Анализ стихотворения Лермонтова «Смерть поэта. Смерть поэта анализ стихотворения по плану (Лермонтов М. Ю.) Тема произведения смерть поэта

Математика 24.10.2023
Математика

М.Ю. Лермонтов написал стихотворение «Смерть поэта» в возрасте 23 лет, в тот ужасный год, когда Россия потеряла своего самого великого гения – А.С. Пушкина (1837). 9 февраля весть о дуэли поэта дошла до Лермонтова, и в тот же день стихотворение в списках распространилось по Петербургу. Пушкина оплакивали не только родственники и люди его круга, но и простой народ - все, кто когда-либо читал его произведения.

И поэтому стихи Лермонтова нашли отклик в душах миллионов людей. По словам литературного критика И.И. Панаева, «стихи Лермонтова на смерть поэта переписывались в десятках тысяч экземпляров, перечитывались и выучивались наизусть всеми». Конечно, они дошли и до властей, которые были глубоко оскорблены обвинениями Лермонтова и не замедлили отправить незадачливого поэта в ссылку на Кавказ.

В своём стихотворении Лермонтов искренне выразил все свои чувства и мысли по поводу смерти Александра Сергеевича. Откровенно говоря, Лермонтов считал смерть Пушкина «убийством». Он обвинял в трагической гибели поэта не только Дантеса, но и общество, причём даже в большей степени. Он укорял свет в клевете, в лицемерии, в коварных замыслах и глупых пересудах, которые и погубили поэта. «И прежний сняв венок - они венец терновый, // Увитый лаврами, надели на него:// Но иглы тайные сурово //Язвили славное чело;

Несомненно, во всём, сказанном Лермонтовым в стихотворении «Смерть поэта» есть доля правды.

Но, тем не менее, оно представляет собой именно видение Лермонтова. Образ Пушкина, созданный им, не совсем соответствовал действительности. Лермонтов считал, что Пушкин пал жертвой в борьбе с непониманием общества. «Восстал он против мнений света //Один как прежде... и убит!», «Отравлены его последние мгновенья //Коварным шёпотом насмешливых невежд, //И умер он - с напрасной жаждой мщенья, //С досадой тайною обманутых надежд.» А это уже отсылки к романтизму, от которого сам Пушкин был далёк. В этом стихотворении, как и во всех прочих, прослеживается ненависть Лермонтова к обществу, его романтическое восприятие мира. Несчастный поэт всю жизнь страдал от неудовлетворённости жизнью, от несоответствия свих идеалов реальности, и приписал эти же качества Пушкину. На самом же деле А. С. был выше общества, он, в отличие от Лермонтова, умел не замечать «клеветников ничтожных», пропускать мимо ушей злостные насмешки (подобно тому, как гордый лев не обращает внимания на мелких птичек нахально скачущих по его спине). Его творческий взгляд был устремлён в будущее, мимо хаоса и суеты, царивших в обществе.

Стихотворение «Смерть поэта» написано в форме лирического монолога, но в нём присутствуют также элементы оды и элегии. Лермонтов то гневно и жестоко бросает обвинения «свету», то пускается в грустные размышления о судьбе А.С. Пушкина. Интонация в стихотворении постоянно меняется – мы видим то яркую, возвышенную, пылкую, декламационную лексику, свойственную жанру оды; то плавную, задумчивую речь с воспоминаниями, размышлениями и сожалениями, характерную элегии.

Размер стихосложения и рифмовка также меняются в зависимости от темы и смысла строфы – размер колеблется от 4ёх до 6и стопного ямба, а рифмовка используется всех трёх видов – и перекрёстная, и парная, и опоясывающая.

Лексика в стихотворении очень богата эпитетами и метафорами: «мелочных обид», «пустых похвал», «жалкий лепет», «пустое сердце», «свет завистливый и душный» - такими жестокими эпитетами автор награждает тех, кого он считает виновным в смерти Пушкина. Эпитеты, относящиеся к поэту: «гордой головой», «свободный, смелый дар», «дивный гений» . Видно, что Лермонтов уже тогда относился к Пушкину, как к национальному достоянию. Он с возмущением говорит, что Дантес не ведал, «на что он руку поднимал». Метафоры: «невольник чести», «позора мелочных обид», «хор похвал», «судьбы приговор», «миг кровавый», «взят могилой» и т.д.

Первым произведением Михаила Лермонтова, принёсшим ему широкую известность, стало стихотворение «Смерть Поэта», хотя опубликовано оно было только спустя почти 20 лет после создания.

Это стихотворение было написано сразу же после дуэли Пушкина с Дантесом и смертельного ранения Александра Сергеевича. В те дни была создана большая часть стихотворения, кроме его последних 16 строк. Заключительные строки были дописаны уже после похорон Пушкина, когда стало известно, что часть общества, близкая к царскому двору, взяла под защиту Дантеса. На смерть Пушкина откликнулись многие поэты, но в их произведениях не было ни такого гнева, ни такого страстного обличения.

Стихотворение моментально разошлось в рукописных списках и было доставлено царю с надписью «Воззвание к революции». И автор крамольного произведения, и те, кто его распространял, были арестованы — за арестом последовала ссылка.

«Смерть Поэта» — яркий при мер публицистической гражданственной лирики с элементами философского раздумья. Основная тема — трагическая судьба Поэта в обществе. В произведении совмещены черты разных жанров: элегии, оды, сатиры и политического памфлета.

По своей структуре стихотворение состоит из нескольких фрагментов, имеющих каждый свою стилистику. Компоаиционно легко выделяются три относительно самостоятельные части.

Первая часть — печальная элегия о трагическом событии 1837 года. С первых же строк ясен подтекст стихотворения — прямым убийцей Пушкина Михаил Лермонтов называет не дуэлянта Дантеса, а высшее общество, которое насмехалось над Поэтом и унижало его. Светское общество не упускало ни одного случая, чтобы уколоть и унизить Поэта — это было своеобразной забавой. Чего стоит одно только
присвоение ему императором Николаем 1 чина камер-юнкера в 1834 году, когда Пушкину было уже 35 лет (подобного чина, как правило, удостаивались юноши, которым отводилась роль придворных пажей). В стихотворении автор доносит до читателя мысль, что убийство поэта — это неизбежное следствие его давнего и одинокого противостояния «свету».

Во второй части создан образ светского общества как некоего замкнутого круга, от которого нет спасения. Оно состоит из людей подлых и жестоких, способных на обман, предательство и коварство. Автор развивает романтический мотив противостояния героя и толпы. Конфликт этот неразрешим, трагедия неизбежна.

Михаил Лермонтов открыто говорит о лицемерии людей, которые при жизни унижали Поэта, а после его смерти надели маску скорби. Тут же присутствует намек на то, что гибель Пушкина была предопределена — «судьбы свершился приговор». По преданию, смерть на дуэли Пушкину ещё в юности предсказала гадалка и даже в точности описала внешность того, кто сделает роковой выстрел.

Но Лермонтов этим упоминанием вовсе не оправдывает Дантеса, справедливо полагая, что на его совести остаётся гибель гениального русского Поэта. Однако люди, которые разжигали конфликт между Пушкиным и Дантесом, хорошо отдавали себе отчёт в том, что на кон поставлена жизнь человека, успевшего прославить русскую литературу. Поэтому именно их Лермонтов считает истинными убийцами
Поэта. Вторая часть заметно отличается от первой настроением и стилем. В ней главной выступает скорбь о преждевременной смерти Поэта. Лермонтов даёт волю глубоко личному чувству любви и боли.

Третья часть, последние шестнадцать строк стихотворения, — это гневное обвинение, перерастающее в проклятие, Перед нами монолог с риторическими вопросами и восклицаниями, в котором проявляются черты сатиры, памфлета. И этот монолог можно назвать продолжением неравного поединка — одного против всех.

Светская «толпа» обличается трижды: в начале, ближе к концу стихотворения и в последних строках. К фигуре непосредственного убийцы автор обращается лишь один раз. Описывая убийцу Поэта, Лермонтов даёт точные приметы Дантеса:
… издалёка,
Подобный сотням беглецов,
На Ловлю счастья и чинов
3аброшен к нам по воле рока …

Чужестранец, не знавший русского Языка и презрительно относившейся к стране, в которой жил, не задумываясь, выстрелил в Поэта. Лермонтов, используя приём антитезы, противопоставляет Поэта убийце: у того «пустое сердце», он, «подобный сотням беглецов », Охотник за счастьем и чинами, презирающий чужую культуру и обычаи.

Вся последняя часть звучит как политическая декламация. Лермонтов предрекает палачам Поэта гибель и выносит им страшный приговор:
и вы не Смоете всей вашей чёрной кровью Поэта праведную кровь! Важно, что Поэт — это не только Пушкин. Оплакивая Пушкина, Лермонтов размышляет о судьбе Поэта в обществе. Лермонтов уверен, что Пушкин погиб не от пули, а от равнодушия и презрения общества. При написании этих строк Михаил Юрьевич даже не подозревал, что сам погибнет так же на дуэли — всего через несколько лет.

Средства художественной выразительности, которые выбирает Лермонтов, ПОмогают ему передать пафос стихотворения, выразить возмущение и гнев в адрес убийц и горечь личной потери. Вот какие эпитеты найдены для этого: свободный, смелый дар; пустое сердце; дивный гений; миг кровавый; глухая ревность; чёрна» кровь; жалкий лепет; коварный шёпот; ничтожные клеветники.

Лермонтов использует сравнения: Поэт « угас, как светоч»; увял, как «торжественный венок»; погиб, «как тот певец … воспетый им … » (сравнение с Ленским — персонажем из романа в стихах «Евгений Онегин»). Можно отметить также перифразы (Угас …дивный гений, / Увял торжественный венок), метафоры (на ловлю счастья и чинов; Свободы, Гения и Славы палачи; жалкий лепет оправданья; злобно гнали … дар; И прежний сняв венок — они венец терновый, / Увитый лаврами, надели на него); ассонансы (поникший гордой головой) и аллитерации
(пал оклеветанный молвой).

В стихотворении много риторических вопросов. Такие вопросы ставятся не для того, чтобы получить на них ответ, а чтобы заострить внимание: «Зачем … / Вступил он в этот свет завистливый и душный / Для сердца вольного и пламенных страстей? / Зачем он
руку дал клеветникам ничтожным, / Зачем поверил он словам и ласкам ложным, / Он, с юных лет постигнувший людей?».

План

  1. История создания
  2. О чем данное стихотворение?
  3. Главная идея стихотворения
  4. Способ стихосложения

История создания

Анализ стихотворения Лермонтова «Смерть поэта» следует начинать с произошедших исторических событий, которые привели Лермонтова к написанию данного произведения. В январе 1837 года умирает Александр Сергеевич Пушкин. Весть о смерти такого талантливого человека, как Пушкин в его расцвете сил очень сильно потрясла Михаила Юрьевича. Трагическая кончина при довольно нелепых обстоятельствах не давала Лермонтову покоя. В порыве отчаяния и жажды справедливости автор пишет стихотворение «Смерть поэта». Бытует мнение, что в данном произведении Лермонтов выражает свое несогласие с политикой государства и многих высокопоставленных чиновников, оправдывающих поведение убийцы А.С. Пушкина.

Данное произведение было написано в таком приемлемом для русского человека жанре, что сразу стало любимым и известным среди широкого круга читателей. Произведение переписывали, цитировали и заучивали наизусть. Несмотря на то, стихотворение посвящается гибели конкретного человека, судьба которого оборвалась трагическим образом, поэт вкладывает в свое творение и вечный вопрос противостояния добра и зла, темных и светлых сил. В произведении «Смерть поэта» жизненный путь Пушкина представляется как многочисленные судьбы миллионов талантливых людей, ушедших из жизни очень рано.

О чем данное стихотворение?

Стихотворение «Смерть поэта» описывает не справедливую и раннюю гибель молодого и талантливого автора. Условно все стихотворение можно разделить на две половины. В первой половине идет полное описание трагической кончины А.С. Пушкина в 1837 году. Если внимательно вчитаться в написанные строки становится явным несогласие Лермонтова с позицией высшего общества, не раз критиковавшего и насмехавшегося над Пушкиным. В данном произведении Лермонтов осуждает надменное отношение высшего общества к талантливому поэту.

Вторая половина произведения написана как насмешка над виновниками в смерти поэта. Недаром высмеивающих творчество Пушкина Лермонтов называет «надменными потомками» прославленных отцов. Поэт выражается против стоящего в обществе мнения и говорит о Суде Божьим, который нельзя купить. К тому же в своем творении поэт говорит об обязательном наказании, ожидающем виновника в смерти Пушкина.

Жанр

Анализируя стиха «Смерть поэта» Лермонтова можно без сомнения разглядеть в его строках не только трагичность, но и моменты сатиры. И действительно лирическое произведение выдержано в жанре совмещающим элегию и сатиру. Драматичность происходящих событий, связанных с гибелью Пушкина, в полной мере раскрывается в первой части стихотворения. Элементы сатиры и даже сарказма присутствуют в последних 16 строках произведения. Такое редкое совмещение двух противоположных по значению элементов жизненного уклада, как элегия и сатира, наилучшим образом отражают состояние внутреннего мира Лермонтова. Трагичность, связанная с гибелью Пушкина, как великого таланта России, сменяется призрачным отношением к мнению общественности, не стоящей частицы погибшего человека.

Главная идея стихотворения

Идейный смысл бессмертного произведения Лермонтова «Смерть поэта» заключается в протесте автора сложившейся общественной позиции, покрывающей преступника и безразличной к утрате литературного гения. Гибель Пушкина, как противника застоялым взглядам богатого общества, Лермонтов соединяет с восстанием против устаревших взглядов на миропонимание и происхождение человека.

В своем творении «Смерть поэта» Лермонтов темой и движущей силой общества считает богатые устои приближенных к государю лиц. Восставшего против такого неправильного понимания мира Пушкина общество игнорировало и избегало. Постигшее одиночество и нелепая смерть талантливого человека поджигает внутренний огонь противостояния и защиты в душе молодого Лермонтова. Михаил Юрьевич понимает, что противостоять одному против целого общественного уклада довольно сложно, но Пушкин осмелился и не убоялся гнева высокопоставленных чинов. Этим стихотворением Лермонтов показывает виновность общества в смерти поэта.

Способ стихосложения

Несмотря на трагичность и сарказм, преобладающие в произведении, Лермонтов использует многочисленные приемы стихосложения. В произведении четко видны сравнения: «Угас, как светоч», «Увял торжественный венок». Жизнь Пушкина автор стихотворения связывает со свечой, освещающей путь, но угасшей слишком рано. Вторая половина стихотворения насыщена антитезами между светом поэта и тьмой общества. Применение эпитетов: «пустое сердце», «миг кровавый» и метафор: «жалкий лепет оправданья», «на ловлю счастья и чинов заброшен» добавляет произведению дополнительную художественную выразительность.

После прочтения данного произведения в душе остается отзыв смерти поэта и противостояние неправильной гибели таланта.

Самые популярные материалы июля для 9 класса.

Выстрел, прозвучавший 27 января 1837 г. на Чёрной речке громким эхом отозвался по всей России. Убит величайший поэт России. Родившееся немедленно после смерти Пушкина стихотворение Лермонтова «На смерть поэта», стало обличением и непосредственного убийцы, и всего светского общества, способствовашего такому развитию событий. Гибель поэта глубоко потрясла Лермонтова, ведь буквально в эти дни он собирался лично встретиться и ближе познакомиться с великим поэтом.

Стихотворение нашло горячий отклик в сердцах людей, оно переписывалось, расходилось в сотнях списков. Такая реакция встревожила царя, последовала незамедлительная высылка Лермонтова на Кавказ, были наказаны многие из тех, кто популяризировал эти стихи.

Тема конфликта

В порыве отчаянного негодования родилось это произведение. Здесь была написана вся правда об истинных причинах гибели Пушкина, та, которую боялись, опасались сказать вслух и его близкие -Дантес лишь инструмент в руках хитрого и могущественного мастера. По всему стихотворению красной нитью проходит тема конфликта поэта и общества. Как фамусовское общество отторгает Чацкого с его правдолюбием, отрицанием лести и низкопоклонства, так и высший свет отрицает Пушкина. Вынужденный жить по законам ненавистного ему общества, поэт одинок. В этом мире, которому он чужд, его ждёт смерть.

Ссора Пушкина и Дантеса, дуэль и смерть поэта - закономерный итог его жизни в обществе. В нескольких кратких фразах даёт автор чёткую характеристику участникам драмы. Всего пара фраз и мы видим перед собой образ Дантеса, пустого и хладнокровного убийцу. Действительно, «не мог понять... на что он руку поднимал». Это так. И не понимал до конца своей жизни. По воспоминаниям современников, до конца жизни Дантес представлялся многим русским гостям Франции как «тот самый Дантес, который убил вашего Пушкина». Большинство людей с возрастом мудреет, у этого же человека процесс шёл, видимо, в прямо противоположном направлении.

Несколько строк, в которых обращается Лермонтов к тем, кто распускал грязные сплетни о его жене, за спиной поэта раздувал назревавший конфликт, а теперь лицемерно поют ему хвалы, полны негодования и презренья. Нисколько не смущаясь, грозит он им грозным судом и неминуемым наказанием. Удивление и недоумение сквозит в строках, касающихся Дантеса. Как, почему русские дворяне, цвет общества, смогли стать на сторону иностранца, который особо и не скрывал своего презрения ко всему русскому, к нравам, культуре.

Структура произведения

Начало стихотворения изложено четырёхстопным ямбом. Далее оно переходит на свободный 4-6-стопный ямб, характерный для лирики Лермонтова. Построение можно назвать сложным и простым одновременно. Здесь присутствуют стилистически завершённые по форме фрагменты, подчинённые одной общей идее. Можно без труда выделить три самостоятельные части.

Гибель поэта, как закономерный итог конфликта со светом - это первая часть. Вторая часть несколько отличается. Главная тема элегия, скорбь о раннем уходе гения. Здесь чувствуется личная боль и любовь автора, наиболее отчётливо отображается образ Пушкина. И, наконец, третья часть, последние шестнадцать яростных строчек, призывающих к отмщенью.

Главная идея стихотворения - протест автора против позиции общества, ставшего на сторону преступника, равнодушной к потере гения. Восстание против устаревших пониманий на положение всех людей в обществе автор соединяет с гибелью Пушкина, как противника этих взглядов высшего общества.

Михаил Юрьевич Лермонтов очень уважал Александра Сергеевича Пушкина и любил его творчество. Он был одним из тех, кто рассмотрел в Пушкине большой талант, а в его стихах значимость, силу и неповторимый стиль. Для Лермонтова он был настоящим кумиром и примером для подражания, поэтому смерть Александра Сергеевича произвела на него очень сильное впечатление. На следующий же день после печальных событий, произошедших 29 января 1837 года, Михаил Юрьевич написал стихотворение, которое посвятил своему великому современнику - «Смерть поэта». Анализ работы показывает, что в нем автор хоть и рассказывает о трагедии Пушкина, но подразумевает судьбу всех поэтов.

Стихотворение разделено на две части. В первой рассказывается непосредственно о трагедии, произошедшей зимой 1837 года, а вторая часть является обращением к убийцам гения, своеобразным проклятием, которое посылает всему высшему обществу Лермонтов. «Смерть поэта», анализ которого показывает всю боль и отчаяние автора, является прямым обвинением всего общества, которое не ценило и унижало Пушкина при жизни, а после его смерти изображало вселенскую скорбь. Михаил Юрьевич отлично понимал, что его могут наказать за такую дерзость, но все же сдержаться и промолчать не мог.

В стихотворении используется слово «убийца», а не дуэлянт или соперник. Это объясняется тем, что Лермонтов подразумевает не самого Дантеса, а общество, подтолкнувшее Пушкина к такому поступку, разжигавшее вражду между соперниками, медленно убивавшее поэта постоянными унижениями и оскорблениями. Обо всем этом и рассказывает автор в стихотворении «Смерть поэта».

Анализ работы показывает, с какой ненавистью и злобой автор относится ко всем князьям, графам и царям. В то время к поэтам относились, как к придворным шутам, и Пушкин не был исключением. не упускало ни одного случая, чтобы уколоть и унизить поэта, это было своеобразной забавой. В 34 года Александру Сергеевичу было присвоено звание камер-юнкера, которого удостаиваются 16-летние юноши. Такого унижения не было сил терпеть и все это отравляло сердце великого гения.

Все прекрасно знали о предстоящей дуэли, но никто не остановил кровопролития, хоть понимали, что под угрозой находится жизнь человека, который за недолгую творческую жизнь сделал немалый вклад в развитие отечественной литературы. Равнодушие по отношению к жизни талантливого человека, пренебрежение к собственной культуре - все это описывается в стихотворении «Смерть поэта». Анализ работы дает ясно понять общее настроение автора.

В то же время, как показывает анализ, смерть поэта была предрешена судьбой. Еще в юности Пушкину гадалка предсказала смерть во время дуэли и подробно описала внешность его убийцы. Лермонтов понимает это, об этом гласит строчка из стиха «судьбы свершился приговор». Талантливый русский от руки Дантеса, и автор стиха «Смерть поэта», анализ которого ясно показывает позицию Лермонтова, его ничуть не оправдывает, хоть и не считает главным виновником трагичных событий.

Во второй части произведения поэт обращается к которая и погубила Пушкина. Он уверен, что они будут наказаны, если не на земле, то на небе. Лермонтов уверен, что гений погиб не от пули, а от равнодушия и презрения общества. При написании стиха Михаил Юрьевич даже не подозревал, что сам погибнет на дуэли всего через несколько лет.

Рекомендуем почитать

Наверх