Толстой князь серебряный очень краткое содержание. Князь серебряный. Новые повороты сюжета

Математика 04.10.2023
Математика

Алексей Константинович Толстой

«Князь Серебряный»

Начиная повествование, автор объявляет, что главная его цель — показать общий характер эпохи, её нравов, понятий, верований, и потому он допустил отступления от истории в подробностях, — и заключает, что важнейшим чувством его было негодование: не так на Иоанна, как на общество, на него не негодующее.

Летом 1565 г. молодой боярин князь Никита Романович Серебряный, возвращаясь из Литвы, где провёл пять лет в тщании подписать мир на многие годы и не преуспевший в том из-за увёртливости литовских дипломатов и собственного прямодушия, подъезжает к деревеньке Медведевке и застаёт там праздничные веселья. Вдруг наезжают опричники, рубят мужиков, ловят девок и жгут деревню. Князь принимает их за разбойников, повязывает и сечёт, несмотря на угрозы главного их, Матвея Хомяка. Велев своим воинам везти разбойников к губному старосте, он отправляется дальше с стремянным Михеичем, два отбитых им у опричников пленника берутся сопровождать его. В лесу, оказавшись разбойниками, они оберегают князя с Михеичем от собственных товарищей, приводят на ночлег к мельнику и, сказавшись один Ванюхой Перстнем, другой Коршуном, уходят. На мельницу приезжает князь Афанасий Вяземский и, сочтя Мельниковых постояльцев спящими, клянёт свою безответную любовь, требует приворотных трав, угрожая мельнику, принуждает его вызнать, нет ли у него счастливого соперника, и, получив слишком определённый ответ, в отчаянье уезжает. Его зазноба Елена Дмитриевна, дочь окольничего Плещеева-Очина, осиротев, чтоб избежать домогательств Вяземского, нашла спасение в замужестве за старым боярином Дружиной Адреевичем Морозовым, хоть и не имела к нему расположения, любя Серебряного и даже дав ему слово, — но Серебряный был в Литве. Иоанн, покровительствуя Вяземскому, гневясь на Морозова, бесчестит его, предлагая на пиру сесть ниже Годунова, и, получив отказ, объявляет его опальным. Меж тем в Москве вернувшийся Серебряный видит множество опричников, дерзких, пьяных и разбойных, упрямо именующих себя «царскими слугами». Встреченный блаженный Вася называет его братом, тоже юродивым, и предрекает недоброе у боярина Морозова. К нему, давнему своему и родительскому другу, отправляется князь. Он видит в саду Елену в замужнем кокошнике. Морозов рассказывает об опричнине, доносах, казнях и переезде царя в Александровскую слободу, куда, по убеждению Морозова на верную смерть, собирается Серебряный. Но, не желая прятаться от царя своего, князь уезжает, объяснившись с Еленою в саду и мучась душевно.

Наблюдая в пути картины страшных перемен, князь приезжает в Слободу, где среди роскошных палат и церквей видит плахи и виселицы. Пока Серебряный ожидает на дворе дозволения войти, молодой Федор Басманов травит его, потехи ради, медведем. Безоружного князя спасает Максим Скуратов, сын Малюты. Во время пира приглашённый князь гадает, известно ли царю о Медведевке, как он явит гнев свой, и дивится страшному окружению Иоанна. Одного из соседей князя царь жалует чашею вина, и тот умирает, отравленный. Жалуют и князя, и он бесстрашно выпивает доброе, по счастью, вино. Посередь роскошного пира царь рассказывает Вяземскому сказку, в иносказаниях коей тот видит свою любовную историю и угадывает разрешение царя увезти Елену. Является помятый Хомяк, рассказывает случай в Медведевке и указывает на Серебряного, коего волокут казнить, но за него заступается Максим Скуратов, и возвращённый князь, рассказав о бесчинствах Хомяка в деревне, прощён — до следующей, впрочем, вины и клянётся не прятаться от царя в случае его гнева, а кротко ждать себе наказания. Ночью Максим Скуратов, объясняясь с отцом и не найдя понимания, тайно бежит, а царя, устрашённого рассказами мамки Онуфревны об адовом пекле и начавшейся грозой, посещают образы им убиенных. Подняв благовестом опричников, облачившись в иноческую рясу, он служит заутреню. Царевич Иоанн, взявший от отца худшие его черты, постоянными насмешками над Малютою вызывает его мщение: Малюта представляет его царю заговорщиком, и тот велит, исхитив царевича на охоте, убить и бросить для отвода глаз в лесу у Поганой Лужи. Сбирающаяся там об эту пору шайка разбойников, среди коих Перстень и Коршун, принимает пополнение: парня из-под Москвы и второго, Митьку, неповоротливого дурня с подлинно богатырскою силой, из-под Коломны. Перстень рассказывает о знакомце своём, волжском разбойнике Ермаке Тимофеевиче. Дозорные сообщают о приближении опричников. Князь Серебряный в Слободе толкует с Годуновым, не умея взять в толк тонкости его поведения: как же, видя ошибки царя, ему об том не сказывать? Прибегает Михеич, видевший царевича, пленённого Малютой с Хомяком, и Серебряный бросается в погоню.

Далее в повествование вплетается старинная песня, трактующая то же событие. Нагнав Малюту, Серебряный даёт ему оплеуху и вступает в бой с опричниками, а на подмогу являются разбойники. Опричники побиты, царевич цел, но Малюта с Хомяком бежали. Вскоре к Морозову приезжает с опричниками Вяземский, якобы объявить, что опала с него снята, а на деле увезти Елену. Приходит и приглашённый ради такой радости Серебряный. Морозов, слышавший в саду любовные речи жены, но не разглядевший собеседника, полагает, что это Вяземский или Серебряный, и затевает «поцелуйный обряд», полагая, что смущение Елены выдаст её. Серебряный проникает в его замысел, но не волен избежать обряда. Целуя Серебряного, Елена лишается чувств. К вечеру у Елены в опочивальне Морозов попрекает её изменой, но врывается с подручными Вяземский и увозит её, сильно, впрочем, израненный Серебряным. В лесу, ослабев от ран, Вяземский теряет сознание, а Елену обезумевший конь приносит к мельнику, и тот, догадавшись, кто она, скрывает её, ведомый не так сердцем, как расчётом. Вскоре опричники приносят окровавленного Вяземского, мельник заговаривает ему кровь, но, устрашив опричников всякою чертовщиной, от ночлега их отвращает. Назавтра приезжает Михеич, ища у Ванюхи Перстня зашиты для князя, брошенного в узилище опричниками. Мельник указывает дорогу к Перстню, суля Михеичу по возвращении некую жар-птицу. Выслушав Михеича, Перстень с дядюшкой Коршуном да Митькою отправляются в Слободу.

В тюрьму же к Серебряному приходят Малюта с Годуновым вести допрос. Малюта, вкрадчивый да ласковый, натешившись отвращением князя, хочет вернуть ему пощёчину, но Годунов удерживает его. Царь, пытаясь отвлечься от мыслей о Серебряном, едет на охоту. Там его кречет Адраган, поначалу отличившийся, впадает в ярость, крушит самих соколов и улетает; на поиски снаряжён Тришка с приличествующими случаю угрозами. На дороге царь встречает слепых песенников и, предвкушая потеху и наскуча прежними сказочниками, велит им явиться в свои покои. Это Перстень с Коршуном. На пути в Слободу Коршун рассказывает историю своего злодейства, что уж двадцать лет лишает его сна, и предвещает скорую свою гибель. Вечером Онуфревна предупреждает царя, что новые сказочники подозрительны, и, поставив охрану у дверей, тот их-призывает. Перстень, часто прерываемый Иоанном, затевает новые песни и сказки и, приступив к рассказу о Голубиной книге, примечает, что царь заснул. В изголовье лежат тюремные ключи. Однако мнимо спящий царь призывает стражу, коя, схватив Коршуна, упускает Перстня. Тот, убегая, натыкается на Митьку, открывшего тюрьму безо всяких ключей. Князь же, чья казнь назначена на утро, бежать отказывается, поминая клятву свою царю. Его уводят насильно.

Об эту пору Максим Скуратов, блуждая, приезжает в монастырь, просит исповедаться, винится в нелюбви к государю, непочитании отца своего и получает прощение. Вскоре он уезжает, предполагая отражать набеги татар, и встречает Трифона с пойманным Адраганом. Его он просит поклониться матушке и не сказывать никому об их встрече. В лесу Максима хватают разбойники. Добрая их половина бунтует, недовольная потерей Коршуна и приобретением Серебряного, и требует похода в Слободу для разбоя, — к тому подбивают князя. Князь освобождает Максима, берет на себя начальство над станичниками и убеждает их идти не на Слободу, а на татар. Пленённый татарин ведёт их к стану. Хитрой выдумкой Перстня им удаётся смять поначалу врага, но силы слишком неравны, и только появление Федора Басманова с разношёрстным войском спасает Серебряному жизнь. Максим, с коим они побратались, погибает.

На пиру в шатре Басманова Серебряному открывается вся двуличность Федора, отважного воина, лукавого клеветника, наглого и низкого царёва приспешника. После разгрома татар разбойничья шайка делится надвое: часть уходит в леса, часть, вместе с Серебряным, отправляется в Слободу за царским прощением, а Перстень с Митькою, чрез ту же Слободу, на Волгу, к Ермаку. В Слободе ревнивый Басманов клевещет на Вяземского и обвиняет его в колдовстве. Является Морозов, жалуясь на Вяземского. На очной ставке тот заявляет, что Морозов сам на него напал, а Елена уехала по доброй воле. Царь, желая гибели Морозову, назначает им «суд Божий»: биться в Слободе с условием, что побеждённый будет казнён. Вяземский, опасаясь, что Бог даст победу старому Морозову, едет к мельнику заговорить саблю и застаёт, оставшись незаметным, там Басманова, приехавшего за травою тирличом, чтоб войти в царскую милость. Заговорив саблю, мельник ворожит, дабы узнать, по просьбе Вяземского, его судьбу, и видит картины страшных казней и свою грядущую кончину. Наступает день поединка. Среди толпы являются Перстень с Митькою. Выехав против Морозова, Вяземский падает с лошади, его прежние раны открываются, и он срывает с себя Мельникову ладанку, должную обеспечить победу над Морозовым. Он выставляет вместо себя Матвея Хомяка. Морозов отказывается биться с наймитом и выискивает замену. Вызывается Митька, узнавший в Хомяке похитителя невесты. Он отказывается от сабли и данною ему для смеха оглоблей убивает Хомяка

Призвав Вяземского, царь показывает ему ладанку и обвиняет его в колдовстве против себя. В тюрьме Вяземский говорит, что видел её у колдуна Басманова, замышлявшего гибель Иоанну. Не ждущего дурного Басманова, открыв на груди его ладанку, царь ввергает в узилище. Морозову, приглашённому к царскому столу, Иоанн предлагает вновь место после Годунова, а выслушав отповедь его, жалует Морозову шутовской кафтан. Кафтан надет силою, и боярин, на правах шута, говорит царю все, что о нем думает, и предупреждает, каким уроном для государства, по его мнению, обернётся Иоанново правление. Приходит день казни, на Красной площади вырастают страшные орудия и сбирается народ. Казнены Морозов, Вяземский, Басманов, отец, на которого показал он на пытке, мельник, Коршун и многие другие. Явившийся меж толпы юродивый Вася прочит казнить и его и навлекает на себя царский гнев. Народ не даёт убить блаженного.

После казней в Слободу приезжает князь Серебряный с отрядом станичников и поначалу приходит к Годунову. Тот, отчасти робея сношений своих с царским опальником, но примечая, что после казни царь помягчал, объявляет о добровольном возвращении князя и приводит его. Князь говорит, что уведён из тюрьмы против воли, рассказывает о битве с татарами и просит о милости для станичников, выговаривая им право служить, где укажут, но не в опричнине, среди «кромешников». Сам он также отказывается вписаться в опричнину, царь назначает его воеводой при сторожевом полку, в который определяет его же разбойников, и теряет к нему интерес. Князь посылает Михеича в монастырь, куда удалилась Елена, чтобы удержать её от пострига, сообщив о скором его прибытии. Покуда князь со станичниками присягают царю, Михеич скачет в монастырь, куда он доставил Елену от мельника. Думая о грядущем счастии, Серебряный едет вослед, но Михеич при встрече сообщает, что Елена постриглась. Князь едет в монастырь проститься, и Елена, ставшая сестрой Евдокией, объяеняет, что между ними кровь Морозова и они не могли бы быть счастливы. Простившись, Серебряный со своим отрядом отправляется нести дозор, и только сознание выполняемого долга и ничем не омрачённой совести сохраняет для него какой-то свет в жизни.

Проходят годы, и многие пророчества Морозова сбываются, на границах своих терпит Иоанн поражения, и только на востоке расширяются его владения усилиями дружины Ермака и Ивана Кольца. Получив от купцов Строгановых дары и грамоту, они доходят до Оби. К Иоанну прибывает Ермаково посольство. Приведший его Иван Кольцо оказывается Перстнем, и по спутнику его Митьке царь признает его и дарует ему прощение. Словно желая ублажить Перстня, царь призывает былого товарища его, Серебряного. Но воеводы ответствуют, что тот погиб ещё семнадцать лет назад. На пиру у Годунова, вошедшего в большую силу, Перстень рассказывает много дивного о покорённой Сибири, возвращаясь опечаленным сердцем к погибшему князю, пьёт в его память. Завершая повествование, автор призывает простить царю Иоанну его злодеяния, ибо не один он несёт за них ответственность, и замечает, что люди, подобные Морозову и Серебряному, являлись тоже нередко и умели среди окружавшего их зла устоять в добре и идти прямою дорогой.

Боярин князь Никита Романович Серебряный летом 1565 года возвращался из Литвы (там он пробыл 5 лет, надеясь подписать мир) и попал на празднества в деревеньке Медведевке. Он стает свидетелем, как наехали опричники, порубили мужиков, выловили девок и сожгли деревню. Приняв их за разбойников, князь повязал их и высек. Воины князя повезли злодеев к губному старосте, а князя защищали разбойники. Во время ночлега у мельника видит, как приехал князь Афанасий Вяземский за приворотными зельями для зазнобы Елены Дмитриевны, которая специально вышла замуж за старика Морозова, чтобы Вяземский не домогался. Она любит князя Серебряного. В Москве князь увидел опричников, которые называют себя царскими слугами. У своего друга боярина Морозова он увидел Елену и узнал о доносах, казнях и других бесчинствах в стране. Князь не желает прятаться от царя.

Князь страшится плах и виселиц в слободах, дивится разбойному окружению царя. Прямо во время пира царь Иоанн дает вино одному приглашенному и тот умирает от отравы. При Серебрянном царь разрешает Вяземскому увезти Елену. Хомяк припомнил князю Медведевку и того собрались казнить да заступился Максим Скуратов. Ночью они убегают, а Иоанну во время грозы видятся им убитые души.

Из-за насмешек Малюта отомстил царевичу Иоанну и тот оказался у опричников. Князь Серебряный отбил царевича и поехал вызволять Елену, которую похитил Вяземский. Из-за ран вяземский потерял сознание, конь привез Елену к мельнику. Серебряного из тюрьмы вытаскивают Перстень и Коршун, после чего князь направляет гнев разбойников на бой с татарами. Решая долю Морозова и Вяземского, царь приказывает биться. Тот, кто будет побежден, умрет. Вяземский поехал к мельнику узнать долю и видит казни и свою смерть. Царь увидел на Вяземском ладанку и обвинил того в колдовстве, а Морозова делает шутом, после чего оскорбленный боярин высказывает все, что он думает.

Казнены Морозов, Вяземский, Басманов, мельник, Коршун и многие другие. Князь Серебряный пришел сам и покаялся, что его увели силою, и рассказал о битве с татарами. Царь назначил его воеводой и потерял интерес. Елена, понимая, что между ними с князем кровь Морозова, постриглась в монахини.

В произведении Князь Серебряный одним из центральных образов романа является образ царя Ивана. Давайте рассмотрим краткий пересказ главы 8 Князя Серебряного, где описывается пир царского двора, и составим план нашего будущего . После этого вы без проблем сможете рассказать о царском окружении и самом царе Иоанне 4, которого Толстой изображает грозным, мстительным и подозрительным.

Глава 8 начинается описанием расстановки столов, расположенных в огромной палате. Три ряда столов для царя, его сына и приближенных молчаливо ожидали будущих участников пира. И вот все стали собираться. Сначала пришли царедворцы, опричники, которые не начинали пиршества, дожидаясь царских особ. После пришли стольники, после которых затрубили трубы, извещая приближение Грозного.

Серебряный оказался за столом бояр, что не входили в состав опричнины, но были приглашены на пир. Он располагался недалеко от царского стола и смог подробно рассмотреть окружение царя. Среди них был Иоанн Иоаннович — царевич, который по своему коварству даже батюшку превосходил. Борис Годунов — человек, который находится рядом с царем, но при этом не является царским соучастником. Здесь мы знакомимся с царским палачом Малютой, Федором Басмановым, его отцом Алексеем, церковным угодником архимандритом Левкием.

Миниатюра месть Иоанна

Дальше Серебряный заинтересовался высоким человеком, который осушал уже четвертый бокал подряд. Сосед рассказал, что он из бывших дворян и подался в опричники сильно изменившись характером. Был это князь Вяземский, которому Грозный все прощал и которому все сходило с рук. Серебряный еще хотел что-то спросить, но тут ему слуга принес блюдо с царского стола. Князь поблагодарил правителя поклоном. А дальше можно написать миниатюру под названием месть царя. Мстительность и жестокость Ивана Грозного можно было увидеть даже на пиру.

Так, напротив Никиты сидел один из дворян, который разгневал царя и вот к нему подошел Федор Басманов с чашей вина от государя. Тот принял чашу, поклонился, выпил и тут же пал мертвым. Его вынесли со словами, что тот напился и уснул. Никита Серебряный до этого не верил в жестокость царя, а после этого случая убедился в правоте данного утверждения. Серебряный подумал, что и его ожидает такая же участь, но пир продолжался, как ни в чем не бывало. Принесли и князю кубок от царя. Вино князь выпил, но ничего не произошло. Серебряный сделал вывод о том, что государь либо еще не знает об обиде опричнины или же простил его великодушно.

Царское окружение

Четыре часа продолжался пир, а все новые блюда вносили и вносили. Сам царь ел мало. Он шутил, поддерживал разговор. Царевич много пил, ел мало и часто подшучивал над Малютой. Тот же все терпел, но эти неприязненные отношения были заметны и царю. Автор тут же дает подробное описание Малюты, чья жестокость не имела границ, когда дело доходило до казни.

Царевич обзывает Вяземского красной девицей, что влюблен в чужую жену, тот же ответил, что вызвал бы его на площадь сразиться, если бы тот не был царским сыном. За такую дерзость царь не наказал Вяземского, но рассказал сказку о Поповиче, о княгине и Тугарине Змиевиче. Запала сказка в душу князя, загорелись глаза страстью. А тут еще царь предложил ехать Вяземскому к Морозову. Серебряный этого разговора не слышал, а только видел радостное лицо Вяземского.

Вот и пир пришел к концу. Все стали подходить к царю прощаться, как опричник, что не был на пиру, что-то рассказал Малюте. Как оказалось, готовится бунт. Люди, что были призваны проконтролировать выполнение царского указа, были убиты или изувечены московскими людьми. Об этом доложил стременной Хомяк, которого и позвали в зал. На этом и завершается глава 8 Князя Серебряного в сокращении.

План

1. Описание зала. На пир собираются опричники.
2. Грозный на пиру. Его описание.
3. Из разговора Серебряного и соседа по столу узнаем о приближенных царя. Их описание.
4. Царь жалует блюдо Серебряному.
5. Грозный прислал своему подданному вино с ядом.
6. Вино для Серебряного.
7. Пир продолжается.
8. Царевич подшучивает над Малютой и Вяземским.
9. Сказка, рассказанная царем
10. Известие о бунте.

А.К. Толстой: Князь Серебряный, Глава 8 План

А какую оценку поставите вы?


Толстой Князь Серебряный, Глава 31: Почему царь решил обратиться к Божьему суду? Толстой Князь Серебряный, глава 14: Передайте смысл спора Бориса Годунова и князя Серебряного

На вопрос Краткое содержание главы 15 "Князь Серебряный" Напишите или дайте ссылку, пожалуйста заданный автором Недоросль лучший ответ это Начиная повествование, автор объявляет, что главная его цель - показать общий характер эпохи, её нравов, понятий, верований, и потому он допустил отступления от истории в подробностях, - и заключает, что важнейшим чувством его было негодование: не так на Иоанна, как на общество, на него не негодующее.
Летом 1565 г. молодой боярин князь Никита Романович Серебряный, возвращаясь из Литвы, где провёл пять лет в тщании подписать мир на многие годы и не преуспевший в том из-за увёртливости литовских дипломатов и собственного прямодушия, подъезжает к деревеньке Медведевке и застаёт там праздничные веселья. Вдруг наезжают опричники, рубят мужиков, ловят девок и жгут деревню. Князь принимает их за разбойников, повязывает и сечёт, несмотря на угрозы главного их, Матвея Хомяка. Велев своим воинам везти разбойников к губному старосте, он отправляется дальше с стремянным Михеичем, два отбитых им у опричников пленника берутся сопровождать его. В лесу, оказавшись разбойниками, они оберегают князя с Михеичем от собственных товарищей, приводят на ночлег к мельнику и, сказавшись один Ванюхой Перстнем, другой Коршуном, уходят. На мельницу приезжает князь Афанасий Вяземский и, сочтя Мельниковых постояльцев спящими, клянёт свою безответную любовь, требует приворотных трав, угрожая мельнику, принуждает его вызнать, нет ли у него счастливого соперника, и, получив слишком определённый ответ, в отчаянье уезжает. Его зазноба Елена Дмитриевна, дочь окольничего Плещеева-Очина, осиротев, чтоб избежать домогательств Вяземского, нашла спасение в замужестве за старым боярином Дружиной Адреевичем Морозовым, хоть и не имела к нему расположения, любя Серебряного и даже дав ему слово, - но Серебряный был в Литве. Иоанн, покровительствуя Вяземскому, гневясь на Морозова, бесчестит его, предлагая на пиру сесть ниже Годунова, и, получив отказ, объявляет его опальным. Меж тем в Москве вернувшийся Серебряный видит множество опричников, дерзких, пьяных и разбойных, упрямо именующих себя «царскими слугами». Встреченный блаженный Вася называет его братом, тоже юродивым, и предрекает недоброе у боярина Морозова. К нему, давнему своему и родительскому другу, отправляется князь. Он видит в саду Елену в замужнем кокошнике. Морозов рассказывает об опричнине, доносах, казнях и переезде царя в Александровскую слободу, куда, по убеждению Морозова на верную смерть, собирается Серебряный. Но, не желая прятаться от царя своего, князь уезжает, объяснившись с Еленою в саду и мучась душевно.
Наблюдая в пути картины страшных перемен, князь приезжает в Слободу, где среди роскошных палат и церквей видит плахи и виселицы. Пока Серебряный ожидает на дворе дозволения войти, молодой Федор Басманов травит его, потехи ради, медведем. Безоружного князя спасает Максим Скуратов, сын Малюты. Во время пира приглашённый князь гадает, известно ли царю о Медведевке, как он явит гнев свой, и дивится страшному окружению Иоанна. Одного из соседей князя царь жалует чашею вина, и тот умирает, отравленный. Жалуют и князя, и он бесстрашно выпивает доброе, по счастью, вино. Посередь роскошного пира царь рассказывает Вяземскому сказку, в иносказаниях коей тот видит свою любовную историю и угадывает разрешение царя увезти Елену. Является помятый Хомяк, рассказывает случай в Медведевке и указывает на Серебряного, коего волокут казнить, но за него заступается Максим Скуратов, и возвращённый князь, рассказав о бесчинствах Хомяка в деревне, прощён - до следующей, впрочем, вины и клянётся не прятаться от царя в случае его гнева, а кротко ждать себе наказания. Ночью Максим Скуратов, объясняясь с отцом и не найдя понимания, тайно бежит, а царя, устрашённого рассказами мамки Онуфревн

В произведении описывается время опричнины Ивана Грозного. Главный герой возвращаясь домой пребывает в некотором шоке после увиденного. Его любимая вышла замуж, а в стране царит беззаконие. В произведении описаны жизнь и быт царя, его жестокое отношения к людям, в связи с этими событиями автор рассказывает и о жизни князя Серебряного.

Произведение учит благородству и честности. Главный герой своим примером иллюстрирует все эти качества. Он защищал слабых, не боясь наказаний и порицаний царя. Князь Серебряный жил, основываясь на моральных принципа и нравственных нормах. Во многом он должен являться примером для современной молодежи.

В произведении Л.Н. Толстова ведется рассказ о жизни князя Никиты Романовича Серебряного. Князь после пяти лет жизни в Литве (в Литве он надеялся подписать договор с литовскими дипломатами, но попытки его не увенчались успехом) едет в деревню под названием Медведевка. Там полным ходом идут гуляния и праздники. Ни с того ни с сего, на деревню нападают разбойники. Они устраивают полный беспорядок и разруху. Князь пытается навести порядок и разобраться в сложившейся ситуации. Соратники князя помогают ему и помогают восстановить справедливость.

В ходе выяснения обстоятельств дела выясняется, что нападавшие являются вовсе не теми, за кого себя выдали. Это были опричники Главный герой не выяснив толком, кто они такие, отправляет разбойников к старосте.

Далее князь отправляется в путь по своим делам. На пути ему встречается дом мельника. В народе его называют колдуном. Он остается у него на ночь. Во время бессонницы, князь Серебряный, слышит обрывки разговора колдуна и князя Афанасия Вяземского, в разговоре упоминалось приворотное зелье.

Также он узнает о том, что Елена Дмитриевна (девушка в которую наш герой и настроен на длительные отношения) предала его и вышла замуж за боярина. Но, учитывая то, что князь, пришедший к колдуну, имел хорошие отношения с царем, он нейтрализовал мужа Елены Дмитриевны.

После всех этих событий князь Серебряный отправляется в Москву. Он наблюдает страшную разруху. Опричники разгромили город, кругом пьянство и разбой. В городе царит хаос. Он разговаривает с юродивым Василием. Тот говорит о предстоящей беде. Предсказанное несчастье должно произойти в доме Морозова (мужу Елены Дмитриевны). Князь Серебряный собирается и едет к Морозову. Тот рассказывает о причинах столь страшных изменений в городе, он предостерегает князя от поездки к царю, но Никита Романович настроен решительно. Он разговаривает со своей возлюбленной Еленой, а после едет к царю.

Далее автором описывается красота Александровской слободы. Пышность убранств, восхитительная природа приводят в неописуемый восторг князя. Но среди всего этого на себя обращают внимания и стоящие неподалеку виселицы.

Идет описания пира. Во время пира князь Серебряный видит ужасающую картину. Царь дает добро князю Вяземскому и разрешает забрать ему возлюбленную нашего главного героя. Через некоторое время царь узнает о том, что князь Серебряный слишком грубо обошелся с опричниками. Это приводит его в ярость. Он велит убить князя, но уговоры Скуратова увело его от жестокой расправы.

В ходе пребывания у царя случается немало историй, но князю удается выйти сухим из воды.

Вяземский уводит за собой Елену Дмитриевну. Морозов не доволен сложившейся ситуацией и хочет, чтобы виновные понесли наказание. Но царь верит Вяземскому и провоцирует поединок Вяземского и Морозова.

Морозов переодевается в кафтан шута. Он говорит о негативном влиянии царя на страну, о его неграмотной политике, которая лишь причиняет вред государству.

Морозова и Вяземского приговаривают к казни. Елена Дмитриевна очень тяжело переживает смерть Морозова. Она не хочет быть вместе с князем Серебряным. Она принимает волевое решение уйти в монастырь. В монастыре она остается под именем Евдокия.

Никита Романович назначен на службу в полку. Изначально его принуждали служить в опричниках, но его такая идея не обрадовала.

Прошло много лет. Царя Ивана Грозного извещают о смерти князя Серебряного. В стране вновь разруха, во внешней политике также много проблем.

Картинка или рисунок Князь Серебряный

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Мой спутник Горький

    Однажды, в гавани Одессы, я повстречал необычного человека. Он был восточной внешности, одет довольно прилично, костюм хороший и чистый. Человек неторопливо прогуливался по гавани и резко отличался от тамошних рабочих

  • Краткое содержание Сказки матери Цветаева

    Данный рассказ является автобиографичным. Рассказ был написан Мариной Цветаевой спустя три десятка лет после описываемых событий, в то время, когда она была на отдыхе в Германии вместе со своей нуждавшейся мамой

  • Краткое содержание Крокодил Гена и его друзья Успенского

    Где-то в тропическом лесу проживал маленький зверь с большими ушами по имени Чебурашка. Однажды ранним утром он отправился прогуляться

  • Краткое содержание Карамзин История государства Российского

    «История государства Российского» Николая Михайловича Карамзина, представляет собой 12 томов историческо-литературного многолетнего труда. В данном произведении автор раскрывает историческую сторону родного государства

  • Краткое содержание Иосиф и его братья Томас Манн

    Основой книги является библейская история об Израилевой семье. Исаак и Ревекка имели сыновей близнецов Иакова и Исава. Ревекка сильнее всего любила Иакова. Старый и слабый Исаак позвал старшего сына и попросил приготовить дичь

Начиная повест-во-вание, автор объяв-ляет, что главная его цель — пока-зать общий характер эпохи, её нравов, понятий, веро-ваний, и потому он допу-стил отступ-ления от истории в подроб-но-стях, — и заклю-чает, что важнейшим чувством его было него-до-вание: не так на Иоанна, как на обще-ство, на него не него-ду-ющее.

Летом 1565 г. молодой боярин князь Никита Рома-нович Сереб-ряный, возвра-щаясь из Литвы, где провел пять лет в тщании подпи-сать мир на многие годы и не преуспевший в том из-за уверт-ли-вости литов-ских дипло-матов и собствен-ного прямо-душия, подъ-ез-жает к дере-веньке Медве-девке и застает там празд-ничные веселья. Вдруг наез-жают оприч-ники, рубят мужиков, ловят девок и жгут деревню. Князь прини-мает их за разбой-ников, повя-зы-вает и сечет, несмотря на угрозы глав-ного их, Матвея Хомяка. Велев своим воинам везти разбой-ников к губному старосте, он отправ-ля-ется дальше с стре-мянным Михе-ичем, два отбитых им у оприч-ников плен-ника берутся сопро-вож-дать его. В лесу, оказав-шись разбой-ни-ками, они обере-гают князя с Михе-ичем от собственных това-рищей, приводят на ночлег к мель-нику и, сказав-шись один Ванюхой Перстнем, другой Коршуном, уходят. На мель-ницу приез-жает князь Афанасий Вязем-ский и, сочтя Мель-ни-ковых посто-яльцев спящими, клянет свою безот-ветную любовь, требует приво-ротных трав, угрожая мель-нику, принуж-дает его вызнать, нет ли у него счаст-ли-вого сопер-ника, и, получив слишком опре-де-ленный ответ, в отча-янье уезжает. Его зазноба Елена Дмит-ри-евна, дочь околь-ни-чего Плещеева-Очина, осиротев, чтоб избе-жать домо-га-тельств Вязем-ского, нашла спасение в заму-же-стве за старым боярином Дружиной Адре-евичем Моро-зовым, хоть и не имела к нему распо-ло-жения, любя Сереб-ря-ного и даже дав ему слово, — но Сереб-ряный был в Литве. Иоанн, покро-ви-тель-ствуя Вязем-скому, гневясь на Моро-зова, бесче-стит его, пред-лагая на пиру сесть ниже Году-нова, и, получив отказ, объяв-ляет его опальным. Меж тем в Москве вернув-шийся Сереб-ряный видит множе-ство оприч-ников, дерзких, пьяных и разбойных, упрямо имену-ющих себя «царскими слугами». Встре-ченный блаженный Вася назы-вает его братом, тоже юродивым, и пред-ре-кает недоброе у боярина Моро-зова. К нему, давнему своему и роди-тель-скому другу, отправ-ля-ется князь. Он видит в саду Елену в замужнем кокош-нике. Морозов расска-зы-вает об оприч-нине, доносах, казнях и пере-езде царя в Алек-сан-дров-скую слободу, куда, по убеж-дению Моро-зова на верную смерть, соби-ра-ется Сереб-ряный. Но, не желая прятаться от царя своего, князь уезжает, объяс-нив-шись с Еленою в саду и мучась душевно.

Наблюдая в пути картины страшных перемен, князь приез-жает в Слободу, где среди роскошных палат и церквей видит плахи и висе-лицы. Пока Сереб-ряный ожидает на дворе дозво-ления войти, молодой Федор Басманов травит его, потехи ради, медведем. Безоруж-ного князя спасает Максим Скуратов, сын Малюты. Во время пира пригла-шенный князь гадает, известно ли царю о Медве-девке, как он явит гнев свой, и дивится страш-ному окру-жению Иоанна. Одного из соседей князя царь жалует чашею вина, и тот умирает, отрав-ленный. Жалуют и князя, и он бесстрашно выпи-вает доброе, по счастью, вино. Посе-редь роскош-ного пира царь расска-зы-вает Вязем-скому сказку, в иноска-за-ниях коей тот видит свою любовную историю и угады-вает разре-шение царя увезти Елену. Явля-ется помятый Хомяк, расска-зы-вает случай в Медве-девке и указы-вает на Сереб-ря-ного, коего волокут казнить, но за него засту-па-ется Максим Скуратов, и возвра-щенный князь, рассказав о бесчин-ствах Хомяка в деревне, прощен — до следу-ющей, впрочем, вины и клянется не прятаться от царя в случае его гнева, а кротко ждать себе нака-зания. Ночью Максим Скуратов, объяс-няясь с отцом и не найдя пони-мания, тайно бежит, а царя, устра-шен-ного расска-зами мамки Онуфревны об адовом пекле и начав-шейся грозой, посе-щают образы им убиенных. Подняв благо-ве-стом оприч-ников, обла-чив-шись в иноче-скую рясу, он служит заут-реню. Царевич Иоанн, взявший от отца худшие его черты, посто-ян-ными насмеш-ками над Малютою вызы-вает его мщение: Малюта пред-став-ляет его царю заго-вор-щиком, и тот велит, исхитив царе-вича на охоте, убить и бросить для отвода глаз в лесу у Поганой Лужи. Сбира-ю-щаяся там об эту пору шайка разбой-ников, среди коих Перстень и Коршун, прини-мает попол-нение: парня из-под Москвы и второго, Митьку, непо-во-рот-ли-вого дурня с подлинно бога-тыр-скою силой, из-под Коломны. Перстень расска-зы-вает о знакомце своем, волж-ском разбой-нике Ермаке Тимо-фе-е-виче. Дозорные сооб-щают о прибли-жении оприч-ников. Князь Сереб-ряный в Слободе толкует с Году-новым, не умея взять в толк тонкости его пове-дения: как же, видя ошибки царя, ему об том не сказы-вать? Прибе-гает Михеич, видевший царе-вича, пленен-ного Малютой с Хомяком, и Сереб-ряный броса-ется в погоню.

Далее в повест-во-вание впле-та-ется старинная песня, трак-ту-ющая то же событие. Нагнав Малюту, Сереб-ряный дает ему оплеуху и всту-пает в бой с оприч-ни-ками, а на подмогу явля-ются разбой-ники. Оприч-ники побиты, царевич цел, но Малюта с Хомяком бежали. Вскоре к Моро-зову приез-жает с оприч-ни-ками Вязем-ский, якобы объявить, что опала с него снята, а на деле увезти Елену. Приходит и пригла-шенный ради такой радости Сереб-ряный. Морозов, слышавший в саду любовные речи жены, но не разгля-девший собе-сед-ника, пола-гает, что это Вязем-ский или Сереб-ряный, и зате-вает «поце-луйный обряд», полагая, что смущение Елены выдаст её. Сереб-ряный прони-кает в его замысел, но не волен избе-жать обряда. Целуя Сереб-ря-ного, Елена лиша-ется чувств. К вечеру у Елены в опочи-вальне Морозов попре-кает её изменой, но врыва-ется с подруч-ными Вязем-ский и увозит её, сильно, впрочем, изра-ненный Сереб-ряным. В лесу, ослабев от ран, Вязем-ский теряет сознание, а Елену обезу-мевший конь приносит к мель-нику, и тот, дога-дав-шись, кто она, скры-вает её, ведомый не так сердцем, как расчетом. Вскоре оприч-ники приносят окро-вав-лен-ного Вязем-ского, мельник заго-ва-ри-вает ему кровь, но, устрашив оприч-ников всякою чертов-щиной, от ночлега их отвра-щает. Назавтра приез-жает Михеич, ища у Ванюхи Перстня зашиты для князя, брошен-ного в узилище оприч-ни-ками. Мельник указы-вает дорогу к Перстню, суля Михеичу по возвра-щении некую жар-птицу. Выслушав Михеича, Перстень с дядюшкой Коршуном да Митькою отправ-ля-ются в Слободу.

В тюрьму же к Сереб-ря-ному приходят Малюта с Году-новым вести допрос. Малюта, вкрад-чивый да ласковый, нате-шив-шись отвра-ще-нием князя, хочет вернуть ему поще-чину, но Годунов удер-жи-вает его. Царь, пытаясь отвлечься от мыслей о Сереб-ряном, едет на охоту. Там его кречет Адраган, пона-чалу отли-чив-шийся, впадает в ярость, крушит самих соколов и улетает; на поиски снаряжен Тришка с прили-че-ству-ю-щими случаю угро-зами. На дороге царь встре-чает слепых песен-ников и, пред-вкушая потеху и наскуча преж-ними сказоч-ни-ками, велит им явиться в свои покои. Это Перстень с Коршуном. На пути в Слободу Коршун расска-зы-вает историю своего злодей-ства, что уж двадцать лет лишает его сна, и пред-ве-щает скорую свою гибель. Вечером Онуфревна преду-пре-ждает царя, что новые сказоч-ники подо-зри-тельны, и, поставив охрану у дверей, тот их-призы-вает. Перстень, часто преры-ва-емый Иоанном, зате-вает новые песни и сказки и, приступив к рассказу о Голу-биной книге, приме-чает, что царь заснул. В изго-ловье лежат тюремные ключи. Однако мнимо спящий царь призы-вает стражу, коя, схватив Коршуна, упус-кает Перстня. Тот, убегая, наты-ка-ется на Митьку, открыв-шего тюрьму безо всяких ключей. Князь же, чья казнь назна-чена на утро, бежать отка-зы-ва-ется, поминая клятву свою царю. Его уводят насильно.

Об эту пору Максим Скуратов, блуждая, приез-жает в мона-стырь, просит испо-ве-даться, винится в нелюбви к госу-дарю, непо-чи-тании отца своего и полу-чает прощение. Вскоре он уезжает, пред-по-лагая отра-жать набеги татар, и встре-чает Трифона с пойманным Адра-ганом. Его он просит покло-ниться матушке и не сказы-вать никому об их встрече. В лесу Максима хватают разбой-ники. Добрая их поло-вина бунтует, недо-вольная потерей Коршуна и приоб-ре-те-нием Сереб-ря-ного, и требует похода в Слободу для разбоя, — к тому подби-вают князя. Князь осво-бож-дает Максима, берет на себя началь-ство над станич-ни-ками и убеж-дает их идти не на Слободу, а на татар. Плененный татарин ведет их к стану. Хитрой выдумкой Перстня им удается смять пона-чалу врага, но силы слишком неравны, и только появ-ление Федора Басма-нова с разно-шерстным войском спасает Сереб-ря-ному жизнь. Максим, с коим они побра-та-лись, поги-бает.

На пиру в шатре Басма-нова Сереб-ря-ному откры-ва-ется вся двулич-ность Федора, отваж-ного воина, лука-вого клевет-ника, наглого и низкого царева приспеш-ника. После разгрома татар разбой-ничья шайка делится надвое: часть уходит в леса, часть, вместе с Сереб-ряным, отправ-ля-ется в Слободу за царским проще-нием, а Перстень с Митькою, чрез ту же Слободу, на Волгу, к Ермаку. В Слободе ревнивый Басманов клевещет на Вязем-ского и обви-няет его в колдов-стве. Явля-ется Морозов, жалуясь на Вязем-ского. На очной ставке тот заяв-ляет, что Морозов сам на него напал, а Елена уехала по доброй воле. Царь, желая гибели Моро-зову, назна-чает им «суд Божий»: биться в Слободе с усло-вием, что побеж-денный будет казнен. Вязем-ский, опасаясь, что Бог даст победу старому Моро-зову, едет к мель-нику заго-во-рить саблю и застает, остав-шись неза-метным, там Басма-нова, прие-хав-шего за травою тирличом, чтоб войти в царскую милость. Заго-ворив саблю, мельник ворожит, дабы узнать, по просьбе Вязем-ского, его судьбу, и видит картины страшных казней и свою грядущую кончину. Насту-пает день поединка. Среди толпы явля-ются Перстень с Митькою. Выехав против Моро-зова, Вязем-ский падает с лошади, его прежние раны откры-ва-ются, и он срывает с себя Мель-ни-кову ладанку, должную обес-пе-чить победу над Моро-зовым. Он выстав-ляет вместо себя Матвея Хомяка. Морозов отка-зы-ва-ется биться с наймитом и выис-ки-вает замену. Вызы-ва-ется Митька, узнавший в Хомяке похи-ти-теля невесты. Он отка-зы-ва-ется от сабли и данною ему для смеха оглоблей убивает Хомяка

Призвав Вязем-ского, царь пока-зы-вает ему ладанку и обви-няет его в колдов-стве против себя. В тюрьме Вязем-ский говорит, что видел её у колдуна Басма-нова, замыш-ляв-шего гибель Иоанну. Не ждущего дурного Басма-нова, открыв на груди его ладанку, царь ввер-гает в узилище. Моро-зову, пригла-шен-ному к царскому столу, Иоанн пред-ла-гает вновь место после Году-нова, а выслушав отпо-ведь его, жалует Моро-зову шутов-ской кафтан. Кафтан надет силою, и боярин, на правах шута, говорит царю все, что о нем думает, и преду-пре-ждает, каким уроном для госу-дар-ства, по его мнению, обер-нется Иоан-ново прав-ление. Приходит день казни, на Красной площади вырас-тают страшные орудия и сбира-ется народ. Казнены Морозов, Вязем-ский, Басманов, отец, на кото-рого показал он на пытке, мельник, Коршун и многие другие. Явив-шийся меж толпы юродивый Вася прочит казнить и его и навле-кает на себя царский гнев. Народ не дает убить блажен-ного.

После казней в Слободу приез-жает князь Сереб-ряный с отрядом станич-ников и пона-чалу приходит к Году-нову. Тот, отчасти робея сношений своих с царским опаль-ником, но примечая, что после казни царь помягчал, объяв-ляет о добро-вольном возвра-щении князя и приводит его. Князь говорит, что уведен из тюрьмы против воли, расска-зы-вает о битве с тата-рами и просит о милости для станич-ников, выго-ва-ривая им право служить, где укажут, но не в оприч-нине, среди «кромеш-ников». Сам он также отка-зы-ва-ется вписаться в оприч-нину, царь назна-чает его воеводой при сторо-жевом полку, в который опре-де-ляет его же разбой-ников, и теряет к нему интерес. Князь посы-лает Михеича в мона-стырь, куда удали-лась Елена, чтобы удер-жать её от пострига, сообщив о скором его прибытии. Покуда князь со станич-ни-ками прися-гают царю, Михеич скачет в мона-стырь, куда он доставил Елену от мель-ника. Думая о грядущем счастии, Сереб-ряный едет вослед, но Михеич при встрече сооб-щает, что Елена постриг-лась. Князь едет в мона-стырь проститься, и Елена, ставшая сестрой Евдо-кией, объяе-няет, что между ними кровь Моро-зова и они не могли бы быть счаст-ливы. Простив-шись, Сереб-ряный со своим отрядом отправ-ля-ется нести дозор, и только сознание выпол-ня-е-мого долга и ничем не омра-ченной совести сохра-няет для него какой-то свет в жизни.

Проходят годы, и многие проро-че-ства Моро-зова сбыва-ются, на границах своих терпит Иоанн пора-жения, и только на востоке расши-ря-ются его владения усилиями дружины Ермака и Ивана Кольца. Получив от купцов Стро-га-новых дары и грамоту, они доходят до Оби. К Иоанну прибы-вает Ерма-ково посоль-ство. Приведший его Иван Кольцо оказы-ва-ется Перстнем, и по спут-нику его Митьке царь признает его и дарует ему прощение. Словно желая убла-жить Перстня, царь призы-вает былого това-рища его, Сереб-ря-ного. Но воеводы ответ-ствуют, что тот погиб еще семна-дцать лет назад. На пиру у Году-нова, вошед-шего в большую силу, Перстень расска-зы-вает много дивного о поко-ренной Сибири, возвра-щаясь опеча-ленным сердцем к погиб-шему князю, пьет в его память. Завершая повест-во-вание, автор призы-вает простить царю Иоанну его злоде-яния, ибо не один он несет за них ответ-ствен-ность, и заме-чает, что люди, подобные Моро-зову и Сереб-ря-ному, явля-лись тоже нередко и умели среди окру-жав-шего их зла устоять в добре и идти прямою дорогой.

Рекомендуем почитать

Наверх