Толкование 1 коринфянам 8 глава. Библия онлайн. Переписка с коринфом

Начальные классы 01.01.2024

Глава, посвящённая проблеме отношения к идолопоклонству в Коринфском христианском собрании.
Её нельзя рассматривать в отрыве от 10 главы , где Павел показывает глубину знаний иудея об идолах и идоложертвенном: в Коринфе, схватив верхушки знаний о том, что идолы - это никакие не боги, легкомысленно решили бравировать своими новыми знаниями, смело посещая даже капища и пиршествуя со жрецами языческими, считая, что они настолько сильны в вере и свободны от суеверий, что даже участие в трапезе со жрецами - ничуть не испортит их отношений с Богом.

Не имея понятия о том, что на самом деле идолопоклонство омерзительно не идолами, а бесами, стоящими за идолами - христиане Коринфа, надмеваясь верхушками неглубоких знаний, при этом ещё и своих соверующих страдать заставляли, подчёркивая якобы «силой» своего неверия в мерзость капищ - немощь тех христиан, которые не желали иметь с капищами ничего общего.

В 8 главе Павел уделил внимание защите «немощных» в вере, а в 10 - разоблачил уже и ошибочность «силы» пиршествующих в капище: участник жертвенника языческого (принимающий участие в бесовских празднествах) - даже если и сам не верит в это, тем не менее - трапезничает не с идолом, а с бесом, которого идол всего лишь представляет. А участие христианина в бесовской трапезе не может быть одобряемо Богом. (10:21,22).
Вот и выходит, что «немощный» в вере, не желающий иметь ничего общего с поклонением бесам - гораздо сильнее тех «сильных», кто с удовольствием потчуется и бесовской трапезой, пиршествуя со жрецами капищ, и Божьей - в собрании христиан.

Итак, 8 глава, посвящённая разоблачению «сильных» в вере Коринфян - в отсутствии любви к своим соверующим. Разоблачать «силу» их веры и недопонимание истинных знаний о бесовщине – Павел начнёт чуть позже, в 10 главе.

8:1 О идоложертвенных [яствах] мы знаем, потому что мы все имеем знание; но знание надмевает, а любовь назидает.
Приобретение знаний о том, что идолы - это никакие не боги и что им поклоняться незачем - дало повод некоторым христианам Коринфа возгордиться новым просвещением и совсем забыть о том, что своё поведение не мешало бы анализировать и корректировать, если оно хотя бы у кого-то из соверующих вызывало беспокойство.

8:2,3 Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать.
В Коринфе не знали об идолах тех тонкостей, какие знали в Израиле от Бога: верхушки знаний о том, что идол - это никакой не бог - не могли дать им полной картины проблемы идолопоклонства о том, например, что идолы - это кумиры (изображения) языческих богов, а языческие боги - это бесы. И если не видеть полной картины - всегда есть вероятность ошибиться и поступить неправильно, что происходило и с «сильными» в вере коринфянами.
В Израиле знали о том, с каким отвращением Бог относится к кумирам, представляющим в то время языческих богов, и - к тем, кто желал воспользоваться золотом или серебром, из которого был сделан этот кумир:
Бог категорически приказал Израилю избавляться от всех предметов ложного поклонения и не соблазняться на них даже в расплавленном виде, ибо обладание этими предметами могло стать сетью дьявольской для народа Бога.
Кумиры богов их (идолов) сожгите огнем; не пожелай взять себе серебра или золота, которое на них, дабы это не было для тебя сетью, ибо это мерзость для Господа, Бога твоего; и не вноси мерзости в дом твой, дабы не подпасть заклятию, как она; отвращайся сего и гнушайся сего, ибо это заклятое. (Второз.7:25,26)

Израиль не был суеверным, не поклонялся кумирам-идолам, не верил, что это- боги, не боялся их, не приносил им жертвы, воспринимал идолов цинично всего лишь как куски серебра и золота, на которых можно разбогатеть, но, тем не менее, Бог запретил Своему народу иметь хоть какое-то отношение к идолам.
В Коринфе, в языческом городе, этих тонкостей отношения Бога к местам и предметам ложного поклонения - знать не могли, поэтому и хвастали неблагоразумно своими новыми знаниями, не понимая, что могут угодить в сеть дьявольскую своим легкомысленным отношением к участникам в бесовской трапезе (1Кор.10:21,22)
Однако на данный момент Павла больше волновало, как объяснить им, что для христианина любовь к ближним - должна быть важнее любых самых новейших знаний.

Но кто любит Бога, тому дано знание от Него.
Как дано знание от Бога - любящим Бога? Всех пунктов, как в Моисеевом законе, для христиан не пропишешь. Но любящим дано знание, как поступить так, чтобы не «загасить фитиль тлеющий и не доломать трость надломленную», чтобы не сломать веру брата, не обидеть его, не сделать ему зла.
Любящий Бога не просто стремится выполнить пункт закона Бога, он заботится о брате и если понадобится - сделает гораздо больше, чем прописывают какие-то пункты, он приложит максимум усилий к тому, чтобы ничем не склонить соверующего ко греху и самому не послужить соблазном явно или косвенно - к чьему -то греху

Этому тексту есть и иной перевод: «тот познан Им ».(ПНМ) В таком варианте эта же мысль звучит так, например:
Женевская: Коринфянам следовало не надмеваться тем, что они знают , а сосредоточиться на Том, Кто знает их . .

8:4 Итак об употреблении в пищу идоложертвенного мы знаем, что идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого.
Павел согласен, что идол сам по себе - ничто, это не бог, а кусок дерева, глины или металла, сделанный руками человеческими. Потому и пищу, естественно, идол есть никакую не может, а значит, весьма глупо что-то из еды посвящать идолам с верой в то, что эти «куклы» принимают от человека угощение и через это делают его святым.

Для справки из истории античного мира:
В Коринфе трудно было найти пищу, не посвящённую античным «богам»: вера в то, что демоны проникают в человека через пищу, побуждала горожан освящать практически любу еду (не только мясо животных) методо «пропуска» её через местных жрецов и «получения» благословения на употребление её - от какого-нибудь доброго «бога» через его жреца.
Те делили пищу на части своему «богу» себе и что оставалось – возвращали владельцу уже как освящённую и благословлённую на употребление, к которой демоны уже, дескать, не прицепятся.

8:5 Ибо хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле, так как есть много богов и господ много,
Павел констатирует факт, что
этот мир на самом деле наводнён множеством кумиров, среди которых есть и небесные (те, к кому обращаются как к небожителям) и земные (земные господа).
Это разнообразие кумиров вызвано желанием человечества кому-то поклоняться, иметь своего покровителя и искать у кого-то руководства.

8:6 но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им.
Но если у мира сего множество «богов» (небесных и земных), то у христиан только два небесных авторитета: Отец Иисуса Христа - единственный истинный Бог и Господь Иисус Христос, благодаря которому и существуют христиане.

8:7 Но не у всех [такое] знание: некоторые и доныне с совестью, [признающею] идолов, едят [идоложертвенное] как жертвы идольские, и совесть их, будучи немощна, оскверняется.
Но не все коринфяне имеют такие знания о множестве мирских кумиров, которые ничто по сравнению с Богом христиан и Христом Его: вера в это некоторых христиан Коринфа
из бывших язычников была не столь сильной. По инерции религиозной привычки они продолжали какое -то время считать, что идолы - это на самом деле могущественные языческие боги.

В результате, когда в стремлении подражать вере "сильных" христиан - они шли за теми в капища и находились там ради подражания "сильным" - их мучила совесть: ведь сами они считали, что это - неправильно, что капище оскверняет их.
Вот и выходило то, о чём беспокоился Павел: немощные в вере, желая подражать "сильным", в подобных случаях поступали против своих убеждений. Это их ломало: ведь поступки против своей веры - грех (Римл.14:23). А в собрании христиан явление преткновения немощных -недопустимо.

Из этого объяснения Павла - урок для современных христиан:
каждый христианин должен поступать по своей вере и не должен бездумно подражать тому, кто в собрании - в авторитете и известен как духовно зрелый. Каждый христианин должен постараться понять, почему надо поступать так или иначе - прежде, чем разрешить себе что-то, в чём он сомневается. Нельзя руководствоваться чужой верой и ориентироваться на чужую совесть.

8:8 Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем.
Заметим, Павел не сказал здесь, что ешьте идоложертвенное и Бог будет доволен.
Он обратил внимание лишь на то, что поклонение Богу никак не связано с пищей в принципе: съедим идоложертвенное как обычную пищу (какие-то части мяса у язычников считались священными, а "сильные" христиане считали их просто едой для подкрепления) - ничуть не приблизимся к Богу и ничего не приобретём полезного для себя (Бог не станет нами гордиться из-за такой нашей свободы).
А не съедим - ничуть от этого хуже пред Богом своим не станем и ничего не потеряем (Бог и голодными нас может принимать).
То есть, демонстрировать Богу силу своей веры на свободном употреблении идоложертвенного - занятие пустое для христианина.

8:9 Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных.
Свободное и откровенное пиршествование «сильных» идоложертвенным - мешает укрепляться в христианской вере другим братьям, имеющим иное представление об участии в трапезах капища. Этот момент нельзя не учитывать, но рассмотрим его на другом случае:
например, сам ты с чистой совестью иногда воруешь рабочее время у работодателя, растрачивая его на свои личные нужды потому, что он и сам тебя немало обкрадывает (не всё заработанное выплачивает, как тебе кажется).
При этом ты веришь в то, что, делая сие – ты не согрешаешь пред Богом.

Совершать грех, не допуская мысли, что это грех - это одно дело.
И совсем другое дело, если ты, делая то же, догадываешься, что всё же нехорошо христианину обкрадывать работодателя. Но поскольку твои соверующие со спокойной совестью и уверенно делают это - ты, опираясь на пример ИХ "сильной" веры, стараешься заглушить свою "немощную" совесть и поступаешь против своих убеждений. В этом случае такие соверующие для тебя - соблазн поступить против своей веры и поэтому согрешить.

То же - и с идоложертвенной пищей: кто её ест с твёрдой уверенностью в то, что нет в этом ничего неправильного - облазняет согрешать тех, кто уверен, что есть идоложертвенное – это неправильно.

8:10 Ибо если кто-нибудь увидит, что ты, имея знание, сидишь за столом в капище, то совесть его, как немощного, не расположит ли и его есть идоложертвенное?
Здесь как раз о только что разобранном случае
8:9 , когда брат за компанию с верующим против своей веры делает то, что наедине с самим собой - не стал бы делать, ибо считает это грехом.

Здесь имеет смысл сделать оговорку:
Павел не мог одобрять участие христиан в ритуалах поклонения языческим богам, проводимых в капищах, частью которых было принятие ритуальной трапезы. Спрашивается: какая была нужда у сильных в вере христиан -посещать капища (языческие храмы)? Они могли приходить туда, например, к своим бывшим приятелям из язычников посидеть за столом, поговорить по-приятельски и с целью обращения их в христианство. Или, может, помочь им в решении каких-то трудностей. Угощение гостей было традицией в Коринфе, потому христиане и могли оказаться в такой ситуации, когда их видели вкушающими пищу в капищах, а кто-то усматривал, например, что они спокойно поглощали те части мяса, которые у язычников считались священными (см. выше текст 8:4 из справки)

То есть, само по себе посещение капища в данном случае (а для современности - всех не угодных Богу мероприятий) не является грехом. Грехом является положительное ОТНОШЕНИЕ к бесовским празднествам и УЧАСТИЕ в них - в любых проявлениях, когда христианин и внешне и внутренне разделяет радость бесовского празднества с язычниками.

8:11 И от знания твоего погибнет немощный брат, за которого умер Христос.
Итак, сильный христиан, свободно посещая капища с новым знанием о Боге и Христе Его - может погубить немощного брата. В каком смысле?
Есть два варианта:
1)
перекликается с 8:7 . Погибнет - в смысле станет согрешать в совести своей, а всё, что не по вере - Богу неугодно, с каждого - по вере ЕГО спросится, Римл.14:22,23).
Если брат, идя, к примеру, с тобой в капище, понимал, что согрешает, то Бог спросит его о том, почему же тогда он не остановился и грешил? Только за компанию, считая, что у тебя - более правильные понятия об этом? И вменено будет ему это в грех.
Выходит, что ты, «сильный», подставил брата под удар своим личным примером.

2) Совесть в конце концов измучает немощного брата и он сломается в вере, разочаровавшись в христианстве из-за "сильного" брата.

А ведь за этого брата отдал жизнь Христос. Так что же ты, «сильный» христианин, наделал? Ты не пожелал отказаться от трапезы в капище ради сохранение чистоты совести брата своего - только потому, видишь ли, что считаешь себя особо просвещённым в знаниях об идолах? (о том, что они ничто и пища, посвящённая им - тоже ничто)
И спрашивается: какая же польза от такого твоего знания, если оно не созидает, а разрушает веру братьев твоих по вере?

8:12 А согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа .
Если немощный брат твой поступит против своих убеждений -он будет мучим совестью.
А ты согрешишь против Христа. Почему? Потому, что соблазняешь брата и толкаешь его на грех (поступать против совести - грех,
Римл.14:23)
Значит, ты отнимаешь у Христа того, за кого он заплатил своей жизнью.
А теперь подумай: стоит ли жизнь твоего брата и огорчение Христа -твоего знания (о том, что нет ничего страшного в посещении капищ, если это посещение не связано с желанием участвовать в ритуалах языческого поклонения) и твоего желания пообщаться за обедом в капище? Любовь ли это к брату и ко Христу? Или только - к себе самому?

8:13 И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего
Какой вывод делает Павел? Лично он готов пожертвовать любым своим личным желанием -ради сохранения брата для Христа. Каждый христианин должен стараться быть деликатным и думать не только о том, как он сам воспринимает то или иное в духовных учениях. Но и - о чувствах слушающих: в том, что не является грехом - уступать не только можно, но и нужно. Только так можно сделаться всем для всех, чтобы приобрести хотя бы кого-то из них для Бога (см. такжеДе.16:1-3 ) .

Свобода есть пищу в капище, из-за которой брат претыкается и падает в вере своей - не должна быть дороже жизни брата.
Любящий христианин должен понимать, что ради сохранения веры брата не только вкусным обедом, но и жизнью своей он должен быть готов пожертвовать. Такой пример показал всем Иисус Христос, любящий всех братьев своих.

Некоторые христиане, правда, могут возразить:
«да ведь сам Христос через Павла нам дал право поступать свободно, по своей вере!»
Дескать, если мы поступаем по своей вере и не считаем, что поступаем неправильно, то те, кого мы претыкаем своим поведением - пусть растут духовно и не претыкаются на нас.

Но стоит задуматься о том, что Иисус Христос, например, имея право не умирать и не терпеть издевательств над собою -тем не менее, добровольно отказался от всех этих своих прав. К тому же, и в жизни своей человеческой он отказался от множества личных прав ради того только, чтобы подарить нам возможность жить вечно.
Если мы - христиане, то не должны ли брать пример с него и без сожаления жертвовать чем-то личным -ради сохранения братьев для Христа? Если кто-то претыкается на нашей свободе в том, в чём мы не согрешаем пред Богом (как, например, Павел не согрешал, обедая у язычников) - имеет смысл не делать это в присутствии немощных в вере, чья совесть претыкается. Но, учитывая, что кто-то может "донести" на нашу свободу и этим преткнуть немощных братьев - можно и вовсе отказаться "от мяса" - ради благополучия немощных, пока они немощны, помогая им духовно развиваться. Путь христианина - это путь самопожертвования (отказа от того, что дорого нам самим - ради пользы других на этапе их младенчества).

*** подробнее вопрос идоложертвенного рассматривается в 10 главе .

Приступая к изучению 8 главы 1 Послания к Коринфянам Апостола Павла , напомню, что в Коринфе было огромное количество языческих храмов, а вдоль рыночной площади стояли ряды статуй богов из мрамора, из золота, из серебра, из меди из слоновой кости, из дерева. У некоторых статуй вместо глаз были вставлены драгоценные камни. Коринф был насыщен идолами.

Существовала стандартная схема жертвоприношений: животное убивали и сжигали какую-то часть его мяса, а какую-то часть, которая считалась благословенной, приготавливали и подавали на пиру, устроенном в честь того бога, которому была принесена жертва. Люди возлежали в языческих капищах и кушали блюда, приготовленные из жертвенного мяса. В таких обстоятельствах возникал вопрос, можно ли христианину вкушать такие блюда и участвовать в подобных пиршествах.

Этот вопрос не потерял своей актуальности и сегодня. Многие протестанты, видя, сколько языческих ритуалов совершается вокруг, задаются вопросом, можно ли есть творожную пасху, освященный кулич или крашеные яйца. В некоторых современных общинах существует запрет на употребление такой пищи, как «нехристианской».

Павел дает очень необычный ответ на этот вопрос, указывая на очень важный принцип, который, увы, часто остается без внимания в наши дни. В этой главе Павел говорит о том, что человек может согрешить пред Богом, и грех его может иметь серьезные последствия, даже в том случае, когда Закон, данный через Моисея, не был нарушен.

Приступим к изучению текста: «О идоложертвенных яствах мы знаем, потому что мы все имеем знание; но знание надмевает [«надувает», делает гордым], а любовь назидает [строит дом]» (1Кор.8:1) . В оригинале этот текст звучит так: «О жертвах идолам мы знаем, потому что мы все имеем знание; но знание надмевает, а любовь назидает» . Павел говорит о том, что каждый христианин понимает, что приношения идолам - пустое.

Далее Апостол делает оговорку, которая становится ключом к пониманию исследуемой главы: «…знание надмевает, а любовь назидает». Слово, переведенное здесь, как «знание», имеет значение не информативного знания, а значение «познания на опыте». Например, «познать грех» или «познать Бога» означает не просто считывание информации, а переживание, «проживание» чего-либо.

Не нужно забывать, что часть общины Коринфской церкви, бывшие язычники, принимали участие в выше упомянутых пиршествах и знали о них не понаслышке. В этом тексте Апостол говорит о том, что главное не знание, которое сеет разделения между людьми, а любовь, которая «строит дом», скрепляет, совершает «строительство отношений», в том числе, и в церкви. Эти слова отражают смысл того, что автор будет излагать далее.

Читаем дальше: «Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать. Но кто любит Бога, тому дано знание от Него» (1Кор.8:2,3) . Здесь Павел говорит о том, что знание, даже практическое, основанное на опыте, не имеет решающего значения. В общине Коринфа, как мы читали ранее, были люди, которые, по их мнению, обладали полным познанием того, «как должно быть». Обращаясь к таким людям, Апостол говорит приведенные выше слова. Павел вновь повторяет основную мысль: «знание - вещь второстепенная, а любовь - самое важное».

Возникает вопрос: какое отношение может иметь любовь к идоложертвенному? Далее автор объясняет: «Итак, об употреблении в пищу идоложертвенного [жертв идолов] мы знаем, что идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого. Ибо хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле, так как есть много богов и господ много, - но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им» (1Кор.8:4-6) . Другими словами, если говорить об употреблении в пищу жертв идолов, то идол - ничто, значит и жертвы идолу - ничто. Есть только один Бог, через Которого произошло все, и мы, в том числе, произошли через Него. Поскольку мы (христианская церковь) знаем об этом, то и проблем никаких в данном вопросе нет.

Апостол продолжает: «Но не у всех такое знание: некоторые и доныне с совестью, признающею идолов, едят идоложертвенное как жертвы идольские, и совесть их, будучи немощна, оскверняется» (1Кор.8:7) . То есть, не все люди в церкви пережили на опыте познание этого вопроса. Другими словами, если человек признает идола за бога (например, если человек только что вышел из язычества), то, когда он вкушает жертву идола, у него возникает ассоциация, что он принимает участие в жертвоприношении этому богу. В этом случае его совесть оскверняется, такой человек грешит. То есть решающую роль играет не само потребление жертвы в пищу, а отношение к тому божеству, которому она приносится.

Читаем дальше: «Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем» (1Кор.8:8) . То есть, сама по себе пища не может нас лишить Божьего присутствия или приблизить к Нему. Важно понимать, что этот текст нельзя слепо применить в любой жизненной ситуации. По контексту четко видно, что Павел говорит об идоложертвенном, а не о вопросе чистой и нечистой пищи. Тем, кто склонен в церкви к суждению и осуждению других, важно также помнить, что и Христос посещал свадьбы и разделял трапезу с людьми недостойными, подвергаясь ярому осуждению со стороны фарисеев.

Вопрос участия или не участия в языческих трапезах мы решаем сами для себя, учитывая то отношение, которое испытываем к этому действу и то значение, которое ему придаем. Если человек имеет абсолютное убеждение в том, что идолы - это нечто пустое и бесполезное, то он может совершенно спокойно употреблять посвященную идолам пищу. Если же во всем этом ритуале человек усматривает некий сакральный смысл, нечто таинственное, то, принимая в нем участие, он согрешает. Это очень важно понимать.

Очень интересны следующие тексты: «Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных» (1Кор.8:9) . Здесь Апостол говорит о том, что наши поступки и наши решения могут оказывать влияние на других людей, и это обстоятельство нельзя оставлять без внимания. Здесь есть грань очень сложная, грань искренности. Насколько быть искренним перед другим человеком?

Представьте себе, что в церкви есть прихожанин, который только начал приходить к Богу, и которого Господь избавил, например, от пристрастия к алкоголю. Вы идете с этим человеком в кафе и говорите ему: «А давай по пивку?» В этом случае нельзя сказать в полном смысле слова, что вы согрешаете. Но, проявив заботу о своем брате во Христе, которого Господь освободил от пагубной привычки, вы никогда не позволите себе так поступить, потому что для него это может стать соблазном. И, принимая решения, как поступить, нам важно задумываться не только о том, как тот или иной поступок будет выглядеть пред Богом, но и о том, как посмотрит на это тот или иной человек, находящийся в эту минуту с нами рядом. Будет ли для него это преткновением?

Далее Павел приводит интересный пример: «Ибо если кто-нибудь увидит, что ты, имея знание, сидишь [возлежишь] за столом в капище, то совесть его, как немощного, не расположит ли и его есть идоложертвенное?» (1Кор.8:10). Здесь Апостол говорит о том, что многие современные христиане считают грехом. Другими словами, если ты в языческом храме во время праздника, возлежишь на пиру и кушаешь вместе с язычниками идоложертвенное, а тебя в этот момент видит брат из церкви, для которого вопрос идолов актуален, то в этом случае ты расположишь его к такому же поступку, а ему этого делать нельзя, потому что он воспринимает идола, как нечто настоящее. И в этом заключена серьезная проблема, о которой автор пишет далее:

«И от знания твоего погибнет немощный брат, за которого умер Христос» (1Кор.8:11) . Другими словами, человек, для которого идолы имеют значение, соблазненный примером своего брата, почитающего идолов ни за что, будет грешить и в итоге погибнет.

Дальше автор продолжает свою мысль: «А согрешая таким образом против братьев и уязвляя [дословно: бить, ударять кулаком или сеч кнутом] немощную совесть их, вы согрешаете против Христа» (1Кор.8:12) . Вот та ситуация, на которую мы очень редко обращаем внимание. Другими словами, если человек не думает о том, как его поведение воспринимается другим человеком, находящимся рядом, не думает о том, что чувствует ближний, не думает о своем влиянии на него, то этот человек грешит.

Важно помнить, то, о чем говорил Апостол выше: «…кто любит Бога, тому дано знание от Него…». То есть, поступки христианина, совершенные на глазах у других людей, оказывают на этих людей влияние. Учитывая это, христианин, принимая то или иное решение, должен руководствоваться, не только своим знанием и пониманием того, что говорит об этом Бог, но и Божьим характером.

Павел говорит о том, что Христос сделался таким, как человек, и вошел в этот мир, чтобы помочь человеку. Бог снизошел до нашего уровня, чтобы спасти. Так и христиане в отношении своих ближних должны стремиться сойти на их уровень, на уровень доступного им восприятия. Не поступая так, христианин грешит.

Важно помнить, что тот, кто хочет рассказать о Боге окружающим, должен, с одной стороны, знать Божью весть, а с другой стороны - понимать, что чувствуют те люди, к которым он обращается, и доносить до них Божью весть на языке, доступном для них. Христианин - это человек, который снисходит на уровень другого человека, чтобы, говоря на языке этого человека помочь ему придти к Богу. Не поступая так, христианин грешит и губит ближнего своего.

Нельзя оправдывать свою грубость или равнодушие тем, что нам известно Слово Божие, потому что, если мы - христиане, это выражается, прежде всего, в отношении к другим людям.

Подводя итог, Апостол говорит: «И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего» (1Кор.8:13) . Принцип здесь заключается в том, что именно человек, находящийся рядом, и, возможно, только делающий первые нетвердые шаги к Богу, определяет поведение верующего христианина, чтобы не ставить преткновений ближнему.

Согласитесь, если бы мы применяли этот принцип в повседневной жизни, наши отношения в личной, семейной, общественной жизни строились бы иначе. Задумайтесь об этом. Поступая объективно, осознавая свою правоту, мы часто приносим в жертву чувства другого человека, находящегося рядом с нами.

А как Христос поступал в подобных ситуациях? Он говорил притчами. А что такое притча? Это история из повседневной жизни людей того времени. Почему бы Иисусу не говорить твердую объективную истину прямо? Да потому что люди, к которым Он обращался, не смогли бы понять сути Его слов. Христос выбирал такие формы донесения истины, чтобы они были понятны обычному обывателю. Следовательно, Павел говорит о принципе Божием в донесении истины до людей.

Подводя итог, важно сказать следующее: есть определенные истины о том, что Бог Един, что служение идолам - суеверие, ведущее к погибели. И вместе с тем, применяя эти истины в собственной жизни, важно обращать внимание на то, какое влияние это оказывает на тех людей, которые нас окружают. В балансе любви к Богу и ближнему и содержится суть христианства. В этом подходе есть много сложностей и полутонов, но это реальная жизнь, в которой одни и те же принципы могут быть применены по-разному с учетом ситуации.

Пусть благословит нас Господь, чтобы мы, чувствуя свою свободу, в то же время думали о том, как наше поведение и вера в Бога влияет на наших ближних, потому что наше влияние - это наша ответственность.

Константин Чумаков

8:1 О идоложертвенных яствах. В главе, начинающейся с этого стиха, речь идет об идолопоклонстве; этой же теме посвящена и десятая глава (гл. 9, развивая другую тему, поддерживает главный аргумент Павла). Вопрос подняли сами коринфяне в своем письме (см. Введение: Время и обстоятельства написания), однако суть его не вполне ясна. Известно, что между ними были разногласия относительно употребления в пищу идоложертвенных яств. Павел в своем послании решительно отвергает такую практику. По мнению некоторых толкователей, в гл. 8 и 10,25-30 обсуждается одна и та же тема. Другие (на основании 8,10) утверждают, что в этой главе Павел занят проблемой христиан, участвующих в языческих пиршествах и употребляющих ритуальную пищу.

мы все имеем знание. В ст. 1-3 Павел говорит о грехе самонадеянности. Эти слова раскрывают, что поступки коринфян являлись выражением принципиальной позиции. Ими руководила не любовь (ср. гл. 13), а гордыня.

8:3 дано знание от Него. Иной перевод: "тот познан Им". Коринфянам следовало не надмеваться тем, что они знают, а сосредоточиться на Том, Кто знает их (ср. 13,12).

8:4 идол... ничто. По-видимому, доводом коринфян в пользу употребления идоложертвенной пищи было само учение монотеизма: если Бог только один и учит презирать идолов (Ис. 46,6.7), к чему волноваться из-за идоложертвенной пищи? В ст. 4-6 Павел признает эту истину и подтверждает ее, но затем показывает ошибочность выводов, сделанных коринфянами.

8:7 Но не у всех такое знание. Не все признают, что "идол в мире ничто". И новообращенные верующие, имея сомнения в душе, едят идоложертвенное "как жертвы идольские, и совесть их... оскверняется". Павел подразумевает, что эти "немощные" христиане грешат уже только потому, что думают, будто совершают что-то дурное.

8:10 сидишь за столом в капище. См. ком. к ст. 1 (ср. 10,18-22).

8:11 от знания твоего. "Знание" некоторых коринфян служило не к назиданию церкви, а, напротив, надмевало одних и являлось соблазном для других.

8:12 уязвляя немощную совесть их. Обычно это толкуется в том смысле, что христианин с "немощной совестью", совершая нечто, что он (или она) считает дурным (хотя на деле оно не таково), становится более уязвимым для других грехов.

8:13 не буду есть мяса вовек. Это заключительное высказывание выражает основной принцип любви: польза других важнее собственной (10,24.33; 13,5; Флп. 2,4).

I. ХРИСТИАНСКАЯ СВОБОДА И ЯЗЫЧЕСКОЕ СЛУЖЕНИЕ ИДОЛАМ (8:1 - 11:1).

Обычно греки и римляне худшие части жертвенных животных сжигали в процессе жертвоприношений, а лучшие части съедали на пиршествах по этому случаю. Если жертвоприношения совершались в связи с какими-то городскими или государственными событиями, то оставшееся мясо обычно продавали на рынке. Кориифяне были, по-видимому, озабочены следующим: а) можно ли им покупать и употреблять в пищу мясо жертвенных животных; б) можно ли верующим есть такое мясо, будучи у кого-то в гостях; в) можно ли им присутствовать на языческих жертвоприношениях и, наряду с другими, принимать участие в последующих пиршествах в тех или иных храмах. Павел говорит по каждому из этих вопросов.

а) Принцип братской любви (гл,8)

Уже в первых стихах Павел касается сути проблемы, формулируя главный принцип: любовь больше, чем знание (сравните с главой 13).

1-Кор. 8:1 . По-видимому, именно таковыми были самоощущение коринфян, их претензии мы все имеем знание. Павел в принципе соглашается с этим, понимая, однако, что здесь требуется разъяснение. Ему не обойтись было без знания, если хотел правильно ответить на их вопросы, но те из них, которые думали, что и они имеют знание, на деле, как показывает апостол в действительности, не имели его.

1-Кор. 8:2-3 . Во-первых, всякое знание о Боге дается человеку лишь частично (13:12). Во-вторых, истинное знание всегда ведет к Богу и побуждает любить Его, и Павел знал, что эта любовь выливается в конечном счете в любовь к другим людям (1-Иоан. 4:20-21).

1-Кор. 8:4 Сформулировав свой принцип, апостол применяет его к частному вопросу, вызывавшему сомнение. Вполне возможно, что два его заявления, каждое из которых начинается со "что": что идол в мире ничто и что нет иного Бога, кроме Единого, - соответствовали и убеждениям коринфян, которые Павел от всего сердца разделял. "Идол" и в самом деле ничего не значит (Пс. 113:12-15), поскольку есть только один Бог (Втор. 4:35,39). А поэтому и употребление в пищу идоложертвенного само по себе не имеет ни положительного, ни отрицательного значения.

1-Кор. 8:5-6 . Пантеон римских и греческих богов был очень обширен, не говоря уже о божествах таинственных восточных религий и о многочисленных "богах" и "господах" как на небе, так и на земле, но лишь Бог является реальной силой (Втор. 10:17). Только Бог Отец есть причина всего сущего (Быт. 1:1), и Тот, ради Кого следовало жить коринфянам (1-Кор. 10:31).

И лишь Господь Иисус Христос - действующая Сила творения (Кол. 1:16), и только Им коринфяне существовали (2-Кор. 12:27; Еф. 1:23).

1-Кор. 8:7-8 . Если бы все коринфские христиане соглашались с тем, что идол в сущности - ничто, и что есть лишь один Бог (стих 4), то идоложертвенное мясо они могли бы есть безнаказанно. Дело, однако, обстояло иначе. Не все они имели соответствующее знание. И некоторые не вполне укрепили совесть свою познанием истины.

Духовно они еще не доросли до такого состояния, когда могли бы есть эту пищу спокойно, как любую другую. Когда они ели ее, совесть их была неспокойна, и, значит, они совершали грех (сравните Рим. 14:23). Мучившие их сомнения апостол не воспринимал как имевшие основания, но далее в принципе советует коринфянам подходить к решению этой проблемы не с позиций знания, а с позиций любви.

1-Кор. 8:9 . Павел предупреждает, что когда верующий руководствуется в своем поведении только знанием (пусть и достаточным), без участия любви, это может причинить духовный вред. И знающий христианин, пользуясь своей свободой без оглядки, может в определенных обстоятельствах сделаться соблазном для немощных в духовном отношении братьев (сравните стих 13).

1-Кор. 8:10 . Павел ссылается на такую ситуацию: не имеющий достаточного знания ("немощный") верующий видит своего знающего брата среди пирующих в языческом храме (за столом в капище) и следует его примеру, хотя, в отличие от того, не может участвовать в этой трапезе с чистой совестью перед Богом.

1-Кор. 8:11 . В результате совесть немощного брата станет терзать его, он утратит способность отличать верное от неверного (Тит. 1:15), а это поведет его к духовному падению и, возможно, к физической смерти (сравните 1-Кор. 10:9-10; Рим. 14:15). Греческое слово аполитаи, переведенное как погибнет, часто означает физическую смерть (к примеру, Матф. 2:13; Деян. 5:37).

Иисус Христос в Своем самоотвержении является примером для сильных в знании верующих. Если он так возлюбил брата Своего, что отказался ради него от Своих высочайших прав и отдал за него жизнь Свою (Фил. 2:6,8), то, конечно же, сильный в вере христианин может пожертвовать ради брата своим правом есть идоложертвенное.

1-Кор. 8:11 Лроистекающее от высокомерия безразличие к более слабым верующим является грехом не только против них самих согрешая… против братьев… уязвляя немощную совесть их; сравните стих 7), но и против Христа, так как они - члены тела Его (12:26-27; сравните 1:30; Матф. 25:40, 45). Павел глубоко познал это на собственном опыте, когда шел в Дамаск (Деян. 9:4-5).

1-Кор. 8:13 . В заключение Павел подчеркивает приоритет братской любви. Он не требует, чтобы знающие христиане отреклись от своего права, но приводит в пример себя - как бы он лично применил этот принцип превосходства любви в соответствующей ситуации. Апостол не хотел, чтобы кто-либо из его братьев соблазнился (сравните стих 9), но хотел бы способствовать назиданию их, а это возможно только в том случае, когда знающий руководствуется любовью.

Завершая разбор этой главы, следует понять, что Павел ни в коем случае не подразумевал отречения сильного христианина от данной ему свободы - в угоду предрассудкам "духовных" фанатиков. Немощный брат (стих 11) - это тот, кто подражает другому христианину, а не тот, кто придирается к сильным в духовном отношении верующим и пытается втиснуть их поведение в угодные ему рамки. Столь же маловероятно, чтобы апостол понимал под "немощным братом" того, кто неизменно сковывает свободу знающего христианина. "Немощный" не есть вездесущий призрак; это просто человек, которого надо учить, чтобы однажды и он мог насладиться дарованной ему свободой (Гал. 5:11).

Некоторые из коринфян были совершенны, и, зная, что входящее в уста не оскверняет человека (Мф.15:11) и что идолы суть деревья и камни и не могут вредить, безразлично входили в капища и ели идоложертвенное. Другие же, менее совершенные, видя таковых, и сами входили в капища и приносили жертвы идолам, но не с такой же мыслью, с какой первые, а думая, что идолы достойны почтения и способны принимать жертвы. Это подвигло Павла к ревности, потому что это вредило тем и другим: совершенным тем, что они услаждались бесовскими яствами, а несовершенным - тем, что они склонялись к идолослужению. Итак, апостол спешит исправить это зло, и по своему обычаю, оставив несовершенных, обращает речь свою к совершенным. И, во-первых, усмиряет гордость знанием, и говорит: не вы одни имеете это знание, но все мы знаем, что идол есть ничто в мире; однако это знание не только не приносит никакой пользы, но еще и вредит, воздымая и надмевая имеющего оное и чрез то отделяя его от ближнего, если вместе с ним (знанием) не будет и любви, которая, напротив, может созидать. Ибо что знание без любви разрушает, то любовь восстановляет и созидает, все делая в пользу ближнего.


Здесь говорит больше, именно, что если знание будет и с любовью соединено, то и тогда оно несовершенно. Ибо никто, будь то Петр, или Павел, не знает ничего так, как должно знать. Что же надмеваетесь вы, имеющие знание без любви? Ибо если бы вы имели знание и вместе любовь, то и тогда еще ничего не знали бы в совершенстве.


Слова эти имеют такой смысл: кто любит ближнего, тот, без сомнения, любит и Бога; а кто любит Бога, тот (не сказал: познал Бога, но) имеет знание от Бога, то есть стал знаемым Богу и своим. Став же знаемым Богу, он получает знание от Него; но и это знание несовершенное. Посему, если ты и будешь иметь знание, не превозносись: ибо оно не совершенное и не есть твое достоинство, но дарование от Бога. Смотри, сколькими мерами укрощает их кичливость.


Опять обобщает знание, укрощая их. Все, говорит, мы знаем, что идол ничто в мире. Итак, ужели нет идолов? ужели нет изваяний? Есть, но они ничто, то есть не имеют никакой силы; они не боги, но камни и бесы. И так как между эллинами были простецы и мудрецы, и простецы не видели в идолах ничего более камней, а мудрецы думали, что в них обитают божественные силы, которые они и называли богами: то простецам сказал, что идол ничто в мире, а мудрецам сказал, что нет иного Бога, кроме Единого, а посему не живут в идолах и силы божественные, потому что Бог един, а не много богов.


Поскольку сказал, что нет иного Бога, между тем, как эллины говорили, что богов много, то, дабы не почли его явно противоречащим, говорит: хотя и есть так называемые боги, то есть которых называют так, но которые по истине не суть боги. Или на небе , как то: солнце и луна и прочие звезды, которые были боготворимы эллинами. Или на земле , как то: некоторые из людей, признанных ими за богов. Но у нас один Бог Отец, из Которого все : этим указывает на то, что Он Творец; и мы для (εις) Него : этим указывает на веру в Него и на усвоение Ему. Как бы так сказал: и мы обратились к Нему и привязались к Нему.


Все приведено в бытие чрез Сына, и мы также чрез Него приведены в бытие и в благополучие, то есть сделались верующими, и перешли от заблуждения к истине. Слыша слова один Бог Отец и один Господь Иисус Христос , не подумай, что имя Бога присвоено исключительно Отцу, а имя Господа Сыну. Ибо безразлично и Сын называется Богом, например, в словах: от них Христос по плоти, сущий над всеми Бог (Рим.9:5); равно и Отец называется Господом, например, в словах: сказал Господь Господу моему (Пс.109:1). Но поскольку у апостола речь с эллинами, чтящими многих богов и многих господ, то он ни Сына не назвал Богом, чтобы они, привыкшие к многобожию, не подумали о двух богах, ни Отца не назвал Господом, дабы не подумали, что и у нас много господ. По этой же причине, то есть щадя немощь слушателей, не упомянул здесь и о Духе, подобно как пророки ясно не упоминали о Сыне по немощи иудеев, дабы они не подумали о рождении страстном. Поэтому постоянно прибавляет: один; говорит: нет Бога, кроме Единого ; и: один Бог ; и один Господь . Итак, Отца назвал единым Богом для отличия от лжеименных богов, а не от Сына; равно и Сына назвал единым Господом для отличия от лжеименных господ, а не от Отца.


Не все, говорит, знают, что Бог един, а не много богов, или что идолы суть ничто.


Сказал неопределенно: некоторые , желая обнаружить их пред всеми. Ибо много было таких, которые перешли от идолослужения к вере, но которые даже доселе, то есть и после того, как уверовали, едят идоложертвенное, как жертвы идольские. С совестью, признающею идолов , то есть имея об идолах такое же мнение, какое имели до обращения, почитая их за нечто и боясь их, как могущих нанести вред. Посему не сказал, что идолы оскверняют, но что совесть их (ядущих) оскверняется , так как она слаба и не может понять, что идолы ничто, ибо они сами по себе не могут осквернять никого. Итак, пойми, что ядущие идоложертвенное испытывают подобное тому, как если бы кто-нибудь, по обычаю иудейскому, почитал прикосновение к мертвецу осквернением, но, видя, что другие прикасаются к нему с чистой совестью, из стыда пред ними прикоснулся бы и сам: он не осквернился бы, но осквернился бы в совести, будучи осуждаем ею.


Дабы не сказал кто-нибудь я ем с чистой совестью, и что мне за дело, если кто по своей немощи соблазняется , объясняет, что и самое ядение идоложертвенного, хотя бы с решительным презрением к идолам, не имеет никакого значения. Ибо хотя бы брат твой и не соблазнился, то и в таком случае ты не сделал бы ничего похвального и богоугодного, потому что пища не приближает нас к Богу.


То есть ни в случае ядения мы не имеем никакого превосходства пред другими и не совершаем дела, особенно угодного Богу, ни в случае неядения не терпим потери и унижения.


Этим устрашает их. И не сказал: это знание ваше, но эта свобода , то есть самовольство и гордость да не послужат соблазном для слабых. Более виновными делает их то, что они не щадят слабых, которым должно было бы помогать.

Рекомендуем почитать

Наверх