Наличие положительной динамики развития детей. Динамика развития детей дошкольного возраста. Программа наблюдения и пропаганды здоровья ребенка

Физкультура 23.11.2023
Физкультура

 Показатели для анализа динамики развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья по итогам обучения и воспитания Лаврова Г.Н. Южно-Уральский государственный университет, Челябинск На практике остро стоит вопрос о технологиях анализа итогов усвоения ребенком образовательной и индивидуальной программ. Анализ продвижения ребенка позволит своевременно скорректировать выбранные методы и приемы, целенаправленно и качественно осуществлять коррекционно-образовательный процесс в дошкольном учреждении. Современная ситуация в системе образования побуждает к созданию новых моделей, поиску новых форм и технологий специализированной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим повышается значимость психолого-медико-педагогической помощи детям в условиях образовательного учреждения. Это предполагает деятельность психолого-педагогического консилиума, деятельность которого осуществляется на основе Положения о ПМПк (консилиуме), методических рекомендаций Министерства Образования Российской Федерации "О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения" от 27.03.2000г. №127/901-6. Согласно, Положения о ПМПк (консилиуме) на основе полученных результатов диагностического изучения ребенка всеми специалистами дошкольного учреждения и рекомендаций районной ПМПК разрабатывается его индивидуальная коррекционно-развивающая программа. По итогам обучения и воспитания в районный отдел образования или ПМПК подается информация о динамике развития детей в соответствии с указанным в рекомендациях ПМПК сроком контроля динамики развития ребенка, при отсутствии конкретных указаний - не реже одного раза в год или по востребованию. С этой целью вводится новый вид документа - лист динамики развития ребенка. Этот документ заполняется на основе заключений специалистов учреждения по итогам обучения и воспитания ребенка за определенный период времени. В структуру листа динамики развития ребенка предлагаем включать: разделы индивидуальной коррекционно-развивающей программы (логопедическая, педагогическая и психологическая коррекция), характеристика динамики развития ребенка по данным разделам, рекомендации, заключение об эффективности коррекционно-развивающей работы за данный промежуток времени и учебный год. На основе рекомендаций Грибановой Г.В. введены в сочетании с уровневой оценкой следующие виды динамики развития ребёнка: положительная (высокий уровень), положительная динамика (выше среднего уровень), относительно положительная (средний уровень), незначительная (низкий уровень), отрицательная, волнообразная, избирательная и др. . Известно, что динамика развития ребенка зависит от выраженности нарушения; объёма нарушений (их локальности или тотальности, системности); механизма, причин нарушений психической деятельности . Но данные критерии учитываются при определении соответствующего типа учреждения и Программы обучения и воспитания ребенка. Поэтому предполагается, что каждый ребенок воспитывается и обучается в учреждении или в группе в соответствии своих возможностей. Отсюда следует необходимость уточнить показатели, которые помогут специалистам учреждения определить качественную характеристику динамики развития ребенка, т.е. результаты в усвоении содержания определенного раздела специальной (коррекционной) программы, а также в усвоении содержания индивидуальной коррекционно-развивающей программы. Практика показала, что основными показателями динамики развития ребенка могут быть : 1- Успешность, продуктивность ребенка в определенном виде детской деятельности (уровень усвоение содержания какого-либо раздела образовательной или индивидуальной программы); 2- Интерес к деятельности: устойчивость, активность и самостоятельность познавательных интересов ребенка; 3- Умение воспроизводить учебный материал (умения, навыки) полно и точно (умение пользоваться специальными приемами запоминания: группировка, классификация, составление плана, выделение опорных слов - отмечается для детей, поступающих в школу); 4- Умение сосредоточенно и увлеченно работать (устойчивость внимания, и его сохранность в течение занятия) с учетом возрастных нормативов и индивидуальных возможностей; 5- Уровень сформированности интеллектуальных умений: 5.1.- умение удерживать поставленную задачу до окончания деятельности (целенаправленность деятельности) с учетом возрастных нормативов и индивидуальных возможностей; 5.2.- умения анализировать образец задания; 5.3.- умение спланировать свою деятельность и подбирать необходимые средства, определять последовательность действий; 5.4. - умение критически оценить полученный результат, сравнивая его с образцом, умение видеть и исправлять ошибки в работе; 5.5.- умение рассказать о последовательности выполнения работы (дать словесный отчёт самостоятельно или по наводящим вопросам взрослого). 6- Умение самостоятельно выполнить задание (ориентировочно-познавательная деятельность: хаотичные действия, целенаправленные пробы, практическое примеривание, зрительное соотнесение) на основе учета возрастных показателей; 7- Усвоение общественного опыта, знаний, умений (способы: совместные действия взрослого и ребенка, по подражанию, по образцу, по словесной инструкции) и их соответствие возрастным показателям; 8- Умение осуществлять перенос усвоенного способа действия в новые условия (обучаемость) (при необходимости отметить какие виды помощи, необходимы для усвоения знаний ребенком); 9- Умение выражать свои знания, мысли, наблюдения и эмоциональные переживания в речевых высказываниях (актуализация имеющихся знаний их системность, осмысленность) на основе учета возрастных показателей; 10- Умение самостоятельно применять полученные знания в разных видах творческой, предметно-продуктивной, коммуникативной деятельности и называть доступные источники получения знаний и опыта (думает, сомневается, обращается за разъяснениями к взрослому, сверстнику; книге, телевизору, компьютеру как источникам информации), т.е. деятельностная и информационная компетентность ребёнка (увидел, услышал, потрогал, нашел, сделал, рассказал и пр.). Анализ деятельности ребенка предлагается проводить на основе учета возрастных нормативов по каждому разделу образовательной программы и индивидуальной, уровня его самостоятельности и видов оказываемой ему помощи. Оценка каждого раздела осуществляется в баллах: 0 баллов: ребёнок не демонстрирует умение; (необходима постоянно массивная обучающая помощь, нуждается в постоянном контроле со стороны взрослого или ребенок не может усвоить содержание того или иного раздела образовательной или индивидуальной программ в силу тяжести дефекта или других факторов). 1 балл: ребёнок демонстрирует умение в единичных случаях, (необходима обучающая помощь, нуждается в постоянном контроле со стороны взрослого, или постоянно обращается за его помощью, отмечается удовлетворительный уровень усвоения содержания разделов образовательной или индивидуальной программ); 2 балла - ребёнок демонстрирует умение, но отмечаются неточности, ошибки или незначительное отставание от возрастных нормативов, достаточная степень самостоятельности, (иногда необходима организующая или стимулирующая помощь), а также характерен хороший уровень усвоения содержания разделов образовательной или индивидуальной программ; 3 балла - ребёнок демонстрирует умение постоянно, отмечается высокая степень самостоятельности. Показатели соответствуют или опережают возрастные нормативы и характерен высокий уровень усвоения разделов образовательной и индивидуальной коррекционно-развивающей программ. В некоторых случаях ребенку необходима стимулирующая помощь ("молодец", "у тебя получится", "постарайся вспомнить" и т. п.). Раздел "Динамика" выше описанного документа заполняется на основании контрольных занятий, анализа детских работ, индивидуальных планов, диагностического изучения ребенка, как за первое, так и за второе полугодие. Обсуждение результатов проводится ведущим специалистом группы (учителем-дефектологом или учителем-логопедом) совместно со всеми специалистами, работающими с ребенком. Протокол заполняется каждым специалистом (разделы образовательной программы - воспитатель, музыкальный руководитель и инструктор по физической культуре; разделы индивидуальной коррекционно-развивающей программы - учитель-дефектолог или учитель-логопед). Такие разделы как музыкальное, физическое развитие, самообслуживание предполагает подведение итогов динамики обучения и воспитания с учетом специфики содержания разделов образовательной программы и индивидуальных возможностей ребенка на основе учета результатов диагностики на начало учебного года. Для определения вида динамики (Э) по результатам обучения и воспитания ребенка предлагается рассчитывать по формуле : Например: - положительная динамика (высокий уровень) Представляем качественно-количественные характеристики видов динамики развития ребенка по итогам диагностического изучения ребенка. Положительная динамика: высокий уровень (от 93% - 100%: от 39 баллов - 42 баллов). Предполагается высокий уровень выполнения ребенком содержания того или иного раздела соответствующей специальной (коррекционной) программы обучения и воспитания согласно временной последовательности, и содержания разделов индивидуальной коррекционно-развивающей программы (педагогическая и логопедическая коррекция) в соответствии с его возможностями, а также значительный рост самостоятельности ребенка в различных видах деятельности, его коммуникативной и социальной компетенции. Положительная динамика: выше среднего уровень (от 76% - 90%: от 32 баллов - 38 баллов). Предполагается хороший уровень усвоения содержания образовательной и индивидуальной коррекционно-развивающей программ, рост самостоятельности, но возможны незначительные трудности организации собственной деятельности, актуализации имеющихся знаний, замедленный темп усвоения знаний, умений и навыков и их непрочность. Относительно положительная динамика: средний уровень (от 60% - 74 %: от 25 балла - 31 баллов). Предполагается удовлетворительный уровень продуктивности и успешности усвоения того или иного раздела специальной (коррекционной) программы воспитания и обучения и раздела индивидуальной коррекционно-развивающей программы. Характерно длительное время усвоения знаний, умений и навыков, правил поведения. Бедность, отрывочность, бессистемность знаний и представлений об окружающем, низкая обучаемость, а также трудности переноса усвоенных знаний, опыта общения в практику реальных жизненных ситуаций. Незначительная динамика: низкий уровень (от 33% - 58%: от 14 баллов - 24 баллов). Предполагается неудовлетворительный уровень результативности усвоения того или иного раздела специальной (коррекционной) программы воспитания и обучения и раздела индивидуальной коррекционно-развивающей программы. Данные результаты могут быть обусловлены неправильно подобранными методами и приемами работы с ребенком специалистами учреждения или частыми соматическими заболеваниями ребенка, или наличием неблагоприятных психосоциальных условий воспитания ребенка в семье. Возможен рост конфликтности, агрессивности ребенка, появление неадекватных поступков в поведении. Отрицательная динамика развития: Предполагается невозможность ребенка усваивать содержание разделов всех видов программ, а также резкое снижение интереса, работоспособности, продуктивности ребенка, обучаемости, его успешности во всех видах детской деятельности, росте конфликтности, агрессивности ребенка, появление неадекватных поступков в поведении. Данные результаты возможны как следствие наследственно-обусловленных заболеваний или черепно-мозговых травм, что предполагает необходимое дополнительное комплексное обследование ребенка и корректировку методов обучения и воспитания ребенка и содержания индивидуальной программы сопровождения его развития. Волнообразная динамика развития. Предполагается скачкообразное, неравномерное усвоение содержания разделов всех видов программ во времени. Возможно вследствие высокой утомляемости или астенизации, эписиндрома, невропатии, неврозоподобной симптоматики, неблагоприятных социальных условий и других причин, обусловливающих в итоге незначительную продуктивность и успешность ребенка во всех видах детской деятельности, трудности в общении со сверстниками и взрослыми. Избирательная динамика развития. Предполагается хороший или достаточный уровень успешности ребенка в одних видах деятельности и неудовлетворительный уровень усвоения того или иного раздела программы. Возможно, вследствие специфических и индивидуальных особенностей эмоционально-волевой и личностной сферы ребенка, его интересов, наклонностей и способностей (РДА или др.). На консилиуме подводится общий итог динамики развития ребенка за определенный отрезок времени, с учетом результатов по всем разделам как специальной (коррекционной) программы, так и индивидуальной коррекционно-развивающей программы. Факторы, осложняющие динамику развития ребенка: частые соматические заболевания ребенка (более 4-х раз в году) и заболевания, сопряженные с госпитализацией, низкая психолого-педагогическая компетентность семьи, актуальное стрессовое состояние ребенка, посттравматический стресс, эмоциональный шок, связанный с потерей близкого человека (смерть, развод родителей), воспитание ребенка бабушками и дедушками, от не правильно подобранных специалистами учреждения методов и приемов работы с ребенком, избирательное отношение ребенка к взрослым, низкий образовательный уровень семьи ребенка. Раздел листа динамики "Специфика и своеобразие деятельности ребенка" может содержать такие характеристики как: время необходимое для усвоения и запоминания достаточного объема знаний и навыков, отношение к результатам своего труда, интересы и склонности ребенка, отказ от совместной деятельности, пониженный фон настроения (обидчивость, плаксивость и т.д.), наличие неадекватных поступков при выполнении заданий; инертность, тугоподвижность нервных процессов, повышенная утомляемость и отвлекаемость и т.д. Как показала практика дошкольного учреждения г. Челябинска данный подход при анализе итогов обучения и воспитания ребенка с церебральным параличом позволяет обеспечить адекватное лечение и коррекционное обучение с учетом структуры их нарушений. Литература. 1.Грибанова Г.В. Руководство по организации деятельности психолого-медико-педагогичеких комиссий (ПМПК). // Дефектология, №6, 2001г. - с.66-93. 2.Дети - сироты: консультирование и диагностика развития /Под ред. Е.А. Стребелевой. М.: "Бук-Мастер", 1998. - 336с. 3.Комплексная реабилитация детей с ограниченными возможностями вследствие заболеваний нервной системы. Методические рекомендации. Президентская программа "Дети России". Москва - Санкт- Петербург, Том 1, 1998.-536с. 4.Лаврова Г.Н. Технологии анализа коррекционно-развивающей работы в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида и на группах для детей с ограниченными возможностями здоровья. - Челябинск: Цицеро, 2009. - 76с. 5.Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста /Под ред. Е.А. Стребелевой. М.: "Бук- Мастер", 1998. 225с. 6.Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога. М.: "АРКТИ", 2000.- 208с. 7.Смирнова И.А. Специальное образование дошкольников с ДЦП. СПб.: "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2003.- 160с.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

школа № 7 Красносельского района

Санкт-Петербурга

Аналитическая справка о положительной динамике в коррекции развития

обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

учителя начальных классов

Терентьевой Юлии Юрьевны

Санкт-Петербург

2016 год

Для достижения поставленной перед собой цели по обучению и воспитанию учащихся класса, особый упор как учитель делаю на развитие мышления, творческих способностей, самостоятельности детей. Главной единицей педагогического воздействия на уроках является учебная задача, где все предметное содержание строится через систему учебных целей. В классе 5 учеников. Учащихся с тяжёлой и умеренной умственной отсталостью все учащиеся имеют нарушения аутистического спектра. В начале обучения дети были продиагностированы и выявлено:

Что у них ярко выраженные особенности познавательной деятельности: низкий уровень интеллектуальной активности (умственные операции недостаточно сформированы: в частности, дети с трудом обобщают и абстрагируют признаки предметов);

Некоторое недоразвитие сложных форм поведения (плохо развита произвольная регуляция поведения, вследствие чего детям трудно подчиняться требованиям учителя);

Речевая активность очень низкая или отсутствует вовсе;

Спонтанная речь отличается бедностью словаря, наличием аграмматизмов, отмечаются трудности понимания логико-грамматических конструкций;

Интерес к учебной деятельности не выражен,

Скуден запас знаний об окружающей действительности;

Познавательная активность очень слабая и нестойкая;

Запоминание механическое.

Учащиеся характеризуются эмоциональной неустойчивостью, наличием импульсивных реакций, неадекватной самооценкой, преобладанием игровой мотивации.

Всё это определило ведущие направления коррекционной работы:

    Изучение и коррекция особенностей взаимодействия ребенка с окружающей средой (родители, учителя, сверстники)

    Коррекция развития детей по результатам диагностического заключения

    Коррекция эмоционально-волевой и поведенческой сферы детей по результатам диагностического заключения

    Коррекционно-развивающее сопровождение педагогического процесса

    Укрепление и охрана здоровья;

    Физическое развитие;

    Развития познавательной сферы;

    Формирование положительного отношения к учебной деятельности;

    Социализация учащихся, расширение социальных контактов;

    Формирование на доступном уровне простейших навыков чтения, письма, счёта, знаний о природе и об окружающем мире, основам безопасной жизнедеятельности.

Свои уроки, ориентирую на коррекционно-развивающего принципы обучения:

Принцип системности;

Принцип единства диагностики и коррекции;

Учет индивидуальных особенностей личности;

Принцип динамичности восприятия;

Принцип продуктивной обработки информации;

Принцип учета эмоциональной окрашенности материала.

Владею следующими современными образовательными технологиями:

Информационно - коммуникационными,

Здоровьесберегающими,

Игровыми,

Уровневой дифференциации,

Личностно-ориентированного обучения и систематически использует их в практической деятельности:

Качественно осуществляю контрольно-оценочную деятельность в бумажном и электронном варианте. Активно использую интернет-ресурсы при подготовке и проведении уроков. Стремлюсь к самосовершенствованию и самообразованию.

На уроках часто использую метод двигательных заданий, через который дети получают знания о свойствах разных предметов (цвет, форма, качество материалов); знакомятся с особенностями передвижений в пространстве, возможными направлениями движения; определяют местоположение одних предметов по отношению к другим и к самому себе, ориентируясь в схеме собственного тела. При этом познание происходит на основе восприятия разной модальности (кинетического, осязательного, зрительного, кинестетического и др.), а также речи. Также в своей работе использую разнообразные игры для развития мелкой моторики с использованием нестандартного оборудования: массажных мячиков, платочков, ковриков, прищепок, эспандеров, зубных щеток, резинок для волос и др. Нетрадиционное использование предметов способствует хорошему эмоциональному настрою, снижает психоэмоциональное напряжение, стимулирует умственную деятельность. На уроках регулярно используются аудио- и видеозаписи, практические работы различной направленности. Дидактический материал к урокам подбирается строго с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Большое внимание уделяется принципу наглядности. На своих уроках создаю условия для развития памяти, внимания, воображения, восприятия и мышления. Ко многим урокам делаю презентации в программе « Power Point ». Они не только помогают учащимся усвоить учебный материал, но и формируют положительное отношение к учебе.

Для создания полноценных условий достижения динамики в коррекции развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья работа ведется в постоянном контакте с учителем-логопедом, учителем-дефектологом, педагогом-психологом, воспитателями детского дома, детским психиатром, родителями учащихся.

Также в своей работе уделяю внимание следующим направлениям:

1. Диагностическая работа:

Обеспечивает своевременное проведение обследования детей с ограниченными возможностями здоровья и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения; определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, её потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации.

2. Коррекционно-развивающая работа:

Обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию учебных действий у обучающихся (таких как личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных); активное воздействие на процесс формирования личности и сохранение её индивидуальности.

3. Консультативная работа:

Обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся; оказание помощи в вопросах развития, воспитания и обучения.

4. Информационно-просветительская работа:

Направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса - обучающимися, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками; создание условий для полноценного личностного развития; своевременное предупреждение возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.

5. Аналитическая работа:

Эта работа направлена на осмысление проводимой психологической работы, деятельности по адаптации учащихся, оценку эффективности работы и коррекции.

Диагностическая работа включает:

    раннюю (с первых дней пребывания ребёнка в образовательном учреждении) диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации;

    изучение развития познавательной, эмоционально-волевой сферы и личностных

особенностей обучающихся;

    изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка;

    анализ успешности коррекционно-развивающей работы.

Коррекционно-развивающая работа включает:

    выбор оптимальных для развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;

    организацию и проведение коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;

    системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребёнка в динамике образовательного процесса, направленное на коррекцию отклонений в развитии;

    коррекцию и развитие высших психических функций;

    развитие эмоционально-волевой, личностной и познавательной сфер ребёнка и коррекцию его поведения;

    социальную защиту ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

Консультативная работа включает:

    выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, единых для всех участников образовательного процесса;

    консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

Информационно-просветительская работа предусматривает:

    различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса - обучающимся, их родителям (законным представителям), - вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Все это позволяет добиваться высоких результатов. Внедрение в практику работы развивающих, личностно-ориентированных принципов обучения, качественного методического сопровождения уроков и создания психологической комфортности позволяет достигать высоких результатов в обучении.

Мною систематически проводится системно организованная работа с учащимися класса, как в урочное‚ так и во внеурочное время.

Все эти мероприятия позволили в ходе обучения реализовать поставленные коррекционные задачи и добиться стабильности результатов коррекции развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Анализ коррекционной работы.

Анализ проводился на основе материалов, данных в программе для учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой.

Цель анализа: проанализировать уровень успеваемости и качества знаний учащихся за два года обучения. Оценка уровня успеваемости и качества знаний проводилась по итогам года.

Класс

Учебный год

Успеваемость %

Качество %

2013-2014

100%

35%

2014-2015

100%

40%

До проведения занятий

После проведения занятий

Из анализа уровня успеваемости и качества знаний за два учебных года наблюдается положительная динамика учебных достижений учащихся: при 100% успеваемости качество обучения составляет 35% и 40%.

Цель анализа: проанализировать уровень обученности учащихся.

Кроме анализа успеваемости и качества знаний, мною проведен анализ по уровню обученности (УО), который рассчитывался по формуле:

А х 100% + В х 64% + С х 36% + D х 16%

УО= кол-во обучающихся

А - количество, выполнивших работу самостоятельно; В- количество выполнивших работу с помощью учителя и допустивших 1-2 ошибки; С- количество, выполнивших работу с помощью учителя и допустивших 3-4 ошибки; В- количество, не выполнивших работу

Анализ уровня обученности 2013-2014

Анализ уровня обученности 2014-2015

Данная таблица и диаграммы свидетельствуют о стабильных результатах коррекции развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Ведущая педагогическая идея моего опыта - это учение, основанное на достижении успеха на переживании радости познания, на подлинном интересе. Чтобы воплотить мою идею в жизнь, я работаю, ориентируясь на принцип, что каждый урок должен быть результативным, и достичь этого можно только при условии, если привить учащимся стремление к активной творческой деятельности.

Для достижения результатов в своей работе с учащимися я считаю необходимым:

    обеспечение коррекционной направленности обучения;

    доступность учебного материала;

    учитывать специфику эмоционально-волевой сферы у учащихся с ограниченными

возможностями здоровья;

    использование современных информационных технологий;

    создание благоприятной атмосферы, сотрудничество педагога и учащегося на основе взаимного уважения и доверия;

    постоянный творческий поиск методов, форм, приёмов, которые будут способствовать повышению мотивации учащихся и повышению уровня успеваемости и качества;

    разнообразие типов и видов уроков;

    взаимосвязь методов обучения и воспитания;

    внедрение в практику работы развивающих, личностно-ориентированных принципов обучения, качественного методического сопровождения уроков и создания психологической комфортности позволяет достигать высоких результатов в обучении.

Анализ провела учитель начальных классов Терентьева Юлия Юрьевна.

Замдиректора ГБОУ школы № 7 Калмыкова Н.А.

Таким образом, развитие ребёнка следует рассматривать в течение определённого времени, оценивая каждую сферу навыков и её прогресс в отдельности, а затем соотносить сферы друг с другом и с хронологическим возрастом. Это фундаментальная концепция взгляда на оценку развития детей. Детальный опрос и осмотр необходимы у детей с нарушениями развития, а у нормальных детей при оценке развития они не требуются, поскольку краткого осмотра обычно достаточно.

Он сосредоточен на умениях, наиболее активно меняющихся с возрастом ребёнка . В каждой сфере есть определённый возраст, когда происходит прогресс развития. На рис. 3-8 это представлено в виде диаграммы для каждой сферы развития, на которой уровень изменения в развитии соответствует интенсивности цвета: чем интенсивнее цвет, тем быстрее происходят изменения в развитии. Это означает следующее:
Развитие крупной моторики: большая часть навыков приобретается в течение первого года жизни.
Развитие зрения и мелкой моторики: более существенное приобретение навыков - начиная с года жизни.
Слух, речь и язык: развитие навыков с 18 мес.
Социальное, эмоциональное развитие и поведение: приобретение навыков наиболее очевидно с 2,5 лет.

Знание возраста ребёнка и сроков , когда развитие в каждой сфере навыков становится более очевидным, помогает ориентироваться при первоначальном опросе о развитии. Таким образом, для ребёнка в возрасте:
<18 мес - скорее всего, полезными будут вопросы о крупной моторике, наличии зрительных и слуховых навыков, которые определяют по умению работать руками.
от 18 мес до 2,5 лет самыми полезными будут вопросы о речевых, языковых и навыках мелкой моторики (работы руками) с последующим кратким опросом о крупной моторике (поскольку, скорее всего, ребёнок проявил её ранее).
от 2,5 до 3,5 лет - первые вопросы лучше сосредоточить на речевых, языковых и социальных/эмоциональных/поведенческих навыках.

Вопросы о развитии должны покрывать весь спектр прогресса в развитии, но этот более точный способ выяснения истории развития позволяет быстрее и точнее его оценить. Он ориентирует оценку на приобретённые способности вместо того, чтобы заставлять родителей вспоминать возраст, когда их ребёнок прошел основные этапы развития.

Во время визита при сборе анамнеза развития важно также умение врача наблюдать за поведением ребёнка. Это обеспечит не только почти точный ориентир для начала опроса, но быструю оценку способностей ребёнка, поведенческих особенностей, соответствия развития возрасту и взаимоотношений с родителями. Все это позволит составить общее представление о ребёнке, его способностях и развитии.

Инструменты для оценки развития ребенка

Все, что нужно для оценки развития , - простые основные инструменты. Их используют для выявления навыков ребёнка, применяемых во время игры. Кубики, мяч, книга с картинками, кукла и маленькие игрушки (например, чайный столик, карандаши и бумага) позволят быстро, но эффективно оценить двигательные навыки, мелкую моторику, игровые, речевые и языковые способности. Эти способы позволяют ребёнку развеселиться и расслабиться, одновременно облегчая исследующему оценку его навыков.

Скрининг (обследование популяции детей определённых возрастов обученным медперсоналом) считают формальным процессом в составе программы обследования и пропаганды здоровья детей. Скрининг прогресса развития маленьких детей также обязательно проводят все врачи-специалисты при любом обращении к врачу, т.е. к врачу общей практики, по поводу боли в горле, при несчастном случае, в травмпункте после падения или при поступлении в педиатрическое отделение. Каждый визит ребёнка используют для определения, в норме ли его развитие.

Существует ряд проблем, связанных со скринингом развития :
Субъективность клинического заключения, которое, таким образом, ограничивает его применение.
Однократная оценка развития может быть затруднена из-за усталости ребёнка, его чувства голода, стеснительности или просто нежелания принять в этом участие.
В то время как у грудных детей основное внимание при оценке раннего развития и динамики уделяют двигательной функции, её считают недостоверным предвестником когнитивных расстройств и успеваемости в школе. Развитие речи и языка лучше отражает когнитивную функцию, но его труднее быстро оценить. Достоверность скрининговых тестов можно повысить, заранее попросив родителей заполнить опросник. Более того, цель скрининга - выявление детей с высоким риском. Также скрининг проводят по просьбе родителей. Если у ребёнка выявлены нарушения развития, его следует направить к педиатру на обследование.

При анализе динамики развития маленьких детей :
посмотрите, как ребёнок использует игрушки и общается с людьми;
предложите ребёнку подходящие игрушки для оценки его навыков;
выясните возраст ребёнка и сосредоточьте вопросы на сфере наибольшей динамики развития.

Оценка развития - детальный анализ определённой области развития, его проводят вслед за скринингом, при котором было выявлено нарушение динамики в какой-либо сфере. Это часть диагностического процесса, связанная с обследованием, лечением и заключением. Оценку развития проводят путём направления в специализированное отделение, которым могут быть различные педиатрические, терапевтические или местные многопрофильные детские отделения, где есть педиатр.

Ряд тестов разработан для скрининга развития формально производимым способом (например, таблица роста и скрининговый тест развития Denver). Существуют также стандартные тесты для оценки развития грудных и маленьких детей, например шкалы Griffiths and Bailey развития грудных детей. Их используют, например, в исследованиях с наблюдением за недоношенными детьми. Также существуют стандартные тесты, ориентированные на специфические моменты развития (например, языковая шкала Reynell, измерение функции крупной моторики (GMFM) и диагностический опросник при аутизме). Все тесты, кроме скрининговых, для получения достоверных результатов требуют времени и умений.

Оценку когнитивной функции (высшая нервная деятельность) у детей школьного возраста с использованием IQ и других тестов проводят клинические или педагогические психологи.

Скрининг и оценка развития :
Скрининг развития - обследование популяции детей определённых возрастов опытными специалистами.
Оценка развития - детальный анализ общего развития или определённых его областей.

Программа наблюдения и пропаганды здоровья ребенка

Эта программа включает обзор всех аспектов здоровья и развития у всех маленьких детей. Она содержит три основных элемента :
Иммунизация.
Пропаганда здоровья - для уменьшения риска и пропаганды оптимального физического и умственного здоровья.
Скрининг для раннего выявления и коррекции при нарушениях в физическом развитии и др.

Эта программа - компромисс между стремлением выявить нарушения и потенциально вмешаться на ранней стадии и в то же время избежать частых посещений врача. При каждом осмотре проводится проверка специфических физических аномалий и общего развития, здоровья и роста ребёнка. Рассматриваются избранные темы пропаганды здоровья. Делается акцент на мнение родителей о зрении, слухе, речи и языковых навыках, поскольку родители обычно первые обнаруживают любое нарушение на ранней стадии. Подробности каждого осмотра вносятся в личную историю развития ребёнка. Эти истории сохраняются у родителей и специалисты при любом последующем осмотре ребёнка просят их показать.

Рекомендуем почитать

Наверх