Русский синодальный перевод. Библия онлайн Iii. время написания

Внеурочная работа 01.01.2024

. Савл же одобрял убиение его. В те дни произошло великое гонение на церковь в Иерусалиме; и все, кроме Апостолов, рассеялись по разным местам Иудеи и Самарии. Стефана же погребли мужи благоговейные, и сделали великий плач по нем. А Савл терзал церковь, входя в домы и влача мужчин и женщин, отдавал в темницу. Между тем рассеявшиеся ходили и благовествовали слово .

Сами апостолы, говорит Лука, не рассеялись, но остались в Иерусалиме, потому что где сильнее нападение, там должны находиться и лучшие борцы и быть для других примером мужества и смелости.

«Стефана же погребли мужи благоговейные» . Если они были «благоговейные» , то как же они «сделали великий плач?» Это потому, что они не были еще совершенны. С другой стороны, кто бы и не заплакал, лишившись такого учения, такой защиты и таких чудес и видя этого праведного, лежащего мертвым и побитого камнями?

«А Савл терзал церковь» . Великое бешенство и быть одному, и врываться в дома. Это потому, что он душу свою предал за закон.

. Так Филипп пришел в город Самарийский, и проповедывал им Христа. Народ единодушно внимал тому, что говорил Филипп, слыша и видя, какие он творил чудеса. Ибо нечистые духи из многих, одержимых ими, выходили с великим воплем, а многие расслабленные и хромые исцелялись. И была радость великая в том городе .

Не тот апостол Филипп, что считается в числе двенадцати, но один из семи, избранных для попечения о вдовицах, а также крестивший евнуха и огласивший Симона. Послушай, что говорит евангелист Лука: по убиении Стефана «произошло великое гонение на церковь в Иерусалиме; и все, кроме Апостолов, рассеялись по разным местам Иудеи и Самарии» (8, 1). Отсюда ясно, что апостол Филипп с прочими апостолами находился в Иерусалиме. Лука сделал это замечание для того, чтобы показать, что Филипп крестил тех, которым было преподано христианское учение в Самарии. Апостолы же Петр и Иоанн, придя к ним из Иерусалима, преподали им благодать Духа. А если бы он был из числа двенадцати апостолов, то он имел бы власть и преподавать дары Духа. Он крестит только как ученик, а завершительную благодать преподают те апостолы, которым дана власть преподавать такой дар. Иные говорят, что Филипп потому не низвел на крещеных Духа, что он был только диакон, выдвинутый теми, которые находились со Стефаном, а не имел ни пресвитерского, ни епископского сана, как избранные ученики Господни. А что он был диакон, об этом свидетельствует Павел в «Правилах» – он свидетельствует не только о нем, но и об Анании, который крестил самого Павла. А будучи диаконом, он крестил по недостатку пресвитеров в Самарии, потому что в случае необходимости, когда нет пресвитера, позволено крестить и диаконам, как этому научил Сам Дух, внушивший тому же Филиппу мысль приблизиться к евнуху. Надобно заметить, что после крещения на крещаемых через возложение рук в силу молитвы во имя Господа Иисуса нисходит Святый Дух. Поэтому и до сих пор этот чин соблюдается в том же виде.

. Находился же в городе некоторый муж, именем Симон, который перед тем волхвовал и изумлял народ Самарийский, выдавая себя за кого-то великого. Ему внимали все, от малого до большого, говоря: сей есть великая сила Божия. А внимали ему потому, что он немалое время изумлял их волхвованиями. Но, когда поверили Филиппу, благовествующему о Царствии Божием и о имени Иисуса Христа, то крестились и мужчины и женщины. Уверовал и сам Симон и, крестившись, не отходил от Филиппа; и, видя совершающиеся великие силы и знамения, изумлялся. Находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услышав, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, которые, придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святаго. Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса. Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святаго. Симон же, увидев, что через возложение рук Апостольских подается Дух Святый, принес им деньги, говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святаго. Но Петр сказал ему: серебро твое да будет в погибель с тобою; потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги. Нет тебе в сем части и жребия, ибо сердце твое неправо пред Богом .

Посмотри и на другое покушение, сделанное Симоном. Лука говорит, что его почитали за великую силу. Таким образом, в то время были и обольщенные волхвованиями, пока не пришел Филипп и вывел их из заблуждения, потому что Симон иудеям говорил: «Я – отец», а самарянам: «Я – Христос». «Уверовал и сам Симон» . Не ради веры он уверовал, но чтобы и ему творить чудеса. Как он думал творить чудеса? Сам он обольщал, а также укрощал беснуемых, а потому думал, что и апостолы подобно ему пользуются каким-либо искусством. Поэтому он и деньги давал. Опять потому же, чтобы не лишиться этого дара, он постоянно находился при Филиппе.

. Итак покайся в сем грехе твоем, и молись Богу: может быть, отпустится тебе помысел сердца твоего. Ибо вижу тебя исполненного горькой желчи и в узах неправды. Симон же сказал в ответ: помолитесь вы за меня Господу, дабы не постигло меня ничто из сказанного вами. Они же, засвидетельствовав и проповедав слово Господне, обратно пошли в Иерусалим и во многих селениях Самарийских проповедали Евангелие .

По баснословию еретиков, излишне было говорить Симону: "покайся", потому что он таким дурным был создан. Они говорят, что человек, будучи злым по природе, неспособен измениться по желанию. Но не напрасно сказано: «итак покайся» , потому что и он имел свободную волю, «и молись Богу: может быть, отпустится тебе помысел сердца твоего» . Петр сказал это Симону, как будто бы не было оказано ему снисхождение, если бы он стал плакать и покаялся. Но этот образ выражения был обычным и у пророков. Особенно же Петр и предвидел, что он не обратится к покаянию. Поэтому он и говорит: «может быть, отпустится тебе» . Потому что слова «помолитесь вы за меня Господу» Симон сказал не потому, что он покаялся и обратился, но ради одного только приличия. Потому что иначе где рыдание? где раскаяние и исповедание грехов?

«Ибо вижу тебя исполненного горькой желчи и в узах неправды» .

Слова полные гнева. Но Петр не наказывает его, чтобы потом вера его не показалась вынужденной силою необходимости и страха и это дело не показалось жестоким.

«Они же, засвидетельствовав и проповедав слово Господне, обратно пошли в Иерусалим» . Может быть, они возвратились из-за Симона, чтобы не обольститься и чтобы потом быть твердыми. Заметь, что не с самого начала идут в Самарию, но когда их гонят в Иудее, как это было и со Христом.

. А Филиппу Ангел Господень сказал: встань и иди на полдень, на дорогу, идущую из Иерусалима в Газу, на ту, которая пуста. Он встал и пошел. И вот, муж Ефиоплянин, евнух, вельможа Кандакии, царицы Ефиопской, хранитель всех сокровищ ее, приезжавший в Иерусалим для поклонения, возвращался и, сидя на колеснице своей, читал пророка Исайю. Дух сказал Филиппу: подойди и пристань к сей колеснице. Филипп подошел и, услышав, что он читает пророка Исайю, сказал: разумеешь ли, что читаешь? Он сказал: как могу разуметь, если кто не наставит меня? И попросил Филиппа взойти и сесть с ним. А место из Писания, которое он читал, было сие: «как овца, веден был Он на заклание, и, как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзает уст Своих. В уничижении Его суд Его совершился. Но род Его кто разъяснит? ибо вземлется от земли жизнь Его» ().

Мне кажется, что этот Филипп был из числа семи, потому что иначе из Иерусалима он шел бы не на полдень (юг), но на север, а из Самарии, где находился и учил Филипп, принадлежавший к числу семи, путь идет на полдень.

«На дорогу, идущую из Иерусалима в Газу, на ту, которая пуста» . Это Ангел сказал для того, чтобы Филипп не боялся нападения иудеев.

«Он встал и пошел» . Заметь послушание. Филипп не спросил и не сказал: «для чего?», но вместе с повелением «встал и пошел».

«Евнух, вельможа Кандакии, царицы Ефиопской, хранитель всех сокровищ ее, приезжавший в Иерусалим для поклонения». Женщины властвовали в этой Эфиопии; одна из них по праву наследства была Кандакия; у нее евнух был казнохранителем. Заметь, что не было праздника, однако он ехал в Иерусалим, и что ехал из города, преданного суеверию, и на пути читал, и притом Исайю, величайшего из пророков, к тому же читал, не понимая того, что читал, и так усердно был занят чтением.

«Разумеешь ли, что читаешь?» Удивительным образом спрашивает, потому что и не льстит, и не хвалит, и не упрекает в невежестве. Но спрашивает так, чтобы возбудить большее желание и показать, что в читаемом находится великое сокровище. А евнух со всей откровенностью признается: «как могу разуметь, если кто не наставит меня?» Потом просит Филиппа научить его.

«Как овца, веден был Он на заклание» . Очень понятен смысл приведенных слов, потому что в известное время овцы отводятся для стрижки и пастухи возлагают на них орудия стрижки, однако же овцы терпят это и не нападают на тех, кто это делает. Так и Христос, терпя поношения, не платил поношением за поношение.

«В уничижении Его суд Его совершился» . Указывает на противозаконный суд над Ним, произведенный тогда, как была скрыта истина.

«Но род Его кто разъяснит?» То есть обнаружившееся после воскресения высокое Его достоинство, доказательством которого служит то, что было Им сделано в деле домостроительства. Кто будет в состоянии выразить словами, когда придет на мысль: «Кто это и Какой Такой, да еще Сын Божий Единородный претерпел все это?»

«Вземлется от земли жизнь Его» . Вместо выражения «отнимается и возносится выше земного жизнь Его», то есть поприще деятельности и существование Единородного, когда Он созерцается вне плоти и уже не как находящийся среди нас.

. Евнух же сказал Филиппу: прошу тебя сказать: о ком пророк говорит это? о себе ли, или о ком другом? Филипп отверз уста свои и, начав от сего Писания, благовествовал ему об Иисусе. Между тем, продолжая путь, они приехали к воде; и евнух сказал: вот вода; что препятствует мне креститься? Филипп же сказал ему: если веруешь от всего сердца, можно. Он сказал в ответ: верую, что есть Сын Божий. И приказал остановить колесницу, и сошли оба в воду, Филипп и евнух; и крестил его. Когда же они вышли из воды, Дух Святый сошел на евнуха, а Филиппа восхитил Ангел Господень, и евнух уже не видел его, и продолжал путь, радуясь. А Филипп оказался в Азоте и, проходя, благовествовал всем городам, пока пришел в Кесарию .

«Прошу тебя сказать: о ком…?» Знать, что пророки иногда говорят и о других, или о себе самих в другом лице, потому что это показывает вопрос его, свойство человека очень наблюдательного.

«Вот вода; что препятствует мне креститься?» Посмотри, как благоразумно он поступает. Сначала читает и не понимает, потом читает то же пророчество; в нем содержится учение о страдании, воскресении Иисуса Христа и о даровании благодати Святаго Духа. Затем просит крестить; Филипп изъясняет ему по порядку, начав с этого пророчества. А окрылившись готовностью, он постепенно приводится к крещению. Но он не сказал «крести меня», но: «что препятствует?» Этим вопросом он показал сильное желание принять крещение.

«Филиппа восхитил Ангел Господень» . Его берет Ангел, тем самым придавая случившемуся больше чудесности, а вместе доставляя радость и Филиппу, что он удостаивается того же, чего и пророки, как например Аввакум. Хорошо, что он был взят от евнуха, потому что евнух стал бы просить Филиппа, чтобы он отправился с ним, и Филипп опечалил бы его, если бы по требованию обстоятельств отказался. Так все устроилось Божественным образом: Филипп оказался в Азоте. Здесь он и должен был затем проповедовать.

 1 Преследование Иерусалимской церкви и ее рассеяние. 4 Проповедь Филиппа и исцеления в Самарии. 14 Петр и Иоанн в Самарии; Симон волхв. 26 Обращение евнуха ефиоплянина чрез Филиппа.

1 Савл же одобрял убиение его. В те дни произошло великое гонение на церковь в Иерусалиме; и все, кроме Апостолов, рассеялись по разным местам Иудеи и Самарии.

2 Стефана же погребли мужи благоговейные, и сделали великий плач по нём.

3 А Савл терзал церковь, входя в домы и влача мужчин и женщин, отдавал в темницу.

4 Между тем рассеявшиеся ходили и благовествовали слово.

5 Так, Филипп пришёл в город Самарийский и проповедовал им Христа.

6 Народ единодушно внимал тому, что говорил Филипп, слыша и видя, какие он творил чудеса.

7 Ибо нечистые духи из многих, одержимых ими, выходили с великим воплем, а многие расслабленные и хромые исцелялись.

8 И была радость великая в том городе.

9 Находился же в городе некоторый муж, именем Симон, который перед тем волхвовал и изумлял народ Самарийский, выдавая себя за кого-то великого.

10 Ему внимали все, от малого до большого, говоря: сей есть великая сила Божия.

11 А внимали ему потому, что он немалое время изумлял их волхвованиями.

12 Но, когда поверили Филиппу, благовествующему о Царствии Божием и о имени Иисуса Христа, то крестились и мужчины и женщины.

13 Уверовал и сам Симон и, крестившись, не отходил от Филиппа; и, видя совершающиеся великие силы и знамения, изумлялся.

14 Находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услышав, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна,

15 которые, придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святого.

16 Ибо Он не сходил ещё ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса.

17 Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святого.

18 Симон же, увидев, что через возложение рук Апостольских подается Дух Святой, принёс им деньги,

19 говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святого.

20 Но Петр сказал ему: серебро твоё да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги.

21 Нет тебе в сём части и жребия, ибо сердце твоё неправо пред Богом.

22 Итак, покайся в сём грехе твоем и молись Богу: может быть, опустится тебе помысел сердца твоего;

23 ибо вижу тебя исполненного горькой желчи и в узах неправды.

24 Симон же сказал в ответ: помолитесь вы за меня Господу, дабы не постигло меня ничто из сказанного вами.

25 Они же, засвидетельствовав и проповедав слово Господне, обратно пошли в Иерусалим и во многих селениях Самарийских проповедали Евангелие.

26 А Филиппу Ангел Господень сказал: встань и иди на полдень, на дорогу, идущую из Иерусалима в Газу, на ту, которая пуста.

27 Он встал и пошёл. И вот, муж Ефиоплянин, евнух, вельможа Кандакии, царицы Ефиопской, хранитель всех сокровищ её, приезжавший в Иерусалим для поклонения,

28 возвращался и, сидя на колеснице своей, читал пророка Исаию.

29 Дух сказал Филиппу: подойди и пристань к сей колеснице.

30 Филипп подошёл и, услышав, что он читает пророка Исаию, сказал: разумеешь ли, что читаешь?

31 Он сказал: как могу разуметь, если кто не наставит меня? и попросил Филиппа взойти и сесть с ним.

32 А место из Писания, которое он читал, было сие: «как овца, веден был Он на заклание, и, как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзает уст Своих.

33 В уничижении Его суд Его совершился. Но род Его кто разъяснит? ибо вземлется от земли жизнь Его».

34 Евнух же сказал Филиппу: прошу тебя сказать: о ком пророк говорит это? о себе ли, или о ком другом?

35 Филипп отверз уста свои и, начав от сего Писания, благовествовал ему об Иисусе.

36 Между тем, продолжая путь, они приехали к воде; и евнух сказал: вот вода; что препятствует мне креститься?

37 Филипп же сказал ему: если веруешь от всего сердца, можно. Он сказал в ответ: верую, что Иисус Христос есть Сын Божий.

38 И приказал остановить колесницу, и сошли оба в воду, Филипп и евнух; и крестил его.

39 Когда же они вышли из воды, Дух Святой сошёл на евнуха, а Филиппа восхитил Ангел Господень, и евнух уже не видел его, и продолжал путь, радуясь.

40 А Филипп оказался в Азоте и, проходя, благовествовал всем городам, пока пришёл в Кесарию.

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter



Деяния святых апостолов, 8 глава

1 Савл же одобрял убиение его. В те дни произошло великое гонение на церковь в Иерусалиме; и все, кроме Апостолов, рассеялись по разным местам Иудеи и Самарии.
2 Стефана же погребли мужи благоговейные, и сделали великий плач по нем.
3 А Савл терзал церковь, входя в домы и влача мужчин и женщин, отдавал в темницу.
4 Между тем рассеявшиеся ходили и благовествовали слово.
5 Так Филипп пришел в город Самарийский и проповедывал им Христа.
6 Народ единодушно внимал тому, что говорил Филипп, слыша и видя, какие он творил чудеса.
7 Ибо нечистые духи из многих, одержимых ими, выходили с великим воплем, а многие расслабленные и хромые исцелялись.
8 И была радость великая в том городе.
9 Находился же в городе некоторый муж, именем Симон, который перед тем волхвовал и изумлял народ Самарийский, выдавая себя за кого-то великого.
10 Ему внимали все, от малого до большого, говоря: сей есть великая сила Божия.
11 А внимали ему потому, что он немалое время изумлял их волхвованиями.
12 Но, когда поверили Филиппу, благовествующему о Царствии Божием и о имени Иисуса Христа, то крестились и мужчины и женщины.
13 Уверовал и сам Симон и, крестившись, не отходил от Филиппа; и, видя совершающиеся великие силы и знамения, изумлялся.
14 Находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услышав, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна,
15 которые, придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святаго.
16 Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса.
17 Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святаго.
18 Симон же, увидев, что через возложение рук Апостольских подается Дух Святый, принес им деньги,
19 говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святаго.
20 Но Петр сказал ему: серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги.
21 Нет тебе в сем части и жребия, ибо сердце твое неправо пред Богом.
22 Итак покайся в сем грехе твоем, и молись Богу: может быть, опустится тебе помысел сердца твоего;
23 ибо вижу тебя исполненного горькой желчи и в узах неправды.
24 Симон же сказал в ответ: помолитесь вы за меня Господу, дабы не постигло меня ничто из сказанного вами.
25 Они же, засвидетельствовав и проповедав слово Господне, обратно пошли в Иерусалим и во многих селениях Самарийских проповедали Евангелие.
26 А Филиппу Ангел Господень сказал: встань и иди на полдень, на дорогу, идущую из Иерусалима в Газу, на ту, которая пуста.
27 Он встал и пошел. И вот, муж Ефиоплянин, евнух, вельможа Кандакии, царицы Ефиопской, хранитель всех сокровищ ее, приезжавший в Иерусалим для поклонения,
28 возвращался и, сидя на колеснице своей, читал пророка Исаию.
29 Дух сказал Филиппу: подойди и пристань к сей колеснице.
30 Филипп подошел и, услышав, что он читает пророка Исаию, сказал: разумеешь ли, что читаешь?
31 Он сказал: как могу разуметь, если кто не наставит меня? и попросил Филиппа взойти и сесть с ним.
32 А место из Писания, которое он читал, было сие: как овца, веден был Он на заклание, и, как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзает уст Своих.
33 В уничижении Его суд Его совершился. Но род Его кто разъяснит? ибо вземлется от земли жизнь Его.
34 Евнух же сказал Филиппу: прошу тебя _сказать:_ о ком пророк говорит это? о себе ли, или о ком другом?
35 Филипп отверз уста свои и, начав от сего Писания, благовествовал ему об Иисусе.
36 Между тем, продолжая путь, они приехали к воде; и евнух сказал: вот вода; что препятствует мне креститься?
37 Филипп же сказал ему: если веруешь от всего сердца, можно. Он сказал в ответ: верую, что Иисус Христос есть Сын Божий.
38 И приказал остановить колесницу, и сошли оба в воду, Филипп и евнух; и крестил его.
39 Когда же они вышли из воды, Дух Святый сошел на евнуха, а Филиппа восхитил Ангел Господень, и евнух уже не видел его, и продолжал путь, радуясь.
40 А Филипп оказался в Азоте и, проходя, благовествовал всем городам, пока пришел в Кесарию.

8:3 А Савл терзал церковь. Употребленная здесь форма глагола, переведенного как "терзал", указывает на непрерывное и длительное преследование Савлом членов церкви.

8:4 рассеявшиеся ходили и благовествовали слово. Из-за преследований Евангелие стало быстро распространяться (11,19). "Кровь мучеников-христиан есть семя церкви", - сказал позднее Тертуллиан.

8:9 Симон. Симон волхв часто упоминается в раннехристианской литературе как главный враг Церкви и один из вождей гностической ереси. Гностицизм учил, что человек достигает спасения не благодаря искупительной смерти Христа, а посредством тайного знания о Боге. Иустин Мученик (умер ок. 165 г. по Р.Х.), сам самарянин, сообщает, что почти все самаряне считали Симона богом (самаряне называли его "великой силой", ст. 10). Ириней Лионский (умер ок. 180 г. по Р.Х.) в своем труде "Против ересей" указывает, что Симон был одним из родоначальников гностических ересей. Хотя Симон из ст. 9 мог быть иным лицом, отцы Церкви отождествляли обоих, и контекст 8,9-11 несомненно указывает, что это одно и то же лицо.

8:15 приняли Духа Святаго. Уверовавшие самаряне еще не получили явного свидетельства живого внутреннего присутствия Святого Духа, хотя Он обитал в них, верующих (Рим. 8,9).

8:20 серебро твое да будет в погибель с тобою. Букв.: "Иди в вечную погибель, в ад, - ты сам и твои деньги" (Мф. 7,13; Откр. 17,8).

8:22-23 Своими словами и поступками Симон доказал, что его вера во Христа не истинна. Он все еще был в "узах неправды" (ср. Рим. 6,16; 8,8) и полон "горькой желчи" (ср. Втор. 29,18; Рим. 3,14). Исповедание веры на словах, без покаяния, указывает на отсутствие истинной веры.

8:27 муж Ефиоплянин. Это был министр финансов Эфиопии, современной Нубии, области, простиравшейся от современного Ассуана до Хартума.

евнух. Это слово указывает на то, что он либо был скопец, занимавший официальную должность при дворе, либо важное правительственное лицо; в Септуагинте слово "евнух" часто означает правительственного чиновника.

Кандакии. Титул царицы-матери, которая правила вместо сына. Царя, как сына солнца, считали слишком священной особой, чтобы он лично вникал в мирские дела.

8:28 читал пророка Исаию. Если ефиоплянин читал сказанное о милости Господней к евнухам (Ис. 56,3-5; ср. Втор. 23,1), он, естественно, должен был прочитать гл. 53 из Книги пророка Исаии (см. ком. к 8,35).

8:30 услышав, что он читает. В древности общепринято было читать вслух.

8:35 об Иисусе. Филипп начал с гл. 53 пророка Исаии и показал, что раб, о котором говорится в этом отрывке, и есть Муж скорбей, Иисус. Из текста Луки можно заключить, что Филипп обратился и к другим местам ВЗ, чтобы подтвердить, что Иисус и есть Мессия.

8:40 в Азоте. См. 1 Цар. 5,1. Один из пяти древних филистимских городов, расположен на побережье Средиземного моря, между Газой и Кесарией. Филипп проповедовал Евангелие во всех городах вдоль побережья, пока не дошел до Кесарии, большого города, перестроенного Иродом Великим (на месте Стратоновой башни, "укрепленной башни"). Здесь была прекрасная гавань, которую Ирод расширил для нужд морской торговли (21,8). Город служил резиденцией римским прокураторам - Пилату, Феликсу (23,33 - 24,4) и Фесту (25,5).

8:1 Будущий апостол Павел (Савл) на тот момент ничем не отличался от рассвирепевших иудеев, одобряя преследования христиан и побивание Стефана камнями.
Савл же одобрял убиение его.
Савл имел ревность по Богу, причём, его ревность была искренней, он был уверен, что поступает правильно. Но, увы, ревность по Богу должна ещё и размышлениями над словом Бога подкрепляться, ибо фарисеи имели ревность по Богу без размышлений (как переводит ПНМ: «не в согласии с точным знанием» о Боге - Рим.10:2)

В те дни произошло великое гонение на церковь в Иерусалиме; и все, кроме Апостолов, рассеялись по разным местам Иудеи и Самарии.

Надо заметить, что успех христиан рождал мощное противодействие со стороны слуг дьявола: ему невыгодно было допустить, чтобы тьма его могла освещаться светом истины Божьей. Это противодействие возымело силу: христиане рассеялись для того, что бы не было уничтожено всё собрание в одном месте. В тех условиях - так было проще сохранить каждого "работника" Бога и Христа Его от уничтожения. Это было главной причиной рассеивания собрания.
Не из за поиска собственного комфорта - разбежались христиане в разные стороны по территории Иудеи и Самарии. А для того, чтобы распространение благой вести по территориям, где не было известно об Иисусе Христе - стало возможным. Рассеяние в то время способствовало распространению благой вести.

8:2 Стефана же погребли мужи благоговейные, и сделали великий плач по нем
Стефана же погребли и сделали великий плач по нём. Стефан выдержал испытание веры с достоинством служителя Бога, прошёл поприще Христово, претерпев до конца. Потеря такого христианина для остальных учеников Христа была тяжела.

8:3,4 А Савл терзал церковь, входя в домы и влача мужчин и женщин, отдавал в темницу.4 Между тем рассеявшиеся ходили и благовествовали слово.
Савл терзал церковь Божью, но эти преследования сыграли положительную роль: слово Божье разнеслось и в другие пределы местности, ибо разбежались христиане - кто куда, и кто куда разбежался - тот там и проповедовал.
Гонения во все времена способствовали распространению слова Божьего: ссылка свидетелей Иеговы в Сибирь, например, в своё время - помогла и Сибири узнать замысел Иеговы и познакомиться с Библией.

8:5-8 Так Филипп пришел в город Самарийский и проповедывал им Христа.6 Народ единодушно внимал тому, что говорил Филипп, слыша и видя, какие он творил чудеса.7 Ибо нечистые духи из многих, одержимых ими, выходили с великим воплем, а многие расслабленные и хромые исцелялись.8 И была радость великая в том городе.
Филипп (не апостол, см. 8:1) в одиночестве пошёл в город Самарийский. Но не забился там в щель, а проповедовал со смелостью слово Иеговы. И Бог благоволил к нему, расположив сердца жителей этого города к тому, чтобы и видеть чудеса и вникать в смысл их. Не так, как некоторые иудеи: видя - не видели и слыша - не слышали.
В принятии слова Иеговы народ этого города был единодушен и Филиппа это немало поддерживало.
Вот и выходит, что даже одному - в поле воином Господа быть возможно, если не о своём, а о Божьем печься. Кто о Божьем печётся, у того в помощниках - Сам Бог и ангелы Его, а эта помощь – поболее человеческой будет.

8:9-12 Находился же в городе некоторый муж, именем Симон, который перед тем волхвовал и изумлял народ Самарийский, выдавая себя за кого-то великого.10 Ему внимали все, от малого до большого, говоря: сей есть великая сила Божия.11 А внимали ему потому, что он немалое время изумлял их волхвованиями. 12 Но, когда поверили Филиппу, благовествующему о Царствии Божием и о имени Иисуса Христа, то крестились и мужчины и женщины
ДО появления Филиппа в городе этом был один человек именем Симон, привлекая к себе народ волхвованием с чудесами и собственным титулованием в кого-то великого (волхвовать- ворожить, колдовать, произносить заклинание, вызывать чарами, заниматься магией). Народу казалось, что он и впрямь - Божий посланник, ибо не дано простым человекам всякие чудеса магии производить.

Но появление Филиппа с проповедью о Царстве Божьем, связанном с Христом, и гораздо бОльшими по содержанию чудесами - переключило внимание Самаритян на Божьего помазанника. У них был выбор: кого из чудотворцев им выбрать для себя.
Выбрали Божьего: видимо, больше впечатлений от его чудес было, потому и крестились многие мужчины и женщины по слову его водным крещением (далее по тексту будет понятно, почему - водным).

Как видим, способность творить чудеса - не только силою святого духа наделяется, но и нечистый дух также кое-что может через человеков совершать: чудеса спиритизма впечатляют многих людей, потому многие и улавливаются демонами в эти ловушки во все времена.

Некоторые сведения о Симоне, Женевская:
Симон . Симон волхв часто упоминается в раннехристианской литературе как главный враг Церкви и один из вождей гностической ереси. Гностицизм учил, что человек достигает спасения не благодаря искупительной смерти Христа, а посредством тайного знания о Боге. Иустин Мученик (умер ок. 165 г . по Р.Х.), сам самарянин, сообщает, что почти все самаряне считали Симона богом (самаряне называли его "великой силой", ст. 10)Ириней Лионский (умер ок. 180 г . по Р.Х.) в своем труде "Против ересей" указывает, что Симон был одним из родоначальников гностических ересей. Хотя Симон из ст. 9 мог быть иным лицом, отцы Церкви отождествляли обоих, и контекст 8,9-11 несомненно указывает, что это одно и то же лицо.

8:13 Уверовал и сам Симон и, крестившись, не отходил от Филиппа; и, видя совершающиеся великие силы и знамения, изумлялся.
Уверовал и Симон - волхв тому, что говорил Филипп, даже не пытаясь противостоять Филиппу.
Выходит, что даже служители дьявола могут стать на сторону служителей Божиих, да и сами - в служители Божьи попасть. Только немного усилий приложить придётся: внимательно выслушать, не противиться, понаблюдать за действиями Божьих помазанников и сделать выбор в их пользу.

8:14-16 Находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услышав, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна,15 которые, придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святаго.16 Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса.
Уверовавшие самаритяне приняли водное крещение в покаяние, отреагировав на проповедь Филиппа. Однако Филипп не обладал способностью апостолов Христовых передавать святой дух рукоположением: НЕ ВСЕ помазанники Божьи обладали этой способностью.
Для крещения святым духом через рукоположение понадобились Пётр и Иоанн: с их помощью покаявшиеся от проповеди Филиппа самаритяне смогли принять и крещение святым духом.

В принципе Бог мог поступить с Самаритянами так же, как поступил позже с евнухом: излить на них святой дух без посредничества рук апостольских. Но, призвав апостолов, Бог показал Самаритянам, что они - не автономная церковь Божья, а являются частью церкви, в которой все важные духовные вопросы и дела решаются через апостолов Христовых.

Стоит добавить, что дар передачи святого духа через рукоположение утратился со смертью апостолов. Обладали ли все вообще апостолы этим даром - точно неизвестно. Но известно, что получившие святой дух через рукоположение - не приобретали автоматически эту способность передавать дух дальше - сами. (ниже по тексту в разборе на примере Симона это можно будет увидеть)

Итак, Бог не оставил доброе дело Филиппа незамеченным, почва для принятия святого духа христианами из Самарии - была подготовлена, потому Бог позаботился о том, чтобы об этом узнали Пётр с Иоанном.

8:17 Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святаго
Через рукоположение Петра и Иоанна все уверовавшие самаритяне, а значит, и Симон, бывший волхв, - приняли святой дух, но не сразу после водного крещения, а спустя какое-то время, когда пришли к ним апостолы: один из вариантов принятия святого духа - НЕ СРАЗУ после водного крещения, как произошло с Иисусом, например, или с евнухом из Эфиопии , и позже - в Ефесе (Деян.19:1,2)

8:18,19 Симон же, увидев, что через возложение рук Апостольских подается Дух Святый, принес им деньги, 19 говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святаго
Симона удивила способность апостолов передавать святой дух посредством рук. Сам он после помазания святым духом не приобрёл такую способность, как не приобрёл её и Филипп.
Привыкший к тому, что всё можно купить и продать - он попросил апостолов продать ему эту способность крестить людей святым духом при помощи всего лишь возложения собственных рук.

8:20-23 Но Петр сказал ему: серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги.21 Нет тебе в сем части и жребия, ибо сердце твое неправо пред Богом.22 Итак покайся в сем грехе твоем, и молись Богу: может быть, опустится тебе помысел сердца твоего;23 ибо вижу тебя исполненного горькой желчи и в узах неправды.
Пётр вскрыл проблему Симона, живущую в его сердце: невозможно купить дар Божий. Он даётся только тем, кому Бог посчитает нужным его дать и - бесплатно.
Симону было предложено решение загладить грех помыслов сердца его: покаяние в своём нечистом желании и молитва, ибо Симон мыслил использовать эту силу в неправде, с другой целью, не с такой, какая была у апостолов (так открылось Петру о горькой желчи). Может быть, Симон позавидовал способностям таким, а, может, и зарабатывать на ней надеялся (сила привычки волхвования как средства наживы). Прежнее его ремесло наложило свой порочный отпечаток на сердце Симона и не давало ему возможность уверовать в Христа искренне, без желания извлечь корысть от этого вероисповедания.

8:24 Симон же сказал в ответ: помолитесь вы за меня Господу, дабы не постигло меня ничто из сказанного вами.
Симон попросил апостолов помолиться за него, ибо понимал, что их молитвы будут быстрее услышаны Богом, а сам он может и не выпросить прощения. Кто знает, может, и дошло до него, в чём именно он согрешил.

Интересно, что даже человек, который пребывал в волхвовании (то есть, имел связь с нечистыми духами), способен был при здравом рассуждении делать правильные выводы и соглашаться с разумными доводами. А потому подвержены заблуждению, в основном, те, кто не старается непредвзято разобраться, а предпочитает, как «страусы», зарыть голову в песок и не размышлять ни над какими доводами.
Например, Симон мог сам себя успокаивать мыслями типа: «Ну и что, что последователи Христа чудеса делают – я тоже их делаю»
Поскольку Бог хочет, чтобы Его нашли в разуме своём, а не в чувствах и не в эмоциях, то всякий, кто предпочтёт эмоциям - логику и здравомыслие и задумается над тем, что предлагает Бог - способен прийти к Нему и сделать правильные выводы о дальнейшем смысле своей жизни.

8:25 Они же, засвидетельствовав и проповедав слово Господне, обратно пошли в Иерусалим и во многих селениях Самарийских проповедали Евангелие
Апостолы выполнили свою миссию в Самарийском городе по помазанию святым духом всех уверовавших и снова возвратились в Иерусалим, по ходу пути своего проповедуя слово Божье, чтобы зря времени не терять и специально сюда во второй раз не приходить: раз уж выпала им такая возможность оказаться на этой территории - почему с пользой для дела Божьего её не использовать?
Думаем, этот пример может многим христианам дать понять, как они могут использовать разные возможности для распространения слова Божьего: сеем хлеб Божий везде и всюду, куда бы жизнь нас не забросила.

8:26,27 А Филиппу Ангел Господень сказал: встань и иди на полдень, на дорогу, идущую из Иерусалима в Газу, на ту, которая пуста.27 Он встал и пошел. И вот, муж Ефиоплянин, евнух, вельможа Кандакии, царицы Ефиопской, хранитель всех сокровищ ее, приезжавший в Иерусалим для поклонения,
Филипп же не пошёл с апостолами, а по-прежнему в одиночестве продолжил своё служение там, где очутился на тот момент. Хотя, понятно, и не совсем в одиночестве: Бог в помощи - гораздо более эффективнее любого человеческого напарника.

Итак, ангел Божий велел Филиппу было обратить внимание на евнуха, министра финансов царицы Эфиопской, территории современной Нубии, области, простиравшейся от современного Ассуана до Хартума (Женевская), приезжавшего в Иерусалим на поклонение Иегове.
Вот ведь как бывает: оказывается, можно быть служителем маммоны, но не служить при этом самому богатству. А можно быть служителем Иеговы, и не служить при этом Ему.
евнух . Это слово указывает на то, что он либо был скопец, занимавший официальную должность при дворе, либо важное правительственное лицо; в Септуагинте слово "евнух" часто означает правительственного чиновника. (Женевская)

8:28 возвращался и, сидя на колеснице своей, читал пророка Исаию.
Чем же приглянулся евнух Богу? Тем, что отъезжая в свою Эфиопию, можно сказать, с чувством выполненного долга (поклонился ведь Богу и хватит) евнух, тем не менее, не откинулся расслабленно на спинку колесницы, не почивал и не глазел по сторонам, созерцая красоту Иудейских окрестностей, а усиленно грыз Писание, да ещё и не просто историю, к примеру, израильского народа, а пророка Исаию грыз.
И зачем это ему было нужно - наедине с самим собой, спрашивается, когда никто вообще не видел его и не мог оценить его интереса к слову Бога?
А затем, что он был алчущим и жаждущим понимания слова Божьего, тем и интересен для Бога любой ценитель слова Его.

8:29,30 Дух сказал Филиппу: подойди и пристань к сей колеснице.30 Филипп подошел и, услышав, что он читает пророка Исаию, сказал: разумеешь ли, что читаешь?
Книга пророка Исаии - не из лёгких, Филипп поэтому спросил, много ли понял евнух при прочтении её? (чтобы степень интереса выявить). Кто знает, может, он картинки рассматривал в книге?

8:31-34 Он сказал: как могу разуметь, если кто не наставит меня? и попросил Филиппа взойти и сесть с ним.32 А место из Писания, которое он читал, было сие: как овца, веден был Он на заклание, и, как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзает уст Своих.33 В уничижении Его суд Его совершился. Но род Его кто разъяснит? ибо вземлется от земли жизнь Его.34 Евнух же сказал Филиппу: прошу тебя [сказать]: о ком пророк говорит это? о себе ли, или о ком другом?
Опечален был евнух тем, что мало что понимал, а хотел бы понять больше, да некому пояснить.
Тем более, что место Писания было - пророчество на Христа, о чём в Иерусалиме у иудеев- ортодоксов, понятно, в связи с последними событиями и узнать было бы невозможно.
Кроткий, однако, был человек - этот вельможа, а ведь мог бы запросто послать Филиппа куда подальше, но вместо этого - САМ просит его разъяснить читаемое из пророка Исаии.

8:35 Филипп отверз уста свои и, начав от сего Писания, благовествовал ему об Иисусе.
Филиппа не пришлось долго уговаривать: узнав об интересе евнуха, Филипп стал благовествовать ему об Иисусе, разъясняя всю историю о Христе - с этого места Писания. Если кто помнит это место, то поймёт, что Филиппу пришлось и о замысле Иеговы рассказать, и о том, зачем Христос был послан, и о том, как он и зачем на заклание как агнец был ведён, и почему был безгласен, и откуда он родом был, и как это жизнь его от земли возьмётся, то есть - об искуплении и воскресении также.

8:36 Между тем, продолжая путь, они приехали к воде; и евнух сказал: вот вода; что препятствует мне креститься?
Да и о водном крещении Филипп упомянул, похоже, ибо сразу, как только подъехали к воде - евнух пожелал принять водное крещение в знак покаяния.
И всё это Филипп рассказывал, сидя с евнухом в колеснице,не понадобилось ему использование никаких дополнительных свитков, растолковывающих слова пророка Исаии, и многолетнего изучения - не понадобилось также. Неизвестно, конечно, сколько часов ушло на наставление в истине Божьей и сколько - предложений с текстом, но Филипп так много и хорошо разъяснил евнуху суть пришествия Христа, что тот сразу же после проповеди захотел стать христианином.
Что могло препятствовать человеку стать христианином? Да ничего. При нескольких условиях, о которых сейчас узнаем:

8:37,38 Филипп же сказал ему: если веруешь от всего сердца, можно. Он сказал в ответ: верую, что Иисус Христос есть Сын Божий. 38 И приказал остановить колесницу, и сошли оба в воду, Филипп и евнух; и крестил его.
если интерес к слову и замыслу Бога имеется, если согласился стать частью этого замысла, если уверовал от всего сердца в исполнение замысла Божьего, связанного с пришествием на землю Божьего сына - то можно и христианином стать, для начала омывшись в воде в знак готовности очиститься от прежних грехов своих и готовности войти обновлённым в новую жизнь христианина.
Так вот и крестил Филипп евнуха. А если мы думаем, что для принятия решения креститься - достаточно всего лишь с именем Христа познакомится из Нового Завета – то ошибочка может выйти, однако, если в полный курс дела христианин о жизни христианина - не введётся.

8:39 Когда же они вышли из воды, Дух Святый сошел на евнуха, а Филиппа восхитил Ангел Господень, и евнух уже не видел его, и продолжал путь, радуясь.
Здесь пример схождения святого духа на евнуха - СВЫШЕ без вмешательства рук апостолов и СРАЗУ ПОСЛЕ водного крещения: вызывать их из Иерусалима было некогда да и надобности не было: евнух уезжал, Филипп передать святой дух руками - не мог, демонстрировать чудо передачи духа пред ним, чтобы впечатлить больше, чем впечатлял людей Симон - не было смысла, ибо евнух ехал в одиночестве и веровал в Бога искренне, не оставлять же его без помощи святого духа?

Потому евнух был помазан от Бога и без участия людей вообще. Бог знает, кому, когда и как дать знать, что он призван, нет здесь никакого жёсткого правила, лишь бы призванный - Богу приглянулся и после помазания дело Божье старательно продолжил при помощи святого духа и чтобы одиночества в этом не чувствовал.

Заметим, что евнуху, в отличие от Самаритян, на тот момент не надо было демонстрировать значимость апостолов в церкви Божьей: он был собранием Божьим - в единственном числе, был послушен Богу через исследование слова Божьего и не нуждался в дополнительных знамениях. Как видим, кого-то словом Божьим достаточно вразумить, а для кого-то и знамения применялись для пущей убедительности.

Так же - и сегодня: кто-то словом Божьим вразумляется, а кто-то ожидает дополнительных к слову Божьему знамений. Только сейчас, к сожалению, знамений небесных можно так и не дождаться, и если от слова не пожелаешь вразумиться, то и вообще можно остаться без понимания Божьих требований и замыслов.

8:40 А Филипп оказался в Азоте и, проходя, благовествовал всем городам, пока пришел в Кесарию
Интересно, что Филипп исчез после крещения евнуха. Взял и растворился в воздухе и очутился совсем в другом месте, в Азоте, далеко от места проповеди евнуху:

в Азоте . См. 1 Цар. 5,1. Один из пяти древних филистимских городов, расположен на побережье Средиземного моря, между Газой и Кесарией . (Женевская) Можно себе представить, как укрепилась вера христианина-евнуха в помощь Божью перед дальней дорогой при помощи этого чуда «испарения» Филиппа.

На новом месте после того, как силою ангела Божьего он был доставлен на новое место, он и там снова взялся за дело проповеди по всем городам пути своего.
Бог знает, кому, когда и кого послать в помощь нуждающимся в помощи Его. И как послать - тоже знает: по воздуху, через временное пространство или каким другим способом, нам неведомым. Важно только уметь различить, где -действие Божие, а где - нет. Этому возможно научиться только через исследование Писания и доверие к нему как к наивысшему авторитету.

Рекомендуем почитать

Наверх