Международные отношения конца 20 начала 21 века. Международные отношения на рубеже XX–XXI веков. ООН. Даты и события

Литература 07.01.2024

Пока в научных кругах шли споры о структуре новой системы международных отношений ряд событий, произошедших на рубеже веков, фактически сами расставили все точки над «i».

Можно выделить несколько этапов:

1. 1991 - 2000 гг. - этот этап можно определить как период кризиса всей международной системы и период кризиса в России. В это время в мировой политике безапелляционно доминировала идея однополярности во главе с США, а Россию воспринимали как «бывшую сверхдержаву», как «проигравшую сторону» в Холодной войне, некоторые исследователи даже пишут о возможном распаде РФ в ближайшем будущем (например, З. Бжезинский). В результате в этот период наблюдался некий диктат в отношении действий РФ со стороны мирового сообщества.

Во многом это было связано с тем, что внешняя политика РФ начала 90-х ХХ века имела четкий «проамериканский вектор». Иные тенденции внешней политики проявились примерно после 1996 года, благодаря замене на посту министра иностранных дел западника А. Козырева государственником Е. Примаковым. Разница в позициях этих деятелей обусловила не только смену вектора российской политики -- она становится более самостоятельной, но многие аналитики заговорили о преобразовании модели российской внешней политики. Изменения, привнесенные Е.М. Примаковым, вполне могут быть названы последовательной "доктриной Примакова". «Ее суть: взаимодействовать с основными мировыми актерами, ни к кому жестко не примыкая». По мнению российского исследователя Пушкова А., «это «третий путь», позволяющий избежать крайностей «доктрины Козырева» («положение младшего и на все или почти на все согласного партнера Америки») и националистической доктрины («дистанцироваться от Европы, США и западных институтов -- НАТО, МВФ, Всемирного банка»), попытаться превратиться в самостоятельный центр притяжения для всех тех, у кого не сложились отношения с Западом, от боснийских сербов до иранцев».

После отставки Е. Примакова с поста премьер-министра в 1999 году определенная им геостратегия в основном была продолжена -- по сути ей не было иной альтернативы и она отвечала геополитическим амбициям России. Таким образом, наконец, России удалось сформулировать собственную геостратегию, концептуально вполне обоснованную и довольно практичную. Вполне естественно, что Запад ее не принял, так как она имела амбициозный характер: Россия по-прежнему намерена играть роль мировой державы и не собирается соглашаться с понижением ее глобального статуса.

2. 2000-2008 гг. - начало второго этапа без сомнения было знаменовано в большей степени событиями 11 сентября 2001 г., в результате чего в мире фактически происходит крах идеи однополярности. В политических и научных кругах США постепенно начинают говорить об отходе от гегемонистской политики и необходимости установления мирового лидерства США, поддерживаемого ближайшими соратниками из развитого мира.

Кроме того, в начале XXI века происходит смена политических лидеров практически во всех ведущих странах. В России к власти приходит новый президент В. Путин и ситуация начинает меняется.

В Путин окончательно утверждает идею многополярного мира в качестве базовой во внешнеполитической стратегии России. В такой многополярной структуре Россия претендует на роль одного из главных игроков, наряду с Китаем, Францией, Германией, Бразилией и Индией. Однако США не хотят уступать свое лидерство. В результате разыгрывается настоящая геополитическая война, а основные баталии разыгрываются на постсоветском пространстве (например, «цветные революции», газовые конфликты, проблема расширения НАТО за счет ряда стран на постсоветском пространстве и т.д.).

Второй этап некоторые исследователи определяют как «постамериканский»: «Мы живем в постамериканский период мировой истории. Это на самом деле многополярный мир, опирающийся на 8 - 10 столпов. Они не равно сильные, но имеют достаточно автономии. Это США, Западная Европа, Китай, Россия, Япония, но и Иран, и Южная Америка, где ведущая роль у Бразилии. ЮАР на Африканском континенте и другие столпы - центры силы». Тем не менее, это не «мир после США» и тем более без США. Это мир, где вследствие подъема других глобальных «центров силы» и усиления их влияния сокращается относительное значение роли Америки, что на протяжении последних десятилетий наблюдается в глобальной экономике и торговле. Происходит настоящее «глобальное политическое пробуждение», как пишет З. Бжезинский в своей последней книге . Это «глобальное пробуждение» определяется такими разнонаправленными силами, как экономический успех, национальное достоинство, повышение уровня образования, информационная «вооруженность», историческая память народов. Отсюда, в частности, возникает неприятие американской версии мировой истории .

3. 2008 год - настоящее время - третий этап, прежде всего, был ознаменован приходом к власти в России нового президента - Д.А.Медведева. В целом, внешняя политика времен В.Путина была продолжена.

Кроме того, события в Грузии в августе 2008 года сыграли ключевую роль на этом этапе:

во-первых, война в Грузии стала свидетельством того, что «переходный» период трансформации международной системы завершился;

во-вторых, произошла окончательная расстановка сил на межгосударственном уровне: стало очевидно, что новая система имеет абсолютно иные основания и Россия здесь сможет сыграть ключевую роль, разработав некую глобальную концепцию, базирующуюся на идее многополярности.

«После 2008 года Россия перешла на позицию последовательной критики глобальной деятельности Соединенных Штатов, защищая прерогативы ООН, незыблемость суверенитета и необходимость укрепления нормативной базы в сфере безопасности. Соединенные Штаты, напротив, выказывают пренебрежение к ООН, способствуя «перехвату» ряда ее функций другими организациями - НАТО прежде всего. Американские политики выдвигают идею создания новых международных организаций по политико-идеологическому принципу - на основе соответствия их будущих членов демократическим идеалам. Американская дипломатия стимулирует антироссийские тенденции в политике стран Восточной и Юго-Восточной Европы и пытается создавать на пространстве СНГ региональные объединения без участия России» - пишет российский исследователь Т.Шаклеина.

Россия вместе с США пытаются сформировать некую адекватную модель российско-американского взаимодействия «в условиях ослабления общей управляемости (governance) мировой системы». Существующая до этого модель была приспособлена к учету интересов США, так как Россия долгое время была занята восстановлением собственных сил и во многом зависела от отношений с США.

Сегодня Россию многие упрекают в амбициозности и намерении соперничать с США. Американский исследователь А. Коэн пишет: «…Россия заметно ужесточила свою международную политику и в достижении целей все более полагается на силу, а не на международное право… Москва усилила антиамериканскую политику и риторику и готова бросить вызов интересам США, где и когда это возможно, включая Крайний Север».

Подобные высказывания формируют сегодняшний контекст высказываний об участии России в мировой политике. Стремления российского руководства ограничить диктат США во всех международных делах очевидно, но благодаря этому наблюдается рост конкурентности международной среды. Тем не менее, «снижение накала противоречий возможно, если все страны, а не только Россия, осознают важность взаимовыгодной кооперации и взаимных уступок» . Необходима выработка новой глобальной парадигмы дальнейшего развития мирового сообщества, основанной на идее многовекторности и полицентричности.

Одним из важнейших факторов, влияющих на развитие между-народных отношений на рубеже 20-21 веков стал процесс расширения НАТО. Военно-политический блок, созданный когда-то для противостояния СССР и его союзникам, не прекратил сво-его существования после окончания «холодной войны» , как ожида-ли многие. Оставшись единственной сверхдержавой после распада СССР и советского блока, США стали доминировать во многих во-просах мировой политики. Одним из ключевых направлений аме-риканской политики стала идея расширения своей зоны влияния. Ведомая ими организация НАТО начала уверенное продвижение на восток, в бывшую советскую «зону влияния». Блок включил в свой состав многих прежних участников Организации Варшавско-го Договора, а также страны Прибалтики, ведёт переговоры о при-соединении Украины и Грузии.

Временно оказавшаяся в руках США ведущая роль в международ-ных отношениях пришлась не по нраву многим государствам. В на-чале XXI столетия мир начал возвращаться к многополярности. Окончание «холодной войны», распад бывшего советского блока, увеличение количества государств третьего мира и усиление их влияния сделали неизбежной дискуссию вокруг будущего развития Организации Объединённых Наций, созданной по окончании Вто-рой мировой войны . Первоначально прекращение межблоковой конфронтации привело к росту влияния ООН, стремившейся иг-рать активную роль в разрешении ряда конфликтов. В какой-то момент казалось, что Совет Безопасности ООН приобретает функции «мирового правительства», решая вопрос о санкциях, учреждая временные администрации на различных территориях и т. п. Но довольно быстро выяснилось, что этого недостаточно. Многие страны не видят возможности повлиять на решения ООН и тре-буют реформы. В то же время постоянные члены Совета Безопас-ности, пользуясь правом вето, регулярно блокируют принятие решений по ключевым вопросам, по которым им не удалось дого-вориться. Это даёт многим экономически влиятельным государст-вам — Японии, Германии, Индии, Бразилии, Мексике, Италии и др. — новые аргументы в пользу идеи расширения Совета Безопас-ности за счёт «новичков».

Миротворческие силы ООН

Прежнее соревнование между двумя супердержавами (СССР и США) ушло в прошлое, ему на смену пришло стремление единст-венной оставшейся сверхдержавы — США — «навести порядок» в мире, ставшем более сложным и хаотичным. Исчезла страшная уг-роза глобальных кризисов типа Карибского, но один за другим сле-дуют локальные кризисы в Персидском заливе, Сомали, Гаити, Ру-анде, Боснии, Тайване, Косово.

Усилился конфликт «Север — Юг», где друг другу фактически противостоят блок развитых государств Запада, с одной стороны, и бедные страны третьего мира — с другой. Страдающие от огром-ного числа экономических проблем и политических неурядиц жи-тели африканских, азиатских и латиноамериканских государств нередко винят «цивилизованный капитализм» в своих бедах, ука-зывают на неоднократное вмешательство в их внутренние дела. Открытых военных столкновений между странами в этом кон-фликте нет, но он не избавляет от растущей неприязни к США, ев-ропейским государствам. В странах «Юга» немалым влиянием пользуются экстремистски настроенные силы, нередко прибегаю-щие к террористическим методам. Среди стран третьего мира поя-вились новые лидеры, в частности Иран и Венесуэла, публично критикующие «американский империализм». Особую роль в этом конфликте может сыграть Россия, оказавшаяся в сложной пози-ции: часть государств «Юга» рассчитывает на её помощь в борьбе с «Севером», другие же считают её одним из представителей враж-дебной цивилизации. Материал с сайта

На рубеже тысячелетий серьёзно возросло число миротворче-ских операций, осуществляющихся ООН. Особенно активную роль в них играют Пакистан, Бангладеш, Индия, Иордания и Гана. Участ-вуют в деятельности миротворцев и ряд основателей ООН, в том числе Россия и Франция. «Голубые каски» помогли частично восстановить мир на Восточном Тиморе и в Ливане. Не всегда ми-ротворцам сопутствует успех. В 1993 г. полным провалом заверши-лась миссия ООН в Сомали, не сумевшая остановить гражданскую войну, в 1994 г. миротворцы оказались не в состоянии предотвра-тить геноцид в Руанде, они не справились с вооружённым конфлик-том на Балканах и в Конго. Главная слабость миротворцев — их чрезмерная неповоротливость (они обязаны дожидаться решений ООН и не могут активно применять оружие) и излишняя зависи-мость от политических соображений. В то же время ряд стран, пре-жде всего США и их союзники по НАТО, не раз демонстрировали готовность действовать в обход ООН (например, в Ираке и в Косо-во). Это вызвало недовольство как многих стран третьего мира, так и России.

В конце XX - начале XXI в. стала заметна тенденция к формированию новых мировых центров силы. Фактором роста влияния большинства этих стран стало увеличение их экономического потенциала. Успехи Индии и Пакистана в развитии ядерного вооружения повысили степень их самостоятельности в международных отношениях. К повышению своей роли стремится и Иран, развитие ядерной программы которого вызывает, однако, опасения со стороны международного сообщества. Стремительное развитие Китая и Бразилии вывело их из разряда стран "третьего мира" в число первых десяти экономик и важных акторов мировой политики. Важное влияние на международные и региональные отношения оказывают и другие быстро растущие экономически страны - Турция, Индонезия, Саудовская Аравия, Мексика, арабские монархии зоны Персидского залива и т.д.

Способность США влиять на роль таких государств в международных отношениях существенно снизилась. Началось формирование многополярного мира, т.е. такой системы международных отношений, в рамках которой целый ряд стран, достигших разного уровня экономического и социально-политического развития, обладают неодинаковыми возможностями для реализации своей политической и внешнеполитической линии и дальнейшего участия в мировой политике.

В конце 1990-х гг., после прихода на пост главы российского МИДа Евгения Примакова появилась концепция "РИК", предусматривавшая формирование тесного альянса России, Индии и КНР, акцентировавшая внимание на важности азиатской повестки дня и выстраивание определенного противовеса США и странам Запада в целом. Момент для сближения был выбран удачно: Индия давно являлась важным партнером Москвы и благожелательно воспринимала планы восстановления прежних контактов. Китай тоже стремился к построению более сбалансированной системы международных отношений. В 2002 г. Москве удалось консолидировать пророссийски настроенных участников Ташкентского договора, создав Организацию договора коллективной безопасности (ОДКБ) в составе Армении, Казахстана, России, Белоруссии, Киргизии и Таджикистана (в 2006 г. к ним присоединился Узбекистан). ОДКБ сформировала объединенный штаб и коллективные силы быстрого развертывания. Действия, предпринятые Москвой для превращения этой аморфной организации в военно-политический блок, вписывались в логику политики Кремля на постсоветском пространстве, основная цель состояла в укреплении там российского влияния. В то же время организация несравнима по мощи с НАТО. Потенциальная активность ОДКБ была направлена на обеспечение безопасности южных рубежей СНГ, где нестабильность усилилась вследствие роста числа и масштаба конфликтов на Ближнем Востоке и в Азии в целом.

В 2007 г. на Мюнхенской конференции по безопасности российский президент Владимир Владимирович Путин подверг жесткой критике поли-

тику Запада но утверждению модели однополярного мира, предупредив о рисках невнимания к базовым принципам международного права и чрезмерной опоры на силовые методы. По сути, Москва потребовала создания нового механизма глобальной безопасности и оставила за собой "свободу рук" в случае отказа западных партнеров от согласования интересов.

Россия - страна с более чем тысячелетней историей, и практически всегда она пользовалась привилегией проводить независимую внешнюю политику. Мы не собираемся изменять этой традиции и сегодня.

Из выступления президента РФ Владимира Путина в Мюнхене

Серьезные политические изменения в Западном полушарии стали еще одним фактором ослабления роли США как единственной сверхдержавы. Президент Венесуэлы У. Чавес начал с 1999 г. выстраивать политику своей страны на основе антиамериканских и левопопулистских проектов и наладил тесное сотрудничество с социалистической Кубой. Антиимпериалистическая риторика встречала благожелательный отклик со стороны жителей ряда других латиноамериканских государств, недовольных социально- экономическим кризисом вследствие проведенных с подачи Вашингтона неолиберальных реформ. Континент начал стремительно уходить из сферы влияния США. Чавес анонсировал планы строительства "боливарианского социализма" и основания V Интернационала на базе антиимпериалистических принципов.

"Левый поворот" в Латинской Америке оживил интеграционные проекты, некоторые из которых обладали ярко выраженной антиамериканской направленностью. Многие латиноамериканские страны демонстрировали самостоятельный подход к ключевым вопросам международных отношений. Расширились контакты латиноамериканских государств со странами из другого полушария, причем речь шла не только о торгово-экономических отношениях, по и о поиске новых политических и военно-политических партнеров.

Созданный в начале 2000-х гг. Южноамериканский союз наций (Уна-сур) начал успешно выступать в деле урегулирования конфликтов в регионе. Он сумел снизить напряженность в Боливии и Эквадоре, вызванные попытками государственного переворота (в 2008 и 2010 гг.), во время пограничного конфликта между Колумбией и Эквадором (в 2008 г.), дипломатического столкновения Венесуэлы и Колумбии (в 2010 г.). Начиная с 2013 г., группировка пытается добиться примирения между властями и оппозицией в ходе внутреннего конфликта в Венесуэле, могущего дестабилизировать регион. Фактически группировка взяла па себя часть функций ОАГ в межамериканской системе.

Одним из коллективных новых центров силы стал БРИКС объединение Бразилии, России, Индии и Китая (позднее дополнившееся ЮАР). Изначально аббревиатура БРИК была сформулирована аналитиками компании Goldman Sachs, отметивших тенденцию опережающего (по сравнению с Западом) роста рынков этих государств. Через несколько лет четыре страны действительно попытались создать форум для неформальной выработки совместных позиций по ряду вопросов. Затем началась постепенная формализация диалога и превращение БРИКС в актора мировой политики. Участники БРИКС во многом отличаются друг от друга по политическому, экономическому устройству, по традициям. В то же время их объединили желание создать альтернативу доминированию США (и обобщенно - Запада) в международных отношениях, общий взгляд на недопустимость вмешательства мирового сообщества во внутренние дела суверенных государств. Все члены БРИКС являются, по сути, региональными центрами, желающими стать ключевыми полюсами в многополярном мире. Во многом благодаря их позиции была сорвана попытка Запада устроить масштабную обструкцию России (в связи с украинским кризисом).

В мире выделяется относительно стабильный политически и развитый экономически Запад (это условное название объединяет страны Европы, США, Канаду, Японию, Австралию и Новую Зеландию), тогда как значительное большинство государств по-прежнему сталкиваются с проблемами бедности, военных конфликтов, политической нестабильности и находятся в поисках адекватного пути развития. Сохраняется серьезное взаимное недоверие, усугубившееся односторонними действиями западной коалиции на протяжении значительной части 1990-х - начала 2000-х гг. ООН оказывается не в состоянии занять ключевое место в новом многополярном мире ввиду существенных разногласий между постоянными членами СБ ООН.

Страны, превратившиеся в новые центры силы, воспользовавшись мировым финансовым кризисом 2008-2011 гг., ослабившим Евросоюз и США, пытаются повлиять и на расклад сил в мировой экономике. Страны БРИКС учредили летом 2014 г. совместный банк с уставным капиталом в 200 млрд долл., что стало первым шагом к выстраиванию альтернативы Международному валютному фонду, считающемуся подконтрольным Западу институтом. В 2014 г. состоялся совместный саммит БРИКС и УНАСУР, на котором было предложено взаимодействие Банка развития БРИКС и основанного ранее Банка Юга.

В то же время экономические позиции новых центров силы небезупречны. Многие из них сталкиваются с серьезной девальвацией национальных валют как следствие оттока иностранных инвестиций, серьезно отстают от традиционных центров силы в научной сфере и области развития технологий. Нередко они вовлечены в региональные военно-политические конфликты, мешающие им довести до конца модернизацию и превратиться в реальных конкурентов стран Запада.

В то же время наблюдается вынужденное сближение стран Запада и развивающихся государств с целью повысить управляемость мировой экономики. Отражением этой тенденции является деятельность "Большой двадцатки", сформированной как объединение министров финансов и управляющих центробанками 20 крупнейших экономик мира (Австралия, Аргентина, Бразилия, Великобритания, ФРГ, Индия, Индонезия, Италия, Канада, КНР, Мексика, Россия, Саудовская Аравия, США, Турция, Франция, ЮАР, Южная Корея, Япония и Евросоюз). На страны группировки приходится более 80% мирового ВВП, мировой торговли; в них проживает две трети населения планеты. Официально группа была сформирована осенью 1999 г. для обсуждения на высшем уровне вопросов, связанных с обеспечением международной финансовой стабильности и поиска решений, которые нс могут быть найдены отдельно взятой страной или организацией. Она не располагает юридическими возможностями разработки обязательных к применению правил и ее легитимность в целом многими ставится под вопрос. Однако участие в группе даст возможность странам-членам серьезно влиять на мировую политику.

В 2000 г. очередное обострение ситуации произошло на Ближнем Востоке. Правительство Эхуда Барака пошло на вывод с оккупированных территорий части поселений и ликвидацию "зону безопасности" в Южном Ливане, сделав шаг навстречу Сирии, стоявшей за ливанской шиитской военизированной группировкой "Хизбалла". Расчет на мирное израильско-сирийское урегулирование не оправдался, а конфликт в отношениях с ПНА вспыхнул с новой силой после провокационного похода лидера израильской оппозиции Ариэля Шарона па Храмовую гору в Иерусалиме. Столкновения между палестинцами и израильской армией стремительно переросли к 2001 г. в новую интифаду - кампанию постоянного гражданского неповиновения, регулярно срывавшуюся на массовое применение насилия. Барак стремительно терял популярность среди израильтян. После возвращения правых к власти кабинет Шарона прервал переговоры с Арафатом, что вынудило последнего пойти на назначение во главу автономии своего умеренного соратника М. Аббаса.

В результате трехсторонних переговоров в Иордании А. Шарон, М. Аббас и президент США Дж. Буш-мл. согласовали в мае 2003 г. так называемую "Дорожную карту" (план пошагового урегулирования ситуации с конкретными сроками реализации того или иного шага), предусматривавшую важнейшую уступку со стороны израильтян. Они допустили создание независимой Палестины с единой территорией и признали факт оккупации арабских земель в 1967 г. Израильские власти также обязались продолжить политику по сносу еврейских поселений на землях, отходящих ПНА. Компромисс был взаимным: М. Аббас, по сути, отказался от требования превращения Иерусалима в столицу будущей Палестины. Переговоры стали свидетельством постепенного роста влияния других (помимо США) государств: помощь в организации диалога оказывала группа международных посредников, состоявшая из представителей США, Европейского Союза, ООН и России - так называемый "квартет". Свое благожелательное отношение к плану высказали Иордания и Египет, влиятельные в арабском мире и уже обладавшие мирными договорами с Израилем.

"Дорожная карта" оказалась невыполнимой по причине отсутствия единства в ООП и израильском обществе. Шарон заявил о готовности пойти на "одностороннее размежевание": израильтяне ликвидировали часть своих поселений и вывели армейские части из ряда районов ПНА, отгородившись четырехсоткилометровой стеной (внутри стены остался ряд земель, которые палестинцы считают своими). В 2004 г. ООП проиграла выборы в парламент автономии исламистам из "Хамаса". После серии ракетных обстрелов израильской территории боевиками армия приступила к проведению военной операции в зоне влияния "Хамас" - секторе Газа. Одновременно израильтяне вошли в Ливан и начали оттеснять исламистов от границы, но до конца с "Хизбаллой" не справились. Страны ЕС и США резко сократили объем финансовой помощи ПНА, желая принудить ООП и "Хамас" к совместной реализации "Дорожной карты". Однако социально-экономический кризис в автономии привел к прямому военному столкновению двух организаций, в ходе которого ПНА оказалась разделена на сектор Газа (его контролировали хамасовцы) и Западный берег (зона влияния ООП). "Хамас" не раз предпринимал обстрелы еврейских поселений, что вызвало новую военную операцию израильтян в секторе в 2009 г.

Ближневосточная программа президента США Б. Обамы, избранного в 2008 г., предполагает возвращение Израиля к линии границ 1967 г. Предложенный американским госсекретарем Дж. Керри план предусматривал возможность десятилетнего размещения иностранного военного контингента на палестинских территориях для гарантии безопасности Израиля, а также взаимный обмен территориями. Израильтяне, однако, потребовали демилитаризации возможной новой страны, признания Израиля "еврейским государством" (то есть его религиозно-этнического отличия от соседей), а также фиксации статуса Иерусалима в качестве неделимой израильской столицы. План так и не удалось реализовать, что стало новым кризисом ближневосточной политики США. В Израиле резко возросло недовольство нажимом со стороны Вашингтона, а в глазах арабов США начали терять имидж успешных миротворцев.

Стагнация мирного процесса была также вызвана переключением внимания США и мирового сообщества в целом на Сирию и Ирак, где развернулась полномасштабная гражданская война. Палестинский вопрос перестал быть самой серьезной проблемой региона из-за возникновения еще более сложных конфликтов. Очередной виток насилия в израильско-палестинских отношениях развернулся в ходе новой войсковой операции Израиля в Газе в ответ на ракетные обстрелы израильской территории в 2013- 2014 гг. Ряд стран мира осудили непропорциональное использование силы. Постепенно палестинцам удастся обретать частичное признание. В 2011 г. ПНА получила полноправное членство в ЮНЕСКО, а в 2012 г. Палестине был предоставлен статус государства-наблюдателя ООН. На протяжении 2014 г. парламенты некоторых стран проголосовали за признание Палестины в качестве полноценного государства.

События на Ближнем Востоке происходят на фоне роста угрозы международного терроризма. 11 сентября 2001 г. США подверглись массированной нападению на собственной территории - террористы, используя гражданские самолеты, протаранили здания Всемирного торгового центра в Нью-Йорке и Пентагон в Вашингтоне; погибло несколько тысяч человек. В ходе расследования ЦРУ пришло к выводу о том, что за спиной террористов стоял Усама бен Ладен. После отказа талибов выдать его президент Дж. Буш-мл. инициировал создание международной аититеррористической коалиции для свержения афганского режима. Американцы получили неожиданную для них поддержку главы РФ В. В. Путина, ставшего первым иностранным лидером, позвонившим президенту США с выражением безоговорочного осуждения теракта. Москва снабдила США разведданными и предоставила воздушный коридор на время проведения боевой операции.

В ходе военной операции США и Великобритании, поддержанных на суше Северным альянсом, к началу 2002 г. талибы были вытеснены из большинства районов страны. Новым главой Афганистана стал прозападный политик, экс-эмигрант Хамид Карзай. Его власть была весьма ограниченной и он был вынужден делить ее с влиятельными полевыми командирами. Американцам не удалось захватить бен Ладена, несмотря на тщательные поиски, и лишь годы спустя они ликвидировали его в Пакистане.

События 11 сентября спровоцировали начало своеобразного крестового похода США против "мирового зла". В принятой в 2002 г. Стратегии национальной безопасности США, Вашингтон провозгласил намерение "выявлять и уничтожать опасность еще до того, как она достигнет наших границ". В то же время акции возмездия против международных террористов не устраняют необходимость найти решение глобальных проблем бедности, тупиковости экономического развития многих стран, этнических и религиозных конфликтов, которые подпитывают радикальные настроения в "третьем мире".

Логическим продолжением свержения талибов в Афганистане и борьбы против "Аль Кайды" стала военная операция США и присоединившихся к ним стран "Свобода Ирака" против правительства С. Хусейна 20 марта - 1 мая 2003 г. Формальным предлогом к ее началу стали полученная ЦРУ информация о наличии у иракского правительства оружия массового поражения (позднее она официально была признана недостоверной) и обвинения в адрес Хусейна о связях с международными террористами. США и Великобритания создали военную группировку в четверть миллиона человек (в основном американцы и британцы, хотя формально своих военных направили 32 страны). Иракский президент бежал, но позже был арестован и казнен по приговору суда, созданного новыми властями страны.

Действия США и их союзников - в отличие от прежних операций против С. Хусейна - не встретили однозначного одобрения в мире. Россия назвала их большой политической ошибкой и нарушением Устава ООП. Аналогичные возражения высказали Германия и Франция. Серьезную озабоченность многих государств и правозащитных организаций вызывало огромное число жертв среди гражданского населения (до 1 млн чел.), вызванных как самой операций, так и начавшейся после этого "ползучей" гражданской войной. По окончании боевых действий США сохранили на территории Ирака более 140 тыс. своих военнослужащих, которые должны были обеспечить политическую стабильность нового правительства и построение в Ираке демократического режима. Вывод американской армии начался в 2009 г. При этом страна остается постоянным источником нестабильности, на ее территории действует ряд террористических групп. Курдские районы фактически самостоятельны.

Сложной оставалась ситуация на Балканах, где после краха власти президента СРЮ С. Милошевича произошла трансформация страны в Федерацию Сербии и Черногории. В мае 2006 г. Черногория провозгласила свою независимость. Сербии не удалось урегулировать взаимоотношения с албанским населением, не соглашавшимся с формулой, предложенной Белградом: "Меньше, чем независимость, но больше, чем автономия". В феврале 2008 г. косовские албанцы провозгласили независимость края при поддержке США и ряда стран ЕС. Два постоянных члена СБ ООН - Россия и Китай - отказались поддержать одностороннее провозглашение независимости. Москва также дала понять, что сецессия (отделение) Косово может стать прецедентом для рассмотрения других похожих территориальных споров в мире.

Летом 2001 г. боевики "Армии освобождения Косово" перебрались с территории края в Македонию и вступили в бой с местными силами правопорядка. В этом случае страны Запада не захотели поддерживать албанцев. В то же время они давили на власти страны, настаивая на расширении прав этнических меньшинств. Войска НАТО - по соглашению с македонским правительством - были введены в населенные албанцами регионы для разоружения боевиков, вслед за ними туда вернулась македонская полиция. Представительство албанцев в органах власти было расширено.

Непростыми являлись отношения КНДР с миром. Дипломатическое признание страны расширилось, а в 2000 г. она, наконец, заключила с Россией новый договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве (без обязательств военной помощи со стороны Москвы). В то же время руководитель КНДР Ким Чен Ир - по утверждениям США - тайно продолжал осуществлять ядерную программу. В июне 2002 г. американский президент Дж. Буш-мл. заявил о вхождении Северной Кореи в так называемую "ось зла" (группу государств, представлявших существенную угрозу международной безопасности ввиду разработки оружия массового поражения). Американцы остановили поставки топлива на северокорейские ТЭЦ и заморозили американо-южнокорейский проект по строительству в КНДР двух АЭС. В мае 2003 г. КНДР отказалась соблюдать соглашение о безъядерной зоне на полуострове. США всерьез заговорили о возможности нанесения удара по странам "оси зла", но эти планы были сорваны позицией России и КНР. Вместе с Южной Кореей они создали неофициальную группу с целью уговорить стороны начать переговоры. На мирном решении настаивала и Япония, опасавшаяся начала боевых действий поблизости от своих границ. В 2005 г. в Пекине двум корейским государствам, КНР, США, России и Японии удалось договориться об отказе КНДР от реализации ядер- ной программы. В 2007 г. Северная Корея законсервировала имеющиеся у нее ядерные объекты, согласившись на въезд представителей МАГАТЭ в страну. Впоследствии, однако, споры вокруг корейских военных программ вспыхивали неоднократно.

Драматизмом отличалось развитие конфликта на Южном Кавказе в первой декаде 2000-х гг. Отношения между Грузией и Россией продолжали обостряться ввиду недовольства грузинской стороны неофициальной поддержкой, оказывавшейся Москвой сепаратистам в Абхазии. Россия, в свою очередь, обвиняла Грузию в неспособности справиться с чеченскими боевиками, организовавшими в Панкисском ущелье (на грузинской территории) свою базу. Тбилиси вновь поставил вопрос о выводе российских военных объектов.

В результате острого внутреннего кризиса в Грузии в 2003 г. произошла так называемая "революция роз", сделавшая главой государства лидера оппозиции М. Саакашвили, сторонника жесткой линии в отношении России и сближения с США. В то же время Москва позитивно воспринимала начавшийся процесс восстановления государственного единства Грузии, когда власти сумели взять под контроль полусамостоятельный регион Аджария и часть Кодорского ущелья в Абхазии. В мае 2005 г. Москва и Тбилиси договорились о выводе всех российских баз до конца 2008 г. Но уже в 2006 г. началось очередное резкое обострение отношений с обвинениями в шпионаже и введением эмбарго на поставки грузинских товаров в Россию. В августе 2008 г. грузинская армия нанесла удар по столице Южной Осетии - г. Цхинвал - и позициям югоосетинских ополченцев и российских миротворцев. В этот раз Москва отреагировала жестко: заявив о геноциде осетинского населения, направила в регион военнослужащих для проведения операции "по принуждению Грузии к миру" (полагая ее разновидностью гуманитарной интервенции). Армия захватила базу грузинских ВВС в городе Сенаки, блокировала с моря порт Поти, подошла близко к важному транспортному центру города Гори. Одновременно абхазские ополченцы взяли под контроль грузинскую часть Абхазии. В ходе конфликта несколько сот человек погибли, тысячи стали беженцами.

Августовские события 2008 г. продемонстрировали серьезный кризис в отношениях России и Запада, негативно оценившего действия Москвы. В то же время российские власти сумели сыграть на противоречиях и разных подходах стран Запада. Президент Франции Н. Саркози разработал план мирного урегулирования, но которому российские войска должны были покинуть территорию Грузии. Москва согласилась с этим требованием, но выяснилось, что Тбилиси подразумевает под этим и вывод российской армии из Южной Осетии. Часть стран Евросоюза пригрозила возможными санкциями. В этой ситуации российские власти заявили 26 августа о признании независимости Южной Осетии и Абхазии, сославшись на прецедент Косово. В сентябре так же поступили Никарагуа и Венесуэла, другие союзники России не признали отделение бывших грузинских автономий. В конечном итоге страны Запада, придя к выводу, что грузинская сторона первой начала военные действия, не стали вводить антироссийские санкции, но не отказались от поддержки территориальной целостности Грузии. Грузия разорвала дипломатические отношения с Россией и вышла из СНГ.

"Болевой точкой" мировой политики стали отношения между США и Россией, негативно относившейся к американской роли в организации "цветных революций" на постсоветском пространстве. Москва оказалась тем более разочарована, поскольку ранее сделала несколько шагов навстречу Вашингтону, отказавшись от военных баз во Вьетнаме и на Кубе и оказав серьезное содействие в организации антиталибской операции. В свою очередь, США оставались весьма обеспокоены сохранявшимися контактами Москвы с Ираном и КНДР, причисленными Вашингтоном к "оси зла". В 2007 г. разошлись мнения двух стран по поводу планов размещения элементов системы противоракетной обороны США в Польше и Чехии. Россия отвергала утверждения США о том, что система должна защитить мир от возможного запуска иранских и корейских ракет и считала, что американцы готовятся к войне с нашей страной. В 2007 г. Москва приостановила свое участие в ДОВСЕ, считая, что в сложившихся условиях он чрезмерно ограничивает ее право на оборону. Встал вопрос о возможности дальнейшего функционирования Совета Россия-НАТО.

Однако весной 2009 г., в разгар мирового экономического кризиса, две страны объявили о "перезагрузке" отношений и готовности впредь осуществлять взаимный учет интересов, декларировали намерение подписать новый договор о сокращении стратегических наступательных вооружений. Улучшение оказалось недолгим. В 2013 г. позиции России и США вновь резко разошлись по вопросу о войне в Сирии и ядерной программе КНДР. Москва, кроме того, подозревала Вашингтон в намерении добиться смены политического режима в России. Американское руководство остро отреагировало на предоставление Москвой политического убежища Эдварду Сноудену, ранее разоблачившему факты шпионажа со стороны американских спецслужб. Был отменен предстоявший визит Б. Обамы ввиду "отсутствия прогресса" по целому ряду вопросов. В марте 2014 г., в ходе украинского кризиса и отделения Крыма от континентальной Украины госсекретарь США Дж. Керри официально признал провал политики "перезагрузки". Отношения между Россией и США во многом стали напоминать времена "холодной войны". В конце 2015 - начале 2016 г., однако, при сохранении напряженности вокруг ситуации на Украине, страны Запада и Россия, похоже, находят общий язык в вопросе совместной борьбы против терроризма и по отдельным аспектам урегулирования ближневосточного кризиса.

Международные отношения В конце ХХ начале XXI В.

Пере­стройка, начавшаяся в СССР в 1985 г., очень скоро стала оказы­вать все более существенное влияние на развитие международных отношении. Обострение напряженности в отношениях между Во­стоком и Западом на рубеже 70 - 80-х гг. ХХ в. сменилось их нор­мализацией. В середине 80-х гг. ХХ в. глава Советского Союза М.С.Горбачев выдвинул идею нового политического мышления в международных отношениях. Он заявлял, что главной проблемой является проблема выживания человечества, решению которой должна быть подчинена вся внешнеполитическая деятельность. Ре­шающую роль сыграли встречи и переговоры на высшем уровне между М. С. Горбачевым и президентами США Р. Рейганом, а за­тем Дж. Бушем. Они привели к подписанию двусторонних дого­воров о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (1987 г.) и об ограничении и сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-l) в 1991 г.

Благоприятно сказал ось на нормализации международных от­ношений завершение вывода советских войск из Афганистана в 1989 г.

После распада СССР Россия продолжила политику поддержа­ния нормальных отношений с США и другими ведущими западны­ми государствами. Был заключен ряд важных договоров по дальней­шему разоружению и сотрудничеству (например, СНВ-2). Резко снизилась угроза новой войны с использованием оружия массо­вого поражения. Однако к концу 90-х п. хх в. осталась только одна сверхдержава - США, которая предъявляет претензии на особую роль в мире.

Серьезные перемены произошли на рубеже 80 - 90-х гг. ХХ в. В Европе. В 1991 г. были ликвидированы СЭВ и ОВД. В сентябре 1990 г. представителями ГДР, ФРГ, Великобритании, СССР, США и Франции был подписан договор по урегулированию германского вопроса и объединении Германии. СССР выводил из Германии свои войска и согласился на вхождение объединенного герман­ского государства в НАТО. В 1999 г. в НАТО вступили Польша, Венгрия и Чехия. В 2004 г. в НАТО вступили Болгария, Румыния, Словакия, Словения, Литва, Латвия и Эстония.

В начале 90-х гг. хх в. изменилась политическая карта Европы.

Возникла единая Германия. На шесть государств распалась Юго­славия, появились самостоятельные Чехия и Словакия. Распался СССР.

В условиях сокращения угрозы глобальной войны усилились локальные конфликты в Европе и на постсоветском простран­стве. Вспыхнули вооруженные конфликты между Арменией и Азербайджаном, в Приднестровье, Таджикистане, Грузии, на Северном Кавказе, в Югославии. Особенно кровопролитными оказались события в бывшей Югославии. Войны, массовые эт­нические чистки, потоки беженцев сопровождали процессы ста­новления самостоятельных государств в Хорватии, Боснии и Герцеговине, Сербии. НАТО активно вмешивался в дела этих государств на стороне антисербских сил. В Боснии. И Герцеговине, а затем в Косове (автономном крае в составе Сербии) они оказа­ли этим силам военную и дипломатическую поддержку. В 1999 г. НАТО во главе с США без санкции ООН совершил открытую агрессию против Югославии, начав бомбардировки этой страны. В результате, несмотря на военные победы, сербы в Боснии и Косово были вынуждены согласиться на урегулирование на ус­ловиях противника.

Международные отношения В конце ХХ начале XXI В. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Международные отношения В конце ХХ начале XXI В." 2015, 2017-2018.

  • - Часть V. КОРЕЯ В XXI ВЕКЕ

    Предлагаемый читателю раздел является во многом эксперимен­тальным. Со времени издания «Курса лекций по истории Кореи» про­шло уже более 5 лет. Кроме того, в Курсе специально не описывались события корейской истории после 2000 г. Несмотря на то, что в сравне­нии с... .


  • - Россия в конце XX – начале XXI века.

    СССР проводил единую политику, подкрепленную монолитной идеологией и защищал свои интересы на мировой арене. Планы его расчленения вынашивали и враги и союзники. Стремясь сохранить рычаги управления, Б.Н. Ельцин предложил национальным окраинам брать власти столько,... .


  • - В 70-е годы XX – начале XXI веков

    Цель:проследить эволюцию тоталитарно-бюрократического режима от сталинизма к хрущевской «оттепели», выявить причины «холодной войны» и её влияние на характер международных отношений в послевоенный период. Определить основные тенденции политического и... .


  • - Архивы и архивное дело в конце XX - начале XXI века.

    Реформы 1990-х годов в России не обошли стороной и архивы. Начало изменениям в архивном деле и структуре архивной сети положили августовские события 1991 года. Радикальные изменения в политической системе страны заставили новое руководство обратить внимание на архивы. 24... .


  • - Россия в начале XXI столетия

    Начавшиеся в 90-е годы XX в. либерально-демократические преобразования во всех сферах жизни общества интенсивно продолжаются в начале нового столетия. Предстоит решить ряд сложных проблем для стабилизации политической системы и экономики, для укрепления... .


  • - Раннее царство (XXXIII-XXIX вв. до н. э.)

    Объединение нижнеегипетского и верхнеегипетского царств было революционным по своему значению в истории Древнего Египта. В рамках одного государства были сосредоточены ресурсы всей долины и Дельты Нила, появились благоприятные условия для создания общеегипетской... .


  • - Работник, толкущий зерно. XXI-XX вв. до н.э.

    ский полуостров, к району медных рудников, или на юг, в Пунт, откуда привозили эбеновое дерево, слоновую кость, благовония, экзотических животных. Торговые связи с Нубией шли по Нилу, и чтобы облегчить плавание, при Сенусерте III, был проведен обводной канал, позволявший... .


  • - Положение туристической индустрии в начале XXI в.

    Начало XXI в. стало временем серьезных испытаний для международного туризма. На динамику международного туризма традиционно оказывает влияние социально-экономическая ситуация в ведущих странах туристских регионов мира. С начала в Южно-Азиатском, Ближневосточном и... .


  • - Победная стела Нарам-Суэна. XXIII в. до н. э.

    чужеземные страны было затруднительно, к тому же некоторые из них (например, Эбла) резко усилились, и Римуш ограничился лишь двумя походами на Элам. Во внутренней политике Римуш, как и Саргон, пытался заручиться поддержкой жречества, принося обильные дары храмам Ниппура,... .


  • Международные отношения - явление, в котором отражается историческая эпоха. В XIX в. они были не такими, как в XVIII в., а во второй половине XX в. не такими, как в его начале. Особенности международных отношений второй половины XX в. определялись целым рядом обстоятельств, в том числе расколом мира на две противостоявшие друг другу системы; созданием атомного и других видов оружия, способных мгновенно уничтожить все человечество; глобализацией международных конфликтов и др. Это вызывало, с одной стороны, повышенную напряженность в мире и, с другой стороны, стремление тысяч людей защитить себя от угрозы уничтожения. Большая часть рассматриваемого периода прошла под знаком двух тенденций: противоборства и (или) мирного сосуществования. С первой тенденцией были связаны «холодная война», гонка вооружений, создание сети военных баз, региональные конфликты и войны и др.; со второй - обоснование программ мирного сосуществования, борьба за разоружение, движение за мир, безопасность и сотрудничество народов. В отдельные десятилетия брала верх то одна, то другая из названных тенденций. Так, например, 1950-е годы стали временем наибольшего развертывания «холодной войны», а 1970-е годы - периодом разрядки международной напряженности. Что касается 1990-х гг., то они связаны с общим изменением геополитической ситуации в Европе и мире.

    О многих событиях международных отношений второй половины XX в. мы говорили в предыдущих параграфах. Вы уже знаете о начале «холодной войны», послевоенном урегулировании в Европе и германской проблеме, конфликтах и войнах в Юго-Восточной Азии, ближневосточ­ном и Карибском кризисах и др. На основе этих событий можно составить конкретное представление о том, кто и как осуществлял международную политику, почему возникали и чем завершались те или иные конфликты и т.д.

    Вместе с тем важно рассмотреть вопросы международных отношений данного периода в целом, так как это позволяет увидеть общую картину мировой политики этого периода - расстановку сил и характер отношений между отдельными государствами и группами стран; изменения международного климата от обострения к «потеплению» отношений и наоборот; деятельность международных организаций и движений и т. д.

    « » началась на исходе 40-х гг. XX в. Когда же она закончилась? Некоторые пытались говорить о завершении этого состояния в международных отношениях в 70-е гг., когда наступила полоса разрядки международной напряженности. Но последовали афганские события, приход к власти неоконсерваторов с их жесткими внешнеполитическими позициями, начался новый виток гонки вооружений. Про­тивостояние продолжилось. Другим рубежом называли середину 80-х гг., когда советским руководством были обоснованы принципы нового мышления в международных отношениях. Третий рубеж - начало 90-х гг., когда распался СССР и «восточный блок», а с ними и одна из составляющих биполярного мира. Но и после этого в международных отношениях продолжают сохраняться некоторые явления, характерные для периода «холодной войны». Рассмотрим основные этапы «холодной войны».

    Решающим десятилетием в развертывании «холодной войны» стали 50-е годы, когда и в США, и в СССР было создано атомное и термоядерное оружие, а позже - межконтинентальные баллистические ракеты, которые могли доставить его к цели. Между двумя лидерами развернулась гонка вооружений. Наращивание военной мощи со­провождалось созданием в противостоявших друг другу странах определенного общественного настроения. Это было ощущение постоянной внешней угрозы, запугивание силой противника. В СССР в послевоенные годы утвердилась концепция двух лагерей, враждебного окружения. В США доктрина президента Трумэна строилась на исходном тезисе о «коммунистической опасности». Один из идеологов «холодной войны» Дж. Даллес, бывший тогда государственным секретарем США, говорил: «Чтобы заставить страну нести бремя, с которым связано содержание мощных вооруженных сил, необходимо создать эмоциональную атмосферу, родственную психологической обстановке военного времени. Надо создать представление об угрозе извне».

    Стремление укрепить свои позиции на мировой арене привело к созданию сети военно-политических блоков в разных регионах. Первенство в этом принадлежало США.

    Противостояние, начавшееся в Европе, развернулось в более широких масштабах и жестких формах в других регионах мира, в первую очередь там, где народы, освободившиеся от колониальной и полуколониальной зависимости, становились на путь самостоятельного развития. Это были государства Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока.

    Начавшийся в 1948 г. ближневосточный конфликт также привлек внимание великих держав. СССР выступил в поддержку арабских стран. США встали на сторону Израиля. В 1956 г. произошел Суэцкий кризис. Поводом для него стала национализация Суэцкого канала правительством Египта. В ответ на это войска Израиля, Великобритании и Франции вторглись в Египет. СССР заявил о готовности оказать помощь Египту. Страны-агрессоры вынуждены были вывести свои войска.

    1949 г. - создан блок НАТО.

    1951 г. - образован блок АНЗЮС (Австралия, Новая Зеландия, США).

    1954 г. - создан блок СЕАТО (США, Великобритания, Франция, Австралия, Новая Зеландия, Пакистан, Таиланд, Филиппины).

    1955 г. - заключен Багдадский пакт (Великобрита­ния, Турция, Ирак, Пакистан, Иран). После выхода Ирака организация получила название СЕНТО.

    1955 г. - образована Организация Варшавского договора.

    СОБЫТИЯ В ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ

    1946-1954 гг. - война вьетнамского народа против французских колонизаторов.

    1950-1953 гг. - корейская война.

    1964-1973 гг. - участие США во вьетнамской войне.

    За мир и безопасность

    Люди, относившиеся к поколениям, прошедшим через войну, не хотели ее повторения. По мере того как разворачивалась гонка вооружений, вспыхивали военные конфликты в разных частях света, усиливалось стремление защитить мир. В 1949 г. в Париже и Праге состоялся Всемирный конгресс сторонников мира. Большинство организаторов этого движения были людьми левых убеждений, коммунистами. В обстановке международного противостояния это вызывало настороженное отношение к ним в странах Запада. Базой движения стали государства социалистического блока.

    В 1955 г. в Бандунге (Индонезия) состоялась конференция 29 стран Азии и Африки, принявшая Декларацию содействия всеобщему миру и сотрудничеству.

    В Бандунгской декларации были предложены следую­щие принципы, по которым должны строиться международные отношения в современном мире:

    1) Уважение основных прав человека, а также целей и принципов Устава ООН.

    2) Уважение территориальной целостности всех стран.

    3) Признание равенства всех рас и равенства всех на­ций, больших и малых.

    4) Воздержание от интервенции и вмешательства во внутренние дела другой страны.

    5) Уважение права каждой страны на индивидуальную или коллективную оборону в соответствии с Уставом ООН.

    6) а) Воздержание от использования договоренности о коллективной обороне в частных интересах какой-либо из великих держав;

    б) воздержание любой страны от оказания нажима на другие страны.

    7) Воздержание от актов или угроз агрессии или применения силы против территориальной целостности или политической независимости другой страны.

    8) Урегулирование всех международных споров мирными средствами, такими, как переговоры, примирение, арбитраж, или в судебном порядке, так же как другими мирными средствами по выбору стран в соответствии с Уставом ООН.

    9) Содействие взаимным интересам и сотрудничеству.
    10) Уважение справедливости и международных обязательств.

    В 1961 г. освободившиеся страны основали Движение неприсоединения, в которое включилось около 100 государств.

    В 70-е гг. XX в. антивоенная деятельность получила новое развитие в Европе в рамках движения «зеленых». Первоначально это было движение «гражданских инициатив» в защиту окружающей среды. Защищая природу и человека от угрозы уничтожения, «зеленые» включились в антиядерное движение, развернули акции протеста против гонки вооружений, конфликтов и войн.

    Проблемы разоружения

    В 1959 г. СССР выступил с программой поэтапного всеобщего и полного разоружения. Важность вопроса о разоружении была признана в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН. Был создан Международный комитет по разоружению. Однако практическое решение поставленных вопросов оказалось делом сложным. Одним из достижений на этом пути стало подписание 5 августа 1963 г. в Москве Советским Союзом, США и Великобританией Договора о прекращении испытаний ядерного оружия в трех средах - атмосфере, космическом пространстве и под водой. Позже к договору присоединились свыше 100 государств. В 1972 г. началось подписание Международной конвенции о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) оружия и токсинов и об их уничтожении.

    Поворот к разрядке международной напряженности

    Разрядка международной напряженности началась там же, где эта напряженность возникла, - в Европе. Ее отправным пунктом стало урегулирование отношений вокруг Германии. Следующим важным шагом явились советско-американские переговоры на высшем уровне, состоявшиеся в 1972-1974 гг. На них был принят документ об основах взаимоотношений между СССР и США. Два государства заключили также Договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) и Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1). Договоренности по столь важным вопросам, как германская проблема и советско-американские отношения, стали предпосылками для развития общеевропейского сотрудничества. Для того чтобы прийти к названным соглашени­ям, каждой из сторон потребовалось приложить серьезные усилия, преодолеть политические и психологические барьеры. Это придавало особый вес достигнутому.

    Г. Киссинджер, государственный секретарь США в 1973-1977 гг., написал в своих воспоминаниях: «Важно напомнить, чем была и чем не была разрядка. Ричард Никсон пришел к власти с честно заслуженной репутацией антикоммуниста… Никсон никогда не доверял Советскому Союзу, он твердо верил в проведение переговоров с позиций силы. Коротко говоря, он был классическим воителем «холодной войны». Тем не менее после четырех бурных лет у власти именно он, так не похожий на миролюбца в расхожем представлении интеллектуалов, как ни парадоксально, впервые за 25 лет вел переговоры с СССР по такому широкому кругу вопросов, касавшихся отношений между Западом и Востоком… Парадокс, однако, не по существу, а внешне. Мы не считали ослабление напряжения уступкой СССР. У нас для этого были свои причины. Мы не отказывались от идеологической борьбы, а, как это ни было трудно, соразмеряли ее с национальными интересами». (Как вы полагаете, что побудило Р. Никсона к переговорам с СССР?)

    30 июля - 1 августа 1975 г. в Хельсинки состоялось Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). Заключительный акт совещания, подписанный руководителями 33 европейских государств, США и Канады, содержал положения о принципах взаимоотношений, содержании и формах сотрудничества между участниками СБСЕ. Так было положено начало Хельсинкскому процессу, встречи руководителей государств - участников СБСЕ стали проводиться регулярно.

    10 принципов межгосударственных отношений, принятых в Заключительном акте СБСЕ (Хельсинки, 1975):

    суверенное равенство и уважение прав, присущих суверенитету, включая право свободно выбирать и развивать свои политические, экономические и культурные системы; неприменение силы или угрозы силой; нерушимость границ; территориальная целостность государств; мирное урегулирование споров; невмешательство во внутренние дела; уважение прав человека и основных свобод; равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой; сотрудничество между государствами; добросовестное выполнение обязательств по международному праву.

    К концу 70-х гг. снизилась напряженность в Азии. Установился мир во Вьетнаме. Распались военно-политические блоки СЕАТО и СЕНТО.

    Перемены 80-90-х гг

    На рубеже 70-х и 80-х гг. международная обстановка обострилась. В ответ на замену Советским Союзом ядерных ракет средней дальности более совершенными США и НАТО приняли решение разместить на территории ряда западноевропейских государств американские ядерные ракеты, нацеленные на СССР и его союзников по ОВД. Резко отрицательную реакцию во многих странах вызвал ввод советских войск в Афганистан. Пришедшие к власти в странах Запада консервативные лидеры были сторонниками ужесточения отношений с «восточным блоком». В 1983 г. президент США Р. Рейган выступил со «стратегической оборонной инициативой» (СОИ), которая предусматривала развертывание мощной противоракетной обороны США с элементами космического базирования. СОИ не без основания назвали програм­мой «космических войн». В эти годы значительно возросло военное присутствие США во многих регионах мира. Объектами американского вмешательства стали государства Ближнего Востока и Центральной Америки.

    Перемена в международном климате началась с середины 80-х гг. после прихода к руководству в СССР М. С. Горбачева, который предложил концепцию нового политического мышления в международных отношениях. Принципиальная позиция новой концепции состояла в том, что глобальной проблемой в современном мире является проблема выживания человечества, это и должно определять характер международных отношений. Советский руководитель сумел установить контакты с ведущими лидерами западного мира. Поворотную роль в советско-американских отношениях сыграли встречи и переговоры на высшем уровне (М. С. Горбачев, Р. Рейган, Дж. Буш-старший), проведенные в 1985-1991 гг. Они завершились подписанием двусторонних договоров о ликвидации ракет средней и малой дальности (1987) и об ограничении и сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1).

    Значительный круг международных проблем возник в Европе в результате событий конца 80-х - начала 90-х гг. В центре внимания вновь оказался германский вопрос. На этот раз это было связано с объединением двух германских государств.

    Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии был подписан 12 сентября 1990 г. в Москве представителями двух германских государств, а также Великобритании, СССР, США и Франции. СССР вывел из Германии свои войска и согласился на вхождение объединенного германского государства в НАТО.

    Провозглашение новых восточноевропейских государств сопровождалось обострением национальных противоречий, а в ряде случаев - возникновением межгосударственных конфликтов. Мирное урегулирование на Балканах стало одной из главных задач международной дипломатии в 90-е гг. Эта и многие другие международные проблемы XX в. перешли в XXI столетие.

    Рекомендуем почитать

    Наверх