Тест волевые качества личности. I. Методика исследования волевых качеств личности. Вопросы для самоконтроля

Русский язык 21.12.2023

Насколько сильна воля, настолько обычно плодотворна наша работа и учеба. Вы хотите узнать это про себя? Тогда постарайтесь ответить на предложенные вопросы этого теста с максимальной откровенностью.

Можно использовать три варианта ответа: «да» «иногда случается» («не знаю», «затрудняюсь ответить», «нет».

Вопросы теста на силу воли

1. В состоянии ли вы завершить работу, которая вам неинтересна?

2. Преодолеваете ли вы без особых усилий внутреннее сопротивление, когда нужно сделать что-то неприятное?

3. Когда попадаете в конфликтную ситуацию в быту или на работе — в состоянии ли вы взять себя в руки настолько, чтобы взглянуть на ситуацию объективно?

4. Если вам прописана диета, можете ли вы преодолеть кулинарные соблазны?

5. Найдете ли вы силы утром встать раньше обычного, как было запланировано накануне, если делать это необязательно?

6. Останетесь ли вы на месте происшествия, чтобы дать свидетельские показания?

7. Быстро ли вы отвечаете на письма?

8. Если у вас вызывает страх предстоящий полет на самолете или посещение зубоврачебного кабинета, сумеете ли вы в последний момент не изменить своего намерения?

9. Будете ли вы принимать очень неприятное лекарство, которое вам настойчиво рекомендует врач?

10. Сдержите ли вы сгоряча данное обещание, даже если выполнение его принесет вам немало хлопот?

11. Без колебаний ли вы отправляетесь в командировку (деловую поездку) в незнакомый город?

12. Строго ли вы придерживаетесь распорядка дня?

13. Относитесь ли вы неодобрительно к библиотечным задолжникам?

14. Даже самая интересная телепередача не заставит вас отложить выполнение срочной и важной работы?

15. Сможете ли вы прервать ссору и замолчать, какими бы обидными ни казались обращенные к вам слова?

Результаты теста:

Ответ «да» — 2 балла

- «иногда случается» («не знаю», «затрудняюсь ответить») — 1 балл

- «нет» — 0 баллов.

Теперь посчитайте результаты.

0-12 баллов.

С силой воли дела обстоят у вас неважно. Вы просто делаете то, что легче и интереснее, даже если это в чем-то может повредить вам. К обязанностям относитесь нередко спустя рукава, что бывает причиной разных неприятностей для вас. Ваша позиция выражается известным выражением «Что мне, больше всех надо?». Любую просьбу, любую обязанность вы воспринимаете чуть ли не как физическую боль. Дело тут не только в слабых волевых качествах, но и в эгоизме вашей личности. Постарайтесь взглянуть на себя именно с учетом такой оценки. Может быть, это поможет вам изменить свое отношение к окружающим и кое-что «переделать» в своем характере. Если удастся — от этого вы только выиграете.

13-21 балл.

Сила воли у вас средняя. Если столкнетесь с препятствием, то начнете действовать, чтобы преодолеть его. Но если увидите обходной путь, тут же воспользуетесь им. Не переусердствуете, но и данное вами слово сдержите. Неприятную работу постараетесь выполнить, хотя и поворчите. По доброй воле лишние обязанности на себя не возьмете. Это иногда отрицательно сказывается на отношении к вам руководителей, не с лучшей стороны характеризует и в глазах окружающих. Если хотите достичь в жизни большего, тренируйте волю.

22-30 баллов.

С силой воли у вас в порядке. На вас можно положиться — вы не подведете. Вас не страшат ни новые поручения, ни дальние поездки, ни те дела, которые иных путают. Но иногда ваша твердая и непримиримая позиция по принципиальным вопросам досаждает окружающим. Волевые качества — это очень хорошо, но необходимо обладать и такими качествами, как гибкость, снисходительность, доброта.


В исследовании приняли участие подростки 9а и 9в классов МАОУ СОШ № 138. Класс общеобразовательный. Возрастные рамки коллектива – 14 – 16 лет. В исследовании участвовало 40 подростков, из них 21 девочек и 23 мальчиков. Исследование проводилось посредством следующих методик.

1. Опросник «Волевые качества личности» (м.В. Чумаков)

Цель: диагностика выраженности волевых качеств личности в возрасте от 18 до 35 лет.

Опросник диагностики волевых качеств личности М.В. Чумакова направлен на общую оценку степени развитости волевой регуляции, обеспечивающей сознательное, намеренное, осуществляемое на основе собственного решения поведение. Эта регуляция имеет сложную системную природу, включает в себя разные уровни, фазы, стадии.

Методика направлена на общую оценку степени развитости волевой регуляции, обеспечивающей сознательное, намеренное на основе собственного решения поведения.

Описание методики. Опросник состоит из 78 утверждений направленных на решение жизненных ситуаций. Содержит 9 шкал, отражающих основные компоненты волевой регуляции поведения личности: таких как: ответственность, инициативность, решительность, самостоятельность, выдержка, настойчивость, энергичность, внимательность, целеустремленность.

Шкалы ВКЛ:

1. Ответственность.

2. Инициативность

3. Решительность

4. Самостоятельность

5. Выдержка

6. Настойчивость

7. Энергичность

8. Внимательность

9. Целеустремленность

2. Тест-опросник «Исследование волевой саморегуляции» (а.В. Зверькова и е.В. Эйдман)

Цель: определить уровень развития волевой саморегуляции.

Оснащение : Опросник, бланки для ответов.

Обработка результатов . Цель обработки результатов – определение величин индексов волевой саморегуляции по пунктам общей шкалы (В) и индексов по субшкалам «настойчивость» (Н) и «самообладание» (С).

3 . «ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ОПРОСНИК» (ДДО) Е.А. КЛИМОВА (Е.А. Климов; модификация А.А. Азбель)

Опросник ДДО используется для оценки профессиональной направленности на основе предпочтений человеком различных по характеру видов деятельности.

В основу методики положена схема классификации профессий, в соответствии с которой все профессии делятся на группы по предмету труда: «человек-природа», «человек-техника», «человек-человек», «человек-знаковая система», «человек-художественный образ».

В данном пособии представлена модифицированная А.А. Азбель методика ДДО, где в качестве дополнительной группы рассматриваются профессии, в которых предметом труда выступает сам человек.

4. Опросник профессиональной готовности (опг) автор Кабардова л.Н.

Цель : Выявление уровня профессиональной готовности

Оснащение : опросник для определения профессиональной готовности Л.Н. Кабардовой, бланк ответов.

2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования связи волевых качеств с профессиональным выбором

В соответствии с темой данной курсовой работы было проведено исследование по уровню развития волевых качеств подростков мальчиков и девочек.

На первом этапе была проведена диагностика волевых качеств личности. Результаты представлены в таблице 1.

Из таблицы 1 видно, что в данной выборке испытуемых, все показатели волевых качеств преобладают в среднем значении, то есть у большинства подростков среднее значение волевых качеств.

Таблица 1 – Результаты диагностики волевых качеств у подростков по методике: «Опросник диагностики волевых качеств личности» М.В. Чумакова.

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Ответственность

Инициативность

Решительность

Самостоятельность

Выдержка

Настойчивость

Энергичность

Внимательность

7 7

Целеустремленность

Примечание – В таблице 1 полужирным начертанием выделены преобладающие проценты

У 81,8 % (36 человек) преобладает средний уровень ответственности, который характеризуется склонностью личности умеренно придерживаться в своем поведении общепринятых социальных норм, исполнять свои обязанности и ее готовность дать отчет за свои действия перед обществом и самим собой.

У 4,5 % (2 человек) представлен высокий уровень ответственности, который свидетельствует о гипертрофированной склонности личности придерживаться социальных норм, о четком исполнении своих обязанностей и повышенной концентрации об отчете за свои действия как перед собой, так и перед обществом.

У 13,6 %(6 человек) низкий уровень ответственности говорит о невысокой склонности личности придерживаться социальных норм и в дальнейшем не отдавать полного отчета за свои действия..

Инициативность находится на среднем уровне у 86,3% (38 человека) испытуемых, она заключается в способности предпринимать попытки к реализации возникших у человека идей. Для многих людей преодоление собственной инертности являет­ся наиболее трудным моментом волевого акта.

4,5% (2 человек) исследуемых, показывают высокое значение инициативности, что свидетельствует о повышенной способности реализовывать свои идеи.

Мало инициативны 9% (4 человека) исследуемых – отсутствие желания или готовности пробовать реализовывать возникшие идеи. Возникают затруднения в преодоление собственной инертности.

Средний уровень решительности проявляется у большинства выборки 70,5 % (31 человек) из исследуемой выборки. Это может заключается в среднем уровне излишних колебаний и сомнений при борьбе мотивов, в достаточно своевременном и достаточно быстром принятии решений. Прежде всего решитель­ность проявляется в выборе доминирующего мотива, а также в выборе адекват­ных средств достижения поставленной цели.

16% (7 человек) испытуемых показали низкий уровень решительности. Это может проявляться в колебаниях и сомнениях при принятии решений. В затруднении выборе средств, для выполнения поставленной задачи. Долгий переход от выбора действия к самому действию.

У 13,6% (6 человек) решительность находится на высоком уровне, что проявляется при осуществлении принятого решения. Для решительных людей характерен быст­рый и энергичный переход от выбора действий и средств, к самому выполнению действия.

Самостоятельность у 77% (34 человек) находится на среднем уровне. Это проявляется в способности осознанно принимать решения и в умении не поддаваться влиянию различных факторов, препятствую­щих достижению поставленной цели.

Высокий уровень самостоятельности у 9% (4 человека). Самостоятельный человек способен, крити­чески оценивая советы и предложения других людей, действовать на основе своих взглядов и убеждений и при этом вносить в свои действия коррективы, сформиро­ванные на основе полученных советов.

13,6% (6 человека) имеют низкий уровень самостоятельности, что может выражаться в отсутствии способности принимать решения, такие люди могут поддаваться влиянию различных факторов, которые препятствуют выполнению поставленной задачи.

У 95,5% (42 человек) среднее значение выдержки, что может проявляться в умеренной способности и умении сознательно затор­маживать импульсы, мешающие осуществлению цели.

Низкое значение выдержки, то есть могут поддаться эмоциям и идти на их поводу, теряя контроль над ситуацией. В моей выборке таких подростков 4,5%(2 человека).

Высокое значение выдержки проявляется в сдерживании и подавлении ненужных в данный момент чувств, мыслей и привычек, в способности в любой ситуации вла­деть собой, контролировать свое поведение. В моей выборке таких подростков нет.

Среднюю настойчивость проявили 68% (30 человек) исследуемых. Это деятельные, работоспособные люди, стремящиеся к выполнению намеченного. Их мобилизируют преграды на пути к цели, не отвлекают альтернативы и соблазны, главная их ценность – начатое дело.

Низкую настойчивость показали 13,6% (6 человек). Низкие значения по шкале настойчивость свидетельствуют о повышенной лабильности, неуверенности, импульсивности, которые могут приводить к непоследовательности и даже разбросанности поведения. Сниженный фон активности и работоспособности, как правило, компенсируется у таких лиц повышенной чувствительностью, гибкостью, изобретательностью, а также тенденцией к свободной трактовке социальных норм.

18% (8 человека) показали высокий уровень настойчивости. Высокий уровень настойчивости характеризует силу намерений человека – его стремление к завершению начатого дела. Таким людям свойственно уважение социальным нормам, стремление полностью подчинить им свое поведение. В крайнем выражении возможна утрата гибкости поведения, появление маниакальных тенденций.

66% (29 человек) имеют среднее значение энергичности, что показывает умеренную способность волевым усилием быстро поднимать активность до необходимого уровня.

Низкое значение энергичности соответствует низкому проявлению способности поднимать активность до необходимого уровня для решения поставленной задачи.25%(11 человек).

Высокое значение имеют 9% (4 человека), характеризуется способностью волевым усилием быстро поднимать активность до необходимого уровня, вплоть до самого высоко­го.

Среднее значение внимательности у 77% (34 человек) это может, выражается в достаточно организованном и целенаправленном отборе поступающей информации в соответствии с актуальными потребностями.

У 6,8% (3 человек) внимательность находится на высоком уровне. Высокий уровень внимательности выражается в направленности и сосредоточенности сознания, которое предполагает повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности испытуемого. Способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями. Обеспечение избирательной и длительной сосредоточенности психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.

Низкое значение внимательности 16% (7 человек) соответствует отсутствию избирательной и длительной сосредоточенности на одном и том же объекте или виде деятельности.

16% (7 человек) испытуемых показали высокую целеустремленность. Высокий показатель по данному компоненту указывает на очень сознательную и активную направленность лично­сти на достижение определенного результата деятельности.

63,6% (28 человек) показали среднее значение целеустремленности, что может свидетельствовать о средней направленности личности

20Э5% (9 человека) имеют низкое значение целеустремленности – низкая направленность на достижение определенного результата деятельности.

Результаты исследования по методике А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана, представлены в Таблице 2.

Таблица 2 – Результаты диагностики волевых качеств у подростков по тест-опроснику «Исследование волевой саморегуляции» А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана.

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Саморегуляция

5 0

Настойчивость

Самообладание

Примечание:

1. В таблице 4 - м – мальчики, д – девочки;

2. Полужирным начертанием выделены преобладающие проценты

По таблице также видно, что половина испытуемых 50% обладают высоким уровнем развития саморегуляции, 43,2%-средним и 6,8%-низким.

По таблице можно проследить, что средний уровень самообладания имеют,52,3% и 47,7%-низкий.

63,6% испытуемых обладают средним уровнем настойчивости,25%-низким и 11,4-высоким.

По результатам исследования волевых качеств по методике А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана …..

Достоверность различий волевых качеств у подростков (1-я группа –?, 2-я группа –?) была определена с помощью? и программы STATISTICA 6.0.

Методика разработана Н.Е. Стамбуловой. Испытуемым предлагается оценить уровень развития собственных волевых качеств: целеустремленности, настойчивости и упорства, смелости и реши­тельности, инициативности и самостоятельности, самообладания и выдержки.

Каждый опросник позволяет диагностировать два параметра волевого качества: выраженность и генерализованность. Под выраженностью качества понимается наличие и устойчивость проявления основных его признаков, под генерализованностью - универсальность качества, т. е. широта его проявления в различных жиз­ненных ситуациях и видах деятельности.

Инструкция: «Прочтите внимательно каждое суждение. Подумайте, насколько оно характерно для вас. Исходя из этого, выберите соответствующий ответ из пяти предлагаемых вариантов и его номер поставьте в протоколе напротив номера соответствующего суждения.

Варианты для ответов: «Так не бывает», «Пожалуй, неверно», «Может быть», «Наверное, да», «Уверен, что да».

Ответив на вопросы первого опросника («Целеустремленность»), переходите к следующему, и так до конца, пока не заполните весь сводный протокол.

Текст опросников

Целеустремленность

  1. Приступая к любому делу, всегда четко осознаю, чего я хочу достичь.
  2. Неудача в соревновании побуждает меня тренироваться с удвоенной энергией.
  3. Мои интересы неустойчивы, не могу пока определить, к чему мне стремиться в жизни.
  4. Я отчетливо представляю себе, чему хочу научиться в институте.
  5. Во время тренировки мне быстро надоедает работать строго в соответствии с планом.
  6. Если уж ставлю перед собой определенную цель, то неуклонно стремлюсь к ее достижению, как бы ни было трудно.
  7. В каждом тренировочном занятии ставлю перед собой конкретные задачи.
  8. При неудачах меня всегда одолевают сомнения, стоит ли продолжать начатое дело.
  9. Четкое планирование работы не характерно для меня.
  10. Редко задумываюсь над тем, как можно применить знания, получаемые в институте, в будущей практической работе.
  11. Никогда сам не проявляю инициативы в постановке новых целей, предпочитаю следовать указаниям других людей.
  12. Обычно под влиянием разного рода препятствий мое стремление к цели значительно ослабевает.
  13. У меня есть главная цель жизни.
  14. После неудачи в соревновании долго не могу заставить себя тренироваться в полную силу.
  15. К общественной работе отношусь с меньшей ответственностью, чем к учению и занятиям спортом.
  16. Как правило, заранее намечаю конкретные задачи, планирую свою работу.
  17. Постоянно испытываю потребность ставить перед собой новые цели и достигать их.
  18. Начиная новое дело, не всегда четко представляю себе, к чему следует стремиться; обычно надеюсь, что это прояснится по ходу работы.
  19. Всегда стараюсь до конца выполнить любое общественное поручение.
  20. Даже при неудачах меня не покидает уверенность, что достигну поставленной цели.

Смелость и решительность

  1. Принимая какое-нибудь решение, всегда реально оцениваю свои возможности.
  2. Не боюсь вмешаться в ситуацию на улице, если нужно предотвратить несчастный случай.
  3. Мне трудно выполнять свои обещания.
  4. Высказываю свое мнение, несмотря на возможность конфликта.
  5. Сознание, что соперник сильнее, является для меня серьезным препятствием.
  6. Легко освобождаюсь от тревоги, опасений, страха.
  7. Установив для себя распорядок дня, четко его придерживаюсь.
  8. Меня часто мучают сомнения.
  9. Мне больше по душе, если ответственность за совместное дело несут другие, а не я.
  10. Вряд ли смогу рискнуть предотвратить несчастный случай.
  11. Когда анализирую свои поступки, часто прихожу к выводу, что недостаточно хорошо продумал и спланировал свои действия.
  12. Как правило, избегаю рискованных ситуаций.
  13. Не испытываю страха перед сильным соперником.
  14. Много раз решал с завтрашнего дня начать «новую жизнь», но с утра все шло по-старому.
  15. Возможность конфликта заставляет меня держать свое мнение при себе.
  16. Обычно мне легко удается справиться со своими сомнениями.
  17. Постоянно чувствую ответственность за свои дела и поступки.
  18. С трудом преодолеваю страх.
  19. Для меня исключительный случай, если я не смог сдержать слово.
  20. Возможность рискнуть доставляет мне радость.

Настойчивость и упорство

  1. Начиная любое дело, уверен, что сделаю все возможное для его выполнения.
  2. Всегда до конца отстаиваю свое мнение, если уверен, что прав.
  3. Я не в состоянии принудить себя тренироваться на фоне усталости.
  4. В соревновании борюсь изо всех сил до последнего мгновения.
  5. Мне трудно доводить до конца общественные дела.
  6. Для меня характерны планомерность, систематичность в работе.
  7. На тренировочном занятии заставляю себя полностью выполнить задание, даже если очень устал.
  8. Часто бросаю на полпути начатые дела, потеряв интерес к ним.
  9. Мне больше по душе легкие, пусть даже менее результативные, пути к цели.
  10. Не могу заставить себя планомерно заниматься в течение всего семестра, особенно по тем учебным предметам, которые даются с трудом.
  11. Обычно не знаю, хватит ли у меня желания и сил завершить начатое дело.
  12. У меня никогда не появляется желание поставить перед собой труднодостижимую цель.
  13. Систематически готовлюсь к учебным занятиям в институте.
  14. Неудача в ходе соревнований резко снижает мою активность и желание продолжать борьбу.
  15. В споре чаще всего уступаю другим.
  16. До конца выполняю даже скучную и однообразную работу, если это необ­ходимо.
  17. Испытываю особое удовлетворение, если успех достался с большим трудом.
  18. Не могу заставить себя работать систематически.
  19. Выполняя общественные поручения, всегда добиваюсь того, что необходимо.
  20. Довольно часто испытываю потребность проверить себя в трудных делах.

Инициативность и самостоятельность

  1. Как правило, все важные решения принимаю без посторонней помощи.
  2. Мне легко удается побороть смущение и первым завязать разговор с незнакомым человеком.
  3. Никогда по собственной инициативе не берусь за выполнение общественных поручений.
  4. При подготовке к учебным занятиям довольно часто читаю дополнительную литературу, не ограничиваясь лекцией или учебником.
  5. Отсутствие тренера на соревновании (его советов, поддержки и т. п.) значительно снижает мои результаты.
  6. Больше всего мне нравится пробовать свои силы в творческой деятельности.
  7. На тренировочных занятиях стараюсь придумывать новые упражнения.
  8. Чувствую себя спокойно и уверенно, если кто-то руководит мною.
  9. Прежде чем что-то сделать, всегда советуюсь с кем-нибудь из знакомых.
  10. В разговоре или при знакомстве стремлюсь предоставить инициативу другому.
  11. Для меня удобнее всего выполнять работу по точно известному образцу.
  12. Обычно отказываюсь от своих планов, намерений, если другие находят их неудачными.
  13. К общественной работе отношусь не формально, стараюсь сделать ее не только полезной, но и интересной.
  14. При изучении любого учебного предмета не стремлюсь знать больше, чем требуется для сдачи зачета или экзамена.
  15. Обычно не задумываюсь над содержанием тренировки, точно выполняю то, что предлагает тренер.
  16. Стремлюсь быть организатором новых дел в коллективе.
  17. Если уверен, что прав, всегда поступаю по-своему.
  18. Процесс творчества не привлекает меня.
  19. Результаты моих выступлений в соревнованиях практически не зависят от того, присутствует ли на них мой тренер.
  20. В любую работу стремлюсь внести что-то новое, иначе мне неинтересно.

Самообладание и выдержка

  1. Я легко могу заставить себя долго ждать, если это необходимо.
  2. В споре мне обычно удается сохранять спокойствие и объективность.
  3. Не могу нормально тренироваться, если меня что-то тревожит.
  4. В течение всего соревнования четко контролирую свои мысли, чувства, действия, поведение.
  5. Совершенно не переношу боли.
  6. Мне удается сохранять ясность мысли даже в самых сложных жизненных ситуациях.
  7. Неприятности в институте и дома не снижают качества моей тренировки.
  8. Долгое ожидание очень мучительно для меня.
  9. Бывает, когда я встревожен, волнуюсь, совершенно теряю контроль над собой.
  10. Во время экзамена иногда не могу ответить даже то, что знаю.
  11. Считаю, что умение владеть собой не так уж важно для человека.
  12. Если у меня плохое настроение, никогда не могу этого скрыть.
  13. На экзамене всегда мобилизуюсь и получаю оценку не ниже той, на которую рассчитываю.
  14. Не могу сдержать себя, чтобы на грубость не ответить тем же.
  15. В процессе соревнований с трудом владею собой.
  16. Мне легко заставить себя сдержать смех, если чувствую, что он неуместен.
  17. Сильное волнение, как правило, не сказывается на целесообразности моих действий и поведения.
  18. В сложной ситуации обычно теряюсь, не могу быстро принять нужное решение.
  19. Могу заставить себя действовать, превозмогая боль, если это крайне необходимо.
  20. Специально учусь владеть собой.

Сводный протокол исследования

Целеустремленность Смелость, решительность Настойчивость, упорство Самостоятельность, инициативность Самообладание, выдержка
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
в = в = в = в = в =
В = в + 20 = В = в + 20 = В = в + 20 = В = в + 20 = В = в + 20 =
г = г = г = г = г =
Г = г + 20 = Г = г + 20 = Г = г + 20 = Г = г + 20 = Г = г + 20 =

Обработка и интерпретация результатов

Обработайте ответы с помощью ключа, который одинаков для всех пяти опросников:

Выраженность волевого качества Генерализованность волевого качества
Номер ответа Номер ответа
-2 -1 +1 +2 -2 -1 +1 +2
-2 -1 +1 +2 +2 +1 -1 -2
+2 +1 -1 -2 -2 -1 +1 +2
+2 +1 -1 -2 +2 +1 -1 -2
+2 +1 -1 -2 -2 -1 +1 +2
+2 +1 -1 -2 +2 +1 -1 -2
-2 -1 +1 +2 -2 -1 +1 +2
-2 -1 +1 +2 +2 +1 -1 -2
+2 +1 -1 -2 +2 +1 -1 -2
-2 -1 +1 +2 -2 -1 +1 +2

Положения 1, 6, 8, 9, 11, 12, 16, 17, 18, 20 служат для диагностики выраженности волевых качеств, положения 2, 3, 4, 5, 7, 10, 13, 14, 15, 19 - для диагностики генерализованности волевых качеств.

Напротив номера суждения указано количество баллов (-2, - 1 , 0, + 1 , +2), которое присуждается за каждый вариант ответа. Эти оценки заносятся в сводный протокол исследования рядом с номером ответа. Затем подсчитывается алгебраическая сумма баллов отдельно по суждениям параметра выраженности и параметра генерализованности для каждого волевого качества. Для перевода на положительную шкалу оценок к суммарной оценке прибавляется 20 баллов и окончательные результаты заносятся в протокол.

Заключение об уровне развития каждого волевого качества делается по параметрам выраженности и генерализованности с учетом следующих нормативных показателей: 0–19 баллов - низкий уровень; 20–30 баллов - средний уровень; 31–40 баллов - высокий уровень.

Полученные оценки всех волевых качеств необходимо представить графически в двух вариантах.

Вариант 1. Чертится окружность (d = 8 см). Из ее центра (нулевая точка) проводятся 5 радиусов и на них наносятся деления. Каждый радиус – шкала оценки для одного из волевых качеств. Затем данные из протокола переносятся на соответствующие шкалы: на каждую шкалу наносятся по две точки (число баллов по параметру выраженности и по параметру генерализованности). Точки, обозначающие оценки выраженности всех волевых качеств, соединяются сплошными линиями, а точки, обозначающие оценки генерализованности всех волевых качеств, – пунктирными. Получается два пятиугольника, расположенных внутри круга (пример на рис. 3.2). На основании рисунка делается заключение об уровне развития каждого волевого качества по параметрам выраженности и генерализованности с учетом следующих нормативных показателей: 0–19 баллов – низкий уровень; 20–30 баллов – средний уровень; 31–40 баллов – высокий уровень.

Вариант 2. Строятся две координатные оси: выраженность свойства, изменяющаяся в континууме низкая – высокая (от 0 до 40 баллов), изображается вертикальной осью, а генерализованность, изменяющаяся в континууме узкая – широкая (также от 0 до 40 баллов), – горизонтальной осью. Область пересечения осей характеризует средний уровень развития волевого свойства по обоим параметрам. Каждое свойство в данной системе координат обозначается точкой. При присоединении точек (в случае использования всех опросников в комплексе) получается многоугольник. Анализируется: а) расположение многоугольника в координатных осях, указывающее на преобладающее направление в развитии волевых качеств; б) расстояния (в единицах шкалы) между крайними верхней и нижней, правой и левой точками многоугольника, свидетельствующие об относительной синхронности или гетерохронности в развитии волевых качеств с учетом обоих параметров.

Целесообразно сравнить самооценки каждого студента со среднегрупповыми (желательно у мужчин и женщин отдельно). Завершить работу необходимо письменным заключением об уровне развития волевых качеств с учетом параметров выраженности и генерализованности.

II. Опросник «Волевые качества личности» (М.В. Чумаков).

Опросник «Волевые качества личности» (ВКЛ) предназначен для диагностики выраженности волевых качеств личности в возрасте от 18 до 35 лет. Его можно применять как в исследовательских целях, так и для решения практических задач, он не предназначен для ситуаций экспертизы.

Методика направлена на общую оценку степени развития эмоционально–волевой регуляции, обеспечивающей сознательное, намеренное, осуществляемое на основе собственного решения поведение. Эта регуляция имеет сложную системную природу, включает в себя различные уровни, фазы, стадии Сложность измеряемой психологической реальности отражается в опроснике выделением различных шкал. Шкалы опросника образованы эмпирическим путем при помощи факторного анализа прилагательных, выделенных методом семантического сходства.

Инструкция: «Читайте внимательно каждое суждение. Подумайте, насколько это суждение характерно для вас. Исходя из этого, выберите соответствующий ответ из четырех предлагаемых вариантов и его номер поставьте в ответном листе (табл. 3.4) напротив номера соответствующего суждения.

Варианты для ответов: 1. Верно; 2. Скорее, верно; 3. Скорее, неверно; 4. Неверно

Помните, что в опроснике нет «плохих» и «хороших» ответов, так как речь идет не о Ваших способностях, а об индивидуальных особенностях Вашей личности. Не задумывайтесь над ответом слишком долго, важнее Ваша первая реакция, а не результат длительных рассуждений».

Протокол исследования:

Вариант ответа Вариант ответа Вариант ответа Вариант ответа Вариант ответа Вариант ответа

Текст опросника:

  1. Если я присутствую на каком–либо собрании, то, как правило, выступаю.
  2. Я немного завидую тем, кто «не лезет за словом в карман».
  3. Я редко обращаюсь к кому-либо за помощью.
  4. Я плохо переношу боль.
  5. Я скорее пессимист, чем оптимист.
  6. Я могу быстро сосредоточится, если нужно.
  7. У меня нет четкой цели в жизни.
  8. Я не могу про себя сказать, что я человек, легкий на подъем.
  9. Мне стоило бы быть более решительным.
  10. Даже короткое время мне трудно обходиться без близких мне людей.
  11. Обычно у меня получается закончить дело несмотря на трудности.
  12. Я веду активный образ жизни.
  13. Музыка, шум легко отвлекают меня.
  14. Когда я приступаю к делу, я обдумываю все до мелочей.
  15. Часто как-то само собой получается, что я оказываюсь в роли лидера.
  16. Когда мне отказывают, мне трудно вновь повторить мою просьбу.
  17. Я совершенно не могу сидеть без дела.
  18. Я не очень собранный человек.
  19. Я хорошо знаю, чего хочу.
  20. Мне бывает трудно сделать первый шаг.
  21. Я не люблю рисковать.
  22. Я бы чувствовал (чувствовала) себя очень неуютно, если бы мне пришлось ехать одному (одной) в дальнюю поездку.
  23. Если что-то не получается с первого раза, я вновь и вновь повторяю попытки.
  24. У меня часто бывает упадок сил.
  25. Мне не трудно концентрировать внимание.
  26. Меня не пугают отдаленные цели.
  27. Я очень редко опаздываю на работу, учебу, встречи.
  28. Когда я учился (училась) в школе, я часто вызывался (вызывалась) отвечать на уроке.
  29. Я быстро принимаю решения.
  30. Мне нравится научиться чему-либо без посторонней помощи.
  31. Я не боюсь надоедать людям повторяющимися просьбами.
  32. Отдых - это просто смена деятельности.
  33. Я не часто выступаю «зачинщиком» новых начинаний.
  34. Я склонен (склонна) к сомнениям.
  35. Мне трудно идти против мнения группы.
  36. Я легко поддаюсь панике.
  37. В случае неудачи у меня «опускаются руки».
  38. Я быстро восстанавливаю силы.
  39. Я могу долго работать, не отвлекаясь.
  40. Нельзя сказать, что я целеустремленный человек.
  41. Я все время выдумываю что-то новое.
  42. Я часто советуюсь с другими людьми.
  43. Я не могу долго переносить напряженные физические нагрузки.
  44. Я – мягкий человек.
  45. Я бы не сказал (не сказала), что я энергичный человек.
  46. Действительно, я нередко бываю рассеянным (рассеянной).
  47. Я знаю, кем я хочу быть в жизни и стремлюсь к этому.
  48. Нередко мне самому (самой) приходится показывать пример окружающим.
  49. Мне хорошо знакомы мучительные колебания, когда нужно сделать выбор.
  50. Я могу быть очень настырным (настырной).
  51. Я часто чувствую сонливость днем.
  52. Я умею ставить себе ясные и четкие цели.
  53. Я старательно выполняю обязанности по работе, учебе.
  54. Мне не хватает уверенности в себе.
  55. Я терпеливо дозваниваюсь, если номер занят.
  56. Неблагоприятные обстоятельства часто мешают мне закончить начатое.
  57. Обычно я жизнерадостен (жизнерадостна) и полон (полна) сил.
  58. Не могу долго удерживать внимание, если мне не интересно.
  59. Как правило, я составляю план на неделю.
  60. Я сам (сама) проявляю инициативу при знакомстве.
  61. Я могу иногда прогулять работу (учебу), если знаю, что мне это «сойдет с рук».
  62. Меня нельзя назвать инициативным человеком.
  63. Я люблю все делать быстро.
  64. Я могу долго «стиснув зубы» преодолевать неприятности.
  65. Я могу долго работать не уставая.
  66. Если я берусь за дело, то погружаюсь в него целиком и полностью.
  67. Я стараюсь расположить дела по степени важности и начинаю с тех, которые наиболее важны.
  68. Я вспыльчивый человек.
  69. Про меня можно сказать, что я немного «ветреный» («ветреная»).
  70. Я – внушаемый человек.
  71. Я умею сдерживать гнев.
  72. Я обязательный человек.
  73. В целом меня можно назвать терпеливым человеком.
  74. Я серьезно отношусь к домашним обязанностям.
  75. Люблю решать все сам (сама).
  76. Я могу долго выполнять не интересное, но нужное дело.
  77. У меня плохо получается скрывать от окружающих, что я расстроен (расстроена).
  78. Я упорно достигаю своих целей.

Обработка и анализ результатов:

При обработке за ответ «верно» присваивается 3 балла, за ответ «скорее верно» – 2 балла, за ответ «скорее неверно» – 1 балл и за ответ «неверно» – 0 баллов, если вопросы прямые. Если вопросы обратные, то за ответ «верно» присваивается 0 баллов, за ответ «скорее верно» – 1 балл, за ответ «скорее неверно» – 2 балла и за ответ «неверно» – 3 балла. Баллы по шкалам подсчитываются на основе ключа к опроснику. Итоговый балл получается суммированием баллов по 9-ти шкалам. Для перевода сырых баллов в стены используются данные табл. 3.6 и табл. 3.7.

Ключи к опроснику ВКЛ

Шкалы опросника Прямые вопросы Обратные вопросы
Ответственность 11, 14, 27, 53, 72, 74 61, 69
Инициативность 1, 15, 28, 41, 48, 60 8, 20, 33, 62
Решительность 29, 63 2, 9, 21, 34, 49, 54
Самостоятельность 3, 30, 75 10, 22, 35, 42, 70
Выдержка 55, 64, 71, 73, 76 4, 36, 43, 68, 77
Настойчивость 23, 31, 50 16, 37, 44, 56
Энергичность 12, 17, 32, 38, 57, 65 5, 24, 45, 51
Внимательность 6, 25, 39, 66 13, 18, 46, 58
Целеустремленность 19, 26, 47, 52, 59, 67, 78 7, 40

Нормативная таблица для шкал опросника ВКЛ

Шкалы Стены
Баллы
0. 1–6 7–8 9–10 11–12 13–15 16–17 18–19 20–21 22–23
И. 1–4 5–7 8–9 10–12 13–15 16–17 18–20 21–23 24–25 26–30
Р. 1-3 3–4 5–7 8–9 10–11 12–14 15–16 17–18 19–21 22–24
С. 1–4 5–6 7–8 9–10 11–13 14–15 16–17 18–19 20–21 22–24
Вк. 1–5 6–8 9–11 12–14 15–17 18–20 21–23 24–26 27–28 29–30
Н. 1–4 5–6 7–8 9–10 12–13 14–15 16–17 19–21
Э. 1–9 10–11 12–14 15–16 17–19 20–22 23–24 25–27 28–29
Вн. 1–5 6–7 8–9 10–12 13–14 15–16 17–18 19–21 22–23
Ц. 1–7 8–9 10–12 13–14 15–17 18–19 20–22 23–24 25–26

Нормативная таблица для итогового балла опросника ВКЛ

Итоговый высокий балл по опроснику ВКЛ получают ответственные, обязательные, инициативные, деятельные, уверенные, решительные, настойчивые, энергичные, хорошо контролирующие свои эмоции, независимые, самостоятельные, целеустремленные, собранные испытуемые. Таких людей можно назвать волевыми в том смысле, в каком это понимается большинством людей. Получившие высокий балл старательно выполняют свои обязанности, обладают хорошим лидерским потенциалом, быстро и независимо принимают решения, высоко активны. У них есть ясные жизненные цели и стремление настойчиво их достигать. От этих особенностей в основном зависит успешность деятельности тогда, когда эта деятельность не предъявляет очень высоких требований к способностям человека. При наличии высоких способностей диагностируемые качества являются дополнительным существенным условием успешности и стабильности деятельности. Вероятно, испытуемые с очень высоким общим баллом по тесту могут быть более фрустрированными и напряженными.

Низкий балл по опроснику ВКЛ характерен для склонных к колебаниям, неуверенных, безынициативных, несамостоятельных испытуемых Они могут пренебречь своими обязанностями в ситуациях, когда внешний контроль за их действиями ослаблен. Как правило, они проявляют низкую активность, энергичность. У этой категории испытуемых могут быть проблемы с произвольной концентрацией внимания. Жизненные цели недостаточно осознанны, лидерские тенденции не выражены. Этих людей можно назвать безвольными в том смысле, как это понимают большинство людей. При условии равных способностей такие люди как правило достигают меньших или менее стабильных результатов в деятельности Возможно, испытуемые с низким баллом по тесту менее внутренне напряжены и фрустрированы. Имея в виду это обстоятельство, мы предлагаем с осторожностью применять оценочный подход к результатам тестирования.

Интерпретация шкал опросника:

Интерпретация проводится путем анализа девяти шкал, которые в совокупности дают целостную картину развития волевой регуляции поведения.

1. Ответственность.

Высокий балл по этой шкале получают ответственные, обязательные испытуемые. Они, как правило, дисциплинированы и старательно выполняют свои обязанности. Есть сведения о положительной корреляции этой шкалы с фактором G методики 16 PF Кэттелла. У некоторых испытуемых с высоким баллом может быть повышенная тревожность.

Низкий балл по шкале получают испытуемые, которых можно назвать ненадежными и несколько «безалаберными». Они не перегружают себя чрезмерными обязательствами, проще смотрят на жизнь и могут обладать более низкой тревожностью.

2. Инициативность.

Высокий балл по шкале характерен для инициативных, деятельных людей с высокими лидерскими тенденциями. Они выступают «зачинщиками» новых начинаний, стремятся что-то изменить. Хорошо проявляют себя в ситуациях, когда изменения необходимы и требуются новаторские подходы. В сочетании с высокой креативностью и интеллектуальными способностями могут быть очень продуктивны. При низкой креативности и способностях к анализу, особенно на руководящих постах, могут инициировать недостаточно продуманные и эффективные новации.

Низкий балл получают пассивные испытуемые. Их устраивает существующее положение дел, и они не склонны что-либо менять. К лидерству сами не стремятся. Эффективны в ситуациях, требующих не столько изменений, сколько сохранения стабильности

3. Решительность.

Высокий балл по шкале характерен для лиц, быстро и уверенно принимающих решения. Они не склонны к длительным сомнениям, колебаниям при осуществлении задуманного. Иногда быстрота принятия решения может быть вызвана импульсивностью.

Низкий балл получают нерешительные, неуверенные, склонные к постоянным сомнениям лица. Решение принимается после длительных колебаний и не обладает достаточной устойчивостью.

4. Самостоятельность.

Высокий балл демонстрируют люди, не нуждающиеся в постоянной психологической поддержке, стремящиеся самостоятельно принимать решения, обладающие способностью противостоять мнению группы, если оно отличается от их собственного.

Низкий балл свидетельствует о низкой самостоятельности, внушаемости, зависимости от мнения группы.

5. Выдержка.

Высокий балл характерен для людей, умеющих контролировать свои эмоции, терпеливо переносить нагрузки, справляться с монотонной деятельностью. Эти люди хорошо управляют собой, своими состояниями. В некоторых случаях выраженность этого качества может приводить к тому, что человек справляется с обстоятельствами, которые, возможно, целесообразнее было бы изменить.

Низкий балл характерен для людей, свободных в проявлении эмоций, испытывающих трудности при необходимости переносить нагрузки или выполнять неинтересную работу. Им не хватает самообладания и трудно быть сдержанными.

6. Настойчивость.

Высокий балл получают стойкие испытуемые, способные к преодолению препятствий на пути достижения цели. Неудачи не выбивают таких людей «из колеи». Они способны повторять снова и снова попытки для достижения задуманного. В определенных случаях эта черта может делать поведение недостаточно гибким.

Низкий балл характерен для мягких людей. Неудачи деморализуют их, а препятствия часто заставляют отказаться от намеченного.

7. Энергичность.

Высокий балл говорит об активности, энергичности. Такие люди деятельны, работоспособны, с оптимизмом смотрят на жизнь.

Низкий балл получают испытуемые с невысокой активностью. Они быстро устают. Их можно назвать скорее пессимистами, чем оптимистами.

8. Внимательность.

Высокий балл получают лица, способные к произвольной концентрации внимания. Они стабильно его удерживают в случае надобности, даже если деятельность не очень интересует их. Для них характерна собранность, глубокое погружение в работу.

Низкий балл характерен для лиц, испытывающих трудности с произвольной концентрацией внимания. Они легко отвлекаются, с трудом сосредотачиваются, если деятельность не очень их интересует.

9. Целеустремленность.

Высокий балл свидетельствует о наличии у испытуемого хорошо осознанных целей в жизни. Как правило, они стремятся планировать свое время и порядок выполнения дел. Таким людям бывает сложно в ситуациях, когда нет объективной возможности реализации целей.

Низкий балл говорит о недостаточной четкости целей и упорстве в их достижении. Такие люди не всегда хорошо понимают, чего хотят. Им бывает сложно в ситуациях, где необходимо самим планировать свои дела.

Всем знакомы состояния мобилизации воли и ее ослабления. Мы то испытываем упадок, ослабление воли, то мобилизуем свои усилия и проявляем упорство, силу. Какие-то формы поведения со временем становятся привычными и переходят в качества характера.

Волевой человек обладает рядом характерных качеств.

Как сильная воля проявляется в характере? Какие качества являются волевыми? Как проявляется безволие?

В ряду волевых качеств на первом месте целеустремленность. Целеустремленность - это...

Качества менеджера - это обобщенные, наиболее устойчивые характеристики, которые оказывает решающее влияние на управленческую деятельность. Это весьма сложные в психологическом плане образования, зависящие от множества факторов: особенностей характера, структуры личности, ее направленности, опыта, способности, условий деятельности.

Талант менеджера определяется многими психологическими качествами, которые являются профессионально важными. Многогранный характер управленческой деятельности...

Решение проблемы оптимизации руководства и в теоретическом, и в прикладном аспектах должно начинаться с изучения функций руководителя. Под функцией в данном случае можно понимать "совокупность однородных повторяющихся задач, которые необходимо решить для обеспечения нормальной жизнедеятельности данной системы, ее перевода из одного состояния в другое, более полно отвечающее предъявляемым требованиям.

При классификации функций руководителя используются различные критерии. Многие исследователи...

С древних времен величайшие философы пытались дать ответы на вопросы: как можно объективно оценить человека? Каковы критерии оценки личности? Какие качества более важные, а какие можно отнести к второстепенным?

Разумеется, точного ответа мы не получим никогда, потому что это субъективно и зависит от целеполагания.

Для кого-то развитая личность – та, которая стремится к духовности, для другого – творческий человек, каждый день создающий нечто новое, для третьего – тот, кто имеет незыблемые...

Тест Несуществующее животное

Метод исследования личности с помощью проективного теста "Несуществующее животное" построен на теории психомоторной связи. Для регистрации состояния психики используется исследование моторики (в частности.

Моторики рисующей доминантной правой руки, зафиксированной в виде графического следа движения, рисунка) По И. М. Сеченову, всякое представление, возникающее в психике, любая тенденция, связанная с этим представлением, заканчивается движением (буквально...

Если вы ответили “да” в пунктах 1, 3, 5, 7, 9 и “нет” в пунктах 2, 4, 6, 8, 10, начислите себе по 2 балла за каждый. За все остальные варианты ответов баллы не начисляются.

1. Очень часто я прячу заначку, а потом долго не могу ее найти.

2. Отправляясь за покупками, я всегда пишу список и никогда от него не отклоняюсь.

3. Получая зарплату, я люблю “пошиковать” в первую неделю.

4. Никогда не покупаю “ненужные” вещи в электричках и подземных переходах.

5. Мне часто не хватает...

Итак, предложите своей спутнице выпить, но так, чтобы она могла сама сделать выбор. Когда выбор сделан, узнайте о ней все.

Шампанское - предпочитают кокетки и хохотушки, которые не прочь выйти замуж за человека намного их старше. Они часто изменяют своим мужьям и пьянеют практически мгновенно.

Водка - пьют волевые, сильные женщины с твердым характером. Они не скрывают своих желаний, действуют напрямик и пьянеют очень медленно.

Коньяк - напиток для женщин среднего возраста...

Итак, какой из шести ответов на вопрос “Как дела?” при случайной встрече наиболее характерен для вас:

1. Подробно рассказываю о своей жизни.

2. Отвечаю: “Разве не видно по мне, что плохо!”

3. Вздыхаю: мол, “Хуже не бывает!”

4. “Отлично! А как у тебя?”

5. “Почему тебя вдруг заинтересовали мои дела?”

6. “Все нормально” и перевожу разговор на другую тему.

Ответ № 1. Для вас не важно, что подумает другой человек, вынужденный выслушивать ваш рассказ, вы слушаете только себя...

Рекомендуем почитать

Наверх