Новости

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ С ОВЗ

Развитие жизненно необходимых навыков имеет не только социальную значимость, снижая зависимость особого ребенка от окружающих и позволяя выполнять некоторые рабочие операции, но и оказывает психотерапевтическое влияние на ребенка, способствует формированию его активных установок на обучение, воспитание стремления и настойчивости в достижении положительного результата. В последнее время большое внимание уделяется программе социального развития ребенка. Основная задача – это показать детям с нарушениями развития социальный мир «изнутри» и помочь понять свое место в мире как его члена, участника событий. Социальное познание будет происходить через действия с предметами, через общение. Поэтому важной педагогической задачей является анализ и отбор того содержания из социального окружения, которое несет в себе развивающий потенциал. Большое значение для развития и социализации ребенка имеют предметы. Они окружают его с момента рождения и сопровождают его всю жизнь. Еще до того, как ребенок начинает действовать с предметами, они уже входят в его жизнь, обеспечивают ему выживание, помогают адаптироваться в новой социальной среде. Эта функция жизнеобеспечения реализуется и в дальнейшем постоянно. Взрослые кормят ребенка. Надевают одежду, дают в руку ложку и т.д. по мере познания предметного мира ребенок овладевает умениями различать опасные и безопасные предметы, умение ориентироваться в мире предметов, овладевает способами действий с предметами.

Социализация детей с ограниченными возможностями чрезвычайно затруднена в связи с неполноценностью их познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, различных двигательных нарушений, с низким уровнем развития социально-бытовых навыков. Для успешной социальной адаптации необходимо формировать практические навыки и умения, обеспечивающие адекватное проживание детей в социуме.

В процессе обучения таких  детей социально-бытовым навыкам целесообразно использовать следующие технологии обучения:



  • детальный показ и подробное объяснение каждого предмета, движения в их последовательности. Решающее значение при этом имеет активное поведение ребенка, т.е. его практическое участие в выполнении данного действия;
  • сохранение одного и того же способа, одной и той же последовательности для выработки алгоритма действия;
  • многократное повторение одних и тех же действий с предметом в определенной последовательности;
  • постепенный переход от показа к подробным словесным объяснениям для закрепления навыков, выработки точных движений, обеспечения возможности действовать согласно каждому слову взрослого.



 

Действительно ли ребенок должен одеваться самостоятельно?

 

Как ни парадоксально, но зачастую препятствием в освоении новых навыков становятся сами родители. Возможно, вам кажется, что есть причины, по которым вы выполняете за ребенка работу, с которой он справился бы сам. Но ущерб, который при этом наносится ребенку, несопоставим с той скромной экономией времени и нервов, на которую вы рассчитываете.

Во-первых, ребенок, инициативу у которого постоянно перехватывает родитель, быстро теряет уверенность в своих силах и пасует перед любой новой задачей, что не позволяет ему развиваться согласно возрасту.

Во-вторых, малыш может счесть вообще любые усилия неуместными и обращаться к родителям за помощью даже в тех случаях, когда он точно в состоянии действовать самостоятельно.

В-третьих, ребенок, который не в состоянии одеться сам, не вырабатывает вовремя привычки следить за своим внешним видом и быстро ликвидировать возможные проблемы. В школе такие дети, конечно, уже могут справиться и с пуговицами, и со шнурками, но выглядят все равно неопрятно, неряшливо.

Наконец, если ежедневная процедура одевания всегда требует вашего непосредственного участия, рано или поздно это начнет вас раздражать. Ведь логично ожидать от ребенка помощи (это значительно ускорило бы процесс), но даже если вы опаздываете, все равно придется проделывать все действия в одиночку.

 

Советы по обучению ребенка одеванию

 



  1. Если вы замечаете, что ребенок проявляет инициативу во время одевания – обязательно хвалите его, даже если он сделал все неправильно.
  2.  Наберитесь терпения. Отведите на одевание определенное время (допустим, 10 минут) и не перехватывайте инициативу в это время, только деликатно помогайте.
  3. Не делайте исключений в ритуале одевания. Не нужно говорить «сегодня я одену тебя сама, потому что мы спешим», или «потому что я сделаю это аккуратнее». Так вы только убедите ребенка, что сам он неуклюж, делает все медленно и неаккуратно.



4.Лучше выполнить часть задачи, чем не браться за нее вообще. Если ребенок по каким-то причинам не хочет одеваться, наденьте на него часть вещей и предложите закончить начатое. Если же у него, напротив, слишком быстро иссякает энтузиазм, спокойно помогите закончить одевание.



  1. Выбирайте для ребенка одежду, с которой он может справиться самостоятельно. Минимум простых крупных застежек может волшебно ускорить процесс!
  2. Выбирайте для ребенка одежду, которая ему нравится. Ее он точно попытается надеть с удовольствием!
  3. Надевайте верхнюю одежду вместе. Ребенок надел ботинки – и вы надели ботинки. Ребенок надел шапку – и вы надели шапку. Подражая вашим действиям, малыш быстрее освоит науку одевания.
  4. Изучайте одевание в процессе игры. Одевая и раздевая кукол, ребенок запомнит порядок надевания одежды, а игрушки с пуговицами, молниями, липучками, шнуровками разовьют не только мелкую моторику, но и технику использования застежек.



 

Участие детей во всех процессах должно сопровождаться положительными эмоциями, игровыми действиями, стимулирующими интерес к формированию социально-бытовых навыков.

Нет комментариев

Добавить комментарий