Синквейн на тему мейоз. Методическая разработка занятия на тему: "Деление клетки - митоз". Нарушения митотического деления

Английский язык 24.02.2024
Английский язык

СИНКВЕЙНЫ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ.

Золотарева И.Г., учитель биологии

МБОУ «ООШ №3» г. Мариинска

Одним из эффективных методов развития ребенка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна.

Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) - пятистрочная стихотворная форма , возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии . В дальнейшем стала использоваться (в последнее время, с 1997 года, и в России ) в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. Ряд методистов полагает, что синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся.

Дидактический синквейн развился в практике американской школы. В этом жанре текст основывается не на слоговой зависимости, а на содержательной и синтаксической заданности каждой строки.

Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.

Составление синквейна, краткого резюме на основе больших объемов информации, полезно для выработки способности к анализу. В отличие от школьного сочинения, синквейн требует меньших временных затрат, хотя и имеет более жёсткие рамки по форме изложения, и его написание требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей (интеллектуальные, творческие, образные). Таким образом, процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной.

Правила составления синквейна:

1 строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;

2 строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

3 строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;

4 строка - фраза из нескольких слов, выражающая отношение к теме;

5 строка – одно слово (ассоциация, синоним к теме, обычно существительное, допускается описательный оборот, эмоциональное отношение к теме).

Составляя синквейн, каждый реализует свои таланты и способности: интеллектуальные, творческие, образные. Если задание выполнено правильно, то синквейн обязательно получится эмоциональным.
Вот несколько примеров довольно удачных синквейнов:

Цитология
изучающая, клеточное
исследует, устанавливает, диагностирует
раздел биологии, изучающий живые клетки, их органоиды, их строение, функционирование, процессы клеточного размножения, старения и смерти
клеточная биология

Анатомия
древнейшая, научная
рассматривает, изучает, исследует
наука о форме и строении отдельных органов, систем и организма в целом
группа научных отраслей

Жизнь
живая, протекающая
размножаться, развиваться, существовать
способ бытия сущностей
наследственная болезнь со смертельным исходом, передаваемая половым путём

Морфология
научная, комплексная
изучает, исследует
форму и строение животных и растительных организмов
комплекс научных отраслей

Организм
живой, действующий
состоит, обладает, отличается
тело с органами
отдельная особь

Цветок
видоизменённый, укороченный
привлекает опыляется развивается
орган семенного размножения цветковых
спороносный побег

Цитоплазма
водянистая, изменяющаяся
движется, растет, воспроизводится
внутренняя среда живой или умершей клетки
содержимое

Мутация
Случайная, стойкая.
Изменяет, проявляется, наследуется.
Не было бы счастья, да несчастье помогло!
Эволюция.

Стволовая клетка

Неспециализированная, пластичная

Делится, дифференцируется, мигрирует

Стволовая клетка – это доктор внутри тебя!

Регенерация

Протеосома

Бочонковидная, избирательная

Узнает, расщепляет, регулирует

Ущербный белок клетке не товарищ!

Терминатор

Микротрубочка

Растущая, полая

Двигаться, опираться, транспортировать

Без микротрубочек клетке труба!

Тубулин

Белки

Трехмерные, уникальные

Ускоряют, регулируют, защищают

Без протеинов жить нельзя на свете, нет!

Трудяги!

Ядро

Большое, двумембранное

Регулирует, контролирует, передает

Клетке без ядра – и не туда, и не сюда!

Голова!

Митоз
Четырёхстадийный, самый распространённый,
Обеспечивает, воспроизводит, поддерживает,
Митоз- лежит в основе роста и вегетативного размножения,
Деление.

Как работать с синквейнами.

Мы предлагаем следующие способы работы учащихся с синквейнами:

  1. Составление нового синквейна (индивидуально, в парах, в группах).
  1. Составление краткого рассказа по готовому синквейну с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна.

Пример. Составление краткого рассказа по синквейну.

Модификация

Адаптивная, обратимая

Варьировать, приспосабливаться, формировать

Без нее, как без воды, существовать не можем мы!

Эволюция

Рассказ.

Модификации – это конкретные значения изменчивого признака организма, которые формируются в конкретных условиях среды. Они носят адаптивный характер – обеспечивают приспособленность организмов в окружающей среде. Модификации обратимы : они исчезают после прекращения действия фактора, вызвавшего их формирование. Модификации варьируют (изменяются в определенных пределах) при типичных изменениях окружающей среды. Формируя модификации, организм приспосабливается к конкретным условиям окружающей среды. Формирование модификаций происходит на этапах экспрессии генов, обусловливающих развитие признака. Модификации являются результатом эволюции вида.

  1. Коррекция и совершенствование готового синквейна.

Пример. Коррекция синквейна

Клетка

Делится, размножается, обновляется

Клетка – элементарная частица живой материи

Жизнь

Измененный синквейн.

Клетка

Эукариотическая, прокариотическая

Делиться, специализироваться, обновляться

Элементарная частица жизни

Гук

  1. Анализ неполного синквейна без указания темы синквейна и определение названия темы этого синквейна.

Пример . Определение темы синквейна (угадать слово первой строки)

Синквейн 1.

Сильная, разнообразная

Бороться, соперничать, опережать

Бороться и искать, найти – и не сдаваться!

Отбор

Синквейн 2.

Автотрофный, зеленый

Начинать, синтезировать, передавать

СО 2 да вода – наша еда!

Пищевая цепь

Синквейн 3.

Живая, кубическая

Делиться, питаться, дышать

Не построишь дом без кирпича.

Ткань

Синквейн 4.

Сложный, устойчивый

Питаться, жить, размножаться

Мой дом – моя крепость.

Экосистема

Синквейн 5.

?
Вирусная, химерная,
Кодировать, синтезировать, обусловливать
Одна хорошо, а две надежнее!
Хромосома

Синквейн 6.

?
Многофакторный, хромосомный
Нарушать, изменять, обусловливать
Беда не приходит одна.
Заболевание

Синквейн 7.

Устойчивый, инфекционный
Поражать, изменять, губить
Вот она загадка века – гибель мира человека!
Белок

Синквейн 8.

Полезный, нейтральный

Формировать, передавать, изменять

Он всем бросается в глаза!

Фенотип

Синквейн 9.

Неподвижная, шарообразная

Хранить, сливаться, реализовывать

Она делает добро – зашифровано оно.

Организм

Синквейн 10.

Гладкая, шероховатая

Синтезировать, транспортировать, хранить

Путь белка от рибосомы до аппарата Гольджи лежит через нее

Вакуолярная система

Синквейны – превосходный способ контроля. Написать стихотворение грамотно, не прочитав текста, невозможно.

Если же вдруг у вас возникают сложности, связанные с подбором слов, уместных в синквейне, то проблема, скорее всего, объясняется следующим. Либо тема синквейна вам не близка (не понята вами или просто не интересна). Либо же вам необходимо поработать над расширением своего словарного запаса.

А ещё синквейны очень удобно использовать для самоконтроля или же в мнемонических целях. Если вы легко можете составить стихотворение, то будьте уверены: тема усвоена хорошо. Кроме того, в синквейне содержится квинтэссенция материала – ваше его эмоциональное восприятие. А потому впоследствии можно данную тему повторить, просто вспомнив свой синквейн.


Частное профессиональное образовательное учреждение

«Пятигорский техникум экономики

и инновационных технологий »

(ЧПОУ «ПТЭИТ»)

Методическая разработка занятия

«Деление клетки - митоз»

по дисциплине

«Биология»

Преподаватель высшей квалификационной категории: М.В. Комарова

Пятигорск 2014 год .

Занятие 12. Деление клетки. Митоз. (2 ч.)

Дидактическая цель занятия: создать условия для формирования знаний о значении деления клетки, для размножения, роста и развития организмов; о процессах, протекающих в клетке в интерфазу и в период митоза; о механизме, обеспечивающим постоянство числа и формы хромосом в клетках, равномерное распределение генетической информации между дочерними клетками;

Цели по содержанию:

    образовательные – актуализировать знания учащихся о строении и функциях хромосом, способах деления клетки (митозе, амитозе, мейозе), процессах интерфазы; формировать знания о механизмах клеточного деления (митозе, амитозе) и их биологической роли; раскрыть особенности протекания каждой фазы митоза; закрепить знакомые понятия и термины по данной теме и формировать новые;

    развивающие – способствовать формированию интеллектуальных умений: устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, анализировать и сравнивать, выделять главное, делать выводы, расположить учащихся к размышлению, поиску ответов; продолжить развитие творческих способностей, расширение кругозора учащихся; развивать навыки работы с разными видами информации и способами её предъявления;

    воспитательные – продолжить формирование познавательного интереса к предмету, развитие коммуникативных качеств учащихся; подвести к выводам о материальном единстве органического мира, о необходимости охраны природной среды от загрязнения мутагенами;

Оборудование : Таблица « Митоз»

Оформление классной доски:

Название темы занятия

Схема митоза

План лекции

Таблица с перечнем митотических фаз

Задания для работы по карточкам

Перечень новых терминов

Домашнее задание

Т ип занятия: объяснительная лекция-беседа (изучение нового материала и первичное закрепление).

Методы обучения: частично поисковый, проблемный, объяснительный, наглядный, репродуктивный (устное изложение информации, поддержание внимания, активизация мышления слушателей, приемы обеспечения логического запоминания, аргументации, систематизации, обобщения).

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Средства обучения:

  1. В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин Общая биология:10-11 классы – «Дрофа» 2007 г. стр. 167-173.
  2. С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров Общая биология: Учебник для средних специальных профессиональных учебных заведений – М «Высшая школа», 2007 г. стр.68-73

Виды деятельности преподавателя и учащихся на этапах занятия

Этапы занятия

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

Оргмомент

Приветствие учащихся, создание доброжелательной обстановки в группе, проверка готовности рабочего места студента

Приветствие преподавателя, проверка готовности рабочего места, настраивание на учебную деятельность

Сообщение темы занятия.

Учебно-познавательная мотивация (Вызов)

Сообщает тему занятия, знакомит с планом занятия.

Обращает внимание учащихся на значимость темы, ее связь с темами «Размножение организмов», «Генетика»; важность темы для формирования мировоззрения и понимания основных жизненных процессов.

Записывают тему в тетрадь

Осознают значимость темы и необходимость активной познавательной деятельности на занятии

Актуализация и контроль знаний

(Афиширование)

Предлагает и распределяет задания, корректирует устные ответы студентов (работа по карточкам у доски, синквейны к терминам: клетка, белок, хромосома).

Выполняют задания, отвечают на вопросы

Постановка учебной задачи занятия

(Индукция, разрыв)

Создание проблемной ситуации. Для этого преподаватель предлагает ответить на вопросы: Почему митоз непрямое деление клетки? Каким образом достигается образование двух дочерних клеток с таким же наследственным материалом, как у материнской клетки?

Знакомит с планом лекции.

Вместе с преподавателем определяют цели и задачи занятия

Записывают план лекции

Изучение нового материала

(осмысление, социализация, афиширование)

Объясняет новый материал, контролирует работу учащихся.

Предлагает зарисовать каждую фазу митоза в соответствующей графе таблицы (самостоятельная работа), определить (работа в парах) главное в каждой фазе митоза, сформулировать биологическое значение митоза, составить синквейны к терминам митоз и амитоз; консультирует, проверяет результаты работы, корректирует ответы.

Вникают в объяснение, записывают информацию в тетрадях, зарисовывают фазы митоза. Работают в парах: выделяют главное, обобщают, формулируют, обсуждают, составляют синквейны.

Подведение итогов занятия, обобщение, выводы.

(Рефлексия)

1. Предлагает проанализировать записи в тетради и сделать вывод: что нового мы узнали, достигли поставленных задач или нет?

2. Проведение тестирования

3. Подводит итоги занятия, оценивает работу студентов.

Построение логической схемы: интерфаза, митоз, митотический цикл, анафаза, профаза, метафаза, телофаза, кариокинез, цитокинез.

Анализируют записи в тетради, формулируют выводы.

Отвечают на вопросы

Выполняют тест

Домашнее задание

I уровень:

Задание 1. Перескажи текст.

II уровень:

III уровень: Задание 1. Самостоятельно найди источники информации и подготовь реферат (сообщение) по темам: «Половое размножение», «Бесполое размножение».

Составить синквейны к терминам: генетический код, размножение, гамета, бесполое размножение, половое размножение (по желанию).

Записывают информацию о домашнем задании, заслушивают комментарии преподавателя

Ход занятия

    Оргмомент

Приветствие учащихся, создание доброжелательной обстановки в группе, проверка готовности рабочего места студента.

II . Сообщение темы занятия, мотивация учебной деятельности

Для мотивации учебной деятельности преподаватель может подчеркнуть значимость темы информацией:

Американские ученые Элизабет Блэкберн, Кэрол Грейдер и Джек Шостак удостоены в 2009 г. Нобелевской премии в области медицины и физиологии за открытие механизма защиты хромосом теломерами и энзимами теломеразы. Теломеры - концевые участки хромосом, которые защищают ее. При каждом делении клетки теломеры укорачивается. Когда теломера "заканчиваются", клетка умирает, что является одним из важнейших механизмов старения организма в целом.

Гипотезу о существовании такого механизма впервые выдвинул в 1971-м советский учёный Алексей Оловников .

В решении шведской Королевской академии наук отмечается, что Нобелевским лауреатам этого года удалось решить одну из крупных проблем в биологии - установить, как клетки воспроизводят себя в процессе деления и как осуществляется их защита от деградации.

Научная работа, удостоенная премии, имеет большое значение для поиска новых путей лечения рака и понимания процесса старения организма, отмечает Королевская академия. Исследователям удалось расшифровать структуру энзима теломеразы, играющего важную роль в образовании злокачественных опухолей. Ученые полагают, что их открытие поможет разработке новых лекарств, способных остановить рост и развитие раковых опухолей.

III . Актуализация и контроль знаний

    Задания по карточкам у доски – 3 человека (Приложение)

    Проверка подготовленных дома синквейнов к терминам: клетка, белок, хромосома.

3.Фронтальная беседа по вопросам:

    Какова роль деления клеток в жизни организмов? (передача наследственной информации, размножение, рост, развитие, регенерация)

    Назовите основные типы деления клеток (митоз, амитоз, мейоз)

    Что такое митотический цикл клетки, из каких этапов он складывается? (интерфаза и митоз)

    Почему ядро является главной частью клетки?

    По каким признакам ученые, имея всего одну клетку тела, могут определить вид организма? (по кариотипу)

    Что такое митоз?

IV . Постановка учебной задачи занятия

Создание проблемной ситуации. Для этого преподаватель предлагает ответить на вопросы: Почему митоз непрямое деление клетки? Что это значит? Каким образом достигается образование двух дочерних клеток с таким же наследственным материалом, как у материнской клетки? Что происходит с наследственным материалом клетки в процессе митоза?

2 n 2 c

2 n 2 c - ?

2 n 2 c

Студенты с помощью преподавателя формулируют задачи:

Выяснить: особенности протекания каждой фазы митоза, закономерности распределения наследственной информации; биологическое значение митоза; механизм амитоза

План лекции

    Фазы митоза.

    Биологическое значение митоза.

    Нарушения митотического деления.

V . Изучение нового материала

Для активизации познавательного интереса к изучаемой теме можно зачитать информацию о митозе в стихотворной форме:

Цикл жизни клетки – интерфаза и митоз ,
А как он протекает? – это главный вопрос.
Об этом не скажешь ведь в двух словах,
Процесс жизни клетки рассмотрим в стихах.

Интерфаза длится дольше, чем само деление,
Очень быстро происходит ДНК удвоение.
Идет биосинтез, активны ферменты.
Клетка растет, образует органоиды и элементы

Затем следует митотическое деление,
Фазы его легко запомнить - и в этом нет сомнения.
Внимательно на них ты посмотри.
Каждая фаза как член большой и дружной семьи.

Глава семьи – папа (всем ясно сразу),
И первая фаза митоза -
профаза.
Исчезло ядрышко и ядерная оболочка,
Но на этом рано еще ставить точку.
Хромосомы укорачиваются, утолщаются,
В компактные формы превращаются.
И затем без промедления -
Появляются нити веретена деления.

Мама - солнышко наше, тепло, доброта.
Метафаза – вторая фаза митоза всегда.
Дети для мамы равны без дозатора,
Хромосомы лежат в области экватора

Дочка - Аня в семье - просто принцесса.
Анафаза – третья фаза процесса.
Убедиться в этом ты можешь сам -
Нити веретена деления оттягивают
хроматиды к различным полюсам.

Сынок в семье Толя – ну, как по заказу
Четвертая фаза митоза –
телофаза.
Хромосомы раскручиваются,
У них выход один - Снова превратиться в хроматин.
После деления цитоплазмы и
органоидов клетки,
Появляются две прелестные,
чудные детки.
Имеют диплоидный набор
Дочерние клетки и в точности похожи
на материнскую клетку.

1. -беседа о фазах митоза, в ходе которой учащиеся заполняют таблицу:

Фаза митоза, набор хромосом (n-хромосомы,с - ДНК)

Рисунок

Характеристика фазы, расположение хромосом

Профаза

Растворение ядерных мембран, расхождение центриолей к разным полюсам клетки, формирование нитей веретена деления, “исчезновение” ядрышек, конденсация двухроматидных хромосом.

Метафаза

Выстраивание максимально конденсированных двухроматидных хромосом в экваториальной плоскости клетки (метафазная пластинка), прикрепление нитей веретена деления одним концом к центриолям, другим – к центромерам хромосом.

Анафаза

Деление двухроматидных хромосом на хроматиды и расхождение этих сестринских хроматид к противоположным полюсам клетки (при этом хроматиды становятся самостоятельными однохроматидными хромосомами).

Телофаза

Деконденсация хромосом, образование вокруг каждой группы хромосом ядерных мембран, распад нитей веретена деления, появление ядрышка, деление цитоплазмы (цитотомия или цитокинез). Цитотомия в животных клетках происходит за счёт борозды деления, в растительных клетках – за счёт клеточной пластинки.

Беседа об изменении формулы ядра в клетке - молекулярная сущность митоза выражается в уникальной способности ДНК к самоудвоению молекул; делению клетки предшествует деление ядра (кариокинез);

Беседа о результатах митоза: из одной диплоидной материнской клетки образуется две диплоидные материнские клетки.

Самостоятельная работа: зарисовывать фазы митоза в соответствующей графе таблицы, используя таблицу-рисунок на доске.

Работа в парах: определить главное в каждой фазе митоза, сформулировать биологическое значение митоза, составить синквейны к терминам: митоз и амитоз.

Афиширование и социализация : проверка выполнения задания - ответы студентов.

2. Биологическое значение митоза.

1. В результате митоза образуются две дочерние клетки, содержащие столько же хромосом, сколько их было в материнской клетке, т.е. образуются клетки, идентичные родительской.

2. В нормальных условиях никаких изменений генетической информации не происходит, поэтому митотическое деление поддерживает генетическую стабильность клетки.

3. Митоз лежит в основе роста.

4.Митоз лежит в основе вегетативного размножения.
5. Благодаря митозу осуществляются процессы регенерации и замены отмирающих клеток.

3. Нарушения митотического деления.

При различных патологических процессах нормальное течение митоза нарушается.

Выделяют три основных вида патологии:

1. Повреждение хромосом (набухание, склеивание, фрагментация, образование мостов, повреждения центромеров, отставание отдельных хромосом при движении, нарушение их спирализации и деспирализации, разъединение хроматид, образование микроядер);
2. Повреждения митотического аппарата (задержка митоза в метофазе, многоплюсный митоз, трехгрупповые метафазы);

3. Нарушения цитотомии. Патологические митозы возникают после воздействия митотических ядов, токсинов, экстремальных факторов (ионизирующее излучение, гипотермия), при вирусной инфекции и в опухоли. Резкое увеличение числа патологических митозов типично для злокачественных опухолей.

4. Амитоз.

Прямое деление – способ деления ядра соматических клеток пополам путем перетяжки без образования хромосом. Если при амитозе не происходит деления цитоплазмы, то происходит возникновение двух- и многоядерных клеток. Такой способ деления характерен для некоторых простейших, специализированных клеток или для патологически измененных клеток. Распределение ядерного материала оказывается случайным и неравномерным. Возникшие дочерние клетки наследственно неполноценны.

VI . Подведение итогов занятия (рефлексия)

1) Митоз имеет универсальный характер - он протекает одинаково у всех видов, клетки которых имеют ядро. Митоз обеспечивает равномерное распределение наследственного материала.

2)Универсальный характер митоза служит доказательством материального единства органического мира.

3) Амитоз характерен для некоторых простейших, специализированных клеток или для патологически измененных клеток.

Тестирование (биологический диктант).

Построение логической схемы: интерфаза, митоз, митотический цикл, анафаза, профаза, метафаза, телофаза, кариокинез, цитокинез.

Оценка работы группы, студентов.

VII .Домашнее задание: I уровень: изучи текст лекции (тетрадь), учебники: В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин Общая биология:10-11 классы – «Дрофа» 2007 г. стр. 167-173.; С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров Общая биология: Учебник для средних специальных профессиональных учебных заведений – М «Высшая школа», 2007 г. стр.68-73)

Задание 1. Перескажи текст.

Задание 2. Перечисли основные термины и понятия.

Задание 3.Назови основные фазы митоза.

II уровень: Задание 1. Приведи примеры клеток делящихся путем митоза и амитоза.

Задание 2. Приведи примеры факторов, влияющих на изменение хода митоза.

III уровень: Задание 1. Самостоятельно найди источники информации и подготовь реферат (сообщение) по темам: «Половое размножение», «Бесполое размножение».Составить синквейны к терминам: генетический код, размножение, гамета, бесполое размножение, половое размножение (по желанию).

Приложение

Карточки для работы у доски

Зарисуй хромосому и подпиши ее части

Что такое центромера? Нарисуй и назови виды хромосом в зависимости от расположения первичной перетяжки.

К каким терминам относятся определения?

А. - хромосомы, имеющие одинаковую форму, размеры и определяющие проявление одинаковых признаков (окраску цветков, или форму плодов, или рост организма и др.).

Б .- две одинаковые нитевидные структуры, состоящие из молекулы ДНК и связанных с ней молекул белков, образующие одну хромосому и соединяющиеся между собой в области первичной перетяжки

В. -хромосомный набор, характерный для вида

Г. - (2n = 46)

Д . -все клетки многоклеточного организма, кроме половых.

Е . - совокупность последовательных и взаимосвязанных процессов в период подготовки клетки к делению, а также на протяжении всего митоза

Ж. - способ деления клетки, заключающийся в точном распределении генетического материала между дочерними клетками.

З. -период подготовки клетки к делению

И. - носитель наследственной информации, структура, находящаяся в ядре и состоящие из одной молекулы ДНК и соединенных с ней молекул белков.

    Хроматиды

    Кариотип

    Диплоидный набор хромосом

    Соматические клетки

    Хромосома

    Гомологичные хромосомы

    Интерфаза

    Митотический цикл

Биологический диктант

Ответьте - да (+), если утверждения верны и нет (-), если не верны.

    Кариотип является видовым признаком

    Яйцеклетка содержит одинарный набор хромосом

    Ген отвечает за синтез нескольких белков

    Последний этап энергетического обмена – дыхание

    Удвоение ДНК происходит в постсинтетическом периоде интерфазы

    Генетический код триплетен

    Наследственная информация содержится в рибосомах

    Парные хромосомы называются гомологичными.

    Половые клетки имеют диплоидный набор хромосом

    Период между делениями клетки – это интерфаза

    Хромосомы располагаются на экваторе клетки во время профазы

    Веретено деления образуется во время профазы

    Заключительная фаза митоза - телофаза

    Хроматиды соединены с нитями веретена деления с помощью центромеры

    Процесс самоудвоения ДНК – это редукция

    Хроматиды расходятся к полюсам клетки во время телофазы

    Хромосомы спирализуются во время интерфазы

    Интерфаза и митоз образуют клеточный цикл

Синквейны

Митохондрия

Эллипсоидновидная, двумембранная

Окисляет, размножается, снабжает

Энергия бьет ключом!

Белки

Трехмерные, уникальные

Ускоряют, регулируют, защищают

Без протеинов жить нельзя на свете, нет!

Ядро

Большое, двумембранное

Регулирует, контролирует, передает

Клетка без него – и не туда, и не сюда!

Клетка

Делится, размножается, обновляется

Клетка – элементарная частица живой материи

Измененный синквейн

Клетка

Эукариотическая, прокариотическая

Делиться, специализироваться, обновляться

Элементарная частица жизни

Определение темы синквейна.

Синквейн

Длинная, спиралевидная

Хранит, кодирует, передает

Книга жизни

Гладкая, шероховатая

Синтезировать, транспортировать, хранить

Путь белка от рибосомы до аппарата Гольджи лежит через..........

Вакуолярная система

Маленькие, гетеротрофные

Разрушать, перерабатывать, упрощать

Полна отходов плошка – где моя большая ложка!

Сапрофиты

1. Какая клетка нарисована на рисунке, укажите ее части

Какая органелла связывает клетку в единое целое, осуществляет транспорт веществ, участвует в синтезе белков, жиров, сложных углеводов (наружная клеточная мембрана, ЭС, комплекс Гольджи)?

Какую функцию выполняют рибосомы

(фотосинтез, синтез белков, синтез жиров, синтез АТФ, транспортная функция)?

1. Какая клетка нарисована на рисунке, укажите ее части

1. Какая клетка нарисована на рисунке, укажите ее части

2.

Почему митохондрии называют энергетическими

станциями клеток (осуществляют синтез белка, синтез АТФ, синтез углеводов, расщепление АТФ)?

2. Выберите правильный ответ на вопрос:

Какие органеллы являются общими для

растительной и животной клетки (ЭС, рибосомы,

митохондрии, пластиды)?

1. Какая клетка нарисована на рисунке, укажите ее части

1. Какая клетка нарисована на рисунке, укажите ее части

2.Выберите правильный ответ на вопрос:

В какой из ядерных структур идет сборка

субъединиц рибосом (ядерный сок, ядрышко, ядерная

оболочка)?

2. Выберите правильный ответ на вопрос:

Чем отделена цитоплазма клетки от

окружающей среды (мембранами ЭС, наружной клеточной

мембраной)? У каких клеток поверх наружной

клеточной мембраны находится целлюлозная стенка

(растительная, животная)?

Выберите правильный ответ на вопрос:

1. Какую роль в клетке играет фосфорная кислота

(входит в состав ДНК, РНК, АТФ, аминокислот,

белков, углеводов)?

Выберите правильный ответ на вопрос:

1. Какая часть молекул аминокислот отличает их

друг от друга (радикал, аминогруппа, карбоксильная группа); что является общим для всех аминокислот (радикал, аминогруппа, карбоксильная группа)?

2. Какие соединения являются мономерами

молекул белка (глюкоза, глицерин, жирные кислоты, аминокислоты)?

2. В каких органеллах синтезируется АТФ: в

растительной клетке (рибосомы, митохондрии, хлороплас-

ты), в животной клетке (рибосомы, митохондрии,

хлоропласты)?

3. Для каких организмов характерно ядро

(прокариоты, эукариоты)?

3. В каких органеллах клетки находятся рибосомы (цитоплазма, гладкая ЭС, шероховатая ЭС, митохондрии, пластиды, ядерная оболочка)?

Схема анализа занятия по биологии

Учитель ____________ Класс ________________ Тема _______________

1. Правильно ли определена цель урока?

 Как раскрываются образовательные и воспитательные задачи урока? (Какие новые понятия и законы предлагается изучить? Какой учебный материал планируется повторить? Какие понятия формулируются? Какие понятия закрепляются в соответствии с программой?)

2. Соответствие структуры урока содержанию программного материала.

 Целесообразность распределения учебного времени на определенные этапы урока.

 Соответствует ли ход урока намеченному плану?

 Соответствие содержания урока программе.

 Научная и идейная направленность урока.

 Умение учителя выделить главное в учебном материале, не перегружая его второстепенным материалом.

 Соблюдение принципа научности и доступности.

 Наглядность (использование таблиц, гербария, моделей, коллекций, живых объектов).

 Использование ТСО.

 Использование на уроках результатов работ учащихся, полученных в других видах учебной деятельности (дома, на экскурсиях, в уголке живой природы, на школьном участке, в природе).

 Практические работы с натуральными объектами:

– распознавание;

– сопоставление;

– наблюдение;

– кратковременный эксперимент (если они на уроке есть).

 Привлечение дополнительной литературы.

 Связь теории с практикой.

 Ознакомление учащихся с природоохранной работой.

 Преемственность в изучении материала.

 Степень самостоятельности учебной деятельности учащихся (самостоятельность суждений, осознанность, запоминание, умение использовать имеющиеся знания).

 Домашнее задание (подготовка к домашнему заданию, когда дается задание, доступность, объем).

 Словарная работа.

 Оценки учащихся.

 Индивидуальная работа (использование карточек для опроса).

IV . Выводы и предложения.

Цели:


  • Создание условий для формирования знаний о «Мейозе» у учащихся, редуционном процессе деления клеток.

  • Воспитание уважительного отношения к ответам товарищей в процессе совместной работы.

  • Развитие аналитического мышления, творческих способностей.
Задачи:

  • Изучить этапы «Мейоза», используя компьютерные и интерактивные технологии.

  • Создать схему «Этапы мейоза» используя метод моделирования.

  • Упражнять в умении защиты проектов по теме «Этапы мейоза».

  • Оценивать отчеты товарищей.
Оборудование: Компьютеры « Лабораторный практикум 6-11 классы». Интерактивная доска. Пластилин (бруски 2х цветов на группу).

Ход урока:

1.Организационный этап (приветствие, определение присутствующих).

2. Этап проверки домашнего задания. Использовать набор карточек по темам «Размножение», «Митоз». На одной стороне карточки написан термин, на другой определение. Работа по карточкам в парах, затем у доски (использовать взаимопомощь и самоконтроль учащихся).

3.Этап всесторонней проверки знаний. Тест. Тема «Митоз». Учащиеся, не справившиеся с заданием, в течение недели сдают термины консультантам.

4.Этап подготовки учащихся к активному и осознанному усвоению нового материала


  • Вступительная беседа.
Учитель. Изучение нового материала я предлагаю начать с выяснения связи между понятиями размножение и наследственность.

            • Давайте вспомним определения терминов
РАЗМНОЖЕНИЕ и НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ. (Размножение - это способность организмов воспроизводить себе подобных. Наследственность – это свойство организмов передавать следующему поколению свои признаки и особенности развития.)

            • Объясните: какая взаимосвязь существует между этими понятиями? (наследственность реализуется в процессе размножения).

            • Объясните, каким путем передается наследственная информация дочерним организмам при бесполом размножении? (Митотическим делением материнской клетки).

            • Объясните, как осуществляется процесс передачи наследственной информации при половом размножении? (Гаметы образуются в результате мейотического деления, с последующим слиянием половых клеток – оплодотворением).

            • В чем заключается биологический смысл митоза? (Дочерние клетки идентичны материнской и имеют диплоидный набор хромосом.)

            • В чем заключается биологический смысл мейоза? (Образование гамет, основа комбинативной, генотипической изменчивости.)
Учитель подводит учеников к формулированию темы . В чём суть мейоза? Каков механизм образования гамет?

Мейоз - редуционное деление, идущее с уменьшением числа хромосом (n) .

Запись темы на доске и в тетрадь.

Постановка перед учащимися учебной проблемы.

Учитель. Как вы думаете, исходя из темы урока, какая проблема стоит перед нами?

Ученики. (Понять: как происходит процесс редуционного деления , идущего с уменьшением числа хромосом).

Учебная проблема. Как происходит процесс редуционного деления?

Запись в тетрадь

Учитель . Какие учебные действия для этого мы можем предпринять.

Ученики. (Изучить этапы мейоза).

Учитель . Вы помните, что решение учебной проблемы начинается с формулирования гипотезы.

Как формулируется гипотеза? Как строится научная гипотеза?

Ученики вспоминают алгоритм построения гипотезы и выдвигают варианты. (Сначала записываем предполагаемый порядок действий: условия решения проблемы, затем предполагаемый результат исследования).

Учитель . Ваши варианты.

Гипотеза. Если мы изучим стадии мейоза,

То узнаем, как происходит редуционное деление.

Запись в тетрадь

Формулировка вместе с учащимися цели и задачи изучения нового материала.

Предлагаю сформулировать цель сегодняшнего урока, она связана с конечным результатом нашей деятельности.

Цель урока. Узнать, изучить: как происходит редуционное деление?

Запись в тетради и на доске

Задачи изучения материала – это определение последовательности действий.

Запись в тетради и на доске


    • Выполнить лабораторную работу «Мейоз» на компьютере. Лабораторный практикум 6-11 классы.

    • Прочитать параграф 6.2 стр. 202 –207; тема Мейоз.

    • Изготовление моделей «Распределение хромосом в мейозе» из пластилина

    • Подготовить отчет по фазам мейоза (устный и модель «Распределение хромосом в мейозе» из пластилина). Работа в 9 группах.

    • Представить отчет в форме проекта (групповой).

    • Подвести итог, какой результат мы получили?

  • Показ практической значимости изучения нового материала .
Зачем нужно изучать мейоз? Чтобы знать его биологическое значение, и к каким последствиям может привести нарушение процесса мейоза. Изучите причины, нарушающие мейоз.

  • Мотивация учащихся к его изучению .
Вы имеете возможность получить хорошие оценки

    • по результатам собеседования.

    • За презентацию проекта.

    • За синквейн.
5.Этап усвоения новых знаний.

  • Сбор информации:

    • Выполнение лабораторной работы «Мейоз» на компьютерах.
Лабораторная работа на компьютере «Фазы Мейоза».

Цель. Увидеть механизм процесса деления наследственного материала (хромосом) во время формирования половых клеток.

Оборудование. Электронное издание. Биология. Лабораторный практикум 6-11 классы. Глава 4. Жизненный цикл клетки 4.2. Мейоз.

Ход работы.

1.подготовка к работе. Ответить на вопросы по теме «Размножение».

2.Знакомство и изучение основных фаз первого и второго мейотического деления заполняя анимационную схему.

3. Наблюдение за ходом мейоза на анимационной схеме.

4. Упражнение. Хорошо ли вы запомнили фазы мейоза? Распределение схемы фаз мейоза в соответствующие ячейки таблицы.

5. Сравнить процесс образования мужских и женских клеток.

6. Проследить за динамикой кроссинговера по анимированной схеме.

7. Выполнить задания с использованием схемы и заполнением таблицы «Сходство и различие митоза и мейоза».


    • Чтение параграфа 6.2 стр202 – 207

  • Практическая работа «Приготовить презентации проектов».

    • Распределение обязанностей в группе: координатор, докладчик, содокладчик, конструктор.

    • Практическая работа.
Изготовление моделей из пластилина «Распределение хромосом в мейозе» и монтировка схемы «Этапы мейоза» на демонстрационном столе

Цель . Обучение учащихся собственной деятельности по изучению и овладению содержанием нового материала, умениям и навыкам рационально учиться.

Задания группам . Изготовить модели 2х гомологичных хромосом и продемонстрировать их поведение в заданной фазе мейоза и интерфазе. (9групп)


  • Создание устного отчета по защите проекта. (Создание ситуации, когда основным работником (субъектом) процесса обучения, основным ответственным лицом за свою учебу и поведение становятся ученики).

  • Презентация проектов по группам с демонстрацией поведения хромосом в заданной фазе и фиксация модели на демонстрационном столе.

  • Обсуждение, дополнение, уточнение от других групп.

  • Оценка каждого отчёта.
6. Этап закрепления новых знаний.

  • 1 этап. Закрепление новых знаний и освоение новых умений. ( использовать «фишбоун» – приём обработки информации путем составления схемы на интерактивной доске представителями разных групп). Проверка понимания сущности новых понятий учащимися.

    • Голова – Определяем главный вопрос темы: значение мейоза?

    • Позвоночник – фазы мейоза.

    • На верхних косточках учащиеся определяют основные понятия темы
механизмы редуционного деления,

конъюгация,

кроссинговер


    • На нижних косточках отмечают суть понятий
Два деления: 1 -n2c, 2 клетки; 2 – nc, 4 клетки.

Сближение гомологичных хромосом, перекрест.

Взаимообмен участками гомологичных хромосом.


    • Хвост (вывод) - Образование гамет, основа комбинативной, генотипической изменчивости.

  • Оформление в тетради схемы «фишбоун» одновременно с работой на доске.

  • 2 этап. Закрепление только что полученного материала на основе творческого его применения на практике, в нестандартных ситуациях. Выработка соответствующих навыков и умений.
Учитель. Предлагаю составить синквейн на тему Мейоз».

Синквейн – это стихотворение, которое требует изложения большого объёма учебной информации в кратких выражениях, что позволяет описывать и рефлексировать по определённому поводу. С. это стихотворение из 5 строк.

1 – название синквейна.

2. - Два прилагательных.

3. – три глагола.

4. – фраза на тему синквейна.

5. – существительное.

Например: Мейоз.

Редуционный, двухэтапный.

Перестраивает, комбинирует, уменьшает.

Образуются гаметы с гаплоидным набором хромосом.

Деление.

7. Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его применению.


  • Домашнее задание: параграф 6.2; составить сравнительную таблицу «Митоз и мейоз».

  • Подведение итогов урока :

  • как работал класс,

  • кто из учащихся работал особенно старательно,

  • что нового узнали учащиеся.

  • Проверка того, как учащиеся поняли содержание работы и способы ее выполнения.

    • Как бы вы назвали метод, с помощью которого мы сегодня изучали тему Мейоз? (Метод проектов).

    • Конкурс. «Кто лучше усвоил учебные действия на данном уроке?» Какие учебные действия в рамках проекта мы осуществили сегодня на уроке?
Выявили учебную проблему, сформулировали гипотезу, определили цели и задачи, изучали тему с помощью учебника и компьютерной лабораторной работы, готовили презентацию – проект модель из пластилина «Распределение хромосом в мейозе», защищали его, монтировали схему «фишбоун» на интерактивной доске, оформляли вывод, сочиняли синквейн и получили по 3 хороших оценки. Спасибо!

«Деление клетки 6 класс» - Рассмотрите микропрепараты, сравните наблюдаемые фазы деления с рисунками учебника. Какие процессы происходят в телофазе? Жизненный цикл клетки. Значение. Образуются 2 клетки с точно таким же набором хромосом, как и у материнской клетки. В чём секрет такого деления? Удвоение хромосомы. Телофаза («телос» - конец, «фазис» - появление).

«Биология деление клетки» - Интерфаза. Хромосомы разъединяются, но всё ещё остаются попарно сцепленными. Цитокинез на завершающей стадии в животной клетке. Профаза. Когда масса клетки увеличивается в два раза, начинается митоз. Телофаза. Бинарное деление клетки. Фазы Митоза. Клеточный цикл. Интерфаза состоит из трех этапов. Деление клетки Митоз.

«Митоз и мейоз» - Гаметогенез. Митоз (лат. Телофаза 1. А – зиготный мейоз: зеленые водоросли, грибы. Какой набор хромосом в эндосперме зерновки пшеницы? Распространенность в природе: Телофаза. Метафаза 1. Рис.2. Яйцеклетка млекопитающих: 1 – оболочка, 2 - ядро, 3 – цитоплазма, 4 – фол-ликулярные клетки. В – споровый мейоз: бурые, красные водоросли и все высшие растения.

«Митоз деление клетки» - Затем происходит митоз (деление клетки), и цикл повторяется заново. При различных патологических процессах нормальное течение Митоза нарушается. Хромосомы. Кариокинез. Образование двух идентичных дочерних клеток. Метафаза. Профаза Метафаза Анафаза телофаза. Исчезновение веретена деления, образование ядерных мембран, деспирализация хромосом.

«Мейоз урок» - Круговорот азота в биосфере. Наследственные болезни. Пластический обмен. Обмен веществ. Хромосомное определение пола. Круговорот углерода в биосфере. Сравнение митоза и мейоза. Опорные конспекты, используемые на уроках. Мейоз. Круговорот фосфора в биосфере.

«Биология митоз» - В результате дочерние клетки оказываются с равным «наследством». Что должна получить в процессе роста каждая вновь образующаяся клетка? Биологическое значение митоза. К чему приводит деление клетки у одноклеточных организмов? Амитоз. Мейоз. Способы деления клетки. С чего начинается процесс роста и развития организма?

Рекомендуем почитать

Наверх