Игра «Бином фантазии. Комплексное занятие «Бином фантазии Бином фантазии на тему точка и запятая

Литература 09.09.2023
Литература

Джанни Родари описал известный комбинаторный приём фантазирования, дав ему название – Бином фантазии :

«Рассказ может возникнуть лишь из «бинома фантазии». «Конь - пёс», в сущности, не представляет собой «бинома фантазии». Это всего лишь простая ассоциация внутри одного вида животных. При упоминании этих двух четвероногих воображение остаётся безразличным. Это - аккорд типа терции мажор, и ничего заманчивого он не сулит.

Надо, чтобы два слова разделяла известная дистанция, чтобы одно было достаточно чуждым другому, чтобы соседство их было сколько-нибудь необычным,- только тогда воображение будет вынуждено активизироваться, стремясь установить между указанными словами родство, создать единое, в данном случае фантастическое, целое, в котором оба чужеродных элемента могли бы сосуществовать. Вот почему хорошо, когда «бином фантазии» определяется случаем.

Пусть два слова будут продиктованы двумя детьми так, чтобы один не знал, что сказал другой; или можно прибегнуть к жеребьёвке, или пусть ребенок, не умеющий читать, ткнёт пальцем в далеко отстоящие друг от друга страницы словаря.

Когда я был учителем, я вызывал к доске двух учеников, одного просил написать слово на видимой стороне доски, другого - на оборотной. Этот небольшой подготовительный ритуал имел определённый смысл. Он создавал атмосферу напряжённого ожидания, сюрприза. Если ребёнок писал на виду у всех слово «пёс», то оно уже было особым словом, готовым к определённой роли в необычной ситуации, к тому, чтобы стать участником некоего непредвиденного события. «Пёс» уже был не просто четвероногим, он был героем приключения, вымышленным персонажем, полностью находящимся в нашем распоряжении. Повернув доску, мы обнаруживали, предположим, слово «шкаф». Дети встречали его взрывом смеха. Слово «утконос» или «четырёхгранник» не имело бы такого успеха. Отдельно взятое, слово «шкаф» не заставит ни смеяться, ни плакать. Оно инертно, бесцветно. Но «шкаф» в паре с «псом» - это совсем другое дело. Это уже открытие, изобретение, стимул».

(Джанни Родари. "Грамматика фантазии" М.: "Прогресс", 1978.
Перевод с итальянского Ю.А.Добровольской).

Со дня основания студии занятия начинаются с этого упражнения.

Участники придумывают далёкие по смыслу одно одушевлённое и одно неодушевлённое существительное.

Разрешается сочинять прозу и стихи. Жанр произведения ограничивается только фантазией автора:-)

В течение получаса идёт напряжённая работа мозга. Затем плоды трудов зачитываются вслух и горячо обсуждаются.

Таня Долгих, Ксения Ершова, Настя Черенкова (фото со спины) и др. внимательно слушают Свету Галкину.

Бессмыслица может и остаться бессмыслицей. Важен сам процесс! Дети владеют им в совершенстве и получают от этого истинное удовольствие.

Лучшие сочинения попадают в Жизальмопись - синюю тетрадь, где они хранятся в неприкосновенности для благодарных потомков:-)

Буйному воображению студийцев часто становится тесно в узких рамках пары отдельных существительных. Тогда мы усложняем задание и создаём полиномку - поэтический или прозаический текст, в котором необходимо использовать три и более разных частей речи.

Представляем Вашему вниманию примеры удачных биномок и полиномок.

"Каравелла" и "бармен"

После бунта на каравелле кок был заменён барменом.

Анастасия Черенкова

"Белка", "игра", "кочевать", "изразцовый"

Кочевали Чебурашки из Москвы к япона маме,
Что играла на тромбоне, изразцовом и прекрасном.
Дрыгая ногою левой на вершине Фудзиямы,
Мама белку тапком сбила.
Вот и всё. Конец рассказа.

Анастасия Черенкова, 18.05.2013

"Барабанить", "хлюпающе", "дождь", "чайка"

Сантехник Югославский, по прозвищу “Чайка”, прибыл в школу. Падающий с неба дождь изрядно промочил его одежду. Хлюпающее протопал он в помещение 7 “А” класса, грея за пазухой бутыль самогона. “Барабань быстрее, классуха!” – думал он, глядя на Инну Семеновну, которая соловьем разливалась о достижениях его сына. Наконец, родительское собрание закончилось, и люди стали расходиться. “Эх-ма, была-небыла!” – подумал Югославский и добавил, уже вслух, обращаясь к сыну:
- Пойдем, отличник, обмоем твои успехи. Взрослый уже. Заслужил честь с батькой выпить.

Михаил Ожегов

"Гепард" и "рафинад"

На Новый Год в костюм гепарда
Одеться Вася был бы рад.
Не по карману маскарад:
Есть деньги только на петарды.
Прокляв тупую клоунаду,
Судьбы извечный карнавал,
Сугробы в парке он взрывал
Оттенка чая с рафинадом.

Екатерина Иванова

"Инфузория" и "камень"

***
Мы для него - сон инфузории,
Лохи Аллаха, волки позорные.
Будто бы кремень он зажигалки,
Красный ремень Кремля - не жалко.

Дмитрий Колотиевский

***
Один был, словно инфузория,
Спокоен, мягок и безмерно прост.
Другой - кремень, с рожденья гордый,
Кусочек маленькой породы горной,
Дублёный вулканический нарост.
Но вот к Земле направил траекторию
По правилам для всех небесных тел
Огромный безобразный астероид
Летел, летел, летел и прилетел.
И вот земля, как дикий полустанок,
Пуста, темна и и холодна.
И два героя, что отнюдь не странно,
Лежат в Земле, и невзирая на
Характер, ум и прочую муру
Исчезли навсегда. И я умру...

Алексей Мавренков, 1.02.2014

"Пеликан" и "сон"

Смысл жизни пеликана - сон, сон, сон.
Чтобы был он одеялом окружён.
А пришли чтоб к пеликану - сны, сны, сны,
Мы сидеть для этого должны
Тихо.
Как ежиха-портниха, что вечно тиха,
Как собачья безмолвная злая блоха,
Как мотор, что в машине в который раз помер.
Вот номер
Трамвая, что мчится с вагоновожатым
Усатым.

Матвей Журавлёв, 1.03.2014

"Синица" и "небо"

Синицы в небе
Селекцией занялись.
Глаза закрою.

Матвей Журавлёв, 22.03.2014

"Учёный" и "черника"

Хлещет дождь, вопят вороны,
Повар крошит в борщ укроп.
Сильно сбрендивший учёный
Косит глазом в микроскоп.

Крем Блистательного Лика
Он помпезно создаёт,
Смешивая фарш, чернику,
Окись меди, терпкий мёд,

Уголь, кактус, лук, омелу,
И, покорный злой судьбе,
Он испытывает смело
Крем готовый на себе.

Опыт был, увы, провальный
И довёл он до беды:
Был состав ненатуральный
У продуктов и еды:

В фарше мяса лишь немножко,
Сахар в мёде, лук - трава,
А черника - лишь картошка
Плюс краситель Е-192.

Хлещет дождь, вопят вороны,
Повар ест стряпню свою,
Испытавший крем учёный
Превращается в свинью!

Юрий Рахманов, 26.05.2014

"Апостол" и "звездолёт"

Жить нелепо и непросто.
В небесах парит апостол.
Очень хочет он кого-то
Умыкнуть со звездолёта.

Там Птица, апрель 2014

Ночь горит, грохочут дюзы.
Как апостолы у врат,
На развалинах союза
Башни Мордора стоят.
Звездолёты новой эры
Пограничные кресты
На чугунно белом-белом ставят.
И куют ножи.

Алексей Мавренков, апрель 2014.

"Сойка" и "печенье"

Уныло белела больничная койка.
На койке валялась подбитая сойка.
На днях эта сойка похитила бойко
Печенья пакет со стола землеройки.

Лежала воровка и плакала горько
В целебных примочках с медовой настойкой.
Сей басни мораль однозначно толкуй:
Тебя подстрелили?
А ты не воруй!

(На основе книги Дж. Родари «Грамматика фантазии.
Введение в искусство придумывания историй»)

Знаменитый итальянский писатель Джанни Родари во второй половине XX века написал книгу «Грамматика фантазии». Ее можно считать интересным и полезным пособием для детей и взрослых, желающих развивать воображение и придумывать истории. Писатель предложил множество способов и приемов создания творческого сочинения. Познакомимся с некоторыми из них.

ФАНТАСТИЧЕСКАЯ ГИПОТЕЗА

Что было бы, если бы…?

Берем любые подлежащее и сказуемое, их сочетание и дает гипотезу.

Что было бы, если бы наш город внезапно оказался посреди моря?

Что было бы, если бы во всем мире исчезли деньги?

Что было бы, если бы человек вдруг проснулся в обличье насекомого?

(На этот вопрос ответил Ф.Кафка в известном рассказе «Превращение».)

Ли"мерик (англ.) – нонсенс, нелепица.

Наиболее известны лимерики Э.Лира. Схема строения лимерика такова.

Первая строка – герой.

Вторая строка – характеристика героя.

Третья и четвертая – действия героя.

Пятая – итоговая характеристика.

Жил да был старик болотный,
Вздорный дед и тягомотный,
На колоде он сидел,
Лягушонку песни пел.
Въедливый старик болотный.

(Э.Лир)

Возможен другой вариант строения лимерика.

Первая строка – выбор героя.

Вторая строка – действие героя.

Третья и четвертая – реакция окружающих на героя.

Пятая – вывод.

Старый дед в Граньери жил,
Он на цыпочках ходил.
Все ему наперебой:
«Обхохочешься с тобой!».
Да, чудной старик в Граньери жил.

(Дж. Родари)

КОНСТРУИРОВАНИЕ ЗАГАДКИ

Выберем любой предмет.

Первая операция – остранение.

Дадим предмету такое определение, словно видим его впервые в жизни.

Вторая операция – ассоциация и сравнение. Объектом ассоциаций является не предмет в целом, а одна из его характеристик. Выбираем другой предмет для сравнения.

Третья операция – метафора (скрытое сравнение). Даем предмету метафорическое определение.

Четвертая операция (необязательная) – привлекательная форма загадки.

Например, придумаем загадку о карандаше.

Первая операция. Карандаш – это палочка, которая оставляет след на светлой поверхности.

Вторая операция. Светлая поверхность – это не только бумага, но и снежное поле. След карандаша напоминает тропинку на белом поле.

Третья операция. Карандаш – это нечто такое, что прочерчивает черную тропу на белом поле.

Четвертая операция.

Он на белом-белом поле
Оставляет черный след.

СКАЗКИ «НАИЗНАНКУ»

Большое удовольствие всем доставляет игра в «перевирание» сказок. Возможно умышленное «выворачивание наизнанку» сказочной темы.

Красная Шапочка злая, а Волк добрый.

Мальчик-с-пальчик сговорился с братьями убежать из дома, бросить бедных родителей, но те продырявили ему карман и насыпали туда риса.

Золушка, дрянная девчонка, издевалась над замечательной мачехой, отбила у сестры жениха…

ПРОДОЛЖЕНИЕ СКАЗКИ

Сказка закончилась. А что было потом? Ответ на этот вопрос и будет новой сказкой.

Золушка вышла замуж за Принца. Она неряшливая, в засаленном фартуке, вечно торчит на кухне у плиты. Такая жена Принцу надоела. Зато весело можно проводить время с ее сестрами, привлекательной мачехой…

САЛАТ ИЗ СКАЗОК

Это история, в которой живут персонажи различных сказок.

Буратино оказался в домике семи гномов, стал восьмым другом Белоснежки…

Красная Шапочка повстречала в лесу Мальчика-с-пальчика и его братьев…

КАРТЫ ПРОППА

Русский филолог В.Я. Пропп утверждал, что все народные волшебные сказки имеют одну структуру. В основе лежат функции действующих лиц. Эти функции варьируются, видоизменяются, но их всего 31.

1. Отлучка кого-либо из членов семьи.

2. Запрет, обращенный к герою.

3. Нарушение запрета.

4. Выведывание.

5. Выдача.

6. Подвох.

7. Невольное пособничество.

8. Вредительство или недостача.

9. Посредничество.

10. Начинающееся противодействие.

11. Герой покидает дом.

12. Даритель испытывает героя.

13. Герой реагирует на действия будущего дарителя.

14. Получение волшебного средства.

15. Герой переносится, доставляется, приводится к месту, где находится предмет поисков.

16. Герой и антагонист вступают в борьбу.

17. Героя метят.

18. Антагонист побежден.

19. Беда или недостача ликвидируется.

20. Возвращение героя.

21. Герой подвергается преследованиям.

22. Герой спасается от преследования.

23. Герой неузнанным прибывает домой или в другую страну.

24. Ложный герой предъявляет необоснованные притязания.

25. Герою предлагается трудная задача.

26. Задача решается.

27. Героя узнают.

28. Ложный герой или антагонист изобличается.

29. Герою дается новый облик.

30. Враг наказывается.

31. Герой вступает в брак.

Не во всех сказках есть все функции. Последовательность может нарушаться, но схема остается та же.

На основе этих функций можно строить множество сказочных историй. (Обязательные функции, которые встречаются в любой волшебной сказке, выделены здесь жирным шрифтом. Можно предложить детям сначала проверить на одной из сказок, действительно ли эти функции в ней есть. Ред. )

«СТАРАЯ СКАЗКА В НОВОМ КЛЮЧЕ»

В любой волшебной сказке можно изменить время или место действия. И сказка приобретет необычную окраску.

Приключения Колобка в XXI веке…

МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПЕРСОНАЖА

Из характерных особенностей персонажа можно вывести и его приключения.

Пусть героем будет стеклянный человек. Стекло прозрачное. Можно читать мысли нашего героя, он не может говорить неправду. Мысли можно скрыть, только надев шляпу. Стекло хрупкое. Все вокруг должно быть обито мягким, рукопожатия отменены. Врачом будет стеклодув…

Деревянный человек должен опасаться огня, в воде он не тонет…

Человек из мороженого может жить только в холодильнике, там же происходят и его приключения…

БИНОМ ФАНТАЗИИ

Возьмем любые два слова: пес и шкаф . Возникают такие варианты соединения слов:

пес со шкафом,

шкаф пса,

пес на шкафу,

пес в шкафу и т.д.

Каждая из этих картин служит основой для придумывания истории.

По улице бежит пес со шкафом на спине. Это его будка, он всегда ее таскает на себе…

С.Г. ЯСИНСКАЯ,
г. Череповец,
Вологодская обл.

Очереди в поликлинике, ожидание на остановке, долгая дорога в автобусе... Все эти ситуации сильно утомляют наших малышей, они начинают ныть и капризничать. Для подобных моментов (когда побегать проблематично и интересного рядом мало) палочкой-выручалочкой станут всевозможные словесные игры. Какие-то из этих игр вы наверняка уже знаете, в какие-то играли с вами ваши родители, ну а что-то может оказаться новым!:).

Игра в слова

Мама называет слово, малыш - слово, которое начинается на последнюю букву маминого слова: море - ехидна - акула - айсберг. Мамина задача - не просто отвечать ребёнку, а подбирать слова, которые бы заканчивались на редкие буквы (щ, ч, й, х...). Попутно можно расширить кругозор ребёнка, объясняя ему значения незнакомых слов.

Усложненные варианты:
Вариант 1. Можно говорить только слова на определённую тематику, например только растения или города.
Вариант 2. Слова должны составлять логическую цепочку.
Абрикос - сад (абрикос растёт в саду) - дерево (в саду растут деревья) - орех (растёт на дереве) - халва (её часто делают с орехами)...

Сочиняем сказку

Взрослый начинает свой рассказ по типу жили были..., говорит несколько предложений, а ребенок должен продолжить ваш рассказ. Потом снова вы рассказываете несколько предложений, таким образом вы и сочиняете и по очереди рассказываете сказку/историю. Можно задачу усложнить - пусть каждый игрок начинает свою часть со слов "И вдруг" или "Но" Чем больше участников, тем, как правило, интересней игра.

Дорожные истории.

Истории можно сочинять самые невероятные. А чтобы они получились интересней, надо только придумать принцип, по которому будут строиться ваши рассказы. Например, такой:
К сожалению или к счастью?
К счастью, мы взяли с собой заводного попугая.
К сожалению, он сломался.
К счастью, теперь будет тихо, и можно будет поспать.
К сожалению, от дневного сна бывает бессонница.
К счастью, ночью можно погулять на свежем воздухе и посмотреть на звезды... и т.д.

Слова с одной буквы

Называем слова по очереди с одной и той же буквы: Лампочка - лисичка - лимон - лыжи - ласточка

Найди лишнее

Мама говорит какие-то 3-4 предмета или понятия, а малыш находит лишнее и в идеале ещё и объясняет, почему это слово является лишним в списке.

Собака - кошка - яблоко - медведь. Лишнее - яблоко.
Дом - шалаш - тетрадь - квартира. Лишняя - тетрадь.

Находилки

Можно искать за окном предметы, начинающиеся на определенную букву или какого-то определенного цвета. С детками постарше можно делать это на скорость. С детками помладше лучше обойтись безо всякого соревнования. Возможно, даже придется помочь ребенку подсказками, что же начинается на эту букву из того, что находится в настоящий момент в поле его зрения.

Загадалки

Мама (или ребенок) загадывает предмет в зоне видимости, а ребенок его отгадывает. Прямые вопросы задавать нельзя, только наводящие, например: этот предмет большой? он серого цвета? он мягкий? и т.п. Отвечать можно только "да" или "нет"

Описатели:)

Для малышей помладше "загадалки" можно упростить. Например, мама описывает предмет, не называя его, а ребенок должен угадать. Лучше использовать предметы в зоне видимости.

"Кто первый"

Нужно загадать какой-то предмет, который есть шанс увидеть за окном поезда: грузовик, трактор, береза, двухэтажный дом, курица, белая машина и т.д. А дальше нужно просто смотреть в окошко! Кто первый увидит загаданный предмет - тот и победил!

Перевертыши

Возьмите любое слово, например, бабочка, и поменяйте буквы местами, получится баобчак. Предложите ребенку угадать, что это за слово такое странное. Можете писать на листе большими буквами, чтобы у ребенка еще и зрительная память работала. Эта игра очень нравится деткам, т.к. знакомые животные, птицы, насекомые становятся такими смешными. Суслик - лискус, лиса - асил, заяц - цазя, кошка - ашокк и т.д.

"Да и Нет не говорить, черное с белым не называть"

Игра из нашего детства, которая хороша развивает смекалку, память и речь. Ее смысл в том, чтобы заставить соперника сбиться и выбрать все-таки черный или белый цвет и сказать "да" или "нет"

Ведущий говорит: "Вам барыня прислала 100 копеек, 100 рублей. Вы поедете на бал?" Человек по неопытности может сразу ответить "Да" - тут и конец игры. А если он ответил: "Конечно, поеду" или что-то в этом роде игра продолжается. Задаются разные вопросы - цвет платья, машины, даже какими будут зубы, в общем человека запутывают так, лишь бы он сказал то, что нельзя говорить.

Превращалки

Играющий превращает существительное из последнего словосочетания в прилагательное и создаёт новое словосочетание. Например, первый игрок: прозрачное стекло -> следующий игрок: стеклянное окно -> следующий: оконная ручка и т.д.

Совместить несовместимое

Итальянский писатель Джанни Родари в книге "Грамматика фантазии" описал много словесных игр. Секрет этих игр в том, чтобы совместить несовместимое. Парадоксальное сочетание слов "выбивает" наш мозг из привычного русла. Вот тогда воображение и начинает работать на полную катушку.

1. Бином фантазии.

Суть игры в том, чтобы загадать два произвольных слова, а затем придумать мини-сказку по мотивам этих слов. Лучше всего играть в эту игру вдвоем или в группе, но можно и одному. Например, один человек загадал "уголек", другой "башня".

Бином: уголек - башня Попробуйте придумать историю по мотивам этих двух слов. Ваше воображение тут же начнет перебирать варианты. Например: - Часы на башне остановились, и город застыл. Только волшебный уголек может заставить вновь запустить их. - Мимо башни каждый день проходит человек, который везет тележку с углем. В это время часы на башне всегда странным образом начинают звонить. - Люди спилили и сожгли лесное дерево, которое не было деревом, а было башней народа гномов-лесовиков. - и т.д.

2. А что произойдет если? Эта игра отличается от предыдущей лишь тем, что нужно загадать "героя" и действие, которое оно совершает. А потом задайте себе вопрос: а что произойдет, если [герой] [действие].

Например: - А что произойдет, если тело закружится в танце? - А что произойдет, если Москва улетит на небо? - А что произойдет, если гвоздь захочет помыться?

3. Префикс.

Суть этой игры в том, что берется какое-нибудь слово и к нему добавляется приставка. Получается бином из оригинального и измененного слова. В качестве префиксов можно использовать: "не" "анти" "раз", "дву" "трех", "полу", "супер", "мини", "микро", "макро", "недо", "пере", "при", "под", "над", "квази" и др. Можно прибавлять эти приставки к тем предметам, которые вы видите вокруг себя, стоя в очереди или из окна автобуса/машины/поезда.

«Глупые» предложения.

Один игрок называет слово, второй придумывает предложение, состоящее из слов, начинающихся с букв задуманного. Например, слово «кубик» можно расшифровать как «красная улитка бегает и кувыркается» или «кирпичный усач барабанит и кланяется». В общем, любые глупости. Которые, тем не менее, прекрасно развивают образное мышление. Дома предложите малышу нарисовать запомнившиеся примеры.

Современный вариант игры «В города».

Первый говорит: « Я поеду в Ашхабад. Зачем?». Следующий должен ответить со словом на А: «Зачем? Азбуку учить!» Второй продолжает: « Я поеду в Барселону! Зачем?» Третий: « В Барселону – барбариски сосать! Я поеду (теперь город на в) в Вильнюс! Зачем?» Ответ должен быть на В.

Здесь логику соблюдать совсем не нужно, то есть ответы «чем прикольнее, тем интереснее» подходят куда лучше, чем правда жизни. Главное города и ответы на «зачем» должны быть по алфавиту, а не на ту букву, на которую заканчивается предыдущее слово, как мы привыкли играть раньше

Бабушкин сундук

Эта веселая игра укрепляет память и помогает сосредоточиться. Кто-то начинает говорить нараспев: «Я пошел на чердак и нашел…» - и называет любой предмет, какой захочет. Это может быть реальная вещь, а может быть и выдуманная. Например: «Я пошел на чердак и нашел фиолетовую собаку в желтую полоску (или подводную лодку, плавающую вверх дном, золотые карманные часы, трех марсиан, однорукую куклу)».

Второй повторяет: «Я пошел на чердак и нашел…» При этом он должен назвать предмет, который выбрал первый участник игры и добавить свой, продолжая рассказ. И дальше каждый следующий игрок повторяет все, что было сказано предыдущим, и прибавляет свое. Посчитайте, сколько предметов вы можете запомнить в последовательности к моменту завершения игры.

Обзор составила Корнилова А.


Вконтакте

Пырьева Светлана
Мастер-класс для педагогов и родителей «Применение метода технологии ТРИЗ «Бином фантазии»

Мастер-класс для педагогов и родителей .

«Бином фантазии » (Дж. Родари) для развития воображения и речи детей.

Целевая аудитория.

Педагоги ДОУ района , родители воспитанников .

Форма организации деятельности.

Фронтальная.

Создание условий для повышения профессионального мастерства участников мастер -класса через организацию общения по представленному опыту.

Раскрыть актуальность представленной темы;

познакомить педагогов и родителей с методом «Бином фантазии » ;

создать условия для участия педагогов и родителей в творческой деятельности;

вызвать желание использовать представленный метод

Используемые методы .

Словесно-наглядные, практические, рефлексивный метод «Ключевое слово» .

Ожидаемые результаты мастер-класса .

Повышение педагогической компетентности педагогов и родителей ;

Возможность применения участниками мастер-класса , представленного метода в совместной деятельности с детьми.

Оборудование.

Мультимедийное оборудование, магнитная доска.

Демонстрационный материал.

Карточки с изображением различных предметов , схемы предлогов, электронная презентация мастер-класса .

1. Организационный.

2. Демонстрационный.

3. Заключительный.

Ход мероприятия.

1. Организационный этап.

Добрый день, уважаемые коллеги и родители . Мне очень приятно видеть вас и я надеюсь, что вы с пользой для себя проведете время. Предлагаю сыграть в игру, которая позволит нам лучше узнать друг друга. Давайте встанем в круг.

Пожмите друг другу руки те, кто любит мечтать.

Поменяйтесь местами те, кто сочиняет стихи.

Хлопните в ладоши те, кому нравится наблюдать за облаками.

Подпрыгните те, кто представляет себя в прошлом или будущем.

Помашите руками те, кто делает необычные вещи из обычных.

Присядьте на стулья те, кто знает к какому слову подходит данное определение : «психический процесс, заключающийся в создании новых представлений, идей, образов на основе имеющегося опыта».

Да, мы раскрыли понятие слова «воображение» . И я хочу представить вашему вниманию мастер-класс , посвященный теме : «Применение метода технологии ТРИЗ «Бином фантазии » (Дж. Родари) для развития воображения и речи детей».

2. Демонстрационный этап.

1. Показ презентации.

Описание слайдов презентации.

Актуальность.

В «Концепции дошкольного воспитания» отмечается, что «Воображение – основа активного участия ребенка в разных видах деятельности… Оно включается в состав уже известных форм мышления (наглядно–действенного, наглядно–образного… На основе воображения у детей складываются первые проявления творческого отношения к действительности».

В современном мире в человеке ценится умение создавать новое, самостоятельно критически мыслить, умение видеть трудности и находить пути их преодоления, принимать нестандартные решения. Проблема развития воображения (как основы любой творческой деятельности) актуальна тем, что дошкольное детство является сензитивным периодом для развития речи и всех психических процессов.

Одним из эффективных методов развития творческого воображения является «Бином фантазии » известного итальянского писателя Джанни Родари, описанный им в книге «Грамматика фантазии » .

Слово «бином » латинского происхождения (bis - дважды, nomen - имя) .

Джанни Родари, говорил, что «. для возникновения искры одного электрического заряда недостаточно - нужно, чтобы их было два. Одно слово оживает лишь тогда, когда встречает другое, его провоцирующее, заставляющее сойти с рельсов привычки, раскрыть новые смысловые возможности».

Алгоритм работы по методу .

1 шаг. Постановка цели (создание нового или совершенствование имеющегося объекта; получение идеи для написания фантастического рассказа ).

2 шаг. Выбор двух слов, не связанных между собой по смыслу. В случае усовершенствования имеющегося объекта одно из слов будет обозначать этот объект.

Как выбрать слова?

Карточки (вниз картинкой) ;

Круги Луллия.

3 шаг. Составление (запись) возможных сочетаний этих слов с помощью схем предлогов и изменения падежных окончаний.

4 шаг. Рассматривание полученных сочетаний, их оценка и отбор наиболее полезных для реализации или наиболее интересных для написания рассказа.

5 шаг. Рисование иллюстраций, изготовление поделок и т. д.

Практическая демонстрация метода и комментарии к нему.

3. Заключительный этап.

Рефлексия.

Я благодарю вас за участие в мастер-классе . Хотелось бы узнать о ваших впечатлениях. Передавая друг другу Мудрого Совенка, скажите, пожалуйста, одно «ключевое слово» , с которым у вас ассоциируется содержание мастер-класса .

Спасибо за внимание!

Этот интересный приём придумал итальянский писатель Джанни Родари и рассказал о нём в книге «Грамматика фантазии». Вспомним, что «би» в переводе с латинского на русский язык означает «два, дважды», а «nome» с греческого - «имя».

Суть приёма заключается в соединении понятий на первый взгляд несоединимых, не имеющих ничего общего, например: "запах" и "солнце". Таким образом, отказываясь от логичного постижения смысла в пользу алогичного, мы пробуждаем фантазию ребёнка. Направляя его мысль в творческое русло, предлагая нетрадиционное решение задания, провоцируем ученика на поиск оригинальных ассоциаций.

Данный приём в свете ФГОС приобретает особый смысл, т.к. предполагает использование не только и не столько знаниевого подхода в обучении, сколько личностно ориентированного. Именно поэтому бином фантазии, который следует заметить, входит в технологию ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), развивает воображение ребёнка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мой любимый Бином фантазии

(выступление в рамках инновационного каскада)

Приветствую вас, коллеги!

Поговорим сегодня о простом, но достаточно эффективном приёме творческого мышления – Биноме фантазии.

…Можно представить наше мышление как высокогорное озеро. Запас воды - это наши знания. В основном озеро спокойно и знания не работают. Ну, может, конечно, возникнуть случайный всплеск - рыба хвостом плеснет или турист камешек бросит... Но вот, представьте, мы от этого озера специально в определенном направлении проложили канал и... вода понеслась вниз! Представляете мощь и работоспособность этого потока? Приемы и методы ТРИЗ - это и есть те самые каналы - направления, по которым будут работать наши знания и в результате этой работы возникнут идеи. Можно, конечно, ждать, пока мысль сама всплеснется в голове, а можно и нужно дать ей направление. Мне очень нравится такое ТРИЗовское выражение: «Куда думать будем?», т. е. в каком направлении? И, вообще, мне уже давно хочется написать

ОДУ БИНОМУ ФАНТАЗИИ !

Бином фантазии (БФ) – это термин из книги Джанни Родари «Грамматика фантазии». Книга посвящена приёмам сочинения сказок. Суть приёма бином фантазии (би - два, ном- имя, наименование): берем два произвольных слова, и по-разному соединяя эти слова с помощью предлогов, находим осмысленную сюжетную связь между ними, в результате получается сказка. То есть мы вспомнили одновременно два понятия и дали мозгу команду объединить эти понятия в форме сказки. Сказок может получиться множество, смотря каким путём идти, соединяя понятия: можно по прямой, а можно разными витиеватыми тропинками…

Пример: книжка + голубь (слова надо брать далёкие друг от друга по смыслу, так больше шансов получить оригинальную идею). Соединяем слова с помощью предлогов:

Книжка с голубем;

Голубь с книжкой;

Книжка в голубе;

Голубь в книжке;

Голубь под книжкой;

Книжка под голубем; и т. д.

Чувствуете, уже какие-то направления для мысли даны? «Книжка в голубе» дала мне идею сказочного голубя, который наизусть знает, например, сказки Шахерезады, может их без конца рассказывать, отвечать на вопросы цитатами из сказок, может все волшебные действия из этих сказок производить и т. д… «Голубь под книжкой» вызвал у меня представление о грустном бездомном голубе, который живёт под книжкой, поставленной домиком, заодно он учится читать, книжка оказалась сборником фокусов, он осваивает это дело, приносит всем радость и сам становится весёлым! У вас, вероятно, другие ассоциации возникнут от тех же исходных слов.

Если в качестве одного элемента БФ взять изделие (варежки, дверь и т. д.) и, соединяя мысленно это изделие с произвольным словом, дать мозгу команду получить дизайнерскую или изобретательскую идею, то, соответственно, мозг будет работать в этом направлении. Например: БФ «Варежки + облако», это сочетание могло дать и сказочную идею, но, если мы решим изобретать новые варежки, то можем получить, например, идею надувных варежек. А если возьмём «дверь + ветер» (дверь с ветром, ветер в двери – попробуйте и с другими предлогами сочетания составить), можно получить идею двери, оборудованной специальной системой, запасающей сжатый воздух при открывании – закрывании двери и расходующей его потом на «подметание» крылечка от снега и пыли.

БФ можно использовать для поиска идей по применению какого-то материала, явления, закона. Например, надо найти применение сухим осенним листьям с помощью БФ. «Сухие листья + цирк» – идея небольшого номера жонглёра: подкидывает охапку сухих листьев и, пока они медленно кружатся и падают, он их все ловит. «Сухие листья + подоконник» - отделка поверхности подоконника красивыми листьями с последующей лакировкой и полировкой. «Сухие листья + болезнь» – наверняка какие-то болезни можно лечить запахом сухих листьев определённого вида (сделать подушку или матрац из листьев). «Сухие листья + электричество» – в каких-то экстремальных обстоятельствах сухие листья могут служить электроизоляцией.

Таким образом, я вижу в биноме фантазии достаточно универсальную технологию генерирования идей в том случае, когда практически нет ограничений: мы даём для мышления направление движения (от одного понятия к другому – случайному! ) и определяем цель движения (сочинить сказку; придумать новый вариант применения какого-то материала, изделия, закона природы; получить ряд дизайнерских и изобретательских идей по поводу совершенствования любого изделия).

Иногда возникает ступор на этапе выбора ПРОИЗВОЛЬНОГО слова. Какое же выбрать? Можно просто открыть любую книгу, и не глядя ткнуть пальцем в ЛЮБОЕ слово. Далее пытаемся соединить это слово с тем понятием (изделием, материалом, законом природы) по поводу которых надо получить идею.

Можно применить метод гирлянд ассоциаций: (Автор Г.Буш). Составим гирлянду ассоциаций от любого слова: жизнь – ассоциация: ребенок. (У Вас может возникнуть другая ассоциация!). Ассоциация с ребёнком – игра, с игрой – мяч, с мячом – спорт и т.д.

На занятиях мы гирлянду ассоциаций составляем вместе с детьми и записываем на доске: жизнь – ребёнок – игра – мяч – спорт – велосипед – руль – штурвал – корабль – «Титаник» - безопасность – жилет – одежда и т. д.

Составляя гирлянду ассоциаций, надо следить за тем, чтобы каждое новое слово в гирлянде уводило нас всё в новые и новые области человеческих знаний, интересов и деятельности. Вот и в этой гирлянде у нас возникли темы игры, спорта, кораблей, спасательных средств, одежды… Всё это нам потом пригодится, чтобы направить свою мысль по новому направлению. Рассмотрим, какие идеи можно получить, применяя эту гирлянду для получения идей по применению КОНУСА. Соединяем мысленно любое слово из гирлянды с конусом (чувствуете, это тот же Бином фантазии?):

  • мяч + конус. Интересно, если сделать мяч в виде усеченного конуса для футбола? Пока он по воздуху летит, форма его не имеет особого значения, а вот при ударе и когда по земле катится по дуге – это, я думаю, оживит давно сложившиеся правила игры!
  • «Титаник» + конус. Можно спасательные средства делать конусообразной формы для повышения их устойчивости на воде.
  • конус + одежда. Для одежды в стиле «авангард» можно сделать плечики в виде конусов или полуконусов.

Не приходят идеи со словами из этой гирлянды – составьте другую. Это ведь легко! Не обязательно с каждым словом получится идея, но при определённом навыке этим методом можно получать веер идей по применению чего-либо: старых вещей, отходов производства или новых знаний об объектах, веществах и явлениях природы.

До следующей встречи!

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:

Рекомендуем почитать

Наверх