Блистательные перспективы и скромные реалии линкора «Тирпиц. Бесславная гибель «тирпица Кто подбил тирпиц

ДО 25.11.2023
ДО

Атака германского линкора «Тирпиц» советской подводной лодкой «К-21» 5 июля 1942 г. до сих пор является одним из наиболее дискуссионных эпизодов в истории советского ВМФ в Великой Отечественной войне. Суть дискуссии сводится к вопросу: поразил ли командир «К-21» капитан 3 ранга Н.А. Лунин «Тирпиц» торпедой или нет. При этом с легкой руки писателя-мариниста В.С. Пикуля в качестве доказательной базы фигурируют различные косвенные рассуждения о нечистоплотности немецких моряков при ведении боевой документации – ведь противная сторона факт торпедирования категорически отрицает. Давайте попытаемся, абстрагировавшись от «политических» рассуждений, разобрать атаку «К-21» с точки зрения тактики и техники.

«К-21» вступила в строй Северного флота 10.9.1941. В связи с началом войны ее экипаж не проходил положенного курса боевой подготовки, ограничившись сдачей лишь вступительных задач курса подготовки подводных лодок КПЛ-41. В период с 7.11.1941 по 28.1.1942 под командованием капитан-лейтенанта А.А. Жукова подлодка совершила два боевых похода на вражеские коммуникации у побережья Северной Норвегии, в ходе которых имела 8 боевых столкновений, произвела 4 торпедных и 1 артиллерийскую атаки, 2 минные постановки, потопила норвежский мотобот артиллерийским огнем, транспорт и охотник за подводными лодками – минным оружием. Тем не менее, действия командира подлодки были оценены командованием как неудовлетворительные, в результате чего новым командиром 4.3.1942 был назначен Герой Советского Союза (звание присвоено указом от 3.4.1942 за успешное командование «Щ-421») капитан 3 ранга Н.А. Лунин. Под его командованием весной 1942 г. «К-21» совершила 1 боевой поход (в ходе него совершена 1 безуспешная торпедная атака) и 1 поход для оказания помощи подводной лодке «Щ-402».


18.6.1942 «К-21» вышла в четвертый боевой поход для действий на немецких коммуникациях в районе Вардё. Утром 19-го субмарина подверглась внезапной атаке вражеского гидросамолета. В результате близких разрывов сброшенных им бомб получили повреждения магистраль уравнительной цистерны и кингстон цистерны быстрого погружения. Из-за этого при плавании под водой постоянно нарушалась удифферентованность подлодки. 28 июня в соответствии с планом прикрытия союзного конвоя PQ-17 «К-21» заняла позицию севернее острова Рольвсё. За исключением единственного обнаружения днем 1 июля лодка других контактов с противником на новой позиции не имела.


Н.А. Лунин


В 16.22 5 июля, когда «К-21» находилась в подводном положении, гидроакустиком по носу были обнаружены неясные шумы. Взяв курс на источник шума, вахтенный офицер в 17.00 обнаружил в перископ рубку «подводной лодки» противника, которая, как показало последующее наблюдение, оказалась мостиком одного из двух эсминцев головного охранения германской эскадры. Сразу после обнаружения «субмарины» Лунин взял управление кораблем на себя и объявил торпедную атаку.

Согласно немецким документам в момент обнаружения эскадра шла курсом 30° со скоростью 24 узла. Крупные корабли были выстроены фронтом, слева направо «Адмирал Хиппер», «Тирпиц», «Адмирал Шеер». Впереди них строем фронта двигались семь эсминцев и два миноносца, каждый из которых выполнял незакономерный зигзаг. Ордер ПЛО усиливал поплавковый гидросамолет Не-115.


Линкор "Тирпиц"


Торпедная атака осложнялась следующими факторами:
  • Исключительно хорошими условиями видимости и малым (2-3 балла) волнением, при котором бурун от поднятого перископа мог просматриваться с большого расстояния;
  • Случайным сближением в начале атаки двух эсминцев и подлодки на дистанцию 20-50 кбт;
  • Отсутствием у командира «К-21» (как и у любого другого командира советского подводного флота) опыта атаки быстро движущихся целей с сильным охранением;
  • Незнанием Н.А. Луниным истинных возможностей немецкой гидроакустической аппаратуры и противолодочного оружия, и возникшими, как следствие, опасениями за судьбу корабля и экипажа.
Все это заставило осуществлять подъем перископа на весьма короткие промежутки времени, что не позволило организовать удовлетворительного наблюдения за целью. Это в частности подтверждается и теми фактами, что один из трех крупных немецких кораблей (по-видимому, наиболее удаленный от «К-21» «Шеер») на протяжении всей атаки так и не был обнаружен, а другой - «Хиппер», наоборот, был опознан как «Шеер».


"Тирпиц", "Хиппер" и эсминцы в Альтен-фиорде


Условно атаку «К-21» можно разделить на пять фаз:

1. 17.00-17.18. Маневрирование для атаки эсминца охранения. Фаза завершилась с момента обнаружения мачт крупных боевых кораблей.
2. 17.18-17.36. Выход подлодки на генеральный курс эскадры для атаки носовыми аппаратами со стороны левого борта цели. Фаза завершилась с обнаружением смены курса эскадры с 60° на курс 330° (значения курсов приводятся в соответствии с донесением Лунина; немецкими материалами смена курса не подтверждается). Неверные результаты этих наблюдений в конечном итоге привели к тому, что подлодке пришлось производить залп из весьма невыгодного положения – из кормовых торпедных аппаратов на расходящихся курсах.
3. 17.36-17.50. Выход «К-21» на «новый» генеральный курс эскадры для атаки носовыми аппаратами со стороны правого борта цели. Фаза завершилась с обнаружением «смены курса» эскадры с 330° на старый курс 60°. В результате наблюдения в 17.50 Лунин определил, что лодка оказалась почти прямо по курсу «Тирпица» (курсовой угол цели 5-7° левого борта) на дистанции 35-40 кбт. Атака носовыми аппаратами невозможна.
4. 17.50-18.01. Уход подлодки с курса «Тирпица» для атаки кормовыми аппаратами со стороны левого борта цели. При этом около 17.55 «К-21» совершила прорыв передовой линии охранения эскадры. Фаза завершилась торпедным залпом.
5. 18.01-19.05. Выход из атаки – отрыв от эскадры движением контркурсом на глубине 30 м.


Схема атаки "Тирпица" К-21 по Юану


Особого внимания заслуживает торпедный залп. Согласно донесению Лунина он производился из всех четырех кормовых торпедных аппаратов с дистанции 18-20 кбт, временным интервалом 4 сек, при угле упреждения 28°, угле встречи – 100°. Скорость цели определялась в 22 узла, а ее истинный курс в 60°. Из сопоставления с немецкими материалами известно, что в момент атаки эскадра шла со скоростью 24 узла курсом 90°. Столь значительная погрешность в определении элементов движения цели (ЭДЦ) объяснялась вышеизложенными факторами, а также тем обстоятельством, что из-за крайне малого времени подъемов перископа ЭДЦ определялись командиром «К-21» глазомерно. Залповая стрельба с временным интервалом обеспечивала перекрытие погрешностей в определении ЭДЦ только в тех случаях, когда ошибка в определении курса не превышала 10°, а в определении скорости – 2 узлов. Следует отметить и то, что в соответствии с действующими таблицами Лунину следовало стрелять с интервалом не в 4, а в 14 сек. Выбрав меньший интервал, командир, очевидно, старался сократить время нахождения на боевом курсе и быстрей уйти на глубину.


Схема атаки "Тирпица" К-21 по Емельянову


Вторым отрицательным моментом являлась большая дистанция, с которой подлодка производила залп. Если в момент залпа лодка и линкор шли примерно перпендикулярно расположенными относительно друг друга курсами, а дистанция составляла 18-20 кбт, то торпедам предстояло пройти около 18,5-19 кбт. На самом деле из-за грубой ошибки с определением истинного курса цели «К-21» и «Тирпиц» шли расходящимися курсами, и угол встречи должен был составить не 100, а около 130°. При этом торпедам было необходимо пройти около 23,8 кбт. Максимальная дальность хода торпед 53-38 с той установкой режима, которой стреляла лодка, составляла 4000 м (21,6 кбт). Стрельба с такой дистанции стала прямым следствием неверного выбора боевого курса, что в свою очередь объяснялось той поспешностью, с которой Лунину пришлось менять решение на атаку в 17.50-17.53. Следует подчеркнуть, что введенными в действие приказом НК ВМФ №0219 от 10.3.1942 «Правилами стрельбы торпедами с подводных лодок» стрельба с дистанций 16-20 кбт по движущемуся кораблю при углах встречи свыше 90° запрещалась как бесполезная. Несомненно, что в сложившейся ситуации Лунин был обязан использовать любой шанс, но одного рвения командира мало, чтобы обеспечить успех атаки.


Схема атаки "Тирпица" К-21 по Морозову


В сумме все допущенные просчеты и погрешности не могли не привести к отрицательному результату – торпеды «К-21» должны были затонуть, пройдя предельную дистанцию, без пересечения курса цели. Те взрывы, которые слышали на лодке в 18.04, по-видимому, стали результатом срабатывания ударников торпед при ударе о каменистое дно после прохождения предельной дистанции, а около 18.30 – взрывами глубинных бомб германских эсминцев, сброшенных на обнаруженную перед атакой британскую субмарину «Аншейкн». Исходя из направления и скорости движения германской эскадры, можно утверждать, что взрывы торпед на дне не могли быть зафиксированы на немецких кораблях ни визуальным, ни гидроакустическим наблюдением. Поэтому информация об атаке «К-21» была получена противником только вечером тех же суток после пеленгования места передачи немецкой радиоразведкой.

В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть, что атака «К-21» производилась в исключительно сложных условиях обстановки к тому же экипажем, который отработал и сдал лишь вступительные задачи КПЛ и имел довольно ограниченный боевой опыт. Несмотря на это Н.А. Лунин и его подчиненные продемонстрировали большое личное мужество, сумев выйти в атаку на крупнейший боевой корабль кригсмарине, двигавшийся в мощном противолодочном охранении. Это достижение тем более примечательно, если учесть тот факт, что ни одной другой советской подлодке не удалось выйти в атаку на боевой корабль размером крупнее эсминца, хотя потенциальные возможности к этому имелись.

Мирослав Морозов


Статья опубликована в виде приложения к книге Малова А. и Патянина С."Линкоры "Бисмарк" и "Тирпиц".
Для оформления статьи использовались использовались материалы автора и материалы с сайтов kbismarck.com, wiesel.wlb-stuttgart.de, uboat.net

Чуть позднее линкор был обнаружен британской подводной лодкой «Аншейкн». К этому моменту стало известно, что конвой уже распущен и «Тирпиц» повернул обратно . Конвой PQ-17, распущенный и оставленный без охраны из-за угрозы «Тирпица», сильно пострадал от атак авиации и подводных лодок.

Операция Sizilien

За успешное проведение операции капитаны мини-подлодок X6 и X7 были награждены крестами Виктории - высшими военными наградами Британской империи.

Операция Tungsten

Обломки «Тирпица»

После войны обломки «Тирпица» были распроданы и разломаны на месте норвежской компанией. Почти весь корабль был разрезан и вывезен. Однако значительная часть носовой части «Тирпица» остаётся там, где он затонул в 1944 году. Кроме того, электрогенераторы с корабля были использованы как временная электростанция , снабжая электричеством рыбную промышленность вокруг города Хоннингсвог (норв. Honningsvåg ).

Недалеко от места затопления «Тирпица» существуют искусственные озёра, появившиеся в воронках от разрывов бомб Tallboy (весом более 5 т), попавших мимо «Тирпица». В настоящее время некоторые части линкора используются Норвежским дорожным департаментом (Vegvesenet) как временное дорожное полотно при проведении ремонтных работ . Некоторые части линкора были переплавлены на брошки и прочую бижутерию. Кроме того, значительная часть бронеобшивки хранится в Королевском военно-морском музее «Explosion!» («Взрыв!») в Госпорте , Хэмпшир .

Командный состав

  • Указание при строительстве: капитан цур зее Фридрих Карл Топп (нем. Friedrich Carl Topp ), 15 января - 25 февраля
  • капитан цур зее Фридрих Карл Топп, 25 февраля - 24 февраля
  • капитан цур зее Ганс Карл Мейер (нем. Hans Karl Meyer ), 24 февраля - 1 мая
  • капитан цур зее Вольф Юнге (нем. Wolf Junge ), 1 мая - 4 ноября
  • капитан цур зее Роберт Вебер (нем. Robert Weber ), 4 ноября - 12 ноября (убит в бою)
  • С «Тирпицом» связана одна из миссий в игре Hidden & Dangerous 2, где группа английских разведчиков выполняют задание, основой которого явно послужила реальная операция. В игре миссия прошла удачно, был заминирован не только сам «Тирпиц», но и минный тральщик «Олаф», а также с последнего украдена шифровальная машина «Энигма».
  • «Тирпиц» был упомянут и в игре Call of Duty в Британских миссиях, где двое разведчиков осуществляют на линкоре диверсию - минирование котлов и уничтожение электронных блоков системы РЛС.
  • «Тирпиц» также был упомянут в игре Wolfenstein в начальном ролике, где агент Блажкович, главный герой, осуществил на корабле диверсию и пустил его ко дну.

Примечания

Литература

  • Тарас А.Е. Вторая мировая война на море. - Мн .: Харвест, 2003. - 640 с. - (Военно-историческая библиотека). - ISBN 985-13-1707-1
  • Дэвид Вудворд «Тирпиц». Боевые действия линкора в 1942-1944 годах = Dawid Woodward THE TIRPITZ and the Battle for the North Atlantic. - М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2005. - 255 с. - ISBN 5-9524-1636-5
  • Ткачёв A.В. Охота на Тирпица. М.: Андреевский флаг, 1993.

См. также

  • Линкор «Бисмарк» - первый корабль типа «Бисмарк».

Из Петербурга к Нордкапу. Без номера. Как уничтожали "Тирпиц". August 24th, 2015

Забыла написать...

По дороге в Альту мы проезжали по берегу Ка-фьорда. Знаменитое место.

Во время Второй мировой войны в боковой ветви Алта-фьорда, - Ка-фьорде находилась военно-морская база немецких кораблей. Вот это место:

В ней в 1942-1944 году базировался линкор «Тирпиц». Сейчас здесь расположен «Музей линкора Тирпиц».

Музей мы проехали мимо...А так хотелось зайти туда!

«Тирпиц» в боевых действиях практически не участвовал, однако своим присутствием в Норвегии угрожал арктическим конвоям в СССР и сковывал значительные силы британского флота.

Корабль был спущен на воду 1 апреля 1939 года. Своё название получил в честь адмирала Альфреда фон Тирпица - основателя современного германского флота.

В январе 1942 года «Тирпиц» был отправлен в норвежские воды для охоты на арктические конвои в Россию.

Даже простое присутствие «Тирпица» связывало значительные силы Королевского флота, хотя за всё время пребывания в Норвегии он совершил только три наступательные операции.
Несмотря на это, британский флот учитывал потенциальную опасность линкора и не прекращал усилий по его уничтожению.

Уничтожить его пытались не только англичане.

В июле 1942 года немецкое командование планировало использовать «Тирпиц» и тяжелые крейсера «Адмирал Шеер» и «Адмирал Хиппер» для атаки конвоя PQ-17 (План Rösselsprung - «Ход конем»).

5 июля линкор был атакован советской подводной лодкой «К-21» под командованием Н. А. Лунина.

Лодкой был произведён залп из четырёх кормовых торпедных аппаратов. Экипаж лодки непосредственно результат атаки не наблюдал, однако слышал 2 сильных взрыва и серию взрывов послабее.
Лунин в своем докладе предположил, что взрывы объясняются попаданием торпед в линкор, одновременно допуская вероятность того, что торпеды попали в один из эсминцев эскорта; в штабе бригады подводных лодок его доклад интерпретировали как донесение о потоплении эсминца и повреждении линкора.

В советской и российской мемуарной, популярной и публицистической литературе неоднократно встречаются утверждения о повреждении «Тирпица» в ходе атаки «К-21», однако данные утверждения не имеют документальных подтверждений: услышанные взрывы современными исследователями объясняются подрывом торпед при ударах о грунт либо отдаленными взрывами глубинных бомб, сбрасываемых судами конвоя.

Англичане же атаки на «Тирпиц» не прекращали их до тех пор, пока не потопили линкор.

30-31 октября 1942 была попытка уничтожить «Тирпиц» с помощью управляемых подводных аппаратов под кодовым названием «Колесница» , представлявших собой торпеды, управляемые человеком. К месту стоянки Тирпица аппараты должны были быть доставлены путем скрытной буксировки в подводном положении с помощью рыболовецкого катера «Arthur» (капитан - Leif Larsen).

30 октября катеру с торпедами на буксире удалось войти в фьорд Трондхайма. Когда до места стоянки «Тирпица» оставалось не более 15 миль (24 км), поднялся сильный встречный ветер с волной. 31 октября в 22-00 за кормой раздался громкий скрежет. «Артур» зашёл в ближайшую гавань, где водолаз обнаружил потерю обеих торпед. В этот момент до Тирпица оставалось менее 10 миль. Катер был затоплен и команда ушла пешком к шведской границе.

Немцы позднее обнаружили затопленный катер и после обследования пришли к выводу, что он предназначался для специальной операции.

Сентябрь 1943 год: первая успешная операция против «Тирпица».

Для атаки были использованы подводные мини-лодки класса «Экс» (англ. X). Большую часть пути мини лодки шли на буксире обычных подлодок. Из шести сверхмалых подводных лодок атаковать «Тирпиц» должны были три: X5 , X6 и X7.

Лодка X5 была обнаружена и потоплена, но X6 и X7 сбросили под линкором четыре 2-тонных мины, начиненных аммотолом. После этого лодки также были обнаружены, а их команды попали в плен.

Несмотря на обнаруженную опасность, «Тирпиц» не смог сняться со стоянки до взрыва мин. Взрыв нанес линкору серьёзные повреждения. В результате полученных повреждений линкор на шесть месяцев выбыл из строя и его максимальная скорость существенно уменьшилась.

За успешное проведение операции капитаны мини-подлодок X6 и X7 были награждены крестами Виктории - высшими военными наградами Британской империи.

К апрелю 1944 «Тирпиц» был отремонтирован и снова мог представлять опасность.
В ответ на эту угрозу Британский флот предпринял операцию с кодовым названием «Вольфрам». В атаке участвовали значительные силы флота, в том числе: два линкора, два ударных авианосца, два авианосца эскорта, два крейсера и шестнадцать эсминцев. Атака началась 3 апреля, накануне выхода «Тирпица» на ходовые испытания после ремонта.

Налет состоял из двух волн торпедоносцев Fairey Barracuda в сопровождении истребителей эскорта. Атакующие самолеты несли, однако, не торпеды, а бомбы различных типов: бронебойные, глубинные, фугасные и осколочные.
Первая волна нанесла удар в 05:30.
К 08:00 атака была завершена: потери составили три самолета. «Тирпиц» потерял 123 человека убитыми и 300 ранеными. Броневой корпус не был поврежден, однако надстройкам был нанесен заметный ущерб, потребовавший три месяца на ремонт.

«Тирпиц» по прежнему оставался угрозой, поэтому британское адмиралтейство продолжало планировать операции против него.

Следующая атака с использованием авианосцев (операция Mascot) состоялась в июле 1944. Однако к этому времени немцы организовали воздушную оборону, в особенности систему дымовой завесы, в результате чего атака закончилась безуспешно: атакующие самолеты не добились попаданий.

В августе 1944 «Тирпиц» ,наконец, прошёл морские испытания. Вскоре после этого британцы вновь совершили налеты (операции Goodwood I и Goodwood II), окончившиеся безрезультатно из-за плохой погоды.

Операция Paravane (англ. параван) была предпринята Королевскими ВВС Великобритании 15 сентября с базы Ягодник под Архангельском.

Самолёты Avro Lancaster были вооружены 5-тонными бомбами Tallboy и экспериментальными 500-фунтовыми (230 кг) подводными «ходячими» минами. Несмотря на дымовую завесу, поставленную для защиты Тирпица, одна из бомб всё-таки попала в нос корабля, сделав его немореходным.

У немцев практически не было возможности поставить Тирпиц в сухой док на ремонт, поэтому в октябре линкор перевели в Тромсё, в качестве плавучей артбатареи на случай ожидавшегося вторжения союзников в Норвегию.

Новое место дислокации корабля уже находилось в пределах досягаемости воздушного флота из Шотландии, и англичане продолжили атаки на него, не зная о принятом немцами решении не восстанавливать корабль.

28 октября с базы Лоссимут в Шотландии был предпринят очередной налёт на Тирпиц, под названием Операция Obviate , но в последний момент корабль был скрыт облаками, и лишь одна бомба Tallboy, разорвавшись недалеко от корабля, погнула гребной вал.

Но в следующий раз, 12 ноября 1944, во время операции Catechism (англ. катехизис; допрос), над Тирпицем не было ни дымовой завесы, ни облаков.

В корабль попало 3 бомбы Tallboy: одна отскочила от башенной брони, но две других пробили броню и проделали 200-футовую (61 м) дыру в его левом борту и привели к пожару и взрыву в пороховом складе.

В итоге Тирпиц затонул к западу от Тромсё, в бухте Хокёйботн, через несколько минут после атаки, унеся с собой на дно 1,000 человек из команды в 1,700.

По не до конца понятным причинам, Люфтваффе не удалось помешать бомбардировке. Германской ПВО удалось лишь повредить двигатель одного из самолётов, участвовавших в налёте, но его команда спаслась, «жёстко» приземлившись в Швеции. В результате этого провала командир Люфтваффе в Норвегии, майор Генрих Эрлер, был обвинён в пренебрежении обязанностями и приговорён к смертной казни, заменённой тремя годами заключения и отправкой на фронт.

Уничтожение Тирпица устранило последнюю серьёзную угрозу для союзников на поверхности северной Атлантики. Это позволило перевести главные силы - линкоры и авианосцы - из европейского региона, где они держались в качестве сдерживающих сил, - в Индийский и Тихий океаны, где они приняли участие в боевых действиях против Японии.

После войны обломки «Тирпица» были распроданы и разломаны на месте норвежской компанией. Почти весь корабль был разрезан и вывезен. Однако значительная часть носовой части «Тирпица» остаётся там, где он затонул в 1944 году.

Кроме того, электрогенераторы с корабля были использованы как временная электростанция, снабжая электричеством рыбную промышленность вокруг города Хоннингсвог.

Недалеко от места затопления «Тирпица» существуют искусственные озёра, появившиеся в воронках от разрывов бомб Tallboy (весом более 5 т), попавших мимо «Тирпица». В настоящее время некоторые части линкора используются Норвежским дорожным департаментом как временное дорожное полотно при проведении ремонтных работ.

Некоторые части линкора были переплавлены на брошки и прочую бижутерию. Кроме того, значительная часть бронеобшивки хранится в Королевском военно-морском музее «Explosion!» в Госпорте, Хэмпшир.

Ну, - в Хаммерфест)


Сведения о корабле отсюда.

В этот день, 12 ноября 1944 года, во время Второй Мировой войны английская авиация в Заполярье потопила самый крупный фашистский линейный корабль “Тирпиц»

Этот линейный корабль с полным водоизмещением 56 000 тонн (длина – 251 метр, ширина – 36 метров) имел восемь 380-мм и дюжину 150-мм орудий, мог развивать максимальную скорость 30,8 узла, дальность его плавания составляла девять тысяч морских миль. «Король океанов» нес на борту шесть гидросамолетов «Арадо-196», экипаж – 2340 человек.

В июне 1936 года на верфях Гамбурга и Вильгельмсхафена заложили «Бисмарк” и «Тирпиц” - крупнейшие боевые корабли из когдалибо строившихся в Германии. Хотя официально было заявлено, что водоизмещение новых линкоров составляло 35 тыс.т, в действительности это значение превышалось чуть ли не в полтора раза!

Конструктивно «Бисмарк” во многом повторял «Шарнхорст”, принципиально отличаясь прежде всего артиллерией главного калибра. 380мм пушка с длиной ствола в 52 калибра могла выпускать 800кг снаряды с начальной скоростью в 820 м/с. Правда, за счет снижения максимального угла возвышения до 30° дальность стрельбы по сравнению с 11дюймовкой уменьшилась до 35,5 км. Впрочем, и это значение считалось избыточным, так как вести бой на таких дистанциях тогда казалось невозможным.

Бронирование отличалось от «Шарнхорста” в основном увеличением высоты главного пояса и утолщением верхнего пояса до 145 мм. Палубная броня, как и ширина противоторпедной защиты, остались прежними. Примерно то же можно сказать и об энергетической установке (12 котлов Вагнера и 3 четырехкорпусных турбозубчатых агрегата). Относительный вес брони несколько уменьшился (до 40% от водоизмещения), но это нельзя назвать недостатком, поскольку соотношение между защитой и вооружением стало более сбалансированным.

Но даже такие гиганты, как «Бисмарк” и «Тирпиц”, не смогли удовлетворить растущим амбициям фюрера.

Дело в том, что зимой 1938 — 39 годов Редер представил Гитлеру два плана строительства флота: согласно первому строить надлежало подводные лодки и броненосцы, чьи действия должны будут поставить на колени торговлю противника; согласно второму варианту создавался не очень значительный, но обладающий исключительно большой ударной силой флот, который мог и уничтожать торговлю врага и силы его военного флота.

Гитлер утвердил второй вариант плана, заявив, что до 1946 года флот для достижения его политических целей не понадобится.

Согласно утвержденного плана идея Редера ударами по торговле заставить флот противника рассредоточиться, а затем уничтожить его части превосходящими силами стала обретать черты теоретической разработки. Концептуально эта идея повторяет планы Флота открытого моря накануне и в годы Первой мировой войны. Тогда она себя не оправдала.

Вернемся, однако, к проектированию и строительству тяжелых артиллерийских кораблей, призванных выполнить принятый план «Z”.

При любом конфликте с Королевским флотом решающими факторами становились дальность, скорость и вооружение кораблей. В течение 1937 года, когда начались проектные работы над этими кораблями, германский Морской штаб выработал требования к ним:

стандартное водоизмещение более 50.000 тонн
вооружение: 8 406мм. орудий в четырех башнях, 16 150мм.орудий в спаренных башнях, 105мм. орудия в новых «зенитных» башнях (специальные закрытые установки), 37мм. зенитные автоматы, включая две «специальные зенитные», 4 гидросамолета, 6 533мм. торпедных труб
скорость 30 узлов
дальность плавания 16.000 миль на 19узловой скорости
защита: Броневая цитадель, выдерживающая попадание 406мм. снарядов с нормальных боевых дистанций, ПТЗ должна выдерживать взрыв торпеды с боеголовкой 250 кг ТНТ.

Из-за дополнительных требований Гитлера, возрастающих размеров и появляющегося боевого опыта проект «Н” прошел пять различных стадий. В рамках нашего исследования мы коснемся только первой стадии – проекта Н39.
18 января 1939 года, случай беспрецедентный в Третьем Рейхе, Гитлер дал флоту неограниченные полномочия для выполнения своей кораблестроительной программы. Только четыре верфи имели слипы достаточной для постройки новых линкоров длины. Поэтому два линкора («Н” и «М”) должны были заложить на верфи «Бломм унд Фосс” в Гамбурге, два («J” и «N”) – на верфи концерна «Дечимаг” в Бремене, один («L”) – на казенной верфи в Вильгельмсхафене и последний («К”) – на верфи «Дойче веерке” в Киле. Несмотря на довольно длинные слипы на этих верфях, планировалось корпуса кораблей, выходящие за их пределы, поддерживать бабками. Первым 15 июля 1939 года заложили киль линкора «Н”, затем 1 сентября – «J” и 15 сентября – «К”, но начавшаяся война остановила все строительство. В противном случае, возможно, что с учетом полученного приоритета эти корабли и удалось бы построить за шестилетний срок.

На другой своей встрече с Редером в 1939 году по поводу новых проектов боевых кораблей Гитлер указал на то, что каждый новый германский корабль должен иметь более мощные средства нападения и защиты, чем его соперник в британском флоте.

Когда Редер заметил Гитлеру, что германский флот не будет готов к сражению с Royal Navy по крайней мере до 1945 года, Гитлер заверил его, что для выполнения стоящих перед Германией политических задач флот не понадобится до 1948 года. Без всякой консультации с Редером, Гитлер 28 апреля 1939 года расторг англо-германский морской договор 1935 года. В мае он заявил, что намеченная кораблестроительная программа должна выполняться по плану, а отношения с Объединенным Королевством будут поддерживаться на дружеской основе.

Вернемся непосредственно к линкорам типа «Н”.

На начальном этапе проектные работы осложнились меняющими требованиями к размерам корабля и его главному калибру. Гитлер хотел сделать свои новые линкоры самыми мощными в мире. Еще в 1934 году начались работы над 406мм. орудием, для которого была проведена целая серия испытаний, опытных стрельб и других подобных мероприятий. Но к 1939 году изготовили всего семь подобных стволов, так как фирма Круппа была загружена заказами на 380 и 283мм. орудия для кораблей типов «Бисмарк” и «Шарнхорст”. После подписания в 1939 году пакта с Советским Союзом о взаимном ненападении еще шестнадцать стволов 380мм. орудий и запасные части к ним следовало поставить в СССР. В результате несмотря на давление Гитлера, требовавшего вообще огромных орудий, немцы решили остановиться для проекта «Н” на калибре 406мм., который и оставили на переделанном проекте 1940 года.

Другое важное решение касалось дальности плавания и типа силовой установки. Поскольку теперь потенциальным противником считалась Великобритания, дальность плавания становилась решающим фактором, особенно при отсутствии у Германии баз в океанах и трудностях с прорывом в Атлантику. Чтобы выполнить это требование предпочтение было отдано дизельной установкам. Кроме малого расхода топлива, дизельная установка имела то преимущество, что с ее помощью можно было перейти с экономического хода на полный в считанные минуты, тогда как кораблям с паровыми турбинами на это требовалось по меньшей мере 20 минут. Запас топлива рассчитывался на 1000часовую работу дизелей при скорости корабля 19 узлов.

Хотя проект «Н” имел большее водоизмещение чем «Бисмарк” и «Тирпиц”, германские конструкторы остались верны принципу размещения орудий главного калибра в четырех двухорудийных башнях. Для Верховного военноморского командования преимущества такого расположения были очевидны на основе опыта мировой войны. Трех и четырехорудийные башни считались нежелательными.

В начале работы над предварительным проектом всякие предложения усилить среднюю артиллерию по сравнению с типами «Бисмарк” и «Шарнхорст” отвергались по причине недостатка места вокруг надстройки, что не позволяло дать дополнительным башням нормальные углы обстрела. Сложно было найти и пространство в корпусе для дополнительных погребов боезапаса, так как чисто дизельная силовая установка требовала больше места, чем паротурбинная той же мощности. Более того, требование иметь четыре гидросамолета означало, что много пространства будут занимать авиаангары и оборудование для взлетнопосадочных операций. Изза невозможности объединить все впускные и выхлопные патрубки 12 главных дизелей и 12 дизель генераторов в одну трубу пришлось остановиться на двухтрубном варианте. Наличие двух труб и большого числа шлюпок не позволяло применить самолетный ангар и катапульты в средней части корабля, как на типе «Бисмарк”. Пришлось все это оборудование расположить между второй трубой и башней «С”. Если бы германские конструкторы применили трехорудийные башни главного калибра, у них было бы больше возможностей для размещения авиаоборудования и дополнительных башен 150мм. орудий.

Весной 1939 года проект приобрел характеристики, представленные в таблице. Требования по ширине и осадке заставили ограничить полное водоизмещение 63.596 т.

Проектные характеристики линкора – весна 1939 года:
Водоизмещение полное 65.592 тонн
Ширина по ватерлинии при проектной нагрузке 37,00 м.
Осадка при полной нагрузке 11,02 м.
Вооружение: 8 орудий 406 мм. /50кал. (4 2орудийных башни), 12 орудий 150 мм. /55кал. (6 2орудийных башен), 16 орудий 105 мм. /65кал. (8 спаренных спец. «зенитные” полностью закрытые установки), 16 орудий 37мм. /83кал. (8 спаренных, из них 2 закрытых бронированных и 6 – за щитами), 32 зенитных 20мм. Автомата, 6 533мм. подводных торпедных аппарата, 4 гидросамолета «Arado196”.
Скорость 34 узла
Мощность на валах в нормальном режиме 147.950 влс
Запас топлива 9.839 тонн
Дальность плавания 16.000 миль на 19 узлах
Защита: 150 мм. – верхний пояс, 300 мм. – главный (нижний) пояс, 100 мм. – нижняя броневая палуба, 50 мм. – верхняя палуба.

Из-за многочисленных изменений и различий во мнениях членов ОКМ проектные работы продвигались медленно и Гитлер стал проявлять нетерпение. Чтобы избежать дальнейших задержек, адмирал Редер счел необходимым назначить персонально ответственного за проект. Его приказом от 27 января 1939 года была создана

”Специальная группа новых конструкций” из 15 человек, возглавляемая адмиралом Вернером Фухсом. Так как все вопросы постройки кораблей требовалось согласовывать с верфью фирмы «Блом унд Фосс” в Гамбурге, адмирал Фухс снова перенес туда свой штаб. 15 июля 1939 года, после окончания проектных работ, завершения испытаний модели в опытовом бассейне Гамбурга и заготовки большей части необходимой для корпуса стали и брони, на этой верфи заложили киль линкора «Н”.

Помимо линкоров в предвоенные годы в Германии планировались к постройке и линейные крейсера. Наиболее проработанным был проект типа «О”.

Тактикотехнические характеристики линейного крейсера типа «О”:
Полное водоизмещение: 35700 тонн
Размерения: 248,15хЗ0х8,8 м.
Вооружение: 6 орудий 380/52, 6 орудий 150/48, 8 орудий 105/65, 8 орудий 37/83; 8 – 20 20мм автоматов, 12 533мм палубных ТА, 4 гидросамолета «Арадо196», 1 катапульта.
Бронирование, мм: верхний пояс 90, главный 190 (в носу 60); верхняя палуба 30, нижняя палуба: в средней части 60, у бортов 80(скосы); башни ГК (лоб/стены/тыл/крыша) 220/180/180/50, барбеты ГК 180 (корм. часть барбета «С” 80), башни СК (везде) 14; боевая рубка: (стены/крыша/пол) 200/80/30, колодец связи 80 мм.
Механизмы: 4 тонкотрубных котла высокого давления системы «Вагнер” (рабочее давление 55 атм., температура пара 460, 1 ТЗА системы «Браун Бовери” (одноступенчатый редуктор), 8 главных 24цилиндровых 2тактных дизелей MAN; мощность на валах 175136 л.с.,
Максимальная скорость 33,5 узла; дальность плавания 14000 миль на 19 узлах.

Линейные крейсера типа «О” имели мощный главный калибр, необычную энергетическую установку большой мощности, но слабое бронирование сделало их устаревшими еще до начала постройки. Почти полное отсутствие горизонтальной защиты в то время, когда увеличилась разрушительная мощь авиабомб и падающих под большим углом снарядов при стрельбе с дальних дистанций, делали эти корабли чрезмерно уязвимыми от огня тяжелых орудий и, без всякого сомнения, их нельзя было использовать в боевой линии. Неудачный выбор главных характеристик основывался на концепции, которая была бы к месту лет на 25 раньше. Повидимому, ответственность за решение построить такие линейные крейсера всецело лежит на Гитлере, который всегда тяготел к большим кораблям. Он видел в них грозного противника силам эскорта союзных конвоев в Европу. Но сами немцы считали крейсера «О”, «Р” и «Q” совершенно неудачными по концепции. В профессиональных кругах этот проект был известен под названием «Ohne Panzer Quatsch” – «безбронный нонсенс”. В то же время разделение на отсеки проектировалось более тщательно, чем на всех других германских кораблях. Дополнительное использование водовыталкивающего материала в пустых бортовых отсеках отчасти компенсировало слабость брони и ПТЗ и явилось позитивным шагом в германском военном кораблестроении.

Учитывая правильность решения использовать орудия крупного калибра, следует все же признать, что среднее и зенитное вооружение было явно недостаточным. Установка батарей универсальных орудий позволила бы значительно сэкономить вес и улучшить огневую мощь. Увы, германская промышленность так и не смогла освоить выпуск хорошего универсального орудия, отчего пострадал весь проект этих, и не только этих, кораблей.

Отсутствие в германском флоте авианосцев вытекало из неправильной оценки самолета как фактора войны на море. Вторая мировая война показала, что постройка любого крупного артиллерийского корабля в ущерб строительству авианосцев была ошибкой. Особенно это касалось таких, как тип «О”, морально устаревших кораблей, имевших большие размеры и высокую стоимость при слабых средствах ПВО. Напрашивается вывод, что крейсера типа «О” были бы очень быстро выведены из строя и в конце концов уничтожены авиацией.

Вспыхнувшая война перечеркнула планы нацистов. Программы строительства надводных кораблей пришлось свернуть, и в сентябре 1939го Гитлер мог противопоставить 22 английским и французским линкорам и линейным крейсерам лишь 11дюймовые «Шарнхорст” и «Гнейзенау” («карманные линкоры” не в счет).

Таким образом, единственными полноценными линкорами в составе германских ВМС были два корабля типа «Бисмарк”. Следует отметить, что в морской исторической литературе «Бисмарк” и «Тирпиц” нередко именуют чуть ли самыми мощными линкорами в мире. Причин тому несколько. Во-первых, так заявляла пропаганда нацистов. Во-вторых, ей подыгрывали англичане, дабы оправдать не всегда успешные действия своего многократно превосходящего по силе флота. В третьих, рейтинг «Бисмарка” сильно повысила, в общемто, случайная гибель «Худа”. Но в действительности на фоне своих собратьев германские сверхлинкоры выделялись не в лучшую сторону. По бронированию, вооружению и противоторпедной защите они уступали и «Ришелье”, и «Литторио”, и «Саут Дакоте”, не говоря уже о «Ямато”. Слабыми местами «немцев” были капризная энергетика «неуниверсальность” 150мм артиллерии, несовершенные радиолокационные средства. Что же касается «Шарнхорста”, то он обычно подвергается критике, что опять — таки не совсем справедливо. Хотя он и обладал теми же недостатками, что и «Бисмарк” (к которым поначалу добавлялась неважная мореходность, заставившая перестроить носовую часть корпуса), но, благодаря меньшим размерам, в соответствии с критерием «стоимость эффективность” он заслуживает неплохой оценки. К тому же надо учитывать, что это был второй в мире (после «Дюнкерка”) осуществленный проект быстроходного линкора, по времени опередивший своих более мощных «братьев по классу”. А если бы «Шарнхорст” удалось перевооружить шестью 380мм орудиями, то он вообще мог бы считаться очень удачным линейным крейсером, превосходящим британский «Рипалс” почти по всем параметрам.

А теперь, на наш взгляд, необходимо определить, какими кораблями были немецкие тяжелые артиллерийские корабли. Совершенно четко прослеживается связь между проектами типов «Дойчланд” и «Гнейзенау”, которые были истребителями торговли, хотя и со специфическими чертами. «Шарнхорст” и «Гнейзенау” своими действиями доказали, что они являются рейдерами, непригодными к артиллерийскому бою с линейными кораблями противника. Хотя, можно сделать оговорки на счет тяжелых артиллерийских кораблей противников – с «Дюнкерком” немецкие линейные крейсера еще могли потягаться на равных.

Но, если «Гнейзенау” можно с большой долей уверенности назвать рейдером, то есть всетаки больше крейсером, чем линкором, с парой типа «Бисмарк” дело обстоит сложнее. Концепцию крейсерской войны никто не отменял, план, принятый Гитлером в начале 1939 года так же подразумевал помимо решительного боя с силами флота противника действия на коммуникациях. А если вспомнить, что ядро флота должно быть мощным, но небольшим, то становиться ясно, даже не глядя на ТТХ и историю боевого применения «Бисмарка” и «Тирпица”, кем были эти два последних линкора Третьего Рейха. У немцев в период между мировыми войнами линкоры превратились в очень большие крейсера, в рейдеры, в истребители торговли, способные вести бой на равных с любым противником.

Поэтому, возвращаясь к началу этого параграфа, нам кажется вполне уместным использование другого заглавия: «Постепенная эволюция немецкого рейдера», без уточнения классности этого корабля, потому как все они, единые по духу, различны по классификации – от тяжелого крейсера, до линейного корабля, включая класс линейных крейсеров (с определенной долей условности).

Линейный корабль «Тирпиц» - это второй линкор, который входил в состав военно-морских сил Третьего рейха. Это линкор типа «Бисмарк». Данный линкор не практически не принимал участия в боевых действиях, но его присутствие значительно угрожало конвоям в Норвегии для СССР да и ко всему он держал в железном кулаке достаточное количество сил флота Англии. Ленейный корабль «Тирпиц» длительное время пытались уничтожить, но успех пришел лишь в ноябре 1944 года, когда его атаковали сверхтяжелыми бомбами класса «Tallboy» с воздуха.

Линкор «Тирпиц» спустили на воду в апреле 1939 года. Назван он был в честь основоположника современного флота Германии - адмирала Альфреда фон Тирпица. Изначально «Тирпиц» планировалось использовать в качестве рейдера, который должен бы был нападать торговые суда и караваны противников на Севере Атлантического океана. Но, исходя из судьбы корабля «Бисмарк», Гитлеру пришлось разочароваться в возможностях флота над водой и потому корабль «Тирпиц» применялся достаточно редко.

В начале (январе) 1942 года корабль «Тирпиц» компандование отправило в воды Норвегии для ведения «охоты» на северные конвои в Россию и для проведения противодействия операции, организованной при использовании коммандос Британии на острове Вогсёй. В том же месте корабль Тирпиц и отсаивался практическу всю ВОВ. Но, как известно, простое присутствие корабля «Тирпиц» сковывало железной цепью большие морские силы флота Великобритании. Иными словами - флот Великой Британии учитывал возможную угрозу со стороны линкора и постоянно проводил операции по уничтожению данного линкора. Таких операций было проведено аж 14, а сам линкор «Тирпиц» провел всего лишь три наступательные операции. В итоге этих операций военный корабль «Тирпиц» был потоплен силами британского флота 12 ноября 1944 года в Тромсё при авианалете, в котором было использовано сверхтяжелые бомбы «Толлбой», весом в 5 тонн.

Когда война окончилась, обломки с корабля прямо на месте разломала и распродала компания из Норвегии. Практически весь корабль разрезали на части и вывезли. На месте затопления осталась лишь значительная часть носовой части корабля «Тирпиц».

В истории Второй мировой войны боевое взаимодействие стран – участниц антигитлеровской коалиции занимает особое место. Далеко не все эпизоды этого сотрудничества ныне известны широкой общественности, в том числе потопление самого мощного корабля германского флота.

1943 год. Командование британских королевских ВМС по-прежнему опасается ударов кригсмарине на севере – там, где проходят маршруты знаменитых арктических конвоев, доставляющих в СССР вооружение, военную технику, боеприпасы, продовольствие и многое другое. В конце августа в Лондоне узнают о подготовке немцами масштабной операции с участием линкоров, включая крупнейший из них – «Тирпиц».

Поврежден, но все еще опасен

«Тирпиц» почти не покидал базы оккупированной вермахтом Норвегии, поскольку Гитлер опасался за судьбу линкора после гибели однотипного с ним «Бисмарка». И тем не менее он представлял немалую потенциальную угрозу союзным арктическим конвоям, сковывал значительные силы британских ВМС.

Англичане старались не спускать глаз с «Тирпица». По договоренности с советским руководством на аэродром Ваенга-1, расположенный неподалеку от Мурманска – в 275 километрах за Полярным кругом, перелетело 543-е авиаразведывательное звено королевских ВВС – три «фотоспитфайера», которые пилотировали майор Робинсон, лейтенанты Диксон и Кенрайт. Летчики подчинялись непосредственно британской военной миссии в Полярном. Через нее они получали задания и на разведку в интересах Северного флота. С сентября по ноябрь 1943-го самолеты звена совершили 50 полетов над основными военно-морскими базами немцев в северной Норвегии.

Кстати, бдительные «компетентные органы» не раз докладывали командующему Северным флотом адмиралу Арсению Головко, что англичане ведут фотосъемку и советской территории. Но штаб СФ не шел на обострение отношений с союзниками.

Чтобы вывести «Тирпиц» из строя, британцы спланировали атаку сверхмалых подводных лодок. Операция прошла успешно. 22 сентября 1943 года корабль получил серьезные повреждения в результате применения мини-субмаринами подрывных зарядов. Бронированный гигант поставили на ремонт, завершившийся лишь к весне 1944-го.

В ноябре 1943 года самолеты британского авиазвена передали 118-му разведывательному полку ВВС Северного флота. Английские пилоты возвратились на родину. Однако лейтенанту Диксону спустя четыре месяца предстояло вновь прилететь в Ваенгу…

Упреждающие налеты

1944 год. Масштабное наступление Красной армии на Восточном фронте требовало новых поставок. Между тем высадка западных союзников в Нормандии предполагала использование огромного числа плавсредств, занятых перевозкой грузов в СССР. Решить эти задачи удалось бы только поэтапно: сначала перебросить в Мурманск и Архангельск максимальное количество всего необходимого советским войскам, а затем задействовать суда в десантной операции в Европе. При принятии этого решения учитывалось и увеличение летом на севере светлого времени суток.

Итак, с января по май 1944-го по северному маршруту отправляются крупнейшие за всю войну караваны (следующий конвой взял курс на Россию лишь в середине августа). Но британское адмиралтейство не без оснований опасалось, как бы они не оказались добычей кригсмарине, ведь ремонт «Тирпица» близился к концу. В Лондоне на сей раз решили попытаться уничтожить линкор ударом с воздуха.

В марте 1944-го для активизации наблюдения за «Тирпицем» в Ваенгу-1 опять перебросили звено разведывательных «Спитфайеров». Майор Фурнис, лейтенант Сирг и уже знакомый нам лейтенант Диксон регулярно снабжали английскую миссию и штаб Северного флота добытой информацией. А вскоре в ходе авианалета главный корабль германских ВМС был выведен из строя на четыре месяца.

На исходе мая британских летчиков отозвали домой, а их машины, как и в предыдущем случае, получил наш 118-й авиаполк.

В июле и августе 1944 года необычайно живучего бронированного монстра Третьего рейха атаковали английские самолеты с «плавающих аэродромов». Безуспешно. С учетом этих неудач в сентябре в Лондоне разработали новую, обстоятельно продуманную операцию с целью потопления «Тирпица». Она получила название «Параван» (Paravane).

Курс на Архангельск

План предусматривал следующее: британские тяжелые бомбардировщики «Ланкастер» перелетают на советские авиабазы, стартуют оттуда, направляются в Норвегию и сбрасывают на немецкий линкор сверхмощные бомбы «Толлбой» (Tallboy) конструкции британского инженера Барнса Уоллиса весом более пяти тонн. Удар с данного направления по замыслу англичан явился бы полной неожиданностью для противника.

Для участия в операции были отобраны лучшие подразделения королевских ВВС: 9-я эскадрилья подполковника Бэйзина, совершившая первые налеты на Берлин, и 617-я эскадрилья, летчиков которой за подрыв гидротехнических сооружений на Рейне назвали разрушителями дамб. Ими командовал подполковник Тейт, трижды удостоенный ордена «За боевые заслуги» – одной из высших наград Великобритании. Возглавлял авиасоединение полковник Макмаллен.

В экипажах не было ни одного пилота, летавшего над Германией менее 60 раз. Все летчики имели награды или особые поощрения. В Лондоне не сомневались: атака обречена на успех.

11 сентября 1944 года ровно в 21.00 с аэродрома Лузимаут поднялся в небо 41 самолет, взяв курс на Архангельск. Через десять часов представитель британской миссии на севере капитан Уокер уведомил командование Беломорской флотилии о перелете соединения «Ланкастеров».

Для расселения англичан к аэродрому Ягодник близ Архангельска подогнали старенький пароход «Иван Каляев». (Замечу в скобках: судно носило имя эсера-террориста, убившего в 1905 году великого князя Сергея Александровича – дядю императора Николая II. И… родственника британского королевского дома. Но о подобной «мелочи» в Москве не подумали. В Лондоне же на нее, похоже, решили не обращать внимания.) На берегу оборудовали две большие землянки на 50 человек. Но когда выяснилось, что вместо ожидаемых тридцати самолетов прибудут свыше сорока да еще и с пассажирами (всего 334 человека), в течение суток вырыли и обустроили еще пару землянок. В каждой установили радио, провели телефон. В распоряжение гостей с Туманного Альбиона выделили два катера для связи с городом и два одномоторных самолета.

12 сентября в 6.00 над Ягодником показался первый «Ланкастер» капитана Прайера. Не отвечая на приветствия после приземления, летчик бросился к радиостанции. Из-за плохой погоды, но главное – из-за несоответствия частот позывных советского радиомаяка и английских радиоприемников «Ланкастеры» шли на посадку вслепую, без корректировки. Вот почему из 41 самолета на Ягодник сел лишь 31 бомбардировщик, а 10 машин очутились в других местах. К счастью, никто из летчиков серьезно не пострадал, но все эти самолеты требовали мелкого ремонта.

Больше всех не повезло экипажу лейтенанта Кили, угодившему в болото возле деревни Талаги. Сюда пришлось сбросить парашютиста-проводника, который вывел пилотов к реке, откуда их эвакуировал гидроплан. Четыре «Ланкастера» спустя несколько часов самостоятельно перелетели на Ягодник. На шести машинах повреждения устраняли на месте посадки.

Операция «Параван»

Советские авиаторы получили возможность познакомиться с лучшими летчиками и бомбардировщиками Соединенного Королевства. «Ланкастеры» заслужили высокую оценку. Каждый, кто осматривал самолеты, составил для штаба авиации флота подробный отчет. Особое внимание обращалось на прицел и модернизированный астрограф, который автоматически вычислял координаты нахождения машины, отмечая их на самодвижущейся пленке и карте штурмана.

Не ускользнули от глаз наших специалистов и два локатора, а также лючок с правой стороны носовой кабины. Удалось выяснить, что он предназначен для выбрасывания фольги, нейтрализующей луч вражеского локатора. Одним словом, отечественные пилоты и инженеры открыли для себя много интересного.

Готовясь к операции, командиры британских эскадрилий совместно с советскими штабными офицерами занимались уточнением маршрута. Экипажи отдыхали.

15 сентября 1944 года в 4.37 утра самолет «Москито» капитана Уотсона вылетел на разведку погоды в районе цели. Над Каа-фиордом небо было чистым. Как только об этом узнали на Ягоднике, в воздух поднялись 28 «Ланкастеров». Среди пилотов царило приподнятое настроение.

В 10.00 самолеты легли на курс. На борту – 21 сверхмощный «Толлбой» и 72 двухсоткилограммовые бомбы. В 13.57 вышли на цель. Вражеские зенитки молчали. Неожиданно одна из машин, летевшая слева от флагманского «Ланкастера», выпала из строя и устремилась на «Тирпица». Общий порядок оказался нарушенным. Ведущий – подполковник Тейт вынужден был повести бомбардировщики на второй круг. Нанести удар внезапно не получилось. Противнику хватило двух минут, чтобы поставить дымовые завесы. На втором заходе бомбы сбрасывали как придется.

В 14.04 самолеты направились на аэродром Ягодник, где и приземлились через три часа. В Англию последовала только одна машина, на которой находились военные корреспонденты, следившие за ходом налета.

Позднее стало известно: в результате взрыва одной из бомб в обшивке линкора образовалась пробоина размером 10 на 14 метров, в которую хлынула вода. На основании агентурной информации, поступившей из Норвегии, а также фотографий авиаразведки специалисты определили: на восстановление «Тирпица» уйдет не менее девяти месяцев.

Таким образом, операция «Параван» успешно завершилась. «Короля океанов» вывели из строя. За высокую организацию обеспечения британских эскадрилий командующий Беломорской флотилией вице-адмирал Юрий Пантелеев и еще два советских офицера были награждены английскими орденами.

Последний удар

Самолеты союзников покидали Архангельск группами. Пилоты королевских ВВС прощались с Россией с чувством исполненного долга. Остававшиеся экипажи коротали время на экскурсиях по городу, а вечерами – на танцах в аэродромном клубе и за просмотром советских фильмов. Кое-кто пытался ухаживать за русскими девушками, о чем незамедлительно узнавали особисты.

27 сентября в 22.00 состоялась торжественная церемония прощания с англичанами, улетавшими последними. Шесть аварийных «Ланкастеров» безвозмездно передавались советской стороне. Два отремонтированных самолета послужили в ВВС Северного флота. Их конструкция и аппаратура были тщательно изучены. Позднее эти данные пригодились при создании стратегической авиации СССР.

Ну а какова же дальнейшая судьба «Тирпица»?

12 ноября 1944 года 32 «Ланкастера» все тех же 9 и 617-й эскадрилий стартовали с территории Великобритании и полетели на север Норвегии. Здесь, в бухте близ портового города Тромсе базировался германский линкор. Для того чтобы самолеты смогли достичь объекта атаки, нанести удар и вернуться обратно, на них установили дополнительные баки и сняли верхнюю турель.

В ходе операции три бомбы «Толлбой» попали в цель, а две разорвались рядом с линкором. Сильнейший взрыв сорвал одну из орудийных башен корабля. Он перевернулся вверх килем и затонул. Из находившихся в тот момент на «Тирпице» 1700 членов экипажа погибли тысяча человек, включая командира – капитана-цур-зее (капитан 1-го ранга) Роберта Вебера.

В 1944 году, глубокой осенью, из сообщений Совинформбюро граждане СССР узнали радостную новость. Британские бомбардировщики затопили в малоизвестном норвежском фьорде неподалеку от порта Тромсё германский линкор «Тирпиц». История битвы подробно не излагалась, но понятно было, что произошло это не с первой попытки, охота за кораблем велась долго и, наконец, увенчалась успехом. Гибель досаждавшей союзникам боевой единицы кригсмарине приблизила час общей победы и высвободила силы Королевских ВМС для операций на территории других морских театров военных действий.

Морской исполин

Ничего подобного Германия не строила - ни раньше, ни позже. Линкор «Тирпиц» не был самым большим в мире кораблем, но и маленьким его назвать трудно. Заявленное водоизмещение составляло 35 тыс. тонн, но в реальности оно превышало 50 000. Три винта, вращаемых силовой установкой мощностью свыше 138 тыс. л. с., толкали эту махину. Это был рейдер, то есть корабль, предназначенный для охоты за отдельными судами и конвоями в радиусе 10 тыс. миль. Скорость превышала 30 узлов. Дюжиной котлотурбинных установок нагружались турбозубчатые агрегаты, по одному на винт. Длина корабля - 251 метр, ширина в максимальном сечении - 36 м при осадке 10,6 м. Экипаж - почти 2100 матросов и офицеров. Линкор-гигант «Тирпиц» олицетворял собой доктрину адмирала Редера, согласно которой успех на морском театре военных действий определялся мощью надводного флота. Этого же мнения придерживался тогда и канцлер Адольф Гитлер, загипнотизированный огромностью дредноута. Позже выяснилось, что фюрер ошибся, но было поздно.

О названии

Корабль назвали в честь Альфреда фон Тирпица - выдающегося деятеля германской политики и видного флотского руководителя. Дворянский титул будущий контр-адмирал получил в 1900 году, в 50-летнем возрасте, как награду за многие труды на благо родной державы. Он проявил себя видным теоретиком и геополитиком, разработав план реконструкции германских ВМС, не предполагавший, однако, его чрезмерного наращивания. На момент начала Первой мировой войны силы кригсмарине, помимо других кораблей, располагали семью дредноутами, двадцатью пятью крейсерами, двадцатью линкорами и четырьмя десятками подводных лодок (примерно в 2,5 раза меньше, чем у Британского флота, но достаточно, чтобы ему активно противостоять). Именно на субмарины автор плана возлагал особые надежды, но убедить тогдашнее руководство Германии в своей правоте так и не смог. По иронии судьбы линкор «Тирпиц» также не соответствовал представлению покойного контр-адмирала о будущем морских сил и характере грядущих сражений. Следует также отметить тот факт, что во всех смыслах незаурядный деятель умер в 1930 году, до прихода к власти национал-социалистов. Фашистом, несмотря на милитаристские убеждения (для военного человека вполне естественные), фон Тирпиц не был.

Как появился «Тирпиц»

Вообще-то, если бы Германия, возглавляемая Гитлером, придерживалась условий Версальского договора, то кораблей подобного класса она бы не строила. У страны не было права спускать на воду военные суда тяжелее 10 тыс. т. Обычно такому водоизмещению соответствовали крейсера, как правило, вооруженные орудиями калибра 203 мм. Именно эта неточность, прописанная в договоре небрежно, и позволила немцам построить совершенно нетипичные боевые единицы, переломившие ситуацию. Класс «карманных линкоров» характеризовался небольшим водоизмещением (чуть более 10 тыс.) и сверхмощным вооружением (6 орудий калибра 280 мм). Их было три: «Адмирал граф Шпее», «Адмирал Шеер» и «Дойчланд», их заложили в 1934 году, и уже тогда стало ясно, что Гитлер не собирается соблюдать условия Версаля, так как водоизмещение кораблей превышало установленный лимит в 10 тысяч тонн, хотя пока еще незначительно. Весной 1939 года встал в строй линкор «Тирпиц». И линкор «Бисмарк» тоже. Это были однотипные корабли, они готовились для войны, развязанной вскоре.

Панцирь «Тирпица»

Как настоящее тевтонское божество, корабль был закован в прочный панцирь. Его корпус опоясывала броня, защищавшая погреба башен более чем на две трети его общей высоты при толщине от 170 до 350 мм. Имелись и две бронепалубы (50 и 80 мм). Оконечности также были прикрыты (нос 50 мм, корма 80 мм). Барбеты (защита башен) толщиной 340 мм обеспечивали неуязвимость расчетов во время боя. Средний калибр также имел броню, в том числе наклонную, до 20 мм. На 5 м 40 см стальные листы уходили ниже ватерлинии для уменьшения опасности торпедных возможных атак. В общем и целом новейший и крупнейший немецкий линкор «Тирпиц» обладал рациональной и мощной защитой от всех возможных видов противокорабельных вооружений своего времени. Забегая вперед, можно констатировать, что это никак не сказалось на его печальной судьбе.

Оружие

По огневой мощи линкор значительно превосходил большинство мировых аналогов. На четырех башнях, размещенных на носу и корме, были попарно смонтированы орудия главного калибра (380 мм). Кроме них, артиллерия была представлена вспомогательными огневыми точками: шестью 150 мм пушками, восьмью 105-миллиметровыми, столько же имелось зенитных установок (37 мм). Вооружение несколько раз менялось, этому способствовала значительная степень унификации монтажных размеров.

Линкор «Тирпиц» имел и авиакрыло, представленное шестью гидропланами, запускаемыми со спаренной катапультной площадки. Самолеты осуществляли морскую разведку, поиск подводных лодок противника, а при необходимости могли их атаковать глубинными бомбами и крупнокалиберными пулеметами (если субмарина находилась в надводном положении).

По своей вооруженности корабль мог поспорить с любым судном антигитлеровской коалиции. Но судьба линкора «Тирпиц» сложилась так, что стрелять из своего главного калибра ему довелось совсем немного и только по береговым целям.

Обстановка в Атлантике

Весной 1941 года немецкое командование прилагало огромные усилия (небезуспешные) к морской блокаде Британских островов. День 24 мая стал черной датой в истории Королевских ВМС. Линкор «Бисмарк» метким огнем (возможно, случайно) сумел уничтожить крейсер «Худ» - гордость английского флота. В бою и немецкий рейдер получил повреждения, ухудшившие его ходовые характеристики, в результате чего был настигнут британской эскадрой, обстрелян, атакован торпедами и потоплен. Успех сопутствовал англичанам, но после осознания опасности, которую представляли немецкие линкоры, они стали относиться к ним опасливо, избегая прямых столкновений, но непрерывно стараясь их уничтожить.

Немцы, потеряв «Бисмарк», тоже испытали некий ступор. Из опасения потерять последний дредноут они берегли линкор «Тирпиц», пряча его в норвежских фьордах. Но оружие создано для войны, и развязка неизбежно должна была наступить, рано или поздно.

Досаждающий линкор

После неудачного и практически бесполезного похода на Шпицберген (сентябрь 1942 года), во время которого была подвергнута артиллерийской бомбардировке прибрежная часть острова и угольные шахты, рейдер простаивал почти без дела в оккупированной нацистами Норвегии. Англичане знали об этом, и готовили секретную миссию, перед которой ставилась задача потопить линкор «Тирпиц». Досаждал корабль и советским морякам: он совершал вылазки, препятствующие прохождению конвоев, идущих с грузами военного назначения из США в Архангельск и Мурманск. Во время этих рейдов немецкий корабль атаковался британской авиацией и подводными лодками союзников, но без успеха.

Суть операции, запланированной английским адмиралтейством, сводилась к тому, чтобы потопить линкор особыми подлодками типа «X-6» и «X-7» очень малого тоннажа.

Операция «Титул»

Вообще-то план был не первым, попытки осуществлялись и ранее. Например, в самом конце октября 1942 года вступила в завершающую фазу операция «Титул», в ходе которой две управляемых подводными пловцами торпеды должны были поразить вражеский корабль. Буксир, замаскированный под траулер, доставлял эти снаряды на минимальное расстояние, а затем они следовали к цели, ведомые особыми пилотами, рисковавшими жизнью не в меньшей степени, чем японские смертники «кайтэн».

Во фьорд Тронхеймс катер проникнуть смог, но операция прошла неудачно - помешала непогода. Сильная волна сорвала торпеды с троса на дистанции всего десять миль от линкора. Буксир пришлось затопить, немцы его немного позже обнаружили и поняли если не весь план, то, по крайней мере, то, что против «Тирпица» нечто замышляется.

«Источник»

В сентябре 1943 года операция, носящая название Source («Источник»), прошла гораздо успешнее. Три мини-субмарины, имевших коды «X» от 5 до 7, были отбуксированы обычными подводными лодками к месту базирования «Тирпица» (фьорд Альтен). Первую из них немцы сумели обнаружить и потопить, две других задачу выполнили: они выпустили мины весом по 2 тонны под самым днищем линкора. Результаты взрывов оказались плачевными для корабля, он получил многочисленные повреждения. Третья башня, получив колоссальный импульс, утратила способность вращаться, одна турбина сорвалась со своей станины, шпангоуты искривились. Перестали работать многие важные приборы управления огнем и навигации. После осмотра стала очевидной практическая неремонтопригодность корабля. Немецкие технические службы потратили много сил и ресурсов, пытаясь восстановить линкор «Тирпиц». Характеристики прежними уже быть не могли. Англичане об этом не знали.

Другие попытки

Попытки добить крупнейший немецкий корабль продолжались в 1944 году. В ходе операции «Вольфрам» (Tungsten) были задействованы морские силы. Согласованный с ними удар авиации привел к дополнительным повреждениям и гибели части экипажа (123 человека), но конечной цели не достиг. Еще несколько акций с устрашающими названиями («Когти Тигра», «Талисман» и другие) оказались даже менее результативными. План «Гудвуд» вообще стал безуспешным по причине скверной видимости в оперативном районе. Использование авиабазы Ягодник (Архангельская обл.), как и применение особых пятитонных бомб «Высокий мальчик» (Tallboy), повысило возможности британской авиации. На тот момент «Тирпиц» фактически уже представлял собой стационарную артиллерийскую плавучую батарею, занимавшую малозначимую позицию вблизи норвежского города Тромсё. Корабль бомбили часто, и в конечном счете 12 ноября добили его. Последний бой линкора «Тирпиц» произошел в бухте Хокейботн, там же он затонул. Из 1700 членов команды спаслись семьсот, остальные ушли на дно.

Лунинская версия

События, произошедшие возле острова Рольвсё 5 июля 1942 года, трактуются сегодня неоднозначно. Советская подводная лодка «К-21» под командованием капитана третьего ранга Н. А. Лунина осуществила попытку уничтожения крупной морской надводной цели четырьмя торпедами. Условия атаки были сложными, убедиться в результативности пусков экипаж не мог. Акустики засекли два взрыва, но произошли ли они по причине попадания в неприятельский корабль, или торпеды детонировали от столкновения с каменистым дном, достоверно не известно. Документы, ставшие достоянием союзных держав после краха гитлеризма, не подтверждают ущерба, нанесенного немецким кораблям подводной лодкой «К-21». Таковы сухие факты.

Другое дело - художественная литература. О том, как Лунин атаковал линкор «Тирпиц», написал известный литератор Валентин Пикуль. По его версии, именно действия советских подводников стали решающим фактором, обусловившим гибель флагмана кригсмарине.

Удел историков - анализ документов. Эта работа многим кажется скучной, но именно она дает ответы на большинство вопросов, касающихся прошлого. Например, на вопрос о том, кто потопил «Тирпиц». Линкор ушел на дно после авианалета британской авиации, этот факт неоспорим. Нашим героическим подводникам чужой славы не нужно, им хватает своей.

Рекомендуем почитать

Наверх