Сообщение роль природы в жизни человека. Сочинение на ЕГЭ: «Человек и природа. Экологическая оценка нтр

Изо 01.02.2024
Изо

Какую роль в жизни человека играет природа

Текст: Анна Чайникова
Фото: news.sputnik.ru

Написать хорошее сочинение непросто, но правильно подобранные аргументы и литературные примеры помогут получить максимальный балл. В этот раз разбираем тему: «Человек и природа».

Примерные формулировки проблемы

Проблема определения роли природы в жизни человека. (Какую роль в жизни человека играет природа?)
Проблема воздействия природы на человека. (Какое воздействие оказывает природа на человека?)
Проблема умения замечать красоту в обыденном. (Что дает человеку умение замечать красоту в простом и обыденном?)
Проблема влияния природы на духовный мир человека. (Как влияет природа на духовный мир человека?)
Проблема негативного влияния деятельности человека на природу. (В чем проявляется негативное влияние деятельности человека на природу?)
Проблема жестокого/доброго отношения человека к живым существам. (Допустимо ли мучить и убивать живых существ? Способны ли люди относиться к природе сострадательно?)
Проблема ответственности человека за сохранение природы и жизни на Земле. (Ответственен ли человек за сохранение природы и жизни на Земле?)

Видеть красоту природы, ее поэтичность может далеко не каждый. Существует довольно много людей, которые воспринимают ее утилитарно, подобно Евгению Базарову, герою романа «Отцы и дети». По мнению молодого нигилиста, «природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Называя природу «пустяками», он не просто неспособен восхищаться ее красотами, но в принципе отрицает эту возможность. С такой позицией не согласился бы , который в стихотворении «Не то, что мните вы, природа…», по сути, дал ответ всем сторонникам точки зрения Базарова:

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик —
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…

По мнению поэта, люди, которые остаются глухи к красоте природы, существовали и будут существовать, но их неумение чувствовать достойно только сожаления, ведь они «живут в сем мире, как впотьмах». Неумение чувствовать — это не вина их, а беда:

Не их вина: пойми, коль может,
Органа жизнь глухонемой!
Души его, ах! не встревожит
И голос матери самой!..

Именно к этой категории людей относится Соня, героиня романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир». Будучи довольно прозаической девушкой, она не способна понять красоту лунной ночи, поэзии, разлитой в воздухе, которую чувствует Наташа Ростова. Восторженные слова девушки не достигают Сониного сердца, она лишь хочет, чтобы Наташа скорее закрыла окно и ложилась. Но та не может спать, чувства переполняют ее: «Нет, ты посмотри, что за луна!.. Ах, какая прелесть! Ты поди сюда. Душенька, голубушка, поди сюда. Ну, видишь? Так бы вот села на корточки, вот так, подхватила бы себя под коленки — туже, как можно туже, натужиться надо, — и полетела бы. Вот так!
— Полно, ты упадешь.
Послышалась борьба и недовольный голос Сони:
— Ведь второй час.
— Ах, ты только все портишь мне. Ну, иди, иди».

Живую и открытую всему миру Наташу картины природы наталкивают на мечты, которые непонятны приземленной и нечуткой Соне. Князя Андрея, ставшего невольным свидетелем разговора девушек ночью в Отрадном, природа заставляет посмотреть на свою жизнь иными глазами, подталкивает к переоценке ценностей. Сначала он переживает это на поле Аустерлица, когда лежит, истекая кровью, и смотрит в необыкновенно «высокое, справедливое и доброе небо». Тогда все прежние идеалы кажутся ему мелкими, а смысл жизни умирающий герой видит в семейном счастье, а не славе и всеобщей любви. Потом природа становится для переживающего внутренний кризис Болконского катализатором процесса переоценки ценностей, дает толчок к возвращению в мир. Нежная листва, появившаяся весной на старых корявых ветвях дуба, с которым ассоциирует себя , дает ему надежду обновления, вселяет силы: «Нет, жизнь не кончена в тридцать один год, — вдруг окончательно, беспеременно решил князь Андрей. <…> …надо, чтобы не для одного меня шла моя жизнь».

Счастлив тот, кто чувствует и слышит природу, способен черпать силы в ней, находить поддержку в трудных ситуациях. Таким даром наделена Ярославна, героиня «Слова о полку Игореве», троекратно обращающаяся к силам природы: с упреком за поражение мужа — к солнцу и ветру, за помощью — к Днепру. Плач Ярославны заставляет силы природы помочь Игорю бежать из плена и становится символической причиной завершения событий, описанных в «Слове…».

Связи человека и природы, бережному и сострадательному отношению к ней посвящен рассказ «Заячьи лапы». Ваня Малявин приносит к ветеринару зайца с рваным ухом и обожженными лапами, который вывел его деда из страшного лесного пожара. Заяц «плачет», «стонет» и «вздыхает», совсем как человек, однако ветеринар остается равнодушен и вместо помощи дает мальчику циничный совет «зажарить его с луком». Дед и внук всеми силами стараются помочь зайцу, они даже несут его в город, где, как говорят, живет детский врач Корш, который не откажет им в помощи. Доктор Корш, несмотря на то, что «всю жизнь лечил людей, а не зайцев», в отличие от ветеринара проявляет душевную чуткость и благородство и помогает выходить необычного пациента. «Что ребенок, что заяц — все одно» , — говорит дед, и нельзя не согласиться с ним, ведь животные так же, как человек, могут испытывать страх или мучиться от боли. Дед Ларион благодарен зайцу за спасение, но испытывает чувство вины за то, что однажды чуть было не застрелил на охоте зайчонка с рваным ухом, который потом его вывел из лесного пожара.

Однако всегда ли человек отзывчив к природе и бережно относится к ней, понимает ценность жизни любого существа: птицы, зверя? в рассказе «Конь с розовой гривой» показывает жестокое и бездумное отношение к природе, когда дети ради забавы подбили камнем птицу, рыбу-подкаменщика «растерзали… на берегу за некрасивый вид» . Хоть ребята потом и пытались отпоить ласточку водой, но «она пускала в речку кровь, воды проглотить не могла и умерла, уронив головку». Похоронив птичку в гальке на берегу, дети скоро забыли о ней, занявшись другими играми, и им совсем не было стыдно. Часто человек не задумывается о том, какой ущерб он наносит природе, насколько губительно бездумное уничтожение всего живого.

В рассказе Е. Носова «Кукла» рассказчик, долго не бывавший в родных местах, ужасается тому, как до неузнаваемости изменилась когда-то богатая рыбой река, как обмелела, заросла тиной: «Русло сузилось, затравенело, чистые пески на излучинах затянуло дурнишником и жестким белокопытником, объявилось много незнакомых мелей и кос. Не стало приглубых тягунов-быстрин, где прежде на вечерней зорьке буравили речную гладь литые, забронзовелые язи. <…> Ныне все это язевое приволье ощетинилось кугой и пиками стрелолиста, а всюду, где пока свободно от трав, прет черная донная тина, раздобревшая от избытка удобрений, сносимых дождями с полей» . Произошедшее в Липиной яме можно назвать настоящей экологической катастрофой, но в чем же ее причины? Автор видит их в изменившемся отношении человека к окружающему миру в целом, не только к природе. Небережное, немилосердное, безразличное отношение людей к окружающему миру и друг к другу может иметь необратимые последствия. Старый перевозчик Акимыч так объясняет рассказчику произошедшие перемены: «Многие притерпелись к худу и не видят, как сами худое творят». Равнодушие, по мнению автора, — один из самых страшных пороков, разрушающих не только душу самого человека, но и окружающий его мир.

Произведения
«Слово о полку Игореве»
И. С. Тургенев «Отцы и дети»
Н. А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»
Л. Н. Толстой «Война и мир»
Ф. И. Тютчев «Не то, что мните вы, природа…»
«Хорошее отношение к лошадям»
А. И. Куприн «Белый пудель»
Л. Андреев «Кусака»
М. М. Пришвин «Лесной хозяин»
К. Г. Паустовский «Золотая роза», «Заячьи лапы», «Барсучий нос», «Дремучий медведь», «Квакша», «Теплый хлеб»
В. П. Астафьев «Царь-рыба», «Васюткино озеро»
Б. Л. Васильев «Не стреляйте в белых лебедей»
Ч. Айтматов «Плаха»
В. П. Астафьев «Конь с розовой гривой»
В. Г. Распутин «Прощание с Матёрой», «Живи и помни», «Пожар»
Г. Н. Троепольский «Белый Бим Черное ухо»
Е. И. Носов «Кукла», «Тридцать зерен»
«Любовь к жизни», «Белый клык»
Э. Хемингуэй «Старик и море»

Просмотры: 0

В философии под природой принято понимать окружаю­щий нас мир, взятый в единстве и бесконечном многообра­зии форм проявлений. Вышедший из природного мира, человек своей судьбой обречен на присутствие в нем. И Гете так писал об этом: «Окруженные и охваченные ею, мы не можем ни выйти из нее, ни глубже в нее проникнуть. Непрошеная, нежданная, захватывает она нас в вихрь своей пляски и несется с нами, пока, утомленные, мы не выпадем из рук ее». Все люди, подчеркивал писатель, находятся внутри ее, а она в каждом из нас.

Природный мир представляет собой тесное единство живого («текучего») и неживого («застывшего»), «мира жизни» и «мира камней*. В философии к понятию природы непосредственно примыкает понятие «биосфера». Под ней понимают «мир живого», тонкую земную оболочку нашей планеты. Биосфера возникла примерно 3-4 млрд. лет на зад и представляет собой процессы, связанные с существованием белковых тел, носителей жизни. Для всего живого характерны рост и размножение, наследственность, борьба организмов и отбор наиболее приспособленных к выживанию. В изучение биосферы большой вклад внесли Ж.Ламарк, Ч.Дарвин, А.И.Опарин, В.И.Вернадский и другие ученые. Жизнь - это постоянное обновление мира посред­ством неизбежной смерти. Сама же смерть открывает в при­роде дорогу для новой жизни.

Для характеристики природы как сложной динами­ческой системы применяются также и другие понятия. Так, под географической средой понимается та часть природы, которая вовлечена в процесс хозяйственной деятельности человека и активно используется им. Нау­ка выделяет также литосферу (земная кора), гидросфе­ру (воды) и атмосферу (воздух) как основные компо­ненты биосферы.

В ходе трудовой деятельности человек сумел создать весьма разветвленную «вторую природу», т.е. мир ве­щей и процессов, которые нигде в обычной природе в готовом виде не встречаются. Это уже есть «очеловечен­ная» природа, существующая по социальным законам. Одним из важнейших элементов «второй природы» яв­ляется техносфера. Она включает в себя многочислен­ные и весьма разнообразные орудия труда, технику и машины, здания, коммуникации и другие искусственные сооружения. Технический мир - это одно из самых яр­ких и впечатляющих проявлений уникальности человека как существа разумного.

В XX в. в научный оборот вошло понятие «ноосфера» (Э.Леруа, П.Тейяр де Шарден, В.И.Вернадский)- Под ней понимается тончайшая разумная оболочка Земли, ее «мыс­лящий» пласт. Ноосфера есть результат деятельности че­ловека, плод его знаний и труда. Она явилась закономер­ной ступенью в развитии биосферы, величайшим событием в истории нашей планеты. Ноосфера, названная В.И.Вер­надским концентрацией энергии человеческой культуры, стала в наше время не только мощной геологической, но и космической силой. Она постепенно превращает Космос в объект управляемого развития, и это открывает новые воз­можности для существования человечества. Ноосфера яв­ляет собой убедительное подтверждение особости и вели­чия человека, его колоссальных сил и возможностей. Мы хотим подчеркнуть, что ноосфера есть одновременно и ан тропосфера, т.е. это - человеческий мир, ранее еще ни где не существовавший.

В последние годы весьма популярным в нашем лекси­коне стало слово «экология». К сожалению, в него не­редко вкладывают совершенно неприемлемый смысл: «экология духа», «борьба за экологию» и т.д. В строгом смысле этого термина экология - это наука о сложных взаимоотношениях живых организмов со средой своего обитания («ойкос» - дом). Организмы - это все живое на нашей планете, а среда обитания есть то, что их окру­жает и с чем они взаимодействуют, обмениваются веще­ством и энергией. Что же касается социальной эколо­гии, то она исследует отношения в системе «общество-природа» и в настоящее время становится весьма акту­альным направлением научного познания.

Так какое же значение для человека имеет природа?

Во-первых, природа есть наша мать («рождающая сила»). Она присутствует в каждом из нас в качестве биологического начала, природных сил человека. Раз­рыв с природой всегда означает смерть для человека, но мы можем существовать лишь внутри природы.

Во-вторых, природа - это источник всех потребитель­ских благ (пища, одежда, жилье) и энергии, (водной, ветровой, солнечной и др.), полезных ископаемых. В этом смысле она представляет собой гигантскую мастерскую, пространство хозяйственной деятельности человека. Ис­тощение ресурсов природы будет означать возврат чело­века в первобытное дикое состояние. Природа является также и источником физического здоровья для людей (со­лнце, свежий воздух, лес, вода и др.), что особенно важ­но в наше время.

В-третьих, природа выступает также и как предмет эстетического созерцания и любования, наслаждения и вдохновения. Природа - это грандиозный храм, гениальный художник и дивное зрелище в одном лице. Не­удивительно, что образ природы неизменно присутству­ет в художественной литературе, в живописи. Ее рисовали на своих полотнах художники И.Айвазовский и И.Ле­витан. Ею восторгались поэты А.С.Пушкин, С.А.Есенин, о ней писали Ч.Айтматов, С.П.Залыгин и другие. Общение с природой облагораживает человека, развивает в нем лучшие качества - чувство красоты, милосердия, фантазию, трудолюбие, заботливость.

Кратко говоря, природа - это исток человечества, есте­ственное и необходимое условие его существования и раз­вития. Она является общим домом для человеческого рода.

Раскрывая историю взаимоотношений между обще­ством и природой, подчеркнем, что эти отношения в рам­ках той или иной цивилизации имеют собственную спе­цифику, т.е. особенности. Покажем это на следующих исторических примерах.

Собирательская цивилизация была ранним периодом в истории человека, когда он не столько изменял природу, сколько приспосабливался к ней. Следы его деятельности были тогда практически незаметны и носили локальный (ограниченный) характер. Тем не менее, уже в эту эпоху человек обрел первую власть над силами природы. Он со­здал простейшие орудия труда (каменный топор, лук и др.), научился пользоваться огнем. Однако природа все еще вос­принималась им как огромная таинственная сила, часто враждебная человеку, и поэтому она стала предметом обо­жествления в мифологии и религии.

В рамках аграрной (земледельческой) цивилизации природа по-прежнему представлялась человеку как внеш­няя и слепая сила. Космоцентризм как мировоззрение требовал от человека жить «по Логосу», т.е. в согласии и в гармонии с природой. Считалось, что в этом и состоит подлинная мудрость человека. Однако в это время мас­штабы деятельности человека значительно возросли. Появились земледелие и скотоводство, торговля и ремес­ло как специальные виды занятий. Возникавшие науч­ные знания увеличивали силу и самоуверенность челове­ка, противопоставляли его природе как якобы чему-то низшему, объекту практической деятельности. В средние века христианство провозгласило человека «царем» и «владыкой» на планете. Ему поручалось господствовать над всеми рыбами и птицами, пресмыкающимися и прочими животными, населяющими планету.

Промышленная (индустриальная) цивилизация в ос­новном завершила процесс выхода человека из-под диктата природы, противопоставила себя природе и обострила противоречия с нею. Этому активно способствовал антроцентризм эпохи Возрождения с его идеей титанизма как величия и всесилия человека. В это время все больше утверждалась претензия человека как «венца» природы на особость в мире и на его власть над природной средой. Титанизм развивал в человеке эгоизм и высокомерие, способствовал появлению амбициозных устремлений и проектов. Природа постепенно стала рассматриваться прежде всего как гигантская мастерская, а человек в ней исключительно как работник. Полагалось, что от природы якобы нельзя ждать милостей, и поэтому ее следует подвергнуть безжалостному штурму. Формировалась своеобразная психология покорения природы, а на последнюю стали смотреть лишь как на источник прибыли и пользы. В этой психологии проявляли себя капитализм как новый способ хозяйственной деятельности человека и общественный строй.

К середине ХХ столетия человек фактически противопоставил себя природе. Он оказался как бы вне и над природой, превратив ее в объект циничного и безграничного произвола . К такой ситуации естественным образом привело развитие науки и техники, резкое расширение масштабов хозяйственной деятельности, а также сама психология пользования природой. Человек уверовал в то, что ему, говоря словами Ф.М.Достоевского, «все дозволено». Между Природой и Человеком возникло отчуждение, образовалась пропасть недоверия и вражды. природа «отомстила» человеку, преступившему рамки разумного. На планете разразился глобальный (всемирный) экологический кризис. С началом постиндустриальной цивилизации этот кризис стал, наряду с гонкой ядерных вооружений, самой большой опасностью и для Природы, и для самого Человечества.

Воронин Сергей Алексеевич – советский прозаик. Он в своих произведениях касался важных проблем человечества. В данном тексте Воронин размышляет над серьезной экологической проблемой роли природы в жизни человека.

Эта проблема актуальна всегда, так как человек является частью природы и поэтому она играет важную роль в его жизни. Автор рассматривает проблему на примере березы.

Он убежден, что у этого дерева есть своя жизнь, свои чувства и переживания. Как сменяются времена года, так и береза сменяет свой внешний облик, свое настроение. Автор думает: «Я гляну на нее, и странные мысли приходят мне в голову. У нее, конечно же, должна быть своя жизнь». Воронин жалеет, что у него только пять чувств и что он не может познать природу по – настоящему. Мы видим, как рассказчик сочувствует березе, в которую вонзили желобок для того, чтобы собрать ее сок. Автор размышляет: «Сколько же он (сосед) пробил капилляров, если так обильно льет сок?.. Может она стонала? Может, боялась за свою жизнь?». Своими переживаниями Сергей Алексеевич показал глубинную связь человека с природой, то как процессы, происходящие в природе, находят свое отражение в мыслях своего созерцателя.

Таким образом, размышляя над проблемой, автор приходит к следующему выводу, что природа играет по – настоящему важную роль в жизни человека. Он, находясь один на один с ней, начинает чувствовать каждую ее клеточку, пытается осмыслить, что природа может открыть ему удивительный мир, а также залечить душевные раны.

Подтверждение моей мысли и мысли автора можно найти в романе – эпопеи Льва Николаевича Толстого «Война и мир». Наташа Ростова настолько восхищена красотой ночи в Отрадном, что ей, не сидится на месте. Она не может заснуть и делится впечатлениями с Соней. Чувства переполняют ее так, что даже Андрей Болконский, случайно подслушав разговор Наташи с Соней, возрождается к жизни. На примере Наташи Ростовой мы видим, какую эйфорию испытывает созерцатель природы.

Схожая мысль звучит и в романе Ивана Сергеевича Тургенева « Отцы и дети». Герой романа, Аркадий Кирсанов восхищается красотой природы, ее целебной силой. Общение с ней помогает Кирсанову залечить свои душевные раны, приобрести успокоение и внутреннее равновесие, переоценить свое отношение к нигилизму.

Итак, природа действительно влияет очень сильно на человека. Она помогает ему справится с душевной болью, позволяет не потерять связь с миром. Природа и человек – неразделимы, они нуждаются друг в друге…

Природа нас окружает повсеместно и на протяжении всей жизни, да что там - всего существования человечества. Человек - сам продукт природы. Он постоянно взаимодействует, существует во взаимосвязи с окружающей средой. А значение природы в жизни человека велико и неоспоримо. Попробуем аргументировать!

Невозможность существования

Представьте себе, что будет, если разъединить эти две составляющие: человек и природа. Сразу же станет ясно, что человек без остальной природы существовать не сможет (кстати, обратное вполне возможно, чисто теоретически). Для питания людей нужны растения и животные, для питья - вода, находящаяся в озерах и реках. А без воздуха отдельный индивидуум вообще не сможет прожить более трех минут (не учитываем, конечно же, мастеров и йогов, умеющих задерживать дыхание на более длительный период, да и то после этого им понадобится кислород). Таким образом, самое главное значение природы в жизни человека связано в первую очередь с особенностями человеческого организма. А без природных воздуха и воды, а также без еды, которую нам предоставляет природа, мы не смогли бы существовать длительное время.

Хозяйственное

Из недр черпают необходимые ресурсы для своего существования, связанного с пополнением материальных благ. Все известные науке продукты жизнедеятельности человека создаются в конечном счете в той или иной мере из природных ресурсов. Некоторые полезные ископаемые, которые человек расходует, оказались уже на грани исчезновения в результате неразумной добычи. Некоторым это еще предстоит в ближайшее время. Активно используются в современное время уголь, нефть, цветные металлы, алмазы и многие другие. К промышленным ресурсам, определяющим значение природы в жизни человека, относят также воду рек и атмосферный воздух, без которых практически невозможна современная промышленность.

Научное

Окружающая природа - источник многих знаний и навыков человечества. При изучении природы и наблюдении за ней было совершено множество открытий, буквально повлиявших на судьбу многих людей. Есть мнение ученых, что все законы и открытия уже существуют в природе. Нужно только правильно на них взглянуть и выявить для обсуждения и дальнейшего использования на благо всего человечества. Поэтому в научном контексте значение природы в жизни человека трудно переоценить! Из таких «подсмотренных» у окружающей среды открытий: сила земного притяжения, вертолет и самолет, строение Галактики и и многое другое.

Культурное и эстетическое

Велика и в плане культурного развития общества в целом и отдельных индивидуумов в частности. Вдохновляя творческих людей на создание произведений искусства, природа занимает одно из центральных мест в изображениях на полотнах художников, в литературных и других произведениях. Пейзажисты и анималисты создают свои творения под впечатлением от красоты первозданной, не тронутой рукою человека природы.

Визуальная эстетика привлекает не только одаренных творцов. Обыкновенный обыватель, выезжая на выходные куда-либо отдохнуть, отвлечься от городской суеты, получает настоящее и ни с чем не сравнимое удовольствие от общения с природой. Так уж мы устроены, наверное, на генетическом уровне. Приятно походить босиком по свежей зеленой траве, искупаться в речке или озере, погулять в сосновом бору, подышать соленым морским воздухом. Отсюда вытекает еще одна роль природы в жизни человека - оздоровительная. Все мы замечаем, что, отдохнув в выходные (всего каких-то два-три дня) на лоне природы, возвращаемся к работе полными свежих сил и энергии, почерпнутой из такого общения. И все равно, где это происходит: в лесу, на море, на речке или в горах. Везде человек может почувствовать себя настоящим ребенком матери-Земли.

Итоги

Живая природа в жизни человека - неотъемлемая особенность его существования. Можно сказать о том, что человек в какой-то мере и есть сама природа, ее финальная, завершающая стадия развития (согласно теории И разделять человека и природу попросту не имеет смыла.

Роль природы в жизни людей трудно переоценить: она имеет для нас как материальное, так и духовное значение. Многие люди даже не задумываются над тем, что их жилище - это чистой воды экологическая система: мать-природа дает человеку жилье, одежду, пищу и т. д. Вот оно - ее материальное значение. Но помнит ли кто-нибудь, что на природу можно посмотреть и творчески?

Что такое экосистема?

Экосистемой (экологическая система) принято называть биосистему, которая целиком и полностью состоит из:

  • сообщества живых организмов;
  • их среды обитания;
  • их взаимного обмена веществами и энергией.

Типичный пример экосистемы - пруд. Это природное сообщество с обитающими в нем рыбами, микроорганизмами, растениями и Какая роль природы в жизни человека? Огромнейшая! Природа напрямую влияет на нас в той или иной области. Мы должны быть признательны ей, поскольку без экосистемы, созданной природой, не было бы и нашей с вами жизни.

Условия обитания человека в природе

Наше природное сообщество зиждется на нескольких условиях. Для нормального существования людям требуется поддерживать в своей экосистеме определенные условия:

  • температура воздуха должна быть в пределах 20-25 градусов;
  • необходимо определенное освещение жилого помещения;
  • требуются необходимая влажность, и т. д.

Кроме того, люди нуждаются в питье, при этом вода может быть не любой, а только пригодной для употребления. Все это - факторы, без которых мы не сможем прожить. Обеспечивает нас всем этим, безусловно, искусственная экологическая система. Но давайте поговорим именно о естественной природе, т. е. о естественной экосистеме, в которой мы, как живые организмы, обитаем.

Понятие природы

Ее роль в жизни человека и общества - безгранична! Природа - это естественная среда обитания организмов, не созданная искусственно человеком. В более широком смысле природа - это живой мир, окружающий нас повсюду. Этот мир бесконечен и многообразен. Природа является объективной реальностью, существующей вне зависимости от сознания человека.

У матушки-природы есть и свои законы, которым вынуждено подчиняться абсолютно все во Вселенной, в том числе и человек. Кстати, именно поэтому природу называют материальным миром Вселенной. В сущности же это объект для изучения тех или иных естественных наук (биология, физика, химия, медицина). Как уже было сказано выше, мы являемся неотъемлемой частью природы и неукоснительно подчиняемся всем ее законам. Но какова же ее непосредственная роль в нашей жизни?

Роль природы в жизни людей

  • Материальная роль. И одежду, и жилье, и пищу дает нам именно природа. Если человек не вложит в нее свои «инвестиции», то и пожинать ему будет нечего. К примеру, если в конце года не вспахивать и не удобрять поле, урожая в следующем году ждать не придется. Как говорится, что посеешь, то и пожинать будешь.
  • Духовная роль. Лишь материальными ценностями роль природы в жизни людей не ограничивается. Природа обладает уникальностью, заставляющей обращать на нее внимание если не каждого человека, то хотя бы творческих личностей. Творческое отношение к природе возникает у всех народов, прививая искреннее чувство своей Родины (патриотизм), чувство собственной значимости в этом мире и т. д. К сожалению, со временем духовная роль природы в жизни людей стала размываться, утрачиваться. Произошло это с тех пор, как люди стали уделять больше внимания своему внутреннему миру, межличностным отношениям, а также преследовать цели, пагубно сказывающиеся на природе браконьерство). Все это ведет к прерыванию всяческих отношений человека с внешним миром, с природным сообществом.

Рекомендуем почитать

Наверх