Физиологическая потребность - базовые нужды человека. Социальные, биологические и духовные потребности человека Основной вид потребностей человека

Обществознание 19.01.2024
Обществознание

В широком смысле потребности определяются как источник активности и форма связи живого организма с окружающим миром.

Социальные потребности человека – желания и стремления, присущие как представителю человеческого рода.

Человечество – общественная система, вне которой невозможно развитие личности. Человек всегда часть общности людей. Осуществляя социальные стремления и желания, он развивается и проявляется как .

Принадлежность к обществу людей обуславливает возникновение социальных потребностей человека. Они переживаются как желания, влечения, стремления, яркоокрашенные эмоционально. Они формируют мотивы деятельности и определяют направленность поведения, сменяют друг друга по мере реализации одних и актуализации других желаний.

Биологические желания и природа людей выражаются в необходимости поддерживать жизнедеятельность и оптимальный уровень функционирования организма. Достигается это путем удовлетворения нужды в чем-либо. У людей, как у животного, есть особая форма удовлетворения всех видов биологической нужды – бессознательные инстинкты.

Вопрос о природе потребностей остается дискуссионным в научной среде. Одни ученые отвергают социальную природу желаний и влечений, другие – игнорируют биологическую основу.

Виды социальных потребностей

Социальные устремления, желания, влечения обусловлены принадлежностью людей к обществу и удовлетворяются только в нем.

  1. «Для себя»: самоидентификация, самоутверждение, власть, признание.
  2. «Для других»: альтруизм, безвозмездная помощь, защита, дружба, любовь.
  3. «Вместе с другими»: мир на Земле, справедливость, права и свободы, независимость.
  • Самоидентификация заключается в желании быть подобным, похожим на конкретного человека, образ или идеал. Ребенок идентифицирует себя с родителем своего пола и осознает себя мальчиком/девочкой. Потребность в самоидентификации периодически актуализируется в процессе жизнедеятельности, когда человек становится школьником, студентом, специалистом, родителем и так далее.
  • Самоутверждение необходимо, и оно выражается в реализации потенциала, заслуженном уважении среди людей и утверждении человеком себя как профессионала в любимом деле. Также многие люди стремятся к власти и призванию среди людей в своих личных целях, для себя.
  • Альтруизм – безвозмездная помощь, даже в ущерб собственным интересам, просоциальное поведение. Человек заботится о другом индивиде как о самом себе.
  • К сожалению, бескорыстная дружба – редкость в наше время. Настоящий друг – ценность. Дружба должна быть бескорыстной, не ради выгоды, а из-за взаимного расположения друг к другу.
  • Любовь – самое сильное желание каждого из нас. Как особое чувство и вид межличностных отношений, она отождествляется со и счастьем. Ее трудно переоценить. Это причина создания семей и появления новых людей на Земле. Подавляющее количество психологических и физических проблем от неудовлетворенной, безответной, несчастливой любви. Каждый из нас хочет любить и быть любимым, а также иметь семью. Любовь – это самый мощный стимул, для роста личности, она вдохновляет и воодушевляет. Любовь детей к родителям и родителей к детям, любовь между мужчиной и женщиной, к своему делу, работе, городу, стране, ко всем людям и всему миру, к жизни, к себе – фундамент для развития гармоничной, целостной личности. Когда человек любит и любим, он становится творцом свой жизни. Любовь наполняет ее смыслом.

Общечеловеческие социальные желания есть у каждого из нас на Земле. Все люди, вне зависимости от национальности и вероисповедания, хотят мира, а не войны; уважения своих прав и свобод, а не порабощения.

Справедливость, нравственность, независимость, гуманность – общечеловеческие ценности. Их желает каждый для себя, своих близких, человечества в целом.

Осуществляя свои личные устремления и желания, необходимо помнить и об окружающих людях. Нанося вред природе и обществу, люди вредят самим себе.

Классификация социальных потребностей

В психологии разработано несколько десятков разнообразных классификаций потребностей. Наиболее общая классификация определяет два вида желаний:

1. Первичные или врожденные:

  • биологические или материальные потребности (еда, вода, сон и другие);
  • экзистенциальные (безопасность и уверенность в будущем).

2. Вторичные или приобретенные:

  • социальные потребности (в принадлежности, общении, взаимодействии, любви и другие);
  • престижные (уважение, самоуважение);
  • духовные (самореализация, самовыражение, созидательная деятельность).

Наиболее известная классификация социальных потребностей была разработана А. Маслоу и известна как «Пирамида потребностей».

Это иерархия человеческих стремлений от низших к высшим:

  1. физиологические (еда, сон, плотские и другие);
  2. потребность в безопасности (жилье, собственность, стабильность);
  3. социальные (любовь, дружба, семья, принадлежность);
  4. уважение и признание личности (как другими людьми, так и самим собой);
  5. самоактуализация (самореализация, гармония, счастье).

Как видно, эти две классификации одинаково определяют социальные потребности как стремления к любви и принадлежности.

Значимость социальных потребностей


Естественные физиологические и материальные желания всегда первостепенны, так как от них зависит возможность выживания.

Социальным потребностям человека отведена второстепенная роль, они идут следом за физиологическими, но являются более значимыми для человеческой личности.

Примеры такой значимости можно наблюдать, когда человек терпит нужду, отдавая предпочтение удовлетворению вторичной потребности: студент вместо сна занимается подготовкой к экзамену; мать забывает поесть, ухаживая за младенцем; мужчина терпит физическую боль, желая произвести впечатление на женщину.

Личность стремится к активности в социуме, общественно полезному труду, установлению положительных межличностных отношений, желает быть признанной и успешной в социальной среде. Нужно удовлетворять эти желания для успешного сосуществования с другими людьми в социуме.

Безусловную значимость имеют такие социальные потребности, как дружба, любовь, семья.

На примере взаимосвязи социальной потребности людей в любви с физиологической необходимостью плотских отношений и с инстинктом продолжения рода можно понять, насколько взаимообусловлены и связаны эти влечения.

Инстинкт продолжения рода во дополняется заботой, нежностью, уважением, взаимопониманием, общими интересами, возникает любовь.

Личность не формируется вне общества, без общения и взаимодействия с людьми, без удовлетворения социальных потребностей.

Примеры детей, воспитанных животными (таких инцидентов было несколько в истории человечества) яркое подтверждение значимости любви, общения, общества. Такие дети, попав в человеческое сообщество, так и не смогли стать его полноценными членами. Когда человек испытывает только первичные влечения, он уподобляется животному и фактически становится им.

Потребности или нужда – это самый сильный фактор, определяющий целенаправленность активности любого субъекта, поскольку личностные потребности человека являются основной мотивацией, двигающей силой, побуждающей индивидуум на конкретные действия с целью их удовлетворения.

Можно также говорить о том, что потребности человека – это специфическое состояние личности, проявляющееся зависимостью от возможности в определенных условиях или событиях.

Активность личности находит свое проявление именно в удовлетворении появляющихся потребностей, которые формируются под влиянием условий воспитания и различных культурных, духовных ценностей.

Сугубо биологическая точка зрения рассматривает такое понятие как «надобность» в качестве специфического состояния организма, выражающее объективное желание в каком-либо материальном или духовном благе. Исходя из такого определения, можно говорить, что потребности полностью зависят от жизненного образа конкретного индивидуума. А также от сферы его обитания и условий, которые она ему задает.

В современном мире существует много различных возможностей, что приводит к наличию большого спектра потребностей каждого индивидуума. Не стоит также забывать, что на формирование желаний влияют особенности воспитания, культурный уровень, масса различных социальных условий. Создать единую систему, которая позволила бы максимально точно классифицировать все виды личностных потребностей практически нереально.

Сейчас уже предложена масса классификаций, распределяющих потребности в группы по тому или иному признаку. Простейшая из них подразделяет индивидуальные нужды на материальные и духовные. Материальные нужды также принято называть биологическими, подразумевая тот факт, что они реализуются как исключительно естественные потребности человека как существующего вида.

К биологическим потребностям относят, например, потребность в еде, отдыхе и сне, необходимость в тепле и одежде, наличие дома, личное пространство, сексуальные потребности. Другой же вид потребностей, которые принято называть духовными или идеальными, включает в себя такие стремления как потребность в своем социальном признании, дружбе, отношениях, общении, познании мира в целом.

Также популярной является концепция, выдвинутая А.Х. Маслоу. Согласно ей, иерархическая структура потребностей представляет собой определенное направление деятельности индивидуума в зависимости от того, какой «уровень» иерархии потребностей удовлетворен, а какой – нет. Сам Маслоу изображал ее в виде пирамиды, где каждый последующий сегмент заключал в себе определенную потребность, регулирующую поведение субъекта в зависимости от степени удовлетворения предыдущих сегментов.

Следует отметить тот неизменный факт, что у каждого индивидуума существует своя степень выраженности любых потребностей, так как эта черта является сугубо уникальной. Тем не менее, ни один человек не сможет полноценно существовать, скажем, без окружающего социума, поскольку его наличие делает возможным удовлетворение потребности в актуализации своего «Я».

Ведущие потребности личности

В психологии все чаще применяется выделенный ряд надобностей, которые представляют собой так называемые ведущие потребности личности или основные потребности. Наличие данного ряда потребностей не зависит от возраста или пола индивидуума, при этом они могу розниться не только по своему содержанию, но и по уровню их выраженности в окружающем социуме.

Подразумевается первичное соотношение одной потребности к другим, что обуславливает некоторую приоритетность. Это факт также подчеркивал создатель иерархической структуры потребностей Маслоу. При этом он называл потребности, вызванные отсутствием того или иного блага «дефицитными».

В случае «дефицитной» потребности индивидуум всячески концентрирует свои действия на восполнение данного дефицита, в то время как другие потребности становятся «вторичными». К примеру, если человек испытывает выраженное чувство жажды или голода, его уже мало беспокоит мнение соседа или близких людей о его внешнем виде или каком-то поступке.

Выделяют шесть общих групп ведущих потребностей:

  • Физические потребности и нужды. Они включают в себя такие естественные и физиологические нужды как наличие воздуха, еды, питья, возможности отдыха и сна. Также к данной группе причисляют и социальные потребности в общении и интимных отношениях.
  • Отдельным уровнем выделены эмоциональные потребности. Это может быть необходимость в постороннем доверии, признании, чувствах дружбы и любви.
  • Общественная потребность – нужда в том, чтобы обладать определенной «нишей» в каком-либо обществе, дружеском коллективе, организации.
  • Интеллектуальные потребности представляют собой необходимость находить ответы на возникающие вопросы, нужду в удовлетворении любопытства.
  • Также выделяют ряд духовных потребностей. Они заключаются в необходимости веры в божество, высшее существование, определенную атрибутику. Подобные вещи помогают сохранить внутреннюю гармонию и переносить возникающие трудности.
  • Творческая потребность, заключающаяся в необходимости самовыражения любым из доступных способов, творческой реализации.

Необходимо подчеркнуть, что удовлетворение личностных потребностей человека – это неотъемлемая часть его благосостояния. Выполнение всех основных нужд является залогом позитивного настроя и эмоциональной гармонии человека.

Личностные потребности и мотивация

Мотивационный процесс человека характерен тем, что он представляет собой совокупность различной направленности деятельности индивидуума. Она может заключаться как в стремлении достижения определенной цели, так и в попытках любым способом избежать ее, выражаться в решении вопроса о том, должно быть реализовано определенное действие или же нет.

Характерным является то, что данные сложные процессы в сознании сопровождаются определенным эмоциональным всплеском, который может найти свое проявление в возбуждении, волнении, радости или страха. Также мотивационные процессы нередко сопровождаются субъективным ощущением внезапного роста или упадка сил.

Можно утверждать, что личностные потребности и мотивация связаны между собой, поскольку именно она определяет целенаправленность действий индивидуума, являясь движущим механизмом в принятии решений, собранности, преодолении возникающих преград и трудностей. Дело в том, что под мотивацией подразумевают не только совокупность конкретных мотивов, подталкивающих к достижению целей.

Мотивация – это набор психофизиологических процессов, влияющих на целенаправленность действий и уровень внутренней энергии, которая является необходимой для выполнения этих самых действий.

Следует отметить, что мотивация является своеобразным следствием возникающих у индивидуума потребностей. По сути, она представляет собой своеобразный «посредник» между возникающей потребностью и реальными физическим активными действиями, выражаясь в виде психического «побуждения к движению». Этим также объясняется тот факт, что за, казалось бы, одинаковыми действиями разных индивидуумов, стоит совершенно разная мотивация и причина.

Человек – социально-биологическое существо, соответственно и потребности имеют разный характер, а точнее уровни. Потребности определяют мотивы и личности. Это первооснова жизни человека как индивида, личности и индивидуальности. Из статьи вы узнаете, какие бывают потребности и в чем их разница, как они развиваются, от чего зависят и что зависит от них.

Потребности – психическое состояние, выражающееся в дискомфорте, напряжении, неудовлетворенности какого-то желания.

Потребности бывают осознаваемыми и неосознаваемыми:

  • Осознаваемые потребности человека или группы становятся интересами.
  • Неосознаваемые – дают о себе знать в виде эмоций.

Решается ситуация дискомфорта за счет удовлетворения желания или при невозможности удовлетворения за счет подавления либо замещения схожей, но доступной потребностью. Она побуждает к активности, поисковой деятельности, цель которой – устранение дискомфорта, напряжения.

Для потребностей характерны несколько особенностей:

  • динамичность;
  • изменчивость;
  • развитие новых потребностей по мере удовлетворения ранних;
  • зависимость развития потребностей от включенности индивида в разные сферы и виды деятельности;
  • возвращение человека на предыдущие ступени развития, если более низкие потребности снова становятся не удовлетворены.

Потребности представляют собой структуру личности, их можно охарактеризовать как «источник активности живых существ, указывающий на отсутствие ресурсов (как биологических, так и социокультурных), необходимых для существования и развития личности» (А. Н. Леонтьев).

Развитие потребности

Любая потребность развивается в два этапа:

  1. Возникает как внутреннее, скрытое условие для деятельности, выступает как идеал. Человек сопоставляет знания об идеале и о реальном мире, то есть ищет способы достижения.
  2. Потребность конкретизируется и опредмечивается, является движущей силой деятельности. Например, сначала человек может осознать потребность в любви, а затем искать предмет любви.

Потребности порождают мотивы, на фоне которых вырисовывается цель. Выбор средств достижения цели (потребности) зависит от ценностных ориентаций человека. Потребности и мотивы формируют направленность личности.

Базовые потребности формируются к 18-20 годам и в дальнейшем не претерпевают существенных изменений. Исключение – кризисные ситуации.

Иногда система потребностей и мотивов развивается дисгармонично, что приводит к психическим нарушениям и дисфункции личности.

Виды потребностей

Обобщенно можно выделить телесные (биологические), личностные (социальные) и духовные (экзистенциальные) потребности:

  • К телесным относятся инстинкты, рефлексы, то есть все физиологическое. От их удовлетворения зависит поддержание жизни человека как вида.
  • К личностным относится все духовное и социальное. То, что позволяет человеку быть личностью, индивидуальностью и субъектом общества.
  • К экзистенциальным относится все, что связано с поддержанием жизни всего человечества и с космосом. Сюда относится потребность в самосовершенствовании, развитии, созидании нового, познании, творчестве.

Таким образом, часть потребностей является врожденной и они идентичны у людей любых народов и рас. Другая часть – приобретенные потребности, которые зависят от культуры и истории конкретного общества, группы людей. Свою лепту вносит даже возраст человека.

Теория А. Маслоу

Самой популярной классификацией потребностей (она же иерархия) является пирамида Маслоу. Американский психолог расположил потребности от низших к высшим, или от биологических к духовным.

  1. Физиологические потребности (пища, вода, сон, то есть все, что связано с телом и организмом).
  2. Потребность в эмоциональной и физической безопасности (стабильности, порядке).
  3. Потребность в любви и принадлежности (семья, дружба), или социальные потребности.
  4. Потребность в самоуважении (уважении, признании), или потребности оценки.
  5. Потребность в самоактуализации (саморазвитии, самовоспитании, других «само»).

Первые две потребности относятся к низшим, остальные – к высшим. Низшие потребности характерны для человека как индивида (биологического существа), высшие – для личности и индивидуальности (социального существа). Развитие высших потребностей невозможно без удовлетворения первичных. Однако после их удовлетворения духовные потребности развиваются не всегда.

Высшие потребности и стремление к их реализации обуславливают свободу индивидуальности человека. Становление духовных потребностей тесно связано с культурой и ценностными ориентациями общества, историческим опытом, который постепенно становится опытом личности. В связи с этим можно выделить материальные и культурные потребности.

Для низших и высших потребностей характерны несколько отличий:

  • Высшие потребности генетически развиваются позднее (первые отголоски возникают в позднем подростковом возрасте).
  • Чем выше потребность, тем проще ее на время отодвинуть.
  • Жизнь на высоком уровне потребностей означает хороший сон и аппетит, отсутствие болезней, то есть хорошее качество биологической жизни.
  • Высшие потребности воспринимаются человеком как менее насущные.
  • Удовлетворение высших потребностей приносит большую радость и счастье, обеспечивает развитие личности, обогащает внутренний мир, осуществляет желания.

Согласно Маслоу, чем выше человек поднимается по этой пирамиде, тем здоровее психически и более развитым как личность и индивидуальность его можно считать. Чем выше потребность, тем больше человек готов к активным действиям.

Теория К. Алдерфера

  • существование (физиологические и потребность в безопасности по Маслоу);
  • связанность (социальные потребности и внешняя оценка по Маслоу);
  • развитие (внутренняя оценка и самоактуализация по Маслоу).

Теорию отличают еще два положения:

  • одновременно могут быть задействованы несколько потребностей;
  • чем ниже удовлетворение высшей потребности, тем сильнее желание удовлетворить низшую (речь идет о замещении недоступного доступным, например, любви – сладким).

Теория Э. Фромма

В концепции Фромма потребности классифицированы на основании единства человека и природы. Автор выделяет следующие потребности:

  1. Потребность в общении и межиндивидуальных узах (любовь, дружба).
  2. Потребность в творчестве. Независимо от рода конкретной деятельности человек создает мир вокруг себя и само общество.
  3. Потребность в ощущении глубоких корней, гарантирующих прочность и безопасность бытия, то есть обращение к истории общества, семье.
  4. Потребность в стремлении к уподоблению, поиску идеала, то есть идентификация человека с кем-либо или чем-либо.
  5. Потребность к познанию и освоению мира.

Стоит отметить, что Фромм придерживался концепции о влиянии бессознательного на человека и потребности относил как раз к этому. Но в понятии Фромма бессознательное – скрытый потенциал личности, духовные силы, отведенные каждому человеку изначально. А также в подсознательное занесен элемент общности, единства всех людей. Но подсознательное, как и описанные потребности, разбивается об логику и рациональность мира, клише и табу, стереотипы. И в большинстве своем потребности остаются нереализованными.

Теория приобретаемых потребностей Д. Мак-Клелланда

  • потребность в достижении или свершении;
  • потребность в человеческих связях или в присоединении;
  • потребность во власти.
  • если детей поощряют при контроле над другими, то формируется потребность во власти;
  • при самостоятельности – потребность в достижении;
  • при установлении дружбы – потребность в присоединении.

Потребность в достижении

Человек стремится превосходить других людей, выделяться, достигать установленных стандартов, быть успешным, решать сложные задачи. Такие люди сами выбирают ситуации, где будут нести ответственность за всех, но при этом избегают слишком простых или слишком сложных.

Потребность в присоединении

Человек стремится иметь дружеские, близкие межличностные взаимоотношения, основанные на тесной психологической связи, избегает конфликтов. Такие люди ориентированы на ситуации кооперации.

Потребность во власти

Человек стремится создавать условия и требования для деятельности других людей, управлять ими, контролировать их, пользоваться авторитетом, решать за других людей. Человек получает удовлетворение, находясь в позиции влияния и управления. Такие люди выбирают ситуации соревнований, конкуренции. Их заботит статус, а не эффективность действий.

Послесловие

Удовлетворение потребностей важно для адекватного развития личности. При игнорировании биологических потребностей человек может заболеть и умереть, а при неудовлетворенных высших потребностях развиваются неврозы, возникают и другие психологические проблемы.

Стоит отметить, что из правила «сначала удовлетворение одних потребностей – потом развитие других» существуют исключения. Речь идет о творцах и воинах, которые могут задаваться высшими целями, невзирая на неудовлетворенные физические потребности, например, голод и недосып. Но для среднестатистического человека характерны следующие данные:

  • физиологические потребности удовлетворяются на 85 %;
  • в безопасности и защите – на 70 %;
  • в любви и принадлежности – на 50 %;
  • в самоуважении – на 40 %;
  • в самоактуализации – на 10 %.

Потребности тесно связаны с социальной ситуацией развития человека и уровнем социализации. Что интересно, эта связь взаимообусловлена.

У каждого существа, которое живет на нашей планете, даже у одноклеточных, есть определенные потребности, которые ему необходимо удовлетворять, чтобы чувствовать себя и жить.

Чем более развитым является существо, тем больше потребностей оно имеет.

Физиологические потребности человека — самые главные из всех, потому что, если их не удовлетворять, человек имеет стопроцентные шансы умереть . Даже кратковременный отказ удовлетворять их может приводить к серьезным нарушениям в работе внутренних органов.

Что это такое?

Потребность — некая нужда, которую нужно удовлетворить, чтобы человек чувствовал себя хорошо: был защищен, осознавал, что он важен для своего окружения и общества в целом, мог продуктивно функционировать, достигать своих целей, ощущать удовлетворения и так далее.

Физиологические потребности , которые также называются витальными, — разновидность потребностей, которые позволяют человеку поддерживать жизнедеятельность.

Если человек не сможет поддерживать их на должном уровне, возможность достигать более высоких целей будет нарушена. Если их полностью перестать удовлетворять, через некоторое время наступит смерть (за исключением потребности в удовлетворении сексуального желания).

В пирамиде потребностей Маслоу физиологические потребности являются основой для всех остальных, представляют собой своеобразный фундамент.

Что относится к физиологическим потребностям человека? Примеры витальных потребностей :

  • необходимость получать достаточно калорийную для поддержания существования и выполнения определенной деятельности пищу и жидкости;
  • потребность в отдыхе;
  • необходимость спать;
  • потребность в дыхании;
  • возможность удовлетворить сексуальное желание и продлить род.

Эти потребности считаются низшими .

В их удовлетворении нуждаются не только люди, но и животные, насекомые и другие существа.

У ряда простейших созданий список физиологических потребностей более короткий.

Значение и классификация

Современный мир ориентирован на достижения, поэтому практически каждый человек осознает, что от него требуется быть лучше, сильнее, умнее и, конечно, получать как можно более высокую зарплату.

Чтобы достичь большего, люди отодвигают удовлетворение физиологических потребностей на задний план.

Причем отодвигают подчас не только свои, но и потребности собственных детей, которых записывают в различные кружки и секции чуть ли не с рождения.

В итоге те могут просто не успевать поесть и отдохнуть. Все это приводит к появлению множества соматических и психических заболеваний.

Пища

Пища дает человеку энергию и полезные вещества, также она способна приносить удовольствие, спокойствие, удовлетворение.

Сытый человек обычно более уравновешен и счастлив , чем голодный.

Просто иметь возможность есть не всегда достаточно: важно, чтобы пища была достаточно калорийной и полезной.

Если человек занимается тяжелым физическим трудом или много тренируется, ему нужно потреблять больше калорий, чем тому, кто занимается умственным трудом и ведет умеренно подвижный либо малоподвижный образ жизни.

Что произойдет, если потребность в еде не будет удовлетворяться?

Организм человека ориентирован на запасание: он создает запасы энергии в виде жировых отложений и сохраняет полезные вещества в органах (к примеру, жирорастворимые витамины могут накапливаться в печени и некоторых других частях организма.

При длительном голодании организм начнет использовать созданные запасы, и человек продолжит жить некоторое время.

Без еды здоровый человек способен прожить от одного до двух месяцев , но при условии, что у него будет источник воды. Без жидкостей он проживет не более трех-семи дней.

В процессе голодания психика человека начинает работать с нарушениями: могут возникать галлюцинации, бредовые состояния, повышенная раздражительность, агрессивность. Нарушаются , разрушаются органы. Если голодает ребенок, его развитие замедляется.

Скрытое голодание — вид голодания, при котором пища есть, но она не содержит достаточное количество полезных веществ, — широко распространен в среде людей с финансовыми проблемами.

У таких людей чаще развиваются различные соматические заболевания.

Норма физиологической потребности в еде и жидкостях:

  • Вода — порядка 1,5-2,5 литров в сутки (значительная часть жидкостей поступает в организм с едой).
  • Килокалории — 2000-3000 и более, в зависимости от пола, веса, рода занятий и уровня физической активности. Норма для каждого человека может меняться.
  • Белок — 35-87 грамм в сутки.
  • Жиры — 60-150 грамм в сутки.
  • Углеводы — 255-585 грамм в сутки.

Отдых и сон

Человек, не имеющий возможности полноценно отдохнуть и выспаться, неспособен полноценно функционировать в обществе .

Во время сна мозг перерабатывает информацию, полученную в течение дня, поддерживает иммунитет (во время сна активируются Т-лимфоциты), позволяет организму отдохнуть должным образом. Также во время сна из мозга удаляются токсические соединения.

Отдых, не связанный со сном, тоже важен: человек не способен заниматься одним и тем же занятием без перерывов, поэтому время от времени нужно менять деятельность либо не делать ничего.

Что произойдет, если не удовлетворять потребность в сне и отдыхе?

Если человек будет регулярно отказывать себе в необходимости передохнуть либо ненадолго сменить деятельность, значительно возрастет вероятность развития различных психических нарушений, в особенности и . Также тем, кто отказывает себе в отдыхе, сложнее противостоять стрессам.

Если же человек будет систематически недосыпать (спать менее пяти-шести часов в день), его когнитивные способности значительно ухудшатся, увеличится вероятность возникновения различных инфекционных заболеваний, возрастет риск развития психических отклонений, возникнет эмоциональная нестабильность.

В долгосрочной перспективе систематический недосып может стать одной из причин возникновения:

  • ожирения;
  • онкологических заболеваний (повышается вероятность возникновения предраковых новообразований);
  • инсульта (риск в четыре раза выше, чем у людей, которые спят достаточно);
  • сахарного диабета второго типа;
  • сердечно-сосудистых болезней;
  • снижения количества сперматозоидов (почти на 30%);
  • ранней смерти.

Поэтому людям, которые страдают расстройствами сна, важно не откладывать визит к доктору.

Длительное отсутствие сна способно приводить к возникновению галлюцинаций, бредовых состояний .

Люди, которые долго не спят, способны заснуть на несколько секунд — это называется микросном, — и, если они в этот период ведут транспорт, может возникнуть ДТП. При этом они сами не осознают, что заснули на короткий промежуток времени.

Норма физиологической потребности во сне: индивидуальная. В среднем людям нужно спать не менее 7-9 часов в сутки.

Воздух

Не дышать люди в принципе не способны , и отсутствие воздуха, которым может дышать человек, убьет его за очень короткое время: большинство людей не проживут больше пяти минут, если лишить их возможности дышать.

Также важно, чтобы воздух, который вдыхает человек, был лишен токсических примесей, поскольку в противном случае возрастает риск возникновения множества соматических заболеваний, включая онкологические болезни.

Секс

Потребность в размножении и удовлетворении сексуального желания. Эту потребность важно ставить немного особняком: при ее неудовлетворении с человеком не произойдет ничего ужасного, он сможет продолжать свою жизнь, разве что ее качество может снизиться, особенно если у него сильно выраженное либидо.

Некоторые исследователи склонны причислять эту потребность не к физиологическим, а к физиолого-психологическим потребностям.

И на это есть причины: в современном мире необходимость активно размножаться практически исчезла , а секс стал прежде всего символом , близости, телесного удовольствия.

Еще сто-двести лет назад потребность быстро размножаться еще существовала, поскольку в противном случае человечеству грозило постепенное вымирание из-за инфекционных заболеваний и других негативных факторов.

Процесс эволюции ясно показывает, что высокую выживаемость имеют виды, которые способны производить много живучего потомства, поэтому секс и потребность в размножении обычно причисляют к физиологическим потребностям.

Что произойдет, если не удовлетворять потребность в сексе? Человек станет несчастнее. Отдельных людей это может толкнуть на совершение противоправных действий.

У некоторых людей потребность в сексе значительно снижена, поэтому они в принципе практически не испытывают сексуального желания.

Также существуют асексуальные люди : они не практикуют секс (либо практикуют, чтобы порадовать не асексуального партнера или чтобы зачать ребенка, поскольку асексуальность не означает, что человек причисляет себя к чайлдфри), хотя и могут создавать союзы с другими людьми.

А на вопрос, продолжать ли собственный род, каждый человек должен ответить самостоятельно.

Разница в физиологических потребностях ребенка и взрослого

Потребности ребенка незначительно отличаются от потребностей взрослого человека: детям также нужны качественная еда, достаточный и регулярный сон, отдых, чистый воздух.

До подросткового возраста потребность реализовывать сексуальное желание практически отсутствует, но ощущать определенные импульсы дети способны: часты случаи мастурбации в детском возрасте.

Они являются вариантом нормы (ребенок изучает свое тело, прислушивается к ощущениям), за исключением случаев, когда ребенок занимается этим очень часто и пренебрегает другими занятиями: в таком случае его нужно показать детскому психологу.

Норма физиологической потребности в еде для детей :

  • от года до четырех лет: 3-3,5 г белков на килограмм (вес ребенка умножается на указанное число), 3,5-4 г жиров и 10-12 г углеводов.
  • от четырех до семи лет: 3-3,5 г белков, 3 г жиров, 15-16 г углеводов.
  • школьный возраст: 2,5-3 г белков, 2,5 г жиров, 10-13 г углеводов.

Лучшая и максимально сбалансированная пища для ребенка до года — материнское молоко .

Если же возможности кормить ребенка молоком нет, важно совместно с доктором подобрать оптимальный вариант кормления, учитывающий индивидуальные потребности младенца.

Норма сна :

  • Первые полгода жизни: 16-20 часов в сутки.
  • От шести месяцев до полугода: 14-15 часов.
  • От года до семи лет: 12-14 часов.
  • От семи лет до совершеннолетия: 8-10 часов.

Также ребенку важно иметь достаточно возможностей для регулярного отдыха.

Как не позволить им перерасти в зависимость?

Существуют состояния, при которых человек испытывает чрезмерное желание удовлетворять определенные потребности , к примеру, много спать, часто и много есть.

В таких случаях нужно говорить не о зависимостях: как правило, подобные изменения сигнализируют о наличии у людей тех или иных проблем в психическом либо соматическом здоровье, с которыми нужно разбираться.

Специалисты выделяют целый спектр психических заболеваний, так или иначе связанных с едой. Эти заболевания называются РПП: расстройствами пищевого поведения.

К ним относятся анорексия, булимия, компульсивное переедание, орторексия, бигорексия и другие болезни. Их нужно лечить совместно с психотерапевтом.

РПП часто сочетаются с другими психическими заболеваниями , такими как депрессия, неврозы, ПТСР, обсессивно-компульсивное расстройство, и могут возникать на их фоне.

Также чрезмерный аппетит может свидетельствовать о наличии гормональных нарушений в организме.

Иногда он возникает на фоне приема некоторых лекарственных препаратов.

Если человек ощущает, что его аппетит неадекватно вырос без видимых причин и это сохраняется продолжительное время, ему важно обратиться в больницу.

Чрезмерная потребность в сне и отдыхе — частый признак различных психических и соматических нарушений. К примеру, люди с хроническими заболеваниями нуждаются в отдыхе больше, чем здоровые люди.

Существует термин «гиперсомния». Это состояние, при котором человек много спит и чувствует сонливость вне сна.

Она наблюдается и у здоровых людей (из-за стресса, после периода без сна, при приеме определенных медикаментов). Также она может наблюдаться при наличии следующих нарушений:

  • травмы головы;
  • депрессия;
  • уремия;
  • апноэ.

Чрезмерная потребность в сексе может быть признаком различных гормональных нарушений, наличия опухолей (и доброкачественных, и злокачественных), травм головы, осложнений после нейроинфекций, некоторых психических нарушений. Но также она может быть и нормой, особенно у подростков.

Чтобы не стать заложником собственных физиологических потребностей, важно прислушиваться к себе и при появлении тревожных сигналов обращаться к врачам , которые специализируются на соматике, либо к психотерапевтам.

Фрустация физиологических потребностей ребенка:

Если говорить о том, насколько сильно отличаются мужчины и женщины , то стоит отметить, что они буквально с разных планет. Часто мы друг друга не понимаем, ищем ответы на непонятные нам вопросы и стараемся найти что-то общее. То же самое стоит сказать о физических потребностях в отношениях. В один и тот же момент мужчина может изнемогать от желания, а женщина может быть настроена категорично. Что общего в физических потребностях мужчин и женщин? Чем они отличаются? Об этом вы узнаете в данной статье.

В первую очередь стоит отметить, что мужчины и женщины в принципе разные, поэтому не удивительно, что у них так много различий. Например, природа создала мужчину более активным, сильным, с выраженными мышцами. Это необходимо для того, чтоб он был добытчиком и защищал семью. Женщина в свою очередь хрупкая и слабая, ведь она должна не работать физически, а хранить семейный очаг и воспитывать детей. Мужчине необходимо больше калорийной пищи, чтоб обеспечить свою активность, также он по природе полигамен. Это значит, что при отсутствии регулярного секса с постоянной партнершей, он будет искать любовницу, женщины так поступают намного реже.

Многое зависит от возраста . Далеко не всегда физические потребности мужчин и женщин совпадают в силу того, что они отличаются своим возрастом. Например, многие юные девушки отдают предпочтение парням старше, поэтому студентка 18-ти летнего возраста и молодой человек лет 24-25 могут постоянно сталкиваться со сложностями. Суть в том, что женщина достигает пика сексуальной активности к 30-ти годам, а мужчины к этому возрасту уже немного остывают. Поэтому физическая потребность молодого мужчины высока, а юная девушка достаточно быстро может от такого повышенного внимания устать. Со временем повышенный "аппетит" мужчины может привести к расставанию, ведь далеко не каждая девушка готова заниматься сексом по 2-3 раза в день.

У женщин секс стоит не на первом месте . Она хочет ощущать любовь, ласку и внимание , постоянно нуждается в комплиментах и нежности. Женщина хочет знать, что она защищена, что также в безопасности ее потомство. Все это стоит на первом месте, а уже потом идет физическая потребность в близости. Многие мужчины об этом даже не задумываются, поэтому в итоге появляются разногласия и недопонимания. Женщина хочет быть уверенной в том, что завтра она проснется и у нее будет еда, теплый дом, счастливые дети и надежный тыл мужчины, только после этого она сможет расслабиться и насладиться сексом.

Мужчина при помощи секса себя реализовывает . Представители сильного пола стремятся к тому, чтоб доставить женщине как можно больше удовольствия в интимном плане. Они далеко не всегда знают о том, что в списке потребностей женщины секс стоит далеко не на первом месте. Ему важно сделать так, чтоб она от удовольствия не могла дышать, чтоб боготворила его и всегда хотела. Тогда он чувствует себя самодостаточным, сильным и состоявшимся. Порой сложно объяснить мужчине, что у женщины для близости нет желания и настроения, ведь ему кажется, что хотеть его она должна всегда. Многие считают, что причиной измен чаще всего становится неумение девушки доставить удовольствие своему любимому, но намного значимее отсутствие сексуального желания. Мужчина рано или поздно начинает считать, что он недостаточно хорош как любовник, поэтому идет на сторону, чтоб получить этому опровержение.

К чему приводит различия в физических потребностях мужчин и женщин? В первую очередь разногласия могут привести к такому неприятному явлению как измены. Если женщина хочет, чтоб любимый человек дарил ей удовольствие ночами напролет, а он не способен заниматься сексом достаточно долго или часто, то такая женщина может начать искать себе любовника. Это прекрасная возможность убедиться в том, что в мире есть такой человек, который может дать ей то, в чем она нуждается. Физические потребности мужчины в отношениях также меняются из-за возраста. Например, он становится менее активным в интимном плане после сорока лет, особенно, если с женой они не достаточно близки. В итоге он начинает искать любовниц, благодаря которым можно убедиться в том, что с его потенцией еще все хорошо.


Как это можно исправить? Для того чтоб физические потребности мужчин и женщин совпадали, важно постоянно над собой работать. Порой умение женщины своевременно доставить мужчине удовольствие может положительно отразиться на счастье из семьи. Если в какой-то момент перестать работать над собой и уйти от реальности, то в итоге такие отношения могут привести к ссорам и разводу. Иногда для секса может не быть настроения, времени или желания, но если приложить все усилия, то можно стать с партнером еще ближе. Безусловно, важно наличие взаимопонимания, уважения и любви, но без регулярного секса хороших отношений между мужчиной и женщиной не построить. Часто женщины в юном возрасте до свадьбы стараются во всем угодить своему возлюбленному, а после заключения брака расслабляются, считая, что теперь не стоит волноваться и пересиливать себя.

На самом деле отношения между мужчиной и женщиной - это всегда сложности и разногласия, ведь они настолько разные. Что делать, чтоб избежать конфликтов и спасти свою семью? В первую очередь научиться слушать и слышать своего партнера. Это необходимо для того, чтоб четко понимать, чего человеку не хватает и из-за чего он грустит. Многие проблемы в браке случаются из-за слепоты мужчины или женщины, из-за акцентирования внимания на своих проблемах. Физические потребности - это базовые особенности, на которые нельзя закрывать глаза, иначе это может привести к необратимым процессам.

Рекомендуем почитать

Наверх