Сопоставить формы правления в гдр и фрг. Государственная система Федеративной Республики Германии и Германской Демократической Республики. Боннская Конституция. Развитие внутри страны

Обществознание 07.01.2024
1969-1974 Густав Хайнеманн 1974-1979 Вальтер Шеель 1979-1984 Карл Карстенс 1984-1990 Рихард фон Вайцзеккер Федеральный канцлер Германии 1949-1963 Конрад Аденауэр 1963-1966 Людвиг Эрхард 1966-1969 Курт Георг Кизингер 1969-1974 Вилли Брандт 1974-1982 Гельмут Шмидт 1982-1990 Гельмут Коль

Западная Герма́ния , официально Федерати́вная Респу́блика Герма́ния (нем. Bundesrepublik Deutschland ), ФРГ (BRD ) была провозглашена 23 мая 1949 года на территориях, расположенных на американской , британской и французской зонах оккупации нацистской Германии (Тризония). Предполагалось, что впоследствии в состав Федеративной Республики Германия войдут и остальные германские территории, что предусматривалось и обеспечивалось специальной статьёй 23 Конституции ФРГ.

История [ | ]

Германия в первые годы после капитуляции [ | ]

После оккупации Германии войсками союзников («Четыре Державы» - США, Великобритания, Франция и СССР) её территория была поделена на четыре зоны оккупации - советскую, французскую, британскую, американскую и город Берлин с особым статусом (также разделён на четыре зоны). К 1949 году западные державы объединили управление своих зон оккупации в Тризонию . Восточная часть Германии по-прежнему оставалась под управлением Советского Союза.

Провозглашение Федеративной Республики Германия [ | ]

Политический статус и притязания на всю германскую территорию [ | ]

Правительство ФРГ с самого начала рассматривало себя как единственного легитимного представителя всего немецкого народа, а ФРГ - как единственное государство-последователь Германской империи , и поэтому имело притязания на все территории, принадлежащие Германской империи по состоянию на 31 декабря 1937 года (до начала военной экспансии Третьего рейха), в том числе и на территорию ГДР, Западный Берлин и отошедшие Польше и СССР «бывшие восточные области » . Преамбула конституции ФРГ подчёркивала стремление немецкого народа к воссоединению в едином государстве . Правительство ФРГ в первые годы всячески избегало любых прямых контактов с правительством ГДР, чтобы избежать возможного истолкования таких контактов как признание ГДР в качестве самостоятельного государства .

Германское государство, которое после коллапса не прекратило существовать, сохраняется и после 1945 года, даже если и созданная на основании Основного закона структура временно ограничивается в своём действии на часть территорий этого государства. Таким образом, Федеративная Республика Германия идентична с Германской империей. Решение Конституционного суда, 1957 - BVerfGE 6, 309 (336 ff., Zit. Abs. 160, Abs. 166)

Великобритания и США также придерживались мнения, что ФРГ является правопреемником Германской империи, однако Франция поддерживала идею о том, что Германская империя полностью исчезла как государство в 1945 году. Президент США Гарри Трумэн выступал против подписания мирного договора с ФРГ, так как, по его мнению, это означало бы признание существования двух немецких государств . На нью-йоркской конференции министров иностранных дел трёх держав в 1950 году был, наконец, официально определён статус ФРГ. Государства признали притязания правительства ФРГ на право единственного легитимного представления немецкого народа, однако отказались признать правительство ФРГ в качестве правительства всей Германии .

По причине непризнания ГДР законодательство ФРГ признавало дальнейшее существование единого немецкого гражданства , происходящего от гражданства Германской империи, поэтому называло своих граждан просто немецкими гражданами и не считала территорию ГДР заграницей . По этой причине в стране продолжал действовать закон о гражданстве Германии 1913 года, а не принимался новый закон о гражданстве ФРГ. Любопытно отметить, что тот же самый закон о гражданстве Германии 1913 года продолжал действовать и в ГДР вплоть до 1967 года, и Конституция ГДР также признавала существование единого немецкого гражданства. На практике такая ситуация означала, что любой «немецкий гражданин» из ГДР мог официально получить загранпаспорт в ФРГ, оказавшись на её территории. Чтобы это предотвратить, правительство ГДР законодательно запретило своим жителям получать паспорта в ФРГ. Лишь в 1967 году в ГДР взамен немецкому гражданству было введено собственное гражданство ГДР , которое было дано всем немецким гражданам, проживавшим на территории ГДР на момент её создания и не потерявшим право на гражданство ГДР по ряду причин . В ФРГ существование особого гражданства ГДР было официально признано лишь в октябре 1987 года, когда Конституционный суд ФРГ постановил, что любое лицо, получившее гражданство ГДР в порядке натурализации автоматически получает немецкое гражданство (по сути гражданство ФРГ) .

Непризнание существования ГДР отображалось и на обозначение границ государств в географических атласах. Так, в изданных в 1951 году в ФРГ картах, по-прежнему, существует единая Германия в границах 1937 года. При этом граница между ФРГ и ГДР , а также линия Одер/Нейсе (новая граница с Польшей) и граница между Польшей и СССР в Восточной Пруссии указаны едва видимыми пунктирными линиями; территории, отошедшие Польше и СССР, по-прежнему, входят в состав единой Германии, хотя и подписаны как «территории под польским и советским управлением», а находящиеся на них топонимы, по-прежнему, носят старые немецкие названия. О существовании ГДР также нет и речи. В издании 1971 года указанные границы уже указываются более чёткой штриховой линией, однако всё ещё отличаются от линии, обозначающей государственные границы .

Развитие внутри страны [ | ]

Благодаря помощи со стороны США по плану Маршалла , а также в результате реализации планов экономического развития страны, разработанных под руководством Людвига Эрхарда , в 1950-х годах был достигнут быстрый рост экономики (германское экономическое чудо), продолжавшийся до 1965 года. Для удовлетворения потребности в дешёвой рабочей силе ФРГ поддерживала приток гастарбайтеров , в основном из Турции .

С 1954 года 17 июня в стране празднуется «День немецкого единства» в честь выступлений 17 июня 1953 года в Восточном Берлине . С отменой оккупационного режима 5 мая 1955 года Федеративная Республика Германии официально стала суверенным государством. При этом суверенитет распространялся лишь на области действия «Основного закона» и не включал Берлин и другие бывшие территории Германской империи.

До 1969 года страной правила партия ХДС (обычно в блоке с ХСС и реже со СвДП). В 1950-х годах был разработан ряд чрезвычайных законов, запрещены многие организации, в том числе Коммунистическая партия, введены запреты на профессии . Был продолжен внутриполитический курс, связанный с денацификацией , то есть устранением последствий нахождения нацистов у власти, недопущением возрождения нацистской идеологии и организаций. В 1955 году ФРГ вошла в НАТО .

Внешняя политика и отношения с ГДР [ | ]

Правительство ФРГ не только не признавало существования ГДР, но и долгое время (с сентября 1955 года до октября 1969 года) придерживалась доктрины , согласно которой разрывались все дипломатические отношения с любыми государствами (исключением был лишь СССР ввиду принадлежности его к Четырём Державам), официально признавшими ГДР. На практике же разрыв дипломатических отношений по указанной причине произошёл дважды: в 1957 году с Югославией и в 1963 - с Кубой .

Флаги ФРГ и ГДР

После возведения властями ГДР Берлинской стены в 1961 году в ФРГ всё чаще стали появляться дискуссии о возможном признании ГДР в качестве самостоятельного государства. С вступлением Вилли Брандта в должность канцлера ФРГ в 1969 году начинается новый этап в отношениях между ФРГ и ГДР и между ФРГ и социалистическими странами Восточной Европы вообще. Подписанный в 1970 году Московский договор , согласно которому ФРГ отказывалась от своих притязаний на бывшие восточные области Германской империи , отошедшие после войны Польше и СССР, ознаменовал начало эпохи «новой восточной политики».

Наиболее влиятельные политические партии:

  • Коммунистическая партия Германии (Kommunistische Partei Deutschlands , KPD , КПГ ) - наиболее левая из влиятельных партий, не голосовала за Боннскую конституцию, настаивая на созыве Парламентского совета представлявшего все земли, в том числе и 5 восточных земель, в 1956 году была запрещена, созданная в 1968 году вместо неё Немецкая коммунистическая партия (Deutsche Kommunistische Partei , DKP , НКП ) серьёзным влиянием не пользовалась
  • Социал-демократическая партия Германии (Sozialdemokratische Partei Deutschlands , SPD , СДПГ ) - правее КПГ, поддерживала Боннскую конституцию, но левее СвДП, левое крыло симпатизировало КПГ
  • Свободная демократическая партия (Freie Demokratische Partei , FDP , СвДП ) - правее СДПГ, но левее ХДС, поддерживала Боннскую конституцию
  • Христианско-демократический союз (Christlich Demokratische Union , CDU , ХДС ) - правее СвДП, поддерживала Боннскую конституцию
  • Немецкая консервативная партия - Немецкая правая партия (Deutsche Konservative Partei – Deutsche Rechtspartei ) - самая правая из влиятельных, не поддерживала Боннскую конституцию, в 1950 году влилась в Немецкую имперскую партию (Deutsche Reichspartei , DRP ) в 1964 году запрещена, созданная в 1964 году Национал-демократическая партия Германии (Nationaldemokratische Partei Deutschlands , NPD ) большим влиянием не пользовалась

Судебная система [ | ]

Высшая судебная инстанция - Федеральный суд (Bundesgerichtshof ), суды апелляционной инстанции - оберландесгерихт (oberlandesgerich ), суды первой инстанции - ландгерихты (landgericht ), первичное звено судебной системы - амтсгерихты (amtsgericht ):

  • Шлезвиг-Гольштейнский Оберландесгерихт (Schleswig-Holsteinisches Oberlandesgericht ) (Шлезвиг-Гольштейн)
  • Ганзейский Оберландесгерихт (Hanseatisches Oberlandesgericht ) (Гамбург)
  • Камергерихт (Kammergericht ) (Западный Берлин)
  • Оберландесгерихт Целле (Oberlandesgericht Celle ) (Нижняя Саксония)
  • Оберландесгерихт Брауншвейг (Oberlandesgericht Braunschweig ) (Нижняя Саксония)
  • Оберландесгерихт Ольденбурга (Oberlandesgericht Oldenburg ) (Нижняя Саксония)
  • Ганзейский Оберландесгерихт Бремена (Hanseatisches Oberlandesgericht Bremen ) (Бремен)
  • Оберландесгерихт Хамма (Oberlandesgericht Hamm ) (Северный Рейн-Вестфалия)
  • Оберландесгерихт Дюссельдорфа (Oberlandesgericht Düsseldorf ) (Северный Рейн-Вестфалия)
  • Оберландесгерихт Кёльна (Oberlandesgericht Köln ) (Северный Рейн-Вестфалия)
  • Оберландесгерихт Кобленца (Oberlandesgericht Koblenz ) (Рейнланд-Пфальц)
  • Пфальцский Оберландесгерихт (Pfälzisches Oberlandesgericht ) (Рейнланд-Пфальц)
  • Оберландесгерихт Франкфурта-на-Одере (Oberlandesgericht Frankfurt am Main ) (Гессен)
  • Саарландский Оберландесгерихт (Saarländisches Oberlandesgericht ) (Саарланд)
  • Оберландесгерихт Карлсруе (Oberlandesgericht Karlsruhe ) (Баден-Вюртемберг)
  • Оберландесгерихт Штутгарта (Oberlandesgericht Stuttgart ) (Баден-Вюртемберг)
  • Оберландесгерихт Мюнхена (Oberlandesgericht München ) (Бавария)
  • Оберландесгерихт Нюрнберга (Oberlandesgericht Nürnberg ) (Бавария)
  • Оберландесгерихт Бамберга (Oberlandesgericht Bamberg ) (Бавария)

Высшая судебная инстанция административной юстиции - Бундесфервальтунгсгерихт (Bundesverwaltungsgericht ), суды апелляционной инстанции административной юстиции - оберфервальтунгсгерихты (Oberverwaltungsgericht ), суды первой инстанции административной юстиции - фервальтунгсгерихты (Verwaltungsgericht ):

  • (Совместный) Оберфервальтунгсгерихт земель Нижняя Саксония и Шлезвиг-Гольштейн ((Gemeinsames) Oberverwaltungsgericht für die Länder Niedersachsen und Schleswig-Holstein ) (Шлезвиг-Гольштейн и Нижняя Саксония)
  • Оберфервальтунгсгерихт Вольного ганзейского города Бремена (Oberverwaltungsgericht der Freien Hansestadt Bremen ) (Бремен)
  • Оберфервальтунгсгерихт земли Северный Рейн-Вестфалия (Oberverwaltungsgericht für das Land Nordrhein-Westfalen ) (Северный Рейн-Вестфалия)
  • Оберфервальтунгсгерихт Рейнланд-Пфальца (Oberverwaltungsgericht Rheinland-Pfalz ) (Рейнланд-Пфальц)
  • Оберфервальтунгсгерихт Саарланда (Oberverwaltungsgericht des Saarlandes ) (Саарланд)
  • Гессенский административный суд (Hessischer Verwaltungsgerichtshof ) (Гессен)
  • Административный суд Баден-Вюртемберга (Verwaltungsgerichtshof Baden-Württemberg ) (Баден-Вюртемберг)
  • Баварский административный суд (Bayerischer Verwaltungsgerichtshof )

Органы прокурорского надзора - генеральный бундеспрокурор при Федеральном суде (Generalbundesanwalt beim Bundesgerichtshof ), прокуратура Баварского верховного земельного суда, генеральные прокуратуры и прокуратуры:

  • Шлезвиг-Гольштейнская генеральная прокуратура (Schleswig-Holsteinische Generalstaatsanwaltschaft ) (Шлезвиг-Гольштейн)
  • Генеральная прокуратура Гамбурга (Generalstaatsanwaltschaft Hamburg ) (Гамбург)
  • Генеральная прокуратура Берлина (Generalstaatsanwaltschaft Berlin ) (Западный Берлин)
  • Генеральная прокуратура Целле (Generalstaatsanwaltschaft Celle ) (Нижняя Саксония)
  • Генеральная прокуратура Ольденбурга (Generalstaatsanwaltschaft Oldenburg ) (Нижняя Саксония)
  • Генеральная прокуратура Брауншвейга (Generalstaatsanwaltschaft Braunschweig ) (Нижняя Саксония)
  • Генеральная прокуратура Хамма (Generalstaatsanwaltschaft Hamm )
  • Генеральная прокуратура Дюссельдорфа (Generalstaatsanwaltschaft Düsseldorf )
  • Генеральная прокуратура Кёльна (Generalstaatsanwaltschaft Köln )
  • Генеральная прокуратура Кобленца (Generalstaatsanwaltschaft Koblenz )
  • Генеральная прокуратура Цвайбрюккена (Generalstaatsanwaltschaft Zweibrücken )
  • Генеральная прокуратура Саарбрюккена (Generalstaatsanwaltschaft Saarbrücken )
  • Генеральная прокуратура Франкфурта-на-Майне (Generalstaatsanwaltschaft Frankfurt am Main )
  • Генеральная прокуратура Карлсруе (Generalstaatsanwaltschaft Karlsruhe )
  • Генеральная прокуратура Штутгарта (Generalstaatsanwaltschaft Stuttgart )
  • Генеральная прокуратура Мюнхена (Generalstaatsanwaltschaft München )
  • Генеральная прокуратура Нюрнберга (Generalstaatsanwaltschaft Nürnberg )
  • Генеральная прокуратура Бамберга (Generalstaatsanwaltschaft Bamberg )

В 1988-1989 году число представителей юридической профессии в ФРГ составляло :

  • Профессиональных судей - 17627 чел. (294 чел. на 1 млн населения);
  • Государственных обвинителей - 4560 чел. (75 чел. на 1 млн населения);
  • Адвокатов - 54107 чел. (902 чел. на 1 млн населения).
  • Большое число адвокатов . В ГДР 1 адвокат приходился на 2 государственных обвинителей и на 2 судей, тогда как в ФРГ было 3 адвоката на 1 судью;
  • Намного большее число профессиональных судей . В ФРГ на 1 млн населения было 294 судьи, а в ГДР - 90 судей.

При этом число государственных обвинителей в ГДР и ФРГ в 1988-1989 году было сопоставимым - по 75 человек на 1 млн населения .

Силовые структуры [ | ]

Экономика [ | ]

Денежная единица - марка (Deutsche Mark ) (32 копейки СССР, 1 доллар США - 2 марки 75 центов ) была представлена

Бундесбанку были подчинены региональные государственные сберегательные банки:

  • Баварский земельный банк (Bayerische Landesbank )
  • Земельный банк Штутгарта (Landesbank Stuttgart )
  • Гессенский земельный банк (Hessischen Landesbank )
  • Земельный банк Рейнланд-Пфальца (Landesbank Rheinland-Pfalz )
  • Земельный банк Саара (Landesbank Saar )
  • Западный земельный банк (Westdeutsche Landesbank )
  • Гамбургский земельный банк (Hamburgische Landesbank )
  • Бременский земельный банк (Bremer Landesbank )
  • Нижнесаксонский земельный банк (Niedersächsische Landesbank )
  • Земельный банк Шлезвиг-Гольштейн (Landesbank Schleswig-Holstein )
  • Берлинская сберегательная касса (Berliner Sparkasse )

Из частных банков основную роль играли 3 крупнейших банка :

Оператор железнодорожных перевозок - Бундесбан (Bundesbahn ), воздушных перевозок - «Люфтганза» (Deutsche Lufthansa ), почтовой и телефонной связи - Бундеспочта (Bundespost ).

Средства массовой информации [ | ]

Надрегиональные ежедневные газеты:

Надрегиональные общественно-политические еженедельники:

Партийный органы:

  • «Форвертс» («Vorwarts») - орган СДПГ, издавала в Бад-Годесберге;
  • «Социаль-демократ магацин» («Sozialdemokrat Magazin») - ежемесячник СДПГ, издавалась в Бонне;
  • «Фрайе демократише корреспонденц» («Freie Demokratische Korrespondenz») - информационный бюллетень СвДП, издавалась в Бонне;
  • «Унзере цайт» («Unsere Zeit») - ежедневная газета, ЦО ГКП, издавалась в Эссене
  • «Унион ин Дойчланд» («Union in Deutschland») - еженедельник ХДС
  • «Дойчес монатсблатт» («Deutsches Monatsblatt»), ежемесячный журнал, орган ХДС, выходила в Бонне;
  • «Байерн-курир» («Bayern-Kurier»), еженедельная газета, орган ХСС, выходила в Мюнхене
  • «Дойче вохен-цайтунг» («Deutsche Wochen-Zeitung»), еженедельная газета, выходила в Ганновере

В ФРГ действовали региональные теле- и радиоцентры :

  • Северо-Германское радио (Norddeutscher Rundfunk ) (Шлезвиг-Гольштейн, Нижняя Саксония и Гамбург)
  • Южно-Германское радио (Süddeutscher Rundfunk ) (часть Баден-Вюртемберга)
  • Западно-Германское радио (Westdeutscher Rundfunk ) (Северный Рейн-Вестфалия)
  • Юго-западное радио (Südwestfunk ) (часть Баден-Вюртемберга и Рейнланд-Пфальц)
  • Гессенское радио (Hessischer Rundfunk ) (Гессен)
  • Баварское радио (Bayerischer Rundfunk ) (Бавария)
  • Бременское радио (Radio Bremen ) (Бремен)
  • Саарское радио (Saarländischer Rundfunk ) (Саарланд)

Передавались 2 общегосударственные телепрограммы:

На заграницу вещали радиостанции:

  • «Дойче велле» (Deutsche Welle ) на 3 языках;
  • «Дойчландфунк» (Deutschlandfunk ) на 14 языках, также внутри ФРГ вещала ещё одну программу.

Религия [ | ]

Большая часть лютеран и часть кальвинистов были представлены Евангелической церковью Германии (Evangelische Kirche in Deutschland ), состоявший из:

  • Евангелическо-унионистской церкви (Evangelische Kirche der Union ), объединявшей как лютеранские, так и кальвинистские общины, состоявшей в свою очередь из:
    • Бременской евангелической церкви (Bremische Evangelische Kirche )
    • Церкви Липпе (Lippische Landeskirche )
    • Евангелической церкви Вестфалии (Evangelische Kirche von Westfalen )
    • Евангелической церкви Рейнской области (Evangelische Kirche im Rheinland )
    • Евангелической церкви Кургессен-Вальдека (Evangelische Kirche von Kurhessen-Waldeck )
    • Евангелической церкви Гессена и Нассау (Evangelische Kirche in Hessen und Nassau )
    • Евангелической церкви Бадена (Evangelische Landeskirche in Baden )
    • Евангелической церкви Пфальца (Evangelische Kirche der Pfalz )
    • Евангелическо-реформатской церкви (Evangelisch-reformierte Kirche )
  • Объединённой евангелическо-лютеранской церкви Германии (Vereinigte Evangelisch-Lutherische Kirche Deutschlands ), состоявшей в свою очередь из:
    • Евангелическо-лютеранской церкви Шлезвиг-Гольштейна (Evangelisch-Lutherische Landeskirche Schleswig-Holsteins )
    • Евангелическо-лютеранской церкви Гамбурга (Evangelisch-Lutherische Kirche im Hamburgischen Staate )
    • Евангелическо-лютеранской церкви Любека (Evangelisch-Lutherische Kirche in Lübeck )
    • Евангелическо-лютеранской церкви Ганновера (Evangelisch-lutherische Landeskirche Hannovers )
    • Евангелическо-лютеранской церкви Ольденбурга (Evangelisch-Lutherische Kirche in Oldenburg )
    • Евангелическо-лютеранской церкви Брауншвейга (Evangelisch-lutherische Landeskirche in Braunschweig )
    • Евангелическо-лютеранской церкви Шаумбург-Липпе (Evangelisch-Lutherische Landeskirche Schaumburg-Lippe )
    • Евангелической церкви Вюртемберга (Evangelische Landeskirche in Württemberg )
    • Евангелическо-лютеранской церкви Баварии (Evangelisch-Lutherische Kirche in Bayern )

Меньшинство лютеран были представлены Независимой евангелическо-лютеранской церковью (Selbständige Evangelisch-Lutherische Kirche ), часть кальвинистов - Союз евангелическо-реформатских церквей Германии (Bund Evangelisch-reformierter Kirchen Deutschlands ).

Католики были представлены епархиями объединёнными в Фульдскую конференцию католических епископов:

  • Мюнхенско-Фрайзингской митрополией
    • Архиепархией Мюнхена и Фрайзинга
    • Епархией Регенсбурга
    • Епархией Пассау
    • Епархией Аугсбурга
  • Бамбергской митрополией
    • Архиепархией Бамберга
    • Епархией Айхштета
    • Епархией Вюрцбурга
    • Епархией Шпайера
  • Фрайбургской митрополией
    • Архиепархией Фрайбурга
    • Епархией Роттенбург-Штутгарта
    • Епархия Майнца
  • Кёльнской митрополией
    • Архиепархией Кёльна
    • Епархией Мюнстера
    • Епархией Трира
    • Епархией Аахена
    • Епархией Лимбурга
    • Епархия Оснабрюка
  • Падерборнской митрополией
    • Архиепархией Падерборна
    • Епархией Фульды
    • Епархией Хильдесхайма

Иудаисты были представлены Центральным советом евреев Германии (Zentralrat der Juden in Deutschland ), состоявший из:

  • Земельной федерации еврейских религиозных общин Баварии (Landesverband der Israelitischen Kultusgemeinden in Bayern )
  • Еврейской религиозной общины Вюртемберга (Israelitische Religionsgemeinschaft Württemberg )
  • Еврейской религиозной общины Бадена (Israelitische Religionsgemeinschaft Baden )
  • Еврейской общины Саара (Synagogengemeinde Saar )
  • Земельной федерации еврейских общин Гессена (Landesverband der Jüdischen Gemeinden in Hessen )
  • Земельной федерации еврейских общин Рейнланд-Пфальца (Landesverband der Jüdischen Gemeinden von Rheinland-Pfalz )
  • Земельной федерации еврейских общин Северной Рейнской области (Landesverband der Jüdischen Gemeinden von Nordrhein )
  • Земельной федерации еврейских общин Вестфалии-Липпе (Landesverband der Jüdischen Gemeinden von Westfalen-Lippe )
  • Земельной федерации еврейских общин Нижней Саксонии (Landesverband der Jüdischen Gemeinden von Niedersachsen )
  • Еврейской общины Гамбурга (Jüdische Gemeinde Hamburg )
  • Еврейской общины Бремена (Jüdische Gemeinde im Lande Bremen )
  • Земельной федерации еврейских общин Шлезвиг-Гольштейна (Landesverband der Jüdischen Gemeinden von Schleswig-Holstein )

Согласно которой на исторической Германской территории признавалось наличие двух германских государств. Официальный текст договора об окончательном урегулировании в отношении Германии также называл страну «Федеративная Республика Германии»

После 1990 года в русском языке употребляется форма «Федеративная Республика Германия », подчёркивающая завершённость процесса объединения немецкого народа в едином государстве - Германии. В современных источниках ФРГ того времени называется как «Федеративная Республика Германии», так и «Федеративная Республика Германия». В том числе и РИА Новости употребляет оба варианта .

Между тем в ФРГ теория двух государств отвергалась. ФРГ с самого момента своего создания не признавала ГДР субъектом международного права и считала себя единственным полноправным последователем Германской империи. Это отражалось и в прессе. Например, вплоть до 1989 года журнал Die Welt .

В ГДР же по отношению к ФРГ употреблялись как сокращение «ФРГ», так и форма «Западная Германия» и даже «Германская Федеративная Республика» (ГФР) по аналогии с ГДР . В советской печати до середины 1950-х годов также мог использоваться вариант ГФР (Германская Федеральная Республика). Например, наименование «Германская Федеральная Республика» было использовано в отчётах к футбольному матчу 1955 года между СССР и ФРГ .

До 1974 года и ФРГ, и ГДР продолжали использовать введённый ещё в 1910 году международный автомобильный код D (Deutschland), что создавало определённую путаницу. С 1 января 1974 года в ГДР стали использовать код DDR , сложившуюся, как утверждает Большая Советская Энциклопедия, в результате «сепаратистской политики западных держав» . Например, в изданном в 1960 году в Лейпциге (ГДР) толковом словаре «Дуден » имелись статьи «Западный Берлин» и «Берлин»; в последней даже утверждалось, что Берлин является столицей Германии . В изданных в ГДР публикациях встречались также наименования «демократический Берлин» для обозначения восточной части Берлина .

В ФРГ и в самом Западном Берлине использовалось самообозначение West-Berlin и Berlin (West) , чем подчёркивалось, что западная часть города является частью единого города, а не отдельной административной единицей . Принятая в 1949 году конституция ФРГ вообще рассматривала весь Большой Берлин в качестве федеральной земли и части ФРГ, несмотря на то, что четырёхстороннее соглашение по Западному Берлину , принятое в 1971 году, рассматривало западные сектора города вне зоны действия конституции ФРГ. Название Восточный Берлин официально не употреблялось ни в ФРГ, ни в ГДР. В неофициальных документах для обозначения восточной части города в ФРГ и в Западном Берлине использовались названия Berlin (Ost) и Ost-Berlin .

См. также [ | ]

Возникшие в послевоенный период на немецкой земле Федеративная Республика Германии и Германская Демократическая Республика на протяжении сорока лет как бы олицетворяли две социально-экономические и политические системы, два образа жизни – капиталистический (ФРГ) и социалистический (ГДР). Из них каждая по-своему «работала» на авторитет соответствующей системы.

Однако это экономическое состязание в конечном результате оказалось не в пользу социалистической модели. Так, в конце 1980-х годов производительность труда в ГДР была намного ниже западногерманской и значительная часть предприятий в стране были убыточными, но необходимо учитывать, что в основе этого лежали не только институциональные причины, но и политическое давление Запада.

Стартовые условия после войны были схожими, политический раскол Германии привел к экономической дезинтеграции стран, к расколу единого хозяйства. Но основные диспропорции возникли между относительно развитой обрабатывающей промышленностью, на территории ГДР и предельно недостаточной для нее угольно-металлургической сырьевой и энергетической базой, которая осталась на Западе. Война нанесла больший ущерб восточной части Германии, где развернулись основные боевые действия. Здесь было разрушено 45% промышленных фондов, в том числе 30% мощностей энергохозяйств, полностью был дезорганизован транспорт, промышленное развитие не было обеспечено каменным углем, нефтью, железной рудой, цветными металлами. Не было базиса тяжелой промышленности, исторически сложившейся в Западной Германии.

Учитывая практически полное отсутствие внешних валютных кредитов (СССР их предоставлял, но не в таких объемах, как США по «плану Маршалла» для ФРГ), груз репараций (ФРГ выплатила в меньшей степени) и расходы по содержанию советских войск (они были ограничены 5% годового бюджета ГДР только после1953 г.), экономические достижения ГДР в 50-е годы можно назвать феноменальными. Если ФРГ (а ее темпы роста в разы превосходили показатели Великобритании и Франции) увеличила с 1950 по 1958 гг. выпуск промышленной продукции на 210%, то ГДР – на 241%. Средний ежегодный прирост промышленного производства в ГДР в 1950-58 гг. составлял 10%, а в ФРГ – 8,5%. В1957 г. ГДР обошла ФРГ и по объему роста промышленности в сравнении с1936 г. Если взять уровень этого года за 100%, то в1957 г. промышленный потенциал ГДР вырос в 2,4 раза, а ФРГ – в 2,26 раза. Причем стартовые позиции обеих стран в1950 г. были примерно одинаковыми: ГДР – 110,6% от уровня 1936 года, ФРГ – 110,9%. Однако за этими впечатляющими цифрами скрывались серьезные структурные проблемы экономики ГДР.

Развивая тяжелую промышленность и ухитряясь при этом избегать инфляции и дефицита госбюджета, правительству ГДР пришлось серьезно ограничить рост производства товаров народного потребления. Волнения населения в июне1953 г. во многом объяснялись не только повышением и без того высоких нормы выработки, но и перебоями в снабжении некоторыми продуктами, а также высокими ценами в госторговле на мясо, масло, ткани, одежду, кожаную обувь и посуду. Вследствие этого правительство ГДР произвело массированное перераспределение инвестиций с тяжелой промышленности в пользу отраслей, непосредственно удовлетворявших нужды населения. Однако новое направление инвестиционной политики государства сделало невозможным коренное переоснащение основных фондов изрядно устаревшей промышленности Восточной Германии. Большинство ее предприятий оставались на технологическом уровне1939 г., в то время как в ФРГ обновление оборудования в промышленности (и так гораздо меньше пострадавшей от войны, чем индустрия ГДР) произошло после1945 г. дважды.

И если первоначально перераспределение средств в пользу легкой и пищевой промышленности было оправдано, то в конкретных условиях индустриально развитой ГДР оно слишком затянулось. Страна все равно объективно не могла накормить и одеть себя за счет внутренних ресурсов. Следовательно, нужно было наращивать экспорт, а основными экспортными товарами Восточной Германии всегда были промышленное оборудование и изделия химической промышленности. Но так как в эти отрасли не направлялось достаточное количество средств, то их продукция морально устаревала и с каждым днем становилась все менее конкурентоспособной на Западе. Соответственно сокращались валютные поступления, которые можно было использовать для закупки продуктов и высококачественных товаров народного потребления, многие из которых (например, традиционные для потребления в Германии кофе и шоколад) не могли поставляться из стран соцлагеря. Получалось, что западные немцы к середине 50-х годов уже входили во вкус т.н. южных фруктов (т.е. бананов, ананасов и т.д.), в то время как для жителей ГДР пока еще не хватало хорошего кофе. Причем очень интересно, что эти проблемы прекрасно понимали в СССР, хотя многим это казалось несущественным. Но если советские рабочие и крестьяне были в 1950-е годы непритязательны в выборе потребительских товаров, и отсутствие некоторых вещей не воспринималось ими как лишения и тяготы, то немцы традиционно имели более высокую культуру потребления. Отсутствие кофе было для них весьма чувствительным. К тому же ГДР имела перед собой пример ФРГ, и выживание немецкого рабоче-крестьянского государства действительно зависело от того, сможет ли оно обеспечить своим гражданам хотя бы сравнимый с ФРГ уровень жизни. ГДР из года в год была вынуждена импортировать (в основном из СССР) значительную часть потребляемого в стране продовольствия. За границей закупалось 25% зерна, 11% мяса, 7% масла и 8% яиц.

Понятно, что в ГДР формировали такую же структуру экономики, какой она была в СССР, что влекло за собой процессы национализации и огосударствления. В 1952 году в деревнях стали создаваться производственные кооперативы, причем с применением как экономического, так и административного нажима. Пик принудительной коллективизации в ГДР пришелся на 1960 год. В течение этого года было коллективизировано сельскохозяйственных земель столько же, сколько за все предыдущие восемь лет. К концу 1960 года более 80% сельскохозяйственных земель в ГДР было огосударствлено. Аналогично строилась политика и в индустриальном секторе, и если в начале 1960-х годов социалистический промышленный сектор производил 85% всего совокупного общественного продукта, то к началу 70-х годов доля народных (государственных) предприятий в промышленном производстве составила уже 94,9%.

В ФРГ к середине 1950-х годов после некоторого замедления экономического роста наступил новый подъем, вызванный притоком капитала, значительным обновлением технического производства, государственными мерами по оживлению тяжелой промышленности. В 1953-56 годах ежегодный прирост промышленной продукции составлял 10-15%. По объему промышленного производства Германия заняла третье место в мире после США и Великобритании, а по некоторым видам производства превзошла Великобританию. При этом основу быстро растущей экономики составил мелкий и средний бизнес: в 1953 году предприятия с числом работающих менее 500 человек обеспечили более половины всех рабочих мест в экономике, безработица имела устойчивую тенденцию к снижению (с 10,3% в 1950 до 1,2% в 1960).

К началу 1960-х гг. по объему промышленного производства и объему экспорта ФРГ уступала только США. На ее долю приходилось более 60,5% добычи угля, около половины производства стали, около 40% экспорта и 35% импорта ЕЭС («Общего рынка»). Успешно развивалось и сельское хозяйство. Например, в 1934–1938 годы среднегодовая урожайность пшеницы в стране составляла 22,3 ц с1 га, а в 1967 и 1968 — соответственно 41,2 и 42,3 ц с1 га. Отдельного упоминания заслуживает аграрная реформа, предавшая основную часть земельных угодий мелким и средним собственникам.

В числе факторов, способствовавших столь успешному развитию экономики ФРГ следует назвать и такие:

  • западная часть Германии исторически была сформирована как индустриальный центр страны, где сконцентрировались самые квалифицированные трудовые кадры;
  • значительная стартовая помощь в начальный период восстановления народного хозяйства по Плану Маршалла (3,9 млрд долл.), особенно поставки промышленного оборудования, способствовавшие включению ФРГ в научно-техническую революцию;
  • государственная поддержка предпринимательской деятельности, ставка на создание средних предприятий. Уже в1953 г. на предприятиях численностью до 500 человек работало более половины всех занятых;
  • укоренение во все отрасли народного хозяйства новейших достижений НТР;
  • минимальные военные расходы: до 1955-1957 гг. они ограничивались лишь финансированием оккупационных сил, что обходилось стране в 2–2,5 раза дешевле, чем содержание собственной армии;
  • многомиллионный приток беженцев из советской оккупационной зоны, что стало дополнительным источником рабочей силы. Для экономики ФРГ беженцы из ГДР дали очень много, так стоимость человеческого капитала, перемещаемого из ГДР, составляла в ФРГ в 50-х годах 2,6 млрд. марок ежегодно (экономия на образовании и обучении персонала). В1960 г. доля беженцев и переселенцев (не только из ГДР, но и из других стран Восточной Европы) составляла 30,7% всех лиц наемного труда ФРГ;
  • поддержание в стране «классового» мира благодаря разумной социальной политике государства.

Тот факт, что уже через 15 лет после Второй мировой войны ФРГ вышла на первое место в Европе по уровню экономического развития, обогнав в хозяйственном отношении своих победителей, говорит о высокой эффективности реформ рубежа 1940-1950-х годов, ставших надежной стартовой площадкой развития западногерманской экономики. Для социально-экономической модели ГДР же были присущи все недостатки, характерные для командно-административной системы государственного социализма. Так, плановое хозяйство в значительной степени лишило граждан ГДР личной инициативы и самостоятельности, полностью был ликвидирован средний слой общества как базис экономического развития, предпринимательство и трудовая активность были парализованы. В результате производительность экономики была относительно низкой в сравнении с западными странами. В1979 г. она составляла 46% западного уровня и упала к1989 г. до 30-40%.

Сегодня многие немцы принципиально не желают делить страну на Запад и Восток и предпочитают забыть о пережитках прошлого. Однако даже спустя более двадцати лет после объединения между двумя частями страны остаются существенные экономические и институциональные различия не в пользу восточного региона Германии.

1) Экономическое развитие ФРГ

Главная политическая задача ФРГ состояло в определении статуса и стратегии экономического восстановления и развития страны. В ФРГ начали строить «социальное-рыночное хозяйство».

Принципы социально-рыночного хозяйства:

Государство не занимается регулированием хозяйственных процессов, но устанавливает правила, по которым действуют частные хозяйствующие субъекты («государство как судья на футбольном поле, который в футбол не играет, но следит за соблюдением установленных правил»)

Государство поддерживает конкуренцию, но не переходит границы свободы бизнеса

Государство создает простор для частной инициативы и предпринимательства.

При этом в ФРГ была сильная социальная политика способная смягчить социальные контрасты между богатыми и бедными. В итоге темпы прироста промышленного производства ФРГ в 60 и 70-е годы составили 8,5% в год. ФРГ вышло на 2 место в мире по уровню жизни населения. С 1975 года в ФРГ вступила в полосу экономического кризиса, которому был подвержен весь капиталистический мир.

2) Экономическое развитие ГДР

После образования ГДР руководство страны взяло курс на построение социалистического общества. Была проведена индустриализация с перевесом тяжелой промышленности. В сельском хозяйстве установленные колхозы и совхозы, введен принцип уравнительной заработной платы. До 1958 года в ГДР сохранялись продовольственные карточки. В 1953 году в ГДР произошли массовые выступления людей против тоталитарного социализма, которые были подавлены советским правительством, уровень жизни восточных немцов в 15 раз отставал от уровня жизни западных стран. Предприятия были слабо оснащены технически, наблюдалась низкая производительность труда и низкая заработная плата. Восточные немцы начинают бежать в ФРГ, где уровень жизни был гораздо выше, чем в ГДР. Поэтому в 1961 году была построена берлинская стена, которая окончательно разделила одну страну на два государства. В начале 60-х годов, в ГДР было решено отказаться от государственной дотаций в экономику промышленных предприятий, перевести их на хозрасчет (предприятиям разрешили продавать свою продукцию, извлекать прибыль и пускать её в оборот). Предприятия улучшили свое техническое оснащение, повысили качество продукции и производительность труда. Материальное положение немцев улучшилось. В 1981 году к власти пришел ярый коммунист Эрик Хоннекер, который свернул все демократические реформы и вернул страну к тоталитарному режиму. В октябре 1889 году в ГДР экономический кризис достиг своего пика и в стране свершилась «бархатная революция». 18 октября 1989 года Хоннекер ушел в отставку, 9 ноября 1989 года пала берлинская стена, 3 октября 1990 года произошло историческое событие - обе части Германии соединились в одно государство. СССР, США и Германия подписали договор о международном партнерстве и сотрудничестве.

Бывшей нацистской Германии была поделена на несколько . От империи отошла Австрия. Эльзас и Лотарингия возвратились под покровительство Франции. Чехословакия получила обратно Судетскую область. Государственность была восстановлена в Люксембурге.

Часть территории Польши, аннексированная немцами в 1939 году, вернулась в ее состав. Восточную часть Пруссии поделили между собой СССР и Польша.

Оставшаяся часть Германии была разделена союзниками на четыре зоны оккупации, где управление осуществляли советские, британские, американские и военные власти. Страны, принявшие участие в оккупации немецких земель, договорились о проведении согласованной политики, основными принципами которой были денацификация и демилитаризация бывшей германской империи.

Образование ФРГ

Через несколько лет, в 1949 году, на территории американской, британской и французской зон оккупации была провозглашена ФРГ – Федеративная Республика Германии, которой стал Бонн. Западные политики таким образом планировали создать в этой части Германии государство, построенное по капиталистическому образцу, которое могло стать плацдармом для возможной войны с коммунистическим режимом.

Американцы оказывали немалую новому буржуазному немецкому государству. Благодаря этой поддержке ФРГ быстро стала превращаться в экономически развитую державу. В 50-е годы говорили даже о «германском экономическом чуде».

Страна нуждалась в дешевой рабочей силе, основным источником которой стала Турция.

Как возникла Германская Демократическая Республика

Ответом на создание ФРГ стало провозглашение конституции другой немецкой республики – ГДР. Это произошло в октябре 1949 года, пять месяцев спустя после образования ФРГ. Таким способом советское государство решило противостоять агрессивным намерениям бывших союзников и создать в Западной Европе своеобразный оплот социализма.

Конституция Германской Демократической Республики провозглашала своим гражданам демократические свободы. В этом документе была также закреплена ведущая роль Социалистической единой партии Германии. На протяжении длительного времени Советский Союз оказывал правительству ГДР политическую и экономическую помощь.

Однако по темпам промышленного роста ГДР, вставшая на социалистический путь развития, существенно отставала от своего западного соседа. Но это не помешало Восточной Германии стать развитой индустриальной страной, где также интенсивно развивалось сельское хозяйство. После ряда бурных демократических преобразований в ГДР единство германской нации было восстановлено, 3 октября 1990 года ФРГ и ГДР стали единым государством.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

План

Введение

1. Образование ФРГ и ГДР. Сравнительная характеристика их государственных систем

2. Боннская конституция. Её основные положения и изменения после воссоединения Германии

Заключение

Список литературы

В ведение

Произошедшее 3 октября 1990 года объединение ГДР и ФРГ существенным образом изменило статус Германии. Сегодня Германия одна из самых богатых и благополучных государств в мире. Среди европейских государств Германия обладает самым мощным экономическим потенциалом. Исследования многих научно-исследовательских центров предрекают Германии дальнейшие перспективы роста экономики, решение проблем в социальной сфере, обещают социальную стабильность.

Особого внимания заслуживает политика Германии 1969-1972 гг., которая была направлена на согласие с Востоком и договоренность к принятию в действие принципа отказа от насилия. Этот принцип впоследствии стал основным в Заключительном акте Общеевропейской конвенции по безопасности и сотрудничеству (1975г.) Позднее он был подтвержден в Парижской Хартии 1990 года. Данная политика была направлена на воздержание от применения силы и угрозы силой против территориальной целостности и политической независимости какого-либо государства, установления мира и безопасности, установления сотрудничества в Европе.

Актуальность данной темы определяется ролью объединенной Германии в дальнейших мировых событиях. Именно благодаря объединению Германии стало возможным впоследствии создание единой Европы. Переворотные события 1989-1990 гг. стали толчком к установлению согласия между европейскими государствами. Исчез один из взрывоопасных политических узлов послевоенной Европы - разделение немецкой нации. Эти события имели большое значение для судьбы Германии и Европы.

Важно отметить, что объединение Германии стало началом распада систем социалистического содружества во всем мире. Падение социалистических режимов стало неожиданным для многих теоретиков и политиков. Кризис в ГДР показал, что общество без демократии, без свободы личности неспособно к саморазвитию и постепенно вступает в стадию политического, экономического и духовного распада.

1. Образование ФРГ и ГДР. Сравнительная характерист и ка их государственных систем

После поражения Германии во второй мировой войне и капитуляции гитлеровской армии территория Германии была оккупирована войсками четырех союзных государств: СССР, США, Англии и Франции. В соответствии с решением Потсдамской конференции (17 июля - 2 августа 1945 года) страна была разделена на 4 оккупационные зоны. Управление осуществлялось Союзным контрольным Советом. Крашенинникова Н. А. История государства и права зарубежных стран. Часть 2-я. Учебник для вузов. 2-е издание. - М.: издательская группа НОРМА - ИНФА М, 2004. - с. 236. В январе 1947 года произошло слияние британской и американской оккупационных зон в Бизонию.

Позднее в июле 1948 года по приказу западных оккупационных держав на их территории было создано сепаративное государство. 1 августа 1948 года французская оккупационная зона и англо-американская слились в Тризонию и уже 1 сентября западными державами, был утвержден Парламентский Совет. Совет состоял из 65 депутатов, избранных ландтагами земель, и 5 представителей от Западного Берлина с совещательным голосом. В мае 1949 ими была выработана Конституция для Западной Германии, включавшей в себя территории трех западных оккупационных зон.

8 мая 1949 года Парламентский совет, заседавший в Бонне, принял проект Основного закона и передал его на ратификацию в ландтаги земель (представительные органы земель).

В период с 18 по 21 мая 1949 года парламенты всех земель, кроме Баварии, одобрили проект Конституции. При принятии этот акт получил название Основной закон и рассматривался как временный: считалось, что конституция будет принята для всей Германии после преодоления ее раскола.

Новая Конституция ФРГ вступила в силу уже 23 мая 1949 года. Это считается днем образования ФРГ.

В соответствии с Потсдамским соглашением восточную часть Германии: земли Бранденбург, Мекленбург, Тюрингию, Саксонию, Саксонию - Ангальт оккупировал СССР. Для управления восточной частью Германии был создан специальный орган советской военной администрации в Германии СВАГ (Советская администрация военной Германии).

К правительственной деятельности была привлечена Социалистическая единая партия Германии (СЕПГ), которая образовалась в апреле 1946 года в результате слияния коммунистической и социал-демократической партийных организаций. В сентябре-октябре 1946 года по всей Восточной Германии были проведены выборы в органы местного самоуправления и земельные парламенты - ландтаги (законодательные органы земель). СЕПГ получила более 50 % голосов на общих выборах и 47 % - на выборах в ландтаги.

Также восточная часть Германии подвергалась социалистическим реформам: было конфисковано имущество монополий, проведена аграрная реформа. Была взята ориентация на коллективизацию сельского хозяйства.

В марте 1947 года Немецкий народный конгресс Восточной Германии определил дальнейшую судьбу государства. Он избрал Немецкий народный совет и поручил ему разработать конституцию будущей ГДР.

7 октября 1949 года Народным советом было объявлено о введении в действие новой конституции и о создании Германской Демократической Республики как самостоятельного государства. Вместе с тем Народный совет преобразовал себя как Временную Народную палату ГДР.

Уже Временной Народной палатой был принят закон об образовании временного правительства ГДР и его формирование поручено Отто Гротенволю, который выдвигался на пост премьер-министра фракции СЕПГ.

7 сентября 1949 года произошло констутирование Бундестага и образование коалиционного правительства во главе с Конрадом Аденауэром из представителей Христианско-демократического союза (ХДС), Христианско-социального союза (ХСС), Свободной демократической партии и немецкой партии, которые завершили государственный раскол.

СЕПГ и сотрудничавшая с ней Советская военная администрация были полностью убеждены в том, что только полный разрыв с прошлым, базирующимся на господстве капитализма, может дать на будущее гарантию того, что германская империалистическая агрессия больше не повторится.

Руководство ГДР при создании отдельного государства преследовало главную цель - предотвращение новой войны в Европе. В области внутреннего развития ГДР необходимо было стать общественно-политической альтернативой империалистической ФРГ.

Государственная система ФРГ

Новая конституция ФРГ вступила в силу 23 мая 1949 года. В истории Германии это четвертая Конституция (три конституции приняты в 1849-1919 гг.). Основной закон был разработан комиссией немецких правоведов, которые действовали по указаниям премьер-министров западногерманских земель, избранных ландтагами (законодательный, обычно однопалатный, орган каждой земли), но подчинявшихся также губернаторам трех оккупационных зон, находившихся под управлением Великобритании, США, Франции.

Губернаторы были назначены державами-победительницами после разгрома Гитлеровской Германии. Конституция Германии отвергала прежние фашистские порядки и исходила из принципов общечеловеческих ценностей: демократии, равенства разделения властей, справедливости. Вся власть исходила от народа, который осуществлял ее по средствам выборов и разного рода голосования, а также через специальные органы - законодательные, исполнительные и судебные. Баглай М. В. Конституционное право зарубежных стран. - М.: «Норма», 2000. - с. 485.

ФРГ построено на началах федерализма. Оно образовалось из 10 земель, самостоятельных в своем бюджете и независимых друг от друга. Каждая из земель имело свой ландтаг и свое правительство, обладающее значительной автономией.

Законодательная власть принадлежала Двухпалатному Парламенту: Верхняя палата - Бундесрат (Союзный совет), нижняя - Бундестаг. Бундесрат по своим задачам и положению являлся самостоятельным высшим федеральным органом, который распоряжался своими делами, не подлежал надзору со стороны другого органа и не был связан никакими директивами. Он избирал своего председателя сроком на один год. Свою работу регулировал регламентом. Равным образом Бундесрат сам вел свои дела; имел самостоятельный бюджет в рамках федерации, его председатель являлся руководителем служебного ведомства чиновников в бундесрате. Бундесрат состоял не из избранных народом членов, а из представителей, назначаемых и отзываемых правительствами земель. Бундесрат выражал интересы субъектов федерации. Число членов, которых могла направить в бундесрат каждая земля, определялся количеством голосов данной земли. Каждая земля имела не менее 3 голосов; земли с населением до 2 млн. человек обладают 3 голосами, от 2 до 6 млн. - 4 голосами, а свыше 6 млн. - 5 голосами. Бундесрат насчитывал 41 члена с правом решающего голоса.

Бундестаг избирался всем народом Германии и состоял из 496 членов. Он также не подлежал надзору со стороны другого органа и не был связан никакими распоряжениями. Своего председателя, его заместителей и секретарей, бундесрат избирал сам. Он сам определял свою организацию и процедуру с помощью регламента - автономного устава.

Половина депутатов избиралась в округах по мажоритарной системе относительного большинства путем прямого голосования. Другая половина - по партийным спискам, выставляемым в каждой земле по пропорциональной системе. Каждому избирателю ФРГ предоставлялась два голоса. Первый - для выборов депутата по избирательному округу, второй - для выборов по земельным спискам. Партия, собравшая менее 5 % вторых голосов, делила представительства в парламенте.

Если организацию Бундестага можно отнести к классическому типу буржуазной парламентской палаты - он имеет председателя, бюро палаты, комиссии, его депутаты объединены во фракции, то Бундесрат имеет специфические особенности. Для него характерен принцип согласованной подачи голосов, т.е. голоса представителей земель, подаются как один голос. Его члены имели императивный мандат. Земельные правительства указывали своим представителям, как они должны голосовать по обсуждаемым вопросам.

Система центральных органов государственной власти основывалась на принципе разделения властей.

Согласно конституции, главой ФРГ и главой исполнительной власти являлся Федеральный Президент, который избирался на 5 лет - специально собираемым Федеральным собранием - органом, который состоит из членов бундестага и такого же числа членов, избираемых ландтагами земель на началах пропорциональности. Избранным мог быть каждый немец, обладающий активным избирательным правом и достигший 40 лет. Президент мог участвовать в заседаниях правительства, мог в некоторых случаях распустить Бундестаг. Однако для большинства актов президента требовалось обязательная контрассигнация федерального канцлера или соответствующего министра.

Реальная исполнительная власть была сосредоточена в Правительстве, и особенно в руках его председателя - Канцлера. Кандидатура канцлера предлагается президентом. Затем он избирается большинством голосов Бундестага. Канцлер назначает и увольняет министров, определяет внутреннюю и внешнюю политику государства. Он - единственный министр с конституционной точки зрения несущий ответственность перед Бундестагом.

Федеральное правительство имеет право издания постановлений в целях исполнения федеральных законов, а также издания общих административных предписаний. Правительство активно участвует в законодательном процессе. Оно имеет право предложить президенту республики с согласия Бундесрата объявить состояние законодательной необходимости. Бундестаг, таким образом, устраняется от принятия законов.

Конституция установила сложный порядок вынесения недоверия правительству. Канцлер может быть смещен только путем избрания нового канцлера.

В системе центральных государственных органов ФРГ особое место занимал Федеральный конституционный суд, состоящий из двух сенатов по 8 судей в каждом. В его компетенции сосредоточена судебная власть. Члены суда избираются в равном количестве Бундестагом и Бундесратом.

Конституционный суд обладает широкой компетенцией - толкование Конституции, проверка соответствия федерального права и права земель основному закону, рассмотрение конституционно-правовых конфликтов между Федерацией и землями или между различными землями в случаях расхождения мнений о правах и обязанностях Федерации и земель, разрешение споров публично-правового характера между Федерацией и землями или в пределах одной земли, рассмотрение вопросов о согласованности по форме и содержанию земельного права с Основным законом или остальным федеральным правом. Суд может также отменять парламентские законы, если они не соответствуют Основному закону.

К 1960 году партийная политическая система ФРГ сложилась из трех партий. Ее особенность заключалась в том, что в качестве партий, образующих правительство, выступали две основные политические организации: Социально-демократическая партия Германии (СДПГ) и блок двух клерикально-христианских партий - Христианско-демократический союз (ХДС существует во всех землях ФРГ, кроме Баварии) и Христианско-социальный союз (ХСС, действует в рамках одной земли Баварии). Третья буржуазно-либеральная Свободная демократическая партия (СвДП) входила в правительство на правах «младшего партнера», баланса сил.

Трехпартийную западногерманскую модель можно было назвать лишь условно, так как партии были неравнозначны друг к другу.

Государственная система ГДР

Высшим органом власти в Конституции была провозглашена Народная палата. Она состояла из 400 депутатов, 100 заместителей и 66 представителей города Берлина с правом совещательного голоса. Депутаты избирались на 4 года путем всеобщих, прямых и равных выборов при тайном голосовании. Народная палата избирала свой Президиум, в котором была представлена каждая фракция, насчитывающая не менее 40 депутатов. Палата устанавливала принципы правительственной политике, утверждала состав правительства, осуществляла контроль над деятельностью правительства и его отозвании, управляла и контролировала всю деятельность государства, принимала решения о государственном бюджете, народно-хозяйственном плане и др. Правительство земель осуществляла Палата земель, которая избиралась ландтагами земель. Палата земель получила ограниченные права: она могла в течение 14 дней заявить протест против закона, принятого Народной палатой, но окончательное решение принадлежало последней.

К компетенции обеих палат относились выборы президента. Объем полномочий Президента был достаточно узок. Он избирался на 4 года, представлял республику в международных отношениях, принимал дипломатических представителей, осуществлял право помилования совместно с Народной палатой и т.п. Первым президентом был избран представитель СЕПГ Вильгельм Пик.

Высшим органом исполнительной власти было провозглашено Правительство. Оно формировалось представителем фракции, которая являлась сильнейшей в Народной палате. Народная палата утверждала состав правительства и его программу. Правительство было ответственно перед Народной Палатой.

В 1949 году состоялись первые выборы в Народную Палату ГДР. Они проводились на основе общей избирательной программы с общими списками кандидатов Национального фронта демократической Германии.

В 1952 году было ликвидировано историческое деление страны на земли и установлено новое административно-территориальное деление ГДР на 14 округов и 217 районов. Была упразднена Палата земель и ландтаги земель. Власть на местах стали осуществлять окружные и районные собрания, которые избрали свои советы (органы исполнительной власти).

В 1952 году на конференции СЕПГ было принято решение о том, что Германская Демократическая Республика социалистическое государство и в будущем пойдет по социалистическому пути. Через 16 лет после этого новая конституция ГДР 1968 года декларировала победу социалистических производственных отношений.

Новая Конституция расширила рамки конституционного регулирования общественно-политического строя. В ней закрепились принципы организации и функционирования политических систем, взаимодействия партий, общественных организаций, трудовых коллективов. Марксистско-ленинские коммунистические рабочие партии закреплялись как главные политические институты, признавались единственной "руководящей и направляющей силой" общественной и государственной жизни. В конституции также признавалась многопартийность, подчеркивалась важность массовых общественно-политических объединений и народных движений.

В качестве экономической основы социалистического общества указывалась общественная собственность (государственная (общенародная) и кооперативная), планирование народного хозяйства. В системе органов государственной власти президент ГДР был заменен Государственным Советом, который возглавил председатель. Закреплялся широкий перечень прав и свобод граждан и всеобщее избирательное право. Было отменено лишение избирательного права по суду. В новой редакции конституции 1974 года ГДР провозглашалась «неотъемлемой частью социалистического содружества», а союзные отношения с СССР провозглашались «вечными и нерушимыми».

Формально, в соответствии с Конституцией, ГДР была одним из самых демократических государств в мире. Ни один закон не мог вступить в силу помимо Народной палаты, деятельность, которой регламентировалась правилами, учитывающими лучшие традиции германского парламентаризма. Тщательно разработанная избирательная система создавала предпосылки для выявления воли большинства населения.

Основной политической партией ГДР являлась Социалистическая Единая Партия Германии (СЕПГ). Она представляла рабочий класс и защищала его интересы. Другие слои населения признаны были защищать четыре партии: федеративный демократический германия конституция

Христианско-демократический союз (ХДС);

Либерально-демократическая партия Германии (ЛДПГ);

Демократическая крестьянская партия Германии (ДКПГ);

Национал-демократическая партия Германии (НДПГ).

Многопартийность предопределяло и то, что единая молодежная организация ГДР не была формально привязана к СЕПГ, а объединяла в своих рядах молодых людей разных убеждений и вероисповеданий.

Профсоюзы ГДР (Объединения свободных немецких профсоюзов, ОСНП), обладающие немалым влиянием, представляли практически всех трудящихся республики.

Однако демократические декорации оставались лишь маскировкой для абсолютной диктатуры узкой группы лиц, представляющих собой «партийно-государственное руководство» республики, а на деле одного человека, возглавлявшего правящую СЕПГ и созданное ею государство.

Невзирая на конституционные нормы, решали все партийные органы, а остальные инстанции лишь подтверждали уже решенное. Но самое главное, что вызывало всеобщее неприятие, было присутствие везде Министерства Государственной Безопасности (МГБ), агентура которого проникала буквально везде.

2. Боннская Конституция. Ее основные положения и изменения после воссоединения Германии

В 1990 году 3 октября канцлер ФРГ Гельмут Коль, министр иностранных дел Ханс Дитрих Геншер и Президент СССР М. С. Горбачев пришли к соглашению, что численность новых германских вооруженных сил не будет превышать 346 тыс. человек, что окончательно завершило объединение Германии. С этого момента государственный и правовой порядок ГДР прекратил свое существование, а государственно-правовой порядок ФРГ распространился на всю территорию бывшей ГДР. С точки зрения международного права ГДР прекратила существование в качестве субъекта международного права, а с точки зрения государственно-правовой - пять земель бывшей ГДР стали составными частями Германской Федерации. Страшун Б. А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть.- М.: БЕК, 2000. - с. 303.

То, что столицей объединенной страны будет Берлин, было зафиксировано в Конституции ФРГ 1949 года еще до объединения. Немецкие правоведы, при создании Основного закона позаботились о решении вопроса столицы. Бонн признавался временной столицей Западной Германии - то есть той страны, которая тогда называлась ФРГ. Это было зафиксировано в Законе и в программе правившего Христианско-Демократического Союза и также Свободных демократов.

В течение десятилетий христианские демократы и другие силы Германии говорили о том, что после объединения именно Берлин будет столицей. Но после объединения в партиях возникли протесты и выступления. Они выступали за общественно-политический демократический характер, установившейся после Второй Мировой Войны в западной части Германии и символику Бонна, именно как столицы и символа.

Многие воспринимали возвращения Берлина как символа прошлой Германии, символ Рейха, как символ Первой и Второй Мировой войны.

Голосование 20 июня 1991-го года, с преимуществом всего лишь в 17 голосов утвердило решение перенести столицу в Берлин (против - 337 "за" и 320 "против"). Решение было принято минимальным большинством голосов.

Бонн, на сегодняшний день, признан административной столицей Германии. Он остается политическим центром и получает статус «федерального города». Алебастрова И. А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. - М.: Юриспруденция, 2000. - с. 152.

Прочие министерства будут иметь в Бонне свои представительства. В Бонн будут перемещены из других городов ряд высших федеральных органов.

С момента объединения Германии принятие новой конституции не проводилось. Основной закон ФРГ 1949 года стал единым законом для объединенной Германии. Таким образом, в соответствии с Конституцией Федеративная Республика Германия - это демократическое и социальное федеративное государство. Федеративная Республика Германии стала состоять из 10 «старых» и 5 «новых» земель, Конституционный строй земель должен соответствовать основным принципам республиканского, демократического и социально-правового государства. В Основном законе не допускаются изменения при внесении поправок, касающихся этих принципов, равно как и прав человека, разделения Федерации на земли и принципов участия земель в законодательстве внесении поправок в Основной закон. Для этого требуется принятие специального закона двумя третями голосов членов обеих палат парламента. Столицей единой Германии становится Берлин.

Основной закон содержит перечень прав и свобод человека и провозглашает их обязательность для законодательной, исполнительной власти и правосудия. В тоже время, Конституция предусматривает и возможность лишения Федеральным конституционным судом основных прав тех, кто злоупотребляет свободой мнений, печати, преподавания, собраний, объединения, тайной переписки, почтовой и телесвязи, собственностью или правом убежища. На этом же основании могут быть запрещены и политические партии. Помимо введения возможности запрещения партий, признанных неконституционными, Основной закон отказался от всенародных выборов президента и существенно ограничил его полномочия, отказался от проведения референдумов на федеральном уровне, ввел механизм, призванный не допускать затяжного правительственного кризиса.

Согласно Основному закону, система органов государственной власти ФРГ базируется на принципе разделения властей.

Высшая законодательная власть в ФРГ принадлежит двухпалатному парламенту: нижняя палата - бундестаг и верхняя палата - бундесрат имеют разный статус в отношении как порядка их формирования, так и объема полномочий. Законодательная инициатива принадлежит членам обеих палат и Федеральному правительству. Ведущую роль в законодательном процессе играет бундестаг. Правительство вносит законопроекты в бундесрат, который должен передать свое мнение в бундестаг не позже, чем через шесть недель. В особо срочных случаях правительство может по истечении трех недель передать законопроект непосредственно в бундестаг.

Бундестаг избирается на 4 года путем всеобщих, прямых выборов при тайном голосовании. В выборах участвуют граждане, достигшие 18-ти лет. Половина депутатов избирается в одномандатных округах, охватывающих территорию всей страны, по мажоритарной системе. Другая половина депутатов избирается по земельным партийным спискам в многомандатных округах. Каждый избиратель отдает, таким образом, два голоса: за индивидуального кандидата и за партийный список. Половина мест в бундестаге распределяется между партиями пропорционально числу полученных голосов. Поскольку пропорциональная избирательная система в чистом виде гарантирует представительство даже для мелких партий, это может создавать сложные проблемы при формировании правительства. В Германии введен пятипроцентный барьер. Места в бундестаге получают только те партии, которые либо набрали не менее 5 процентов голосов, отданных за партийные списки, либо победили не менее чем в трех одномандатных избирательных округах. В результате в ФРГ почти исчезли с политической арены мелкие партии. Для образования в бундестаге партийной (или межпартийной) фракции требуется наличие не менее 5 процентов депутатов.

Президент бундестага по старой немецкой конституционной традиции избирается из членов самой сильной парламентской фракции. Вместе с четырьмя заместителями он образует президиум бундестага. На заседаниях бундестага председательствует один из членов президиума.

Основной закон ФРГ отвергает императивный мандат, при котором партия навязывает своим членам определенное решение по вопросу о голосовании. Согласно Конституции, на депутатов, при голосовании не допускается прямого фракционного принуждения. Но даже если он будет исключен из партии или фракции за нарушение партийной дисциплины, депутатский мандат за ним сохраняется.

Бундестаг играет основополагающую роль в области законодательства: он принимает законы и имеет право вносить законопроекты. Кроме того, он избирает Федерального канцлера, принимает участие в выборах Федерального президента и федеральных судей, участвует в формировании правительства, осуществляет текущий контроль за деятельностью правительства, имеет право на внесение конструктивного вотума недоверия Федеральному канцлеру с целью вынудить его самого и его правительство уйти в отставку.

Бундесрат - верхняя палата германского парламента, представляющая интересы 16 земель ФРГ. Президент бундесрата избирается только из министров-президентов земель сроком на один год в следующей последовательности: вначале от самой крупной земли, затем по нисходящей до самой маленькой. Полномочия Федерального президента в случае невозможности исполнения им своих функций или досрочного освобождения от должности осуществляются президентом бундесрата. Как и бундестаг, бундесрат образует различные комитеты.

Бундесрат, как законодательный орган Федерации, обладает правом законодательной инициативы, правом высказывать свое отношение к законопроектам федерального правительства, одобрять или не одобрять законы, принятие которых требует его согласия (в первую очередь, это законы, затрагивающие интересы земель, а также законы о внесении изменений в Основной закон), правом участия в формировании политики Федерации по европейским вопросам, участия в избрании Федерального конституционного суда. Одобрения бундесрата требуют также нормативные и административные акты, издаваемые Федеральным правительством, если они прямо или косвенно затрагивают интересы земель. Бундесрат должен одобрить (или отклонить) объявление оборонительной войны.

Главой государства в Германии является Федеральный президент. Его полномочия сознательно ограничены в пользу Федерального правительства и возглавляющего его Федерального канцлера. Федеральный президент выполняет по преимуществу представительские функции, олицетворяя собой государство (все президенты отказывались от своего партийного членства на время пребывания на этом посту) и в случае необходимости выступая в качестве посредника и третейского судьи в конфликтных ситуациях. Реальная роль президента во многом зависит от его личного авторитета. Топорнин Б. Н. Государственное право Германии. - М.: Институт государства и права РАН, 1994. - с. 75.

Федерального президента избирает Федеральное собрание - орган, формирующийся специально для этой цели из членов бундестага и равного числа представителей земель, избираемых ландтагами (земельными парламентами). В Федеральное собрание часто делегируются авторитетные общественные деятели, ученые, деятели искусства, не являющиеся членами ландтагов. Избранной считается кандидатура, получившая большинство голосов всех членов Федерального собрания. В случае если ни первый, ни второй тур выборов не приносят победы одному из баллотирующихся, в третьем туре выборов достаточно набрать большинство голосов членов, участвующих в голосовании.

Правом быть избранным в президенты пользуются граждане ФРГ, имеющие право быть избранными в бундестаг и достигшие 40-летнего возраста. Президентом можно быть избранным только на два срока.

Федеральный президент не может занимать другую оплачиваемую должность, осуществлять коммерческую или профессиональную деятельность, входить в состав руководящих органов предприятий, получающих прибыль.

Законы, принятые бундестагом, согласно конституции, оформляются Федеральным президентом и публикуются. Если президент считает, что принятый закон нарушает Конституцию, а бундестаг с ним не соглашается, он может обратиться в Федеральный конституционный суд.

Высший орган исполнительной власти - Федеральное правительство - состоит из Федерального канцлера и Федеральных министров.

Канцлер как глава правительства, согласно Основному закону, имеет особый статус. Он получает власть непосредственно от бундестага и избирается по предложению Федерального президента без прений. Как правило, президент предлагает кандидатуру представителя партии или правительственной коалиции, победившей на выборах в бундестаг. Кандидат должен набрать абсолютное большинство голосов членов бундестага, так называемое. После избрания Федеральный президент назначает его на пост Федерального канцлера. Но в Основном законе предусмотрен и другой вариант.

За все время существования ФРГ Федеральный канцлер всегда избирался в ходе первого тура выборов. Однако если кандидат, предложенный президентом, не избран в первом туре, то назначается второй тур. В течение 14 дней бундестаг большинством голосов своих членов может выбрать на пост канцлера своего кандидата. Если избрание и на этот раз не состоялось, проводится третий тур. Если избранный в третьем туре собрал голоса большинства членов бундестага, Федеральный президент в течение семи дней после выборов должен назначить его канцлером. Если же избранный получил только большинство голосов присутствующих депутатов, то президент должен решить в течение семи дней: либо назначить его, либо распустить бундестаг.

Назначение и увольнение Федеральных министров производит Федеральный президент по предложению канцлера. Бундестаг не имеет по этому вопросу формального права голоса. Канцлер несет персональную ответственность перед бундестагом за политику государства. Федеральное правительство находится у власти весь период легислатуры бундестага, т.е. в течение четырех лет.

Роспуск Федерального правительства возможен в случае ухода в отставку (или смерти) Федерального канцлера; в результате имевшего успех конструктивного вотума недоверия; в связи с отклонением бундестагом поставленного Федеральным канцлером вопроса о доверии и роспуском в этом случае бундестага Федеральным президентом.

Основной закон учредил в ФРГ федеративную форму территориального устройства. После объединения все 16 земель вместе составляют единое государство (Федерацию). Федеративное устройство - историческое наследие Германии, которая на протяжении веков была раздроблена на множество крупных и мелких государств, а после их объединения в 1871 г. все время оставалась федерацией, за исключением 12 лет нацистского режима и четырех десятилетий раздельного существования ГДР (в которой федеративный принцип был упразднен) и ФРГ.

Основной закон провозглашает незыблемость федеративного устройства Германии. Однако это не означает гарантии существования конкретных земель, равно как нерушимости их территорий. В рамках Федерации территория земель может изменяться, из существующих земель, может возникнуть новая или имеющая иной состав земля, несколько земель могут слиться в одну новую или одна земля может стать составной частью другой. Все подобные изменения территориально - административного устройства могут осуществляться только через федеральный закон, который должен быть одобрен бундесратом, а также референдумом, проводимым в заинтересованных землях или частях земель. Так, например, в мае 1996 г. был проведен референдум по вопросу о возможности слияния федеральных земель Берлин и Бранденбург. Он дал отрицательный результат.

Федеральные земли не являются суверенными государствами. Они не обладают правом на отделение. Любое действие, направленное на отделение части федеральной территории, наказуемо по закону. Хотя в принципе вопросы внешней политики относятся к ведению федерации, землям разрешено с согласия федерального правительства заключать договоры с иностранными государствами (примером является заключенный Баварией в 1965 г. конкордат с Ватиканом).

Конституционный строй федеральных земель должен отвечать основным принципам республиканского, демократического и социального правового государства.

В Германии функционирует разветвленная судебная система, не имеющая какого-то одного высшего судебного органа ни в федерации, ни в землях. Это специализированная судебная система. Помимо конституционной юстиции - Федерального Конституционного Суда и Конституционных судов земель - действуют пять ветвей правосудия: общая, административная, трудовая, финансовая и социальная юстиция. Каждая ветвь судебной власти имеет свой верховный орган (Верховный суд), который называется по-разному: Федеральная судебная палата (возглавляет систему общих судов), Федеральный административный суд, Федеральный финансовый суд, Федеральный суд по трудовым делам, Федеральный суд по социальным делам. Конституция устанавливает, что федерация может создавать и другие суды, в частности военно-уголовный, и они существуют. Названные пять высших судебных органов независимы по отношению друг к другу и к другим органам. Если между ними возникают разногласия, то созывается совещание из представителей этих органов, которое принимает решения, обеспечивающие единство судебной практики.

Каждая ветвь судебной власти (кроме конституционной юстиции) имеет несколько инстанций: четыре инстанции - у общих судов, три - у остальных судов.

Специальный орган конституционного контроля в Германии - это Федеральный конституционный суд (ФКС). ФКС - самостоятельный и независимый федеральный орган власти, имеющий равные права с другими федеральными органами. Впервые судебный орган с подобными полномочиями был создан в 1949 г.

ФКС состоит из двух палат (сенатов), по 8 судей в каждой. Обе палаты обладают строго определенными полномочиями: одна рассматривает конституционные жалобы и принимает решения по процедуре контроля за действием применяемых норм; вторая принимает решения по вопросам государственной организации. Деятельность суда и его сенатов регламентируется специальным законодательством о ФКС.

Заключение

В 1990 году 3 октября, когда канцлер ФРГ Гельмут Коль, министр иностранных дел Ханс Дитрих Геншер и президент СССР М.С. Горбачев пришли к соглашению, что численность новых германских вооруженных сил не будет превышать 346 тыс. человек, государственный и правовой порядок ГДР прекратил свое существование, а государственно-правовой порядок ФРГ распространился на всю территорию бывшей ГДР. Проанализировав пути конституционного развития двух немецких государств ГДР и ФРГ, становится ясным, что капиталистическое, свободное и реально демократическое, западное государство к моменту объединения достигло политического, экономического и духовного подъема. В свою очередь восточная Германия переживала кризис во всех сферах общественной жизни. Опыт ГДР показывал, что социалистическая политическая система не способна к саморазвитию.

Разделение немецкой нации само по себе рассматривалось как разделение одного народа на «своих» и «чужих». Важно отметить, что в Конституции ФРГ 1949 года немецкие правоведы рассматривали немецкий народ как единый и считали объединение Германии неизбежным.

Главной особенностью объединительного процесса Германии следует выделить его временные рамки. С исторической точки зрения оно произошло просто молниеносно.

С конституционной точки зрения необходимо выделить то, что такое государство как ГДР полностью утратило свое конституционное развитие и вступило в сферу действия Основного закона ФРГ (Боннская Конституция).

Однако опыт объединения Германии показал, что даже государства с различным государственным устройством способны объединиться в течение очень короткого периода. Объединение немецкой нации может послужить примером для наметившейся тенденции на сближение некоторых стран СНГ с Россией. Например, некоторые элементы такого объединения должны быть детально изучены и могли бы быть применены для объединения России и Белоруссии.

Список литературы

1) Алебастрова И. А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. - М.: Юриспруденция, 2000. - 304 с.

2) Баглай М. В. Конституционное право зарубежных стран. - М.: «Норма», 2000. - 832 с.

3) Крашенинникова Н. А. История государства и права зарубежных стран. Часть 2-я. Учебник для вузов. 2-е издание. - М.: издательская группа НОРМА - ИНФА М, 2004. - 754с.

4) Михалева Н. А. Конституционное право зарубежных стран - М.: Юристъ, 1999, - с.352.

5) Мишин А. А. Конституционное право зарубежных стран. М.: Инфра-М, 2000. - 332 с.

6) Страшун Б. А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть.- М.: БЕК, 2000. - 656 с.

7) Топорнин Б. Н. Государственное право Германии. - М.: Институт государства и права РАН, 1994. - 359 с.

8) Чиркин. Конституционное право зарубежных стран. - М., Юристъ, 1997. - 568 с.

9) Якушев А. В. Конституционное право зарубежных стран. Курс лекций. М., “Приор”, 2000. - 410 стр.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие и структура парламента. Функции парламентов во времена кайзеровоской Германии и Веймарской республики. Парламентская система Федеративной республики в настоящее время. Бундестаг и Бундесрат: формирование и состав членов. Законодательный процесс.

    курсовая работа , добавлен 23.12.2010

    Разработка и принятие конституции РСФСР 1918 года. Характеристика основных принципов и общие положения Конституции 1918 г. Проблема равноправия граждан. Конституция 1918 г. как правовая основа для изменения структуры старой власти и законодательства.

    реферат , добавлен 27.01.2011

    реферат , добавлен 18.10.2012

    Знакомство с краткой историей становления немецкого федерализма. Общая характеристика конституционных органов Федеративной Республики Германия. Бундестаг как парламентское учреждение, представляющее народ федеративной республики, знакомство с функциями.

    курсовая работа , добавлен 31.05.2013

    Специфические черты институтов особенной части административного права Федеративной Республики Германии, их тесная связь с общей частью административного права. Полезный опыт полицейского права Германии применительно к российскому административному праву.

    реферат , добавлен 26.05.2010

    Особенности конституционного развития Французской республики. Отличительные характеристики правового статуса Правительства Великобритании. Изучение и сравнительный анализ государственного устройства Индийской республики и Федеративной республики Германия.

    контрольная работа , добавлен 21.06.2010

    Социально-экономические условия в Германии и Ноябрьская революция. Разработка и принятие Конституции. Причины кризиса Веймарской республики. Государственная и правовая системы Германии в период национал-социалистической диктатуры. Приход фашистов власти.

    реферат , добавлен 12.12.2014

    Рассмотрение специфики президентских выборов в Федеративной Республике Германия. Конституционные и политические нормы для кандидата в президенты. Оценка роли партий в данном процессе. Взаимоотношения Президента, государственного аппарата и парламента.

    презентация , добавлен 25.06.2015

    Образование национальных республик в Средней Азии. Устройство социалистического государства и централизация системы власти. "Декларация о государственной независимости Кыргызской Республики". Государственная власть и Конституция Кыргызской Республики.

    реферат , добавлен 12.06.2009

    Государственно-правовые нормы Казахской ССР. Принятие первой Конституции независимого Казахстана на IX сессии Верховного Совета. Состав Конституции Республики, принятой в 1995 году. Внесение основных изменений и дополнений в Конституцию 1998 года.

Рекомендуем почитать

Наверх