Конспект занятия «Профессия — музыкант. Непосредственная образовательная деятельность «Познавательное развитие» Средняя группа Тема: «Профессия Музыкант» (Методическое объединение) план-конспект занятия по музыке (средняя группа) на тему История профессии

География 23.12.2023

Профессия – музыка

Живой журнал

учитель музыка МКОУ «Уксянская СОШ»

Цели:

1) показать разнообразие специальностей, связанных с музыкой;

2)развивать у учащихся творческий потенциал в выборе профессии через этот предмет;

Задачи :

1) Формировать представление о роли профессии в жизни человека;

2) Расширить представления о личностных качествах, необходимых для освоения желаемой профессии;

3) Формировать умение вести дискуссию, рассуждать и воспитывать толерантное отношение к другим мнениям.

Предварительная работа:

подготовка сообщений «Профессия музыкант», «Первые профессии великих музыкантов», подборка песен про профессии

Формы работы: групповая, индивидуальная, коллективная

До начала проведения урока класс делится на 2 группы.

План занятия:

    Организационный момент

    Формулирование темы урока

    Новая тема

Великое творчество – музыка

История профессии музыканта

Роль профессии музыканта в современном обществе

Музыкант как профессия

    Профессия первая моя

    Музыкально – профессиональная викторина

    Мои первые шаги в профессию.

    Музыкальная страничка

    Творческая (рефлексия)

Ход урока (Слайд №1)

Добрый день. Я рада видеть вас на нашем мероприятии. Тема сегодняшнего занятия очень важна в вашей жизни.

Сейчас каждая команда получит карточки с зашифрованнным высказыванием, которое имеет отношение к названию сегодняшней темы. (Приложение: на выбор – «Облако из слов» или «Шифровка»)

Ответы детей:

    И швец, и жнец, и на дуде игрец.

    Мелодия – душа музыки.

ФОРМУЛИРОВКА ТЕМЫ

Тема сегодняшнего занятия «Профессия - музыка» (Слайд №2).

Как вы думаете, что сегодня мы с вами будем обсуждать в нашем живом журнале?

(ответы детей)

Итак, мы открываем наш ЖЖ

И первая тема, которую вам предстоит обсудить такова:

1. Великое творчество – музыка

Многие любят музыку, некоторые ею занимаются, а избранным дан талант музыканта. Фактически музыкантами принято называть не только тех, кто играет на каком-либо музыкальном инструменте, но и вокалистов, и композиторов. В принципе, термин «музыкант» применим к любому человеку, занимающемуся музыкой.

Итак, музыканты могут быть любителями или профессионалами. Первые занимаются музыкой для души, для себя или узкого круга людей. Профессиональные музыканты зарабатывают музыкой на жизнь.

1.1. История профессии музыканта

Профессия музыканта настолько же древняя, насколько и сама музыка. С появлением первых музыкальных инструментов появились и первые музыканты. Они были главными действующими лицами в ритуальных танцах и пениях, обрядовых традициях, религиозных мероприятиях. Так как все эти моменты играли важную роль в жизни древних народов, то и роль музыканта была весьма почетной.

Роль музыкантов часто исполняли монахи и другие служители церкви, поскольку развитие музыки было сконцентрировано вокруг христианской религии (в Европе). Параллельно существовали бродячие музыканты, для которых нередко музыка была главным занятием в жизни. Кроме того, музыка в их устах превращалась в идеологическое оружие, передававшее идеи и настроения широкой аудитории.

1.2. Роль профессии музыканта в современном

С одной стороны, музыка – это развлечение. В нашем распоряжении радио и телевидение, диски и концерты – объем музыкального материала огромен. Но в то же время музыка может выполнять воспитательные и даже идеологические задачи. Поэтому профессия музыканта очень ответственна, в его руках – оружие, способное управлять не только настроениями, но и идеями большого количества людей. Музыкант – это учитель: его слушают, его творчество влияет на умы и стремления людей.

Хороший музыкант – тот, кто не только профессионально сочиняет или исполняет музыкальные произведения. Это человек, который умеет посредством музыки выражать мысли и идеи, передавать настроения, вызывать эмоции.

1.3. Музыкант как профессия

Что вдохновляет людей на музыку, на творчество?

Откуда приходит вдохновение к музыкантам, откуда берёт начало это неимоверное чувство к знаниям душевных радостей и поведение об этом всему свету.

Об этом можно долго писать, ведь это музыка её нужно чувствовать душой и телом. Тонкая натура и талант вот, кто работает в этой грани чувств и эмоций. Работа гораздо сложнее, и утомительнее чем какая-либо другая работа в другой сфере и профессии. Ведь здесь нужен талант. Талант к музыке, а тем более тем людям которые создают эту грань музыки и воплощения, без этого не обойтись.

Сообщение о музыкальных профессиях

1.4. Требования к профессии музыкант

Не стоит забывать, что музыка – это в первую очередь искусство, а значит, музыкант – профессия творческая. Творческие люди особенные, ими сложно управлять и почти невозможно что-либо от них требовать. Поэтому как таковых критериев к профессии музыканта нет. Прежде всего, чтобы стать хорошим музыкантом нужно иметь талант, врожденные способности к занятию музыкой. Сложно быть музыкантом, не имея хорошего слуха и голоса.
Но любой талант нужно развивать. Только исключительно одаренным личностям удается самостоятельно вырасти в профессионального музыканта.
Способов получить музыкальное образование масса – от музыкальных кружков и индивидуальных занятий с репетитором до трехступенчатой системы музыкального образования, включающей музыкальные школы, специализированные училища и профильные институты. Это верный способ систематизировать знания, усовершенствовать умения и постоянно расти в профессиональном плане.

К сожалению, даже самое лучшее образование не гарантирует успех и популярность музыканта. Главный риск этой профессии – опасность остаться невостребованным. Слава музыканта – явление сложно объяснимое, не зависящее от каких-то определенных факторов. Музыкантом надо родиться, эту профессию нужно искренне любить и посвящать ей себя целиком, иметь особую харизму и нести интересный и нужный публике позыв – только так можно реализоваться в такой многогранной и интересной профессии, как музыкант.

2. Профессия первая моя

Мы открываем новую страничку нашего ЖЖ.

Именно талант и искренняя любовь к музыке отличают настоящего музыканта. И благодаря этим качествам мы с вами знаем имена великих композиторов. А знаете ли вы о том, что некоторые известные композиторы в юности получали совсем не музыкальное образование, а осваивали другие профессии.

Сообщения, подготовленные детьми о Мусоргском, Римском – Корсакове, Бородине, Шуберте, Чайковском.

И в наше время есть такие примеры, когда музыка их увлечения становится делом всей жизни (Макаревич, Розенбаум).

Сообщение о реперах, рок музыкантах.

3. Музыкально – профессиональная викторина

    Кто работает играючи?(Актёры, музыканты-исполнители.)

    Кто живёт и работает припеваючи?(Певцы.)

    Кто трубит на весь мир о своём музыкальном таланте?(Музыканты-трубачи.)

    Назовите самых известных сказочных музыкантов.(Бременские музыканты из одноимённой сказки.)

    Кто пишет слово «тушь» с мягким знаком: художники или музыканты? (Художники. В этом случае это слово обозначает чёрную краску, служащую для рисования и черчения. А без мягкого знака – «туш» – это небольшая музыкальная пьеса фанфарного склада, исполняющаяся как торжественное приветствие.)

    Какие музыканты делают своё дело «из-под палки»?(Музыканты симфонического оркестра – из-под палочки дирижёра.)

    Представители какой профессии не обидятся, если им скажут: «Ваше место – в яме!»?(Музыканты, ведь их рабочее место – оркестровая яма.)

    Какого композитора в шутку называют лучшим композитором среди химиков и лучшим химиком среди композиторов?(Бородина Александра Порфирьевича.)

4. Мои первые шаги в профессию.

Высказывание об учебе в Уксянской школе искусств: Яковлева Елена, Брюханова Татьяна, Степановских Полина, Задорина Елизавета

5. Музыкальная страничка

5.1. «Угадай профессию»

По фрагменту определить о какой профессии поется в песне.

Самостоятельная работа в группах.

5.2. Исполнение попурри из мультфильмов

Представители каких профессий могли бы петь эти песни

6. Творческая Итоговая

Синквейн – это стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Музыка
красивая, разная

окрыляет, возбуждает, успокаивает

Музыка жизнь украшает

Язык звуков

Работа.
Творческая, любимая.

Интересует, вдохновляет, кормит.

Без нее нет самореализации.

Труд.

Знаем, формула успеха,

Что удачу принесет,-

Если «Я хочу, могу и надо»

Идеально совпадет.

Только ведь мы реалисты,

Честно скажем вам сейчас:

Надо многому учиться,

Чтоб не упустить свой шанс.

Исполнение «Кто, если не мы»

Приложения.

Фридрих Великий – король Пруссии написал 121 сонату, 4 концерта для флейты, несколько симфоний и арий для опер. Ни один концерт в его времена не обходился без исполнения его произведений, и ни один бал - без его выступления.

Андрей Макаревич

После окончания школы в 1971 году поступил в , откуда в 1974 году был отчислен (официально - «за несвоевременный уход с работы на овощной базе», фактически - по закрытому распоряжению одной из инстанций, из-за не одобряемых занятий рок-музыкой), после чего устроился на работу архитектором в Гипротеатр («Государственный институт проектирования театров и зрелищных сооружений») где работал до 1979 года, в 1975 году восстановился в МАРХИ на вечернем отделении, окончил его в 1977 году с дипломом художника-графика и архитектора. Тем не менее, основным занятием всё это время была работа с «Машиной времени».

Александр Розенбаум

В 1968-1974 годах учился в в Ленинграде. До сих пор ежегодно даёт там концерты. По случайности его исключили из института, но в армию не взяли по причине плохого зрения. Александр Розенбаум пошёл работать в больницу. Через год Розенбаум восстановился в институте и закончил своё образование. В 1974 году, сдав на отлично все государственные экзамены, Александр получил диплом врача-терапевта общего профиля. Его специализация - и .

Олег Митяев

В г. поступил и в г. закончил по специальности «монтаж электрооборудования промпредприятий». С 1975 по гг. служил на флоте. В 1977 г. поступил и в г. окончил с отличием

– древнейшая специальность будущего. Большинство людей любят слушать музыку, а лишь избранные обладают музыкальным даром. Музыканты – вокалисты, композиторы, а также играющие на каком-нибудь музыкальном инструменте. Они делятся на профессионалов и любителей. Первые посредством музыки зарабатывают, а вторые увлекаются музыкой для собственной души.

История развития профессии музыканта

Эта специальность, как и музыка вообще, появилась ещё у древних народов. Тогда музыканты выступали основными действующими лицами в религиозных мероприятиях, а также обрядовых песнопениях. Поэтому они занимали довольно почетное место.

В Средние века музыкантами зачастую становились церковнослужители. Помимо этого, музыкой занимались бродячие музыканты, из их уст она звучала как идеологическое оружие, передававшее настроение народных масс. С развитием человечества развивалась и музыка.

В современное время музыка является развлечением. Однако она играет воспитательную и идеологическую роль. Данная профессия весьма ответственна, поскольку в её руках находится оружие, которое способно управлять как настроениями, так и идеями огромного числа людей. Талантливый музыкант умеет музыкой передать настрой и мысли, а также вызвать бурные эмоции.

Требования к представителям профессии музыкант

Музыка является творчеством, а, следовательно, профессия музыкант – специальность удивительная и творческая. От творческих людей практически невозможно что-то потребовать. Чтобы быть успешным, необходимо обладать врожденным талантом. Совсем непросто стать музыкантом при отсутствии слуха и сильного голоса. Чтобы стать профессионалом, даже талантливым личностям нужно развивать свои способности.

Основной профессиональный риск – опасность быть невостребованным, ведь прекрасное образование не может гарантировать музыканту славу и популярность. Эту работу необходимо любить всем сердцем и посвящать ей всю свою жизнь. Только музыкант, обладающий внутренней харизмой и несущий позыв, который интересен публике, сможет в этой разносторонней профессии реализоваться.

Большинство считает, что каждому можно стать музыкантом. Не надо иметь какие-либо специальные знания, чтобы создать мелодию. Но практически для создания по-настоящему красивой мелодии, нужно суметь её выразить, для чего надо знать и гаммы, и интервалы от звуков, и их сочетания, и, разумеется, сами ноты. Это достаточно сложная наука, которую нужно осваивать годами, а затем совершенствовать свои способности.

Я И МОЯ ПРОФЕССИЯ
  • 1) ПРОФЕССИЯ - МУЗЫКАНТ.

  • 2)ПЛЮСЫ ПРОФЕССИИ МУЗЫКАНТ.

  • 3)МИНУСЫ ПРОФЕССИИ МУЗЫКАНТ.


1) ПРОФЕССИЯ - МУЗЫКАНТ.

Во все времена на Руси, да и не только, лучше всего жилось шутам и музыкантам (скоморохам), ведь именно юмор и музыка – это те вещи, от которых гораздо более, чем от финансовой и эмоциональной обеспеченности, зависит ощущение человеческого счастья и радости. Только вот жизненная философия, которая позволяет посвятить себя почти всегда нестабильной и невысоко оплачиваемой профессии музыканта, встречается редко, из-за чего парни и девушки, мужчины и женщины с музыкальным инструментом в кофре на улице всегда заставляют прохожих оборачиваться.


Профессиональный музыкант-пианист (специальность - фортепиано) может иметь квалификацию: концертмейстер, солист, артист камерного ансамбля, концертирующий солист, а также преподаватель. Область профессиональной деятельности - музыкальное искусство. Главная задача исполнителя - передать композиторский замысел, донести его до слушателя посредством игры на фортепиано.

Профессиональный музыкант должен владеть навыками исполнения музыкальных произведений с использованием различных приемов игры; навыками анализа музыкального текста с целью сохранения, передачи при исполнении музыкального произведения его стилистических особенностей. При работе с вокалистом от концертмейстера требуется знание специфики исполнения, вокального репертуара, умение грамотно аккомпанировать. При работе с инструменталистами необходима способность работать в ансамбле. Также музыкант участвует в создании музыкального оформления и сопровождении культурных мероприятий.

Характерны статичная рабочая поза, нагрузка на позвоночник и руки. Концертмейстеры востребованы в образовательных учреждениях и учреждениях культуры. В качестве преподавателей музыканты также легко трудоустраиваются в школы, учреждения дополнительного образования, а также в специализированные музыкальные образовательные учреждения. Возможна работа в качестве концертирующего исполнителя - солиста или в составе ансамблей.


Должен уметь

Должен уметь
  • Исполнять произведения на музыкальных инструментах в различной технике игры, понимать идею музыкального произведения и выражать его образ и эмоциональную глубину, работать индивидуально и в оркестре и т.д.

Профессионально важные качества
  • музыкальный слух;

  • чувство ритма;

  • музыкальная память;

  • хорошая координация;

  • моторная беглость;

  • усидчивость, терпение, целеустремленность;

  • развитое воображение, творческие способности (склонность к импровизации);

  • педагогические способности.

Медицинские противопоказания
  • болезни рук (артрит);

  • пониженный слух;

  • сильный сколиоз с противопоказаниями работы в статичной позе и больших нагрузок на позвоночник и руки.

Пути получения профессии
  • Музыкальное училище, колледж.

Родственные профессии
  • Солист, артист камерного ансамбля, преподаватель музыки, певец.


2)ПЛЮСЫ ПРОФЕССИИ МУЗЫКАНТ.

1)Музыкант дарит радость и вдохновление.

2)Музыка меняет настроение людей, взаимодействует с их чувствами.

3) Музыка очищает сознание человека. Настоящий музыкант помогает этой жизни, этому миру быть ярче и сам живет и дышит только этим.

3)МИНУСЫ ПРОФЕССИИ МУЗЫКАНТ.

Музыкой очень сложно зарабатывать, вообще это физически тяжело, хамят ИМ часто. Правда, хвалят тоже часто, но и это не всегда плюс. Нестабильность заработка порой заставляет затянуть поясок потуже или выйти в переход с кепкой (панамкой, шляпой и пр.). Кроме того, «Не стреляйте в пианиста – играет, как умеет» - обращение, которое не безосновательно висело во времена Дикого Запада во многих техасских барах. Сегодня у тебя голос плохой, завтра «а спой дембельскую…», послезавтра могут и ножом «встретить». Наш пьяный люд в такого рода заведениях не всегда добр, ласков и щедр на чаевые. И, тем не менее, понимание человеческой души в сочетании с умом и сообразительностью порой творит чудеса. Именно поэтому на грани сознательного и подсознательного всегда можно найти и надавить на ту точку, которая напомнит человеку о его человечности, будь он даже вдребезги пьян и так же глуп. Кому как не музыканту, играющему на человеческих эмоциях, на нервах с той же легкостью, как и на струнах своей гитары (скрипки, виолончели и т.п.), знать эти точки?

Так что даже в минусах есть свои плюсы. Пой, играй, живи не только ради себя, но и для других, и да будет тебе счастье.


4)Я ВЫБИРАЮ ПРОФЕССИЮ МУЗЫКАНТ.

    И пускай эта профессия не столь высоко оплачивается, пускай она нестабильна и не обеспечит мне достойной пенсии, но ведь суть не в этом. Суть в том, что каждый раз, уходя на работу, я буду делать это с ощущением правильности происходящего. Ведь музыкант – это один из немногих людей, которые способны переживать свои эмоции не самостоятельно, не в одиночестве, а делиться ими со всем миром, со всеми, кто слышит, как из его инструмента льется звук.


Я хочу стать музыкантом, а точнее, пианистом.

"Для того, чтобы заниматься музыкой и достичь в этом деле успеха, говорил Чайковский, - необходимо иметь талант, слух, музыкальные задатки. Невозможно в искусстве и без терпения и упорства".

Действительно, чего только стоят все гаммы, технически сложные этюды. Особенно трудно в самом начале своего пути побороть в себе проблемы переходного возраста. Например, многие мои знакомые, учась в школе, бросили занятия музыкой и сейчас очень жалеют об этом. Ведь помимо собственно занятий фортепиано, необходимо посещать сольфеджио, вокал, историю музыки, хоровые занятия.

Не каждый сможет отдавать свои силы на такой основательный труд. Но занятия музыкой стоят того, ведь они приносят колоссальное удовольствие. Находясь в этой среде, ощущаешь особую атмосферу, встречаешь множество интересных и творческих людей. Профессия музыканта меня очень привлекает, и возможно, я бы хотела попробовать себя в этой деятельности.


оркестра или ансамбля , аккомпаниро

  • Профессиональные пианисты могут выступать как самостоятельные исполнители, играть в сопровождении оркестра или ансамбля , аккомпаниро







    На самом деле все профессиональные заболевания работников искусства, неважно какого именно: будь то музыка, театр, художество или другое, очень страшны и большинство из них хронические. И надо отдать должное этим людям, которые готовы жертвовать собой ради дела жизни, ради прекрасного ради того чтобы мы с вами могли наслаждать и одновременно получать эстетическое, культурное образование.


Творческие профессии всегда кажутся людям привлекательными и, как многие считают, не требуют каких-то усилий. Но это в корне неверно, для специальностей такого плана нужен талант - ведь без него сложно создать шедевры. И профессии, связанные с музыкой - не исключение. Для большинства музыкальная профессия может быть только одна - это певец или музыкант. Кто-то сможет ещё вспомнить и про композитора. На самом деле работа в музыкальной индустрии не ограничивается только этими известными специализациями. Какие есть профессии, связанные с музыкой? Их довольно большое разнообразие, которое не ограничивается одними певцами и музыкантами. Ниже читателю будет представлен список профессий, связанных с музыкой.

Исполнители музыки

Это те, кто доносит до слушателей смысл музыкального произведения. К ним относятся представители следующих специальностей:

  • Певец. Наверное, это одна из самых популярных профессий, связанных с музыкой. Певец - это человек, который с помощью своего голоса передаёт слушателям содержание музыкального произведения. Голос - его рабочий инструмент, поэтому он должен уметь владеть им в совершенстве. Недостаточно просто иметь хорошие вокальные данные от природы - нужно целенаправленно проводить работу над голосовыми связками, чтобы исполнение композиции надолго оставалось в сердцах слушателей.
  • Музыкант. Если для певца его инструментом является голос, то для человека этой профессии - это абсолютный слух и умение играть на каком-либо музыкальном инструменте, в результате игры на котором люди слышат музыку.
  • Дирижёр. Это одна из трудных профессий, связанных с музыкой, потому что именно от того, как он будет управлять группой музыкантов или вокалистов, зависит качество исполнения музыкального произведения. Ведь его задачей является не просто управление исполнителями, а донесение смысла композиции. Дирижёр должен обладать абсолютным слухом, организаторскими способностями.

Создатели музыки

Чтобы исполнителям было что исполнять, нужно это создать. И тут музыкальное общество не сможет обойтись без представителей этих прекрасных профессий:

  • Композитор. Это тот, кто пишет музыку, передаёт свои эмоции через ноты. Некоторые сочиняют, находясь за инструментом. Кто-то предпочитает записывать нотами. Если вы не можете жить без музыки, хотите общаться посредством её с миром, то профессия композитора - для вас.
  • Аранжировщик. Об этой специализации вспоминают реже, чем о вышеперечисленных. Это человек, который занимается обработкой звучания композиции. Аранжировщик может из неинтересной вещи сделать настоящий шедевр, но для этого ему необходимы некоторые навыки композитора. Также именно этот специалист может придать, например, классическому произведению рок-звучание.
  • одна из популярных у молодёжи профессий, связанных с музыкой. Прогресс не стоит на месте, в том числе и музыкальный. Диджей при помощи специального оборудования сводит, т. е. смешивает несколько композиций и создаёт нечто новое.
  • можно сказать, сочетание навыков из последних двух специальностей. Человек, занимающийся звукорежиссурой, с помощью различных техник создаёт новый образ звука, который потом может использоваться в фильмах, спектаклях.

Преподаватели музыки

Конечно же, без музыкальных педагогов не обойтись. Ведь для всех профессий, связанных с музыкой, нужно иметь необходимые навыки и умения, которые может дать только преподаватель. Кроме постановки голоса, обучения игры на инструментах, люди музыкальной сферы должны быть хорошо эрудированными и разбираться в музыкальных направлениях. Все эти знания дают музыкальные педагоги.

Специальности с техническим и научным уклоном

Также стоит упомянуть о таких профессиях:

  • Звукотехник. Благодаря ему всё музыкальное оборудование, которое имеется на сцене, съёмочных площадках, работает, и слушатели могут наслаждаться прекрасным звучанием.
  • Музыковед. Это довольно редкая профессия, рассматривающая музыкальную сферу с научной точки зрения. Данные специалисты занимаются разработкой музыкальной теории, её систематизацией и решением различных музыкальных вопросов.

Выше были перечислены 10 профессий, связанных с музыкой, которые могут показаться наиболее интересными. Как и в любой творческой сфере, нельзя создать прекрасные вещи, не имея таланта. Но можно даже замечательную задумку не суметь воплотить должным образом из-за недостатка знаний. Поэтому музыкальным профессиям нужно обучаться, если вы хотите связать с музыкой свою профессиональную деятельность.

Где обучают

На музыкальных специалистов обучают в консерваториях, филармониях, специальных музыкальных учреждениях, факультетах. На все перечисленные выше профессии необходимо учиться, что позволит в дальнейшем стать настоящим профессионалом в музыкальной сфере. Главное - помнить, что создание и исполнение музыки - это прежде всего искусство, которое должно приносить душевную гармонию.

Музыкантам, как и любым другим представителям творческих профессий, общество привыкло так активно петь дифирамбы, что иногда создается впечатление, будто жизнь исполнителей и композиторов напрочь лишена изъянов. Не менее десяти лет старательного обучения в учебных заведениях, по-видимому, представляются людям как приятная и увлекательная поездка на аттракционе в парке отдыха. Бесчисленные часы домашних занятий, заучивание наизусть ненавистных произведений, скучное знакомство с теорией и сухая механическая практика – всё это мало волнует человека далекого от музыки. Главное, считает он, что на выходе из учебного заведения музыканта уже поджидает успех, слава и приличные гонорары. Чем не сказка?

В противоположность таким заблуждениям, действительность оказывается куда сложнее и прозаичнее. С трудностями музыкант столкнется на первых же этапах обучения, и разлучиться с ними ему будет не суждено до самого завершения своей карьеры. Впрочем, до собственно карьеры дело доходит только у единиц, остальные в лучшем случае находят себя в других профессиях.

Думаете, утрирую? Если бы. В противовес елейному общественному мнению приведу свои личные наблюдения о сути профессии музыканта. Может быть, где-то я окажусь необъективным или чрезмерно пессимистичным, но таково уж мое личное мнение.

Обучение

Итак, путь к головокружительным высотам исполнительского мастерства, как правило, начинается с музыкальной школы и репетиторов или самоучителя. Второй вариант заканчивается положительно, только если учащийся осваивает инструмент для игры в поп- или рок-группе. Таких людей можно смело причислять к музыкантам-любителям, но не принижать за это их достоинства – среди подобной публики также встречаются самородки. Однако речь сейчас не о самоучках – у них другие цели и потому трудности, с которыми им приходится сталкиваться, оказываются несколько иного рода.

Что же качается человека, решившего посвятить свою жизнь музыке, то его ожидают долгие годы упорного и беспрерывного труда. Даже если учащийся «горит» музыкой, интересные и полезные занятия с преподавателями будут у него уравновешиваться скучнейшими упражнениями на технику, которым по всем правилам стоит уделять не менее полутора часа в день. Общее время ежедневных занятий – от трех до восьми часов.

Выходных у настоящих музыкантов не бывает. Не жизнь, а праздник.

Если кому-то кажется, что изучить понравившееся произведение можно сразу, разобрав ноты и сыграв его на своем инструменте, то он глубоко ошибается. Разумеется, речь идет не о популярных песнях и мелодиях. Одна из импровизаций Чарли Паркера? Соната Скарлатти? Выучите за день? Предположим. Но хорошо сыграете только через полгода. Для начала необходимо будет добиться полного автоматизма в игре и только после этого приступать к поиску верных интонации.

Короче говоря, с лету сыграть с душой не получится. Не получалось даже у выдающихся музыкантов.

Если человеку вздумалось учиться музыке в провинции, перед ним возникнет еще одна проблема – выбор толкового педагога. Чем дальше населенный пункт расположен от столицы и крупных городов, тем меньше шансов найти действительно хорошего учителя. В случае с маленькими городами вступает в силу негласный закон: кто умеет, тот делает; кто не умеет, учит других. Такие преподаватели не только горазды путать Баха с Бетховеном, но и способны в буквальном смысле нанести вред своим ученикам. Например, нередки случаи, когда в процессе обучения у детей формировалась неправильная посадка, что могло привести к развитию сколиоза и остеохондроза. Не лучший из побочных эффектов обучения музыке. Подобных педагогов, к счастью, не так уж и много, но они еще встречаются в учебных заведениях, поэтому надо быть крайне осторожным при выборе наставника.

Также следует понимать, что если желание стать музыкантом застало вас врасплох уже в юношестве, то развивать технику игры может быть мучительно трудно. У детей организм только формируется и потому все возлагаемые на них нагрузки способствуют развитию слуха, гибкости суставов и подобному. Но уже подросткам приходится в процессе обучения бороться с собственным телом. Как бы то ни было, даже для достижения среднего результата придется много и упорно работать в течение длительного времени.

Встречаются, конечно, и люди, которым обучение дается легче, чем остальным, но такие случаи единичны.

Трудоустройство

С освоением игры на инструменте и так все ясно – в любом учении тяжелее, чем в бою. Но так ли просто реализовать себя в любимой профессии после того, как отучился во всех возможных учебных заведениях? Как ни странно, и в этом творческом виде деятельности работают принципы, применимые также к другим специальностям. То есть, шансы на полноценную реализацию себя как музыканта зависят не только от стараний и таланта, но и от воздействия внешних факторов. Поясню.

Практически в любой сфере деятельности существует конкуренция среди профессионалов. И чем больше в стране таких людей, тем тяжелее найти себе работу. Высшие учебные заведения выпускают сотни специалистов в год, а места, на которые новоявленные специалисты могут устроиться, исчисляются десятками. Не берем в расчет людей талантливых, чьи способности были вовремя замечены – их карьера, как правило, начинается с юных лет. Но что если человек звезд с неба не хватал: инструмент с горем пополам освоил, теорию вышколил, о практике представление имеет и, несмотря на трудности, видит себя только музыкантом. Между нами говоря, для него все только начинается.

В данном случае больше всего повезет выпускникам эстрадных отделений, потому что им легче кооперироваться. Они могут запросто набрать единомышленников и сколотить собственную группу или бэнд. Другой вопрос, насколько прибыльны такие затеи, ведь помимо игры музыкантам еще надо кушать и одеваться. Мой опыт подсказывает, что даже неплохим исполнителям денег хватает только на удовлетворение базовых потребностей. Sad but true.

Если мечтаете о финансовом благополучии – ни в коем случае не идите в музыканты.

Меньше всего шансов разбогатеть у выпускников классических отделений. Исполнители, композиторы и теоретики просто обречены на безденежье, только если вдруг не случится чудо. Поступить в хороший оркестр, чтобы обеспечить себе стабильный заработок, практически нереально. Работать на одних халтурах – значит быть готовым время от времени голодать. Писать собственную музыку в академических жанрах – смерти подобно. Остается педагогическая деятельность, подработки студийным музыкантом или лабухом в ресторанах, репетиторство или освоение смежных профессий ( , например). Высокая зарплата и широкие возможности для самореализации? Нет, не слышал.

Если человек полон амбиций и жаждет явить миру свой талант, то в девяноста девяти случаях из ста его ждет крах всех надежд, сопровождающийся бездной разочарований. Такие горе-исполнители, в итоге, от невостребованности имеют свойство впадать в затяжную депрессию, которая обычно заканчивается погребением своего эго, мечтаний и радужных фантазий. Если такой музыкант не успеет переквалифицироваться, то вся его творческая деятельность очень скоро мутирует в скучную и бесперспективную рутину.

Но весь этот мрак ждет «середнячков», что же происходит с теми, кто смог преодолеть внешние обстоятельства и реализовать себя в профессии?

Там тоже не все так гладко, как хотелось бы. Во-первых, музыка будет отнимать массу времени, что неизбежно скажется на личной жизни. Повезет, только если встретится понимающий партнер, который не станет терзать музыканта за его бесконечную занятость и периодическое выпадение из бытовой сферы. Во-вторых, финансовый вопрос. Как я уже отметил выше, профессиональные музыканты миллионерами не становятся. В-третьих, успешному исполнителю и композитору на протяжении всей своей карьеры придется иметь дело с людьми творческими, а потому не всегда легкими в общении и сотрудничестве. Ну и наконец, чтобы не потерять позиции, музыкант вынужден будет беспрерывно развиваться. И это касается не только оттачивания техники, но также углубленного изучения других видов искусства, освоения новых для себя видов деятельности и других вещей.

То есть, пахать придется без остановки.

Все вышеперечисленные ужасы, на самом деле, грозят далеко не каждому и могут даже обойти человека стороной, если тот чувствует, что самим космосом ему было завещано стать музыкантом. Такое встречается крайне редко, но если уж в голову приходит мысль, что без занятия музыкой жизнь лишится самого главного, то попробовать реализовать себя в этой области наверняка стоит. Да, будет трудно. Зато ничто не сравнится с чувствами, которые переживает музыкант во время игры перед публикой. Да, на яхту накопить не получится. Но разве яхта гарантирует счастливую жизнь? Да, профессиональная деятельность будет отнимать большую часть времени. Но разве настоящая музыка этого не заслуживает?

Пусть каждый сам ответит на все вопросы и решит для себя, чем он готов пожертвовать ради своей цели и что он получит взамен при ее достижении. И если выбор все же падет именно на эту нелегкую профессию, то важно успеть осознать, что надо будет всегда выкладываться по полной, а иначе нет смысла даже пробовать.

Рекомендуем почитать

Наверх