например:

Развеселая беседушка Меня не веселит; Потому не веселит: Рядом милый не сидит. (Симаков, № 696)

Шел я Ладожской канавой, Шел я слезы проливал; Из-за тебя, моя хорошая, Все плакал и рыдал. (Елеонская, № 8)

2. Когда вторая часть частушки конкретизирует содержание первой части. Например:

Не ходите, девки, замуж; Замужем худая жись: На вечерку не пускают, Говорят, что спать ложись. (Елеонская, № 261)

Ты бери, забава, замуж, Я умею работать: Жать, косить, коров доить, На обе руки молотить. (Симаков, № 1760)

3. Когда, наоборот, вторая часть в известном смысле обобщает содержание первой части, включает в себя какой-нибудь вывод или заключение. Например:

Сегодня нету дроли И завтра не придет; Вся веселая неделюшка Задаром пропадет. (Симаков, № 431)

Полюбила себя хуже, Да и тот ломается; Никого любить не буду - Мне никто не нравится. (Симаков, № 677)

4. Когда в первой и второй частях частушки повествуется о двух следующих друг за другом во времени поступках:

Через речку не был мост, Я кричала перевоз; Меня душечка-Ванюшечка На ручках перенес. (Елеонская, № 76)

Я ходил, ходил по полюшку, Ходил да горевал; Свою круглую тальяночку С досады изломал. (Симаков, № 1025)

5. Когда первая пара строк представляет собой повествование, а вторая - речь героя:

Меня милый уверял, Конфетку с ягодкой давал: - Бери, милая моя, Готовься замуж за меня. (Симаков, № 24)

Я косила осенью, Любовалась озимью: - Эта озимь, эта рожь - До чего милой хорош. (Елеонская, № 206)

6. Когда в первой части частушки говорится опричине, а во второй оследствии. Например:

Веселехонько играет Мой забавочка в гармонь; Мое беленькое личико Пылает, как огонь. (Симаков, № 33)

Эту тоненьку, молоденьку Становят под венец! Вянет, вянет, как травиночка, Гуляночке конец. (Елеонская, № 180).

7. И, наоборот, когда в первой части говорится о следствии, а во второй -о причине. Например:

Вы закройте мои глазки, Чтоб они не видели; От меня дружка отбили, Девушку обидели. (Симаков, № 202)

Сошью блузу бумазейну С бело-розовой кашюй; Незнакомый парень миленький Гонится за мной. (Симаков, № 178)

8. Особую группу составляют двучастные юмористические частушки, в которых вторая часть будто бы должна убедить нас в справедливости утверждения, заключенного в первой части, а на самом деле она снимает это утверждение. Комический эффект достигается тем, что вторая часть раскрывает фальшивость и несостоятельность положительного утверждения первой части. Вот примеры таких юмористических частушек:

Что нам, что нам не форсить Что нам не бахвалиться: У отца одна овца - Мне рога достанутся.

Меня маменька ругает, Тятька больше бережет: Как идешь с гулянья поздно, Он с поленом стережет. (Симаков, № 289)

Изучение частушек показывает, что главная закономерность их смыслового построения состоит в следующем: в подавляющем большинстве случаев основное содержание двучастной частушки выражается во второй паре ее строк. Что же касается первой пары строк, то их смысловое значение может быть максимально ослаблено: они могут быть по смыслу ничем не связанными с основным содержанием частушки и выполнять лишь формально-ритмические функции. Мы имеем в виду частушки композиции так называемого формального параллелизма, как, например:

Юбка нова, юбка нова, Назади четыре шва, Кабы миленький посватался, Я бы с радостью пошла. (Елеонская, № 65)

Полушалок заграничный На полу валяется; Кто ноги моей не стоит, Надо мной ломается. (Симаков, № 983)

Слушателям особенно не бросается в глаза то, что между первой и второй парами строк нет смысловой связи. Это не всегда обязательно. Главное то, чтобы как можно яснее была выражена мысль во второй части частушки. А этим требованиям приведенные частушки вполне отвечают. Двучастная композиция частушек облегчает их сочинение. Как отметил в свое время П. Д. Ухов, нередко они сочиняются таким способом: берется первая часть какой-нибудь старой частушки и к ней присоединяется новая вторая часть . Например:

Приневолили родители Идти за дурака - Пропадай моя одежа, Все четыре сундука. (Симаков, № 1911)

Приневолили родители Идти за дурака; Не видала в жизни радости - Избиты все бока! (Симаков, № 1908)

Как уже было отмечено, в традиционной лирической песне различные композиционные приемы и стилистические средства находятся в самой тесной взаимосвязи . Эта традиция перешла и в частушки. Выше мы приводили примеры того, как такие средства поэтического стиля, как синтаксический параллелизм, обращения и вопросы, становились основой построения частушек, их главными композиционными приемами. То же самое можно сказать о композиционных функциях повторений и сравнений. Вот частушки, построенные на использовании приема повторений.

Хорошо у речки жить, Хорошо купаться, Хорошо ребят любить, Трудно расставаться. (Елеонская, № 103)

Прощай горы, прощай селы, Прощай, милая весела, Прощай, город Кострома, Прощай, хорошая моя. (Симаков, № 2015)

А эти построены на использовании отрицательных сравнений:

Не туман ложится на землю, Не серая роса; Со печали помутились Мои серые глаза. (Симаков, № 1920)

Не деревня меня сушит, Сушит кругленький домок; Где крашенные окошки, Тут хороший паренек. (Симаков, № 637)

Все сказанное позволяет заключить, что композиция частушек отличается яркой жанровой спецификой. Поэтому следует признать ошибочным стремление некоторых исследователей композицию частушки автоматически выводить из композиции традиционных лирических песен. Генетически некоторые приемы построения частушек, как мы видели, связаны не только с традиционными (частыми и протяжными) песнями, но также с пословицами и поговорками (например, прием логического, свободно-поэтического параллелизма). Однако большинство приемов композиционной организации материала в одночастных и особенно двучастных частушках свидетельствует об их жанровой оригинальности, поэтическом своеобразии и новаторстве. Ухов П. Д. Кто и как сочиняет частушки в советское время? - Вопросы литературы, 1959, № 12, с. 174-179.
См.: Лазутин С. Г. Русские народные песни. М., 1965, с. 52-55.

Частушки возникли во второй половине XIX в. Это новый по содержанию и форме жанр устного народного творчества. Новизна содержания частушек —отражение в них всего того нового в быту, хозяйстве и в сознании людей, что принесли в жизнь нашей страны богатые событиями конец XIX и XX в.
Слово «частушка» — первоначально одно из названий коротких, «частых» (в отличие от «протяжных», «долгих») песен. В литературу оно вошло из очерка Глеба Успенского «Новые народные стишки» (1889); в этом очерке писатель впервые дал краткий анализ нового явления в песенной культуре народа. Постепенно слово «частушка» стало приобретать значение общего термина для обозначения коротких (преимущественно четырехстрочных) народных песен (вне зависимости от того, часто или протяжно они поются). Теперь оно повсеместно вошло в народный обиход и употребляется наряду с местными названиями рассматриваемых песен, а в ряде случаев и вытесняет местные названия. На первых же стадиях бытования этих песен в разных местностях их называли по-разному: просто песни, короткие песни, коротушки, припевки, пригудки, прибаски, собирушки, прибрешки и т. д.
При общей характеристике содержания частушек их называют молодежным жанром. И не случайно. В частушках поется о том, что занимает, волнует молодых людей —парня и девушку, от подросткового возраста до брака.

В.В. Хвостенко. Я теперча не твоя. Хромолитография. 1928.

Мечты о любви, первые робкие признания и встречи, ухаживание и «завлекание», свиданья и расставанья, сомнения, раздумья, страдания и разочарование влюбленных, мечтания о замужестве или о женитьбе, их осуществление либо, чаще, несбыточность — основная канва, по которой «вышивается» любовная лирика частушек. На пути персонажей стоят препятствия: неодобрение родителей, сплетни посторонних людей и недоброжелателей, разлука (отъезд парня на «чужую сторону», в солдаты), материальное или образовательное неравенство любящих, открывшееся несходство характеров, легкомыслие или измена одной из сторон. Все это создает конфликтные ситуации, которые, в зависимости от характера персонажа (а их в частушках множество) и социально бытовых условий, по-разному разрешаются, к радости или печали молодых людей.


М.Г. Соколов. Комсомолка Дуня. Хромолитография. 1929

Взрослые люди в любовных коллизиях выступают как сочувствующие желаниям молодых людей или как их противники. Бывают они и главными персонажами, но преимущественно комическими, поскольку изображаются с позиции все той же молодежи.
Когда в конце XIX —начале XX в. о частушках широко заговорили в печати, они были молодежными и по составу поющих их людей. Эти песни первоначально слагались и распевались только в кругу девушек и парней. Пожилые люди не считали частушки серьезными песнями, относились к ним пренебрежительно. Время шло, молодые старели, но не забывали песен своей молодости. Постепенно частушка у русского населения становилась песней всех возрастов.


А.Е. Куликов. Я Калинина люблю. Хромолитография. 1928.

Частушки — главный жанр крестьянской лирической поэзии в последнее столетие. Мир и взаимоотношения людей в них изображаются с точки зрения деревенского человека. Они исходят от крестьянина (преимущественно в образе девушки или парня), к нему же обращены.
Персонажи частушек пашут, боронят и сеют хлеб, косят и жнут, убирают сено и молотят, ловят рыбу, строят избы и мосты, рубят лес, ездят по дрова, на мельницу, в гости в другую деревню. Город —нечто внешнее по отношению к жизни героев частушки: туда они ездят на базар, на заработки. Частушки не обременяют себя описанием природы, хозяйственной и бытовой обстановки. Однако детали природы и деревенской жизни, вовлеченные в человеческие судьбы и в связи с этим освещенные особым поэтическим светом, воссоздают яркую картину, на фоне которой поют и плачут, радуются и страдают песенные персонажи.


А.Е. Куликов. Недулся Тит на новый быт. Хромолитография. 1928.

Вот улица, по которой «мы» гуляем, проходим, поглядывая на заветные окна; «в том конце» колодец, у колодца встречаются подружки, влюбленные, соперники и соперницы, бабы сплетничают. В этом небольшом мире все замечено, все на виду у всех. На улице ярко выделяются (для него, для нее) дом с крашеным крылечком, дом, в котором «на окне герань цветет» или перед которым растет куст смородины, «тополиночка». На завалинке, на бревне, на скамейке, у ворот встречаются и расстаются с залётками, собираются побеседовать, попеть, поплясать девки и парни. Зимой они катаются на санках, собираются на посиделки и вечеринки, весной качаются на качелях. Проводят гулянья под окнами, на лугу, у реки. За деревней луг, поле, лес, горы, дороги, тропинки и дорожки, проторенные нашими героями, а иногда и снова заметенные снегом или заросшие травой.
В избе печь и полати, вся домашняя утварь (ухват и сковородник, кадушки и ушаты, горшки и т. д.), стол, тесовые лавки и скамейки, «моя», девичья, горенка. Здесь прядут и ткут, шьют и вышивают; впрочем, эти зимние занятия не исключают выполнения девушкой и всякой другой крестьянской «тяжелой работушки».


Б.М. Кустодиев. Календарная стенка на 1927г. Хромолитография. 1926.

Все детали быта, хозяйства и природы непосредственно связаны с судьбой персонажей, их переживаниями и раздумьями, входят в художественную сущность частушек, которые живы деревенским бытием, им порождены. Они — поэтический голос русского крестьянства на одном из важнейших этапов его истории. Лирический персонаж часчушки, даже если он вынужден оставить деревню, повернут лицом к ней.
Для рекрута есть тревожное будущее: тяжелая солдатская служба либо война с ее невзгодами и опасностями, длительная разлука с домом, женой, суженой. Об этом и поет рекрут, то впадая в безутешную тоску, то бросаясь в безудержный разгул. Воинская служба сама по себе почти не порождает непосредственной реакции в частушке. «Современные» пребыванию солдата на службе частушки обращены к родной деревне, к милой. Парень беспокоится о будущем там, дома: тревожится, дождет ли его «милка», сам отказывается от ее любви. И дальше служба представлена только как воспоминание вернувшегося в деревню человека («Четыре года в море плавал, бережочка не видал.»).
Сказанное относится и к отходничеству (временный, сезонный уход из деревни на заработки в город и на различные промыслы), в котором участвовали и девушки. «Чужая сторона» — явление временное. Счастье не там. Где бы человек ни работал, он со своими жалобами и переживаниями нацелен на родную деревню. Он стремится вернуться сюда, затем вспоминает о своем пребывании на «чужой стороне».
Значительно больше частушек о солдатской службе или об отходничестве принадлежит тем, кто провожает милых на «чужую сторону», ждет их оттуда. И это представляется естественным: вне деревни частушки как бы замирают, не рождаются, не поются.


Т.А. Маврина. Иван - красный боец. Хромолитография. 1942.

Устремленность к деревне, показанная на примерах из дореволюционной жизни, не утрачена частушками и в 20—30-е годы. Отношение к «малой родине» заметно меняется в первые послевоенные десятилетия. Кавалеры не вернулись с войны, остались в городе, уезжают туда. Немилой становится родная сторона и для девушки. В частушках высказываются желания покинуть свою деревню, звучат мотивы прощания с нею, надежды на «дролю» и лучшую долю в городе, на стороне, которая прежде казалась чужой. Впрочем, это было началом умирания классической крестьянской частушки.
Приверженность частушек «малой родине» не означает, что они лишены масштабности изображения, что интересы их героев ограничены узким горизонтом деревенского мира.

Посередь державы стану,
На винтовочку упрусь —

так говорит солдат в частушке. По ведь это почти былинная картина: богатыри тоже стояли посреди Русской земли, охраняя ее, и видели все вокруг. Дальше:

Помолись, девчонка, богу,
Может быть, я воротюсъ,

В последних строках и сущность частушки как жанра (обращение к девчонке, которая в деревне), и сущность времени, отраженного ею (первая мировая война).
События мирового масштаба в последнее столетие, решающее значение в которых принадлежит России, не обошли стороной крестьянство. Выходцы из крестьян формировали рабочий класс, ведущую силу трех революций в первые два десятилетия XX в., крестьяне составляли основную массу солдат, участников всех войн. Личные судьбы, в устройстве которых заинтересованы герои частушек, неизбежно зависели от исторических событий эпохи, так же как исход событий решался людьми, озабоченными личным счастьем.
Противоречия в крестьянском мировоззрении предреволюционного периода (да и не только его) нашли яркое отражение в частушках. Так, при начале войны 1914 г., с одной стороны:

Кулаки у нас большие,
Мы нигде не пропадем!

А с другой:

Хоть сдадут, служить не стану
Николашке-дураку.

Частушка помнит о судьбе всей России-матушки, которая «горьки слезы проливает» и в которой война

Столько девок, столько баб
Сиротами сделала.

Частушка права в своей скорби. Девки и бабы-сироты — горе наше общее, народное.
Последняя частушка в разных вариантах была популярна и в годы Великой Отечественной войны (война «столько молодых ребят по полю развеяла!»). Война для женщин —это работа за себя и за ушедших на фронт, скудное питание, отсутствие вестей от мужа, жениха, сына, брата, их смерть, досрочное возвращение домой калек, это —скорбь, страдания и слезы. Они в полную меру нашли отражение в частушках, небольшая часть которых помещена в нашем сборнике.
В частушках Великой Отечественной войны, пожалуй, ярче, чем когда-либо, проявилось единство личного и общего. Причем в силу особенностей частушек как лирического жанра общее, историческое стало личным делом их героев. Пусть покажется наивным, когда девушка просит дать ей винтовку, чтобы убить «злодея Гитлера», или наказывает милому покончить с ним для достижения победы, но это личное, искреннее, выстраданное. Девушки правы, когда поют, что именно их миленочки воюют, страдают на войне, гибнут, что партизаны —их ««братья родные». Чувство родства оставшихся в тылу и воюющих с фашистами помогло устоять, сохранить уверенность в победе, победить.
В годы войны и после нее частушки оставались по преимуществу деревенским жанром. Утверждение вовсе не означает, что их не пели в городе. И теперь еще во многих городах, даже в столице, различные гулянья сопровождаются частушками под гармонь. Но частушки были и остаются деревенскими по характеру своих героев, их поступков, по отношению к окружающему миру.
В нашем сборнике есть небольшой подраздел частушек на темы жизни и труда рабочих. Такие частушки бытовали и записывались собирателями, как и в крестьянской среде, в течение всего последнего столетия (правда, в значительно меньшем количестве, чем от крестьян). Наличие рабочих частушек как будто противоречит положению о крестьянской природе жанра. Противоречие, однако, кажущееся.
Уже упоминалось об отходниках. Мечта вернуться в деревню далеко не для всех была осуществима. Ряды рабочего класса постоянно пополнялись людьми из крестьян, и постоянно же последние шли в город со своими песнями. В рабочей слободе, на фабрике многие деревенские частушки приобретали новую окраску. Так, частушка

Не кукушечка кукует,
Не соловушка поет —
Родна матушка горюет:
На заводе дочь живет,—

«рабочий» вариант крестьянской песенки, в последней строке которой говорится о том, что «сын в солдатушки идет» или «дочка по людям живет».
Многие частушки, впитывая в себя атмосферу фабрично-заводского и городского быта, в основе своей оставались крестьянскими. Таковыми были и частушки тех рабочих, которые не порывали с земледелием. Например, уральские горнозаводские рабочие, доля которых в общерусском рабочем фольклоре наиболее весома, до начала XX в. оставались «полукрестьянами».
Безусловно, сочинялись частушки и в среде рабочих, уже осознающих себя как особый класс. Традиционное русское устное творчество оказывало на них влияние, но сами они ориентировались преимущественно на литературную поэзию. Так появлялись короткие стишки и песенки, часто тоже из четырех строк, на злободневные темы. Первоначально это были песенки о тяжелой жизни, о безвыходном положении, например:

Заперты мы на заводе
Тяжелой неволей:
Много долгу на народе,
Всяк себе не волен.

С ростом классового сознания рабочих их песни, в том числе и приближающиеся по форме к частушкам, содержанием и идейной направленностью смыкались с массовой пролетарской поэзией, книжной по своим основным признакам, с революционными гимнами и маршами, которые ясно выражали требование переустройства общества, приобретали характер призыва, плакатного афоризма:

Как на Думной на горе
Ребята судят о царе.
А чего о нем судить?
Без него можно прожить!

Большая доля частушек, вошедшая в нагл сборник из дореволюционных изданий, в том же или несколько измененном виде бытовала и зафиксирована собирателями в советское время. Короткие стихи и песенки, условно объединяемые названием «рабочие частушки», сохраняются, как правило, в архивах, старых публикациях, в памяти участников и очевидцев тех или иных событий. Выполнив свою агитационно-мобилизующую роль в определенное время, на конкретном заводе, эти песенки и стихи забывались, в широкое устное бытование не входили.
А. С. Пушкин в стихотворении «Зимняя дорога» писал:

Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска.

Поэт удачно обозначил основные качества русских народных песен. Одни из них предельно грустны и печальны —это протяжные лирические песни, другие — размашисто-удалые, жизнерадостные — это плясовые и шуточные песни. Частушки унаследовали от старых песен и разгулье удалое, и сердечную тоску. Первое качество ярко сказывается, например, в частушках подразделов «Деревенская вольница» (№ 235— 273), «Гулянья»; «сердечная тоска» так или иначе проявляется в большинстве групп III раздела, в упоминавшихся выше частушках военных лет. Но было бы прямолинейно ограничиваться констатацией только крайних возможностей жанра. Вот две частушки:

Мамка в баньку —я за баньку,
Будто банюшку топлю.
Про меня люди сказали,
Будто Ванюшку люблю.

Говорила Коленьке:
Не пей вина нисколенько.
Коля не послушался —
Досытечка накушался.

В них простое выражение радости вступающего во «взрослую» жизнь человека, нет здесь и крайнего проявления тех качеств, о которых выше говорилось. Хитроватая девочка-подросток, которую мы видим в первой песенке, как бы недоумевает над тем, что о ней сказали, и втайне рада именно такому разговору. Будущая жена, мать, хозяйка дома, нежная и заботливая, выступает пока в роли наивной влюбленной во второй частушке. Умудренный жизнью человек улыбнется, читая или слушая такие признания. И это будет добрая улыбка. В ней воспоминание о своей давно минувшей ранней юности, о серьезности подобных чувств и настроений, сочувствие своим ровесникам той далекой поры, ежегодно входящим в «почти» взрослое состояние и вскоре оставляющим его.


Поднос «Частушки». 1920-е гг. По рис. Е.Г. Теляковского.
Живопись по металлу. Москва

Подростки взрослеют. Первая влюбленность (или ряд их) переходит в глубокое чувство любви с его тоской и мечтами либо наступает разочарование в прежних увлечениях. Возникают размолвки, ссоры, «измены». Грустные раздумья и взаимные упреки, сомнения и страдания девок и парней во всем многообразии их характеров нашли художественно емкое и убедительное выражение в частушках.
Большая доля частушек по содержанию имеет грустный, элегический характер (не всегда по исполнению). Девушки мечтают о замужестве, парни о женитьбе. Однако почти нет частушек о счастливой семейной жизни. Замужняя женщина грустит об ушедшем девичестве, страдает от ошибки выбора, своего или родительского; не вышедшая замуж — жалуется на несостоявшуюся судьбу, горькую одинокую долю. И в этой особенности частушки следуют за старыми народными лирическими песнями.
Из сказанного не вытекает, что не знают личного счастья персонажи частушек. По ком они страдают, тоскуют, например, в разлуке —по мужу или жениху, по жене или невесте,—порой трудно разгадать. Просто счастье в песнях — цель, к которой люди стремятся, которая часто не достигнута, или оно — прошедший этап их жизни. Само по себе семейное «счастье» песню мало интересует.
Старинные молодежные гулянья и вечеринки иногда понимаются только как сплошное «веселье». На самом деле это весьма сложные по составу развлечений и эмоциональной окраске явления. Здесь и степенная, спокойная беседа, и различные игры, и песни — печальные и веселые. Кроме того, на вечеринки и посиделки девки обычно приходили с какой-нибудь работой: пряли, вязали, вышивали. Не один раз за вечер (особенно если это были длинные осенние и зимние вечера) настроение менялось. Сдержанность, мечтательность, строгость переходили в подлинное веселье. И тогда острое слово, шутка, озорная песня господствовали.
Веселые, задорные и хлесткие частушки в этой ситуации незаменимы. Частушки улыбаются, хохочут, издеваются. Достается подругам и товарищам, ухажерам и ухажеркам, родителям, родственникам, всем знакомым. Персонажи частушек Fie щадят и сами себя: они смеются над своими недостатками, представляют в комическом свете собственные поступки.
Сами частушки вполне определенно говорят о своих возможностях и значении в жизни людей. Вот одна из них:

В песнях радость, в песнях горе,
В песнях и веселъице.
Только в песнях нахожу
Сердечку утешеньице.

В частушках получило предельное воплощение качество, которым обладали старые русские песни. II. М. Лопатин отмечал, что песня «Ах вы, сени, мои сени» несет в себе «скрытую скорбь, которой не в силах победить ни разгульные слова песни, ни веселый, плясовой характер ее напева», что в ней происходит «как бы борьба разгула и веселья с затаенной грустью».
В 1950 г. мне довелось наблюдать весьма драматичную сцену. В Октябрьский праздник (тогда устанавливалась традиция, затем прервавшаяся, всем колхозом отмечать советские праздники) плясали «топ-тушу» в основном несостоявшиеся невесты и молодые вдовы. Постепенно начали вспоминать частушки о раненых и убитых «ягодиночках», о горькой жизни. При хождении по кругу и пении у одной, другой, третьей появлялись слезы на глазах. И как бы неожиданно во время перепляса все увидели друг друга, круг сомкнулся, сгрудился, и слезы всех перешли в общий вой.
Философ, искусствовед и собиратель частушек П. А. Флоренский писал: «.это шутливое в глубоком и глубокое в шутливом придают частушке дразнящую и задорную прелесть, постоянно напоминающую гейневскую музу. Как и у Гейне, в глубине частушки порою нетрудно разглядеть слезы и боль разбитого сердца; однако, как и у поэта, так и у народа, эти слезы и эта боль показаны более легкими, нежели они суть на деле»3.
Множество личных судеб с их радостями и страданиями, обусловленных в конечном счете «большой» историей, так же как судьба жанра частушки в целом, связаны и с историей народного быта в широком смысле. Этим бытом они порождены, он, изменившийся, их отвергает. Проследим историю частушек с деталями из одного ряда явлений.
В длинные осенние и зимние вечера изба освещается лучиной. При свете лучины частушка возникает, про лучину поет:

Ты гори, гори, лучина,
Тухни, уголь золотой.
Ты гуляй, моя милая,
Пока я не забритой.

Огонь лучины на вечерке или в окне «матани» — один из наиболее ярких образов, запечатлевшихся в памяти доброго молодца, которому предстоит оставить родную деревню, уйти в солдаты.
В отличие от предшествующих фольклорных жанров (обрядовые и лирические песни, былины), которые были почти неизменны в своих привязанностях к устоявшимся формам быта, в частушках — постоянно меняющиеся условия жизни. Персонажи частушек — представители непрерывно вступающих в жизнь новых поколений — не отличаются консерватизмом. Вместе с извечной необходимостью «друга милого» в них живет и потребность обновления быта:

Не хочу сидеть с лучиной,—
Дайте лампу с керосином.
Не хочу сидеть одна,—
Дайте милого сюда.

Наконец, керосиновая лампа как повседневность:

Гори, лампа с абажуром,
Маменька, не задувай.
Кого хоть люби, духанюшка,
Меня не забывай.

Вот и керосиновая лампа тускнеет:

Керосинка — копотилка,
Лампочка — веселый свет.

Расцвет частушки приходится на вхождение в жизнь села «веселого света». Правда, и «веселый свет» не осветил тех трудных вопросов, которые возникали у подростков при лучине:

Электрические лампочки
Горели и горят.
Как же парами-то ходят
И чего же говорят?

Как ни грустно сознавать, но именно электричество было одним из факторов, положивших начало уходу частушек из устного бытования. Говоря об электричестве, я имею в виду весь комплекс изменений в крестьянском быту, вызванный повсеместной технической перевооруженностью сельского хозяйства. В новых условиях старинные формы проведения досуга — посиделки, вечерние и праздничные гулянья молодежи на улице — вытесняются. Кино и радио, затем радиола, магнитофон, транзистор увлекают прежде всего молодежь, в репертуаре которой в не столь давние времена первое место занимала частушка, превращают молодых только в потребителей «готовой» музыки, в слушателей профессионально исполняемых песен. Гармонь, неизменная спутница частушки на протяжении ряда десятилетий, становится ненужной: есть музыка на пластинке, на магнитной ленте. Сфера исполнения песен «для себя» постоянно сужается. Самодеятельность в различных ее видах, способствуя выявлению местных талантливых людей и ориентируясь на уровень профессионального искусства, делит деревню не равным образом на исполнителей и слушателей, зрителей. Традиционные крестьянские формы веселья, исполнения лирических песен такого деления почти не знали.
В послевоенные годы и сама частушка заметно меняется. Уже говорилось об утрате исконных устремлений ее героев к «малой родине». Во второй половине 40-х —в 50-е годы в деревне почти не оставалось парней. С конца 60-х — начала 70-х годов картина другая. В поредевшей деревне возникает «проблема невест»: девушки почти все уезжают в город. Пока в сельской местности оставались девушки и молодые женщины, традиция прежних гуляний и исполнения частушек окончательно не затухала. Но когда деревня осталась «без девок», эта традиция прервалась. Приезжающих на каникулы или в отпуск «горожанок» деревенские песий не интересовали, прежние участники гуляний и посиделок старели.

Небольшая доля частушек озорных, грубых, «с картинками» всегда была. Эти частушки входили прежде всего в репертуар ребят-подростков, которые похвалялись еще не состоявшимися любовными победами. Посерьезневшие парни-женихи такие частушки петь избегали. При совместных гуляньях (парни и девки, мужчины и женщины) грубая частушка была вообще нежелательной. В период жизни деревни «без парней» и в период «без девок» взаимно сдерживающее, облагораживающее начало оказалось ослабленным. Частушки огрубели, доля неприличных значительно возросла.
Частушки в устном бытовании удерживаются почти повсеместно, хотя и возрастная граница исполнителей традиционного репертуара неуклонно повышается, и повседневность пения частушек (характерная для 20—40-х годов) сменилась отдельными всплесками его на гуляньях. Постоянный отток молодежи из деревни привел к демографически опасной черте, за которой естественное возрождение и старой крестьянской песни и частушки практически невозможно. Это относится прежде всего к северным и среднерусским областям, которые целое столетие были основной базой «производства» частушек.

Полное забвение посиделок и вечеринок, исполнение частушек только при веселых плясках (без участия молодежи) во время гуляний в деревне и городе укрепили взгляд на частушку только как на веселую, озорную, задорную песенку. Именно такая односторонняя характеристика дается всеми ныне пишущими о частушках.

Частушка – это короткая рифмованная народная песня (вне зависимости от того, быстро или протяжно она поется). Это относительно новый по содержанию и форме жанр устного народного творчества.

Частушки возникли во второй половине XIX века. Этот термин был введён писателем Г.И.Успенским в очерке «Новые народные песни» в 1889 году. В этом очерке Г.И.Успенский давал характеристики народных стишков.

Истоками частушек являются игровые и плясовые припевки, «сборные» хороводные песни, скоморошьи прибаутки, свадебные «дразнилки» и городские песни. Частушке свойственны злободневность тематики, неожиданность метафор и рифм, напевно-речитативный тип мелодики, импровизация на основе устойчивых музыкальных форм.

***

Ставьте ушки на макушке,
Слушайте внимательно,
Пропою я вам частушки,
Это занимательно.

***

Белка пела и плясала,
Словно заводная.
Все сапожки истоптала,
Шла домой босая.

***

Поручили бегемоту
Очень важную работу,
А упрямый бегемот
Сделал всё наоборот.

***

Шёл милёнок на свиданье,
Кот дорогу перешёл,
А милёнок испугался —
На свиданье не пришёл.

***

Мы с милёночком сидели
У реки под мостиком.
Он пошёл, а я сказала:
«Обезьяна с хвостиком.»

***

Ехал трактор синенький,
Машинист красивенький,
Я хотела ручку дать,
Его в пыли не видать.

***

Меня милый обманул,
Говорил летает.
Я пришла на аэродром,
А он подметает.

***

Меня милый обманул,
Мне на это наплевать,
Я такого лягушонка
Решетом могу поймать.

***

Мой милёнок, как телёнок,
Только разница одна:
Мой милёнок пьёт из кружки,
А телёнок из ведра.

***

Раньше были булочки,
А теперь батоны.
Раньше были девочки,
А теперь Мадонны!

***

Раньше были рюмочки,
А теперь бокалы.
Раньше были мальчики,
А теперь нахалы!

***

Динозавров наши предки
Рисовали на скале,
А теперь Семён виньетки
Вырезает на столе.

***

Начал важничать Вадим,
Ходит с видом гордым,
Словно стал не звеньевым,
А английским лордом!

***

Опоздания причину
Толя мигом сочинит —
То спасал от волка Зину,
То нашёл метеорит!

***

Всех быстрей Андрей бежит
И съезжает с горки.
А за партой он дрожит,
Словно мышка в норке!

***

Мокрым веником Егорка
Так и хлещет Ваню —
Генеральная уборка
Превратилась в баню!

***

Грязный Паша смотрит гордо
На ребят по праву,
Просто Паша — мастер спорта
По прыжкам в канаву!

***

Только начался урок,
Марина шлёт записку —
«Очень вкусный пирожок
Меняю на ириску!»

***

Всех Никита задирает,
Получает тумаки.
Кто-то марки собирает,
А Никита синяки!

***

Маша ела хохоча
Гречневую кашу.
Отмывали целый час
Гречневую Машу!

***

Хоть оценки и не очень,
Шура очень знаменит,
Потому что, между прочим,
Он ушами шевелит!

***

У Вадима нет терпенья,
Он урок не доучил
И за пол стихотворенья
Полчетвёрки получил!

***

Вова вертится в буфете,
Пробивается вперёд.
Пожалейте Вову, дети,
Дайте Вове бутерброд!

***

Костя сплетни узнает,
А потом разносит.
Всем по сплетне раздаёт,
Хоть его не просят.

***

Чемпионом прозванный,
Антон кидает в цель
Жёлтый неопознанный
Летающий портфель!

***

Даже в Танин день рожденья
Витя по привычке
Таню вместо поздравленья
Дёрнул за косички.

***

Вова время не терял,
Поздравляем Вовочку —
Он с три короба наврал
И еще коробочку!

***

Всё, что Петя подобрал,
Он в карман пихает.
Если Петя погулял,
Дворник отдыхает.

***

Не смотрите на меня,
Глазки поломаете!
Я не с вашего села,
Вы меня не знаете!

***

Гимнастерку перешили
Мне в портняжной как-то раз:
К рукавам карман пришили,
А к спине противогаз.

***

Купи папа лисапед,
Я поеду в сельсовет.
Председателю скажу,
Что я замуж выхожу!

***

Сидит милый на крыльце
С выраженьем на лице.
Выражает на лице,
Что сидит он на крыльце.

***

На окошке два цветочка
Голубой да синенький.
Про любовь никто не знает,
Только я да миленький.

***

Полюбила я его,
Чёрненького, кажется.
А он, рыжая собака,
Гуталином мажется.

***

Я на Колю в коридоре
Каблуками топала.
Хоть я Кольку не любила,
Но конфеты лопала.

***

Растяну гармонь пошире,
Ты послушай, милая:
Почему я не целую?
Ты еще сопливая!

***

За столом собрались гости,
Все довольные сидят.
А хозяева трясутся,
Неужели всё съедят?

***

Жили были дед да баба,
Ели кашу «Анкл-Бэнц».
И старуха, во дела,
Негритёнка родила.

***

Ноги синие у Гали,
Галю в клинику забрали.
Присмотрелись, а у Гали
Это джинсы полиняли.

***

Крошка сын к отцу пришёл,
И сказала кроха:
— «Тыщу» долларов на стол
Или будет плохо.

***

В детстве девочку, бывало,
Мать милицией пугала.
Теперь выросла девица,
Вся милиция боится.

***

Безбилетных дядю с тётей
Контролёр прогнал домой!
Дело было в самолёте…
Вёрст пятнадцать над землёй.

***

Милый мой лежит в «джакузе»,
Пейджерок лежит на пузе.
Мой милёнок — рэкетир,
Контролирует сортир.

***

Сидит милый на заборе
В алюминиевых штанах.
И кому какое дело,
Что ширинка на болтах.

***

Бабка деда хоронила,
Всю дорогу плакала,
А у деда из кармана
Самогонка капала.

***

Мы частушки вам пропели,
Хорошо ли, плохо ли.
А теперь мы вас попросим,
Чтоб вы нам похлопали!

Рекомендуем почитать

Наверх