Дженис Джоплин (Janis Joplin) – история песен «Piece Of My Heart» (1968), «Mercedes Benz» (1971) и других хитов. Невероятная и трагичная судьба дженис джоплин Деннис джоплин

Биология 13.02.2024
Биология

5 подборов аккордов

Биография

Дженис Джоплин (Джэнис Джоплин, англ. Janis Lyn Joplin; 19 января 1943, Порт-Артур, штат Техас - 4 октября 1970, Лос-Анджелес) - вокалистка, работавшая с рядом коллективов в жанре блюз-рока и психоделического рока. Многими считается величайшей вокалисткой в истории рок-музыки.

Ранние годы

Дженис Лин Джоплин родилась 19 января 1943 года в Порт-Артуре, Техас, в семье Сета Джоплина, рабочего компании Texaco (с братом и сестрой, Майклом и Лорой). В школе (Thomas Jefferson High School, Порт-Артур) Дженис была примерной ученицей, выставляла собственные рисунки в местной библиотеке и в целом соответствовала нормам общественных ожиданий. Однако подруг у нее не было: она общалась исключительно с парнями. Один из них, футболист по имени Грант Лайонс, и познакомил ее с творчеством Лидбелли, сделав страстной поклонницей этой музыки. Вскоре Дженис начала и сама исполнять блюз. Психологические проблемы (связанные, основном, с лишним весом) начались в подростковом возрасте: Дженис тяжело переживала издевательства одноклассников и страдала от ненависти к себе и окружающему миру. В эти годы сформировался взрывной характер Дженис Джоплин, которая «стилизовала» себя под своих блюзовых героинь (Бесси Смит, Биг Мама Торнтон, Одетта).

В 1960 году, закончив школу, Дженис поступила в колледж Ламар (Бомон, Техас); лето 1961-го провела в Венеции (районе Лос-Анджелеса) среди битников, а осенью, вернувшись в Техас, поступила в университет, где и вышла впервые к микрофону на сцену, продемонстрировав выразительный вокал с трехоктавным рабочим диапазоном.

Первой группой Дженис Джоплин стала Waller Creek Boys, где играл Р. Пауэлл Сент-Джон, писавший песни для 13th Floor Elevators (и позже основавший Mother Earth). Здесь в её голосе и появилась первая хрипотца, позже разросшаяся до неимоверных масштабов. Разрыв со студенческой средой произошёл в январе 63-го. После того, как одна из университетских газет присвоила ей титул «самого страшного из ребят», Дженис собрала вещи и с приятелем по имени Чет Хелмс на попутках отправилась в Сан-Франциско, где очень скоро стала популярной фигурой на «кофейной» сцене выступая с Йормой Кауконеном (позже - гитаристом Jefferson Airplane).

25 июня 1964 года дуэт записал семь блюзовых стандартов («Typewriter Talk», «Trouble In Mind», «Kansas City Blues», «Hesitation Blues», «Nobody Knows You When You’re Down And Out», «Daddy, Daddy, Daddy» и «Long Black Train Blues»), которые позже были выпущены бутлегом («The Typewriter Tape»). В качестве перкуссии здесь была использована пишущая машинка, на которой стучала Маргарита Кауконен.

Первые эксперименты с амфетаминами поначалу помогли певице избавиться - как от депрессии, так и от лишнего веса, но уже через два года она оказалась в реабилитационой клинике, истощенная и опустошенная.

Весной 1966 года старый знакомый Чет Хелмс пригласил Джоплин в Big Brother & the Holding Company - группу, делами которой управлял он сам. Хелмс, один из лидеров хиппи-коммуны Family Dog, владел концертным залом Avalon Ballroom: здесь и обосновался в качестве резидентов ансамбль в составе: Сэм Эндрю (вокал, гитара), Джеймс Герли (гитара), Питер Албин (бас), Дэвид Гетц (ударные) и Дженис Джоплин (вокал).

10 июня 1966 года состоялось первое выступление нового состава группы в «Авалоне». Певица мгновенно установила контакт с аудиторией и тут же сделалась местной звездой. Спустя два месяца Big Brother подписали контракт с независимым лэйблом Mainstream Records и отправилась в студию записывать дебют, который выпущен был лишь год спустя, после того, как Дженис Джоплин произвела фурор на фестивале в Монтерее (июнь 1967 года), где она «привлекла внимание своим необычно сильным и богатым хрипловатым голосом, нервно-энергичной манерой пения». Её выступление с «Ball and Chain» стало центральным эпизодом фильма «Monterey Pop», который и по сей день считается шедевром рок-документалистики.

После фестиваля новый менеджер Алберт Гроссман (который вел также дела Боба Дилана) обеспечил группе котракт с Columbia Records. Mainstream Records все-таки выпустили залежалый (но при этом не вполне доработанный) дебют Big Brother & the Holding Company, который в августе 67-го появился на 60-м месте в списках Биллборда (позже Columbia выкупила права на пластинку и сделала её хитом).

16 февраля 1968 года группа начала свое первое турне по Восточному побережью, которое завершилось 7 апреля большим концертом в Нью-Йорке памяти Мартина Лютера Кинга, где также выступили Джими Хендрикс, Бадди Гай, Ричи Хэвенс, Пол Баттерфилд и Алвин Бишоп.

Дженис не назовешь красавицей в привычном смысле слова, но она, несомненно, - секс-символ, пусть и в несколько неожиданной „упаковке“. В её голосе соединились душа Бесси Смит, блеск Ареты Фрэнклин, драйв Джеймса Брауна… Взмывая к небесам, этот голос не знает границ и словно бы порождает в себе божественную многоголосицу. - Village Voice, 22 февраля 1968 года о концерте группы в нью-йоркском Anderson Theatre.

В марте 68-го группа приступила к работе над вторым альбомом, Cheap Thrills (первоначальный вариант заголовка: «Dope, Sex and Cheap Thrills» по понятным причинам пришлось сократить). 12 октября того же года пластинка, обложку которой оформил знаменитый в андерграунде карикатурист Роберт Крамб, возглавил списки «Биллборда» и продержался на вершине 8 недель. Способствовал успеху группы в чартах и хит Piece Of My Heart. Live at Winterland ‘68, записанный в зале Winterland Ballroom 12-13 апреля 1968 года также собрал восторженные отзывы прессы.

Едва только альбом уступил место на вершине Джими Хендриксу («Electric Ladyland»), как Джоплин с гитаристом Сэмом Эндрю покинула Big Brother и собрала собственный ансамбль Janis & the Joplinaires, вскоре переименованный в Janis Joplin & Her Kozmic Blues Band. Этот постоянно менявшийся состав просуществовал год, но успел провести европейское турне, завершившееся триумфальным концертом в лондонском Альберт-Холле 21 апреля 1969 года. Летом группа выступила в серии фестивалей (Ньюпорт, Атланта, Новый Орлеан, Вудсток), и её увидели более миллиона зрителей.

В октябре 1969 года I Got Dem Ol’ Kozmic Blues Again Mama! вошёл в первую пятерку «Billboard 200» и вскоре стал золотым. В целом, однако, группа была принята хуже, чем Big Brother. Свой последний концерт она дала 21 декабря 1969 года в нью-йоркском Мэдисон Сквер Гарден.

Распустив коллектив, Джоплин собрала The Full Tilt Boogie Band - в основом, из канадских музыкантов (бас-гигитарист Джон Кемпбелл, экс-Pauper, гитарист Джон Тилл, пианист Ричард Белл, органист Кен Пирсон, ударник Кларк Пирсон). В апреле группа собралась на первую репетицию, а в мае дала свои первые выступления (в Сан-Рафаэле, Калифорния). Прежде чем начать летнее турне с The Full Tilt Boogie Band, Дженис 4 апреля 1970 года выступила в концерте-реюнионе с Big Brother & The Holding Company в зале Fillmore West в Сан-Франциско.

Летом 1970 года Джоплин и The Full Tilt Boogie Band приняли участие в суперзвездном канадском турне вместе с The Band и The Grateful Dead. Из-за финансовых неурядиц гастроли пришлось приостановить. Документальные кинокадры выступлений Джоплин были обнародованы лишь спустя тридцать лет после её смерти.

В сентябре Дженис Джоплин с группой приступила к работе над альбомом Pearl, пригласив в студию продюсера Пола А. Ротшильда, прославившегося работой с The Doors. К этому времени она уже катилась вниз по наклонной плоскости, подгоняемая героином и алкоголем, которые лишь усугубляли нараставшую депрессию. 4 октября 1970 года после возлияния в «Барниз Бинери» на Бульваре Санта-Моники, Дженис Джоплин была найдена мертвой в номере отеля «Лэндмарк» - в тот самый день, когда должна была записать вокал к последнему треку альбома, «Buried Alive in the Blues» (буквально: «заживо похороненная в блюзе»). Ей было всего 27 лет. На причину смерти недвусмысленно указывали следы от свежих инъекций. Её последними записями стали «Mercedes Benz» и аудиопоздравление Джону Леннону с днем рождения от 1 октября, которое прибыло к нему в день смерти певицы. Останки Дженис были кремированы и пепел рассеян по калифорнийскому побережью.

Вскоре после смерти Дженис Джоплин вышел альбом Pearl. 27 февраля 1971 года пластинка возглавила Billboard 200 и продержалась на вершине 9 недель. Отсюда же вышел и единственный чарт-топпер Дженис Джоплин в Billboard Hot 100 - композиция Криса Кристоферсона «Me and Bobby McGee» (20 марта 1971 года), финальный аккорд стремительной и яркой творческой жизни, оставившей неизгладимый след в истории рок-музыки.

В 1979 г. любимая актриса Джоплин, Бетт Мидлер, сыграла певицу в фильме «Роза» и была представлена за эту роль к премии «Оскар» за лучшую женскую роль. В 1990-х одним из самых популярных бродвейских мюзиклов был «Love, Janis», основанный на биографической книге сестры Дженис. На 2008 год запланирован выход нового боевика о её судьбе - «Евангелие от Дженис».

Дискография:
Janis Joplin & Jorma Kaukonen:
The Typewriter Tape (1964)
Big Brother and the Holding Company:
Big Brother & the Holding Company (1967)
Cheap Thrills (1968)
Live at Winterland ‘68 (1998)
Kozmic Blues Band:
I Got Dem Ol’ Kozmic Blues Again Mama! (1969)
Full Tilt Boogie Band
Pearl (1971, посмертно)
In Concert (1972)

ДЖОПЛИН, ДЖЭНИС (1943–1970), американская рок-певица, по мнению критиков – воплощение рок-культуры 1960-х годов. Родилась в Техасе 19 января 1943 в благополучной семье. В 17-летнем возрасте ушла из дома и в надежде стать певицей отправилась в Калифорнию. В середине 1960-х годов выступала в маленьких клубах Сан-Франциско, исполняя вещи из репертуара своих кумиров – фолксингеров и блюзовых исполнителей. Привлекла внимание своим необычно сильным и богатым хрипловатым голосом, нервно-энергичной манерой пения. В это время группа «Биг бразер энд холдинг компани» искала вокалистку, и кто-то вспомнил про удивительную певицу из Техаса. Джэнис вернулась в Сан-Франциско и стала солисткой группы. Первый успех пришел к ней в 1967 на рок-фестивале в Монтерее, где она поразила слушателей пронзительно-энергичными рок-версиями блюзов и кантри-баллад. Джоплин не пела, а выкрикивала строчки песен, передавая всю горечь, боль и страдания блюзовых композиций. В начале 1968 состоялись первые гастроли Джэнис Нью-Йорке. Студия «Коламбия» быстро распознала в солистке «Биг бразер» многообещающий талант, и группа получила контракт. Альбом Дешевые страсти (Cheap Thrills, 1968) почти сразу стал бестселлером. Однако Джэнис решила бросить группу ради сольной карьеры. Ее дебютный альбом Опять меня охватила эта вселенская тоска, мама (I Got Dem Ol’ Kozmic Blues Again Mama!), где соединились стили блюз, соул и рок, вышел в 1969 и сразу попал в хит-парады. Осенью 1970 Джэнис отправилась в Лос-Анджелес работать над записями для очередного альбома, но закончить работу не успела. Умерла Джоплин в Лос-Анджелесе 3 октября 1970. Вышедший посмертно альбом Жемчужина (Pearl, 1971) разошелся миллионным тиражом, а сингл Я и Бобби Макги (Me and Bobby McGee) возглавил хит-парад журнала «Биллборд». В 1980-е годы вышли два альбома с ранее не издававшимися записями певицы 1960-х годов – Прощальная песня (Farewell Song, 1982) и Биг бразер энд холдинг компани лайв (Big Brother and Holding Company Live, 1985). О жизни и творчестве Джоплин снят фильм Роза (The Rose) c Бетт Мидлер в главной роли, издано несколько биографий, в частности Заживо погребенная (Buried Alive) Майры Фридмана. Из творческого котла Хэйт-Эшбери вышли также Big Brother and the Holding Company, с которыми выступала самая интересная певица того периода Janis Joplin. Как и многие музыканты, выросшие в районе Калифорнийского залива, она воспитывалась на блюзе и фолке. Но летом ‘67 переработки блюзовых номеров все чаще перемежались солнечными фантазиями мягкого рока, а затем музыка стала более тяжелой, более резкой.Jeremy Pascall «The illustrated history of rock music», Глава 4. Эра рока: 1967 - 1970.В музыкальном плане Джэнис дала року совсем немного: она оставила после себя всего лишь несколько пластинок. Ее значение в другом: она доказала, что женщины могут петь рок не хуже мужчин. Это была разбитная девка: много пила, принимала наркотики, о ее сексуальных победах ходит много легенд. На сцене она была неподражаема: мощный голос, абсолютная раскованность, личный магнетизм. Она орала свои блюзы так, как прочувствовала их. Нелегкая жизнь болью и ненавистью ворвалась в ее песни. Публика любила ее, любила страстно и похотливо. На сцене она была счастлива, вне сцены - нет. Однажды она призналась: «На сцене я занимаюсь любовью с 25 тысячами людей, а потом иду домой одна».
Она умерла 4 октября 1970 года в номере одного голливудского отеля. Jeremy Pascall «The illustrated history of rock music», Глава 5. Расколотые семидесятые.

Ты помнишь Дженис Джоплин?
Ты помнишь, как она просила тебя вернуться? А как она любила? Дженис и любовь подобны электрическому заряду. Ты когда-нибудь видел, как зажигаются на небе звезды? Вот так зажглась одна из них…
Маленькая Дженис Лин родилась в 9-45 19 января 1943 года в Порт Артуре, Техас. Ну разве не начало для доброй сказки? Сказки с грустным концом…
Дженис влюблялась с самого детства. Одним из первых ее мальчиков был парнишка с незатейливым именем Джек Смит. Вместе они читали книги, среди которых было Евангелие. Детство еще шло: однажды Дженис пришла к Джеку, чтобы он пригласил ее на фильм «10 заповедей». У бедного мальчишки не появилось лучшей идеи, чем разбить свинью-копилку и со всей этой мелочью придти в кино. Пока он разбирался с билетершей, Джен стояла в стороне. «Извините, я проиграл деньги в пари с другом», – сказал он. Похлопывая его по плечу, девочка засмеялась: «Не надо врать, если ты идешь посмотреть фильм о боге…»
Ближе к 14 годам она начала меняться. По словам ее сестры Лоры, в доме начинались военные баталии, если матери приходило в голову постирать вещи Дженис («Они же были в недостаточной кондиции загрязнения!»). Она пробовала быть «одной из» среди мальчишечьей компании. Они были старше, но позволили ей стать таким же оборванцем, какими были сами. Вместе они слушали Одетту и Лидбелли, читали Керуака и мечтали о романтике больших дорог.
Дженни и была смешным и милым пацаненком. Когда компания обсуждала кто поведет машину в очередной раз, она кричала: «Ведет тот, у кого самые большие яйца» и, смеясь, садилась за руль. Возможно, ощущение себя девочко-мальчиком и привело Дженис к свободной любви конца 60-х.
После первой поездки в Сан-Франциско компания Дженис устроила вечеринку. Теперь у каждого ее приятеля была девушка или жена. Это давило на нее: «Здесь Джек и Нова, Джим и Рей, Эдриан и Глория, тот и этот, но здесь всегда одна Дженис Джоплин».
Вскоре у нее появился друг Сетт, который просил ее руки и сердца. Свадьба планировалась через несколько месяцев после Рождества. Казалось, маленькая девочка нашла то, что ей было нужно. Однажды вечером Дженни сказала своей сестре: «Я бы хотела, чтобы у меня были длинные, красивые волосы. Днем я бы их убирала, но каждый вечер я бы расплетала волосы перед своим мужем. Прядка за прядкой».
Они вели переписку, но вскоре он перестал писать совсем. О свадьбе больше не говорили.
В своей книге «Заживо погребенная» Мира Фридман говорит о том, что внутренний эмоциональный мир Дженис был слишком маленьким, чтобы переживать за людей, стараться доставлять им радости. Ей больше нравилось, когда кто-то заботился о ней, любил ее…
Еще одним ее пунктиком было то, что она обожала распространять про себя разного рода истории. О начале своей известности она предпочитала рассказывать так: «I was fucked into being in Big Brother» (непереводимая игра слов…). Сейчас уже сложно и, наверное, не нужно узнавать так ли это было или нет.
Говорят, что все «Большие братья» были так или иначе близки с Дженис, говорят, что свидания на одну ночь были обыденным для нее делом (но не главным, уж точно), говорят, что среди ее мужчин были Джим Моррисон и Джими Хендрикс.
Хотите верьте, хотите – нет, но с Джимом Дженис встретилась единственный раз и этот раз был неудачным. Пол Ротшильд (продюсер Дженис и Doors) организовал вечер для прессы. Между глотками своего любимого виски Дженис указала пальцем на Моррисона и сказала: «Я хочу этот кусок мяса». Когда же он попытался залезть к ней в машину и быть максимально ближе, она начала сопротивляться и запустила пустой бутылкой ему в голову. Надо сказать, Джим был без ума от таких женщин. Он любил насилие.
В одном из интервью она сказала: «Я готова бросить все то, что у меня есть, если в моей жизни появится человек, способный любить меня».
Наверное, «тем самым» должен был стать Девид Ниехаус, с которым Дженис познакомилась во время карнавала в Рио, в феврале 1970. Само знакомство было своеобразным:
- Хей, ты напоминаешь мне какую-то рок-звезду. Джоплин что ли…
- Я и есть Дженис Джоплин!
Не смотря на ее известность и тщеславие, Девид увидел человека, а не икону. Им было хорошо, когда они были вместе. А когда им пришлось расстаться на пару дней, к Джен пришла ее старая «подруга» Пегги Казерта.
Что говорить… главным в жизни Дженис Джоплин всегда была музыка. Она сбегала от нее к любовникам, но как-никак «час выступления на сцене это как сто оргазмов сразу», потому что «ты можешь все бросить, бросить дом и друзей, детей и друзей, стариков и друзей, все что угодно что есть в этом мире, за исключением музыки».
Быть Дженис Джоплин и не страдать от камня на шее, прозванного эфемерным словом «любовь» нельзя. Она пропустила все свои пассии через свое творчество и отпустила их.
А ты ушел, хлопнув дверью.
И она ушла, сказав лишь: «I’ve got a secret».

Дженис Джоплин была одной из первых леди рок-музыки и самой яркой представительницей хиппи на музыкальной сцене современности. Ее хрипловатый блюзовый голос рвал уши и сердце. Жизнь Дженис была бурной, яркой, короткой и трагичной. Но она никогда ни о чем не жалела.



Дженис Джоплин появилась на свет 19 января 1943 года в техасском городке Порт-Артур, в творческой семье. Ее отец работал на очистительной установке компании "Техасо" и был умным, образованным человеком. В отличие от остальных жителей Техаса, которые слушали кантри, он увлекался классической музыкой и много читал. Мать певицы могла сделать карьеру актрисы в мюзик-холле, но выйдя замуж, забросила эту идею и устроилась работать на радио.

Детство Дженис было трудным и наложило отпечаток на всю ее дальнейшую жизнь. Проблемы начались, когда она стала взрослеть. Дженис растолстела, ее кожа покрылась прыщами, а черты лица стали грубыми. Но в школе ее дразнили не только из-за внешности. Девушка не боялась высказывать свое мнение, была острой на язык и никогда не оставалась в долгу, если ее кто-то обижал.

Дженис ни с кем не дружила, а единственной отдушиной для нее была музыка. Ее сестра Лора вспоминала, что по выходным, когда они делали уборку в доме, мать всегда ставила пластинку с записью бродвейских мюзиклов. С них началась любовь Джоплин к музыке, представление о которой у нее расширилось в старших классах, когда она познакомилась с творчеством Ледбелли. Девушка стала страстной поклонницей блюза и таких исполнителей, как Бесси Смит, Одетта, Биг Мама Торнтон.

Поездка в Луизиану, которую называли "землей обетованной вина и блюза" завершила формирование характера Джоплин и ее манеры поведения. В 1960 году она поступила в колледж Ламар, но вскоре желание выступать взяло верх над учебой. Здесь она написала свою первую песню "What Good Can Drinking Do", с которой стала выступать в местных барах. 31 декабря 1961 года в клубе "Halfway House" в городе Бомонт состоялся сценический дебют Дженис. А спустя полгода она выступила в одном из клубов Хьюстона.

Путь к славе

Прежде чем заявить о себе на всю страну, Дженис Джоплин сделала отчаянную попытку вернуться к прежней жизни и поступила в техасский университет Остина. Однако из-за издевательств местных жителей, которые не любили хиппи, ей пришлось бросить учебу. Затем она некоторое время пела в клубах Сан-Франциско, где познакомилась со многими интересными людьми, представляющими хиппи-тусовку.

Лучшие дня

По воспоминаниям друзей Джоплин, на сцене она вела себя очень раскованно, а пела просто оглушающе. Ее жизнь в Сан-Франциско пошла по накатанной: уличные концерты, алкоголь, наркотики, аресты за хулиганство и кражу. Попав в больницу с диагнозом "почечная инфекция", Дженис не на шутку испугалась и, собрав вещи, уехала домой. По словам сестры, она выглядела удручающе и постоянно прятала руки, чтобы мать не увидела следы от шприцов. Она могла остаться в Порт-Артуре, завести семью и петь детям по вечерам. Но Джоплин была уготовлена другая судьба…

А случилось вот что. В 1966 году знакомый Дженис по Сан-Франциско Чет Хелмс пригласил ее в новообразованную группу "Big Brother & the Holding Company". Будучи менеджером группы, он решил последовать примеру "Jefferson Airplane", главной фишкой которой был женский вокал. Джоплин долго сомневалась, стоит ли ей возвращаться на сцену, но в конце концов ее желание петь победило.

В 1967 году коллектив с блеском выступил на фестивале в Монтерее и записал свой первый альбом, который так и назывался – "Big Brother & the Holding Company". Диск сразу же занял лидирующие позиции в хит-парадах, а выступление удивило зрителей своей яркостью и дикостью. Это был настоящий успех, но не для всех участников группы, а лишь для Дженис.

Спустя год между участниками коллектива начали возникать трения. Музыканты понимали, что Джоплин становится суперзвездой, а они всегда будут в тени ее успеха. Несмотря на то, что спустя год группа записала еще один удачный альбом "Cheap Thrills" (1968), вскоре Джоплин и "Big Brother & the Holding Company" расстались.

Проблемы Дженис, как считали многие, были в ее комплексах, сформированных еще в детстве. Она так и не смогла смириться со своей полнотой, хотя в последние годы выглядела вполне нормально. Кроме этого, певицу беспокоила ее "особенность". Она всегда была не такой, как все, и не могла найти себе места в мире. Свою душевную боль Дженис стала заглушать наркотиками. Сначала мескалин и ЛСД, затем – героин.

По словам знакомых певицы, к героину ее пристрастил Джимми Хендрикс. Впервые они встретились на фестивале в Монтерее и мгновенно поняли друг друга. Они встречались около месяца, но потом расстались. Был у Дженис роман и с Джимом Моррисоном, но они не ругались только тогда, когда были в постели. А однажды она совершенно случайно переспала с Эриком Клэптоном, даже не зная, кто он такой. Пожалуй, Джоплин была одной из самых ярких сторонниц сексуальной революции. Но порой воспринимала эти идеи слишком близко к сердцу.

Последние годы

В декабре 1968 года Дженис Джоплин впервые выступила с новой группой "Kozmic Blues Band". Выступление музыкантов было принято прохладно, а некоторые критики даже написали разгромные статьи. В материалах того времени можно найти самые разные рецензии: и то, что уровень Джоплин гораздо выше уровня ее партнеров; и то, что группа совершенно не сыграна.

Намного успешнее оказался европейский тур весной 1969 года и последовавшее за ним выступление музыкантов на фестивале в Вудстоке. В октябре того же года группа записала альбом "I Got Dem Ol" Kozmic Blues Again Mama!", который стал золотым. В Америке он был встречен прохладно, однако в Европе критики не скрывали своего восторга.

Несмотря на определенные успехи, в декабре 1969 года группа распалась. В отличие от предыдущего коллектива, где работала Дженис, этот был собран из музыкантов, которые совершенно не знали друг друга. К тому же, как говорил один критик, Джоплин была гениальной певицей, но никаким лидером. Она никогда не умела руководить процессом.

Оставшись без ансамбля, Дженис записала песню "One Night Stand" и некоторое время выступала со своей первой группой "Big Brother & the Holding Company". Она побывала в Бразилии и Сальвадоре, а затем вернулась в Лос-Анджелес. Здесь весной 1970 года певице удалось собрать новый коллектив "Full Tilt Boogie Band", который состоял преимущественно из канадских музыкантов.

Авторитетное издание "Rolling Stone" писало, что Джоплин была полна энтузиазма. Ей нравилось все: и звучание, и новые ребята, и отсутствие спешки. В сентябре группа приступила к записи нового альбома, но Дженис не суждено было его увидеть. 4 октября 1970 года ее нашли мертвой в своем номере в отеле "Лэндмарк Мотор". Официальная версия – передозировка наркотиками…

Дженис Джоплин была сложным человеком: читала Гессе и Ницше, придерживалась философии битников, кричащих: "Да пошел этот мир к черту!". Она ушла из жизни на пике своей популярности, но обстоятельства ее смерти до сих пор не дают покоя поклонникам певицы. Что это было: случайность? самоубийство? убийство?

Смерть Дженис Джоплин стала для всех настоящим шоком. Однако продюсер принял решение закончить запись альбома и посвятил его ей, назвав "Pearl" – так обращались к певице близкие друзья. Спустя год песня "Me Аnd Bobby Mcgee" достигла первого места в музыкальном хит-параде. Впервые за всю карьеру Дженис Джоплин.

Дженис Джоплин стала первой, кому присвоили почетный титул «королевы рок-н-ролла». Такого голоса больше не будет – он был единственным в своем роде. Дженис постоянно была на грани, она была очень ранима и очень харизматична и именно она проложила дорогу в рок-н-ролл для женщин.

В середине 1960-х Сан-Франциско был Меккой для музыкантов, относивших себя к контркультуре. Многие из них стали мегазвездами – например, Джимми Хендрикс (Jimi Hendrix), группа The Grateful Dead и великий гитарист Карлос Сантана (Carlos Santana). Многие сомневались, смогут ли Дженис и ее подруги быть так же известны, как и ее коллеги мужского пола. Певица и композитор Трейси Нелсон (Tracy Nelson) рассказывает, как нелегко ей было в 1966 году.

«Все только и делали, что спрашивали меня: «Почему ты хочешь этим заниматься? Это не место для женщин. Это не женский бизнес », вспоминает она. «Некоторые даже говорили: «Зачем вообще ты сюда приехала? Сидела бы дома, нашла бы себе мужика ».

В тот же год Дженис Джоплин пыталась пробиться среди этого мужского засилья – музыкальной сцене Сан-Франциско. Дженис и Трейси делили гримерку на выступлении в концертном зале «Авалон».

«Я выступала после Дженис. Я стояла за кулисами, слушала, как она поет, и в моей голове была единственная мысль: «Боже мой, да это не голос, это сама сила природы! ».

Джоплин была лидером группы Big Brother and The Holding Company – практически неизвестной за пределами Сан-Франциско команды. Они выступили на Фестивале популярной музыки в Монтеррее в июне 1967 года. Известнейший музыкальный критик Роберт Кристгау (Robert Chrostgau), в то время работавший в журнале Esquire, был одним из 1200 журналистов, обозревавших данное музыкальное мероприятие.

«Я отлично помню, как она пела, освещенная солнечным светом », вспоминает он. «Все были не просто удивлены, а буквально ошеломлены – до такой степени сильно она пела ».

Как и многие белые музыканты того времени, Джоплин пыталась звучать как афроамериканка. Кристгау утверждает, что практически все были совсем не убедительны, но Дженис наоборот – поражала слушателей своим необузданным, эмоциональным вокалом.

Тем не менее, ее голос не всегда был таким. Певица родилась в городе Порт-Артут, штат Техас, и в детстве пела в церковном хоре. В то время, когда девушка покинула город в 1960 году для учебы в колледже, ее ролевыми моделями были фолк-певицы – например, Джоан Баэз (Joan Baez) и Джуди Коллинз (Judy Collins). Джоплин пыталась им подражать, но тем не менее, не верила, что может звучать «по-фолковски» - так утверждает Элис Эколс (Alice Echols), автор биографии певицы под названием «Шрамы сладкого рая» (Scars of Sweet Paradise).

«Дженис Джоплин сделала вывод. И вывод был следующим: «Знаешь что? Ты не настолько красива, как Джуди Коллинз или Мария Мюльдор (Maria Muldaur). С пением таким вот сладким голосочком тоже не пробьешься », рассказывает Эколс.

В Техасе Дженис пришлось бороться за право быть такой, какая она есть. Ей не хотелось быть похожей на типичных девушек 1950-х. Она обожала рисовать, она была полноватой, у нее была плохая кожа и ее совсем нельзя было назвать красавицей. В интервью, данном в 1970 году в шоу Дика Кэветта (Dick Cavett), певица с горечью вспоминала о своей юности – о том, как ее одноклассники смеялись и издевались над ней до такой степени, что девушке пришлось сначала уйти из школы, а потом и уехать из штата. Неудивительно, что юная Дженис нашла свою отдушину в блюзе – в музыке таких артистов, как Бесси Смит (Bessie Smith), Лидбелли (Leadbelly) и Биг Мама Торнтон (Big Mama Thornton). Как она сказала Кэветту, пение было ее единственной возможностью выразить свои чувства.

«Музыка зависит от того, что ты чувствуешь », говорила Дженис. «Не обязательно о счастье-несчастье. Все зависит от тех чувств, что уже есть внутри тебя, но которые ты пытаешься уничтожить, потому что о них не принято говорить или что-то в этом роде. Но если только ты позволишь им вырваться наружу… в общем, это единственная причина, из-за которой я пою. Потому что я поднимаюсь на сцену и выпускаю все свои чувства из себя ».
Как утверждает биограф певицы Элис Эколс, певица стала голосом отверженных культурой протеста в Сан-Франциско.

«В определенном смысле Дженис была самой великой из недооцененных артистов, протестовавших в 1960-е. Нет, она не пела эти яростные песни, как многие. Но в этом голосе люди слышали, что это была та, которая отказывается вести себя так, как прежде ».

К несчастью, в 1960-е многие из артистов, подражавших блюз-музыкантов, переняли и их дурные привычки – в частности такие, как пристрастие к наркотикам. В начале октября 1970 года – всего спустя 3 года после того, как она добилась известности – Дженис Джоплин записывала новый альбом с новой же группой. Как-то ночью она вернулась в свой номер в одной из гостиниц Лос-Анджелеса и случайно упала. На следующий день ее нашли мертвой. Трейси Нелсон вспоминает об этом событии.

«Я была в ярости. Она была такой великой певицей », говорит она. «Дженис только начинала становиться серьезным музыкантом и серьезной певицей. Она играла с талантливейшими группами. Только все начинало налаживаться, как случилась эта глупая смерть ».

Той зимой, звукозаписывающая компания, на которую работала Дженис, посмертно выпустила ее альбом Pearl, и песня Me and Bobby McGee сразу же взлетела на вершины хит-парадов. Многие критики утверждают, что это был лучший ее альбом. Джоплин стала понемногу владеть своим голосом, и именно она стала первой женщиной, добившейся такого успеха на рок-сцене. Что странно, Эллис Эколс утверждает, что у певицы не было подражателей.

«Дженис Джоплин была настоящей американкой », говорит Эколс. «Никто даже близко не мог спеть так, как пела она, и мне кажется, никто никогда и не сможет петь так же, потому что было в ее голосе что-то, что больше не повторяется ».

Джоплин была одним из главных идеологов хипповской сексуальной революции … Она прониклась ее идеями даже как-то «слишком».

Ее можно смело называть первой леди рока и одним из первых настоящих проводников идей хиппи в жизнь. Ее голос рвал уши и сердце. Именно она в свое время провозгласила: «Моя музыка для того, чтобы пробуждать в вас лишь одно желание - заниматься сексом!». Ее жизнь была короткой, яркой, бурной и трагической. Речь, конечно о Дженис Джоплин.

Дженис Лин Джоплин родилась 19 января 1943 года в нефтепромышленном городке Порт-Артур, что в штате Техас. Она была первенцем в семье Сети и Дороти Джоплин. Отец трудился на консервном заводе, мать - секретаршей в бизнес-колледже. Семья была благополучной и вполне зажиточной, а раннее детство Дженис достаточно безоблачным. Маленькой она была очень хорошенькой, и взрослые активно восторгались как ее очаровательной внешностью, так и способностями к рисованию.

А потом внешность стала меняться… Дженис сильно растолстела, ее гладкая прежде кожа покрылась прыщами, а черты лица стали грубыми и невыразительными. Одноклассники дразнили ее и обзывали «свиньей». Да и не только одноклассники. Городок был мал, и отступать, как говорится, было некуда. Девочка возненавидела зеркала и обросла комплексами.

Единственное, что она любила, так это петь, уединившись в каком-нибудь укромном уголке. Хороший голос достался ей от матери, которая в свое время успешно выступала на любительской сцене.

Такая жизнь не могла не выработать в Дженис манеру активного протеста и противопоставления себя всему и вся. Она стала учиться защищаться, создавая себе репутацию человека, которому «все до лампочки». Эта позиция окажет влияние на всю ее дальнейшую жизнь.

При этом в семье, окружении, в городе, да и вообще в штате, существовал жесткий кодекс традиций, которые надлежало соблюдать. Тем сложнее пришлось Дженис, рисковавшей в расистском Техасе выступать в защиту чернокожих, носившей брюки и рубашку, матерившейся и не шедшей ни на какие компромиссы. Все это еще больше отталкивало от нее одноклассников.

Когда ненавистная школа, наконец, закончилась, Джоплин некоторое время выступала в техасских барах и ресторанчиках, зачастую бесплатно или за угощение ужином. Тогда она уже открыла для себя блюз и обрела кумира в лице Бесси Смит. Попутно девушка каталась в соседнюю Луизиану, где пристрастилась к алкоголю. Тамошний возрастной ценз на него, в отличие от Техаса, составлял 18 лет. И Дженис с удовольствием зависала в луизианских ночных клубах.

Некоторое время Джоплин проучилась в техасском университете, но и там ей пришлось терпеть насмешки. Она даже заслужила звание «самой уродливой девушки в кампусе». Тем более что она неукоснительно следовала «кодексам» имиджа хиппи, которые для консервативного американского Юга были еще тогда чрезмерной экзотикой. Она же уже тогда прочно усвоила постулаты своих гуру Керуака и Гинсберга: пусть мир несовершенен, но никто не в силах его изменить, так что будем сегодня веселиться по полной программе.

В конце концов Джоплин сбежала в Сан-Франциско. Этот город очаровал ее еще во время первой юношеской поездки. И началось! Ее жизнь в городе ознаменовалась непрерывной чередой событий: уличные концерты, арест за мелкую магазинную кражу, алкоголь, в результате увлечения которым она однажды была госпитализирована с диагнозом «почечная инфекция», а потом и наркотики. И ладно бы еще травка, но вскоре Джоплин попробовала и мескалин, а потом и более тяжелые наркотики типа ЛСД и секонала. Иногда она могла потерять над собой контроль, выбегая посреди ночи на улицу и кидаясь под машины или колотясь головой о стены. А после эйфории всегда наступала депрессия.

Впрочем, наряду с этим были и творческие успехи. Джоплин присоединилась к одной группе, с которой даже записала свой первый диск. А вот с личной жизнью не заладилось. Ее друг, в квартире которого влюбленная Дженис прожила некоторое время, просто-напросто выкинул ее на улицу. Она плакала и умоляла, но возлюбленный был непреклонен. С тех пор Джоплин решила больше никогда не поддаваться подобным унижениям. И – ударилась в «свободную любовь по полной программе», безо всяких ограничений. «Я могла тогда переспать с кем или даже с чем угодно… Я так и делала. Я спала, сосала, лизала, целовала, курила, кололась и влюблялась», — рассказывала потом Джоплин.

В какой-то момент она пыталась убежать от всего этого и даже возвращалась в родной Порт-Артур, где попыталась стать добропорядочной леди и выйти замуж за «правильного» мужчину. Он был фармацевтом и имел облик приличного господина, ходящего в костюме и галстуке и носящего аккуратную прическу. Как он был не похож на хиппи, окружавших Джоплин! Но в итоге жених не явился на свадьбу.

Неизвестно, что бы с ней стало, если б не ребята из группы Big Brother & The Holding Company, которые уговорили Джоплин вернуться в Сан-Франциско и стать их вокалисткой. Их представитель переспал с Джоплин, чтобы уговорить ее. Этого оказалось достаточно. Позже она всегда будет рассказывать, что «с ней переспали, чтобы сделать ее вокалисткой рок-группы».

На сей раз Джоплин вытянула козырную карту. Группа блистательно выступила на знаменитом рок-фестивале в Монтерее в 1967 году. В этом же году Big Brother & The Holding Company выпустили свой первый альбом с одноименным названием – «Big Brother And The Holding Company», — сразу занявший верхние строчки в хит-парадах, а Дженис Джоплин постепенно стала приобретать статус национальной знаменитости.

Тогда, на фестивале в Монтерее, она встретилась с Джимми Хендриксом. Они мгновенно «поняли друг друга». У обоих на лицах лежала печать «прожигателей» жизни и людей, жаждущих секса.

Они провели ночь, потом встретились несколько раз, но через месяц расстались. Джоплин не очень понравилась манера Хендрикса просто-напросто… лупить своих партнерш. То, что осталось у Джоплин от связи с Хендриксом, – это первый опыт по употреблению героина… Дальше она продолжит этот опыт.

Был у нее роман и с Джимом Моррисоном. Но связь эта была своеобразной. Пара мирилась только в постели, все остальное время проводя в скандалах.

А как странно произошла ее встреча с Эриком Клэптоном. Однажды, в поисках сексуального удовлетворения, Джоплин приказала своему секретарю привести ей первого симпатичного парнишку, которого тот встретит на улице… Парнишкой оказался Эрик Клэптон.

Да, Джоплин была, пожалуй, одним из главных идеологов хипповской сексуальной революции…. Она прониклась ее идеями даже как-то «слишком».

Помимо многочисленных любовных связей с мужчинами, порой Дженис наслаждалась сексом и с дамами, а иногда прибегала к групповым оргиям, на которых присутствовали представители обоих полов. За всем этим, разумеется, крылись глубокие комплексы и скрытые причины. Однажды она бросила в сердцах: «Я такая звезда, а со мной даже и переспать никто не хочет».

На самом деле, это не совсем соответствовало истине… Просто, несмотря на огромное количество партнеров, большинство из них случались в ее жизни «одноразово». А еще у нее было много сексуальных страхов — Джоплин до ужаса боялась отказа, опасалась излишней близости, из страха, что партнер использует ее ради выгоды… И в любом случае имитировала сильный оргазм, полагая, что отсутствие оного — только ее личная проблема и вина…

Свои комплексы она пыталась скрыть за яркими, публичными и веселыми рассказами о своих сексуальных приключениях и победах. Например, после длительной железнодорожной поездки Джоплин сообщила общественности, что в поезде было 365 мужчин, а ей удалось переспать лишь с 65 из них. Тем не менее, имелись и серьезные связи. Например, серьезный любовный роман с певцом кантри Джо Мак Дональдом продолжался аж 4 месяца.

Алкоголь и наркотики Джоплин употребляла так же открыто, как и рассказывала о своих сексуальных утехах. Она даже настаивала на том, чтобы одна из фирм, производящая алкогольные напитки, подарила ей шубу за бесплатную рекламу их продукции. А когда ее призывали не злоупотреблять наркотиками, смело отвечала: «Все равно я никогда не доживу до 30 лет».

Но она была безумно талантлива и поднималась все выше по лестнице славы, которая, порой, неизвестно куда ведет. В сентябре 1968 года группа выпустила новый альбом «Cheap Trills» — считающийся лучшим альбомом группы.

Дженис рассталась с «Big Brother» и начала сольную карьеру. Создала новую группу Kozmic Blues, поначалу прохладно принятую в США и очень горячо — в Европе. Группа выпустила успешный альбом «I Got Dem Ol’ Kozmic Blues Again Mama!», а в августе 1969 года приняла участие в знаменитом рок-фестивале в Вудстоке. Потом Джоплин создала новую группу «Full Tilt Boogie Band», с которой активно начала работать над новым альбомом.

Тогда, в самом конце 1960-х, в ней начало что-то неотвратимо меняться. Вдруг она ощутила, что ей не слишком нравится имидж заводной и отвязной наркоманки. Вдруг заговорила об опасности героина. И тут она оказалась заложницей собственного имиджа: публика привыкла видеть ее такой, какой привыкла ее видеть, и ждала от нее прежнего «сгорания» и полного «выкладывания» на сцене, а для этого Джоплин приходилось принимать прежние допинги. Она даже верила, что лишь героин помогает ей сохранить нужную форму на концертах и репетициях.

В этот же период с Дженис произошла еще одна перемена. Она заявила, что мечтает о тихой семейной жизни. У нее даже завелся серьезный роман. Правда, кандидата она выбрала не слишком-то подходящего.

Сет Морган был дилером. С Джоплин познакомился, когда доставлял ей кокаин. Она верила, что именно с ним обретет счастье и мечтала о новой светлой жизни, в которой они оба забудут про наркотики, а она порвет с рок-н-роллом. Правда, Морган не торопился жениться. История с ним занимала все мысли Дженис, она даже не посетила ни одного занятия на курсах драматического искусства, куда незамедлительно записалась после того, как режиссер Джек Николсон предложил ей роль в фильме. А ведь она так мечтала о кино!

А потом Морган попал в аварию на мотоцикле. Он выжил, но авария высветила перед Джоплин одну неприятную подробность — в поездке с ее женихом находилась другая девушка…

И все-таки Дженис продолжала работать и успела завершить свой последний альбом Pearl – «Жемчужина», названный так по прозвищу, данному, вопреки всем ее прежним обидным школьным и институтских прозвищам, одним из ее друзей. Эта была лебединая песня.

4 октября 1970 года тело Дженис Джоплин было найдено в Landmark Motor Hotel в Голливуде. Она лежала на ковре лицом вниз. Говорят, в тот вечер она купила героин у незнакомого наркоторговца, но не рассчитала дозу. Впрочем, это лишь одна из версий. Следователь утверждал, что это самоубийство, а друзья певицы всячески отвергали эту версию.

Ей было 27 лет… До 30 она так и не дожила, как и предрекала. Впрочем, и за столь короткий срок она успела очень многое, оставив свой огромный след в истории мирового рока.

Прах Джоплин был развеян над Калифорнией. А работа над альбомом была завершена членами ее группы. Альбом Pearl вышел в свет в январе 1971 года.

Рекомендуем почитать

Наверх