Новости

«Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте»

 

 В рамках социального мультипроекта “Семья и “особенный” ребенок” регулярно проводятся занятия по нейропсихологической коррекции нарушенного развития детей. Цель метода – посредством восстановления нарушенных нейронных связей мозга улучшать и развивать характеристики психических процессов (памяти, внимания, мышления), эмоционально-волевой сферы с помощью простых в исполнении упражнений на движение. Что мы с детьми делаем на нейропсихологической коррекции? Исходя из нейропсихологического статуса ребенка (то есть того этапа развития, на котором сейчас находится состояние отделов его мозга и психических функций, их обеспечивающих), мы восполняем те этапы онтогенеза (развития ребенка), которые были прерваны, искажены, отсутствовали.  Расскажу, например,  о том, как мы помогаем запуску речи, как готовим ее возникновение. Все это происходит через развитие необходимых для возникновения речи нервных связей. Чтобы речь появилась, одних только логопедических занятий недостаточно. Если у вашего ребенка мало связей между полушариями, то понимание речи не будет происходить, да и собственно речевых звуков будет мало. Вот здесь в нейропсихологической коррекции существует множество упражнений, которые направлены на развитие межполушарного взаимодействия, которые мы делаем с детьми. 
          Другая проблема (в составе той же алалии): допустим, ребенок произносит отдельные звуки, но они никак не выстраиваются в слова,  потому что, опять же, нет связей между левой височной долей, левой теменной и премоторной областью. Такие связи необходимы для смены серийных движений, в том числе и для смены артикуляций (звуков речи). И здесь в нейропсихологическом арсенале множество упражнений для развития этой функции. И это помощь не только для развития речи, но и для того, чтобы ребенок мог быстрее переключаться с одного задания на другое, не "застревал" в каком-то виде деятельности. 
           На занятиях мы учимся кидать и ловить мячи различными способами — как большие, так и маленькие, мячи-прыгуны, кидаем мешочки в разных направлениях, развивая ловкость, улучшая зрительно-пространственные функции, мелкую и крупную моторику, зрительно-моторные координации, регулируя мышечный тонус и мышечную чувствительность. Развиваем вестибулярную систему и улучшаем функции сенсорной интеграции, выполняя упражнения на балансире. Делаем пальчиковую гимнастику, тренируем функции программирования и контроля деятельности. Это все то, на чем строится речь и интеллект.
           Но только на двигательных упражнениях нейропсихологическая коррекция не заканчивается, это лишь первая ступень. Далее включаются методы когнитивной коррекции. И, исходя из нейропсихологического статуса ребенка, выбираются те методы, которые доступны ему на данный момент, и с помощью которых может быть выстроена дальнейшая коррекция. 

Таким образом, на нейропсихологической коррекции (при условии регулярного посещения занятий) образуются необходимые нейронные связи.  В результате многократного повторения упражнений эти связи укрепляются за счет покрытия миелиновой оболочкой (это то самое белое вещество в мозге, нехватка которого и приводит к откатам и задержкам в развитии).  Упражнения постоянно усложняются, добавляются новые, исходя из принципа обучения ребенка в зоне ближайшего развития. Все упражнения невидимой нитью пронизаны обучением дисциплине, умению выполнять упражнения по команде взрослого, развивают произвольную регуляцию — то есть учат делать то, что нужно в данный момент, а не то, что импульсивно хочется.

 

 

 

Специалист по работе с семьей                                                Луковникова И.П.

Нет комментариев

Добавить комментарий
Создать сайт
бесплатно на Nethouse