Анализ геометрической формы предмета — Гипермаркет знаний. Анализ геометрической формы предмета план-конспект урока (9 класс) на тему Способы анализа геометрической формы предмета

География 20.09.2023
География

Разработка урока рекомендована для проведения урока в 8 классе "Анализ геометрической формы предмета" с приложением призентация к уроку. Изучение и первичное осознание нового учебного материала,осмысление связей и отношений в объектах изучения. Формирование и развитие умений: вспомнить геометрические тела, научиться находить простые геометрические тела, читать и строить чертежи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок черчения в 8-а классе.

Тема : «Анализ геометрической формы предмета»

Багомолова Лидия Серафимовна учитель изобразительного искусства и черчения,

ГБОУ СОШ № 416, г. Петергоф

2014 год

Тема урока : Анализ геометрической формы предмета.

1. Дидактическое обоснование урока

Цели урока : изучение и первичное осознание нового учебного материала. Осмысление связей и отношений в объектах изучения.

  1. Образовательные цели:

Способствовать формированию и развитию умений и навыков: вспомнить геометрические тела, дать понятие об анализе формы предмета, научить учащихся в любой технической детали находить простые геометрические тела.

  1. Развивающие цели:

Научить учащихся уверенно различать модели геометрических тел, правильно называть их.

Способствовать развитию речи учащихся.

Способствовать развивать пространственные мышления.

Способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету.

Продолжить формирование приемов логического мышления (сравнение, анализ, синтез).

Оборудование:

Для учителя: объемные модели геометрических тел: куб, призма, пирамида, шар, цилиндр, конус; технические средства: компьютер с операционной системой МS Windows, мультимедийный проектор, экран. Презентация к уроку.

Для учащихся: раздаточный материал в виде карточек - заданий, содержащих наглядные изображения геометрических тел; деталей, состоящих из геометрических тел.

Структура урока:

  1. Организационная часть урока 1 мин.
  2. Актуализация знаний 3 мин.
  3. Изучение нового материала 23 мин.
  4. Обобщение и закрепление изученного материала 12 мин.
  5. Подведение итогов 3 мин.
  6. Домашнее задание 3 мин.

Ход урока

  1. Организационный момент - проверка присутствия. Рефлексия-

Учитель:

Создание проблемной ситуации: Посмотрите, пожалуйста, на чертеж детали, (слайд) можете - ли вы определить форму детали?

Ученики: Достаточно сложно.

В этом нам поможет тема нашего урока. Запишите тему сегодняшнего урока в тетрадь (слайд) «Анализ геометрической формы предмета». Прочитайте тему еще раз и попытайтесь определить цели урока: О чем хотите узнать? Какие вопросы возникли?

Ученики: 1. Что такое анализ геометрической формы предмета?

2. Для чего он необходим?

3. Какие геометрические формы существуют?

Сегодня на уроке мы должны научиться анализировать геометрическую форму предметов, а для этого нам необходимо умение слушать, анализировать, уметь выделять самое главное и существенное.

Поможет раскрыть тему нашего урока - план нашей работы. (слайд-3)

Мы с вами рассмотрим следующие вопросы:

  1. Понятие о формах геометрических тел.
  2. Геометрические тела в основе формы деталей.
  3. Как легче определить форму предмета?

Предлагаю вспомнить, какие геометрические тела вам знакомы из предмета «геометрия, и из предыдущих наших тем, когда мы строили аксонометрические проекции плоских фигур и плоскогранных предметов?

Ученики: цилиндр, куб, параллелепипед и т.д.

Учитель: Что такое геометрическое тело? Геометрическое тело – это замкнутая часть пространства, ограниченная плоскими и кривыми поверхностями.

Все геометрические тела можно разделить на две группы: Многогранники – которые имеют плоские грани, и тела вращения, которые имеют криволинейные поверхности (слайд) (записать в тетрадь).

У каждого геометрического тела есть свои признаки (слайд)

По этим признакам мы отличаем шар от куба и т.д. С большинством этих тел вы уже знакомы. Мы говорим «куб» и каждый представляет его форму. Говорим « шар» и опять в нашем сознании возникает образ определенного геометрического тела. Давайте познакомимся с ними поближе. (слайды)

Сейчас проверим, как хорошо вы представляете изображения геометрических тел. На ваших столах лежат карточки. Задание: Выписать в тетради в один столбик номера изображений гранных геометрических тел и их названия, а в другой столбик – тела вращения. (слайд)

Проверим, как справились с заданием ребята.

(При необходимости все вместе исправляют ошибки в ответах)

К гранным геометрическим телам относятся: 1. шестиугольная призма, 2. шестиугольная пирамида, 3. параллелепипед, 4. куб, 5. шестиугольная усеченная пирамида, 6. шестиугольная призма, 7. шестиугольная усеченная призма.

К геометрическим телам вращения. 1. цилиндр, 2. конус,3. усеченный конус. 4. шар, 5. Тор.

Присмотритесь внимательно к окружающим нас предметам.

Они также имеют форму геометрических тел или их сочетание. Я называю тела, а вы приводите примеры предметов:

Шар-пирамида - призма-конус-цилиндр-тор.

В технике часто сравнивают форму детали с более простыми формами-геометрическими телами, а также используют формы геометрических тел для описания формы более сложных деталей (слайд).

Любая простая форма технической детали может быть представлена как форма геометрического тела (например, форма технической детали «ось» может быть представлена как форма цилиндр - (слайд), а форма сложного изделия- как сочетание форм геометрических тел(например деталь «вилка»)

В основу рассмотренного подхода к изучению деталей положен анализ его геометрической формы.

Анализ геометрической формы предмета - это мысленное расчленение предмета на составляющие его геометрические тела . (записать в тетради) (слайд).

Рассмотрим, как осуществляется анализ геометрической формы предмета по наглядному изображению детали. Деталь мысленно расчленяем на простые геометрические тела, называем их и рассказываем, как они расположены относительно друг друга в пространстве (слайд).

Дано изображение детали. Какова ее форма? Она слагается из прямоугольного параллелепипеда, двух полуцилиндров и усеченного конуса, расположенного сверху. В детали имеется отверстие цилиндрической формы.

Применяя способ расчленения детали на простые геометрические тела, можно научиться быстро, правильно читать чертежи и грамотно их выполнять .

Задание: проанализировать форму детали, которую смотрели в начале урока (слайд).

Деталь «Опора» состоит из прямоугольного параллелепипеда с пятью сквозными цилиндрическими отверстиями. В центре верхней грани прямоугольного параллелепипеда расположена четырехугольная призма со сквозным цилиндрическим отверстием, ость и диаметр которого совпадают с осью и диаметром отверстия детали. Параллелепипеды соединены между собой двумя ребрами жесткости, имеющими форму треугольных призм, что обеспечивает устойчивое их крепление.

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Тумская средняя общеобразовательная школа №3»

Конспект урока по черчению

8 класс

Тема урока: Чертежи геометрических тел. Анализ геометрической формы предмета.

Цель урока: Формировать у обучающихся понятие и умение анализа формы предмета.

Ожидаемые результаты:

Обучающиеся смогут называть основные геометрические тела; обучающиеся смогут находить в окружающем пространстве предметы, состоящие из геометрических тел и их отдельных частей.

Обучающиеся смогут выполнять чертежи деталей, состоящих из простых геометрических тел по описанию.

Задачи

Задачи

Пути решения

Формировать информационную компетенцию

Анализ графической информации

Работа по индивидуальным карточкам

Формировать учебно-познавательные компетенции

Организация работы по целеполаганию, определение ожидаемых результатов и задач занятия, выяснению степени достижения задач

Формировать общекультурные компетенции

Обращение к образцам мировой культуры: древнегреческим пирамидам, современной архитектуре

Формировать коммуникативную компетенцию

Умение ясно и чётко излагать свои мысли, умение грамотно применять технические термины.

Материальное обеспечение:

Модели деталей, презентация « Геометрические тела. Выполнение чертежей деталей на основе анализа геометрической формы предмета», карточки-задания, таблицы «Проецирование на три плоскости проекций».

Х О Д У Р О К А:

  1. Организационная часть. Просмотр готовности учащихся к уроку.
  2. Мотивация: В кабинете представлены различные геометрические тела: простые и тела со срезами.

Ребята, как вы думаете, на какие две группы можно разделить эти геометрические тела? (полные и усечённые) .

Как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем уроке?

Правильно, сегодня мы с вами будем говорить о геометрических телах, а также мы научимся строить их на основе анализа формы.

  1. Итак, тема нашего урока – «Геометрические тела. Выполнение чертежей деталей на основе анализа геометрической формы предмета».

Повторение проекций геометрических тел осуществляется в ходе решения простых задач- головоломок. Показываю учащимся чертежи нескольких систем координат, в каждой из которых изображена лишь одна проекция геометрического тела и предлагаю ответить на вопрос: какие геометрические тела имеют такую проекцию и как эти тела расположены в пространстве? Учащиеся по желанию выходят к доске, дочерчивают остальные проекции и поясняют положение тела в пространстве. (Должно быть не менее двух решений)

Презентация к уроку «Геометрические тела. Анализ геометрической формы предмета».

Форма каждого геометрического тела имеет свои характерные признаки. По этим признакам мы отличаем цилиндр от конуса, а конус от пирамиды. Мы говорим «куб», и каждый представляет себе его форму, говорим «шар», и опять в нашем сознании возникает форма определённого геометрического тела.

Слайд с геометрическими телами.

Обобщение ответов :

Геометрическое тело - это замкнутая часть пространства, ограниченная плоскими или кривыми поверхностями.

Вопрос: На какие две группы можно разделить все геометрические тела?

Все геометрические тела можно разделить на две группы: многогранники (куб, призма, параллелепипед, пирамида) и тела вращения (цилиндр, конус, шар). Форма каждого тела имеет свои характерные признаки.

Присмотримся к окружающим нас предметам. Что вы можете заметить? (Ответы учащихся)

Обобщение: Правильно, они имеют форму геометрических тел или представляют их сочетания.

  1. Обобщение материала по теме «Вырезы на геометрических телах».

В практике черчения часто приходится иметь дело с предметами, которые удобно рассматривать как геометрические тела, имеющие различные плоские срезы.

Слайд с изображением геометрических тел, усложненных плоскими срезами.

Детали такой формы широко распространены в технике. Чтобы начертить или прочитать их чертёж, надо представить форму заготовки, из которой получается деталь, и форму выреза.

Сначала изображают прямоугольник – вид цилиндра слева, являющегося исходной формой детали. Затем строят проекцию выреза. Его размеры известны, следовательно, точки а 1 , б 1 и а, б, определяющие проекции выреза, можно рассматривать как заданные.

Построение профильных проекций а 11, , б 11 этих точек показано линиями связи со стрелками, (слайд презентации).

5. Закрепление изученного материала.

Задание по индивидуальным карточкам-заданиям.

В этом задании необходимо построить проекции выреза или среза цилиндрической детали в ортогональных проекциях и в изометрии,

обозначить недостающие проекции заданных точек, определяющих форму выреза.

6.Гимнастика для глаз (Цирк). 2 минуты.

7. Нам предстоит выполнить ещё одно задание. Необходимо будет выполнить чертёж детали по описанию. Оси симметрии всех деталей в данном упражнении перпендикулярны профильной плоскости проекций W, плоскости оснований всех элементов деталей параллельны W. Все элементы деталей имеют общую ось симметрии, совпадающую с осью детали.

Фронтальное задание.

Цилиндр 1 диаметром 20 мм, длиной 40 мм примыкает к правильной четырёхугольной призме высотой 25 мм с ребром основания 30 мм. Боковые грани параллельны фронтальной и горизонтальной плоскостям проекций. Призма примыкает к цилиндру 2 диаметром 48 мм, длиной 30 мм. К цилиндру 2 большим основанием диаметром 48 мм примыкает усечённый конус высотой 4 мм, углом наклона образующих 45. Деталь называется «Опора».

Индивидуальные задания по вариантам, подобные предыдущему.

6. Рефлексия.

Я уже могу…

Я сегодня на уроке выполнил(а)…

Сегодня на уроке мне понравилось …

Мне ещё предстоит научиться…

7. Домашнее задание: Повторить §13, задание к рисунку 107 (учебник).


22:27
длительность

0
тестов


3065

Описание курса

В данном курсе представлены задачи, упражнения, головоломки по черчению. Курс рассчитан на широкую аудиторию. По уровню сложности может быть привлекателен как школьникам, так и студентам технических направлений.
Тематика заданий относится к анализу геометрических форм предметов, построению недостающих проекций по одной или двум данным с последующим наглядным (аксонометрическим) изображением предмета.
Условия задач составлены с некоторым умыслом: выбрано такое расположение геометрического образа относительно плоскостей проекций, при котором виды предмета получаются хотя и простыми, но не достаточно наглядными, т.е. умышленно выбраны нехарактерные виды предмета. Задания требуют от вас сообразительности, развития пространственного воображения.

Использование компьютера для решения задач, связанных с пространственным анализом геомтрических форм. Возможности использования 3d технологий для формирования навыков пространственного воображения.

Что будет изучено

Представление об анализе геометрической формы предмета. Мысленное разделение предмета на составляющие его геометрические тела. Проекции основных геометрических тел (Куб, цилиндр, призма, пирамида, конус). Занимательные задачи и упражнения на чтение чертежа и развитие пространственного мышления. Закрепление основ проецирования. Занятия можно проводить на уроках черчения, кружковых занятиях или олимпиадах, конкурсах. В дальнейшем такие упражнения помогут овладению таких сложных предметов, как начертательная геометрия в вузе или колледже, проекционное машиностроительное или строительное черчение.

Требования к обучаемому

Данный курс рассчитан на учащихся 7,8 классов общеобразовательной школы, где в учебном плане заложен курс черчения или с углубленным изучением инженерной графики. На уроках технологии.

Учащийся должен свободно определять на чертежах проекции основных геометрических тел, таких как куб, прямоугольная призма, цилиндр, конус, сфера, пирамида и другие. Читать чертежи групп геометрических тел. По двум заданным видам определять третий вид.

Знать основные геометрическ ие тела. Плоскости проекций. Виды чертежа.

Уметь с помощью линий проекционной связи строить недостающие проекции для полного выявления формы предмета. Строить аксонометрические проекции.

Пользоваться доступными средствами компьютерной графики.

На рисунке 72 вы видите изображения некоторых геометрических тел. Форма каждого из них имеет свои характерные признаки. По этим признакам мы отличаем цилиндр от конуса, а конус от пирамиды. С большинством этих тел вы знакомы. Мы говорим «куб», и каждый представляет себе его форму. Говорим «шар», и опять в нашем сознании возникает образ определенного геометрического тела.

Присмотритесь к окружающим нас предметам. Они имеют форму геометрических тел или представляют собой их сочетания.

Рис. 72. Геометрические тела

В основе формы деталей машин и механизмов также находятся геометрические тела. Взгляните на рисунок 73. Здесь изображены различные детали. Часть из них самой простой формы. Скажите, какую форму имеют ось и ролик. А какова форма прокладки?

Рис. 73. Различные детали имеют в своей основе геометрические тела

О таких деталях, как ось и ролик, мы скажем, что они цилиндрические, а о прокладке - что она призматическая.

Другие детали имеют более сложную форму. Они представляют собой совокупность геометрических тел. Например, валик (рис. 73) образуется в результате добавления к цилиндру другого цилиндра меньших размеров. А втулка представляет собой цилиндр, из которого удален другой цилиндр меньшего диаметра.

Труднее понять по чертежу форму более сложной детали, например вилки.

Как легче определить форму предмета по чертежу? Для этого сложную по форме деталь мысленно расчленяют на отдельные составляющие ее части, имеющие форму различных геометрических тел. Рассмотрим пример.

На рисунке 74, а дано изображение опоры. Какова ее форма? Она слагается из прямоугольного параллелепипеда, двух полуцилиндров и усеченного конуса. В детали имеется цилиндрическое отверстие (рис. 74. б). После такого «расчленения» форму детали определить легче.

Рис. 74. Анализ геометрической формы опоры

Мысленное расчленение предмета на составляющие его геометрические тела называют анализом геометрической формы.

  1. Какие геометрические тела вам известны?
  2. Назовите предметы, имеющие форму шара, цилиндра, конуса, призмы.
  3. Как называется процесс мысленного расчленения предмета на геометрические тела, образующие его поверхность?
  4. Для чего нужен анализ геометрической формы предмета?

Определите, поверхности каких геометрических тел образуют форму предметов, изображенных на рисунке 75.

Рис. 75. Задание для упражнений

МОУ «Средняя школа № 35»

Анализ геометрической формы предмета

(мультимедийный урок)

9 класс

Подготовила : Салмина Наталья Анатольевна

2005 – 06 учебный год

Тема: Анализ геометрической формы предмета

Цели : вспомнить геометрические тела, дать понятие об анализе формы предмета; научить учащихся в любой технической детали находить простые геометрические тела, читать и строить их чертежи; развивать пространственные представления и мышление; воспитывать чувство времени, ответственности в коллективе.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы проведения: викторина, беседа, чтение и выполнение чертежей, упражнения, работа с учебником.

Материальное обеспечение: модели геометрических тел, образование геометрических тел, технические детали.

Х О Д У Р О К А.

  1. Организационная часть.
  2. Сообщение темы, целей урока

Тема урока: «Анализ геометрической формы предмета». Мы должны вспомнить основные геометрические тела, узнать, как строиться их проекции, использовать эти сведения при чтении чертежа. (слайд № 1)

  1. Изучение нового материала.
  1. Проведение викторины « Вспомни геометрические тела ».

Учитель: Прежде чем рассматривать новую тему, организуем между тремя командами (рядами) викторину «Вспомни геометрические тела».

Задача – вспомнить геометрические тела. Я буду опираться. ребята, на ваши знания из курса геометрии, рисования технологии. Чья команда даст больше правильных ответов, та и одержит победу. Готовы?.

Начинаю викторину.

Вопрос 1 команде: Как называется это геометрическое тело? (Демонстрация куба). Вывод. (слайд № 2)

Вопрос 11 команде : Назовите это геометрическое тело. (Демонстрация шестиугольной призмы). Вывод. (слайд № 3)

Вопрос 111 команде: Какое название имеет это геометрическое тело? (Демонстрация четырехугольной пирамиды.) Вывод. (слайд № 4)

Вопрос 1 команде: Какое геометрическое тело образуется при вращение прямоугольника? Вывод. (слайд № 5)

Вопрос 11 команде : Какое геометрическое тело образуется при вращение треугольника? Вывод. (слайд № 6)

Вопрос 111 команде: Какое геометрическое тело образуется при вращение трапеции? Вывод. (слайд № 7)

Вопрос для всех: Показаны лыжные палки с остриями в виде конуса, призмы и пирамиды. Фронтальные проекции их одинаковы, а горизонтальные?

1 команда – 1 рис.

2 команда – 2 рис.

3 команда – 3 рис.

Выводы. (слайд № 8)

Все команды справились с вопросами викторины, показали неплохие знания геометрических тел.

  1. Беседы об анализе геометрической формы предметов.

Названия геометрических тел первоначально были названиями конкретных предметов, имеющих форму, более или менее близкую к форме данного тела. Так слово « цилиндр » означало валик, каток, слово « конус » - сосновая шишка, слово « призма » – опиленная (имеется в виду опиленное бревно), « пирамида » происходит от слова « пюрами с », которым греки называли египетские пирамиды. Некоторые ученые предполагают, что форма пирамиды, в свою очередь, была подсказана египтянами перспективным сближением солнечных лучей. Такой световой эффект можно иногда наблюдать при появлении солнца в разрыве облаков. Шар ограничен поверхностью, которая называется сферой, от греческого слова « сфейра » - мяч. (слайд № 9-10)

Человек изучал форму предметов в процессе своей практической деятельности.

Присмотритесь к геометрическим телам, форма каждого тела имеют свои характерные признаки, по которым мы отличаем цилиндр от конуса, а конус от пирамиды. Мы говорим « куб » и каждый представляет себе его форму. Говорим « шар », и опять у нас возникает вполне конкретный образ.

Рассмотрим некоторые особенности геометрических тел.

Геометрические тела делятся на тела вращения и многогранники

Какие тела вращения вы знаете? Вывод.

Цилиндр, конус и усеченный конус имеют следующие элементы:

ось вращения, основание, образующую, цилиндр – цилиндрическую поверхность, конус - коническую поверхность, конус еще имеет вершину. (слайд № 11-12)

Шар - ось вращения, центр, экватор, меридиан. (слайд № 13)

Какие геометрические тела из многогранников вы знаете? Вывод.

Параллелепипед : прямоугольный, куб имеют вершины, грань, ребро. (слайд №14

Призма : основание, вершина, ребро, грань. (слайд № 15)

Пирамида, усеченная пирамида -вершина, ребро, грань. (слайд № 16)

Какие элементы являются общими у данных геометрических тел? Вывод.

И так, мы разобрали с вами элементы геометрических тел по которым мы отличаем их друг от друга.

В зависимости от основания призма и пирамида может быть различной. Если в основание шестиугольник, то призму и пирамиду называем шестиугольной; если треугольник, то треугольной призмой или пирамидой.

Вопрос: Присмотритесь к окружающим нас предметам. Что вы можете заметить? (Ответы учащихся)

Обобщение. Правильно, предметы имеют форму геометрических тел или представляют их сочетание.

Параллелепипед, призмы – жилой многоэтажный дом, деревенский дом;

Шар – мяч;

Цилиндр – барабан;

Конус – пожарное ведро;

Усеченный конус – цветочный горшок, ведро; (слайд № 17)

В основе формы деталей машин и механизмов также находятся геометрические тела.

Взгляните на таблицу. (слайд № 18)

Здесь изображены различные детали. Часть из них самой простой формы.

Вопрос: кукую форму имеют ось и ролик? А какова форма прокладки?

(Ответы учащихся).

Обобщение. О таких деталях, как ось и ролик, мы скажем, что они цилиндрические, а о прокладке - она призматическая.

Другие детали имеют более сложную форму, они представляют собой совокупность геометрических тел. Например: валик образуется в результате добавления к цилиндру другого цилиндра меньших размеров. А втулка – цилиндрическая, из которой удален другой цилиндр меньшего диаметра.

Труднее понять по чертежу форму более сложной детали, например вилка.

Вопрос: Как легче определить форму предметов по чертежу? (Ответы учащихся).

Обобщение. Для этого сложную по форме деталь мысленно расчленяют на отдельные составляющие ее части, имеющие форму различных геометрических тел.

Определение: мысленное расчленение предмета на составляющие его геометрические тела называют анализом геометрической формы. (слайд № 19)

Дано изображение опоры. Какова его форма? (слайд № 20)

Она слагается из прямоугольного параллелепипеда, двух полуцилиндров и усеченного конуса. В детали имеется цилиндрическое сквозное отверстие. После такого «расчленения» форму детали определить легче.

3.Первичное закрепление: устный опрос.

Вопросы и задания для закрепления:

Рисунок 1 (слайд № 21)

  • Какие геометрические тела изображены?
  • Есть ли на изображение тела вращения

Если есть, назовите их.

  • Какое геометрическое тело расположено ближе всех к нам?
  • Какие геометрические тела касаются друг друга.

Рисунок 2 (слайд № 22)

  • Из каких геометрических тел состоит эта композиция.
  • Определите вид сверху данной композиции.

IV. Закрепление изученного материала. (слайд № 23)

Практическое упражнение

Задание: по наглядному изображению детали выполните ее чертеж в необходимом количестве видов.

V. Домашнее задание (слайд № 24)

VI. Заключительная часть. (слайд № 25)

Подведем итоги урока, заполняя пустые графы текста нужными словами и терминами.

  1. Каждую деталь можно мысленно ________________

на отдельные _____________

  1. Такой процесс называется ___________________
  2. Одинаковыми проекциями отличаются только два геометрических тела – это __________________ и ____________________

Рекомендуем почитать

Наверх