Воздушное судно терпящее бедствие. Энциклопедия техники Что такое Воздушное судно, терпящее бедствие, что означает и как правильно пишется. Спасение опустившегося на дно

Обществознание 04.03.2024

Неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие (ст. 270 УК РФ)

В качестве непосредственного объекта выступает общественное отношение, обеспечивающее безопасность движения и эксплуатации водного транспорта. Дополнительным объектом являются интересы жизни, здоровья и собственности. Потерпевшими признаются терпящие бедствие люди (один человек), находящиеся в воде, на борту тонущего судна, в лодке или на плоту, жизни и здоровью которых угрожает серьезная опасность.

С объективной стороны рассматриваемое преступление выражается в невыполнении капитаном судна его международно-правовой обязанности по оказанию терпящим бедствие на море или на ином водном пути (судоходном озере или реке) при наличии в создавшейся обстановке реальной возможности оказания помощи людям, терпящим бедствие, без серьезной опасности для своего судна, его экипажа и пассажиров.

Ведомственными нормативными правовыми актами, действующими на морском и речном флоте, а также отдельными положениями международного права предусмотрены требования, согласно которым капитан корабля, получивший сигнал бедствия или обнаруживший на водных путях находящегося в опасности человека, плот, судно, обязан оказывать помощь терпящим бедствие, одновременно принимая все меры к тому, чтобы не подвергнуть опасности свое судно. В случае, когда оказание помощи сопряжено с серьезной опасностью для судна, экипажа и пассажиров, капитан освобождается от указанной обязанности. Серьезной признается опасность, угрожающая судну в целом, а также жизни и здоровью пассажиров и членам экипажа (наличие реального риска взрыва, пожара на судне, опасность оказаться за бортом и т.д.). По общему правилу не может признаваться серьезной опасность, угрожающая материальным ценностям, находящимся на судне. Не могут служить обстоятельствами, оправдывающими неоказание помощи терпящим бедствие, такие аргументы, как нарушение графика плавания, сроков прибытия в пункт назначения, наступления имущественного ущерба (как в виде прямого материального вреда, так и упущенной выгоды) и т.п.

Отказ терпящих бедствие от принятия помощи по общему правилу исключает состав данного преступления.

Состав формальный и преступление считается оконченным с момента бездействия капитана в условиях необходимости оказания помощи терпящим бедствие на море или ином водном пути. При решении вопроса об ответственности капитана за неприбытие к месту, где терпит бедствие водное судно, надлежит установить, что капитаном корабля получен сигнал «sos». Информация о бедствии может поступить как от экипажа судна, терпящего бедствие, так от третьих лиц. Кроме того, необходимо установить, что получившее просьбу о помощи водное судно находилось от терпящих бедствие на расстоянии, позволяющим прибыть к месту происшествия для ее оказания. Ответственность наступает независимо от того, спаслись или погибли терпящие бедствие люди.

Состав неоказания капитаном судна помощи терпящим бедствие опирается на положения ст. 98 Конвенции ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 г., согласно которой каждое государство вменяет в обязанность капитану любого судна, плавающего под его флагом, в той мере, в какой капитан может это сделать, не подвергая к серьезной опасности судно, экипаж или пассажиров (оказывать помощь любому обнаруженному в море лицу, которому угрожает гибель; следовать со всей возможной скоростью на помощь терпящим бедствие, если ему сообщено, что они нуждаются в помощи, поскольку на такое действие с его стороны можно разумно рассчитывать; после столкновения оказать помощь другому судну, его экипажу и его пассажирам и, когда это возможно, сообщить этому другому судну наименование своего судна, порт его регистрации и ближайший порт, в который оно зайдет).

По объективной стороне преступления на квалификацию влияет место совершения преступления и обстановка. Местом совершения выступают водные пути. Под водными путями понимается водное пространство, которое используется для судоходства. К ним относятся открытые и внутренние моря, территориальные воды РФ и другого государства. Обстановка -- терпящее бедствие судно, лодка и т.д.

С субъективной стороны это преступление совершается с прямым умыслом, т.е. капитан судна сознает наличие серьезной опасности для людей, которые терпят бедствие на водном пути, и то, что у него имеется возможность оказать им помощь без ущерба для своего корабля, но желает уклониться от оказания необходимой людям помощи. Мотив и цель преступления на квалификацию не влияют. Мотивами поведения капитана могут быть враждебное отношение к экипажу и пассажирам судна другой страны, ложно понятые интересы службы, карьеристские соображения и другие побуждения.

Субъект преступления специальный -- капитан судна либо лицо, исполняющее обязанности капитана во время его болезни или в связи с его отдыхом.

Действия членов экипажа, не выполнивших приказ капитана об оказании помощи терпящим бедствие, могут быть квалифицированы по ст. 125 УК. По этой же статье несет ответственность капитан судна, терпящего бедствие, за неоказание помощи членам своего экипажа или пассажирам. Оставление погибающего военного корабля командиром, не исполнившим до конца свои служебные обязанности, влечет ответственность по ст. 345 УК РФ. Кадников Н.Г. Уголовное право. Общая и Особенная части [текст]: Учебник / под ред Н.Г. Кадникова. - М.,2006.С.731

Что такое "Воздушное судно, терпящее бедствие"? Как правильно пишется данное слово. Понятие и трактовка.

Воздушное судно, терпящее бедствие Воздушное судно, терпящее бедствие Воздушное судно признаётся терпящим бедствие, если ему самому или людям, находящимся на его борту, угрожает непосредственная опасность, которая не может быть устранена самим экипажем. По регламентам международным авиационным, аварийная стадия подразделяется на стадию неопределённости (характеризуется наличием неуверенности в безопасности воздушного судна и находящихся на его борту лиц); стадию тревоги (означает, что существуют опасения в отношении указанной безопасности); стадию бедствия (характеризуется наличием обоснованной уверенности в том, что воздушному судну и находящимся на его борту лицам грозит серьёзная и непосредственная опасность или им требуется оказать немедленную помощь). В нашей стране действия командира В. с., т. б., его экипажа и других лиц регулируются Воздушным кодексом СССР. Прежде всего В. с., т. б., должно подавать сигналы бедствия. Для всей авиации установлены сигнал «СОС», а также сигналы срочности и предупреждения об опасности. Сигналы бедствия передаются и принимаются на действующих каналах управления воздушным движением, общих каналах связи и пеленгации, а также на частоте международной спасательной службы. При полётах над морем экипаж передаёт эти сигналы и на международной частоте для морской судов. Сигналы срочности передаются только на частотах связи с органами управления воздушным движением. Экипаж В. с., т. б., одновременно с сигналом «СОС» включает сигнал бедствия, аппаратуру опознавания, а затем сообщает своё местонахождение (координаты) и передаёт сигналы для радиопеленгования, после чего сообщает о характере происшествия и необходимости помощи. В случае невозможности продолжения полёта В. с., т. б., командир должен принять решение о вынужденной посадке, при этом средства автоматической передачи сигналов пеленгирования, если они имеются, должны быть постоянно включены. Командир воздушного судна, принявший сигнал бедствия от другого воздушного судна либо обнаруживший В. с., т. б. или потерпевшее бедствие, обязан оказать ему помощь (если он может это сделать без опасности для вверенного ему судна, пассажиров и экипажа), отметить на карте место бедствия и сообщить о бедствии органу управления воздушным движением. Экипаж любого воздушного судна должен, кроме того, продолжать следить за передачей информации о бедствии на установленной частоте. Передачи сообщений с других воздушных судов на этой же частоте, не вызываемые крайней необходимостью, запрещаются до особого указания диспетчера. Органы управления воздушным движением обязаны принимать все возможные меры к оказанию помощи В. с., т. б. или потерпевшему бедствие, в том числе иностранному В. с. Табл.-Международная таблица сигналов

3. Действия экипажа самолета спасательной службы

5. Навигация

6. Применение радиотехнических средств

6. Визуальное обнаружение самолета

7. Порядок действий при потере ориентировки

1. Перехват самолетов, терпящих бедствие, самолетами спасательной службы

Общие положения.

Задачей перехвата терпящего бедствие самолета, осуществляемого самолетом спасательной службы, является установление визуального или радиоконтакта с самолетом, терпящим бедствие, оказание ему необходимой помощи и сопровождение его к пункту, где он может совершить безопасную посадку. Перехват осуществляется в основном самолетами Аварийно-спасательной службы ВВС и Спасательной службы Береговой охраны. Перехват терпящих бедствие самолетов имеет своей главной целью оказание помощи самолету, а поэтому он во многих случаях может считаться мерой предупреждения аварии. Если же терпящий бедствие самолет совершит вынужденную посадку на землю или на воду еще до встречи с самолетом спасательной службы, то в этом случае спасательная служба немедленно приступает к поиску самолета, потерпевшего аварию, и спасению пострадавших.

Принцип применения.

Самолеты спасательной службы посылаются для перехвата любого самолета, терпящего бедствие, потерявшего ориентировку или попавшего в другое затруднительное положение, угрожающее безопасности людей на борту самолета.

Осуществление перехвата.

Руководство перехватом терпящего бедствие самолета до момента установления двухсторонней связи между обоими самолетами осуществляется обычно Координационным центром спасательной службы. После установления двухсторонней радиосвязи между спасательным самолетом и самолетом, терпящим бедствие, командир спасательного самолета действует самостоятельно. Это необходимо для повышения оперативности, для исключения возможных ошибок и для разгрузки канала радиосвязи от передачи с земли ненужных инструкций и сообщений. Все указания с земли для терпящего бедствие самолета от наземного управления перехватом и диспетчерской службы передаются через спасательный самолет.

Курс перехвата.

Перехват терпящего бедствие самолета может выполняться самолетом спасательной службы на встречных и на пересекающихся курсах. И в том и в другом случае перехват может осуществляться с помощью навигационных расчетов или радиотехнических средств. Выбор спо-■ соба перехвата зависит от местонахождения самолета, терпящего бедствие, и степени опасности, угрожающей самолету 1 .

А. Перехват на встречных курсах.

Во всех случаях, когда позволяет обстановка, выгодно применить перехват на встречных курсах, так как при таком виде перехвата для встречи с самолетом, терпящим бедствие, затрачивается минимальное время и возможность ошибки в этом случае невелика. Кроме того, терпящему бедствие самолету не приходится менять курс для встречи с самолетом-перехватчиком, за исключением случаев, когда им потеряна ориентировка или когда в соответствии с навигационными расчетами необходимы незначительные изменения курса.

Б. Перехват на пересекающихся курсах.

Если терпящий бедствие самолет держит курс на ближайший пригодный для посадки аэродром, а спасательный самолет находится в стороне от его маршрута, то перехват производится на пересекающихся курсах. Задача самолета-перехватчика в этом случае состоит в том, чтобы пересечь линию пути терпящего бедствие самолета с таким расчетом, чтобы в точке пересечения произошла встреча обоих самолетов. Такой способ перехвата возможен только тогда, когда путевые скорости обоих самолетов приблизительно одинаковы, а спасательный самолет находится где-нибудь между терпящим бедствие самолетом и аэродромом, на который он держит курс.

Порядок сопровождения.

После встречи с терпящим бедствие самолетом самолет-перехватчик сопровождает его, поддерживая с ним непрерывный контакт (визуальный или с помощью радио до момента его посадки). Самолет-перехватчик должен по возможности держаться сзади и выше самолета, терпящего бедствие, на расстоянии, которое обеспечивает наилучший радио - или визуальный контакт.

Наблюдались случаи, когда после встречи самолет, терпящий бедствие, имея скорость, большую, чем самолет-перехватчик, обгонял его и продолжал полет один. Бывают, конечно, обстоятельства, когда это может быть оправдано необходимостью, но, как правило, оба самолета должны лететь вместе.

2. Порядок действий при вылете по тревоге

Действия Координационного центра спасательной службы

А. Данные, сообщаемые экипажу спасательного самолета, вылетающему по тревоге.

Координационный центр спасательной службы собирает все имеющиеся данные о самолете, терпящем бедствие.

Однако в первую очередь его интересуют наиболее существенные данные, необходимые для инструктажа дежурного экипажа, вылетающего по тревоге. Дополнительные сведения могут быть переданы экипажу спасательного самолета позже, после его вылета. Наиболее существенными сведениями, необходимыми в первую очередь, являются:

Тип самолета и его опознавательные данные.

Характер бедствия и решение командира корабля.

Местонахождение, время, курс, высота, путевая скорость и расчетное время прибытия на аэродром назначения.

Частота, используемая терпящим бедствие самолетом для связи по маршруту полета, и аварийные частоты в УКВ и дециметровом диапазонах.

Метеорологическая обстановка и данные о ветре (по сообщениям терпящего бедствие самолета или местной метеостанции),

Б. Инструктаж дежурного экипажа.

Получив сигнал о бедствии, Координационный центр спасательной службы немедленно извещает об этом дежурный экипаж и назначает вылет по тревоге. Пилот лично или по телефону получает инструкции и указание об установлении связи с Координационным центром или диспетчерской службой немедленно после взлета для получения дополнительных данных о терпящем бедствие самолете.

Л. Разрешение на вылет дежурного самолета.

Координационный центр спасательной службы получает для дежурного самолета разрешение на вылет вне очереди. Бланк разрешения на полет заполняется Координационным центром и представляется службе, разрешающей вылет по тревоге (летной службе, управлению перелетов, диспетчерской вышке или центральной диспетчерской службе). В полетном листе в графе примечаний, а также при радиотелефонных запросах разрешения на внеочередной взлет указывается, что целью вылета является "спасение".

Г. Помощь других организаций в осуществлении перехвата.

Координационный центр сообщает все необходимые данные о терпящем бедствие самолете организациям, которые могут содействовать в оказании ему помощи, а именно: органам наземного управления и наведения перехватчиков, авиационной службе управления и оповещения, радиопе-ленгаторным станциям, Гражданской воздушной охране и др. В случае необходимости Координационный центр обеспечивает прекращение всех посторонних передач на тех частотах, которыми пользуется терпящий бедствие самолет для ведения радиосвязи. Все данные о координатах, пеленгах и курсах должны сообщаться непосредственно спасательному самолету или, если это невозможно, через Координационный центр или наземную радиостанцию, осуществляющую связь со спасательным самолетом.

Д. Указания самолету, терпящему бедствие.

Координационный центр спасательной службы должен убедиться в том, что наземная радиостанция передала терпящему бедствие самолету следующие данные и указания:

Позывной спасательного самолета (ВВС или Береговой охраны), вылетевшего для перехвата, время его вылета, расчетное время и место встречи с ним.

Подготовиться к ведению связи со спасательным самолетом на связной высокой частоте, а также на установленных для аварийной связи частотах в УКВ и дециметровом диапазонах.

Сохранять курс и высоту полета, если это возможно, до установления связи со спасательным самолетом.

Не менять установленной для радиосвязи по маршруту высокой частоты во избежание нарушения связи.

Если радиотелефонная связь со спасательным самолетом до расчетного времени встречи не установлена, нажатием на кнопку микрофона передавать на аварийных частотах в УКВ и дециметровом диапазонах сигнал в течение 30 сек., который может быть использован спасательным самолетом для привода по радиокомпасу. Передачу такого сигнала повторять через каждую минуту.

XI. Ввод в действие дополнительных спасательных средств.

Если терпящий бедствие самолет находится в таком положении, которое может потребовать вынужденной посадки на землю или на воду или даже выброски с парашютами, Координационный центр спасательной службы поднимает по тревоге и высылает дополнительные спасательные средства, которые могут потребоваться для проведения аварийно-спасательных мероприятий. Сюда относятся дополнительные самолеты, вертолеты и спасательные команды. Если же авария произошла над водой, то в

Зависимости от оостановкн для оказания помощи могут привлекаться дежурные спасательные суда или корабли, находящиеся в районе вынужденной посадки самолета.

Примечание. В деле оказания помощи самолету, совершившему вынужденную посадку в море, большую роль играют суда Береговой охраны, несущие патрульную службу в открытом море, и дежурные суда спасательной службы.

Ж. Координация спасательных действий.

Координационный центр спасательной службы руководит всеми спасательными мероприятиями и следит за тем, чтобы все передаваемые данные и инструкции были соответствующим образом согласованы.

Я. Окончание спасательных действий.

После выполнения задачи проведение дальнейших аварийно-спасательных мероприятий прекращается и Координационный центр объявляет всем спасательным органам о прекращении состояния тревоги. Если во время проведения аварийпо-спасательных мероприятий для радиосвязи использовались аварийные частоты, то после прекращения спасательных действий все радиостанции должны перейти на обычные частоты.

Действия судна терпящего бедствие

2.1.Передача сообщения о бедствии

2.1.1.Терпящее бедствие судно должно передавать сигнал бедствия и сообщение о бедствии на одной или нескольких морских международных частотах бедствия в зависимости от их наличия:

(a) 500 Кгц (радиотелеграфия),

(b) 2182 Кгц (радио телефония)

(c) 156.8МГц (16-й канал УКВ) (радиотелефония).

2.1.2.Перед передачей сигнал бедствия на частоте 500 или 2182 Кгц настоятельно рекомендуется передать соответствующий сигнал тревоги.

2.1.3.Кроме того, в удаленных районах океана рекомендуется до­полнительно передавать сигнал бедствия и сообщение о бедствии с использованием высокочастотной связи "судно- берег" на береговую радиостанцию (см. п. 7.1.2)
Это следует делать во всех случаях, когда на сигналы бедствия на частотах 500 и 2182 Кгц или 156.8МГц (16-й канал УКВ) не получен ответ других станции.

2.1.1.В случае любого сомнения относительно получения сообщения о бедствии, его следует также передать на любой доступной частоте, на которой можно привлечь внимание, например на межсудовой частоте связи, которая может использоваться в ограниченных районах.
Однако прежде чем изменить частоту, следует выждать определенное время необходимое для получения ответа.

2.1.2.В случае неисправности судовой радиостанции сообщение можно передать с помощью используемой на спасательных средствах переносной аппаратуры подключенной к главной судовой антенне.

2.1.3.Еще одним средством оповещения находящихся поблизости судов может служить указывающий местонахождение аварийный радиобуй (ЕР1РБ).

2.2.1.Важнейшими составляющими сообщения о бедствии являются:

a) название судна.

b) местонахождение,

c) характер бедствия и вид необходимой помощи,

с) любая другая информация, которая может облегчить спасание (например, курс и скорость, если судно на ходу, намерения капитана, число людей, покидающих судно, если такие имеются вид груза, если он опасен).

2.2.2.Кроме того, очень важно предоставить следующую информацию:

(а) погода непосредственно в районе бедствия, направление и сила ветра волнение и зыбь, видимость, наличие навигационных опасностей (например, айсбергов);

(b) время оставления судна,

(c) число членов экипажа, оставшихся на борту, (с) число серьезно раненных,

(е) число и тип спущенных на воду спасательных средств, (1) аварийные средства указания местонахождения на спасательных средствах или в море,

(д) курс и скорость, а также любые их изменения (когда аварийное судно на ходу, а частности при сохранении полной или частичной возможности пользоваться главными двигателями и рулевым устройством).

2.2.3.При необходимости оказания медицинской помощи больному или пострадавшему члену экипажа следует указать дополнительные сведения, приводимые ниже. В отдельных случаях могут потребоваться и иные сведения.
Для преодоления языкового барьера могут быть использованы сигналы, указанные в Глава 3. Международного свода сигналов. При необходимости эвакуации больного или пострадавшего члена экипажа все аспекты такой операции должны быть тщательно взвешены относительно как нуждающегося в помощи, так и спасателя.

При снятии больного должны быть указаны:

(a) фамилия пациента, возраст пол, национальность, язык,

(b) дыхание, частота пульса, температура тела и кровяное давление,

(c) локализация боли,

(с) природа заболевания или травмы, включая внешние признаки и историю болезни,

(е) симптомы.

(f) тип, время, форма и количество лекарственной терапии,

(g) время последнего потребления пищи,

(g) способность пациента есть пить двигаться или его транспортабельность,

(h) наличие на борту судовой аптечки врача или обученного медицинского персонала,

(i) наличие на судне подходящего места для посадки вертолета или проведения им подъемных операций

(к) фамилия, адрес и номер телефона судового агента,

(j) последний порт захода, следующий порт захода и ожидаемое время прибытия туда,

(m) другие замечания по существу.

2.2.1.Всю информацию о бедствии включить в первоначальное со­общение бывает, как правило, невозможно Периодичность последовательных передач определяется обстоятельствами. Вообще если позволяет время, предпочтение следует отдавать коротким сообщениям, а не одному или двум длинным.

2.3.Пеленгование и наведение

2.3.1. После передачи сообщения о бедствии на частоте 500 Кгц нужно передать два тире продолжительностью от 10 до 15с за каждым, из которых следуют позывные судна, что позволит береговым радиопеленгаторным станциям и судам взять пеленг. Эту передачу следует повторять регулярно через определенные промежутки времени 232.
В случаях, когда используется частота 2182 Кгц следует выполнять аналогичные действия, последовательно повторяя позывные или название судна либо длительный цифровой счет вместо двух тире упомянутых выше.

2.4. Аннулирование сообщения о бедствии

2.4.1. Во всех случаях, когда необходимость в спасании людей или продолжении поиска отпадает сообщение о бедствии должно быть аннулировано.

2.5.Обучение

2.5.1. Очень важно чтобы все средства, используемые для указания местоположения терпящего бедствие судна, или спасательных средств применялись надлежащим образом. Радиопередачи следует начинать как можно раньше, а такие средства, как сигнальные ракеты и фальшфейеры, следует оставлять в резерве до тех пор, пока не выяснится, что они могут привлечь внимание находящихся поблизости морских или воздушных судов Капитану следует обратить внимание на эффективность проведения тренировок с тем, чтобы как можно большее количество членов экипажа умело надле­жащим образом пользоваться всеми приспособлениями, предназначенными для обеспечения их безопасности.

Ваши действия:

1. Наденьте на себя всю теплую одежду, включая шерстяные носки и головной убор.

2. После этого натяните гидрокостюм или комбинезон из водонепроницаемой материи.

3. Захватите с собой деньги и документы, уложив их в непроницаемый пакет.

4. Захватите запас питьевой воды, пищи, лекарств и необходимое снаряжение.

5. Наденьте спасательный жилет и подайте по рации

сигнал бедствия, сообщив свои координаты.

СИГНАЛЫ БЕДСТВИЯ, ПОДАВАЕМЫЕ НА МОРЕ

Существует целый ряд принятых во всем мире сигналов, получив любой из которых капитан всякого корабля обязан прийти на помощь судну, терпящему бедствие.

Сигналы «Мэйдэй», «Пэм Пэм» и азбука Морзе

Наиболее серьезным сигналом бедствия является тот, который в русской транскрипции звучит примерно как «Мэйдэй». Его следует посылать только в том случае, если вам угрожает исключительная опасность и ваше положение можно охарактеризовать как катастрофическое.

Если же вам требуется срочная помощь, но опасность не столь велика (а также если вы заметили человека за бортом, но не в состоянии помочь ему сами), следует подавать сигнал «Пэм Пэм», образованный от французского слова panne — «авария».

Сигнал «Мэйдэй» подается следующим образом:

Настройте свой передатчик на частоту 2182 кГц.

Произнесите «Мэйдэй» три раза.

Затем так же четко трижды произнесите название судна.

Повторите слово «Мэйдэй» один раз и, точно так же, один раз название корабля.

После этого дайте свои координаты, коротко опишите положение, в котором вы оказались, и укажите, какая помощь вам необходима.

Завершив послание, подождите некоторое время ответа, после чего повторяйте его снова.

Следует отметить, что знание этих сигналов имеет значение прежде всего в тех случаях, когда вы находитесь в международных водах.

Когда вы находитесь в территориальных водах своей страны, лучше воспользоваться азбукой Морзе.

Другие сигналы

Существует целый ряд других способов послать сообщение о том, что вы нуждаетесь в помощи:

Выстрелы или другие взрывоподобные сигналы, повторяющиеся более-менее регулярно с интервалом в минуту;

Непрерывное звучание сигнала, который обычно подается во время тумана (например, гудение туманного гонга);

Запуск сигнальных ракет по одной штуке за один раз через короткие интервалы;

Сигнал СОС (три точки, три тире, три точки), подаваемый любым способом;

Вывешивание сигнальных флажков, означающих на международном морском языке буквы N и С (первый над вторым);

Огонь на судне (например, горящая смола или промасленная ветошь);

Дым оранжевого цвета;

Медленное поднимание и опускание вытянутых рук.

Рекомендуем почитать

Наверх