Психолого-медико-педагогический консилиум. Презентация Психологическое сопровождение учащихся в коррекционном процессе на примере работы школьного ПМПк Механизм сопровождения обучающихся по результатам пмпк презентация

Русский язык 11.10.2023
Русский язык

Белоусова Н.Ю.

педагог-психолог

МБОУ СОШ №7


  • Письмо Министерства образования Российской федерации от 27.03.2000

№ 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения».

  • Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 05.09.2013 № 359-п «О Порядке организации предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации».
  • Постановление Администрации г.Сургута от 26.12.2013 № 9545 «Об обеспечении предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации».

  • Положение о психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации.
  • Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательной организации.

  • Помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации, предоставляется педагогами-психологами, социальными педагогами, учителями-логопедами, учителями-дефектологами и иными специалистами общеобразовательных организаций, МКУ «Центр диагностики и консультирования».
  • Предоставление помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации, оказывается на бесплатной основе и на основании заявления их родителей (законных представителей) .
  • Родители (законные представители) имеют право выбора предоставления помощи в общеобразовательной организации и (или) в МКУ «Центр диагностики и консультирования».


Психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников;

Коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с обучающимися, логопедическая помощь обучающимся;

Профориентационные и социально-адаптационные занятия.


  • Комплекс мероприятий по выявлению причин социальной дезадаптации обучающихся, оказанию им помощи и осуществлению их связи с семьей:

Диагностическое обследование;

Консультирование родителей (законных представителей) по выявленным проблемам;

Составление и реализация программ коррекционных и профилактических мероприятий для обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации, и родителей (законных представителей);

Динамическое наблюдение за эффективностью проводимых мероприятий.


  • Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение (ППМС сопровождение) – система комплексной работы, направленная на создание оптимальных условий для успешного обучения, развития и социализации ребенка, обеспечивающих сохранение благоприятного психологического климата в образовательной организации, повышение уровня психолого-педагогической культуры педагогов и родителей.
  • ППМС сопровождение образовательных отношений обеспечивается специалистами ППМС сопровождения: заместителем директора ОО, курирующим ППМС сопровождение, педагогами-психологами, учителями-логопедами, учителями-дефектологами, социальными педагогами, тьюторами.

Психолого-медико-педагогичсекий консилиум (ПМПк) - это форма взаимодействия всех участников психолого-педагогического сопровождения образовательных отношений в ОО, в рамках которой происходит разработка стратегии и планирование конкретного содержания и регламента психолого-педагогического сопровождения обучающегося.


Сбор информации

(подготовительный этап)

  • Сбор необходимой информации о ребенке.
  • Распределение функциональных обязанностей между участниками сопровождения.
  • Диагностика специалистами и составление заключений.
  • Выработка общего подхода.
  • Обоснование содержания коррекционно-развивающей работы и форм её реализации.
  • Выбор способов организации этого процесса с учетом ресурсов ребенка и возможностей ОО.
  • Разработка конкретной программы сопровождения на диагностической основе по отношению к конкретному ребенку с решением конкретных задач.

Проведение заседания ПМПк

(анализ и разработка программы сопровождения)

  • Выполнение решения ПМПк (реализация коррекционно-воспитательной работы).
  • Контроль за исполнением решения ПМПк.
  • Итоговая диагностика.
  • Рефлексия и анализ результатов.

Выполнение решения ПМПк

(реализация)


  • Перспективное направление ориентировано на предупреждение возможного неблагополучия в развитии ребенка, профилактику отклонений в обучении, поведении и воспитании.
  • Актуальное направление ориентировано на решение уже имеющихся проблем, связанных с теми или иными трудностями в обучении и воспитании детей, отклонениями в их поведении, общении, формировании личности.

Перспективное направление

(предупреждение возможного неблагополучия)

Актуальное направление

(решение уже имеющихся проблем)

Профилактика, просвещение, развитие

Предоставление ППМС помощи

(Положение о ПМП консилиуме;

Положение о ППМС помощи)

Индивидуальные карты развития

Коррекционные программы

Индивидуальные программы сопровождения

Профилактические, развивающие программы


Индивидуальная программа сопровождения является документом, фиксирующим и регулирующим взаимодействие педагогов и специалистов образовательной организации в работе с обучающимся, нуждающимся в комплексном сопровождении.


  • Индивидуальная программа сопровождения разрабатывается коллегиально в рамках деятельности ПМПк . Педагог и специалисты являются полноправными участниками работы над ней.
  • Разрабатывается на определенный ограниченный во времени период (полугодие, год). Продолжительность этого периода также является предметом обсуждения на консилиуме.
  • Определяется регламент деятельности всех участников совместной работы.
  • После окончательной разработки индивидуальная программа сопровождения должна быть согласована с родителями.


  • По окончании периода, на который рассчитана индивидуальная программа сопровождения, производится оценка достижений ребенка : динамики его развития, освоения отдельных компонентов образовательной программы, степень адаптированности в группе сверстников и т.д.
  • На следующих этапах на основании заключений всех специалистов консилиума ОО и педагогической характеристики происходит корректировка компонентов индивидуального сопровождения и разработка программы на новый период.

  • обучающиеся, испытывающие трудности в освоении основных общеобразовательных программ;
  • дети мигрантов;
  • обучающиеся с ОВЗ (коррекционный блок адаптированных образовательных программ);
  • одаренные дети;
  • обучающиеся, состоящие на учете в ОДН и ВШУ.

  • общие сведения об обучающимся;
  • проблема или категория обучающегося;
  • заключение ПМПК (для обучающихся с ОВЗ);
  • дата проведения ПМПк или Совета профилактики;
  • решение ПМПк или Совета профилактики;
  • актуальные проблемы обучающегося (недостаточный уровень развития познавательной сферы: уровень развития запоминания ниже возрастной нормы, низкая концентрация внимания, недостаточны сформированы представления об окружающем мире; частые пропуски уроков по неуважительной причине, правонарушения: употребление спиртосодержащих напитков, табакокурение и др.) ;
  • цель программы сопровождения (вытекает из актуальных проблем ребенка) ;
  • сроки реализации программы;
  • сроки динамического контроля;
  • содержание программы;
  • результат реализации индивидуальной программы сопровождения (динамика, эффективность проведенной работы, рекомендации по организации дальнейшего сопровождения или информация о завершении сопровождения).

Участники сопровождения

Направления деятельности

Классный руководитель

Задачи

Педагог-психолог

Учитель-логопед

Форма занятий, периодичность (общее количество, частота и длительность занятий)

Ожидаемый результат

Социальный педагог

Формы контроля (анкетирование

диагностика, тестирование, контрольные письменные работы и т.д.)

Медицинский работник

«Педагогический труд» - Научная организация педагогического труда. НОТ в общественном труде школьника. Научная организация труда. Учитель призван управлять обучением. Цель педагогического труда. Суть науки. Этапы работы по НОПТ. Интерпретация. Критерии реализации принципа. Фундаментальные законы НОТ. Важные дела. Организационное занятие.

«Тьютерское сопровождение» - Педагог. Активные методы обучения. Об образовании в Российской Федерации. Методы. Развитие и образование. Пилотное МБОУ. Основные трудности педагогов. Освоение новых педагогических технологий. Уровни психологической готовности. Формирование положительной учебной мотивации. Психологический аспект тьюторского сопровождения.

«Моя педагогическая философия» - Открытый урок по алгебре. НИПКиПРО. Цели и задачи своей педагогической деятельности: Система работы. 7б класс. При такой системе обучения ученик: Подготовка к классному часу. Трехуровневые домашние задания: Я горжусь своими детьми! И жниц ликующую рать Благослови, о Боже! Моя педагогическая философия.

«Педагогический коллектив» - Анкета 5. Уровень новаторста учителей в школьном коллективе. Анкета 5. Уровень новаторства учителей в школьном коллективе. Анкета 2. Информационная готовность педагогического коллектива. Заместитель директора по увр редько и.А. Система показателей инновационного потенциала педагогического коллетива (иппк).

«История педагогики» - Предмет музейной педагогики. Принципы. Экскурсия по музею. Формирование проектно-исследовательских умений и навыков. Воспитание культуры поведения. Формирование у дошкольников представления о музее. Практические: -самостоятельная работа; -разбор, анализ, систематизация материала, -природоохранная деятельность.

«Педагогика» - Органы деятельности высшего учебного заведения. Коррекционная педагогика. Высшее образование. Педагогика как наука. Педагогика высшей школы. Возрастная педагогика. Принципы деятельности высших учебных заведений. Профессиональная педагогика. Исследование закономерностей развития. Объект исследования педагогики.


Консилиум образовательного учреждения действует на основе Письма Министерства образования РФ(Приказ 27/901-6 от г.).Консилиум образовательного учреждения действует на основе Письма Министерства образования РФ(Приказ 27/901-6 от г.).


Примерное положение о психолого – медико - педагогическом консилиуме образовательного учреждения (27/90.1 – 6 от) Примерное положение о психолого-педагогическом консилиуме образовательного учреждения регулирует деятельность психолого-педагогического консилиума (в дальнейшем ПМПк) как структурного подразделения психолого-медико-педагогической службы (далее ПМПС) в системе образования в качестве ее низового звена, оказывающего помощь детям со специальными образовательными потребностями. 1.2 ПМПк представляет собой объединение специалистов данного образовательного учреждения организуемое при необходимости комплексного, всестороннего, динамического диагностико-коррекционного сопровождения детей, у которых возникают трудности адаптации к условиям данного образовательного учреждения в связи с отклонениями в развитии. 1.3 ПМПк не является самостоятельным учреждением и не имеет статуса юридического лица. Специалисты ПМПк выполняют соответствующую работу в рамках основного рабочего времени, имеющихся у них функциональных обязанностей, оплаты труда, корректируя индивидуальный план работы в соответствии с реальным запросом на участке в работе консилиума. 1.4 ПМПк в своей деятельности руководствуется федеральными законами, указами, распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями соответствующего органа управления образованием, Настоящим Примерным положением, уставом общеобразовательного учреждения, договором между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) обучающихся, воспитанников, Конвенцией ООН о правах ребенка, Законом Российской Федерации « Об образовании ».


Договор между образовательным учреждением (в лице руководителя образовательного учреждения) и родителями (законными представителями) обучающегося, воспитанника образовательного учреждения о его психолого-медико-педагогическом обследовании и сопровождении Руководитель образовательного учреждения _____________________________________ _______________ _____________________________________ _______________ (указать фамилию, имя. отчество) подпись_____________ М.П Руководители (законные представители) обучающегося, воспитанника _________________________________ ___________ _________________________________ ___________ _________________________________ ___________ (указать фамилию, имя, отчество ребенка и родителей (законных представителей), характер родственных отношений в соответствии с паспортными данными) подпись______________ М.П. Информирует родителей (законных представителей) обучающегося, воспитанника об условиях его психолого-медико-педагогического обследования и сопровождения специалистами ПМПк. Выражают согласие (в случае несогласия договор не подписывается) на психолого-медико-педагогическое обследование и сопровождение обучающегося, воспитанника в соответствии с показаниями, в рамках профессиональной компетенции и этики специалистов ПМПк.


Договор о взаимодействии психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) и психолого-медико- педагогического консилиума (ПМПк) образовательного учреждения Настоящим договором закрепляются следующие взаимные обязательства ПМПК (указать уровень ПМПК: региональная, муниципальная, др. ________________) и ПМПк образовательного учреждения _______________________________________________________________ (наименование образовательного учреждения) ПМПк обязуется: 1. Направлять детей и подростков с отклонениями в развитии для обследования на ПМПК в следующих случаях: при возникновении трудностей диагностики; в спорных и конфликтных случаях; при отсутствии в данном образовательном учреждении условий для оказания необходимой специализированной психолого-медико-педагогической помощи. 2. Информировать ПМПК соответствующего уровня: о количестве детей в образовательном учреждении, нуждающихся в специализированной психолого-медико- педагогической помощи; о характере отклонений в развитии детей, получающих специализированную психолого-медико-педагогическую помощь в рамках данного образовательного учреждения; об эффективности реализации рекомендаций ПМПК. ПМПК обязуется: 1. Проводить своевременное бесплатное обследование детей и подростков с отклонениями в развитии по направлению ПМПк образовательного учреждения, территориально относящегося к данной ПМПК, с последующим информированием ПМПк о результатах обследования. 2. Оказывать методическую помощь, обеспечивать обмен опытом между специалистами психолого-медико- педагогических консилиумов образовательных учреждений, территориально относящихся к данной ПМПК. 3. Осуществлять динамический контроль за эффективностью реализации рекомендаций по отношению к детям, прошедшим обследование на ПМПК, при необходимости вносить коррективы в рекомендации. 4. Информировать родителей о всех имеющихся в стране возможностях оказания ребенку психолого-медико- педагогической помощи (с опорой на имеющиеся в РФ базы данных) в соответствии с выявленными отклонениями в развитии и индивидуальными особенностями ребенка. Руководитель образовательного учреждения ____________________ (подпись) Председатель ПМПк ____________________ (подпись) М.П. Председатель ПМПК ____________________ (подпись) М.П.




Цель ПМПк- обеспечение диагностико-коррекционного психолого- медико- педагогического сопровождения обучающихся- воспитанников с отклонениями в развитии и/ или состоянии декомпенсации, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно- психического здоровья обучающихся, воспитанников. обеспечение диагностико-коррекционного психолого- медико- педагогического сопровождения обучающихся- воспитанников с отклонениями в развитии и/ или состоянии декомпенсации, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно- психического здоровья обучающихся, воспитанников.


Основные задачи ПМПк: -выявление и ранняя(с первых дней пребывания ребёнка в ОУ) диагностика отклонений в развитии и \или состояний декомпенсации;-выявление и ранняя(с первых дней пребывания ребёнка в ОУ) диагностика отклонений в развитии и \или состояний декомпенсации; -выявление актуальных и резервных возможностей развития ребёнка;-выявление актуальных и резервных возможностей развития ребёнка; -разработка рекомендаций учителю, родителям для обеспечения индивидуального подхода в процессе коррекционно-развивающего сопровождения;-разработка рекомендаций учителю, родителям для обеспечения индивидуального подхода в процессе коррекционно-развивающего сопровождения; -отслеживание динамики развития и эффективности индивидуализированных коррекционно-развивающих программ;-отслеживание динамики развития и эффективности индивидуализированных коррекционно-развивающих программ; -определение готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста, поступающих в школу, с целью вычленения «группы риска»;-определение готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста, поступающих в школу, с целью вычленения «группы риска»; -решение вопроса о создании в рамках данного образовательного учреждения условий, адекватных индивидуальными особенностями развития ребёнка;-решение вопроса о создании в рамках данного образовательного учреждения условий, адекватных индивидуальными особенностями развития ребёнка; -профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов; -выявление актуальных и резервных возможностей развития ребёнка;-профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов; -выявление актуальных и резервных возможностей развития ребёнка; -определение характера,продолжительности и эффективности специальной(коррекционной) помощи в рамках имеющихся в данном образовательным учреждении возможностей;-определение характера,продолжительности и эффективности специальной(коррекционной) помощи в рамках имеющихся в данном образовательным учреждении возможностей; -подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния, уровень школьной успешности, перспективное планирование коррекционно- развивающей работы, оценку его эффективности;-подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния, уровень школьной успешности, перспективное планирование коррекционно- развивающей работы, оценку его эффективности; -организация взаимодействия между педагогическим коллективом ОУ и специалистами, участвующих в работе ПМПк; при возникновении трудностей диагностики, конфликтных ситуаций, а также- отсутствии положительной динамики в процессе реализации рекомендации ПМПК.-организация взаимодействия между педагогическим коллективом ОУ и специалистами, участвующих в работе ПМПк; при возникновении трудностей диагностики, конфликтных ситуаций, а также- отсутствии положительной динамики в процессе реализации рекомендации ПМПК.


Функции ПМПк: - экспертно-диагностическая;- экспертно-диагностическая; - информационно-аналитическая;- информационно-аналитическая; - организационная;- организационная; - методическая;- методическая; - консультативная;- консультативная; - сопровождение;- сопровождение; - просветительская- просветительская


ПМПк имеет право затребовать следующие документы: - свидетельство о рождении ребёнка;- свидетельство о рождении ребёнка; -подробную выписку из истории развития ребёнка с заключениями узких специалистов;-подробную выписку из истории развития ребёнка с заключениями узких специалистов; -педагогическое представление;-педагогическое представление; -письменные работы и др.результаты самостоятельной продуктивной деятельности ребёнка.-письменные работы и др.результаты самостоятельной продуктивной деятельности ребёнка.


Представление на психолого–медико–педагогический консилиум школы Школа _____________________ Класс______________________ Ф. И. О.______________________________________________ Год рождения_______________ Дом. Адрес__________________________________________________________________________ 1. Семья из____________________________чел. Родители (Ф. И. О., место работы, возраст)_____ Мать________________________________________________________________________________ Отец________________________________________________________________________________ Проблемы семейного воспитания________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ 2. Состояние здоровья (общее развитие, болезни, отклонения)________________________________ _____________________________________________________________________________________ 3. Краткая характеристика проблемы:____________________________________________________ а) интеллектуального развития__________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ в) отклонения в поведении______________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ 4. Выводы о готовности к обучению, проблемы адаптации к школе__________________________ ______________________________________________________________________________________ 5. Основания для представления на психолого – педагогический консилиум (задачи педагогической реабилитации)__________________________________________________________ Дата заполнения ____________________________ Учитель ___________________ (подпись)


ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНОГО КОНСИЛИУМА Школа _____________________ Класс______________________Школа _____________________ Класс______________________ Ф. И. О.______________________________________________ Год рождения________________Ф. И. О.______________________________________________ Год рождения________________ Краткий анамнез речевого развития _____________________________________________________Краткий анамнез речевого развития _____________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Речевая среда и социальные условия _____________________________________________________Речевая среда и социальные условия _____________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Общая и мелкая моторика ______________________________________________________________Общая и мелкая моторика ______________________________________________________________ Артикуляционный аппарат _____________________________________________________________Артикуляционный аппарат _____________________________________________________________ Устная речь:Устная речь: Общее звучание речи:__________________________________________________________________Общее звучание речи:__________________________________________________________________ Понимание речи: _____________________________________________________________________Понимание речи: _____________________________________________________________________ Активный словарь: ____________________________________________________________________Активный словарь: ____________________________________________________________________ Грамматический строй речи: ___________________________________________________________Грамматический строй речи: ___________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Слоговая структура речи: ______________________________________________________________Слоговая структура речи: ______________________________________________________________ Звукопроизношение: __________________________________________________________________Звукопроизношение: __________________________________________________________________ Фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез: ____________________________________Фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез: ____________________________________ Связная речь: ________________________________________________________________________Связная речь: ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Темп и плавность речи: ________________________________________________________________Темп и плавность речи: ________________________________________________________________ Письмо:_____________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________Письмо:_____________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ Чтение:_____________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________Чтение:_____________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ Заключение:_________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________Заключение:_________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ Рекомендации: _______________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________Рекомендации: _______________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________ Дата обследования: _____________________ Подпись специалиста:_______________________Дата обследования: _____________________ Подпись специалиста:_______________________


ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНОГО КОНСИЛИУМА Школа _____________________ Класс______________________Школа _____________________ Класс______________________ Ф. И. О.______________________________________________ Год рождения________________Ф. И. О.______________________________________________ Год рождения________________ Особенности эмоционально – личностной сферы___________________________________________Особенности эмоционально – личностной сферы___________________________________________ ______________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ Особенности мотивационно – волевой сферы_____________________________________________Особенности мотивационно – волевой сферы_____________________________________________ ______________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ Привычки и интересы _________________________________________________________________Привычки и интересы _________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Особенности памяти___________________________________________________________________Особенности памяти___________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Особенности внимания_________________________________________________________________Особенности внимания_________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Особенности мышления________________________________________________________________Особенности мышления________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Особенности восприятия_______________________________________________________________Особенности восприятия_______________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Заключение школьного психолога (уровень актуального развития, специфические особенности в указанных сферах, рекомендации по коррекционной работе)Заключение школьного психолога (уровень актуального развития, специфические особенности в указанных сферах, рекомендации по коррекционной работе) __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Дата обследования: _____________________ Подпись специалиста:_______________________Дата обследования: _____________________ Подпись специалиста:_______________________


Заключение консилиума от ________________________ Ф. И. О. ученика, возраст, класс: ____________________________________________________________________________________ Участники консилиума:______________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ Актуальное состояние: _______________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ Наличие отклонений и особенностей развития: _________________________________________ ____________________________________________________________________________________ Содержание сопровождающей деятельности участников консилиума Участники консилиума Содержание работы Подписи Контрольный срок:________________________________________________ Подпись руководителя: ____________________ Результаты: ______________________________________________________ Подпись руководителя: __________________ Подпись руководителя: __________________ Дата:____________________ Дата:____________________


Плановые внеплановые Заседания ПМПк подразделяются на плановые и внеплановые и проводятся под руководством председателя Плановый консилиум решает следующие задачи: 1) определение путей психолого- медико-педагогического сопровождения детей; 2) выработка согласованных решений по определению образовательного коррекционно-развивающего маршрута и дополнительных программ развивающей или коррекционной работы; 3) динамическая оценка состояния ребенка и коррекция ранее намеченной программы; 4) решение вопроса об изменении образовательного маршрута, развивающей и коррекционной работы по завершении обучения (окончании учебного года) Задачами внепланового консилиума являются: 1) решение вопроса о принятии каких- либо необходимых экстренных мер по выявившимся обстоятельствам (в том числе, каким специалистом должен быть проконсультирован ребенок в первую очередь); 2) изменение направления ранее проводимой коррекционно- развивающей работы в изменившейся ситуации или в случае ее неэффективности; 3) решение вопроса об изменении образовательного маршрута либо в рамках деятельности данного образовательного учреждения, либо в подборе иного типа учебного заведения (повторное прохождение психолого-медико- педагогической комиссии).


Рабочая документация ПМПк Рабочая документация ПМПк п/п Дата, время Ф.И.О. ребенка Дата рождения (число, месяц, год) Пол Инициатор обращения Повод обращения График консуль- тирования специалис- тами В ПМПк ведётся следующая документация: 1.Журнал предварительной записи детей на ПМПк 2. Журнал регистрации плановых внеплановых консилиумах. 3.Журнал регистрации заключений и рекомендаций специалистов и коллегиального заключения и рекомендаций ПМПк п/ п Дата, время Ф.И.О. ребенка Дата рождения (число, месяц, год) Пол Пробле- ма Заключение специалиста или коллегиаль- ное заключение ПМПк Рекоменда- ции Специалист или состав ПМПк


4.Карта (папка) развития обучающегося, воспитанника Основные блоки 1.«Вкладыши»: педагогическая характеристика; выписка из истории развития; при необходимости получения дополнительной медицинской информации о ребенке медицинская сестра ПМПк направляет запрос в детскую поликлинику по месту жительства ребенка. 2. Документация специалистов ПМПк (согласно учрежденным формам): заключения специалистов ПМПк; коллегиальное заключение ПМПк; дневник динамического наблюдения с фиксацией: времени и условий возникновения проблемы, мер, предпринятых до обращения в ПМПк, и их эффективности, сведений о реализации и эффективности рекомендаций ПМПк.


5.Приказ директора о создании ПМПк. 5.Приказ директора о создании ПМПк. 6.Список специалистов ПМПк. 6.Список специалистов ПМПк. 6.График плановых заседаний ПМПк. 6.График плановых заседаний ПМПк. 7.Списки классов (групп) коррекционно-развивающей, иной специальной образовательной направленности, находящихся под динамическим наблюдением специалистов ПМПк. 7.Списки классов (групп) коррекционно-развивающей, иной специальной образовательной направленности, находящихся под динамическим наблюдением специалистов ПМПк. 8.Нормативные и методические документы, регулирующие деятельность специалистов ПМПк. 8.Нормативные и методические документы, регулирующие деятельность специалистов ПМПк. 9.Журнал регистрации архива консилиума. 9.Журнал регистрации архива консилиума. Архив консилиума, состоит из: журналов записи, протоколов консилиума и карт развития детей.Архив консилиума хранится в течении 10 лет и выдаётся только членам консилиума, о чём в журнале регистрации архива консилиума делается соответствующая запись. Архив консилиума, состоит из: журналов записи, протоколов консилиума и карт развития детей.Архив консилиума хранится в течении 10 лет и выдаётся только членам консилиума, о чём в журнале регистрации архива консилиума делается соответствующая запись.



Организация, задачи и направления деятельности ПМПк образовательных организаций для учета особых образовательных потребностей детей с ОВЗ Педагог-психолог сектора коррекционной работы с детьми с ОВЗ КГБОУ КЦПМСС Данченко Ирина Анатольевна 2015 год

Слайд 2

В условиях введения и реализации ФГОС общего образования

Одним из важнейших звеньев системы сопровождения процессов развития ребенка в образовательных организациях является психолого-медико-педагогический консилиум

Слайд 3

Консилиум

Постоянно действующий, скоординированный, объединенный общими целями коллектив специалистов, реализующий стратегию сопровождения; Одна из организационных форм сопровождения в образовательной организации; Совещание лиц, осуществляющих постановку психолого-педагогического диагноза и выработку коллективного решения о мерах воздействия на детей.

Слайд 4

Слайд 5

Школьный консилиум в образовательном учреждении, не являющемся коррекционным, - это объединение специалистов разного профиля, занимающихся развитием, обучением и адаптацией детей с особенностями развития по разным направлениям и осуществляющих контроль за результативностью этой деятельности. Его цель – создание системы психолого-медико-педагогического (ПМП) сопровождения детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы.

Нормативно-правовой и методической основой деятельности ПМПк образовательного учреждения является Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 №27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения». Методическое руководство работой ПМПк осуществляет районная, городская, центральная психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК).

Слайд 6

Цель консилиума:

Организация комплексного сопровождения обучающихся, обучающихся с ОВЗ, исходя из реальных возможностей О.О., через определение и обеспечение адекватных условий их развития, обучения и воспитания в соответствии с их специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья обучающихся.

Слайд 7

ПМП сопровождение в общеобразовательной организации предполагает следующие виды работ:

Профилактика дезадаптивных состояний обучающихся, их школьной неуспешности; Диагностика (индивидуальная и групповая); Консультирование администрации образовательной организации, педагогов, родителей (зак. предст.); Психолого-педагогическое просвещение, формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности администрации О.О., педагогов, родителей; Коррекционно-развивающая работа (индивидуальная и групповая).

Слайд 8

Задачи консилиума (5)

Своевременное выявление и ранняя (с первых дней пребывания в образовательной организации) диагностика отклонений в развитии или других состояний; Выявление резервных возможностей ребенка, разработка индивидуальной программы развития и рекомендаций педагогу для обеспечения обоснованного дифференцированного подхода в процессе обучения (коррекционного обучения) и воспитания; Профилактика физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок и срывов, организация лечебно-оздоровительных мероприятий;

Слайд 9

Подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния; 5. Направление ребенка на территориальную (центральную) ПМПК при возникновении трудностей диагностики, конфликтных ситуаций, а также при отсутствии положительной динамики в процессе реализации рекомендаций ПМПк или индивидуальной программы развития, с подготовленным заключением о состоянии психосоматического здоровья и развитии ребенка (для внесения изменений в заключение ПМПК о программе дальнейшего развития).

Слайд 10

Организация психолого-медико-педагогического консилиума

ПМПк организуется на базе образовательного учреждения любого типа и вида, утверждается приказом руководителя образовательного учреждения. ПМПк работает во взаимодействии с вышестоящими структурными подразделениями и с психолого-медико-педагогической комиссией. Школьный (ПМПк) - этоосновное звенов деятельности психолого-медико-педагогической службы образовательной организации. Общее руководство ПМПк возлагается на руководителя образовательной организации.

Слайд 11

Состав консилиума:

Председатель консилиума - заместитель руководителя образовательной организации по УВР. Опытные педагоги, учителя специальных (коррекционных) классов. Педагог-психолог. Педагог -дефектолог. Учитель-логопед. Социальный педагог. Врач-педиатр (медсестра), при необходимости приглашаются другие специалисты из поликлиник (ЦРБ): невропатолог, психиатр, окулист, ортопед и др.

Слайд 12

просветительская реабилитирующая консультативная функция сопровождения организационная Прогностическая экспертно - диагностическая Основные функции ПМПк

Слайд 13

Специалисты консилиума должны руководствоваться в работе следующими принципами ПМП сопровождения:

Непрерывности. Комплексности. Индивидуального подхода. Системного сопровождения. Семейной центрированности. Партнерства. Междисциплинарного взаимодействия. Добровольности. Открытости. Конфиденциальности. Уважения к личности ребенка. Уважения к личности родителя. Профессиональной ответственности. Информированного согласия.

Слайд 14

Этапы работы консилиума

1. Индивидуальное обследование ребенка специалистами консилиума. Диагностика и обследование ребенка начинается либо с запроса родителей (лиц, их замещающих), либо с запроса учителя, воспитателя, администрации О.О. с согласия родителей. Последнее должно быть документально зарегистрировано в виде подписи одного из родителей в карте развития или в каком-либо другом документе, заводимом на ребенка в О.О. 2. Коллегиальное обсуждение: определение образовательного маршрута и коррекционной помощи. Коллегиальное обсуждение результатов обследования позволяет: выработать единое представление о характере и особенностях развития ребенка; определить общий прогноз его развития; определить комплекс коррекционно-развивающих мероприятий (СИПР); выбрать индивидуальный образовательный маршрут.

Слайд 15

Этапы работы консилиума (продолжение)

3. Согласование деятельности специалистов по коррекционно-развивающей работе. Эффективное распределение и согласование воздействия специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда, социального педагога и др.) на ребенка. Чаще всего координацией деятельности специалистов в ситуации совместного сопровождения ребенка занимается психолог. В ходе консилиума решение любой задачи сопровождения облекается в конкретные направления деятельности, мероприятия, психологические и педагогические технологии для создания благоприятных условий обучения и развития обучающихся школы. 4. Реализации рекомендаций членов консилиума. В завершение этого этапа работы проводится динамическое обследование ребенка (оценка его состояния после окончания цикла коррекционно-развивающей работы) или итоговое обследование.

Слайд 16

Модель взаимодействия специалистов социально- психологической службы образовательного учреждения

Слайд 17

Школьный психолого – медико – педагогический консилиум как основа комплексного сопровождения обучающихся.

Шк. П М П (к) Разработка стратегии сопровождения Определение статуса ученика Д И А Г Н О С Т И К А Кор. работа консультации метод. работа групповая подгрупповая индивидуальная педагоги родители Участие: ШМО педсоветы самообразование первичная углублённая динамическая итоговая

Слайд 18

Модель коррекционно– развивающего сопровождения образовательного процесса.

Школьный ПМП(к) Основные цели и задачи сопровождения Структура коррекционно - развивающего сопровождения Локальные акты Психологическое сопровождение Логопедическое сопровождение Дефектологическое сопровождение Медико - социальное сопровождение Диагностика Коррекционно - развивающая работа Консультации Методическая работа Результативность коррекционно - развивающего сопровождения: Заполнение индивидуальных карт психолого - медико - педагогического сопровождения Годовой отчёт узких специалистов по результатам сопровождения Диагностический пакет материалов по классам и на каждого ребёнка

Слайд 19

Родительские собрания Лекции для родителей Тематические беседы Индивидуальные консультации Разработка рекомендаций Памятки для родителей Взаимопосещение уроков Лекции для педагогов Тематические беседы Совместные мероприятия (урочные, внеурочные) Индивидуальные консультации Разработка рекомендаций Памятки для педагогов Формы Формы взаимодействия взаимодействия с родителями с педагогами Дефектологическое, логопедическое, психологическое консультирование и просвещение родителей и педагогов (IV раздел, п 28 ФГОС НОО).

Слайд 20

педагог ДО социолог врач ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ воспитатель учитель психолог дефектолог логопед ученик Индивидуальные занятия по коррекции: когнитивной сферы; эмоционально - волевой сферы; - поведенческих проблем. Диагностика и коррекция речевого развития. Учёт особенностей усвоения материала. Дозировка материала. Наблюдение и оформление запросов. Коррекция детско - родительских отношений. Профилактика асоциального поведения. Профориентация. Занятия в кружках. Внеклассная деятельность. Педагогическое сопровождение всех этапов УД. Классные часы. Часы подготовки домашнего задания. Индивидуальная работа во второй половине дня. - Психиатрическое изучение ребёнка в процессе обучения и воспитания в различных видах деятельности. Профилактический осмотр. Контроль за здоровьем учащихся. Выявление структуры и степени выраженности нарушений. Контроль за полученными знаниями на уроках.

Слайд 21

Деятельность и ожидаемые результаты ПМП консилиума:

Составление индивидуального образовательного маршрута, СИПР; Разработка стратегии и тактики сопровождения развития ребенка в условиях школы; Профилактика физических, интеллектуальных и психологических перегрузок, эмоциональных срывов, организация лечебно-оздоровительных мероприятий по отношению к каждому обучающемуся с ОВЗ; Консультативная помощь семье в вопросах коррекционно-развивающего воспитания и обучения; Снижение числа дезадаптивных состояний обучающихся.

Слайд 22

Регламент работы консилиума:

Место проведения: консилиум может проходить в любом помещении школы. Периодичность созыва консилиума: созывается по итогам проведенных плановых обследований, но не реже, чем 1 раз в четверть. Основная форма работы консилиума - обмен заключениями в форме свободного обсуждения. Отношения участников консилиума декларируются как партнерские и строятся на строго паритетных началах. Каждый специалист должен уметь квалифицированно изложить коллегам ту часть психолого-педагогической информации, за которую он отвечает. Заседание консилиума стенографируется любым доступным способом. Итоги работы консилиума оформляются в виде общего заключения по каждому случаю.

Слайд 23

Общее заключение

Включает в себя констатирующую и программную части. Констатирующая часть. Состоит из характеристики ребенка: феномен состояния, наличие отклонений или нарушений в развитии. Программная часть. Включает стратегию сопровождения и помощи и рекомендации конкретному обучающемуся.

Слайд 24

Стратегия сопровождения и помощи

Ориентирована на возможности соответственно школьного психолога, логопеда, медика, возможности индивидуализации педагогической деятельности педагогом-участником консилиума. То есть она опирается на функционал всех перечисленных субъектов деятельности как абсолютно самостоятельный так и совместный. На основании разработанной стратегии сопровождения и помощи определяются рекомендации педагогам и родителям, составляется индивидуальный образовательный (коррекционно-образовательный) маршрут, СИПР. В случае обнаружения у ребенка выраженных отклонений (нарушений) в развитии или специальных потребностей, которые не могут быть удовлетворены в общеобразовательной школе, он направляется на ПМПК. В этом случае деятельность консилиума является диспетчерской: информирование родителей и направление ребенка на ПМПК.

Слайд 25

Форма заключения консилиума:

Оценка развития (феномен развития, наличие отклонений или нарушений развития). Стратегия сопровождения и помощи педагога, психолога, логопеда, медика, соц.педагога в рамках функциональных обязанностей. Рекомендации. Взаимодействие всех субъектов консилиума осуществляется по поводу конкретной проблемы (прием детей в школу, формирование классов, конфликтной ситуации в классе, школьная неуспешность и т.д.). Во всех случаях выделяются два крупных блока: 1. обмен сведениями по поводу проблемы; 2. взаимодействие субъектов (обоюдная помощь в выполнении профессиональных обязанностей) при решении проблемы.

Слайд 26

Показатели развития ребенка, выносимые для обсуждения консилиума

Медиком Уровень и гармоничность физического развития, физкультурная группа; Биологический возраст; Состояние органов зрения, слуха, опорно-двигательной системы; Кривая заболеваемости за последний год; Факторы риска (наличие в прошлом заболеваний или травм, которые могут сказаться на развитии ребенка; пороки развития; наличие хронических заболеваний в стадии ремиссии, способных привести к дезадаптации).

Слайд 27

Педагогом-психологом Школьная успешность, включающая в себя учебную мотивацию, учебную самооценку, удовлетворенность своей учебной деятельностью; Система эмоциональных отношений ребенка к семье, сверстникам, школе; Психическое состояние ребенка (работоспособность, эмоциональная стабильность, самочувствие, адекватный эго-контроль и др.); Социально-психологический статус ребенка в семье, среди сверстников, значимых взрослых; Сформированность познавательных процессов и их произвольность; Наличие выраженных признаков психологической дезадаптации.

Слайд 28

Педагогом Познавательная деятельность ребенка в обучении и воспитании (глубина и прочность усвоения материала, пробелы в знаниях, адаптивность к различным формам и методам обучения); Развитие личности обучающегося (уровень воспитанности, взаимоотношения со сверстниками, взрослыми, статус в детском коллективе, интересы, увлечения); Педагогический прогноз учебных возможностей; Потребность в помощи со стороны участников педагогического консилиума.

Слайд 29

Учителем-логопедом Устная речь (звукопроизношение, состояние словаря, грамматический строй речи, связная речь); Письменная речь (состояние чтения и письма); Речевое окружение ребенка (недостатки речи у членов семьи, двуязычие и др.); Занятия с логопедом в дошкольном возрасте.

Слайд 30

Социальным педагогом Характеристика форм семейного воспитания; Психологический климат в семье.

Слайд 31

1. Вильшанская А.Д., Прилуцкая М.И., Протченко Е.М. Психолого-медико-педагогический консилиум в школе: Взаимодействие специалистов в решении проблем ребенка. Издательство «Генезис». 2. Екжанова Е.А., Фроликова О.А. Технологии успеха на старте школьного обучения. М., 2012. 3. Екжанова Е.А., Резникова Е.В. Основы интегрированного обучения. М., 2008. 4. Еремина А.А. Деятельность учителя-дефектолога в общеобразовательной организации. Методическое пособие. М.: ЛОГОМАГ, 2013. 5. Игнатьева С.А., Блинков Ю.А. Логопедическая реабилитация детей с отклонениями в развитии. М., 2004. 6. Калягин В.А., Овчинникова Т.С. Психолого-педагогическая диагностика детей и подростков с речевыми нарушениями. СПб., 2005. 7. Кисова В.В., Корнева И.А. Практикум по специальной психологии. СПб., 2006.

Слайд 32

8. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. СПб., 2003. 9. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. М., 2003. 10. Никуленко Т.Г., Самыгин С.И. Коррекционная педагогика. Ростов-на Дону, 2009. 11. Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья /Д.И. Бойков, С.В. Бойкова, Н.Е. Граш и др. М., 2003. 12. Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка /Под ред. М.М. Семаго. М., 1999. 13. Психолого-педагогическая диагностика /Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. М., 2006. 14. Ратнер Ф.Л., Юсупова А.Ю. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в обществе здоровых детей. М., 2006.

Слайд 33

15. Рекомендации по организации и содержанию деятельности школьного психолого-медико-педагогического консилиума: Методическое пособие для руководителей образовательных учреждений, специалистов школьных психолого-медико-педагогических консилиумов. /Составители: Э.М. Александровская, И.В. , Коновалова - М.:МГППУ, 2006. 16. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы. М., 2000. 17. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. СПб., 2006. 18. Шилова Т.А. Психодиагностика и коррекция детей с отклонениями в поведении. М., 2005.

Рекомендуем почитать

Наверх