Шекспир: главные загадки биографии. Шекспировский вопрос: тайна личности гения Вся вселенная загадка шекспира

Обществознание 20.12.2023
Обществознание

Английский драматург Кристофер Марло, живший в конце XVI века, был соавтором некоторых произведений знаменитого Уильяма Шекспира, а его имя впервые будет упомянуто в этом качестве в новом трехтомнике пьес величайшего англоязычного писателя, который выходит в издательстве Oxford University Press, сообщает The Guardian.

Как сообщили в издательстве, имя Марло в качестве соавтора появится на трех титульных листах драматической трилогии “Генрих VI”, которая выйдет в свет в октябре этого года. Подобные коррективы вносятся в соответствии с результатами исследований группы из 23 ученых из пяти стран под руководством Гэри Тэйлора, Джона Джоуитта, Терри Боруса и Гэбриэля Игана.

“Общепринятый взгляд в обществе заключается в том, что Шекспир ни с кем не сотрудничал, и когда в 1986 году эксперты предположили, что восемь пьес Шекспира содержат тексты других авторов, некоторые люди были просто возмущены. С тех пор наличие специальных знаний, новых методов и ресурсов позволило со всей очевидностью установить, что в 1986 году мы недооценили объем работы Шекспира, сделанной совместно с соавторами”, – пояснил Тэйлор.

По его словам, современным ученым удалось установить, что количество пьес, над которыми Шекспир работал не один, достигает 17 из 44. “Нам удалось вполне определенно, четко установить присутствие Марло в пьесах трилогии “Генрих VI”, – подчеркнул эксперт из американского Университета штата Флорида.

Кристофер Марло – английский поэт и драматург, современник и соперник Шекспира. Историки литературы давно высказывали предположения об их влиянии друг на друга. Существуют также конспирологические теории, которые приписывают Марло некоторые произведения, известные под именем Шекспира.

Согласно официальной биографии, Уильям Шекспир родился 23 апреля 1564 года в семье ремесленника в городе Стрэтфорд-он-Эйвон. Самыми известными произведениями писателя являются комедия “Сон в летнюю ночь”, трагедии “Ромео и Джульетта”, “Отелло”, “Король Лир” и “Макбет”, а также сонеты.

О жизни Шекспира собрано множество противоречивых сведений. Однако точно известно, что 27 ноября 1582 года 18-летний Уильям женился на девушке, которая была старше его на восемь лет. Вскоре у них родилась дочь, а впоследствии еще двое детей. Достоверных данных о жизни Шекспира в последующие семь-восемь лет нет.

Считается, что в юности Шекспир был помощником мясника. Ему пришлось покинуть Стрэтфорд из-за того, что он убил оленя во владениях сэра Томаса Люси Чарликоута.

Вскоре Шекспир начал писать пьесы. С 1595 года он упоминается как совладелец труппы лорда Чемберлена, а через четыре года – как совладелец театра “Глобус”. Еще несколько лет спустя Шекспир вернулся в Стратфорд и стал жить в доме, который купил на свои театральные заработки, где и скончался 23 апреля 1616 года.

Мир отмечает 400 лет со дня смерти выдающегося британского драматурга, классика мировой литературы Уильяма Шекспира. Несмотря на огромный интерес со стороны исследователей, личность Шекспира до сих пор остается загадкой. Британский ученый Джон Хадсон полагает, что под этим псевдонимом на самом деле выступала женщина по имени Амелия Бассано.

Хадсон впервые озвучил свою теорию еще в 2008 году. С тех пор он скрупулезно собирал доказательства, которые изложил в изданной к юбилею книге, пишет The Daily Mail.

По его мнению, Шекспир – Амелия Бассано – была темноволосой еврейкой из семьи венецианских музыкантов, которая жила в Лондоне. Хадсон выяснил, что она родилась в 1569 году в семье придворных музыкантов Елизаветы I и в совсем юном возрасте стала любовницей камергера Генри Кэри, первого барона Хансдона, который отвечал за все театры Британии и покровительствовал компании, которая ставила пьесы Шекспира.

Бассано занимала хорошее положение и имела все навыки, знания и контакты, которые канонически приписываются Шекспиру. По информации Хадсона, “Темная Леди” также имела отношения с драматургом Кристофером Марло, создателем произведений о докторе Фаусте, забеременела и умерла в нищете в 1645 году.

Один из главных доводов Хадсона в пользу того, что Шекспиром была венецианская еврейка, был тот факт, что Бассано точно описывала Данию и Италию, в то время как тот Шекспир, которого принято считать автором “Гамлета” и “Ромео и Джульетты”, не покидал Англии в течение всей жизни. Кроме того, Амелия знала иврит и была знакома с соколиной охотой и выпечкой.

Теория Хадсона не получила широкой поддержки со стороны ученых и стала одной из многих циркулирующих в интернете теорий заговоров о личности Шекспира. Однако онлайн-сторонники Шекспира-Бассано указывают, что неслучайно в “Отелло” есть персонаж с именем Амелия, а в “Венецианском купце” действует Бассанио.

Стоит также отметить, что это не первая версия, согласно которой выдающимся драматургом была женщина. Существуют предположения, что автором пьес была жена Шекспира Анна Хатуэй. Кроме того, произведения Шекспира приписывали графине Оксфордской Мэри Пембрук.

Уильям Шекспир родился в Стратфорде-на-Эйвоне в 1564 году, умер там же 23 апреля (3 мая) 1616 года. Традиционно принято считать, что он скончался в свой день рождения, однако у историков нет уверенности в том, что Шекспир родился именно 23 апреля. Спустя три дня после смерти тело Шекспира было захоронено в церкви Святой Троицы. На надгробии драматурга написана эпитафия:

Друг, ради Господа, не рой
Останков, взятых сей землей;
Нетронувший блажен в веках,
И проклят – тронувший мой прах.
(Перевод А. Величанского).

Творческое наследие драматурга состоит из 38 пьес, 154 сонетов, четырех поэм и трех эпитафий. Пьесы Шекспира переведены на все основные языки и ставятся на сцене чаще, чем произведения других драматургов.

Известный американский историк и писатель Пол Стрейтс утверждает, что великий драматург Уильям Шекспир на самом деле не был сыном перчаточника из города Стрэтфорд-он-Эйвон. По сенсационным данным исследователя, матерью драматурга была английская королева Елизавета I.

Свое открытие ученый сделал на основе тщательного изучения биографий королевы, графа Оксфордского, а также его отца, любовника Елизаветы – Томаса Сеймура, сообщает ИТАР-ТАСС.

По мнению ученого, в судьбе Эдуарда де Вере есть странные повороты, которые можно объяснить только высоким покровительством. Более того, Пол Стрейтс нашел исторические свидетельства того, что 17-й граф Оксфордский знал, кто является его матерью.

Шекспир был женщиной?

Напомним, что ученые спорят о личности великого драматурга давно. По одной из последних версий, Шекспир был женщиной. Выступая в городе Стрэтфорд-он-Эйвон на конгрессе, посвященном творчеству знаменитого драматурга Уильяма Шекспира, в июне 2004 года американский ученый Робин Уильямс заявил, что Шекспир на самом деле был женщиной, а именно оксфордской графиней Мэри Пемброк (1561-1621).

По версии ученого, графиня сочиняла великолепные литературные произведения, однако не могла открыто писать для театра, который в те времена в Англии считался безнравственным. Поэтому она решила сочинять пьесы под псевдонимом Шекспир.

Полное издание драматических произведений посвящено графам Пемброку и Монтгомери, сыновьям графини. В своих сонетах Шекспир очень часто обращается к мужчинам. Ученый считает, что здесь не идет речь о гомосексуальной любви: “Когда были написаны стихотворения, у графини просто появился молодой любовник”.

Кроме того, поэт Бен Джонсон называл Шекспира “нежный лебедь Эйвона”. Как выяснилось, поместье графини Пемброк находилось именно на этой реке, а ее личным символом был лебедь.

Графине пришлось многое испытать в жизни. Когда она пережила несколько тяжелых утрат, драмы Шекспира стали мрачнее. По времени написания все совпадает. С американским ученым согласилась и Маргарет Ханней, написавшая биографию Мэри Пемброк. По ее мнению, графиня вполне могла выдавать себя за великого английского драматурга.

Всего ученые уже выдвигали более полусотни версий того, кто мог скрываться под псевдонимом Шекспир. Среди претендентов – Роджер Меннерс, пятый граф Рэтленд, и его молодая жена, Елизавета, дочь английского поэта Филипа Сидни, Кристофер Марло, Фрэнсис Бэкон, Уильям Стэнли, 6-й граф Дерби и даже Мария Стюарт.

Официальная биография драматурга

Согласно официальной биографии, Шекспир родился 23 апреля 1564 года в семье ремесленника в городе Стрэтфорд-он-Эйвон.

Самыми известными произведениями писателя являются комедия “Сон в летнюю ночь”, трагедии “Ромео и Джульетта”, “Отелло”, “Король Лир” и “Макбет”, а также сонеты.

К концу своей карьеры в Лондоне Шекспир смог купить себе дворянский титул и дом в Стрэтфорде. Умер Шекспир 23 апреля 1616 года, в свой 52-й день рождения.

О жизни Шекспира собрано множество противоречивых сведений. Однако точно известно, что 27 ноября 1582 года 18-летний Уильям женился на девушке, которая была старше его на восемь лет. Вскоре у них родилась дочь, а впоследствии еще двое детей. Достоверных данных о жизни Шекспира в последующие 7-8 лет нет.

Считается, что в юности Шекспир был сначала помощником мясника. Ему пришлось покинуть Стрэтфорд за то, что он убил оленя во владениях сэра Томаса Люси Чарликоута.

Шекспир отправился в Лондон и первое время зарабатывал на жизнь тем, что караулил у театра лошадей. Позже Шекспир стал служить в самом театре: он следил, чтобы актеры вовремя выходили на сцену, переписывал роли, иногда заменял суфлера. Через несколько лет ему уже стали поручать маленькие роли.

Вскоре Шекспир начал писать пьесы. С 1595 года он упоминается как совладелец “Труппы лорда Чемберлена”, а через четыре года – как совладелец театра “Глобус”. Еще несколько лет спустя Шекспир вернулся в Стратфорд и стал жить в доме, который купил на свои театральные заработки, где и скончался 23 апреля 1616 года.

В биографии Шекспира много несоответствий

Ученых смущает, что описание жизни драматурга противоречит масштабу его творчества. Так, анализ произведений Шекспира свидетельствует о том, что их автор обладал лексиконом от 20 до 25 тысяч слов, в то время как у самых образованных его современников в активном лексиконе было всего около 9-10 тысяч слов.

Кроме того, из творчества Шекспира следует, что он хорошо знал французский, итальянский, латынь, греческий свободно ориентировался в истории Англии и древнего мира.

В своих пьесах он использовал цитаты Монтеня, Ариосто, Боккаччо, Гомера, Плавта, Овидия, Сенеки, Плутарха. Кроме того, драматург прекрасно разбирался в юриспруденции, музыке, ботанике, медицине, военном и морском деле. Между тем, по некоторым данным, все члены его семьи были неграмотны. Нет никаких данных, что он сам получил какое-нибудь образование.

От Шекспира не осталось никаких рукописей или книг из его библиотеки. Однако есть документы, доказывающие, что Шекспир из Стрэтфорда занимался ростовщичеством и постоянно судился со своими соседями из-за долгов.

Эти странности и несоответствия породили даже версию, что на самом деле Шекспир был итальянцем. Якобы он родился на Сицилии и звали его Микеланджело Кролаланца. Затем, спасаясь от инквизиции, он переехал в Англию и поменял фамилию.

«Все, что мы знаем о Шекспире, – это то, что он родился в Стратфорде-на-Эйвоне, женился, родил детей, уехал в Лондон, стал там актером, написал пьесы и поэмы, вернулся в Стратфорд, составил завещание и умер», – писал английский автор XVIII века. Это действительно все, что известно о биографии великого поэта и драматурга. Скудость информации, как часто бывает, породила множество легенд, о личности Шекспира спорят до сих пор.

Более полутора столетий продолжается дискуссия о том, являются ли Уильям Шекспер из Стратфорда-на-Эйвона и Уильям Шекспир, автор драматических и поэтических произведений, одним и тем же лицом. Уильям Шекспер родился в маленьком городке Стратфорде-на-Эйвоне в 1564 году в семье неграмотного перчаточника. Посещал начальную школу, но вынужден был оставить учебу. Больше нигде не учился. Зарабатывал на жизнь ростовщичеством, торговлей и операциями с недвижимостью. Был пайщиком театральной труппы. Не сохранилось ни одной шекспировской рукописи, только печатные издания его произведений. Никто из современников не оставил о нем отзывов: о Шекспире не писали при его жизни, никто ни одним словом не откликнулся и на его смерть – она прошла незамеченной. Зато в судебных архивах сохранились документы, в которых упоминается фамилия Шекспера, педантично и неумолимо преследовавшего своих должников в судебном порядке.

К сожалению, не сохранилось ни одной документальной строки Шекспира о самом себе. Поэтому поле для домыслов огромно. Первым человеком, поставившим под сомнение авторство знаменитых произведений, была американка Делия Бэкон. Она опубликовала книгу «Раскрытие философии пьес Шекспира», в которой усомнилась, что именно тот Шекспир, который считался автором «Гамлета», тот полуобразованный человек, писавший по наитию, и есть истинный автор. В конце концов, словарь знаменитого драматурга насчитывает около 20 тысяч слов. Для сравнения: словарь современника Шекспира, ученого, мыслителя, поэта и государственного деятеля Фрэнсиса Бэкона – около 9 тысяч слов, словарь современного нам англичанина, имеющего высшее образование, – около 5 тысяч слов, а средний англичанин в быту обходится одной тысячью.

Делия Бэкон положила начало серии предположений. Она приписала авторство пьес и сонетов современнику Шекспира и своему однофамильцу Фрэнсису Бэкону. Делия так увлеклась своими разысканиями, что даже пыталась ночью с помощью наемных рабочих вскрыть могилу Шекспира, чтобы найти какие-либо новые доказательства своей версии. К сожалению, закончила она свои дни в психиатрической лечебнице.

Высказывались предположения, что под именем Шекспира напечатаны произведения графа Ретленда, графа Дерби, графа Оксфорда. Даже королеву Елизавету подозревали в авторстве. По одной из версий, автор шекспировских произведений – Филип Сидни. Якобы он был величайшим поэтом, хотя ни одно из его произведений при жизни опубликовано не было. Незадолго до смерти он распорядился, чтобы все его бумаги были уничтожены. Но его сестра, талантливейшая поэтесса и переводчица Мери Герберт, графиня Пембрук, не только не сделала этого, но подготовила написанное братом к печати и издала в 1593 году. Именно в то время вышла в свет и первая поэма Шекспира.

Необычный портрет

Начиная с 1593 года, пьесы драматурга регулярно выходили в свет. И так продолжается до 1612 года. Через некоторое время Шекспер из Стратфорда покидает Лондон и навсегда возвращается в родные места, где он прожил еще три года и скоропостижно скончался в 1616 году после дружеской пирушки. На надгробии Шекспира, ради которого стратфордскую церковь ежегодно посещают сто тысяч человек, начертаны строки: Good frend for Iesvs sake forbeare, to digg the dvst encloased heare. Blest be ye man yt spares thes stones, and cvrst be he yt moves my bones (в одном из русских переводов: «Друг, ради Господа, не рой останков, взятых сей землей; не тронувший – блажен в веках, и проклят – тронувший мой прах»).

В 1623 году выходит в свет фолиант – книга большого формата, в которую вошли все произведения Шекспира (за исключением «Перикла»). Эта книга получила название «Первое фолио» (а также «Великое фолио»). В 1632 году вышло «Второе фолио» – точная копия «Первого».

Подготовкой к печати первой книги непосредственно руководили Мери Пембрук, ее сыновья Уильям, граф Пембрук, и Филип, граф Монтгомери. К работе над изданием были также привлечены поэты Бен Джонсон и Флетчер (возможно, и иные лица). В фолио вошли 36 пьес Шекспира, из которых только 16 (по некоторым данным 18) выходили ранее отдельными изданиями. Остальные были предложены читающей публике впервые. Причем пьесы, издававшиеся ранее, были переработаны, некоторые весьма значительно (например, изданная в 1595 году «Правдивая трагедия о Ричарде, герцоге Йоркском… как она была неоднократно представлена слугами графа Пембрука», в фолио стала 3-й частью «Генриха IV»), другие только заново отредактированы. Исследователи творчества Шекспира, особенно те из них, кто отрицает причастность Шекспера из Стратфорда к литературной деятельности, в некоторых пьесах «Первого фолио» видят руку и других авторов. Так, полагают, что не остались в стороне Мери Пембрук, Роджер и Елизавета Ретленд, Том Джонс и все тот же Фрэнсис Бэкон.
На одном из листов «Первого фолио» был расположен портрет, где якобы изображен Шекспир. Рисунок там вполне примечательный: во-первых, джентльмен на портрете одет более чем странно. Правая часть его камзола изображена спереди, а левая – со спины. То есть правая половина джентльмена изображена спереди, а левая – сзади. В результате оказалось, что обе руки у мужчины правые. Многие исследователи отмечали, что на лицо изображенного на портрете господина надета маска. Ее край хорошо виден – линия, идущая от подбородка к уху. Это вторая странность портрета. Есть и еще: голова непропорционально велика, а шея настолько длинная, что лицо-маска существует как бы отдельно от туловища. Эффект усиливается жестким воротником, который воспринимается как блюдо и зрительно отделяет голову от туловища (голова оказывается как бы лежащей на блюде). Далее, глаза на портрете изображены так, будто пытаются заглянуть под маску (или за фигуру). И еще одна странность: под камзолом виден еще один камзол. Верхняя пуговица – это пуговица «нижнего» камзола. Вот такое изображение драматурга было представлено в первом полном издании его произведений.

Недавно реставратор Алек Кобб заявил, что у него хранится прижизненный портрет Шекспира, где тот изображен ухоженным миловидным мужчиной в полном расцвете сил и в богатом наряде, настоящим джентльменом. В марте было проведено очередное исследование картины, но оно все же не доказало, что это действительно портрет знаменитого драматурга. Так что никто до сих пор не может с точностью сказать, как же на самом деле выглядел Шекспир.

Развалины театра

В творчестве драматурга также немало загадок. Несмотря на то, что действие пьес Шекспира разворачивается в самых разных уголках Европы, в том числе во Франции и Италии, сам Уильям, вероятнее всего, никогда не покидал Англию.

При жизни драматурга его самым популярным сочинением считалось малоизвестное сейчас стихотворение «Венера и Адонис». А вот финал знаменитой пьесы Шекспира «Король Лир» в течение 150 лет считался столь печальным, что произведение на протяжении всего этого периода никогда не ставили в оригинале. Как минимум две пьесы Шекспира вообще бесследно исчезли из литературного наследия драматурга: Love’s Labour’s Won («Победоносные усилия любви») и Cardenio («Карденио»).

Не так давно группа археологов из Лондонского музея обнаружила на берегу Темзы остатки первого театра, в котором играл и для которого писал свои пьесы Шекспир. Построен он был в 1576 году, а назывался просто – «Театр». Известно даже имя строителя – Джеймс Барбедж. Считается, что при постройке он использовал камни, взятые из находившихся неподалеку развалин старинного монастыря. В те времена зрелищные мероприятия были не в почете у Церкви, специальным указом лорд-мэра театры в Лондоне были запрещены, поэтому театр построили в предместьях британской столицы близ местечка под названием Шордич, неподалеку от левого берега Темзы.

Театр имел форму многоугольника, открытую сцену и полого спускающийся зрительный зал, в котором большинство зрителей во время представлений стояли. Несмотря на все эти неудобства, его пьесы имели у лондонцев бешеный успех и всегда собирали массу народу. Возможно, здесь впервые увидели свет пьесы Шекспира «Ромео и Джульетта», «Купец из Венеции», ранняя версия «Гамлета»…

Успех театра раздражал власти, они называли Шордич «предместьем греха» и всячески пытались избавиться от такого греховного соседства. Понадобилась четверть века для того, чтобы им наконец удалось добиться своего. Труппа «Люди лорда Чемберлена» должны были уйти из Шордича. Их вынудили к этому, потому что они не были собственниками земли, на которой стоял театр. Но само здание было собственностью труппы, поэтому, уходя, актеры забрали с собой всю его деревянную часть. Они просто перебрались южнее и на берегу Темзы восстановили театр, назвав его на этот раз «Глобусом».

Примерное местонахождение «Театра» было всегда известно историкам, но за четыре века Шордич из окраины превратился чуть ли не в центр Лондона, весьма обильно застроенный и потому мало доступный для археологических изысканий. Остатки здания нашли, как водится, во время строительных работ. Строители демонтировали пустующий гараж с тем, чтобы вместо него возвести что-то новое, и на глубине полутора метров обнаружили старинную каменную стену. Срочно были вызваны археологи из Лондонского музея, те сразу заподозрили в развалинах останки театра – где-то здесь он и должен был находиться, но до самого последнего момента сомневались, боясь спугнуть удачу. Предположения превратились в уверенность после того, как нашли место, где стена делала изгиб под углом, который совпадал с углами театра-многоугольника.

Весь театр раскопать, конечно, не удалось и вряд ли удастся в ближайшем будущем – большая его часть, и главное – сцена, расположена под жилыми домами. Все, что нашли археологи, – это часть стены, окружавшей театр, и посыпанный гравием покатый пол зрительного зала. Среди находок особое внимание привлекает фрагмент керамики XVI века с изображением бородатого человека с круглым гофрированным воротником. О том, что это потрет самого Шекспира, никто сейчас напрямую не говорит.

Брачное ложе

Личная жизнь Шекспира также полна тайн. Известно, что в 18 лет он женился на Энн Хатауэй, дочери местного помещика, которая была на 8 лет его старше. Молодой Уильям был вынужден просить специального благословения на брак у епископа города Вустер. Исследователи предполагают, что Шекспир мог соблазнить девицу и затем под страхом мести её родных был вынужден жениться; но никаких доказательств этого нет. Другие считают, что Энн была женщиной нестрогого поведения и сама соблазнила юношу, а затем, забеременев, заставила его жениться.

Как бы то ни было, через шесть месяцев после свадьбы у молодых родилась дочь Сюзанна. Кстати, излюбленная тема двойняшек, присутствующая в творчестве Шекспира как в «Двенадцатой ночи», так и в «Комедии ошибок», была заимствована драматургом из собственной жизни. В 1585 году у него самого родились двойняшки: сын Хемнет, умерший в детстве, и дочь Джудит, дожившая до 77 лет.

В период с 1586 по 1613 год Шекспир жил в Лондоне, жена его осталась в Стратфорде, лишь последние 3 года они вновь провели вместе. В своё завещание Шекспир включил знаменитое распоряжение оставить жене вторую по качеству кровать со всеми принадлежностями. Но в этом нет никакого оскорбления для Энн. Историки указывали, что в то время лучшая в доме кровать обычно предназначалась для гостей, а Шекспир завещал жене, собственно, их же брачное ложе; кроме того, вдове по закону и так полагалась треть наследства независимо от завещания, а обе дочери были замужем и могли её содержать. Энн прожила во вдовстве семь лет и умерла 6 августа 1623 года.

Как говорят, была в судьбе Шекспира и еще одна женщина, которую он описывает в сонетах под именем «Смуглая леди». Считается, что так драматург называл Мэри Фиттон, легкомысленную фрейлину королевы. Она закрутила роман с Шекспиром, но вскоре оставила его ради другого Уильяма – Герберта, который потом бросил Мэри беременной. Ребенок девушки умер почти сразу после рождения, а сама она уехала из Лондона, спасаясь от людского презрения. Шекспир вспоминал ее со страстью и отчаяньем: эта любовь так никогда и не принесла ему счастья.

Подготовила Лина Лисицына
По материалам

Более четырех столетий отделяют нас от того времени, когда жил и творил великий Вильям Шекспир. Многие гениальные драматурги создали после него изумительные драмы, комедии, но равных ему в этой области назвать невозможно.

Правды о нем не знает никто, есть лишь легенды, мнения немного документов и его великие произведения. Он признан одним из величайших писателей мира, но споры о том, кто действительно скрывается за именем Вильям Шекспир, не утихают до сих пор.

Сегодня вновь распахнул свои двери для читателей Ретро видео салон «Забыть невозможно». «Загадки Шекспира» - так называется мероприятие, с которым познакомились учащиеся 10 класса ОШ №2. Автор и ведущая – заведующая абонементом Валентина Клименко.

26 апреля 1564г. в приходской книге английского города Стратфорда была сделана запись о крещении младенца мужского пола. Т. о. была определена дата рождения - 23 апреля, т. к. в то время младенцев крестили обычно на третий день. Его мать была дочерью фермера, а отец – зажиточным торговцем, ставшим даже городским мэром. Скорее всего, Шекспир учился в местной школе, но документ о ее окончании не был обнаружен. Чем занимался Шекспир после школы остается неизвестным.

Следующая документальная запись относится к 27 ноября 1582 г., когда 18 лет отроду Шекспир женился на дочери соседского помещика Энн Хэтуэй, которая была старше его на 8 лет. От этого брака родилось трое детей: дочь Сюзанна и близнецы Гамнет и Джудит.

Промежуток с 1579 по 1588 гг. принято называть "утерянными годами", т.к. нет точных сведений о том, чем занимался Шекспир. Но вначале 90-х годов этот зрелый, обремененный семьёй человек покинул захолустный Стратфорд и присоединился к лондонским комедиантам, которые в то время считались чуть ли не париями. Играя на сцене второстепенные роли, перелицовывая старые и творя собственные пьесы, Шекспир сумел выделиться в столичной театральной среде.

Первое упоминание о Шекспире, как о писателе, мы находим в 1592 г. в предсмертном памфлете драматурга Роберта Грина "На грош ума, купленного за миллион раскаяния", где Грин отозвался о нем как об опасном конкуренте («выскочка», «ворона, щеголяющая в наших перьях»). В 1594 г. Шекспир числится одним из пайщиков труппы Ричарда Бербеджа «Слуги лорда-камергера».
В 1598 году старый театр на окраине Лондона, где играла труппа Шекспира, был разобран. Из его бревен соорудили театр «Глобус» на северном берегу Темзы и Вильям стал одним из его акционеров. Своё название театр получил от статуи Геркулеса, поддерживающего плечами земной шар.

К этому времени Шекспир становится достаточно состоятельным человеком, покупает второй по величине дом в Стратфорде, получает право на фамильный герб и дворянское звание — джентльмен. Популярность его пьес росла, но драма в те времена считалась низким жанром, подобно современным комиксам, и не давала их автору ни почета, ни уважения.

Весь творческий путь Шекспира - промежуток с 1590 по 1612 гг. обычно разделяют на три периода.

I (оптимистический) период (1590-1600 гг.)

Общий характер произведений первого периода можно определить как оптимистичный, окрашенный радостным восприятием жизни во всей его разнообразности, верой в торжество умного и хорошего. В этот период Шекспир большей частью пишет комедии: «Комедия ошибок», «Укрощение строптивой», «Два Веронца», «Сон в летнюю ночь», «Виндзорские проказницы», «Много шума из ничего», «Двенадцатая ночь»

Тема почти всех комедий Шекспира — любовь, ее возникновение и развитие, сопротивление и интриги окружающих и победа светлого молодого чувства. Действие произведений происходит на фоне прекрасных пейзажей, залитых лунным или солнечным светом. Таким предстает перед нами волшебный мир комедий Шекспира, казалось бы, далекий от веселья. Шекспир обладает великой способностью, талантливо соединять комическое с лирическим и даже с трагическим. Персонажи Шекспира поразительно многогранны, в их образах воплощены черты, характерные для людей эпохи Возрождения: воля, стремление к независимости, и жизнелюбие. Особенно интересны женские образы этих комедий - равные мужчине, свободные, энергичные, активные и бесконечно обаятельные.

В этот же период Шекспир пишет две трагедии: «Ромео и Джульетта», «Юлий Цезарь». Сюжет «Ромео и Джульетты» во все времена был интересен и для постановщиков и для актеров. Эта трагедия не сходит со сцены вот уже более 400 лет. Сегодня кинорежиссеры переносят сюжет трагедии в современное время, но наиболее успешной киноверсией Ромео и Джульетты уже многие годы, остается экранизация Франко Дзеффирелли (1968 г.) Фильм получил признание, более чем любая из предыдущих экранизаций Шекспира, невзирая на то, что Шекспир самый экранизируемый драматург в истории.

II период (1601-1607 гг.) считается трагическим периодом творчества Шекспира. Именно в этот период драматург достигает вершины своего творчества и создает свои бессмертные произведения: «Гамлет», «Отелло», «Король Лир», «Макбет», «Антоний и Клеопатра».

В них уже нет и следа гармонического ощущения мира, здесь раскрываются конфликты вечные и неразрешимые. Здесь трагедия заключена не только в столкновении личности и общества, но и во внутренних противоречиях в душе героя. Проблема выводится на общий философский уровень, причем характеры остаются необычайно многогранными и психологически объемными. При этом очень важно, что в великих трагедиях Шекспира полностью отсутствует фаталистическое отношение к року, предопределяющему трагедию. Главный акцент, как и прежде, ставится на личности героя, формирующего свою судьбу и судьбы окружающих.


III период (1608-1612 гг.) считается романтическим периодом творчества Шекспира.

Произведения последнего периода его творчества: «Цимбелин», «Зимняя сказка», «Буря».

Это - поэтические сказки, уводящие от реальности в мир мечты. Полный осознанный отказ от реализма и уход в романтическую фантазию закономерно трактуется шекспироведами как разочарование драматурга в гуманистических идеалах, признание невозможности достижения гармонии.

Несравненной мировой популярности пьес Шекспира способствовало отличное знание драматургом театра «изнутри». Практически вся лондонская жизнь Шекспира была так или иначе связана с театром «Глобус», бывшим одним из важнейших центров культурной жизни Англии. Шекспир играл на сцене примерно до 1603 - во всяком случае, после этого времени упоминаний о его участии в спектаклях нет. По-видимому, как актер Шекспир не пользовался особой популярностью - сохранились сведения о том, что он исполнял второстепенные и эпизодические роли. Тем не менее, сценическая школа была пройдена - работа на сцене, несомненно, помогла Шекспиру точнее понять механизмы взаимодействия актера со зрителем и секреты зрительского успеха. Зрительский успех был очень важен для Шекспира и как для театрального пайщика, и как для драматурга - и после 1603 он оставался крепко связанным с «Глобусом», на сцене которого ставились практически все написанные им пьесы.
Устройство зала «Глобуса» предопределяло совмещение на одном спектакле зрителей самых разных социальных и имущественных слоев, при этом театр вмещал не менее 1500 зрителей. Перед драматургом и актерами вставала сложнейшая задача удерживать внимание разнородной аудитории. Пьесы Шекспира в максимальной степени отвечали этой задаче, пользуясь успехом у зрителей всех категорий.

Театр XVI в. имел свои особенности - открытая сцена без занавеса, минимум реквизита, крайняя условность сценического оформления. Это заставляло концентрировать внимание на актере и его сценическом мастерстве. Каждая роль в шекспировских пьесах (часто - написанная на конкретного актера) психологически объемна и предоставляет огромные возможности ее сценической интерпретации.

Современное здание театра «Глобус», воссозданное в 1997 году, находится на расстоянии около 205 метров от первоначального месторасположения театра. Над входом – знаменитая фраза Шекспира: «Весь мир – театр. В нем женщины, мужчины - все актеры. У них свои есть выходы, уходы, И каждый не одну играет роль…» В архитектуре «Глобуса» есть некое волшебство, аккумулирующее энергию, которая постоянно заряжает публику. Само пространство «Глобуса» помогает передать пульс шекспировских пьес, именно этот театр и призван ставить трагедии-комедии Шекспира как «новые тексты», словно их не играли 400 лет.

Спектакли «Глобуса» собирают каждый вечер около 3 тысяч зрителей. Как правило, много туристов, однако и местные ценители патриотично преданы театральной колыбели великого барда.

Более 20 сонетов посвятил Шекспир смуглой даме. И, как ни тщательно был разработан этот жанр, его сонеты, пронизанные накалом подлинной страсти и реализмом, звучали по-новому. Любимая, воспетая поэтом, - не традиционное создание, сотканное из лазури, золота и роз, а живая, обыкновенная женщина.

Кто она, смуглая леди шекспировских сонетов? До последнего времени, несмотря на тщательные поиски, имя её оставалось загадкой. И лишь в начале 70-х годов ХХ века были найдены материалы весьма убедительно доказывающие, что речь идет об Эмилии Бассано, дочери придворного музыканта-итальянца. Судя по сонетам, она стояла выше Шекспира на общественной лестнице. И была непостоянна. Очевидно, поэтому тема измены проходит через многие стихи. Но есть и другие версии относительно того, кто был прообразом «смуглой леди». В истории того периода есть пара, хорошо подходящая на роль белокурого юноши и смуглой леди: Уильям Герберт, лорд Пембрук и придворная дама королевы Елизаветы Мэри Фиттон. Их роман действительно имел место и в свое время скандализировал аристократическое общество.

Кандидатуры можно перебирать бесконечно, ведь фантазия исследователей не ограничена никакими инициалами. Но, в конце концов, так ли уж важно, кто был прообразом героини сонетов, содержание сонетов Шекспира не исчерпывается горькой повестью о любви, дружбе и измене.

Сонеты Шекспира до сих пор остаются своеобразной энциклопедией чувств, философских загадок и ответов на них. Идеи гуманизма, круг проблем, поднятых в сонетах, - это поистине вечные ценности.


Около 1612 года Шекспир снова претерпел странную метаморфозу, он вернулся на родину к жизни провинциального обывателя. Все дошедшие до нас документы представляют Шекспира как скаредного и склочного ростовщика за мелкие долги таскавшего по судам соседей. С другой стороны, этот человек обладал гигантским словарным запасом, в несколько раз превышавшем лексикон обычного человека того времени. Он должен был знать английский, французский, итальянский, латынь, греческий, ориентироваться в истории, т. е. обладать широчайшей эрудицией для человека эпохи Ренессанса. Естественно всему этому он не мог научиться в начальной школе Сратфорда. Вопрос об авторстве произведений Шекспира впервые возник в 1785 г., когда Джеймс Уилмот сделал предположение, о том, что Фрэнсис Бэкон является автором этих произведений. Эти выводы он сделал, когда посетил Стратфорд, чтобы собрать сведения о жизни Шекспира. Нашлось лишь несколько юридических документов с шестью подписями Шекспира, оставленными едва ли привычной к перу рукой, и ни одного документа подтверждающего его литературную деятельность. Свои выводы Джеймс Уилмот не опубликовал.


В 1856 г. журналистка Делия Бэкон в своей статье выдвигает предположение о том, что пьесы Шекспира были плодом коллектива авторов, во главе которого был Фрэнсис Бэкон. Для доказательства своей версии она отправилась в Англию, где провела несколько лет, изучая материалы эпохи Шекспира. В Стратфорде в церкви Святой Троицы, она попыталась вскрыть могилу Шекспира, ожидая найти в ней архив рукописей, однако ее задержали местные сторожа. Делия Бэкон первой обратила внимание на расхождения в написании подписей Шекспира, из чего вытекало, что он точно не знал, из каких букв состоят его имя и фамилия. Свою теорию она изложила в 1857 г. в обширной монографии «Раскрытая философия пьес Шекспира».

Так начинается образовываться т.н. «антистратфордианское» движение, отвергающее авторство Уильяма Шекспира из Стратфорда. К «антистратфордианскому» движению присоединяются такие выдающиеся личности, как Марк Твен и Зигмунд Фрейд, которые также сомневались в существовании Шекспира.

Круг кандидатов на авторство произведений Шекспира становился все больше и больше - граф Дерби, граф Эссекс, королева Елизавета, Кристофер Марло, граф Оксфорд и граф Рэтленд. На данный момент насчитывается уже 77 кандидатов на авторство.


Есть много необъяснимых фактов, которые заставляют усомниться в том, что именно Шекспир из Стратфорда-на-Эйвоне является настоящим Шекспиром. В четырех сохранившихся документах найдено шесть подписей, сделанных рукой, возможно, самого Уильяма Шекспира. Его имя можно разобрать лишь отчасти, и пишется оно не всегда одинаково. По мнению ряда специалистов, за Шекспира могли расписываться юристы, а это, в свою очередь, вызывает у кого-то деликатный вопрос: был ли Уильям Шекспир грамотным? Не существует ни единой рукописи, написанной его рукой. Его дочь Сюзанна могла написать собственное имя, однако нельзя доказать, что этим ее умение писать не ограничивалось. Другая дочь Шекспира, Джудит, которая была особенно дорога отцу, вместо подписи ставила знак. Она была неграмотной. Никто не знает, почему Шекспир так и не дал своим детям возможности пользоваться теми неизмеримыми благами, которые приносит литература.

Чем же в первую очередь объясняются сомнения в авторстве Шекспира? Как замечается во «Всемирной энциклопедии», люди «отказывались верить, что эти пьесы написаны актером из Стратфорда. Незнатное, провинциальное происхождение Шекспира никак не вяжется с их гениальностью». И еще сказано, что почти все другие претенденты на авторство «принадлежали к аристократии или высшему свету».

То есть, по мнению многих сомневающихся в принадлежности пьес Шекспиру, их мог написать «лишь образованный, умнейший человек высокого социального положения». Но все признанные шекспироведы считают, что пьесы написаны именно Шекспиром.

Разрешится ли этот спор в ближайшее время? Вряд ли. Если не появятся новые доказательства в виде подлинных рукописей или же фактов, восстанавливающих картину недостающих лет, Вильям Шекспир, «непревзойденный гений слова», так и останется притягательной загадкой.

Почувствовав приближение смерти, Вильям Шекспир позвал нотариуса, который составил завещание, сохранившееся до наших дней. В нем нет никакого намека на литературную деятельность Шекспира, в нем только расписаны вилки, ложки и проценты. Все, что принадлежало Шекспиру, аккуратно перечислено в трехстраничном завещании, однако никаких книг или рукописей в списке нет. Достались ли они в наследство старшей дочери драматурга Сюзанне? В таком случае их распределили бы между собой ее потомки. В XVIII веке один церковник, заинтригованный этой загадкой, проверил все частные библиотеки в радиусе 70 километров от Стратфорда и не нашел ни единого тома, принадлежавшего Шекспиру.

С рукописями пьес дело обстоит еще сложнее, ведь, насколько известно, не осталось ни одного подлинника. 36 пьес были напечатаны в «Первом фолианте» в 1623 году, через семь лет после смерти Шекспира. Работы были собраны друзьями и деловыми партнерами Шекспира. Было издано приблизительно 750 копий. По данным исследователей, сейчас в частных коллекциях, библиотеках и музеях мира сохранилось чуть более 20 экземпляров первого тиража. Многие пьесы были изданы впервые в «Первом Фолианте», однако, у сборника есть еще одна интересная особенность – некоторым пьесам изменили или удалили общеизвестные сюжетные линии, чтобы соответствовать книге, и у каждой копии есть множество типографских ошибок. Сегодня можно найти в интернете бесплатные цифровые версии «Первого Фолианта». Однако редкость оригинальных выпусков, объединенных с репутацией Шекспира, делает их самыми ценными из редких книг в мире. В 2006 году одна из копий была продана с аукциона Сотбис примерно за 4,2 млн. долларов.

После смерти гения никто в Англии не написал ни одной прощальной элегии, как это было принято в те времена. Единственным документом, фиксирующим дату смерти, служит запись в приходской книге: 25 апреля 1616 года погребен Уилл Шекспир. Почитатели его таланта приезжают со всех концов мира, чтобы поклониться могиле великого драматурга, посетить дом, где он жил, посмотреть его пьесы в Стратфордском мемориальном театре, где ставят только пьесы Шекспира. Кем он был, мы, наверное, никогда точно не узнаем и до конца не поймем. Но сам великий Уилл писал: «Жизнь человеческая – это ткань из хороших и дурных ниток».

Шекспир похоронен у алтаря церкви святой Троицы в Стратфорде-на-Эйвоне. Он был удостоен такой чести не потому, что был великим драматургом, но из-за того, что он уплатил десятину в размере £440 (довольно большая сумма в то время).

Памятник на стене недалеко от могилы, скорее всего размещённый членами его семьи, представляет собой бюст, изображающий Шекспира в процессе письма. Каждый год, в день рождения Шекспира гусиное перо в его руке меняют на новое.

Друг, ради Господа, не рой

Останков, взятых сей землёй;

Не тронувший – блажен в веках,

И проклят — тронувший мой прах.

Пьесы Шекспира по сей день составляют основу мирового театрального репертуара, а актеры считают для себя экзаменом сыграть шекспировский спектакль. Шекспировская тайна, безусловно, существует, но это не биографическая загадка, а тайна гения. О великих людях всегда интересно спорить, открывая новые факты их жизни. Так было и так будет всегда… А мы всегда будем помнить тех, кого забыть невозможно.

Имя великого английского поэта и драматурга Уильяма Шекспира знают все. Тем не менее, его биография таит немало загадок, которые тщетно пытаются разгадать исследователи.

Карьера провинциала

Биографические сведения о Шекспире выглядят крайне скудными. По некоторым данным, он родился 26 апреля 1564 года в английском городе Стратфорд-апон-Эйвон и скончался там же 23 апреля (3 мая) 1616 года. Отец Уильяма Джон Шекспир был состоятельным перчаточником, занимал важные городские посты. В 18 лет юноша взял в жены Энн Хатауэй, тоже из состоятельной семьи, восемью годами старше себя. В этом браке родилось трое детей - дочь Сюзанна и двойняшки Хемнет и Джудит.

В 1585 году Шекспир неожиданно переезжает в Лондон, где делает успешную карьеру актера и драматурга, а также становится совладельцем театральной компании «Слуги лорда-камергера». Однако около 1613 года он возвращается назад в Стратфорд, где еще спустя три года умирает.

Что предшествовало началу театральной карьеры? Почему примерный семьянин из провинциального городка решил начать новую жизнь в столице? В средневековой Англии это вовсе не являлось нормой, как в наше время. Но так или иначе, Шекспир в полной мере смог раскрыть свои таланты, находясь в Лондоне. Почему же в расцвете славы он покинул Лондон и больше не писал пьес? Некоторые шекспироведы полагают, что он был серьезно болен: об этом свидетельствует неуверенный почерк в подписях под документами.

Автора по фамилии Шекспир никогда не существовало?

Есть мнения, что человек, которого мы знаем как Уильяма Шекспира, вовсе не являлся автором «Короля Лира», «Отелло», «Гамлета» и «Ромео и Джульетты», равно как и знаменитых сонетов. Дело в том, что оригиналы шекспировских рукописей не сохранились, а сохранившиеся портреты Шекспира не соответствуют сделанной с него посмертной маске. Также нет никакой информации о том, какое образование получил Шекспир (кроме школьного), а все шекспироведы дружно сходятся на том, что автором произведений мог быть только высокообразованный человек с необыкновенно широким кругозором.

Многих специалистов удивляет и тот факт, что большая часть сонетов Шекспира адресованы лицу мужского пола. Так появилась гипотеза о том, что поэт мог являться гомосексуалистом. А как же тогда женитьба и рождение детей? Еще одна версия утверждает, что автор всех якобы шекспировских творений - женщина!

Шекспир – это псевдоним?

Само слово «Шекспир» буквально означает «потрясать копьем». А что если это вообще псевдоним? – таким вопросом задались эксперты. Были выдвинуты различные версии по поводу того, кто же на самом деле писал произведения под этим именем. Одни исследователи считали, что это групповой псевдоним, под которым скрывались Мэри Сидни Герберт, графиня Пемброк, и ее сыновья. Другие – что это могла быть сама королева Елизавета. Но поскольку монархине из-за государственных дел было некогда заниматься литературой, за нее это делали «негры». Среди кандидатов в таковые - другой известный поэт той эпохи Кристофер Марло, которого считают внебрачным сыном Елизаветы, ее фаворит Уолтер Рейли и даже знаменитый философ Фрэнсис Бэкон.

Свою лепту в изучение этого вопроса внесли и российские исследователи. Так, по мнению Ильи Гилилова, «Шекспиром» могли оказаться Роджер Мэннерс, 5-й граф Рэтленд, и его жена Елизавета.

Череп Шекспира был похищен после смерти?

В 1879 году средства в журнале «Argosy» появилась заметка о том, что череп Шекспира еще в XVIII столетии похитили из захоронения, расположенного под полом церкви Святой Троицы в Стратфорд-апон-Эйвон. И это косвенно подтвердилось. Несколько лет назад команда британских археологов во главе с Кевином Коллзом исследовали предполагаемую могилу Шекспира посредством электромагнитного сканирования. Хотя, согласно источникам, тело поэта захоронили в фамильном склепе на пятиметровой глубине, причем в вертикальном положении, на деле же останки отыскались на глубине всего около метра, причем лежали в стандартной горизонтальной позиции и даже не в гробу, а завернутые в саван.

В том же месте, где должна была находиться голова, были обнаружены следы чьего-то вмешательства. Создавалось впечатление, что кто-то раскопал могилу, а затем вновь закопал.

Кстати, по словам шекспироведа Филиппа Швайзера, Шекспир еще при жизни опасался, что его останки потревожат. Он даже велел вырезать на своем надгробии следующие строки:

Друг, ради Господа, не рой

Останков, взятых сей землёй;

Нетронувший блажен в веках,

И проклят - тронувший мой прах.

Однако покой поэта после смерти все же был нарушен. Кевин Коллз считает, что похитителям хотелось изучить мозг Шекспира, чтобы понять тайну его гениальности.

Правда, бытовала еще версия о том, что на самом деле череп Шекспира хранится в крипте храма Cвятого Леонарда в Вустершире. Но исследование выявило, что находящийся там череп принадлежит вовсе не Шекспиру, а неизвестной женщине в возрасте около 70 лет.

100 великих загадок истории Непомнящий Николай Николаевич

ЗАГАДКА ШЕКСПИРА

ЗАГАДКА ШЕКСПИРА

В 1564 г. в скромном городке Стратфорд-на-Эйвоне, что в 140 км к северо-западу от Лондона, в семье мастера, зарабатывавшего на жизнь изготовлением перчаток, родился сын. Повзрослев, он отправился из отчего дома в британскую столицу, стал актёром, потом и пайщиком своей знаменитой театральной труппы. Меж сценическими хлопотами обзавёлся супругой, старше его на восемь лет, и тремя детьми. На немалые по тем временам деньги скупал земельные участки на родине, где и скончался в 1616 г. Нам этот человек известен под именем «Уильям Шекспир».

Других достаточно достоверных сведений пока нет. Действительно ли необразованный выходец из простой семьи создал 38 пьес и 154 сонета? Не появились ли они из-под пера его более образованных современников? Подозревают даже королеву Елизавету I, которая-де от тоски и расстройства занималась писательским ремеслом под псевдонимом «Шекспир». Мы не знаем, от чего он умер - мышьяк виноват или рак? Специалисты до сих пор спорят даже о том, был ли красив Уильям, благороден лицом и душой или так себе - заурядная личность.

Не на все, конечно, но на часть вопросов пытается ответить профессор английского языка и литературы из немецкого Майнца Хильдегард Хаммершмидт-Хуммель. На двух портретах Шекспира она обнаружила то, что не замечали или на что не обращали внимания до неё, - утолщённое верхнее веко над левым глазом и в уголке ещё небольшую припухлость. Учёная решила установить, насколько достоверны существующие изображения Шекспира.

Вот тут-то профессору-лингвисту и понадобились искушённые криминалисты из федерального ведомства по уголовным делам. Имеется пять наиболее известных изображений Шекспира: гравюра работы Мартина Дройсхута, картины, названные по имени их владельцев Chandis и Rower, бюст, установленный родственниками Уильяма на его могиле в родном местечке, и посмертная маска.

Исследовав первые три предмета, эксперты из полицейского центра ФРГ разными методами, в том числе и компьютерным наложением фотоснимков, обнаружили 16 совпадающих элементов. Строгим немецким судам, например, достаточно шести совпадающих деталей, чтобы признать: речь идёт об одном и том же человеке.

Хаммершмидт-Хуммель сделала заключение, что на трёх картинах изображена одна и та же персона. Но Шекспир ли это? Независимо друг от друга сотрудники криминального ведомства и привлечённый к экспертизе профессор-окулист из Висбадена Вальтер Лерхе вслед за лингвисткой обнаружил на всех трёх картинах «утолщённое веко», но не нашли «припухлость в углу глаза» на гравюре. Видимо, не картины были списаны с гравюры, как считалось до сих пор, а наоборот, и Мартин Дройсхут просто не заметил эту маленькую деталь. Немецкие медики, изучив окологлазные припухлости, предположили, что Шекспир страдал заболеванием слёзных желез. Такого рода опухоли могут переходить в рак лимфатических узлов, так что гипотеза о раковой смерти получает новые подтверждения. Любопытно, что на посмертной маске, по словам профессора Х. Хаммершмидт-Хуммель, тоже заметны утолщения на левом веке.

Эта деталь важна, кроме всего прочего, и для выяснения, подлинная ли сама посмертная маска, на обратной стороне которой стоит дата «1616» - год смерти Шекспира. Многие шекспироведы считают её фальшивкой, изготовленной в XIX в. и снятой, как заявил профессор шекспировского института в Англии Стенли Уэллс, «с немецкого джентльмена». Исследовательница из Майнца утверждает, что маска настоящая - откуда взяться едва заметному утолщению на веке? Мошенник и не додумался бы до такой тонкости. Фото маски и надгробного бюста подвергли специальному анализу, и сыщики из криминального ведомства были поражены их сходством.

Неизвестно, какими путями маска, «которую мог снять зять великого драматурга, врач по профессии», предполагает фрау Хаммершмидт-Хуммель, попала из Англии на немецкую землю. Но в 1842 г. она была зарегистрирована под № 738 на аукционе в Майнце как предмет из наследства графа Кессельштатта. Может, это и породило версию о её немецком происхождении? Потом, сменив ряд владельцев, маска оказалась в сейфе семьи Беккер в Дармштадте, дом которой пострадал от сильной бомбёжки во время Второй мировой войны. Сейф рухнул вниз, слепок практически остался целым, но документы, подтверждающие его подлинность, находятся в таком состоянии, что к ним нельзя даже прикоснуться. После войны бургомистр города выкупил маску за 52 тысячи марок, и теперь она хранится в библиотеке дармштадского замка.

Ещё в XIX в. эксперты сравнивали маску и бюст на могиле Шекспира, отмечая принципиальные совпадения. Для большей убедительности испросили разрешения на эксгумацию, чтобы провести специальные измерения черепа. Священнослужитель, давший разрешение, неожиданно скончался, а его преемник запретил богохульскую операцию. Ныне вообще никто не знает, сохранились ли какие-либо останки Уильяма Шекспира. Правда, профессор Хаммершмидт-Хуммель обнаружила в маске «19 волосинок из бороды». Но и профессор-биолог из Мюнхена С. Пээбо, и профессор-физик из Цюриха Г. Бонани заявили, что определить возраст средневекового человека по столь малому количеству материала не представляется возможным.

Если остатки бороды сохранялись почти четыре столетия, вряд ли с ними что-то случится за гораздо меньший срок, когда непременно появится более совершенная техника и технология, и ещё один шекспировский секрет будет разгадан. Сложнее с авторскими тайнами. Из рукописного материала, оставленного сыном перчаточника из Стратфорда-на-Эйвоне, до нас дошли лишь шесть его подписей.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Энциклопедический словарь (Е-Й) автора Брокгауз Ф. А.

Из книги Самые невероятные случаи автора

БЛУЖДАЮШАЯ ЗАГАДКА Вирхилио Санчес Осехо из Майами, один из самых крупных американских авторитетов в области изучения неведомого, твердо уверен, что между происшествиями в Пуэрто-Рико и теми событиями, что имели место на фермах во Флориде, имеется прямая связь.С другой

Из книги Необъяснимые явления автора Непомнящий Николай Николаевич

ЗАГАДКА СФИНКСА Легендарный каменный колосс, сфинкс из Гизы, полудева-полулев, был, возможно, воздвигнут фараоном Хефреном к 2700 году до н. э. Но если теория египтолога Энтони Веста, автора книги «Ключ к Древнему Египту для путешественника», верна, тогда сфинкс был сооружен

Из книги 100 Великих археологических открытий автора Низовский Андрей Юрьевич

ЗАГАДКА ДИАМУНА В III–II тысячелетиях до н. э. шумеры, ассирийцы, вавилоняне неоднократно упоминали в своих клинописных текстах о богатом и цветуще царстве или городе Дилмун - «стране жизни», лежавшей далеко к югу Месопотамии, «за горькой водой», «на восходе солнца». Эта

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЗА) автора БСЭ

Из книги Тайны древних цивилизаций автора Торп Ник

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

А не замахнуться ли нам на Вильяма, понимаете ли, нашего Шекспира? Из кинофильма «Берегись автомобиля» (1966), снятого режиссером Эль-даром Александровичем Рязановым (р. 1927) по сценарию, написанному в соавторстве с Эмилем Вениаминовичем Брагинским (1921 - 1998).Режиссер

Из книги Чудеса: Популярная энциклопедия. Том 1 автора

Молния-загадка «Дорогая редакция, - пишет одна из читательниц журнала «Знание - сила», - прошу объяснить случай, происшедший со мной 19 августа 1960 года. Шла я с автобуса в Борисовку, где живут мои родители, и заметила светящую фару мотоцикла, движущегося навстречу мне из

Из книги Чудеса: Популярная энциклопедия. Том 2 автора Мезенцев Владимир Андреевич

Загадка летаргии Науке известно множество самых «невероятных случаев», связанных с этим заболеванием. Вот как выглядело, например, явление летаргии в глазах простого, даже не предубежденного наблюдателя: «Быть погребенным заживо - без сомнения одна из ужаснейших пыток,

Из книги Кто есть кто в мире искусства автора Ситников Виталий Павлович

Загадка остается Научные исследования в какой-то мере напоминают странствованиев лабиринте. Именно тупики его дают пищу для суеверий. Наука же в поисках выходов к истине изучает один за другим все пути, в том числе и ведущие в никуда. Но эти последние - лишь для того,

Из книги 100 великих тайн Вселенной автора Бернацкий Анатолий

Что такое загадка? Загадка относится к одному из самых древних жанров фольклора. Когда-то разгадывание загадок имело магическое значение, являясь составной частью обряда посвящения юношей в воины.Использовались загадки и во время древнейших свадебных ритуалов, для

Из книги 100 великих курьезов истории автора Веденеев Василий Владимирович

Еще одна загадка Известно, что масса ядра, сконденсировавшегося из межзвездной материи, определяет, станет ли оно звездой или же рассеется в бескрайних просторах Вселенной.А для того чтобы вступил в действие первый вариант, необходимо, чтобы в недрах этого конденсата

Из книги Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии автора Кононенко Алексей Анатольевич

Мальчик, написавший Шекспира Вечером 2 апреля 1796 года театр «Друри-Лейн» в Лондоне был заполнен до отказа. Все места в театре были забронированы, и те, кто заплатил за ложу, обнаруживали, что на одно место продано по нескольку билетов, и были вынуждены спускаться на нижние

Из книги 500 возражений с Евгением Францевым автора Францев Евгений

Рекомендуем почитать

Наверх