Модальные глаголы и их эквиваленты Can, Must, Should, MayОсобенности...
В слове онла́
йн
:
1. 2 слога (о-нла́
йн,он-ла́
йн);
2. ударение падает на 2-й слог: онла́
йн
- 1-ый вариант
1 ) Транскрипция слова «онла́ йн»: [ʌнла́ j❜н].
БУКВА/ [ЗВУК] | ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКА | |||
---|---|---|---|---|
о | - | [ʌ] | - | гласн., безударный; ниже см. § 32. |
н | - | [н] | - | согл., твёрд. (парн.) , Звук [н] произносится мягко только перед мягкими [т❜], [д❜], [н❜], [ч❜], [ш ❜]. |
л | - | [л] | - | согл., твёрд. (парн.) , звон. (непарн.), сонорный. Звук [л] - непарный звонкий, поэтому он произносится так же, как и пишется. Перед буквами а , о , у , э , ы парные по твёрдости-мягкости слогласные всегда произносятся твёрдо. |
а | - | [а́ ] | - | гласн., ударный; ниже см. § 15. |
й | - | - | согл., мягк. (непарн.), звон. (непарн.), сонорный. Перед сонорными глухие не озвончаются (см. Мусатов В.Н., стр. 73). Ниже см. § 69. | |
н | - | [н] | - | согл., твёрд. (парн.) , звон. (непарн.), сонорный. На конце слова замена звука приосходит только у звонких парных. На конце слова все согласные, кроме непарных мягких ([ч❜], [щ❜], [й❜]), произносятся твёрдо. |
6 букв, 6 звуков
Настройка
ПРАВИЛА ПРОИЗНОШЕНИЯ 1
§ 15
§ 15. Буква а обозначает ударяемый гласный [а] в следующих положениях: а) в начале слова: акт, а́ рка, а́ лый; б) после гласных: заа́ хать, поа́ хать; в) после твердых согласных: там, дам, сам, гам, вам, мак, бак, брак, шаг, жа́ ба, ша́ лость, жаль; г) после мягких шипящих [ч] и [щ]: час, коча́ н, кача́ ть, поща́ да.
§ 32
§ 32. В 1-м предударном слоге после твердых согласных, кроме гласных [ы] и [у], и в начале слова, кроме гласных [и] и [у] (о них см. §§ 5—13), произносится гласный [а]. Гласный [а] в этом положении на письме обозначается буквой я или о.
Таким образом, на месте букв а и о гласный [а] произносится: 1) после твердых согласных: а) сады́ , дары́ , мала́ , пашу́ , стари́ к, трава́ ; шалу́ н, шала́ ш, жари́ , жарко́ е, цари́ зм, цара́ пать; б) вода́ (произносится [вада́ ]), нога́ (произносится [нага́ ]), гроза́ (произносится [граза́ ]), поля́ (произносится [пал❜ а́ ]), моря́ (произносится [мар❜ а́ ]), столы́ (произносится [сталы́ ]), плоды́ (произносится [плады́ ]), прошу́ (произносится [прашу́ ]), пошёл (произносится [пашо́ л]), шофёр (произносится [шаф❜ о́ р), жонглёр (произносится [жангл❜ о́ р]); 2) в начале слова: а) апте́ ка, армя́ к, арши́ н, акко́ рд, амба́ р; б) окно́ (произносится [акно́ ]), оди́ н (произносится [ади́ н]), огу́ рчик (произносится [агу́ рчик]), оси́ ны (произносится [аси́ ны]), оде́ ть (произносится [аде́ т❜ ]).
Гласный [а] 1-го предударного слога несколько отличается от ударного [а]: при его произношении нижняя челюсть опушена меньше, раствор рта уже, задняя часть спинки языка немного приподнята. Поэтому при более точной транскрипции эти звуки следует различать, например, для обозначения безударного [о] употреблять знак Λ, сохранив букву а для ударного [а]: [вΛда́ ] (вода́ ). В настоящем словаре-справочнике буква а употребляется для обозначения как безударного [а] (точнее [Λ], так и, [а] ударного.
§ 69
§ 69. Согласные [ч], [щ], [ж❜ ж❜ ], [й] являются только мягкими. Для звуков [ч] и [щ] в русской графике имеются особые буквы ч и щ : ср. чин, чан, чуб, чёлн (произносится [чолн]), чернь, шит, щу́ ка, шёлка (произносится [що́ лкъ]), ще́ пка, пища́ ть. Однако согласный [щ] обозначается на письме также сочетаниями сч, зч и некоторыми другими (об этом см. § 124): счёт (произносится [щот], изво́ зчик (произносится [изво́ щик]).
1 Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы / С.Н. Борунова, В.Л. Воронцова, Н.А. Еськова; Под ред. Р.И. Аванесова. - 4-е изд., стер. - М.: Рус. яз., 1988. - 704 с..
Как правильно сделать фонетический разбор слова?
– это характеристика структуры слогов и состава слова из звуков.
Памятка
План фонетического разбора
- Записать слово орфографически правильно.
- Разделить слово на слоги и найти место ударения.
- Отметить возможности переноса слова по слогам.
- Фонетическая транскрипция слова.
- По порядку характеризовать все звуки: а. согласный – звонкий – глухой (парный или непарный), твёрдый или мягкий, какой буквой он обозначен; б. гласный: ударный или безударный.
- Подсчитать количество букв и звуков.
- Отметить случаи, если звук не соответствует букве.
Образцы фонетического разбора слов :
Я очень люблю есть морковь.
Фонетический разбор слова люблю:
- люблю
- люб – лЮ (на второй слог падает ударение, 2 слога)
- люб-лю
- [л"убл"у]
- Л – [л"] согласный, мягкий, звонкий и непарный;
Ю – [у] – гласный и безударный;
Б – [б] – согласный, твердый, звонкий и парный
Л – [л"] – согласный, мягкий, звонкий и непарный;
Ю – [у] – гласный и ударный - В слове 5 букв и 5 звуков.
Фонетический разбор слова морковь:
- морковь
- мор-кОвь (на второй слог падает ударение, 2 слога).
- Перенос: мор-ковь
- [маркоф"]
- М – [м] – согласный, твердый, звонкий и непарный.
О – [а] – гласный и безударный.
Р – [р] – согласный, твердый, звонкий и непарный.
К – [к] – согласный, твердый, глухой и парный.
О – [о] – гласный и ударный.
В – [ф"] – согласный, мягкий, глухой и парный.
Ь —————————– - В слове 7 букв и 6 звуков.
- о – а, в – глухой звук ф, ь смягчает в.
Видео про фонетическую транскрипцию
Полезные советы:
- Делая фонетический разбор, нужно произнести слово вслух.
- Важно всегда проверять транскрипцию.
- Обязательно обращать внимание на орфограммы при фонетическом анализе.
- Также обращать внимание на звуки, которые произносятся в слабых позициях, таких как: стечение согласных или стечение гласных, согласные шипящие, непарные согласные по твёрдости и мягкости или звонкости и глухости.
Возможно, вам также понадобится
Фонетический разбор слова всё чаще вызывает затруднения, хотя подобные задания выполняют уже в начальной школе. Суть разбора – услышать и перенести на бумагу звучание слова. Для большинства детей задание является сложным и непонятным. Попробуем помочь ребятам провести разбор слова, ответить на основной вопрос, сколько звуков в слове.
Вконтакте
Особенности фонетики
Наука о языке имеет свою классификацию. Одним из ее разделов является фонетика. Она изучает звуковой состав языка . Интересно звуковое соотношение в человеческой речи:
- произнести можно несколько сотен звуков;
- используется для передачи мыслей более 50;
- в письменной речи существует всего 33 изображения звуков.
Для понимания фонетики следует выделить звуки и буквы, четко их различать .
- буквы – знаковое изображение слышимого, их пишут и видят;
- звуки – произносимая единица речи, их произносят и слышат.
Написание и произношение одного слова чаще всего не совпадает. Знаков (букв) может быть меньше или больше, чем звуков . Возможен вариант, когда произносится один звук, а на письме фиксируется буквенное изображение другого. Такие несоответствия объясняются орфографическими и орфоэпическими правилами. Фонетика оставляет за собой только нормы произношения. Какие понятия встречаются в разделе «Фонетика»:
- звук;
- слог;
Каждое понятие имеет свои особенности, количество терминов. Так создается целая наука. Что такое фонетический разбор слова? Это характеристика его звукового состава слова .
Фонетика — схема
Принципы и правила
Основные сложности, которые появляются при фонетическом разборе, — это частое несоответствие буквы ее произношению. Сложно воспринимать слово не как написанное, а как слышимое. Принцип фонетического анализа – концентрация внимания на правильности произношения . Несколько советов по проведению звукового анализа слов:
- Определить особенности звучания.
- Записать транскрипцию каждой буквы.
- Не подгонять звуки под буквы, например, жи или ши звучат [жы], [шы] .
- Внести коррективы, четко проговаривая каждую минимальную единицу речи.
Фонетический разбор слова выполняется в определенной последовательности. Часть данных придется заучить, другую информацию можно приготовить в виде памятки. Особые разделы фонетики нужно понять. Фонетические процессы, которые считаются основными в школьном образовании:
- Оглушение и озвончение . Позиции, при которых согласные становятся глухими, — конец слова. Дуб [дуп].
- Смягчение согласных в позиции перед мягкими. Чаще становятся мягкими: з, с, д, т, н. Здесь — [з’д’эс’].
- Оглушение звонких согласных перед глухими. Зубки — [зупк’и].
- Озвончение глухих перед звонкими. Сделать — [зд’элат’], косьба — [каз’ба].
В высших учебных заведениях фонетических процессов, изучаемых студентами-филологами, больше:
- аккомодация,
- диссимиляция,
- редукция.
Такие процессы дают более глубокое понимание фонетики и преобразования речевых норм . Они помогают будущим учителям увидеть, в чем могут ошибиться дети, как провести объяснение сложных тем.
Фонетический разбор слова — пример.
Характеристика гласных и согласных
При делении слова на звуки наукой о языке признано распределение на две большие группы:
- согласные;
- гласные.
Основное различие — в анатомическом образовании. Гласные – произносятся голосом без препятствий с участием гортани и органов полости рта. Воздух выходит из легких без помех. Согласные при образовании встречают препятствия. Это могут быть различные органы или их комбинация: язык, губы, зубы.
Гласные
В языке их насчитывается всего 6: а,о,у,ы,э,и, а для передачи на письме потребуется 10 буквенных знаков. Есть в полугласная . В школьном курсе ее считают согласным – это «й» . Он помогает услышать буквы я,ё,е,ю. В этом случае будут слышны два звука:
- йа – я;
- йэ – е;
- йу – ю;
- йо – ё.
Раздвоение появляется в определенных условиях:
- В начале слова: Юра, Яша, Елена.
- После гласных: тихая, синее, голубое.
- После твердого и мягкого знаков: вьюга, съезд.
В других позициях, после согласных, они смягчают, но двойного звучания не создают .
Гласные можно разделить на две группы.
- Указывают на предыдущий твердый согласный: а, о, у, ы, э.
- Предупреждают, что впереди стоит мягкий согласный: я,е,ё,и,е.
Основная характеристика, которая требуется для выполнения разбора слова по звукам в школе, касается ударения. Гласные могут быть 2-х видов: ударные и безударные.
Фонетическое построение, сколько звуков в слове становится понятно только после проведения анализа и представления его в виде схемы.
Звуки речи
Согласные
В русском языке согласных всего двадцать . Их можно распределить по характеристикам, которые потребуются для анализа:
Парные по звонкости и глухости имеют одинаковую артикуляцию, именно поэтому они могут заменять друг друга при произношении. Звонкий в определенных позициях становится глухим .
Внимание! Школьникам для запоминания парных можно предложить запомнить первые согласные алфавита.
Модель слова
Для образного восприятия и понимания структуры единицы речи разработана звуковая модель слова . Что собой представляет такой разбор слов? Простыми словами – это составление схемы в виде цветных карточек разных форм: квадрат и прямоугольник. Цветовое разграничение:
- твердые согласные – синий квадрат;
- мягкие согласные – зеленый квадрат;
- гласные – красный квадрат;
- слог, где твердый согласный с гласным – прямоугольник, разделенный по диагонали, синий с красным (два треугольника);
- слог, где мягкий согласный с гласным, — прямоугольник, разделенный на две части по диагонали, зеленый с красным.
Звуковая модель слова – это выложенные в определенной последовательности цветные карточки. Модель используется в дошкольных учреждениях и начальных классах. Она помогает детям учиться читать . При правильном объяснении педагог создает условия для слияния единиц речи в единое целое. Обучение проходит по картинкам просто и легко . Кроме этого, модель разбора слов на звуки и буквы – это способ услышать разницу произношения согласных и гласных.
Таблица звуко-буквенного разбора слова.
Алгоритм проведения анализа
Рассмотрим, как проводится звуковой анализ слова. Слово анализируется письменно. Процесс можно сравнить с транскрипцией, к которой мы привыкли при изучении иностранных языков. Порядок анализа:
- Запись орфографического написания разбираемого понятия.
- Разделение на слоговые части, на возможное разделение по слогам (переносы).
- Постановка ударения, правильное нахождения его места.
- Распределение по порядку их звучания.
- Характеристика.
- Подсчет количества букв и звуков.
Для упрощения задачи слово записывается в столбик по отдельным буквам , затем рядом каждая буква раскладывается на звуки с описанием их характеристик.
Пример. Фонетический разбор слова «все»
Всё – 1 слог
в- [ф] — согл. твердый, глухой и парный;
с — [с’] – согл., мягкий, глухой и парный;
ё — [о] – гласный и ударный.
Фонетический разбор слова юла.
Фонетический разбор слова «лазер», пример
Ла-зер – 2 слога
л — [л]- согл., твердый, звонкий и непарный;
а — [а] – гласный и ударный;
з — [з’] – согл., мягкий, звонкий и парный;
е — [э] – гласный и неударный;
р — [р] – согл., твердый, звонкий и непарный.
Все этапы анализа развивают фонематический слух. Он нужен не только будущим музыкантам.
Слух помогает при обучении ораторскому искусству , овладении русской орфографией, им активно пользуются полиглоты.
Разделение на слоги
Звуковая схема слова начинается с деления его на слоги. Наименьшая единица устного речевого строения – это слог. Подсказкой для ребенка является количество гласных: сколько их, столько слогов. В русском языке слоговое деление на значимые части подчиняется определенным требованиям. Правила фонетики не всегда совпадают с делением слов на части для переноса.
Виды слогов:
- открытые — заканчиваются на гласный;
- закрытые – на согласный;
- прикрытые – неприкрытые, которые начинаются с согласного.
Разборы слова по слогам строятся по правилам:
- Слог обязательно содержит гласный, один согласный (даже значимая часть, например, приставка) не могут быть слогом: с-де-ла-ть – неправильно, сде – лать – правильно.
- Слог начинается чаще с согласной, если за ним идет гласный, он не может остаться отдельной частью: ко-ро-ва – правильно, кор – ова – неправильно.
- Знаки, твердый и мягкий, входят в предыдущий: конь – ки, подъ – езд.
- Буквы, образующие единый звук, не делятся на части: по – зже [жэ], у- чи — ться [ца] .
Внимание! Порядок разбора со временем меняется.
Родители часто обнаруживают, что их учили по-другому. В слоговом делении также появились новые правила.
- Раньше удвоенные согласные в середине слова распределялись по разным частям. Сейчас их вводят в слог, который они начинают: кла – ссный, ка – сса, ма-сса .
- Глухие согласные звуки переходят к следующему слогу, звонкие согласные — к предшествующему: бул-ка, то – чка.
Фонетический разбор слов
Уроки русского. Звуки и буквы
Заключение
Теперь вы знаете, как делается звуковой анализ слова и создается схема, передающая его звучание в живой речи. Разбор слов помогает развить фонетический слух , укрепляет память, разъясняет некоторые орфографические правила. Знание алгоритма разбора позволит сделать все быстро и грамотно.
Фонетикой называют раздел языкознания, который изучает звуковую систему языка и звуки речи в целом. Фонетика - это наука о сочетании звуков в речи.
Фонетический разбор, или звуко-буквенный, - это анализ строения слогов и звуковой системы слова. Такой анализ предлагается выполнять как упражнение в учебных целях.
Под анализом понимается:
- подсчитывание количества букв;
- определение числа звуков в слове;
- постановка ударения;
- распределение звуков на согласные и гласные;
- классификация каждого звука;
- составление транскрипции (графической формы слова).
При разборе важно различать понятия «буква» и «звук». Ведь первые соответствуют орфографическим правилам, а вторые - речевым (то есть звуки анализируются с точки зрения произношения).
Прежде чем приступить к звуко-буквенному разбору, следует запомнить
В русском языке десять гласных звуков:
Первые пять обозначают, что предшествующий согласный является твердым, а вторые - мягким.
И двадцать один согласный звук:
звонкие непарные звуки | [Й’] | [Л] | [М] | [Н] | [Р] | |
глухие непарные | [Х] | [Ц] | [Ч’] | [Щ’] | ||
звонкие парные | [Б] | [В] | [Г] | [Д] | [Ж] | [З] |
глухие парные | [П] | [Ф] | [К] | [Т] | [Ш] | [С] |
Звонкими называют согласные, которые образуются с участием звука, а глухие - с помощью шума. Парными называют те согласные, которые образуют пару глухой/звонкий. Например, [Б]/[П], [В]/[Ф], [Г]/[К]. Непарными - те, которые не образуют пары: [Л], [М], [Р].
При фонетическом анализе слова стоит помнить, что согласные [Ч’], [Щ’], [Й’] - всегда мягкие, вне зависимости от того, какой гласный образует с ними слог. Согласные [Ж], [Ш] и [Ц] - всегда твердые.
[Й’], [Л], [Л’], [М], [М’], [Н], [Н’], [Р], [Р’] - сонорные звуки. А значит, при произношении этих согласных звук образуется преимущественно голосом, но не шумом. Все сонорные - звонкие звуки.
В русском алфавите есть также буквы Ь, Ъ. Они не образуют звука. Ь (мягкий знак) служит для того, чтобы смягчать согласные, после которых он ставится. Ъ (твердый знак) имеет разделительную функцию.
Правила разбора на звуки
- Транскрипция записывается в квадратных скобках: .
- Мягкость звука обозначается символом «’».
- Перед глухими звонкие согласные оглушаются: ногти - [нокт’и].
- Звуки [с], [з] в приставках слов смягчаются: разъединить - [раз’й’эд’ин’ит’].
- Некоторые согласные в словах не читаются: костный - [косный’].
- Сочетание букв «сч», «зч» читаются как «щ»: счастье - [щ’аст’й’э].
- Удвоенный согласный обозначается «:»: постепенный - [паст’ип’эн:ый’].
Образец звуко-буквенного разбора слова
- Записать слово по правилам орфографии.
- Разделить слово по слогам.
- Обозначить ударный слог.
- Произнести слово вслух и на основании этого выполнить транскрипцию.
- Описать гласные звуки по порядку, обозначить, какие из них являются ударными, а какие - безударными. Описать согласные. Охарактеризовать их: парные/непарные, звонкие/глухие, твердые/мягкие.
- Подсчитать количество звуков и букв в слове.
Фонетика – раздел науки о языке, изучающий звуки речи, то есть те звуки, из которых состоят слова.
Выполнить фонетический разбор – значит определить, из каких звуков состоит слово.
Порядок фонетического разбора:
Сколько в слове слогов?
На какой слог падает ударение?
Гласные звуки: ударные и безударные; какими буквами обозначены.
Согласные звуки: звонкие и глухие, твердые и мягкие; какими буквами обозначены.
Количество звуков и букв в слове.
В методической литературе приводится пример другого порядка разбора:
Выдели слоги.
Покажи место ударения.
Дай характеристику всем звукам по порядку, укажи, какими буквами они обозначены.
Подсчитай количество звуков и букв.
Образец устного разбора:
Травка. В слове травка два слога, ударение падает на первый слог: трáвка. Гласные звуки: первый – ударный [а], обозначен буквой «а»; второй – безударный [а], обозначен буквой «а». Согласные звуки: [т] – глухой, твердый, обозначен буквой «тэ»; [р] – звонкий, твердый, обозначен буквой «эр»; [ф] – глухой, твердый, обозначен буквой «вэ»; [к] – глухой, твердый, обозначен буквой «ка».
Образец письменного разбора:
т – [т] – глухой, твердый;
р – [р] – звонкий, твердый;
а – [а] – гласный, ударный;
в – [ф] – глухой, твердый;
к – [к] – глухой, твердый;
а – [а] – гласный, безударный;
6 букв, 6 звуков.
Другой вариант разбора:
Образец устного разбора:
Травка. В слове травка два слога, ударение падает на первый слог: трáвка. [т] – согласный, глухой, твердый, обозначен буквой «тэ»; [р] – согласный, звонкий, твердый, обозначен буквой «эр»; [а] – гласный, ударный, обозначен буквой «а»; [ф] – согласный, глухой, твердый, обозначен буквой «вэ»; [к] – согласный, глухой, твердый, обозначен буквой «ка»; [а] – гласный, безударный, обозначен буквой «а».
В слове травка 6 букв, 6 звуков.
Образец письменного разбора:
Трáвка – 2 слога, первый слог ударный.
[т] – согласный, глухой, твердый – т
[р] – согласный, звонкий, твердый – р
[а] – гласный, ударный – а
[ф] – согласный, глухой, твердый – в
[к] – согласный, глухой, твердый – к
[а] – гласный, безударный – а
6 букв, 6 звуков.
Морфемный разбор
Морфемика – раздел науки о языке, изучающий строение слова.
Выполнить морфемный разбор – значит найти «строительные кирпичики», из которых состоит это слово. Приставка, корень, суффикс, окончание – морфемы.
Порядок морфемного разбора:
Найди окончание (измени слово по числам, падежам или лицам; найди изменяемое окончание).
Найди корень (подбери два – три однокоренных слова, выдели общую часть).
Выдели приставку (сравни однокоренные слова с разными приставками или без приставки; другой вариант: подбор слов с другим корнем, но с этими же приставками).
Выдели суффикс (подбери одно-два однокоренных слова с разными суффиксами или без суффикса; другой вариант: подбор слов с другим корнем, но с этими же суффиксами).
Примечание: в методической литературе предлагается и другой вариант разбора: после выделения окончания, находятся приставка и суффикс, а затем корень слова.
Образец устного разбора:
Подставка.
Найду окончание. Для этого изменю слово по падежам: подставка, подставки, подставке. В слове подставка окончание – а.
Найду корень. Для этого подберу однокоренные слова: ставить, уставленный, заставить. В слове подставка корень - став -.
Найду приставку. Для этого подберу однокоренные слова с разными приставками (слова с другим корнем с этой же приставкой): приставка, заставка, уставить (поддержка, подбодрить, подпрыгнуть). В слове подставка приставка под-.
Найду суффикс. Для этого подберу однокоренные слова с разными суффиксами/ без суффикса (слова с другим корнем с таким же суффиксом): подставить, уставленный (уловка, проверка, сборка). В слове подставка суффикс -к-.
Морфологический разбор
Морфология – раздел грамматики, в котором изучаются слова как части речи.
Выполнить морфологический разбор – значит указать признаки слова как части речи.
Образец устного разбора имени существительного:
(Из) леса – имя существительное. Обозначает предмет, отвечает на вопрос из чего?
Начальная форма – лес.
Мужского рода, второго склонения.
Употреблено в родительном падеже, в единственном числе.
В предложении является второстепенным членом, поясняет сказуемое: вышел (из чего?) из леса.
Образец письменного разбора имени существительного:
(Из) леса – имя сущ. (из чего?).
Н.ф. – лес.
М.р., 2-го скл.
В род. п., в ед. ч.
Образец устного разбора имени прилагательного:
Большой – имя прилагательное. Обозначает признак предмета, отвечает на вопрос какой?
Начальная форма – большой.
Употреблено в мужском роде , в именительном падеже, в единственном числе.
В предложении является второстепенным членом, поясняет подлежащее: медведь (какой?) большой.
Образец письменного разбора имени прилагательного:
Большой – прилаг. (какой?).
Н.ф. – большой.
В м.р., в им. п., в ед. ч.
Образец устного разбора глагола:
Вышел – глагол. Обозначает действие предмета, отвечает на вопрос что сделал?
Начальная форма – выйти, I спряжение.
Употреблен в прошедшем времени, в единственном числе, в мужском роде.
В предложении является сказуемым: медведь (что сделал?) вышел.
Образец письменного разбора глагола:
Вышел – гл. (что сделал?).
Н.ф. – выйти, I спр.
В прош. вр., в ед.ч., в м.р.
Синтаксический разбор
Синтаксис – раздел грамматики, в котором изучается строение и значение синтаксических единиц. Основными единицами синтаксиса являются словосочетания и предложения.
Выполнить синтаксический разбор – значит дать характеристику основных признаков словосочетания, предложения.
Порядок синтаксического разбора предложения:
Определи вид предложения по цели высказывания: повествовательное, вопросительное, побудительное; по эмоциональной окраске: восклицательное – невосклицательное.
Определи, о ком или о чём говорится в предложении. Поставь к этому слову вопрос. Это подлежащее. Подчеркни его одной чертой.
Поставь от подлежащего вопрос что делает? что делал? или другие вопросы к словам, которые обозначают действие (признак) предмета. Слово, которое отвечает на такие вопросы, – это сказуемое. Оно обозначает, что говорится о подлежащем. Подчеркни сказуемое двумя чертами.
Поставь от подлежащего и сказуемого вопросы к другим членам предложения. Определи, что поясняет второстепенный член: подлежащее, сказуемое или другой второстепенный член предложения. Обозначь связь слов стрелками. (При другом варианте разбора после выделения главных членов из предложения выписываются словосочетания с вопросами или без вопросов).
Начерти схему предложения (по усмотрению учителя).
Образец устного разбора:
Предложение повествовательное, невосклицательное.
Определю, о ком или о чём говорится в предложении. В предложении говорится о медведе. Слово отвечает на вопрос кто? Это подлежащее, подчёркиваю одной чертой.
Поставлю от подлежащего вопрос (медведь) что сделал? вышел. Это сказуемое. Оно обозначает, что говорится о подлежащем. Подчеркну его двумя чертами.
Поставлю от подлежащего и сказуемого вопросы к другим членам предложения: медведь (какой?) большой (поясняет подлежащее); вышел (откуда?) из леса (поясняет сказуемое).
Образец письменного разбора:
Из леса вышел большой медведь.
При другом варианте разбора, после выделения главных членов предложения, выписываются словосочетания с вопросами (или без них):
Из леса вышел большой медведь.
Медведь (какой?) большой; вышел (откуда?) из леса.
Лексика - совокупность слов, словарный запас того или иного яз. Раздел науки о яз., изучающий словарный состав назыв-ся лексикологией. Лексикология имеет свой объект изуч-я- слова, кот-е рассм-ся с разных сторон и имеют свою сис-му пон-й. В лексикологии слово изуч-ся с т.з. :1смыслового знач-я, 2место в общей сис-ме лексики, 3происхождения, 4употребляемость, 5 сфера применения в процессе общения, 6 экспрессивность стилистич-го хар-ра. Наряду с этим в пон-е «лексик-гия» входят учения об устойчивых сочетаниях (фразеологизмах) и учение о словарях - лексикография. Слово-важнейшая ед-ца яз., носитель знач-й. Словами и их сочетаниями обознач-ся конкретные предметы, отвлеченные пон-я, эмоции, признаки и действия. Методика разв-я речи на лексич-м уровне предусматривает 4 основных линии: 1обогащение словаря, т.е. усвоение новых ранее неизвестных слов, а т/ж новых знач-й известных слов. 2уточнение словаря- словарно-стилистич-я работа разв-я гибкости словаря, его точности и выразит-сти.
2. Охарактеризуйте этапы формирования языковых понятий в начальной школе на уроках русского языка.
1-ый этап – эмпирический,
2-ой – теоретический,
3-ий дальнейшее углубление понятия.
Фонетический, или звуко-буквенный разбор слов отлично показывает знания ребёнка на практике. Этот вид анализа в русском языке содержит в себе множество тем: начиная младшими классами и заканчивая средней школой. Чтобы выполнять его правильно, нужно сделать несколько разборов вместе с ребенком, заметить, какие темы он знает не слишком хорошо, и несколько раз их повторить. Будьте внимательны при выполнении такого разбора, ведь есть множество слов, которые имеют одно написание, но разные ударения: такие слова разбираются иначе, вы должны это учесть. Научитесь обращать внимание на детали поэтапно.
С чего начать звуко-буквенный разбор слова
Чтобы облегчить себе дальнейший процесс анализа, сделайте транскрипцию слова. Этот этап предусмотрен и правилами русского языка: как бы ни отличались разборы в разных учебниках, транскрипция выполняется в обязательном порядке каждый раз.
Правильно написать звуки в транскрипции довольно просто: произнесите слово так, как говорите его в обычной разговорной речи. Не обращайте внимание на то, какие буквы пишутся в самом слове, ведь звуки разительно отличаются от этого в зависимости от ударения. Как правило, гласные в русском языке в безударном положении тоже имеют другой звук, лишь ударная гласная звучит четко и её сложно спутать.
Вот несколько примеров простейших слов с транскрипцией:
- Дуб - [д у п]
- Семья - [с’ е м’ й а]
- Дождь - [д о ш т’]
- Солнце - [с о н ц э]
В транскрипции используются такие обозначения:
- Символом » ‘ » обозначается мягкость согласного звука, она может быть как от мягкого знака, так и от гласных звуков.
- Символ ударения ставится над ударной гласной.
- Иногда, слоги разбивают дефисом » - «, чтобы ребенок лучше умел переносить их и понимать структуру слова.
Как сделать звуко-буквенный разбор слова - согласные и гласные
После выполнения транскрипции, нужно записать буквы в столбик - каждая на своей строчке. Рядом в квадратных скобочках записывается звук для каждой буквы. Звук для мягкого знака просто вычеркивается, а йотированные гласные разбиваются на два звука.
Какие бывают согласные
Для согласных звуков записываются такие характеристики:
- Звонкий или глухой. Просто произнесите его для определения. Очень полезно будет знать парность согласных, таких как «д - т», «в - ф», «г - к», «с - з». Один из звуков в данной паре глухой, а другой - нет. Глухость и звонкость не зависят от слова в целом, она остается неизменной у каждого звука в отдельности.
- Твердый или мягкий. Это вы определяете ещё на этапе транскрипции. Если вы поставили знак » ‘ «, то звук определенно мягкий.
- Парный или непарный звук. Все пары описаны выше и их лучше запомнить наизусть.
Данные характеристики пишутся с правой стороны от каждого звука в строчку, отдаляясь запятой.
Какие бывают гласные
С гласными звуками всё обстоит проще:
- Они бывают ударные и безударные. Как правило, в слове всего одна ударная гласная.
- Йотированные. Такие буквы, как «я, ё, ю» могут разделяться на два звука, например, как в слове «семья».
Как видите, главное - правильно проговорить слово вслух.
Как закончить звуко-буквенный разбор слова
Выполнив разбор каждого звука в отдельности, вы должны провести черту под столбиком и написать общее количество звуков и букв. Эти значения могут быть одинаковыми, а могут и сильно отличаться - это нормально. Просто посчитайте звуки по транскрипции, а буквы - по самому слову.
Выполняя фонетический разбор важно уделить должное внимание произношению. Правильно поставив ударение, вы легко услышите все звуки в данном слове.
Порядок разбора:
Слоги, ударение.
Гласные звуки: ударные и безударные; какими буквами обозначены.
Согласные звуки: звонкие и глухие, твёрдые и мягкие; какими буквами обозначены.
Количество звуков и букв.
Устный разбор:
2. В слове голубь 2 слога
3. Ударение падает на первый слог: гÓлубь
4. В слове 2 гласн., 3 согл.
6. буквой г (гэ) обозначен звук [г] – согласный, звонкий, твердый;
буквой о обозначен ударный звук [Ó];
буквой л (эль) обозначен согласный звук [л] – согласный, звонкий, твердый;
буквой у обозначен безударный гласный звук – [у];
буквой б (бэ) обозначен согласный звук [п’] – глухой, мягкий; мягкость звука обозначена буквой ь (мягкий знак);
буква «мягкий знак» звука не обозначает.
В слове голубь – 5 звуков, 6 букв.
Письменный разбор:
Го лубь – 2 слога, 2 гласн., 3 согл.
г – [г] – согл., зв (п.)., тв. (п.)
о – [о] – гл., удар.
л – [л] – согл., зв. (неп.), тв. (п.)
у – [у] – гл., безуд.
б – [п’] – согл., глух. (п.), мягк. (п.)
________________________
6 букв, 5 звуков
Морфемный разбор слова
Формообразующие суффиксы глаголов: -л- (суффикс глагола прошедшего времени); -ть-
(-ти-) (суффикс инфинитива), суффиксы причастий и деепричастий – не входят в основу слова:
У глаголов, оканчивающихся на –чь, -чь входит в состав корня:
Жечь, беречь.
Возвратные суффиксы –ся, -сь входят в основу слова:
Открывается.
Словообразовательный разбор слова
Дать толкование лексического значения слова (например: слушатель – это тот, кто слушает кого – нибудь).
Сравнить состав данного слова с однокоренным (слушатель – слушать); выявить ту часть (или части) слова, с помощью которой оно образовано (-тель ).
Определить, от чего образована основа (от слуша- из слова слушать)
Морфологический разбор имени существительного
План разбора:
I. Часть речи. Общее значение (предмет, предметность).
П. Морфологические признаки.
Начальная форма (именительный падеж единственного числа).
Постоянные признаки:
а) собственное - нарицательное,
б) одушевленное - неодушевленное,
г) склонение.
3. Непостоянные признаки:
III. Синтаксическая функция (каким членом предложения является).
Образец устного разбора:
... восстановило команду против упрямца и задиры...
I. Команду - имя существительное, значение предметности.
II. Морфологические признаки.
Начальная форма - команда.
Постоянные признаки: а) нарицательное, б) неодушевленное, в) женский род,
г) 1-е склонение.
3. Непостоянные признаки: а) употреблено в винительном падеже, б) в единственном числе.
III. В предложении является дополнением.
Морфологический разбор имени прилагательного
План разбора:
I. Часть речи. Общее значение - признак предмета.
П. Морфологические признаки.
Начальная форма (именительный падеж единственного числа мужского рода).
Постоянные признаки: а) качественное, б) относительное, в) притяжательное.
3. Непостоянные признаки:
1) у качественных: а) степень сравнения, б) краткая или полная форма;
2) у всех прилагательных:
а) падеж, б) число, в) род.
III. Синтаксическая роль (каким членом предложения является).
Образец устного разбора:
... разговариваем о теперешнем состоянии России...
I. Теперешнем (состоянии) - имя прилагательное, обозначает признак предмета. предмета. Морфологические признаки.
Начальная форма - теперешний.
Постоянные признаки: относительное.
Непостоянные признаки:
а) употреблено в предложном падеже,
б) в единственном числе,
в) в среднем роде.
III. В предложении является согласованным определением. О состоянии (каком?) теперешнем.