Луи армстронг биография краткое содержание. Биография луи армстронга и интересные факты из жизни. Стилистический диапазон Армстронга

Русский язык 12.01.2024
Русский язык

Джазовый трубач Луи Армстронг, как принято считать, родился 4 августа 1901 года. При этом сам музыкант точно не знал, когда появился на свет, и выбрал днем рождения день независимости США – 4 июля 1900 года.

Семью, в которой родился Луи Армстронг, вряд ли можно назвать благополучной. Отец бросил их сразу после рождения второго ребенка – младшей сестры Беатрис, а мать Мэйэнн, не владеющая каким-либо ремеслом, работала прачкой. Темнокожий мальчик рос в полной нищете, как и многие в неблагополучном районе Нового Орлеана штата Луизиана.

Детские годы

Мать постоянно была занята, поэтому большую часть времени покинутые дети находились со своей бабушкой Жозефиной. Едва Луи поступил в младшую школу, жизнь стала особенно тяжелой, ведь ремесло матери почти перестало приносить доход. Тогда мальчик стал искать всевозможные подработки, чтобы хотя бы сносно питаться.


Луи Армстронг не знал точной даты своего рождения

Ему пришлось поработать разносчиком газет, продавцом, он возил уголь в район «красных фонарей», который славился своими, барами, кафе и ресторанами, где всегда можно было встретить множество музыкантов. Именно тогда Луи и увлекся музыкой.

В 7-летнем возрасте мальчик работал на семью евреев, которые относились к нему, как к родному сыну. До самой смерти Армстронг помнил их доброту, и в память о них носил на шее Звезду Давида.


Луи Армстронг в своей гостинной

Достигнув 11 лет, влюбленный в музыку мальчуган бросил учебу в школе, и вместе зарабатывал на хлеб, исполняя незамысловатые мелодии. Луи очень быстро освоил игру на трубе. Он повторял почти все услышанные им композиции, поскольку абсолютно не был обучен нотной грамоте.

По словам самого Луи Армстронга, своей поразительной обучаемостью он обязан полной лишениям жизни в Новом Орлеане. Чтобы не оказаться без пропитания, без крыши над головой или не быть пойманным местными торговцами за воровство еды, приходилось крутиться и придумывать уловки.

Юношество Луи Армстронга

Подросток был совсем не кроткого нрава, поэтому нередко попадал в полицейский участок. Однажды из-за своей бесшабашности он угодил за решетку прямо в канун нового 1913 года. Причиной стало мимолетное желание пострелять из найденного им у матери пистолета. Эта выходка послужила поводом для определения Луи в интернат для трудных подростков.


Луи Армстронг рос трудным подростком

Переживал об этом Луи недолго, потому что теперь у него было достаточно свободного времени, чтобы всецело посвятить себя любимому занятию. Именно тогда он стал выступать в духовом оркестре, играя на корнете, тамбурине и альтгорне и твердо решил стать музыкантом.

Дебют на джазовой сцене

После возвращения в город он первым делом выучил нотную грамоту, гастролируя на пароходах в летнее время года – музыканты охотно соглашались помочь начинающему трубачу. С 1918 года он активно играл во всевозможных музыкальных коллективах Нового Орлеана и Чикаго.


Успешная карьера великого Сэчмо началась в оркестре Кинга Оливера

В 1922-м талантливого паренька пригласили в самый популярный чикагский джаз-бэнд на должность второго корнетиста. Участие в оркестре Кинга Оливера стало мощным толчком к успеху для Луи Армстронга.

В 1932 году Луи пригласили выступить в лондонском театре «Палладиум». Там ему довелось встретиться с редактором английского журнала Melody Maker Матисоном Бруксом. По незнанию, журналист исказил новоорлеанскую кличку Армстронга Satchelmouth и назвал его Сэчмо. Джазмен вовсе не расстроился, напротив, новое ему понравилось больше прежнего.

Личная жизнь Луи Армстронга


Луи Армстронг со своей второй женой Лил Хардин

Личная жизнь у Луи была весьма насыщенной. Сначала он женился на проститутке – креолке Дэйзи Паркер, но этот брак просуществовал совсем недолго, до 1924 года. Едва достигнув 23-летнего возраста, он связал свою судьбу с коллегой по джаз-бэнду Лил Хардин. Позднее эта волевая женщина настояла на сольной карьере музыканта.

В 1938 году на пике своей карьеры он сочетался браком с танцовщицей Люсиль Уилсон, с которой прожил до самой смерти.

Сольная карьера

Приехав в Нью-Йорк, Луи добился особой манеры исполнения на трубе – точные пассажи и живые импровизации сделали его одним из самых востребованных музыкантов. Кроме того, его скрипучий голос стал самым узнаваемым в Новом Орлеане. Армстронг является пионером скэта – вокальных импровизаций голосом как музыкальным инструментом.


Армстронг со своим квинтетом Hot Five

О нем заговорили, как о восходящей звезде. Уже в 24 года он записал свой первый альбом Hot Five, пригласив для сотрудничества талантливых исполнителей джаза – тромбониста Кида Ори, кларнетиста Джонни Доддса, исполнителя на банджо Джонни Сент-Сира и пианисткe Лил Хардин. Эти записи стали классикой джазовой музыки. Спустя год Армстронг уже руководил собственным оркестром, который исполнял репертуар в стиле хот-джаз.

В 26 лет у Луи началась жизнь, полная гастролей – серия турне по Европе, начиная с 1933 года, сделала его звездой мирового уровня. Его приглашали сниматься в кино, участвовать в передачах на телевидении и выступать по радио. В 1947 году вместе с Луи Армстронгом на одной сцене спела вокалистка в мюзикле New Orleans: выступить со своим кумиром было давней мечтой певицы.


Луи Армстронг и Билли Холидей

Проблемы со здоровьем и смерть

В 1936 году увидела свет автобиография Луи Армстронга с названием Swing That Music, в которой самый известный джазовый трубач рассказал о своей непростой жизни, о перенесенных тяготах и первом успехе на джазовой сцене.

В это же время он перенес операцию на верхней губе – к деформации и разрыву тканей привела профессиональная деятельность музыканта. Кроме того, пытаясь убрать хрипотцу из голоса, Луи Армстронг перенес операцию на голосовых связках.


Луи Армстронг и Барбра Стрейзанд

Даже после перенесенного в 1959 году инфаркта Луи Армстронг не прекратил свою концертную деятельность, но выступать он стал все же реже. В этот период он принял участие в мюзикле «Привет, Долли!» (Hello, Dolly) вместе с . Одноименная композиция в их исполнения достигла первой строчки в американском хит-параде.

Величайший джазмен – трубач Луи Армстронг – скончался 6 июня 1971 года от сердечной недостаточности. В этот день по миру прокатилась волна всеобщего соболезнования: многие печатные издания, включая московские «Известия», напечатали новость об уходе из жизни джазового трубача.


Луи Армстронг и Бинг Кросби

Наследие Луи Армстронга

В 1950-х годах Госдепартамент США неофициально присвоил Луи Армстронгу титул «Посол джаза» и предложил спонсировать его поездку в СССР, но визит короля джазовой трубы в Советский Союз так и не состоялся. На вопрос, почему он отказался приехать, Армстронг ответил: «У меня прекрасная жизнь в музыке, но чувствую я себя, как и любой другой негр».

В 1954 году была выпущена его вторая автобиография – Satchmo. My Life in New Orleans. А в 1957 году Луи Армстронг вместе с записал альбом Summertime, в который вошли .


Во время выступления с песней What a Wonderful World

Последним хитом великого стала полная любви к жизни песня What a Wonderful World. Этот хит был написан в 1967 году, а спустя 32 года версия в исполнении Сэчмо была введена в Зал славы «Грэмми». Предлагаем вам узнать о в России и за рубежом.

Бурные обсуждения в Сети развернулись вокруг участия в самом популярном проекте Первого канала "Голос" артиста по имени Чарли Армстронг. Мужчина появился на слепых прослушиваниях, представившись родственником мировой легенды джаза и исполнив бессмертный хит Барри Уайта My first my last my everything. Лайфу удалось выяснить, кем на самом деле является мужчина, попавший в российское музыкальное шоу, обнаружив его настоящие документы.

Услышав первые ноты пения Чарли Армстронга, наставники принялись гадать, Барри Уайт это или нет. Однако повернулась к мужчине лишь Полина Гагарина, тем самым определив вокалиста в свою команду. Чарли рассказал зрителям и наставникам свою историю о том, что приехал на шоу с Карибских островов, мать его из Суринама, а отец - с Барбадоса. Когда Григорий Лепс решил всё-таки уточнить, не племянник ли это Луи Армстронга, в ответ он получил неожиданное для всех заявление: "Нет, внук". Тем временем за кулисами артист вёл себя уже как мировая звезда. По словам участников проекта, на кастинге иностранец держался обособленно, демонстрируя презрительное отношение к окружающим.

В это же время члены его группы поддержки предлагали всем конкурсантам сделать фото "со звездой", - рассказала Лайфу одна из участниц кастинга. - Честно говоря, у всех за кулисами были серьёзные сомнения в подлинности его родства с Луи Армстронгом.

Сомнения подтвердились, когда в распоряжении Лайфа оказался паспорт участника вокального шоу. Согласно документу, им оказался не Чарли Армстронг с Карибских островов, а 46-летний гражданин Нидерландов, некий Чарли Парнелл (Charlie Parnell). Как удалось выяснить Лайфу, "внук Армстронга" появился в столичной тусовке задолго до визита в шоу "Голос". Визитной карточкой певца на светских мероприятиях было исполнение знаменитых композиций Луи Армстронга в той же манере, с идентичным тембром голоса. Выступление мужчина умело разбавлял душещипательными историями о звёздном родственнике. Легенде о родстве с мировой звездой поверили не только обыватели, но и представители шоу-бизнеса. К примеру, диджей Smash выпустил с чернокожим артистом совместный клип. Лайф связался с бывшим пиар-менеджером Чарли Армстронга, который признался в наличии поддельного свидетельства о рождении у артиста.

Мне стыдно за свои профессионализм и репутацию, за эту работу с аферистом, - сообщил Лайфу экс-директор "Армстронга", попросивший не называть его фамилии. - Когда от меня прозвучал вопрос Чарли: "Вы вообще имеете отношение к тому самому Луи?", - ответ последовал неоднозначный: "Решать только тебе, как ты подумаешь, так и будет". Меня сразу это насторожило, ну а потом мне стало известно, что свидетельство о рождении, которым Чарли так гордится, липовое.

По словам промоутеров, работавших с "внуком Армстронга", за четыре года работы в столице он сменил несколько русскоговорящих пиарщиков и директоров: людей увольняли, как только они начинали задавать слишком много вопросов.

Чарли всех доводил, - поделился воспоминаниями о работе с "Армстронгом" директор, - Он реально хорошо поёт, всегда живьём, его голос действительно не отличить от Армстронга. Но он смотрится лишь как пародист сродни Галкину или Пенкину. Чарли - очень неадекватный человек. Он позволял себе постоянно орать на всех, материть и закатывать истерики по пустякам.

Сомнения в существовании внука у Луи Армстронга подкреплены материалами в зарубежной прессе. Так, авторитетные зарубежные издания Daily Mail и New York Times, в том числе официальный сайт дома-музея Луи Армстронга, сообщают, что у музыканта и его жён не было детей, указывая на возможное бесплодие легенды джаза. Доподлинно известно лишь то, что Армстронг установил опеку над трёхлетним душевнобольным сыном дочери своей кузины, скончавшейся вскоре после родов, но у мужчины также не было детей. Примечателен и тот факт, что у себя на родине Чарли Армстронг не гастролирует, выступая лишь в России и Восточной Европе. При этом, по словам экс-директоров певца, Чарли пользуется большим спросом среди представителей бизнес-элиты, желающих на своих корпоративах и днях рождения насладиться его бархатным голосом.

Сложно представить более популярного джазового исполнителя, чем Луи Армстронг. Вся его музыкальная жизнь - это история ярких и удачных экспериментов. Биография Луи Армстронга - это биография самого джаза, написанная прекрасными хитами.

Несчастливое детство

Сегодня бы сказали, что семья будущей звезды джаза была более чем неблагополучной. Биография Луи Армстронга берет свое начало в одном из самых бедных районов Случилось это в 1900 году, а вот точной даты никто не знает. Сам Армстронг назначил дату на 4 июля Соединенных Штатов). Родители: мать-прачка, отец-разнорабочий. Отец бросил семью, когда дети были совсем маленькими, и мать начала работать проституткой. Некоторое время Луи и его сестра Беатрис находились на воспитании у своей бабушки, но вскоре мама забрала их к себе. Однако должного внимания детям она не уделяла, и большую часть своего свободного времени они проводили на улице.

В возрасте семи лет мальчик занимался самой разной работой: продавал газеты на улице и развозил уголь. Именно занимаясь развозом угля, он попал в одну еврейскую семью с фамилией Карнофски. Они были эмигрантами из России. Это знакомство отчасти можно считать знаковым. Карнофски жили в Сторвилле - районе свободных нравов со множеством самых разных увеселительных заведений. Именно тут Луи Армстронг, биография которого ранее не имела ничего общего с музыкой, начал впервые петь в небольшом привокзальном ансамбле, тут же он стал играть на барабанах.

Начало музыкального пути

В 13 лет он попадает в работный дом, своего рода для провинившихся подростков. Причиной стал выстрел из украденного у полисмена пистолета. В лагере был оркестр, в который мальчик и попал. Тут он научился играть на многих духовых инструментах, в том числе и на корнете. По окончании срока наказания Армстронг уже знал, что хочет заниматься музыкой.

Сачмо

После выхода из работного дома Луи Армстронг начинает играть в различный клубах и барах. Так как собственного инструмента у него не было, то приходилось его одалживать. Через какое-то время Луи знакомится с Оливером Кингом, на тот момент уже имевшим репутацию лучшего корнетиста города. Именно его Армстронг всю жизнь считал своим первым настоящим учителем. После этого знакомства паренек много играет в различных джазовых коллективах. В музыкальной среде за ним постепенно закрепилось прозвище Сачмо, от сокращенного английского Satchel Mouth, что дословно означает "рот-сумка".

Творческий рост

Можно смело считать, что 1922 год стал отправной точкой успешной карьеры музыканта по имени Луи Армстронг. Биография, его были непростыми. В это время он отправляется в Чикаго по приглашению своего учителя, а теперь еще и делового партнера Оливера Кинга. Дело в том, что Оливеру нужен был второй корнетист для работы в ресторане «Линкольн Гарденс», в джазовом оркестре «Креольский джаз-бенд». Вместе с этим коллективом Армстронг делает свои первые записи.

В 1924 году он решается начать сольную карьеру и переезжает в Нью-Йорк. Музыкант выступает в составе оркестра Флетчера Хендерсона, и именно тут публика замечает неоспоримый талант. Многие приходят посмотреть на молодого и талантливого исполнителя, который отличается яркой и необычной манерой игры. В это же время он продолжает сотрудничать с известными в то время джазовыми коллективами.

Рост популярности

В 1925 году Луи возвращается в Чикаго. Там он также продолжает бурную а в 1926 году впервые становиться бендлидером собственного ансамбля Louis Armstrong And His Stompers. В то же время он переходит с корнета на трубу - по его мнению, более яркому по звучанию инструменту, и тогда же начинает профессионально петь. Пение Луи Армстронга вызывает бешеный интерес и популярность у публики.

В 1927 году биография Луи Армстронга снова пересекается с Нью-Йорком. Он окончательно перебирается в музыкальную и начинает все больше работать над популярной в то время танцевальной музыкой свит. И тут он так же быстро набирает популярность, принеся в это направление свою индивидуальность.

Начиная с 1930 года музыкант много гастролирует по Америке, а также совершает ряд туров в Европу. Биография Луи Армстронга - это череда успешных союзов и сольного творчества. Неимоверное количество качественного музыкального материала, огромное количество преданных слушателей. Армстронг за короткий период времени стал настоящим национальным героем.

Самый известный джазовый исполнитель

Луи Армстронг, биография которого наполнена музыкальными свершениями и победами, в период с 1933-го и до самого начала войны удивительно много и плодотворно работал. Причем в это время он не только плотно занимается музыкой, но еще и успевает сниматься в фильмах.

В то время все еще сильны были расистские убеждения, поэтому чернокожих актеров приглашали только на короткие эпизодические роли, которые к тому же нередко вырезались из готовых работ. Несмотря на это Луи Армстронг снялся в нескольких десятках кинолент, среди которых: «Манна небесная» (1936 год), «Каждый день праздник» (1937), «Хижина на небесах» (1943), «Песня рождена» (1948), «Удар и ответ» (1950), «Стрип» (1951), «Высшее общество» (1951), «Пять пенни» (1959), «Парижский блюз» (1961).

Заслуженные лавры

В 1947 году начинает новый проект Луи Армстронг. Биография бэндлидера сулила успех каждому его начинанию. Он организовывает коллектив «Все звезды». Поначалу название полностью соответствовало действительности, и в коллективе играли только звезды того времени, но со временем ситуация стала меняться, и на смену старым приходили новые музыканты. Для многих «Все звезды» стали отправной точкой удачной карьеры.

Вместе со своим коллективом Армстронг объездил весь мир, самые отдаленные места, даже Африку и Индию, но так и не посетил СССР, несмотря на то, что Государственный Департамент Соединенных Штатов неоднократно пытался спонсировать данную поездку. Но заслуг Армстронга и так хватило на негласное присвоение ему звания «Посол джаза».

Музыкальный гений

Не переставал выступать и гастролировать до самой смерти Луи Армстронг. Биография (краткая в нашем изложении, но весьма насыщенная на самом деле) гласит, что умер великий музыкант в возрасте 69 лет от острой сердечной недостаточности, хотя и до этого сердце подводило Армстронга. Он перенес 2 инфаркта, после которых довольно долго приходил в себя. Кроме этого, он несколько раз оперировался (проблемы были с верхней губой, а также со связками).

Многие музыкальные критики считают, что биография исполнителя (Луи Армстронг вполне заслуживает таких слов) - это история развития и расцвета настоящего гения той эпохи. Манера его игры на духовых инструментах во многом опережала свое время. Он на самом деле работал в уникальной технике, много и плодотворно импровизировал.

Есть и те, кто считает, что артист понапрасну распылялся, уделяя время не только музыке, но и снимаясь в кино, работая над книгами с собственной биографией, а также участвуя в различных шоу, таким образом, часто выставляя себя клоуном. Что ж, быть может, отчасти но не стоит забывать и о том, какое это было время, как тогда относились к цветным исполнителям.

С 1935 года менеджером Армстронга становится Джо Глейзер. Он не только работал с Луи до самой смерти, они были верными друзьями. Во многом творчество легенды джаза было в руках Глейзера, и некоторые считают, что такое влияние негативно сказалось на музыкальном творчестве. Но иного развития истории уже не узнать.

Дела семейные

Биография джазового вокалиста-трубача Louis Armstrong не была бы полной без упоминания о его семье. Несмотря на то что родители Армстронга были необыкновенно бедны, и детство его было не радостным, нельзя не сказать, что именно такие ужасные условия жизни сыграли немаловажную роль в становлении личности. Мать, при всей своей неустроенности, смогла вложить в сына все то хорошее, что впоследствии помогло ему сохранить любовь к жизни, доброту и веселый характер.

А как же обстоят дела с личной жизнью звезды по имени Луи Армстронг? Биография (краткая на страницах нашей статьи, но такая интересная) сообщает, что Армстронг был женат четыре раза, а это значит, что он пользовался успехом у женщин, да и сам их любил. Такое количество жен не странно для того времени и для творческого человека в принципе. Можно смело говорить о том, что у Луи Армстронга было большое любящее сердце.

Луи Армстронг сегодня

Был талантливым музыкантом и яркой личностью Луи Армстронг. Биография, краткое содержание жизни и творчества по-настоящему великого человека не способны в полной мере описать его заслуг. Он сумел не только выжить в условиях ужасной нищеты, но и добиться того, что его имя стало синонимом хорошей музыки. Луи Армстронг - настоящий музыкальный гений, во многом опередивший свое время.

За свою творческую жизнь он успел поработать с большим количеством известных и талантливых людей, стать автором всемирно известных музыкальных композиций, которые не утратят своей актуальности еще на протяжении многих лет, сняться в нескольких десятках фильмов, написать две книги-автобиографии.

Дата и год его рождения подвергаются сомнениям, но имеет ли это принципиальное значение сейчас? Пусть он сам придумал дату своего рождения, и пусть даже он старше или младше на год, масштабы его творческого гения от этого остаются неизменными.

Сегодня сложно представить, насколько трудным и невероятным был его творческий путь, и насколько велики его заслуги в нынешнем понимании джаза. Но перечень достижений этого гения достоин уважения.

Творчество Луи Армстронга остается популярным и сегодня. Даже его самые ранние записи признаны талантливыми и прогрессивными. Талант, которым он был щедро наделен, позволил Луи стать всемирно известным исполнителем. Его уход из жизни широко освещался во всем мире. Даже в Советском Союзе в газете «Известия» информация об этом событии была на первой полосе. Свои Луи Армстронга последней его супруге выразил президент Соединенных Штатов Николсон.

Безусловно, сегодня можно много и бесконечно спорить, насколько сильно творчество Армстронга повлияло на развитие джаза, и сколь велико было влияние дружбы с Глейзером на музыкальные труды этого человека. Неизменным остается то, что спустя несколько десятилетий после смерти Армстронга его творчество находит все новых и новых поклонников, а значит, остается актуальным и по сей день, что само по себе немало.

Есть ли у Луи Армстронга дети? и получил лучший ответ

Ответ от Gypsy[гуру]

Однако нет.



Gypsy
Высший разум
(106414)
Вот об этом и речь. Паспорт и родословную у него же никто не спрашивал - у нас же джентельменам верят на слово!
Даже если у них на лбу написано белым по черному "жулик"))
Даже Гугл об этом "писателе песен для голливудских звезд" ничего не знает.
Впрочем, фамилия Armstrong настолько распространена в англоязычных странах (примерно как у нас Кузнецов) , что найти круглолицого и лупоглазого негра с такой фамилией - небольшая проблема.

Ответ от ~Та ЕщЁ ШтУчКа~ [новичек]
Он вроде был геем


Ответ от ? Xela™ [гуру]
Главное, не вопрос!


Ответ от MY RELIGION IS ROCK AND ROLL [гуру]


Ответ от ЕлНиКа [гуру]
1 апреля в Колонном зале «Екатерининского дворца» в рамках ежегодного фестиваля «Мое счастливое детство» состоялся первый благотворительный «Русский детский бал-маскарад книжных героев» , организованный Фондом «Планета женщин» совместно с ООО «Традиционный русский бал».
Открыл благотворительный концерт внук великого Луи Армстронга – Чарли Армстронг.
05.04.2012: «Яндекс»
Если есть внук, значит были и дети:).


Ответ от Вячеслав Черкасов [гуру]
Луи Армстронг только официально был 5 раз женат! И в каждом браке 3 - 4 детей. А сколько у него было женщин неофициально! !Вот вам и ответ...


Ответ от Kirill sokolovskiy [новичек]
Есть! И внук есть Чарли Армстронг


Ответ от Макс егурнов [активный]
Все американские источники, в том числе официальный сайт дома-музея Луиса Армстронга, сообщают, что у Армстронга и его четырёх жен - Daisy, Lil, Alpha, and Lucille - не было детей. По всей видимости, Луис был бесплоден. Даже если бы у него были внебрачные дети, то какой-либо источник об этом сообщл бы.
Однако нет.
Сообщается, что установил опеку над 3-летним душевно больным сыном дочери своей кузины, скончавшейся вскоре после родов, но вряд ли у этого несчастного ребенка могли быть дети.
У Армстронга были родные сёстры - Beatrice Armstrong и Vanessa Bell Armstrong, возможно, что кто-то из их внуков подрабатывает таким образом.
Удивительно, что вышеупомянутый "внук Армстронга" гастролирует в основном по России и Восточной Европе))

Луи Армстронг (1901 - 1971)

американский джазовый трубач, вокалист, великий музыкант XX века, популяризовавший джаз

А знаешь ли ты, что фамилия Армстронг переводится с английского как "Сильная рука?"

Луи Армстронг родился в беднейшем негритянском районе Нового Орлеана.

Семья у него была неблагополучная - мать работала прачкой, отец был простым рабочим, рано бросил семью и Луи вместе с младшей сестрой отдали на воспитание бабушке Джозефине, которая ещё помнила времена рабства. Спустя некоторое время мать забрала Луи и стала воспитывать его сама.

Они жили в районе, известном своими свободными нравами, а также барами, клубами, танцзалами. Семья с трудом сводила концы с концами, поэтому уже с детства Луи пришлось работать, он развозил уголь, продавал газеты и тому подобное.

У Луи рано проявились музыкальные способности. В довольно юном возрасте он начал петь в небольшом уличном вокальном ансамбле, играл на барабанах и за несколько лет натренировал свой слух.

Однажды подросток Луи без злого умысла, просто из озорства, похитил у полисмена пистолет, чтобы стрелять на улице в Новый год. За это он был отправлен в исправительный лагерь-интернат для цветных подростков. Там он и получил первое музыкальное образование. Его сразу взяли в лагерный духовой оркестр, где он научился играть на тамбурине, альтгорне, а затем освоил корнет. Оркестр исполнял традиционный для того времени репертуар — марши, польки и популярные песенки.

Ко времени окончания срока Луи уже твердо решил стать музыкантом. Освободившись, он начал ходить по клубам и играть на одалживаемых инструментах в местных оркестрах. Его взял под своё покровительство Кинг Оливер, считавшийся тогда лучшим корнетистом города и которого сам Луи Армстронг всю жизнь считал своим настоящим учителем.

После отъезда Оливера в Чикаго Армстронг попадал в ансамбль, которым руководил весьма авторитетный тромбонист того времени Кид Ори. Кроме того, Армстронг участвовал в джазовых парадах по улицам родного города и играл в разных других джаз-бэндах, которые выступали в дансингах на пароходах, плавающих в летний сезон по Миссисипи. Один достаточно профессиональный бэнд-лидер преподал юноше первые основы нотной грамоты, таким образом, Армстронг стал квалифицированным музыкантом.

Через какое-то время Оливер взял Армсторга вторым корнетистом к себе в Чикаго. Оркестр Оливера «Creole Jazz Band» был в то время самым ярким джазовым составом в Чикаго, работа в нем многое дала Армстронгу для его будущей карьеры. В составе этого оркестра Армстронг сделал свои первые записи.

Вскоре Армстронг начал самостоятельную карьеру в Нью-Йорке, где поступил на работу в оркестр Флетчера Хендерсона. Там он стал известным, любители джаза приходили слушать бэнд зачастую ради его «горячих» соло. К этому времени окончательно сформировался собственный стиль Луи Армстронга — яркий, импровизационный и изобретательный.

В этот период Армстронг участвовал в записях и работал в составах различных аккомпанирующих ансамблей со многими блюзовыми и джазовыми вокалистами.

Вернувшись в Чикаго, Армстронг много и успешно работал. Примерно в это же время проявилось его актерское дарование. Он даже играл в театральном шоу-бэнде. Записи, сделанные в эти годы при участии известных музыкантов, стали шедеврами джазовой классики.

Армстронг постепенно отказался от корнета и полностью перешел на трубу, полюбившуюся ему более ярким звучанием. Он начал выступать в дуэтах с выдающимися музыкантами и петь в манере «скэт», имея огромный успех у слушателей.


Луи Армстронг был уникальным и неповторимым джазовым певцом. Его довольно низкий, хрипловатый, наполненный теплом голос, узнавался мгновенно. Его пение напоминало его игру на трубе. Здесь он столь же блестяще импровизировал, по-своему расставлял акценты, заставлял голос вибрировать. Армстронг разработал школу джазового вокала, основанную на интерпретациях народных блюзовых певцов, использовавших свой голос как инструмент. Луи показал, что эмоциональное значение текста может быть выражено не только словами, но и с помощью голоса и инструментов. Армстронг пел самые разнообразные вещи: и шлягеры, и блюзы, и другие песни, и они всегда звучали у него по-джазовому.

В какой-то момент Армстронг окончательно оставил Чикаго и перебрался в Нью-Йорк. Больше и больше внимания он начал уделять танцевальной музыке. Он привнес в этот музыкальный стиль свою яркую индивидуальную манеру, свойственную джазу, и быстро стал звездой национального масштаба.

Луи Армстронг много гастролировал, выступал со знаменитыми биг-бэндами (например, Дюка Эллингтона,) участвовал в киносъемках в Голливуде. Гастроли принесли ему широчайшую известность как у себя на родине (прежде в США он был популярен в основном у негритянской публики), так и за рубежом. В промежутках между гастролями он продолжал выступать на Бродвее, участвовать в театральных постановках и радиопрограммах, сниматься в кинофильмах.

Армстронг начал руководить своим джаз-бэндом. Написал две автобиографические книги в разные периоды своей жизни. Примерно в этот же период у него начались первые проблемы со здоровьем, он перенес несколько операций, связанных с лечением травмы верхней губы (деформация и разрыв тканей из-за постоянной игры на музыкальных инструментах), а также операцию на голосовых связках (с ее помощью Армстронг зачем-то пытался избавиться от хриплого тембра голоса, ценность которого для его неповторимой исполнительской манеры он осознал лишь впоследствии).

Луи Армстронг был одним из самых знаменитых в мире музыкантов и шоуменов, к тому же он снялся более чем в 50-ти фильмах. Госдепартамент США присвоил ему неофициальный титул «Посол джаза» и неоднократно спонсировал его мировые турне.

Когда Госдепартамент был готов финансировать его поездку в Россию, Луи отказался: «Люди спросили бы меня там, что делается у меня в стране. Что я бы мог им ответить? У меня прекрасная жизнь в музыке, но чувствую я себя, как любой другой негр…»

Армстронг активно участвовал в джаз-фестивалях (1948 — Ницца, 1956-58 — Ньюпорт, 1959 — Италия, Монтерей), гастролировал по всему миру. Классической стала сделанная им и Эллой Фицджеральд в 1950-е годы запись оперы Гершвина «Порги и Бесс».

На 60-м году жизни Армстронг перенес инфаркт, и с этого момента здоровье уже не позволяло ему выступать в полной мере, однако он никогда не прекращал концертные выступления.

Теперь Армстронг работал больше в качестве вокалиста, записывая как новые версии традиционных композиций («Go Down Moses»), так и новые песни (напр., тема к фильму «На секретной службе Её Величества», «We Have All the Time in the World»). Вместе с Барброй Стрейзанд он принял участие в мюзикле «Привет, Долли!»; выпущенная отдельным синглом песня «Hello, Dolly!» в его исполнении дошла до первого места в американском хит-параде продаж. Последним хитом Армстронга стала жизнеутверждающая песня «What a Wonderful World» (первое место в Великобритании).

Здоровье артиста стало резко ухудшаться, но он продолжал работать. 10 февраля 1971 года он в последний раз играл и пел в телешоу. В марте он еще выступали в Нью-Йорке со своим оркестром. Очередной сердечный приступ вновь заставил его лечь в больницу на 2 месяца. А в июле величайший джазмен ушел из жизни.

Смерть Армстронга вызвала настоящий поток самых искренних и глубоких соболезнований. Многие газеты не только в США, но и в других странах (в том числе и советская газета «Известия») поместили на первой полосе сообщение о его кончине. Похороны прошли очень торжественно и транслировались по телевидению на всю страну. Тело было выставлено для торжественного прощания в учебном манеже Национальной гвардии, предоставленном для этих целей по личному распоряжению президента США.

В заявлении, сделанном президентом Никсоном, говорилось: «Госпожа Никсон и я разделяем горе миллионов американцев в связи со смертью Луи Армстронга. Он был одним из творцов американского искусства. Человек яркой индивидуальности, Армстронг завоевал всемирную известность. Его блестящий талант и благородство обогатили нашу духовную жизнь, сделали ее более насыщенной».

Кто такой

Рекомендуем почитать

Наверх