Федерации европы список стран. Федеративное государство. Особенности российской модели

Внеурочная работа 13.10.2023
Внеурочная работа

Федерация - это добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство.

Федеративное государство (от позднелатинского foederatio - "союз, объединение") - это форма государственного или национально-территориального устройства, при котором входящие в состав государства члены федерации - земли, штаты, кантоны, провинции, республики, эмираты и др. имеют собственные предметы ведения, в том числе законодательную компетенцию, а также законодательные, исполнительные и судебные органы. Составные части федерации называются субъектами федерации и имеют свое административно-территориальное устройство, свои конституции (штаты в США, земли в ФРГ, республики в Российской федерации) или основные законы, не называющиеся конституциями (например, уставы областей, краев и автономий в Российской федерации). Такими актами устанавливается система органов государственной власти субъектов Федерации, их полномочия и др. На всей территории Федерации действуют федеральная конституция и федеральные законы, а также общефедеральные подзаконные акты, федеральные органы государственной власти, федеральные суды. В отличие от автономных образований субъекты Федерации свои конституции принимают сами.

Федеративное государственное устройство неоднородно. В различных странах оно имеет свои уникальные особенности, которые определяются историческими условиями образования конкретной федерации и прежде всего национальным составом населения страны, своеобразием быта и культуры народов, входящих в союзное государство.

Федеративные государства возникли по-разному. Некоторые из них образовались на основе объединения ранее самостоятельных государств, ставших членами (субъектами) федерации (США в 1787 г. вследствие объединения штатов, Танзания в результате объединения Танганьики и Занзибара в 1964 г., Объединенные Арабские Эмираты в 1971 г.). Таким же образом был образован и СССР 31 декабря 1922 г. Элементы объединительного процесса имели место в Малайзии. Многие федерации были, однако, созданы при принятии конституций или специальными законами (Индия, Пакистан и др.), другие -- сочетали те или иные способы (Россия).

Существует ряд признаков, по которым можно отличить федерацию от других форм государственного устройства:

· существует два уровня государственного аппарата: федеральный, союзный и республиканский (уровень штата, кантона, земли). На высшем уровне федеративный характер государства выражается в создании двухпалатного союзного парламента, одна из палат которого отражает интересы субъектов федерации (верхняя). При ее формировании используется принцип равного представительства вне зависимости от численности населения. Другая палата формируется для выражения интересов всего населения государства, всех его регионов. В федерации может также существовать государственный аппарат и на местном уровне;

· наличие двойного гражданства. Каждый гражданин считается гражданином федерации и гражданином соответствующего государственного образования, и это закрепляется конституциями государств;

· функционирует правовая система, построенная на принципе централизации, единстве. Но субъекты федерации могут создавать и свою правовую систему. Чаще всего, хотя и не всегда, им предоставляется право принятия собственной конституции, но при этом устанавливается принцип субординации (иерархии законов), где федеральная конституция и федеральные законы стоят на верхней позиции;

· высшая законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит общефедеральным органам - федеральному президенту, правительству, парламенту, судам;

· субъект федерации обладает правом иметь собственную судебную систему. Конституция определяет порядок организации, процедуры и предмет деятельности судебных и других правоохранительных органов, устанавливая модуль для построения судебной системы в субъектах федерации;

· используется двухканальная система налогов: федеральные и налоги субъекта федерации. Как правило, собранные налоги поступают в общую казну, а потом распределяются по субъектам;

· наличие единых вооруженных сил, полиции, служб безопасности, таможни, подчиняющихся центральному аппарату.

Главным вопросом любой федерации является разграничение компетенции между союзом и субъектами федерации. Практика федеративных государств показывает, что вопрос полномочий федерации и местных органов решается на основе трех принципов:

Принцип исключительной компетенции федерации, т.е. определение предметов ведения.

Принцип совместной компетенции, т.е. установление одного и того же перечня предметов ведения, как федерации, так и субъектов.

Принцип трех сфер полномочий предполагает установление федеральных полномочий.

В современной юридической теории принято выделять несколько разновидностей федеративных государств: основанные на национально-территориальном признаке, и иные (территориальные и национальные) федерации; федерации симметричные и асимметричные; договорные и конститутивные (конституционные).

Территориальная федерация.

В основу территориальной федерации положен принцип разделения страны по территориальному признаку. Это делается в целях удобства управления, как правило, в очень больших по территории государств (США, Мексика, Бразилия). Также, федерации делятся по территориальному признаку, потому что число их субъектов не соответствует числу национальных групп. "В США нет компактно проживающих национальностей, но существуют 50 штатов, в Швейцарии четыре языковые группы (используется французский, немецкий, итальянский, ретороманский языки) и более 20 кантонов, в Германии проживают немцы (есть компактно проживающее славянское меньшинство -- сербы), но созданы 16 земель (субъектов федерации)". По территориальному принципу были построены латиноамериканские федерации (Аргентина, Бразилия, Мексика, Венесуэла), Австралия, многие федерации в новых государствах, возникших на месте прежних колоний (Индонезия, Ливия, Кения, федерация Египта и Сирии и др.). В основном территориальный принцип лежит в основе федерации в Малайзии, Пакистане.

Национальная федерация.

В национальных федерациях субъекты создаются на основе разделения проживающего населения по национальности. Тезис о создании федераций только по национальному признаку был безусловным требованием марксистско-ленинской теории по вопросам государства. Таким образом, строились федерации в СССР и РСФСР, в Югославии (Союз Сербии и Черногории), этот подход был использован в 1968 г. в Чехословакии. Федерация в странах тоталитарного социализма рассматривалась только как средство решения национального вопроса, объединения распавшейся многонациональной страны, преодоления национальных противоречий и установления их сотрудничества. Национальные федерации наиболее сложные образования. Им присуще все признаки федерации, но кроме них имеется множество особенностей. У такого рода федераций можно выделить ряд черт:

1) Субъектами такой федерации являются национальные государства и национально-государственные образования, которые отличаются друг от друга национальным составом населения, культурой, бытом, традициями и обычаями, религией и верованиями.

2) Такого рода федерация строится на принципе добровольного объединения составляющих ее субъектов.

3) Высшие государственные органы национальной федерации формируются из представителей субъектов федерации, то есть центральная власть создается для решения проблем каждой нации и народности, проживающей на территории федерации.

4) Национальная федерация обеспечивает государственный суверенитет больших и малых наций, другими словами их свобода и самостоятельное развитие.

5) В национальной федерации особенностью является правовое положение ее субъектов. В подобных федерациях основополагающий принцип - "право наций на самоопределение". То есть право национального субъекта по своему усмотрению выйти из состава федерации, если он более не желает находиться в союзе с другими субъектами федерации. Причем согласие субъектов федерации на это, как правило, не требуется.

Помимо прочего на современной политической карте мира можно встретить и так называемые смешанные федерации. Они представляют собой особый вид федераций - национально-территориальные федерации, в основу формирования субъектов которых положен и национальный, и территориальный принципы. Примерами национально-территориальных федераций являются: Российская Федерация (32 субъекта, которые создана на основе проживающей в ней национальности, в том числе не имеющей в субъекте большинства, 57 субъектов - территориальные образования, где проживает главным образом русское население); Федеральная Республика Германия (состоит из 16 территориальных субъектов земель, население которых в прошлом представляло собой родственные немецкие народности). Подобный принцип организации государства, несомненно, оправдывает себя в федерациях с обширными территориями и разнородным населением.

Симметричная федерация

В идеале для юридически симметричной федерации все образующие ее составные части одинаковы и равноправны. Такая федерация состоит только из субъектов федерации, имеющих один и тот же правовой статус. Только субъекты являются частями федерации в Германии (земли), в ОАЭ (эмираты), Аргентине (провинции), России (применяются разные названия субъектов). Однако абсолютно симметричных федераций нет, т.к. какие-то элементы различий между субъектами существуют. В Германии земли имеют неодинаковое число голосов в верхней палате парламента -- бундесрате (от трех до шести голосов независимо от численности представителей земли), в однопалатном совещательном Национальном собрании ОАЭ эмираты имеют от 8 до 4 представителей, в России одни субъекты имеют свои конституции и называются в федеральной Конституции государствами, другие -- нет, и т.д. На данный момент только в Австрии, Мексике, Бразилии и Аргентине структура федераций с точки зрения правового положения ее составных частей, близка к идеалу симметричной федерации.

Асимметричная федерация

Асимметричная федерация состоит из различных частей, неодинаковых по своему правовому положению (субъектов и не субъектов), да и статус субъектов в свою очередь может быть неодинаков. В США помимо штатов (субъектов) существуют небольшие территории (владения)-- Виргинские Острова, Восточное Самоа, федеральный округ Колумбия, Пуэрто-Рико, которые не пользуются правами штатов (их население, в частности, не участвует в выборах парламента США). В Индии есть шесть "союзных территорий", статус которых ниже статуса штатов: штаты имеют местные парламенты, правительства, а территории управляются федеральными властями. Аналогичная ситуация существует в Австралии, некоторых других государствах.

Как уже было замечено и статус самих субъектов может быть неодинаковым. "В Индии некоторые штаты (штат Джамму и Кашмир) имеют более широкие права по сравнению с другими штатами (для первого штата сделано много исключений из конституции, законы парламента, относящиеся к Сиккиму, требуют согласования с ним), права мелких штатов (Метхалая, Нагаленд) урезаны, хотя в них с разрешения губернатора может не применяться федеральное законодательство по некоторым вопросам, регулируемым племенными обычаями". В Малайзии главы четырех из 13 штатов не участвуют в выборах главы государства. В России, как отмечалось, в составе федерации есть только субъекты. Хотя Конституция говорит, что все они равноправны, по той же Конституции их правовой статус не совсем одинаков. Республики считаются государствами, имеют свою конституцию, могут иметь свое гражданство и государственный язык. Другие пять видов субъектов (области, края, города федерального значения, автономная область и автономные округа) такими правами не обладают.

Нетрадиционные федерации

Наряду с вышеозначенными федерациями существуют также договорные, учредительные и конститутивные федерации. Договорные федерации создаются как результат свободного объединения ряда государств и государственных образований, закрепленных в договоре (США, СССР). Учредительные федерации возникают как результат трансформации унитарных государств и договорных федераций, сами создают в своем составе собственных субъектов, наделяя их частью суверенитета (Российская Федерация). Конститутивные или конституционные федерации создаются "сверху", путем принятия конституции (реформирование федерации в Пакистане в 1973 г.), поправок к ней (в Бельгии в 1993 г.) или закона парламента (реформирование федерации в Индии в 1956 г.).

Вместе с тем можно выделить наиболее общие черты, которые характерны для большинства федеративных государств:

1) Территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов: штатов, кантов, земель, республик и т.д.

2) В союзном государстве верховная исполнительная, законодательная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам.

3) Субъекты федерации имеют право принятия собственной конституции, имеют свои высшие исполнительные, законодательные и судебные органы.

4) В большинстве федерации существуют союзное гражданство и гражданство федеральных единиц.

5) При федеральном государственном устройстве в парламенте имеется палата, представляющая интересы членов федерации.

6) Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют союзные федеральные органы. Они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях (США, Бразилия, Индия, ФРГ и др.).

Любая федеративная система может быть эффективной лишь тогда, когда ее деятельность осуществляется в строгих pамках конституции и текущего законодательства, когда четко pазгpаничены сферы деятельности и компетенция центральных и местных госyдаpственных органов, когда строго соблюдены права и свободы граждан. Важно исходить так же из того, что федерализм - это не одномерное, а многомерное явление, что он имеет не только статический, но и динамический характер. Когда речь идет о многомерности федерализма, имеется ввиду существование различных, более или менее одинаково значащих его сторон либо аспектов: исторических, политических, культурных, идеологических, и дp. Федерализм независимо от того, в какой стране он устанавливается - в США, Германии, России, Канаде - существует не сам по себе и не для себя как самоцель, а приобретает смысл лишь в служении обществу, отдельному человеку.

Федерализм преследует, по крайней мере, пять основных целей. Среди них:

· примирение единства и разнообразия;

· защита от тирании центральное правительство;

· создание условий для участия населения в политических процессах на нескольких уровнях власти;

· создание условий для повышения эффективности производства через региональную конкуренцию и выступление в качестве формы или пути к стимулированию новаторских идей в региональных правительствах.

Главная же из целей - всестороннее обеспечение процесса свободного развития различных национальностей и народностей, принцип плюрализма и демократизма, гарантия прав и свобод граждан.

Таким образом, в федеративном государстве имеются высшие органы государственной власти и управления, как у государства в целом, так и у его субъектов. На федеративные формы организации власти тип государства, соотношение классовых сил оказывают самое серьезное влияние.

«Федерация» с латинского переводится как «объединение», «союз». Это одна из форм государственного устройства страны. В статье мы подробно разберём, что присуще федеративному государственному устройству, составим список стран с такой системой и выясним, является ли Россия федеративным государством.

Вконтакте

Федеративное государство и его признаки

  • штаты;
  • кантоны;
  • земли и др.

Каждое образование наделяется государственным суверенитетом . Имеет собственную систему, законодательных, исполнительных и судебных органов.

Государственные образования, входящие в состав федерации, не могут обладать признаками государства. То есть, эти образования не могут выходить из состава союза и лишены права участия в международных отношениях.

Федерация делится на виды, которые, в свою очередь, делятся на типы. Выделяют следующие виды по особенностям конституционно-правового статуса субъектов:

  1. Симметричные. В таких странах все субъекты пользуются равными конституционно-правовым статусом. Примером такой федерации является Америка.
  2. Асимметричные. Регионы пользуются различным конституционно-правовым статусом. Примером может служить Бразилия.

Различают федерации по особенностям формирования:

Различают федерации по способу образования:

  1. Договорные. Образуются на основе договора между независимыми друг от друга государствами. Они объединятся для совместного решения общих вопросов.
  2. Конституционные. В большей степени конституционные федерации образуются на базе унитарных стран. В законе этих стран прописан главный принцип – целостность территории и запрет свободного выхода из состава страны. Примером таких государств могут служить Россия, Бразилия, Германия.

Различают федерации по степени централизации власти:

  1. Централизованные. Примером могут служить: Россия, Германия, Аргентина.
  2. Децентрализованная. Пример, Швейцария.

Признаки

Отличительными признаками федеративных стран являются:

Список стран

Список федеративных стран Азии:

  • Пакистан.
  • Малайзия.
  • Объединённые Арабские Эмираты.
  • Индия.
  • Непал.
  • Мьянма.

Список стран Африки:

Государства Северной и Южной Америки:

  • Мексика.
  • Бразилия.
  • Сент-Китс и Невис.
  • Канада.
  • Венесуэла.
  • Аргентинская.

Федеративные государства Австралии и Океании:

  • Федеративные штаты Микронезии.
  • Австралийский Союз.

Список европейских стран:

  • Королевство Бельгия.
  • Босния и Герцеговина.
  • Германия.
  • Австрия.

Чем отличаются федеративные и унитарные государства

Унитарной формой государственного устройства обладают государства, в котором субъекты являются едиными административно-территориальными единицами и не имеют собственного суверенитета. Унитарное государство, в отличие от федеративного, имеет единую государственную власть, правовую систему и конституцию.

Главные признаки унитарного государства:

  1. Единый на всей территории учредительный нормативный акт, его законодательная сила имеет одинаковую силу на всей территории.
  2. Высшие органы власти едины для всей территории.
  3. Система законодательства единая для все территории.
  4. Общее гражданство.
  5. Общая денежная система.
  6. Субъекты государства не обладают суверенитетом.

Форма государственного устройства в России

Специалисты давно спорят на тему, является ли Россия федеративным государством. Если отвечать на этот вопрос с юридической точки зрения, то ответ будет положительным.

В сказано, что Россия – это демократическое федеративное государство с республиканской формой правления. В состав РФ входит 83 субъекта , которые не имеют права самовольно отделяться от РФ. В каждом субъекте есть три ветви власти – законодательная, исполнительная и судебная. Российские субъекты обладают правом издавать региональные законы, которые не противоречат федеральному законодательству.

Система власти в стране разграничена не только по горизонтали, но и по вертикали. То есть установлены предметы ведения и полномочия органов власти РФ и органов власти субъектов. В Конституции закреплены эти моменты.

Исходя из этого, можно сказать, что Россия является федерацией, но не в традиционном виде, как, например, страны Европы.

Федеративное государство — это наиболее важная тема в обществознании, которую надо серьезно изучать. Да что там в обществознании, в вузах эту тему изучают от семестра до года! Поэтому неудивительно, что я не смогу вам тут дать полный обзор темы. Между тем, важные принципы федерализма, как принципа государственно-территориального деления государства мы сможем вам разъяснить кратко и понятно, чтобы вы сдали егэ на максимальный балл.

Понятие

Федеративное государство — это форма государственно-территориального устройства, при котором сосуществуют два уровня власти: федеральный и местный, и государство при этом делится на субъекты, которые имеют самостоятельность в области внутренней политики на своей территории.

Вот такое довольно мудреное определение. На самом же деле, все довольно просто: государство делится не просто на административно-территориальные единицы, а на субъекты, которые могут принимать свои законы, не противоречащие Конституции.

Федеративное государство обычно имеет такие признаки:

Дублирование субъектами федеральных органов власти, или по-научному — двухуровневая система органов власти: на федеральный уровень и местный. Что это означает? Например, есть вот у нас парламент — Федеральное собрание, которое принимает законы на Федеральном уровне. А в каком-нибудь Новосибирске есть свое Законодательное собрание, которое принимает законы по Новосибирской области. Более того, в составе федерации могут быть даже республики, со своей конституцией, которая, понятно, не может противоречить государственной Конституции.

Двухпалатный парламент, одна палата которого формируется путем прямых выборов, а другая формируется из представителей субъектов. В России Федеральное собрание состоит из Госдумы, нижней палаты, и Совета Федерации, верхней.

Финансовая зависимость субъектов от федеральных властей. Потому что федеральный бюджет распределяет средства на федеральные нужды, например на зарплаты работников государственных школ, или иных государственных органов и служб.

Понятно, что суверенитет не признается за субъектами. Это попросту невозможно. Также можно сказать, что федеративное государство — это государство, в котором осуществляется принцип федерализма. В них входит:

  • Государственная целостность Российской Федерации. Все интересы федерации представляют федеральные органы власти и их представители.
  • Равноправие и самоопределение народов РФ. То есть никто не может быть дискриминирован на основании принадлежности того или иного этноса. К примеру, приходят устраиваться на работу русский и калмык, так вот на работу должны принять того претендента, у кого лучше квафиликация, а не по принципу принадлежности к тому или иному народу.
  • Равноправие субъектов. Тут понятно, что все они равны, например, в плане дотаций из бюджета. Хотя на деле, больше всего денег оседает в Москве и Петербурге.
  • Единство системы органов власти.
  • Разграничение функций между федеральным уровнем власти и местным. Кстати, именно это разграничение частенько проверяется в тестах егэ по обществознанию.

Понятно, что все федерации разные. К примеру, США возникли «снизу», когда все штаты достигли договоренности жить в одном государстве и все они участвовали в выработке конституции. В России же решение о том, что она будет федерацией было принято на самом верху. Там же была выработана современная конституция, которая и была принята на референдуме в декабре 1993 года всенародным голосованием.

А вообще сравнение разных стран — тема отдельной статьи. От себя хочу сказать, что наиболее полно эта тема раскрыта в видеоуроках и на вебинарах . Так что добро пожаловать.

С уважением, Андрей Пучков

Государство, как система политической власти, организующая и подчиняющая себе большие группы людей и территории, испытывала различные формы устройства.

Территориальная протяженность государства, национальности и народности, проживающие в нем, многообразие их культур и традиций, а также стремление власти учитывать интересы различных групп населения – все это привело к возникновению федерации.

Федерация – это форма государственного устройства, представляющая собой объединение отдельных государственных единиц (субъектов федерации) в целостную структуру. При этом каждое из входящих в ее состав государственных образований одновременно имеет некоторую политическую независимость от центра и подчиняется единым федеральным нормам.

Противоположным федерации понятием является унитарное государство . Под ним подразумевают такое государство, которое разделено на административно-территориальные части, не имеющие политической и юридической самостоятельности.

Федерацию не нужно путать с . Она, в отличие от первой, объединяет целые независимые государства.

Признаки федерации

Большинству федеративных государств свойственны следующие признаки:

    Два вида верховной власти: федеральная (центральная) и региональная (местная).

    Правовая независимость федеративных единиц. При обязательном подчинении общей Конституции субъекты федерации могут создавать собственные законодательные базы (местные конституции, уставы), иметь свою региональную символику власти: герб, гимн, флаг, — столицу и т.д. Однако государственным суверенитетом они не обладают.

    Территориальное деление на части: области, округа, штаты, республики, эмираты и т.д.

    Закрепление представительской функции за федеральной властью. Она ведет внешнеполитическую деятельность, представляет страну на мировой арене.

    Субъекты федерации не могут участвовать в международных отношениях, находясь в составе федерации.

Виды федерации

Классификация федераций разнообразна и имеет несколько ответвлений. Так, в зависимости от конституционно-правового статуса субъектов, федерация может быть:

  1. симметричная;
  2. ассиметричная.

В первом случае субъекты федерации равны по статусу, во втором – нет. Например, Соединенные Штаты Америки наделены одинаковыми правами, а регионы Российской Федерации, в состав которой включены как субъекты, не имеющие национального статуса, так и национальные республики и автономные округа, обладают разной степенью политических прав и свобод.

В соответствии с принципами территориального образования федерации делятся на:

  • территориальные (субъекты федерации объединяются по географическому признаку);
  • национальные (объединение по национальному признаку);
  • смешанные (комбинирование признаков).

По способу формирования среди федераций различают:

  • договорные (возникшие посредством заключения договора между государствами);
  • конституционные (в большинстве случаев преобразованные из унитарных государств на основе конституции).

По степени централизации федерации бывают:

  • централизованные (предусматривающие подчинение субъектов федерации центральной власти);
  • децентрализованные (в них центр отдает субъектам значительный объем власти).

Современные федерации

В настоящее время довольно большое число государств сформированы по федеративному принципу, среди них:

  • Федеративная Республика Германия;
  • Королевство Бельгия;
  • Исламская Республика;
  • Малайзия;
  • Объединённые Арабские Эмираты;
  • Республика Индия;
  • Судан;
  • Республика Эфиопия;
  • Канада;
  • Мексиканские Соединённые Штаты;
  • Австралийский Союз и др.

Рекомендуем почитать

Наверх