Марфо-мариинская обитель - отечественные традиции милосердия. Ставропигиальный женский монастырь — Марфо-Мариинская обитель милосердия

Биология 08.02.2024
Биология

January 27th, 2016

Гуляя по , не зайти в обитель просто невозможно. Это такое удивительно теплое, душевное место. И люди там чудесные обитают!

Марфо-Мариинская Обитель любви и милосердия основана Великой княгиней Елизаветой Феодоровной в 1909 году. После трагической гибели мужа (он был убит террористом-эсером Иваном Каляевым), московского генерал-губернатора Великого князя Сергея Александровича Романова, она удалилась от светской жизни и решила всецело посвятить себя служению Богу и ближним.

Прообраз деятельности будущей Обители Великая княгиня увидела в служении двух евангельских сестер, труженицы Марфы и молитвенницы Марии.

На деньги от продажи личного имущества и драгоценностей Елизавета Феодоровна приобрела усадьбу с садом на Большой Ордынке. В двухэтажном доме с выходом на улицу обустроили больницу, здесь же соорудили домовую церковь во имя святых праведных Марфы и Марии. Строительство второго храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы, ставшего достопримечательностью Москвы, закончилось в 1912 г.

Территория обители - уголок мира и спокойствия. Здесь разбит потрясающий сад, за которым неустанно ухаживают трудолюбивые руки насельниц и помощниц. Чем-то он напоминает сад , но, пожалуй, более легкий и неформальный.

В большом двухэтажном доме, выходящем на улицу, была устроена больница с палатами и операционной, в мезонине располагались комнаты сестер. Просторное помещение с большими окнами, которое до этого было зимним садом, преобразовали по проекту архитектора Л.В. Стеженского в больничный храм, освященный во имя Марфы и Марии - именно они стали небесными покровительницами новой обители.

Расположение церкви было выбрано таким образом, чтобы больные из своих палат могли видеть и слышать богослужение. В здании слева от больницы был устроен дом настоятельницы с моленной, а справа расположились амбулатория и аптека, в которой лекарства неимущим отпускались бесплатно. Наконец, в четвертом доме, находящемся во дворе, была отведена квартира для священника, исполнявшего обязанности духовника обители, а под нею, в нижних этажах, помещались школа и библиотека для воспитанниц приюта при обители. Со временем здесь же появилась воскресная школа для девушек и женщин, работающих на фабриках, безграмотных и полуграмотных. В 1911 году, когда число сестер увеличилось, архитектор Д.М. Челищев выстроил в стиле неоклассицизма трехэтажное здание для общежития, где также разместилась рукодельная.

Центром Марфо-Мариинской обители стал Покровский собор, строившийся в 1908-1912 годах по проекту знаменитого архитектора А.В. Щусева. Это уникальный образец неорусского стиля в храмовом зодчестве или «русского церковного модерна». Собор ориентируется на новгородские и псковские церкви XII-XIV веков, его стены совершенно белые, длинные и узкие окна закрыты решетками с растительными мотивами.

Обитель явила собой учреждение совершенно особого рода: и не монастырь, и не обычная община сестер милосердия. В сестры принимались вдовы и девицы православного вероисповедания от 21 до 40 лет. Сестры, жившие в Обители, приносили обеты целомудрия, нестяжания и послушания, однако, в отличие от монахинь, по истечении определенного срока могли уйти из Обители и создать семью.

В 1911 году в Обители действовали больница для бедных женщин и детей, дом для бедных чахоточных женщин, бесплатная амбулатория с выдачей лекарств, трудовой приют для девочек, воскресная школа для взрослых женщин, бесплатные библиотека, столовая и странноприимница. Все эти учреждения обслуживались сестрами.

Большое место в деятельности Обители отводилось организации квалифицированной медицинской помощи. Здесь вели прием известнейшие в Москве врачи. Под их руководством все сестры проходили специальное обучение. Больница в Марфо-Мариинской Обители считалась лучшей в Москве.

Авторитет Марфо-Мариинской Обители милосердия был непререкаемым, и даже события 1917 года поначалу никак не повлияли на ее деятельность. Но в Светлый вторник 1918 года за Матушкой прибыл отряд латышских стрелков. 18 июля Великая княгиня Елизавета Феодоровна и ее келейница инокиня Варвара (Яковлева) были живыми сброшены в шахту вблизи г. Алапаевска... Через несколько дней войска белогвардейцев заняли Алапаевск. Тело Елизаветы Федоровны было перевезено сначала в Пекин, а затем в Иерусалим, где и положено в крипте Храма святой Марии Магдалины в русской Гефсиманской обители.

Марфо-Мариинская Обитель просуществовала до 1926 г. Позднее здесь располагались кинотеатр, поликлиника, реставрационные мастерские, лаборатории…

В 1928 г. прекратились службы в Покровском храме — в нем открыли городской кинотеатр, далее — дом санитарного просвещения. В алтаре собора установили статую Иосифа Сталина.

Возрождение обители началось в 1990 году с открытия памятника великой княгине Елизавете Федоровне работы В.М. Клыкова во дворе обители. Полная передача всего комплекса новой общине происходила достаточно долго, богослужения были возобновлены не сразу (в храме святых Марфы и Марии в 1992 году, а в Покровском соборе - в 2008 году).

Сегодня Марфо-Мариинская Обитель является ставропигиальным женским монастырем, при этом в Обители и по настоящее время патриаршим благословением сохраняется особый уклад жизни, восходящий к основательнице Обители Великой Княгине Елисавете Феодоровне и через сохранение этого уклада продолжается дело милосердия святой преподобномученицы.

Когда мы с Кирой стояли и восхищенно врутили головами, любуясь ухоженной территорией обители, мимо проходила насельница-монашка. Мы поделились с ней впечатлением от увиденного. На что она улыбнулась и посоветовала обязательно прогуляться по саду. И дойти до розария, в котором растут необычайно ароматные розы. Так мы и поступили.

С запада находятся две звонницы с широкими арочными проемами, каждая из которых увенчана вытянутой главой. Также на западном фасаде расположена мозаичная икона Спаса Нерукотворного, выполненная М.В. Нестеровым. Он же расписал основную часть храма изнутри, создав несколько композиций, самая значительная из которых - «Путь ко Христу». Наконец, еще одним знаменитым создателем собора был П.Д. Корин, кисти которого принадлежат росписи в подземной церкви во имя Бесплотных сил и Всех Святых - предполагалось, что здесь будет усыпальница для сестер обители и для самой основательницы.

Как я поняла, первоначально главки были темно-синими.

Красотка наша. Руки в боки:)

Фасады собора украшены только рельефными клеймами, выполненными по проекту С.Т. Конёнкова: они изображают Распятие и Небесный Иерусалим.

Настоящий ботанический сад!

В настоящее время в Марфо-Мариинской Обители милосердия осуществляется ряд социальных проектов, направленных на улучшение качества жизни тех, кто больше всего в этом нуждается: детей-инвалидов, детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также больных, одиноких немощных престарелых и других людей, оказавшихся в тяжелых жизненных обстоятельствах. Это медицинский центр "Милосердие", группа дневного пребывания для детей-инвалидов, летняя дача для детей-инвалидов, детская паллиативная служба, группа круглосуточного пребывания детского паллиативного отделения, выездная служба поддержки пациентов с боковым амиотрофическим склерозом (БАС), Елизаветинский детский дом, центр семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, служба помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию и служба добровольцев.

В саду всё по возможности адаптируется для удобства подопечных обители. Например, в беседку ведет пандус для колясок.

А вот и те самые ароматные розы. Не зря шли! Пахнут божественно! Сладким лимонадом, духами и свежестью одновременно!

Кирюша быстро нашла себе приятелей и подружек. И они затеяли игры, беготню, пряталки... Только я и видела дочь. То там за кустом желтый бант мелькнет, то тут с дорожки визги донесутся:)

Если не ошибаюсь, такого рода форма деревьев называется "на штамбе". В данном случае имеем такую лиственницу.

Конец сентября. Буйное цветение роз.

Белое - наверное, какой-то сорт гортензии.

Это сооружение названо "Голгофой". А за ней можно видеть фрагмент небольшой часовни.

Дело было уже вечером, в храм мы не пошли. Но обязательно зайдем в следующий раз.

Москва, улица Большая Ордынка, дом 34.
Станции метро "Третьяковская", "Полянка", "Новокузнецкая".

Юго-восточные ворота


Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Архитектурные стили: Модерн, Неорусский стиль
Год постройки: Между 1908 и 1912.
Архитектор: А.В.Щусев
Престолы: Покрова Пресвятой Богородицы
Марфо-Мариинская обитель сестер милосердия основана в 1908 г. Ея Императорским Высочеством Великой Княгиней Елизаветоф Феодоровной.Покровский храм построен в 1908-1912 гг. академиком А.В.Щусевым и предназначался для праздничных богослужений. Архитектура храма и его убранство выполнены в древне-русском стиле.


Роспись произведена академиком живописи М.В. Нестеровым и учеником академика П.Д.Кориным. В сентябре 1917 г. освящена храм-усыпальница во имя Бесплотных сил и всех святых, расположенная внизу собора Покрова. В 1926 г. храм был закрыт, располагались мастерские по реставрации имени Грабаря.

Под Покровским собором располагается третий храм во имя Сил Небесных и Всех Святых. Лестничный спуск, ведущий в подземную усыпальницу, расписывал Павел Корин, который назвал свое творение «Путь праведников ко Господу». Работы в подземной церкви завершились только в 1914 г. Храм освятили 26 августа 1917 года.


Обитель сестёр милосердия основана Св. вел. кн. Елисаветой Феодоровной в 1907. Покровская церковь заложена 22 мая 1908. Одноглавый каменный храм с двумя угловыми звонницами над западной частью выстроен по проекту арх. А. В. Щусева по образцам псковского и новгородского церковного зодчества, освящен 8 апр. 1912. Росписи выполнены М. В. Нестеровым и П. Д. Кориным. Внизу придел Бесплотных Сил и Всех Святых (1917). Храм закрыт к 1926. Территория формально возвращена РПЦ в 1992, реально же обитель возобновлена в 1995. Богослужения проходили в Мироносицкой церкви. Покровский храм, до недавнего времени занятый реставрационными мастерскими, отремонтирован и 16 сент. 2008 освящён в статусе собора Патриархом Алексием II.


Часовня в Марфо-Мариинской обители сестер милосердия (вторая, при воротах)


Небольшая каменная часовня с иконостасом при воротах с Большой Ордынки. Сохранилась, но лишена главы. Использовалась в хозяйственных целях, в настоящее время реставрируется.

Памятник Великой Княгине Елизавете Федоровне (1990 г.)

Памятник на территории монастыря был установлен памятник великой княгине Елизавете Феодоровне работы Вячеслава Клыкова. В доме, где жила настоятельница Марфо-Мариинской Обители, сегодня открыт мемориальный музей.

Марфо-Мариинская обитель была построена по проекту А.В.Щусева, Б.В.Фрейденберга, Л.В.Стеженского в 1909 году. Необычна сама история основания обители. Вскоре после гибели мужа, великого князя Сергея Александровича, московского генерал-губернатора, Елизавета Федоровна (Элла Гессен-Дармштадтская) продала все свои драгоценности (вернув в казну часть, которая принадлежала Романовым), и купила на Большой Ордынке усадьбу с четырьмя домами и большим садом. Именно там разместилась Марфо-Мариинская Обитель Милосердия - монастырь, благотворительная и медицинская организация одновременно.
При создании обители использовался и русский православный, и европейский опыт. Сестры, жившие в Марфо-Мариинской обители, приносили обеты целомудрия, нестяжания и послушания, но не принимали монашеского пострига. В отличие от монахинь, они в любое время могли получить освобождение от обетов и уйти из монастыря, чтобы создать семью. Они получали в обители хорошую психологическую, методологическую, духовную и медицинскую подготовку. Сама Елизавета Федоровна планировала, что обитель будет оказывать духовно-просветительскую и медицинскую помощь нуждающимся, которым не только давали еду и одежду, но помогали в трудоустройстве, устраивали в больницы. Нередко сестры Марфо-Мариинской обители уговаривали семьи, которые не могли дать детям нормальное воспитание (например, профессиональные нищие, пьяницы), отдать их в приют, где детям давали образование, хороший уход и обучали профессии.
В обители работали больница, амбулатория, аптека, где часть лекарств выдавалась бесплатно, приют, бесплатная столовая и еще множество учреждений. Хирургическая больница считалась одной из лучших в Москве. В Покровском храме Марфо-Мариинского монастыря проходили просветительские лекции и беседы, заседания Императорского Православного Палестинского общества, Географического общества, духовные чтения и другие мероприятия.





Церковь Жен Мироносиц Марфы и Марии
Престолы: Марфы и Марии
Год постройки: 1909.
Больничный храм Марфо-Мариинской обители. Устроен в помещении зимнего сада, бывшего здесь до покупки усадьбы Елисаветой Феодоровной, освящен 9 сент. 1909. Ликвидирован к 1926. В настоящее время здание в собственности РПЦ. На период восстановления в соседнем доме оборудована временная церковь.



Больничный корпус с домовой церковью св.правв.Марфы и Марии

В апреле 1918г. Елизавету Федоровну арестовали. 17 июля 1918г. в Екатеринбурге расстреляли царскую семью, а 18 июля сосланную в Алапаевск Елизавету Федоровну и других оставшихся в живых Романовых отвезли к заброшенной шахте и прикладами сбросили вниз на 70м. Шахту подожгли и забросали гранатами, но очевидцы уверяли, что еще долго оттуда слышалось молитвенное пение княгини. А двое из убийц-красноармейцев сошли с ума. В 1920 году Елизавета Федоровна была признана святой мученицей, ее мощу достали и перевезли в Иерусалим.
Марфо-Мариинская обитель действовала до 1926г., а потом на ее территории в течение 2 лет действовала поликлиника, где под руководством княжны Голициной работали Марфо-Мариинские послушницы. После ареста Голициной некоторых сестер выслали в Туркестан, а остальные уехали в Тверскую область, где создали огородное хозяйство.
После закрытия Марфо-Мариинской обители в Покровском соборе устроили сначала кинотеатр, а потом дом санитарного просвещения со статуей Иосифа Сталина в алтаре. В Марфо-Мариинской церкви разместилась амбулатория профессора Ф.Рейна. А после Великой Отечественной войны здание Покровского храма передали под Государственные реставрационные мастерские, затем - Художественно-реставрационный центр им.И.Э.Грабаря. В 1992г. комплекс Марфо-Мариинской обители был возвращен Московской Патриархии. Но главный Покровский храм вернули церкви лишь в конце 2006г.


Приют для девочек-сирот
В настоящее время в обители работает приют для девочек-сирот, благотворительная столовая и патронажная служба.


Часовня в Марфо-Мариинской обители сестер милосердия (первая)
Архитектор кон. 1900-х: Щусев А. В. (?) - ремонт


Крест в память Алапаевских мучеников


Фонтан


Пристенный фонтан

Основательницей и первой настоятельницей московской Марфо-Мариинской обители была великая княгиня св. Елисавета Феодоровна. В 1894 г. состоялась свадьба ее младшей сестры Алисы Гессенской и Николая II. Великая княгиня стала заниматься благотворительностью и помогать беспризорным, больным и беднякам. Когда в 1904 г. началась Русско-японская война, она отправляла на фронт санитарные поезда, продовольствие, обмундирование, лекарства, подарки и даже походные церкви с иконами и утварью, а в Москве открыла госпиталь для раненых и комитеты по призрению вдов и сирот военнослужащих. Именно в то время великокняжеская чета начала покровительствовать Иверской общине в Замоскворечье, где готовили сестер милосердия. После смерти мужа Елисавета Феодоровна, полностью удалившись от светской и дворцовой жизни, разделила драгоценности на три части: первая была возвращена казне, вторая отдана ближайшим родственникам, третья пошла на благотворительность, и главным образом, на создание Марфо-Мариинской обители. Большой участок с роскошным садом княгиня приобрела на деньги от фамильных драгоценностей и от проданного особняка на Фонтанке в северной столице.

«Обитель труда и милосердия» стала беспримерным явлением в истории православной Москвы. По замыслу основательницы, ее сестры совмещали молитву и рукоделие с помощью мирянам, а неимущие люди могли найти себе здесь и утешение, и реальную помощь, прежде всего, квалифицированную лечебную - хорошие московские врачи работали в местной бесплатной больнице и на специальных курсах при обители обучали сестер основам медицины. Особо они готовились ухаживать за смертельно больными, не утешая их надеждой на мнимое выздоровление, а помогая приготовить душу к переходу в Вечность. Кроме того, сестры милосердия служили в больнице при обители, в детских приютах, лазаретах, помогали нуждающимся и бедным многодетным семьям - на это настоятельница собирала благотворительные пожертвования со всей России и никогда не отказывалась от помощи мирян.

В обитель же принимались православные девушки и женщины от 21 до 45 лет. Сестры не давали монашеских обетов, не облачались в черное, могли выходить в мир, спокойно покинуть обители и выйти замуж (Павел Корин, трудившийся над росписью соборного храма обители, сам был женат на ее бывшей воспитаннице), а могли и постричься в монашество. Иногда считают, что св. Елисавета изначально хотела возродить древний институт диаконисс.

В обители на Ордынке были устроены две церкви, часовня, бесплатные больница, аптека, амбулатория, столовая, воскресная школа, приют для девочек-сирот и библиотека. На наружной стене обители висел ящик, куда бросали записки с просьбами о помощи, и этих просьб поступало до 12 тысяч в год. Настоятельница собиралась открыть отделения обители по всем губерниям России, устроить загородный скит для ушедших на покой сестер, а в самой Москве организовать во всех частях детские приюты, богадельню и построить дом с дешевыми квартирами для рабочих.

22 мая 1908 г., в праздник Вознесения Господня, на Большой Ордынке состоялась закладка соборного храма во имя Покрова, который строился до 1912 г. архитектором А. Щусевым в стиле модерн с элементами древнего новгородско-псковского зодчества. Расписывать храм Елисавета Феодоровна пригласила выдающихся художников: Михаила Нестерова, его ученика Павла Корина и известного скульптора С. Коненкова. Нестеров создал здесь свои известные композиции: «Путь к Христу», изображавшую 25 фигур, «Христос у Марфы и Марии», «Утро Воскресения», а также подкупольное изображение Бога Сафаофа и лик Спаса над порталом. В Покровском храме была устроена потайная лестница, ведущая в подземную усыпальницу - ее расписывал Корин на сюжет «Путь праведников ко Господу». Там настоятельница завещала себя похоронить: после того, как сердцем избрала Россию своей второй родиной, она решила изменить свою волю и пожелала обрести покой не в палестинской церкви св. Марии Магдалины, а в Москве, в стенах своей обители. В память же о благодатном посещении в молодости Святой Земли, на фасаде Покровской церкви был изображен вид Иерусалима, с ротондой Гроба Господня и куполом церкви Марии Магдалины. 12 колоколов храмовой звонницы были намеренно подобраны под «Ростовский звон», то есть звучали наподобие знаменитых колоколов Ростова Великого. Один дореволюционный краевед отмечал приземистый облик соборной церкви, «к земле привязывающей», «земной, трудовой характер храма», словно воплощающий замысел всей обители. Внешне очень маленький, почти миниатюрный храм был рассчитан на тысячу человек и предполагался одновременно лекционным залом. Слева от ворот под сосенками поставили синеглавую часовню, где сестры читали псалтырь по умершим сестрам и благотворителям обители, и где ночами часто молилась сама настоятельница.Марфо-Мариинская обитель милосердия

Осенью 1909 г. был освящен второй, больничный храм обители во имя свв. Марфы и Марии - по замыслу настоятельницы он был устроен так, чтобы тяжелобольные, не вставая с кровати, прямо из палат сквозь открытые двери могли видеть богослужение. А на следующий год, когда обитель открылась, св. Елисавета приняла в его стенах монашеский постриг - посвящал ее в монашество митрополит Владимир (Богоявленский), будущий новомученик, убитый в Киеве в январе 1918 г. В апреле 1910 г. на всенощном бдении по особому составленному Святейшим Синодом чину совершилось посвящение 17 насельниц вместе со святой Елисаветой в звание крестовых сестер, а наутро за Литургией св. Елисавета была возведена в сан настоятельницы обители. Епископ Трифон, обращаясь ко св. Елисавете, сказал: «Эта одежда скроет Вас от мира, и мир будет скрыт от Вас, но она в то же время будет свидетельницей Вашей благотворной деятельности, которая воссияет пред Господом во славу Его».

Настоятельница вела жизнь подвижницы, проводя время в молитвах и в уходе за тяжелобольными, иногда даже ассистируя врачам на операции и собственноручно делала перевязки. По свидетельствам пациентов, от самой «великой матушки» исходила какая-то целительная сила, которая благотворно влияла на них и помогала выздороветь - здесь исцелялись многие из тех, кому уже отказывали в помощи врачи, и обитель оставалась их последней надеждой.

Настоятельница с сестрами активно выходили в мир и лечили проказы общества: помогали сиротам, неизлечимым больным, беднякам, обитателям Хитровки, которых княгиня уговаривала отдать детей ей на воспитание. Она организовала общежитие для мальчиков, которые потом составили артель посыльных, а для девушек - дом работниц с дешевой или бесплатной квартирой, где они уберегались от голода и влияния улицы. Устраивала рождественские елки для бедных детей с подарками и теплой одеждой, изготовленной руками сестер. Открыла приют для неизлечимо больных туберкулезом. Чахоточные женщины обнимали княгиню, не сознавая опасности для нее этих объятий, а она никогда не уклонялась от них. Помогала настоятельница и духовенству, особенно сельскому, где не было средств построить или обновить храм, священникам-миссионерам на Крайнем Севере и на других окраинах России, русским паломникам, отправлявшихся посетить Святую Землю. На ее средства был построен русский православный храм в итальянском городе Бари, где находится гробница св. Николая Чудотворца.

После революции обитель не трогали и даже помогали с продовольствием и медикаментами. Чтобы не давать повода провокациям, настоятельница и сестры почти не выходили из стен; каждый день служилась Литургия. Постепенно власти подбирались к этому христианскому островку: сначала прислали опросные листы для проживающих и излечивающихся, потом арестовали несколько человек из больницы, потом объявили о решении перевести сирот в детский дом. А в апреле 1918 г., в Светлый Вторник после Пасхи, в обители служил Литургию и молебен св. Патриарх Тихон, давший св. Елисавете последнее благословение. Сразу после его отъезда настоятельница была арестована - ей даже не дали просимых двух часов на сборы, выделив только «полчаса». Простившись с сестрами, под вооруженной охраной латышских стрелков, она уехала в машине в сопровождении двух сестер - любимой келейницы Варвары Яковлевой и Екатерины Янышевой.

Милосердия (Большая Ордынка, д. 34) - явление уникальное. Она не является женской монашеской обителью в привычном для нас понимании. Это община сестер милосердия, отрытая миру и по своему уставу приближающаяся к монастырю.

«Был болен некто Лазарь из Вифании, из селения, где жили Мария и Марфа, сестра ее. Мария же, которой брат Лазарь был болен, была та, которая помазала Господа миром и отерла ноги Его волосами своими. Сестры послали сказать Ему: «Господи! Вот, кого Ты любишь, болен». Иисус, услышав то, сказал: «Эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий». Иисус же любил Марфу и сестру ее и Лазаря». (Ин 11:1-5)


Елизавета Фёдоровна

Основательницей и первой настоятельницей московской Марфо-Мариинской обители была великая княгиня Елизавета Федоровна Романова, урожденная немецкая принцесса Гессен-Дармштадтская - вдова убитого террористами великого князя Сергея Александровича. Многие москвичи часто называли ее «Великая матушка», или более трогательно – «Белый ангел Москвы».

Елизавета Федоровна была старшей сестрой будущей императрицы Александры Федоровны, супруги Николая Второго. В 1884 году она сочеталась браком с Великим князем Сергеем Александровичем, братом российского императора Александра Третьего, и получила титул Великой Княгини.

Переехав в Россию, она влюбилась в нее сразу и безоговорочно. Особенно потрясла ее наша Москва, с ее огромным количеством храмов, колокольным звоном, набожностью москвичей и их хлебосольством. Ее первым учителем русского языка и Слова Божия был ее супруг, Великий Князь.

Вначале венчание Сергея и Елизаветы произошло по православному обряду, затем по протестантскому. Переход супруги Великого Князя в Православие не был обязательным. И хотя Великая Княгиня оставалась протестанткой, Протестантизм был для нее уже узок и тесен, и она всей душой постигала Православие и стремилась к нему, посещая с супругом все службы.



Памятник великой княгине Елизавете Феодоровне работы Вячеслава Клыкова. Установлен на территории обители в 1990 году

В 1888-ом году в ее жизни произошло знаменательное событие. Ей представилась возможность вместе с супругом, председателем Императорского палестинского общества, поехать в Иерусалим на Святую землю. Там, у гроба Господня, Елизавета Федоровна приняла, наверное, самое главное решение в своей жизни – перейти в Православие.

Пораженная красотой православного храма Марии Магдалины в Гефсимании, она произнесла: «Как я хотела бы быть похороненной здесь». Знала бы Елизавета Федоровна, насколько пророческим окажется это ее желание.

В 1891-ом году Елизавета Федоровна становится москвичкой – император Александр Третий назначает своего брата губернатором Москвы. Влюбленная в Москву Великая Княгиня сразу же нашла себе занятие – она учредила Елизаветинское благотворительное общество, опекающее младенцев из беднейших семей, и возглавила дамский комитет Красного Креста.

Во время Русско-японской войны помогать солдатам, воюющим за свое Отечество, стало главным делом ее жизни. Роскошный кремлёвский дворец она отдала под мастерские, в которых трудились женщины – они шили, собирали гуманитарную помощь для солдат, готовили им подарки. Сама же Княгиня отправляла на фронт походные церкви.

Тогда уже она поменяла свои роскошные княжеские платья на простенький грубый наряд сестры милосердия, она полагала, что во время войны и всеобщих бедствий не должно быть место роскоши.

5-го февраля 1905-го года Великого Князя Сергея Александровича в клочья разорвала бомба, брошенная террористом Иваном Каляевым. Елизавета Федоровна пришла к террористу в тюрьму, в его одиночную камеру смертника, чтобы задать ему один вопрос - зачем он это сделал? Она оставила убийце Евангелие, и даже подала прошение императору о помиловании Каляева. Она простила бомбиста.

Светское общество не поняло ее, зачем нужна эта игра в любовь и милосердие? А она просто исполнила одну из заповедей Христа – возлюбите врагов своих. Наверное, это самое высшее проявление христианской любви – искренне простить того, кто причинил тебе наибольшее зло.

Тогда же Елизавета Федоровна приняла решение окончательно проститься с миром и посвятить себя служению людям. Она разделила свои драгоценности на три части: первая была возвращена казне, вторая отдана ближайшим родственникам, третья пошла на создание Марфо-Мариинской обители. Большой участок на Большой Ордынке с роскошным садом Княгиня приобрела на деньги от фамильных драгоценностей и от проданного особняка на Фонтанке в северной столице.

По замыслу Княгини, это был и не монастырь, и не светское благотворительно учреждение. Обитель была заведением духовным, куда принимались лишь православные девушки и женщины, желающие посвятить свою жизнь больным и убогим. Был и особый чин посвящения в «крестовые сестры», основанный на обете служения. Сама же Княгиня приняла монашеский постриг.

Тогда она произнесла свои знаменитые слова: «Я покидаю блестящий мир, где я занимала блестящее положение, но восхожу вместе с вами в мир более высокий, в мир бедных и страдающих».

Сёстры же не давали монашеских обетов, не облачались в чёрное, могли выходить в мир, спокойно покинуть обитель, выйти замуж. Но могли они и постричься в монахини.

На Ордынке были построены две церкви, часовня, больница, библиотека, амбулатория, столовая, воскресная школа, приют для девочек-сирот. На наружной стене обители висел ящик, куда люди бросали записки с мольбами о помощи. Настоятельница собиралась открыть такие обители по всем губерниям России и настроить для рабочих недорогого жилья.

Елизавета Федоровна пользовалась большой любовью москвичей. Она ходила по московским улицам в сопровождении одной лишь инокини Варвары, раздавая милостыню, посещая бедные дома. Не чуралась она и притонов Хитровки, заполненной бродягами, ворами и беглыми каторжниками, она искала беспризорников и помещала их в приюты.

Великая матушка, очень снисходительная к молодым сестрам, была невероятно требовательна к себе. Она спала на простой деревянной кровати без матраса, почти ничего не ела, соблюдала все посты, постоянно молилась. Говорили, что она приняла «великую схиму» с именем Алексия.

Во время Первой мировой войны она и крестовые сестры непрестанно трудились в госпиталях. Формировали санитарные поезда, собирали лекарства, отправляли на фронт походные церкви.

Елизавета Федоровна предполагала свою мученическую кончину. Не раз ей предлагали покинуть Россию, спасение было так близко, но она не могла и не хотела оставить своих крестовых сестер. «Я русская, и хочу разделить со своим народом его горестную участь».

После революции обитель сперва не трогали и даже помогали с продовольствием и медикаментами. Чтобы не давать повода провокациям, настоятельница и сестры почти не выходили из стен, каждый день служилась Литургия. Но постепенно власти подбирались к этому христианскому островку: сначала прислали опросные листы для проживающих и излечивающихся, потом арестовали несколько человек из больницы, потом объявили о решении перевести сирот в детский дом.

В апреле 1918 г., в Светлый Вторник после Пасхи, в обители служил Литургию и молебен Патриарх Тихон, давший Елизавете последнее благословение. Сразу после его отъезда настоятельница была арестована - ей даже не дали просимых двух часов на сборы, выделив только "полчаса". Простившись с сестрами, под вооруженной охраной латышских стрелков, она уехала в машине в сопровождении двух сестер - любимой келейницы Варвары Яковлевой и Екатерины Янышевой.

Сперва ее вместе с другими членами императорского дома отправили в Екатеринбург, а затем – в Алапаевск. Ее верная подруга Варвара добровольно отправилась в ссылку за любимой матушкой. В ночь на 18-ое июля 1918-го года она с несколькими другими людьми была зверски убита большевиками. Их сбросили живыми в шахту заброшенного рудника близ Алапаевска, шестидесяти метров глубиной. Перед смертью Великая княгиня перекрестилась и сказала: «Господи, прости им, не ведают, что творят!»

С матерной руганью палачи стали бросать в яму свои жертвы, избивая их прикладами. Эта свирепая расправа с невинными была до того страшна, что даже некоторые участники ее не выдержали. Двое из них сошли с ума. Первой столкнули Великую княгиню Елизавету. Потом стали бросать остальных. Всех столкнули живыми, кроме Великого князя Сергея Михайловича. Он единственный был мертвым, прежде чем достиг дна шахты. В последний момент он стал бороться с палачами и схватил одного из них за горло. Тогда выстрелом из револьвера в голову он был убит.

Когда все жертвы были уже в шахте, чекисты стали бросать туда ручные гранаты. Они хотели взрывами засыпать шахту и скрыть следы своего преступления. Только один мученик - Федор Ремез был убит гранатой. Его тело, извлеченное из шахты, оказалось сильно обожженным взрывом. Остальные мученики умерли в страшных страданиях от жажды, голода и ранений, полученных при падении.

Великая княгиня Елизавета упала не на дно шахты, а на выступ, который находился на глубине 15 метров. С нею рядом нашли князя Иоанна с перевязанной раненой головой. Это святая Великая княгиня, сильно ушибленная и с повреждениями в области головы, сделала ему в темноте перевязку, употребив свой апостольник.

Свидетель-крестьянин слышал, как из глубины шахты стала раздаваться Херувимская песнь. Это пели мученики во главе с Елизаветой Феодоровной. Изуверы, побросав свои жертвы в шахту, думали, что они утонут в воде, которая находилась на дне шахты. Но когда они услышали их голоса, то главный из них, Рябов, бросил туда гранату. Граната взорвалась, и наступила тишина. Потом опять возобновились голоса и послышался стон. Рябов бросил вторую гранату. И тогда палачи услышали, как из шахты понеслось пение молитвы «Спаси, Господи, люди Твоя». Ужас охватил чекистов. В панике они завалили шахту хворостом и валежником и подожгли. Сквозь дым еще долетало до них пение молитв.

Когда Белая армия адмирала Колчака заняла район Екатеринбурга и Алапаевска, то началось расследование злодеяний большевиков по убийству Императорской семьи и узников Алапаевска. Была затрачена неделя времени и приложено немало усилий, чтобы раскопать шахту и достать тела мучеников, которые находились на различной глубине шахты.

Рядом с Великой княгиней лежали две неразорвавшиеся гранаты. Господь не допустил, чтобы тело Его угодницы было разорвано на части. Пальцы правой руки святой подвижницы были сложены для крестного знамения. В таком же положении пальцы были и у инокини Варвары и князя Иоанна. Как будто они хотели перекреститься в момент своей смерти, а может быть, и перекрестились.

Следствие установило, что в кромешной тьме шахты, изнемогающая от собственной боли, святая Великая княгиня Елизавета исполняла свой последний долг на земле - облегчать страдания других. Она ощупью, осторожно, чтобы не упасть с выступа шахты вниз, сделала перевязку раненой головы князя Иоанна. И своим пением молитв она подбадривала других и помогала им превозмогать боль и ужас надвигающейся смерти и нестись в молитвах к Богу.

Адское злодеяние в Алапаевске произошло в ночь на 18 июля, когда Православная Церковь празднует память Преподобного Сергия Радонежского. Это был день Ангела покойного супруга Елизаветы Федоровны, Великого Князя Сергея Александровича.

Через Читу и Пекин гробы с нетленными останками Великомученицы Елизаветы Федоровны и инокини Варвары были доставлены на Святую Землю в Иерусалим. Великая матушка была погребена тем, где когда-то ей мечталось, в храме Марии Магдалины

Ее московская обитель просуществовала до 1926 г., а потом еще два года там действовала поликлиника, где работали бывшие сестры под руководством княжны Голицыной. После ее ареста одни насельницы были высланы в Туркестан, а другие создали маленькое огородное хозяйство в Тверской области и выживали там под руководством о. Митрофана Серебрянского.

После закрытия в соборном храме обители открылся городской кинотеатр, потом дом санитарного просвещения, а в Марфо-Мариинской церкви - амбулатория им. профессора Ф. Рейна. Ее храмовую икону святых Жен-Мироносиц передали в соседнюю замосквореченскую церковь Николы в Кузнецах, а на территории бывшей обители установили статую Сталина.

Возрождение Марфо-Мариинской обители милосердия началось в 1992 г., когда постановлением столичного правительства архитектурный комплекс Марфо-Мариинской обители был передан Московской Патриархии. Но ключи от главного собора обители - Покрова Пресвятой Богородицы - были возвращены Церкви центром им. И.Э. Грабаря лишь в конце 2006 г.

В 1981 году русская зарубежная церковь причислила Елизавету Федоровну и ее верную спутницу Варвару к лику святых. В 1992г. и Русская Православная Церковь канонизировала Елизавету Федоровну и Варвару как святых мучениц. В 2004 г. мощи святых Елизаветы и Варвары были привезены в Россию

В настоящее время в Марфо-Мариинской Обители функционируют:

Свято-Елизаветинский детский дом для девочек, в котором постоянно живёт более двадцати детей;

Медицинский центр милосердия для реабилитации детей с детским церебральным параличом, при котором открыта Группа дневного пребывания;

Детская паллиативная выездная служба для детей-инвалидов с неизлечимыми прогрессирующими заболеваниями, которая обслуживает порядка семидесяти семей;

Свято-Елизаветинская гимназия, в которой учится более двухсот пятидесяти детей;

Летняя дача для детей-инвалидов и детей из многодетных семей с родителями на подворье в г. Севастополь;

Центр семейного устройства и школа приёмных родителей

Служба «работы с просителями», оказывающая разовую материальную помощь нуждающимся;

Справочный телефон милосердия, координирующий обращения нуждающихся с профильными службами города;

Организации добровольцев, занятых разными видами помощи - более полутора тысяч человек.

Готовятся к открытию:

Респис (Группа круглосуточного пребывания) для детей-инвалидов с родителями, либо детей-инвалидов - подопечных паллиативной службы Обители;

Богадельня для женщин;

Собор Покрова Марфо Мариинской обители. Москва. Марфо Мариинская обитель (, 34а). Комплекс небольшого женского, созданного в 1908 для помощи больным, раненым и увечным воинам (полное название — Марфо Мариинская обитель милосердия во… … Москва (энциклопедия)

Марфо-Мариинская обитель - женский монастырь.община сестер милосердия. Основана в 1908 году Великой княгиней Елизаветой Феодоровной. Храм Покрова Богородицы, стены и корпуса обители были сооружены в 1908 1912 годах по проекту архитектора А.В. Щусева, использовавшего… … Православный энциклопедический словарь

Марфо-Мариинская обитель - М арфо Мари инская об итель … Русский орфографический словарь

Марфо Мариинская обитель милосердия название двух женских монастырей Русской православной церкви: Марфо Мариинская обитель (Владивосток) Марфо Мариинская обитель (Москва) … Википедия

Монастырь Марфо Мариинская обитель Ворота обители Город Москва … Википедия

Московская еп., в Москве, на Ордынке. Открыта в 1910. Основательница обители и первая настоятельница ее вмц. вел кн. Елисавета Феодоровна. При этой обители два храма. Сестрами обители был принесен обет совершать, под руководством и покровом… … Русская история

Монастырь Марфо Мариинский женский монастырь … Википедия

Елизавета Фёдоровна … Википедия

ЕЛИСАВЕТА ФЕОДОРОВНА - (20.10.(1.11.)1864, Дармштадт (совр. земля Гессен, Германия) 18.07.1918, близ г. Алапаевска Верхотурского у. Пермской губ., ныне в Свердловской обл.), прмц. (пам. 5 июля, в Соборе Екатеринбургских святых, в Соборе Московских святых, в Соборе С.… … Православная энциклопедия

Книги

  • Марфо-Мариинская обитель милосердия 1909-2009. К 100-летию создания Обители , М. М. Горинов, Е. В. Иванова, А. М. Шарипов, С. С. Войтиков. Марфо-Мариинской обители милосердия, основанной Великой княгиней Елизаветой Федоровной. На обширном документальном материале написана летопись создания архитектурного ансамбля Обители,…
  • Марфо-Мариинская обитель милосердия 1909-2009 К 100-летию создания Обители , Горинов М., Иванова Е., Шарипов А. и др.. Книга посвящена истории Марфо-Мариинской обители милосердия, основанной Великой княгиней Елизаветой Федоровной. На обширном документальном материале написана летопись создания и…

Рекомендуем почитать

Наверх