Особенности военной доктрины кнр. Военная доктрина россии и китай. Сценарий победы Китая в ядерной войне с Россией

Обществознание 02.02.2024

На протяжении трех десятилетий с момента образования КНР китайское военно-политическое руководство придерживалось стратегической концепции «народной войны», базировавшейся на идеях Мао Цзэдуна. Эта концепция по сути являлась обобщением опыта анти- японской и гражданских войн и предполагала наличие многочисленной армии и массовых резервов по принципу «весь народ - солдаты». Китайское руководство считало, что третья мировая война неизбежна и борьбу в ней придется вести с технически гораздо лучше оснащенным противником в основном на суше в пределах материковой части КНР 1 . Отсюда оборонительный, континентальный характер стратегии. Решающее значение в ней придавалось численному превосходству над противником в живой силе, которое должно было компенсировать отсталость в военно-технической сфере. Отдельных военно-воздушной и военноморской стратегий в Китае не существовало, функции ВВС и ВМС сводились к поддержке операций сухопутных войск.

Реформы в Китае не могли не коснуться военной сферы. Доктрина «народной войны» ушла в прошлое, на смену ей пришла стратегия «активной обороны», которая по существу и является военной доктриной Китая XXI века. Эта стратегия заключается в осуществлении превентивных мер политического, дипломатического, экономического и военного характера, направленных на создание благоприятных внешних условий и минимизации факторов нестабильности. Одновременно, следуя мировой тенденции в военной области и опираясь на растущую экономическую мощь, Китай взял курс на совершенствование качественных параметров оборонного потенциала на базе достижений науки и передовых технологий.

Согласно новой стратегии страна должна обладать сравнительно компактными, хорошо сбалансированными по видам и родам вооруженными силами, готовыми как к оборонительным, так и к наступательным действиям в соответствии с формулой: «Китай не собирается ни на кого нападать, но в случае агрессии ответит контрударом».

Ядерная стратегия Китая, обязавшегося не применять ядерное оружие первым, отвечает концепции «ядерного сдерживания»: КНР не стремится достичь ядерного паритета с развитыми странами, но его ядерные силы при любом развитии военно-политической обстановки должны быть способны нанести неприемлемый ущерб противнику, что заставит последнего отказаться от применения ядерного оружия. Вместе с тем, нельзя не отметить, что стратегические ядерные силы Китая по своим боевым возможностям являются наступательным оружием и роль их в глобальном балансе ядерных сил значительна.

В начале 90-х годов на основе анализа характера военных действий блока НАТО во главе с США против Ирака (операция «Буря в пустыне», 1991 год) китайским руководством в развитие стратегии активной обороны были приняты концепции «быстрого реагирования» и «ограниченной войны в условиях применения “высоких” (наукоемких) технологий», предполагающие создание сравнительно компактных сил общего назначения (сухопутных войск, ВВС и ВМС), оснащенных современными техникой и вооружением и способных к немедленному выполнению боевых задач в локальном (приграничном) конфликте.

К факторам нестабильности Китай относит прежде всего увеличивающийся разрыв между развитыми и развивающимися странами; гегемонизм и политика с позиции силы, которую проводят отдельные государства; обострение соперничества за природные ресурсы планеты 2 .

Что касается Азиатско-Тихоокеанского региона (ATP), то там факторами нестабильности являются незавершенность процесса мирного урегулирования на Корейском полуострове, а также Тайваньская проблема.

Внутри Китая озабоченность руководства страны вызывает расширение масштабов деятельности на территории КНР и за ее пределами террористической организации «Восточный Туркестан», целью которой является создание на территории Синьцян-Уйгурского автономного района, а также прилегающих к нему районов Казахстана и Кыргызстана независимого исламского государства 3 . В последние годы Китай столкнулся также с проблемой пиратства на морских путях в Южно-Китайском море. По этим путям осуществляется транспортировка в Китай до 80% импортируемой нефти, необходимой для нормального функционирования китайской экономики. Наряду с этим, беспокойство Пекина вызывает активизация тибетских сепаратистов. Они, как утверждает китайское руководство, получают поддержку извне и наносят серьезный ущерб социальной стабильности в стране, что заставляет пресекать их выступления силой.

Основываясь на анализе происходящих в мире революционных изменений в военной сфере, китайское военно-политическое руководство рассматривает будущую войну как согласованные действия разнородных сил, сочетающиеся с широким применением высокоточного оружия. Войсковые операции в ней увязаны с операциями сил специального назначения, психологическими операциями, «информационной войной». Боевые действия ведутся в многомерном пространстве, включающем сушу, море, воздух, космос и электронную среду, одновременно на всю глубину зоны конфликта. Границы между фронтом и тылом в такой войне становятся размытыми, темп боевых действий, по сравнению с прежними войнами, возрастает, а их продолжительность сокращается. Основным средством обеспечения боевых операций становятся системы разведки и управления войсками и оружием, включающие элементы космического базирования.

В соответствии с этими представлениями Китай проводит ускоренную модернизацию вооруженных сил. Акцент делается на информатизации и компьютеризации войск и флота, усилении боевых возможностей BC в целом за счет повышения эффективности взаимодействия видов вооруженных сил и родов войск.

В XXI век Китай вступил с развитой структурой BC и системой органов военного управления. Вооруженные силы страны состоят из Народно-освободительной армии Китая (НОАК), народной вооруженной полиции и народного ополчения. В НОАК входят стратегические ракетные войска, сухопутные войска (СВ), ВВС и ВМС общей численностью 2,3 млн чел., плюс резерв (CB) - 800 тыс. На полицейские формирования (1,5 млн чел.) возложены функции по обеспечению внутренней безопасности и общественного порядка. Народное ополчение в мирное время выполняет задачи по поддержанию общественного порядка, а в военное - задачи оборонительного характера и различные обеспечивающие функции. Наиболее подготовленная в военном отношении часть народного ополчения является организованным резервом НОАК.

В соответствии с Конституцией КНР руководство BC осуществляет государственный орган - Центральный военный совет (ЦВС) КНР. Особенностью высшего военного управления КНР является высокая степень централизации: в ЦВС КНР и Военный совет ЦК КПК входят одни и те же лица. Это фактически единая структура, осуществляющая руководство вооруженными силами по партийной и государственной линиям; оба этих органа возглавляет одно и то же лицо - председатель КНР Xy Цзиньтао.

Свои функции ЦВС осуществляет через входящие в него структуры: Генеральный штаб НОАК, Главное политическое управление, Главное управление тыла и Главное управление вооружений. Что касается Министерства обороны, то оно реализует установки военно-политического руководства страны по техническому обеспечению строительства вооруженных сил, их комплектованию, планированию, распределению и расходованию военного бюджета, поддерживает межгосударственные военные связи. Непосредственно вопросами оборонной науки, техники и промышленности занимается сформированное в марте 2008 года Министерство промышленности и информатизации, в котором создано соответствующее управление.

Территория Китая разбита на семь военных округов (Шэньянский, Пекинский, Ланьчжоуский, Цзинаньский, Нанкинский, Гуанчжоуский и Чэндуский), 28 провинциальных военных округов и 4 отдельных гарнизона. Командования военными округами играют роль командований на театре военных действий (ТВД) и имеют в своем подчинении одну или несколько общевойсковых армий, соединения и части различных видов ВС, части тылового обеспечения, а также командования провинциального уровня (или командования отдельных гарнизонов).

HOAK обладает всеми компонентами, присущими современной армии, включая стратегические ядерные силы, однако по уровню подготовки командного состава, информатизации, технической оснащенности и мобильности она продолжает отставать от вооруженных сил развитых в военном отношении стран.

Стратегические ядерные силы находятся в прямом подчинении Центрального военного совета КНР и включают в себя наземный, воздушный и морской компоненты - в общей сложности 113 носителей. Основа ядерных сил - стратегические ракетные войска, на вооружении которых 81 наземная пусковая установка (ПУ) ракет, в том числе 46 ПУ МБР (часть из них - новые мобильные твердотопливные МБР «Дун- фэн-31» (CSS-9) с моноблочной боевой частью и дальностью 8 ООО км). В составе стратегической авиации 20 устаревших самолетов-носителей «Хун-6» (Н-6). Морской компонент включает одну атомную ракетную подводную лодку с 12 пусковыми установками ракет «Цзюйлан-1» (JL-I) 4 . Ведется строительство нескольких лодок проекта 094, оснащенных ракетами «Цзюйлан-2» (JL-2) с дальностью 8 ООО км 5 .

Сухопутные войска НОАК (56 общевойсковых дивизий полевых войск, в том числе 9 танковых, 24 мотопехотных, 3 воздушно-десантных) 6 - наиболее многочисленный вид вооруженных сил Китая. В результате модернизации уровень их механизации в последние годы существенно вырос: число мотопехотных дивизий увеличилось на 17 единиц и на столько же уменьшилось число пехотных. Вместе с тем необходимо отметить, что парк вооружения этого вида BC представлен в основном устаревшими образцами; исключение составляют соединения и части, входящие в состав мобильных сил НОАК.

Военно-воздушные силы HOAK включают бомбардировочную, истребительную, транспортную и разведывательную авиацию, силы и средства ПВО. Это около 2 600 боевых самолетов, в том числе бомбардировщиков - 200, истребителей-бомбардировщиков - I 200, истребителей ПВО - I 180 7 ; приблизительно 700 пусковых установок зенитных ракет, в том числе 128 пусковых установок зенитных ракетных систем С-300 ПМУ, С-300 ПМУ1 и С-300 ПМУ2, закупленных в России 8 .

В прошлом ВВС выполняли ограниченный круг задач - это в основном защита воздушных границ Китая и, в меньшей степени, поддержка сухопутных войск. В настоящее время командование HOAK активно занимается формированием более гибких и современных военно-воздушных сил, обладающих наступательным потенциалом и способных принимать участие в совместных тактических операциях, включая воздушнодесантные. ВВС оснащаются истребителями-перехватчиками и ударными самолетами большого радиуса действия, средствами дальнего обнаружения воздушного и космического базирования. Модернизируются самолеты старых типов, такие как «Цзянь-7» (J-7) и «Цзянь-8» (J-8), и принимается на вооружение новая техника: истребители Су-27, Су-30, «Цзянь-11» (J-11), транспортные самолеты Ил-76, самолеты-заправщики «Хун-6» (Н-6), крылатые ракеты класса «воздух - земля». Самолеты-истребители четвертого поколения составляют уже около 15% парка истребительной авиации Китая. Бомбардировочная авиация оснащается крылатыми ракетами класса «воздух - земля».

В состав ВВС входят силы и средства противовоздушной обороны (ПВО), включающие в себя истребительную авиацию, зенитные ракетные и радиотехнические войска. ПВО прикрывает с воздуха важнейшие районы и объекты, большинство которых расположены в центральных и восточных (приморских) провинциях. В последние годы силы и средства ПВО пополняются истребителями «Цзянь-10» и «Цзянь-11» китайского (в том числе лицензионного) производства, а также российскими Cy-27 и зенитными ракетными комплексами С-300 ПМУ-2 (всего Китай должен получить 28 дивизионов этих комплексов, из них 12 уже поставлены 9).

Китайские военно-морские силы состоят из трех флотов - Северного (главная военно-морская база Циндао), Восточного (Динхай) и Южного (Чжань- цзян).

В боевом составе ВМС 134 боевых корабля основных классов, в том числе 58 подводных лодок и 28 эскадренных миноносцев, оснащенных ракетным вооружением; боевых самолетов морской авиации - около 800; амфибийных пехотных дивизий - три, бригад морской пехоты - две.

В середине 1980-х годов китайские ВМС перешли от стратегии «береговой обороны» к стратегии «обороны в прибрежных водах», в которые китайское руководство включает, в частности, Желтое, Восточно-Китайское и Южно-Китайское моря. Смена стратегии потребовала обновления корабельного состава (в частности, в России были приобретены четыре эскадренных миноносца типа «Современный», 12 дизель-электриче- ских подводных лодок и другая техника и вооружение). В результате возможности основных сил значительно выросли, чего нельзя сказать о средствах поддержки: по-прежнему ВМС не имеют достаточно мощной противолодочной обороны, а надводные корабли уязвимы для атак авиации и противокорабельных ракет.

Наиболее боеспособным компонентом китайских вооруженных сил являются мобильные силы НОАК, предназначенные для действий в локальных войнах по периметру государственной границы, а также для поддержки полицейских формирований в операциях по обеспечению внутренней безопасности и общественного порядка. Мобильные силы HOAK обладают повышенной маневренностью и огневой мощью и состоят из сил быстрого реагирования и сил быстрого развертывания.

В силы быстрого реагирования, общая численность которых более 285 тыс. человек, входят воздушно-десантный корпус, шесть пехотных дивизий, батальоны специального назначения окружного подчинения, морская пехота ВМС. Эти силы, по сообщению китайской армейской печати, «способны десантироваться с воздуха в любой точке Китая не позже чем через десять часов после получения приказа»; время переброски по железной дороге может составлять от одних до четырех суток; возможна переброска морем. Силы быстрого развертывания выполняют роль второго оперативного эшелона и предназначены для наращивания сил быстрого реагирования. Они имеют тяжелое вооружение и перебрасываются в назначенный район в основном по железной дороге за 2-7 суток. В настоящее время в их состав включены две общевойсковые армии 10 .

В конце 2006 года Китай принял программу модернизации национальной обороны и вооруженных сил, рассчитанную на период до середины XXI века. В ней три этапа: до 2010 года - создание фундаментальных основ преобразований, до 2020 года - достижение общего прогресса по основным направлениям модернизации, до 2050 года - достижение в основном стратегической цели создания информатизированных вооруженных сил 1 1 .

Справку подготовил Павел Каменнов.

----------------------

1 Issues & Studies/ By Institute of International Relations, Taipei. Vol. 31. 1995. № 11, November. P .61-62.

2 Совместное российско-китайское заявление, декабрь 1999 года // Проблемы Дальнего Востока. 2000. № 1. C.9.
3 International Strategiс Studies. 2006. № 1. P.55.

4 The Military Balance 2007. By The International Institute For Strategic Studies, London, 2007. P . 346-350.
5 The Military Balance 2004-2005 // By The International Institute For Strategic Studies. London , 2004.

6 The Military Balance 2007//By The Intemational Institute For Strategic Studies. London. 2007. P . 346-350.

7 The Military Balance 2007 // By The International Institute For Strategic Studies. London, 2007. P . 346-350.

8 Annual Report to Congress "Military Power of the People"s Republic of China 2008"/ Department of Defense,USA [http://wwwdefenselink.mil/pubs/pdfs/china_Military_Report_08.pdf]. P .56.

9 Mакиенко K. 3a 15 лет Китай потребил до половины всех российских поставок за рубеж [www.interfax.ru.02.02.2007]

10 Kлименко А. Ф. Эволюция военной политики и военной доктрины Китая // Boeнная мысль. 2005. № 4. C. 2-17.

11 Белая книга KHP по вопросам национальной обороны, 2006

МОСКВА, 27 мая — РИА Новости. Новая военная доктрина Китая демонстрирует огромный рост его военных амбиций, особенно в военно-морской сфере, а кроме того, сочетается с быстрым экономическим развитием страны, пишет The Washington Post .

Китай в своей "Белой книге" говорит о концепции "активной обороны", хотя и подчеркивает, что по-прежнему ориентируется на принципы международного сотрудничества в сфере безопасности и мирное развитие. Однако все указывает на то, что государство намерено стать сильной военно-морской державой. Военно-воздушные силы страны будут готовиться не только к оборонительным, но и наступательным операциям, пишет издание. WP напоминает, что ранее Пентагон отмечал, что Китай начал производство баллистических ракет, которые смогут удержать противников, в том числе и США, от потенциальных региональных конфликтов.

Сивков о военной доктрине КНР: новая цель баллистических ракет - США Обновление задач, стоящих перед ракетными войсками и артиллерией КНР, свидетельствует о серьезных намерениях по развитию группировки межконтинентальных баллистических ракет, которые сделают новой целью китайских стратегических ядерных сил США, считает президент Академии геополитических проблем Константин Сивков.

Новая военная доктрина Китая вызывает крайнюю обеспокоенность у США. "Белая книга" свидетельствует о том, что КНР стремится "постепенно достичь гегемонии в регионе", полагает старший директор Азиатско-Тихоокеанской программы безопасности Вашингтонского центра новой американской безопасности Патрик Кронин.

Официальный представитель Министерства обороны Китая Ян Юйцзюнь, представляя доктрину, заявил, что "внешние силы" стремятся опорочить репутацию вооруженных сил страны и создать атмосферу повышенной напряженности.

"Мы не можем исключать возможность того, что это направлено на создание предлогов для запланированных действий некоторых стран. Это не новый прием, это использовалось много раз в прошлом", — цитирует The Financial Times Яна Юйцзюня.

В Вашингтоне откровенно недовольны политикой китайских властей по усилению присутствия в спорном регионе и не скрывают готовности принять ответные меры. Как заявил во вторник на слушаниях в сенате помощник министра обороны США Дэвид Шер, Вашингтон "ведет оценку военных последствий территориальных претензий (со стороны Китая) и готовит соответствующие ответные действия".

У КНР сохраняются разногласия по размежеванию в Южно-Китайском море с Брунеем, Малайзией, Тайванем, Вьетнамом и Филиппинами. В других регионах подобные трудности затрагивают также отношения КНР с Японией и Южной Кореей. США призывают стороны договориться друг с другом, избегая напряженности, но при этом стремятся укрепить собственный стратегический союз со странами, спорящими с Китаем.

Отсутствие доверия между Китаем и Индией - это последствия китайско-ин­дийской пограничной войны 1962 г. В центре разногласий находится так называ­емая линия Макмахона, представляющая собой неточную, извилистую границу, проведенную в 1914 г. британскими колониальными властями и представителями местного тибетского правительства. Центральное правительство Китая отказы­вается признавать эту линию. Осенью 1962 г. дело дошло до вооруженного кон­фликта. Китай нанес Индии унизительное и сокрушительное поражение в ходе конфликта. После этого Китай стал для Индии врагом №1. В конце 80-х гг. тен­денция к восстановлению добрососедских отношений между двумя странами не смогла стереть из памяти индийцев и китайцев отголоски этих печальных собы­

тий, и сегодня ключевые направления политики КНР в Южной Азии и Азиатско-Тихоокеанском регионе по-прежнему приковывают к себе пристальное внима­ние индийских аналитиков.

За прошедшие 30 лет Китай сделал большие успехи в своем развитии и в до­стижении экономического роста, что обеспечило для китайских людей более высокий жизненный уровень и подняло международный авторитет Китая. Эти успехи в развитии экономики, вместе с продвижением в области науки и техники, позволили Китаю также осуществить всестороннее преобразование его воору­женных сил. Темпы и сферы военной модернизации Китая за прошедшее деся­тилетие значительно возросли, позволяя вооруженным силам Китая развивать свои возможности и, тем самым, способствовать поднятию их международного общественного восприятия, а также подкрепить право выбора Китая по исполь­зованию военной силы для достижения дипломатических выгод или решения спорных вопросов в свою пользу.

Лидеры Индии и ее оборонные стратеги с опасениями смотрят на то, как Китай модернизирует армию и расширяет свое военное преимущество над Индией. Для некоторых в Индии противостояние Китаю имеет большее значение, чем давнему врагу Пакистану. Однако вслед за изменением глобального политического климата Китай намерен улучшить отношения с Индией, и не считает, что она является противником. Соответственно, главные цели по модернизации китайской армии не являются противостоянием с Индией, Китай наращивает военную мощь для того, чтобы ответить на другие серьезные вызовы.

16 апреля 2013 г. Китай опубликовал белую книгу «Национальная оборона Китая 2013 г». «Белая книга» впервые рассекретила численность и структуру китайской армии, но и - фактически впервые - назвала главные источники угроз, которые беспокоят китайское военно-политическое руководство.

На первом месте среди них значатся «некоторые страны», которые, как гласит документ, «укрепляют военные альянсы в Азиатско-Тихоокеанском регионе, расширяют свое военное присутствие и часто обостряют обстановку». Нетрудно догадаться, кого имеют в виду китайские стратеги, если США поставили своей целью перебазировать в регион АТР к 2020 году 60% своих военно-морских сил, а недавно заявили о создании по периметру восточных границ Китая системы ПРО, предназначенной якобы исключительно для парирования «северо-корейской угрозы».

Кроме того, в тексте «Белой книги» указывается: «Отдельные соседние страны прибегают к действиям, которые осложняют и обостряют ситуацию, а Япония провоцирует инциденты вокруг вопроса островов Дяоюйдао». Таким образом, соседние страны, имеющие территориальные споры в Восточно-Китайском море и Южно-Китайском море с Китаем, - второй по значимости

вызов безопасности КНР. На третьем месте стоят угрозы со стороны «трех сил зла» - терроризма, экстремизма и сепаратизма.

Чтобы понять американскую политику в АТР, необходимо рассматривать ее через призму приоритетов глобальной стратегии президента Б. Обамы. Они за­ключаются в следующем:

    сохранение американского доминирования с помощью поддержания вы­годного для США баланса сил в мире;

    недопущение появления равных по силам государства-соперника или коалиции держав, которые могли бы нарушить сложившийся баланс силы в каком-либо важном для США регионе.

После регулирования политики безопасности в ноябре в 2011 г. правительство Обамы все время считает центром тяжести вооружение союзников вАТР. В то время Обама объявил, что намерен переместить центр тяжести в АТР. Так называемым «центром тяжести в Азии» являются вооруженные силы, размещенные США в регионах АТР с целью сдерживания растущего экономического и военного влияния Китая и сохранения своего преимущественного статуса в этом регионе. Обещание Обамы от ноября 2011 г. считается вызовом Китая, который, по мнению американцев, стремится стать главной державой в регионе.

В докладе отмечается: «Исходя из долгого времени, перемещение стратегии безопасности США в регионы АТР, безусловно, требует увеличения воздушных и морских сил, а для всего этого нужна интеграция и поддержка авиационно-кос­мической техники. С учетом дальней дистанции необходимы воено-воздушные силы, включая истребители, заправочные танкеры, транспортеры, информацион­ные площадки, наблюдение и разведка, а также беспилотная система-разведчик, бомбардировщик и обеспечение способности для дальней операции ракет». США уже разместили в Японии 24 боевых конвертопланов V-22 Osprey. Ис­требители пятого поколения F-22 «Рэптор» также часто отправляют на остров Окинава на временное размещение. В принципе, американское военное плани­рование уже рассматривает сценарий силового столкновения с Китаем как воз­можный и готовится к нему.

Попытки решить проблему Тайваня также ведут Китай к конфликту с США. Руководство Китайской Народной Республики неоднократно заявляло о том, что Китай не допускает провозглашения независимости острова Тайваня. Руковод­ство Тайваня, опираясь на поддержку Соединенных Штатов в качестве ответ­ной меры осуществляет модернизацию собственных вооруженных сил с целью противодействовать континентальному Китаю. В марте 1996 г. президент США Б. Клинтон направил два авианосца в зону Тайваньского пролива в качестве от­ветной меры на военные учения НОА Китая в непосредственной близости от Тайваня.

После избрания в марте 2008 г. президентом Тайваня Ма Ин-цзю напряжен­ность между сторонами несколько спала, однако на протяжении многих лет ве­роятность конфликта с Тайванем при военном вмешательстве США продолжает оставаться для НОА самой острой военной проблемой. Из-за возможного кон­фликта Китай будет продолжать модернизацию своих вооруженных сил все вре­мя, пока руководство страны будет считать, что потеря Тайваня может серьезно подорвать политическую легитимность режима и его власть в стране. Помимо этого, НОА пытается противодействовать, сдерживать, или вообще отрицать лю­бые попытки оказания американской поддержки Тайваню на случай возникнове­ния вооруженного конфликта.

Для достижения этой цели китайская армия разработала противокорабельную баллистическую ракету DF-21D. DF-21D является первой и единственной в мире противокорабельной баллистической ракетой, и первой системой вооружений, способной поражать движущиеся авианосные ударные группы на большой дистанции с помощью наземных мобильных пусковых установок. 1 Она может значительно увеличить возможности Китая по противодействию морским операциям, в частности, предотвращению ввода американских авианосцев в Тайваньский пролив. Развёртывание Китаем DF-21D вызвало серьёзные опасения в военных кругах США. Так, в августе 2010 г. в The Washington Times было опубликовано мнение аналитиков, что DF-21D способна пробить защиту лучших авианосцев и что она стала первой угрозой для глобального господства ВМФ США со времен холодной войны. 2 Пекин опасается за энергетическую безопасность. По оценкам экспертов, об­щие запасы нефти в Южно-Китайском море могут достигать 213 млрд. баррелей, что уступает разведанным ресурсам только двух государств - Саудовской Ара­вии и Венесуэлы, превосходя российские. 3 В недрах Восточно-Китайского моря находятся залежи 1,5 млрд. м3 природного газа и до 100 млрд. баррелей нефти. Растущие потребности Китая в энергоресурсах заставляет его укрепить свою по­зицию в спорных вопросах с соседями (Японией, Филиппинами и Вьетнамом). Вашингтон, который пытает сохранить свое превосходство в регионе, подтал­кивает эти страны в противостояние с Пекином. Из-за этого в последнее время обостряется целый ряд территориальных споров в Южно-Китайском море и Вос­точно-Китайском море.

Китай и Япония считают свои права в Восточно-Китайском море неоспоримыми. Япония настаивает на проведении границ особых экономических зон, равноудаленных от береговой линии каждой заинтересованной страны, в то время как Китай претендует на континентальный шельф, протянувшийся за

пределы равноудаленной от берега границы до Окинавской впадины. Китай и Япония продолжают также оспаривать принадлежность близлежащих островов Дяоюйдао (японское название: Сенкаку). Однако обе стороны заявляют, что этот спорный вопрос не должен подрывать их взаимоотношений.

Усиливается восточноазиатская экономическая интеграция. Главы прави­тельств Китая, Японии и Южной Кореи в мае 2012 г. заключили трехстороннее инвестиционное соглашение, которое должно стать фундаментом «Зоны свобод­ной торговли Китай-Япония-Южная Корея». Новый торговый блок станет про­тивовесом Европейскому союзу и Североамериканской зоне свободной торговли (NAFTA). Добиваясь создания Восточно-Азиатской зоны свободной торговли, Китай, по убеждению аналитиков, стремится усилить свой вес в мировой систе­ме, ослабив влияние США. Примечательно, что Штаты в данный момент также пытаются переманить Японию в собственный экономический блок - Трансти­хоокеанское партнерство (ТТП), ориентированный на сдерживание Китая. Япо­ния и Китай также перешли в двусторонней торговле на национальные валюты, ставит под угрозу интересы США в этом очень важном регионе. Сближение Ки­тая и Японии не в пользу США.

15 августа 2012 г. на спорный осторов Дяоюйдао (Сенкаку) высадилась группа китайских активистов, которые прибыли туда на рыболовецкой шхуне из Гонконга. Они установили на островах флаг КНР, однако были задержаны японской полицией. Большинство активистов являются демократическими деятелями Гонкога, которые выступают за независимость Гонконга и имеют тесные связи с США. Это событие резко ухудшило китайско-японские отношения. 10 сентября 2012 г. японский государственный министр по финансовой системе Тадахиро Мацусита был найден мертвым у себя дома. Тадахиро Мацусита сыграл очень важную роль в интеграции китайско-японской экономики, он выступал за создание «Зоны свободной торговли Китай-Япония-Южная Корея». Его смерть является большой потерей для реализации единой зоны свободной торговли в Восточной Азии. На следующий день 11 сентября японское правительство объявило о «национализации» спорных островов Дяоюйдао (Сенкаку). Действия Японии привели к массовым антияпонским акциям протеста в Китае.

Раньше островы Дяоюйдао (Сенкаку) фактически были под контролем Япо­нии, но после «национализации» спорных островов японским правительством Китай начал осуществлять регулярное патрулирование вод в районе Дяоюйдао (Сенкаку). Китай и Япония, даже понимая всю пагубность осложнения отноше­ний, попали в замкнутый круг, когда любое решение по этому архипелагу будет означать потерю лица либо для обоих, либо для одного участника конфликта. Как Китай, так и Япония могут пойти до конца, развязав в Тихоокеанском регионе вооруженный конфликт.

Флот КНР обладает значительным количественным превосходством над япон­скими ВМС, особенно в подводных и легких силах. Качественное преимуще­ство - у японцев. Однако если вооружённые силы Японии не имеют господство в воздухе в возможном конфликте, тогда ее флот не сможет играть решающую роль в войне. В целом у НОАК как минимум в пять раз больше боевых самолетов, чем у ВВС Японии, по всем отдельным компонентам (ударным машинам, тяже­лым истребителям, легким истребителям) превосходство также на стороне Ки­тая. Причем в качественном плане современные тяжелые истребители семейства Су-27/Су-30/[-11/[-16 не уступают самолетам F-15, а легкие китайские J-10 - японским F-2. Дополнительное преимущество Китаю обеспечивает наличие со­тен, если не тысяч БРСД и ОТР различных типов, а теперь еще и крылатых ракет морского, воздушного и наземного базирования. С их помощью могут быть по­ражены многие стационарные цели на японской территории, в первую очередь объекты ОПК. У страны же восходящего солнца нет ни баллистических, ни кры­латых ракет.

Однако «если в конфликт на стороне Японии вмешается Америка, то перевес, понятно, будет за японцами», - отметил заведующий аналитическим отделом Института политического и военного анализа Александр Храмчихин 4 . Бывший министр обороны США Р. Гейтс на пресс-конференции сказал, что Соединенные Штаты не занимают никакой позиции по вопросу принадлежности островов, но они защищены Договором о взаимной безопасности между США и Японией. Многочисленные американские военные базы располагаются на территории Японии. Теперь Китай будет обязан отреагировать на неприкрытую угрозу, которая содержится в американо-японской трактовке их договора.

После того, как отношения с Китаем стали более напряженными из-за терри­ториальных споров, Филиппины стали наращивать военную мощь и стремятся к более плотному сотрудничеству с Вашингтоном. Филиппины запросили у США поставку патрульных самолетов, кораблей и радаров для охраны спорных терри­торий от Китая. Две страны уже несколько раз проводили совместные военные учения в Южно-Китайском море. Часть учений пройдет вблизи территории, о праве на которую Филиппины спорят с Китаем. По мнению эксперта Института востоковедения РАН Дмитрия Мосякова, Манила не ведет переговоры с Вашинг­тоном, чтобы вернуть в Филиппины морских пехотинцев США. Именно они

Южно-Китайское море играет важную роль в вопросах безопасности Восточ­ной и Юго-Восточной Азии. КНР претендует на установление своего суверени­тета над Парасельскими островами (Сиша) и островами Спратли (Наньша) - претензии, оспариваемые полностью или частично Филиппинами, Вьетнамом, Малайзией и Индонезией.

должны стать оружием устрашения Китая. 5 Китай уже раскритиковал Филиппи­ны за эскалацию конфликта и предостерег от любого внешнего вмешательства.

В последние годы Вьетнам резко увеличил закупки подводных лодок и истре­бителей. Укрепляя свои вооруженные силы, он одновременно стремится устано­вить тесные военные связи с США, рассматривая покровительство Америки как страховку на случай обострения территориального конфликта с Китаем. Вьет­намские и американские военные общаются на регулярной основе. 7-й американ­ский флот и ВМС Вьетнама часто проводят совместные учения. Командование ВМС Вьетнама высказало заинтересованность в приобретении до шести само­летов БПА P-3 «Орион» из состава ВМС США с целью обеспечения возможно­сти патрулирования 3500-км береговой линии и исключительной экономической зоны площадью 1396299 кв.км. Наиболее вероятно, что для поставки Вьетнаму будут выбраны самолеты Р-3 версии «С», которые являются наиболее современ­ными и находятся в лучшем состоянии. Вьетнам заинтересован в срочной постав­ке самолетов ввиду осложнившейся обстановки в регионе и усиления морской мощи Китая.

США также используют вопросы «независимости Тибета» и «независимости Синьцзяна» для вмешательства во внутренние дела Китая. Вмешательство Центрального разведывательного управления (ЦРУ) США в тибетский вопрос и его участие в инспирировании акций в поддержку т. н. «независимости Тибета» начались давно, после вторжения в Тибет англичан. В декабре 1957 г. ЦРУ сбросило на парашютах в Тибет двух обученных в США тибетских мятежников. В июне 1958 г. мятежники создали армию «Чуси Гангдрук» численностью примерно четыре тысячи человек, которую возглавил Анджугцан Гоньпо-Чжасчи. Помимо заброски оружия на парашютах ЦРУ также через Индию сухопутным путем переправило для них большое количество оружия и боеприпасов. Затем армия «Чуси Гангдрук» организовала вооруженный мятеж в Тибете. ЦРУ предоставил тибетским сепаратистам финансовые средства и оказал поддержку в подготовке персонала. Большинство агентов, направленных для осуществления подрывной деятельности на Родине, обучены сотрудниками ЦРУ. 6 Высокопоставленные чиновники и политические деятели западных стран, в первую очереди США, часто организуют встречу с далай-ламой, которого китайское правительство считает лидером движения за «независимость Тибета».

Возглавляемый Ребией Кадир «Всемирный уйгурский конгресс» (именуе­мый в дальнейшем «ВУК») принимал финансирование от Национального фонда США в защиту демократии, а эти средства поступают в основном из Конгресса Соединенных Штатов. «ВУК» и другие организации являются злостными зачин­

щиками и подстрекателями инцидента «5 июля» в сталице Синьцзяна, привед­шего к серьезным насильственным преступлениям и актам вандализма. А столь угрожающие масштабы антикитайской сепаратистской деятельности Кадир и «ВУКа» объясняются откровенной поддержкой некоторых западных стран и их различных «Фондов». В 2005 г. Кадир отправилась в США, она учредила в Соединенных Штатах «Международный уйгурский фонд прав человека и демо­кратии» и стала президентом «Уйгурской ассоциации Соединенных Штатов». По данным «The Wall Street Journal» «Уйгурская ассоциация Соединенных Шта­тов» получала каждый год от Национального фонда США в защиту демократии в виде финансирования 215 тыс. долларов США. 7 В конце ХХ - начале XXI вв. четко обозначился водораздел в среде китайских военных. Если в период холодной войны военные обоих государств рассматри­вали СССР как общего противника, то после ее окончания молодое поколение китайских военных переключилось на США. Это поколение воспитано на анти­американизме и считает, что США препятствуют развитию Китая и постоян­но бросают вызов китайским коренным интересам. По китайским экспертным оценкам, возможная конфронтация с США и их союзниками находилась в центре внимания китайской стратегии национальной безопасности и оправдывала док­трину сдерживания военного вмешательства США. На фоне геополитического противостояния Китая и США Пекин пытается уменьшить конфликты с Индией и улучшить двусторонние отношения.

Международная «дискуссия» о насыпании китайцами островов в спорном районе Южно-Китайского моря продолжается. Вашингтон против островов возражает, указывая на «дестабилизацию обстановки», Пекин в ответ говорит о мирной и стабильной ситуации в регионе. Заявления и деятельность Пекина вполне вписываются в новую «доктрину активной обороны». О ней-то и пойдёт речь в обзоре.

На днях американский министр обороны «попросил» власти Китая прекратить строить искусственные острова в Южно-Китайском море. Он заявил, что военно-воздушные и военно-морские силы США продолжат патрулировать международное воздушное пространство и воды региона. В Министерстве иностранных дел КНР посоветовали Белому дому изучить морское законодательство, а также не нарушать его.

Позднее сделали заявление и военные.

Заместитель начальника генерального штаба Народно-освободительной армии Китая Сунь Цзяньго объяснил, что ситуация в районе Южно-Китайского моря мирная и стабильная. никаких ограничения навигаций в этой акватории вводить на планируется. По его словам, которые приводит , на островах будут работать рыбаки и учёные: метеорологи, океанологи и другие.

Заявления Пекина, добавим к этому, вписываются в новую доктрину, изложенную в «Белой книге». Этот официальный документ по вопросам военной стратегии КНР был опубликован в конце мая. Напомним, первая такая книга вышла в свет в 1998 году.

«Книга» 2015 года по сути является документом, зафиксировавшим существенные изменения в военной доктрине Поднебесной. Недаром одним из приоритетов новейшего времени названо сотрудничество с Россией. Кроме того, важным моментом является переход от «народной войны» к стратегии «активной обороны». Последнее в документе поясняется просто: Пекин не планирует нападение, однако в случае нападения на него получает право на контратаку. И будто нарочно для США указывается: КНР не стремится к мировой гегемонии.

Что касается сотрудничества с Россией, то в документе речь идёт о создании комплексной базы для дальнейшего развития отношений Пекина с Москвой в военной сфере.

Пекин называет важным будущее тесное и всестороннее сотрудничество с вооружёнными силами РФ. «Вооружённые силы КНР будут способствовать взаимообмену и сотрудничеству с российской армией в рамках всеобъемлющего стратегического партнёрства и координации между Китаем и РФ», - сообщает документ.

В «Белой книге» назван и внешнеполитический источник китайского беспокойства: в регионе растёт военная активность США и Японии. Поэтому Поднебесная намерена соответствующим образом скорректировать свою политику в области безопасности.

Документ затрагивает и вопрос морских территорий. В тексте они, разумеется, не называются спорными. Китайское видение вопроса формулируется так: «Ряд соседей Китая предпринимает провоцирующие действия, увеличивая своё военное присутствие на незаконно оккупированных китайских островах».

Ну, а коли речь зашла об островах, Поднебесная рассчитывает противодействовать «оккупантам» на море. Для этого Пекин будет развивать свой флот. Как именно развивать? В «Книге» скупо сообщается о сочетании оборонительной стратегии в ближней морской зоне и повышении возможностей флота в море.

Внешней опасностью объявляется неурегулированная ситуация на Корейском полуострове. Выделена также проблема Тайваня.

Из современных внутренних проблем в документе отмечается напряжённость в Синьцзян-Уйгурском автономном районе.

Аналитик Евгений Крутиков (газета ) считает, что изменение военной доктрины существенным образом скажется на военно-морском флоте Поднебесной.

Пекин уже перешёл от стратегии «прибрежной обороны» к стратегии «обороны в прибрежных водах». По сути, это свершившийся переход китайского флота на новый качественный уровень. Если до второй половины 1980-х годов Китай не располагал кораблями морской зоны, то теперь он стремится на постоянной основе присутствовать в глубине Жёлтого, Восточно-Китайского и Южно-Китайского морей. С другой стороны, несмотря на прогресс, китайскому флоту много не хватает.

«Без океанского флота нельзя решить ни проблему Тайваня, ни Спратли, ни Сенкаку. Но на данный момент китайский флот больше симулякр, чем реальная боевая сила. Кроме кораблей российской постройки, многое из остального, что плавает, оснащено устаревшим вооружением и, что особенно важно, практически не имеет современного ПВО и противолодочной обороны. Поэтому-то так необходимы искусственные аэродромы на островах Спратли, без них китайские эскадры - лёгкая мишень для авиации и подводных лодок потенциальных противников».

Аналитик отмечает, что Китай признает технологическое отставание и в ядерном вопросе. Правда, Китай - не США, и отнюдь не намерен стремиться к паритету с мировыми лидерами. В оборонной концепции КНР в этом смысле нет изменений: ядерные силы должны нанести противнику неприемлемый для него ущерб. Исходя из этой установки, они и поддерживаются «на достаточном для этого количественном и техническом уровне».

Наконец, военно-воздушные силы.

«Современные ВВС для Китая - пока лишь цель. Ускоренное переоснащение предполагает формирование новых ВВС и ПВО, более гибких и современных, обладающих большим радиусом действия. В настоящий момент современные самолёты составляют не более 15% авиапарка ВВС КНР, примерно такова и доля современных средств ПВО в общем арсенале. В большинстве своём это либо российские самолёты, либо их китайские аналоги, которые в основном хуже оригинала из-за опять же технологического отставания. В нынешнем виде китайские ВВС направлены на выполнение очень ограниченного круга задач, в основном по охране границ и поддержке сухопутных войск. Средства дальнего обнаружения только сейчас начинают поступать в армию, что позволит увеличить и радиус действия китайской авиации».

Также китайцы намерены полностью компьютеризировать систему управления, вплоть до ядерных сил. КНР, полагает аналитик, «до сих пор не наладила собственные современные системы взаимодействия между родами войск и не имеет возможности использовать высокоточное в должной степени». «Белая книга» подчёркивает необходимость ведения «информационных войн»: предполагается создать род войск, ориентированный на пропаганду.

Что касается сроков реализации компьютеризации 2,5-миллионной армии, то по плану эту цель достигнут к 2020 году.

Параллельно с модернизацией в военной области Пекин озаботился реформами в экономике. Как и обещала партия, было решено сделать упор на стимулировании внутреннего спроса. Для этого правительство даже готово пустить в страну иностранный товар.

Как сообщило 26 мая , с июня 2015 г. запланировано снижение более чем на половину импортных пошлин на ряд потребительских товаров, в частности на импортную одежду, обувь и косметику. Согласно заявлению, опубликованному на сайте министерства коммерции КНР, с 1-го июня импортные тарифы на косметическую продукцию снижаются с 5% до 2%; импортные тарифы на одежду и спортивную обувь - почти на половину.

Научный сотрудник института финансов и торговли Академии общественных наук КНР Ян Чжиюн полагает, что это сделано для стимулирования потребления на внутреннем рынке: «Многие из нас едут за рубеж на шоппинг. Деньги утекают из страны. Для того, чтобы удержать потребителя, самый эффективный метод - сократить разницу в цене за рубежом и в Китае. Например, в США этот товар стоит 100 юаней, а в Китае его цена составляет 110 юаней. Чтобы сэкономить 10 юаней, человек за границу не поедет».

Аналитик Саид Гафуров () говорит о смене модели развития: от наращивания экспорта любой ценой КНР переходит к стимулированию внутреннего спроса.

Оценки смены эпох на Западе позитивны. Например, МВФ отмечает, что рынок труда в Китае «стойко перенёс снижение темпов роста и тем самым заложил прочную основу для потребления». С другой стороны, Пекину есть к чему стремиться: по объёму ВВП на душу населения Китай находится «ниже 80-й строчки мирового рейтинга». Вот данные Всемирного банка: в Китае почти двести миллионов человек живут за чертой бедности.

Сегодня модель экстенсивного роста сменяется ориентиром на интенсивное развитие инновационных отраслей. В ход идёт накопленный потенциал.

Ну, и пресловутая коррупция.

«И, как всегда, в КНР требуют нулевой терпимости к коррупции. Ли Кэцян считает, что одной из важнейших её причин является «рентоориентированное поведение представителей власти», поэтому необходимо за счет «похудения» (в смысле отказа от нецелесообразных властных полномочий) «укреплять организм неподкупного правительства», а на основе прочных институциональных ограничений «безжалостно устранять пространство для рентоориентированного поведения».

Одна из опор Си Цзиньпина - популярность в народе, вызванная в том числе и антикоррупционными действиями. Если запущенный механизм заработает в полной мере, «через считанное количество лет Китай будет совсем другой страной - не просто экономическим гигантом, а привлекательным для жизни государством», считает аналитик.

Как представляется, добавим от себя, доктрина «активной обороны» и экономические новации Пекина прекрасно сочетаются. Китай не намерен ни на кого нападать, но и нападения на свою территорию (включая спорную) не потерпит. Сильная зависимость Китая от внешних рынков (в том числе от рынка США, стратегического противника Поднебесной) будет с годами и десятилетиями снижаться при условии роста в стране внутреннего спроса. Последнее, разумеется, является задачей трудновыполнимой. Однако народ, объединённый общей целью и национальной идеей, способен горы свернуть.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФАКУЛЬТЕТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ Кафедра международных отношений ВОЕННЫЕ ДОКТРИНЫ КИТАЯ (ПЕРИОД 1920-1949 ГГ) Курсовая работа Болобышко Екатерины Сергеевны студентки 2 курса, специальность «Международные отношения» Научный руководитель: заведующий учебной лабораторией международной информацизации Тарас. Д.И. Минск, 2018 ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ 2 ГЛАВА 1 СТАНОВЛЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ГЕРМАНИИ 4 1.1Понятие и принципы дипломатической службы германии 4 1.2Исторический обзор дипломатической службы Германии 5 ГЛАВА 2 ВЛИЯНИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ НА ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ГЕРМАНИИ 12 2.1 Основные направления внешней политики Германии 13 2.2 Формирование внешнеполитического механизма германии в наше время 15 ГЛАВА 3 ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ГЕРМАНИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ: ВЛИЯЕНИЕ ВНЕШНИХ И ВНУТРЕННИХ ФАКТОРОВ 17 3.1 Министерство иностранных дел германии: структура, формы и методы работы 17 3.2 Развитие и перспектива работы дипломатической службы Германии 20 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 27 ВВЕДЕНИЕ Германия представляет собой одной из влиятельных стран мира. Страна ходит в число лучших государств во многих областях и сферах жизнедеятельности. Государство сотрудничает со многими странами планеты во многих экономических и политических аспектах. С каждым годом увеличивается обороты отношений с различными странами мира, в частности, в экономическом и политическом уровнях. В данной курсовой работе будет рассматриваться вопрос дипломатический отношений Германии на различных этапах ее становления: на протяжении всего исторического периода, а также в наше время. Актуальность данного исследования определяется использованием особенностей дипломатической службы Германии в разных исторических периодах. В рамках данного исследования нас будут интересовать принципы, структура, развитие дипломатической службы Германии, а также ее взаимодействие в различных сферах. Цель данной курсовой работы - выявить закономерностиразвития дипломатической службы Германии на разных исторических этапах. Ввиду поставленной цели можно определить следующие задачи: 1) определить понятие и принципы дипломатической службы Германии; 2) выявить особенности их функционирования; 3) исследовать закономерности развития дипломатической службы на разных этапах развития; 4) определить основные сферы функционирования данной службы Германии; 5) проанализировать особенности развития и перспективы ее развития. Объектом исследования в данной курсовой работе является государство Германия. Предметом исследования в данной курсовой работе является изучение особенностей дипломатических отношений страны на разных исторических этапах. Теоретическая значимость состоит в том, что в ходе исследования выявлены и систематизированы закономерности развития дипломатических отношений Германии. Полученные результаты представляют собой определенный вклад в развитие социологии, экономики, политологии, истории. Практическая значимость выполненного исследования заключается в возможности применения его результатов при чтении теоретических курсов по социологии, истории, экономики, политологии, философии. Поставленные цель и задачи определили структуру работы, которая состоит из введения, трех глав основной части, заключения и библиографического списка. ГЛАВА 1 СТАНОВЛЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ГЕРМАНИИ 1.1 Понятие и принципы дипломатической службы германии Германия представляет собой Федеративную Республику, расположенной в Центральной Европе. Численность населения страны - 82 миллиона жителей. Германия великая держава с динамично развивающейся экономикой. Будучи мировым лидером в ряде промышленных и технологических секторов, она является третьим в мире экспортером и импортером товаров. Германия - развитая страна с очень высоким уровнем жизни Она поддерживает социальное обеспечение и универсальную систему здравоохранения, охрану окружающей среды и бесплатное высшее образование. Германия является одной из стран-основателей и членом Европейского союза, членом НАТО, входит в «Большую семёрку». Является второй в мире страной по популярности иммиграции после США. . Дипломатическая служба ФРГ состоит из Центрального аппарата - Министерства иностранных дел и представительств за границей - посольств, генеральных консульств, консульств и представительств при международных организациях. Количество загранпредставительств постоянно меняется в зависимости от потребностей, состояния отношений и положения в отдельных регионах, а также выделяемых на содержание дипломатической службы финансовых средств. Проектом бюджета на 2002 г. предусматривается выделение на внешнеполитическую деятельность 2104 млн евро, что составляет 0,85% общих расходов федерального бюджета (247800 млн евро). Из этой суммы 782 млн выделяется на содержание аппарата, 562 млн -на осуществление культурной политики за рубежом, 567 млн - взносы на содержание международных организаций.. Ежегодно при составлении бюджета уточняется штатное расписание Центрального аппарата и заграничной службы, устанавливается количество должностей каждой категории. Контролирующие органы строго следят за соблюдением штатных предписаний. В системе дипломатической службы ФРГ в середине 2001 г. года работали примерно 9450 человек. Около 2700 человек были заняты в Центральном аппарате МИД,около 6750 человек-в загранпредставительствах. ФРГ имеет за границей 142 посольства, 56 генеральных консульств и консульств, двенадцать постоянных представительств при международных организациях и два специальных представительства. Дипломатическую службу Германии традиционно причисляют к наиболее эффективным, целеустремленным и успешно функционирующим внешнеполитическим службам. Несмотря на свою относительную молодость - ей всего 130 лет, дипломатия Германии и профессионально обслуживающий ее персонал опираются на большой и разносторонний опыт работы в сложных политических ситуациях, которыми изобилует германская история нового и новейшего времени. За тринадцать десятилетий своего существования ей дважды пришлось решать проблему объединения страны, участвовать в подготовке двух мировых войн, а затем, после тяжелейших поражений, восстанавливать внешнеполитические позиции и влияние Германии в мире.. Труднейшим испытанием для нее было преодоление всеобщего отторжения, и даже ненависти со стороны мирового сообщества после краха нацистского режима и переориентация германской политики на новые для нее принципы международного сотрудничества, мирного взаимодействия с соседями и включения Германии в создаваемую систему европейской безопасности. Дипломатическая служба Германии это - конституционная система, находящаяся на службе государства и нации, основные принципы которой - профессионализм, беспристрастность. 1.2 Исторический обзор дипломатической службы Германии Становление дипломатической службы Германии неразрывно связано с формированием единого германского государства в XIX . Датой учреждения германского Министерства иностранных дел считается первое января 1870 года. Первым шагом к объединению Германии стало присоединение к Пруссии в 1864 г. Шлезвиг-Гольштейна в результате войны с Данией, выиграть которую не представляло труда. Готовясь к войне с Австрией, Берлину было важно продемонстрировать свою силу и испытать возможности своей армии. Очередь Австрии наступила через два года, и уже в 1866 г. был сделан второй шаг к созданию рейха. Победив Австрию, Пруссия доказала, что в пределах бывшей Священной Римской империи именно она является сильнейшим государством Германской нации и претендентом на главенство среди германских государств. Но первоначально был создан лишь Северогерманский Союз, куда вошли немецкие государства и княжества, расположенные к северу от реки Майн. На большее Пруссия не могла в тот момент рассчитывать из-за риска спровоцировать немедленную войну с Францией, которая не делала секрета из своего резко негативного отношения к возникновению на своей восточной границе мощного германского государства. Берлин пока не был готов к этой войне. Предстояло нарастить мощь своей армии и дождаться такой международной ситуации, при которой на стороне Франции не выступили бы другие европейские державы.. В состав рейха вошли королевства Пруссия, Бавария, Саксония, Вюртемберг, великие герцогства Баден, Гессен-Дармштадт, Ольденбург, Мекленбург-Шверин, Мекленбург-Штрелитц, Саксония-Веймар-Айзенах, еще 12 герцогств и княжеств, а также три свободных ганзейских города - Любек, Гамбург и Бремен Сформировалось крупное государство в центре Европы с большой внутренней динамикой и ярко выраженным стремлением к внешней экспансии, к расширению своего «жизненного пространства», с откровенными претензиями на передел колоний. С самого начала своего существования рейх как бы противопоставил себя «старым» колониальным державам, прежде всего Великобритании и Франции, стремясь потеснить их в заморских владениях, отвоевать себе «место под солнцем». Германская дипломатия была призвана обслуживать политику нового государства, обеспечивать проведение в жизнь планов и программ внешней экспансии, создавать для этого наиболее благоприятные условия, не допускать возникновения сплоченного фронта сопротивления внешнеполитическим устремлениям Берлина, раскалывать и ссорить потенциальных участников антигерманских коалиций и, в свою очередь, формировать блок собственных союзников и партнеров. Это был период сложной политической игры, грубых провокаций, жесткого давления, закулисных махинаций, династических интриг и возрастающего влияния на государственную политику поднимавшихся капиталистических картелей. Министерство иностранных дел Северогерманского Союза было создано указом канцлера Отто фон Бисмарка от 8 января 1870 г. Впрочем, министерством этот орган не назывался. Он получил наименование Ведомство иностранных дел по аналогии с британским ForeignOffice. Такое название должно было подчеркнуть, что речь идет о ведомстве подчиненном непосредственно канцлеру. В то время в германском рейхе все соответствующие министерствам структуры именовались ведомствами - ведомство внутренних дел, морское ведомство, ведомство юстиции и т. д. Название «министерство» появилось лишь после 1919 г., когда была свергнута монархия и провозглашена республика. Такое название сохранилось и в гитлеровском рейхе, даже с добавкой «Имперское». В созданной в 1949 г. ФРГ возникло наименование «федеральное министерство», хотя по традиции МИД ФРГ назывался Ведомством иностранных дел Главой ведомства иностранных дел стал князь Отто фон Бисмарк, занимавший одновременно посты имперского канцлера и премьер-министра Пруссии. Он председательствовал также в Федеральном или Имперском Совете, состоявшем из представителей объединившихся территорий. При этом каждое королевство и княжество имело в Совете разное количество голосов в зависимости от размеров субъекта. Максимальное количество голосов - 17, имела Пруссия.. С приходом к власти Гитлера начинается усиленное внедрение в аппарат МИД идеологии и кадров нацистской партии. Неоднократные чистки привели к увольнению с дипломатической службы более 120 чиновников высокого ранга, которые были сочтены неблагонадежными. В аппаратах МИД и посольств появились сотрудники СС и т. н. «Заграничной организации НСДАП». Представитель этой службы стал еще одним статс-секретарем в МИД и возглавил специальный департамент - отделение соответствующей службы нацистской партии. Разгром рейха привел к разрушению всей государственной машины Германии и ее институтов, как это и было предусмотрено решениями Потсдамской конференции. Перестало существовать и Министерство иностранных дел. Вся полнота власти на оккупированной территории осуществлялась контрольными органами четырех держав. В 1879 г. из Политического департамента был выделен так называемый Центральный департамент, ведавший кадровыми и финансовыми вопросами, а в 1885 г. возникло еще одно подразделение - Правовой департамент (ранее он существовал и в прусском МИДе). В 1890 г. был создан департамент по делам колоний, преобразованный в 1907 г. в самостоятельное имперское ведомство. Германия уделяла все большее внимание колониальной экспансии и соответственно выстраивала систему государственных органов, призванных обеспечивать работу на этом направлении. Наконец, в 1915 г. был учрежден департамент информации, выросший из отдела прессы, который существовал еще при Бисмарке и назывался в то время «литературным бюро».. Политический департамент разделялся на референтуры по регионам и проблемам, возглавлявшиеся старшими советниками. Канцелярские нужды ведомства обеспечивало центральное бюро, регистрировавшее входящую и исходящую корреспонденцию и ведавшее архивом. Лишь в 1920 г. были созданы отдельные канцелярии в департаментах и специальный Политический архив. Ведомство размещалось в небольшом дворце по улице Вилмельмштрассе 76, в центре Берлина, где с 1819 г. располагалось Министерство иностранных дел Пруссии. Это здание оставалось резиденцией германского МИДа вплоть до 1945 г., когда оно было разрушено в ходе штурма Берлина. Однако размеры здания не позволяли вместить всех даже немногочисленных сотрудников ведомства, и отдельные его подразделения размещались во множестве других зданий в Берлине. К началу Первой мировой войны штаты Центрального аппарата Ведомства заметно расширились. Там работали один статс-секретарь, один его заместитель, 4 директора департамента, три их заместителя, 23-28 старших советников, 23 постоянных вспомогательных сотрудников, 18 внештатных асессоров, т. е. всего 70-80 дипломатических сотрудников. На рубеже веков вся германская дипломатическая служба (без драгоманов и консулов) в Центре и за границей включала 350 дипломатических сотрудников. В 1874 г. Германия имела всего 4 посольства (в Лондоне, Париже, Санкт-Петербурге и Вене), 14 миссий, возглавлявшихся посланниками, 8 миссий во главе с поверенными в делах, 8 прусских представительств в германских землях, 7 генеральных консульств с дипломатическим статусом, 33 консульства и 4 вице-консульства. К 1914 г. миссии в Риме, Константинополе, Мадриде, Вашингтоне и Токио были преобразованы в посольства. Заметно увеличилось число миссий (до 23), генеральных консульств (до 33) и консульств (до 100). Германия активно укрепляла свои связи с внешним миром. Восстановление дипломатической службы в Германии началось после образования в 1949 г двух германских государств - ФРГ и ГДР. Происходило это постепенно. На первом этапе оккупационные власти сохранили за собой всю сферу внешних сношений двух германских государств. Для западных зон оккупации это было дополнительно зафиксировано т. н. Оккупационным статутом, принятым в 1949 году.. В Ведомстве федерального канцлера ФРГ была создана группа по связям с союзнической Верховной Контрольной Комиссией. Реально связи поддерживались с Верховными Комиссарами трех западных держав. Однако уже 22 ноября 1949 г. т. н. Петерсбергским соглашением три западные державы предоставили правительству ФРГ право поддерживать с иностранными государствами консульские и торговые отношения. Еще накануне, 1 ноября 1949 г. было открыто представительство ФРГ при штаб-квартире Организации экономического сотрудничества и развития в Париже. В конце 1949 г. в Ведомстве федерального канцлера было создано «Организационное бюро» по делам консульско-экономических представительств за границей. В течение 1950 г. были открыты Генеральные консульства ФРГ в Лондоне, Нью-Йорке и Париже, а затем в Стамбуле, Амстердаме, Брюсселе, Риме и Афинах. В результате пересмотра «Оккупационного статута»15 марта 1951 г. было создано Министерство иностранных делФРГ, в которое была включена и Служба по внешним сношениям. Министром иностранных дел стал федеральный канцлер Конрад Аденауэр, а статс-секретарем - профессор Вальтер Хальштейн, занимавший этот пост до 1958 г и оставшийся в истории как автор т. н. «доктрины Хальштейна». Она предусматривала, что правом единоличного представительства германских интересов обладает исключительно правительство ФРГ. Все государства призывались не поддерживать дипломатические отношения с ГДР под угрозой разрыва отношений с Боннской республикой и применения экономических санкций. «Доктрина Хальштейна» стала одним из инструментов «холодной войны». Ее реализация существенно осложнила и замедлила процесс сближения двух германских государств, со здание единого государства на действительно равноправной основе, поставило немало преград на пути нормализации обстановки в Европе. МИДу ФРГ было возвращено старое наименование - Ведомство иностранных дел. Однако в русском варианте в дип­ломатической переписке используется классическое название - Министерство иностранных дел. В состав МИД, помимо упомянутой Службы по внешним сношениям были включены т. н. Бюро по вопросам мира в Штутгарте, созданное в 1947 г. главами правительств западных земель для сбора и анализа документов по вопросам мирного урегулирования в Европе, а также внешнеторговый департа­мент существовавшего с 1947 г. «Управления по делам объединенной экономической территории» во Франкфурте-на-Майне. Параллельно происходило становление дипломатической службы в ГДР. Это было сопряжено с немалыми трудностями, поскольку в результате осуществления «доктрины Халыптейна», активно поддержанной западными державами, ГДР долгое время не удавалось добиться установления дипломатических отношений с иностранными государствами, расположенными за пределами социалистического лагеря. Лишь после подписания Московского договора в августе 1970 г., Четырехстороннего соглашения по Западному Берлину в сентябре 1971 г. и вступления двух германских государств в ООНв 1973 г. «доктрина Хальштейна» была окончательно сломлена, и оба германских государства стали равноправными субъектами международных отношений.. Ежегодно при составлении бюджета уточняется штатное расписание Центрального аппарата и заграничной службы, устанавливается количество должностей каждой категории. Контролирующие органы строго следят за соблюдением штатных предписаний. В системе дипломатической службы ФРГ в середине 2001 г. года работали примерно 9450 человек. Около 2700 человек были заняты в Центральном аппарате МИД, около 6750 человек - в загранпредставительствах. ФРГ имеет за границей 142 посольства, 56 генеральных консульств и консульств, двенадцать постоянных представительств при международных организациях и два специальных представительства. Поскольку дипломатическая служба является составной частью государственной службы ФРГ, на нее распространяется установленная сетка должностей и должностных окладов. В Германии существуют две основные группы должностей - категория «А»выслуги лет. Для категории «В» - фиксированные ставки окладов. Структура государственной службы включает в себя так называемую «простую службу» (категории А1 - А5), «среднюю службу» (категории А5 - А9), «высокую службу» (категории А9 - А13), и «высшую службу» (категории А13 - А16 и ВЗ, В6, В9, В11). К непосредственно дипломатическим относятся должности «высшей службы». Однако в штатах МИД и его загранпредставительств работают сотрудники всех категорий, причем работники категории «высокой службы» фактически также выполняют функции дипломатов, а за границей имеют и дипломатические паспорта. Они соответствуют примерно младшим дипломатам российской дипломатической службы - референтам, атташе, третьим секретарям. Из общего числа сотрудников МИД только 688 человек являются собственно дипломатами и проходят по категории «высшей службы». Это немногим больше 25 % общего состава кадров дипломатического ведомства. В загранпредставительствах таких несколько больше - 900 человек, но при этом они составляют лишь около 14 % работающих. Переход сотрудников в порядке повышения по должности их одной категории в другую, например из «высокой» в «высшую» не предусматривается. Дело в том, что для зачисления в «высшую» категорию необходимо иметь законченное университетское образование, пройти трехлетнее обучение в Дипломатической школе МИД и сдать квалификационный экзамен. Сотрудники «высокой» категории таким требованиям, как правило, не отвечают. Они обладают лишь общим или специальным высшим образованием, а служащие «средней» категории - законченным средним образованием. Этим и объясняется жесткая иерархическая структура дипломатической службы ФРГ. В современной Германии дипломатическая служба уже не является привилегией избранных, которой в прошлые века пользовались главным образом представители аристократии, хотя и сегодня среди дипломатов можно встретить выходцев из старых аристократических семей. По мере демократизации общественной жизни и расширения международного общения профессия дипломата потеряла свою исключительность и особую привлекательность. Но и сейчас вокруг этой профессии сохраняется атмосфера некой таинственности, избранности, что поддерживает достаточно большой интерес к поступлению на дипломатическую службу. Положение дипломатов хорошо защищено германским законодательством. Предусмотрена широкая система разного рода надбавок к должностному окладу в зависимости от сложности и условий работы в различных регионах мира, в результате чего зарплата дипломата может более чем вдвое превышать вознаграждение, получаемое чиновником, работающим в Центре. Установлены также компенсации для членов семей, учитывающие профессиональный ущерб, нанесенный им в связи с необходимостью прерывать свою деловую карьеру при выездах с главой семьи на работу за границу. Действуют также различные социальные гарантии, достойное пенсионное обеспечение и т.д. В германской дипломатической службе применяется модель передвижения и ротации, которая предусматривает большую мобильность и служебный рост сотрудников, если они, разумеется, обеспечивают необходимое качество работы. После окончания Дипломатической школы молодой сотрудник назначается на должность А13 - «легационный секретарь», что соответствует должности второго секретаря. Он может поработать на одной- двух должностях в Центральном аппарате и на двух-трехдолжностях в представительствах за границей в различных регионах мира и на разных участках работы, причем перемещения осуществляются без заезда в Германию и промежуточнойработы в МИД ФРГ. Поработав на младших дипломатических должностях 10-12 лет, дослужившись до звания старшего советника, сотрудник обретает реальную возможность получить назначение на должность заместителя заведующего отделом в ЦА МИД. На этой должности он может проработать неопределенное время и либо продвинуться еще на одну ступень в министерстве, либо получить назначение генеральным консулом в среднем по величине представительстве, либо даже послом в небольшой стране. После этого обычно следует перевод на аналогичную должность в более крупную страну. И все это без промежуточной работы в ЦА МИД. После возвращения на родину сотрудник назначается обычно на должность зав. отделом в МИД ФРГ, а в дальнейшем может отправиться послом в среднюю по величине страну, либо посланником или генеральным консулом в крупную страну. Для большинства сотрудников этим и завершается их дипломатическая карьера. Наиболее перспективные дипломаты назначаются на должность зам. директора, а затем - директора департамента с перспективой назначения послом в крупную страну. Лишь единицы становятся статс-секретарями. Существующая в МИД ФРГ система ротации дипломатов обеспечивает их профессиональное формирование как «генералистов», универсалов, т.е. специалистов широкого профиля, способных гибко приспосабливаться к выполнению заданий разного характера и в разных регионах. Германский дипломат может, например, поработать пресс-атташе в посольстве в Анкаре, советником по экономическим вопросам в Токио, генеральным консулом в Новосибирске, атташе по культуре в Париже. Узкая специализация не поощряется. Хотя и нет правил без исключения. Для работы по наиболее важным, специальным направлениям внешней политики в соответствующем подразделении складывается ядро специалистов, которые могут длительное время заниматься одной проблемой, например, разоружением, СБСЕ, ООН, либо повторно выезжать в командировки в одну и ту же страну. В МИД ФРГ есть, а частности, специалисты, которые целенаправленно специализировались для работы вСССР, а затем - в России. В настоящее время в МИД ФРГ развернулась дискуссия вокруг вопроса о том, не следует ли усилить страноведческую и проблемную специализацию немецких дипломатов. Причина в том, что «генералисты» далеко не всегда оказываются в состоянии справиться с задачами, возникающими на наиболее острых направлениях, где требуются глубокие системные знания не только нынешнего состояния дел в каком-либовопросе, но и истории его развития. Исходя из действующей модели ротации, знание языков всех тех стран, в которых приходится работать немецким дипломатам, считается желательным, но не обязательным. Они могут пользоваться услугами переводчиков, хотя, конечно, незнание языка страны пребывания является серьезным недостатком и ощутимой помехой в работе дипломата, осложняющей его общение и получение необходимой информации. Обязательным для поступления на дипломатическую службу ФРГ считается знание двух иностранных языков - английского и французского. За это даже не выплачивается надбавка к зарплате. А вот за знание дополнительных языков надбавка выплачивается, но не более 600 марок за пять языков. Проверочные экзамены сдаются один раз в четыре года. К этому времени дипломатические службы обоих германских государств уже полностью сложились. Дипломатические службы ФРГ и ГДР отличались высоким профессионализмом, эффективностью, организованностью, настойчивостью в решении стоящих перед ними задач. ГЛАВА 2 ВЛИЯНИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ НА ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ДИПЛОМАТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ГЕРМАНИИ 2.1 Основные направления внешней политики Германии Во внешней политике ориентированный на Запад канцлер Германии К. Аденауэр (1949-1963) действовал согласно лозунгу идеолога южно-германского либерализма К. фон Роттека: «Лучше свобода без единства, чем единство без свободы». Европейская политика Германии 1949-1963 гг. как соотношение цели и средств делится на два этапа. На первом этапе (с 1949 года до середины 50-х гг.) она была средством, при помощи которого западная Германия планировала восстановить свою экономику, создать собственные вооружённые силы и добиться признания мировыми державами. Внешняя политика проводилась ради внутренней. На втором этапе (с середины 50-х гг. по 1963 г.) теперь уже внутренняя политика проводилась ради внешней: Германия стремилась стать не просто независимым, но и сильным государством. Европейская военная политика ФРГ в 1958-63 гг. основывалась на сближении с Францией (ось «Берлин-Париж») и отказе от плана «многосторонних ядерных сил», предложенного США. Подписание соглашения о германо-французском сотрудничестве подвело черту под многовековым противостоянием этих государств.. Аденауэр признал установленное Петерсбергскими соглашениями международное управление промышленностью Рура, рассматривая это как основу будущей западноевропейской интеграции. В 1950 году Аденауэр принял разработанный Р. Шуманом план создания Европейского объединения угля и стали (ЕОУС). Аденауэр также поддерживал идею создания Европейского оборонительного сообщества (ЕОС), предложенную У. Черчиллем. В 1952 году был подписан Боннский договор, отменивший оккупационный статус и предоставивший ФРГ государственный суверенитет. 5 мая 1955 года вступили в силу Парижские соглашения, важнейшим из которых стала договоренность о вступлении Германии в НАТО. Тем не менее, в то время суверенитет Германии нельзя было назвать полноценным: иностранные войска оставались на её территории, Германия была лишена права обладать многими видами стратегического оружия. В 1959 году в Женеве прошла конференция четырёх держав: США, Великобритании, СССР и Франции, которая закончилась фактическим признанием существования трёх немецких государств: ФРГ, ГДР и Западный Берлин. Одним из важных приоритетов внешней политики Германии является углубление интеграции государств Евросоюза. Германия играет решающую роль в построении и организации европейских структур. При этом с самого начала преследовалась цель развеять послевоенный страх стран-соседей перед Германией и сделать излишними ограничения, введённые советскими оккупационными силами. С 1950 года Германия стала членом Совета Европы, а в 1957 году подписала Римские соглашения, которые стали фундаментом в создании Европейского союза: Германия вошла в Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) и Европейское сообщество по атомной энергии (ЕВРАТОМ).. Итак, важными результатами европейской политики Германии в 1949-63 гг. стали: признание суверенитета Германии и её статуса важного европартнёра и начало формирования основ экономического могущества Германии.С 1964 года Германия член «Группы десяти». Во время холодной войны внешняя политика Германии была сильно ограничена. Одной из главных её задач было воссоединение Западной Германии с Восточной Германией. Военно-политически ФРГ была тесно связана с блоком НАТО. На территории Западной Германии были размещены американские ядерные боеголовки. Современная Германия по праву считается узловым центром как между Востоком и Западом, так и между Скандинавским и Средиземноморским регионами, странами Западной и Восточной Европы. С присоединением ГДР к ФРГ была устранена угроза использования ГДР в качестве плацдарма развёртывания иностранных войск, исключен риск превращения Германии в объект применения ядерного оружия, а также опасной игры «третьих стран» на противоречиях ГДР и ФРГ. До недавнего времени одним из самых спорных был вопрос о возможности использования германских вооружённых сил за пределами сферы совместной ответственности НАТО. Согласно конституции, Германия не имеет права принимать участия в захватнических войнах. Это ограничение является предметом постоянных споров. Её вооружённые силы стоят на защите суверенитета и целостности Германии и стран НАТО. Лишь с недавнего времени бундесвер принимает участие в различных мероприятиях, направленных на поддержание мира. Это стало возможным после решения Конституционного суда, допустившего использование ВС ФРГ для миротворческих миссий ООН, причём для каждого конкретного случая требуется согласие бундестага, которое до сих пор давалось только с временными ограничениями. При этом разрешается применение оружия только для самозащиты. Все попытки различных партий добиться от Конституционного суда пересмотра этого вопроса пока отвергались. Германские войска принимали и принимают участие в разрешении следующих конфликтных ситуаций. Германия активно оказывает помощь слаборазвитым государствам. Например, в 2010 году по госпрограммам «Финансовое сотрудничество» и «Техническое сотрудничество» были выделены 108,2 млн евро Албании, 107,5 млн евро Боснии и Герцеговине, 33,0 млн евро Косово, 1 млн евро Македонии, 3 млн евро Хорватии.. 2.2 Формирование внешнеполитического механизма германии в наше время ФРГ поддерживает дипломатические отношения более чем со 190 странами. Германия также оказывает экономическую помощь на двусторонней основе ряду государств. Разные германские фонды активно продвигают изучение за рубежом немецкого языка и культуры. Активно осуществляется студенческий обмен. В 2011 году в Германии обучались 6204 студентов с Украины, 2602 студента из Вьетнама, 2400 студентов из Бразилии. Для современной дипломатии ФРГ характерна также четкая ориентированность наподдержку, продвижение и защиту германских экономических интересов за рубежом. Это объявлено одним из главных приоритетов. Правительство ФРГ и деловые круги внимательно следят за тем, чтобы посольства и консульства оказывали самую активную поддержку реализации немецких экономических проектов. Для этого широко используются и контакты на высоком и высшем уровне. Еще одним важным направлением деятельности германской дипломатической службы является культурная политика за рубежом. МИД ФРГ координирует работу всех организаций, занимающихся сотрудничеством в культурной сфере и продвижением немецких интересов в этой области. Бюджетное финансирование Институтов Гете и другихорганизаций-популяризаторовнемецкой культуры также осуществляется через МИД ФРГ. Самостоятельно в организационном плане работают за границей «Фонд Конрада Аденауэра», «Фонд Фридриха Эберта» и другие партийные фонды, а также фонды, созданные крупными промышленными корпорациями. Однако и они согласовывают свою деятельность с МИД ФРГ. Дипломатия ФРГ не стоит в стороне и от информационной политики за рубежом. Корреспондентские пункты информационных агентств, электронных и печатных СМИ, при всей их независимости, поддерживают контакты с пресс-службамисвоих посольств, обмениваются с ними информацией, а в необходимых случаях согласовывают с ними и свои публикации. Современная дипломатия и дипломатические служащие ФРГ активно используют также приемы и методы, характерные для современной политики Запада в целом. В том числе а) использование темы прав человека для оправдания политического, дипломатического, экономического и военного давления на государства, политика которого по тем или иным причинам не устраивает Запад; б) демонтаж принципа невмешательства во внутренние дела государств; в) пропаганда теории «гуманитарного вмешательства»; г) применение двойных стандартов в отношениях с иностранными государствами; д) использование новых информационных технологий для взлома внутренней стабильности и внутреннего устройства государств.. ГЛАВА 3 ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ГЕРМАНИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ: ВЛИЯЕНИЕ ВНЕШНИХ И ВНУТРЕННИХ ФАКТОРОВ 3.1 Министерство иностранных дел германии: структура, формы и методы работы В настоящее время организационная схема МИД ФРГ выглядит следующим образом: Министерство возглавляет министр. Смена министров и приход к руководству представителей разных партий обычно не ведет к кадровым перетряскам. Профессиональный состав остается неизменным, причем в аппарате МИД работают представители разных политических партий. Принадлежность к партии считается их личным делом и не является основанием для каких-либо санкций, при условии, что сотрудники не используют свой пост для работы в пользу той или иной партии и не занимаются партийной деятельностью в рабочее время. Принцип внепартийности государственной службы в дипломатическом ведомстве соблюдается довольно строго.. При министре имеется т. н. «руководящий штаб».......................

Рекомендуем почитать

Наверх