Жизнь и загадочная смерть михаила булгакова. Михаил булгаков, биография, новости, фото Биография михаил афанасьевич

Математика 19.11.2023
Математика

Сегодня мы расскажем вам о жизни и творчестве такого известного поэта и драматурга, как Михаил Булгаков, список произведений которого вы найдете в самом конце статьи.

Этот человек родился 3 мая 1891 года в Киеве. Родители его были образованными и Мать работала учительницей в прогимназии, а окончивший духовную академию отец преподавал в различных учебных заведениях. В конце 1893 года он начал исполнять обязанности киевского областного цензора, среди которых была цензура литературы не только на русском, но и на других языках. Кроме Михаила, в семье было еще пятеро детей.

Учеба

Учился Булгаков в Первой Александровской гимназии, которая отличалась высоким образовательным уровнем, а в 1909 году поступил в Киевский университет на медицинский факультет. Затем, в 1914 году, началась Первая мировая война. В 1916, после окончания обучения, будущий писатель работал в в Череповцах и Каменец-Подольском. В сентябре этого же года его отозвали с фронта и отправили заведовать сельской больницей, находящейся в

Вяземский период

В 1917 году Михаила Афанасьевича перевели в Вязьму. Данный жизненный период нашел отражение в созданном в 1926 году творении "Записки юного врача". Произведения Булгакова, список которых представлен ниже, нельзя себе представить без упоминания этого сочинения. Главный герой его - талантливый врач, честный труженик, часто спасает людей в, казалось бы, безнадежных ситуациях, остро ощущает тяжелое положение необразованного крестьянства из глухих смоленских деревень и чувствует свое бессилие изменить что-либо в лучшую сторону.

Революция

Революция нарушила привычный уклад жизни. В очерке "Киев-город" (1923 год) писатель высказывает свое мнение о ней. Он отмечает, что с революционными преобразованиями грозно и внезапно "наступила история". Михаила Афанасьевича освобождают от военной службы после Октябрьской революции, и он возвращается в Киев, который вскоре был занят немецкими войсками. Здесь писатель погружается в водоворот начавшейся Гражданской войны. Произведения Булгакова, список которых представлен ниже, включают и творения этих лет.

Булгаков - врач

Поскольку Михаил Афанасьевич был хорошим врачом, в его услугах нуждались и та, и другая воюющие стороны. Хотя он в любых ситуациях оставался преданным гуманистическим идеалам, в душе его постепенно стало нарастать возмущение против жестокости белых и петлюровцев, впоследствии нашедшее отражение в рассказах "В ночь на 3-е число" и "Налет", в романе "Белая гвардия" и пьесах "Бег" и "Дни Турбиных". Честно исполняя врачебный долг, Булгаков в конце 1919 года стал невольным свидетелем во Владикавказе жестоких преступлений. Отказавшись принимать участие в этой войне, в начале 1920 года ушел из деникинской армии Булгаков. Произведения, список которых вы найдете в данной статье, так или иначе отражают эти и другие биографические подробности.

Писательская карьера

Михаил Афанасьевич навсегда решает оставить свои занятия медициной и начать писательскую карьеру с написания статей для местных газет. Свой первый рассказ он закончил осенью 1919 года. Зимой 1919-1920 годов было написано несколько фельетонов и рассказов. В одном из них, "Дань восхищения", повествуется об уличных столкновениях, произошедших во время Гражданской войны и революции в Киеве.

Театральные пьесы

Булгаков незадолго до того, как белые отступили из Владикавказа, серьезно заболел возвратным тифом. Он выздоровел весной 1920 года, когда части Красной армии уже заняли город. С того времени писатель начал сотрудничать с ревкомом, с подотделом искусств, писал для ингушских и трупп пьесы, отражающие его взгляды на революцию. Они представляли собой лишь агитки-однодневки и были созданы в основном для того, чтобы выжить в трудное время. Владикавказские впечатления Михаила Афанасьевича отразились в его известной повести "Записки на манжетах".

Переезд в Москву

Сначала в Тифлисе, а затем в Батуми у Булгакова появилась возможность эмигрировать. Однако он понимал, что должен быть рядом с народом в это тяжелое для страны время. Поэтому в 1921 году Михаил Афанасьевич переезжает в Москву. Начиная с весны 1922 года, статьи под его авторством регулярно появляются в московских журналах и газетах. В сатирических очерках и памфлетах отразились главные черты послереволюционного общества. Основным объектом писательской сатиры являются нувориши-нэпманы, которых он называл "накипью НЭПа" (новеллы "Чаша жизни" и "Триллионер"), а также обладающие низким уровнем культуры представители населения: базарные торговки, жители московских коммуналок, служащие-бюрократы и другие. Михаил Афанасьевич замечает и черты нового времени. В одном из его очерков возникает мальчик-школьник (как символ новых веяний), шагающий по улице с новым ранцем.

"Роковые яйца"

"Роковые яйца" опубликовал в 1924 году Булгаков. Произведения, список которых представлен ниже, невозможно себе представить без упоминания этой повести. Ее действие было перенесено в недалекое воображаемое будущее, точнее, в 1928 год. Тогда результаты НЭПа стали очевидными, в том числе и сильный подъем уровня жизни населения страны. Персиков, главный герой повести, совершил великое открытие, которое могло бы принести человечеству большую пользу. Но в руках самоуверенных, полуграмотных людей, при нарождавшейся бюрократии, расцветшей в период военного коммунизма и еще более усилившей в годы НЭПа свое положение, изобретение это оборачивается трагедией. Не только Персиков, но и почти все герои повестей Булгакова 20-х годов терпят неудачи. В произведениях Михаил Афанасьевич стремился передать читателю мысль о неготовности современного общества принять основанные на уважении к труду, знаниям и культуре новые принципы взаимоотношений.

"Бег" и "Дни Турбиных"

В пьесах "Бег" и "Дни Турбиных" (1925-1928 годы) писатель изобразил то, что все сменяющие друг друга власти в Гражданской войне являются враждебными интеллигенции. Персонажи данных произведений являются типичными представителями так называемой "новой интеллигенции", которые восприняли революцию сначала либо настороженно, либо открыто боролись против нее. Михаил Афанасьевич относил себя также к новому слою, о чем с юмором писал в своем фельетоне "Столица в блокноте".

Тяжелое положение писателя

Чутко реагировал на общественные изменения, ощущал несправедливость, сомневался в необходимости принимаемых мер, но при этом не переставал верить в народ, в человека Булгаков. Произведения, список которых мы вам предлагаем, это отражают. Сомневались вместе с ним и переживали герои его творений, что было встречено критикой недоброжелательно. Нападки на писателя в 1929 году усилились. Были сняты со сцены все его пьесы: "Багровый остров", "Дни Турбиных" и "Зойкина квартира". Находясь в тяжелом положении, писатель принимает решение написать правительству письмо, в котором попросил разрешения на выезд из страны. Вскоре состоялся разговор со Сталиным, после которого Михаил Афанасьевич был назначен режиссером-ассистентом МХАТа. Вновь появились на сценах постановки булгаковских пьес, а через некоторое время - и инсценировка "Мертвых душ" (Булгаков).

Все произведения, список которых представлен ниже, указаны в нашей статье в хронологическом порядке, откуда можно увидеть, что после 1927 года в печати не появилось больше ни одной строчки этого автора, поскольку он входил в список запрещенных. Несмотря на это, Михаил Афанасьевич не покинул Родину. Именно в нашей стране создавал Булгаков все произведения. Список, года написания и названия их смотрите в конце статьи.

"Мастер и Маргарита"

В 1933 году писателем была предпринята попытка издать роман в серии "ЖЗЛ", но его снова ожидала неудача. Вплоть до своей смерти Михаил Афанасьевич больше не пытался публиковать свои сочинения. Это время он посвятил работе над произведением "Мастер и Маргарита", романом, ставшим одним из величайших достижений мировой прозы 20 века. На работу ушло 12 лет жизни Михаила Афанасьевича.

Ранние варианты произведения казались ему недостаточно удачными, поэтому в течение нескольких лет он вновь и вновь возвращался к своим персонажам, придумывал новые конфликты и сцены. Лишь в 1932 году роман приобрел сюжетную завершенность.

В последние годы Булгаков, хотя и продолжал работать, по-прежнему не печатался. Это надломило его и привело к обострению болезни и последовавшей затем скорой смерти. Умер Булгаков 10 марта 1940 года, а похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.

Список произведений Булгакова с датами

Рассказы:

- "Записки на манжетах":

  • 1922 год - "Необыкновенные приключения доктора", "Красная корона", "В ночь на 3-е число";
  • 1923 год - Китайская история", "Налет", "Записки на манжетах";
  • 1924 год - "Богема".

- "Записки юного врача":

  • 1925 год - "Крещение поворотом", "Тьма египетская";
  • 1926 год - "Полотенце с петухом", "Вьюга", "Пропавший глаз", "Звездная сыпь", а также примыкающий к циклу рассказ "Я убил";
  • 1927 год - примыкающий к циклу рассказ "Морфий".

Разные писал Михаил Булгаков произведения. Список, рассказы из которого мы уже перечислили, дополним романами и пьесами.

  • 1924 год - "Белая гвардия";
  • 1962 год - "Жизнь господина де Мольера";
  • 1965 год - "Записки покойника";
  • - "Мастер и Маргарита".
  • 1925 год - "Зойкина квартира";
  • 1925 год - "Кулак бухгалтера";
  • 1926 год - "Дни Турбиных";
  • 1930 год - "Кабала святош";
  • 1955 год - "Александр Пушкин";
  • 1962 год - "Бег";
  • 1965 год - "Иван Васильевич";
  • 1965 год - "Полоумный Журден";
  • 1966 год - "Блаженство";
  • 1977 год - "Батум";
  • 1986 год - "Война и мир";
  • 1986 год - "Мертвые души".

Таковы основные творения, которые создал Булгаков. Произведения, список которых был представлен вам, не исчерпываются указанными. Сюда мы не включили фельетоны, статьи, эссе и некоторые другие сочинения, ознакомиться с которыми также было бы полезно.

Фильмы по произведениям Булгакова, список которых был указан выше, создали многие отечественные и зарубежные режиссеры. Самые известные экранизации "Мастера и Маргариты" - Александра Петровича, Юрия Карры и созданные в России.

1891 , 3 (15) мая – родился в Киеве в семье доцента Киевской духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова и его жены Варвары Михайловны (в девичестве – Покровской).

1901 , 22 августа – поступает в первый класс Первой (Александровской) киевской гимназии.

1909 – закончил киевскую Первую гимназию и поступил на медицинский факультет Киевского университета.

1913 – вступает в свой первый брак – с Татьяной Лаппа (1892–1982).

1916 , 31 октября – получил диплом врача, был направлен на работу в селе Никольское Смоленской губ., затем работал врачом в г. Вязьме.
Декабрь – поездка в Москву.

1918 – возвратился в Киев, где начал частную практику как врач-венеролог в доме на Андреевском спуске.
Декабрь – в Киеве происходят события, впоследствии описанные в романе "Белая гвардия".

1919 , февраль – мобилизован как военный врач в армию Украинской Народной Республики.
Мобилизован в белые Вооружённые силы Юга России и назначен военным врачом 3-го Терского казачьего полка.
26 ноября – первая публикация М. А. Булгакова: фельетон "Грядущие перспективы" в газете "Грозный".

1920 , 18 января – публикация фельетона "В кафе" в "Кавказской газете".
15 февраля – выход первого номера газеты "Кавказ", сотрудником которой становится Булгаков.
Конец февраля – Булгаков заболевает возвратным тифом и остается во Владикавказе, захваченном Красной армией.
Начало апреля – поступает на работу заведующим литературной секцией подотдела искусств во Владикавказском ревкоме (с конца мая заведует театральной секцией).
21 октября – премьера пьесы "Братья Турбины".

1921 , конец июня – уезжает в Батум. Знакомство с О. Э. Мандельштамом .
Конец сентября – переезжает в Москву и начинает сотрудничать как фельетонист со столичными газетами («Гудок», «Рабочий») и журналами («Медицинский работник», «Россия», «Возрождение»).
Публикует отдельные произведения в газете «Накануне», выпускавшейся в Берлине.
Ноябрь-декабрь – знакомство с машинисткой И. С. Раабен (урожденной гр. Каменской), которой Булгаков диктует первую часть "Записок на манжетах".

1922 , март – работает репортером в газете "Рабочий" и в Научно-техническом комитете Военно-воздушной академии.
Начало апреля – поступает обработчиком писем в газету "Гудок".
18 июня – опубликованы главы из повести "Записки на манжетах" в Литературном приложении к берлинской газете "Накануне".
Октябрь – Булгаков становится фельетонистом в "Гудке" с окладом 200 миллионов рублей. Принимает участие в деятельности литературного кружка "Зеленая лампа".
Ноябрь – неудавшаяся попытка Булгакова составить "Словарь русских писателей" и объявление на эту тему в берлинской "Новой русской книге" приводят к тому, что автор попадает в поле зрения ОГПУ.

1923 – вступает во Всероссийский Союз писателей.
Конец мая – знакомство Булгакова с Алексеем Толстым .

1924 – знакомится с недавно вернувшейся из-за границы Любовью Евгеньевной Белозерской (1895–1987), которая в 1925 году стала его женой.
Октябрь – переезд Булгакова и его жены в Обухов переулок. Знакомство с пречистенским кругом.
Конец декабря – в четвертом номере журнала "Россия" опубликована первая часть романа "Белая гвардия".

1925 , январь – публикация рассказа "Богема", начало работы над повестью "Собачье сердце" .
Февраль – публикация повести "Роковые яйца" в шестом выпуске альманаха "Недра".
7 марта – читает на Никитинских субботниках "Собачье сердце", следствием чего становится подробный отчет тайного осведомителя в ОГПУ о содержании повести и реакции на нее публики.
3 апреля – Булгаков получает приглашение сотрудничать с МХАТом.
Конец апреля – опубликована вторая часть романа "Белая гвардия" в пятом номере журнала "Россия".
Июнь – начало июля – М. А. Булгаков и Л. Е. Белозерская отдыхают в Коктебеле по приглашению М. А. Волошина .
Лето – работа над пьесой "Белая гвардия".
1 сентября – чтение первого варианта пьесы К. С. Станиславскому в его квартире.
11 сентября – Булгаков получает известие о том, что повесть "Собачье сердце" отклонена Л. Б. Каменевым.

1926 , январь – заключение договора со студией Е. Б. Вахтангова на пьесу "Зойкина квартира"; заключение договора с Московским камерным театром на пьесу "Багровый остров".
7 мая – ОГПУ проводит у Булгакова обыск, в результате которого изъяты рукопись повести "Собачье сердце" и личный дневник писателя.
С октября во МХАТе с большим успехом идёт пьеса «Дни Турбиных». Её постановка была разрешена только на год, но позже несколько раз продлевалась. Пьеса понравилась И. Сталину, который смотрел её более 14 раз.
В конце октября в Театре им. Вахтангова с большим успехом прошла премьера спектакля по пьесе М. А. Булгакова «Зойкина квартира».
В советской прессе начинается интенсивная и резкая критика творчества М. А. Булгакова. По его собственным подсчётам, за 10 лет появилось 298 ругательных рецензий и 3 благожелательных. Среди критиков были влиятельные литераторы (Маяковский, Безыменский, Авербах, Шкловский, Керженцев и другие).

1927 , 7 февраля – Булгаков участвует в диспуте на тему "Дни Турбиных" и "Любовь Яровая" в Театре имени Мейерхольда".
Март – расторгнут договор на пьесу "Собачье сердце" и заключен договор на пьесу "Рыцари Серафимы" ("Бег").
Август – М. А. Булгаков и Л. Е. Белозерская переезжают в отдельную съемную квартиру на Большую Пироговскую улицу.
Декабрь – выход в Париже первого тома романа "Белая гвардия" в издательстве "Конкорд".

1928 – Булгаков едет с женой на Кавказ, где они посетили Тифлис, Батум, Зелёный Мыс, Владикавказ, Гудермес.
В Москве прошла премьера пьесы «Багровый остров».
Замысел романа, позднее названного «Мастер и Маргарита».
Писатель начинает работу над пьесой о Мольере («Кабала святош»).
11 декабря – премьера пьесы "Багровый остров" в Московском камерном театре.

1929 , 28 февраля – знакомство Булгакова с Еленой Сергеевной Шиловской, урожденной Нюренберг. Упоминание о новом романе М. А. Булгакова (будущий "Мастер и Маргарита") в одном из агентурных донесений.
17 марта – последнее представление "Зойкиной квартиры".
Апрель – снятие с репертуара "Дней Турбиных".
8 мая – Булгаков сдает в издательство "Недра" главу "Мания фурибунда" из романа "Копыто инженера".
Начало июня – последнее представление "Багрового острова".
30 июля – Булгаков направляет письмо-заявление И. В. Сталину, М. И. Калинину и другим с просьбой о выезде из СССР и встречается с начальником Главискусства А. И. Свидерским, который информирует об этой беседе секретаря ЦК А. П. Смирнова.
Октябрь – книги Булгакова изымаются из библиотек.
Начало работы над пьесой "Кабала святош".

1930 , 11 февраля – публичное чтение пьесы "Кабала святош" в Драмсоюзе.
18 марта – Главрепертком запрещает пьесу "Кабала святош".
28 марта – Булгаков пишет письмо Правительству СССР.
18 апреля (Пятница Страстной недели) – разговор по телефону М. А. Булгакова с И. В. Сталиным.
10 мая – поступает во МХАТ ассистентом режиссера.
Май – начало работы над инсценировкой поэмы Н. В. Гоголя "Мертвые души".
Октябрь – В. И. Немирович-Данченко отвергает булгаковскую версию "Мертвых душ".

1931 , февраль – к репетициям "Мертвых душ" подключается К. С. Станиславский.
12 октября – подписан договор на постановку "Мольера" с БДТ.
19 ноября – решение Художественно-политического совета БДТ о нецелесообразности постановки пьесы "Мольер".
Вновь начинает работу над романом "Мастер и Маргарита". Впервые роман «Мастер и Маргарита» был напечатан в журнале «Москва» в № 11 за 1966 год и в № 1 за 1967 год.

1932 – на сцене МХАТ состоялась постановка спектакля «Мёртвые души» Николая Гоголя по инсценировке Булгакова.

1934 , июнь – Булгаков принят в Союз советских писателей.

1935 – выступил на сцене МХАТ как актёр – в роли Судьи в спектакле «Пиквикский клуб» по Диккенсу.

1936 , февраль – премьера спектакля «Кабала святош» («Мольер», пьеса в четырёх действиях, написанная в 1929 году) на сцене МХАТ. Спектакль прошел семь раз и после статьи «Внешний блеск и фальшивое содержание» в «Правде» от 9 марта 1936 года был запрещён.

1940 , 10 марта – Булгаков скончался в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище. На его могиле по ходатайству его вдовы Е. С. Булгаковой был установлен камень, прозванный «голгофой», который ранее лежал на могиле Н. В. Гоголя.

Родился в семье преподавателя Киевской духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова и его жены Варвары Михайловны. Был старшим ребенком в семье и имел еще шесть братьев и сестер.

В 1901- 1909 годах учился в Первой киевской гимназии, окончив которую, поступил на медицинский факультет Киевского университета. Там учился в течение семи лет и подал рапорт для службы врачом в морском ведомстве, но по состоянию здоровья получил отказ.

В 1914 году с началом Первой мировой войны работал врачом в прифронтовых госпиталях в Каменец-Подольске и Черновицах, в Киевском военном госпитале. В 1915 году венчался с Татьяной Николаевной Лаппа. 31 октября 1916 года получил диплом «в степени лекаря с отличием».

В 1917 году впервые употребил морфий для снятия симптомов прививки от дифтерии и пристрастился к нему. В этом же году побывал в Москве и в 1918 году вернулся в Киев, где начал частную практику врача-венеролога, перестав употреблять морфий.

В 1919 году во время Гражданской войны Михаил Булгаков был мобилизован как военный врач сначала в армию Украинской народной республики, затем в Красную армию, потом в Вооруженные силы Юга России, потом перешел в Красный крест. В это время начал работать как корреспондент. 26 ноября 1919 года был впервые напечатан фельетон «Грядущие перспективы» в газете «Грозный» с подписью М.Б. Заболел тифом в 1920 году и остался во Владикавказе, не отступив в Грузию вместе с Добровольческой армией.

В 1921 году Михаил Булгаков переезжает в Москву и поступает секретарем на службу в Главполитпросвет при Наркомпросе, которым руководит Н.К. Крупская, жена В.И. Ленина. В 1921 году после расформирования отдела сотрудничает с газетами «Гудок», «Рабочий» и журналами «Красный журнал для всех», «Медицинский работник», «Россия» под псевдонимом Михаил Булл и М.Б., пишет и публикует в 1922 -1923 годах «Записки на манжетах», участвует в литературных кружках «Зеленая лампа», «Никитинские субботники».

В 1924 году разводится с женой и в 1925 году женится на Любови Евгеньевне Белозерской. В этом году написаны повесть «Собачье сердце», пьесы «Зойкина квартира» и «Дни Турбиных», опубликованы сатирические рассказы «Дьяволиада», повесть «Роковые яйца».

В 1926 году с большим успехом была поставлена пьеса «Дни Турбиных» во МХАТе, разрешенная по личному указанию И.Сталина,14 раз посещавшего ее. В театре им. Е.Вахтангова с большим успехом состоялась премьера пьесы «Зойкина квартира», которая шла с 1926 по 1929 годы. М.Булгаков переезжает в Ленинград, там встречается с Анной Ахматовой и Евгением Замятиным и несколько раз вызывается на допросы в ОГПУ по поводу своего литературного творчества. Советская пресса интенсивно ругает творчество Михаила Булгакова - за 10 лет появилось 298 ругательных рецензий и положительных.

В 1927 году написана пьеса «Бег».

В 1929 году Михаил Булгаков знакомится с Еленой Сергеевной Шиловской, ставшей его третьей женой в 1932 году.

В 1929 году произведения М. Булгакова перестали печататься, пьесы были запрещены к постановке. Тогда 28 марта 1930 года он написал письмо советскому правительству с просьбой либо дать право эмигрировать, либо предоставить возможность работать во МХАТе в Москве. 18 апреля 1930 года Булгакову позвонил И. Сталин и порекомендовал обратиться во МХАТ с просьбой о зачислении.

1930-1936-е годы Михаил Булгаков работал во МХАТе в Москве режиссером-ассистентом. События тех лет были описаны в «Записках покойника» - «Театральном романе». В 1932 году лично И. Сталиным была разрешена постановка «Дней Турбиных» только во МХАТе.

В 1934 Михаил Булгаков был принят в Советский союз писателей и завершил первый вариант романа «Мастер и Маргарита».

В 1936 году в «Правде» была напечатана разгромная статья о «фальшивой, реакционной и негодной» пьесе «Кабала святош», которую репетировали пять лет во МХАТе. Михаил Булгаков перешел работать в Большой театр как переводчик и либбретист.

В 1939 году написал пьесу «Батум» об И. Сталине. Во время ее постановки пришла телеграмма об отмене спектакля. И началось резкое ухудшение здоровья Михаила Булгакова. Был диагностирован гипертонический нефросклероз, стало падать зрение и писатель снова начал употреблять морфий. В это время он диктовал жене последние варианты романа «Мастер и Маргарита». Жена оформляет доверенность на ведение всех дел мужа. Роман «Мастер и Маргарита» был опубликован только в 1966 году и принес мировую известность писателю.

10 марта 1940 Михаил Афанасьевич Булгаков скончался, 11 марта скульптор С.Д. Меркулов снял с его лица посмертную маску. М.А. Булгаков был похоронен на Новодевичьем кладбище, где на его могиле по ходатайству жены был установлен камень с могилы Н.В. Гоголя, прозванный «голгофой».

Булгаков Михаил Афанасьевич не нуждается в представлении. Этот великий прозаик и драматург известен на весь мир. Михаила Афанасьевича представлена в этой статье.

Происхождение писателя

Булгаков М. А. родился 3 мая 1891 г. в городе Киеве. Родители его были представителями интеллигенции. Мать работала в Карачаевской прогимназии учительницей. Отец был преподавателем (портрет его представлен выше). После окончания он работал в ней, а также в других учебных заведениях. В 1893 году Афанасий Булгаков стал киевским областным цензором. В его обязанности входила цензура произведений, написанных на иностранных языках. В семье, кроме Михаила, было еще пятеро детей.

Период обучения, работа в полевых госпиталях

Должна быть очень подробно рассмотрена такого автора, как Булгаков Михаил Афанасьевич, биография. Таблица дат, связанных с его жизнью, мало поможет тем, кто задался целью отыскать истоки его творчества и понять особенности его внутреннего мира. Поэтому предлагаем вам прочитать подробную биографию.

Будущий писатель обучался в Первой Александровской гимназии. Уровень образования в этом учебном заведении был очень высоким. В 1909 году Михаил Афанасьевич поступил в Киевский университет, по окончании которого должен был стать медиком. В 1914 г. началась Первая мировая война.

Окончив в 1916 г. университет, Михаил Афанасьевич работал в (в Каменец-Подольском, а через некоторое время - в Череповцах). Его отозвали с фронта в сентябре 1916 г. Булгаков стал заведующим Никольской сельской больницы, находившейся в Через год, в 1917 г., Михаила Афанасьевича перевели в Вязьму. В созданных в 1926 году "Записках юного врача" нашел отражение этот период его жизни. Главным героем произведения является талантливый врач, добросовестный труженик. В, казалось бы, безнадежных ситуациях он спасает больных. Герой остро переживает непростое материальное положение необразованных крестьян, обитающих в смоленских деревнях. Однако он понимает, что не может ничего изменить.

Революция в судьбе Булгакова

Привычную жизнь Михаила Афанасьевича нарушила Февральская революция. Булгаков выразил свое отношение к ней в своем очерке 1923 года "Киев-город". Он отметил, что "внезапно и грозно" с революцией "наступила история".

По окончании Булгакова освободили от военной службы. Он возвратился в родной Киев, который, к несчастью, вскоре заняли немцы. Здесь Михаил Афанасьевич окунулся в омут Гражданской войны. Булгаков был очень неплохим врачом, поэтому в его услугах нуждались обе стороны. Молодой врач в любых ситуациях оставался верен идеалам гуманизма. Постепенно в его душе росло возмущение. Он не мог смириться с жестокостью белых и петлюровцев. Впоследствии эти настроения были отражены в романе Булгакова "Белая гвардия", а также в его рассказах "В ночь на третье число", "Налет" и в пьесах "Бег" и "Дни Турбиных".

Булгаков честно выполнял долг врача. Во время службы ему приходилось быть невольным свидетелем преступлений, которые были совершены в конце 1919 г. во Владикавказе. Михаил Афанасьевич не желал больше участвовать в войне. Он покинул ряды армии Деникина в начале 1920 г.

Первые статьи и рассказы

После этого решил больше не заниматься медициной Михаил Афанасьевич его продолжается работой в качестве журналиста. Он начал писать статьи, которые публиковались в местных газетах. Первый свой рассказ Булгаков завершил осенью 1919 г. Этой же зимой он создал несколько фельетонов, ряд рассказов. В одном из них, названном "Дань восхищения", Михаил Афанасьевич повествует об уличных столкновениях, которые происходили в Киеве в период революции и Гражданской войны.

Пьесы, созданные во Владикавказе

Незадолго до того как белые оставили Владикавказ, заболел возвратным тифом Михаил Афанасьевич его этого времени особенно драматична. Весной 1920 г. он выздоровел. Однако отряды Красной Армии уже вошли в город, и Булгаков не смог эмигрировать, чего очень хотел. Нужно было как-то выстраивать отношения с новым режимом. Тогда он начал сотрудничать с ревкомом, в подотделе искусств. Михаил Афанасьевич создавал пьесы для ингушских и осетинских трупп. Эти произведения отражали его взгляды на революцию. Это были агитки-однодневки, написанные главным образом с целью выжить в трудных условиях. В повести Булгакова "Записки на манжетах" отразились его владикавказские впечатления.

Переезд в Москву, новые произведения

В Тифлисе, а затем в Батуми мог эмигрировать Михаил Булгаков. Биография его, однако, пошла по другому пути. Булгаков понимал, что место писателя в трудное для страны время - рядом с народом. Биография Булгакова Михаила Афанасьевича в 1921 году отмечена переездом Москву. Его статьи с весны 1922 г. регулярно печатались на страницах журналов и газет этого города. В очерках и сатирических памфлетах отразились главные приметы жизни послереволюционных лет. Основным объектом сатиры Булгакова была "накипь нэпа" (другими словами, нувориши-нэпманы). Здесь нужно отметить такие новеллы Михаила Афанасьевича, как "Чаша жизни" и "Триллионер". Также его интересовали представители населения с низким уровнем культуры: базарные торговки, обитатели коммуналок города Москвы, служащие-бюрократы и др. Однако Михаил Афанасьевич замечал и новые явления в жизни страны. Так, в одном своем очерке он изобразил символ новых веяний в лице мальчика-школьника, который идет с новеньким ранцем по улице.

Повесть "Роковые яйца" и особенности творчества 1920 годов

Повесть "Роковые яйца" Булгакова была опубликована в 1924 г. Ее действие происходит в воображаемом недалеком будущем - в 1928 г. К этому времени результаты нэпа были уже очевидны. В частности, уровень жизни населения резко повысился (в повести, которую создал Михаил Булгаков). Биография писателя не предполагает подробного знакомства с его творчеством, но сюжет произведения "Роковые яйца" мы все-таки перескажем в двух словах. Профессор Персиков сделал важное открытие, которое могло бы принести большую пользу всему человечеству. Однако, попав в руки самоуверенных, полуграмотных людей, представителей новой бюрократии, расцветшей при военном коммунизме, а в годы нэпа усилившей свои позиции, это открытие оборачивается трагедией. Практически все герои повестей Булгакова, созданных в 1920 годы, терпят неудачи. В своем творчестве писатель стремится передать читателю мысль о том, что общество не готово усвоить новые способы взаимоотношений, которые основаны на уважении к знаниям и культуре, к усердному труду.

"Бег" и "Дни Турбиных"

В пьесах Булгакова "Бег" и "Дни Турбиных" (1925-28 гг.) Михаил Афанасьевич показал, что интеллигенции враждебны все власти, которые сменяли друг друга в период Гражданской войны. Героями этих произведений являются типичные представители так называемой "новой интеллигенции". Сначала они либо настороженно отнеслись к революции, либо боролись против нее. М. А. Булгаков и себя относил к этому новому слою. Об этом он с юмором в рассказал в своем фельетоне под названием "Столица в блокноте". В нем он отметил, что появилась новая интеллигенция, "железная". Она способна и дрова колоть, и мебель грузить, и заниматься рентгеном. Булгаков отметил, что верит в то, что она выживет, не пропадет.

Нападки на Булгакова, звонок Сталина

Нужно сказать, что Булгаков Михаил Афанасьевич (биография и творчество его подтверждают это) всегда чутко отзывался на изменения в советском обществе. Он очень тяжело переживал торжество несправедливости, сомневался в оправданности тех или иных мер. Однако Булгаков всегда верил в человека. С ним вместе переживали и сомневались его герои. Критика восприняла это неблагожелательно. Нападки на Булгакова усилились в 1929 г. Все его пьесы были исключены из репертуаров театров. Оказавшись в трудном положении, Михаил Афанасьевич вынужден был написать письмо правительству с просьбой выехать за границу. После этого биография Булгакова Михаила Афанасьевича была отмечена важным событием. В 1930 году Булгаков удостоился звонка самого Сталина. Результатом этого разговора стало назначение Михаила Афанасьевича на должность режиссера-ассистента в МХАТ. Снова на сценах театров появились постановки его пьес. Через некоторое время постановкой созданной им инсценировки "Мертвых душ" была отмечена такого писателя, как Булгаков Михаил Афанасьевич, биография. Жизнь его, казалось бы, налаживается. Однако все было не так просто...

Булгаков - запрещенный автор

Несмотря на внешнее покровительство Сталина, в советской печати после 1927 г. не появилось ни одного произведения Михаила Афанасьевича, за исключением отрывка из пьесы "Бег" ("Седьмой сон") в 1932 г. и перевода мольеровского "Скупого" в 1938 г. Дело в том, что Булгаков был включен в список запрещенных авторов.

Чем еще примечательна биография Булгакова Михаила Афанасьевича? Кратко рассказать о нем непросто, ведь его жизнь отмечена множеством важных событий и интересных фактов. Стоит сказать, что, несмотря на все трудности, писатель не думал покидать Родину. Даже в самый тяжелый период (1929-30 гг.) его практически не посещали мысли об эмиграции. В одном из своих писем Булгаков признался, что нигде больше, кроме СССР, он невозможен, так как в течение одиннадцати лет черпал из него вдохновение.

Роман "Мастер и Маргарита"

Михаил Афанасьевич в 1933 г. попытался издать свое произведение в серии "ЖЗЛ". Однако его вновь постигла неудача. После этого он больше не предпринимал попыток опубликовать свои творения до самой смерти. Писатель всецело посвятил себя созданию романа "Мастер и Маргарита". Это произведение стало величайшим его достижением, а также одним из лучших произведений русской и мировой литературы 20 столетия. Двенадцать лет своей жизни Михаил Афанасьевич отдал работе над ним. Замысел "Мастера и Маргариты" появился у него еще в конце 1920-х как попытка философского и художественного осмысления социалистической действительности. Автор посчитал неудачными первые варианты произведения. В течение ряда лет Михаил Афанасьевич постоянно возвращался к персонажам, примерял новые конфликты и сцены. Только в 1932 году приобрело сюжетную завершенность это произведение, автор которого известен всем (Михаил Афанасьевич Булгаков).

Полная биография Булгакова предполагает рассмотрение вопроса о значении его творчества. Поэтому расскажем и об этом.

Значение творчества Булгакова

Показав, что белое движение обречено на поражение, что интеллигенция непременно перейдет на сторону красных (роман "Белая гвардия", пьесы "Бег" и "Дни Турбиных"), что обществу грозит опасность, если культурно и нравственно отсталая личность будет иметь право навязывать другим свою волю ("Собачье сердце"), Михаил Афанасьевич сделал открытие, которое вошло в систему национальных ценностей нашей страны.

Чем еще интересен Булгаков Михаил Афанасьевич? Биография, интересные факты, связанные с ним, и его творчество - на всем лежит печать боли за человека. Это чувство было неизменно свойственно Булгакову как продолжателю традиций отечественной и мировой литературы. Михаил Афанасьевич принимал только ту литературу, которая показывает страдания реальных героев. Гуманизм был идейным стержнем произведений Булгакова. А истинный гуманизм настоящего мастера близок и дорог читателю всегда.

Последние годы жизни

В последние годы жизни Михаила Афанасьевича не покидало ощущение того, что его творческая судьба была загублена. Несмотря на то что он продолжал активно творить, практически не доходили до современных ему читателей. Это надломило Михаила Афанасьевича. Его болезнь обострилась, что привело к скорой смерти. Скончался Булгаков в Москве 10 марта 1940 г. На этом завершилась биография Булгакова Михаила Афанасьевича, но творчество его бессмертно. Останки писателя покоятся на Новодевичьем кладбище.

Биография Булгакова Михаила Афанасьевича, кратко изложенная в этой статье, надеемся, вызвала у вас желание поближе познакомиться с его творчеством. Произведения этого автора очень интересны и важны, поэтому их, безусловно, стоит прочесть. Михаил Булгаков, биография и творчество которого изучаются в школе, - один из величайших русских писателей.

Михаил Булгаков. 1920‑е годы Музей М. А. Булгакова

Михаил Булгаков приехал в Москву осенью 1921 года и уже в следующем году начал публиковаться в тонких московских журналах — «Рупор», «Крас-ный журнал для всех», «Смехач» и других; устроился фельетонистом в газе-ту «Гудок» и стал постоянным автором берлинской газеты «Накануне». Пер-вые московские годы Булгакова ознаменовались появлением большого чис-ла очерков, заметок, репортерских отчетов, фельетонов, рассказов и пове-стей. До середины 1920-х годов Михаил Булгаков был известен как столич-ный писатель и лишь во второй половине 1920-х, после огромного успеха спектакля «Дни Турбиных», приобрел славу драматурга и практически оста-вил прозу. Мы выбрали пять рассказов Булгакова 1920-х годов, написанных в разных жанрах и на разные темы. Все вместе они дают представление о Булгакове-писателе того времени — о том, с чего он начинал и как работал со своим недавним прошлым и новой советской реальностью.

«Самогонное озеро» (1923)

«Самогонное озеро» — визитная карточка первых московских лет Булгакова. Переехав в столицу, он быстро обрел славу тонкого наблюдателя и остроумного летописца московского быта первой половины 1920-х годов. Главный редактор литературного приложения к берлинской газете «Накануне» Алексей Толстой просил московских сотрудников: «Шлите побольше Булгакова!» «Самогонное озеро» — самый характерный и смешной из этой серии рассказов и очерков.

Главный герой рассказа, занимающий комнату в коммунальной квартире № 50, под вечер, когда в «проклятой квартире» воцарилась тишина, намеревался почитать спокойно книжку, но чтение прервал крик петуха. Как выяснилось, петуха заживо ощипывал абсолютно пьяный неизвестный гражданин, собу-тыльник квартхоза Василия Ивановича. Главный герой спас петуха, и на время в квартире снова стало тихо, но затем ночью уже сам квартхоз выбил все стекла и избил свою жену. На шум вызвали пьяного председателя правления, а в три часа ночи к герою пришел, «качаясь, как былинка под ветром», Иван Сидо-рыч — второе лицо в правлении после председателя. Утром приходили другие пьяные соседи, а также младший дворник («выпивший слегка»), старший («мертво-пьяный») и истопник («в страшном состоянии»). Днем самогонную точку прикрыла милиция, но уже вечером «забил свеженький источник» по соседству, и повальное пьянство продолжилось с неменьшим размахом. Отчаявшийся герой с женой закрыли комнату и уехали на три дня к сестре.

Прототип Аннушки — Анна Федоровна Горячева Музей М. А. Булгакова

Михаил Булгаков, по-видимому, почти буквально описывает свою жизнь в коммунальной квартире № 50 по Большой Садовой улице, 10, где он жил вместе с женой Татьяной Лаппа с осени 1921 года. Вместе с ними в ком-мунальной квартире жили еще 16 чело-век, большую часть которых состав-ляли рабочие из соседней типографии. Многие соседи Булгакова по комму-налке без труда узнаются в героях «Самогонного озера». Так, Аннушка — это Анна Федоровна Горячева, которая будет прототипом и знаменитой Ан-нушки-чумы из «Мастера и Маргари-ты», а квартхоз квартиры № 50 Василий Иванович — это Василий Иванович Болтырев, 35‑летний краскотер 2‑й Московской фабрики Гознака, который неоднократно грозил Булгакову высе-лением и порядочно трепал ему нервы.

О самогонных буднях квартиры вспоминала позднее и жена Булгакова: «Купят самогону, напьются, обязательно начинают драться, женщины орут: „Спасите, помогите!“ Булгаков, конечно, выскакивает, бежит вызывать милицию. А ми-лиция приходит — они закрываются на ключи, сидят тихо. Его даже оштра-фовать хотели». И сам Булгаков постоянно жаловался на шумную квартиру, мечтая поскорее съехать. В дневнике Булгакова сохранилась запись от 29 ок-тября 1923 года: «Я положительно не знаю, что делать со сволочью, что насе-ляет эту квартиру». Покинуть квартиру № 50 Булгакову удалось только осенью 1924 года, а первое отдельное жилье с собственным кабинетом появилось у не-го лишь тремя годами позже.

«Китайская история» (1923)

«Китайская история», возможно, наименее известный рассказ Булгакова — и вместе с тем один из его лучших. Он выделяется своей нетипичностью: в рассказе нет коммунального быта, хорошо знакомого писателю, нет магазинов и ресторанов шумной эпохи нэпа, нет автобиографической основы — но есть Гражданская война.

Случайно попавший в Советскую Россию китаец ходя Ходя — прозвище китайцев, торговавших с лотков (см., например, в «Египетской мар-ке» Осипа Мандельштама: «Ночью снился китаец, обвешанный дамскими сумочками, как ожерельем из рябчиков»), а затем так стали называть всех китайцев. Сен-Зин-По тоскует по теплому Китаю в холодной чужой Москве. В опиумном салоне он потерял последние деньги и полушубок. Позднее «в каком-то гигантском зале с полу-круглыми сводами» китаец попадает к красноармейцам и его записывают добровольцем: оказывается, что Сен-Зин-По великолепный стрелок и в его «агатовых косых глазах от рождения сидела чудесная прицельная панорама». В первом же бою («блистательный дебют») Сен-Зин-По погибает, так до конца и не осознав происходящее.

Рассказ о трагической гибели китайца в огне Гражданской войны, которую он не понимает и в которой оказывается по чистой случайности, Булгаков явно противопоставляет знаменитой в то время повести Всеволода Иванова «Броне-поезд № 14.69», герой которой, красноармеец Син-Бин-У, обладает классовым чутьем, становится на сторону Красной армии и жертвует собой ради общей победы.

Спустя три года герои «Китайской истории» перешли в пьесу Булгакова «Зой-кина квартира» — одинокий потерянный Сен-Зин-По превратился в китай-ского бандита и убийцу, а старый китаец, владелец опиумного притона, стал в пьесе хозяином прачечной.

«Ханский огонь» (1924)

«Ханский огонь» также стоит особняком в череде булгаковских рассказов: это полностью выдуманная история с сильной фабулой и неожиданным финалом, написанная Булгаковым практически на спор:

«Сам довольно искушенный новеллист, В. П. Катаев, сравнивая с О’Ген-ри наших писателей, как-то пожаловался:
— Пишут плохо, скучно, никакой выдумки. Прочитаешь два первых абзаца, а дальше можно не читать. Развязка разгадана. Рассказ просма-тривается насквозь до последней точки.
Задетый за живое, вдруг встревает другой наш новеллист — Булгаков:
— Клянусь и обещаюсь: напишу рассказ, и завязку так и не развяжете, пока не прочитаете последней строчки».

Иван Овчинников. «В редакции „Гудка“»

Действие рассказа происходит в усадьбе-музее «Ханская Ставка». Старый смо-тритель Иона, служивший еще до революции у бывших ее хозяев, показывает дворец группе молодых экскурсантов. Среди них он отмечает двух загадочных посетителей — «голого» в одних шортах и пенсне и иностранца в золотых оч-ках. Дворец вызывает разные чувства у посетителей — комсомольцев, голого, буржуазной дамы с дочкой, таинственного иностранца. В конце концов, выпро-водив посетителей, Иона собирается закрыть музей, замечает того самого зага-дочного иностранца и вдруг узнает его лицо. Финал рассказа, как и обещал Булгаков, заранее предсказать невозможно.


Интерьер Овального зала в музее-усадьбе «Архангельское». 1954 год Фотохроника ТАСС

Прототипом дворца послужила, вероятно, усадьба Архангельское, в которой Булгаков побывал в 1923 году. Любопытная деталь: фамилию главного героя Тугай-Бег Булгаков использовал затем в качестве своего псевдонима.

В рассказе появляется важная для Булгакова тема эмиграции и противостояния дореволюционного мира (таинственный иностранец в золотых очках) и новой советской реальности (молодые комсомольцы-экскурсанты). В 1921 году Бул-гаков сам едва не покинул Россию на пароходе из Батума в Константинополь, а до этого в 1920 году во Владикавказе собирался оставить город вместе с белы-ми, но свалился с тифом. Татьяна Лаппа вспоминала позднее, как Булгаков упрекал ее:

«„Ты — слабая женщина, не могла меня вывезти!“ Но когда мне два вра-ча говорят, что на первой же остановке он умрет, — как же я могла вез-ти? Они мне так и говорили: „Что же вы хотите — довезти его до Казбе-ка и похоронить?“»

В эмиграции побывала вторая жена Михаила Булгакова — Любовь Евгеньевна Белозерская. Писатель расспрашивал ее о Константинополе, когда писал пьесу «Бег».

«Вьюга» (1926)

Михаил Булгаков. Около 1918 года Музей М. А. Булгакова

Рассказ «Вьюга» входит в знаменитый цикл «Записки юного врача», — а сим-волическая глубина рассказа, напря-женность действия, почти кинемато-графическая точность в изображении главной сцены погони и счастливая развязка делают «Вьюгу», как кажется, главным и самым захватывающим рас-сказом цикла.

Молодой врач, принимающий по сто крестьян в день, наслаждается неожи-данным покоем и горячей ванной: на улице вьюга, и никто не приехал на прием, — как вдруг ему приносят записку с просьбой срочно приехать к пациентке — невесте конторщика, о свадьбе которого говорила вся округа («„Мне в жизни не везет“, — тоскливо подумал я, глядя на жаркие дрова в печке»). Проклиная все на свете, врач соглашается ехать, безнадежно наблю-дает смерть юной девушки и на пути домой в разыгравшейся вьюге теряет до-рогу. Герой и сопровождающий его пожарный спасаются от стаи волков («Мыс-ленно я увидел короткое сообщение в газете о себе и злосчастном пожарном») и добираются домой — борьба со смертью в этот раз закончилась победой, но борьба эта не окончена: «Озолотите меня, — задремывая, пробурчал я, — но больше я не по… — Поедешь… ан, поедешь… — насмешливо засвистала вьюга».

Драматичный рассказ произвел настолько сильное впечатление на читателей, что один из них прислал в редакцию свой отклик с описанием похожего случая: «Волки: из жизни участковых медработников с. Балаклая, Изюмского округа».

Семь рассказов «Записок юного врача» публиковались в 1925-1926 годах в жур-нале «Медицинский работник». В их основе лежат реальные события из жизни писателя: в сентябре 1916 года он приехал работать земским врачом в село Ни-кольское Сычевского уезда (Смоленская губерния) и проработал в глухом крае единственным врачом почти год — до 20 сентября 1917 года. Уже тогда он на-чал делать первые наброски рассказов о своей жизни в Никольском. Хотя писа-тель сдвигает повествование на один год (действие начинается в 1917‑м, а не в 1916 году), а главный персонаж холост, в остальном рассказы довольно точно отражают его биографию.

Спустя несколько лет в письме Правительству СССР Булгаков назвал одной из своих главных задач «упорное изображение русской интеллигенции как лучшего слоя в нашей стране». Одним из таких русских интеллигентов, несо-мненно, был и молодой герой «Записок юного врача».

«Я убил» (1926)

Одна из важнейших булгаковских тем первой половины 1920-х годов, связан-ная с осмыслением опыта Гражданской войны, — это тема коллективной ответ-ственности. Как писала Мариэтта Чудакова, «участие — хотя бы и бездействи-ем — в убийстве соотечественников, ложащееся неискупимым бременем на всю дальнейшую судьбу каждого в отдельности и всех вместе, — этот био-графический мотив будет положен в основание художественного мира Бул-гакова».

Особенно здесь выделяются три рассказа: более ранние «Красная корона» и «Необыкновенные приключения доктора» и более поздний «Я убил». Так, главный герой «Красной короны» не в силах предотвратить убийство и смерть, и это в буквальном смысле сводит его с ума: «Я ушел, чтоб не видеть, как чело-века вешают, но страх ушел вместе со мной в трясущихся ногах». Он безна-деж-но пытается вернуться в прошлое и изменить ход событий.

Рассказ «Я убил» интересен именно тем, что в нем, кажется, в первый и послед-ний раз в художественном мире Булгакова нарушается этот принцип бездей-ствия героя и последующего мучительного чувства вины.

Главный герой рассказа доктор Яшвин в компании друзей рассказывает, как семь лет назад он умышленно убил пациента. Зимой 1919 года его насильно мобилизовали отступающие из Киева петлюровцы, он стал свидетелем зверств и жестокостей полковника Лещенко. Однажды доктора позвали к полковнику перевязывать рану: какой-то несчастный истязаемый сумел броситься на него с перочинным ножом. Именно здесь проходит та самая развилка, мучившая ге-роя рассказа «Красная корона». Доктор из пассивного свидетеля превращается в участника и вмешивается в происходящее: «Все у меня помутилось перед глазами, даже до тошноты, и я почувствовал, что сейчас вот и начались самые страшные и удивительные события в моей злосчастной докторской жизни». Доктор Яшвин застрелил полковника и сбежал из петлюровского плена.

Доктор Яшвин, щеголеватый, смелый, удачливый, спокойный и скрытный человек, несомненно, несет в себе черты Булгакова. Фабула рассказа тоже частично автобиографична: зимой 1919 года Булгаков как врач был насильно мобилизован петлюровцами, бежавшими от большевиков, наступавших на Киев. В плену у петлюровцев он стал свидетелем убийства человека на мосту. Потрясенный писатель смог ночью сбежать:

«И вот в третьем часу [ночи] вдруг такие звонки!.. Мы кинулись с Варькой Варвара, сестра Михаила Булгакова. открывать дверь — ну, конечно, он. Почему-то он сильно бежал, дрожал весь, и состояние было ужасное — нервное такое. Его уложили в постель, и он после этого пролежал целую неделю, больной был».

Татьяна Лаппа

Мучительные воспоминания о виденном в плену отразились в творчестве Бул-гакова. Так, в романе «Белая гвардия» появляется сцена убийства еврея у Цеп-ного моста:

«Пан куренной не рассчитал удара и молниеносно опустил шомпол на голову.Что-то в ней крякнуло, черный не ответил уже „ух“… Повер-нув руку и мотнув головой, с колен рухнул набок и, широко отмахнув другой рукой, откинул ее, словно хотел побольше захватить для себя истоптанной и унавоженной земли. Пальцы крючковато согнулись и загребли грязный снег. Потом в темной луже несколько раз дернулся лежащий в судороге и стих». 

Рекомендуем почитать

Наверх