Педагогический проект "широкая масленица". Проект «Эх, да Масленица!» «Наша Масленица, ты широкая, в детский сад к нам пришла и весну принесла!» - презентация Особенности обряда сжигания чучела зимы на Масленицу

Всем учителям 23.12.2023
Всем учителям

Масленица - один из самых любимых в детских садах и других образовательных учреждениях народных праздников. Всевозможные тематические проекты, посвящённые отмечанию Масленицы и масленичной недели вместе с детьми, собраны для Вас на страницах данного раздела.

Познавательные, игровые, творческие проекты о проводах русской зимы, изложенные в этих публикациях, станут Вам хорошим подспорьем в подготовке шумных, весёлых торжеств и забав на масленичную неделю, подскажут свежие идеи для организации яркого и запоминающегося праздника. Устройте для детей великолепные мероприятия, способствующие их приобщению к вековым народным традициям; развитию познавательного интереса к истории и культуре нашей Родины.

Полезный опыт проектной деятельности на тему «Масленица».

Содержится в разделах:
По группам:

Показаны публикации 1-10 из 241 .
Все разделы | Проекты на тему Масленицы и масленичной недели

Проект «Масленица. В гости на блины» ГБУСО "Центр Помощи детям оставшимся без попечения Родителей "Малышок" ПРОЕКТ «МАСЛЕНИЦА » Продолжительность проекта : краткосрочный. Тема проекта : «Масленица » . «В гости на блины» Дети младшей группы № 7 «Ладушки» приходят к старшим детям группе № 8 «Алые паруса» Воспитатели :...

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 108» Воспитатель : Трунина Наталья Александровна Туманова Татьяна Леонидовна Проект Тема : «Широкая масленица » . Вид проекта : познавательно-игровой, краткосрочный. Тип проекта : творческий. Участники проекта : дети подготовительной к школе...

Проекты на тему Масленицы и масленичной недели - Проект «Широкая Масленица»

Тип проекта: творческий, игровой, интегрированный, групповой.

Продолжительность: долгосрочный.

Цель: Создание условий для знакомства детей с народным праздником Масленица и повышение интереса к традициям русского народа.

Задачи:

  • познакомить детей с русским обрядовым праздником «Масленица»;
  • развивать художественно-творческую деятельность путем ознакомления с предметами декоративно-прикладного искусства русской культуры;
  • формировать любовь к Родине, ее традициям;
  • обогащать духовный мир детей;
  • создать благоприятные условия для взаимодействия родителей, детей и воспитателей детского сада в изучение русской культуры и народного праздника «Масленица».

Формы реализации:

  • Оформление газеты «Масленица», мастер-класс по изготовлению Масленичной куклы, создание презентации про Масленицу, беседы, игры, консультации для родителей, НОД, совместный маршрут выходного дня, выставка работ воспитанников, разгуляй «масленичные забавы» (катание на лошадях), угощение блинами.

Актуальность:

Тема проекта «Масленица» в наши дни звучит очень актуально. В связи с навязыванием американского образа жизни и мысли, наши дети совсем не знают русских традиций. Данная тема помогает детям глубже познакомиться с русскими обычаями, традициями и обрядами. В результате этого проекта ребята также знакомятся с русскими песнями, сказками, играми, костюмами, плясками своей страны. Это все воспитывает у детей эмоционально положительное отношение к Родине, традициям и обычаям.

Взаимодействие с родителями:

  • сбор материалов и выпечка блинов;
  • обсуждение места для совместного выезда проведения «Масленицы» (поездка в Этномир);
  • обсуждение создания электронной презентации про Масленицу мамой воспитанника;
  • создание в группе выставки «Кукла-Масленица»;
  • изготовление стенгазеты «Масленица» детьми с родителями;
  • мастер-класс по изготовлению куклы-масленицы, проведенный мамой воспитанника группы;

  • совместная поездка детей, родителей и воспитателей ДОУ в Этномир на проводы Масленицы.

Этапы реализации проекта:

Первый этап. Разработка проекта.

  • доведение до участников важности данной темы;
  • подбор методической литературы;
  • подбор наглядно-дидактического материала, художественной литературы по теме проекта;
  • выбор места совместной поездки.

Второй этап. Выполнение проекта.

Интеграция образовательных областей.

Образовательная область — социально-коммуникативное развитие.

  • беседы о праздниках, традициях русского народа. Что это за праздник, как его отмечают;


  • беседа о правилах поведения во время праздника, беседа на тему: «Огонь – не забава!».

Образовательная область – познавательное развитие.

  • беседы о традициях и обрядах праздника;
  • просмотр электронной презентации «Широкая Масленица», подготовленной родителями;
  • просмотр видеофильма «Смешарики-Масленица».

Образовательная область — речевое развитие.

  • разучивание стихотворений, потешек, закличек, пословиц о зиме, весне, Масленице;
  • отгадывание загадок по данной теме;
  • беседы о сезонных изменениях в природе;
  • чтение русского фольклора, стихотворений о масленице.

Образовательная область — художественно-эстетическое развитие.

  • рассматривание картины Б.М.Кустодиев «Масленица» и картины В.И.Сурикова «Взятие снежного городка»;

  • рисование на тему проводу зимы;
  • изготовление кукол-мартиничек из ниток;

  • разучивание закличек;
  • разучивание русских народных песен, масленичных частушек, русских народных наигрышей.

Образовательная область — физическое развитие.

  • масленичные гуляния, катанье с горок на санях;

  • народные подвижные игры «Ручеек», «Жмурки», «Горелки», масленичные кулачные бои;


  • игры-эстафеты «Перетягивание каната», «Кто быстрее на метле»;

  • подвижные игры на прогулке «Масленичные ворота», «Гори-гори ясно».

Третий этап. Итоги проекта.

  • выставка кукол-маслениц, изготовленных родителями и детьми;

  • украшение в группе масленичного дерева куклами-мартиничками, изготовленными детьми в группе;

  • стенгазета «Масленица», сделанная родителями и детьми;

Проект « Масленица»

Черевашенко Е.В.

Воспитатель МБДОУ детского сада №8 «Зоряночка»

г.Ессентуки, Март 2016г

Вид проекта: игровой, творческий,познавательный.

Продолжительность проекта : краткосрочный, 1 неделя.

Участники проекта : воспитанники 2 младшей группы, воспитатели, родители воспитанников, музыкальный руководитель.

Актуальность темы: Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Наш коллектив знакомит детей с традициями проведения этого праздника, опираясь на проект нашего ДОУ «Отцы и дети» в рамках работы городской экспериментальной площадки «Реализация проектных технологийв формировании духовно-нравственных качеств дошкольников в семье».Наши дети должны хорошо знать традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя как личность любящую свою Родину и все, что связано с народной культурой. Патриотизм в современных условиях – это, прежде всего, преданность своему Отечеству и сохранение культурной самобытности каждого народа.

Цель проекта: Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе традиций национальной культуры.

Задачи:

1.Познакомить с народным праздником «Масленица»

2.Возрождать интерес к обрядовым русским праздникам.

3.Обогащать духовный мир детей.

4.Вызвать эмоциональное сопереживание детей и родителей от участия в игре-действии. 5.Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника в духовно-нравственном воспитании.

НАПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТА.

РАБОТА С ДЕТЬМИ:

НОД:занятия,беседы. Участие в интернет-конкурсе

Выставка детского творчества «Масленичные гуляния»

Рассматривание альбомов,картин, иллюстрации о Масленице.

Детская игровая деятельность.

Слушание русских народных масленичных песен.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.

Оформить папку-ширму «Масленица-что за праздник?»

Оформление фотовыставки "Как мы Масленицу гуляли";

Оформление родительского уголка.

Домашние задания: заучивание с детьми масленичных закличек, частушек.

Организация выставок детских рисунков.
Консультация: «История Масленицы»,«Рецепты блинов.Идеи стола.»

Вечер-развлечения:«Прощай, Масленица»

Выставка семейного творчества «Масленица - праздник весны, солнца, жизни!»Анкетирование родителей.

ОБОРУДОВАНИЕ И ПОПОЛНЕНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Изготовление чучела Масленицы.

Изготовление куколок «Масленички», «Мотанки»

Изготовление костюмов скоморохов, ряженых.

Подборка художественно-публицистической литературы.

Оформление альбомов: «Народные гуляния», «Катальные горы», «Кулачные бои», « Утварь быта крестьян прошлого века», «Петрушечные комедии»

Предполагаемый результат:

  • Осознание родителями важности повышения познавательного интереса среди детей к родной истории.
  • Приобщение детей к традиции проведения народного праздника – Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.
  • Создание атмосферы радости, эмоционального сопереживания детей и родителей от участия в игре-действии.

План работы

Образовательные области.

Вид детской деятельности

Познание

Презентации

Беседы:

Рассматривание иллюстраций

ТСО:

Загадывание загадок

НОД:

«Сударыня Масленица»

«Масленица дорогая – наша гостьюшка годовая»: знакомство детей с Масленицей, с традициями ряженья на Масленицу,со значением и символикой блинов.

«Ой ты, Масленица»: рассказ о каждом дне масленичной недели.

Рассматривание энциклопедий.Рассматривание иллюстраций народных гуляний, знакомство с утварью быта крестьян прошлого века).

Встречи с работниками городского музея: просмотр фильма «Масленица»

мультфильм «Смешарики. Масленица»

о домашней утвари, продуктах.

Коммуникация

НОД:

- Разговор «Что вы узнали о празднике Масленица?»

Чтение художественной литературы

НОД: Разучивание масленичных закличек, дразнилок.,частушек. Чтение потешек.

Социализация

Дидактические игры:

« Узнай по вкусу»(начинку блинов), чай (чёрный, зелёный,с вареньем, с травой,с лимоном)

Сюжетно-ролевые игры:

«Семья», «Печём блины»,

Театрализованные игры

По желанию детей.

Физическая

культура

Физкультурное занятие

НОД: «Масленичный разгуляй»

Подвижные игры:

Игры - состязания

Развлечение

«Кто быстрее на метле?», «Прятки»; «Перетягивание каната»,.«Петушки»,«Снежный тир»;«Карусель » , Катание на лошадях,санях.

«Прощай, Масленица!»

Музыка

Прослушивание песен:

«Разучивание хороводов “Прощай,Масленица”, песен “Мы блинов давно не ели”, “Блины”, частушек, русские народные игры “Заря – Зарница”. Слушание: Оркестр народных инструментов, слушание звона колоколов.

Слушание русской народной музыки (масленичные песни).

Художественное

творчество

Аппликация:

Коллаж:

«Блины»

Детская газета « Масленица»

Рисование:

« Блины»

Работа с раскрасками. Выставка совместных детских с родителями работ

Художественный труд:

НОД: Коллективная работа: Изготовление кукол «Масленичка»

Литература:

1. Л.А.Кондрыкинская «С чего начинается Родина?».

2. И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду.

3. «Народные праздники в детском саду 5-7 лет» М. Б. Зацепина, Москва 2005 г.

4. «Сценарии музыкальных, календарных и фольклорных праздников» М.А. Давыдова, Москва 2007 г.

5. «Народные игры в детском саду», Л.А. Лялина, Москва 2008 г.
6. «Календарные и народные праздники в детском саду», Г.А. Лапшина, Волгоград 2001 г.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Презентация ПРОЕКТ «МАСЛЕНИЦА»

Актуальность Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни попеть. Глубокие нравственное начало содержит чин покаяния в день Прощеного воскресения. Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Познакомить детей с традициями проведения этого праздника можно опираясь на программу «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры», но непосредственное участие в празднике оставляет более полное и глубокое представления о нем. Дает детям возможность понять всю глубину, широту и глубокий смысл этого веселого и немножко грустного праздника. Поэтому и возникла идея в проведении праздничного гулянья «Масленица» силами педагогов, родителей и ребят.

Цель: Повышать интерес к традициям русских праздников.

Задачи: возрождение интереса к обрядовым русским праздникам; воспитание патриотизма, основанного на русских традициях; обогатить духовный мир; провести праздник, через эмоциональное сопереживание и участие в игре-действии, приобщить всех участников к традиции проведения народного праздника Масленицы.

Тип проекта: по числу детей – групповой; по доминирующему методу – игровой, творческий; по предметным областям – межпредметный (литература, музыка, физическая культура); по продолжительности – 1 неделя.

Ожидаемые результаты проекта: Приобщение детей к традиции проведения народного праздника – Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии. Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику. Повышение познавательного интереса среди детей к родной истории.

Планирование работы над проектом: Проведение в группе обсуждения идеи проекта, выявление интересующих детей вопросов; Распределение детей на группы по интересам для выполнения различных видов работ: -. Изодеятельность (рисование, лепка блинов) И зготовление чучела Масленицы - Проведение народных игр. Рассказ воспитателя об истории праздника Масленица; Просмотр презентации о празднике Масленица; Рассматривание иллюстраций о проведении праздника; подбор музыкального сопровождения. разучивание песен, пословиц, считалок, частушек для выступления во время праздника. проведение инструктажа по технике безопасности. Посещение городского праздника, выставки-ярмарки

Достигнутые результаты Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание. Обеспечило развитие у детей любознательности, стремление изучить традиции родной страны. Дети ближе познакомились с традициями родной страны. Работа по проекту помогла развить у них кругозор, эстетическую восприимчивость. Сделанная нами подборка игр на развитие двигательных способностей, игр - инсценировок дали возможность развивать чёткую выразительную речь, мимику, движения. Дети получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать. Анализируя результаты проекта, мы увидели, что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, проявляют чувство ответственности за себя и других. Реализуя проект, мы ставили перед собой цель - сделать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Мы думаем, что нам это удалось.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Участники проекта:
Музыкальный руководитель;
Воспитатели средней и старшей группы;
Родители;
Дети подготовительной группы.
Актуальность.
Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни попеть. Глубокие нравственное начало содержит чин покаяния в день Прощеного воскресения. Масленица - один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Познакомить детей с народными традициями празднования «Масленицы», можно опираясь на программу «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры. Более полное и обширное представление о нем дает детям возможность понять всю глубину, широту и смысл этого веселого и немножко грустного народного праздника. Поэтому и возникла идея об организации и проведении с детьми праздничного гулянья «Масленица» силами педагогов, родителей и дошкольников.
Цель: Повышение интереса к традициям русского народа
(Праздник Масленица);
воспитание любви к своей Родине.
Задачи: Возрождать интерес к обрядовым русским праздникам.
Обогащать духовный мир детей.
Обобщить и закрепить знания детей о празднике «Масленица».
Вызвать эмоциональное сопереживание и участие в игре-действии, приобщить всех участников к традиции проведения народного праздника.
Воспитывать чувство патриотизма, основанного на русских традициях.
Тип проекта
По числу детей – групповой.
По доминирующему методу - игровой, творческий.
По предметным областям - чтение литературы, музыка, познание, физическая культура, художественное творчество, коммуникация.
Сроки реализации проекта - краткосрочный (две недели)
Проблема проекта : Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы отходим от этих традиций, тем самым лишаем возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества.
Материал и оборудование: «Масленица»- наряженная кукла, костюмы для взрослых: костюм скомороха, костюм Бабы- Яги, мешок, костюмы детские: платочки, казачьи юбки, фуражки.
Музыкальные инструменты: шумелки, бубен, трищетки, баян.
Спортивные оборудования: кегли, мячи, 2карзины, шары разных цветов, обручи.
Работа с родителями: Домашнее задание:
- Заучивание с детьми частушек,
- Выпекание блинов совместно с детьми.
Планирование работы над проектом:
распределение детей на группы по интересам для выполнения различных видов работ:
-выбор декораторов (помощь в оформлении);
-выбор затейников (для организации игр).
разучивание песен, пословиц, частушек, поговорок, закличек (на весеннюю тематику) для выступления во время праздника.
организация места проведения праздника.
проведение инструктажа по технике безопасности.
Материал к проекту.
План проведения проекта: «Широкая – Масленица 2014».

  1. Беседа «Широкая Масленица» (приложение №1).
  2. «Ой, ты, Масленица» - рассказ о каждом дне масленичной недели, заучивание народной песни: «Как вставала я ранешенько…».
  3. Игровая деятельность

Народные подвижные игры: «Гори, гори ясно»! (приложение№2)
«Заря»! (приложение№3)
«Масленица»! (приложение№4)
- Хороводная игра: «Ровным кругом» (приложение№5)
4. Заучивание закличек на Масленицу (приложение№6).
5. Чтение и обсуждение русской народной сказки «Снегурочка».
6. Заучивание масленичных частушек (приложение№7).
7. Конкурс рисунков «Зимний разгуляй».
8. Театрализованное представление «Широкая Масленица - 2014» детьми подготовительной группы в Доме культуры и перед сотрудниками и жителями социально реабилитационного центра ст.Николаевской.
Итоговое мероприятие: Праздник «Широкая - Масленица2014» в ДОУ.
Ожидаемые результаты:
Приобщение детей к традиции проведения народного праздника - Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.
Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.
Повышение познавательного интереса среди детей к родной истории.
Достигнутые результаты:
Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание. Обеспечило развитие у детей любознательности, стремление изучить традиции родной страны. Дети ближе познакомились с традициями родной страны. Работа по проекту помогла развить у них кругозор, эстетическую восприимчивость. Сделанная мной подборка различных игр и игр - инсценировок на развитие двигательных и музыкальных способностей, дали возможность развивать у детей чёткую выразительную речь, мимику, движения. Дети получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать.
Анализируя результаты проекта, я сделала вывод, что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, проявляют чувство ответственности за себя и других. Реализуя проект, я ставили перед собой цель - сделать жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

Приложение №1.
«ИСТОРИЯ МАСЛЕНИЦЫ» .
Масленица – один из самых радостных и светлых праздников. Целую неделю народ провожает надоевшую зиму, печет блины и ходит друг к другу в гости.
Масленица для нас, как карнавал для итальянцев. Тем более что в переводе с итальянского «карнавал» означает «говядина, прощай! ». А масленица, предшествующая Великому посту, издавна называлась «Мясопустом», поскольку в эту неделю запрещалось есть мясо.
Некоторые историки считают, что в древности Масленица была связана с днем весеннего солнцеворота, но с принятием христианства она стала предварять Великий пост и зависеть от его сроков. Однако это еще не все о значении Масленицы. Для славян она долгое время была и встречей Нового года! Ведь до XIV века год на Руси начинался с марта. Даже блины, непременный атрибут Масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни. А по давним поверьям считалось: как встретит человек год, таким он и будет. Потому и не скупились наши с вами предки в этот праздник на щедрое застолье и безудержное веселье. И называли Масленицу в народе «честной», «широкой», «обжорной», а то и «разорительницей».
Проходили века, менялась жизнь, с принятием христианства появились новые церковные праздники, но широкая Масленица продолжала жить. Ничто не смогло заставить россиян отказаться от любимого праздника – хлебосольного и разгульно-веселого. Кстати, одно время царь Алексей Михайлович самыми строгими мерами старался утихомирить своих разудалых подданных. Воеводы рассылали по градам и весям царские указы, то запрещая частное винокурение, то требуя, чтобы россияне в азартные игры не играли, кулачных боев не проводили. Но ни грозные царские указы, ни наставления патриарха не в силах были совладать с бьющим через край весельем.
А вот в 1724 году в Петербурге Масленица не удалась. Петр, известный любитель всяческих увеселений, намеревался и в новой столице устроить забавное санное шествие, но всю праздничную неделю мела метель и был жестокий мороз. Несколько дней участники процессии в костюмах и масках съезжались к месту сбора, но, окоченев по дороге, отправлялись отогреваться к кому-нибудь в гости. Увы, стихия победила, забава не удалась.
Екатерина II по случаю своей коронации, подражая Петру I, устроила в Москве на масленой неделе грандиозное маскарадное шествие под названием «Торжествующая Минерва». Три дня ездила по городу маскарадная процессия, которая, по замыслу императрицы, должна была представить различные общественные пороки – мздоимство, казнокрадство, чиновничью волокиту и другие, уничтожаемые благотворным правлением мудрой Екатерины.
Со временем «катальная потеха» в городах совершенствовалась. На льду реки или на площадях стали возводить деревянные горки с нарядными павильонами. Горки украшали разноцветными флагами, еловыми и сосновыми ветками, даже деревянными скульптурами. В Петербурге в начале XIX века славились горы купца Подозникова. Они строились на Неве против Сената и достигали 26 метров в высоту. Кстати, катание с городских гор в то время было платным и стоило копейку. Возле ледяных гор разворачивалась бойкая торговля горячим сбитнем, чаем из дымящихся самоваров, сладостями, орехами, пирогами и блинами. Публику в больших шатрах-балаганах веселили скоморохи и любимый народный герой Петрушка.
В деревнях, где балаганов отродясь не бывало, жители сами становились действующими лицами необычной баталии – взятия снежного городка. Собравшись, они дружно возводили из снега крепость с затейливыми башнями и воротами. Чаще всего ставили ее на льду реки и посередине прорубали полынью. Затем участники игрища делились на две партии. Конные удальцы осаждали крепость, а ее защитники отбивались снежками, размахивали хворостинами и метлами, пугая лошадей. Победителя, ворвавшегося первым в ворота, ожидало испытание: его заставляли искупаться в ледяной проруби.
Но самым любимым и красивым масленичным обрядом было катание на санях. Выезжали все, у кого был конь, и по улицам наперегонки неслись разномастные упряжки: богачи щеголяли холеными рысаками и расписными санками, крытыми ковром, а вслед скакали крестьянские лошадки, вычищенные до блеска, украшенные цветными ленточками.
Конечно, главным угощением на Масленице были блины. Они пеклись и поедались в несметных количествах.
На каждый день масленой недели существовали определенные обряды. В понедельник – встреча Масленицы, во вторник – заигрыши. На лакомки, то есть в среду масленой недели, тещи приглашали на блины зятьев с женами. Особенно этот обычай соблюдался в отношении молодых, недавно поженившихся. Наверняка отсюда и пошло выражение «к теще на блины». В широкий четверг происходили самые людные санные катания. В пятницу – тещины вечерки – зятья звали тещу на угощение. Суббота отводилась золовкиным посиделкам. Воскресенье называлось «прощеным днем». В этот день все навещали родственников, друзей и знакомых, обменивались поцелуями, поклонами и просили прощения друг у друга, если обидели словами или поступками

Приложение №2

Эта веселая игра известна в народе издавна. Сначала все игроки разбиваются на пары и выстраиваются этими парами в колонну, одна пара за другой. Каждая пара игроков берется за руки и поднимает их вверх, чтобы получились «ворота». Последняя пара в колонне проходит под этими «воротами» и становится в начале колонны, потом идет следующая пара и т.д.
Впереди колонны, на расстоянии пяти-шести шагов от первой пары, спиной к игрокам становится «горящий». Пока пары проходят через «ворота», все участники приговаривают или поют такие слова:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло!
Глянь на небо,
Птички летят,
Колокольчики звенят:
- Дин-дон, дин-дон,
Выбегай скорее вон!
Когда песенка заканчивается, та пара, которая в этот момент стояла впереди колонны, перестает держаться за руки, и ее участники разбегаются в разные стороны. А все остальные игроки кричат хором:
Раз, два, не воронь,
А беги, как огонь!
«Горящий» должен догнать кого-то из убегающий, а они должны успеть снова взяться за руки. Если им удалось убежать от «горящего» и снова стать в пару, они становятся впереди колонны, и игра повторяется. Если «горящий» поймал одного из убегающих, он становится с ним в пару, а «горящим» вместо него становится игрок, который остался без пары.

Приложение №3.

Игроки становятся в круг, держа руки за спиной. Один из игроков - водящий, «заря». Он ходит за спинами игроков с лентой в руках и приговаривает:
Заря-зарница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила,
Ключи золотые,
Ленты голубые,
Кольца обвитые -
За водой пошла!
Произнеся последние слова, водящий должен осторожно положить ленту на плечо одного из игроков. При этом игрокам нельзя поворачиваться, чтобы посмотреть, кому «заря» собирается положить ленту. Когда игрок замечает, что «заря» положила ему на плечо ленту, он быстро берет ее, и игрок с водящим разбегаются в разный стороны и бегут по кругу навстречу друг другу, стараясь занять пустое место. Пересекать круг при этом нельзя. Тот игрок, которому не удалось занять место, становится «зарей», и игра повторяется снова.

Приложение №4

Игра «Масленица»
Слова к игре: А я - масленица
Я не падчерица
Со платочком хожу
К вам сейчас подойду
(между детьми) На плече платок лежит
Кто быстрее побежит?

Приложение №5.
Хороводная игра: «Ровным кругом».
Слова к игре:
Ровным кругом друг за другом
Мы идем за шагом шаг
Стой на месте, дружно вместе
Сделаем вот так.
Общий танец «Топа – топ»
Слова к танцу: Топа – топ, топа – топ
Топа – топа, топа-топ
Хлопай – хлоп, хлопай – хлоп
Хлопай, хлопай, хлопай хлоп
Прыг да скок, прыг да скок
Прыг да скок да прыг да скок
Ножку – раз, ножку – два
Вот как пляшет детвора
Сели – встали, сели – встали
И нисколько не устали и т. д.

Приложение №6.
Заклички.
1. Ой, Масленица – кривошейка
Встречаем тебя хорошенько
Сыром, маслом, калачами
И румяным пирогом!

2. А мы Масленицу повстречали
Сыром гору поливали
На широкий двор зазывали
Да блинами заедали!

3. Широкая Масленица
Мы тобой не нахвалимся
Приезжай к нам в гости
На широкий двор
С детьми поиграть
На горках кататься!

4. Ну – ка, Солнце, просыпайся
В чисто небо выбирайся
Будешь по небу ходить
Песни петь и всем светить.

5. Солнышко, Солнышко, выгляни в окошко
Солнышко, Солнышко, покажись немножко
Тут твой любимчик – симпатичный

Приложение №7.
«Частушки» .
1. Приходите, заходите
На румяные блины.
Нынче Маслена неделя -
Будьте счастливы, как мы!

2. Я на Маслену готов
Скушать 50 блинов.
Закушу их сдобою,
Похудеть попробую.

3 . Прилетали марсиане,
Остались довольные.
Их тарелки не пустые,
А блинами полные.

4 .Пятый блин я слопала,
На мне юбка лопнула.
Пойду юбку зашивать,
Чтобы есть блины опять.

5 .Веселей играй, гармошка,
Масленица, не грусти!
Приходи, весна, скорее,
Зиму прочь от нас гони!

Проект на тему:

«Масленица: история праздника, традиции и обычаи»

Выполнил:

Ученик СОШ №4

2 «а» класса

Смирнов Анатолий

2017 г.

Цель – познакомить с традициями и обычаями праздника - Масленица .

План:

    Масленица: традиции и обычаи.

    Масленица: Что можно и чего нельзя?

    Масленица: история праздника.

    Масленица: традиции празднования.

    Особенности обряда сжигания чучела зимы на Масленицу.

    Масленица: значение каждого дня.

Масленица – один из самых веселых и долгожданных праздников в году, празднование которого длиться семь дней. В это время люди веселятся, ходят в гости, устраивают гуляния и кушают блины. Блинная неделя – народное торжество, посвященное встрече весны. Прежде чем войти в Великий пост, народ прощается с зимой, радуются теплым весенним денькам, и, конечно же, занимается выпеканием вкусных блинов.

Масленица: традиции и обычаи Существует несколько названий этого праздника: - мясопустой масленицу называют из-за того, что происходит воздержание от мяса; - сырной – потому что на этой недели едят много сыра; -масленицей – в связи с тем, что в этот период употребляют большое количество масла. Многие люди с трепетом ожидают наступления Масленицы, традиции празднования которой уходят корнями вглубь нашей истории. Так же, как и в былые времена, этот праздник встречают с размахом, с песнопениями, танцами и конкурсами.

Самыми популярными забавами, которые раньше устраивали в селах, были:

    кулачные бои;

    поедание на время блинов;

    катания на санях;

    лазанье на столб за призом;

    игры с медведем;

    сжигание чучела;

    купание в прорубях.

Главным угощением как раньше, так и сейчас являются блины, которые могут иметь различную начинку. Их пекут каждый день в больших количествах.

Наши предки считали, что тот, кто не веселятся на Масленицу, проживет наступивший год бедно и безрадостно. Масленица: Что можно и чего нельзя? Существует множество рекомендаций и правил, которых нужно придерживаться во время Блинной недели. Среди них можно выделить два основных:

    На Масленицу нельзя употреблять мясную пищу. Разрешено кушать рыбу и молочные продукты. В качестве основного блюда на столе в каждом доме должны быть блины.

    Кушать на Масленицу нужно часто и много. Поэтому принято приглашать гостей и не скупиться на угощения, а также самим ходить в гости.

Масленица: история праздника.

На самом деле Масленица является языческим праздником, который был со временем изменен под «формат» православной церкви. В дохристианской Руси празднование называли «Проводы зимы». Наши предки почитали солнце, как Бога. И с наступлением первых весенних деньков, радовались, что солнышко начинает прогревать землю. Поэтому и появилась традиция печь круглы, по форме напоминающие солнце, лепешки. Считалось, что съев такое кушанье, человек получит частичку солнечного света и тепла. Со временем лепешки заменили блинами.


Масленица: традиции празднования

В первые три дня праздника шла активная подготовка к торжеству:

    привозили дрова для костра;

    украшали избы;

    строили горы.

Главное празднование проходило с четверга по воскресенье. В дом заходили для того, чтобы угоститься блинами и выпить горячего чая.

В некоторых селениях молодёжь ходила по домам с бубнами, рожками, балалайками, распевая колядки. Городские жители участвовали в праздничных гуляньях:

    одевались в лучшие наряды;

    шли на театральные представления;

    посещали балаганы, чтобы посмотреть на потехи с медведем и скоморохов.

Главным развлечением было катание детей и молодежи с ледяных горок, которые старались украсить фонариками и флажками. Для катания использовались:

  • деревянные корыта.

Ещё одним веселым событием было взятие ледяной крепости. Парни строили снежный городок с воротами, туда сажали стражу, а потом шли в атаку: врывались в ворота и лезли на стены. Осаждённые оборонялись. как могли: в ход шли снежки, мётлы и нагайки. В Масленицу парни и молодые мужчины показывали свою прыть в кулачном бою. Участвовать в боях могли жители двух деревень, помещичьи и монастырские крестьяне, жители большого села, проживающие в противоположных концах.

К бою серьёзно готовились:

Парились в банях;

Сытно ели;

Обращались к колдунам с просьбой дать специальный заговор на победу.

Особенности обряда сжигания чучела зимы на Масленицу.

Как много лет назад, так и сегодня кульминацией Масленицы считается сжигание чучела. Это действие символизирует наступления весны и ухода зимы. Предваряют сожжение игры, хороводы, песни и пляски, сопровождающиеся угощением.

В качестве чучела, которое приносится в жертву, изготавливали большую смешную и в то же время страшную куклу, олицетворяющую собой Масленицу. Делали куклу из тряпок и соломы. После чего её наряжали в женскую одежду и оставляли на главной улице деревни на время Масленичной недели. А в воскресенье торжественно несли за пределы селения. Там чучело сжигали, топили в проруби или же разрывали на части, а солому, оставшуюся от него, разбрасывали по полю.

Ритуальное сжигание куклы имело глубокий смысл: уничтожить символ зимы необходимо для воскрешения его силы весной.

Масленица: значение каждого дня.

Отмечают праздник с понедельника по воскресенье. На Масленой неделе каждый день принято проводить по-своему, соблюдая традиции наших предков.

    Понедельник называют «Встреча Масленицы». В этот день начинают печь блины. Первый блин принято отдавать бедным и нуждающимся людям. В понедельник наши предки готовили чучело, одевали его в лохмотья и выставляли его на главной улице деревни. Оно стояло на всеобщем обозрении до воскресения.

    Вторник прозвали «Заигрыш». Его посвящали молодежи. В этот день устраивали народные гуляния: катались на санях, ледяных горках, каруселях.

    Среда – «Лакомка». В этот день звали в дом гостей (друзей, родных, соседей). Их угощали блинами, медовыми пряниками и пирогами. Также в среду было принято потчевать блинами своих зятьев, отсюда пошло выражение «Пришел зять, где сметаны взять?». Также в этот день проводились конные бега и кулачные бои.

    Четверг в народе прозвали «Разгуляй». С этого дня начинается Широкая Масленица, которая сопровождается играми в снежки, катанием на санках, веселыми хороводами и песнопениями.

    Пятницу прозвали «Тещины вечерки», потому что в этот день зятья приглашали тещу в свой дом и угощали вкусными блинами.

    Суббота – «Золовкины посиделки». Невестки приглашали в свой дом сестер мужа, беседовали с ними, угощали блинами и дарили подарки.

    Воскресенье – апофеоз Масленицы. Этот день получил название «Прощеное воскресенье». В воскресенье прощались с зимой, провожали Масленицу и символично сжигали её чучело. В этот день принято просить у знакомых и родных прощения за те, обиды, накопившиеся за весь год.

Рекомендуем почитать

Наверх